<<

стр. 3
(всего 6)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

52. Масло топленое
53. Яйцо - штук
54. Чай
55. Прочие
56. Катофель
57. Капуста свежая
58. Капуста квашеная
59. Свекла
60. Морковь
61. Лук репчатый
62. Помидоры свежие
63. Помидоры соленые
64. Огурцы свежие
65. Огурцы соленые
66. Икра баклажанная
67. Лук перо
68. Лимоны
69. Апельсины
70. Яблоки
71. Груши
72. Чернослив сушеный
73. Виноград
74. Консервы фруктовые
75. Арбузы
Итого
Расходы на общественное питание Всего (включая общественное питание)

10,8 10,9 1,1 1,1 1,0 1,1 1,1 1,1 1,6 2,0 3,0 2,5 3,5 2,0 4,0 10,0 1,0 3,0 0,3 0,7 184,3 4,2

11,5
2,0
4,0 3,6
183,0
0,5
146,029,8 15,0 13,8 20,2 10,2 18,2
3,0
7,4
7,4
1,0
3,0
0,5
1,0 11,0
2,0
3,0
1,0
1,8 20,0
в год в месяц в год в месяц в год
1,90 1,90 2,65 1,80 1,90 1,70 2,70 1,90 1,10 2,57 2,40 1,60 0,85 0,80 0,56 0,77 0,51 0,72 4,40
1,81
0,28 1,50

0,85
2,601,50 3,50
0,097,60
0,190,19 0,16 0,18 0,27 0,48 2,13 0,30 1,78 0,80 0,72 0,50 3,5 2,00 0,91 1,10 2,00 1,35 1,21 0,24
506,26 42,19 101,10 8,42 607,36
20,52 20,71 2,91 1,98 1,90 1,87 2,97 2,09 1,76 5,14 7,20 4,00 2,97 1,60 2,24 7,70 0,51 2,16 1,32 1,27 51,60 6,30

9,77
5,206,00 12,60
16,473,80 1,00
27,74 5,66 2,40 2,48 5,45 4,90
38,77 0,90
13,17 5,92 0,72 1,50 1,75 2,00
10,01 2,20 6,00 1,35 2,18 4,8

Подарки Цветы
Итого в год
в месяц
- 22,3 руб. в год
- 8,0 руб. в год
- 30,3
- 2,53



Расчет расходов на бытовые услуги
Трудоспособное население - 49,03 руб. в год
- 4,1 руб. в месяц
Жилище и коммунальные услуги
Трудоспособное население - 71,7 руб. в год
- 5,98 в месяц
Взносы
Трудоспособное население - 15 руб. в год
- 1 руб. 25 коп. в месяц
Таблица 9. Расчет расхолов на транспорт (горол)





1. Внутригородской транспорт
а) поездка на работу и обратно
250 раб. дн. х 2 = 500 раз
б) культурно-бытовые поездки в театр,
кино, на спортивные мероприятия,
в гости 40 раз х 2 = 80 раз
2. Международный транспорт
а) поездка за город 20 раз х 2 = 40 раз
б) поездка в отпуск 1 раз в год
(туда-обратно)
Итого

Таблица 10. Расчет расхолов на приобретение прелметов олежлы, белья и обуви

Запас шт.
Срок износа одного изделия(год)
Годовая покупка
Цена одного изделия
(руб.)
1
7
1/7
180
1
7
1/7
120
1
4
1/4
135
1
3
1/3
160
1
3
1/3
75
1
4
1/4
110
1
2
1/2
27
1
2
1/2
24
2
3
2/3
30
4
2
2
8-50
1
2
1/2
10
1
2
1/2
8
4
2
2
2-50
2
2
1
8
4
2
2
1-40
2
1/2
5
3
1/3
4-50
3
1/3
3
3
2/3
2
1
5
1-00
1
1
2-80
3
1/3
19
3
1/3
2-50
2
1/2
4
4
1/4
7
3
1/3
40
2
1/2
20
2
1/2
30
3
1/3
8
1
1
3
9
1/9
16
7
1/7
9-40
7
1/7
10
12
4
2/4
10-10
2
4
2/4
5-10
3
4
3/4
1-90
2
3
2/3
0-80
2
4
2/4
3-80
2
3
2/3
1-10
5
2
5/2
0-65
1
1
25
2
1/2
9
3
1/3
55
5
1/5
18-50
3
1/3
4

25,7 17,1 33,8 53,3 25,0 27,5 13,5 12,0 20,0 17,0 5,0 4,0 5,0
8,0 2,80 2,50 1,5 1,0
1,33
5,0 2,8 6,3 0,83 2,0
1,75 13,3
10,0
15,0 2,7 3,0 1,8
1,34
1,48 5,05 2,55
1,43
0,13 1,9 0,73 1,63
25,0 4,5
18,3 3,7 1,3

Итого в год
в месяц

409,5
I 34,13

Таблица 12. Расхолы на товары ллительного пользования




Холодильник
Стиральная машина
Электролампы
Электропылесос
Электроутюг
Люстра
Электрокофемолка Лампа настольная Светильник для кухни Электробритва Телевизор (360х270) Радиоприемник Магнитофон Фотоаппарат Пленка для
фотоаппарата Кассеты для
магнитофона Будильник Лыжи Рюкзак
Мяч для волейбола Ракетка для бадминтона Ботинки лыжные Велосипед Шахматы
Итого


Запас шт.
Срок износа одного издел. (год)
Годовая покупка
Цена одного изделия
(руб.)
15
1/15
150
15
1/15
38
10
1
10
0-20
12
1/12
25
7
1/7
7
10
1/10
23
10
1/10
23
10
1/10
8-50
10
1/10
3-50
10
1/10
19
12
1/12
200
12
1/12
44
10
1/10
150
12
1/12
32-50
4
1
4
0-30
3
1
3
4
10
1/10
4-50
6
1/6
13
6
1/6
7
4
1/4
7
7
1/7
11
12
1/12
18-90
15
1/15
60
10
1/10
3
в год в месяц


10,0 2,53 2,00 2,08 1,0 2,30 2,30 0,85 0,35 1,90 16,7 3,67 15,0 2,71
1,20
12,0 0,45 2,17
1,2 1,75 1,57 1,58
4,0 0,30

Таблица 13. Расчет расхолов на приобретение мебели




Жилые комнаты
Шкаф для платья Шкаф для хранения
книг Сервант Стол обеденный Диван-кровать Кровать одинарная Стол письменный Стул
Тумба для телевизора Кресло для отдыха Карниз-струна
Кухня
Стол обеденный Шкаф навесной Табурет Стол рабочий Хлебница
Передняя
Шкаф-вешалка Зеркало
Ванная комната
Зеркало Полочка
Итого


Запас
Срок эксплуатации
Годовая покупка
Цена (руб.)
1
20
1/20
187
20
1/20
180
20
1/20
250
15
1/15
55
15
1/15
250
20
1/20
120
20
1/20
65
10
3/5
18
15
1/15
46
15
2/15
46
10
1/10
2
15
1/15
32
20
1/20
22
10
2/5
4,8
15
1/15
56,0
5
1/5
4
20
1/20
123
20
1/20
15
20
1/20
5
20
1/20
7
в год в месяц


9,35 9
2,1 1,1
1,92
3,73 0,8
6,15 0,75
0,25 0,35
12,5 3,7 16,7 6,0 3,25 10,8 3,06 6,1 0,2

Таблица 14. Расчет расхолов на приобретение прелметов хозяйственного и бытового обихола, посулы




Посуда обеденная
Тарелки глубокие Тарелки мелкие Ложки столовые Ножи столовые Вилки
Посуда чайная
Чайник для заварки Чашки с блюдцем Масленка Рюмки винные Ложки чайные Бокалы Селедочница Сахарница
Посуда кухонная
Кастрюля алюминиевая Кастрюля эмалированная:
на 5 литров
на 2,5 литров
на 1,6 литров Сковорода чугунная Чайник эмалированный Бидон для молока Дуршлак алюминиевый Разливная ложка Нож кухонный Мясорубка Таз для белья Кружки эмалированные Бак для кипячения белья Ведро Гусятница Разделочная доска
Итого


