<<

стр. 4
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

хон-дзукури — см. синоги-дзукури хон-иёдзанэ-нуинобэ-до — ни-маи-до, сделан­ный из пластинок иёдзанэ
хон-кодзамэ — настоящие пластинки хон-кодзанэ-мару-до — тосэй («современ­ный»), вариант до-мару, накагава образован 5 ря­дами
хон-кодзанэ-ни-маи-до — двухсекционные до из хон-кодзанэ, соединяемые петлями на левом боку
хо-но-ки — древесина магнолии, использовав­шаяся для изготовления ножен и т.п.
хонсанмаи — см. хон-санмаи-авасэ-гитаэ
хон-санмаи-авасэ-гитаэ — конструкция по­лосы меча; мягкая сердцевина и более твердая сталь клинка покрыты с боков другими слоями стали
хо-о — феникс, часто встречается на деталях оправы меча и доспехов
хоримоно — гравировка на клинке
хоро — специальная накидка, которая крепи­лась к доспехам сзади и, как полагают, «залавлива­ла» стрелы
хоро-даи — подставка для хоро
хо-саки — остриё копья или нагината
хоси — «звезды», заклепки на кабуто
хоси-кабуто — «зшздттый шлем», шлем с вы­ступающими заклепками
хоси-кумо — декоративные полосы, идущие параллельно краю (венцу) шлема
хосо-дати — см. кадзари-тати
хосо-сугу-ха — форма якиба — узкая прямая
хотёганэ — сталь, используемая для лезвия в сложных конструкциях клинка
хотё-тэцу — «кухонная сталь», самая низко­сортная сталь
хотокэ-до — «грудь святого», гладко отлаки­рованная окэгава-до или цельнометаллическая ки­раса; относится к типу тати-до
хото-но-тати — древний меч тёкуто с квад­ратной головкой рукояти
хоцурэ — прямые линии от хамон в дзи
хоцури-дзоган — перфорирование по контуру
хэи-но-рокугу — см. рокугу
хэйки-рю — стиль натягивания тетивы лука, использовавшийся пешими воинами
хэйкороку — вычурные колчаны, которые но­сили дзуидзин
хэйрё-букуро — мешок с суточными порциями риса
хэйтай — жесткая придворная эбоси
хэйтёдзан-бати — тулья с высокими бокови­нами и плоским навершием
хэядзаси — очень короткий меч или кинжал, носимый в доме
хяго — патронные гильзы (берендейки), пере­носимые на перевязи (бандельере)
Цуба — гарда
цубамэ-бо — «ласточкино лицо»; см. хамбо цуба-си — мастер по изготовлению цуба цубо-абуми — см. фукуро-абуми цубо-ита — металлическая пластина, закры­вающая правый бок, часть ваидатэ
цубо-но-о — шнуры для крепления набедрен­ника хайдатэ и верхние шнуры в ваидатэ
цубо-содэ — наплечники, которые носили с ха-рамаки; закруглялись на плечах и сужались к ниж­ней пластине
цубо-ямагуи — закрытый колчан в форме вы­тянутого футляра или кувшина
цубэки-нэ — наконечник стрелы в форме зубила цувамоно-но-рокугу — см. рокугу цуги-вакэ — изготовление тыльной части код-зука или когай из двух металлов, соединенных по центру вертикально или диагонально цуги-готэ — см. бисямон-готэ цуги-накаго — замена настоящего хвостовика другим
цудзигири — «убийство на перекрестке дорог»; см. тамэси-гири
цуё — металлический наконечник на цуё-но-о
