<<

стр. 11
(всего 15)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

ной или несколькими из следукшщх баз:
1. Машино-часы. Одна из фщм вела детальные записи по использо­
ванию оборудования, включая время простоя, подготовительно-заключи­
тельное и операщюнное время.
2. Количество произведенной продукщш. Данная база применяется на
предприятиях с простым типом производства.
3. Стандартные прямые добавленные (conversion) затраты. Данная база
включает заработную плату операторов, рабочих, обслуживающих обо­
рудование, энсртюо и др.
4. Ставдартная общая сумма переменных расходов. К предыдущей базе
добавляется стоимость использованных переменных материалов.
Следствия неудачного выбора базы распределения затрат. Если тех­
нология производства изменилась на автоматизированную, то оставлять
в качестве базы распределения челсжеко-часы или заработную плату про­
изводственных рабочих не желательно. Следствием может быть:
1. Существ^оюе превышение бюджетных накладных расходов отно­
сительно прямых трудозатрат. Главный управляющий корпоращш ком­
ментирует: "Мы пришли из мира, ще отношение расходов на управление
и обслуживание производства к прямым трудозатратам (burden rates)
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ 297


составляли 100%, 200% или около того. Теперь же на некоторых наших
предприятиях соотношение превысило 1000%. Не знаю что и подумать!"
2. Существенные месячные колебания прсжзводственнш себеспжмо-
ста, связанные с применением фактических, а не стандартных трудозат­
рат. Эти колебания могут быть значиггельными, если не проводится
различие между трудозатратами операторов и рабочих, следящих за тех­
ническим состоянием оборудования. Менеджеры могут ложаловаться в
таких ситуациях, что себестоимость единицы продукции перестает отра-
жать реальные взаимоотношения затрат, поэтому управлять затратами
стажшится труднее.
Использование прямых трудозатрат в автоматизированных производ­
ствах может привести к решениям, снижающим прибыль:
1. Если производство комплектуюпщх изделий требует значительных
трудозатрат, менеджер может принять нев^ное решение о закупке на
стороне, хотя эффективнее производить их самим. Большое количество
прямых человеко-часов потянет за собой большую сумму производствен­
ных накладных расходов, хотя на самом деле их участие в производстве
комтшостукхцих было не столь высоко.
2. Чрезмерное внимание прсжзводсгвенных менеджеров к контролю
за рабочим временем может снизить ксжтрсль за более затратоемкими
статьями материалов и расходов по содержанию оборудс»ания, особенно
если контролируется вь^рочно производство некоторых видов продук­
ции.
3. Заработная плата инженеров чаще относится к косвенным, нежели
прямым статьям. Следствие этого ˜ отнесение их заработной платы на
себестоимость продукции, которой они не занимались.
Будущее обсуждение. В гл. 16 продолжается обсуждение того, как из­
менение технологии производства ведет за собой изменение учетных си­
стем.


13.6. Маржинальный подход к распределению затрат

в обпщх словах маржиналышй подход означает разделение перемен­
ных и постоянных расходов во внутренней отчетности и анализе, исполь­
зование маржинального дохода (см. гл. 3). Маржинальный подход ис­
пользуется при единсжременных решшшях и анализе результатов дея­
тельности.
В табл. 13.2 показана информация, поцготовленная согласно маржи­
нальному подходу для экономических решений и мотивации. Здесь по­
ведение затрат прослеживается на более детальнее уровне. Выделяются
два типа саммитов (объастов учета): цех и продукция. В процессе чтения
таблицы фокус сужается. Сначала рассматривается ортанизация в целом,
затем цехи "А" и "В", затем ксжкретная продукция только по цеху "В",
РАСПРВДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ
298

Таблица 13.2

Маржшш&ный псццсоц.
Моцель отчета о прибылях по поцразделешшм, тыслсш.

По Ifo продукции поцразделемш В |
Показатели По подразделе­
компа- ниям
WOf в
целом подрав подраз­ не рас- продук­ продук­ продук­ продук­
деление деление 1феяе- ция 1 ция 2 ция 3 ция 4
А В лено

500 300 200
Чистая выручка 1500 1000 100 4001
7Я0 580 155
200 12Q
Переменные 45 26Q
произвсщсгвен-
ные затраты
проданной
процувсции
720 300 420 180 45
Произвоосгвен- 55 140
1 ный каржи-
налы1ый доход
2i т\
Ш
22Q 12Q
Переменные
а
IOQ
коммерческие и
административ­
ные расходы
500 200 300 120 30 30 120
ОМаржиналь-
ный доход
ПО Ш й
13й
1 Постоянные AS^ Ю i ii
затраты.
контролируе­
мые
управляющими
подразделений
(заработная
плата продав­
цов, консуль­
тации по управ­
лению и др.)
310 90 220 24 26 105
(45) 110
(2) Доход, кон-
1рапируемый
упраш1ящм4и
подразделений
SU 1^
Постоянные 201 1
2Q
2Q i SL\
затраты.
контролируе­
мые ;91уп1ми
(аморгюация.
налот, заработ­
ная плата
управляющих
подразделений)
299
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ

Продолжение

Показатели По По продукции подразделения В
По
компа­ подразделениям
нии в
целом
поцраз- подраз­ не рас­ продук­ продук­ продук­ продук­
деление деление преде­ ция 1 ция 2 ция 3 ция 4
В
А лено

1 (3) Доход 2 4 0 2 а Ш 1 К 1 Ш 2 2 2 2 ^
подразделений
Нерашредс-
ш
леннье
расходы
(4) Прибыль
ш
после налогооб­
ложения

Тслысо эти затраты отождесгшшются с производственной линией.


