<<

стр. 13
(всего 31)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Представьте себе, что вы заходите в магазин и заказываете одежду, изготовляемую на

372
фабрике точно по вашему размеру и желанию. Этот "пошив по заказу" можно рассматривать как
распространение системы JIТ на связи между продавцами розничной торговли и производителями.
В виде быстрого реагирования розничные торговцы могут послать свою информацию о точке
заказа непосредственно на фабрику для минимизации времени ожидания. Готовая одежда
поступает затем к покупателю по обычному каналу розничной торговли. Корпорация
производителей повседневной одежды Custom Clothing Technology Corporation (CCTC) производит
джинсы для женщин по доступным ценам. Концепция "пошив по заказу" способствует снижению
себестоимости продукции на 30%. Она также уменьшает материальные запасы и снижает цены.
ССТС была создана в Сунг-Парке, где впервые поняли, что женщины готовы платить 48 долларов
за джинсы, которые будут им как раз в пору.
В магазинах, заключивших контракт со службой JIТ фирмы ССТС, с помощью компьютера
подбирается модель джинсов и снимается мерка. Выкройка джинсов делается в Вермонте, пошив
— в Техасе, и готовое изделие доставляется через две недели. Емкость рынка женских джинсов
оценивается в 2 миллиарда долларов, поэтому в Сунг-Парке считают, что это самый большой
рынок, на котором можно испытать систему JIТ при пошиве джинсов.
Вопросы
1. Если вы обычный розничный торговец джинсов, стали бы вы заниматься этим новым
направлением?
2. Как вы считаете, будут ли покупатели ждать две недели до получения товара?
3. За счет чего поддерживает свою конкурентоспособность фирма ССТС в этом секторе
рынка услуг, если срок поставки составляет две недели?
4. Обсудите, по каким другим стратегическим направлениям конкурирует ССТС.
5. Как можно использовать концепции JIТ для улучшения обслуживания потребителей и
повышения гибкости в других отраслях промышленности? Выберите одну из приведенных ниже
областей и проведите "мозговую атаку", чтобы принять решение о применении системы JIТ в
вашей отрасли: здравоохранение, бакалейно-гастрономические магазины, тренировки в спорте или
домашний ремонт и обслуживание.
6. Еще один пример применения метода быстрого реагирования пошива одежды — это
фирма Second Skin Swimwear в Нос-Палм-Бич, в штате Флорида. Фирма производит 10 тысяч
купальных костюмов ежегодно, используя систему для сканирования тела, чтобы избежать
затруднений в торговле купальными костюмами. Поставки осуществляются в течение двух—трех
недель. Какие другие виды одежды или стили будут конкурентоспособными при продажах с
использованием системы "точно в срок"?
7. Какие дополнительные улучшения могут получить розничные торговцы при
использовании новых систем? Обсудите проблемы материальных запасов конца сезона, размер
отдела магазина или размер места для розничной торговли, а также содержание отчета о
материальных запасах и определение цикла.
8. Как должны организационные структуры изменить свою стратегию для поддержки
организации производства с применением системы JIТ при пошиве одежды?
Источник. Martha E. Manglesdorf, "Quick-Response Apparel", Inc., November 1993, p. 35.


Ситуация для анализа № 2
Рабочие контракты в фирме Toyota

Хотя В ЯПОНИИ практика пожизненного найма была нормой для определенной части
рабочих, спад в экономике привел к тому, что некоторые корпорации теперь не в состоянии
придерживаться этой системы. Чтобы избежать заключения дорогостоящих для компаний
контрактов пожизненного найма и в то же время предотвратить увольнения, компании, среди
которых лидирует Toyota Motor Corporation, выделили новую категорию временных рабочих (это
было реализовано только в самой Японии).
Временные работники имеют ограничение на число одногодичных контрактов. Таким
работникам, как, например, разработчикам автомобилей, не предлагают схему пожизненного
найма. Компания будет платить таким работникам жалованье в зависимости от вклада каждого,
отменив старую систему оплаты, которая зависела от выслуги (от количества проработанных лет в
данной компании) и от результатов работы всей компании в целом.
Придерживаясь формулы фирмы Toyota: "Поскольку экономическая ситуация радикально

373
изменилась ... стало ясно, что старая жесткая организационная структура теперь мешает
экономическому развитию компании", — президент Toyota Татцуро Тойода планирует постепенно
увеличить количество служащих-контрактников на своих предприятиях в Японии. Другие
организации следуют примеру фирмы Toyota. Количество "белых воротничков", работающих по
контракту, увеличится, но его легче ограничить, чем количество служащих, работающих по
системе пожизненного найма.
Количество работников-контрактников как среди "голубых воротничков", так и среди
"белых воротничков", увеличилось с 14% в 1989 году до 19% в 1993 году. Такие временные
работники могут стать своего рода "предохранительным клапаном" в современных условиях
циклически развивающейся экономики. По словам исполнительного директора одной из ведущих
японских фирм: "Следует основательно пересмотреть систему пожизненного найма" в Японии.

Вопросы

1. Объясните, почему японцы меняют свою систему найма рабочей силы?
2. Каковы преимущества и недостатки новой системы найма рабочей силы?
3. Попытаются ли японцы применить американскую систему найма рабочей силы и методы
оценки результатов труда?
4. Применима ли прежняя Японская система пожизненного найма для компаний США?
Почему?
Источник. Michael Williams, "Toyota Creates Work Contracts Challenging Lifetime-Job
System", The Wall Street Journal, January 24, 1994, p. A8.


Ситуация для анализа № 3
Компания Quality Parts

Компания Quality Parts — поставщик комплектующих для производителя компьютеров,
завод которого расположен в нескольких милях от данной компании. Компания на поточной
линии производит комплектующие двух различных моделей, объем производства которых может
изменяться от 100 до 300 единиц.
Производственный поток моделей X и Y показан на рис. 8.11.
Еще одна модель Z на первой стадии обрабатывается на фрезерном станке, после чего она
проходит те же стадии обработки, что детали X и К На тележке одновременно помещается только
20 комплектующих. Приблизительное время обработки одной единицы на каждой операции и
время наладки оборудования на этой операции показаны в табл. 8.3.
Потребность компьютерной фирмы в данных комплектующих составляет от 125 до 175
штук в месяц, причем она распределена поровну между деталями X, Y и Z. Для обеспечения
устойчивости производства на промежуточной сборке в начале месяца создается материальный
запас. Расходы на сырье и приобретаемые детали для сборки составляют 40% от
производственных расходов на одну комплектующую. Все детали поступают от 80 поставщиков и
поставляются произвольно в разное время. (Готовое изделие состоит из 40 различных деталей.)
Нормы отходов на каждой операции составляют около 10%, материальный запас
пополняется дважды в год, оплата работникам проводится по дневной ставке, текучесть рабочей
силы — 25% в год и чистая прибыль от операций составляет стабильно 5% в год. Ремонтные
работы проводятся по необходимости.
Менеджер Quality Parts рассматривает возможность установить автоматизированную
систему обработки заказов, чтобы контролировать материальные запасы — "чтобы тележки были
всегда заполнены". (Он считает, что два дня, потраченные на обеспечение фронта работ,
стимулируют рабочего трудиться с высокой производительностью.) Он также планирует
дополнительно привлечь трех инспекторов для контроля за качеством. В дальнейшем он думает
установить регенерирующую линию для ускорения ремонта. Несмотря на удовлетворенность
высоким коэффициентом использования оборудования и рабочей силы, менеджер Quality Parts
озабочен временем простоя фрезерного станка. И наконец, он обратился в производственно-
конструкторский отдел с просьбой переместить слишком высоко расположенные полки для
хранения деталей, которые поступают с обрабатывающего центра 4.


374
Таблица 8.3. Продолжительность операций и наладки

Номер операции и Продолжительность Продолжительность наладки, в
наименование операции, в минутах минутах

Фрезерование для модели Z 20 60
1. Обработка на токарном
50 30
станке
2. Модель 14, сверление 15 5
3. Модель 14, сверление 40 5
4. Сборка, стадия 1 50
Сборка, стадия 2 45
Сборка, стадия 3 50
5. Контроль 30
6. Покраска 30 20
7. Сушка 50
8. Упаковка 5

Вопросы

1. Какие изменения, предлагаемые менеджером Quality Parts, противоречат философии JIТ?
2. Основываясь на концепции JIТ, дайте рекомендации для улучшений в составлении
производственного графика, планировании размещения оборудования, использовании принципов
"канбан", групповом решение задач и создании материальных запасов. Используйте по
возможности количественные данные, приняв необходимые допущения.
3. Оцените влияние "вытягивающей" системы на качество продукции при использовании в
существующей системе организации производства в Quality Parts.
4. Составьте план внедрения системы JIТ в компании Quality Parts.




375
Рис. 8.11. Схема поточной линии


Материал для дискуссии

Система "точно в срок": Действительно пи она хороша для автомобильной
промышленности?
Детройт: забастовка канадских рабочих автомобильной промышленности сказалась и на
корпорации General Motors (GM) , когда в понедельник на двух заводах комплектующих изделий в
США были временно уволены 1850 рабочих.
"Мы знали, что рано или поздно забастовка затронет и нас, — заявил Чак Журавски,
президент профсоюзной организации рабочих автомобильной промышленности, представляющий
рабочих на заводе в Ипсиланти, штат Мичиган. — Я уже говорил, что для забастовки не
существует границ".
Американских рабочих отправили по домам, так как отпала необходимость в
комплектующих, которые они делали для канадских заводов. На заводе Willow Run (Западный
Детройт), где работает г-н Журавски, временно уволили 800 из 4000 рабочих. На заводе по
производству силовых передач корпорации GM в Тонаванде, штат Нью-Йорк, временно уволили
1050 человек из 5500 рабочих. Нью-йоркские рабочие делали шестицилиндровые двигатели для
Chevrolet Luminas и Monte Carlos, собираемых на заводе GM в Ошаве, провинция Онтарио. Willow
Run делает трансмиссии для канадского завода транспортных средств.
Представитель GM Том Клипстин заявил, что вплоть до следующей недели он не ожидает

376
какого-либо влияния забастовки на главные сборочные заводы.
Дэвид Андреа, аналитик Roney & Со. из центрального офиса в Детройте, сказал, что GM
почти ежедневно будет сообщать о временно уволенных, если забастовка будет продолжаться
еще.
"Она начинается медленно, а затем будет нарастать, — заявил он. — Забастовка показывает,
насколько важна вся цепочка".
Все началось в среду с забастовки 15 тысяч рабочих автомобильной промышленности в
Ошаве, провинция Онтарио, и в Св. Терезе, провинция Квебек, и к воскресенью достигла завода в
Св. Катарине, штат Онтарио, где забастовало 5300 рабочих.
Источник. The Associated Press, The Herald — Times, October 8, 1996.