Запас
Срок эксплуатации
Годовая покупка
Цена
(руб.)
6
7
6/7
0,72
6
7
6/7
0,66
6
20
3/10
0,55
6
20
3/10
1,55
6
20
3/10
0,55
1
6
1/6
1,45
6
6
1
1,15
1
6
1/6
1,05
6
6
1
0,40
6
20
3/10
0,40
6
6
1
0,80
1
6
1/6
0,60
1
6
1/6
0,60
1
10
1/10
0,85
1
10
1/10
4,95
1
10
1/10
3,15
1
10
1/10
1,75
1
9
1/9
0,75
1
6
1/6
3,2
1
6
1/6
4,0
1
8
1/8
2,0
1
15
1/15
1,7
1
20
1/20
1,0
1
15
1/15
5,0
1
8
1/8
2,0
1
6
1/6
0,65
1
7
1/7
6,6
1
6
1/6
1,7
1
15
1/15
2,7
2
5
2/5
0,4
в год в месяц



0,085
0,24 1,15 0,18 0,40 0,12 0,80 0,10 0,10

0,495 0,315 0,175 0,083 0,53 0,67 0,25 0,11 0,05 0,35 0,25 0,108
10,0 0,83
0,94 0,28 0,18 0,16



Минимальный потребительский бюджет характеризует ту структуру потребления и уровень удовлетворения потребностей, которые общество на данном этапе считает минимально допустимым. Он является расчетной величиной и существенно зависит от методологии счета. Ныне действующая методология привязана к фактическому уровню жизни беднейших семей в нашей стране, который можно охарактеризовать не как малообеспеченность, а как нищету. Такой подход ориентирует минимальный потребительский бюджет на удовлетворение физиологических потребностей на крайне низком уровне, не оставляя возможностей для развития личности. Это четко прослеживается на примере расчета минимального потребительского бюджета мужчины в трудоспособном возрасте, представленном Госкомтрудом СССР в 1989 году.
Обещанная Союзным правительством методика привязки минимальных уровней доходов (заработной платы, пенсий, стипендий и т. д.) к традиционно рассчитанной величине прожиточного минимума закрепит и на будущее нищету и ее расширенное воспроизводство.
Характер рабочей силы, необходимой для обеспечения поступательного развития общества, рабочей силы, ориентированной на постоянное совершенствование, требует принципиально иного подхода к определению ее стоимости. Речь идет не только о величине минимального потребительского бюджета, но и о качественно иной его структуре, ориентации на развитие не только физических, но и духовных потребностей человека. Это переход к другой системе оценок. Эволюционно в нашей стране он не осуществим, необходима кардинальная реформа отношений распределения, утверждение новых принципов формирования доходов. Механизмом реализации должна быть соответствующая государственная политика доходов.

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНЫХ МАСШТАБОВ ПРИВАТИЗАЦИИ (данные на начало 1989 г.)
Таблица 16.






1. Основные фонды,
включая скот
1.1. Производственные
основные фонды
1.1.1. промышленности
1.1.2. сельского хозяйства
1.1.3. строительства
1.1.4. транспорт, связь
1.1.5. торговля, общественное питание, заготовки, МТС, др.
1.2. Непроизводственные
основные фонды
1.2.1. жилищное строительство
1.2.2. коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание

2. Незавершенное строительство
3. Материальные запасы
4. Продажа земли
Всего


Балансовая стоимость имущества, млрд руб.
Доля собственности, подлежащая приватизации,
Объем собственности, подлежащей приватизации, млрд руб.
2699
55,9
1509
1808 883 354 94 378
56,0 65,0 75,0 15,0
1011
574 230 70 57
99
80,0
80
891
55,9
498
499
80,0
400
123
80,0
98
190 - 200* 540 - 550*
30,0 50,0
60 270

1839

*Оценка на 1 июля 1990 г.

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНЫХ ОБЪЕМОВ ПРИВАТИЗАЦИИ В ТОРГОВЛЕ (расчетные данные 1989 г.)
Таблица 17.

св. 1500
при продаже
100% 50% 25% 10%

1700
1700 850 425 170

150 - 200

2134
I 1100 - 1600
600 - 800 300 - 400 150 - 200
I 800 - 1000

Примечание: стоимость магазинов определялась экспертно за вычетом износа основных фондов с учетом оборотных средств и запасов и возможности различных условий продаж.
При расчете дохода государства от продажи мелких и средних магазинов сумму продаж следует сократить примерно вдвое (половина магазинов принадлежит потребительской и др. видам кооперации).

Таблица 18. Всего при различных вариантах

Вариант

Доход государства, млрд руб.
3 1
6
0,2 4,2
2
0,8 8,8
4
1
6
0,6 5,6
2
4
3
1
1,5 10,5

ПРИНЦИПЫ СБАЛАНСИРОВАНИЯ СОЮЗНОГО БЮДЖЕТА В IV КВАРТАЛЕ 1990 г.
База расчетов - план бюджета на IV квартал 1990 г., предоставленный Министерством финансов СССР: доходы - 46,9 млрд руб., расхода - 62,5 млрд руб., дефицит - 15,6 млрд руб.
1. Сокращение расходов:
а) целевое сокращение:
- капитальных вложений - 20%;
- операционных расходов - 30 - 50%;
- военных расходов (на закупку военной техники) - 50 - 70%;
- расходы на внешнеэкономическую деятельность (помощь и кредиты другим странам заморозить на квартал на уровне 0 руб.);
б) выделение "защищенных" статей:
- социально-культурные мероприятия;
- содержание правоохранительных органов;
- расходы по обслуживанию госдолга;
- расходы на проведение выборов народных депутатов СССР;
в) сокращение всех незащищенных статей на 10-15%.
Результат: сокращение расходов союзного бюджета на 10 млрд
руб.
2. Рост доходов:
- переориентация внешнеэкономической деятельности, стимулирование производства экспортных товаров - на 10-20%, или 1,5-3 млрд руб.;
- увеличение производства на имеющихся мощностях нескольких наиболее налогоемких видов продукции - рост поступлений налога с оборота на 10-20%, или 0,8-1,5 млрд руб.
Результат: увеличение доходов на 2-4 млрд руб. Возможное сокращение дефицита союзного бюджета до 1,6 -3,6 млрд руб.
3. Варианты финансирования дефицита бюджета:
- выпуск целевых займов на 1-3 млрд руб.;
- выпуск облигаций госзайма с выплатой процентов в валюте на сумму 1-3 млрд руб.;
- выпуск облигаций краткосрочных займов (90-180 дней) на 1-2 млрд руб.;
- прирост вкладов населения в валюте за счет легализации валютных накоплений;
- прирост вкладов населения на срочных счетах за счет повышения ставки процента.
Вывод: увеличение расходов бюджета при проведении мероприятий по переходу к рыночным отношениям может финансироваться за счет перераспределения совокупной денежной массы, без ее роста, т. е. неинфляционными методами.

ПРОГНОЗНЫЕ РАСЧЕТЫ
Реализация чрезвычайных мер до конца 1990 г. значительно улучшит денежно-финансовое положение в экономике.
В таблице 19 приведен прогноз баланса доходов и расходов населения на конец 1990 г. в двух вариантах: экстраполяцион-ный, продолжающий тенденции 1990 г. (1 вариант), и программный, отражающий начало реализации чрезвычайных мер в денежно-финансовой сфере (2 вариант).
Различие вариантов заключается в значительных объемах продажи иностранной валюты, золота и драгоценных металлов, максимально возможной продаже квартир, земельных участков, гаражей - всего на сумму до 20 млрд руб. Более подробно мероприятия, связанные с понижением ликвидности сбережений населения, приведены в таблице 23. Эти меры позволят снизить норму сбережений с 10 до 7%. Повышение процентов по срочным вкладам (до 5% по годовым вкладам до конца 1990 г. и до 7% с 1 января 1991 г.) повысит доходы от процентов на 3 млрд руб., но повысит долю срочных вкладов с 40 до 50%. Все эти меры понизят ликвидную денежную массу в руках населения (наличные плюс бессрочные вклады) с 407 млрд руб. до 360 млрд руб., что позволит более уверенно войти в рыночную экономику.
Чрезвычайные меры денежно-финансовой политики наиболее благотворно должны сказаться на уменьшении бюджетного дефицита. В таблице 20 также приведены два варианта бюджета
на 1990 г.
Снижение расходов производится по всем несоциальным (незащищенным) статьям на 5% годового объема или 20% расходов IV квартала (так как Программа начинает осуществляться с 1 октября). Практически полностью прекращается выплата дотаций убыточным предприятиям. Это поставит их на грань банкротства и потребует либо изменения цен на их продукцию, либо выпуска долговых обязательств или их приватизации, в случае возможности ликвидации убытков.
Дефицит госбюджета снизится к концу года с 83,6 млрд руб. до 65,7 млрд руб., что составляет 6,5% к ВНП. За IV квартал дефицит госбюджета уменьшится до 25,7 млрд руб.
Прогноз доходов и расходов отраслей представлен в таб-
Таблица 19. Баланс лохолов и расхолов населения (млрл руб.)