Выручка, переменные расходы, маржинальный доход. Обычно выруч-
ка и переменные расходы прямо относятся на объекты учета. Каждая
статья идентифицируется с объектом. (Мы допускаем, что внутренняя ре­
ализация полуфабрикатов и услуг отсутствует. Проблема внутренних цен
и порядок учета такой реализации обсу:яздается в гл. 17.) Маржинальный
дохоц (статья (1) в табл. 13.2) полезен при пропюзирс»ании влияния
объема на при&^кль в краткосрочный период. Изменение прибыли можно
быстро подсчитать, перемножив изменения в количестве единиц на удель­
ный маржинальный доход или умножив щжрост выручки в долларах
на уровень маржинального дохода. Например, по продукту "1" он состав­
ляет 40% (120 ДОЛ./300 дол. х 100%). Повьппение прибыли до нало-
гообложоЕшя в результате увеличения объема продаж на 20000 дол. равно
8000 дол. (20000 дол. х 0,40). Такое вычисление допускает, что не из­
менились цены реализации, эффективность производсппва или постоянные
затраты.
Статьи (2) и (3) в табл. 13.2 разграничивают деятельность менеджера
как профеосиональноп) руководителя и соответственно сепигента как эко-
нсжшческой единицы.
Котролируемость (controllability) - это степень влияния, которое кон­
кретный руководитель оказывает на вьфучку или затраты. Деление ста­
тей на контролиру^ше и нжонтролируемые дополняет мотивацию и
анализ. Например, до тех пор, пока проводится различие между менед­
жером и центром ответственности как экономической единицей, квали­
фицированный исполнитель не возьмет на себя тяжелый 1руз огветств^!-
ности.
300 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ


Котролируемый доход (статья 2) следует анализировать в сочетании
с маржинальным доходом. Регулируемые постоянные расходы могут вли-
5пъ на переменные. Например, повышенное внимание к техническим ос­
мотрам, дополнительные инженерные ксжсультации могут снизить затра­
ты на ремонт, повысить производительность оборудования или рабочих.
Решения по рекламе или исследсюанию рыикг также влияют на обьем
продаж.
Деление затрат на ксжтролируемые и нексжтролируемые зависит от
технологических, организационных, кадровых особенности! каждрй ком­
пании.
Отчет о прибылях в табл. 13.2 показывает результат деятельности до
налогообложения в четырех измерениях. Мы не говорим, что все орга­
низации CB5IT0 соблюдают эту градацию, некоторые подсчитывают два
или три итога. Например, Redcett Colman, крупная Британская компания
по прсжзводству и сбыту хоз5шственных принадлежностей использует сле­
дующую классификацию: обьем продаж, доход перед списанием коммер­
ческих затрат, коммерческие затраты, доход после списания коммерчес­
ких расходов, постоянные затраты, прибыль от реализации.
На практике редко разделзоот вторую и третью статью (табл. 13.2).
Почему? Трудно сшределить, на какие постоянные затраты оказывает
влияние тот или иной менеджер. Несмотря на это, качественная бюд­
жетная система может связать деятельность руководителя и подразделе­
ния.
Распределение по сегмекгам. Большинство ре1улируемых постоянных
затрат легко отнести на подразделение предприятия, но трудно на про­
дукцию. Час1ъ расходов на рекламу по цеху "В** списывается на все че­
тыре вида продукции. Однако может случиться, что продукция без рек­
ламной поддержки находит своего покупателя.
При решении вопроса о возможности отнесения регулиру^ш[х и фик­
сируемых расходов на ксжкрегаые сегменты следует учитывать, что пла­
новая величина первых зависит от решений управляющих, а вторых -*
от собствооюсти (оборудование, здание и пр.).
Допустим, что заработную плату торговых агентов легко вдентифи-
цировать с конкретной территорией. Однако если продается более однсяо
продукта, то отнесение заработной платы на продукт становится пробле-

Нераспределяемые затраты. Рассмотрим предпоследнюю строку в
табл. 13.2. В организации всеща присутствует группа расходов, которую
трудно увязать с сехментами гюсредством разумной базы распредел^шя.
Например, заработная плата президента и высшего руковсдства, фунда-
м^пальные исследования и другое расходы, такие как реклама на по­
вышение имоджа корпорации. Также обычно не распределяют по
сегментам налог на прибыль. По вопросу о необходимости составления
отчетности о щжбыли по сегментам, даюпщм в сумме отчет корпорации,
существуют разные мнения и разная практика.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ 301


Важно то, что, используя маржинальный подход, можно быть более
осведсжшенным в распределении затрат. Дюжина независимых бухгалте­
ров быстрее щждет к оиласию как распределить переменные расхсды,
чем кснда и как учитывать нераспределяемые.


13.7. Сводный пример распределения расходов
по обслуживанию производстаа и управлению

в табл. 13.3 дан пример, построенный на материале гл. 12 и 13. Име­
ется три производственных и три обслуживаюпщх цеха:
Обслуживаюоще псдразцеления:
ремонтный цех;
стронггельный участок;
администрация.

Производственные подразделения:

механический;
сборочный;
цех окончательной доработки (отделочный).
Для распределения используется пошаговый метод. В табд. 13.3 по­
казано четыре шага:
1. Составляется бюджет расходов по каждому подразделению
(строки 1-12).
2. Выбирается база распределения (строки 19-23).
3. Распределяются расходы обслуживающих подразделений
по пошаговому методу (стрсжи 13-16).
4. Подсчитываются коэффициенты распределения общепроизводствен­
ных расходов по каждому производственному цеху (строки 17-18).
Строки 1-11 предста&шпот статы! иаклащшх расходов. Итоговая сумма
распределяется затем гю методике пошаговсмх) метода.
Первыми распределяются затраты по ремсялу, так как данный цех по­
требляет меньшее количество услуг, чем сжзывает.
Строки 2(Ь22 показывают два технических приема распределения. За­
траты ремонтно-строительного участка распределяются пропорционально
долевому проценту занимаемой плоощди или коэффици^пу затрат,
приходящемуся на единицу измерения площади. Методы дают вдешнч-
ные результаты, выбираются по склонности менеджере».
302 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ

Таблица 13.3

Sample Company
Бкщжег прсмоводспенных наклдцных расхоцов
(по1ШГО1ый метод распределения) на 31 декабря 19_1 г.
(строки Ы 7 приведены в тыс^ухд.)