В статьях, подобных этой, часто приводятся примеры проблем, которые возникают
при применении системы JIТ в автомобильной промышленности. Кто выиграл от этой
забастовки? Профсоюз? General Motors? Потребители?

Подготовьте следующие вопросы для обсуждения концепции JIТ

1. Подробно опишите, почему забастовка на канадском заводе вызвала остановку
заводов в США, выпускающих двигатели и трансмиссии.
2. Почему главные сборочные заводы не ожидали влияния забастовки вплоть до
следующей недели?
3. Как вы считаете, какие заводы остановятся в результате забастовки?
4. Что необходимо предпринять для предотвращения массовых остановок,
аналогичных тем, что описаны в статье?


Основная библиография

A. Ansari and В. Modarres, Just in Time Purchasing (New York: Free Press, 1990), p.
105-106.
Joseph D. Blackburn, Time-Based Competition (Homewood, IL: Business One Irwin,
1991).
Joseph J. Fucini and Suzy Fucini, Working for the Japanese (New York: Free Press, 1990).
Larry C. Giunipero, "Motivating and Monitoring JIT Supplier Performance", Journal of
Purchasing and Material Management, Winter 1990, p. 19-24.
Robert Hall, Attaining Manufacturing Excellence (Homewood, IL: Dow Jones-Irwin,
1987).
Robert Hall, Zero Inventories (Homewood, IL: Dow Jones-Irwin, 1983).
Yasuhiro Monden, Toyota Production System. Practical Approach to Production
Management (Atlanta, GA: Industrial Engineering and Management Press, 1983).
Yasuhiro Monden, The Toyota Management System. Linking the Seven Key Functional
Areas (Cambridge, MA: Productivity Press, 1993).
Taiichi Ohno, Toyota Production System: Beyond Large -Scale Production (Cambridge,
MA: Productivity Press, 1988).
Taiichi Ohno and Setsuo Mito, Just-in-Time for Today and Tomorrow (Cambridge, MA:
Productivity Press, 1988).
Richard J. Schonberger, Building a Chain of Customers: Linking Business Functions to
Create a World-Class Company (New York: Free Press, 1989).
Richard J. Schonberger, Japanese Manufacturing Techniques (New York: Free Press,
1982).
Richard J. Schonberger, World-Class Manufacturing: The Lessons of Simplicity Applied
(New York: Free Press, 1989).
Richard J.Schonberger, World Class Manufacturing: The Next Decade: Building Power,

377
Strength, and Value (New York: Free Press, 1996).
G. Sewell, "Management Information Systems for JIT Production", Omega, May 1990, p.
481-503.
Shigeo Shingo, A Revolution in Manufacturing: The SMED System (Tokyo: Japan
Management Association, 1983).
Shigeo Shingo, A Study of the Toyota Production System from an Industrial Engineering
Viewpoint (Cambridge, MA: Productivity Press, 1989).
Kiyoshi Suzaki, The New Manufacturing Challenge: Techniques For Continuous
Improvement (New York: Free Press, 1987).
Kenneth A.Wantuck, The Japanese Approach to Productivity (Southfield, MI: Bendix
Corporation, 1983).
Richard E. White, "An Empirical Assessment of JIT in U.S. Manufactures", Production
and Inventory Management Journal, Second quarter 1993.
James P. Womack, K. N. Jones and D. Roos, The Machine That Changed the World (New
York: R. A. Rawston Associates, 1990).
Paul H. Zipkin, "Does Manufacturing Need a JIT Revolution?", Harvard Business Review,
January—February 1991, p. 40-50.




378
ГЛАВА 9 Размещение производственных и сервисных
объектов

В этой главе...

Критерии размещения производственных объектов
Методы размещения промышленных предприятий
Размещение объектов сервиса
Резюме

Ключевые термины

Аналитическая модель Дельфи (Analytic Delphi model) Метод "центра тяжести"
(Center of gravity method) Регрессионная модель (Regression model) "Фактор-рейтинговые"
системы (Factor-rating systems) Эвристический метод Ардалана (Ardalan Heuristic Method)

Ресурсы WWW

Toyota (http: //www. toyota. com) Toys "Я" Us (http://www.tru.com)



Во время Второй мировой войны Джордж Тейлор сражался в рядах морской пехоты
США против Японии, о чем он не любит вспоминать. Однако Дж. Тейлор, став мэром
Принстона, штат Индиана, с облегчением сбросил груз тяжелых воспоминаний, когда
фирма Toyota объявила о строительстве завода стоимостью 700 миллионов долларов по
производству грузовых пикапов в этом городе, переживающем экономические трудности.
"Я изменил свое мнение о японцах, — говорит г-н Тейлор. — Я вижу, что они пришли к
нам, чтобы дать американцам хорошую работу, в то время как американские компании
закрывают свои предприятия и переводят их в другие страны с низким уровнем
заработной платы". В знак признательности г-н Тейлор сразу поменял свой Khrysler 1987
года выпуска на новый Camry sedan, который Toyota собирает на своем заводе в
Джорджтауне, штат Кентукки, недалеко от автострады 1-64.
Следовало бы переименовать автостраду 1-64 в Toyota-шоссе. На 500 миль
протянулась от Западной Вирджинии к Сент-Луису, штат Миссури, мимо Джорджтауна и
Принстона, автомагистраль, вдоль которой расположены заводы Toyota. Мировой
производитель автомобилей № 3 после компаний General Motors и Ford фирма Toyota
незаметно становится самым быстро растущим американским производителем
автомобилей. Среди богатых кукурузой, пшеницей и соевыми бобами полей Toyota строит
могущественную промышленную империю в самом центре Америки с автомагистралью 1-
64 и с общими инвестициями в Северной Америке на сумму в 8 миллиардов долларов.
В 2000 году, как надеется Toyota, общественность будет рассматривать компанию в
качестве четвертого члена Большой Тройки производителей автомобилей, хотя пока
Детройт не горит желанием приглашать в свою семью еще кого-либо.
Toyota устанавливает новый конвейер по сборке мини-автофургонов на заводе в
Джорджтауне (стоимость завода 3,4 миллиарда долларов), где сейчас производят модели
Camrys и Avalons, и утраивает выпуск продукции в своем филиале в Сент-Луисе на базе
Bodin Aluminum, где производят комплектующие для двигателей. Следующим на очереди
будет строительство завода двигателей в Буффало, штат Западная Вирджиния,
стоимостью в 400 миллионов долларов, и завода по выпуску грузового пикапа Т100 в

379
Принстоне, штат Индиана. Toyota наращивает и другие производственные мощности,
например на заводе по выпуску модели Corolla в Кембридже, штат Онтарио. Она
построила здание технического центра в Эн-Арбор, штат Мичиган, а также ввела в
эксплуатацию самый большой в мире испытательный полигон, площадью 12 тысяч акров,
недалеко от Феникса, штат Аризона.
http://www.toyota.com Источник. John Greenwald, "Toyota road USA", Time, October
7, 1996 © 1996 Time Inc. Напечатано с разрешения.

Где следует расположить завод или предприятие, оказывающее услуги? Этот вопрос
стал главным в стратегии производственных и сервисных фирм, особенно в нынешний век
глобальных рынков и глобального производства. Кардинальные изменения в торговых
соглашениях в Северной Америке и Европе превратили мир в настоящую "глобальную
деревню" и предоставили компаниям большую гибкость при выборе их местонахождения.
Однако на практике вопрос размещения предприятия тесно связан с двумя
конкурентными требованиями.
1. Необходимость размещения производства вблизи потребителя, что обусловлено
конкуренцией за выигрыш времени (time-based competition), торговыми соглашениями и
транспортными расходами.
2. Необходимость размещения производства возле дешевой и
высококвалифицированной рабочей силы.
В этой главе обсуждаются эти и другие вопросы размещения производственных
мощностей. Приводимые ниже примеры относятся к разным отраслям промышленности с
глобальной перспективой. В этой же главе представлены типичные методы, применяемые
при анализе размещения производственных мощностей и два практических примера
принятия решения о размещении объектов за рубежом.

Критерии размещения производственных объектов

Размещение производственных объектов является общей проблемой как для новых,
так и для уже существующих производств, причем в достижении успеха решающую роль
играет планирование. Например, фирма ЗМ перевела существенную часть своей
корпоративной деятельности, включая проведение научных исследований, в Остин, штат
Техас, где более умеренный климат. Фирма Toys "Я" Us открыла представительство в
Японии, в рамках реализации своей глобальной стратегии. Фирма Disney выбрала для
своего "Европейского Диснейленда" столицу Франции Париж. При размещении
производственных и сервисных объектов компании руководствуются различными
критериями, определяемыми требованиями конкуренции. Эти критерии, влияющие на
выбор места расположения производственных предприятий и товарных складов,
рассматриваются ниже.
Близость к потребителям. Близость к рынку приобрела особое значение из-за
возросшей ответственности перед потребителем. Именно эта близость позволяет быстро
поставлять товары. Кроме того, близкое расположение производства и потребления
гарантирует, что интересы потребителей будут быстрее учтены при создании новых видов
товаров. Основой для принятия решений по этому критерию служат данные о характере
населения.
Деловой климат. Благоприятный для фирмы деловой климат может включать
сопоставимую по масштабу предпринимательскую деятельность, присутствие компаний,
работающих в той же отрасли, а в случае зарубежного размещения — присутствие других
иностранных компаний. Кроме того, успех определяется наличием надлежащего
законодательства в сфере бизнеса, поддержкой предпринимательской деятельности
местными органами управления, предоставление субсидий, налоговых льгот и т.д. (врезка
"Основа качественного бизнеса в Европе").

