стр. 1
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

>>






ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

































Предисловие
В процессе изучения истории образования и педагогической мысли студенты должны осознать, что на всех этапах исторического развития школа и педагогическая мысль отражали потребности общественного прогресса, что развитие научного знания влияло на теорию и практику воспитания. Поэтому содержание этого учебного предмета представляется необходимым ориентировать на раскрытие качественных изменений в развитии школьной практики и педагогической мысли. Следовательно, при освещении тех или иных педагогических концепций, взглядов на воспитание отдельных мыслителей внимание студентов должно обращаться на то новое, что способствовало совершенствованию практики воспитания и обучения, с одной стороны, и развитию педагогической науки – с другой.
В основу работы студентов по истории образования и педагогической мысли должно быть поло­жено самостоятельное изучение первоисточников. При этом необходим учет конкретных исторических условий, в которых развивалась школа и возникали те или иные педагогические концепции. Самостоятельный критический анализ первоисточников призван стимулировать развитие у студентов пе­дагогического мышления, творческого подхода к решению практических задач воспитания.
Форма контроля – экзамен. На экзамене ответ студента оценивается по следующим критериям:
1. Уровень мышления (репродуктивный, самостоятельный, творческий).
2. Степень усвоения программного материала.
3. Умение переносить теоретические положения на анализ педагогических явлений.
4. Знание первоисточников и дополнительной литературы.
5. Умение отстоять свои позиции, дать обоснованную критику ложных установок и положений.
Предлагаемую программу изучения курса «История образования и педагогической мысли» следует рассматривать лишь как пример­ную, в которой намечена логическая структура курса и его основное содер­жание. Преподаватель может сам определять содержание, а так­же выделять темы или вопросы, которые предлагаются студентам для само­стоятельного изучения.

Раздел I
Курс «История образования
и педагогической мысли»

Тема 1. Введение

История образования как наука о становлении и развитии теории и практики воспитания, образования и обучения. Её место в истории мировой цивилизации. История образования как учебный предмет в высшей педаго­гической школе. Его значение в формировании профессиональной культуры будущего учителя.

* * *

История образования является одной из областей педагогики как науки и имеет тот же предмет, но несколько иные задачи. Ее отличительный признак – не отражение устоявшегося, принятого и наиболее широко используемого современной педагогической наукой взгляда на методологические основы, цели, содержание, принципы, методы и средства обучения и воспитания, а прослеживание характера и особенностей их эволюции в истории развития общества, смены исторических эпох, возникновения новых педагогических теорий.
В ее предмет также входит и анализ причин, вызывающих отмирание одних и модернизацию или возникновение других педагогических теорий, методик, способов организации учебно-воспитательного процесса. Эти причины могут быть вызваны как изменениями исторической ситуации, так и появлением нового знания в смежных областях, оказывающих значительное влияние на формирование и изменение педагогических взглядов на ребенка и задачи формирования его личности (См. табл.1).

Рекомендуемая литература

1. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики: Уч. пособ. – М., 1994.
2. Равкин З.И. Есть ли будущее у прошлого?// Воспитание школьни­ков. –1993. – № 5.
3. Равкин З.И. Актуальные проблемы историко-педагогических ис­следований. – М., 1993.
4. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогиче­ской мысли. – М., 1995.
5. Философия и история образования: Учебное пособие для студентов педагогических и образовательных учреждений / Под ред. Н.М.Мочалова. – Казань – Стерлитамак, 1998.
Таблица 1

Предмет и задачи истории образования и педагогической мысли


Предмет истории образования и педагогической мысли тот же, что и педагогики как науки: методологические основы, цели, принципы, содержание, методы и средства обучения и воспитания.
Отличие – выявление особенностей их эволюции в истории развития общества, анализ причин, вызывающих отмирание одних и возникновение или модернизацию других педагогических теорий, методик, способов организации учебно-воспитательного процесса.
Задачи:


как науки

как учебного предмета

1. Выявление тенденций и закономерностей развития педагогики как науки, чтобы прогнозировать направления ее будущего развития.

2. Знакомство с тем положительным опытом, который может быть адаптирован к условиям сегодняшнего дня и успешно использован в практике современной школы.

3. Ознакомление с имевшими место в истории педагогики ошибками, чтобы не повторять их в будущем.


1. Проследить эволюцию наиболее прогрессивных взглядов в истории педагогики и выйти на современный уровень понимания их значения.


2. Ознакомить с выдающимися педагогами прошлого, их работами, педагогическими взглядами и теориями, которые прошли проверку временем.



3. Научить будущего учителя аналитически подходить к общим реформам и частным изменениям в педагогической науке и практике.




Воспитание в первобытном обществе. Системы образования и педагогическая мысль в древнем мире

Тема 2. Воспитание в первобытном обществе

3арождение воспитания на ранних ступенях развития человечества. Воспитание детей в семье. Обряд инициации, подготовка к нему как форма организованного воспитания.

* * *

Воспитание в постепенно складывавшихся первобытных общностях, по необходимости, было равным для всех, имея целью подготовку всех без исключения детей и подростков к основным способам добывания средств к существованию. В это время еще отсутствовали специальные формы воспитания, и оно не отделялось от совместной жизни детей и взрослых.
В совместной деятельности со взрослыми дети и подростки наблюдали за поведением старших и, постоянно подражая им, приобретали соответствующие умения.
Выработка у подрастающего поколения необходимых для того времени норм поведения являлась предметом заботы всей общины. Отсутствовало физическое наказание детей.
В позднеродовой общине появление парного брака изменило всю организацию родового общества, став зародышем домашне-семейной формы воспитания. С этого времени в семье стали закладываться основы физического и духовного развития детей (См.табл.2).
Инициации – обряды перевода юношей и девушек в категорию взрослых – стали исторически первым общественным институтом, имевшим целью преднамеренную организацию воспитания и обучения.

Рекомендуемая литература

1. Корнетов Г.Б. Становление воспитания как общественного явле­ния. – М., 1992.
2. Мид Маргарет. Культура и мир детства. – М., 1988.
3. Первобытное общество / Под ред. А.И.Першица. – М., 1988.
4. Першиц А.И., МойгайтА.Л., Алексеев В.В. История первобытного общества. – М., 1982.
5. Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физи­ческого воспитания. – М., 1970.



Таблица 2
Воспитание в первобытном обществе






































Тема 3. Древневосточная цивилизация – прародина образования

Школы Древнего Египта: жреческие, дворцовые, военные и школы писцов-чиновников. Система образования в Индии и в Китае, их своеобра­зие среди стран древневосточной цивилизации. Школы для брахманов и кшатриев в Индии и трехступенчатая система образования в Китае.
Конфуций (551–479гг. до н.э.) и конфуцианство.

* * *

Появление воспитания и образования как особых форм человеческой деятельности восходит к эпохе древнейших цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока, становление которых принято относить к 5-му тысячелетию до н.э.
Прародиной образования стали страны Древнего Востока (Вавилония, Египет, Китай, Индия и др.). Древние цивилизации, несмотря на то, что они возникали и существовали изолированно друг от друга, имели много общего в путях экономического и социального развития, в том числе и в сфере воспитания и образования. Возникновение школ стало ответом на определенные экономические, культурные, политические потребности жизни. По мере социального развития эти потребности менялись, а с ними изменялись содержание, методы обучения и воспитания. Главными центрами обучения и воспитания в древнейших государствах Востока были семья, храмы и государство.
Получили развитие три основных типа школы: жреческие – создавались при храмах и готовили служителей культа; дворцовые – предназначались для обучения элиты общества; писцов – чиновников – были призваны удовлетворять нужды административно–хозяйственного управления.
Своеобразием в развитии системы образования выделялись Индия и Китай. Это определялось их национально-историческими традициями и присущим данным регионам Востока менталитетом.
На развитие воспитания, образования и педагогической мысли Древнего Китая наибольшее влияние оказал Конфуций. В основе его педагогических идей лежала трактовка им вопросов этики и основ управления государством. Центральным в его учении был тезис о правильном воспитании как непременном условии процветания государства.
Под влиянием конфуцианства образование приобрело гуманитарный характер (почти на 2 тысячи лет). Положительным в конфуцианстве был призыв к нравственному совершенствованию, провозглашение принципов жэнь (гуманность, человечность) и ли (правила поведения, определяющие отношения между людьми в обществе и семье, основанные на гуманности). Негативным в конфуцианстве было игнорирование таких наук, как математика, астрономия, медицина.