Обслуживающие Производственные Итого
подраздвления цехи

ремонт­ строи­ админи­ механи­ сбороч­ отделоч­
ный цех тельный страция ческий ный ный

1. Косвенная заработ­
ная платя (ообрана по
400 960 360
поцразделениям) 9820
2200 4900 1000
2. Вспомогателыояе
материалы (собраны
по подразделениям
на основании требова­
640 700 240 400 6880
3500 1400
ний)
130 25 200 500
1600 4255
3. Электроэнергия 1800
4. Налоги на заработ­
ную плату (по под­
200 50 200 100
300 2150
1300
разделениям)
5. Сверхурочные
- 50 950
100 60 600 140
(по поцразделениям)
6. Испрааление
— — — 490
150 40
300
брака
100
100
- - - - -
7. Топливо
8. Всего переменных
накладных расходов 1470 3410 2725 2190 24645
12400 2450
9. Налог на имущест­
140 770 600 100
760 100 2470
во и страхование
150 700 300 400 300
10. Аморпоация 2300 4150
И . Заработная плата
шю 550
7Q
Q 4Q15 8295
220 1Q1Q
супервайзоров
12. Всего накладных
расходов по подраз­
делению перед рас­
3400 39560
3700
2460 5100 7800 17100
пределением услуг

вспомогательного подразделения (см. примечание А)
Распределение услуг

13. Услуги по ре­
монту (количество
т 25
,Шй 221
246
услуг) 1476
14. Строителы1ый
559
?522 SS2
участок (площадь) 3355 1119
303
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ

Продолжение

Итого
Обслуживающие Цроизводствемоле
цехи
подразделения

ремонт­ строи­ админи- механи­ сбороч- 01деяоч-
ный цех тельный арацня ческий млй
М11Й



1 15. Ад|4инистрат11в-
838
ные pacxoiPM (чел.-ч)^ S2M 6708 jS2&
16L Всего общелроиа-
5D18 39560
врцспенных расходов Л63& ?Ш
1 17. База распределен
ния: нормаггивные
300
человеко>часы 2400 300
1 18. Коэффициент
распреаеяения 11,933 19,677 16,727


1 Примечание А* база распределения


1 19. Ремонт и обслу>
1 жиншие (специфи­
9%
ческие услуги) 100% 20% 1% 60% 10%
1 20. Стротельный
участок (площадь) 100000 600000 200000 100000 1000000
21. Используя метод коэффициентов:
5592000/1000000 к&фи » 5,592 на мм|). или 1
(5,592 X 100000) (5492 ж 600000) (5,592 х 200000) (5,592 м 1000000) |
22. Площадь, ш>1ра-
женная в % 100 % 10 % 60 7. 20 % 10 %
23. Лд[^синиС1ра7ив-
ные расходы (прямые
ЧСЯ.-Ч) 100 % 80 % 10 % 10 %


1 Д р у т е воаможшю баз>1: количество работиков, общие затра1ы человеко-часов 1



В таблонце также шшюстрируегся отнесение общепроизводственных
расходов производственных цехе» на продукцию.
Заметьте, что продукция проходит тошвко череа производственные це­
хи, паэюму коэ(|)фициап' распредр1еяия для цедей калькулирсжания се-
бестсжмости 1фодукции используется тслько в этих подразделениях.
304 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ


Резюме

Доля косвенных производственных затрат возрастает. На величину се­
бестоимости единицы прсщукции болыпое влияние оказывает выбор групп
производственных накладных расходов и баз распределения.
На учетные системы влияют изменошя в технологии, такие, как воз­
растающая автоматизация производственных линий. Бухгалтер должен
ответсгвенно подойти к обособлению групп КОСВОЕШЫХ производственных
расхогюв. Некоторые компании экспе]»1ментируют с вьщелением расходов
на содержание и яссплуатацию оборудования или объединением тради­
ционных: зарабошой платы производственных рабочих и общепроизвод-
ственныж расходе». Автоматизация производства также ведет к
распространению баз распределения, отличных от прямых трудо-часов
или заработной платы: машино-часов, стандартных добавленных или
ставдартных переменных затрат.
Маржинальный подход к составлению финансовой отчетности и рас­
пределению косвенных затрат помогает менеджерам оценить использо­
вание ресурсов и результаты деятельности, принять соответствующее
решение.
Информация о затратах часто используется при устансжлении цен, по-
зтому юридическое соглашение сторон может включать перечап» статей
себестоимости и базы распределения косвенных расходов.


Задания для самоконтроля

Задание L Sierra lumber, крупная лесная компания, выпускает три
вида продукции: пиломатериалы и конструкции для домов, столбы для
ксмпаний злектросетш, ксм^шлектукшще для печатного оборудования.
Обработка каждого вида прсдукции ведется в отдельном цехе.
Материалы подаются на лифтсюых платфо|»1ах. Доставка ведется с од-
нсжолейной железной дороги непосредствапю на производственные линии
в цехи. Готовая продукция транспортируется в порт.
Распределение транспортных расходе» осуществляется в два этапа. Во-
первых, затраты относятся на цехи пропорционально весу доставленных
материалов и от1ружа[1ных готовых изделий (тсжнам). Во-вторых, вклю­
чаются в себестоимость единицы прсдукции на основе количества выра­
ботанных изделий.
Предприятие оснащено весовыми устройствами, позволяющими учесть
вес каждой партии леса и продукции. Часть полуфабрикатов перебрасы­
вается в цех печатного оборудования, но не взвешивается.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ 305

За послс2Щии месщ транспортные расходы составили 2 млн. дол. Дан­
ные по ксмпании следукхцие:


Цех Вес материалов, Вес готовой продукции,
отравленной в порт, т
доставленных в цехи, т


1 2 3


Пиломатериалов 40000 25000

Столбов 60000 30000

Печатнюго оборудования 20000 25000



1. Вычислтс сумму транспортных расходе», приход5пцуюся на себе­
стоимость единицы готовой продукции.
2. Определите, какие допуски дает Siena при распределении транспор-
тиых расходов?
Решение L
А. Распределение транспортных расходов по цехам:


Вес Вес Процент­ Распре­
Общее
досгаален- отгружен­ количеспо деление
Цех ное
перевеэен- содержа­ 2 млн^|сл.
ных ной
в цехи продук­ ноп> фуза. (ф.5х
ние
материа­ ции, т т ^2 МЛН.ДОЛ.)
лов, т (ф.34тр.2)


1 2 6
3 4 5


Пиломатериалов 650000
25000 65000
40000 32,5

900000
Столбов 30000 90000 45,0
60000

Печатного
45000
оборудования 25000 22.5
20000
2QQ00QQ
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ
306

Б. Включение транспортных расходов в себеспжмость единицы про­
дукции:
1 Шх Количество сумма транаюртых
Сумма
продукции, т расходов, приходящихся
-фанаюртых
ш единицу продукции
расходов
по цеху (ф.2/1р.3), дол.