380
Фирма Archer Daniels Midland (AMD) — крупный производитель
сельскохозяйственной продукции. Предприятие AMD Eurooport в Роттердаме,
Нидерланды, является самым большим в мире элеватором (предприятием по обработке,
хранению и отгрузке зерна), откуда зерно можно перевозить автомобильным,
железнодорожным, речным и морским транспортом.
Общие издержки. Цель размещения состоит в выборе места с самыми низкими
общими издержками. В них включают региональные издержки и внутренние и внешние
издержки распределения. Региональные затраты состоят из стоимости земли, сооружений,
оплаты рабочей силы, налогов и энергетических затрат. К тому же существуют скрытые
издержки, трудно поддающиеся учету. К ним относятся:
• чрезмерное перемещение материальных ресурсов между различными
посредниками до конечного потребителя и
• ослабление ответной реакции потребителя из-за удаленного местонахождения
рынка потребления.
Инфраструктура. Жизненно необходимо наличие разветвленной транспортной
системы (автомобильного, железнодорожного, морского и авиационного транспорта), а
также обеспечение потребностей в электроэнергии и телекоммуникациях. Готовность
местного руководства инвестировать в современную инфраструктуру также может
стимулировать выбор конкретного места расположения производства.

Качество профессиональной подготовки рабочей силы

Образовательный и профессиональный уровни местных работников должны
соответствовать требованиям компаний, причем даже еще важнее готовность и
способность к обучению.
Поставщики. Наличие высокопрофессиональной и конкурентоспособной сети
поставщиков — одно из условий размещения. Близость предприятий главных
поставщиков также позволяет использовать методы организации производства с неполной
загрузкой производственной мощности.
Местонахождение других объектов компании. Расположение других предприятий
или центров распределения этой же компании может повлиять на выбор местоположения
нового отделения компании. В этом контексте ассортимент и объем выпускаемой
продукции тесно связаны с решением о размещении.
Зоны свободной торговли. Зоны иностранной торговли внутри страны, называемые
зонами свободной торговли, — это обычно закрытые регионы (находящиеся под
надзором таможенной службы), в которых товары иностранного производства продаются
381
без обычных таможенных формальностей. В настоящее время в США существует около
170 зон свободной торговли. Такие специальные зоны существуют и в других странах. В
зонах свободной торговли предприниматели могут использовать импортные
комплектующие в готовых изделиях и получать отсрочку по выплате таможенных сборов
до момента доставки изготовленной продукции в страну-потребитель.
Политический риск. Быстро меняющиеся геополитические обстоятельства во
многих странах предоставляют новые возможности. Но затянувшееся проведение реформ,
наблюдающееся во многих странах, чрезвычайно затрудняет принятие решения в пользу
размещения в этих регионах. На решение о размещении влияет политический риск как в
стране размещения, так и в стране-доноре.
Государственные барьеры. В настоящее время во многих странах законодательно
сняты барьеры на вход в отрасль и на размещение производств. Но, вместе с тем, при
планировании размещения следует учитывать многие неюридические и культурные
барьеры (врезка "Фирма Toys "Я" Us в Японии").
Торговые союзы. С ратификацией Соглашения о свободной торговле в Северной
Америке (NAFTA) стало еще на один торговый союз больше. Такие соглашения влияют
на решения о размещении как в странах, подписавших это соглашение, так и за их
пределами. Фирмы обычно размещают или переразмещают свои подразделения в
пределах стран этого союза, чтобы воспользоваться преимуществами новых рынков или
более низкими общими издержками, которые стали возможны благодаря данному
торговому соглашению. Другие компании (не вошедшие в данный союз) принимают
решение о своем размещении в странах — членах союза с учетом необходимости
конкурировать на новом рынке. В качестве примеров можно привести размещение
различных японских предприятий автомобильной промышленности в Европе до 1992
года, а также приход в Мексику многих коммуникационных компаний и компаний,
оказывающих финансовые услуги, после подписания соглашения NAFTA.

Основа качественного бизнеса в Европе

За последние 25 лет Ирландия превратилась из преимущественно аграрной страны в одну из
высокоразвитых промышленных стран Европы. Сегодня Ирландия имеет активное торговое
сальдо свыше 1,7 миллиарда ирландских фунтов (что эквивалентно 7% ВНП), итоговый
платежный баланс с активным сальдо в 2% от ВНП и темп роста ВНП выше среднего.
Последовательная государственная политика по отношению к развитию промышленности
также стала одной из главных причин экономического роста. Промышленная политика включает
определенные стимулы и программы, поддержку инфраструктуры и более широкие
экономические меры. Уровень налога на оборот корпораций — 10% (неизменность его
гарантирована до 2010 года) благоприятен для промышленных и международных торговых
компаний. Благоприятный инвестиционный климат привлекает многие компании из различных
отраслей, включая информационные технологии, машиностроение, здравоохранение и
фармацевтическую промышленность, потребительские товары, финансовые и маркетинговые
услуги.
Для зарубежных фирм также очень важно, что в Ирландии существует сильная, умелая,
конкурентоспособная сеть местных поставщиков. Это обеспечивает не только доступность и
высокое качество комплектующих, но и установление долговременных партнерских
взаимоотношений. Например, иностранные компании, функционирующие в Ирландии, ежегодно
тратят около 1,3 миллиарда ирландских фунтов на сырье, комплектующие и узлы, которые им
поставляют местные поставщики, работающие в сфере электроники, машиностроения, пищевой
промышленности и здравоохранения. Дополнительным преимуществом является отлично
подготовленная профессиональная рабочая сила.
И, конечно же, еще одно преимущество заключается в членстве Ирландии в Европейском
Экономическом Сообществе.


Некоторые зарубежные компании в Ирландии

382
Из дальневосточного
Из США Из Европы
региона
Apple Brother Braun
Claris Daiwa Bank Cadbury-Schweppes
Chase Bank Fujitsu Deutsche Bank
Dell Goldstar Ericsson
Digital Equipment Hitachi Moulinex
Fruit of the Loom Mitsubishi Trust Nestlu
IBM Mitsumi Phillips
Intel NEC Sandoz
Merck Saehan Media Siemens
Microsoft Sumitomo Bank Unilever
Pratt & Whitney Yamanouchi
Thermoking

Источник. IDA Ireland advertisement, Site Selection, June 1993, p. 643.

Экологические требования. При принятии решения о размещении следует учитывать
воздействие некоторых отраслей промышленности на окружающую среду. Помимо
ощутимых финансовых последствий, это влияет на взаимоотношения с местным
населением.
Страна-потребитель. Заинтересованность страны-потребителя в размещении
иностранного предприятия на ее территории является неотъемлемой частью
рассматриваемого процесса. При этом существенное значение имеет также
образовательный уровень местного населения и качество жизни.

Фирма Toys "Я" Us в Японии

http://www.tru.com

20 декабря 1991 года фирма Toys "Я" Us — самый крупный в мире розничный продавец
игрушек, открыла свой первый розничный магазин в Японии. Сейчас это можно назвать историей
американского успеха в Японии, но ему предшествовала тяжелая дорога длиною в два года. Перед
тем как предпринять попытку проникнуть на рынок Японии, эта фирма имела уже свои филиалы в
Канаде, Великобритании, Германии, Франции, Сингапуре, Гонконге, Малайзии и Тайване.
В январе 1990 года Toys "Я" Us формально обратилась за разрешением открыть свой первый
большой магазин игрушек в Ниигата, Япония. Это заставило местных розничных торговцев
игрушками заявить о своем несогласии с открытием магазина, ссылаясь на положения Закона о
больших розничных магазинах. Затем они организовали лоббистскую группу для противодействия
американской фирме. Toys "Я" Us обратилась за помощью в Торговое представительство США и
действовала по другим каналам. Непрерывное политическое давление со стороны американской
фирмы и широкая огласка этого дела в конце концов заставили Министерство международной
торговли и промышленности Японии оказать противодействие местным лобби и ограничить до 18
месяцев процесс рассмотрения заявления американской фирмы игрушек в соответствии с законом
об ограничении розничной торговли. В апреле 1990 года Toys "Я" Us преодолела первое
препятствие.
Но впереди ее ожидали другие. Toys "Я" Us преуспевала благодаря продаже своих товаров
ниже предложенной на рынке розничной цены. Это достигалось, главным образом, за счет
экономии и объема продаж. Предвидя угрозу своей прибыли (разнице между себестоимостью и
продажной ценой), вызванную такой стратегией, японские производители игрушек объединились
и решили не продавать свою продукцию фирме Toys "Я" Us. Однако японская фирма Nintendo
зависела от Toys "Я" Us при распределении своей продукции в США и на других крупных рынках.

383
Компания Nintendo перешла на сторону Toys "Я" Us, и этот переход стал началом конца этого
бойкота.
Контрмеры частного сектора, заимствованные многими крупными японскими
корпорациями, заменили упраздненные государством барьеры на вход в отрасль.
Фирма Toys "Я" Us успешно завоевала японский рынок детской игрушки благодаря помощи
частного сектора, в данном случае — с помощью Nintendo.