Рекомендуемая литература

1. Очерки истории школы и педагогической мысли Древнего и средне­векового Востока. – М., 1988.
2. Страна Хань: Сборник. – Л., 1959.
3. Матье М.Э. День египетского мальчика. – М., 1954.
4. Кондаков М.И. В школах Индии. – М., 1959.
5. Клепиков В. Конфуций – выдающийся педагог Древнего Китая // Народное образование. – 1957. – №10.

Тема 4. Системы образования и педагогическая мысль в
античном мире

Условия и причины становления различных систем воспитания в дре­внегреческих государствах. Система воспитания в Афинах (семья, мусические и грамматические школы, гимназии, эфебия) (См.табл. 3).
Развитие педагогической мысли в Древней Греции: Сократ, Платон, Аристотель. Система образования и формирования личности в Древнем Риме. Элементарные, грамматические и риторские школы. Вопросы воспита­ния в сочинениях римских мыслителей (Цицерон, Квинтилиан).

* * *

Временные границы античного мира огромны: от 3-го тысячелетия до н.э. до V века н.э., когда греко-римский мир рухнул, смешался с так называемым варварским миром, христианством и породил эпоху средневековья.
Воспитание и обучение юношества в Греции отражено в поэмах «Илиада» и «Одиссея», авторство которых приписывается легендарному древнегреческому поэту Гомеру. Внимание к воспитанию детей было большим, сложился образ совершенного человека, развитого умственно, нравственно и физически. В воспитательной практике этим идеалом руководствовались как педагогической целью.
Вершиной педагогической мысли Древней Греции справедливо считается Сократ (ок.470–339гг. до.н.э.). Он характеризовал воспитание как «второе рождение» («Познай самого себя!»). Стоял у истоков зарождения эвристического метода обучения (сократические беседы).
Платон (428/427–348/347гг. до н.э.), ученик Сократа. По мысли философа, в идеальном аристократическом государстве воспитание детей в семье и школьное обучение должны осуществляться под контролем государства и в его интересах.
Аристотель (384–322гг. до.н.э.) – ученик и продолжатель идей Платона. Вопросы воспитания и обучения затрагивались Аристотелем практически во всех его сочинениях. Он продолжал развивать идею государственного воспитания и обучения молодежи. Аристотель полагал, что ум ребенка от рождения есть «чистая доска», которая заполняется в процессе жизни и предложил свою концепцию воспитания и образования.
(См.табл. 4).
Цицерон (106–43гг. до н.э.) был оратором, политическим деятелем, философом, педагогом. Цицерон считал, что единственным путем для достижения человеческой зрелости является систематическое и непрерывное образование и самообразование.
Квинтилиан (ок.35–ок.96гг.) был первым римским учителем риторики, автором сочинения «Наставление оратору», где он изложил свои представления об обучении риторике. По убеждению Квинтилиана, общественное (школьное) образование имеет больше достоинств по сравнению с индивидуальным (домашним).

Рекомендуемая литература

1. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – M.,1963.
2. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. – М., 1961. – Т. 1.
3. Хофман Ф. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика: Очерки развития педагогической теории. – М., –1979.
4. История Древнего Рима. – М., 1981.
5. История Древней Греции. – М., 1986.
6. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.
7. Пряникова ВТ., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. – М.1995.

Таблица 3
Системы воспитания в античном мире.













В Спарте В Афинах
до 7 лет – Семейное
воспитание

до 7 лет – Семейное воспитание
до 18 лет – агеллы:
– физическое воспитание
– военные упражнения
– музыка, пение,
религиозные танцы, навыки чтения и письма.


до 20 лет – эфебия.

до 16 лет – палестра (школа борьбы)

до 30 лет – воинская служба

до 18 лет – гимнасии (философия, политика, литература, гимнастика).


до 20 лет – эфебия


до 30 лет – воинская служба
Таблица 4
Развитие педагогической мысли в Древней Греции.















Возрастная периодизация:
от рождения до 5 лет
от 5 до 7 лет
от 7 до 14 лет
от 14 до 21 года
Требовал учета возрастных особенностей. Обосновал значимость нравственного и эстетического воспитания.






Развитие образования и педагогической
мысли в эпоху средних веков (V–XVIIвв.)

Тема 5. Образование и просвещение в странах Востока

Влияние традиций античной культуры на развитие образования и об­разовательных учреждений в эпоху средневековья.
Отражение господствующей религиозной идеологии и мировоззрения (индуизм, буддизм, ислам) в содержании образования и методах препода­вания школ.
Развитие педагогической мысли средневекового Востока в трудах уче­ных-энциклопедистов Аль-Фараби (880–950гг.), Аль-Бируни (973–1048гг.), Ибн-Сины (980–1037гг.), Омара Хайяма (1048–1131гг.) и др.

* * *

В эпоху средних веков (V–ХVIIвв.) в сфере образования господствовали духовные феодалы – «князья церкви». Они владели основным источником богатства и власти в эту эпоху – огромными земельными наделами. В руках христианской церкви сосредоточились ценнейшие письменные памятники античной культуры. Написанные на латинском языке, они были одним из духовных звеньев, связывающих прежнюю систему образования с новой.
В этот период школа в содержании образования и методах преподавания отражала господствующие религиозные идеологию и мировоззрение (индуизм, буддизм, ислам), служа интересам духовных и светских феодалов.
Например, в Индии школы создавались при крупных храмах, в них обучались дети высших каст. В мусульманских регионах, странах Ближнего и Среднего Востока основными типами школ стали мектебы (начальная школа) и медресе (средняя религиозно-конфессиональная школа). Здесь же получали знания не только высшие духовные лица, но и поэты, писатели, философы, врачи.
Педагогическая мысль средневекового Востока была представлена замечательной плеядой ученых–энциклопедистов Аль-Фараби, Аль-Бируни, Ибн-Сины, Омара Хайяма и др. Они внесли значительный вклад в мировую культуру и педагогику.

Рекомендуемая литература
Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средневекового Востока. – М., 1988.

Тема 6. Школа и педагогическая мысль в
Западной Европе (до начала XVIIв.)

Монополия церкви на образование. Приходские, монастырские, собор­ные (кафедральные) школы. Развитие мануфактуры, ремесла и торговли, рост городов обусловили возникновение в XIII–XIVвв. нового типа учеб­ных заведений – цеховых и гильдейских школ. Рыцарская система воспита­ния как самостоятельная светская система в эпоху средневековья.
Возникновение первых университетов, их независимость от церкви, феодалов, и городской магистрации.

* * *

С установлением монополии церкви на образование в западной Европе основными типами школ стали: приходские, монастырские, соборные или кафедральные (См. табл.5).
Развитие мануфактуры, ремесла и торговли, рост городов обусловили возникновение в ХIII–ХIVвв. нового типа учебных заведений, призванных удовлетворять потребность в образовании городского населения – цеховых и гильдейских школ (См. табл. 6,7).
Параллельно церковной школьной системе и городским учебным заведениям самостоятельное развитие в эпоху средневековья получила имеющая светский характер рыцарская система воспитания (для феодалов). Ее основу составляли «семь рыцарских добродетелей» (верховая езда, плавание, владение копьем, фехтование, умение охотиться, играть в шахматы, заниматься стихосложением или играть на музыкальных инструментах). Для этой системы было характерно презрение к труду, ко всем его видам, включая умственный, пренебрежение даже элементарной грамотностью, привычка жить за счет чужого труда, частое участие в воинских походах, нередко приобретавших характер грабительских набегов на соседей (См. табл. 8).
Во второй половине эпохи средневековья (ХII–ХIIIвв.) возросла потребность в повышении уровня образования. К этому времени относится возникновение первых университетов, не зависимых ни от церкви, ни от феодалов, ни от городских магистратов. Наиболее знаменитые из них Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Пражский, Краковский и др. Традиционными факультетами средневековых университетов являлись: артистический, или факультет искусств (подготовительный, на нем изучались «семь свободных искусств» (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка), богословский, юридический и медицинский (См. табл.9).

