<<

стр. 2
(всего 15)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Другой вспомогательной классификационной статьей косвенных трудо­
затрат ясвляются непроизводительные выплаты, относ$пциеся как к пря­
мому, так и к косвенному труду. Это оплата за время простоев (idle time),
вызванных поломками оборудования, нехваткой материалов, сбоями в
производственном ритме и подобными причинами. Например, если про-
34 КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ

изойдет аварийная остановка токарного станка на 3 ч, заработная плата
токаря может быть представлена так, дол.:
прямая за{)а6отная плата (41 ч х 12 дол.) 492
Сверхурочная доплата (общепроизвоцсгвенные расходы;
4 ч X 6 дол.) 24
Оплата простоев (общепроизводстеенные pacxQzu>i;
3 ч X 12 дол.) 36
Всего к начислению 552

Затраты на сопутствующие выплаты. Классификация сопутствующих
выплат, таких, как страховые суммы на время нетрудоспособности, пен­
сии и рад других, в компаниях различна. На бсльшинстве предприятий
их относят к общепроизводственным расходам. Например, прямой труд
оператора свершишно-прессового станка будет оплачен по тарифу в раз­
мере 12 дал.за час, возможные сопутствующие выплаты в сумме составят
2 дол. за час. Большинство компаний рассматривают 12 дол. как прямые
трудозатраты, а 2 дол. как косвенные производственные затраты.В неко­
торых компаниях, однако,сопутствующие выплаты, относящиеся к пря­
мому труду, записывают как дополнительные прямые трудозатраты; в
этгих компаниях 14 дол. будут классифицировать как прямые трудозат­
раты. Последний подход концептуально предпочтительнее, так как эти за­
траты - составная часть обслуживания труда,
В гл. 4, 12 и 13 обьясняется,как осуществляется распределение обще­
производственных расходов в системе учета затрат. Техника обеспечивает
отнесение на конкретный продукт доли общепроизводственные расходов,
включая только что описанные компоненты.
Определения и прямые трудозатратьь Мы еще раз подчеркиваем не­
обходимость уяснения (чем скорее, тем лучше) учетных терминов,введен-
ных в этой главе и далее в книге. Термины могут иметь свои варианты
значений в разных организациях, поэтому в реальном мире основной пер­
сонал должен быть уверен в том, что правильно понимает значение тер­
мина.
Наше предупреждение не случайно. Незнаниетерминологаиприводит
к наличию невежественных менеджеров в организациях, к множеству
споров с поставщиками, покупателями и налоговыми службами.
Например, термин прямой труд (direct labor), или заработная плата
производственных рабочих, часто используется в системах учета затрат.
Основное определение было дано ранее, но его значение и измерение от­
личаются в разных организациях. Более того, из-за неправильного тол­
кования термина могут возникать судебные издержки. Например,
некопгорые страны предоставляют льготы или вовсе освобождают от налога
на прибыль компании при соблюдении ими определенного процентного
соотношения суммы производственных расходов на выопуск продукции к
"прямым трудозатратам". Как должны быть определены "общие производ-
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ ^


сгвенные затраты"? Где начинается производство? Где заканчивается?
Споры относятся к тому, как считать коэффициент для определения сум­
мы льгот по налогу на прибыль.
Среди дискутируемых статей находятся следующие: компенсации за
время обучения, за время простоев, отпуска, время болезни и сверхком­
пенсация за сверхурочное время. Более того, крсн^е заработной платы есть
еще такие выплаты и пособия, как пенсии, больничные, страхование жиз­
ни. Должны ли они включаться в состав прямых трудовых затрат? Для
предотвращения этих споров контракты и законы должны быть как можно
более конкретными относительно определений и способа измерения. На­
циональная ассоциация бухгалтеров (NAA) выпустила серию отчетов по
управленческому учету, в которой обсуждаются объекты, терминология
и определения. Они изданы NAA, Montvale, Nij 07645-Ю433. Например,
отчет 46 называется "Определение и измерение затрат прямого труда".
Этот отчет включает такой большой перечень сопутствующих выплат, ка­
кие только можно отнести к затратам прямого труда.


2.6. Классификация затрат

Эта глава только намечает обширное число классификаций затрат, ко­
торые используются для разных целей. Затраты можно классифицировать
по следующим признакам:
1) по составу:
фактические,
плановые или прогнозные;
2) по отношению к обьему производства:
переменные,
постоянные,
прочие;
3) по степени усреднения:
общие,
средние (затраты на единицу - на студента, на час, на фунт);
4) по функции управления:
производственные,
коммерческие,
административные;
5) по способу отнесения на себестоимость обьектов:
прямые,
косвенные;
6) порядок отнесения затрат на период гснерирования прибыли:
на продукт,
на период.
36 КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ


Резюме

Учетные системы должны обслуживать комплекс управленческих це­
лей, поэтому существуют различные способы измерения и группировки
затрат.
Часто различают учетные системы, собирающие затраты для целей
калькулирования, оценки запасов и системы, ще затраты группируются
для планирования и контроля.
Наиболее экономичный вариант - это создание интегрированных уп­
равленческих учетных систем сбора данных для любых возможных по­
требностей.
Эта глава концентрирует ваше внимание на определениях широко ис­
пользуемых учетных терминов, на их соотношении с отчетом о прибылях
и убытках и балансом.


Задания для самоконтроля

(Постарайтесь решить это задание перед тем, как посмотрите в после­
дующее решение.)
Задание 1. Рассмотрите слецуюшзие данные:

Laimon Company за 19_1 г^ дол^

2000 Амортизация оборудования 40000 I
Наждачная бумага
Материалы 40000 Рента 50000
Налоги на имущестао (оборудо­
Смазочные материалы
и охладигелы^ые эмульсии 5000 вание) 4000
Доплата за сверхурочные часы 20000 Страхование оборудования
от пожара 3000
Оплата времени простоев 10000 Покупки основных материалов 460000
Разная косвенная заработная Остатки основных материалов
плата 40000 на 31.12.19J г. 50000
Выручка от реализации
Заработная плата 1260000
проюводственных рабочих 300000
Основные материалы (остаток
на 31.1119__0 г.) 40000
Комиссионные (за реализацию) 60000
Готовая продукция (остаток
на 31.12.19_1 г.) 150000
Заработная плата торговых
Готовая продукция (остаток
на 31Л2.19_0 г.) 100000 агентов 100000
70000
Расходы по пофузке
Административные расходы 100000
Незавершенное производство
на 31.12.19_0 г. 10000
Незавершенное производство
на 31/12/19_1 г. 14000
37
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ

1. Составьте отчет о прибылях и убытках и калькулящпо себестоимости
выпущенной продукщш. По всем статьям, кроме выручки от реализации,
покупки основных материалов, запасов, проставьте обозначение преиму­
щественно постоянных (F) и переменных затрат (V).
2. Предположим, что затраты на основные материалы и ренту отно-
1€ятся равномерно к произведенным 900000 единиц. Определите, каковы
средние расходы основных материалов на единицу продукции? Каковы
средние затраты на ренту? (При этом ренту относим к постоянным рас­
ходам.)
3. Повторите расчет,сделанный во втором задании относительно мате­
риалов и ренты, предполагая, что в следующем году будет прся1зведено
1000000 ед. продукции. Предположим, что эти затраты ведут себя с за­
видным упорством.