Источник. Mark Mason, "United States Direct Investment in Japan: Trends and Prospects",
California Management Review, Fall 1992, p. 98-115 © 1992 by The Regents of the University of
California. Перепечатано из California Management Review, 35, 1. С разрешения The Regents.

Конкурентоспособное преимущество. Для транснациональных компаний очень
важен выбор государства, в котором следует разместить штаб-квартиру и базы для
каждого определенного вида бизнеса.
Майкл Портер (Michael E. Porter) предполагает, что компании могут иметь
различные базы для отдельных видов или частей бизнеса. Конкурентоспособное
преимущество создается в основной штаб-квартире компании, где определяется стратегия,
разрабатывается основное изделие и технологический процесс, создается критическая
масса производства (A Critical Mass Of Production). Поэтому компании следует переносить
свою основную базу только в страну, которая поощряет инновации и обеспечивает
наилучшие условия для глобальной конкурентоспособности'. Данный подход можно
применить и к местным компаниям, стремящимся получить длительное
конкурентоспособное преимущество в регионах. Этим частично объясняется рост
популярности юго-восточных штатов США в качестве предпочтительного места для
размещения корпораций (например, их деловой климат благоприятствует инновациям и
снижению стоимости продукции).
1
Michael E. Porter, "The Competitive Advantage of Nations", Harvard Business Review, March—April 1990, p.
73—93.




384
Методы размещения промышленных предприятий

"Если боссу нравится Бейкерсфилд, мне тоже нравится
Бейкерсфилд "

Пример на рис. 9.1 представляет набор решений, которые должна принять компания
при выборе места расположения предприятия. Хотя данный пример подразумевает
поэтапный процесс, фактически, все указанные действия происходят одновременно.
Однако вышеприведенное расхожее высказывание о Бейкерсфилде, наводит на мысль, что
политические решения не всегда могут принимать во внимание системный анализ.
Оценку альтернативных регионов, субрегионов и отдельных населенных пунктов
обычно называют макроанализом. Оценку конкретных участков в уже выбранном
населенном пункте называют микроанализом. При выполнении макроанализа используют
фактор-рейтинговые системы, метод линейного программирования и метод центра
тяжести. Каждый из этих методов следует использовать вместе с детальным анализом
затрат, и, конечно, все они должны быть связаны с бизнес-стратегией (примеры
приведены во врезках "Как АМ/РМ International выбирает свои участки" и "Mercedes-Benz
останавливает свой выбор на Вэнсе, штат Алабама").

Фактор-рейтинговые системы

Фактор-рейтинговые системы, очевидно, представляют собой наиболее широко
используемый общий метод выбора места расположения, так как они обеспечивают
механизм, позволяющий объединить различные факторы в легкодоступную форму.
Пусть, например, для нефтеперегонного завода определены следующие шкалы
оценок (в баллах) основных факторов, влияющих на выбор места расположения.

Шкала
Топливо в регионе 0-330
Наличие и надежность источника энергии 0-200
Трудовые ресурсы 0-100
Условия жизни 0-100
Транспортировка 0-50
Обеспечение водой 0-10
Климат 0-50
Поставщики 0-60
Налоговая политика и законы 0-20

По этим факторам нужно оценить в баллах каждое возможное место расположения,
используя соответствующие шкалы оценок, и затем найти их суммы. После сравнения
полученных сумм для каждого участка по наибольшей сумме баллов выбирается место
расположения производства.
Главная проблема использования простых фактор-рейтинговых систем заключается
в том, что они не учитывают широкий диапазон издержек, который может иметь место в
пределах каждого фактора. Например, между наилучшим и наихудшим местом
расположения по одному фактору может существовать разница только в 500 долларов, а
по-другому — в несколько тысяч долларов. Первый фактор может иметь наибольшее
количество баллов, но быть малополезным для принятия решения о размещении; второй

385
может иметь малую шкалу, но зато позволяет установить реальную ценность места
размещения. Для решения этой проблемы предложено определять возможные значения
каждого фактора, используя метод взвешенной шкалы, основанный на диапазонах
варьирования затрат, а не просто на сумме общих издержек. Таким методом можно учесть
разницу в затратах по каждому фактору.

Линейное программирование

Чтобы проверить воздействие на всю цепочку "производство—распределение"
различных вариантов размещения, можно использовать метод линейного
программирования. Этот метод уже рассматривался в дополнении к главе 7 "Линейное
программирование" и хотя он прост в использовании, необходимо, чтобы, по крайней
мере, субрегиональные места размещения определялись до принятия решения.

Метод "центра тяжести"

Метод "центра тяжести" используется для размещения отдельных новых объектов.
Он учитывает расположение уже существующих объектов, расстояние между ними и
объемы транспортируемых товаров. Метод часто применяют для размещения
промежуточных складов хранения полуфабрикатов или центральных распределительных
складов. В упрощенном виде этот метод предполагает, что все транспортные расходы в
прямом и обратном направлении одинаковы, и не учитывает потери при неполной
загрузке транспорта.
Согласно методу "центра тяжести" на координатную сетку наносят места
расположения существующих объектов. Выбор системы координат совершенно
произвольный. Целью является установление относительных рас-
стояний между местами расположения объектов. При принятии международных
решений используют координаты долготы и широты. На рис. 9.2 показан пример выбора
координатной сетки.




Рис. 9.1. Схема выбора места для строительства завода компании XYZ
Источник. Thomas M. Carrol and Robert D. Dean, "A Bayesian Approach to Plant-Location Decisions",
Decision Sciences, January 1980, p. 87.

386
Рис. 9.2. Пример координатной сетки для определения центра тяжести

Как АМ/РМ International выбирает свои участки

Работающие круглосуточно магазинчики фирмы АМ/РМ подконтрольны ARCO Corporation.
Эти магазинчики обычно связаны со станциями обслуживания. Цель АМ/РМ International —
использовать финансовые средства программы, существующей в АМ/РМ, через лицензионные
соглашения об использовании фирменной марки в зарубежных странах и участие в совместном
предпринимательстве. Кроме того, ARCO выражает настойчивое желание работать на
международных рынках, находящихся в стадии становления, и использовать свое международное
присутствие. ARCO также желала бы получать долгосрочную прибыль.
Для выбора новой потенциальной страны АМ/РМ International использует четыре главных
критерия.
1. Численность населения в намеченном городе должна превышать один миллион человек.
2. Ежегодный доход на душу населения должен быть свыше 2000 долларов.
3. Политическая система должна быть достаточно стабильной.
4. Выбранная страна-потребитель должна иметь минимальные ограничения на возвращение
свободно конвертируемой валюты.
После выбора страны для размещения своего бизнеса АМ/РМ оценивает в данной стране
следующие показатели.
1. Уровень экономического развития.
2. Количество автомобилей на человека. (Это важно, поскольку магазинчики АМ/РМ
расположены на станциях обслуживания.)
3. Плотность сельского и городского населения.
4. Наличие и стоимость рабочей силы.
5. Инфраструктура (снабжение и распределение, наличие оборудования, стоимость
недвижимого имущества, надежность энергоисточников).
6. Налоговое регулирование.
7. Вопросы юридического характера.
АМ/РМ International использует франчайзинг как быстрый и удобный метод продвижения
своего бизнеса в Тихоокеанский регион, Европу и Северную Америку. В перспективный перечень
компании включены Италия, Франция, Дания, Мексика, Бразилия, Малайзия и Канада.
Стратегия продвижения АМ/РМ International основана на трех принципах.
1. Использование существующего на станциях обслуживания персонала для открытия
круглосуточно работающих магазинов.
2. В течение первого года обученный в Америке менеджер работает непосредственно с
новым лицензиатом.
3. Развивать сеть магазинов в новой стране нужно настолько быстро, насколько это
возможно.
Источник. ARCO presentation to University of Southern California MBA Students, June 5, 1991.

387
Центр тяжести находят с помощью вычисления координат X и Y, что приводит к
минимизации транспортных затрат. При этом используют такие формулы:




где
Сх — координата Х центра тяжести;
Су — координата Y центра тяжести;
dix — координата X i-ro места расположения; diy- — координата Y i-ro места
расположения; Vi; — объем товаров, перевозимых в или из i-ro места расположения.

Пример 9.1

У компании HiOctane Refining возникла необходимость размесить промежуточные
склады служб между ее нефтеперегонным заводом в Лонг-Бич и главными
дистрибьюторами. На рис. 9.2 показана координатная схема расположения объектов.
Количество отгружаемого с завода бензина и дистрибьюторы показаны в табл. 9.1.