1 2 4
3

Пиломатериалов 650000 25000 26
Сгалбов 30
900000 ЭОООО
Печатного
оборудование 18
450000 25000


2. Sierra испошьзует в качестве базы распределения вес материалов
и Ю О О продукции и не учитывает расстояние транспортировки. Это
ГВЙ
nqpBoe д(Х1ущение. Второй допуск - неучтенные переброски из цеха в
цех.
Задание 2. Дсшусгам, что Siena lumber произвела преобразования в
транспортном цехе. С цеяыо сокращения численности рабочих установ­
лены два робога-транспорт^Х!. Внедрение робототехники пс»лекло за со­
бой изменение методики распределения транспортных расходов: вместо
отол в учете стали вцдел5пъся две группы затрат и испальэоваты:я две
базы распределения:
1. Зат1шы по сод^)жанию роботе». База распределения по цехам -
отработанное время.
2. Прочие транспортные затраты. База распределения по цехам - тон­
ны мат^жалов, полуфабрикатов, готс»ой продукции. За последний месяц
затраты по сод^>жанию роботов составила! 1,6 млн. дол., прочие затх»-
ты - 675000 дол.

Количество Количество
Количесгао
Шх оппруженной
робочо-часов транспортированных
протукции, т
по цехам «Атериалов и
папуфа15ри1сатов, т

35000
Пн«)М11ериалов 400 75000
35000
Столбов 250 100000
Печатого
оборудования 30000
350 50000


Исчислите сумму транспортных расходов, приходящуюся на себесто­
имость единицы готовой продукции.
307
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ


Решение 2.
А. Распределение транспортных расходов по црсам.

Доля
Раофеде- Распреде­ Общие
Доля
робого- лвние о6щ|его ление суммы
Шх
-часов, количества 675000 дол. транспортоых
1,6 МЛН.ДРЛ.
затрат на тонн прочих расходов
%
содержание транспортных транспоршых по цехам
роботов затрат (гр.З+гр.5)
ФУЭОВ. %
(ф.2х (1р.4х
х1,бмлндол.) Х675000ДОЛ.)

1 2 6
4 5
3
40 865000
Пиломатериалов 33 (3/9) 225000
640000
25
Столбов 700000
400000 45 (4/9) 300000
Печатного
35
оборудования 2МШ1
560QUQ 22 (2/9) JE Q Q
LQ Q
22750QQ
16QQQQQ 675QQQ




Б. Включение транспортных расходов в себестоимосп» единицы про­
дукции.

Сумма
сумма Количеспю
Цех перевезенной 1ранспортых
транспортых
продукции, т расходов 1
расходов по цехам,
на единицу i
дол.
процукции, дол.
(ф.2;гр.З)


1 2 4
3
Пиломатериалов 865000 35000 24.71
Сгалбов 700000 35000 20,00
Печатного
оборудования 710000 30000 23,67




Термины


controllability котрслируемость
labor-paced manufacturing прсжзводство с преобладанием
environment ручнсхо труда
308 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ


machine-paced manufacturing автоматизированное прсжзводстю
^ivironment
segment сегмент (объект учета)


Специальные отметки

В^дделение однородных ipynn косвенных расходов помсхает проследить
причинно<ледственные связи. Лучше вцделять группы расходов по под­
разделениям, чем в целом по предприятию.
Выбирая базу распределения, учитывайте степень автоматизации про­
изводства. Методы распределения косвеншлс расходов Moiyr влиять на
цену, поэтому они мсмуг (хова{Я1ваться в ксхнтрактах между партнерами.
Бухгалтерам и менеджерам не следует забывать о допусках, при-
нимаемых при распределении косвшных затрат, тснда им легче ото­
брать релевантную информацию для упра&ленческих решений. Подлежит
сомнению утверждение, что "затраты на эту услугу составляют ровно
48,57 дол."
ГЛАВА 14

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ:
К0\П1ЛЕКСНАЯ И ПОБОЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ




Комплексные затраты - больной всюрос в работе бухгалтера. Эта глава
исследует методы распределения затрат комплексных производств на про­
дукцию. Перед чтением убедитесь в понимании терминологаи и целей
распределения затрат.


141. Значение терминов

Затраты комплексных или совместных производств (joint cost). К
ним относятся затраты^ связанные с единым технологическим процес­
сом, в ходе которсхо производятся два или более продуктов (или
услуг).
Совместные продукты (joint pnxlucts) - это два или более продуктов,
которые (1) имеют значительную рыночную стоимость и (2) не суще­
ствуют как индивидуальные продукты до точки раздела.
Побочные продукты (byproducts) - это продукты, колотые (1) имеют
незначительную рыночную стоимость по я^авнению с основными продук­
тами, (2) слшны с ними до точки раздела.
Точка раздела (split-off point) - это точка в технологическсм процессе,
ще совместные и побочные продукты становятся индивидуально идагги-
фицирсюанными. Любые затраты после згой точки являкпся делимыми
(separable cost), т.е. прямыми.
Примерами комплексных производств, ще одновременно выпускаются
два или более ощельных продуктов, являются:

Отрасль Пхгсюая продукция после
точки раздела
1. Сельское хозяйство
молочный завод Молоко, сливки, масло
мясной завод Свинина, кожа, кости, жир
310 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ


2. Перерабатывакхцая
прсмолпленность
нефтшерерабатывающий
завод Нафталин, керосин, газояит
меднорудный комбинат Медь, серебро, свинец, цинк
3. Химическая прсжшшленность
завсд ортаническш химии Этилен, прсншлен, бензол
4. Полупроводниковая
промышленность
фабрика по прсжзводству Микросхемы памяти
кремневых микросхем различного качества
(количество типе» в модуле,
OKopocib, температурные допус­
ки и тд.)

В комплексных производствах нельзя произвести один продукт без
другого, хотя пропорции Moiyr различаты:я. Компания, занимающаяся
поставками мяса, не может при убое получить только один вид продук­
ции, так как при разделке получают мясо, кости, шкуру, жир.


