<<

стр. 5
(всего 5)

СОДЕРЖАНИЕ

общества (архитектурой, искусством, наукой, техникой);
- проблемы человека и вещи и связанные с этим задачи определения опти-
мальных возможностей изделий, что дает возможность обеспечить оптимальное
протекание основных жизненных процессов;
- проблемы оценки и прогнозирования важнейших потребительских свойств
промышленных изделий, удовлетворяющих необходимым общественным функци-
ям;
- проблемы разработки методов дизайна, принципов и способов анализа и ос-
мысления научного и художественного моделирования.
Техническая эстетика не может развиваться вне органичной связи с эстети-
кой, только при взаимосочетании этих двух наук возможны результаты.
ЭСТЕТИКА СПОРТА — отрасль эстетической науки, изучающая эстети-
ческие закономерности, которые проявляют себя в сфере спортивной деятельно-
сти, спортивных отношений и оказывают влияние на развитие этой области об-
щественной жизни.
Эстетика спорта изучает эстетическое содержание спорта, взаимосвязи эс-
тетических компонентов спорта с технической подготовленностью спортсменов,
особенности формирования эстетических чувств, вкусов и потребностей в сфере
спорта, взаимодействие спорта и искусства.
Эстетическое осознание и восприятие человеческого движения является
одной из причин возникновения и развития спорта, исторически сложившегося в
формах состязаний и специальной подготовки к ним как средство совершенство-
вания способностей и качеств духовного и физического мира личности. Физиче-
ское совершенство человека становится предметом целенаправленной деятельно-
сти. Физическая культура и спорт выступают основными "школами" для
формирования красоты человеческой пластики.
В различных видах спорта по-разному выражена эстетическая направлен-
ность, например, в таких видах как фигурное катание, художественная гимнастика,
синхронное плавание, фристайл, прыжки в воду ярко выражено стремление к кра-
соте, гармонии, тесное взаимодействие с искусством.
Специфическая черта спорта — высокая эмоциональная напряженность со-
стязания, чем предопределяется его зрелищность, которая отличается, например,
от зрелищнос-ти в цирке, на больших гала-концертах.
Другая особенность спортивного зрелища — игровой азарт. Поэтому одна
из важных функций эстетического воспитания в сфере спорта, от которой во
многом зависит эффект воспитания и самовоспитания в целом, состоит в том,
чтобы направить азарт участников состязания и зрителей в русло гуманистических
ценностей, эстетических эмоций.
В сфере спорта создается своя особая предметная среда (стадионы, спортив-
ная одежда, снаряды, знаки и т. п.), оказывающая существенное воздействие на
образ и стиль жизни людей.
Таким образом, спорт непосредственно влияет на эстетическую культуру
общества, на традиционные виды эстетической деятельности. Происходит и об-
ратный процесс — проникновения искусства, форм эстетической деятельности,
методов художественного творчества, выразительных средств художественного
языка в сферу спорта.
ЭСТЕТИКА ТРУДА — сфера эстетической науки, в которую входит целе-
направленная деятельность, посредством которой люди осваивают действитель-
ность, приспосабливают и преобразовывают в соответствии со своими потребно-
стями через красоту, гармонию, стремление улучшить свою жизнь во всех ее об-
ластях.
Этими практическими преобразованиями действительности человек прояв-
ляет себя как совершенно особое, исключительное существо, которое активно
предметизирует себя в действительности, а в результатах труда находит и осоз-
нает самого себя. Поэтому процесс труда, который связан с эстетикой во всех ее
проявлениях считается исходным моментом эстетического освоения действитель-
ности человеком.
В процессе труда (умственного или физического) каждая операция пресле-
дует свою практическую цель и приносит совершенно определенную пользу. Чем
эта операция труднее, сложнее и новее, тем больше доказывает она наши способ-
ности и утверждает нашу личность.
На каком бы рабочем месте мы не работали, что бы ни создавали, мы все-
гда стремимся выполнить нашу работу лучше, чем вчера, или усовершенствовать
ее, найти новое решение и т. д.
Обратите, пожалуйста, внимание хотя бы один раз на людей (в метро, в
общественном транспорте), когда они едут с работы. Почему же у многих из них
такие грустные лица?! Конечно, некоторые из них сильно устали, у других ˜ про-
блемы дома, может — у кого-то нелюбимая работа,... А сколько людей получают
удовольствие от сделанного во время рабочего дня? Наверное, стоит над этим за-
думаться.
Конечно, в некоторых сферах трудовой деятельности имеются большие во-
зможности для использования творческих поисков, в других — меньшие. Но, в
принципе, любой труд может быть творческим. Ведь такой труд меняет все во-
круг, в нас самих, благодаря чему все становится новым, интересным, поднимает
настроение и веру в себя.
Но будет ли труд творческим — зависит только от самого человека. Тво-
рить — означает для каждого применять и развивать свои способности, а сте-
пень творчества зависит от подхода к этому труду.
Эстетическая ценность труда всегда связана с его творческим характером, с
возможностями для самореализации человека. Хотя между трудовой деятельно-
стью и ее эстетическим характером ни в прошлом, ни в настоящем не проходи-
ла совершенно четкая граница. Красота труда исторически родилась из трудо-
вой деятельности, но это, конечно, проявляется не всегда, не при всех обстоя-
тельствах.
Иногда отвращение к труду могут вызвать обстоятельства от нас не зави-
сящие. Например, мы обнаружили, что по чьей-то вине никому не нужны ре-
зультаты нашей работы или, что еще хуже, смысл выполняемой нами работы с
самого начала был сомнителен. Труд — это деятельность, которой люди
занимаются ради себя, друг друга, иначе она теряет смысл, а с ним и
маются ради себя, друг друга, иначе она теряет смысл, а с ним и эстетическую
значимость. И самое главное условие трудовой деятельности — работа должна
нам нравиться. Если это условие выполнено, приходит очередь других эстетических
моментов, в частности связанных с рабочей средой. Когда говорят об эстетике
труда, часто имеют ввиду только эстетические стороны самой работы. Но как
цветок в вазе вряд ли украсит неприбранную комнату, так и самое изобретатель-
ное цветовое решение рабочего помещения не скрасит работу нам неинтересную
и неприятную. Даже самый совершенный с точки зрения интерьер цеха не будет
эстетически функциональным, если работники будут ссориться, поступать друг
другу назло, вести между собой мелочную бессмысленную войну. Поэтому эсте-
тической характеристикой сферы труда является также психологический климат
в коллективе, стремление сотрудников сохранять хорошую дружескую атмосферу.
Также в качестве исходных моментов эстетизации рабочей среды всегда по
праву указываются чистота, порядок, хорошее кондиционирование воздуха, осве-
щение и другие условия, выполнение которых необходимо для того, чтобы рабо-
чая обстановка воздействовала эстетически своими собственными качествами как
среда, благоприятная для работы.