НОВАЦИЯ
Mercedes-Benz останавливает свой выбор на Взнсе, штат Алабама
Фирма Mercedes всегда большое внимание уделяла качеству своей продукции независимо от
затрат. В настоящее время ее затраты на 30% больше, чем у ее японских и американских
конкурентов, и с конца 80-х годов ее доля на рынке автомобилей класса "люкс" начала
уменьшаться. Для исправления ситуации Mercedes решилась на проект производства спортивной
модели класса "люкс". Этот автомобиль, известный под названием MPV (многоцелевое
транспортное средство), предназначен в основном для США, так как это самый крупный рынок
для автомобилей такого типа. Андреас Реншлер, новый заместитель председателя Хельмута
Вернера, был назначен руководителем этого проекта и перед ним была поставлена цель — найти
место расположения за пределами Германии для реализации данного проекта. Поиск начался в
январе 1993 года.
В апреле 1993 года компания Mercedes объявила, что разместит завод по производству MPV
в США. Исследования показали, что транспортные расходы, расходы на оплату труда и на
комплектующие здесь самые низкие. Mercedes рассмотрела свыше 100 мест в 35 штатах, пока не
сузила поиск до штатов Алабама, Северная Каролина и Южная Каролина. Поскольку Mercedes
собиралась экспортировать больше половины произведенных здесь автомобилей, одним из
главных критериев была величина транспортных издержек. В этом плане решение о размещении
завода по производству MPV в США было наилучшим.
В сентябре 1993 года руководство Mercedes утвердило выбор группы, работающей над
данным проектом — разместить завод в Вэнсе, штат Алабама, стоимостью в 300 миллионов
долларов, с количеством работников 1500 человек и выпуском 65 тысяч автомобилей в год. Вэнс
расположен вдоль автомагистрали 20/59 между Тускалузой и Бирмингемом, штат Алабама.
Представители штата даже предложили переименовать отрезок магистрали 1-20/59 в "Автобан
Mercedes-Benz".
По утверждению Mercedes, при выборе места расположения важным было наличие в штате
делового климата, благоприятствующего бизнесу. К другим критериям относились такие.
• Доступ к автомагистралям.
• Доступ к железной дороге и портам.
• Наличие соответствующей рабочей силы.
• Наличие выгодного побудительного пакета финансовых стимулов и налоговых льгот.
• Близость к колледжам и университетам в Тускалузе и Бирмингеме.
• Высокий уровень жизни.
Побудительный пакет штата Алабама насчитывал около 253 миллионов долларов, что было
более чем в два раза больше суммы, которую предоставил штат Южная Каролина в 1992 году

388
компании BMW. В этот пакет входили такие позиции.
• 92,2 миллионов долларов для покупки участка в 966 акров и ведения на нем строительства,
для создания свободной торговой зоны и строительства центра для обучения рабочих.
• 77,5 миллионов долларов для подводки к участку воды, газа и канализации, а также для
обеспечения другой инфраструктуры.
• 60 миллионов долларов на обучение работников фирмы, поставщиков и рабочих в
смежных отраслях промышленности.
• 15 миллионов долларов от частного бизнеса.
• 8,7 миллионов долларов налоговых льгот при покупке или использовании оборудования и
строительных материалов.
Исследования показали, что эти деньги были потрачены удачно. Экономический эффект
работы завода за первый год оценивался в 365 миллионов долларов и в 7,3 миллиарда долларов в
последующие 20 лет.
Три финалиста, определенные для выбора места размещения завода, имели равные
показатели в деловом климате, образовательном уровне и транспортной сети. Долговременные
операционные издержки во всех трех местах были примерно равны, если не считать небольших
различий в побудительных пакетах.
Законы о труде и низкая степень охвата членством в профсоюзах не принимались во
внимание в этом процессе. Решающим фактором стало самоотверженное отношение руководства
штата Алабама к данному проекту. И еще один фактор стал решающим в выборе данного места:
лесистые холмы вокруг этого участка напоминали немцам швабскую сельскую местность возле
Штутгарта, где располагался центральный офис компании.
Строительство завода началось весной 1994 года, выпуск первого автомобиля запланирован
на январь 1997 года.
Источник. David Woodruff and John Templeman, "Why Mercedes Is Alabama Bound", Business
Week, October 11, 1993, p. 138-139; Tim Vinable, "Mercedes-Benz Parks $300 Million Plant in
Alabama", Site Selection, December 1993, p. 1292; Bill Vlasic, "In Alabama, the Soul of a New
Mercedes?", Business Week, March 31,1997, p. 70-71.

Таблица 9.1. Пример определения центра тяжести по перевозкам бензина

Местонахождение Количество бензина в месяц, в галлонах
Лонг-Бич 1500
Анахайм 250
Ляхабра 450
Глендайл 350
Саузенд Оукс 450

Завод в Лонг-Бич имеет такие координаты размещения: d1x = 325 , d1y =75 и V1 =
1500 .

Решение

Используя данные из рис. 9.2 и табл. 9.1, можно вычислить координаты центра
тяжести:




Эти данные позволяют руководству искать место расположения нового склада в

389
точке с координатами X и Y соответственно 308 и 217. Анализируя размещение на
координатной схеме методом центра тяжести, можно увидеть, что транспортировка в
Анахайм будет наиболее эффективной напрямую с завода в Лонг-Бич, а не
транспортировка через товарный склад, расположенный в центре тяжести. Перед
принятием окончательного решения о размещении руководству следует заново
определить центр тяжести, уменьшив для этого общую отгрузку бензина из Лонг-Бич на
величину, необходимую для Анахайма, и удалив из расчета данные по Анахайму
(координаты, объем поставок).

Аналитическая модель Дельфи

Обычный анализ места размещения учитывает отдельно расположенные
производственные мощности и основан на таких действиях, как минимизация времени
транспортировки или расстояния между точками спроса и предложения, минимизация
функции затрат и минимизация среднего времени реагирования. Однако позже, при
развитии бизнеса, из-за изменения производственных мощностей и целей эта проблема
усложняется. Кроме того, оценка некоторых факторов принятия решения основана на чем-
то неуловимом, даже эмоциональном. Одним из подходов, направленных на более
комплексное принятие решения о размещении, является использование аналитической
модели Дельфи, который объединяет реальные и неосязаемые факторы в ходе принятия
решений2. Аналитический метод Дельфи включает использование трех групп
специалистов: координирующей, стратегической и прогнозирующей, каждая из которых
выполняет различные функции в процессе принятия решения. Ниже приведены этапы
реализации этого метода.
2
Hossein Azani and Reza Khorramshahgol, Engineering Costs & Production Economics, July 1990, p. 23—28.

Этап I. Формирование двух Делъфи-групп специалистов. Вначале из консультантов,
работающих в фирме или приглашенных со стороны, формируется координирующая
группа, которая разрабатывает вопросники для проведения Дельфи-опросов.
Одновременно координирующая группа отбирает две группы специалистов из
сотрудников компании для участия в двух Дельфи-опросах — одну для прогнозирования
тенденций в социальной и физической средах, оказывающих влияние на организацию
(прогнозирующая Дельфи-группа), и вторую для определения стратегических целей и
приоритетов организации (стратегическая Дельфи-группа). В стратегическую группу
следует отбирать руководителей высшего звена из каждого подразделения организации, в
том числе менеджеров изо всех функциональных отделов.
Этап II. Определение угроз и возможностей. Координирующая группа после
нескольких раундов анкетных опросов с обратной связью просит прогнозирующую
Дельфи-группу определить главные направления развития, благоприятные возможности
на данном рынке, а также возможные угрозы, которые должна учесть и нейтрализовать
организация. По возможности решение на этом этапе должно приниматься консенсусом.
Этап III. Определение направлений и стратегических целей организации.
Координирующая группа передает результаты, полученные при проведении
прогнозирующего Дельфи-опроса, стратегической Дельфи-группе, которая затем
использует их во втором Дельфи-опросе для определения директивных и стратегических
целей организации.
Этап IV. Поиск альтернативы. Поскольку в задачу стратегической Дельфи-группы
входит определение долгосрочных целей, ей следует сконцентрировать свое внимание на
разработке различных вариантов. Эти варианты могут вырабатываться как по выбору мест
расположения объекта, так и по расширению и/или сокращению существующих
производственных мощностей, а также по вычленению и размещению отдельных

390
объектов организации.
Этап V. Установление приоритетов альтернатив. Готовый набор вариантов,
определенных на этапе IV, представляется участникам стратегической Дельфи-группы для
того, чтобы они вынесли субъективные оценочные суждения. Если оценочные суждения
достаточно сложны для их количественной оценки, можно использовать метод
иерархического анализа (Analytic Hierarchy Process), описанный в главе 12.
Этот системный метод позволяет определять тренды, направления разработок и
возможности их реализации, рассматривая сильные и слабые стороны организации. Кроме
того, он позволяет вводить стратегические цели и задачи фирмы в важный процесс
принятия решений. Данный подход, широко применяемый в настоящее время
компаниями, является типично интеграционным, основанным на групповом принятии
решений.


Размещение объектов сервиса

Из-за большого разнообразия сервисных услуг и относительно низких затрат на
создание сервисных фирм по сравнению с промышленными, новых сервисных центров
вводится намного больше, чем новых заводов и товарных складов. Действительно, в
большинстве населенных пунктов параллельно с быстрым ростом населения наблюдается
быстрый рост количества торговых точек, ресторанов, муниципальных служб и
увеселительных заведений.
В сфере услуг обычно существует много точек для поддержания тесного контакта с
потребителями. Решение о размещении объектов сервиса неразрывно связано с решением
о выборе рынка. Если целевым рынком представляются студенческие группы, то
расположить сервисную фирму в районе, где основную долю населения составляют
пенсионеры, значит обречь ее на нежизнеспособность, несмотря на возможные
благоприятные финансовые условия, наличие ресурсов и т.п. Рынок также влияет на
количество точек, которые надо построить, их размеры и характеристики. Так, решения о
размещении новых промышленных предприятий принимают с учетом минимизации
затрат, а многие методы, определяющие принятие решений о размещении сервисных
фирм, основаны на максимизации потенциальной прибыли в различных местах. Ниже
представлены два примера аналитического подхода, который можно использовать для
выбора хороших мест расположения. Первый основан на регрессионном моделировании;
второй включает использование простой эвристической процедуры.




391
Геоинформационные системы (GIS), доступные из Maplnfo, используются при выборе места
расположения розничными торговцами, группами по оказанию финансовых услуг и др.
Картографические данные потенциальных мест, представляющие демографическую ситуацию,
наличие конкурентов и т.п., позволяют получить достоверную и всестороннюю информацию для
осознанного принятия решений.

Пример 9.2

Выбор мест расположения отделений фирмы La Quinta Motor Inns. Выбор
подходящего места будет решающим для успеха в гостиничном бизнесе. Известно, что из
четырех главных маркетинговых составляющих (цена, продукт, продвижение и
размещение) размещение и продукт важнее всего для фирм. Владельцы сети гостиниц,
удачно выбравшие месторасположение гостиниц, быстро получают определенное
конкурентоспособное преимущество.
В табл. 9.2 представлен перечень переменных, выбранных в качестве критерия для
анализа потенциальных мест размещения новых отелей фирмы La Quinta Motor Inns3
.Данные собраны с учетом уже существующих отелей этой фирмы. Анализ данных
определил показатели, которые коррелировали с доходами в 1983 и 1986 годах,
приведенными в табл. 9.3.
3
Sheryl E. Kimes and James A. Fitzsimmons, "Selecting Profitable Hotel Sites at La Quinta Motor Inns", Interfaces
20, March—April 1990, p. 12-20.