Рекомендуемая литература

1. Очерки истории школы и педагогической мысли Древнего и средне­векового Востока. – М., 1988. От древнейших времен до Великой французской революции.
2. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. – М., 1988. –Ч.1.
3. Антология педагогической мысли христианского средневековья: В 2т. – М., 1994. – Т.1.
Таблица 5

Школа и педагогическая мысль в эпоху средних веков






















тривиум квадридиум















Таблица 6























Таблица 7




Цеховые школы

Гильдейские школы

– чтение,
– письмо на родном языке,
– счет,
– религия
Обучение ремеслу велось дома в мастерской отца.


обучение примерно то же, что и в цеховых школах.




Таблица 8
Система рыцарского воспитания









до 7 лет с 7 до 14 лет с 14 до 21г. 21 год






























Таблица 9
























Обучение 5–6 лет
















Тема 7. Школьная практика и педагогическая
мысль в эпоху Возрождения (XIV–ХVIbb.)

Зарождение школ нового типа. Витторино де Фельтре – «школа ра­дости» (Италия). Идеи воспитания в утопических сочинениях Т.Мора, Т.Кампанеллы, Ф.Рабле. Педагогические идеи в сочинениях М.Монтеня, Эразма Роттердамского.

* * *

Развитие капиталистических отношений, прогресс науки и культуры вызвали в ХIV–ХVIвв., в эпоху Возрождения, рост интереса к знаниям, к культурному наследию античных народов (возрождение интереса к нему и дало название эпохе), усилили потребность в новом характере и направлении образования. Это находит свое выражение в гуманизации, в отказе от суровой палочной дисциплины, системы телесных наказаний, жесткого режима, подавляющего ребенка, игнорировавшего его интересы и запросы. Создаются новые типы школ, подобные основанной Витторино де Фельтре (Италия) «школе радости».
В созданном в начале ХVI века английским мыслителем Томасом Мором (1478–1535гг.) утопическом проекте бесклассового общественного устройства прозвучала идея об обязательном участии всех граждан в производительном труде и о соединении его со всеобщим образованием.
Средневековая система воспитания получила сатирическое изображение в романе французского писателя, ученого-гуманиста, видного представителя педагогической мысли эпохи Возрождения Франсуа Рабле (р.ок. 1494г.–ум. в 1553г.) – «Гаргантюа и Пантагрюэль». В романе нашли отражение новые идеи педагогики данной эпохи (См. табл. 10).
Методы обучения и воспитания, направленные на активизацию и развитие самодеятельности, творческого мышления, инициативы ребенка теоретически обосновал в своем труде «Опыты» французский философ Мишель Монтень (1553–1592гг.) (См. табл.11).
Самым влиятельным среди гуманистов был Эразм Роттердамский (1466/69–1536гг.). Преобразование мира, изменение государственного и церковного уклада, достижение счастья он связывал с воспитанием. Одним из первых заговорил о народном образовании, провозгласил отношение к труду критерием нравственности (работы «О том, как подобает быстро и достойно обучать детей добродетели и наукам», «О методе обучения»).

Рекомендуемая литература

1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: Учебное пособие / Под ред. А.И.Пискунова. – М., 2001.
2. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Сост. А.И.Пискунов. – М.: Просвещение, 1981.
3. Кампанелла Т. Город солнца. – М., 1954.
4. Монтень М. Опыты. – М., 1954.
5. Мор Т. Утопия (любое издание).
6. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль (любое издание).
Таблица 10
Педагогическая мысль в эпоху Возрождения (ХIV–ХVIвв.)

Томас Мор (1478–1535)
Франсуа Рабле (1494–1553)
Лорд-канцлер, первый критик строя, основанного на частной собственности.

«Везде, где существует право собственности, где все измеряется на деньги, о справедливости и общественном благополучии не может быть и речи…»
– Выдвинул идею всеобщего, обязательного обучения, равенства в образовании мужчин и женщин.
– Противопоставил идее аскетического воспитания идею ценности человека и права на всестороннее развитие.
– Обосновал необходимость соединения обучения с трудом. «Есть одно занятие, которым должны все заниматься, – это земледелие. Дети изучают его теоретически в школах и практически на полях…»

– Физическое воспитание. Утопийцы «из физических радостей всему предпочитают здоровье».
– Нравственное воспитание (воспитание чувства справедливости, самоотверженности, гуманности, честности).
– Науки изучаются на родном языке.
– Показал, как государство должно организовать постоянное самообразование взрослых.
Получил образование в монастырских школах, окончил медицинский факультет, профессор анатомии.

– Подверг уничтожающий критике цель и методы феодального школьного образования.
– Пропагандировал активные методы обучения: экскурсии в природу, мастерские, наблюдение за звездами, сбор растений, эвристические беседы, развивающие игры, свободное обсуждение прочитанного, применение полученных знаний на практике (например, обсуждение за обедом «полезности и происхождения того, что подавалось на стол»), ежевечерние отчеты об изученном.
– Обосновал необходимость «столь же искусно развивать телесные силы, как и силы духовные». Методы: гимнастические упражнения, игра в мяч, лапту, плавание, фехтование.
– Показал, что хорошее физическое и эстетическое развитие, интересный досуг в сочетании с сильным умственным напряжением – необходимые условия гармоничного развития детей.
Труд Т.Мора «Утопия…»
Труд Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»


Таблица 11

Мишель Монтень (1533–1592)
Томмазо Кампанелла (1568–1639)


Гасконский дворянин, советник парламента, выдающийся мыслитель, выступивший с критикой феодализма.

– Обосновал концепцию всестороннего: умственного, физического, нравственного, эстетического развития детей.
– Пропагандировал идею развивающего обучения. Принципами развития умственных сил ребенка считал наглядность, связь обучения с жизнью, опору на собственные суждения ученика, соединение строгости с мягкостью.
– Методы развивающего обучения: опыты, эвристические беседы, экскурсии, свободное общение.
– Важное средство развивающего обучения – атмосфера радости. Она создается как оформлением школы, так и общим распорядком жизни.
– Вместе с душой должна совершенствоваться внешность ученика. Средства: бег, гимнастика, танцы, музыка.



Сын сапожника, юный монах, самовольно оставивший монастырь, философ-борец.


– Выдвинул идею создания единого мирового государства для устранения конфликтов между людьми, создания мира и счастья на земле.
– Воспитание должно быть общественным и равным для всех граждан.
– Цель воспитания: способствовать развитию у детей всех сил и способностей.
– Эта цель достигается: умственным образованием, физическим, нравственно-эстетическим воспитанием, участием в разных видах труда.
– Средства умственного развития: учебная книга «Мудрость», настенная живопись, сведения «нарочных разведчиков и послов» о хорошем и дурном, что есть в жизни других народов.

Труд М.Монтеня «Опыты»

Труд Т.Кампанеллы «Город Солнца»

Тема 8. Школа и педагогическая мысль в Киевской
Руси и Русском государстве (до XVIIв.)

Воспитание детей у славян до принятия христианства. Крещение Руси и его влияние на воспитание и обучение детей и юношества. Мастера грамоты. Педагогические идеи в памятниках древнерусской литературы: «Избор­ник Святослава», «Поучение Владимира Мономаха детям», «Домострой» и др.
Школа и педагогическая мысль в Московской Руси.
Братские школы на Украине и Белоруссии. Киевская Академия, ее влияние на распространение просвещения.
Развитие школы в Русском централизованном государстве XVII в. Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в Московском государстве.