цуё-но-о — темляк; как правило, делался из кожи, крепился к сарутэ на мече тати или пропускался через удэнуки-ана на мече катана; имеет металли­ческий наконечник цуё и зажим кохадзэ
цуё-отоси-но-кубо — коротенькая трубка на мэн-гу для стекания пота
цука — рукоять меча или другого клинкового оружия
цука-аи — орнамент на рукояти тати (аналог мэнуки)
цука-гасира — «голова рукояти»; первоначаль­ное название касира
цука-гути — отверстие в рукояти для хвосто­вика
цука-ито — «нить эфеса», обмотка рукояти
цука-маки — процесс обмотки рукояти шну­ром цука-ито
цука-но-канамоно — металлические пласти­ны, покрывающие стороны рукояти меча или кин­жала вместо обычной самэ
цуки-гата-дзюмондзи-яри — дзюмондзи-яри, у которого боковые клинки имеют форму полумесяца
цуки-но-ва — трещина в форме полумесяца внутри закаленной части острия
цукубо — Т-образный посох длиной 180—
220 см
цукурикоми — стиль конструкции полосы меча цукури-сори — сильная кривизна клинка цукури-сугу — слабая кривизна клинка цукуру — «сделал»; литера, встречающаяся на накаго
цукуси-боко — древнее копье с большим обо­юдоострым бронзовым наконечником; период Яёи
цукуси-нагината — ранняя форма нагината, в котором древко вставлялось в металлическое коль­цо у основания наконечника
цумагакэ — кожаные щитки со шнурами для защиты пальцев ног от дождя и грязи
цумагуро — стрела с частично черным опере­нием
цумадори-одоси — тип цветовой гаммы одо-си; изображение только половины шеврона
цумэ-гата-гава — темно-синяя кожа, украшен­ная усеченными узорами треугольной формы
цунаги — деревянный или бамбуковый аналог полосы меча, вставляющийся в оправу для ее хране­ния
цуноги — стрела с костяным или роговым на­конечником
цуномото — изогнутая втулка или крюк для крепления нашлемника датэ цура — см. цуру
цурануки — один из стилей меховых сапог на шелковой или парчовой подкладке с подошвой из жесткой кожи и верхней частью из кожи медведя
цурао — см. цуру
цура-саси — мастера по изготовлению тетивы
цуру — тетива лука; делалась из длинных воло­кон конопли, сухожилий или шелка (последний обыч­но использовался для церемониальных луков)
цурубасири — кожаный передник, которым прикрывался нагрудник доспехов о-ёрой, чтобы те­тива лука не цеплялась за концы чешуек
цурубасири-до-гава — см. цурубасири
цуруги — см. кэн
цурумаки — кольцо-катушка с запасной тети­вой или веревкой, через которую пропускался конец ножен коси-гатана
цурумаки-гатамэ-но-си-то — старый способ ношения меча тати и кинжалов коси-гатана; меч располагали горизонтально, а кинжал — вертикаль­но, конец кинжала пропускали через цурумаки
цути — маленький молоток для разбирания мечей и кинжалов со штырьком для удаления мэ-куги
цутимэ — ясури-мэ, нанесенная ударами мо­лотка
цутимэ-дзи — видимые следы от ударов мо­лотком, нанесенных при обработке
цуцу — ствол ружья или пушки
цуцу-готэ — котэ с тремя большими, закры­вающими руку от локтя до кисти пластинами, кото­рые крепятся на шарнирах или пришиваются рядом одна к другой; XV—XIX вв.