Показатели
Доходы
1. Заработная плата
2. Пенсия, пособия, стипендиЯ
3. Проценты по вкладам
4. Прочие расходы ИТОГО доходов
Расходы
1. Покупка товаров и услуг
2. Обязательные
и добровольные платежи
3. Покупка валюты, драгметаллов
4. Покупка жилья, земельных участков, гаражей
5. Сбережения в наличной и безналичной форме ИТОГО расходов
Денежные накопления
1. Вклады в банках
2. Наличные деньги
3. Сертификаты
4. Прочие накопления
Стоимость материальных активов
1. Домашнее имущество населения
2. Стоимость жилья, земельных участков
1.
лице 21. В условиях жесткого ограничения бюджетных расходов уменьшается прибыль предприятии в части, формируемой за счет дотаций из госбюджета, уменьшатся в первую очередь инвестиционные траты предприятий и организаций.
Ограничительная денежно-кредитная политика окажет воздействие на уменьшение денежной массы и понижение ее ликвидности. Состояние агрегатов денежной массы представлено в таблице 22.
Одним из главных результатов рестрикционной денежной политики будет понижение ликвидной части M1 с 407 млрд руб. до 360 млрд руб. Средства на счетах предприятий и организаций снижаются в основном за счет ограничения выдачи кредитов.
В таблице 23 приведен перечень мероприятий, направленных на снижение дефицита госбюджета и понижение ликвидности денежной массы.
Таблица 20. Лохолы и расхолы госуларственного бюлжета (млрл руб.)

1990 г. (прогноз)

Показатели

I 1989 г.

вариант 1

вариант 2

за год

IV | за год
квартал

IV
квартал

Доходы
1. Налог с оборота
2. Платежи из прибыли
3. Средства социального страхования
4. Доходы от внешнеэкономической деятельности
5. Налоги с населения
6. Прочее ИТОГО доходов
Расходы
1. Финансирование
народного хозяйства
в том числе:
капитальные вложения дотации и доплаты операционные расходы дотации на продовольствие - прочее
2. Финансирование внешнеэкономической деятельности
3. Финансирование социально-культурных мероприятий
4. На науку
5. На военные расходы
6. Прочие расходы ИТОГО расходов
Дефицит


111,1
115,5
121,9 121,6
30,5 30,4
122 120
30,5 30
33,1
44,8
11,2
45
11,3
67,2 41,7
33,3 401,9
59,6 43,5 38,5 429,9
14,9 10,9 9,6 107,5
60
43,5 38,5 430
15 10,9 9,6 107,3
200,1
202,8
61,7
175
53
68,0 1,8
42,2 16,8
10,6
4,2
40,0 12,6
8,8 3,0
8,0
11,8
3,0
11,2
2,4
97,9
24,4
110,5 21,5
38,6 5,3
91,2 20,0
35,0 3,8
28,4
26,9
8,6
25,6
5,4
139,3 10,1 75,2 29,9
482,6
160,5 10,9 71,0
41,4 489,9
40,1 2,7 19,0 19,0 122,5
160,5 10,0 67,5 31,0
469,6
40,1 2,5 18,0 14,0 133
-80,7
-83,6
-43,6
-65,7
-25,7

Оценка снижения дефицита приведена в сопоставимых ценах. Она означает реальное снижение дотаций (в основном поступивших в виде дифференцированных надбавок), прекращение помощи иностранным государствам, снижение военных закупок и других расходов. Снижение расходов за счет ценовых факторов означает, что доходы бюджета повышаются за счет большего роста ренты, чем увеличение расходов за счет роста цен.
Мероприятия, связанные со снижением ликвидности денежной массы, приведены в текущих ценах. При этом выручка от продажи валюты и золота, приватизации идет на аннулирование
денег и частично на погашение госдолга. В первые 100 дней погашаются до 15 млрд руб., в 1991 г. - до 89 млрд руб.
*Без средств в иностранных операциях.
В 1991 году начнется либерализация розничных и оптовых цен. На этот период сделаны прогнозные оценки по трем вариантам баланса доходов и расходов населения, доходов и расходов бюджета и совокупной денежной массы. Баланс доходов и расходов населения приведен в таблице 24.



Первый вариант характеризуется высокими темпами приватизации, продажи квартир, земельных участков, гаражей, валюты, золота и драгоценных металлов (в соответствии с оценками таблицы 23). В этом варианте в первый период наблюдается небольшой рост цен (12%), затем увеличение составит 19%. В третьем и четвертом периодах цены растут на 9% и 5% соответственно. Всего реализуется активов в первом варианте на 91 млрд руб. Кроме этого продажа акций и облигаций может уменьшить величину срочных вкладов населения.
Во втором варианте в первый период меры по связыванию сбережений разворачиваются не в полном масштабе (всего лишь 5 млрд. рублей в первом периоде по сравнению с 30 млрд руб. в первом варианте). Поэтому рост цен составит в первом периоде 32%. Во втором периоде меры по связыванию сбережений увеличиваются до 6 млрд руб., в третьем и четвертом до 13 млрд руб. за период. Соответственно рост цен во 2-4 периодах составит 14%.
В первом и втором вариантах норма сбережений повышается с 0% до 2% во втором периоде, 4% - в третьем и 5% - в четвертом периоде. Рост цен за год составляет 53 - 55%.
Третий вариант характеризуется наихудшими условиями: предложения материальных активов нет, норма сбережений не повышается. Основной инструмент, позволяющий сбалансировать цены, - политика ограничения доходов, которые индексируются с коэффициентом от 0,5 от роста цен до 1.
Рост доходов в первом и втором вариантах составляет по 15% во втором периоде и по 4-6% в следующие периоды. В прочие доходы входит выплата пособий по безработице (20-25 млрд руб. в годовом исчислении).
В таблице 25 приведены индексы цен потребительских товаров по комплексам.
Рост цен на продукцию производственно-технического назначения будет определяться введением новых ставок тарифов на социальное страхование (38%), необходимостью повышения цен на топливно-сырьевые ресурсы. При первоначальном повышении цен на топливо и сырье в 2 раза (в дальнейшем еще на 30- 40%) рост оптовых цен составит 25-30% в первые три месяца. Защита уровней цен на потребительские товары от инфляции издержек будет обеспечена перераспределением налога с оборота из продукции обрабатывающих отраслей в цены промежуточной продукции и ренту в сырьевых отраслях, а также уменьшением прибыли в обрабатывающих отраслях.
В таблице 26 представлены индексы цен по комплексам по



Таблица 25. Инлексы цен по группам потребительских товаров

Группы товаров

1. Продовольствие
1 2 3
2. Алкоголь
1
2 3
3. Товары легкой
промышленности
1 2 3
4. Непродовольственные
товары и услуги (кроме
товаров легкой промыш-
ленности)
1
2 3
Итого


Январь- март
Апрель- июнь
Июль- сентябрь
Октябрь- декабрь
1991
год
1,25 1,41
1,41
1,25 1,17 1,18
1,0 1,0 1,08
1,0 1,0 1,06
1,56 1,65 1,76
1,0 1,32
1,32
1,1
1,03
1,12
1,08
1,0
1,04
1,0 1,0 1,03
1,18
1,36
1,58
1,0
1,28
1,28
1,13 1,06 1,13
1,08
1,0
1,06
1,05 1,05 1,04
1,22
1,36
1,59
1,0
1,28
1,28
1,18 1,16 1,3
1,16
1,0
1,186
1,11 1,11 1,11
1,52 1,65 2,14
1,12
1,3
1,32
1,19 1,13 1,21
1,09
1,0
1,11
1,05 1,05 1,07
1,53 1,55 1,9

трем вариантам.
Доходы и расходы бюджета приведены в таблице 27. Как видно из таблицы, после проведения чрезвычайных мер плюс за счет ценовых факторов доходы увеличиваются на 180 млрд руб., 186



