<<

стр. 2
(всего 6)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

г е
=
PC(Q) P/Q)> Д PD— иена спроса,Р — цена предложения; по
Л. Вальрасуй/Р;=е/^-
А. Маршалл исходил из различий в цене спроса и цене предло-
жения, поэтому у него цена есть функция величины спроса (вели-
чины предложения).
Л. Вальрас рассматривал различия в величине спроса и величи-
не предложения, исходя из того, что они есть функция цены.




Рис. 5.15.
№ 34. Уровень равновесной цены будет определяться спросом, сле-
довательно цена равновесия совпадет с ценой спроса (см. график).
№ 35.1. Равновесный объем отсутствует. Равновесная цена рав-
на «О».
2. Ситуация краевого равновесия на рынке «свободного» блага.
№ 36. 1. Чувствительность реакции спроса на изменение цены.
2. E'd = Л Q/Q : Л Р/ Р, где E'd — коэффициент эластичности
спроса в зависимости от цены.

4.1:E> - I .
2;Е> <1.
i:E'd>\.
№ 37. а) низкая;
б) низкая;
в) низкая;
г) высокая;
Общая характеристика рыночной экономики

д) низкая;
е) низкая (для курильщиков);
ж) высокая;
з) высокая.
№ 38. Общая закономерность: если изменяется цена на товар-
субститут, то в этом же направлении изменяется и спрос на анали-
зируемый товар.
№ 39. Общая закономерность: если изменяется цена на товар-
комплемент, то в противоположном направлении изменяется спрос
на анализируемый товар.
№ 40. Здесь мы имеем дело с товарами-субститутами. Величина
коэффициента свидетельствует о том, что при изменении цены на
1 % величина спроса изменяется на 1,5 %.
№41.3).
№ 42. Отрицательное значение коэффициента эластичности по
доходу указывает на то, что мы имеем дело с низшим товаром.
№ 43. Не влияет.
№44.




Рис. 5.16. а) краткосрочный период б) долгосрочный период
№ 45. Предельная, т. е. дополнительная (добавочная) полезность
от дополнительной единицы потребляемого блага.
Отрицательное значение — при перенасыщении потребностей.
№ 46. Убывающая.

45
Тема 5

№ 47. Обратная зависимость существует как между ценой товара
и величиной спроса на него, так и между количеством потребляемых
благ и их предельной полезностью; положительный наклон — при «эф-
фекте Гиффена».
№ 48. Этот пример только подтверждает закономерность: ведь
предельная полезность блага бывает выше при меньшем запасе
блага. Когда запас блага (кислорода) уменьшается, предельная
полезность растет.
№ 49. Кардинализм ищет абсолютную единицу измерения по-
лезности (например, в так называемых «ютилях»); ординализм пред-
лагает относительное соизмерение полезностей.
№ 50. 1. Кривая безразличия отражает все возможные комбина-
ции товаров С и Д дающие потребителю одинаковую степень удов-
летворения потребности.
2. Выпуклость означает уменьшающуюся предельную норму за-
мещения.
3. Каждая кривая выше С, означает относительно большую ве-
личину полезности и, соответственно, расположенная ниже ?/, —
меньшую величину полезности.
4. Потребительские предпочтения обладают свойством тран-
зитивности: если потребитель предпочитает товар А товару В, а
товар В товару С, то он предпочитает товар А и товар С. Если т., А
и т. В — на одной кривой, то они одинаково безразличны потреби-
телю (одинаково равноценны). И если т. Л и т. С лежат на одной
кривой, то они одинаково равноценны. Следовательно, и т. В и т.
С — тоже одинаково равноценны (безразличны) для потребителя.
Но последнее утверждение невозможно: ведь т. С лежит на более
высокой кривой безразличия, чем т. В. Отсюда вывод: кривые без-
различия не могут пересечься.

№ 51.1) Наклон линии MN зависит от цен товаров С и D.
2) Линия MN отражает все возможные комбинации товаров С и
D при данном уровне цен на эти товары и данном размере бюджета.
3) Точка касания — равновесие потребителя, в которой цены на
товары пропорциональны их предельной полезности.
4) Ml/товара С __ MUтовара D
Р товара D
Ртовара С

46
Общая характеристика рыночной экономики

№52.




Рис. 5.17.
№ 53. MRSxy = 0.




Рис. 5.18.
№ 54. а) На графике «а» изображена кривая расходов Энгеля на
нормальный товар, на графике «б» — на низший;
б) изображенные лучи представляют собой верхний предел
расходов потребителя;
в) возможно в том случае, если доход потребитель расходует
лишь на один товар «».
№ 55. Отличия связаны с различной трактовкой Дж. Хиксом и
Е. Слуцким понятия «реальный доход».
№56.




Рис. 5.19.
'Темп 5

Общий эффект роста цены — уменьшение потребления товара Л
на величину отрезка А,АГ
Эффект замещения равен разности А,- А3, а эффект дохода -
разности А3-Аг
№57.
товару




Рис. 5.20.
В результате понижения цены на товар х общее потребление дан-
ного товара увеличилось с х, до х2. При этом эффект замещения
равен отрезку х ; — х3, а эффект дохода — отрезку х} — х2.
№ 58.1. Рыночная цена = 80 ед.
2. 1-й товар = 120 ед., 2-й = 100 ед., 3-й = 80 ед.
3. Разница между ценой, которую потребитель был готов упла-
тить, и ценой, которую он реально платит: (120+100+80) — (80 х 3) =
60.
4. Заштрихованная площадь (треугольник ABC).
5. См. п. 3; при повышении цен излишек уменьшается, при сни-
жении — соответственно, увеличивается.
6. В денежной форме, в виде почтового перевода или сдачи в
магазине потребительский излишек покупателю не выплачивает-
ся. Этот излишек показывает ту выгоду, которую покупатель по-
лучает на рынке в результате свободного обмена в условиях совер-
шенной конкуренции (см. парное к этому понятие «излишек произ-
водителя»).