* * *

Истоки русской национальной школы берут свое начало в Киевской Руси, где на рубеже VIII–IХвв. возникло одно из крупнейших в Европе раннефеодальное государство. Народная педагогика древних славян отражается в устном народном творчестве.
В IХ веке появляется письменность. Кирилл и Мефодий усовершенствовали греческую азбуку: создали алфавит с учетом звуков русского языка.
После крещения киевлян (988г.) князем Владимиром была предпринята попытка организации христианской школы. Это одно из первых официальных свидетельств о начале систематического обучения на Руси. Образование на первых порах насаждалось сверху, т.к. школа была явлением совершенно новым и воспринималась с опаской. Постепенно школы «учения книжного» открывались не только в Киеве, но и в Новгороде, Суздале, Владимире и в других городах. Школы «учения книжного» представляли собой повышенную по сравнению с простым обучением грамоте ступень образования (См. табл. 12).
Простое обучение письму, чтению и счету осуществлялось чаще «мастерами грамоты» и было их основным ремеслом (См. табл.13).
Обучение грамоте и обучение вере воспринималось как единый процесс. Об этом свидетельствует содержание обучения в школах, где главным считалось усвоение книжной мудрости, отраженной в «изборниках» (хрестоматиях) того времени.
Одной из подобных книг, дошедших до нашего времени, является «Изборник Святослава» (1073г.). «Изборник» должен был в достаточно краткой и легкой форме помочь ученикам овладеть элементами знаний, которые приблизили бы их к византийской образованности. В нем содержались высказывания и тексты Сократа, Демокрита, математический трактат Аристотеля и педагогическое сочинение самого Святослава по методике чтения, а также «Поучение князя Владимира Мономаха детям».
В «Поучении Владимира Мономаха детям» даются развернутые наставления детям о том, как жить по заповедям Христовым: иметь страх Божий и постоянно трудиться. Он имеет в виду не столько физический, сколько умственный труд, образование. Особое внимание уделялось воспитанию милосердия, сострадания, уважения к старшим, самообладания, находчивости, хладнокровия и умения хорошо управлять своим делом.
«Домострой» ХVIв. отражает те идеалы, которые сложились в Древней Руси после принятия христианства. В «Домострое» три основные части. В первой содержатся назидания относительно религиозной жизни. Вторая часть посвящена семейным отношениям. Ставится задача обучения детей тому, что нужно в домашнем обиходе, а также грамоте, книжным наукам. Третья часть содержит хозяйственные рекомендации (См. табл. 14).
На Украине и в Белоруссии открывались братские школы. Ректор, учителя избирались общим собранием братства. Отец составлял со школой договор, где определялись обязанности школы и родителей. В школы принимались дети всех сословий, сироты содержались за счет братства. В организации обучения имелись элементы классно-урочной системы (См. табл.15).
В 1632г. открывается Киевская академия. Первым высшим учебным заведением в России стала созданная в Москве в 1687г. под влиянием Киевской академии Славяно-греко-латинская академия. После открытия в 1755г. Московского университета Академия постепенно превратилась в духовное учебное заведение.

Рекомендуемая литература
1. Просвещение и педагогическая мысль Древней Руси. – М., 1983.
2. История педагогики в России: Хрестоматия. / С.Ф.Егоров. – М., 1999.
3. Смирнов С. История Московской славяно-греко-латинской ака­демии. – М., 1955.
4. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства (XIV–XVIIвв.). – М., 1985.
5. Школа и педагогика в культуре Древней Руси: Историческая хре­стоматия. – М.,1993.

Таблица 12


Воспитание и обучение в Киевской Руси


Письменность у славян появилась до принятия христианства. Принятие христианства в 988 году способствовало распространению в Киевской Руси азбуки, усовершенствованной Кириллом и Мефодием. Относительно высокая грамотность населения Киевской Руси объясняется тем, что языком письменности был славянский язык.


Первые школы в Киевском государстве появились сразу после принятия христианства. В 1028 году открываются школы в Новгороде, несколько позже в Смоленске и Галиче. В конце ХI века в Киеве было открыто первое в Европе женское училище. В школах обучали чтению, письму, церковному пению.



Таблица 13



















Таблица 14



Воспитание и обучение на Руси в ХVI–ХVII веках


Завершилось объединение русских земель под властью Москвы. Возникает многонациональное государство при ведущей роли русского народа. После падения Константинополя правители Москвы провозгласили Москву защитницей и покровительницей провославия во всех странах и наследницей визатийской культуры. Оживляется культура и просвещение в Русском государстве.


ХVII век был в истории России очень значительным периодом, подготовившим просветительные реформы начала XVIII века. Открываются начальные школы при церквях и монастырях; греко-латинские школы повышенного типа, в которых изучали латинский и греческий языки, риторику и философию.

В 1687 году в Москве была открыта Славяно-греко-латинская Академия, имеющая целью подготовку образованных людей для нужд управления государством и для церкви.

















Таблица 15


Братские школы на Украине и в Белоруссии в ХVI–ХVII веках.

Для борьбы против польско-католического гнета украинцы и белорусы в ХVI–ХVII веках создают религиозно-национальные организации – братства.
Одним из средств борьбы с национальным и религиозным угнетением были братские школы, которые противопоставлялись польско-католическим школам.
Такие школы были во Львове, Бресте, Могилеве, Луцке, Киеве, Вильнюсе.

Организация обучения
Учитель

– Ректор и учителя избирались общим собранием братства.
– Для наблюдения за школой избирались два попечителя.
– Каждый член братства имел право знакомиться с работой школы.
– Договор между ректором школы и родителями учащихся содержал обязанности родителей и учителей.
– В школу принимались дети всех сословий, без различия их социального и материального положения.
– Сироты содержались братством.
– Родители не имели право забирать детей до окончания курса обучения.
– Школа состояла из трех классов, в каждом из которых дети обучались один год.
– Уроки проводились ежедневно. Занятия велись по классно-урочной системе (впервые в Европе).
– Учитывались посещаемость и успеваемость.
– Пропуски занятий и опоздания не допускались.

«Учитель сей школы мает быти благочестив, разумен, смиреномудрый, кроток,
воздержливый, не пьяница, не блудник, не лихоимец,
не сребролюбец, не гневлив, не завистник, не смехостроитель, не срамо-
словец, не чародей, не басносказатель, не пособи-
тель ереси, но благочестию поспешитель…»
Учитель (дидаскал) должен учить и любить детей всех одинаково, как сыновей богатых, так и сирот убогих.


Из «Устава Львовской
братской школы» (1586г.).

Школа и педагогика в Новое время (до начала XXв.)

Тема 9. Коменский Я.А. – великий чешский
теоретик и практик образования

Начало систематизации педагогического знания. Педагогическая концепция Я.А.Коменского как составная часть его проекта переустройства об­щества («Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», «Великая ди­дактика», «Материнская школа» и др.). Теоретическое обоснование Я.А.Коменским классно-урочной системы, этапов возрастного развития человека, школьной системы. Содержание воспитания и образования, дидактические принципы, правила и методы обучения. Роль учителя.

* * *

Демократические и гуманистические идеи педагогики эпохи Возрождения наиболее ярко и полно выразил Я.А.Коменский (1592–1670гг.). Он призывал «учить всех – всему» (идея всеобщего начального обучения), начинать обучение на родном, а не на латинском языке, обосновал принцип сообразности образования и воспитания природе. Теоретически обосновал, учтя опыт братской школы, классно-урочную систему обучения. Вводит возрастную периодизацию. Каждый период составляет 6 лет жизни и каждому периоду соответствует своя школа: материнская, школа родного языка, латинская, академия.
Обосновал дидактические принципы, определил «золотое правило дидактики». Огромное значение придавал соблюдению дисциплины, порядка во всем. «Школа без дисциплины – что мельница без воды».
В процессе воспитания Я.А.Коменский решающую роль отводил примеру самого учителя.
Развивая свои ранние идеи о воспитании, Я.А.Коменский в «Пампедии» высказал мысль о том, что вся жизнь человека должна быть школой. Если в «Великой дидактике» он говорит о четырех школах, то в «Пампедии» речь идет о школах зрелости и старости, в которых главным наставником и учебником является сама жизнь. В этих высказываниях великого педагога в зародыше содержится идея современной концепции непрерывного образования (См. табл. 16–18).

