стр. 1
(всего 6)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Московский государственный институт
международных отношений (Университет) МИД России




СБОРНИК ЗАДАЧ
ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ТЕОРИИ
Микроэкономика
и макроэкономика

Издание 5-е, дополненное и переработанное



ЧепуринМ.Н.
Киселева Е. А.
Ермилова С. В.
Стрелец И. А.
Голиков А. Н.




2009
ББК01.Я7
С23




Авторский коллектив
«Сборника задач по экономической теории»
(кафедра экономической теории МГИМО (У) МИД России):

проф. ЧепуринМ.Н.-темы 1,2,7,10,11,13,14
проф. Киселева Е. А. — темы 4,9,23—28
доц. Ермилова С. В. — темы 5,6,8,12,15
доц. Стрелец И. А. — темы 16—22
доц. Голиков А. Н. — тема 3




С23 Сборник задач по экономической теории: микроэкономи-
ка и макроэкономика. - ООО «АСА», 2009. - 248 с.

Сборник задач состоит из двух разделов: «Микроэкономика» и «Мак-
роэкономика» Целью авторов сборника является помощь всем тем. кто
стремится освоить навыки самостоятельной работы над вводным курсом
экономической теории.




ISBN 978-5-8527I-290-5 © Коллектив авторов, 2009
Содержание


СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 5
МИКРОЭКОНОМИКА
Тема 1. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМ ИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 7
Ответы к теме 1 11
Тема 2. МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 12
Ответы к теме 2 15
Тема 3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА 17
Ответы к теме 3 19
Тема 4. КООРДИНАЦИЯ ВЫБОРА В РАЗЛИЧНЫХ
ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМАХ 21
Ответы к теме 4 24
Тема 5. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 26
Ответы к теме 5 40
Тема 6 МЕХАНИЗМ РЫНКА СОВЕРШЕННОЙ
КОНКУРЕНЦИИ 49
Ответы к теме 6 54
Тема 7. МЕХАНИЗМ РЫНКА НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ. 59
Ответы к теме 7 72
Тема 8. ЭКОНОМИКА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ,
ИНФОРМАЦИИ И СТРАХОВАНИЯ 83
Ответы к теме 8 85
Тема 9. ТЕОРИЯ ФИРМЫ И ОГАНИЗАЦИОННЫЕ
ФОРМЫ БИЗНЕСА 86
Ответы к теме 9 90
Тема 10. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПРЕДЕЛЬНОЙ
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ФАКТОРОВ 92
Ответы ктеме 10 96
Тема 11. РЫНОК ТРУДА И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА 99
Ответы ктеме 11 105
Тема 12. РЫНОК КАПИТАЛА И ПРОЦЕНТ 108
Ответы ктеме 12 115
Тема 13. РЫНОК ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕНТА 120
Ответы к теме 13 122
Тема 14. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРИБЫЛЬ 125
Ответы к теме 14 127
Тема 15. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА
Ответы к теме 15
МАКРОЭКОНОМИКА
Тема 16. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И
СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ
Ответы к теме 16
Тема 17. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Ответы к теме 17
Тема 18. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ
РАВНОВЕСИЕ: БАЗОВЫЕ МОДЕЛИ
Ответы к теме № 18
Тема 19. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ
НЕСТАБИЛЬНОСТЬ: ЦИКЛИЧНОСТЬ
РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Ответы к теме № 19
Тема 20. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА И КРЕДИТНО-
ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА
Ответы к теме № 20
Тема 21. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
Ответы к теме 21
Тема 22. НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И НАЛОГОВО-
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА
Ответы к теме 22
Тема 23. ИНФЛЯЦИЯ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
Ответы к теме 23
Тема 24. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
Ответы к теме 24
Тема 25. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
Ответы к теме 25 *
Тема 26. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ЦЕЛОМ:
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ
Ответы к теме 26
Тема 27. ТЕОРИЯ СРАВНИТЕЛЬНЫХ
ПРЕИМУЩЕСТВ И ПРОТЕКЦИОНИЗМ
Ответы к теме 27
Тема 28. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС И ОБМЕННЫЙ КУРС
Ответы к теме 28
Предисловие




ПРЕДИСЛОВИЕ

Сборник задач состоит из двух разделов — «Микроэко-
номика» и «Макроэкономика», соответствующих разделам курса
экономической теории. Задачи различаются по степени сложности,
но любую из них можно решить, освоив те учебники и учебные посо-
бия, которые появились в России в течение 2001— 2008 гг. Целью ав-
торов сборника задач являлось стремление привить читателю вкус к
самостоятельной, вдумчивой работе именно с учебником «Курс эко-
номической теории» (2007 г., 6-е изд., доп. и перераб.) под ред. проф.
Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е. А. и с теми книгами зарубеж-
ных и отечественных экономистов, которые доступны и имеются в
библиотеках вузов России.
Большинство задач составлено с использованием метода инт-
роспекции, т. е. по типу «представьте, что Вы — президент акцио-
нерного общества...» и т. п. Это означает, что при обдумывании отве-
та можно обратиться к собственному жизненному опыту, основанному
на рациональном экономическом поведении. Но, разумеется, для ре-
шения задач одного жизненного опыта недостаточно, для этого тре-
буется овладение вводными курсами по экономической теории.
Все задачи сопровождаются ответами, помещенными в конце тем.
Однако не все ответы являются однозначными. Это не относится к
задачам, где нужно подсчитать цифры или начертить график — отве-
ты на них вполне определенны. Но в ряде случаев задачи составлены
так, чтобы был материал для дискуссий, интеллектуального состяза-
ния, выявления различных точек зрения. Помимо этого, некоторые
ответы дают лишь общее направление, в котором нужно искать вер-
ное решение.
Многие задачи построены на примерах из нашей российской дей-
ствительности. Это принципиальное отличие настоящего сборника
от тех задач и вопросов, которыми снабжены многие западные
Тема 1

учебники, ориентированные на своего, американского, английско-
го и т. д. читателя. В ходе решения этих задач нагляднее выявится
как специфика российской экономики переходного типа, так и об-
щие закономерности, свойственные всем без исключения странам:
ограниченность ресурсов, безграничность потребностей и необ-
ходимость рационального экономического выбора.
Не торопитесь найти страницы с ответами. Интеллектуальное
наслаждение, полученное от самостоятельного решения задачи,
компенсирует те затраты умственной энергии и времени, которых
потребует работа над этим сборником.
Предмет экономической теории


МИКРОЭКОНОМИКА

Тема 1. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

№ 1. Дайте комментарий к следующему утверждению: «Эконо-
мическая теория была бы не нужна, если бы все люди могли получать
желаемое в неограниченных количествах».
№ 2. Насколько теоретически состоятельным является лозунг «От
каждого по способностям, каждому по потребностям»? Ответ объяс-
ните.
№ 3. В первый день выдачи зарплаты у кассы скапливается ог-
ромная очередь. Представьте себя на месте главного бухгалтера. По-
советуете ли Вы своему кассиру вывесить у окошка табличку с
просьбой ко всем тем, кому не так срочно нужны деньги, прийти на
следующий день? Чем Вы руководствуетесь при ответе на по-
ставленный вопрос?
№ 4. Является ли рациональным поведение:
а) призера олимпиады по шахматам, отдавшего на благотво-
рительные цели половину полученного им приза в 50 тысяч дол-
ларов;
б) человека, предпочитающего занятию спортом выкурива-
ние по пачке сигарет ежедневно;
в) талантливой актрисы, в расцвете славы бросившей сцену и
ушедшей в монастырь?
№ 5. Харви Маккей в своей книге «Как уцелеть среди акул» пи-
шет: «... предпринимательская деятельность осуществляется людь-
ми. Не все занимаются ею только ради того, чтобы делать деньги.
Так, тренер по боксу, Джил Кленси, выразился по этому поводу в
своем стиле, как бы нанося противнику удар в физиономию: «Я за-
нимаюсь этим делом уже более тридцати лет и не бросаю его не пото-
му, что стремлюсь разбогатеть. Я хочу расквитаться кое с кем».
Предпринимательской деятельности посвящают себя самые раз-
1
ные люди, помните об этом друзья».
Какой модели человека в большей степени соответствует такой
взгляд на предпринимателей?
№ 6. «Если плату за проезд в городском транспорте поднимут
'X. Маккей. «Как уцелеть среди акул». М., «Экономика», 1991, с. 22.
Тема 1