48
Механизм рынка совершенной конкуренции

Тема 6. МЕХАНИЗМ РЫНКА СОВЕРШЕННОЙ
КОНКУРЕНЦИИ
№ 1. Если государство, желая поддержать фермерские хозяйства,
установит цену на мясо выше равновесной, как это отразится на
величине общего выигрыша потребителя данного вида продукции.
Покажите это графически.
№ 2. Представьте себя попеременно в роли бухгалтера какой-
либо фирмы и в роли экономиста-теоретика. Различен ли будет Ваш
взгляд на определение издержек фирмы? В какой из этих ролей Вы
будете более озабоченны ретроспективной оценкой деятельности
фирмы и в какой — перспективной оценкой этого предприятия?
№ 3. Вы — владелец приватизированной квартиры в центре Мос-
квы, решивший у себя дома организовать небольшое ателье по
производству дамских шляпок. Наняв двух женщин-пенсионерок,
вы втроем приступаете к изготовлению продукции. Как Вы буде-
те рассчитывать свои издержки? Будете ли Вы учитывать неявные
издержки? Какие основные статьи Ваших издержек Вы могли бы
назвать?
№ 4. Вы создали собственную фирму. По окончании года, по рас-
четам бухгалтера, прибыль составила 10 млн. рублей. Насколько при-
быльным оказался Ваш бизнес, с Вашей точки зрения, принимая во
внимание тот факт, что Вам пришлось оставить работу, которая при-
носила доход в размере 2 млн. рублей. Кроме того, для создания
фирмы Вы вложили собственные денежные средства в размере 100
млн. рублей. Ставка процента составляет 20% годовых. Будете ли
Вы иметь экономическую прибыль и чему она будет равна?
№ 5. Определите, при каких условиях:
а) бухгалтерская прибыль будет больше 0;
б) бухгалтерская прибыль будет равна 0;
в) экономическая прибыль будет больше 0;
г) экономическая прибыль будет равна 0.
№ 6. Вы вложили в предприятие собственные денежные сред-
ства в размере 20 млн. рублей. По итогам года были получены сле-
дующие результаты:
49
Тема 6

а) общий доход от деятельности предприятия составил Юмлн. j
рублей;
б) бухгалтерские издержки составили 8 млн. рублей;
в) банковский процент составляет 15% годовых.
Получите ли Вы при данных результатах деятельности предпри-
ятия нормальную прибыль? Удачно ли Вы разместили Ваши де-
нежные средства? Ответ аргументируйте.
№ 7. Если фирма имеет нулевой объем производства, то будет ли
она иметь расходы, связанные с издержками производства? Ответ
аргументируйте.
№ 8. Какие из нижеперечисленных затрат на производство могут
быть отнесены к постоянным издержкам, а какие — к переменным и
почему?
1. Амортизация зданий и оборудования.
2. Заработная плата рабочих.
3. Служебный оклад директора завода.
4. Налог на недвижимость.
5. Расходы на электроэнергию и воду.
6. Обязательные страховые платежи.
7. Расходы на покупку сырья.
8. Расходы на покупку вспомогательных материалов и инстру-
ментов.
9. Упущенный процент на вложенные собственные денежные
средства.
№ 9. Валовые издержки (ТС) фирмы в краткосрочном периоде
представляют собой:
а) сумму постоянных (FC) и предельных (МС) издержек;
б) сумму средних переменных (AVC) и средних постоянных
издержек (AFC);
в) сумму средних (АС) и предельных (МС) издержек;
г) сумму постоянных (FC) и переменных (VC) издержек;
д) сумму средних постоянных (AFC) и переменных (VC) из-
держек.
Дайте правильный ответ.
№ 10. Изобразите кривую средних общих издержек (АС) и сред-
них переменных издержек (AVC). Подробно объясните, чему рав-

50
Механизм рынка совершенной конкуренции


но расстояние по вертикали между этими двумя кривыми при лю-
бом заданном объеме выпуска продукции.
№ 11. Согласны ли Вы с утверждением, что по мере роста объе-
ма выпускаемой продукции кривые средних издержек и средних пе-
ременных издержек удаляются друг от друга. Ответ аргументируй-
те. Покажите это графически.
№ 12. При производстве 40 деталей/1 VCсоставили 20рублей. При
выпуске 20 деталей AFC составили Юрублей. При выпуске 50 дета-
лей ЛСравны 60 рублям. Определите:
1. величину АС при производстве 40 деталей;
2. величину Л VC при производстве 50 деталей.
№ 13. Почему кривые AVC и МСисходят из одной точки? Какова
экономическая интерпретация этого графического изображения?




Рис. 6.1.
№ 14. Изобразите графически кривые средних общих, средних
переменных и предельных издержек. В каких точках они пересека-
ются? Объясните, почему?
№ 15. Какие из нижеперечисленных факторов оказывают непос-
редственное влияние на величину предельных издержек:
а) общие издержки;
б) переменные издержки;
в) средние постоянные издержки;
г) постоянные издержки?
№ 16. У нас имеются следующие данные: при объеме выпуска
Тема 6

продукции равному 10 единицам средние постоянные издержку
(AFC) составляют 20 рублей, при выпуске одиннадцати единиц'
продукции они составляют примерно 18,2 рубля. Можем ли мы на
основе имеющихся данных определить величину предельных издер-,
жек при выпуске одиннадцатой единицы продукции. Если да, то|
определите их величину. Если нет, то какими данными необходи-
мо располагать для их подсчета.
№ 17. В случае увеличивающегося эффекта масштаба производ-
ства при прочих равных условиях, как будут себя вести долгосроч-
ные средние издержки:
а) останутся постоянными;
б) уменьшатся;
в) возрастут.
Дайте правильный ответ.
№ 18. Какой из графиков, изображенных на рис. 6.2., описывает
спрос на продукт совершенного конкурентного продавца. Ответ ар-
гументируйте.




Рис. 6.2.
№ 19. На графике приведено изображение линии валового до-
хода (77?) фирмы — совершенного конкурента. Чем определяется
угол наклона этой кривой? При каких условиях линия TR будет
более крутой или более пологой (пунктирные линии)?

52
Механизм рынка совершенной конкуренции




Рис. 6.3.
№ 20. Может ли фирма — совершенный конкурент влиять на ве-
личину своего валового дохода (TR). Если да, то каким образом?
Если нет, то почему?
№ 21. Если графическое изображение валового дохода фирмы
имеет вид прямой линии, что Вы можете сказать о величине пре-
дельного дохода (MR) при различных объемах выпуска продукции?
№ 22. Вы — совершенный конкурент («ценополучатель»). Если
рыночная цена на помидоры установлена на уровне 50 руб./кг, ка-
ков будет Ваш предельный доход (MR) при объеме продаж 100 кг?
1 кг? 20 кг? Каков при этом будет Ваш средний доход (AR) ?
№ 23. Рыночная цена единицы выпускаемой продукции состав-
ляет 70 рублей. Величина средних издержек (АС) при оптимальном
выпуске продукции, составляющем 12 единиц продукции, равна 80
рублям. Величина средних переменных издержек (A VC) при этом же
объеме выпуска продукции составляет 50 рублей.
Какое, по Вашему мнению, решение в краткосрочном периоде дол-
жна принять фирма — совершенный конкурент в данных эконо-
мических условиях: уйти с рынка или остаться и почему? Дайте гра-
фический анализ ситуации.
№ 24. При каком из нижеперечисленных условий фирме — со-
вершенному конкуренту следует прекратить производство и уйти с
рынка с целью минимизации убытков в краткосрочном периоде:
а)Р>АС
5)Р = МС

53
Тема 6

в) Р<АС
г) P>AFC
Л)Р>АГС
e)P<AVC
Выберите правильный ответ и объясните, почему.
№ 25. На рис. 6.4. изображены три графика:




Рис 6.4.
Вам необходимо, проанализировав каждый из представленных
графиков, определить:
1) объем производства, максимизирующий прибыль или мини-
мизирующий убытки;
2) определить величину прибыли или убытков и показать это на
графиках;
3) определить, какой вид прибыли имеет фирма;
4) дать рекомендации о дальнейшем поведении фирмы на рынке
в краткосрочном периоде.