Рекомендуемая литература

1. Лордкипанидзе Д.О. Ян Амос Коменский. – М., 1953.
2. Пискунов А.И. Жизнь, деятельность и педагогическое наследие Яна Коменского // Я.А.Коменский. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. – М.,1982. – Т.1. – С.7–24.
3. Коменский Я.А. Великая дидактика // Я.А.Коменскйй. Избранные пе­дагогические сочинения: В 2-х т. – М., 1982. – Т. 1.
4. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А.И.Пискунов. – М., 1981.

Таблица 16

Педагогическая система Я.А.Коменского (1592–1670гг.)

То, что великий славянский педагог
сделал в области науки о воспитании,
можно сравнить лишь с открытием
Коперника в астрономии, Лобачевского
в математике, Менделеева в химии.





Программа воспитания
Дидактика
Цели воспитания:
1. Подготовка к земной жизни и трудовой деятельности.
2. Подготовка к загробной жизни.
Задачи воспитания:
1. Познание себя и окружающего мира (умственное воспитание).
2. Управление собой (нравственное воспитание).
3. Стремление к богу (религиозное воспитание).

Природосообразность воспитания.

Воспитание и обучение должны следовать законам природы, частью которой является человек.

«Золотое правило дидактики»
Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».
Дидактические принципы:
1. Наглядность. Обучение начинать с вещей, явлений, примеров. Золотое правило дидактики.
2. Сознательность. Не предлагать для памяти того, что не понято рассудком.
3. Систематичность и последовательность. Не делать скачков в обучении.
4. Прочность. Не спешить, а медленно идти вперед.
5. Посильность. Учитывать возможности учащихся.

Таблица 17

Педагогическая система Я.А.Коменского (1592–1670гг.)

Система школ, возрастная периодизация

Возраст,
период
Тип
школы
Кто
обучается
Содержание образования
и воспитания
До 6 лет
детство
Материнская школа
Все юношество обоего пола
Развитие органов чувств. Первоначальное представление о природе и общественной жизни. Приучение к хозяйству и труду. Физическое и нравственное воспитание.
Элементы знаний.
6–12лет
отрочество
Школа
родного
языка.
Все юношество обоего пола.
Обучение на родном языке. Чтение, письмо, счет, пение. Элементы хозяйства и политики. История, религия. Ремесло. Учение о нравственности.
Основы знаний.
12–18
лет
юность
Школа
латинского
языка
Наиболее успешно
окончившие школу родного языка.
Семь свободных искусств. Физика. География. История. Родной, латинский, греческий и один из новых языков.
Классы: грамматический, физический, математический, этический, диалектический, риторический.
Система знаний.
18–24
лет возмужалость
Академия
Будущие ученые
Факультеты: юридический, медицинский, богословский.
Кругосветное путешествие.
Профессиональное образование.





Таблица 18



Важнейшие труды Я.А.Коменского:

1. «Великая дидактика».
2. «Материнская школа».
3. «Законы хорошо организованной школы».
4. «Открытая дверь языков».
5. «Мир чувственных вещей в картинках».
6. «Лабиринт света и рай сердца».
7. «Новейший метод языков».
8. «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих».


Организация учебной работы школы

Учитель

– Учебу начинать с 6 лет.
– Учебный год делится на учебные четверти.
– Каникулы следуют за каждым учебным годом.
– Формой учебной работы является урок.
– Утренние уроки – развитие ума.
– Послеобеденные уроки – развитие тела.
– Всю работу школы вести планово.
– Учитывать знания учащихся.


Должность учителя очень почетна, «настолько превосходна, как никакая другая под солнцем».
Учитель должен «могуче увлекать учеников благим примером.
Учитель должен быть честным, деятельным, настойчивым, высоконравственным, должен безгранично любить свое дело, быть отцом учащихся, учитывать и будить интерес детей к учению».









Тема 10. Педагогические взгляды английских
и французских просветителей
Последующее развитие теории и практики воспитания в странах Запад­ной Европы в ХVII–XVIIIвв. Педагогические взгляды Джона Локка.
Факторы формирования и развития личности в трактовке К.А.Гельвеция и Д.Дидро.
Концепция естественного воспитания Ж.-Ж.Руссо. Влияние педагоги­ческих идей Ж.-Ж.Руссо на возникновение концепции «свободного воспита­ния».

* * *

Джон Локк (1632–1704гг.) – английский просветитель и философ, идеолог нарождавшейся буржуазии, решительно выступил против теории «врожденных» идей и принципов. Он выдвинул и обосновал идею «чистой доски», согласно которой все знания человека возникают из опыта, из мира чувств.
Локк – сторонник образования, дающего практически полезные знания, сочетающего умственное образование с обучением ремеслам, с ручным трудом, т.е. он отдавал приоритет реальному образованию, более отвечающему потребностям времени.
В области воспитания главное внимание Локк уделял выработке характера и воли у детей, вопросам нравственного формирования личности.
По собственному признанию, его педагогическая система ориентировалась на состоятельных людей из дворян и буржуазии, имела своей целью воспитание и образование «джентльмена», «делового человека». Этой цели, по его мнению, в большей мере соответствует семейное воспитание, а не школьное, которое содержит в себе все пороки современного общества (См. табл. 19).
Ж.-Ж.Руссо (1712–1778гг.) – французский просветитель, философ, писатель, теоретически обосновал новую, гуманистическую систему воспитания, носившую антикрепостнический, антифеодальный характер. Ж.Ж.Руссо заложил идейные основы того направления в педагогике, которое получило название «свободного воспитания». Оно развивалось и обогащалось во многих западно-европейских странах в ХIХ–ХХвв. (См. табл. 20). Видными представителями этого направления в России были Л.Н.Толстой и К.Н.Вентцель.

Рекомендуемая литература

1. Крупская Н.К. Народное образование и демократия // Педагогические сочинения: В 10-ти т. – М., 1957. – T.1. – С.257–265.
2. Зайченко Т.А. Джон Локк. – М., 1973.
3. Дворцов А.Т. Жан-Жак Руссо. – М., 1980.
4. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Сост. А.И.Пискунов. – М., 1981.
Таблица 19

Педагогические взгляды Д.Локка (1632–1704гг.)

«Мысли о воспитании» (1693г.)
Цель воспитания – подготовка «джентльмена», человека, умеющего разумно и прибыльно вести свои дела.
Задача воспитания – создание здорового духа в здоровом теле, развитие дисциплины тела и дисциплины духа.
Организация воспитания – джентльмен воспитывается в семье. Врожденных идей нет. Душа новорожденного – «чистая доска». «Девять десятых людей делаются такими, какими они есть, только благодаря воспитанию».



Программа воспитания джентльмена



Физическое
воспитание
Нравственное
воспитание
Умственное
воспитание
Трудовое
воспитание
«В отношении тела и здоровья все сводится к немногим правилам, которые легко соблюдать: постоянное пользование свежим воздухом, упражнение, сон, простая пища, неупотребление вина и крепких напитков, воздержание от лекарств; не носить слишком теплой и узкой одежды, особенно держать ноги и голову в прохладе, стараться приучать ноги к холодной воде и сырости».
Задачи
Воспитание добродетели, мудрости, благовоспитанности.
Средства
1. Авторитет родителей.
2. Похвала и наказание.
3. Пример, среда.
«Какие бы наставления не давали ребенку…, наибольшее влияние на его поведение будет все-таки оказывать компания, в которой он находится».
Задачи
Создание образованного делового человека.
Предметы обучения:
Чтение, письмо, рисование, родной, французский, латинский языки, география, арифметика, геометрия, астрономия, хронология, этика, история, законоведение, натурфилософия, верховая езда, танцы, бухгалтерия.
Задачи
Предотвращение праздности.

Знание ремесел пригодится деловому человеку как предпринимателю.




Таблица 20
Педагогическая теория Жан-Жака Руссо (1712–1778гг.)

«Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми».
«Главный источник зла – неравенство. Неравенство породило богатство…».
«Труд есть неизбежная обязанность общественного человека. Богатый или бедный, могущественный или слабый, всякий праздный гражданин есть вор».
«Тот, кто не может выполнить обязанностей отца, не имеет права им быть. Ни бедность, ни работа, ни уважение людей не избавляют его от обязанности кормить детей и воспитывать их самому».