РЕЗЮМЕ
1. Люди, предметы, явления, различные сферы деятельности неразрывно
связаны с эстетикой, со стремлением к красоте и гармонии.
2. Дизайн — эстетическое оформление промышленных изделий и других
продуктов массового производства, то есть поиски не только их формы, но и
цветного решения и эстетически функционального применения их полезных
свойств.
3. Тектоника — пластическое выражение в форме изделия характера и осо-
бенностей материала и конструкций.
4. Икебана — аранжировка срезанных цветов, а также веток, различных
частей растений и других природных предметов, с помощью которых достигает-
ся чрезвычайно эстетический эффект
5. Техническая эстетика — область эстетики, изучающая закономерности
формирования методами и средствами Дизайна гармоничной предметной среды
жизни и деятельности человека, целью которой является наиболее полное удовле-
творение его материальных и духовных потребностей.
6. Эстетика спорта — отрасль эстетической науки, изучающая эстетиче-
ские закономерности, которые проявляют себя в сфере спортивной деятельно-
сти, спортивных отношений и оказывают влияние на развитие этой области об-
щественной жизни.
7. Эстетика труда — сфера эстетической науки, в которую входит целена-
правленная деятельность, посредством которой люди осваивают действительность,
приспосабливают и преобразовывают в соответствии со своими потребностями
через красоту, гармонию, стремление улучшить свою жизнь во всех ее областях.
КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ
1. Дизайн
2. Тектоника
3. Икебана
4. Эстетика спорта
5. Эстетика труда
6. Техническая эстетика

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
"Любая теория преграждает путь к настоя
щему наслаждению".
(И. В. Гете. Изящные искусства);!
1. Подготовьте выступление о понравившемся Вам модельере.
2. Охарактеризуйте с помощью эстетических возможностей Вашу комнату,
Ваш дом, Вашу школу.
3. С помощью словарей, учебников, книг по эстетик подготовьте реферат о
взаимопроникновении эстетики одну из видов деятельности человека.
4. Какими бы Вы хотели видеть школьные классы, в которых Вы занимае-
тесь?
- _________________________________________________________________
- _________________________________________________________________
- _________________________________________________________________
- _________________________________________________________________
- _________________________________________________________________
5. Подумайте и подготовьте вопросы по данной теме:
1 _________________________________________________________________
2 ________________________________________________________________
3 _________________________________________________________________

6. Отгадайте кроссворд. Вам необходимо записывать в клеточки фамилии
поэтов, чьи отрывки из произведений стоят под данными цифрами.
4
1 7

2

5 9
8
6
3




По горизонтали:
1. "И не одно сокровище, быть может, Минуя внуков, к правнукам уйдет, И
снова скальд чужую песню сложит И как свою ее произнесет."

2. "Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землей,
И лучших дней воспоминанья
Пред ним теснилися толпой..."

3. "Удивления достойны поступки творца!
Переполнены горечью наши сердца:
Мы уходим из этого мира, не зная
Ни начала, ни смысла его, ни конца".

4. "Ведь себя одно и то же
По-различному дарит.
Малое с великим схоже,
Хоть и разнится на вид."

5. "Люди разных стран Равны в одном: им дорого и любо Все новое, хоть но-
вое и лепят Из старого. Ценнее и дороже Нам позлащенной глины черепок, Чем зо-
лото, измазанное глиной".

6. "Москва! Какой огромный
Странноприимный дом
Всяк на Руси — бездомный.
Мы все к тебе придем...
И льется аллилуйя
На смуглые поля. —
Я в грудь тебя целую,
Московская земля!"

По вертикали:

7. "Не повторяй — душа твоя богата –
Того, что было сказано когда-то,
Но, может быть, поэзия сама –
Одна великолепная цитата".

8. "Меж двух миров, на грани смутной тайны
Мерцает жизни странная звезда.
Как наши знанья бедны и случайны!
Как многое сокрыто навсегда!
Прилив столетий темный и бескрайний
Смывает грани, толпы и года,
Лишь мертвых царств угрюмые могилы
В пространствах мира высятся уныло".

9. "Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол,
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол..."

4. "Ты счастлив тем, что многие года
Живешь спокойно, с бурями не споря,
Друзей не знаешь, то есть никогда
Ни с кем не делишь радости и горя.
Но даже если прожил ты сто лет
И голова, как мудрость, поседела,
Тебе при людях говорю я смело,
Что не родился ты еще на свет".
ТЕМА 23

КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ

Эстетическая (иными словами, красивая, вызывающая прекрасные чувства,
состояния,...) жизнь личности является для нас определенным идеалом. Челове-
ческая личность постоянно изменяется, развивается, поэтому может изменяться
и жизненный идеал, но есть определенные условия (для нас это — категории),
при которых наше существование является разнообразным, наполненным смыс-
лом и, определенной степени, гармоничным.
Давайте вспомним, что такое категории эстетики.
Категории эстетики — наиболее общие понятия, в которых отражается ис-
тория освоения жизни человечески обществом по законам красоты. Иначе, это на-
иболее общие понятия эстетики (смотри тему N 3).
Категории эстетической жизни личности подразделяются на три группы:
I. Человеческие чувства — любовь, счастье,...
II. Нормы человеческого поведения — этикет, (отдельно выделим) речевой
этикет, "законы дома", такт,....
III. Основы человеческой деятельности — творческая деятельность, стре-
мление создавать что-либо по законам красоты.
Прежде чем раскрыть основные положения категорий эстетической жизни
личности необходимо познакомиться с понятием "эстетическая ценность".
Эстетическая ценность — это общественная (общечеловеческая) ценность
в отношении красоты и гармонии (что значит "красиво"?; что значит "гармонич-
но"?).
Эстетические ценности (как и моральные, практические,....) складываются
и складывались в процессе развития человеческого общества, человеческой
культуры. Они всегда связывались конкретно-чувственными свойствами окру-
жающих нас людей, явлений, предметов, так как в отличие от практических, мате-
риальных ценностей эстетически нельзя потрогать, продать, обменять, заложить.
Но результат влияния эстетических ценностей (как положительного, так и отри-
цательного характера) можно увидеть на лицах людей, заметить в их поведении,
речи, что очень важно для нас. А ведь и состоит наша жизнь из общения между
людьми, разговоров, обмена мыслями, чувствами,....
И ощущаем мы красоту, чувство прекрасного не только при виде замеча-
тельной картины захода солнца, но и при виде счастливой матери с младенцем;
мужчины, который подает руку женщине, выходящей из автобуса. Таким обра-
зом, ощущение красоты происходит тогда, когда мы чувствуем себе хорошо, ко-
гда нам нравится общаться с конкретным человеком, когда нам нравится жить.
Можно согласиться с тем, что стремление ощущать красоту побуждает нас раз-
говаривать с людьми, одеваться, обставлять свою квартиру, организовывать жизнь
определенным образом — так, чтобы мы чувствовали себя прекрасно и помогали
другим ощущать это же чувство. А чувствовать себя хорошо и красиво нам не-
обходимо не только в данный конкретный момент.
Красота — явление удивительное по своей природе, оно постоянно изме-
няется, трансформируется, предстает каждый раз обновленной в нашей жизни.
Видеть красоту нам помогает фантазия и творчество. Вспомните о традициях и
новаторстве (тема N 18) — можно сказать, что в данном случае происходит то
же самое. На протяжении всего развития человечества люди восторгались и вос-
торгаются Млечным путем, лунной ночью, двумя любящими сердцами, женской
красотой, искренней дружбой, верным служение Отчизне. Но каждый раз появ-
ляется новый оттенок, новая мысль, новое чувство.
Таким образом, категории эстетической жизни личности постоянны, но при
этом совершенствуются, обогащаются, в результате чего и наша жизнь по зако-
нам красоты становятся более насыщенным и прекрасной.
И одна из главных категорий данного направления — это любовь.
Конечно, мы не будем спорить о том, что это категория этическая. Но в
данном случае (как впрочем и в других: вспомните этические и эстетические ка-
тегории одновременно — прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное,
героическое, трагическое. Тема N 4) разве не любовь делает человека чище,
прекраснее? Разве не любовь заставляет человека петь, радоваться, творить?!
ЛЮБОВЬ — это понятие, которое очень трудно определить, но если вду-
маться, то можно сказать, что это многостороннее отношение к кому-то или к
чему-то, со всеми свойствами и качествами как положительного, так и отрица-
тельного характера.
Любовь — это отношение мужчины к женщине, мамы к своему ребенку,
любовь к Родине, к дому, к определенному виду деятельности.... И если говорить
о различных предметах любви, то можно выделить понятие, которое сопутствует
ей.
Мы говорим об отношении двух любящих сердец и тогда встречаемся с
понятием "секс", который оказывает влияние лишь на одну сторону любви.
Мы говорим о любви к Родине и вместе с тем подразумеваем любовь к
родному дому — олицетворение ее. Дом — это всегда объект эстетического от-
ношения, то место, где человек чувствует себя прекрасно (спокойно, хорошо,
уютно). Вспомните, когда Вам нравится какое-то определенное жилище (квар-
тира, кабинет, комната), то Вы говорите: "Как дома!".
Свет-это то, что в нас есть человеческого, всегда выходит за пределы одно-
го человека, так как каждый из нас может быть человеком, и чувствовать себя че-
ловеком только среди людей. А поскольку эстетическое — всегда признак челове-
ческого, то мы творим красоту и встречаемся с ней всегда как представители че-
ловеческого рода и находим в ней подтверждение присутствия людей в мире, с
котором мы живем. В семейном очаге его красота напоминает нам о присутствии
наших самых близких людей. И когда — кто-нибудь "уходит" из них, дом сразу
сиротеет.
Мы говорим об эстетических качествах дома, которые заключаются не то-
лько в отношениях между людьми, но и в чисто материальной его стороне. Мы
стремимся подумать интерьер, сделать наше жилище более уютным и удобным.
Но при изменении интерьера, нужно помнить, что собственный дом — это как
бы окно в мир, часть мира. И стены дома не ограничивают человеческой ценности,
а, наоборот, увеличивают ее. Отсюда мы можем говорить о такой категории как
патриотизм.
ПАТРИОТИЗМ — это любовь к общему дому, проявляющаяся в созида-
тельной деятельности и в чувствах к народу, который, по большому счету, явля-
ется относительного общего дома одной семьей.
Свою Родину мы любим не потому, что она этого заслуживает, а потому,
что нам это нужно самим. Любовь к Родине — одно из самых сильных чувств.
Это любовь к Дому, который существовал до нас и будет существовать всегда.
Он соединяет нас со всем, что в нем уже было (и плохого, и хорошего), состав-
ляет наше прошлое, помогает верить и осуществлять наши мечты, любить людей.
Конечно, "любить людей очень сложное понятие, но и многообразное. Одна
из сторон данного понятия — уважительное отношение к окружающим, опреде-
ленные правила между людьми.
ЭТИКЕТ — совокупность правил поведения в обществе и контактов между
людьми. Строгое соблюдение определенного этикета без учета меняющихся об-
стоятельств может производить комическое, отталкивающее впечатление, как
проявление неспособности осознать действительную ситуацию и приспособиться
к ней.
Этикету близок БОНТОН — изысканные манеры и поведение в обществе.
Эстетический характер нашего поведения не может быть приравнен к со-
блюдению определенных норм, учет этих норм имеет эстетическую значимость
лишь тогда, когда с их помощью мы выражаем человеческие отношения, кото-
рые имеют для нас позитивный (положительный) смысл.
Этикет касается всех сфер человеческой жизяедеятельности (во время
приема пищи, проезда в автобусе, участия в конференциях, встречи гостей, раз-
говора по телефону, выбора одежды в библиотеку на урок, на дискотеку).
Отдельно выделяется речевой этикет — совокупность правил и требова-
ний к человеку, который говорит. Сюда входит правильность, четкость речи, ма-
неры при разговоре, выступлении, объяснении,...; жесты и т. д., ведь, согласи-
тесь, что неприятное впечатление производит человека плохо владеющий речью, с
плохими манерами. Но соблюдение этикета, в том числе речевого возможно то-
лько при взаимной вежливости между людьми.
Взаимная вежливость — неоспоримое требование нашего времени. Ведь
наше настроение может испортиться от одного взгляда, одного слова (например,
"Здравствуйте!", произнесенного с определенной отрицательной интонацией).
Нельзя воспринимать вежливость как скрытность, неискренность. Конечно,
Вы можете не любить какого-то человека, но поздороваться с ним нужно обяза-
тельно. Как говорил Чернышевский: "Быть грубым, значит забывать собственное
достоинство".
Здесь необходимо сказать о том, что понятия "вежливость" и "такт" различ-
ны, хотя и взаимосвязаны.
ТАКТ — это такие формы поведения, как приветливость, предупредитель-
ность, внимание, любезность, осмотрительность, стремление не обидеть человека.
Такт сходен с деликатностью. И каждый тактичный человек вежлив, но не каж-
дый вежливый человек — тактичен. Конечно, Вы можете поприветствовать же-
нщину, подать ей руку при выходе из автобуса, но если Вы при этом обратите
внимание на то, что ее макияж не подходит к цвету ее костюма, то....
Деликатный человек интуитивно чувствует, о чем именно и где можно го-
ворить, а о чем лучше не вспоминать, удержаться от лишних советов и замеча-
ний; сделать вид, что не заметили промаха другого человека. И очень много
горьких минут приносят люди, которые слишком назойливы, а замечания их
неуместны.
Бестактно читать чужие письма, подслушивать чужие разговоры, громко
разговаривать в общественных местах, хлопать дверью.
Таким образом, все категории эстетической жизни личности продиктованы
общечеловеческими правилами, хорошим отношением к людям, стремлением к
гармони в отношениях.

РЕЗЮМЕ
1. Категории эстетической жизни личности строятся на взаимопонимании,
стремлении к гармонии и радости человеческих отношений.
2. Любовь — это многостороннее отношение к кому-то или к чему-то, со
всеми их свойствами и качествами (как положительного, так и отрицательного
характера).
3. Патриотизм — это любовь к общему дому, проявляющаяся в созидатель-
ной деятельности и в чувствах к народу, который является относительного обще-
го дома одной семьей
4. Этикет — совокупность правил поведения и контактов между людьми.
5. Бонтон — изысканные манеры.
6. Такт — определенные формы человеческого поведения, деликатность,
приветливость, любезность, внимание к другому, стремление не обидеть человека.