Решение

По этим данным была построена регрессионная модель.
Ее окончательный вид был таким.
Рентабельность = (39,05 - 5,41) х Население штата (в тысячах) на одну гостиницу +
(5,86 х Стоимость одного номера)-(3,91 х Квадратный корень из среднего дохода (в
тысячах долларов) в данном регионе) + (1,75 х Количество колледжей в радиусе четырех
миль).
Модель показала, что рентабельность зависит от степени проникновения на рынок,
прямо пропорциональна цене, обратно пропорциональна высоким доходам (гостиницы
392
лучше строить в районах с меньшим средним доходом населения) и прямо
пропорциональна количеству близлежащих колледжей.
Эту модель фирма La Quinta разработала в виде электронной таблицы и обычно
использует ее для анализа возможного приобретения недвижимости. Основатель и
президент La Quinta признал результативность этой модели и отказался от обязанности
лично выбирать места расположения гостиничных объектов.
Этот пример показывает, что, исходя из требований к организации оказания услуг,
можно создать специальную модель для определения наиболее важных характеристик для
выбора места расположения.
Обычной проблемой, с которой сталкиваются организации, оказывающие услуги,
является решение, где и в каком количестве расположить точки обслуживания в данном
географическом регионе. Проблема усложняется наличием многих потенциальных мест
размещения и необходимостью определить количество размещаемых сервисных центров.
В таких случаях попытка найти разумное решение оказывается чрезвычайно трудоемкой
даже для относительно простой проблемы. Например, проблема выбора одной, двух или
трех точек розничной торговли для обслуживания четырех групп потребителей,
разбросанных географически, где существуют только три возможных местоположения,
имеет 243 возможных решения. Одним из методов поиска возможных решений таких
проблем является эвристический метод Ардалана, описанный Алирезой Ардаланом
(Alireza Ardalan)4. Применение его проиллюстрируем на следующем примере.
4
Alireza Ardalan, "An Efficient Heuristic for Service Facility Location", Proceedings, Northeast Decision Sciences
Institute Conference, 1984, p. 181-182.

Пример 9.3

Рассмотрим использование эвристического метода Ардалана для выбора
месторасположения двух медицинских клиник.
Предположим, что медицинский консорциум хочет создать две клиники для
оказания медицинской помощи людям, живущим в четырех населенных пунктах А, В, С,
D в штате Огайо. Допустим, участки под клиники есть в каждом населенном пункте и
население в них одинаково нуждается в открытии клиники. Кроме того, предположим, что
жители рассматриваемых населенных пунктов могут пользоваться любой клиникой и
известны показатели, отображающие относительную важность обслуживания жителей
каждого населенного пункта. Соответствующие данные отражены в табл. 9.4. Цель
проблемы — определить местонахождение двух клиник, которые могли бы обслуживать
все населенные пункты с наименьшими затратами на преодоление расстояний.

Решение

Этап 1. Постройте табл. 9.5 приведенных расстояний по исходной табл. 9.4,
умножая расстояния на численность населения и на значение относительной важности
обслуживания жителей. Например, для населенного пункта А приведенное расстояние до
клиники в пункте B составит: 11x1,1x10=121.
Этап 2. Просуммируйте приведенные затраты в каждой колонке. Выберите
населенный пункт с наименьшими суммарными приведенными расстояниями и
расположите там клинику (в нашем примере это населенный пункт С). Помните, что
затраты выражаются через приведенные расстояния.

От населенного пункта До клиники в пункте

А B C D

393
0 121 88 132
А
123,2 0 112 78,4
В
112 140 0 126
С
114 84 108 0
D
349,2 345 308 336,4

Этап 3. Для каждой строки сравните приведенные расстояния до соответствующего
пункта с приведенными расстояниями для пункта, в котором уже размещена клиника (это
пункт С). Если эти расстояния меньше, чем в колонке С, то не меняйте их. Если
расстояния больше, чем в соответствующей строке колонки С, проставьте значения из
колонки С. В результате получим следующую таблицу приведенных расстояний.

От населенного пункта До клиники в пункте

А В С D
0 88 88 88
А
112 0 112 78,4
В
0 0 0 0
С
108 84 108 0
D
220 172 308 166,4

Этап 4. Следующее место размещения клиники выбирается по минимальному
суммарному приведенному расстоянию среди оставшихся пунктов (в нашем примере это
населенный пункт 0).
Этап 5. Повторите этап 3, уменьшая в каждом ряду приведенные расстояния,
которые превышают расстояния в уже выбранной колонке.

От населенного пункта До клиники в пункте
А В D
0 88 88
А
78,4 0 78,4
В
0 0 0
С
0 0 0
D
78,4 88 166,4

Продолжайте повторять этапы 4 и 5, пока не будет выбрано желаемое число
местоположений. Последний этап будет иметь такой вид.

От населенного пункта До клиники в пункте
А В D
0 88 88
А
78,4 0 78,4
В
0 0 0
С
0 0 0
D
78,4 88 166,4


394
В рассмотренном порядке решается данная задача выбора последовательного
размещения всех четырех клиник. Вначале выбирается пункт С, затем последовательно D,
А, В. Логика этой процедуры состоит в следующем.
1. Выбираем колонку с наименьшими общими затратами, так как в этой колонке
местоположение клиники представляет самые низкие транспортные затраты для жителей
других населенных пунктов при поездке в данный пункт.
2. Раз место для клиники выбрано, ни один разумный житель не поедет в любой
другой населенный пункт, поскольку это будет для него дороже. Например, на этапе 2
житель населенного пункта А, вероятно, поедет в клинику, расположенную в населенном
пункте С (88), решение о размещении которой уже принято, а не в 6 (121) или D (132).
Поэтому максимально возможное приведенное расстояние, которое житель А, пожелает
оплатить, будет равняться 88, и можно использовать это количество в качестве верхнего
предела. Если клиника расположена в А, то жители А будут отдавать предпочтение своей
клинике (при затратах, равных 0). Жители В предпочтут С (112), а не А (123,2), но не В (0)
и не D (78,4). Поэтому затраты, равные 123,2, уменьшатся до 112, но затраты, равные 0 и
78,4, останутся неизменными.
3. После того как населенный пункт для клиники выбран, такой населенный пункт
можно вычеркнуть из матрицы, потому что затраты в соответствующей колонке уже не
влияют на дальнейший выбор.

Таблица 9.2. Показатели, подобранные для построения первичной модели

Категория Показатель Описание
Конкурентная INNRATE Стоимость гостиницы
PRICE Цена номера в гостинице
RATE Средняя конкурентная стоимость номера
RMS1 Количество гостиничных номеров в радиусе одной мили
RMSTOTAL Количество номеров в радиусе трех миль
ROOMSINN Количество номеров в гостинице
Источники спроса CIVILIAN Гражданский персонал на военных базах
COLLEGE Студенты колледжей
HOSP1 Число больничных коек в радиусе одной мили
HOSPTOTL Число больничных коек в радиусе четырех миль
HVYIND Рабочие тяжелой промышленности
Площадь земли в акрах, занятая легкой
LGTIND
промышленностью
MALLS Места отдыха
MILBLKD Военные базы
MILITARY Военный персонал
MILTOT Сумма военного и гражданского персонала
OFC1 Площадь офисов в радиусе одной мили
OFCTOTAL Площадь офисов в радиусе четырех миль
OFCCBD Площадь офисов в центральном деловом районе
PASSENGR Прибывающие авиапассажиры
RETAIL Розничная торговля
TOURIST Ежегодное количество туристов
TRAFFIC Транспорт
VAN Автобусы аэропорта
Демографическая EMPLYPCT Процент безработных

395
INCOME Средний доход семьи
POPULAGE Местное население
Рыночная AGE Год открытия гостиницы
NEAREST Расстояние до ближайшей гостиницы
STATE Количество жителей штата на одну гостиницу
URBAN Количество городского населения на одну гостиницу
Физическая ACCESS Доступность
ARTERY Наличие основной транспортной магистрали
DISTCBD Расстояние до деловой части города
SIGNVIS Обзорность вывески гостиницы


Таблица 9.3. Корреляция показателей выбора места размещения с доходами в 1983 и 1986 годах

Показатель 1983 1986
ACCESS 0,20
AGE 0,29 0,49
COLLEGE 0,25
DISTCBD -0,22
EMPLYPCT -0,22 -0,22
INCOME -0,23
MILTOT 0,22
NEAREST -0,51
OFCCBD 0,30
POPULACE 0,30 0,35
PRICE 0,38 0,58
RATE 0,27
STATE -0,32 -0,33
SIGNVIS 0,25
TRAFFIC 0,32
URBAN -0,22 -0,26


Таблица 9.4. Расстояния, население и относительная важность обслуживания

Пункт Расстояние до Население пункта, тыс. Относительная важность
Исходный
клиники в пункте чел. обслуживания населения
А В С D
0 11 8 12 10 1,1
А
11 0 10 7 8 1,4
B
8 10 0 9 20 0,7
С
9,5 7 9 0 12 1,0
D




396
Таблица 9.5. Приведенные расстояния


От населенного пункта До клиники в пункте

С D
А В
0 121 88 132
А
123,2 0 112 78,4
В
112 140 0 126
С
114 84 108 0
D

Резюме

Принятие решений о размещении производственных объектов является ключевым
элементом в общем стратегическом планировании любой фирмы. Кардинальные
изменения в глобальном геополитическом окружении, в сочетании с быстрым развитием
технологии, обеспечивают широкий выбор и возможности при решении о месте
размещения различных видов бизнеса. Критерием выбора подходящего места чаще всего
выступают минимальные затраты и расстояния. В настоящее время на принятие решения
о размещении объектов оказывает влияние большое число количественных и
качественных показателей. Долговременный успех компании зависит от способностей ее
менеджеров выполнять всесторонний анализ различных аспектов многогранной проблемы
размещения новых объектов.