Решение L


Laimon Compani
1 Отчет 0 финансовых результатах на 31.12.19_1 г., д о л


Вьфучка от реал1^1зации 1260000

Вычитается себестоимость реализованной прогокции:

готовая продукция на 31.12Л9_0 г. 1000(Ю

96Q0QQ
себестоимость произведенной продукции (см. калькуляцию)

себесго1^1мость продукции.готовой к реализации 10600(Ю

готовая продукция на 31.12.19_1 г. iSQQQQ

Себестоимость готовой продукции 910000

Валовая прибыль 350000

Вычитаются коммерческ1'1е и адмгаИ'КПративные
расходы:

комиоП'Юнные торговым агентам 600(Ю (V)

заработная плата торговых агентов 1000(Ю (f)

розгрузочно-пофузочные расходы 700(Ю (V)

33QQ0Q
1000QQ
адмиююгратвные расходы
(возможная смесь постоянных и переменных
1 статей)

20000
Операционная пр^]быль
38 КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ


Калькуляция себестоимости выпущенной продукции на 31ЛХ19_1 г.
Laimon Company
Основные материалы: 40000
Запасы на 31Л2.19_0 г.
Покупка основных материалов
шхш
Себестоимость основных материалов,
готовых для использования 500000
Запасы на 31Л2.19_1 г. 500Ш
Использованные основные материалы 450000(V)
Прямые трудозатраты 300000(V)
Косвенные производственные затраты:
Наждачная бумага 20(Ю(У)
Смазочные и охладительные эмульсии 5000(У)
Материалы вспомогательные 400(Ю(У)
Оплата сверхурочных 200(Ю(У)
Оплата простоев lOOOOiW)
Разные косвенные трудозатраты 400(Ю(У)
Фабричная рента 50000(F)
Амортизация оборудования 40000(F)
Налог на имущесгю (оборудование) 4000(F)
Страхование оборудования от пожара 214QQQ
3QQQ(F)
Про1'13водсгвенные затраты,понесенные в 19_ 1 г. 964000
Добавляется незавершенное про^13водство на 31.12.19^0 г. 10000
Про1'13водственные затраты всего учггено 974000
Выч^пается незаверхненное производство на 31.12.19J г. 14000
Себесто1^1мость произведенной (выпущенной) продукции 960000
(в отчет 0 ф|^1нансовых результатах)


2. Затраты основных материалов на единицу продукции
^ Использованные материалы 450000
0,50 дал.
Количесгю выпушенных единиц 900000
Рента
Рента на единицу продукции
Копичесгво выпущенной продукции
50000
0,0556 дол.
900000


3. Материальные затраты переменны, поэтому они возрастут с
450000 дод. до 500000 дал. (1000000 х 0,50). При этом затраты на еди­
ницу не изменятся:
500000 п кс\ тт^тт
Использовано основных материалов
Тоооооо" - °"^° ^ ° ^ -
В отличие от них, рента - постоянные расходы, поэтому они не воз­
растут в общей сумме. При этом если отнести ренту к произведенным
единицам, то удельный расход снизится с 0,0556 дал. до 0,05 дол.
Рентные платежи на единицу продукции 50000дал./1000000 * 0,05 дал.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ 39

Термины

Эта глава содержит бадьше основных терминов, чем любая другая в
этой книге.

actual costs фактические затраты
average costs средние затраты
conversion costs добавленные затраты
cost себестоимость, затраты
cost accumulation калькулирование
cost object, объекты затрат
cost objective
direct labor costs затраты прямого труда, основная
заработная плата производственных
рабочих
direct-materials inventory остатки основных материалов
direct materials costs затраты основных материалов
factory overhead общепроизводственные расходы
finished-goods inventory остатки готовой продукции
fixed cost постоянные расходы
goods in process полуфабрикаты собственного производства
idle time время простоев
indirect labor косвенный труд
indirect manufacturing costs косвенные производственные затраты
inventoriable costs запасоемкие затраты, затраты на период
manufacturing промышленность
manufacturing expenses производственные расходы
manufacturing overhead производственные накладные расходы
merchandising торговля
overtime premium оплата сверхурочных
period costs затраты на период
periodic inventory method метод периодической инвентаризации
perpetual inventory method метод постоянной инвентаризации,
метод количественноч:уммового учета
prime costs первичные затраты
затраты на единицу готоюй продукции
product costs
40 КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ


область релевантности
relevant range
variable costs переменные затраты
work-in-process inventory остатки незавершенного производства
work in progress незавершенное производство
product costs затраты на продукт, переходящие
затраты, запасоемкие затраты
Т-счет
T-account


Специалы1ые отметки

Считаем, что самая важная для вас задача - это выучить значения
новых терминов, рассмотренных в этой главе.
Убедитесь, что вы поняли табл. 2.1, включая сноски и новые термины.
Новички в учете затрат считают,что такие расходы, как энергия, телефон
и амортизация,относятся к расходам данного периода и никакого отно­
шения к запасам не имеют. Однако если такие расходы отнесены к про­
изводственным, то они включаются в состав общепроизводственных
расходов, которые большинство учетных систем относят к переходящим
(запасоемким), т.е. затратам на продукт.
ГЛАВА 3

АНАЛИЗ СООТНОШЕНИЯ ПРИБЫЛИ, ЗАТРАТ
И ОБЪЕМА ПРОДАЖ (CVP-АНАЛИЗ)




В предыщущей главе обоснованы отличия между двумя главными це­
лями систем производственного учета: (а) планированием и контролем и
(б) калькулированием себестоимости продукции. В этой и следующей гла­
вах изучение по этим двум направлениям будет углублено. CVP-анализ
обычно привлекает большинство людей, изучающих менеджмент. Он по­
зволяет понять цели планирования. На конкретных примерах показыва­
ется, как важно понимать поведение затрат, т. е. реагирование затрат на
различные вли5шия. Вот почему мы рассматриваем это понятие теперь,
хотя понять его проще, если он будет изучен позже.
Менеджерам постоянно приходится принимать решения о цене реали­
зации, переменных и постоянных расходах, о приобретении и использо­
вании ресурсов. Если они не могут дать точного и достоверного прогноза
об уровнях доходов (выручки) и затрат, их решения могут приносить вред
или даже иметь разрушительные последствия. Обычно эти решения носят
краткосрочный характер: сколько единиц продукции нам произвести,
сколько рабочих нанять, менять ли цену, сколько билетов на самолет про­
дать со скидкой, затратить ли больше на рекламу? Однако такие дол-
гхрочные решения, как строительство цеха или покушса оборудования,
также принимаются на основе анализа соотношений затрат, объема и
прибыли.
Не забудьте, что мы намеренно упрошдем реальную действи­
тельность.