вдвое, я буду ходить на работу пешком. Я, конечно, буду опаздывать,
но зато это обойдется дешевле, да и что может быть лучше прогулки
утром на свежем воздухе!»
Как Вы считаете, можно ли назвать такое поведение рациональным?
№ 7. «Современное производство — это сложный, громоздкий
механизм; для нормального его функционирования необходим
мощный управляющий орган, который бы корректировал спонтан-
ный рыночный порядок для создания более благоприятных усло-
вий, в которых успешно проявляла себя личная инициатива».
«Современное производство — это сложная система, основанная
на принципе саморегулирования, создающая благоприятные воз-
можности для реализации каждым человеком своих способностей».
Какое из двух высказываний принадлежит стороннику кейнси-
анской модели человека? Классической модели? Вы как руководи-
тель предприятия придерживались бы первой или второй точки
зрения?
№ 8. В метро в час пик на эскалаторе скапливается большое ко-
личество пассажиров. Слева, как правило, пассажиры проходят
вперед, справа — стоят. Кто распределяет их по рядам? Кто опреде-
ляет Ваше место на эскалаторе? Помогают ли указания диспетчера
типа: «Стойте справа, проходите слева» определить каждому его
место, меняют ли они что-либо в работе эскалатора?
№ 9. Вы получили садовый участок и отправляетесь туда вес-
ной сажать деревья и культивировать огород. Точно так же пос-
тупают и другие садоводы-любители. В чьих интересах Вы дей-
ствуете? В чьих интересах действует правительство Москвы, при-
нимая решение о выделении участков под разведение картофеля в
подмосковной зоне?
№ 10. Знаменитый американский философ Альфред Норт Уайт-
хед в своей книге «Приключение идей» так характеризует «эконо-
мического человека»: «Его прелесть в том, что он всегда и во всем
предсказуем. Не только он сам, но и его соседи всегда знают, чего он
хочет... Его отец и дед имели те же самые желания и точно так же
удовлетворяли их. Где бы ни возникала какая нехватка, эконо-
мический человек в первую очередь узнает, чего именно недостает и
как удовлетворить потребителя... Все это восхитительно просто и,
Предмет экономической теории

если надлежащим образом поразмыслить, даже очевидно... Но как
только мы имеем дело с социальной системой, подверженной значи-
тельному изменению, эта простейшая картина человеческих отно-
шений должна будет рассматриваться уже совсем по-другому».'
Почему мы все-таки используем абстрактную модель «экономи-
ческого человека»?
№ 11. Какая из ниженазванных ситуаций подходит к современ-
ной модели «экономического человека»:
а) частная собственность и высокая компетентность позволяют
обеспечить реализацию целей человека при свободной кон-
куренции;
б) «винтик» в системе централизованно регулируемого про-
изводства и распределения;
в) человек не в состоянии достичь своих целей без вмешатель-
ства государства — он слишком слаб и не уверен в себе;
г) ни одна из вышеназванных.
№ 12. Какое из положений и почему не имеет отношения к со-
держанию предмета экономической теории?
а) максимальное удовлетворение потребностей;
б) экономическое благо;
в) неограниченные потребности; »
г) неограниченные ресурсы;
д) эффективное использование ресурсов.
№ 13. а) «в 1991-1996 гг. в экономике России наблюдался спад
производства и высокие темпы инфляции»;
б) «необходимо разработать комплекс мер по замедлению или
прекращению спада производства и снижению темпов инфляции»;
в) «структурная перестройка экономики России, помимо дру-
гих целей, направлена на повышение уровня потребления людей»;
г) «осуществление структурной перестройки экономики не
избежно ведет к разрушению эгалитаризма, господствующего в
мышлении многих людей, резкому росту безработицы, что потен-
циально влечет за собой социальную дестабилизацию, и поэтому
структурная перестройка должна осуществляться постепенно».
Определите позитивные и нормативные утверждения.
'УайтхедА. «Избранные работы по философии». М, Прогресс, 1990, с. 491.
Тема 1

№ 14. При переходе к рыночным отношениям в России были
нарушены оптимальные пределы дифференциации доходов.
В сложившихся условиях необходимо повысить роль налоговой
системы в устранении столь резкой дифференциации в уровнях до-
хода различных социальных групп.
Определите элементы нормативного и позитивного анализа в
приведенных выше положениях.
№ 15. Определите утверждения, относящиеся к микро- и макро-
экономике:
а) правительство осуществляет политику либерализации цен;
б) отсутствие дождей в течение продолжительного времени выз-
вало в центральных районах России падение урожайности зерновых;
в) минимальный уровень заработной платы в России состав-
ляет 2300 рублей;
г) ликвидация бюджетного дефицита является одним из
средств снижения уровня инфляции;
д) снижение налоговых ставок призвано способствовать ожив-
лению деловой активности в стране;
е) размер стипендии студента зависит от среднедушевого до-
хода его семьи или личного дохода студента;
ж) введение конвертируемости национальной денежной еди-
ницы является элементом либерализации внешнеэкономической
деятельности, открытия экономики.
№ 16. Каковы могут быть, на Ваш взгляд, проявления закона не-
предвиденных последствий в следующих ситуациях:
а) для ослабления социальной напряженности правительство
резко увеличило пособие по безработице;
б) с уходом в историю эры «холодной войны» в ряде слабораз-
витых стран были ликвидированы военные базы сверхдержав.
№ 17. Расположите в исторической последовательности их воз-
никновения следующие экономические школы:
кейнсианство, физиократы, маржинализм, классическая школа,
неоклассическое направление, меркантилизм.
Предмет экономической теории

Ответы к теме 1.

№ 1. Утверждение верное, ибо экономическая теория изучает по-
ведение людей в мире редких ресурсов, равно как и наиболее эф-
фективные способы использования этих ресурсов.
№ 2. Абсолютно несостоятельным, поскольку одновременное удов-
летворение потребностей (в принципе безграничных) всех в условиях
редкости ресурсов — утопия. Попытки же определить «разумные» по-
требности, по сути означают принудительное нивелирование и огра-
ничение потребностей.
№ 3. При ответе на данный вопрос необходимо принять во вни-
мание тот факт, что в силу ряда обстоятельств человек не всегда ведет
себя наиболее рациональным образом, поэтому вывешивание по-
добной таблички вряд ли приведет к ощутимым результатам.
№ 4. Ответ утвердительный во всех трех случаях, поскольку ра-
циональное поведение — это не всегда «правильное», «общеприня-
тое» поведение, атакое, которое состоит в выборе человеком наиболее
предпочтительной из всех возможных альтернатив.
№ 5. Модели человека кейнсианской школы.
№ 6. Ответ зависит от соотношения положительных и отрица-
тельных последствий путешествия на работу пешком.
№ 7. Первое высказывание принадлежит стороннику кейнсиан-
ской модели человека, второе — классической.
№ 8. Используйте концепцию рационального поведения при от-
вете на этот вопрос.
№ 9. Не задумываясь над интересами общества, преследуя соб-
ственные эгоистические цели, человек тем не менее, может действо-
вать в интересах общества, увеличивая совокупное материальное бо-
гатство.
№ 10. Любая модель беднее реальной действительности. Но
именно моделирование позволяет выявить самые существенные, ус-
тойчивые связи между явлениями реальной жизни.
Тема 2

№ 11. Правильный ответ — а), поскольку современная модель
«экономического человека» — «социально-индивидуальный чело-
век» предполагает его высокий общеобразовательный и культур-
ный уровень, значительную информированность в обществе, ос-
нованном на демократических началах.
№ 12. Правильный является ответ г).
№ 13. а), в) — позитивные; б), г) — нормативные утверждения.
№ 14. В первом абзаце содержится позитивное утверждение, а
во втором — нормативное.
№ 15. Прежде всего, различие заключается в уровне экономи-
ческого анализа. Рассмотрение может быть либо на уровне агрегатных
величин, либо на уровне их составляющих. Помня об известной ус-
ловности деления на микро- и макроэкономику, к последней можно
отнести пункты а, в, г, д, ж.
№ 16. Этих последствий может быть много, например:
а) увеличится количество безработных за счет лиц, предпо-
читающих получать пособие;
б) снизится уровень жизни населения этих стран, связанный с
функционированием военных баз и затратами сверхдержав на
содержание их персонала.
№ 17. Меркантилизм, физиократы, классическая школа, маржи-
нализм, неоклассическая школа, кейнсианство.