млрд руб. во 2-м варианте и 247 млрд руб. в 3-м варианте, но индексация расходов бюджета, а также появление новых статей выплата пособии по безработице и значительное увеличение выплат процентов по государственному долгу также увеличивает расходы на 142 млрд руб. (215 млрд руб. в 3-м варианте). Однако комплекс жестких финансовых мероприятий приводит к бездефицитности бюджета в 1991 г.
Прибыль предприятий (200 млрд руб. в 1-м и 2-м вариантах и 250 млрд руб. в 3-м варианте) после уплаты налогов (80 - 100

млрд руб.) используется на выплату премий (80-100 млрд руб. в пределах общих доходов по заработной плате) и прочие социальные расходы (40-50 млрд руб.). При установлении процентных ставок по ссудам от 10% до 25% предприятия выплачивают 30-80 млрд руб. процентных платежей. Преобразование государственных предприятий в акционерные общества в размере до 100 млрд руб. в среднегодовом исчислении принесет дополнительные доходы государственному бюджету в виде дивидендов 10-15 млрд руб., которые должны быть направлены на уплату процентов по государственному долгу и/или индексацию вкладов населения (во 2 и 3 вариантах).
Динамика агрегатов денежной массы на 1991 г. в период проведения реформы представлена в таблицах 28 и 29.
Индексация вкладов производится в случае резкого роста цен примерно на сумму 40 млрд руб., который погашается за счет резкого повышения процентных ставок (в случае роста цен), выплаты процентов по государственному долгу, а также доходов от приватизации (если их размер достигнет достаточного уровня).
В случае значительного роста цен (вариант 3) дважды индексируются вклады населения на сумму 61 млрд руб. и 53 млрд руб. Для обслуживания налично-денежного оборота возможно увеличение наличности, которое происходит за счет уменьшения вкладов на счетах до востребования.

Концепция и Программа "Переход к рынку" подготовлены 2 - 31 августа 1990 г. Рабочей группой в составе:
С. Шаталин, Н. Петраков, Г. Явлинский, С. Алексашенко, А. Вавилов, Л. Григорьев, М. Задорнов, В. Машиц, А. Михайлов, Б. Федоров, Е. Ясин, с участием В. Мартынова и Т. Ярыгиной.
В работе приняли участие представители республик:
- от РСФСР - Г.А. Явлинский, Б.Г. Федоров, А.Ю. Михайлов, М.М. Задорнов, Т.В. Ярыгина;
- от Украинской ССР - В.П. Фокин, В.И. Антонов;
- от Белоруссой ССР - Л.П. Козик;
- от Узбекской ССР - И.В. Чиргадзе, Ш.Р. Гафуров, П.И. Долгополов, В.И. Зинин, В.И. Сааков, В.И. Бронштейн;
- от Казахской ССР - Ж. Абуталипов, Т. Абдыкадиров;
- от Грузинской ССР - Б.Д. Гулуа;
- от Азербайджанской ССР - И.К. Султанов;
- от Литовской Республики - В. Аляшкайтис;
- от ССР Молдова - К.П. Тапмиза, И.К. Чебук;
- от Латвийской Республики - Я.М. Аболтинь, М.Л. Ра-ман;
- от Киргизской ССР - С. Бегалиев, К.К. Кунакунов, А.Д. Термечиков;
- от Таджикской ССР - А.А. Самадов;
- от Республики Армения - Г.А. Багратян, Л.В. Бархуда-рян;
- от Туркменской ССР - Д.Д. Байрамов;
В своей работе группа использовала материалы ученых и специалистов:
Н. Шмелева, О. Пчелинцева, Г. Ронкина, Н. Косаревой, С. Глазьева, О. Вьюгина, И. Королева, В. Мусатова, С. Дубинина, В. Усоскина, А. Ничипорука, Е. Беляновой, В. Кузнецова, А. Шохина, С. Головина, Т. Поповой, В. Кущенко, Ю. Ша-тыренко, Г. Меликьяна, О. Меньшиковой, С. Дона, В. Покровского, С. Скоповского, С. Кретова, А. Аганбегяна, А. Нещади-на, Л. Вальдмана, В. Кричагина, В. Цапелика, Я. Чернышовой, А. Яковлева, М. Рожкова, А. Гранберга, И. Шеймана, А. Ма-кушкина, В. Грищенко, И. Демидова, А. Зайченко, В. Воронова, М. Марголина, Ю. Уварова, В. Орлова, В. Шишкова, Ю. Мар-цинкевича, И. Рубвальтера, Е. Гайдара, А. Хандруева, Т. Заславской, А. Шевлякова, Н. Кириченко, А. Шмарова, И. Бушма-рина, Н. Иванова, Г. Роговой, В. Супяна, Л. Лебедевой, Л. Не-мовой, Л. Дегтярь, И. Масловой, Л. Чижовой;

- проекты Концепций перехода к рыночной экономике союзных республик;
- результаты научных исследований: ИЭП НТП АН СССР, ИМЭМО АН СССР, МНИИПУ, ИЭМСС АН СССР, ЦЭМИ
АН СССР, ВНИКИ МВЭС СССР, Комиссии по рассмотрению
альтернативных вариантов экономической реформы;
- Проект закона о занятости, подготовленный ВЦСПС;
- Материалы ГУБХСС МВД СССР о теневой экономике.
Организационное и техническое обслуживание осуществляло Управление делами Совета Министров РСФСР, руководитель группы - В.Н. Работяжев.
Часть вторая

ПРОЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ
Проекты законодательных актов, составляющие вторую часть Программы, представляют собой основу для подготовки соответствующих законов в республиках.

Проект
ЗАКОН
Союза Советских Социалистических Республик "О РЕЗЕРВНОЙ СИСТЕМЕ СССР"

Раздел I. Общие положения
1. Резервная система СССР - добровольное объединение государственных (центральных) банков суверенных государств, выполняющее функции единого Центрального б анка СССР.
2. Для целей денежно-кредитного и валютного регулирования Резервная система представляет собой единое юридическое лицо.
3. Суверенные республики добровольно делегируют Резервной системе эмиссионные и регулирующие функции в целях обеспечения единства денежной системы СССР и устойчивой покупательной способности рубля как общей денежной единицы.
4. Резервная система отвечает за покупательную способность и курс рубля к иностранным валютам, проведение денежно-кредитной и валютной политики, систему банковского надзора, валютный контроль и регулирование, организацию межбанковских расчетов.
5. Резервная система имеет печать со своим наименованием.
Раздел II. Организация Резервной системы
6. Резервная система состоит из 15 государственных (центральных банков) суверенных государств.
7. Банки Резервной системы действуют на основе настоящего Закона и банковского законодательства соответствующих государств.
8. Высшим органом Резервной системы является Совет управляющих. В Совет входят Председатель Совета и четыре его заместителя, управляющие всеми центральными банками суверенных республик по должности.
9. Председатель Совета и четыре его заместителя назначаются Президентом СССР на срок 6 лет и не более чем на 2 срока подряд.

10. Совет управляющих имеет постоянно действующий аппарат, создаваемый на основе правления Госбанка СССР. Совет управляющих является правопреемником правления Госбанка СССР.
11. Решения принимаются простым большинством голосов присутствовавших на заседании и обязательны для выполнения.
Кворумом считается присутствие не менее половины членов Совета управляющих.
12. Управляющие центральными банками суверенных республик назначаются Президентом (Председателем Верховного Совета) республики на 6 лет вне связи со сроками формирования Правительства.
13. Снятие с должности члена Совета управляющих может произойти только по болезни, неспособности выполнять обязанности, добровольной отставки при согласии соответствующего Верховного Совета.
14. Членами Совета управляющих не могут быть депутаты Советов всех уровней, а также лица, связанные коммерческими обязательствами с предприятиями или банками.
15. Члены Совета управляющих должны иметь опыт работы в финансово-кредитной системе.
16. Управляющий центральным банком республики является официальным представителем Резервной системы в данной республике.
17. Совет управляющих ежегодно представляет Президенту СССР отчет, который публикуется.
18. Председатель Совета управляющих:

- ведет заседания Совета и руководит его аппаратом;
- принимает решения в пределах своей компетенции в промежутках между заседаниями исполнительных органов Резервной системы;
- подписывает решения Совета управляющих;
- приостанавливает действия банков Резервной системы, противоречащие настоящему Закону;
- имеет право решающего голоса на заседаниях Совета управляющих в случае равенства голосов;
- представляет Резервную систему в СССР и за рубежом.
19. Члены Совета:
- принимают участие в заседаниях Совета управляющих с правом решающего голоса;
- проводят политику Совета управляющих - выносят на Совет вопросы, требующие принятия решения.
20. Совет управляющих:
- принимает решения по всем ключевым вопросам эмиссионной, денежно-кредитной и валютной политики, включая экономические нормативы, валютные лицензии;
- утверждает нормативные акты, действие которых распространяется на все банки;
- утверждает годовой отчет Резервной системы;
- направляет и контролирует работу банков Резервной системы.
21. Совет управляющих собирается на заседания, как правило, один раз в два месяца, а при необходимости чаще.
22. При Совете управляющих создается Совет по денежно-кредитной политике в составе Председателя, двух его заместителей, пяти управляющих банками (на основе полугодовой ротации). Данный Совет принимает оперативные решения и собирается один раз в две недели.
Раздел III. Капитал, баланс и прибыль Резервной системы
23. Собственный капитал Резервной системы состоит из капиталов центральных банков республик и является их коллективной собственностью.
24. Размер капитала каждого из банков Резервной системы определяется Советом управляющих.
25. Банки Резервной системы создают резервы путем отчислений от прибыли в размере не менее уставного капитала или 10% объема наличной эмиссии.
26. Решение об увеличении капитала Резервной системы принимается Президентом СССР по рекомендации Совета управляющих.
27. Сводный баланс Резервной системы представляет собой сумму балансов банков Резервной системы.
28. Правила составления балансов, учета и отчетности в Резервной системе утверждаются Советом управляющих.
29. Резервная система освобождена от всех видов налогов, сборов, пошлин.
30. Прибыль Резервной системы определяется как сумма прибыли банков Резервной системы.
31. Остаток прибыли после пополнения всех видов резервов и покрытия сметы расходов аппарата Совета управляющих поступает в Фонд развития банковского дела и Пенсионный фонд Резервной системы.
32. Годовой отчет каждого банка Резервной системы должен быть удостоверен полномочной аудиторской организацией.
33. Финансовый год в Резервной системе установлен с 1 января по 31 декабря.
34. Годовые отчеты банков Резервной системы представляются Совету управляющих до 1 апреля.
35. Годовой отчет Резервной системы представляется Советом управляющих Президенту СССР до 15 мая.
Раздел IV. Взаимоотношения с органами власти
36. Резервная система - независимый неправительственный орган. Государственные банки государств-членов выведены из подчинения правительств и обязаны один раз в год представлять отчеты в соответствующий Верховный Совет.
37. Ни один орган власти не вправе отдавать указания или оказывать воздействие на Резервную систему.
38. Резервная система взаимодействует с органами власти всех уровней в осуществлении экономической политики, участвует в разработке экономических решений, затрагивающих денежно-кредитные и валютно-финансовые вопросы.
39. Резервная система не имеет права кредитовать органы власти (бюджеты) или покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении. В случае острой необходимости по единогласному решению Совета управляющих могут предоставляться краткосрочные кредиты (до 12 месяцев) органам власти на рыночных условиях в пределах собственных капиталов банков Резервной системы.
40. Резервная система осуществляет кассовое исполнение союзного и республиканских бюджетов.
41. Резервная система осуществляет управление государственным (союзным и республиканским) внутренним и внешним долгом.
42. Проекты законодательных актов и других документов,
затрагивающие денежное обращение и банки, подлежат предва-
рительному согласованию с Резервной системой.
Раздел V. Денежная система СССР
43. Официальный денежной единицей СССР является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек.
44. Рубль является единственным законным платежным средством на территории СССР. Ограничение обращения рубля и выпуск в обращение других денежных единиц и денежных суррогатов на территории СССР запрещены.
45. Официальное содержание рубля в золоте, других драгоценных металлах, иностранной валюте не устанавливается.
46. Решение о денежной реформе, деноминации и других формах полного обмена денег принимает Верховный Совет СССР по рекомендации Резервной системы и Минфина СССР.
47. Резервной системе принадлежит исключительное безусловное право выпуска в обращение и изъятия из обращения денежных знаков в СССР.
48. Банкноты и монеты единого образца эмитируются банка-
ми Резервной системы в форме безусловных обязательств Резервной системы.
49. Эмиссия наличных денег осуществляется в форме продажи банкнот и монет банками Резервной системы коммерческим банкам по мере предъявления спроса с получением соответствующего безналичного эквивалента. Порядок наличной эмиссии устанавливается Советом управляющих Резервной системы.
50. Резервная система выпускает банкноты достоинством 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 руб., монеты достоинством 1, 3, 5 руб., разменные монеты достоинством 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20, 50 коп. Решение о выпуске банкнот и монет других номиналов принимается Советом управляющих Резервной системы.
51. Наличная эмиссия в СССР не подразделяется на казначейскую и банковскую. Казначейские билеты 1961 г. являются законным средством платежа до 1 января 2000 г., они без ограничений обмениваются на банковские билеты.
52. Совет управляющих публикует объявление об изъятии из обращения определенного вида денежных знаков. Изымаемые знаки остаются законным платежным средством в течение 5 лет с момента объявления об изъятии и в течение еще 5 лет могут быть предъявлены для обмена.
53. Резервная система организует изготовление, перевозку и хранение банкнот и монет, создает резервные фонды наличных денег, издает рекомендации по хранению и инкассации денежных знаков.
54. Резервная система устанавливает признаки и порядок определения платежности, а также порядок замены поврежденных денежных знаков и их уничтожения.
55. Наличные денежные знаки принимаются банками без ограничений. В расчетах между гражданами, в розничной торговле и в других наличных платежах разменные монеты принимаются без ограничений в сумме до 10 руб., банкноты и монеты достоинством свыше 1 руб. - до 1000 руб.
56. Безналичные расчеты осуществляются без ограничений по всем видам платежей.
Раздел VI. Денежно-кредитное регулирование
57. Резервная система является главным органом, реализующим денежно-кредитную политику в СССР.
58. Директивное кассовое и кредитное планирование упраздняется в порядке и в сроки, определяемые Резервной системой по согласованию с Минфином СССР.
59. Резервная система ежегодно одновременно с представле-
нием проекта государственного бюджета СССР представляет в Верховный Совет СССР отчет о денежно-кредитной политике в истекшем году и проект общих направлений денежно-кредитной политики СССР на будущий год.
60. Текст общих направлений денежно-кредитной политики СССР, представляемый в Верховный Совет СССР, содержит анализ перспектив развития денежно-кредитной системы с учетом экономической политики и проектов союзного и республиканских бюджетов, оптимальные темпы роста различных показателей денежной массы и банковского кредитования, уровень процентных ставок и валютного курса, методы и средства достижения поставленных целей.
61. Денежно-кредитная политика Резервной системы должна иметь антиинфляционный характер, способствовать сбалансированности экономики и стимулировать хозяйственную активность.
Резервы банков
62. В целях воздействия на темпы роста денежной массы в обращении, объем кредитования, уровень процентных ставок и на всю экономическую конъюнктуру Резервная система может устанавливать нормативы банковских резервов.
63. Резервная система устанавливает норматив ликвидных резервов банков в форме процентного отношения ликвидных активов к суммарным активам (пассивам), в том числе на разном уровне для разных типов банков.
64. Ликвидными активами считаются банкноты и монета, счета в Резервной системе, краткосрочные свободно обращающиеся государственные ценные бумаги, другие краткосрочные активы, которые могут быть легко реализованы. Классификацию ликвидных активов устанавливает Резервная система.
65. Норматив ликвидных резервов, устанавливаемый Резервной системой в директивном порядке, не может превышать 30%.
Уровень ликвидных резервов рассчитывается в конце каждого месяца (квартала) и должен поддерживаться в течение следующего месяца (квартала).
66. Резервная система может устанавливать норматив обяза-
тельных резервов, которые банки должны держать в Резервной
системе на специальных резервных счетах.
Норматив обязательных резервов рассчитывается в конце каждого квартала в процентном отношении к привлеченным средствам банка в рублях и иностранной валюте и не может превышать 25%. Норматив может быть дифференцирован по видам банков и обязательств.
67. Резервная система может устанавливать норматив депо-
нирования банками на специальном счете в Резервной системе сумм в размере части прироста кредитования и покупок облигаций в рублях и иностранной валюте. Норматив может быть дифференцирован по видам банков. Данный норматив рассчитывается в конце каждого квартала и не может превышать 100%.
68. В чрезвычайных ситуациях Резервная система имеет пра-
во с санкции Президента СССР устанавливать норматив допол-
нительного депонирования банками на специальном счете в Ре-
зервной системе сумм в размере до 100% прироста кредитования
в рублях и иностранной валюте.
Обязательные инвестиции
69. Президент СССР по рекомендации Резервной системы и Минфина СССР может установить для банков, страховых компаний, пенсионных фондов, других финансово-кредитных учреждений норматив обязательных инвестиций в государственные ценные бумаги в форме процента от суммарных активов.
70. Уровень норматива обязательных инвестиций в государственные ценные бумаги не может быть выше 30% для банков и 50% для других учреждений. Норматив обязательных инвестиций для Сбербанка устанавливается в индивидуальном порядке.
Норматив обязательных инвестиций устанавливается на календарный год и выполняется как среднеквартальный показатель.
Прямое регулирование кредита и гарантий
71. Резервная система может устанавливать прямые ограни-
чения на объем кредитных операций и гарантий банков и других
кредитных учреждений. Они могут носить селективный харак-
тер в зависимости от типа банка, вида кредита, отрасли, региона.
Регулирование процентных ставок
72. Резервная система может устанавливать минимальный и (или) максимальный уровень процентных ставок и комиссионного вознаграждения по кредитам и депозитам банков в зависимости от их сроков и видов.
73. Резервная система может установить порядок, при котором изменение процентных ставок и размера комиссионного вознаграждения требует согласия Резервной системы.
74. Запрещены действия по организации банковских картелей с целью фиксации процентных ставок. Резервная система уполномочена пресекать любые попытки организовать процентный картель.
75. Резервная система осуществляет регулирование процент-
ных ставок в СССР путем изменения официальной и других ставок по своим операциям с банками.
Система рефинансирования банков
76. В целях воздействия на ликвидность банковской системы Резервная система рефинансирует банки путем предоставления им краткосрочных кредитов по официальной и другим ссудным ставкам Резервной системы.
77. Право на получение кредитов в Резервной системе имеют первоклассные банковские учреждения с объемом баланса не менее 100 млн руб., внесенные в особый список.
78. Резервная система может предоставлять банкам кредиты на срок до трех месяцев под залог (обеспечение):