Ответы к теме 6.

№1.




Рис. 6.5.
Механизм рынка совершенной конкуренции

Общий выигрыш потребителя уменьшится на величину площа-
ди четырехугольника PtBEfir
№ 2. Экономист-теоретик (как и предприниматель) более инте-
ресуется перспективными оценками; бухгалтер — ретроспективны-
ми; второго интересуют денежные, или явные издержки; первый
озабочен и учетом альтернативных, неявных издержек.
№ 3. Если не учитывать неявные издержки, то Вы подсчитаете
расходы на заработную плату, на сырье и материалы, на транс-
порт, освещение и прочие элементы постоянных и переменных де-
нежных издержек. Но если учитывать альтернативные, неявные
издержки, то надо включать; арендную штату (в рублях или долла-
рах, т. к. в центре Москвы можно сдать квартиру и иностранным
фирмам), которую Вы могли бы получить; свое жалованье, если
бы Вы предложили услуги своего труда какому-либо предприни-
мателю; процент, если Вы вложили в дело свой собственный, а не
заемный капитал и др.
№ 4. Вы не только не получили экономической прибыли, но и
понесли убытки в размере 12 млн. рублей.
№ 5. а) валовой доход (TR) > явных (бухгалтерских) издержек;
б) TR = явные (бухгалтерские) издержки;
в) TR > 7С(бухгалтерские + альтернативные издержки);
г) TR = ТС.
№ 6. Нормальная прибыль получена не будет. Ваши денежные
средства были размещены неудачно.
№ 7. Фирма будет иметь расходы, равные величине постоянных
издержек (FV).
№8./С: 1,3,4,6,9.
VC:2, 5,7,8.
№ 9. Правильный ответ: г).




55
Тема 6

№10.




Рис. 6.6.
Расстояние между кривыми АС и AVC по вертикали для любого
заданного объема выпуска продукции равно величине AFC.
№ 11. Нет, кривые АС и AVC сближаются (см. график к ответу
№ 10), т. к. с ростом выпуска продукции AFC уменьшаются.
№ 1 2 . 1. АС = 25 рублей.
2. AVC = 56 рублей.
№ 13. Предельные издержки не зависят от постоянных издер-
жек, т. к. последние одинаковы при любом объеме выпуска про-
дукции. Следовательно, для бесконечно малого количества продук-
ции предельные и средние переменные издержки (МС и AVC) — это
одна и та же величина; на графике кривые МС wAVC должны ис-
ходить из одной точки.
№14.




Рис. 6.7.

56
Механизм рынка совершенной конкуренции

Кривая МС пересечет кривые AVC и АС в точках их минимума
(тт. ЕиЕ,).
№ 15. Правильный ответ б).
№ 16. Не можем. Для их определения требуются данные либо по
средним переменным, либо по средним общим, либо по валовым издер-
жкам при каждом из приведенных в задаче объемов выпуска продукции.
№ 17. Правильный ответ б).
№ 18. Правильный ответ г).
№ 19. Наклон TR зависит от цены (Р), т. е. TR/Q = Р. Чем боль-
ше Р, тем круче линии TR , и чем меньше Р, тем более пологой бу-
дет линия TR.
№ 20. Фирма — совершенный конкурент может влиять на вели-
чину своего валового дохода, варьируя объем выпуска продукции.
№ 21. MR = Р, где Р- const.
№ 22. При любом объеме продаж предельный доход равен цене,
или, что то же самое, среднему доходу, т. е. MR = P = AR.
№23.




Рис. 6.8.
Фирме, несмотря на убытки, следует остаться в отрасли. Это по-
зволит ей минимизировать убытки.
№ 24. Правильный ответе).
№ 25. а) фирма находится в точке нулевой прибыли, получая
н
ормальную прибыль (т. Е — см. график);
57
Тема 6




Рис. 6.9.
б) фирма имеет экономическую прибыль, равную площади пр
моугольникаKPtEL (см. график);




Рис. 6.10.
в) фирма терпит убытки, равные площади прямоугольни
P,KLE, (см. график). Однако для минимизации убытков фирм
следует остаться на рынке..




Рис. 6.11.

58
Механизм рынка несовершенной конкуренции

Тема 7. МЕХАНИЗМ РЫНКА
НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

№ 1. В дословном переводе с греческого языка слово «монополия»
означает «единственный продавец».
Это определение монополии можно представить методом гра-
фического анализа:




Анализируя слова «монополия» и предложенный график, поста-
райтесь ответить на следующие вопросы:
1. Существуют ли реальные возможности деятельности монопо-
лии на рынке как единственного продавца? Сколь продолжительно
может осуществляться такая деятельность?
2. Какими могут быть аргументы и примеры при положитель-
ном ответе на 1-й вопрос?
3. Какими, на Ваш взгляд, могут быть аргументы при отрица-
тельном ответе на 1 -й вопрос?
№ 2. а) Небольшое количество фирм производит однородную
продукцию, осуществляя частный контроль над ценами;
б) большое количество компаний производит различную про-
дукцию при очень слабом контроле над ценами;
в) однородная продукция производится на двух фирмах при
частичном контроле над ценами;
г) определенный продукт изготовляется одной компанией с
высокой степенью контроля над ценами;
д) в США 50 самых мощных компаний осуществляют 94% вы-
пуска различных продуктов нефтепереработки;