Тема 2. МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
№ 1. В индийской притче о Будде и его ученике говорится: «Будда
спросил ученика: «Кто там идет по дороге?» — «Красивая моло-
дая женщина», — ответил ученик. — «Точнее!» — потребовал Будда.
— «Молодая женщина». — «Точнее!» — «Женщина». — «Точнее!» —
«Человек». — «Точнее!» — «Скелет».
При каком ответе ученика теряется, на Ваш взгляд, познаватель-
ная ценность абстракции? Почему?
№ 2. Известный языковед, писатель Лев Успенский в своей книге
«Слово о словах» замечает: «По-австралийски (имеется в виду язык
12
Метод экономической теории

аборигенов — прим. авт.) нельзя сказать: «На холме стоит дерево, а
на нем сидит птица». Австралиец выразится непременно так: «Сто-
ит каури, а на нем сидит какаду»; или «Стоит эвкалипт, а под ним —
эму». Он обязательно назовет породу и растения, и животного».'
Как Вам кажется, почему в языке австралийских аборигенов от-
сутствуют понятия «дерево», «птица» и т. п.? Связано ли это с оп-
ределенной ступенью в развитии человеческого мышления?
№ 3. Каждому из отмеченных цифрами определений найдите со-
ответствующее понятие (А, Б, В, Г):
1. метод умозаключений, основанный на обобщении фактов;
2. направление в экономической науке, основанное на оценоч-
ных суждениях относительно того, какойдолжна быть экономика;
3. абстрактная структура, создающая упрощенную картину эко-
номической реальности;
4. метод исследований объекта.-состоящий в отвлечении от слу-
чайных, временных черт и связей.
A. Экономическая модель
Б. Абстракция
B. Индукция
Г. Нормативная экономическая теория
№ 4. Дайте возможные варианты ответов:
а) спрос на мини-юбки увеличится при снижении цен на них,
если при этом не изменится, например...
б) спрос на видеомагнитофоны уменьшится при увеличении
цен на них, если при этом не изменятся, например...
в) при увеличении Вашей зарплаты Ваши денежные запасы
увеличатся, если при этом не изменятся, например...
№ 5. Нарушение какого принципа содержится в утверждении: «Не-
смотря на снижение цен на портативные телевизоры величина спро-
са на них не увеличилась».
№ 6. Исходя из здравого смысла и Вашего повседневного опы-
та, определите, какие функциональные связи существуют между:

Л Успенский «Слово о словах». М . 1962. с. 177.
Тема 2

а) ценой товара и величиной спроса на него;
б) Вашим денежным доходом и Вашими сбережениями;
в) Вашим денежным доходом и расходами на текущее по-
требление;
г) процентом за предоставление ссуд и спросом на.кредит.
Какие из этих зависимостей прямо и какие обратно пропорцио-
нальны? Учитывался ли при Ваших ответах принцип «при прочих
равных условиях»?
№ 7. Закон тождества в формальной логике означает:
а) то, что каждая мысль должна быть тождественна реаль-
ным событиям;
б) то, что каждая мысль должна иметь строго определенное
устойчивое содержание;
в) то, что две противоположные мысли об одном и том же
предмете не могут быть истинными;
г) все вышеперечисленное.
Выберите правильный ответ.
№ 8. Рассмотрите следующие зависимости:
а)доход и образование;
б) низкий доход и многодетность;
в) рост заработной платы и рост общего уровня цен в стране;
г) изменение предложения товара на рынке и изменение цены
этого товара.
Что является причиной и что следствием? Могут ли причины и
следствия меняться местами?
№ 9. Покажите графически зависимость между:
а) температурой воздуха и простудными заболеваниями;
б) простудными заболеваниями и спросом на аспирин.
В каком из случаев наблюдается прямая, а в каком обратная за-
висимость между изучаемыми явлениями?
№ 10. Покажите универсальность использования принципа срав-
нения предельных затрат и предельных выгод.
№ 11. Представьте, что Вы — глава правительства. Проанализи-
руйте предполагаемые издержки и предполагаемые выгоды при при-
нятии решений о;
14
Метод экономической теории

а) полном запрете производства и реализации крепких спирт-
ныхнапитков натерритории РФ;
б) отмене высоких таможенных пошлин на ввозимые в Рос-
сию автомобили иностранного производства;
в) легализации (по примеру Голландии) «легких» наркотиков.
№ 12. В каких из названных ситуациях речь идет о предельной
(в экономическом смысле слова) величине:
а) двести тысяч автомашин в год — это предельный выпуск
продукции на автомобильном заводе при полном использовании
всех имеющихся ресурсов;
б) официальный прожиточный минимум показывает наимень-
шую сумму дохода, необходимую для поддержания жизнедеятель-
ности индивида;
в) свой четвертый костюм Вы собираетесь использовать в
представительских целях;
г) вторую сотню тысяч рублей лучше положить в банк, а не вкла-
дывать в ценные бумаги.
№ 13. Насколько верны следующие умозаключения:
а) если увеличится моя денежная зарплата — это хорошо для
меня. Если профсоюзы во всех отраслях добьются повышения зар-
платы — это хорошо для экономики страны в целом?
б) если один владелец фабрики уменьшит зарплату своим ра-
бочим, его издержки сократятся — это хорошо для него; если все
предприниматели поступят так же — это хорошо для всего клас-
са предпринимателей страны в целом?
в) я нашел лазейку в законодательстве и не плачу налогов —
это хорошо для меня (увеличились мои доходы); все взрослое
население страны нашло лазейки в законодательстве и не пла-
тит налогов — это хорошо для всего населения?

Ответы к теме 2.

№ 1. При последнем ответе.
№ 2. Человека отличает от животного способность к абстракт-
ному мышлению. Чем выше степень эволюционного развития чело-
15
Тема_2_

века, тем больше способность к абстрактному мышлению отражает-
ся в языке. Отсутствие абстрактных понятий (и, соответственно, слов)
«дерево», «птица» связано с более низкой ступенью развития абст-
рактного мышления.
№ 3.1-В; 2-Г; 3-А; 4-Б.
№ 4. а) ...мода, б)...доходы, в)...денежныерасходы.
Могут быть и другие причины — возможно разнообразие ответов.
№ 5. Здесь наблюдается нарушение принципа «при прочих рав-
ных условиях». Возможно, прошла мода на такие модели, измени-
лись предпочтения людей и их доходы.
№ 6. а) обратная, если цена — независимая переменная;
б) прямая, если доход — независимая переменная;
в) прямая, если доход — независимая переменная;
г) обратная, если процент — независимая переменная.
Это верно, если соблюдается принцип «припрочих равных условиях».
№7.6).
№ 8. Ответ неоднозначен, так как причина и следствие могут
меняться местами.
№ 9. В случае а) зависимость обратная, т.е. чем выше темпера-
тура воздуха, тем меньше простудных заболеваний, если Вы не ис-
пользуете кондиционер, из-за которого данная зависимость может
измениться.
В случае б) зависимость прямая: чем больше простудных заболе-
ваний, тем (при прочих равных условиях) выше спрос на аспирин.
№ 10. Этот принцип используется в рамках рационального эко-
номического выбора отдельными индивидуумами (максимум допол-
нительной полезности при минимуме дополнительных затрат), фир-
мами (максимум дополнительного дохода при минимуме дополни-
тельных издержек), государством (максимум дополнительного по-
лезного эффекта при минимуме дополнительных бюджетных затрат).
№ 11. Ответы неоднозначны. Существует множество вариантов
предполагаемых выгод и издержек. Например, пункт а): выгоды
(предполагаемые) — оздоровление населения, повышение произво-
дительности труда, снижение преступности. Издержки — рост дефи-
16
Основные закономерности экономической организации общества