ЗЛ.Критическая ("мертвая") точка

Управленческие модели, основанные на изучении взаимоотношений за­
трат, объема производства и прибыли трактуются иноща более узко как
анализ критической точки. Под критической понимается та точка обьема
продаж, в которой затраты равны выручке от реализации всей продукции,
т. е. где нет ни прибыли, ни убытка. Для ее вычисления можно исполь­
зовать три метода: уравнения, маржинального дохода, графического изо­
бражения.
^ CVP-АНАЛИЗ

Пример. Элиза планирует продавать значки на ярмарке. Она может
их купить за 0,50 дол., а продавать за 0,90 дол. каждый. Единовременная
арендная плата за место составляет 200 дол. Сколько значков нужно про­
дать, чтобы достигнуть критической точки (абсграпируемся от налогов,
которые введем позже)?
Метод уравнения. Любой отчет о финансовых результатах может быть
представлен в виде следующего уравнения:
Выручка - переменные затраты - постоянные затраты - чистая прибыль


"^ г -\ г -]
' Цена за количество • ' переменные количество '
I единицу X единиц | 1 расходы на х единиц |

L J J
LT""^
постоянные ... чистая
— расходы прибыль
Обратимся к нашему примеру. Пусть X равно количеству единиц, ко­
торые необходимо продать, чтобы достигиуть критической точки.
а9Х - 04Х - 200 - о
0.4Х - 200 дол.;
-. 200 дол. ^^^
X- ^ — - 500 единиц.
0,4 дол.

Метод маржинального дохода - это модификация предыдущего. Мар­
жинальный доход равен выручке минус переменные затраты. Маржиналь­
ный доход на единицу равен цене минус удельные переменные расходы;
0,9 дел. - 0,5 дол. « 0,4 дол.
Постоянные расходы 200 дол. _^^
критическая точка - TZ : '^ - ^ .^ 500 единиц.
*^ Маржинальный доход на единицу 0»40 дол.

Отчет о финансовых результатах в критической точке может быть
представлен в следующем виде:

На единицу, дол.
Всего, дол.
450 0.9
Выручка. 0,9дол. х 500 ед.
2^
Переменные расходы, 0,5 дол. х 500 ед. (L5Q
200 0.40
Маржинальный доход

Постоянные расходы
й
Чистая npfi6buib

Графический метод. Представим компоненты наших расчетов графи­
чески:
43
CVP-АНАЛИЗ


дол.
дол.
дол.




объем
объем

Переменные Постоянные
расходы расходы


РисЗ.1. Комгюне1лы графического метода нахохщения критической точки

Далее перенесем их на комплексный график (рис.3.2).
1. Чтобы нанести на график линию переменных расходов, выберите
подходящий объем, например 1000 единиц. Найдите точку расходов, со­
ответствующую данному объекту: 0,5 дол. х 1000 « 500 дал. (точка А).
2. Чтобы нанести постоянные расходы, отметьте на вертикальной оси
точку, соответствующую 200 дол. (точка В), также отложите 200 доя. от
500 дол. (точка С). Используя эти две точки, начертите линию посто­
янных расходов параллельно линии переменных расходов. Линия ВС по­
казывает общую сумму расходов.

дол.
Выручка

Маржинальный
доход (0,4 дол. на единицу)



Постоянные расходы
200 дол.




Переменные
расходы
(0,5 дол. на единицу)




200 400 ' 600 800 1000 1200 объем
500


Рис32, График анализа поведений затрат, прибыли и объема процаж
CVP-АНАЛИЗ

3. Чтобы нанести на график линию выручки, возьмите тог
же объем продаж (1000 единиц). Нанесите точку Д, получен­
ную от умножения цены за единицу на объем (0,9 дол. х 1000 =
" 900 дол.). Проведите линию выручки через точки Д и О
(рис. 3.2).
Критическая точка (или точка перелома) образуется от пере­
сечения линии выручки (ОД) и линии суммарных расходов
(ВС). (Обратите внимание, что на графике вндна область прибыли
и убытков при различных вариантах объема. Достоверность кар­
тины в каждом отдельном случае зависит от точности изобра­
жения линий.
Заметьте, что выручка и переменные расходы изменяюппся прямо про­
порционально относительно физического объема, в то время как посто­
янные расходы неизменны при любом объеме.
Теперь скомплектуем переменные и постоянные расходы в отдельные
графики, используя два подхода (рис. 3.3):


дол. дол.

Всего расходов
Всего расходов

Переменные
Постоянные

Постоянные
Переменные

объем
объем

2 вариант
1 вариант



РисЗЗ

Заметьте, что линия общих расходов одинакова при любом варианте.
Теперь введем линию выручки (рис. 3.4).
График, который представляет линию постоянных расходов
над переменными (вариант 1), более удобен для бухгалтеров, так
как на нем лучше виден размер маржинального дохода. Линия
выручки и линия переменных расходов выходят из нулевой
точки, и расстояние между линиями по вертикали дает маржи­
нальный доход при любом объеме. Использование варианта 2,
изображенного на рис. 3.3, может быть интерпретировано следу­
ющим образом:
CVP-АНАЛИЗ




дол.
дол,




] Перемен -
Постоянные 1 ные

Постоян­
Переменные ные

объем
объем

1 вариант 2 вариант



Рис 3.4




Выручка /

Прибыль при
/\^
объеме Z


Выручка = общим ^^ Всего затрат
расходам
1
1
1
Убыток при
объеме У 1
1
1
у 1
Z
у 1
_ 9^
Прибыль
Убыток
Объем в критической
точке


1 проектируемый объем Выручка. Расходы, доп. Чистая 1
прибыль
дол.
переменные постоянные итого

V (200 ед.) 0.9x200- 180 0.5 X 200 200 300 - 120
Критическая точка (500 ед.) 0.9x500 - 450 0.5 X 500 200 450
Z (800 ед.) 0.9x800 - 720 0.5 X 800 200 600 120

Рис 33
46 СУРАНАЛИЗ

Заданная прибыль. Теперь ответим на вопрос "Сколько значков йам
нужно продать, чтобы получить прибыль в размере 20% от выручки?"
Попробуем найти ответ разными методами. Начнем с метода уравнения.
Пусть X - это количество значков, которые необходимо продать, чтобы
получить заданную прибыль. Тоща: Выручка - Переменные расходы -
- Постозожые расходы = Заданная прибыль
0,9Х - О^Х - 200 - 0,2 (0,9Х)
0,9Х - О^Х - 200 - 0Л8Х
0,22Х - 200 дол.
X - 909 единиц

Финансовый отчет примет вид, дол.:

Выручка, 0,9 дол. х 909ед. 818,10
Переменные расходы, 0.5 дол. х 909 ед. 454.50
Маржиналы1ый доход 363,60
Постоянные расходы 21ШЮ
Прибыль 163.60

График на рис.3.2 показывает, что при обьеме 909 единиц будет
получена прибыль. Ее размер определяется как разницд по вертикали
между линиями ОД и ВС. Она равна 163,6 дел.
Можно использовать и метод маржинального дохода. В таком случае
в числителе кроме постоянных расходов будет показана заданная при­
быль:
. Постоянные расходы 4- Заданная прибыль
Маржинальный доход на единицу