59
Тема 7

е) в авиастроении США на дол. 8 крупнейших фирм прихо-
дится 81% продаж.
Проведите анализ представленных утверждений и попытайтесь
ответить на следующие вопросы:
1. Какой тип рыночной структуры представлен в пунктах а) — г)?
2. Какую рыночную структуру отражает утверждение д)?
3. Характерные черты какой рыночной структуры представле-
ны в утверждении е)?
№ 3. а) Компания впервые вышла на рынок с новой продукцией,
не позаботившись о специальных мерах защиты от конкуренции;
б) автор научного открытия, зарегистрировав его, позаботился
о своем творческом приоритете, прибегнув к институту ав-
торских прав;
в) фирма функционирует в отрасли, где максимальная эффек-
тивность достигается лишь путем выпуска объема продукции,
удовлетворяющего целиком рыночный спрос.
Поразмышляйте над предлагаемыми утверждениями и постарай-
тесь ответить на следующий вопрос:
К какому виду монополии относится каждое из предложенных
(а—в) утверждений: естественному, открытому или закрытому? При-
ведите примеры монополий этих типов в странах СНГ.
№ 4. Одной из характеристик рынка является степень преобла-
дания крупной фирмы или группы больших фирм на этом рынке.
Вот некоторые эмпирические данные по объему продаж (процент от
общего отраслевого объема) 4-х крупных промышленных фирм|
США: лесопильная промышленность — 17% продаж; производство1
двигателей и кузовов автомашин — 93%.
Аналогичные показатели, но уже характеризующие 8 крупных
промышленных компаний США: по выпуску газет — 31 % продаж, в:
авиастроении — 81%.
Проанализировав приведенные эмпирические данные, постарай-
тесь ответить на следующие вопросы:
1. Как Вы могли бы сформулировать понятие концентрация рынка?
2. Что такое коэффициент концентрации?
3. В чем Вы видите недостатки коэффициента концентрации?
№ 5. В каком случае понятие «фирма» и «отрасль» совпадают,
или являются синонимами?

60
Механизм рынка несовершенной конкуренции

№ 6. «Чистый» монополист может повышать иену на свой то-
вар безгранично: ведь он — один-единственный производитель в
отрасли. Кривая спроса на его товар — абсолютна неэластична. Вы
согласны с этим утверждением?
№ 7. а) В С ША необходимо получить лицензию от органов власти
на открытие частной практики в медицине и юриспруденции;
б) в России собственность на природные ресурсы является го-
сударственной, кроме того, многие из этих ресурсов являются
невоспроизводимыми;
в) при развитом законодательстве в области авторского права
фирма, как правило, защищает свою новую продукцию патентом,
а также исключительным правом для себя на копирование.
Проанализируйте предложенные примеры и сформулируйте от-
веты на следующие вопросы:
1. Что такое входные барьеры к вступлению в отрасль?
2. В чем состоит проблема входных барьеров?
3. Как можно классифицировать входные барьеры?
№ 8. Вы стали обладателем большого состояния, доставшегося
Вам в наследство, и решили открыть собственное дело: создать за-
вод (фирму) по производству автомобилей. Какие барьеры для вступ-
ления в эту отрасль Вам придется преодолеть:
а) эффект масштаба;
б) финансовые барьеры;
в) лицензии;
г) связи с исполнительной или законодательной властью;
д) необходимость дачи взятки;
е) рекламная кампания;
ж) нечестная конкуренция со стороны уже функционирующих
автомобильных фирм.
Одинаково ли значение этих пунктов для Вас в России и в стране
с развитой рыночной экономикой, например, ФРГ, США, Франции?
№ 9. Почему в условиях «чистой» монополии линия спроса и ли-
ния предельного дохода не совпадают, как в условиях совершенной
конкуренции.
№ 10. Может ли монополист снижать цену каждой последующей
(дополнительной) единицы продукции, не снижая при этом цену пред-
шествующих единиц?
61
Тема 7


№ 11. На графике изображена линия спроса на продукцию мо-
нополиста и объем продаж при цене Р, и Рг Попытайтесь заштри-
ховать прямоугольники, отражающие дополнительный доход и до-
полнительные убытки от снижения цены:
Pi




Рис. 7.2.
№ 12. На графике изображена линия спроса и три варианта кри-
вых предельного дохода: MR,, MR2, MR, Какой из этих вариантов j
MR правильный? Почему?




О 3 4 5 6 С
X 1
Р и с . 7.3.
№ 13. Вы - «чистый» монополист. Если вы установите цену 50
долл., то продадите 1 ед. продукции; снизив ее до 45 долл. - прода-
дите 2 ед. последовательно снижая цену на 5 долл. при каждом рас-;
ширении сбыта на одну дополнительную единицу продукции, ка-
кой Вы будете получать предельный доход (МЛ)? Валовой дохо^
(ГЯ)? Составьте таблицу и график валового дохода:
Механизм рынка несовершенной конкуренции


р TR MR
Q
i ? 9
50
9
?
45 2

№ 14. Подумайте, что является объектом выбора монополиста:
уровень цен, соответствующий предельным издержкам, или уро-
вень предельных издержек, соответствующий максимальной цене?
(Подсказка: не забывайте о том, что при монополии МС < Р).
№ 15. Каждая дополнительно произведенная и проданная еди-
ница продукции что-то добавляет как к валовому доходу, так и к
валовым издержкам. Что это за «добавки»? Как их принято обо-
значать в экономической теории?
№ 16. Прибыль монополиста — это разность между TR и ТС.
Изобразите кривую валового дохода (TR)u валовых издержек (ТС)
на графике. При каком объеме выпуска продукции прибыль будет
максимальной? Можете ли Вы показать это на графике?
№ 17. На графике изображены линия спроса, кривая средних
издержек и предельных издержек. Какую кривую нужно еще нане-
сти на график, чтобы определить уровень цены, обеспечивающий
максимальную прибыль монополии?




0 Q
Рис. 7.4.
После того, как Вы определите уровень монопольной цены, по-
кажите на графике при помощи заштрихованного прямоугольни-
ка размер прибыли «чистой монополии».
63
Тема 7

Х° 18. Как известно, условие равновесия фирмы в долгосрочном
периоде при совершенной конкуренции — это МС = MR = АС = Р.
Как изменится это условие при несовершенной конкуренции («чи-
стой» монополии)?
№ 19. «Зачем монополист прибегает к снижению цен? Ведь он,;
если он действительно монополист, заинтересован в максимально"
высокой цене?!» Каков Ваш ответ на этот вопрос?
№ 20. Представьте, что Вы — «чистый» монополист. Динамика
средних издержек, валовой прибыли и прибыли на одну единицу
продукции складывается у Вас следующим образом: при продаже 6
единиц продукции прибыль на единицу продукции снижается, зато
максимальна валовая прибыль. Но если Вы будете продавать толь-
ко 5 единиц продукции, то прибыль на единицу продукции будет
максимальной. На каком варианте Вы остановитесь: продавать 5
или 6 единиц продукции?
№ 21. С точки зрения устойчивости экономической прибыли, раз-
ница между краткосрочным и долгосрочным периодом времени —
для кого она важнее: для совершенного конкурента («ценополуча-
теля») или несовершенного конкурента («ценоискателя»)?
№ 22. Может ли сложиться такая ситуация, что «чистый» моно-
полист функционирует с убытками? Как это вообще может случить-
ся, если монополист обладает властью над ценой? Сколь долго
может продолжаться подобная ситуация (т. е. убыточное произ-
водство)?
№ 23. Монополия, как известно, означает определенную степень
власти на рынке. Английским экономистом А. Лернером введен в
научный оборот «показатель монопольной власти»:



В каких пределах находится величина L: ? < L < ? Каков показа-
тель ? в условиях совершенной конкуренции?
№ 24. Гарантирует ли высокий показатель L высокие валовые
прибыли? (Подсказка: обратите внимание на соотношение средни)
издержек и цены).