142. Причины распределения затрат
комплексных производств

Причины распределения затрат ксжплексных производств на индиви­
дуальную продукцию или услугу в оснс»ном те же, что и при любом
распределении затрат (см. та&ь 12.1). Они включают:
1. Оценку запасе» и себестоимости реализованной продукции для
внепших финансовых отчетов и налоговых органов.
2. Оценку запасов и себестоимости реализации продукции для внут­
ренних целей, например премирсжания исполнителей.
3. Определение затх^т по договорам, в которых предусматривается
продажа покупателю толысо часта совместно прсжзведенных продуктов
или услуг.
4. Государственное ре1улирование тарифе». Например, нефть и при­
родный газ комплексно обрабатываются, но толысо природный газ явля­
ется объекте»! регулирования цен в США.
Следует относилься с осторожносгыо к распределению затрат комплек­
сных производств при приняггаи экономических реш^шй. Следуюпщй па­
раграф главы рассказывает, как результаты такого распределения Moiyr
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ 311

вводить в заблуждение при пришггии решений о структурных сцвигах и
о тсж1, коща реализовывать прсщукцию: сразу же после точки раздела
или после дальнейшей обработки.


143. Методы распределения затрат

Существуют три основных подхода к оценке запасе» и себескжмосги
реализованной продукции комплексных производств:
L При распределении затрат используются рыночные цены (метод ры­
ночной стоимости в точке раздела, метод оценки чистой реализационной
стоимости (NRV) и метод постоянной доли валовой прибьиш (валовт
маржи) в объеме чистой реализационной стоимости).
2. При распределении затрат используются натуральные показатели.
3. Затраты не распределяются. 11ля оденки запасов используются дан­
ные о рыночной цене.
Вначале мы рассмотрим упрсяценную апуацию, коща сс»местная
продукция считается готовой в точке раздела и не требует дальнш-
nidi доработки. Зато^ ситуацию, включающую дальнейшую переработ­
ку.
Пример 1. Предположим, химическая компания производит из одного
сырья два продукта (А и В). Ксжшлехсные затраты перед точкой раздела
составили 900 дал. А и В предаются без дополнительной дальнейшей о ^
работки:



Продукт А. 1000 л цена
продажи 55 центов за 1 л
Комплексные X или 550 дол
затраты

900 дол. j\ ^ Продукт В. 500 л цена
продажи 90 центов за 1 л,
или 450 дол.

Точка раздела




Допустим, 40% выпуп^рнной продукции А и 20% продукции В ока-
зались на конец месяца непроданными. Как оценить остатки штсвой про­
дукции? 900 дол. не могут быть физически отнесены на один из
продуктов,пота4у что продукты не были разделшы до точки раздела.
312 РАСПРВДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ


Пример будет исполоьзован дая илипострации метода рыночной цены
и метода натуральных показателей.
Метод стоимости в точке раздела* Метод рыночных цен (sules value
at split-<rff method). При этом методе комплексные затраты распределя­
ются на оснсже относительной сгаимосги продукта в точке раздела. Цена
продаж в точке раздела продукта А составила 550 дол., продукта В -
450 дол.:

Продукт А Продукт В Сумма
1. Шна продажи в точке
раздела, дол.
(А. 1000 X 55 цвкгов;
1000
В. 50 X 90 цекгов) 550 450
2. Даля 550/1000 - 0 4 5 450/1000 - 0,45
3. Раофеделение затрат, дел.
(А. 0.55 X 900 доп.;
900
в . 0,45 X 900 дол.) 495 405



Заметьте, что при этом метсде в основу расчета берут стоимость ре­
ализации всей продукции, включая непреданную часть. В табл. 14.1 при­
водится отчет о щжбылях и убытках, составленный с использованием
стоимостнсмх) метода распределения затрат.

Таблица 14.1

Отчет о прибылях и убьшсах, дол.
(метод распределения затрат на базе стоимости в точке раздела)

Продукт в
Продукт А Сумма
6Q0
330 2Ш
Объем продаж
З^-фап»? Kf\ ^-'..тсгсО'Ъгх
^1ршс:ш0|дспк
900
495 405
произйодршент^ые ^раты
MHF.yv затраты на xiJieu
2Z2
М
Ж
периода
Ce6ec«t^-f7Kxrrb реализованной
621
--Ш Дяа
--ja
Вад^овая прь^ыль (маржа) «_й W
Процент валовой прибыли
_ifi
(маржи) Ш —JJQ
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ 313


Метод натуральных показателей ({^lyskal measurc method). При этом
методе распределогая комплексных затрат на оснсже их относительного
соогнснп^шя в точке раздела используются фактические показатели,
такие, как вес или объем продукции. В примере 1 предполагается, что
произведено 1500 л обоих продуктов, следовательно, затраты распреде­
лились следукхцим образом:

Продукт в Сумма
Продукт А

500
1. Натуральный показатель 1500
1000
лроизвсдсгва, л

500/1500 - 0,33
2. Доля в объеме 1000/1500 - 0,667

3. Распределение комплексных
затрат, доп.

(А. 0,667 X 900 дол.;
900
300
600
в . 0.333 X 900 дол.)



Результат по этому методу можно получить другим путем. Находим
стоимость одного литра каждой продукции (900 дал71500 « 0,6 дол. на
литр), далее распределяем кси^плексные затраты:

продукт А: 1000 х 0,6 дол. - 600 дол.
npGtZQKT В: 500 X 0.6 дол. - 300 дол.

Табл. 14.2 представляет собой отчет о прибылях и убытках, состав­
ленный при испальзовании мепща натуральных показателей.
Физический вес, использсжанный для распредел^гая ксжшлексных за­
трат, может ввести в заблужд^ше: по оцним продуктам будет получена
"сверхприбыль'*, по другим - "сверхубыток".
Рассмотрим горнообогатительный комбошт, обрабатывающий мед­
ную руду, содержащую золото, серебро, свинец. Испальз(»ание обыч­
ного натурального показателя (тонны) гфиводит к тому, что по свин­
цу выручка будет наименьшей, а доля затрат будет велика, хфибыль
необоснсжанно занижается. Если базой распределения затрат в мяс­
ной промышленности является вес, то затраты на килсграмм гру­
динки, окорока, жира будут одними и теми же. Следовательно, по
грудинке будет показана баснословная "прибыль", а в остальных
случаях - "у&пок". Если результатом комплжснсяо производства явля­
ется жвдкий и твердый продукт, то использование метода натураль­
ных показателей требует введения услстной натуральной едини­
цы.
314 РАОПРВДЦЛЕНИЕ ЗАТРАТ