Обзор формул

Центр тяжести




Задача с решением

Фирма Cool Air, производитель автомобильных кондиционеров, в настоящее время
выпускает гамму кондиционеров ХВ-300 в трех разных местах: на заводах А, В и С.
Недавно руководство решило выпускать все компрессоры, являющиеся главным узлом
кондиционеров, на отдельных производственных мощностях завода D.
Используя метод "центра тяжести" и информацию, представленную на рис. 9.3 и в
табл. 9.6, определите наилучшее местоположение для завода D, предполагая, что между
объемами перевозок и транспортными издержками (без премиальных выплат) существует
линейная зависимость.




397
Рис. 9.3. Координаты размещения завода


Таблица 9.6. Количество компрессоров, необходимых для каждого завода

Завод Необходимое годовое количество компрессоров
6000
А
8200
В
7000
С


Решение

d1x=150; d1y=75; V1 = 6000;
d2x = 100; d2y = 300; V2 = 8200;
d3x = 275; d3y = 380; V3 = 7000;




Вопросы для контроля и обсуждения

1. Какие мотивы обычно побуждают фирмы заниматься размещением или
переразмещением производственных мощностей?
2. Приведите пять основных причин того, почему фирма по производству новых
электронных компонентов должна разместить это производство в вашем городе.
3. Насколько решения о размещении промышленного производства отличаются от
решений о размещении сервисных услуг?
4. Какие положительные или отрицательные моменты в свете решений союза
NAFTA существуют для перевода из США в Мексику небольшой или средней
производственной фирмы, выпускающей конечную продукцию?
5. Предположим, вы можете разместить новую компанию по разработке
программного обеспечения в любой точке земного шара, какое место вы выбрали бы и
почему?


398
Задачи

1. Используя данные, приведенные в разделе "Задача с решением", предположите,
что руководство приняло решение перевести производство 2000 единиц продукции с
завода В на завод А. Изменит ли это решение запланированное размещение завода D,
выпускающего компрессоры? Если да, то где следует расположить завод D?
2. Аптечная фирма планирует открыть четыре новых аптеки в городе средних
размеров. Но в связи с недостаточным финансированием, в этом году планируется
открыть только две.
a) Из приведенной ниже матрицы с данными по затратам для каждого из четырех
районов и четырех мест для аптек выберите две, которые следует открыть в первую
очередь.
b) Если будет дополнительное финансирование, какую аптеку следует открыть
третьей?

Аптеки
Местоположение 1 2 3 4
1 0 20 160 60
2 80 0 40 80
3 120 80 0 100
4 80 100 60 0

3. Фирма рассматривает четыре возможных места размещения своих офисов в
пределах одного города. Фирме хотелось бы сразу разместить все офисы, но в настоящее
время она может позволить себе открыть только один. Менеджеры фирмы должны знать,
в какой последовательности им следует открывать все четыре офиса. В приведенной ниже
матрице показаны взвешенные затраты на открытие каждого офиса в каждом районе.
Определите очередность их открытия.

Офисы
Местоположение А В С D
0 34 40 30
А
24 0 36 54
В
60 20 0 36
С
50 40 60 0
D

4. Планируется открыть небольшое промышленное предприятие для обеспечения
деталями трех более крупных промышленных предприятий. Местоположение
существующих предприятий с их координатами и требуемым годовым объемом деталей
приведены в следующей таблице. Для определения наилучшего местоположения этого
нового небольшого предприятия используйте метод "центра тяжести".

Местоположение завода Координаты (X,Y) Годовой объем закупок деталей, тыс. шт.

Peoria 300, 320 4


399
Decatur 375, 470 6
Joliet 470, 180 3


Ситуация для анализа № 1

Это русская рулетка?

Драматические изменения в бывшем Советском Союзе превратили бизнес в катание на
"американских горках". Нестабильная ситуация создает неопределенность для фирм,
рассматривающих эту часть земного шара как перспективный рынок для товаров и услуг, хотя
размер рынка и его потенциал остаются заманчивыми для международной экспансии. Россия,
несмотря на всю свою неопределенность, остается самой привлекательной среди всех стран СНГ.
На основе ответов американских предпринимателей во время исследования, проведенного в
1992 году по проблемам ведения бизнеса в бывшем Советском Союзе, составлена следующая
ниже диаграмма рисков, с которыми сталкивались западные бизнесмены.
"Вкладывайте столько, сколько не боитесь потерять. Но вначале определите, что вы хотите
— получить прибыль, завоевать определенную часть рынка или что-то еще", — советует Эрик
Зарнфаллер, главный аналитик по международным вопросам казначейства в компании EG&G, Inc.,
Уэлслей, штат Массачусетс (компания EG&G, Inc. — основной поставщик услуг в области охраны
природы и производитель приборов радиационной безопасности). Кэйси Крекулиус, вице-
президент BayBank в Бостоне, добавляет: "В бывшем СССР ... много риска. Однако для тех, кто
имеет этнические и языковые корни в странах СНГ, а также большой опыт ведения бизнеса и
капитал для инвестиций, там, невзирая на риск, существует масса возможностей для бизнеса". В
недавнем исследовании CFO ведущих компаний также отмечают наличие риска.
Большинство фирм считают, что местные правительства относятся с равнодушием к фирмам
из США, а иногда ставят барьеры на пути ведения бизнеса. Показателен инцидент с фирмой
Intertech International из Бостона, австрийский филиал ее участвовал в совместном предприятии,
которое занималось установкой систем кондиционирования в новых зданиях в Республике Грузия.
Российское посольство в Вашингтоне заявило, что для выдачи виз письма от российского
партнера недостаточно. Однако такое же российское посольство в Вене, где находился головной
офис партнера по совместному предприятию фирмы Intertech, согласилось выдать визы на
основании того же письма. Кроме того, попытавшись отправить груз в Грузию через Москву
воздушным транспортом, Intertech потеряла шесть драгоценных недель в ожидании, когда
бюрократы в Москве "найдут" груз. За это время груз можно было доставить морским путем в
Одессу или по воздуху в Вену, а затем автомобильным транспортом к месту назначения. Вот такие
пережитки невероятно сложной паутины бюрократии остались в бывшем Советском Союзе в
результате децентрализации контроля!
Но все же большинство опрошенных фирм, включая производственные, сервисные,
торговые и дистрибьютор-ские компании, планируют там сохранить или даже увеличить
инвестиции в свои уже существующие виды деятельности.

Вопросы

1. Обсудите преимущества и недостатки размещения производственных мощностей в
бывшем Советском Союзе, используя общепринятые критерии выбора места расположения.
2. Обсудите вопросы, которые возникли бы при создании конкретной компании в России.
Источник. Daniel J. McCarthy, Sheila M. Puffer and Peter J. Simmonds, "Riding the Russian
Roller Coaster: U. S. Firm' Recent Experience and Future Plans in the Former USSR", California
Management Review, Fall 1993, p. 99-115 © 1993 Regents of the University of California.
Перепечатано из California Management Review, 36, 1, с разрешения The Regents.




400
Риски, с которыми сталкиваются западные бизнесмены


Ситуация для анализа № 2

Головоломка по размещению предприятия за рубежом1

1 Этот обширный пример ориентирован на поиск стратегии топ-менеджерами и предназначен для
дискуссии.

Углубившись в свои мысли и не обращая внимания на происходящее вокруг, Энн Риардон
прогуливалась по многолюдной торговой выставке. За последние 13 лет, работая в компании
Еldоrа Company (EDC), Энн привела эту организацию к головокружительному успеху. В то время
как большинство производителей велосипедов перевели свое производство за границу, туда, где
стоимость рабочей силы ниже, Eldora придерживалась стратегии производства внутри страны,
сохранив свой завод и офисы на старом месте в Булдоре, штат Колорадо. Энн чувствовала, что ее
стратегия сохранения в одном месте всех подразделении компании способствует более тесному
сотрудничеству различных отделов и, в конечном счете, росту компании: EDC стала самой
крупной и прибыльной компанией США, производящей велосипеды. Сейчас вице-президент по
производству Син Эндрюс убеждал ее начать строить завод в Китае.
"Посмотри, как много компаний в США", — говорил он ей этим утром, помогая другим
служащим EDC раскладывать рекламные брошюры на выставочном столе и размещать последние
модели велосипедов по периметру выставочной площади компании. Руководители производства
редко участвуют в торговых выставках, но он очень хотел принять участие в выставке, и Энн
решила поддержать его стремление. "На рынке слишком много игроков, — сказал он. — Я об этом
говорю уже в течение двух месяцев, и ты знаешь, что прогнозы подтверждают это. Но если они
недостаточно тебя убедили, оглянись вокруг. Здесь, в Штатах, промышленность достигает предела
насыщения. Нам следует проложить дорогу в Азию".
"Оставь это, Син, — ответила Энн. — Я знаю, что ты хочешь предложить — ты говорил об
этом раньше. Но давай обсудим этот вопрос потом. Сейчас говорить об этом не время и не место".
Теперь, через три часа, когда выставка была в полном разгаре, Энн поняла, почему Син
опять поднял этот вопрос. Присутствие всех конкурентов в одном с ними помещении, в одно и то
же время, явилось мощным наглядным напоминанием о том, как сильно меняется данная отрасль
промышленности. Она вспомнила о том, что сказал Син об американском рынке. В 1992 году
продажи и доходы EDC достигли рекордного уровня. Компания произвела почти 30% всех
велосипедов, проданных в Соединенных Штатах Америки. Однако продажи самых массовых
велосипедов росли только на 2% в год, тогда как в Азии продажи велосипедов такого же типа