64
Механизм рынка несовершенной конкуренции

№ 25. Какая зависимость существует между эластичностью спро-
са на продукцию фирмы и степенью ее монопольной власти?
№ 26. В условиях совершенной конкуренции, как известно, вос-
ходящая ветвь кривой МС является и кривой кратковременного
предложения фирмы. Существует ли такая прямая зависимость меж-
ду ценой и объемом продукции, производимой фирмой-моно-
полистом? (Подсказка: обратите внимание не только на предель-
ные издержки, но и на конфигурацию (наклон) кривой спроса на
продукцию монополии).
№ 27. Какие из перечисленных факторов можно отнести к ис-
точникам монопольной власти фирмы:
1) количество фирм и, соответственно, концентрация производ-
ства на отраслевом рынке;
2) вхождение (доступ) в структуры исполнительной и законода-
тельной власти;
3) уровень средних издержек фирмы;
4) эластичность спроса на продукцию фирмы;
5) эластичность предложения;
6) взаимодействие (явный или неявный сговор) между фирмами
данной отрасли.
№ 28. К а к бы Вы прокомментировали следующее высказыва-
ние: «Отождествлять абсолютный размер фирмы с монопольной вла-
стью — это все равно, что путать ожирение с беременностью!»?
№ 29. Если бы фирма-монополист могла установить для каждо-
го покупателя максимальную цену, которую он готов заплатить, то
это была бы так называемая резервированная цена покупателя. Как
выглядели бы при этом графические кривые спроса и предельного
Дохода? Насколько реальна возможность установления резер-
вированной цены? Будет ли каждый покупатель искренне сообщать
продавцу, какую максимальную цену он готов заплатить?
№ 30. Наверняка каждому человеку приходилось сталкиваться
с такой ситуацией на рынке: «Почем лимоны?» — спрашиваете Вы. —
«10 рублей». Когда Вы отходите на несколько шагов от прилавка,
Вам вслед несется крик: «Давай за 9!» Еще два-три шага в сторону,
и продавец выкрикивает: «Ну, давай за 8!» Вернувшись к прилавку,

65
Тема 7

Вы можете купить лимоны на 2 рубля ниже первоначально объявлен-
ной цены. Что пытается определить продавец (втерминах микроэко-
номической теории)? Зависит ли первоначально названная продав-
цом цена от внешнего вида покупателя, в частности, от того, как он
одет? Если Вы вернулись и купили лимоны за 8 рублей, означает лр
это, что торговец теперь всем другим покупателям будет предлагать
лимоны за 8 рублей?
№ 31. Можно ли осуществлять ценовую дискриминацию:
а) при продаже яблок одинакового качества в Елисеевском
гастрономе?
б) при продаже учебников по курсу «Экономическая теория»
для студентов старших и младших курсов?
в) при продаже трикотажных женских платьев одинакового
качества в престижном супермаркете в центре Лондона и в ма-
леньком магазинчике на его рабочей окраине?
№ 32. Продавцы любят раскладывать свой товар на рынке в
разные кучки: яблоки покрупнее, помельче, совсем мелкие, и, соот-
ветственно, назначать разные цены. Какое отношение имеет дан-;
ный пример к ценовой дискриминации?
№ 33. Можно ли осуществить ценовую дискриминацию на рынке
совершенной конкуренции?
№ 34. Надежно ли разделен рынок, когда:
а) врачи назначают разную цену за свои услуги богатым и
бедным пациентам?
б) разная входная плата в выставочную галерею для детей и
взрослых?
в) разная цена на «Жигулевское» пиво в магазине в «спаль-
ном» районе Москвы и у торговцев с лотка у «Макдоналдса» н^
Пушкинской площади?
г) разный уровень гонорара за свои услуги для богатых и бед-
ных, который устанавливает консультант по составлению нало-
говых деклараций?
д) отпуск электроэнергии по разным тарифам населению %
промышленным предприятиям?
№ 35. На графике показаны два рынка — «дешевый» и «доро-
66
Механизм рынка несовершенной конкуренции

гош, т. е. отображен принцип ценовой дискриминации. Линии /) ; и
О2 — это кривые спроса с различной эластичностью; МС — кривая
предельных издержек, которые на каждом из рынков постоянны.
Каким путем Вы определите уровень цены Р, и ^?(Подсказка: по-
думайте, какие еще кривые надо отразить на графике? Помните ли
Вы о принципе МС˜ МЮ)




№ 36. Большим или меньшим будет предложение продукции фир-
мы на рынке при осуществлении ценовой дискриминации по срав-
нению с ситуацией, когда такая политика ценообразования фир-
мой не проводится?
№ 37. Допустим, что в отрасли существуют всего 4 фирмы, т. е.
представлен олигополистический рынок. Каким путем фирма-оли-
гополист предпочтет максимизировать прибыль:
а) повышением цен на свою продукцию;
б) улучшением качества своих товаров;
в) активной рекламной политикой;
г) снижением цен на свою продукцию;
д) разработкой явного или неявного соглашения о совмест-
ной ценовой политике с другими фирмами этой же отрасли;
е) снижением издержек?
№ 38. «Ломаная кривая» спроса DD олигополии имеет в точке Е
перегиб, характеризующий устойчивость (жесткость) сложившей-
ся цены Ре на олигополистическом рынке. Почему эта цена отлича-
ется известной стабильностью? В каких пределах может меняться
Уровень предельных издержек (МС), не оказывая влияния на изме-
нение -Р,?Покажите точно этот интервал на оси ординат. (Подсказ-
ка: не забывайте о кривой MR\)
67
Тема 7