- золота и других драгоценных металлов;
- иностранной валюты;
- векселей со сроками до шести месяцев, выставленных или акцептованных первоклассными банками;
- государственных ценных бумаг со сроками до 1 года;
- облигаций компаний со сроками до 1 года, которые внесены в официальный список бумаг, рекомендуемых для инвестиций.
Резервная система самостоятельно устанавливает условия предоставления кредитов под залог различных активов.
79. Резервная система предоставляет банкам два вида креди-
тов под залог различных активов:
- автоматический кредит в пределах установленной Резервной системой квоты по официальной ссудной ставке. Размер квоты рассчитывается в зависимости от суммы баланса и собственных средств банка;
- специальный кредит на условиях и в сумме, определяемых Резервной системой в каждом конкретном случае. Процентная ставка по таким кредитам должна быть как минимум на 1% выше официальной ссудной ставки. Резервная система может отказать в предоставлении официального кредита без объяснения причин.
Операции на открытом рынке
80. В целях воздействия на ликвидность банковской системы
Резервная система проводит операции с ценными бумагами.
Целевые пределы роста денежной массы
81. Резервная система ежегодно в общих направлениях де-
нежно-кредитной политики устанавливает целевые пределы рос-
та различных показателей совокупной денежной массы в обра-
щении на следующий год или другой период по согласованию с
Минфином СССР (в виде интервальных значений).
82. Целевые пределы роста совокупной денежной массы в
обращении служат основой для принятия Резервной системой
решений при проведении денежно-кредитной политики.
Регулирование заграничных активов и пассивов
83. Резервная система может устанавливать нормативные тре-
бования к величине заграничных активов и пассивов (всех или
отдельных видов) банков, соотношению между ними или их от-
дельными элементами.
Управление государственным долгом
84. В целях воздействия на ликвидность банковской системы
и на уровень процентных ставок Резервная система по согласо-
ванию с Минфином СССР может:
- определять условия выпуска государственных ценных бумаг;
- выпускать больше государственных ценных бумаг, чем требуется для финансирования дефицита государственного бюджета.
Раздел VII. Валютная политика
85. Резервная система уполномочена управлять Валютным и
Золотым фондами СССР.
В этих целях при Совете управляющих создается валютное управление с самостоятельным балансом.
86. Официальный курс рубля к иностранным валютам устанавливается Советом управляющих Резервной системы исходя из состояния экономики и платежного баланса страны.
87. Совет управляющих регулирует рыночный курс рубля с помощью купли и продажи иностранной валюты из Валютного фонда СССР.
88. Резервная система является органом валютного контроля и регулирования СССР.
89. Резервная система взаимодействует с центральными банками других государств, участвует в работе международных ва-лютно-финансовых организаций.
Раздел VIII. Операции Резервной системы
90. Банки Резервной системы могут совершать следующие
операции:
- учет векселей и других денежных обязательств. Векселя должны иметь товарное происхождение (срок не более 6 месяцев) акцепт первоклассных банков, внесенных Советом управляющих в специальный список;
- покупку и продажу золота, других драгоценных металлов в слитках, самородках и других формах за свой счет и по поручению, а также иностранной валюты. На территории СССР Резервная система имеет монопольное право на операции с драгметаллами, кроме ювелирных изделий;
- предоставление банкам краткосрочных кредитов под обеспечение в соответствии со ст. 76 - 79 настоящего Закона. Претензии Резервной системы по предоставленным кредитам не имеют срока давности;
- предоставление кредитов своим служащим;
- покупку и продажу на вторичном рынке государственных ценных бумаг в рамках денежно-кредитного регулирования;
- прием и размещение вкладов (депозитов);
- прием ценностей для хранения;
- осуществление переводов и других расчетных операций;
- совершение сделок на комиссионной основе;
- инвестирование средств в предприятия на территории СССР и за границей;
- выдачу гарантий и поручительств;
- привлечение кредитов и выпуск ценных бумаг за границей;
- совершение других операций с санкции Президента СССР, если это не противоречит данному Закону.
Раздел IX. Служащие Резервной системы
91. Условия найма, увольнения и оплаты труда, служебные обязанности и дисциплинарные взыскания служащих Резервной системы устанавливают советы директоров соответствующих банков Резервной системы в рамках общих принципов, принятых Советом управляющих.
92. Совет управляющих Резервной системы может учредить Пенсионный фонд для дополнительного пенсионного обеспечения служащих Резервной системы.
93. Служащие Резервной системы не могут работать по совместительству, трудовому соглашению или контракту в коммерческих организациях, получать какое-либо вознаграждение от юридических или физических лиц кроме гонораров за публикации и выступления.
94. Служащие Резервной системы могут получать кредиты только в Резервной системе.
95. Служащие Резервной системы не имеют права разглашать служебную информацию, полученную при выполнении служебных обязанностей.
Раздел X. Банковский надзор
96. Резервная система является органом государственного надзора за деятельностью банков.
97. Резервная система выдает лицензии на ведение банковских операций акционерным обществам и кооперативам, имеющим уставный капитал не менее 500 тыс. руб.
98. Для получения лицензии учредители или существующее акционерное общество, или кооператив направляют в банк Резервной системы по месту нахождения заказным письмом нотариально заверенную заявку, содержащую наименование банка, его официальное местонахождение, цели создания банка, имена и адреса учредителей, их ответственность, сведения о профессиональной пригодности руководителей банка. К заявке прилагается Устав банка, утвержденный собранием акционеров или пайщиков, и протокол собрания. Устав составляется на основе акционерного законодательства и рекомендаций Резервной системы.
99. Заявка на получение банковской лицензии рассматривается в течение 60 дней. Отказ или согласие сообщаются заказным письмом.
100. Для учреждения акционерного или кооперативного банка
с участием иностранных юридических и физических лиц свыше
10% капитала дополнительно требуются следующие документы:
для учредителей - юридических лиц:
а) Устав или другой документ, подтверждающий их юриди-
ческий статус, и опубликованный баланс за 3 предыдущих года;
б) решение соответствующего органа иностранного учредите-
ля об участии в банке в СССР;
в) письменное заявление контрольного органа страны проис-
хождения иностранного учредителя о том, что он не возражает
против его участия в банке на территории СССР, либо заявление
уполномоченного органа или юридической службы о том, что
такое разрешение по законодательству страны происхождения
учредителя не требуется;
для учредителей - физических лиц:
а) справка надежного банка о платежеспособности;
б) рекомендательные письма от двух юридических или физи-
ческих лиц с известной платежеспособностью.
101. Коммерческие банки обязаны уведомлять Резервную систему об изменениях, вносимых в учредительные документы.
102. Банки Резервной системы ведут реестры коммерческих банков на территории соответствующих государств. Совет управляющих ведет сводный реестр банков СССР.
103. Коммерческие банки могут заниматься привлечением и
размещением депозитов и кредитов, гарантиями и поручительствами, учетом векселей, факторингом и лизингом, расчетами и переводами, хранением ценностей, комиссионными сделками и другими операциями, разрешенными Резервной системой.
Валютные операции (статус уполномоченного банка) могут совершаться при условии получения специальной лицензии Резервной системы и других органов валютного контроля.
Посреднические операции с ценными бумагами могут совершаться при условии получения специальной лицензии Резервной системы и финансовых органов.
104. Резервная система устанавливает правила учета и отчетности в коммерческих банках.
105. Коммерческие банки обязаны представлять в банки Резервной системы статистическую и иную информацию по форме и в сроки, установленные Советом управляющих. Полученная в порядке банковского надзора информация рассматривается как конфиденциальная.
106. Банки Резервной системы имеют право, если для этого есть основания, санкционировать проверку учета и документации соответствующего коммерческого банка.
107. В целях обеспечения устойчивой работы и защиты интересов клиентов коммерческие банки обязаны соблюдать следующие экономические нормативы, устанавливаемые Резервной системой:
а) соотношение собственных средств, активов и пассивов
банка;
б) максимальный размер кредитов на одного заемщика;
в) показатели ликвидности баланса б анка;
г) обязательные резервы.
108. Резервная система может устанавливать норматив мини-
мального размера собственных средств коммерческого банка (оп-
лаченный капитал плюс резервы) в отношении к:
- предоставленным кредитам, инвестициям и другим активам;
- непокрытым позициям в иностранных валютах;
- пассивам;
- другим статьям баланса.