200 дол. Ч- 0,2 (0,9Х дол.)
0,4 дол.
0,4 X - 200 дол. + 0,18 X
0,22 X - 200 дол.
X - 909 единиц


3.2. Допуски, используемые в анализе поведения
Прибыли, затрат и объема

Область релевантности. В реальной действительнсхли можно, конечно,
пользоваться графиком, изображенном на рис.3.2. Однако многое допу­
щения, которые лежат в его основе, могут практически изменить пол­
ностью результат, лежащий за предедами области релевантности.
Поэтому более реальной будет картина, представленная ниже.
CVP-АНАЛИЗ 47


дол. дол.
Область
Область
Л релевантности
релевантности ^>\'


Выручка

Затраты




Объем
Объем График
График
преобразованный
общепринятый




Рис 3.6

Второй график показывает, что данное соотношение выручки и рас­
ходов может иметь место только внутри полосы деятельности, именуемой
областью релевантности.
Ограничения и допуски. Поведение затрат зависит от взаимодействия
многих факторов. Физический объем - только один из них, к другим от­
носятся цены на сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, произво­
дительность, изменение технолопш производства, войны, забастовки,
законодательство и тд. Любой CVP-анализ основывается на допусках по­
ведения затрат, обьема и выручки. Изменение ситуации приведет к из­
менениям графика, точки перелома. Реальный вклад от использования
CVP-модели будет, несомненно, богаче, если вы понимаете взаимоотно­
шения факторов, влияющих на прибыль и особенно на затраты.
Ниже приведены допуски, которые могут ограничить точность и на­
дежность CVP-анализа:
1. Поведение общих затрат и выручки жестко определено и линейно
в пределах области релевантности.
2. Все затраты можно разделить на переменные и постоянные.
3. Постоянные расходы остаются независимыми от обьема в пределах
области релевантности.
4. Переменные расходы прямо пропорциональны обьему в пределах об­
ласти релевантности.
5. Цена реализации не меняется.
6. Цены на материалы и услуги, используемые в производстве, не ме­
няются.
7. Производительность не меняется.
8. Отсутствуют структурные сдвига.
48 CVP-АНАЛИЗ


9. Возможно, что наиболее существенным является допущение того,
что на затраты релевантно влияет только обьем. Экономисты не допу­
скают линейности в CVP-анализе. Они, например, считают, что снижение
цены может стимулировать рост обьема продаж.
10. Объем произюдства равен обьему продаж, или изменения началь­
ных и конечных запасов в итоге незначительны (влияние изменения ве­
личины запасов на CVP-анализ зависит от того, какой метод оценки
запасов применяется. Эта проблема обсуждаетгся в гл. 8).
Бизнес динамичен. Пользователь CVP-анализа должен постоянно пе­
ресматривать допуски. Более того, не следует жестко связывать CVP-ана­
лиз с традиционными допусками линейности и неизменности цен.


З.З.Взаимоотношения затрат, прибыли и объема продаж

Анализ в условиях неопределенности и чувствительный анализ (что
будет, если?). Очень часто мы пользуемся условными ситуациями в на­
дежде подчеркнуть или упростить наиболее важные моменты. Примером
Я Л П Т Я модели бюджетов, CVP-анализа, капиталовложений, где допу­
В 5 ОС
скается значительное число условностей относительно уровня постоянных
и переменных расходов, прогнозируемого обьема и т.д. Испо;1ьзуя многие
управленческие модели, мы предполагаем, что находимся в мире опре­
деленности.
Очевидно, что реальность преподносит ту или иную ситуацию. Управ­
ляющие справляюпгся с ней с помощью комплексных моделей. Наиболее
широко используемый подход - применение чувствительного анализа к
"определенным" моделям.
Чувствительный анализ использует прием "что будет, если", который
предполагает ответ на вопрос, как изменится результат, если первона­
чально спроектированные данные не будут достигнуты или изменится си­
туация с допусками. В контексте (применительно) CVP-анализа
чувствительный анализ даст ответы на такие вопросы: "Какова будет при­
быль, если объемные показатели отклонятся от запланированных?' или
"Какая будет прибыль, если удельные переменные расходы возрастлпг на
10%?".
"Инструментом анализа чувствительности яиляется маржа безопасно­
сти" ,т.е. та величина выручки, которая находится за критической точкой.
Ее сумма показывает, до какого предела может упасть выручка, чтобы
не было убытка.
Изменение переменных расходов. Рассмотрим пример анализа чувст­
вительности. На удельный маржинальный доход и на точку перелома
влияют изменения переменных расходов. Допустим, в примере со знач­
ками, что мы приобретаем значки не за 0,5, а за 0,7 дол., а продаем
CVP-АНАЛИЗ 49

неизменно по 0,9 дал. Удельный маржинальный доход упадет с 0,4 до
0,2 дол., и точка перелома поднимется с 500 до 1000 единиц.
Степень контроля за величиной переменных расходов различна в за­
висимости от объема продаж, что объясняется психологаей менеджеров.
Когда наблюдается бум, управляюхцие склонны наращивать объем про­
изводства и реализации, а при спаде они начинают следить за затратами.
При снижении объема продаж обымно уменьшают отпускные цены и уве­
личивают коммерческие расходы, в то же время делается попытка по­
высить производительность труда, снизить текучесть кадров и заготовить
ресурсы по более низким ценам. Это одна из причин ограничения при­
менения CVP-графика, так как при его построении допускается прямо
пропорциональная зависимость величины переменных расходов от объема
и не принимается во внимание вьш1еописанная психология менеджеров.
Изменения в постоянных расходах. Постоянные расходы не статичны
от года к году. Они могут быть намеренно увеличены для обеспечения
более прибыльной комбинации производства и распределения, эти изме­
нения отразятся на выручке, переменных и постоянных расходах. Напри­
мер, можно увеличить расхо;^ы по продаже, заменив реализацию через
оптовиков на прямую, непосредственно на рынке. Эта комбинация дает
возможность повысить отпускную цену. Может быть приобретено более
оовременное оборудование с целью сокращения удельных переменных
расходов. Но в некоторых случаях более мудрым будет решение о со­
кращении постоянных расходов, например замена розничной торговли на
оптовую. Или, например, предприятие, производящее кухонные печи, ре­
шает отказаться от своего литейного подразделения. Это решение будет
верным, если сокращение постоянных расходов не перекроется увеличе­
нием переменных при приобретении отливок в большем объеме, чем ожи­
далось.
После того как сделаны основные предложения по изменениям в по-
С 0 1 Н Х расходах, менеджер прогнозирует вызванные этим предложени­
Т5Н Ы
ем изменения прибыли и удельной маржи. Управленческий учет
непрерывно анализирует поведение затрат и периодически определяет
точку перелома.
Постоянные расходы являются константой только по отношению к дан­
ному уровню деятельности и в данный период времени. Предприятия
редко достигают 100% использования мoш?^ocтeй, поэтому, коща плани­
руются радикальные изменения объема, многие посто5шные расходы
приводят к "непредвиденным потерям" в результате управленческих дей­
ствий. Удар, нанесенный постоянным расходам, снижает критическую
точку и дает возможность фирме выдержать большое снижение объема
прежде чем появятся убытки.
50 СУР'АНАЛИЗ