Рис. 7.6.
№ 39. Картель, как известно, означает тайный сговор несколь-
ких фирм, функционирующих на одном и том же рынке. Каким об-
разом даже небольшие по размеру производства фирмы, участву-
ющие в картеле, могут получить преимущества «чистой» монопо-
лии? Какое значение при этом имеет уровень издержек этих фирм?
Можете ли Вы графически изобразить ситуацию картеля?
№ 40. Заинтересованы ли Вы как член картеля в честной игре, т. е.,
твердом следовании условиям сговора? Или у Вас есть какие-либо
стимулы нарушить соглашение? В какой ситуации Вы склонны его
нарушить?
№ 41. Острое соперничество характеризовало ситуацию,
сложившуюся в 1992 г. на рынке газа, импортируемого ФРГ из
России. Две фирмы — «Рургаз» и «Винтерсхалл» — два конкуриру-
ющих субъекта этого олигополитического рынка. В журнале «Gas
Matters» приведено высказывание председателя правления «Вин-
терсхалла»: «Рургаз» объявил нам ценовую войну. Воевать мы бу-
дем по колено в крови, но это будет кровь «Рургаза». Как Вы дума-
ете, что подразумевалось под «кровью», которая прольется в этой
войне? Чем опасна ценовая война для конкурирующих фирм? По-
думали ли Вы всерьез о физическом устранении конкурента?
№ 42. Существует ли олигополистическая взаимозависимость,
тайный или явный сговор на рынке монополистической конкурен-
ции с дифференциацией продукта?
Механизм рынка несовершенной конкуренции

№ 43. На чем основана рыночная власть (источник монополис-
тической власти) у фирм-монополистических конкурентов: ведь
объем их производства и продаж может быть очень малым?
№ 44. Нередко в экономической теории подчеркивается неэф-
фективность и потери для общества, связанные с монополистичес-
кой конкуренцией:
— фирма не функционирует в низшей точке своих долговремен-
ных средних издержек;
— разрыв между ценой и предельными издержками, как и в усло-
виях «чистой» монополии, означает определенное «недопроизводство»
продукции, нужной обществу;
— сокращение многочисленного количества мелких фирм (т. е.
монополистических конкурентов) — парикмахерских, мелких лаво-
чек, ресторанчиков и т. п. привело бы к снижению цен на эти услуги
и товары, предоставляемые теперь уже крупными и крупнейшими
фирмами (действие эффекта масштаба).
Есть ли у Вас какие-либо доводы в защиту монополистической
конкуренции, с точки зрения потребителя?
№ 45. Часто можно слышать утверждение, что так называемый
«мелкий бизнес» — это и есть субъект монополистической конку-
ренции с дифференциацией продукта. Насколько корректно это ут-
верждение? Что общего, например, у следующих фирм:
а) мелкая сельскохозяйственная семейная ферма, выращива-
ющая пшеницу;
б) малое предприятие по изготовлению пуговиц из весьма ори-
гинального и не столь широко распространенного материала —
сброшенных оленями рогов в сибирской тундре;
в) крохотная норвежская компания «Ка Me Ba», покрываю-
щая 30% мировой потребности в гребных винтах для военных
кораблей;
г) рисковое (венчурное) предприятие?
№ 46. Будем ли мы рассматривать в качестве монопсониста ткац-
кую фабрику, находящуюся в г. Иваново? В маленьком городке,
г
Де данная фабрика — единственное предприятие подобного типа?
Чем Вы руководствуетесь при ответах?
№ 47. Какие из нижеперечисленных факторов, при прочих рав-

69
Тема 7

н ых условиях, усиливают, а какие ослабляют степень власти мо- J
нопсониста:
а) развитие транспортной сети;
б) развитие трудосберегающих технологий в данной йтрасли;
в) повышение квалификационного уровня работников дан-J
ного предприятия?
№ 48. Рассмотрите график:
Ставка




Количество занятых
Рис. 7.7.
Вы имеете дело с рынком, где отсутствует монопсония. Как из-1
менится ставка заработной платы и уровень занятости на моно-1
псоническом рынке? (покажите на графике).
№ 49. Почему закупка яблок в отдаленной деревне обойдется|
Вам значительно дешевле, чем в городе?
№ 50. Рассмотрите график: треугольник Р,РЕ — излишек потре-
бителя; треугольник ОРЕ—излишек производителя.




Рис. 7.8.

70
Механизм рынка несовершенной конкуренции

Перед нами ситуация совершенной конкуренции. Как изменит-
ся (увеличится, уменьшится) выигрыш потребителя, выигрыш про-
изводителя, суммарный выигрыш потребителя и производителя в
условиях монополии? Почему? Покажите это на графике.
№ 51. Целесообразно ли, с Вашей точки зрения, проводить лик-
видацию монополии на услуги кабельного телевидения, газо- и теп-
лоснабжения населения?
№ 52. Можно ли сказать, что процессы денационализации или
приватизация тождественны понятию демонополизации?
№ 53. а) Как руководитель крупной компании, занимающей мо-
нопольное положение в области производства прохладительных на-
питков, приведите доводы против принятия антимонопольного за-
конодательства.
б) Как глава комиссии по антимонопольному регулированию,
приведите доводы в пользу принятия антимонопольного зако-
нодательства.
№ 54. В отношении каких нижеприведенных случаев, с Вашей
точки зрения, было бы целесообразно применить антимонопольное
законодательство:
а) на основе тайного сговора директора нескольких фабрик
по производству бытовых электроприборов устанавливают еди-
ные цены на свою продукцию, что позволяет им диктовать усло-
вия продаж в отрасли;
б) происходит слияние одной из многочисленных страховых
компаний и завода по производству синтетических волокон;
в) происходит слияние нескольких заводов по производству
синтетических волокон;
г) завод по производству химических удобрений, благодаря
внедрению новой технологии и полученному эффекту экономии
на масштабах производства, имеет возможность диктовать усло-
вия продаж в отрасли?




71
Тема 7

Ответы к теме 7.

№ 1.1 — 3. Практически в реальной жизни не существует возмож-
ности деятельности «монополии» как единого продавца на рынке, ибо
всегда находятся товары-субституты.
№ 2. а) олигополия;
б) монополистическая конкуренция;
в)дуополия;
г) чистая монополия;
д) олигополия;
е) олигополия.
№ 3. а) открытый;
б) закрытый;
в) естественный.
№ 4.1) Под концентрацией рынка понимается степень преобла-
дания на рынке одной или нескольких крупных фирм.
2) Коэффициент концентрации представляет собой долю продаж
(%) 4-х или 8-и крупнейших фирм в объеме продаж в данной
отрасли.
3) Коэффициент концентрации не дает точного показателя влия-
ния фирмы на рынке: не учитывается различие между отраслями,
где доминирует одна крупнейшая фирма (80% отраслевого объема
продаж) и отраслями, где, например, четыре крупнейших фирмы
имеют по 20% отраслевого объема продаж, т. е. в сумме — тоже 80%
отраслевого объема продаж.
№ 5. В случае «чистой» монополии.
№ 6. В реальной жизни редко можно столкнуться с абсолютно не-
эластичной кривой спроса. «Чистый» монополист ограничен в своей
ценовой политике и переключением потребителя на товары-субсти-
туты, и пределами платежеспособного спроса населения.
№ 7. 1) «Входными барьерами» называются условия, затрудня-
ющие фирме-новичку возможность равноценно конкурировать с
фирмами, закрепившимися ранее на этом рынке.
2) Проблема «входных барьеров» состоит в возможности или
невозможности их преодоления.
72
Механизм рынка несовершенной конкуренции