цуцу-косиатэ — трубчатый косиатэ
цуцу-сунэатэ — трубчатые сунэатэ из трех больших пластин, соединенных шарнирами
цуэ — короткий боевой шест
Э — см. эбу
эбидзая-маки — кинжал, ножны и рукоять ко­торого имеют резной орнамент, напоминающий щи­ток креветки
эбира — открытый колчан; использовался в периоды Хэйан и Камакура
эбоси — шапочка
эбоси-нари-кабуто — шлем, по форме похо­жий на эбоси
эбу — древко у японского древкового оружия э-гава — кожа, украшенная живописным узором эгасира — окончание кодзуки, на котором иног­да встречается надпись энсё — порох энсё-ирэ — см. хаяго
энто-но-тати — древний меч тёкуто с ок­руглой головкой рукояти
энэки — стрельба из лука на дальность
эрива — латное ожерелье, которое в отличие от нодава крепилось сзади шеи не шнуром, а с по­мощью застежки
эри-мавари — одеяние из кожи или ткани на стеганой подкладке, поддеваемое под доспехи; час­то укреплялось вокруг шеи металлическими плас­тинами или акульей кожей
этиу-хайдатэ — см. эттю-хайдатэ
эттю-готэ — наручи, сплошь покрытые коль­чугой, к которой были прикреплены пластинки, рас­положенные на одинаковом расстоянии одна от дру­гой; напоминают сино-готэ, но отличаются стилем завязывания
эттю-дзикоро — защита шеи в доспехах то-сэй, ниспадающая вогнутым изгибом и заканчиваю­щаяся вертикальной нижней пластиной
эттю-дзунари-кабуто — шлем простой кон­струкции с продольной пластиной сверху, которая находит на надбровную пластину
эттю-сунэатэ — 11ластинчатые сунэатэ без матерчатой основы
эттю-хайдатэ — хайдатэ, лишь редко по­крытые кольчугой и очень узкими пластинками сино
э-фу — «живописный стиль», стиль украшения оправ, включающий инкрустирование драгоценны­ми металлами и цветными сплавами
эфу-но-тати — «меч дворцовой гвардии»; см. кугэ-тати
Юбукуро — чехол для лука
югакэ — кожаная перчатка, надевавшаяся на пра­вую руку и заменявшая кольцо при стрельбе из лука
ю-готэ — наручи, лишенные какого-либо ме­таллического усиления, сделанные из шелка и пар­чи и предохраняющие левую руку лучника от удара тетивой
югумаэ — выстрел из лука
юдамэ — большой деревянный блок с прорезя­ми, один конец которого лежит на полу (распорка от него упирается в потолок), а другой конец при­поднят над землей примерно на 0,5 м; используется изготовителями луков для придания луку постоян­ного обратного изгиба
юдзука — рукоять лука
юкаэри — вращение лука в руке после выстре­ла. Как только стрела улетала, лучник ослаблял хват рукояти и лук вращался в руке, в конце концов уда­ряясь о тыльную часть руки, поэтому японцы не нуж­дались в напульсниках, но использовали специаль­ные перчатки
юкаэси — см. юкаэри
юкиносита-до — разновидность пластинчатой го-маи-до с внешними шарнирами
юми — общее название лука
юми-букуро — см. юбукуро
юми-гусоку — лук и его принадлежности
юмидамэ — см. юдамэ
юми-си — мастер по изготовлению луков
юми-тори — «держатель лука», знатный воин в Древней Японии; то же, что итэ. Простые воины вооружались копьем и коротким мечом, знатные — луком и длинным мечом
юми-яри — копейный наконечник длиной 7­10 см со втулкой, которая предназначалась для зак­репления на конце лука; между втулкой и наконеч­ником находилось наклонное плечо для закрепления тетивы
юндэ — «рука, которая держит лук», левая рука; японцы всегда отдавали предпочтение левой руке
юриги-ито — шнуровка, с помощью которой кусадзури или гэссан крепятся к до
ю-хадзу — концы лука
юхасири — яркие полосы твердого металла на клинке
Я — стрела
яба — помещения для тренировки в стрельбе из лука
я-бако — ящички для хранения стрел