цита госбюджета из-за сокращения доходов, использование сурро-
гатов алкоголя, т. е. ухудшение здоровья населения, взлет организо-
ванной преступности и т. д.
№ 12. в) и г). В случае в) речь идет о предельной (дополнитель-
ной) полезности, приносимой четвертым костюмом, а в случае г) —
о предельной доходности размещения денежных средств.
№ 13. а) для страны в целом — возможна инфляция (и, как след-
ствие, снижение реальных доходов);
б) кризис сбыта, т. к. в целом снизится платежеспособный
спрос трудящихся по найму;
в) резкое сокращение доходов госбюджета и невозможность
осуществления социальных программ, национальной обороны,
государственного управления и т. д.

Тема 3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБЩЕСТВА

№ 1. Существуют ли общие экономические проблемы для обществ:
с централизованным планированием, традиционного, с рыночной
экономикой? Согласны ли Вы с такой формулировкой вопроса?
№ 2. а) проблема «что производить» возникает только при ог-
раниченности ресурсов и характерна для частного бизнеса;
б) проблема «как производить» не стоит перед обществом с боль-
шим количеством трудоспособного населения;
в) проблема «для кого производить» не является актуальной для
общества с централизованным планированием.
Обоснуйте свои ответы на каждый из этих пунктов.
№ 3. Максимальное использование факторов производства в об-
ществе приводит к;
1. повышению занятости населения;
2. технологическому «прорыву»;
3. увеличению производства благ.
Назовите важнейшие факторы производства и дайте правиль-
ный ответ.
17
Тема 3

№ 4. Рассмотрите следующие виды деятельности:
1. производство автомобилей;
2. написание книги;
3. съемка фильма;
4. заключение торговой сделки; »
5. защита диссертации.
Все ли (или только материальные) результаты этих видов де-
ятельности являются, на Ваш взгляд, элементами богатства об-
щества?
№ 5. Безграничные потребности людей определяют редкость ре-
сурсов. Согласны Вы или нет с этим положением? Ответ аргу-
ментируйте.
№ 6. Рассмотрите представленную кривую трансформации.

Инвестиционные
блага




Потребительские
блага
Рис. 3. 1,
Какой экономический смысл имеют:
1. точки А, В, С, D;
2. движение от А к В, от В к С, от С к А, от А к D.
№ 7. Страна производит автомобили и пушки.
5 4 2 1 0
автомобили 3
22
пушки 0 7 13 18 25
Определите альтернативные издержки:
а) одного дополнительного автомобиля;
б) одно# дополнительной пушки.
Основные закономерности экономической организации общества

№ 8. Бенджамину Франклину принадлежит мысль: «Время
деньги».
Дайте свой комментарий.
№ 9. Рассмотрите график.




Рис. 3.2.
Дайте экономическое объяснение конфигурации кривой транс-
формации.

Ответы к теме 3.

№ 1. Да, существуют. Для любого общества характерна необхо-
димость решения основных экономических проблем «Что, как и
для кого производить».
№ 2. а) Дилемма «ограниченность ресурсов — безграничность по-
требностей» существует всегда, и поэтому проблема «что произво-
дить» характерна не только для частного бизнеса, но и для обще-
ства в целом;
б) труд является только одним из видов ресурсов, и поэтому про-
блема «как производить» стоит перед данным обществом;
в) проблема «Для кого производить» является актуальной для
любого общества, поскольку в каждом обществе существуют ог-
раниченность ресурсов и технологических знаний.
№ 3. Важнейшими факторами производства являются труд, при-
родные ресурсы, капитал и предпринимательство.
Максимальное использование факторов производства в обще-
19
Тема 3

стве при данной технологической базе приводит к повышению за-
нятости и увеличению производства благ.
№ 4. Деление на материальное и нематериальное производство,
применительно к богатству общества, не имеет экономического смыс-
ла. Богатством общества является все то, что составляет ценность
для потребителя.
№ 5. Это положение правильное. Проблема в том, что потреб-
ности людей обгоняют ресурсные возможности производства,пре-
допределяя тем самым относительную редкость ресурсов.
№ 6 . 1 . Точка А означает превосходящее производство инвести-
ционных благ по сравнению с потребительскими в условиях полного
использования ресурсов и накопление производственного потенци-
ала.
Точка В означает превосходящее производство потреби-
тельских благ по сравнению с инвестиционными в условиях пол-
ного использования ресурсов, что означает, в основном, «эко-
номику сегодняшнего дня».
Точка С означает неполную занятость ресурсов.
Точка D не может быть достигнута при имеющихся ресурсах.
2. Движение от Л к В означает уменьшение производства инвес-
тиционных благ и увеличение производства потребительских. Ины-
ми словами, это движение есть переход от «экономики завтрашне-
го дня» к «экономике сегодняшнего дня».
Движение от В к С означает уменьшение производства потреби-
тельских благ из-за снижения занятости ресурсов.
Движение от С к А означает увеличение производства инвести-
ционных благ из-за увеличения занятости ресурсов.
Движение от Л к D невозможно при имеющихся ресурсах.
№ 7. 1. Альтернативные издержки одного дополнительного ав-
томобиля 3,4, 5,6,7 пушек.
2. Альтернативные издержки одной дополнительной пушки 1/7,
1/6,1/5,1/4,1/3 автомобиля.
№ 8. Все имеет свою цену, в том числе, и такой ресурс, как время.
Бесцельно проведенный день мог бы быть использован, например, для
изучения экономической теории, занятий спортом, зарабатывания де-
нег, определяющих альтернативную стоимость временного ресурса.
20
Координация выбора в различных хозяйственных системах

№ 9. Отрицательный наклон кривой трансформации объясняется
тем, что, увеличивая производство инвестиционных товаров, обще-
ство должно уменьшить производство потребительских благ в усло-
виях ограниченности ресурсов, а ее вогнутость по отношению к на-
чалу координат — растущей альтернативной стоимостью дополнитель-
ных единиц производимых благ.

Тема 4. КООРДИНАЦИЯ ВЫБОРА В РАЗЛИЧНЫХ
ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМАХ

№ 1. Вы присутствуете на диспуте между сторонником рыноч-
ной и сторонником централизованно-управляемой экономики.
Первый из названных участников утверждает: «Рынок — всегда и
везде наиболее эффективная форма хозяйства». Второй же возра-
жает: «Централизованная система хозяйства эффективнее рыноч-
ной, так как устраняет хаос и неопределенность рынка».
Кто прав в этом споре, на Ваш взгляд, с точки зрения теории
трансакционных издержек?
№ 2. Р. Коуз, один из основоположников теории трансакцион-
ных издержек, в одной из своих работ писал: «Если бы меня попро-
сили представить экономическую систему, в которой трансакци-
онные издержки не существуют, то я бы назвал абсолютно комму-
нистическое общество».'
Как бы Вы прокомментировали это высказывание?
№ 3. Какая форма хозяйственного порядка — рынок или иерар-
хия — характерны для перечисленных ниже пунктов:
а) производство автомобилей в рамках корпорации «Джене-
рал Моторс»;
б) выполнение домашних обязанностей внутри семьи;
в) производство автомобилей в масштабах национальной эко-
номики Японии;
г) производство стали на заводах бывшего СССР;
д) функционирование кафедры экономической теории МГИМО.
№ 4. Какие из перечисленных ниже издержек Вы отнесли бы к
трансакционным:
1
Coase R. Comments. — Contract Economics: Blackwell Publishers, 1992, p. 73.
Цит. по: Вопросы экономики. 1996. № 10. С. 91.
Тема 4