Цель воспитания – подготовка к жизни в обществе.
Задачи воспитания: 1. Воспитание самостоятельности мышления,
способности составлять обо всем свое твердое
мнение.
2. Воспитание человечности (добрых чувств, добрых
суждений, доброй воли, ненависти к рабству).
3. Воспитание привычки к труду.

Социально-политические и философские
взгляды Руссо
Возрастная периодизация
и задачи воспитателя
1. Отвергал общественные устои феодализма и современную ему систему семейного и общественного воспитания.
2. Считал необходимым такое государство, где все работают, где нет ни богатых, ни бедных, все дети получают одинаковое воспитание.
3. Отрицал официальную религию: каждый способен верить по-своему.
4. Утверждал сенсуалистический характер познания реального мира.
5. Считал, что социальные добродетели: стремление к свободе, ненависть к рабству – можно воспитать у детей аристократов, лишь изолировав их от общества – социальное неравенство.
0–2. Период преимущественно физического воспитания (развитие органов чувств, закалка).
2–12. Период преимущественно органов чувств. «Сон разума».
12–15. Период преимущественно умственного развития (практическое изучение элементов географии, астрономии, физики. Без книг).
15–18. Период преимущественно нравственного развития (история, литература, языки).

Тема 11. Школа и педагогическая мысль в России в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений (ХVIII – первая половина XIXвв.)

Просветительские реформы начала XVIIIв. Создание государствен­ных школ. Создание Петербургской Академии наук с университетом и гимназией. Возникновение закрытых дворянских учебных заведений в послепетровскую эпоху.
Реформаторские идеи И.И.Бецкого.
Деятельность М.В.Ломоносова в области просвещения. Открытие Московского университета.
Первый русский школьный устав 1786г. Педагогическая деятельность революционного просветителя А.Н.Радищева.

* * *

Эпоха от начала ХVIIIв. и почти до конца Х1Хв. по праву может быть названа эпохой реформации образования в России. Она открылась просветительными реформами Петра I (введение гражданского алфавита и возникновение периодической прессы, учреждение Академии наук, открытие первых светских государственных школ при заводах и верфях, цифирных школ – первых государственных образовательных школ, создание Морской академии в 1715г. на базе морских классов школы математических и навигационных наук). Петровские реформы отражали стремление государственной власти в России поставить науку и школу на службу практическим нуждам армии, флота, промышленности, торговли (См. табл. 21).
Время петровских реформ выдвинуло своих идеологов и теоретиков в области образования и воспитания.
Выдающаяся роль в развитии национальной культуры, школы и просвещения в XVIII веке принадлежала М.В.Ломоносову (1711–1765гг.). В «Регламенте академической гимназии» (1758г.) он развивал идею об общеобразовательном и бессословном характере средней школы. По проекту Ломоносова был открыт Московский университет, ставший центром отечественной науки, культуры, просвещения и педагогической мысли. Ломоносов – автор учебников для гимназии при Университете и Академии наук: «Риторика» (1748г.), «Российская грамматика» (1755г.), «Экспериментальная физика». М.В.Ломоносов много сделал для развития демократических и патриотических традиций в отечественной науке и просвещении.
В преобразованиях в сфере просвещения и педагогики ХVIIIв. огромна роль И.И.Бецкого, Н.И.Новикова, А.Н.Радищева.
И.И.Бецкой (1704–1795гг.) – видный теоретик и реформатор в области воспитания, автор знаменитого проекта «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» (1764г.) о создании воспитательных домов, интернатов закрытого типа для подготовки в них «новой породы людей», инициатор создания Смольного института благородных девиц, положившего начало женскому среднему образованию в России (См.табл.22).
А.Н.Радищев (1749–1802гг.) – видный представитель русского революционного просветительства. В трактате «Беседа о том, что есть сын Отечества» обосновал свое представление об идеале человека, условиях и средствах его воспитания в духе демократических и антикрепостнических идей (См. табл. 23).

Рекомендуемая литература

1. Антология педагогической мысли России XVIIIв. – М., 1985.
2. Очерки истории, школы и педагогической мысли народов СССР. XVIIIв. – первая половина ХIХв. – М., 1973.
3. Ломоносов. М.В. Проект регламента Московских гимназий / Полн. собр. соч. – М. – Л., 1951. – Т.9. – С.443–461.
4. История педагогики в России. Хрестоматия / С.Ф.Егоров. – М., 1999.

Таблица 21

Реформы начала ХVIII века в области просвещения







































Таблица 22

Просвещение в России во второй половине ХVIII века

М.В.Ломоносов (1711–1765гг.)
И.И.Бецкой (1704–1795гг.)

Сформулировал новые принципы воспитательно-образовательной системы на основе материалистических и антикрепостнических идей, высокой оценки знаний, наук.
«Он создал первый университет, он, лучше сказать, сам был первым университетом». А.С.Пушкин.




факультеты



















Педагог-теоретик и организатор многих учебных заведений в России во второй половине ХVIII века. Представитель «просвещенного абсолютизма», отстаивал принципы сословности в школьном деле и стремился подготовить верных слуг монархии.

Задача воспитания и обучения – создать «новую породу людей» из всех сословий в процессе обучения в закрытых воспитательно-образователь-
ных учреждениях (срок обучения с 5–6 лет до 18).

По инициативе И.И.Бецкого были открыты:
1. Смольный институт (женский) – 1764г.
2. Реорганизован кадетский корпус – 1766г.
3. Воспитательный дом – 1763г.
4. Коммерческое училище – 1772г.
5. Горный институт – 1774г.



Таблица 23


Педагогическая деятельность революционного
просветителя А.И.Радищева
(1749–1802гг.)

Цель воспитания – формирование человека, обладающего гражданским
сознанием, высокими нравственными качествами,
любящего больше всего свое отечество.
Задача воспитания – подготовить «сына отечества» – истинного
патриота, способного без колебаний отдать свою
жизнь, когда уверен, что его смерть принесет славу
и крепость отечеству.

Организация воспитания

Воспитание общественное должно сочетаться с семейным. Воспитание действует не изолированно от природы человека и окружающей среды, а совместно с ними.
Воспитание должно быть общедоступным, основано на данных науки, осуществляться на родном языке.
Телесные наказания должны быть изгнаны из школ.











Тема 12. Школа и педагогика в странах Западной
Европы и США в XIX–XXвв.

Педагогическая теория И.Г.Песталоцци. Его идеи развивающего эле­ментарного обучения и нравственного воспитания. Практическая педагоги­ческая деятельность И.Г.Песталоцци.
Развитие Ф.-В.А.Дистервегом идей И.Г.Песталоцци. Концепция, прин­ципы и правила развивающего и воспитывающего обучения. Требования к учителю.
Педагогическая концепция И.Ф.Гербарта. Сущность образования; ру­ководство детьми; нравственное воспитание.
Школа и педагогическая мысль в США. Практическая направленность школьного образования.

* * *

И.Г.Песталоцци (1746–1827гг.) – педагог конца ХVIII – начала ХIХв., оказавший огромное влияние на все последующее развитие мировой педагогической мысли, родоначальник направления в педагогике, известного под названием песталоццианства. Свои педагогические идеи он выводил из практики и старался проверять их действенность в деятельности открывавшихся им самим воспитательно-образовательных учреждений. Его теория элементарного обучения понималась как система, ориентированная на всестороннее развитие, формирование «ума, сердца и руки». Песталоцци стремился гуманизировать воспитание и содействовать развитию ребенка (См. табл. 24).
Виднейшим представителем песталоццианства в Германии был Ф.-В.А.Дистервег (1790–1866гг.). Он много сделал для дальнейшей разработки теории развивающего обучения. Ведущей идеей его педагогической системы была идея общечеловеческого воспитания. В свете этой идеи Дистервег выдвинул и обосновал три принципа разумно организованного воспитания: природосообразность, культуросообразность, самодеятельность. Дистервегом была предпринята попытка дифференциации дидактических принципов и правил по отношению к ученику, учителю, учебному материалу, внешним условиям. Им были разработаны основные требования к профессиональным и личностным качествам учителя. Его дидактическая концепция и требования к учителю получили отражение в книге «Руководство к образованию немецких учителей» (1835г.) (См. табл. 25).
И.Ф.Гербарт (1776–1841гг.) своим учением о сущности и составных компонентах педагогического процесса (управление, воспитывающее обучение, нравственное воспитание) ввел в педагогику понятие «воспитывающее обучение», в организации процесса обучения выделял несколько его ступеней – «ясность», «ассоциация», «система», «метод». Эти ступени, по его представлению, должны строго следовать друг за другом. С именем И.Ф.Гербарта связана первая попытка создания научной системы знаний о воспитании и образовании, представления о педагогике как самостоятельной науке. («Общая педагогика, выведенная из цели воспитания») (См. табл. 26,27).