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ
1. Эстетическая жизнь личности
2. Любовь
3. Дом
4. Патриотизм
5. Этикет
6. Бонтон
7. Такт
8. Речевой этикет
9. Деликатность

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
"Никакая причина не извиняет невежливости".
(Т. Г. Шевченко)
1. Подготовьте выступление на одну из тем:
- Хороший тон в доме
- Принципы представления
- Гости: в роли хозяина в роли гостей
- Разговор по телефону
- Как элегантно накрыть на стол?
- Правила написания письма
- Как правильно и красиво есть?
- Дарим подарки.
2. Познакомьтесь с книгой А. Паламаря "Мудрость общения" — М., Моло-
дая гвардия, 1990. Составьте план ответа на вопрос: Что нового о поведении Вы
узнали из этой книги?
3. Прочитайте следующие положения, выберите из них те, которые необхо-
димы для такой категории как ЛЮБОВЬ. Обоснуйте свой ответ.
- Человек с рождения должен быть любим, для того, чтобы самому уметь
любить. Но если тот, кто нас любит, насильно добивается ответного чувства, та-
кая любовь может быть трудной и тягостной.
- Гораздо лучше любить кого-то. Прежде всего потому, что любовь дает
жизнь, придает ей особый смысл.
- Безответную любовь нельзя считать несчастьем.
- Любовь всегда делает человека более чутким, восприимчивым и эстетически
более требовательным.
- Из всего этого следует, что любить и быть любимым — это СЧАСТЬЕ.
4. Охарактеризуйте внешний вид человека, который идет
- в библиотеку,
- в театр,
- в гости,
- в институт (на учебу).
5. Попробуйте представить себе ситуацию, в которой Вы определили бы
невоспитанность, невежливость. Есть ли вообще такие ситуации?
ТЕМА 24

ПРЕКРАСНОЕ В НАС

ИЛИ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КАРТИНА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ4
Итак, завершается наше первое знакомство с эстетической наукой, и начи-
нается длительный, но очень интересный процесс претворения полученных зна-
ний в ВАС, уважаемый читатель, в ВАШУ жизнь.
На протяжении долгого времени изучения эстетики Вы поняли, что — это
не только наука, но и сама наша жизнь, мы сами. Ведь, в конечном итоге, эсте-
тика, то есть красота и гармония, призвана сделать человека и окружающий его
мир лучше, добрее, справедливее. Красота определенным образом раскрывает нам
идеалы, ценности нашего существования, является своеобразным ориентиром,
маяком, путеводной звездой, в направлении которых должна двигаться каждая
личность, изменяя себя и окружающих к лучшему, стремясь жить в гармонии с
собой и со всем миром.
Стремление к красоте, реализация человеком заложенного в нем творческо-
го потенциала, своеобразный подход к жизни и ее проблемам, самореализация
своей человеческой сущности, — вот те задачи, которые эстетика, а, значит, и
жизнь, ставит перед каждой личностью.
И здесь эстетика тесно соприкасается с психологией. Человек ежедневно
сталкивается с массой проблем — ему не нравится его внешность, его "никто не
любит" (как ему кажется), он не удовлетворен жизнью в целом... Как преодолеть
это, не причиняя вреда себе и другим? Как решать задачи которые стоят перед
личностью в течение всей жизни, как добиться красоты и гармонии? На эти во-
просы отвечает эстетическое направление психологии жизненного пути личности,
которое рассматривает развитие человека в совокупности с его прошлым, настоя-
щим и будущим.
Каковы же пути достижения эстетического идеала жизни для каждого из нас?
ДОСТИЖЕНИЕ ГАРМОНИИ ВНУТРИ СЕБЯ
Шаг первый — самонаблюдение.
Для начала необходимо познакомиться с... самим собой. Вглядитесь внима-
тельно внутрь себя, понаблюдайте за собой, своими мыслями, чувствами и по-
ступками. Что Вам в себе нравится? Воспринимаете ли Вы себя прекрасным, хо-
рошим человеком? Что Вам не нравится в себе? Что Вы хотите в себе изменить,
исправить? Постарайтесь честно ответить на эти вопросы, вступите в откровен-
ный диалог с самим собой.
Это позволит Вам стать исследователем по отношению к самому себе, по-
тому, что в процессе такого диалога происходит развитие рефлексии.

4
Данная тема написана совместно с психологом ГОРСКИМ Дмитрием Александровичем
Рефлексия (от лат. "рефлексио" — обращение назад) — это процесс позна-
ния человеком самого себя, анализ собственных мыслей, чувств и переживаний.
Шаг второй — самопознание.
После того, как самонаблюдение станет для Вас обыденным занятием, Вы
будете способны понимать многие события, чувства и переживания, анализиро-
вать их.
Вспомните материал темы N 12. Мы попытались понять великих художни-
ков, специфику их жизни, отмечали положительные черты их творчества и суще-
ствования. Говорили о критических моментах их жизни, находили схожие мысли у
себя и делали вывод о том, что именно их деятельность, творчество помогало
преодолевать невзгоды и переживания. Поэтому и нам необходимо познать самих
себя, научиться определять, за какое дело можно браться, а какое — не под силу,
как справиться со своим настроением или преодолеть негативное отношение к
какому-либо человеку.
Шаг третий — самоприммтяе.
Стремление быть такими, как все, не отличаться от своих товарищей, не
выделяться из коллектива свойственно молодым людям. И именно одна из целей
эстетики показать и доказать, что две одинаковые красивые вещи уже не красивы,
два человека в одинаковой одежде и с идентичными манерами поведения не вызо-
вут положительного эстетического чувства.
Однако, вспомните, что одно из основных качеств шедевра культуры и ше-
девра культуры — Человек — его уникальность, непохожесть на других, что по-
рождает самоценность, прежде всего, каждой личности. Ваши внешность, харак-
тер, способности, общение с другими людьми и многое другое — единственны и
неповторимы. ВДУМАЙТЕСЬ, ВЫ ОДИН ВМЕШДЕТЕ В СЕБЕ ЦЕЛЫЙ МИР!
Осознание этого факта поможет Вам приобрести самоуважение, заставит
бережнее относиться к себе, поверить в собственные силы и возможности.
ДОСТИЖЕНИЕ ГАРМОНИИ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С ДРУГИМИ
ЛЮДЬМИ.
Шаг четвертый — принятие других. Познав и приняв себя, подружитесь
с самим собой, создав уют, покой и красоту в собственной душе, Вы станете спо-
собны к установлению доверительных отношений с другими людьми. Осознавая
свою неповторимость, Вы признаете неповторимость и уникальность других лю-
дей. Несмотря на разногласия, сложности взаимоотношений, внешнюю несхожесть,
научитесь относиться к ним терпимее, анализируя себя и других с позиции вы-
сших ценностей человеческих отношений.
Такой подход требует, чтобы человек отказался от попыток:
- "исправить" другого,
- использовать других в своих целях,
- давать советы другому, "учить его жизни".
Вспомните, пожалуйста, биографии великих людей, то, что Вам запомни-
лось — Разве Вы можете осуждать, ненавидеть их за какие-то определенные по-
ступки? Может быть нам стоит посмотреть друг на друга как на уникальных лю-
дей и стремиться:
- искать в другом хорошее;
- находить то, что сближает, а не то, что разъединяет людей;
- и если другой человек по каким-то причинам раздражает Вас, задавать себе
вопрос "Почему?", и искать ответ в себе.
Если Вы будете следовать этим бесхитростным принципам, Ваши друзья,
родители, учителя, другие близкие люди станут Вам понятнее, ближе, общение
станет более полезным и радостным.