109. Резервная система публикует нормативные определения активов и пассивов, в том числе забалансовых, капитала, резервов, собственных средств, рисков, позиций (покрытых и непокрытых, открытых и закрытых), инвестиций банков.
110. Максимальный размер кредита на одного заемщика (сумма кредитов и гарантий) устанавливается Резервной системой в размере 10% от общей суммы собственных средств банка.
111. Коммерческие банки не имеют права без согласия соответствующего банка Резервной системы:
- уменьшать размер собственных средств путем выплаты уставного капитала и распределения резервов среди акционеров;
- приобретать контрольные пакеты акций (50% плюс 1 акция) акционерных обществ;
- сливаться с другими организациями;
- приобретать свыше 50% активов и пассивов других организаций;
- заниматься посредническими и инвестиционными операциями с недвижимостью.
Банк Резервной системы в ответ на письменное обращение дает согласие на проведение указанных действий или отказывает в нем в течение 45 дней заказным письмом.
112 Резервная система устанавливает порядок формирования из прибыли банков страховых и резервных фондов.
113. Резервная система имеет право издавать директивы, пред-
писывающие банкам соблюдать указанные выше нормативы, зап-
рещающие или ограничивающие отдельные виды операций, их
размеры, сроки и другие условия.
Раздел XI. Расчеты
114. Резервная система организует единую систему межбанковских безналичных расчетов в СССР.
115. Банки Резервной системы открывают коммерческим банкам счета для проведения клиринговых расчетов.
116. Вычислительные центры бывшего Госбанка СССР являются коллективной собственностью Резервной системы.
Раздел XII. Информация и статистика
117. Резервная система обеспечивает сбор и регулярную публикацию сводной статистики о количестве наличных денег в обращении, объеме совокупной денежной массы, валютных курсах, своем балансе и балансе банковской системы.
118. Резервная система публикует свой годовой отчет и ежемесячный аналитический журнал.
Раздел XIII. Ликвидация Резервной системы
119. Резервная система ликвидируется по договоренности меж-
ду всеми государствами-членами или в случае, если в системе
останется меньше трех членов.

Раздел XIV. Контроль за соблюдением настоящего Закона
120. Резервная система уполномочена контролировать соблюдение настоящего Закона и выполнение решений, принятых во исполнение настоящего Закона.
121. В случае нарушения государственной эмиссионной монополии, денежно-кредитных нормативов и требований, других положений настоящего Закона Резервная система имеет право:

- предписывать сроки и другие условия для устранения нарушений;
- изымать незаконно выпущенные денежные знаки и суррогаты, арестовывать счета;
- ставить перед акционерами или пайщиками банка вопрос о его оздоровлении или реорганизации, смене руководства;
- отзывать банковские и другие лицензии, ставить в судебном или ином порядке вопрос о прекращении существования той или иной организации;
- накладывать штрафы на банки и их служащих;
- обязывать перечислять в доход союзного бюджета доходы, полученные в результате нарушения нормативов;
- смещать руководство банка и назначать временную администрацию.

122. Правила применения указанных и других санкций в зависимости от различных обстоятельств устанавливаются Резервной системой по согласованию с Минфином СССР и другими органами государственного регулирования.
123. Подделка денежных знаков Резервной системы является уголовным преступлением и преследуется по закону.
122.
Проект
ЗАКОН
Российской Советской Федеративной
Социалистической Республики "О ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЕ РСФСР"

Раздел I. Общие положения
1. Денежная система РСФСР включает официальную денежную единицу, порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии, государственный орган денежно-кредитного и валютного регулирования.
2. Официальной денежной единицей РСФСР является рубль.
3. Один рубль состоит из 100 копеек.
4. Рубль является единственным законным платежным средством в любых формах на территории РСФСР за исключением внешнеэкономических расчетов. Ограничение обращения рубля на территории РСФСР запрещено.
5. Выпуск в обращение других денежных единиц и денежных суррогатов (заменителей денег) запрещен.
6. Официальное содержание рубля в золоте, других драгоценных металлах, иностранной валюте законодательно не устанавливается.
7. Платежи в иностранной валюте на территории РСФСР, за исключением внешнеэкономических расчетов, могут осуществляться только с разрешения и в порядке, установленном Минфином и Госбанком РСФСР.
Раздел II. Наличная эмиссия
8. Госбанку РСФСР как эмиссионному банку принадлежит исключительное безусловное право выпуска в обращение и изъятия из обращения денежных знаков в РСФСР.
9. Банкноты эмитируются в форме безусловных обязательств Госбанка РСФСР без формальной оговорки обеспечения и с подписями Управляющего и одного из директоров Госбанка РСФСР.