3.4. Введение в директ-костинг (верибл-косгинг)

Абзорпшен- и директ-костинг. Два основных метода производствен­
ного калькулирования будут рассмотрены в данной книге: абзорпшен-ко-
стинг и директ-костинг. Основное их отличие заключается в порядке
распределения постоянных расходов между калькуляционными периода­
ми. Абзорпшен-костинг - это метгод калькулирования себестоимости про­
дукции с распределением всех затрат между реализованной продукцией
и остатками товаров, т.е. согласно ранее рассмотренной классификации
при использовании этого метода постоянные расходы являются запасоем-
кими. При методе директ-косгинг постоянные расходы полностью огно-
сятся на реализацию.
В настоящее время для обозначения последнего метода калькулирова­
ния используются два термина: директ-костинг и верибл-костинг. Первый
термин неудачен, так как на запасы распределяются не только прямо-
относимые затраты материалов и труда, но и переменные общепроизвод­
ственные расходы. Поэтому термин "верибл-костинг" более точно
отражает суть метода .
Этот термин можно было бы улучшить, добавив слово "производствен­
ные", так как разница между абзорпшен- и верибл-костинг относится
только к постоянным производственным расходам. Переменные коммер­
ческие и административные расходы трактуются обоими методами, как
затраты данного отчетного периода.
Директ-костинг 5шляется предметом полемики среди бухгалтеров. И не
столько потому, что не достигнуто согласие в описании образцов пове­
дения постоянных и переменных расходов для целей управления и кон­
троля, сколько потому, что ставится вопрос о теоретической припздности
этгого метода для составления внешней отчетности.
Сторонники директ-костинг утверждают, что постоянная часть произ­
водственных расходов более тесно связана со способностью производить
(содействовать производству), а не с выпуском конкретных единиц. По­
этому их следует относить к затратам на период и сразу списывать на
реализацию без внесения в себестоимость продукции. Оппоненты же этого
метода доказыовают, что запасы должны включать при их оценке и ком­
понент постоянных производственных затрат, необходимых для производ­
ства продукции; обе партии этих расходов должны быть запасоемкими,
не взирая на различия в поведении. Однако все склоняются к мнению,
что это не лучший метод для оценки запасов.
1 в переводной литературе последних лет абзорпшен-костинг (аЬвофйоп costing) дается как
метод полного распределения или полного поглощения затрат. Мы оставили английское
звучание термина по аналогии с методами калькулирования "директ-костинг" и "стан-
дарт-кост", прочно вошедших в отечественный учетный язык. К|Х)ме того, в книге да­
ются сочетания методов калысулирования: абзорпшен-стачдарт-косшнг,
директ-стандарт-костинг и др.- Примеч. пер.
2 Для русского читателя пркшыч>{ым яЕшяется термин "директ-костинг'', поэтому мы ос-
тав^ши его в качестве основного, несмотря на критическое отношение к нему Ч.Т.Хор-
нгрена и Дж. Фостера.- Лримеч.пер.
51
CVP-АНАЛИЗ


Маржинальный подход. Традиционный отчет о финансовых резуль­
татах отражает абзорпшен-костинг и подразделяет расходы в зависимости
от их функциональной роли, например на производственные, реализаци­
онные (коммерческие) и административные (табл. ЗЛ).
Таблица 3.1

Показатели Сумма, тьк:. дол.

частная общая

Выручка 1000
Вычитаются производстве101ые затраты на проданную продукцию
(включая постоянные производсгве1П1ые расходы) 600
^ Валовая прибыль или валовая маржа 400
Вычитаются коммерческие и административные расходы 300
Чистая прибыль J?Q


Финансовый отчет, построенный по результатам калькулирования по
методу директ-костинг, строится по следующей схеме (часто такой отчет
называют маржинальный финансовый отчет, а не верибл-костинг финан­
совый отчет).

Таблица 3.2

Показатели Сумма, тысдол.

частная общая

1000
Выручка
Вычитаются переменные pacxQZM>i:
производственные 360
коммерческие 100
административные 2Q
Всего переменных расходов 480
Марж1'шальный доход 520
Вычитаются постоянные расходы:
пр01'1зводсгвенные 240
коммерческие 120
административные Ш
! Всего постоянных расходов 420
100
Чистая прибыль


1 Валовая прибыль - это промежуточный показатель прибыли, исчисляемый как разница
между выручкой и цеховой себестоимостью продукции нпи выручкой и производственной
себестоимостью в промышленности и вьфучкой и покупной ценой товаров в торговде.
Используется при аналитических расчетах.- Примеч.пер.
CVP-АНАЛИЗ

Оба отчета о финансовых результатах показывают два подхода к пред­
ставлению результатов от хозяйственных операций. Однако случается
встретить их симбиоз. Например, некоторые компании используют абзор-
пшен-костинг, но и затраты разделяют на переменные и постоянные. От­
чет имеет в основе классификацию затрат по функциональному признаку,
но производственные, коммерческие и административные расходы подраз­
деляются на переменные и постоянные.
Дискуссионным вопросом CVP-анализа является допущение того, что
обьем произведенной продукции равен объему реализованной. Это озна­
чает, как допускается в этой главе, что нет изменений в размере запасов.
Влияние изменения величины производственных запасов при абзорпшен-
и директ-костинг рассматривается более полно в гл. 8, и для наших не­
посредственных целей это несущественно.
Заметьте, что отчет при абзорпшен-костинг не показывает никакого
маржинального дохода, что приводит к аналитическим трудностям при
вычислении влияния на прибыль изменений в выручке. Согласно абзор­
пшен-костинг постоянные общепроизводственные расходы усреднены (на
учетную единицу) и относятся к продукту. Следовательно, и с этим мы
будем часто сталкиваться в последующих главах, для целей краткосроч­
ного CVP-анализа постоянные производственные расходы, входящие в се­
бестоимость единицы готовой продукции и валоюй прибыли, необходимо
исключать. А это связано с дополнительной работой.
При маржинальном подходе общая сумма постоянных расходов пока­
зывается обособленно, прежде чем будет отражена сумма чистой прибыли.
Это "высвечивание" общей суммы постоянных расходов помогает сосре­
доточить внимание менеджеров на поведении постоянных расходов и кон­
тролировать совместное вьшолноше долгосрочных и краткосрочных
планов. Зарубите на носу, что сторонники маржинального подхода вовсе
не утверждают, что постоянные расходы не важны или не релевантны.
Но они подчеркивают, что различия в поведении постоянных и перемен­
ных расходов являются основными при принятии многих решений.
Сравнение маржинального дохода и валовой маржи. Избегайте пу­
таницы в терминах "маржинальный доход", "валовая маржа" (часто на­
зывают валовой прибылью, маржинальной). Как видно из ранее
приведенных финансовых отчетов, маржинальный доход - это разница
между выручкой и всеми переменными расходами, включая производст­
венные и административные. В отличие от него валовая маржа, или ва­
ловая прибыль, исчисляется как разницд между выручкой и цеховой
(производственной) себестоимостью реализованной продукции (включая
постоянные косвенные производственные расходы).
В производственной компании величина маржинального дохода и ва­
ловой маржи всегда разная. Их сумма может совпасть только в том не­
вероятном случае, когда постоянные производственные расходы окажутся
СУР'АНАЛИЗ 5

равны всем непроизводственным переменным. Даже в розничной торгов­
ле, ще себестоимость проданных товаров состонгг всецело из переменных
расходов, общая маржа не обязательно должна быть равной маржиналь­
ному доходу. Допустим, в розничном торговом предприяггии платят 10%
комиссионных от выручки.

