СОДЕРЖАНИЕ

Цели системы транспортировки как подцели системы общественного производства
П.Г. Кузнецов
 
В системе общественного производства существует необходимость перемещения некоторых продуктов из одной части пространства в другую. Необходимость перемещения тех или иных продуктов определяется общественной целесообразностью. Во всех случаях перед общественным производством стоит проблема выбора: либо перевозить нужный продукт из другого места, либо производить на месте. Если местное производство требует больших затрат общественного труда, чем затраты общественного труда на перевозку и изготовление в другом месте, то принимается решение о целесообразности перевозки.
Рассматривая целесообразность перевозки с точки зрения системы общественного производства, мы стоим перед необходимостью сравнивать затраты общественного труда на изготовление предмета на месте и затраты общественного труда на перевозку с другого места изготовления. Для такого сравнения мы должны выразить то и другое в одних и тех же единицах. Если единицы измерения будут различны, то мы не сможем сравнить и дать ответ на вопрос, в каком случае затраты общественного труда будут больше. Не следует забывать, что мы должны передать правило вычисления общественной целесообразности (т. е. экономический расчет эффективности) вычислительной машине.
Использование вычислительной техники в нашей стране встретилось с целым рядом трудностей, связанных, в частности, с проблемами ценообразования. Экономический расчет, проведенный вычислительной машиной, выполняется до точности исходных данных. Исходными данными для такого расчета являются цены. Точность установления последних пока еще оставляет желать лучшего. Поэтому необходимо измерять уровень и темпы роста производительности труда в системе общественного производства, не используя цены (т. е. не затрагивая категорию стоимость).
В данной главе рассмотрим выведение целей в подсистеме транспортировки грузов и целей всей системы общественного производства как  социально-экономической целостности.
 
 
2.1. ПРЕВРАЩЕНИЕ РАБОТЫ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ПРОДУКТА В ТРУД
 
В условиях планового ведения хозяйства и общественной собственности на средства производства акт признания работы по изготовлению продукта актом общественно полезной деятельности осуществляется планом. Если данная работа содержится в плане, то она, по определению, считается общественно полезной деятельностью. Отсюда следует, что если некоторое предприятие в плановом порядке производит продукт, который не удовлетворяет никакой общественной потребности, то мы имеем дело с дефектом планирования. Возможность возникновения дефектов планирования подтверждается и самим ходом общественного производства. Место, где этот вид дефекта планирования может быть легко обнаружен, — склад продуктов, не нашедших потребителя. Эти неходовые товары подвергаются уценке и реализуются (если это удается) по сниженным ценам.
Совершенствование планирования может начинаться с разбора каждого факта, когда от лица общества заказывается (в плановом порядке) производство тех изделий, в которых система общественного производства не испытывает действительной потребности. Анализ показывает, что эффективным средством для устранения этих дефектов планирования и являются системы управления на базе ЭВМ.
Одной из наиболее трудных проблем в совершенствовании планирования является проблема адекватного описания всей системы общественного производства. Наиболее распространенные экономико-математические модели были развиты на основе математических моделей динамических систем, используемых физиками. В работе Б.С. Разумихина[1] хорошо показано, что это математические модели, заимствованные из динамики голономных систем. Динамика голономных систем не охватывает тех классов динамических систем, в которых время входит в явном виде в связи или связи осуществляются не по координате, а по скорости. Эти связи по скорости, приводящие к динамике неголономных систем, типичны для социально-экономических систем. Применительно к системе общественного производства эти связи могут быть сформулированы так: скорость изготовления любого продукта в системе общественного производства должна быть согласована со скоростью его общественного потребления. Любое рассогласование скорости выпуска и скорости общественного потребления сразу же дает наблюдаемый эффект в виде либо роста запаса, либо возникновения дефицита. Таким образом, и дефицит и запас — два проявления одной и той же причины - наличия дефектов планирования.
Рассмотренное положение о превращении работы по изготовлению продукта в труд, опирающееся на понятие плана как баланса скоростей выпуска и потребления продуктов, позволяет рассмотреть и более детально саму цель общественного производства. Этой целью является повышение темпа роста производительности труда в системе общественного производства. При согласовании скоростей выпуска и общественного потребления это дает максимальный темп роста скорости удовлетворения общественных потребностей. Но просто баланс скоростей выпуска и потребления еще не предполагает, что обеспечивается максимальный темп роста производительности труда. Каждый дефект плана, являющийся нарушением этого баланса, приводит к снижению темпов роста производительности труда в системе общественного производства.
Учитывая скромную задачу — рассмотрение методологии проектирования автоматизированных систем управления для транспорта, мы только кратко коснемся необходимых нам связей между общественным производством и транспортом.
 