3) Входные барьеры могут быть:
— политическими;
— организационными;
— естественными;
— материальными;
— временными и т. д.
№ 8. а), б), в), е), ж) — в странах с развитой рыночной экономикой.
Однако и там определенное значение имеет пункт г). В России в пе-
реходный период, как и в силу вековой традиции, особое значение
приобретают пункты г) и д), хотя и все остальные имеют значение.
№ 9. Монополист для расширения своего сбыта вынужден сни-
жать цену для каждой дополнительной единицы продукции, рас-
пространяя эту цену на весь объем реализуемой продукции; пре-
дельный доход, следовательно, будет ниже цены. Линия спроса и
линия предельного дохода перестают совпадать.
№ 10. Нет, не может, если только он не осуществляет ценовую
дискриминацию.
№11.




Рис. 7.9.
№ 12. Правильное изображение — MR2, т. е. линия MR2пересе-
кает ось абсцисс точно посередине отрезка OD, при продаже 3 ед.
продукции. Это происходит обязательно, если кривая спроса име-
ет вид прямой линии. Объяснение этому нужно искать в различной
эластичности различных участков линии спроса (см. график): № 1
— эластичный спрос, т. е. при снижении цены TR растет; № 2 — не-
73
Тема 7

эластичный спрос, т. е. при дальнейшем снижении цены TR умень-
шается (сравните с задачей № 13).




Рис. 7.10.
№13.
Q TR
Р MR
50 1 50
50
45 40
2 90
40 3 120 30
35 20
4 140
10
30 5 150
25 6 150 0
7 140 -10
20
-20
15 8 120
9 90 -30
10 0 1 5 10 g
Рис. 7.11.
5 10 50 -40

№ 14. Монополист — это «ценоискатель», который контролирует
и свой объем производства, и одновременно ищет цену, макси-
мизирующую прибыль. Цена будет установлена монополистом при
таком объеме производства, когда МС ** MR, при этом МС оказы-
вается ниже Р.
№ 15. Это «что-то» соответственно предельный доход и предель-
ные издержки.
Механизм рынка несовершенной конкуренции

№ 16. Прибыль будет максимальна, когда максимальна разность
между TR и ТС. Это происходит при объеме производства Ql:; при
этом MR и МС равны, т. е. одинакова крутизна линий TR и ТС
(касательные в т. А и т. В параллельны).




Рис. 7.12.
№ 17. Необходимо изобразить кривую MR: тогда пересечение
MR и А/Споможет определить уровень монопольной цены Рп при
объеме производства Q .




Рис. 7.13.
№ 18. При условии чистой монополии: МС = MR < АС < Р.
№ 19. Максимально высокая дена — не самоцель. Главное — мак-
симизация валовой прибыли, т. е. разницы между TR и ТС. А это
достигается не обязательно при самой высокой цене.
№ 20. «Чистый» монополист заинтересован не в максимуме при-
были на единицу продукции, а в максимуме валовой прибыли, в
данном случае при продаже 6 единиц.
75
Тема 7

№ 21. Для «цеиополучателя» экономическая прибыль — неустойчи-
ва, т. к. она исчезает на долгосрочных временных отрезках. Для моно-
полиста различия между краткосрочным и долгосрочным периодом
времени не столь существенны: ведь приток новых фирм в отрасль
затруднен, поэтому его экономическая прибыль более устойчива.
№22.




Рис. 7.14.

Если кривая АС находится выше линии D, то фирма будет ми-
нимизировать убытки, производя Qn продукции (при таком объе-
ме производства МС = MR). Но, как и в случае совершенной кон-
куренции, это долго продолжаться не может. Сама ситуация тако-
го типа может сложиться, если фирма столкнется с сочетанием по-
высившихся средних издержек и слабого спроса.
№ 23. О -S L < 1; в условиях совершенной конкуренции Р = МС,
следовательно, L = 0.
№ 24. Валовая прибыль, к максимизации которой стремится мо-
нополист, зависит от разницы между TRn ТС, где TC = ACxQ. Если
АС у одной фирмы больше, чем у другой, то эта первая фирма
может получать меньшую валовую прибыль, несмотря на зна-
чительную монополистическую власть (высокий показатель ?).
Другими словами, валовая прибыль зависит от высоты располо-
жения кривой АС, а показатель i — от наклона кривой спроса.
№ 25. Обратная зависимость, т. е. чем меньше эластичность спро-
са, тем больше монополистическая власть.
76
Механизм рынка несовершенной конкуренции

№ 26. В ситуации «чистой» монополии не существует прямой
пропорциональной зависимости между ценой и объемом предло-
жения, как в условиях совершенной конкуренции; восходящую ветвь
кривой МС монополиста нельзя однозначно отождествлять с кривой
ее предложения. Это происходит потому, что объем предложения моно-
полиста зависит от конфигурации (наклона) кривой спроса. Напри-
мер, если в силу каких-либо причин кривая спроса смещается и изме-
няется эластичность спроса, то цена может измениться, а объем про-
изводства останется прежним.
Р




Рис. 7.15.

На графике видно, что кривые D, и MRt заняли иное положе-
ние, по сравнению с Do и MR№ но пересечение МСскривымиА№ои
MRt происходит в одной и той же точке, и производство = ?>л, хотя
цена при этом понизилась до Рг
№ 27. Пункты 1,4,6.
№ 28. Высокий уровень концентрации производства при малом
количестве (или всего одной) фирм в отрасли может быть источни-
ком монопольной власти; но из этого не следует обратное, т. е. что
монопольная власть основана непременно на концентрации про-
изводства; вспомним о монополистической конкуренции с диффе-
ренциацией продукции. Не всякая монополия — непременно круп-
ное предприятие.
№ 29. В этом гипотетическом случае кривые D и MR совпадали
бы. Но в реальной жизни фирма не в состоянии точно определить
Тема 7