Сумма, Сумма,
тыс. дол. тысдол.
100 100
Выручка Выручка
Себестоимость проданных Себесюимость проданных
55
55.
товаров товаров
Валовая прибыль (валовая Комиссионные
маржа) Всего переменных расходов
а
Маржинальный доход


и общая маржа, и маржинальный доход могут быть представлены или
как итоговые суммы, или как суммы, приходящиеся на единицу ценно­
стей, или как уровень - процентное отношение к выручке. (Уровень
маржинального дохода определяется делением общей его суммы на
общую выручку. Аналогачно уровень переменных расходов исчис­
ляется делением общей суммы переменных расходов на общую
выручку.)
Выгоды от использования маржинально1Х> доходз и его уровня. Уро­
вень маржинального дохода часто помогает менеджерам решать, какую
продукцию протолкнуть и какую нет или терпеть ее, потому что выручка
от ее продажи способствует реализации другой продукции.
Маржинальный доход лежит в основе упрааленческих решений, свя­
занных с сокращением производства (продукции). В пределах краткосроч­
ного периода, если продукт приносит дохода больше, чем его переменные
расходы, он вносит вклад в общую прибыль. Эта информация поступает
мгновенно, если используется маржинальный подход. При традиционном
подходе релевантную информацию не только трудно получить, но
и менеджер может быть введен в заблуждение себестоимостью
единицы продукции, которая несет в себе элемент постоянных
расходов.
Маржинальный доход может быть использован при выборе альтерна­
тив, которые могут возникнуть при обсуждении снижения цены, прове­
дении специальных рекламных компаний, использовании премий,
стимулирующих обьем реализации. Обычно высокий рейтинг маржиналь­
ного дохода служит стимулом к улучшению потенциального чистого
дохода от реализации. Снижение рейтинга говорит о необходимости уве­
личения объема продаж, чтобы покрыть дополнительные расходы по сти­
мулированию реализации.
54 CVP-АНАЛИЗ


Когда ожидаемая прибыль согласована, определение ее размера может
быть быстро обеспечено подсчетом числа единиц, которые необходимо
продать. Эти вычисления лепсо сделать, разделив сумму постоянных рас­
ходов и ожидаемой прибыли на удельный маржинальный доход.
Решения часто принимаются для того, чтобы выявить, использование
каких материалов или машин наиболее выгодно может обеспечить на­
иболее высокую прибыль. Маржинальный подход представляет данные
для выявления продукции, дающей наибольший маржинальный доход.
(Однако решение исчисления маржинального вклада не всегда интуитив­
но понятно и очевидно. Эта точка зрения рассматривается в гл. 9.)
Сторонники этого подхода утверждают, что исчисление себестоимости
на этой основе позволяет менеджерам лучше понять взаимное поведение
затрат, объема, цены, прибыли и быть более мудрыми в политике цен.
В конечном итоге максимальная цена устанавливаается спросом. Мини­
мальная временная цена иногда устанавливается на основе величины пе­
ременных расходов и необходимости реализации. Ценообразование
обсуждается в гл. 9.


3.5. График зависимости прибыли от объема продаж
(P/V график)

Многие менеджеры интересуются главным образом зависимостью при­
были от обьема продаж и предпочитают упрощенную модификацию гра­
фика, изображенного на рис. 3.2. Проиллюстрируем наш пример,
построим первый график рис. 3.7.




Объем
Общая
сумма
^лостоян- -100
ных рас­
ходов _200

-240




РжЗЛ
55
CVP-АНАЛИЗ


1. По вертикальной оси откладывается финансовый результат в дол­
ларах,горизонтальнаяось ˜ обьем продаж, выраженный в натуральных
или стоимостных единицдх.
2. При нулевом объеме убыток равен постоянным расходам; в нашем
примере 200 дал.
3. Линия прибыли поднимается от 200 дол. в соответствии с маржи-
, нальным доходом в 0,4 дол. Она пересечет ось обьема в критической точ­
ке, равной 500 единицдм. Каждая следуюшдя проданная единица добавит
к прибыли 0,4 дод.
P/V график позводяет быстро провести сравнение влияния на прибыль
альтернативных вариантов цен, переменных и постоянных расходов при
меняющемся объеме продаж. Например, второй график на рис. 3.7 по­
казывает, как повлияет на прибыль и критическую точку повышение по­
стоянных расходов до 240 дол. и снижение переменных на 0,2 дол. При
этом удельный маржинальный доход составит 0,6 дол., а критическая точ­
ка упадет с 500 до 400 единиц.
Обратите внимание на то, что новая линия прибыли поднимается более
круто. Это значит, что при увеличении обьема прибыль будет возрастать
быстрее, чем в предыдущем примере.


3.6. Эффект структурных сдвигов

Реализационная корзина - это набор относительных долей продукции,
которые в общей сумме дают выручку. Если структура меняется, то за­
данная выручка может быть достигнута. Однако влияние на прибыль этих
сдвигов будет зависеть от того, в сторону высоко или низкорентабельной
продукции произошло изменение первоначальной структуры.
Предположим, что компания, выпускающая два вида продукции, имеет
следующий бюджет (табл[.3.3), дол.:
Таблица 3.3

в
А Всего

120000 40000 160000
Объем реал^оац1^&1 в ед1^1ницдх

600000 400000 1000000
Выручка (цена 5 дол. и 10 дол.)

§?ШХ1
120000
480000
Переменные расходы (4 дол. и 3 доп.)

120000 2ЖХХХ) 400000
Маржинальный доход (1 дол. и 7 дол.)

300000
Постоянные расходы, дол.

100000
Чистая прибьшь, дол.
56 CVP-АНАЛИЗ


При нахождении критической точки обымно абстрагируются от струк­
турных сдвигов, т. е. на триединицыпродукции В приходится реализация
одной единицы продукции А*
Пусть В - количество единиц продукции В до критической точки,
ЗВ - количество единиц продукции А до критической точки.