10. Банкноты и монета, выпущенные в обращение Госбанком РСФСР, обязательны для приема в качестве платежного средства всеми организациями и гражданами на территории РСФСР.
11. Объем наличных денег в обращении определяется как общая сумма эмитированных денежных знаков за вычетом наличности в кассах и хранилищах учреждений Госбанка РСФСР.
12. Запрещено использование наличной эмиссии для финансирования расходов Государственного бюджета РСФСР.
13. Эмиссия наличных денег осуществляется в форме продажи банкнот и монет учреждениями Госбанка РСФСР, коммерческим и другим банкам по мере предъявления спроса со списанием с их счетов соответствующего безналичного эквивалента. Порядок наличной эмиссии устанавливается Госбанком РСФСР.
14. Баланс эмиссионного отдела Госбанка РСФСР ведется отдельно от баланса других подразделений.
15. Денежные средства, полученные Госбанком РСФСР при продаже банкам наличных денежных знаков, полностью используются для приобретения драгоценных металлов в форме слитков и монет, иностранной конвертируемой валюты, первоклассных ценных бумаг со сроками погашения не более 5 лет (последние - только через вторичный рынок).
16. Госбанк РСФСР имеет право выпускать банкноты достоинством 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 руб., монеты достоинством 1, 3, 5 руб., разменные монеты достоинством 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20, 50 коп.
17. Решение о выпуске банкнот и монет других номиналов принимается Госбанком РСФСР по согласованию с Минфином
РСФСР.
18. Дизайн банкнот и монет определяется Госбанком РСФСР. Госбанк РСФСР по мере необходимости имеет право выпускать банкноты нового дизайна с постепенным изъятием из обращения денежных знаков старого образца.
19. Госбанк РСФСР имеет право по согласованию с Минфином РСФСР выпускать юбилейные монеты не чаще 2 раз в год.
20. Госбанк РСФСР имеет право по согласованию с Министерством финансов РСФСР выпускать монеты из драгоценных металлов в качестве объекта коллекционирования и тезаврации. Такие монеты являются законным платежным средством по номиналу.
21. Наличная эмиссия в РСФСР не подразделяется на казначейскую и банковскую.
22. Казначейские и банковские билеты 1961 г. являются законным средством платежа до 1 января 2000 г., без ограничений обмениваются на билеты Госбанка РСФСР.
23. Госбанк РСФСР публикует в газетах объявление об изъятии из обращения определенного вида денежных знаков. Изымаемые денежные знаки остаются законным платежным средством в течение 5 лет с момента объявления и в течение еще 5 лет могут быть предъявлены в Госбанк для обмена. Суммы, эквивалентные не предъявленным после 10 лет к обмену денежным знакам, перечисляются на погашение Государственного долга РСФСР.
24. Госбанк РСФСР организует изготовление, перевозку и хранение банкнот и монет, создает резервные фонды наличных денег.
25. Госбанк РСФСР устанавливает признаки и порядок определения платежности, а также порядок замены поврежденных денежных знаков и их уничтожения.
26. Госбанк РСФСР издает рекомендации по хранению и инкассации денежных знаков в банковской системе и во всей экономике.
Раздел III. Безналичная (депозитная) эмиссия
27. Безналичная (депозитная) эмиссия осуществляется в процессе банковского кредитования. Госбанк РСФСР контролирует безналичную эмиссию средствами денежно-кредитной политики.
28. Запрещено использование безналичной эмиссии в форме кредитов государству и покупки государственных ценных бумаг для финансирования расходов Государственного бюджета РСФСР. Данный вопрос регулируется Законом РСФСР "О Госбанке РСФСР" и "О Государственном долге РСФСР".
Раздел IV. Совокупная денежная масса
29. Под совокупной денежной массой в обращении понимаются наличные денежные знаки в обращении, вклады в Госбанке РСФСР (денежная база), средства на счетах в банках, другие безусловные денежные обязательства.
30. Госбанк РСФСР разрабатывает методологию определения и публикует показатели денежной массы в обращении.
Раздел V. Расчеты
31. Наличные денежные знаки принимаются банками без ограничений.
32. В расчетах между гражданами, в розничной торговле и в других наличных платежах разменные монеты принимаются без ограничений в сумме до 10 руб., банкноты и монеты достоинством свыше 1 руб. - до 1000 руб.
33. Безналичные расчеты осуществляются без ограничений по всем видам платежей.
34. Учреждения Госбанка РСФСР без ограничений разменивают и обменивают гражданам и организациям банкноты и монеты, руководствуясь при этом правилами признаков платежности денежных знаков.
35. Госбанк РСФСР организует систему межбанковских без-
наличных расчетов РСФСР.
Раздел VI. Денежно-кредитное регулирование
36. Главным органом регулирования денежно-кредитной системы является Госбанк РСФСР, действующий на основе Законов РСФСР "О Госбанке РСФСР" и "О денежно-кредитном регулировании в РСФСР". Он несет ответственность за стабильность покупательной способности и валютного курса рубля.
37. Решение о денежной реформе, деноминации и других формах полного обмена денег принимает Верховный Совет РСФСР по рекомендации Госбанка РСФСР и Минфина РСФСР.
Раздел VII. Информация
38. Госбанк РСФСР обязан не реже одного раза в месяц пуб-
ликовать данные о количестве наличных денег в обращении, объе-
ме совокупной денежной массы, валютных курсах.
Раздел VIII. Контроль за соблюдением настоящего Закона
39. Госбанк РСФСР уполномочен контролировать соблюдение настоящего Закона и выполнение решений, принятых во исполнение настоящего Закона.
40. В случае нарушения ст. 5, 7, 9 настоящего Закона Госбанк РСФСР имеет право изымать незаконно выпущенные денежные знаки и суррогаты, отзывать банковские лицензии, ставить в судебном или ином порядке вопрос о прекращении действий той или иной организации, наложении штрафов или привлечении к уголовной ответственности.
41. Правила применения указанных и других санкций устанавливаются Госбанком РСФСР по согласованию с Минфином
РСФСР.
42. Подделка денежных знаков Госбанка РСФСР является
уголовным преступлением и преследуется по закону.
Раздел IX. Взаимоотношения с другими государствами
43. В случае заключения РСФСР экономического Союза с
другими государствами функции, предоставленные настоящим
Законом Госбанку РСФСР и другим государственным органам
РСФСР, реализуются на основе Закона СССР "О резервной си-
стеме СССР".

Раздел X. Вступление Закона в силу
44. Настоящий Закон вступает в силу одновременно с Законами РСФСР "О Госбанке РСФСР", "О банках в РСФСР", "О денежно-кредитном регулировании в РСФСР".

Проект
ЗАКОН
Российской Советской Федеративной Социалистической Республики "О ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ В РСФСР"
Раздел I. Общие положения
1. Органом денежно-кредитного регулирования в РСФСР яв-
ляется Государственный банк РСФСР (Госбанк РСФСР) - Цен-
тральный банк республики, действующий на основе законов
РСФСР.
2. В соответствии с настоящим Законом Госбанк РСФСР имеет право устанавливать нормативы ликвидности и резервов банков, прямо и косвенно регулировать кредитную и депозитную деятельность банков и других финансово-кредитных учреждений, фиксировать предельный уровень ссудных и депозитных ставок, осуществлять различные операции и другие действия, направленные на реализацию денежно-кредитной политики государства.
3. В целях выполнения своих функций по денежно-кредитному регулированию Госбанк РСФСР взаимодействует с Минфином РСФСР и другими государственными органами, уполномоченными выполнять регулирующие функции в денежно-кредитной, финансовой, валютной областях.
4. Ежегодно Госбанк РСФСР представляет в Верховный Совет РСФСР отчет о денежно-кредитной политике в истекшем году (одновременно со своим годовым отчетом) и проект общих направлений денежно-кредитной политики РСФСР на будущий год (одновременно с представлением проекта Государственного бюджета РСФСР).
5. Текст общих направлений денежно-кредитной политики РСФСР, представляемый в Верховный Совет РСФСР, должен содержать анализ перспектив развития денежно-кредитной системы РСФСР с учетом экономической политики Правительства РСФСР и проекта Государственного бюджета РСФСР, оптимальные темпы роста различных показателей денежной массы и банковского кредитования, уровень процентных ставок и валютного курса, методы и средства достижения поставленных целей.
6. Директивное кассовое и кредитное планирование в РСФСР упраздняется в порядке и сроки, определяемые Госбанком РСФСР по согласованию с Минфином РСФСР.
Раздел II. Банковские резервы
7. В целях воздействия на темпы роста денежной массы в обращении, объем кредитования, уровень процентных ставок Госбанк РСФСР может устанавливать нормативы банковских резервов.
8. Госбанк РСФСР может устанавливать норматив ликвидных резервов банков в форме процентного отношения ликвидных активов к суммарным активам, в том числе на разном уровне для разных типов банков.
Ликвидными активами считаются банкноты и монета, счета (кроме резервных) в Госбанке РСФСР, краткосрочные свободно обращающиеся государственные ценные бумаги, другие краткосрочные активы, которые могут быть легко реализованы. Классификацию ликвидных активов устанавливает Госбанк РСФСР.
Норматив ликвидных резервов, устанавливаемый Госбанком РСФСР в директивном порядке, не может превышать 30%.
Уровень ликвидных резервов рассчитывается в конце каждого месяца (квартала) и должен поддерживаться в течение следующего месяца (квартала).
9. Госбанк РСФСР устанавливает норматив обязательных ре-
зервов, которые банки должны держать в Госбанке РСФСР на
специальных резервных счетах.
Норматив обязательных резервов рассчитывается в конце каждого квартала в процентном отношении к привлеченным средствам банка в рублях и иностранной валюте и не может превышать 25%. Норматив может быть дифференцирован по видам банков и обязательств.
10. Госбанк РСФСР может устанавливать норматив депони-
рования банками на специальном счете в Госбанке РСФСР сумм

<<

стр. 3
(всего 6)

СОДЕРЖАНИЕ

>>