2.2. УСТАНОВЛЕНИЕ УРОВНЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРУДА
 
Время, необходимое на изготовление любого продукта, не остается постоянным: с развитием человеческого общества это время уменьшается. Если продукт остается тем же самым, а время, необходимое для изготовления, уменьшается, то существует еще некоторая характеристика общественного производства - производительная сила труда, которая с течением времени увеличивается. Эта производительная сила труда может расти стихийно, а может стать предметом научного анализа, и общество может сознательно управлять темпом ее роста. Для сознательного управления темпом роста производительной силы труда нам необходимо установить, что это такое.
Поскольку производительная сила труда присутствует в любом трудовом акте, для выяснения сущности или субстанции производительной силы мы можем выбрать любой трудовой процесс, включающий и внеэкономическую категорию работы в физическом смысле. Не каждая работа в физическом смысле является трудом, а только такая работа по изготовлению продукта, которая удовлетворяет общественную потребность. Для любого производственного процесса существует теоретический предел необходимых затрат энергии. Определение этой теоретической величины является необходимой предпосылкой для определения производительной силы труда.
Поскольку время для выполнения данной работы поддается измерению, то величина производительной силы труда измеряется отношением теоретически необходимой затраты энергии ко времени, в течение которого выполняется данная работа. Поскольку отношение энергии ко времени есть мощность, то измерение производительной силы труда должно осуществляться в единицах мощности.
Теперь мы можем перейти к математической записи производительной силы труда в любом технологическом процессе.
Производительная сила труда есть скорость выполнения работы, или скорость выпуска продукта. Ее двойственный характер состоит в том, что она является конкретной производительной силой, измеряется в единицах скорости выпуска продукта в натуральных единицах и в то же время она является абстрактной производительной силой, так как измеряется мощностью, вычисляемой из теоретически необходимых затрат энергии. Хотя эти два проявления и отличаются друг от друга, но они оба проявления одной и той же субстанции.
Конкретная производительная сила труда известна под названием "производственная мощность". Мы говорим о производственных мощностях, характеризуя их возможной скоростью выпуска конкретной продукции, например установка по синтезу аммиака мощностью 40 000 т в год; производственная мощность металлургического комбината, которая равна выпуску 5 млн т стали и 4 млн т чугуна в год.
Производственные мощности транспортных предприятий выражают возможный объем перевозок в тонно-километрах за год. Это выражение, как будет видно из последующего рассмотрения, является некоторым приближением к действительности, но не совпадает точно с понятием производительной силы труда в транспортных системах. Рассогласование вызвано тем, что для определения конкретной производительной силы мы должны убедиться, что она выражена со своей абстрактной стороны в единицах физической мощности.
Фактическая конкретная производительная сила любого производственного процесса при использовании для выпуска продукта всегда потребляет некоторую мощность. Казалось бы, что эта мощность может представлять абстрактную производительную силу. Но это не так. Каждый процесс преобразует в продукт только часть потребляемой мощности. По этой причине между потребляемой физической мощностью и абстрактной производительной силой существует связь, которая указывает, что абстрактная производительная сила труда составляет некоторую долю от потребляемой мощности. Эта доля определяется как произведение фактической величины потребляемой мощности на обобщенный коэффициент полезного действия, или на обобщенный коэффициент совершенства технологии. Точное установление абстрактной производительной силы труда требует вычисления теоретически необходимых затрат энергии на выпуск данного продукта.
Если такой расчет выполнен, то каждый продукт может быть представлен в двух формах: конкретной и абстрактной работы. Представление продукта в форме конкретной работы есть описание единицы продукта: тепловоз, электростанция, гвоздь, электрическая лампочка. За каждым продуктом "скрыта" и его абстрактная работа - число киловатт-часов, - теоретически необходимая на изготовление единицы продукта. В этом случае мы можем записать:
1 тепловоз = 6 млн кВт ? ч
1 электростанция = 12 млрд кВт ? ч
1 гвоздь = 0,1 кВт ? ч
1 электрическая лампочка = 5 кВт ? ч.
Если тепловозов выпускается 50 штук в год, то со своей абстрактной стороны это составляет 300 млн кВт?ч/год. Принимая для всех скоростей выпуска продукции единицу времени один час, мы можем вычислить часовую производственную мощность тепловозостроительного завода.
300 млн кВт ? ч : 8760 ч = 34 000 кВт.
В этих условиях фактическая величина потребляемой мощности тепловозостроительным заводом может быть равна 150000 кВт. Тогда коэффициент совершенства технологии будет равен 34000 : 150000 = 0,23. На выпуск одного тепловоза предприятию требуется время, равное 6000000:34000=186ч.
Подобного рода расчет может быть выполнен и для другой продукции.
Если конкретные вещи — тепловоз, электростанцию, гвоздь - можно увидеть, потрогать руками, то абстрактный компонент необходимых затрат энергии на их изготовление можно лишь вычислить.
Введение абстрактной производительной силы труда позволяет описывать скорость выпуска всех видов продукции в одних и тех же единицах измерения - единицах потребляемой мощности.
Принимая за "единицу" абстрактную работу по изготовлению 1 электростанции, мы можем написать ряд равенств:
1 электростанция = 2000 тепловозов = 120 млрд гвоздей = 2,4 млрд электрических лампочек.
Рассмотренная нами, необходимая для изготовления предмета, теоретическая затрата энергии, связанная в форме определенного продукта, потребляется при использовании предмета. Этот процесс потребления, сопровождающийся снашиванием предмета, при условии нормальной эксплуатации протекает в течение некоторого времени, которое можно назвать расчетным, или гарантийным, сроком службы предмета. Любой названный предмет - тепловоз, электростанция, гвоздь или электрическая лампочка - обладает таким расчетным, или гарантийным, сроком службы. Увеличение этого расчетного срока службы в обыденной жизни принято называть качеством продукта. Известно, что изменение таких характеристик, как ходимость шин или надежность двигателя, есть изменение качества соответствующих изделий. Мы указывали, что плановое хозяйство обладает возможностью согласовывать скорость выпуска каждого продукта со скоростью его общественного потребления. Это достигается тем, что для удовлетворения одной и той же общественной потребности при повышении качества продукции необходимо уменьшить скорость выпуска той же продукции.
Связь общественного производства по скоростям предполагает контроль со стороны общества как за временем изготовления предмета, так и за временем его использования. Одной из фундаментальных является проблема определения (вычисления) рационального времени использования предмета. Несколько ниже, после завершения вопроса об измерении уровня производительной силы общественного труда, мы вернемся к вопросу о рациональном сроке службы изделия.
Зафиксировав для каждого производственного процесса теоретически необходимые затраты энергии на изготовление единицы продукта, мы имеем возможность любой производственный процесс охарактеризовать скоростью выпуска продукта двояким образом: в форме натурального выражения (число штук в час, число тонн в час, число литров в час и т.д.) и в абстрактной форме - в форме полезной мощности.
Обозначим величину теоретически необходимого расхода энергии на единицу продукта через Ai(t), а фактические затраты энергии на изготовление этого же самого продукта через Bi(t). Обобщенный коэффициент полезного действия машины, механизма, технологической установки, т.е. обобщенный коэффициент совершенства используемой технологии производства данного продукта, определяется отношением
 
                                                 (2.1)
 
С другой стороны, зная фактическую величину потребляемой мощности соответствующей машиной, механизмом, технологическим процессом Ni(t), мы можем определить конкретную производительность данного процесса, характеризующуюся конкретной скоростью выпуска продукта, разделив фактическую величину потребляемой мощности на фактические затраты энергии на единицу данного продукта:
 