Таблица 14.2

Oner о 11риб14лих н ^быпак, дол.
(расцределение комплексных затрат методом натуральных показателей)

Процукт А Продукт В Сумма
Объем пропаж
690
Ш. ЭШ
(А. 600 X 0Д5 дол.;
В. 400 X 0,9 дол.)
За1рв1ы комплексных
произвооргв:

эоо
производсгаенные затраты 600 900
240 300
минус конечный остаток
себестоимость реалиюванной
240
360 600
про!цукции
122
Валовая прибыль (30) 22
Процент валовой прибыли (9.1) 33.3 13.0


Досюинстю данного метсда в том, что на распределение затрат не
влияют колебания рыночных цен. В некоторых случа51х натуралыше по­
казатели используются при установке ярмарочной цены.
Пример 2. Дстустим, что прсщукты А и В (см. прим. 1) псщв^хаются
далы1шшей обработке. Дсиюлнительные прсжзвощлвенные и тс^рговые за­
траты для продукта Сверх А составляют 300 дол., ддл продукта Св^х
В - 200 дол.:
Допустим, остатки готовой про1цукции на конец месяца составляют
20% объема выпуска. Иллюспжруем методы чистой реализащкхшой сто­
имости, постояннсйпо процента валовой прибыли, прямого отнесения ком­
плексных затрат.
Прямые затраты 300 дол. Продукт сверх А - 1000 л^
Комплексные , —. » цена 1,80 дол. за 1 л^
затраты продукт А или 1 800 дол.
900 дол

Прямые затраты 200 дол Продукт сверх В - 500 л,
— *^ цена 1,40 дол. за 1 л,
продукт В или 700 дол.

Точка раздела

Метод чистой реализации, шш чистсй реализационной стоимости
(estimated net realizable value method). Комплексные затраты распреде-
Л51ются на основе их относигелыюй чистой стоимости реализации. Про­
гнозируемая стоимость реализации при нормалышх услсжиях минус
прямые затраты распределяются следующим образом, дол.:
РАСПРВДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ 315

Продукт Продукт Сумма
Сверх А Сверх в
1. Ожидаемый объем продЕМс
(Сверх А 1000 X 1.80 доп.;
700 2500
Сверх В 500 X 1.40 доя.) 1800
2. Минус ожидаемые прямые
затраты на конечную обра>
Ж Ш
бо1ку и продажу 2Q
Q
3. Расчет чистой стоимости
т 2000
1500
в точке раздела
4. Доля 1500/2000 - 0Л5 500/2000 - 0.25
5. Распределение затрат
225
675 900
комплексного производсгаа
1




Заметьте, что используется ожидаемый объем продаж продукции за
период, а не фактические данные. Табл. 14.3 представляет отчет о при­
былях и убыггках по ассортименту продукции. Процент валовой прибыли
по продукту Сверх А - 45,83%, по продукту Сверх В - 39,29%.
При применагаи метода чистой реализации прсщент распределения
подвержен изменени51м в связи с кал[ебанио4[ прямых затрат при
дальнейшей обработке продуктов. (Метод чистой реализации ог­
раничен одной точкой раздеш1. Следовательно, пря множестве то­
чек раздела требуется дополнительное распределение (см. Lowenlal F.
Multiirfe Split off Pdnts, 1985).

Таблица 14.3

Oner о прибылях и убьток, дол.
(метод чистой реализации)

Продукт
Продукт
Оерх В
Сверх А Сумма
Продажи
(Сверх А 8(Ю X 1,80 доп.;

1440
Сверх в 400 X 1,40 дол.) 2QQ0

Себестоимость проданных
товаров:
затраты комплексного
225 900
производргаа 675
постоянные затраты на заклю-
чктешмую обработку
Ж 200
продажу
затрв1ы на товары ддя продажи 1400
975 425
Минус остаток на конец периода
316 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ

Продолжение

Прсщукт Прсщукт
Оюрх А Сверх в Сумма
280
Ш м
(Сверх А и Сверх В по 20%)
Себесгаимосгь продагашх това­
340 1120
ров 7«0

880
2Q
2
Валовая прибыль Ш
АУХЗ М
Процент валовой прибыли 3g.2Q



Метод nocTOffifHoro процекга валовой прибыли. При этом методе за­
траты комплексных производств распредешоотся так, чтобы общий про­
цент валовой прибыли был одинаков для каждого вцда продукции. Этот
метод включает следукхцие три пшга:
Шаг 1. Расчет проценгга валовой прибыли.
Шаг 2. Определение обпщх затрат по калоюму продукту.
Шаг 3. Распределение затрат комплекснсхх) производства.
По данным примера 2 распределение 900 дол. затрат комплексного
производства осуществляется следующим образсжи

1 Шаг 1
(1000 х 130 дол.) + (500 X 1,40 дол.) - 2500 дол.
Общая цена продаж
Минус затраты комплексного
произвспсгва и прямые
(900 дол. -ь 300 дол. + 200 дол.) - 1400 дол.
затраты
Валовая прибыль 1100 дол.
ii
Процент валовой прибыли
Продукт
ЩСЩК!
Depx Л СЬерх В С^умма, дол.
700 2500
Ожидаемый объем пропаж по прсздукции 1800
Шаг 2
Валовая прибыль,
702 308 ПОР
испо№^угя коэффициент (44%)
392 1400
Себесгоимоаъ проданных товаров 1008
Шаг 3
Минус прямые затра1ы на окончательную
300 200
обрабоппсу и продажу 2Q
Q
Распределенные затраты комплексного
т 900
708
производства
317
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ


Табл. 14.4 представляет собой отчет о прибылях и у&лпсах по ассор­
тименту продукции при использовании метода постояннсих) процента
валовой прибыли. Процент валовой прибыли по каждой продукции ра-
ВО! 44.
Незначительным допущением при использовании данного метода яв­
ляется то, что предполагается однородная взаимосвязь между затратами
и обьемом продаж на индивидуальном уровне по каждому продукту. Та­
кая зависимость редко наблюдается в компаниях с широким ассортимен­
том. (Распределенные затраты на продукцию не вс^да положителып>1
при использовании этого метода. На некоторые продукты затраты ком­
плексного производства относятся со знаком минус)
Таблица 14.4

Отчет о прибылях и убыпсах по ассортименгу продукции, дол.
(метод постоянного процента валовой прибыли)