а) издержки на заработную плату наемным рабочим мебель-
ной фабрики;
б) издержки, связанные с ежемесячной выплатой торговой
фирмой дани так называемой «крыше» (криминальной/группи-
ровке);
в) издержки на сбор сведений о финансовом положении пред-
полагаемого участника контракта;
г) издержки по оплате услуг нотариуса, заверившего заклю-
чение сделки;
д) издержки на приобретение фирмой мобильных телефонов
для своих коммивояжеров.
№ 5. Как Вы понимаете замечание Р. Коуза о том, что «... при
отсутствии трансакционных издержек ничего не стоит ускорить
трансакции так, что вечность будет прожита за доли секунды». *
№ 6. В экономической теории принято различать юридические,
реальные, моральные права (см., например, П. Хейне. Экономи-
ческий образ мышления. М., 1991. С. 363). А вот сценка из недавне-
го социалистического прошлого: огромная очередь в кассу за де-
фицитным продовольственным товаром. Без очереди к окошечку
кассы пробиваются:
а) продавщица из соседнего отдела магазина;
б) пожилой мужчина с орденами на груди и удостоверением
об инвалидности;
в) бабушка без всяких документов, оправдывающаяся пло-
хим самочувствием.
На какие права рассчитывает каждый из этих людей? Будут ли
они реализованы на практике?
№ 7. Ваш сосед по дачному участку посадил быстрорастущую
разновидность тополя. Дерево стало затенять Ваш участок, на ко-
тором Вы выращиваете клубнику. Для разрешения конфликтной
ситуации Вы предпримите следующие действия:
а) обратитесь в местный суд;
б) подбросите соседу на участок пробирку с личинками топо-
линой моли;
1
Коуз. Р. Фирма, рынок право. М, 1993. С. 16.
Координация выбора в различных хозяйственных системах

в) вежливо попросите спилить дерево;
г) договоритесь о компенсации соседу (два ведра своей клуб-
ники), если он спилит дерево;
д) махнете рукой на выращивание своей клубники.
Какой из указанных пунктов предполагает наиболее рациональ-
ный путь разрешения конфликта с точки зрения теории прав соб-
ственности?
№ 8. Представьте себе ситуацию, достаточно часто встречающуюся
на практике: жители первого этажа обычного московского панель-
ного дома, измученные постоянным шумом и запахом бен-
зина паркующихся у них под окнами автомобилей, начинают воз-
водить заграждения и разбивать на земле под своими окнами цвет-
ники. Автомобилисты же возмущены и постоянно ломают ограж-
дения и портят цветники.
Кто прав в этом конфликте? Как бы Вы охарактеризовали эту си-
туацию, используя понятие «спецификация прав собственности»?
№ 9. Почему цивилизованный человек в цивилизованном мире не
крадет чужого:
а) боится ответственности за нарушение уголовного законо-
дательства;
б) подчиняется обычаям общества;
в) этого не позволяют его внутренние моральные установки;
г) все перечисленное выше верно.
Назовите правильный ответ.
№ 10. Как правило, уже с 2-х — 5-ти лет ребенок знает, что чужие
игрушки без спроса брать нельзя. Откуда он это знает?
а) врожденный инстинкт;
б) знание основ гражданского и уголовного права;
в) внушенные семьей правила поведения.
№ 11. Приведем цитату из Ветхого завета (Второзаконие, гл. V):
«... Не кради... Не желай жены ближнего твоего и не желай дома
ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола
его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что есть у
ближнего твоего».
Что изложено в этих библейских заповедях? Установленные госу-
23
Тема 4

дарством и изложенные в письменном виде своды государствен-
ных законов?
№ 12. Лауреат Нобелевской премии по экономике, один иЗ вид-
нейших представителей современного институционализма, амери-
канский экономист Дуглас Норт в одном из своих докладов выска-
зал следующую мысль: «Формальные правила можно заменить за
день, неформальные ограничения — нет».1
Ваш комментарии?
№ 13. Какой из перечисленных пунктов, на Ваш взгляд, харак-
теризует институциональные причины существования «теневой эко-
номики» в любой хозяйственной системе современного мира:
а) издержки соблюдения существующих законов при ведении
хозяйственной деятельности ниже, чем выгоды от достижения
своих целей;
б) издержки соблюдения существующих законов при ведении
хозяйственной деятельности превышают выгоды от достижения
своих целей;
в) государство не способно обеспечить защиту и выгоды от
легальной деятельности;
г) человеческие пороки неистребимы.
№ 14. Представители новой институциональной экономики в
своих работах часто подчеркивают, что важнейшая функция ин-
ститутов — экономия трансаюшонных издержек. Нет ли здесь про-
тиворечия с тем обстоятельством, что функционирование институ-
тов само порождает трансакционные издержки? Например, деятель-
ность государства связана с издержками на содержание законода-
тельной власти, судов, полиции и т. п.
Как бы Вы ответили на заданный вопрос?

Ответы к теме 4.

№ 1. Неправы оба участника дискуссии. Рыночная система, даже)
условиях, максимально приближенных к совершенной конкуренции
1
Д. Норт. Институциональные изменения: рамки анализа. Вопросы экономи
ки. 1997. № 3. С 10.

24
Координация выбора в различных хозяйственных системах

функционирует с известным «трением», что и подразумевается под
термином «трансакционные издержки». Централизованная система
хозяйства, как показала практика бывших социалистических стран,
также функционирует с трансакционными издержками, вызванными
неэффективностью административного управления хозяйством.
№ 2. В этом высказывании имеется в виду идеальная модель ком-
мунистического общества. В такой системе, где п л а н и р у ю щ и й
Центр обладает полной информацией о том, Что, Как и Для кого
производить, отсутствуют трансакционные издержки (в частности,
издержки на поиск информации). На практике подобное абсолют-
но коммунистическое общество ни в одной стране мира не суще-
ствовало.
№ 3. а) — иерархия. Однако взаимодействие некоторых филиа-
лов может быть организовано на рыночных принципах; б) — иерар-
хия; в) — рынок; г) — иерархия; д) — иерархия.
№ 4 . б), в), г).
№ 5. Трансакционные издержки снижают скорость трансакций
в экономике (можно провести аналогию с законами физики). При
отсутствии трансакционных издержек сделки совершались бы мгно-
венно, поэтому Р. Коуз и отмечает, что вечность была бы прожита
за доли секунды.
№ 6. а) — на реальные права, б) — на юридические права, в) — на
моральные права. Что касается реализации этих прав, то, с учетом
правового нигилизма российского общества (в социалистическом
прошлом и в переходной экономике), скорее всего, реализует свое
«обычное» право продавщица, с известными оговорками — инва-
лид, и полная неопределенность — у бабушки.
№ 7 . г).
№ 8. Права собственности на землю вокруг дома не специфици-
рованы, или размыты. Кто владеет, пользуется, распоряжается этой
землей — не прописано в законе. Отсюда — конфликтная ситуация,
и правота каждой из сторон может быть поставлена под сомнение
ее участникам.
№ 9 . г).
25
Тема 5

№ 10. в).
№ 11. Приведем цитату из книги Ф. Хайека «Пагубная самона-,
деянность», которая поможет ответить на поставленные вопросы:
«... институт собственности изначально представляет собой про-
дукт обычая (а судебная практика и законодательство на протяже-
нии тысячелетий лишь развивали его)...».'
№ 12. В приведенной цитате подчеркивается эволюционный ха-
рактер возникновения «правил игры», принятых в обществе. Этим, в
частности, объясняется и тот факт, что в переходных экономи-
ческих системах, в том числе, и в современной России, законотвор-
чество сталкивается со значительными сложностями, а законопос-
лушность граждан оставляет желать много лучшего: население не-
редко игнорирует так называемые писаные законы, руководствуясь
нормами «обычного» права.
№13. б), в).
№ 14. Да, деятельность институтов связана с трансакционны-
ми издержками; но в их отсутствие трансакционные издержки, или,
по выражению К. Эрроу, издержки эксплуатации экономической
системы, были бы намного большими.