                                               (2.2)
 
где Ki(t) - конкретная скорость выпуска продукции в натуральном измерении (штук в час, тонн в час и т.д.).
Таким образом, любой производственный процесс может быть записан в унифицированной форме: производственная мощность, определяемая из фактической мощности, потребляемой технологическим процессом, равна конкретной скорости выпуска i-го продукта, умноженной на величину фактических затрат энергии на единицу i-го продукта:
 
                                                   (2.3)
 
Выражение (2.3) показывает, что если техническая мощность оборудования используется не полностью, то фактическая скорость выпуска продукции в силу постоянства фактических затрат энергии на единицу продукции уменьшается. Этот факт известен как неполное использование производственной мощности. Его экономическим следствием является падение фондоотдачи.
С другой стороны, в выражении (2.3) можно заменить фактические затраты энергии на единицу продукции теоретически необходимыми. В этом случае мы получим выражение вида
 
                                          (2.4)
 
Приведенное выражение показывает, что при той же самой величине потребляемой мощности выпуск продукции в натуральном выражении может быть увеличен лишь при условии, что увеличивается обобщенный коэффициент совершенства технологии. Эта связь становится особенно наглядной, если обобщенный коэффициент совершенства технологии перенести в правую часть выражения (2.4) :
 
                                      (2.5)
 
Произведение фактически потребляемой мощности на обобщенный коэффициент совершенства технологии дает полезную мощность, которая воплощается в конкретной скорости выпуска продукта. Обратим внимание на размерность используемых величин — правая часть дает нам абстрактную мощность, которая выражается в скорости выпуска данного продукта. В левой части мы имеем ту же самую мощность, которая (если игнорировать множитель теоретически необходимых затрат энергии) имеет вид конкретной мощности, выраженной через скорость выпуска продукции в натуральном измерении.
Теперь мы имеем унифицированную форму записи, где скорость выпуска любого продукта представляется одновременно в виде конкретной и абстрактной мощности.
Мы отмечали, что условия планового хозяйства предполагают согласование скорости выпуска каждого продукта со скоростью его потребления. Если скорость выпуска i-го продукта совпадает с традиционным представлением о валовом выпуске, то скорость реализации продукта по отношению к скорости выпуска может составлять лишь некоторую часть. Это отношение скоростей реализации продукта и его выпуска характеризует социальный коэффициент полезного действия, или коэффициент качества плана:
 
                                               (2.6)
 
где ?i(t)    коэффициент качества плана; li(t) — скорость реализации i-го продукта; Ki(t) - скорость выпуска i-го продукта.
Заменяя в выражении (2.5) скорость выпуска продукта отношением скорости его реализации к коэффициенту качества плана, имеем
 
                              (2.7)
 
Если в выражении (2.7) коэффициент качества плана перенести в правую часть, то получим выражение для скорости реализации i-го продукта, т.е. выражение для скорости удовлетворения общественной потребности в i-м продукте. Таким образом, скорость удовлетворения общественной потребности в i-м продукте может быть записана для любого продукта общественного производства в виде
 
                                     (2.8)
 
Рассматривая все общественное производство как целое, можно говорить о скорости удовлетворения всех общественных потребностей общества как о сумме скоростей удовлетворения отдельных, частных, общественных потребностей:
 
                         (2.9)
 
где п — число процессов в системе общественного производства.
Обратим внимание на тот факт, что за счет коэффициента качества плана при суммировании скоростей выпуска продукта выделяется только та часть выпуска общественного продукта, которая идет на удовлетворение общественной потребности. Этот факт и дает возможность говорить о скорости удовлетворения общественных потребностей. В этом случае мы записываем не формальный выпуск продукции, который известен под названием "вал", а только ту его часть, которая идет на удовлетворение общественных потребностей. С учетом "сказанного выражение (2.9) принимает вид
 
                                   (2.10)
 