401
удваивались ежегодно. Eldora не смогла бы успешно конкурировать на азиатских рынках, имея
производственные мощности только в США. Два самых крупных производителя велосипедов в
мире, заводы которых расположены в центре быстро растущего азиатского рынка, пользовались
важными преимуществами минимальных издержек на рабочую силу и дистрибьюцию.
Она обратила внимание на выставочный экземпляр горного велосипеда быстро растущей
молодой компании — производителя велосипедов. Горные велосипеды с передней подвеской
были последним криком моды — дополнительные опорная стойка и амортизатор позволяли
велосипедистам лучше переносить толчки и удары на бездорожье, не снижая скорости движения и
не теряя равновесия. Большинство таких велосипедов были очень дорогими. Eldora также
занимала нишу на рынке таких велосипедов, продавая их в розницу по цене 190 долларов, чем Энн
очень гордилась. В течение ряда лет компания концентрировала свои усилия на производстве
недорогих велосипедов, которые продавались в розницу от 100 до 200 долларов. Цены Eldora
были немного выше, чем у ее конкурентов, но большинство розничных торговцев готовы были
платить эту цену, так как Eldora могла предложить много современных типов велосипедов с
различными характеристиками, поставляя их быстро, точно в срок, в отличие от ее зарубежных
конкурентов, которые в этом плане не могли конкурировать с Eldora.
Одна из причин успеха компании заключалась в том, что Булдер, штат Колорадо, стал
велосипедной Меккой. Работники Eldora всех уровней буквально обожали велосипед и увлеченно
следили за всеми последними новинками и направлениями в этой отрасли промышленности.
Всегда найдется кто-нибудь, кто предложит лучший вариант расположения, например,
ручного тормоза или новый рисунок протектора шин для улучшения сцепления с дорожным
покрытием. Eldora никогда не испытывала недостатка в людях, стремящихся воплотить самые
последние новинки в опытные модели.
Другой причиной успеха было то, что все сотрудники управления, инженеры, конструкторы
и производственники работали в одном здании, в десяти минутах ходьбы один от другого. Энн
сделала главную ставку на эту стратегию и она принесла свои плоды. Взаимодействие достигалось
легко, все изменения в дизайне, планах производства и тому подобное, можно было выполнить
быстро и эффективно. К примеру, с 1988 года производство горных велосипедов с нулевой
отметки выросло до 50% рыночного объема компании, и Eldora с легкостью смогла удовлетворить
все растущий спрос на эти велосипеды. И когда заказы на велосипед-вездеход — гибрид
велосипеда для обычных и горных дорог, ранее пользовавшийся большой популярностью, стали
падать, Eldora смогла отрегулировать работу производства без значительных потерь.
EDC извлекла пользу из своего участия на рынке высокого качества (это велосипеды, цены
на которые в розницу колебались от 400 до 700 долларов) 12 лет назад. Одним из первых шагов
Энн было участие компании в совместном предприятии с итальянской фирмой Rinaldi,
производителя высококачественных велосипедов, специализировавшейся в то время на гоночных
моделях. Согласно одному из пунктов соглашения с этой фирмой, EDC начала импортировать
велосипеды Rinaldi под названием Summit и торговать ими через специализированных
велосипедных дилеров. Со своей стороны Rinaldi занялась распространением велосипедов EDC в
Европе. Несмотря на то, что гоночные велосипеды недолго пользовались популярностью, все же
заказы увеличивались и это соглашение продолжало приносить дивиденды. Благодаря этому и
другим соглашениям, около 20% продаж EDC теперь осуществлялись за пределами США
(главным образом в Европе и Канаде).
Взаимоотношения с Rinaldi и специализированными магазинами по продаже велосипедов
также помогали правлению EDC быть в курсе новейших веяний в этой отрасли промышленности в
течение многих лет. Совсем недавно одним из таких веяний стала замена материала, из которого
изготовлена рама, на более современные, алюминий и синтетические материалы, а также замена
на более современные детали некоторых узлов, включая новую систему подвески передней вилки.
Энн изучила различные брошюры конкурентов, рекламирующие усовершенствования, которые
вскоре должны были появиться в высококачественных моделях велосипедов. Стало очевидно, что
инженеры EDC лидируют в этом направлении.
Хорошее настроение портили мысли о необходимости увеличения заграничных продаж. В
период с 1987 по 1991 годы зарубежные продажи EDC увеличились более чем на 80%. Но за
последних два года они упали.
Син подошел к Энн, отвлекши ее от мыслей и возвратив к действительности.
— Дэйл только что закончил первый раунд совещания с розничными торговцами, — сказал
он. — Нам бы хотелось организовать совместный обед в отеле, чтобы обсудить наши

402
предложения.
Дэйл Стюарт был вице-президентом по маркетингу компании Eldora. Его точка зрения на то,
что лучше для компании, часто отличалась от точки зрения Сина, но оба поддерживали дружеские
рабочие отношения и наслаждались частыми энергичными словесными перепалками друг с
другом.
— Ничего не поделаешь, — сказала Энн, подняв руки, в знак того, что она капитулирует. —
Хорошо, пусть подискутируют. Но ты знаешь, что я не смогу принять решение до тех пор, пока не
пройдет официальное обсуждение этого вопроса в Будлере в следующем месяце.
За чашкой кофе Син не упустил момент для продолжения разговора:
— Наша продукция на основных рынках в Северной Америке и Западной Европе покрывает
меньше четверти общемирового спроса. Из 200 миллионов велосипедов, изготовленных в мире в
прошлом году, 40 миллионов продано в Китае, 30 миллионов — в Индии и 9 миллионов — в
Японии. Исторически сложилось так, что велосипеды, продаваемые на быстро развивающихся
рынках Азии, были дешевыми, так как они представляли основное транспортное средство в этом
регионе. Но экономическая ситуация изменилась. Появился быстро растущий средний класс.
Неожиданно у многих людей после вычета налогов стал оставаться довольно большой доход.
Многие потребители теперь ищут товары более модные и более высокого качества. Горные
велосипеды с подвеской являются именно таким товаром. Этим требованиям все еще
соответствуют велосипеды-вездеходы. Фактически, рыночный спрос на эти изделия удваивается
ежегодно, и темпы роста кажутся стабильными.
— Если мы хотим быть конкурентоспособными в Азии, — продолжал он, — нам
необходимо разместить там свой завод. Мои сотрудники провели оценку многих мест в этом
регионе. Мы сравнивали уровень зарплаты, близость к рынкам, материальные затраты и пришли к
заключению, что наилучшим выбором является Китай. Нам хотелось бы как можно быстрее
начать там строить завод и, таким образом, положить начало укреплению наших позиций в этом
регионе.
Дэйл вскочил.
— Два наших самых главных конкурента, один из Китая, другой из Тайваня, до сих пор
удовлетворяли спрос в этом регионе, — сказал он. — В 1990 году 97% всего объема продукции,
произведенной этими компаниями, было предназначено для экспорта. По их прогнозам, в 1994
году 45% их продукции останется на местных рынках. Находясь здесь, мы не сможем с ними
конкурировать. Около 20% наших производственных затрат приходится на оплату труда, а часовая
заработная плата на производстве в этих странах составляет 5—15% от нашей. Кроме того, с
учетом транспортных затрат и пошлин на ввоз наших велосипедов на эти рынки мы понесем
дополнительные издержки в 20%.
Он быстро взглянул на Сина и продолжал:
— Но вот в чем я не согласен с Сином. Я думаю, нам необходимо принять краткосрочное
решение. Эти компании водят нас за нос, и чем больше я думаю об этом, тем больше я склоняюсь
к тому, что нам вначале следует заняться в Азии прямыми продажами.
— Дэйл, ты сошел с ума, — сказал Син, наливая себе воды со льдом. — Что значат продажи
в Азии без завода, производящего велосипеды? Я знаю, что мы получаем некоторые
комплектующие детали из Азии, но мы имели бы этих комплектующих на 10% больше, если бы у
нас там был свой завод. Поэтому нам действительно следует перевести Eldora в Азию. Если мы
хотим быть конкурентоспособными в этом регионе, мы должны использовать наше главное
преимущество — качество. Если мы пойдем по твоему пути, ты не сможешь продавать
велосипеды фирмы Eldora. Ты просто будешь торговать продукцией, на которой стоит наша
марка. Ты не получишь качества. Ты не сможешь завоевать такую же репутацию, которою мы
имеем здесь. На самом деле это будет не Eldora.
— Мы выпускаем велосипеды, а не космические корабли, — ответил Дэйл. В Азии есть
много компаний, которые смогут быстро наладить выпуск нашей продукции, если они получат
наш дизайн и мы поможем им в производственном процессе. Мы могли бы уже в ближайшее
время запустить производство, до того как окончательно уладим все организационные вопросы.
Он обратился к Энн:
— Мы могли бы даже наладить постоянный выпуск велосипедов, невзирая на то, что
говорит Син. Что мы знаем о строительстве и пуске завода в Китае? Я знаю то, что, сидя здесь, мы
уже теряем потенциальную долю рынка. Торговые компании не уделяют нашим изделиям
должного внимания, поэтому и не предоставляют нам нужной информации о запросах наших

403
потребителей на данном рынке. Даже если мы просто выйдем на рынок, продажи помогут нам
изучить его. Если вначале построить завод, это займет очень много времени. Мы должны быть на
этом рынке сегодня, и самый быстрый путь — это начать продажи.
Вмешалась Энн:
— Дэйл — прав, Сид, — сказала она. — Здесь успех нашего дела в значительной степени

<<

стр. 13
(всего 31)

СОДЕРЖАНИЕ

>>