Рекомендуемая литература

1. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Сост. А.И.Пискунов. – М., 1981.
2. Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. – М., 1983. – Гл. III, IV.
3. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. – М.,1989. – Ч.II.
4. История педагогики как учебный предмет. – М., 1996. – С.121–131.
5. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник–справочник. – М., 1995.


Таблица 24
Педагогическая теория И.Г.Песталоцци (1746–1827гг.)












«Час рождения ребенка есть первый час его обучения»






















«Школы, где главную роль играют учитель и книга – никуда не годятся. Прочь утомительные чтения, дремлющие классы, заученные ответы!»


Таблица 25

Педагогическое учение А.Дистервега (1790–1866гг.)























Из требований к учителю
1. «Плохой учитель приносит вред не только своим ученикам, … но всему обществу … тормозит его подъем».
2. Человек не может воспитывать посредством заимствованных словесных оборотов, чужих взглядов, внешних приемов.
3. Воспитывать можно только знаниями, ставшими нашим «Я», нашими убеждениями.
4. «Будь сам воспитан в широком смысле слова, … стремись к самосовершенствованию».
5. Стремись обрести дар свободно излагать свои мысли.
6. «Учитель – не слуга настроений публики, но проводник высших ценностей. Вечной целью педагогов всех времен была лишь одна задача – человечность, гуманность».
Труд А.Дистервега «Руководство к образованию немецких учителей»


Таблица 26

Педагогическая теория И.Гербарта
(1776–1841гг.)



«Педагогика – наука об искусстве воспитания.
В основе ее лежат ЭТИКА и ПСИХОЛОГИЯ:
этика показывает цели воспитания,
а психология – средства».

Цель воспитания – подготовка добродетельного и добропорядочного
человека, умеющего укреплять и отстаивать
существующий строй.
Задачи воспитания: 1. Развитие многосторонних интересов у школьников
в процессе обучения.
2. Подавление злой воли ребенка.
3. Формирование цельного нравственного характера.
В педагогике И.Гербарта совершенно отсутствуют мысли о трудовом воспитании. Гербарт стремится воспитать мыслителя, а не деятеля.














Таблица 27

Процесс воспитания у Гербарта делится на управление,
обучение и нравственное воспитание

Управление
Обучение


Нравственное
воспитание

Схема ступеней обучения




Ступени обучения
Психологическое состояние
Методы

Задача
управления: «Подавление дикой резвости ребенка».
1. Угроза.
2. Надзор.
3. Приказания и запрещения.
4. Наказания (в том числе телесные).
5. Авторитет и любовь.
1. Ясность
Углубление в знания в состоянии покоя.

Внимание
Рассказ учителя, показ нового материала.
Цель нравственного воспитания – создание цельного характера.
Средство – обучение.
Этапы воспитания:
1. Удерживающее воспитание. Ребенок пассивен. Воля воспитателя – критерий поведения ребенка.
2. Воспитание по методу естественных последствий.
3. Воспитание,
связывающее ученика отдельными правилами.
4. Воспитание ради моральных норм.

2. Ассоциация
Ученик связывает воспринятые знания с имеющимися представлениями.

Ожидание

Беседа


3. Система
Ученик приводит полученные знания в систему, делает выводы.
Мыслительный поиск
Выводы, обобщения, определения, формулы


4. Метод
Ученик применяет полученные знания.

Действие
Применение на практике.







Тема 13. Школа и педагогическая мысль в России
(до 90-х гг. ХIХв)

Усиление роли государства в организации школьного дела. Уставы yчебных заведений 1804 и 1828гг.
Революционно-демократическая педагогика России 30–60-х гг. В.Г.Белинский, А.И.Герцен (см. табл. 28), Н.Г.Чернышевский, Н.И.Пирогов, Н.А.Добролюбов о роли воспитания в формировании и развитии личности.
Школьные реформы 60-x гг. ХIХв. Земская деятельность в области начально­го образования. Развитие женского образования. Школьные уставы 70-х гг.

* * *

Первая половина ХIХв. во всех странах Европы характеризовалась обострением и расширением борьбы прогрессивных сил против феодально-абсолютистских режимов за утверждение нового, буржуазного строя. Отражением этой борьбы явился ряд значительных всемирно-исторических событий, начиная от освободительной войны 1812 года до восстания декабристов.
Основной причиной реформы просвещения, предпринятой царским правительством в начале Х1Х века явился также кризис крепостнических отношений в России. «Устав учебных заведений, подведомственных Университетам» (1804г.) положил начало организации государственной системы начального, среднего и высшего образования, повысил роль университетов в руководстве народным образованием и подготовке учителей.
Основные тенденции развития школы в первой четверти ХIХ века:
– постепенный отход царского правительства от либеральных положений Устава 1804г.;
– введение с 1811г. закона Божьего во всех учебных заведениях;
– усиление сословности образования;
– преобразование в 1817г. Министерства народного просвещения в Министерство духовных дел и народного просвещения;
– введение в 1819г. платы за обучение в приходских, уездных училищах и гимназиях;
– попытка разгрома вновь возникших центров науки – Казанского и Петербургского университетов.
Отмеченные тенденции получили свое воплощение в Уставе 1828 года, который по существу явился контрреформой по отношению к преобразованиям начала ХIХв.
«Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов» (1828г.) укрепляя сословно-замкнутый характер школьной системы, отменял ранее введенную преемственность связи между различными типами учебных заведений. В учебных заведениях устанавливается полицейский надзор, вводится палочная дисциплина.
В 60-е годы ХIХв. в России формируется революционно-демократическое движение, представителями которого были Н.А.Добролюбов (1836–1861гг.) и Н.Г.Чернышевский (1828–1889гг.). Задача воспитания, по их мнению, состоит в формировании нового человека – истинного патриота, близкого народу, знающего его нужды и чаяния, человека – борца за воплощение революционной идеи. Главный принцип воспитания – единство слова и дела. Важное место в социально-педагогических идеях Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова занимала проблема женского воспитания и образования (См. табл. 29).
Н.И.Пирогов (1810–1881гг.) был известным хирургом, впоследствии педагогом. Его статья «Вопросы жизни» (1856г.), главным содержанием которой была пропаганда идеи общечеловеческого воспитания, вызвала бурную общественно-педагогическую дискуссию. Он усматривал цель воспитания в подготовке к жизни высоконравственного человека с широким интеллектуальным кругозором, имея в виду и женское образование (См. табл. 30).
Общественно-педагогическое движение оказало влияние на осуществление реформ 60-х годов ХIХ века: «Положение о начальных народных училищах» (1864г.), «Устав гимназий и прогимназий» (1864г.).
Согласно этим документам все школы провозглашались общедоступными и бессословными, наряду с классическими учреждались реальные гимназии, земствам и частным лицам предоставлялось право открытия школ. Было положено начало организации женского образования.
Следствием политической реакции 70-х гг. ХIХ в. были следующие контрреформы: «Устав гимназий» (1871г.), «Положение о реальных училищах» (1872г.). Эти документы восстановили сословность, нарушали единство системы общего образования (См. табл. 31).