где  — скорость выпуска i-го продукта, согласованная со скоростью его общественного потребления; ?i(t) — обобщенный коэффициент полезного действия; єi(t) - коэффициент связи с общественным производством.
Полученное выражение для скорости удовлетворения общественных потребностей можно отнести к "совокупному рабочему", т.е. к числу лиц, занятых в системе общественного производства, M (t):
 
                                                       (2.11)
 
где ?(t)— уровень производительности труда в системе общественного производства.
По отношению к величине ?(t) и действует объективный закон общественного развития — закон роста производительности труда в системе общественного производства.
Приведенное описание, опирающееся на отдельные производственные процессы, не очень удобно для описания общественного производства как целого. Для такого описания удобно использовать понятия, которые введены в монографии[2] М.И. Гвардейцева с соавт. Эти понятия являются базовыми  для любой подсистемы общественного производства. К ним относятся:
1. Потенциальная возможность общественного производства, которая определяется как суммарное энергопотребление (мощность) во всей системе общественного производства:
 
                                            (2.12)
 
Величина S1(t) доступна прямому измерению для топливно-энергетического баланса всей системы общественного производства.
2. Техническая возможность общественного производства, которая определяется как сумма произведений мощности на обобщенный коэффициент полезного действия машин и механизмов:
 
                                            (2.13)
 
3. Экономическая возможность, или скорость удовлетворения общественных потребностей, ранее представленная в соотношении (2.10) :
 
                                           (2.14)
 
Приведенные понятия могут быть представлены следующими соотношениями. Рассмотрим отношение технической возможности к потенциальным возможностям общества. Это отношение характеризует среднее по общественному производству качество технологии, т.е. своеобразный обобщенный коэффициент полезного действия всех машин и механизмов:
 
                                                          (2.15)
 
Очевидно, что в отдельных отраслях промышленности такой коэффициент характеризует совершенство технологических процессов.
Отношение скорости удовлетворения общественных потребностей к технической возможности общественного производства дает коэффициент совершенства общественной организации. Этот коэффициент и может рассматриваться как коэффициент качества плана:
 
                                                             (2.16)
 
С использованием этих укрупненных показателей системы общественного производства выражение для уровня производительности труда принимает вид
 
                                       (2.17)
 
Темп роста производительности труда в системе общественного производства и может быть надежно определен изменением уровня производительности труда.
Поскольку само понятие производительность труда относится к системе общественного производства в целом, то можно говорить об относительной производительности труда в той или иной подсистеме общественного производства. Физический выпуск продукции еще не означает роста производительности труда, так как это может быть выпуск продукта, который не обеспечен общественным потребителем. Связность, целостность всей системы общественного производства и учитывается коэффициентом качества плана.
 
 
2.3. ТЕМП РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
 
Для любой социально-экономической системы существует максимально возможный темп роста производительности труда, который зависит как от внешних, так и от внутренних факторов.
Поскольку темп роста производительности труда является темпом роста скорости удовлетворения общественных потребностей, то мы можем сказать, что каждое решение в любой области экономики оказывает некоторое влияние на темпы роста производительности труда в системе общественного производства. Установить связь между ними - основная проблема оценки эффективности принимаемых решений.
Уровень производительности труда в системе общественного производства в целом дается выражением (2.17). Абстрактное выражение закона роста производительности труда следующее:
 
                       (2.18)
 
Это символическая запись утверждения: производительность труда в системе общественного производства не уменьшается с течением времени.
Что же является причиной того, что производительность труда увеличивается с течением времени. Такой причиной является сам труд. Но труд есть не что иное, как исторический процесс совершенствования орудий труда. Каждое усовершенствование орудий труда, каждое усовершенствование системы общественного производства есть рождение нового, акты творчества, которые сами являются трудом, но трудом всеобщим. Всеобщим трудом являются научный труд, открытия, изобретения. Он обусловливается частью кооперацией современников, частью использованием труда предшественников. Однако процесс "материализации" изобретений ограничивается лишь теми изобретениями, которые обеспечивают повышение темпа роста производительности труда выше некоторой минимальной грани.
Оценка эффективности изобретений вычисляется в форме "ожидаемого процента на вложенный капитал". Можно показать, что связь "ожидаемого процента на вложенный капитал" и темпа роста производительности труда состоит в том, что "средневзвешенный" процент на вложенный капитал по всем капиталовложениям в системе общественного производства и является той величиной, которая дает темп роста производительности труда.
Введем в рассмотрение величину темпа роста производительности труда в системе общественного производства, используя выражение (2.17). Положим, что темп роста производительности труда в системе общественного производства постоянный и равен Р процентов в год. Получим выражение
 