ябанэ — оперение стрелы; японские стрелы имели обычно 3 или 4 ряда оперения, если их было 4, то обычно 2 из них были меньше, чем другие
ябукуро — матерчатый мешок, который наде­вали на древки стрел
я-буми — письмо, привязанное к стреле
ябусамэ — стрельба из лука по трем мишеням с лошади, более позднее название ума-юми. Тре­бовалось, пустив коня в галоп в заранее установ­ленном направлении, выпускать стрелы по трем целям, каждая из которых представляла собой на­саженную на шест квадратную доску около 8 см диаметром
ябусамэ — залп из стрел
я-гакари — расстояние полета стрелы
ягара — древко стрелы (обычно из бамбука)
ягара-могара — древковое оружие с наконеч­ником с многочисленными шипами
ягоро — см. я-гакари
ягэн — см. кэнукигата-тати
я-данэ — запас стрел в колчане
ядатэ — цилиндрические подставки, в кото­рых находились стрелы при тренировке стрельбы по цели
ядатэ-тэппо — пистолет, замаскированный под футляр для кисти ядзири — см. я-но-нэ
ядзири-гата-яри — копье с пером в форме наконечника стрелы
ядзуцу — закрытый колчан, похожий на неболь­шой ящичек
ядомэ — выступы на щеках маски
якиба — закаленная часть клинка
якидаси — сужение якиба и выпрямление ее очертаний по направлению к рукояти; типично для многих полос мечей синто
яки-дзумэ — линия закалки на острие без каэри
яки-ирэ — закалка полосы меча
яки-намаси — узор на поверхности цуба, воз­никающий при воздействии на металл высоких тем­ператур
яки-наоси-моно — см. боси-моно
якихаба — ширина якиба
якитэ-кусараси — обработка поверхности цуба химическими веществами для получения узо­ра на поверхности
ямабуси — нищенствующий монах, монах-от­шельник
ямаганэ — бронза
яма-гата — металлическая чашечка для защи­ты колена; вид какудзури
ямагатана — охотничий нож
Ямасиро-дэн — школа кузнецов, одна из гока-дэн, с центром в г. Киото
ямато-гура — см. багу
Ямато-дэн — школа кузнецов, одна из гока-дэн, с центром в г. Нара
янаги-ба — наконечник стрелы в форме листа ивы
янаги-гата-су-яри — копье с пером в форме листа ивы
яно — см. ягара
я-но-нэ — наконечники стрел
яри — копьё
яри-атэ — железная или медная опора для при­крепления копья к ноге или стремени
яри-басиго — копье с крюком на конце и попе­речными металлическими прутьями, использовавши­мися как для залезания на стену, так и для боя
яри-дзируси — эмблема на копье; часто пред­ставляла собой изображение мон на ножнах
яри-какэ — подставка для копий
яри-мацури — праздник копий
яри-моти — человек, который нес церемони­альное копье перед процессией
яри-саки — остриё копья
яри-саси — см. яри-атэ
яри-хасами — см. яри-атэ
яро-до — доспехи, покрытые медвежьей шкурой
яро-кабуто — шлем, обычно дзунари-кабуто, покрытый медвежьей шкурой
я-саки — острие стрелы
ясумэ-дзая — «ножны для отдыха»; то же, что сирасая
ясури — напильник
ясури-мэ — насечки напильником на накаго ятатэ — см. эбира я-хадзу — ушко на стреле для тетивы яхадзу — форма якиба — ласточкин хвост я-хадзу-гасира — тип иёдзанэ с вершиной в форме буквы V
я-хаки — мастер по изготовлению стрел я-хару — см. я-хадзу яцубо — см. ядзуцу
Литература
Основная
Bottomley I., Hopson A. P. Arms and Armour of the Samurai. The history of Weaponry in Ancient Japan. — New York, 1998.
Robinson B. W. The Arts of the Japanese Sword. — London, 1961.

Robinson R. Japanese Arms and Ar­mour. — New York. 1969.
Stone G. С A Glossary of the Constru­ction, Decoration and Use of ARMS AND ARMOR in all Countries and in All Times. — New York, 1999.
Yumoto J. M. The Samurai Sword, A Handbook. — Rutland & Tokyo, 1997.
Ratti O., Westbrook A. Secrets of the Samurai. — Edison NJ, 1999.