Выручка - переменные расходы - постоянные расходы - О
5 (ЗВ) 4- 10(B) - 4(ЗВ) - 3(B) - 300(ХЮ - О
25 В - 15 В - 3000(Ю - О
10 В - 300000
В - 30000
ЗВ - 90000 - А

Объем реализации в критической точке равен 120000 единиц, состо­
ящих из 90000 единиц продукции А и 30000 единиц продукции В,
Допустим теперь, что произойти структурные сдвиги. Например, вы­
пущена татько продукция А с маржинальным доходом в 1 дол.
Критическая точка равна - 300000/1 - 300000 единиц А.

Аналогично если продана тсхлько продукция В (маржинальный доход
составляет 7 дол.), то критическая точка отклонится от обьема в 120000
единиц.
Критическая точка - 300000/7 - 42857 единиц В.

Очевидно, что при любом заданном обьеме прибыль будет тем выше,
чем выше удельный вес продукщш с большим маржинальным доходом.
Ддя иллюстрации предпаюжим, что общий объем реализации не изме­
нился (160000 единиц). Однако продано было 100000 единиц продукта
А и 60000 единиц продукта В. Прибыль при этом поднялась на 120000
дел.
Таблица 3.4


В Всего

ШШ1
Объем реализации в елиницах 60QQQ


500000 1100000
Выручка (цена 5 дол. и 10 дол.) .чЮОШ

5ШШ
1К0000
400000
Переменные расходы (4 дол. и 3 дал.)

?Шй
10QQ00
Маржиналы1ыи доход (1 дол, и 7 дол.) 520000

Постоянные расходы iOQQQQ

2шт
Чистая прибьиш
CVP-АНАЛИЗ 57

Анализ структурных сдвигов часто вносит ясность в отклонения фак­
тической прибыли от запланированной, даже если менеджеры строго кон­
тролируют общий обьем продаж.
Управляющие стремятся максимизировать реализацию всей продукции.
Однако им следует периодически сверяться с лимитами ресурсов.
Дополнительные производственные мощности могут оказаться беспо­
лезными. При решении вопроса о выпуске продукции необязательно от­
давать предпочтение более рентабельной (подробно будет рассмотрено в
гл. 9). Допустим, компания может изготовить за каждый час 10 единиц
продукции А вместо 1 единицы В. Тоща часовой маржинальный доход
составит 10 дол. (1дол. х 10) вместо 7 дол. при производстве высокодо­
ходной продукции В (7 дол. X 1).
В заключение отметим, что при анализе поведения прибыли, затрат
и объема нужно быть осторожным, так как не всегда соблюдаются пер­
воначальные допуски. Как только меняются условия, может измениться
критическая точка и предполагаемая прибыль.


3.7. Влияние налога на прибыль

Когда мы предполагаем в примере со значками, что Элиза получает
прибыль, отчет о финансовых результатах принимает следующий ввд:

Статьи Сумма, дал.
818
Выручка (909 ед. х 0,9 дол.)
454
Переменные расходы (909 х 0»5 дол.)
Маржинальный доход 364 j
200
Постоянные расходы
164
Чистая прибыль

Допустим, что мы хотим узнать, сколько значков нужно продать, что­
бы поитучить 164 дол. прибыли после налогообложения. Налоговая ставка
составляет 30%. Возьмем исходные уравнения:
Выручка - Переменные расходы - Постоянные расходы -
- Заданная прибыль до начала налогообложения

Введем налог на прибыль:
Пусть у - заданная прибыль перед налогообложением,
t - налоговая ставка (0,30),
г - заданная прибыль после налогообложения.
58 CVP-АНАЛИЗ

Тоща
z - у - ty
z - у (1 - t)
_ Заданная прибыль после налогосбложения
1 ˜ 0,30 1 - налоговая ставка
Уравнение примет вцд:
лл лг -1ЛЛ Заданная прибыль после налогообложения
0,9х - 0,5х - 200 -f^
1 - налоговая ставка
0,9х - 04х - 200 - у 4 ^
0,9х - 0,5х - 200 - 234
0,4х - 434
X - 1085 единиц

Выручка, 1085 х 0,90 дол. 976,5
Переменные расходы 1085 х 0,50 дол. 542.5
Маржинальный доход 434
Постоянные расходы 2Ш
Чистая прибыль до налогообложения 234
Налог на прибыль 30% от 234 дол. 70.2
Чистая прибыль после налогообложения 163,8, или 164

Допустим теперь, что мы хотим получить не 164 дал., а 234 дол. при­
были после налогообложения. Необходимый обьем изменится с 1085 до
1335 единиц:
234
0,9х - 0.5х - 200 - ^^
1 - 0,3
0,4х - 200 - 334
0,40х - 534
X " 1335 единиц

Ускорить расчет влияния налога можно, использовав формулу:
Изменение изменение маржинальный (1 ˜ налоговая
прибыли после ^;::^ количества ^ доход X ставка)
налогообложения проданных на единицу
единиц

В нашем примере:

изменение прибыли - (1335 - 1085) х 0,40 х 0,70
"ОСле « 250 X 0,40 х 0,70
налогообложения _^
70 дол.
Короче говоря, каждая единица, проданная сверх критической точки,
добавляет чистой прибыли в удельный маржинальный доход, умноженный
на (1 минус ставка налога на прибыль).
СУР-АНАЛИЗ 59

В течение всего нашего расчета критическая точка не меняется, так
как налог не взимается с прибыли, равной нулю.
Измерение объема. В наших примерах до сих пор мы измеряли объем
продаж в натуральных единицах. Однако этот показатель может быть вы­
числен по-разному. Например, деяггельность бодьницы измеряется в кой-
ко-днях, преподавателя вуза ˜ в академических часах и др.
Более того, в разных отраслях критическая точка показывается в раз­
ных формах. Например, в обращении к акционерам компании Chark
airlines говорится, что критическая точка изменилась с 52 до 50%. Речь
идет о количестве занятых посадочных мест в самолете.


3,8. Все данные в долларах

Чаще всего объемные показатели выражаются в денежном из­
мерении, так как большинство предприятий выпускают разнородную
продукцию.
Анализ соотношения прибыли, затрат и объема продаж можно прове­
сти, используя как натуральный, так и денежный измеритель. Допустим,
финансовый отчет Ramirer Company имеет следующий вид:

Сумма, дол.
Статья Даля,%

Выручка 120000 100
Переменные расходы 48QQ0 ^
Маржиналы1ый доход 72000 jQ
Постоянные расходы ШШ
Чистая прибыль 12Q0Q


Взаимосвязи в долларах могут быть выражены так:
., , о,. Маржинальный доход ^^„,
Уровень (или %) маржинального дохода - —*^—jr 60%.

Уровень переменных расхсдов - ^^^*^^ ^"^ ^^ - 40%.

Методика подсчета критической точки с использованием данных фор­
мул:
Пусть X - объем продаж для критической точки

X - уровень переменных постоянные , чистая
расходов X X расходы прибыль

X - 0.40Х - 60000 - О
X - 0.40Х - 60000
0.60Х - 60000 доа.
60 CVP-АНАЛИЗ^

X- ^ ^ - 100000 дол.