                         (2.19)
 
где ?(tn) - производительность труда в системе общественного производства через n лет; ?(t0) - производительность труда в системе общественного производства в исходном (нулевом) году; tn- t0 — временной интервал между наблюдаемой величиной и исходным годом.
Это выражение довольно громоздко и не очень удобно для оценок. Гораздо удобнее использовать введенную М.И. Гвардейцевым с соавт. величину — время удвоения: "Ежегодный процент роста производительности труда и время, за которое уровень производительности труда увеличивается вдвое, относятся к одному и тому же явлению, поэтому между ними можно установить некоторую зависимость. Если темп роста производительности труда остается постоянным, то между "временем удвоения" и ежегодным темпом роста существует приближенная зависимость: произведение величины ежегодного темпа роста в процентах и "времени удвоения" есть величина приблизительно "постоянная" (с точностью ± 5 процентов) и равна 72"[3].
В этом случае выражение (2.19) принимает вид
 
                                      (2.20)
 
Величина (tn- t0)  есть время, за которое производительность труда в системе общественного производства становится в 2 раза больше. Именно это время и называется "время удвоения". Связь между ежегодным темпом роста производительности труда и "временем удвоения", вычисляемая по уравнению (2.20), может быть следующей:
 
Р, %/год           Время удвоения, лет
2                            35
10                           7,3
20                           3,8
 
Составляя парные произведения из ежегодного темпа роста и времени удвоения, можно заметить, что хотя ежегодный темп роста изменяется в 10 раз, тем не менее парные произведения весьма мало отличаются от средней величины 72. Полученное выражение "среднего" произведения ежегодного темпа роста на время удвоения и может быть использовано для быстрой оценки значимости изобретений. Если время удвоения 12 лет, то вычисляемый темп роста производительности труда 72 : 12 = 6% в год.
Общее "время удвоения" в конкретных капиталовложениях в подсистемах общественного производства является суммой из трех характерных Времен: время строительства; срок окупаемости; время наработки на "второй рубль".
Принимая время строительства — 3 г., срок окупаемости - 4 г. и время наработки на второй рубль - 5 лет, мы получим сумму 12 лет, что и соответствует темпу роста производительности труда 6% в год. Увеличение этих характерных времен в 2 раза даст в 2 раза меньший темп роста производительности труда.
Обратим внимание на тот факт, что правило расчета темпа роста производительности труда в системе общественного производства и правило конкретного вычисления - одно и то же. Постоянство правил вычисления на всех уровнях экономической системы и является признаком согласованности критериев различных уровней.
Планируемый по народному хозяйству темп роста производительности труда в системе общественного производства является тем ориентиром, которым пользуются руководители всех уровней во всех отраслях народного хозяйства. Этот же самый критерий правила расчета положен в основу единого алгоритма оценки эффективности капиталовложений и новой техники во всех машинных системах, обеспечивая единство оценки всех решений.
Выводя критерий эффективности решений из интересов народного хозяйства, мы можем им уверенно пользоваться и в системе управления транспортом, не попадая в ловушку местнических и ведомственных интересов. Только имея такое единство представления общественного производства и можно говорить о методологических основах проектирования автоматизированной системы управления той или иной подсистемой.
 