Продукт Продукт
С:верх А Сверх в Сумма
Продажи (Сверх А 8(Ю х i,go дол.;

560 2000 1
С:верх В 4(Ю X 1,40 дол.) 1440
Себестоимость проданных товаров:
затраты комплексных производств 900
708,0 192,0
200.0
прямые затраты 3QQ.Q 2QQ
себестоимость товаров, предназначенных
для продажи 1400
1008,0 392,0
280
20L6 78,4
минус запасы на конец периода
806.4 313.6 1120
себестоимость проданных товаров
880
633.6 246.4
Валовая прибыль

±1 iu
М
Процент валовой прибыли



Прямое списание затрат комплексного щхжзводства. Ранее изложен­
ные метоцы предполагаш! отнесение затрат комплексного производи
С1ъа на ксжкрегаый продукт. Так как все они имеют недостатки,
многие компании предпочитают списывать совместные затраты комплек­
сного производства на реализацию. К отрасшш, использующим вариации
этого метода, OTHOCSTTCS мясная и горюобогвтительная промыошенносга.
Табл. 14.5 представляет собой отчет о прибыл51х и убытках, состав­
ленный хю этому методу на данных примера 2. Первыми на продукт,
с которыми они связаны, распредешпотся прямые затраты. Кроме того.
318 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТУАТ


валсжая маржа в табл. 14J напоминает менеджерам, что ассортимент
продукции в точке раздела и после должен быть ориентирс»ан на вы­
ручку, сопоставленную с пр5шыми затратами.

Таблица 14^

Отчет о прибылях и убытках, дол.
(метод прямого списания затрат)

Продукт
Продукт
Сверх в
Oiepx А Сумма

Произведено и предано

(Сверх А 8(Ю X 1,80 дол.;
560
Сверх в 400 X 1,40 дол.) 2000
1440
Произведено и не продано
(Сверх А 2(Ю X 1,80 дол.;
360 140 500
С в е ^ в 100 X 1,40 дол.)

700
Объем проиэвоцсгва 1800 2500
500
300 2QQ
прямые затраты
комплексные затраты
производстеа и прибыль
500 2000
1500
в точке раздела
900
Затраты комплексного проюводслва
Валовая прибыль 11QQ

Цроцент валовой прибыли а


В заключение отметим, что затраты комплех(люго произвсщства не
распфеделяются ощеяыю на продукт Сверх А и Сверх В.
Сравнение методов. KsanoA же метод распределения затрат выбрать?
Каждый имеет недостатки. Авторы защищают щшменение метода чистой
реализащш по следукхщш щшчинам:
1. Не зависит от после^^^щих решений руксжодетва о продолжении
технолотческого процесса посде разделения продуктов.
2. Четкая универсашкная база распределошя - доллары.
3. Отличается простотой, особенно по сравнению с методом постоян­
ного процента валовой прибыли.
Предполагается, что если рыночную стсжмость в точке раздела нельзя
определить, то сдедует выбрал» второй метод. Сложносга использования
метода натуральных псжазателей различны по отдельным отрасдям.
РАСПРВДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ 3»

144. HqxjieBaHiHOCTb затрат комплексного прсжзводетва
при ПрИШГОШ РШ1&ШЙ

Протть или обрабатывать? Пример 2 безосновательно допускает вы­
годность дальн^шей обработки продуктов А и В в продукты Сверх А
и Сверх В. Цш! экономического обоснования этого решения следует
проанализирсюать дополнительные затраты по продукту Сверх А, дол.:

Альтернатива 2
Альтерна-тва 1 Разница
Дальнейшая
Продать в точке
раздела обработка
Объем продаж 1800 1250
550
30Q
Минус прямые затраты ЗОй
ZL.
550 950
1500
Прибыль


Такие же расчеты проводятся для продуктсш В и Сверх В: дополни­
тельная выручка 250 дол. ( 700 дол. - 450 дол.) и затраты 200 дол. Сумма
затрат на комплексное производство нерелеваитиа при принятии решения
о дальнейшей обработке продуктов А или В.
Мноше компании постоянно сталкиваются с проблемой дальнейшего
продолжения технологического процесса. Мясные продукты можно про­
дать сразу после разделки туши или подвергауть копчению, консерви­
рованию, заморозке и тл. Предприятия по перерабсггке нефти постоянно
пытаются достичь наиболее выгодной структуры аооортименга продукции.
При осуществлении перерабатки чистой н е ф т неизбежно отделение всех
продуктов, даже если требуется только один или два. Нефтш^)ерабаты-
ваюпщя компания должна решить, какая ксмбинация объемов газолина,
керосина, нафталина, дизельного топлива наиболее выгодна. В дополне­
ние менедж^ решает, какие из них нужно продать, какие перегонять
из одного вцда в другой, какие обрабатывать дальше.
Бухгалтер, предоставляя руксюодству варианты, должен основываться
на прогнозных альтернативных затратах, а не на фактических затратах
комплексного производства, распределенных по продукции в прсиплые
отчетные периоды. Сравниваются только релевантные показатели: допол­
нительная выручка и дополнительные затраты. Проиллюстрируем важ­
ность дополнительных затрат на примере.
Пример 3. Парфюм^жая компания имеет комплексную химическую
технологаю производства лосьона Y и лосьона X по 200 пинт каяда^го.
В точке раздела продажная цена лосьона X - 1,60 дол. и лосьона Y -
0,80 дол. Затраты на комплексное производство составляют 440 дол. Me-
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ
320


неджер имеет альтернативный вариант о дальнейшей переработке лосьсжа
Y в лосьон Z при дополнительных затратах 50 дол. и продажной сто­
имости продукта Z 1,20 дол. на единицу. Вопрос в тс»м, цртесообразно
ли производить лхьон Z? Данные представлены на рисунке.

Лосьон X. 200 пинт


Совместные затраты
комплексного
Стоимость продажи
производства
1,60 дол. за единицу = 320 дол.


440 дол. Прямые эатратк! 50 дол.


Лосьон Z. 200 пинт
Точка раздела Лосьон Y 200 пинт
продажная стоимость
продажнал стоимость
1,20 дол. за единицу =
0,8 дол. за единицу =
= 240 дол.
= 160 дол.