или
^ постоянные расходы 60000 дол. ,ллллл
Критическая точка ^—=^ г. .,Г^ - 100000 дол.
уровень маржиналыюго дохода 0,60
Допустим, мы хотим получить прибыль до налогообложения в размере
20% объема продаж. Какую выручку слецует обеспечить?
Пусть X равно выручке
Выручка — Переменные Постоянные Заданная
расходы расходы прибыль

X - 0,4Х - 60000 - 0,2Х
0.6Х - 60000 - 0.2Х
0,4Х - 60000
X - 150000 дол.

Такой же результат мы получим, используя следующую формулу:
^^ , , постоянные расходы + заданная прибыль
Объем продаж в долларах (выручка)
*^ К-- KJ уровень маржинального дохода
60000 -f 0.20Х
0,60
0,60 X - 60 000 + 0.20 X
0,40 X - 60 000 дол.
X - 150 000 дол.



3.9. Неприбыльные учреждения и CVR-анализ

В неприбыльных организациях может применяться CVR-анализ. Ана­
лиз соотношения затрат, выручки и обьема помогает опекунам и адми­
нистраторам понять возможные экономические последствия своих
решений.
Некоторые учреждения используют CVR-анализ для планирования. На
рис. 3.8 показаны плановые доходы и расходы колледжа. Большинство за­
трат постоянны в течение короткого периода времени, например расходы
на содержание педагогического персонала. Доход в этих учреждениях мо­
жет быть двух видов - переменный и постоянный. Например, плата за
обучение изменяется в зависимости от числа студентов, тоща как дотации
и благотворительные взносы не зависят от приема новых студентов. На
рис. 3.8 показано, что колледж, имеет критическую точку при 2300 сту­
дентах.
CVP-АНАЛИЗ 61



млн.дол.
Общая выручка
34

Прирост ^^У^
32
Критическая
точка
30 Переменные затраты
•^^ Общие
' затраты
28

Потери
26 Постоянные затраты

1 л 1 ./
1 1
2100 2200 2300 2400 2500

Объем - число зарегистрированных студентов.


Рис 3.& Доходы и расходы колледжа

Рис.3.9 демонстрирует эффект от повышения расходов на 200000 дол.
Критическая точка повысилась до 2350 студентов.


МЛН.Д0Л.


Общая выручка /
34
Новая
критическая
32 Y
h точка \
Новая линия
30 1 общих издержек
-^^^^ Общие
^ 11 затраты
28


26
..<- 1 1 III 1 (
2100 2200 2300 2400 2500

Объем - число зарегистрированных студентов.



Рис 3.9. Эффект от повышения затрат

Допустим, что плата за одного студента повысилась. Если все другие
расходы и доходы не изменились, то, как показывает рис.3.10, критиче­
ская точка снизилась до 2150 студентов.
62 CVP-АНАЛИЗ



МЛН.ДОЛ,
Новая линия выручки
34
Общая выручка^^'^




2100 2200 2300 2400 2500

Взято из: Turk F, А Tool for Planning and Decision Making,
Management Focus, March-April 1980, pp. 10-12.



Рис зло. Эффект or повышения плапы

Модель CVR может быть использована для многих потенциальных ре­
шений, таких, как ходатайство о ежегодных благотворительных взносах.
Если есть несколько возможных обстоятельств, то они должны быть про­
анализированы одновременно. Плановая модель основывается на предпо­
ложении о том, каким образом ведут себя переменный доход и издержки
в зависимости от изменений в объеме студентов или программ.
Рассмотрим еще один пример. Предположим, агентство по социальному
благосостоянию имеет государственные бюджетные ассигнования на 19_1г.
в j»3Mepe 900000 доя. Главная цель агентства -- помочь людям, находя­
щимся в тяжелом положении, которые не способны иметь работу. В сред­
нем агентство добавляет к другим доходам гражданина 5000 дол.
ежегодно. Постоянные расходы агентства равны 270 000 дол. Других рас­
ходов нет. Менеджер агентства хочет знать, как много людей они могли
бы обслужить в 19_1 г.:
Пусть X - число людей;
Доход - Переменные затраты - Постоянные затраты - О
900000 - 5000 X X - 270000дол.- О
5000 X - 900000 дол. - 270000 дол.
X - 630000 дол. : 5000 дол.
Х - 126

Предположим, менеджер обеспокоен тем, что общий бюджет для 19_1г.
будет снижен на 15% и составит 0,85 ^ 900000 дол.. Управляющий хочет
знать, сколько необеспеченных лходей получат помощь. Предположим ту
же самую сумму помоищ на человека:
CVP-АНАЛИЗ tt

765000 дш. - 5000X - 270000 доп. - О
5000Х - 765000 доя. - 270000 дол.
X - 495000 дол. : 5000 дол.
X - 99

Заметьте две характерные особенности соотношения CVR-анализа.
1. Процентное снижение обслуживания составляет (126-99) : 126, или
21,4%, и оно выше, чем 15%-ное снижение бюджета.
2. Если соотношение перенести на график, то сумма дохода изобра­
зится прямойгоризонтальнойлинией - 765000 дал. Менеджер может при­
способиться к сложившимся условиям, действуя в одном или нескольких
основных направлениях: а) снизить уровень обьема деятельности (как
рассчитано выше); б) изменить переменные или общие постоянные из­
держки.


ЗЛО. CVP-модель, персональный компьютер,
анализ ситуаций

CVP-модель широко используется как плановая. Более того, расшире­
ние применения персональных компьютеров привело к использованию
CVP-модели в различных организациях и ситуациях. Менеджеры прове­
ряют свои планы на компьютерах, исследуют комбинации, подобранные
из изменений в продажной цене, удельных переменных издержек, посто­
янных издержек, желаемой прибыли.
Как показывает предыдущий раздел, компьютеризированные CVP-мо­
дели используются для планирования и в неприбыльных организациях.
В этой главе допускается, что переменные и постоянные издержки мо­
гут быть точно установлены. В реальном мире это сделать трудно. По­
ясняем: дополнительные издержки за прогон машины на 5 миль до
склада относительно малы. В этом примере владелец машины считает
почти все издержки на машину постоянными. С другой стороны, так как
время удлиняется и обьем пройденных миль увеличивается, то все больше
и больше издержек (таких, как шины), которые рассматривались как по­
стоянные в очень короткий период времени, стали переменными в дол­
госрочном периоде.
Лорд Кейнс однажды сказал, что в конце концов мы все умрем. По­
хоже, многие менеджеры полагают, что в конце концов все издержки яв­
ляются переменными. Однако во многих краткосрочных ситуациях
предполагается, что все издержки постоянны. Если бухгалтеры и управ-
ляюище смогут определить релевантный период, то выявление различий
между переменными и постоянными издержками принесет нема­
лую пользу.
64 CVP-АНАЛИЗ


Резюме

CVP-анализ приносит существенную помощь в принятии управленче­
ских решений по установлению каналов распределения, заключению до­
говоров, определению расходов по продвижению товаров на рышсе и при

<<

стр. 2
(всего 15)

СОДЕРЖАНИЕ

>>