 
2.4. ВЫЧИСЛЕНИЕ ЕЖЕГОДНОГО ПРОЦЕНТА НА ВЛОЖЕННЫЙ КАПИТАЛ И "ЦЕНА" ИЗОБРЕТЕНИЙ, ОТКРЫТИЙ И "НОУ ХАУ"
 
Объективные законы общественного развития, действуя помимо воли и желания отдельных лиц, преломляются в сознании предпринимателя как требование: вкладывать капитал только в те области общественного производства, которые гарантируют наиболее высокий ежегодный процент.
Рассмотрим поведение абстрактного предпринимателя с неявным предположением, что он относится к категории "самых умных". Тот предприниматель, который окажется менее умным, рано или поздно будет устранен в конкурентной борьбе. "Умный" предприниматель составляет план капиталовложения. Этот комплексный план сам состоит из нескольких частей, каждая из которых является планом. В первом приближении составляется шесть планов: план строительства; план продаж; план эксплуатации при исправном оборудовании; план выхода из строя оборудования (план надежности); план текущего ремонта; план ликвидации дела.
Совокупность этих шести планов и позволяет предпринимателю вычислить ожидаемый ежегодный процент на вложенный капитал. Для удобства рассмотрения этих шести планов мы дадим график, в котором будет представлено шесть различных функций времени, за каждой из которых и стоит план. Этот график представлен на рис. 2. Первый план, который на графике будет представлен как "скорость затрат", является планом строительства. Он начинается в момент времени t0 идет ниже оси абсцисс. Интегральная величина всех затрат на строительство предприятия и срок окончания строительства определяются этим планом. Для упрощения расчетов мы представим вычисляемую величину ежегодного процента на вложенный капитал в виде

где -  кумулятивная (накопленная) сумма всех продаж; - кумулятивная (накопленная) сумма всех затрат: (t – t0) -время от начала капиталовложений.





 
Рис 2. График функции “ежегодный процент на вложенный капитал”
 
Если теперь по завершении плана строительства попытаться вычислить "ожидаемый ежегодный процент на вложенный капитал", то мы убедимся, что этот процент имеет отрицательное значение! Но процесс планирования капиталовложения на этом этапе не окончен.
Вступает в действие второй план - план продаж. Исходя из предельной производительности установленного оборудования (а за каждую единицу производительности уже уплачены деньги - это означает, что оборудование должно использоваться по проектной производительности, иначе резко упадет фондоотдача!) и из допустимой цены продукта, получим график продаж, который представлен прямой, параллельной оси абсцисс. Этот график включает в себя первый вид "предпринимательского риска": может случиться так, что данный продукт не будет иметь спроса на рынке и его придется продавать по более низкой цене (если вообще это будет возможно). С учетом этого и проводится прямая скорости продаж.
Третий план рассматривается при условии исправного оборудования. Здесь в расчет принимается как стоимость сырья и энергии для производственного процесса, так и стоимость рабочей силы. Здесь мы встречаемся со вторым видом "предпринимательского риска" - может случиться так, что изменятся цены на сырье и энергию или изменятся требования персонала к оплате труда.
Поскольку никакое оборудование не может работать бесконечно долго без поломок, то требуется составить четвертый план - план вероятных отказов оборудования. Здесь предприниматель обращается за научной консультацией к специалистам по надежности, которые с достаточно высокой вероятностью дают ему сведения о темпе нарастания поломок и потребности в замене оборудования, т.е. сведения о необходимых запасных частях.
Используя данные по надежности оборудования, о необходимых заменах и сведения о нужной рабочей силе для ремонта оборудования, предприниматель составляет план ремонтных работ.
Совместное рассмотрение всех пяти планов позволяет найти на графике функции "ежегодный процент на вложенный капитал" точку на оси времени, когда ежегодный процент на вложенный капитал переходит от возрастания к убыванию. В этой точке и вступает в действие шестой план - план ликвидации производства.
Каждому виду плана действий сопоставлена та или иная функция времени, и сами номера представленных функций соответствуют номерам элементов общего плана.
Допустим, что считается приемлемым вкладывать капитал в "дело", если оно дает 8% на вложенный капитал, что в пересчете на "время удвоения" означает 9 лет. Однако при некоторых изобретениях ожидаемое время удвоения может быть заметно меньше: встречаются и такие изобретения, которые дают "время удвоения" порядка 3 лет, что соответствует ежегодному проценту на вложенный капитал 24%/год. Если объем капиталовложений в такое предприятие составляет 10 млн долл., то предприниматель может выпустить акций на фонды своего предприятия не на 10, а на 30 млн долл. и на каждую акцию платить по 8% годовых. В этом случае наблюдается возникновение "фиктивного капитала" в размере 20 млн долл. Этот фиктивный капитал и образует "цену" использованного изобретения - он возник как результат всеобщего труда, который совершен изобретателем, а присваивается предпринимателем. Если изобретателю в этом случае уплатили за патент 200 тыс. долл., то он получил только один процент от того, что досталось собственнику средств производства. Вычисляемая для этого примера в денежном выражении норма прибавочной стоимости достигает фантастической величины — 10 000%. Такая норма прибавочной стоимости за счет результатов всеобщего труда и является экономической основой наблюдаемого в современном мире явления "утечки мозгов".
Эти же фантастические цифры нормы прибавочной стоимости и образуют экономический фундамент явления, известного под названием "научно-техническая революция".
Заканчивая рассмотрение вопроса о вычислении ожидаемого процента на вложенный капитал предпринимателем, мы видим, что наиболее развитая форма современного капитала предъявляет весьма жесткие требования к планированию и организации производства. Вычисление ожидаемого ежегодного процента на вложенный капитал позволяет оценивать эффективность использования научно-технических идей.
Система транспорта, как и любая другая подсистема народного хозяйства, совершенствуется за счет внедрения результатов научно-технических разработок, открытий, изобретений, рационализаторских предложений.
Специфической особенностью транспорта является то, что развиваемая двигателем транспортного средства мощность позволяет транспортировать груз с постоянной скоростью (при постоянной величине мощности), что и составляет услугу транспорта. При условии полного использования мощности любого транспортного средства справедлива установленная в технических науках зависимость: для увеличения скорости в 2 раза необходимо увеличить мощность двигателя в 8 раз, т.е. имеет место кубическая функция скорости транспортировки от мощности двигателя.
С другой стороны, потребителю услуг транспорта (которым и является наше общественное производство) совершенно безразлично, чем вызвана задержка груза в пути — малой скоростью перемещения или значительной задержкой на станции отправления или на станции назначения.
Общественное производство заинтересовано в сокращении времени пребывания грузов в пути при сохранении затрат на прежнем уровне. Это и есть то требование, которому должно удовлетворять усовершенствование всей системы транспортировки грузов. Тем не менее сам вопрос измерения общественной полезности всякого изобретения, открытия (не только на транспорте, но и во всей системе общественного производства) является достаточно трудным. Без решения вопроса об измерении общественной полезности изобретения или открытия мы лишены возможности эффективно использовать вычислительную технику в системе управления нашим общественным производством. Этому вопросу, т.е. проблеме измерения общественной полезности всякого технического усовершенствования, мы и посвятим следующую главу.
 