Рекомендуемая литература

Антология педагогической мысли России первой половины ХIХв. – М., 1987.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 2-я половина XIXв. / Под. ред. А.И.Пискунова. – М., 1976.
Гончаров Н.К. Историко-педагогические очерки. – М., 1963.
Зейлигер-Рубинштейн Е.И. Педагогические взгляды A.И.Герцена. М.,1962.
Белинский В.Г. О воспитании детей: Собр. соч.: В 9-ти т. – М., 1982.
Чернышевский Н.Г. Школа «Ясная поляна» // Н.Г.Чернышевский. Избранные педагогические сочинения. – М., 1963.
Добролюбов Н.А. О значении авторитета в воспитании // Н.А.Добролю-бов. Избранные педагогические произведения. – М., 1952.
История педагогики в России: Хрестоматия / С.Ф.Егоров. – М., 1999.
Таблица 28

Педагогическая теория русских революционных
демократов В.Г.Белинского и А.И.Герцена

В.Г.Белинский (1811–1848гг.)
А.И.Герцен (1812–1870гг.)
«Создает человека природа,
но развивает и образует его общество».
Правительство «беспощадно, систематически вытравливало все человеческое (из учащихся), отучало их, как от порока, от всех людских чувств, кроме покорности».

Цель воспитания – подготовка свободной, деятельной, борющейся с общественным злом, гуманной, всесторонне развитой личности.

Основой воспитания является умственное образование.
Умственное образование должно строиться на изучении естествознания и истории. «Естествознание и история – единственно реальные занятия».

Нравственное воспитание
Детям должны быть предоставлены условия для свободного развития.
«Разумное признание своеволья есть высшее и нравственное признание человеческого достоинства».
Цель воспитания – подготовка высоконравственного и всесторонне образованного человека – гражда-
нина, борца с крепостничеством и самодержавием.

Задачи воспитания:
Умственного – развитие всех умственных сил будущего человека.
Физического – охранять здоровье детей.
Нравственного – научить ребенка
любить добро, развивать волю, твердый и закаленный характер, необходимый для борьбы со злом.

Образование должно стоять на уровне науки.
В основе обучения должен лежать родной язык, литература, история и естествознание.





Таблица 29
Революционно-демократическая педагогическая
теория Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова

Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов считали, что в развитии и формировании личности главную, решающую роль играют условия жизни, окружающая среда и воспитание.

Н.Г.Чернышевский (1828–1889гг.)
Н.А.Добролюбов (1836-1861гг.)
«Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотиз-ма».
«В человеке порядочном патриотизм есть ни что иное, как желание трудиться на пользу своей страны».
Цель воспитания – «подготовка гражданина, бесстрашного борца с крепостничеством и царизмом, принимающего активное участие в общественных делах, человека всестронне развитого».


















Женщина должна получать равное с мужчиной образование.
Надо ценить те годы, которые отдаются учению, и не тратить их «на мучения ребенка или юноши над бесполезными для него тонкостями, которых не может он и постичь вполне».

Таблица 30

Педагогическая деятельность и взгляды
Н.И.Пирогова (1810–1881гг.)

Знаменитый русский ученый, отец военно-полевой хирургии, крупный педагог и деятель народного образования.
В статье «Вопросы жизни» (1856г.) Пирогов критикует сословно-профессиональное образование, выступает за общечеловеческое воспитание. «Специальное образование должно следовать за общечеловеческим».

Цель воспитания – «Быть человеком – вот к чему должно вести воспитание».
Задачи воспитания: 1. Развитие умственных способностей
воспитанников.
2. Подготовка их к внутренней борьбе с собой и окружающими за утверждение нравственных начал.
3. Укрепление физических сил.

Проект школьной системы

Элементарная (начальная) школа (2 года)

Классическая прогимназия (4 года)
Реальная прогимназия (4 года)
Классическая гимназия (5 лет)
Реальная гимназия (3 года)
Университет
Высшие специальные учебные
заведения
«Дисциплина – одно из важнейших условий успеха обучения».
«В основу дисциплины нужно положить мягкость и гуманность».
Принципиально осуждая телесные наказания, на практике считал невозможным обойтись без них.



Таблица 31


Школьные реформы 60–70-х годов ХIХ века в России




«Положение о начальных народных училищах» (19 июля 1864г.)

Цель – «утвердить в народе религиозные и нравственные понятия и
распространять первоначальные полезные знания».

«Устав гимназий и прогимназий» (19 ноября 1864г.)
Цель – давать общее образование и подготавливать в университет (классическая) и другие высшие учебные заведения (реальная).

«Положение о женских училищах» (10 мая 1860г.)
Цель – подготовка женщины как жены и матери.

«Устав университетов» (18 июня 1863г.)
Устав предоставляет университетам известную автономию.



Цель – «охрана русских людей от тех зародышей вредных лжеучений,
которые могли бы со временем поколебать общественный строй».

«Устав гимназий и прогимназий» (30 июля 1871г.).
«Положение о начальных народных училищах» (25 мая 1874г.).
«Циркуляр о кухаркиных детях».






Tема 14. Великий русский педагог К.Д.Ушинский

Развитие педагогической науки в России. К.Д.Ушинский о единстве общечеловеческого и национального в воспитании. Программа построе­ния начальной школы на основе принципа народного воспитания. Идеи развивающего обучения. Труд как средство всестороннего развития ребен­ка. Роль родного языка в формировании личности ребенка. Дидактические взгляды.
Влияние К.Д.Ушинского на деятельность теоретиков и практиков на­родной школы (Н.Ф.Бунаков, Н.А.Корф, И.Н.Ульянов, Д.Д.Семенов и др.).

* * *

К.Д.Ушинский (1824–1870гг.) – основоположник отечественной научной педагогики, автор первого отечественного капитального труда по педагогической антропологии – «Человек как предмет воспитания» и знаменитых учебников для народной школы – «Родное слово» и «Детский мир», а также ряда глубоких по содержанию педагогических статей: «Родное слово», « О народности в общественном воспитании», «О пользе педагогической литературы», «Нравственный элемент в русском воспитании», «Труд в его психическом и воспитательном значении» и др. К.Д.Ушинский всей своей жизнью и педагогической деятельностью осуществлял свой девиз: «Принести как можно больше пользы моему Отечеству – вот единственная задача моей жизни» (См. табл. 32).
К.Д.Ушинским выдвинута идея демократической и гуманистической концепции воспитания и образования: об основах создания подлинно народной школы, о роли родного языка в формировании личности ребенка в духе народности и патриотизма, о соотношении в обучении и воспитании общечеловеческого и народного начал.
К.Д.Ушинский охватил своим творчеством практически все основные аспекты педагогической теории, разработал лучшую для того времени методику начального обучения (См. табл. 33).

Рекомендуемая литература

1. Бондаренко Л.И. Жизнь, педагогическая деятельность и педагоги­ческая система К.Д.Ушинского. – Л., 1973.
2. Егopoв С.Ф. К.Д.Ушинский о педагогике как науке и искусстве // Советская педагогика. – 1984. – №2.
3. Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д.Ушинского. – М., 1954.
4. Струминский В.Я. Основы и система дидактики КД.Ушинского. – М.,1957.
5. Ушинский К.Д. Родное слово. О пользе педагогической литературы. О народности в общественном воспитании. Труд в его психическом и воспитательном значении // История педагогики в России: Хрестоматия. / Под ред. С.Ф.Егорова. – М., 1999.
Таблица 32

Великий русский педагог К.Д.Ушинский (1824–1870гг.)

Ушинский – это наш действительно
народный педагог, точно так же, как
Ломоносов – наш народный ученый,
Суворов – наш народный полководец,
Пушкин – наш народный поэт,
Глинка – наш народный композитор.
Л.Модзалевский.

Жизненный путь
Важнейшие труды
Родился в 1824г.
1849–1844гг. – студент Московского
университета.
1846–1850гг. – профессор камеральных наук Ярославского
юридического лицея.
1850–1854гг. – чиновник департамента
духовных дел.
1854–1859гг. – работа в области журналистики, учителем словесности и законоведения, инспектором Гатчинского сиротского института.
1859–1862гг. – инспектор классов Смольного института благородных девиц.
1862–1866гг. – пребывание за границей для изучения постановки женского образования.
1867–1870 – общественная и литера-

стр. 1
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

>>