Корректный подход к решению вопроса о производстве лосьона Z пред­
полагает сопоставление дополнительных затрат и выручки, дол.:

Дополштгельнвя таручкл Z (1,20 дол. - 80 дол.) х 200 80
Допопнкгельные aaipaibi Z
Дополнительный доход Z

Другая точка зрения на ту же проблему:

Лосьон Z, 200 пинт х 1,20 дол. 240
Sarpaibi, дол.:
на произвопспю Z 50
альтернативные затраты по опюшению к объему
210
продаж Y (200 X 0,80 дол.) 1Ш

Разница

Мы можем доказать обоснованносль этого подхода.
Расчет общего дохода, дол.:
Альт^жатва 1 Альтернатива 2 Разтца
Продать лосюн Гфода-п» лосьон
XиY XиZ
80
Объем продаж (320fl60) 480 (320f240) 560
440 SI
Всего затрат (440f50) iSQ
Операционная прибыль Ш 2Q ш
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ 321


Можно сделать вывод, что выгодно расширять произюдство или нести
дсиюлнительные издержки обращения на совместный продукт, пока до-
пашштельная выручка превышает дополните/шные денежные затраты и
дополнитешьные альтернативные затраты.
Общепринятые методы распределения затрат могут вводить менеджера
в заблуждояие при принятии решения продать или обрабатывать продук-
ЩЮ дальше. Например, распределение затрат 440 дол. методом натураль­
1
ных показателе:

Затраты
Произведено
комялексного
продукт пинт Даля Рашределение
производства
200
Лосьон X 0ДХ440 - 220
200/400 - ОД
2Q0 " 220
Лосьон Y 200/400 - ОД 0ДХ440
440
400


Отчет о прибыли для варианта продажи лосьона X и Z будет оши­
бочным, показывая убыток по продукту Z, дол.:

Лосьон Z
Лосьон X
240
320
Объем продаж
Затраты:
распредр1енные оовместые затраты
220 220
комплексных прошводетв
прямые затраты

общая себестоимость реализованной продукции
12Q (30)
Валовая прибыль


Как правило, распределение затрат комплексных прсжзводств не вли­
яет на ценообразование. Исключение составляют те случаи, коща пра­
вительственные контракты заключаются на продукт комплексного
производства, не имеющего аналогов на {шнке, или заключаются дого­
воры по взаимся1риемлемым ценам.


145. Учет побочных продуктов

Различия между комплексными и побочными продуктами, а также от­
ходами заключаются в их относителыюй реализационной стоимости. Сле-
дователыю, эти различия неустойчивы, они став51т терминологию и
практику учета в тупик. Например, латунные сшилки могут называть в
одной компании отходами, а в другой - полезным побочным продуктом.
322 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ

MHOIMе очистные сооружения формально рассматривают свою продукцию
(загрязнякхцие вещества) как отходы, другое перерабатывают отходы в
удобрения, т. е. они стансюятся компя^ссным продукте^.
Напоминаем, что побочные продукты - это результат комплексных
производств. Они им^от бояее низкую стсншостъ по сравнению с реа­
лизационной стоимостью совместных или основных продуктов. Примером
служат волокно и оболочка при обработке хлопка, деготь и керосин при
производстве бензина.
Нельзя также прс»ести четкую границу между отходами и побочными
продуктами. Существует точка зрения, что побочный продукт: (а) имеет
болыоую рыночную слжмость, чем отходы, и (б) часто является объектом
дальнейших) технологическснх) процесса, в то время как отходы обычно
сразу же продаются.
Оснсмзы учета побочных продукте» и опгходсж одни и те же. Наилуч­
шим считается вариант, уменьшаюпщй затраты по основн(»1у продукту
на рыночную стоимость побочных продукте» или отходов. Прервем эту
дискуссию и Офаничимся учетом побочных продуктов.
Методы учета побочных продуктов. Два основных метода учета
побочных продукте» признаюпгся наиболее приемлемыми при их учете:
(1) по времени фактической реализации и (2) по времош фактического
производства. Табл. 14.6 показывает эти методы.
Метод L Чистая выручка от реализованных побочных продуктов ˜
это валовая выручка от продажи побочных продуктов минус делимые за­
траты. Полученная чистая вырздоса вычитается из затрат по проданной
основной продукции.
* Метод 2. Пропюзируемая чистая реализационная стоимость произ­
веденных побочных продуктов - это реализацисншая стоимость произве­
денной побочной продукции минус соответствующие делимые затраты,
которые уже понесены или мотут возникнуть. Чистая реализационная
стоимость вычитается из затрат по произведенной основной продукции.
На практике применяются различные комбинации и вариации этих
методов. Табл. 14.7 представляет жу^жальные записи на основе данных
табл. 14.6.
Таблица 14.6

Методы учета побочных прсщукгов

1 НАЧАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ
Побочная продукция
Основная продукция
19^2 г.
1 9 J г. 19^2 г. 1 9 J г.
300
0
1000
Остаток на начало в единицах 0
0
0 1000
Произведено единиц 10000
300 1
700
Продано единиц 9000 1000
323
РАСПРЕЦЩЛЕНИЕ З А Т Р А Т


Продолжение
НАЧАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ
Побочная продукция
Осноюшя продукция
0
0 300
Остаток на конец периода в единицах 1000
450
1050
15000
Выручка 15 дол. и 1^0 дол. 135000
Деликсые коммерческие pacxqzp>i
- - 90
210
0 3 дол.
Чистая выручка от продажи
- - 840 360
побочного продукта, дол.
Чистая реализационная сгоимосп»
произведенных побочных прсщук-
тов 1200
1000 ея. (1Д0 дол. - 0 3 0 дол.)
ОТЧЕТ 0 ПРИБЫЛЯХ И УБЬПТСАХ, дол.
МЕТОД МЕТОД
2
1
19J г. 19^2 г. 1
19J г. 119^2 г.
135QQQ 15QQQ
135QQQ 15QQQ
Выручка от реализации основной
продукции
Затра1ы по проданной основной
продукции:
Остаток основной продукции
9880
10000
на начало
Общие производсгаенные затраты
100000 100000
(плановые)
Чистая реализационная стоимосп>
1200
произведенных побочных продуктов
100000
Чисп>1е производственные затра1ы 98800

<<

стр. 11
(всего 15)

СОДЕРЖАНИЕ

>>