[1] Разумихин Б.С. Физические модели и методы теории равновесия в программировании и экономике. М.: Наука, 1975. 302 с.
[2] Гвардейцев М.И., Морозов В.П., Розенберг В.Я. Специальное математическое обеспечение управления. М.: Сов. радио, 1978. 510 с.
[3] Гвардейцев М. Вопрос большой важности // Коммунист. 1980. № 18б С. 52.
 
[Версия для печати]
Гостевые комментарии [Добавить комментарий]

unknown Обсуждение статьи альманаха "Цели системы транспортировки как подцели системы общественного производства" из номера "N 11\12, декабрь 2003 года" Переход к материалу по ссылке: http://www.situation.ru/app/j_art_178.htm В этой ветке сообщения к материалу, указанному в заголовке. Сообщение от: Иванов

unknown Иванову-Гуревичу Во все эти понятия Вы вкладываете смысл, который присущ им только в рыночной экономике. Лучше успокойтесь и попытайтесь понять, что авторы пишут. Сообщение от:

unknown Удивительно не то, что находятся люди, пишущие такие пустые статьи (графоманов у нас достаточно), а то, что их публикуют на полном серьезе. Автор абсолютно не знаком с основами экономики, не понимает, что такое план, стоимость, цена, критерии эффективности. Полное убожество. Редакция! Не позорьтесь! Сообщение от: Иванов

[Вернуться к просмотру статьи]



СОДЕРЖАНИЕ