РЕЗЮМЕ
1. Под эстетической картиной жизненного пути личности мы понимаем:
- субъективное представление человека об идеалах красоты,
- стремление к достижению этих идеалов на протяжении всей жизни.
2. Стремление к красоте, реализация человеком заложенного в нем творче-
ского потенциала, своеобразный подход к жизни и ее проблемам, самореализация
своей человеческой сущности — это самые главные задачи, которые ставят перед
собой эстетика и психология.
3. Эстетика, то есть красота человеческой жизни, возможна при достижении
гармонии внутри себя (самонаблюдение, самопознание, самопринятие) и дости-
жение гармонии во взаимоотношениях с другими людьми.
4. Каждый человек — это большой, еще неразгаданный мир! И этот мир мо-
жет обогащаться только при созидании, объединении и пересечении с другими
"мирами", а не при разрушении их (т. е. человеческих связей, связей с природой,
искусством, с самим собой).

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ
1. Эстетическая картина жизненного пути личности
2. Психология жизненного пути личности
3. Самонаблюдение
4. Самопознание
5. Самопринятие
6. Рефлексия
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
"Мы — цель и высшая вершина
Вселенной
Мы — наилучшая краса юдоли бренной;
Коль мирозданья круг есть некое
кольцо,
В нем, без сомненья, мы — камень
драгоценный".
(Омар Хайям)
1. Вспомните, кто из людей искусства (различных исторических перио-
дов) при жизни подвергался гонениям? Объясните, почему?
Почему окружающие люди не понимали, не принимали их?
Как такое отношение со стороны общества отражалось на творчестве а
жизнь великих людей?
Сделайте вывод.
2. Подумайте, какую роль в жизни людей играет человеческая поддержка,
взаимопонимание, стремление помочь? Приведите примеры из истории и своей
жизни.
3. Подготовьте для себя 10 карточек размером с открытку. Затем на каж-
дой из них напишите по одному качеству, которое, как Вам кажется, присуще
Вам. После этого проранжируйте эти качества по значимости. Обратите внима-
ние, какие характеристики у Вас преобладают - позитивные или негативные?
Что для Вас наиболее значимо? Насколько сильно проявляется у Вас качество,
стоящее на последнем месте? Хотели бы Вы избавиться от него или нет?
4. Возьмите два листа бумаги. На одном из них изобразите символически
себя "реального" (такого, каким Вы видите себя в данный момент), а на другом —
себя "идеального" (таким, каким Вы хотели бы стать).
Ответьте на вопросы: Чем отличается изображение "реального Я" от "иде-
ального Я"? Что Вы хотите изменить в себе? Чего добиться?
5. Каждый из Вас умеет что-то делать лучше, чем другие: жарить омлет,
натирать до блеска ботинки, петь или рассказывать смешные истории...
А что Вы умеете делать лучше всех? Вырежьте из старых журналов кар-
тинки, соответствующие Вашим достоинствам, сделайте коллаж и повесьте его на
видном месте и постоянно работайте с ним.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, Вы познакомились с основами эстетики — науки о прекрасном.
Дальнейшая самостоятельная деятельность сложна, имеет много "поворо-
тов" и "туннелей". И преодолевать, с честью выходить из трудных ситуаций по-
может Вам Ваша вера в себя, умение творчески подходить к себе и к своей жиз-
ни.
Ведь чем бы Вы ни занимались, какую бы профессию ни выбрали — она
будет Вам приносить радость только тогда, когда будете получать удовлетворение
от работы, видеть результаты своего труда, стремиться улучшать, совершенство-
вать себя — как специалист, профессионал, Человек.
Удовлетворение от выполняемой работы, радость при общении с людьми
— важнейший момент Вашей жизни, один из залогов человеческого счастья.
А превратить темную, маленькую комнату в светлый, уютный "свой мир"
— разве не творчество и счастье?
Посмотреть на себя в зеркало, увидеть недостатки, суметь их исправить —
разве не творчество?
Улыбнуться грустному пассажиру в автобусе и получить в ответ улыбку —
разве не счастье?
И если Вы чувствуете, что можете развивать и расширять свой творческий
потенциал, слушать свое сердце и разум, творить себя и окружающий мир по за-
конам красоты, то все, что написано в этой книге и сделано Вами — не зря! Спа-
сибо Вам за это!

СЧАСТЬЯ И КРАСОТЫ ВАМ!
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА К ТЕМАМ
К темам 1, 2, 3, 4, 5, 6
1 Борев Ю. Эстетика. М.: Политиздат, 1988.
2 Гулыга А В. Что такое эстетика?: Книга для учащихся. М., Просвещение,
1987.
3. Краткий словарь по эстетике. М.: Просвещение, 1983.
4. Эреигросс Б. А. Удивительная наука эстетика!.. М.: Дет. литература, 1977.
5. Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева, Л. И. Новиковой и В И.
Толстых. М.: Политиздат, 1989.

К темам 7, 8, 9, 10, 11
!. Громов Е. С. Начала эстетических знаний. М.: Сов. художник, 1984.
2. Громов Е. С Природа художественного творчества. М.: Просвещение,
1986.
3. Гулыга А. В. Что такое эстетика?: Книга для учащихся. М.: Просвещение,
1987.
4. Краткий словарь по эстетике/Под ред. М. Ф. Овсянниковой М.: Просве-
щение, 1983.
5. Левин С. Беседы с юным художником Вып. 1. М.: Сов. художник, 1988.
6. Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева, Л. И. Новиковой и В. И.
Толстых. М.: Политиздат, 1989.
7. Энциклопедический словарь юного зрителя. М.: Педагогика, 1990.
8. Энциклопедический словарь юного музыканта. М.: Педагогика, 1985.
9. Энциклопедический словарь юного художника. М.: Педагогика, 1983.
К темам 12, 13, 14, 15, 16
1. Борев Ю. Эстетика. М.: Политиздат, 1988.
2. Бродский Б. Жизнь в веках. М.: Сов. художник, 1983,
3. Зингерман Б. И Парижская школа. М.: Союзтеатр, 1993.
4. Зись А. Я. В поисках художественного смысла. М.: Искусство, 1991.