Bryant A., McBride A. The SAMU­RAI. — London, 1996.
Bryant A., McBride A. Early Samurai, 200—1500 a.d. — London, 1996.
9. Bryant A, McBride A. SAMURAI, 1550—
1600. — London, 1994.
10. Turnbull S. R., Hook R. — Samurai
Armies, 1550—1615. — London, 1979.
Kokan Nagayama. The Connoisseurs's book of Japanese Swords. — Tokyo, 1997.
Fuller R., Gregory R. Military swords of JAPAN, 1868—1945. — London, 1993.
Hawley W. M. 150 Japanese Polearm
TERMS. — Hollywood, 1997.
Асмолов К. В. История холодного ору­жия. Т. 1. — М., 1993.
Асмолов К. В. История холодного ору­жия. Т. 2. — М., 1994.
16. Карр L, Карр Н, Yoshihara Y. The
Craft of the Japanese Sword. — Tokyo — New
York — London, 1987.
17. Носов К. С. Японский меч. — М., 2000.
Куршаков А. А. Классический япон­ский доспех // Сержант, 1999, № 10, 39.
Куршаков А. А. Доспех тосэй-гусоку // Сержант, 2000, No 14, 41.
Вспомогательная
20. Горбылев А. М. Когти невидимок: под-
линное оружие и снаряжение ниндзя. — Мн.,
1999.
21. Кинг У. Л. Дзэн и путь меча, опыт
постижения психологии самурая. — СПб.,
1999.
Тёрнбулл С. Самураи. Военная исто­рия. — СПб., 1999.
Storry R, Forman W. The Way of the Samurai. — London, 1978.
24. Robinson B. W. Arms and Armour of old
Japan. — London, 1963.
Трубников Б. Г. Большой словарь ору­жия. — СПб, — М., 1997.
Трубников Б. Г. Определитель оружия и вооружения. — СПб. — М., 1998.
Попенко В. Н. Холодное оружие вос­тока и запада. — М., 1994.
Попенко В. Н. Холодное оружие: Эн­циклопедический словарь. — М., 1996.
Архангельский Л. Сталь самураев //
Магнум, 1998, № 6, 18.
30. Бюравуа Р. Самураи. Оружие как ис-
кусство // Гео, 1998, № 4, 85.
ЛИТЕРАТУРА
Книга японских обыкновений / Сост. Мещеряков А. Н. — М., 1999.
Донн Ч. Повседневная жизнь в старой Японии. — М., 1997.
DraegerD. F. Martial Art and Ways, vol 1: Classical Bujutsu. — New York & Tokyo, 1973.
Хироаки Сато. Самураи. История и легенды. — СПб., 1999.
Мендрин В. М. Сёгун и сэйи тайсёгун. Бакуфу // История сёгуната в Японии (Нихон гайси). — СПб., 1999.

Горевалов И. И. Боевые искусства мира. — Йошкар-Ола, 1994.
Долин А. А., Попов Г. В. КЭМПО — традиция воинских искусств. — М., 1990.
Сэнсом Док. Б. Япония. Краткая исто­рия культуры. — СПб., 1999.

Спеваковский А. Б. Самураи — воен­ное сословие Японии. — М., 1981.
Петрова И. В., Бабушкина Л. Н. Что вы знаете о японском костюме. — М., 1992.
Лубченков Ю. Самураи // Колесо вре­мени, 1998, No 3, 30.
Современный японско-русский словарь / Под ред. Б. П. Лаврентьева. — М., 1998.
Михайлов М. Японские доспехи // Дод-зё. Воинские искусства Японии, СПб., 1997, № 1, 45.
Бехайм В. Энциклопедия оружия. — СПб., 1995.
П. фон Винклер. Оружие. — М., 1992.
Успенский М. В. Самураи Восточной столицы. — Калининград, 1998.

<<

стр. 4
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