Тема 5. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

№ 1. «Сведенный к основной своей сути, институт собственнос-
ти заключается в признании за каждым человеком права на исклю-
чительное распоряжение предметами, которые этот человек, муж-
чина или женщина, создал собственным трудом или получил, либо
в дар, либо по справедливому соглашению без применения силы
или обмана, от людей, создавших эту вещь».2
«Современный капиталистический хозяйственный строй — это
чудовищный космос, в который каждый отдельный человек вверг-
нут с момента своего рождения и границы которого остаются, во
всяком случае, для него как отдельного индивида, раз и навсегда
'Хайекф. Пагубная самонадеянность. М., 1992. С. 65.
:
Дж. С. Милль. Основы политической экономики. М., 1980, т. 1, с. 362.

26
Общая характеристика рыночной экономики

данными и неизмененными. Индивид в той мере, в какой он входит
в сложное переплетение рыночных отношений, вынужден подчи-
няться нормам капиталистического хозяйственного поведения...».1
Детально рассмотрите представленные фрагменты и сформули-
руйте ответы на следующие вопросы:
1. Каково содержание категории частной собственности в ры-
ночной экономике?
2. Является ли институт частной собственности непременным ат-
рибутом рыночного хозяйства?
3. Каким образом частная собственность детерминирует экономи-
ческую обособленность товаропроизводителей в условиях рынка?
№ 2. К условиям возникновения рынка относятся:
а) общественное разделение труда;
б) появление денег;
в) экономическая обособленность товаропроизводителей, ос-
нованная на частной собственности;
г) возникновение централизованных государств;
д) зарождение обмена.
Дайте правильный ответ.
№ 3. Внимательно рассмотрите следующие утверждения:
1) В замкнутой экономической единице ведется производство го-
тового продукта и его потребление.
2) Трудовой процесс базируется на традициях, обычаях, прину-
дительно устанавливаемых хозяйственных связях в рамках отдель-
ной общности.
3) Производство основано как на индивидуальном труде соб-
ственника, так и на применении им рабочей силы.
4) Процесс производства ведется с применением малопроизво-
дительных орудий труда, не дающих дополнительного продукта,
сверх необходимого для потребления самих производителей.
5) Изготовленная продукция принадлежит собственнику и пред-
назначена для свободной реализации на рынке.
6) Экономическая эволюция происходит очень медленно, отдель-
ные усовершенствования и преобразования могут совершаться сто-

1
М. Вебер. Протестантская этика и дух капитализма. М. Вебер. Избранные
произведения. М., 1990, с. 76.

27
Тема 5

7) Быстрый экономический прогресс общества является следстви-
ем высоких темпов роста производительности труда и динамично-
го расширения ассортимента продукции.
Какие утверждения, на Ваш взгляд, характеризуют признаки на-
турального хозяйства и товарного хозяйства и в чем их принципи-
альные различия?
№ 4. Что из нижеперечисленного может рассматриваться как ры-
ночная деятельность, а что — как нерыночная деятельность:
а) рекламные объявления в газете;
б) приготовление пищи в домашних условиях;
в) предоставление государством пособий по безработице;
г) закупки государством военной техники;
д) выращивание овощей на приусадебном участке для соб-
ственного потребления;
е) «блошиный» рынок;
ж) выращивание клубники на приусадебном участке для про-
дажи.
№ 5. Ктрансакционным издержкам относятся следующие расходы:
а) расходы на покупку сырья;
б) расходы на покупку оборудования;
в) рекламные расходы;
г) расходы на аренду помещения;
д) расходы на проведение переговоров с контрагентами об
условиях поставки продукции;
е) расходы на заработную плату рабочих и служащих пред-
приятия;
ж) расходы на содержание адвоката, обеспечивающего юри-
дическую защиту деятельности Вашего предприятия.
Дайте правильный ответ.
№ 6. Вы организовали фирму по оказанию юридических услуг.
В целях привлечения клиентуры Вы готовы пойти на расходы по
оплате посреднической деятельности в размере 10% от стоимости
услуг, предоставляемых клиенту. К какому виду издержек могут
быть отнесены указанные расходы?
Ш 7. Вы решили продать свой старый автомобиль. Вы осуществите
сделку по продаже автомобиля, если:
28
Общая характеристика рыночной экономики

а) трансакционные издержки равны продажной цене автомобиля;
б) трансакционные издержки меньше продажной цены авто-
мобиля;
в) трансакционные издержки больше продажной цены автомобиля.
Дайте правильный ответ.
№ 8. Что из перечисленного ниже входит в состав домашних хо-
зяйств, бизнеса, правительства:
а) текущий счет физического лица в банке, расходуемый на
личное потребление;
б) держатель акций;
в) индивидуальное фермерское хозяйство;
г) чиновник министерства;
д) биржа металлов;
е) профессорско-преподавательский состав государственно-
го высшего учебного заведения;
ж) бюджет семьи Ивановых;
з) текущий счет предприятия в банке;
и) арендатор земли;
к) выпускник института, ищущий работу.
№ 9. Какие из нижеперечисленных благ являются экономичес-
кими, а какие — неэкономическими:
а) воздух, которым Вы дышите;
б) снег зимой;
в) пищевойлед, используемый в ресторанах, барахит. д.;
г) лед на улицах в зимнее время года;
д) вода из родника недалеко от Вашего дома;
е) белая глина, используемая для производства фарфоровой посуды.
Дайте правильный и аргументированный ответ.
№ 10. «Как можно говорить о полезности всех экономических
благ?! Ведь наркотики, алкоголь, порнография вредны как для те-
лесного, так и для духовного здоровья человека!» Вы согласны с этим
утверждением? Что подразумевается под полезностью в эко-
номической теории?
№ 11. В экономической теории известен так называемый «пара-
докс Смита». Вот его суть: вода гораздо полезнее для человека, чем
29
Тема 5

алмазы. Почему же алмазы стоят так дорого, а вода имеет ничтож-
но малую стоимость? Как бы Вы ответили на вопрос Смита?
№ 12. Для окраски летнего дачного домика Вам потребуется
50 банок краски. У Вас же имеется всего 49 банок. Можно ли
утверждать, что 50-я банка, без которой домик останется не-
окрашенным, обладает для Вас наибольшей полезностью и что
подобная ситуация опровергает закон убывающей предельной
полезности?
N» 13. В чем преимущество перехода от товарных денег к бу-
мажным и кредитным деньгам? Возможны ли ситуации частично-
го возврата к товарным деньгам?
№ 14. Если вся наличность исчезнет из обращения, перестанем
ли мы использовать деньги как средство обращения?
№ 15. Какую функцию выполняют деньги в каждой из представ-
ленных ниже ситуаций:
а) Ваш депозитный счет в банке;
б) покупка автомобиля в кредит;
в) покупка овощей на базаре;
г) получение стипендии;
д) прайс-лист на продаваемую в магазине бытовую технику;
е) продажа земельного участка;
ж) меню с ценами в студенческой столовой?
№ 16. Абсолютная ликвидность денег зависит от:
а) их золотого содержания;
б) количества денег в обращении;
в) скорости обращения денег;
г) трансакционных издержек.
Дайте правильный ответ.
№ 17. У Вас имеется 1 млн. руб. наличными, а у Вашего друга —
загородный дом, оцениваемый в 1 млн. руб. Чье имущество обла-
дает большей ликвидностью? Всегда ли более ликвидный способ
хранения имущества более рационален?
№ 18. «Деноминация российского рубля в 1998 г. приведет к