К темам 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
1. Борев Ю. Эстетика. М.: Политиздат, 1988.
2. Зингерман Б. И. Парижская школа. М.: Союзтеатр, 1993.
3. Ильина Т. История искусств Западноевропейское искусство. М.: Высшая
школа, 1993.
4. Виноградова Н. А., Николаева Н. С. Малая история искусств. М.: Искус-
ство, 1979.
5. Брожик В. Эстетика на каждый день. М.: Знание, 1990.
6. Разумихина Г. П. Будь, пожалуйста, счастлив. М.: Моск. рабочий, 1980.
7. Популярная художественная энциклопедия. В 2-х тт. М,: Сов. энциклопе-
дия, 1986.
8. Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева, Л. И. Новиковой и В. И.
Толстых. М.: Политиздат, 1989.
9. Энциклопедический словарь юного зрителя. М.: Педагогика, 1990.
10. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М.: Педагогика,
1988.
11. Энциклопедический словарь юного музыканта. М.: Педагогика, 1985.
12. Энциклопедический словарь юного художника. М.: Педагогика, 1983.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Алпатов М. Искусство. Книга для чтения. М.: Просвещение, 1969.
2. Андреева М., Антонова А., Дмитриева О. Рассказы о трех искусствах. Л.:
Дет. литература, 1975.
3. Асперс Б. В. Театр Мочалова и Щепкина. М.: Искусство, 1979.
4. Бальзак О. де. С. С. в 24 тт. М.: Правда, 1960.
5. Башкирцева М. К. Дневник Марии Башкирцевой. М.: Молодая гвардия,
1991.
6. Берштейн Б. М. Начиная знакомиться с историей искусств. М.: Сов. ху-
дожник, 1963.
7. Бодлер Ш. Стихотворения в прозе. М.: Высшая школа, 1993.
8. Брожик В. Эстетика на каждый день. М.: Знание, 1990.
9. Вейс Д. Нагим пришел я... М: Республика, 1993.
10. Галерея Уффици. Флоренция. Альбом/Сост. А. Губер. М.: Сов. худож-
ник, 1968.
11. Гофман Э. Т. А. Избранные произведения. В 3-х тт. М.: ГИХЛ, 1962. Т. 1.
Щелкунчик и мышиный король.
12. Григорьева Т. Красотой Японии рожденный. М.: Искуство, 1993.
13. Гулыга А. В. Что такое эстетика?: Книга для учащихся. М.: Просвещение,
1987.
14. Гюго В. Собор Парижской Богоматери. М.: Худ. литература, 1977.
15. Демская А. А. Государственный музей изобразительных искусств им. А.
С. Пушкина. М.: Искусство, 1979.
16. Дмитриева Н. А. Михаил Врубель. М.: Дет. литература, 1988.
17. Думова Н. Московские меценаты. М.: Молодая гвардия, 1992.
18. Ибсен Г. Пер Гюнт. М.: Худ. литература, 1980.
19. Импрессионисты, их современники, их соратники: Живопись. Графика.
Литература. Музыка/Под, ред. А. Д. Чегодаева. М.: Искусство, 1976.
20. Кривицкий К. Е. Школьникам об эстетике. М.: Просвещение, 1975.
21. Крымова Н. Любите ли Вы театр? М.: Дет. литература, 1987.
22. Куликова И. С. Экспрессионизм в искусстве. М.: Наука, 1978.
23. Левин С. Д. Беседы с юным художником. Вып. 1. М.: Сов. художник,
1988.
24. Миньона Музыка в русской прозе (вторая половина XIX века)/Сост. А.
Трейслер. М.: Музыка, 1991.
25. Модернизм. Анализ и критика основных направлений/ Сост. В. В. Вол-
ков, Ю. Д. Колпинский, М.: Искусство, 1973.
26. Молдавский Д. Радуга — все 7 цветов. Воспоминания о художниках. Л.:
Лениздат, 1987.
27. Овсянников М. Ф. Эстетика в прошлом, настоящем и будущем: Из исто-
рии эстетической мысли. М.: Просвещение, 1989.
28. Овчинников В. Ветка сакуры. М.: Молодая гвардия, 1971.
29. Панас К. И. Художественный музей Метрополитен. М.: Искусство, 1982.
30. Разумихина Г. П. Будь, пожалуйста, счастлив. М..: Моск. рабочий, 1980.
31 Руставели Ш. Витязь в тигровой шкуре. М.: Дет. литература, 1979.
32. Стоун И. Муки и радости. СПб: Северо-Запад, 1993.
33. Стоун И. Жажда жизни. СПб: Северо-Запад, 1993.
34. Толстой Л. Анна Каренина. М.: Гослитиздат, 1953.
35. Толстой Л. Война и мир. М.: Просвещение, 1987.
36. Тютчев Ф. Лирика. Л.: Лениздат, 1955.
37. Уайльд О. Избранные произведения. В 2 тт. М.: Республика, 1993.
38 Федосюк Ю. М. Москва в кольце Садовых. М.: Моск. рабочий,1991.
39. Фейхтвангер Л. Гойя, или тяжкий путь познания. Киев: Радянский пис-
менник, 1956.
40. Филатов Л. Про Федота-стрельца, удалого молодца. Лыткарино: Восход,
1992..
41. Честерфилд. Письма к сыну. М-: Культура и традиции, 1993.
42. Чехов А. Драма на охоте. М.: ГИХЛ, 1955.
43. Шекспир В. Сонеты. М.: Радуга, 1981.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Античная литература. Греция. Антология. В 2-х чч. /Сост. Н. А. Федоров,
В. И. Мирошенкова. М.: Высшая школа, 1989.
2. Апресян 3. Г. Свобода художественного творчества. М.: Искусство, 1985.
3. Афасижев М. Н. Западные концепции художественного творчества. М.:
Высшая школа, 1990.
4. Банфи А. Философия искусства. М.: Искусство, 1989.
5. Башкирцева М. К. Дневник Марии Башкирцевой. М.: Молодая гвардия,
1991.
6. Белов В. И. Лад: Очерки о народной эстетике. М.: Молодая гвардия, 1982.
7. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х
тт./Сост. Р. А. Гальцев. М.: Искусство, 1994.
8. Беркли Дж. Сочинения/Сост. И. С. Нарский. М.: Мысль, 1978.
9. Бестужев-Марлинский А. Сочинения. В 2-х тт. М.: Худ. литература, 1981.
10. Берк Эдм. Философское исследование о происхождении наших идей воз-
вышенного и прекрасного. М.: Искусство, 1979.
11. Блок А. А. Лирика. Театр. М.: Правда, 1982.
12. Блок А. А. О назначении поэта. М.: Сов Россия, 1971.
13. Борев Ю. Основные эстетические категории. М.: Высшая школа, 1960.
14. Борев Ю. Эстетика. М.: Политиздат, 1988.
15. Брожик В. Эстетика на каждый день. М.: Знание, 1990.
16. Бурно М. Е Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989.
17. Валицкая А. В. Русская эстетика XVIII в. М.: Искусство, 1983.
18. Васютинекий Н. А.. Золотая пропорция М.: Молодая гвардия, 1990.
19. Вейс Д. Нагим пришел я... М.: Республика, 1993.
20. Виноградова Н. А., Николаева Н. С. Искусство стран Дальнего Востока.
М.: Искусство, 1979.
21. Волкова Е. В. Проблемы содержания и формы в искусстве. М.: Знание,
1976.
22. Вольтер Ф. М. Эстетика: Статьи. Письма. М.: Искусство, 1974.
23. Выготский Л. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987.
24. Вяземский П. А. Эстетика и литературная критика. М.: Искусство, 1984.
25. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. В 4-х тт. М.: Искусство, 1968.
26. Гейне Г. П. С. С. В 6-ти тт. СПб: А. Ф. Маркс, 1904. Т. 3. Салон. Девуш-
ки и женщины Шекспира.
27. Герасимов С. А. Любить человека: Культура и нравственно-эстетическое
воспитание молодежи. М.: Просвещение, 1985.
28. Гете И. В. С. С. В 10-ти тт. М.: Худ. литература, 1980. Т. 10. Об искус-
стве и литературе.
29. Гете И. В., Шиллер Ф. Переписка. В 2-х тт. М.: Искусство, 1988.
30. Гоген П. Письма. — Ноа Ноа. Л.: Искусство, 1972.