30
Общая характеристика рыночной экономики

обесценению денежных средств». Согласны ли Вы с этим утвер-
ждением?
Ответ аргументируйте.
№ 19. Ценность современных денег определяется:
а) их золотым содержанием;
б) уровнем цен;
в) абсолютной ликвидностью;
г) количеством денег, находящихся в обращении;
д) золотым запасом страны.
Дайте правильный ответ.
№ 20. Демонетизация означает:
а) обесценение бумажных денег;
б) прекращение выполнения золотом функции денег;
в) порчу денег;
г) свободный обмен бумажных денег на золото.
Дайте правильный ответ.
№ 21. К чему, с точки зрения количественной теории, приведет
дополнительная эмиссия денежных средств правительством?
№ 22. Уравнение обмена И. Фишера показывает, что:
а) ценность денег прямо пропорциональна их количеству;
б) ценность денег обратно пропорциональна их количеству;
в) сумма товарных цен находится в прямой зависимости от
обращающейся денежной массы;
г) количество обращающихся денег находится в прямой за-
висимости от имеющейся товарной массы.
Дайте правильный ответ.
№ 23. Покажите графически действие закона спроса.
№ 24. В результате роста доходов потребителей (при прочих рав-
ных условиях):
а) величина спроса возросла;
б) спрос уменьшился;
в) величина спроса уменьшилась;
г) спрос увеличился.
Дайте правильный ответ.
31'
Тема 5

№ 25. Покажите графически изменения в величине спроса.
№ 26. Постарайтесь дать экономическое объяснение функцио-
нальных связей между предложением и ценой в динамике
P,Q-P2Q2- Pfi3- РД4 (рис. 5.1.).




Рис. 5.1.

№ 27. Смещение кривой предложения вправо может произойти
в результате:
а) повышения цен на ресурсы, используемые для производ-
ства данного товара;
б) внедрения новых технологий, повышающих производи-
тельность труда;
в) инфляционных ожиданий.
№ 28. Предположим, что реальная рыночная цена ниже равно-
весной. В этом случае:
а) величина спроса будет больше величины предложения;
б) величина спроса будет меньше величины предложения;
в) спрос будет меньше предложения;
г) предложение будет меньше спроса.
Дайте правильный ответ.
№ 29. Внимательно проанализируйте представленный график.

32
Общая характеристика рыночной экономики




Рис. 5.2.
По результатам экономического анализа графика сформулируй-
те ответы на следующие вопросы:
1. Какой экономический смысл имеет пересечение кривых в т. Е?
2. Что означает отрезок KL при цене Pp.
3. Какова экономическая интерпретация отрезка Л/УУпри цене Pt ?
4. При каких условиях возможно прекращение экономической
динамики?
5. Что Вы понимаете под термином «экономическая свобода»?
6. Почему только экономическая свобода обеспечивает равно-
весие рынка?
№ 30. В задаче № 29 равновесная цена установилась на уровне
Рх Если (при прочих равных условиях) произойдет рост доходов
потребителей, на каком уровне установится новая цена равнове-
сия — выше или ниже Р2?
№ 31. Удорожание сырья вызвало сдвиг кривой предложения.
На каком уровне установится теперь цена равновесия — выше или
ниже цены Р3 из задачи № 29?
№ 32. Функция спроса на мясо имеет следующий вид:
QB = 30 — Р, гдеQD — величинаспросанамясовдень(кг),аР —
цена в рублях за 1 кг. Функция предложения описывается следую-
щим уравнением: Qs = 15 + 2Р, где Qt — величина предложения мяса
вдень (кг).
1. Найдите равновесный объем и равновесную цену на мясо. По-
кажите это графически.

33
Тема 5

2. Какая ситуация сложится на рынке мяса, если цена упадет до
3 рублей?
№ 33. Выразите в алгебраической форме условия рыночного
равновесия по А. Маршаллу и Л. Вальрасу. Объясните различия
в их подходах.
№ 34. Изобразите кривую предложения свежих овощей в мгно-
венном периоде. Объясните, каким образом в этом случае устанав-
ливается равновесная цена, и покажите это графически.
№ 35. Спрос на товар описывается формулой QB = 30 — Р, а пред-
ложение G, = 50 + 2Р.
1. Определите равновесный объем и равновесную цену.
2. Охарактеризуйте данную рыночную ситуацию и дайте ее гра-
фическую иллюстрацию.
Х° 36. Внимательно рассмотрите предложенные графики. Обоб-
щив анализ графиков (рис. 5.3. варианты 1, 2, 3), постарайтесь от-
ветить на следующие вопросы:




Рис. 5.3.
1. Что такое эластичность спроса по цене?
2. Как можно определить коэффициент эластичности спроса по цене?
3. Какие степени эластичности спроса по цене Вы можете назвать?
4. Какие степени эластичности спроса по цене изображены в слу-
чаях 1,2,3?
№ 37. Какова, на Ваш взгляд, эластичность спроса в зависимос-
ти от цены у следующих товаров: а) соль, б) хлеб, в) мыло, г) брил-
лианты, д) цветы в день 8 Марта, е) сигареты, ж) сигареты «Camel»,
з) автомобиль.

34
Общая характеристика рыночной экономики

№ 38. Как изменится спрос на товар, если изменится цена на
говар-субститут:
спрос на уголь (при росте цен на нефть);
спрос на чай (при росте цен на кофе);
спрос на кур (при снижении цены на мясо).
В каком направлении сдвинется кривая спроса на эти товары,
т. е. утоль, чай, куры?
№ 39. Как изменится спрос на товар, если изменится цена на
товар-комплемент:
спрос на ягоды (при росте цен на сахар);
спрос на фотоаппараты (при росте цен на фотопленку);
спрос на энергоемкие марки автомобилей (при росте цен на бензин).
В каком направлении сдвинется кривая спроса на эти товары,
т. е. ягоды, фотоаппараты, автомобили?
№ 40. Коэффициент перекрестной эластичности спроса на то-
вар X по цене товара Y(Edxy) равен 1,5.
Что Вы можете сказать об этих двух товарах? О чем свидетель-
ствует величина коэффициента?
№ 41. При росте цен на молоко коэффициент перекрестной эла-
стичности спроса на кинокамеры будет иметь следующее значение:
1) отрицательное;
2) положительное;
3) нулевое.
Дайте правильный и аргументированный ответ.
№ 42. На что указывает коэффициент эластичности по доходу с
отрицательным значением? Приведите аргументацию и примеры.
№ 43. Объясните, каким образом эластичность предложения вли-
яет на величину валового дохода.
№ 44. Покажите графически различия в эластичности предло-
жения картофеля в краткосрочном и долгосрочном периодах и
объясните, с чем связаны эти различия.
№ 45. Что Вы понимаете под термином «предельная полез-
ность»? Может ли предельная полезность принимать отрицатель-
ное значение?
35
Тема 5

№ 46. Какова динамика предельной полезности по мере увели-
чения количества потребляемых благ?
№ 47. Чем, по-вашему, объясняется сходство кривой предельной
полезности и кривой рыночного спроса (обе имеют отрицательный
наклон)? Может ли кривая спроса иметь положительный наклон?
№ 48. Может ли последняя единица потребляемого блага иметь
небольшую полезность? Так, студент-первокурсник недоумевает: «А
если на борту космического корабля произошла авария и началась
утечка кислорода? Ведь последний глоток кислорода для космонавта
будет иметь наибольшую полезность?» Как бы Вы ответили студенту?
№ 49. Внимательно рассмотрите предлагаемые положения:
«Джевонс полагал, что количественная определенность субъек-
тивной полезности и оценки может проявиться только в рыночных
ценах товаров, услуг и факторов производства».'
«Парето ввел вместо количественного понятия субъективной по-
лезности порядковое, т. е. субъективное предпочтение, а вместо со-
поставления порядковой полезности отдельных благ — сопоставле-
ние их наборов».2
Определите, проанализировав оба фрагмента, сущность теоре-
тических направлений - ординализма и кардинализма.
№ 50. Внимательно рассмотрите предложенные графики:




Р и с . 5.4.