31. Гоголь Н. В. С. С. В 7-ми тт. М.: Худ. литература, 1985. Т. 7. Письма.
32. Григорьева Т. Красотой Японии рожденный. М.: Искусство, 1993.
33. Громов Е. Начала эстетических знаний: Эстетика и искусство. М.: Сов.
художник, 1984.
34. Гулыга А. В. Что такое эстетика?: Книга для учащихся. М.: Просвеще-
ние, 1987.
35. Дидро Д. Эстетика и литературная критика. М.: Худ. литература, 1980.
36. Щолгов К. М. Итальянские этюды: Человек и история: поиск истины и
красоты. М,: Худ. литература, 1987.
37. Достоевский Ф. М. П. С. С. В 30-ти тт. Л.: Наука, 1979. Т. 19. Публици-
стика и письма.
38. Думова Н. Московские меценаты. М.: Молодая гвардия, 1992.
39. Егоров Б. Ф. Борьба эстетических идей в России середины XIX века
(1848—1861).
40. Еремеев А. Ф. Границы искусства. М.: Искусство, 1987.
41. Жан Поль. Приготовительная школа эстетики. М.: Искусство, 1981.
42. Ждан В. Эстетика экрана и взаимодействие искусств. М.: Искусство,
1987.
43. Зингерман Б. И. Парижская школа. М.: Союзтеатр, 1993.
44. Зись А. Я. В поисках художественного смысла. М.: Искусство,.1991.
45. Зись А. Я. Виды искусства. М.: Знание, 5979,
46. Золя Э. С. С. В 26-ти тт. М.: Худ. литература, 1966. Т. 25. Из сборника
"Натурализм в театре", "Наши драматурги", "Романисты-натуралисты", "Литера-
турные документы".
47. Ибсен Г. Пер Гюнт. Драматическая поэма. М.: Худ. литература, 1980.
48. Ильина Т. В. История искусства. Западноевропейское искусство. М.:
Высшая школа, 1993.
49. История эстетической мысли. В 6-ти тт./Ред. М. Ф. Овсянников. М.:
Искусство, 1985.
50. Камю А. Творчество и свобода. М.: Радуга, 1990.
51. Ките Дж. Стихотворения и поэмы. М.: Худ. литература; 1989.
52. Кольридж С. Избранные труды. М.: Искусство, 1987.
53. Краткий словарь по эстетике/Ред. М, Ф. Овсянников. М.: Просвещение,
1983
54. Кривицкий К. Е. Школьникам об эстетике. М.: Просвещение, 1975.
55. Кузнецова И. А. Красота человека в искусстве. М.: Искусство, 1980.
56. Куликова И. С. Философия и искусство модернизма. М.: Политиздат,
1980.
57. Левин С. Беседы с юным художником. Вып. 1. М.: Сов. художник, 1988.
58. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1993.
59. Лорка Ф. Об искусстве. М.: Искусство, 1971.
60. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М,: Ладомир,
1994.
61. Манн Т, С. С. В 10-ти тт. М.: Гослитиздат, 1959. Т. 9. О себе и собствен-
ном творчестве. 1906—1929. Статьи, 1908—1929.
62. Манн Т. Художник и общество: Статьи и письма. М.: Радуга, 1986.
63. Мигунов А. С. Искусство и процесс познания. М.: Изд. МГУ, 1986.
64. Молдавский Д. Радуга — все 7 цветов. Воспоминания о художниках. Л.:
Лениздат, 1987.
65. Молдавский Д. Мы идем по Эрмитажу. Л.: Лениздат, 1987.
66. Монтень М. Опыты. В 3-х книгах. М.: Голос, 1992.
67 Мороз О. П. Прекрасна ли истина? М.: Знание, 1989.
68 Овсянников М. Ф. Эстетика в прошлом, настоящем и будущем: Из исто-
рии эстетической мысли. М.: Просвещение, 1989
69. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.
70. Пастернак Б. Л. Об искусстве: "Охранная грамота" и заметки о художе-
ственном творчестве. М.: Искусство, 1990.
71. Петрарка Фр. Эстетические фрагменты. М.: Искусство, 1982.
72. Психология. Словарь/Под, ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.
М.: Политиздат, 1990.
73. Пушкин А. С. С. С. В 10-ти тт. М.: Худ. литература, 1977. Т. 10. Письма.
74. Разумихина Г. П. Будь, пожалуйста, счастлив. М.: Моск. рабочий, 1980.
75. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. М.: Прогресс, 1992.
76. Розанов В. В. Среди художников. М.: Республика, 1994.
77. Рубцов Н. Н. Символ в искусстве и жизни: философские размышления.
М.: Наука, 1991.
78. Руссо Ж.-Ж. Об искусстве. Статьи, высказывания, отрывки из произве-
дений. М.: Искусство, 1959.
79. Самохин В. Н. Эстетическое восприятие. Вопросы методологии и крити-
ки. М.: Мысль, 1985.
80. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-Пресс, 1992.
81. Скатерщиков В. К. Об эстетическом вкусе. М.: Знание, 1974.
82. Стендаль. Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастае за; Жизнь Рос-
сини. М.: Музыка, 1988.
83. Стендаль. С. С. В 15-ти тт. М.: Правда, 1959. Т. 6. История живописи в
Италии 1824 г.
84. Стенник Ю. В. Русская сатира XVIII века. М.: Наука.;1985.
85. Толстой Л. Н. Что такое искусство? Статьи, письма, дневники. М.: Со-
временник, 1985.
86. Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология.
Вып. 1/Сост. Н. К. Гаврюшина. М.: Изд. группа "Прогресс-Культура", 1993.
87. Философский словарь/Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991.
88. Хейзинга И. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, 1992.
89. Шестаков В. П. Очерки по истории эстетики: от Сократа до Гегеля. М.:
Мысль, 1979.
90. Шиллер Ф. С. С. В 7-ми тт. Т. 6. Статьи по эстетике. М.: Гослитиздат,
1955.
91. Шимунек Е. Эстетика и всеобщая теория искусств. М.: Прогресс, 1980.
92. Энциклопедический словарь юного зрителя. М.: Педагогика, 1990.
93. Энциклопедический словарь юного музыканта. М.: Педагогика, 1985.
94. Энциклопедический словарь юного художника. М.: Педагогика, 1983.
95. Эренгросс Б. Удивительная наука эстетика! М.: Дет. литература, 1977.
96. Эстетика Ренессанса. Антология в 2-х тт./Сост. В. П. Шестаков. М.:
Искусство, 1981.
97. Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева, Л. И. Новиковой и В.
И. Толстых. М.: Политиздат, 1989.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ НА КРОССВОРДЫ.
ТЕМА 7. ВИДЫ ИСКУССТВА
По вертикали: 1. Архитектура 4 Резьба 9. Цирк 6. Театр
По горизонтали: 2. Живопись 3. Скульптура 5. Музыка 6. Трагедия 7. Пе-
сня 8. Литература
ТЕМА 8. КАТЕГОРИИ СТРУКТУРЫ ИСКУССТВА
По вертикали: 1. Колорит 2. Контраст 8. Театр
По горизонтали: 3. Композиция 4. Цвет 5 Текст 6. Память 7. Сюжет
ТЕМА 12.
По горизонтали: 1. Вахтангов 2. Пушкин 3. Ломоносов 4. Серов 5. Крам-
ской
По вертикали: 6. Баумгартен 7. Достоевский 8. Мейерхольд
ТЕМА 14.
По гориаонтали: 1. Классика 2, Информативность
По вертикали: I Комикс 3, Вариант 4. Низменное 5. Артизация 6. Черно-
вик 7. Имидж 8. Старизм 9. Шоу
ТЕМА 17.
По горизонтали: 1. Катарсис 2. Знак 3. Этап 4. На правление 5. Художник
По вертикали: 6 Интерпретация 7. Замысел 8. Классика 9. Набросок 10.
Синестезий
ТЕМА 20.
По горизонтали: 1. Шопен 2. Чайковский 3. Моцзрт|
По вертикали: 4. Аппасионата 5. Бетховен 6. Вальс 7. Реквием
ТЕМА 22.
По горизонтали: 1, Мандельштам 2. Лермонтов 31 Хайям 4. Гете 5. Шек-
спир 6. Цветаева
По вертикали: 7. Ахматова 8. Байрон 4. Гамзатов 9. Есенин
ПРИЛОЖЕНИЕ
СХЕМА 1
КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИКИ

1. Основная категория ЭС-
ТЕТИЧЕСКОЕ


прекрасное, безобразное воз-
2. КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИ-
вышенное, низменнее трагиче-
ЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ское, комическое героическое,
фантастическое


3. КАТЕГОРИИ, АНАЛИЗИ- - эстетическая цепкость
РУЮЩИЕ СТЕПЕНЬ ЦЕН- - художествешюстт
НОСТИ ХУД. ПРОИЗВЕ- - шедевр
ДЕНИЯ

- народность
4. КАТЕГОРИИ СОЦИОЛО- - национальное, общенациональное
ГИИ ИСКУССТВА - общечеловеческое
- публика


5. КАТЕГОРИИ СТРУКТУ- композиция
РЫ ИСКУССТВА - художественный текст
- художественное пространство
- цвет



6. КАТЕГОРИИ, АНАЛИ- - художественный образ
- художественная правда
ЗИРУЮЩИЕ ХАРАКТЕР
- художественный метод
ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИ- - художественная концепция
ТЕЛЬНОСТИ В ИСКУС-
СТВЕ


7. КАТЕГОРИИ МЕЖВИДО- - ВИДЫ ИСКУССТВА
ВОГО АНАЛИЗА - художественный род
- художественный жанр
Схема 1 (продолжение)

8. КАТЕГОРИИ, АНАЛИ- - замысел
ЗИРУЮЩИЕ ТВОРЧЕ- - набросок
СКОЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ - черновик
- вариант
ИСКУССТВА



- способность
9. КАТЕОГРИИ - талант
- гений
ПСИХОЛОГИИ
- вдохновение
ИСКУССТВА - творческая фантазия



10. КАТЕГОРИИ
- художник
БИОГРАФИЧЕСКОГО
- этап творчества
АНАЛИЗА - творческий путь




- художественное произведение
11. КАТЕГОРИИ - классика
- массовое и алитарное искусство
ОНТОЛОГИИ
- художественный стиль
ИСКУССТВА



- художественный процесс
12. КАТЕГОРИИ СРАВНИ- - направление
ТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА - течение и искусстве
- художественное взаимодействие.




13. КАТЕГОРИИ - эстетическое восприятие
ВОСПРИЯТИЯ
- эстетическое созерцание
ИСКУССТВА И
- катарсис
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
- художественное наслаждение
Схема 1 (окончание)

- адресат
14. КАТЕГОРИИ
- адресант
КОММУНИКАТИВНОГО - знак
АНАЛИЗА - сообщение
ИСКУССТВА - интонация...



- интерпретация
15. КАТЕГОРИИ
- эстетическая оценка
КРИТИЧЕСКОГО - подходы
АНАЛИЗА
ИСКУССТВА



16. КАТЕГОРИИ - эстетическое восприятие
ЭСТЕТИЧЕСКОГО - духовное богатство
ВОСПРИЯТИЯ - всестороннее развитие личности



- законы красоты
17. КАТЕГОРИИ
- эстетический вкус
ЭСТЕТИЧЕСКОЙ
- художественный вкус
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - идеал,
- мера


18. КАТЕГОРИИ
- ангажирование
ПОЛИТИКИ И
- социальный заказ
ПРАКТИКИ
- премия
РУКОВОДСТВА - меценатство
ХУД. КУЛЬТУРОЙ



- любовь, счастье, патриотизм.
19. КАТЕГОРИИ - этикет, речевой этиект,
ЭСТЕТИЧЕСКОЙ - "законы дома", такт..
ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ - творчество, стремление создавать
что-либо по законам красоты
СХЕМА 2
ВИДЫ ИСКУССТВА



ЖИВОПИСЬ
ГРАФИКА

СКУЛЬПТУРА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ
МОУМЕНТ.
ИСКУССТВА
ПРОСТРАН-
ИСКУСТВО
СТВЕННЫЕ
АРХИТЕКТУРА ДЕКОРАТ.-ПРИКЛ
ИЛИ ПЛА-
ИСКУСС
СТИЧЕСКИЙ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
ФОТОГРАФИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
ЛИТЕРАТУРА
ВРЕНМЕН-
НЫЕ МУЗЫКА




ТАНЕЦ


ТЕАТР
ПРОСТРАН-
СТВЕННО- КИНОИСКУССТВО
ВРЕМЕННЫЕ


ЭСТРАДНО-
ЦИРВОВОЕ ИСКУС-
СТВО

<<

стр. 5
(всего 5)

СОДЕРЖАНИЕ