«Всемирная история экономической мысли». М., 1989, т. 3, с. 157.
«Всемирная история экономической мысли». М., 1989, т. 3, с. 164.

36
Общая характеристика рыночной экономики

1) Каков экономический смысл кривой безразличия?
2) Что означает форма и положение кривой ?/,(рис. 5.4.), т. е. ее
отрицательный наклон и выпуклость по отношению к началу коор-
динат?
3) Что означают кривые безразличия, расположенные выше или
ниже {/,, т. е. кривые U2, Uv U4, U5?
4) Могут ли пересечься кривые безразличия, как, например, на рис. 5.5.




Рис. 5.6. Рис. 5.7.
1. Каков экономический смысл линии бюджетного ограничения
AW(pnc. 5.6.)? Чем определяется ее наклон? Если товар D подеше-
веет, как изменится наклон MN?
2. Каковы возможности потребления в каждой точке на линии
бюджетного ограничения (рис. 5.6.)?

37
Тема 5

3. Что означаетдля потребителя касание VtuMNСточке Е (рис.
5.7.)? Возможно ли касание С/, линией MN в другой точке? Какие
условия должны при этом измениться?
4. Как можно выразить условия потребительского равновесия с
помощью уравнения?
№ 52. Если предельная норма замещения товара у товаром х
(MRSxy) есть величина постоянная при любых комбинациях этих
товаров и при сохранении общей полезности, то как при таких ус-
ловиях будет выглядеть кривая безразличия?
№ S3. В вашем ежедневном рационе питания всегда присутству-
ет кофе и отсутствует чай (не пьете его никогда). Чему в данном
случае будет равна предельная норма замещения кофе чаем и как бу-
дет выглядеть кривая безразличия?
№ 54. На рис. 5.8. представлены графики кривых расходов Эн-
геля, где по оси ординат отложены расходы на товар «л», а по оси
абсцисс — доход потребителя.




Рис. 5.8.
Ответьте на следующие вопросы:
а) Расходы на какие товары изображены на данных графиках?
б) Что означают лучи, проведенные из начала координат под
углом 45 градусов?
в) Возможно ли совпадение кривой расходов Энгеля с дан-
ным лучом?
№ 55. Чем отличается разложение общего эффекта изменения цены
на эффект дохода и эффект замещения по Дж. Хиксу и Е. Слуцкому?
№ 56. Корзина потребителя состоит из двух товаров: А и Б. Цена

38
Общая характеристика рыночной экономики

на товар А повысилась с уровня Ра до уровня Раг Цена на товар Б
осталась неизменной. Покажите графически разложение общего
эффекта повышения цены на товар А на эффект замещения и эф-
фект дохода по Хиксу, используя при этом рис. 5.9.




Рис. 5.9.
UN — бюджетная линия, соответствующая денежному доходу /
и ценам Ра и Рб.
UU — кривая безразличная.
т. К— соответствует денежному доходу /и цене Раг
№ 57. На рис. 5.10. изображена ситуация равновесия потребите-
ля при заданной бюджетной линии АВ. Предположим, что цена то-
вара X понизилась до уровня Рхг при прочих равных условиях,
что соответствует т. С на графике. Разложите общий эффект пони-
жения цены на товар X на эффект замещения и эффект дохода по
Слуцкому и покажите это графически.




Рис. 5.10.
№ 58. Используя график на рис. 5.11., ответьте на следующие вопросы:
1. Какова рыночная цена первой единицы товара, второй, третьей
при объеме рыночного спроса в 3 единицы товара?
39
Тема 5
1. По какой максимальной цене потребитель оценивает каждую
дополнительную единицу товара?
3. Как можно сформулировать понятие «излишек потребителя»?
4. Как можно изобразить на графике излишек потребителя?
5. Каким образом подсчитывается излишек потребителя? Каков
будет излишек потребителя при повышении рыночных цен? При
снижении рыночных цен?
6. Выплачивает ли кто-нибудь каждому покупателю излишекпо-
требителя в денежной форме?




Рис. 5.11.

Ответы к теме 5.

№ 1. Именно форма частной собственности в наибольшей сте-
пени адекватна категории экономической обособленности, без чегс
невозможно рыночное хозяйство (пункты 1—3).
№ 2. Условиями возникновения рынка являются общественное
разделение труда и экономическая обособленность товаропроиз-
водителей, основанная на частной собственности.
№3.1,2,4,6 — натуральное хозяйство.
№4. а),г),е),ж)— рыночная деятельность;
б), в), д) —нерыночная деятельность.
№5.в),д),ж).
Общая характеристика рыночной экономики

№ 6. Трансакционные издержки.
№ 7. б).
№ 8. а), ж), к) —домашние хозяйства;
б), в), д), з), и) — бизнес;
г), е) — правительство.
№ 9. а), б), г), д) — неэкономическое благо;
в), е) — экономическое благо.
№ 10. Полезность — это свойство товара удовлетворять потреб-
ности человека, каковы бы они не были - нравственные оценки здесь
не принимаются во внимание.
№ 11. Необходимо провести различие между общей и предельной
полезностью блага; ведь стоимость определяется не общей, а предель-
ной полезностью, а она выше у алмазов.
№ 12. Полезность для Вас обладает только комплект, т. е. набор
банок, состоящий именно из 50 штук а данном случае. 1, 2, 3, или
49 банок будут для Вас одинаково бесполезны, так же, как и кос-
тюм без одного рукава.
№ 13. Бумажные и кредитные услуги ускоряют скорость обмена
товаров и услуг. Их появление объективно на определенной ступе-
ни экономического развития, но в случае резкого ухудшения эко-
номической ситуации (войны, экономическая разруха) возможен
частичный возврат к товарным деньгам.
№ 14. Наличность составляла в 1992 г. в развитых странах прибли-
зительно 2—3% денежного предложения, поэтому данный компонент
не играет решающей роли в выполнении деньгами этой функции.
№ 15. а) — средство сбережения;
б), г) — средство платежа;
в), е) — средство обращения;
д), ж) — мера ценности.
№16. г).
№ 17. Ваше имущество более ликвидно, но в условиях инфля-
ции нет смысла хранить значительную часть своего имущества в
ликвидной форме.
41
Тема 5

№ 18. Нет, деноминация означает изменение масштаба цен, т. е.
это чисто техническая мера. Следовательно, обесценения денег не
произойдет.
№ 19. г).
№20.6).
№ 21. Кростутоварных цен.
№22. б), в).
№ 23. Закон спроса выражает отрицательную зависимость между
ценой и величиной спроса.




Рис. 5.12.
№ 24. г).
№ 25. Изменения в величине спроса связаны с изменением цены,
что отражается в перемещении вдоль кривой спроса.




Рис. 5.13.

42
Общая характеристика рыночной экономики

№ 26. Прямо пропорциональная зависимость между ценой и ве-
личиной предложения товаров (рис. 5.1.).
№27.6).
№28. а).
№ 29.1. В т. Е — совпадение намерений купить и намерений про-
дать.
2. KL — перепроизводство.
3. MN — дефицит.
4. В состоянии экономического равновесия, т. е. в т. Е.
5. Свобода распоряжения факторами производства их собствен-
никами; свобода перелива ресурсов; свобода ценообразования и т. д.
6. Равновесные цены могут устанавливаться только при свобод-
ном ценообразовании.
№ 30. Правостороннее смещение кривой спроса (при прочих рав-
ных условиях) приведет к более высокому (выше Р2) уровню рав-
новесной цены.
№ 31. Левостороннее смещение кривой предложения (при про-
чих равных условиях) приведет к более высокому (выше Р2) уровня
равновесной цены.
№ 32. 1. Равновесный объем (Qe) = 25 кг. Равновесная цена (Ре) =
5 рублей.
2. Возникает дефицит мяса, равный 6 кг.




Рис. 5.14.
43
Тема 5

№ 33. Условия рыночного равновесия по А. Маршаллу:

стр. 1
(всего 6)

СОДЕРЖАНИЕ

>>