резервированную цену каждого покупателя: даже если проводить
опрос покупателей, вряд ли каждый будет называть максимальную
цену, по которой он готов был бы купить товар. Это естественно,
ведь каждый стремится купить товар подешевле — обратитесь к сво-
ему опыту.
№ 30. Продавец пытается определить резервированную цену
каждого покупателя, т. е. провести ценовую дискриминацию. До-
рогая одежда может подсказать продавцу, что он сталкивается с
богатым покупателем, чья эластичность спроса будет низкая, сле-
довательно такому покупателю можно назначить более высокую
цену на лимоны (но не любому покупателю).
№ 31. в) — ценовая дискриминация возможна (в ситуации с Лон-
доном). Богатый и преуспевающий англичанин не захочет подо-
рвать свой престиж посещением магазинчиков в непрестижных
районах; следовательно, в данном случае рынок надежно разделен.
Этого не скажешь про все остальные случаи.
№32. Никакого отношения. Ценовая дискриминация —это ус-
тановление разных цен на товары одинакового качества и произ-
веденные с одинаковыми издержками.
№ 33. Нет, нельзя. Кривая спроса на продукцию совершенного
конкурента отличается абсолютной эластичностью, а ведь ценовая
дискриминация связана с различной эластичностью спроса для
различных покупателей. Кроме того, по определению, совершен-
ная конкуренция отличается отсутствием барьеров для вхождения
на рынок и отсутствием какого бы то ни было разделения рынка.
№ 34. Достаточно надежно во всех случаях.
№ 35. Необходимо изобразить на графике кривые предельного
дохода для кривой Л,и D2, т. е. MR^MR^. Место пересечения MR
с линией МСи поможет определить уровень цены.
№ 36. Объем предложения будет бо'льшим при ценовой дискри-
минации.
№ 37. Максимизация прибыли в случае б), в), д).
№ 38. Нужно провести кривую предельного дохода, которая будет
иметь своеобразный вид:
78
Механизм рынка несовершенной конкуренции




о а е
Рис. 7.16.
MR из-за «ломанной кривой» спроса имеет вертикальный отре-
зок (интервал х, показанный фигурной скобкой). Кривая А/Смо-
жет смещаться вверх и вниз в пределах этого интервала, но это не
повлияет на уровень Р.
№ 39. Если несколько десятков мелких фирм найдут возможность
организовать встречу и договориться о совместной рыночной стра-
тегии, то они могут максимизировать прибыли подобно случаю
«чистой» монополии. Тогда объем производства такого картеля
будет меньшим, чем он был бы в условиях совершенной конкурен-
ции между этими малыми фирмами, а цена, которую при этом ус-
танавливает руководство картеля, большей, чем при совершенной
конкуренции. При таком сговоре каждая фирма получает свою
квоту выпуска продукции, которую она, согласно условиям дого-
вора, не должна превышать, дабы не подорвать монопольную цену.




Рис. 7.17.
79
Тема 7

Рп — монопольная цена картеля;
Qn — объем производства картеля (состоящий из квот входящих
в него фирм);
Рс — цена при совершенной конкуренции;
Qc — объем производства при совершенной конкуренции.
Сговор облегчается в том случае, если фирмы имеют приблизи-
тельно одинаковый уровень издержек и производят однородную
продукцию.
№ 40. Если Вы как участник картеля попытаетесь увеличить свою
квоту выпуска продукции, то (при соблюдении условий сговора
всеми остальными) сможете получить больший доход: ведь Ваша
доля слишком мала даже при увеличении объема выпуска, и она не
повлияет на установленную монопольную цену. Вы получите боль-
ше прибыли, продав больше продукции по монопольной (а не по
более низкой) цене. Но если все фирмы постараются обмануть сво-
их коллег по сговору, то объем предложения, увеличившись, так
повлияет на цену, что она упадет до конкурентного уровня. Итак,
если все честны, а Вы — обманщик, то возможна максимизация
прибыли. Но где гарантия, что ситуация сложится именно так? Та-
ким образом, мы обрисовали проблему устойчивого картеля.
№ 41. Агрессивная ценовая конкуренция не сводится, разумеется,
к физическому уничтожению руководства фирмы-конкурента. Опас-
ность ценовой войны связана с непредсказуемыми и зачастую весьма
значительными изменениями в контролируемой олигополистом доле
рынка и снижением прибылей на неопределенный срок. Вот почему
олигополии, как правило, стараются избегать ценовой конкуренции.
№ 42. Нет, не существует, этому препятствует значительная диф-
ференциация продукции, чего нет на олигополистическом рынке.
№ 43. Власть над ценой основана на различной эластичности спро-
са на каждом отдельном рынке, где действует каждая такая фирма,
причем кривая спроса имеет понижательный характер (а не вид го-
ризонтальной прямой, как в случае совершенной конкуренции).
№ 44. Все приведенные аргументы заслуживают внимания. Но
вот контраргументы: монополистическая конкуренция предостав-
ляет потребителю значительно большее разнообразие материаль-
Механизм рынка несовершенной конкуренции

ных и нематериальных благ и услуг, т. е. связана со значительно
большей свободой выбора по сравнению с «чистой» монополией,
олигополией или совершенной конкуренцией с ее однородностью
продукции. Кривые спроса на продукцию этих фирм, хотя и имеют
отрицательный наклон, все-таки являются достаточно эластичны-
ми, следовательно, разрыв между Р и МС не так уж и велик. Поте-
ри общества от этого разрыва (между Р и МС) компенсируются
расширением потребительского выбора при удовлетворении раз-
личных потребностей.
№ 45. С чисто формальной точки зрения, их объединяет только
малый размер (например, по объему занятых). Но а) — это пример
совершенного конкурента, а пункты б), в) и г) связаны с «мини» —
монополистами, каждый в своей области.
№46. Вспомните признаки монопсонии на рынке труда: 1)коли-
чество занятых на данном предприятии должно составлять основную
часть занятых данным видом труда, 2) относительная немобильность
данного вида труда, 3) предприятие имеет возможность диктовать
заработную плату и сопоставьте с предложенной ситуацией.
№ 47. а), в) — ослабляют,
б) — усиливает.
№48.




Wt — ставка заработной платы при монопсонии
Wt<W
Q,<Q
81
/ Тема 7

№ 49. В деревне Вы оказываетесь фактически в положении мо-
нопсониста, которому наперебой пытаются сбыть свой товар про-
давцы, в то время как в городе Вам составляют конкуренцию мно-
гочисленные покупатели.
№ 50. Выигрыш потребителей уменьшился: теперь он составля-
ет величину P^PjEp выигрыш производителя увеличился на вели-
чину АРеРтЕ,; общий выигрыш общества уменьшился за счет «мер-
твого убытка» EjEC.




Рис. 7.19.
№ 51. Если речь идет о естественной монополии, то нарушать ее
экономически неэффективно, а иногда и невозможно.
№ 52. Нет, т. к. денационализация может означать лишь смену
форм собственности; только в случае, если она будет сопровож-
даться увеличением количества конкурирующих собственников,
можно говорить об одновременной демонополизации.
№ 53. а) экономия на масштабах производства, отлаженность
деятельности, возможность контроля и т. п.
б) завышение цены, нарушение доступа к информации, замедле-
ние внедрения новой технологии и т. п.
№ 54. В отношении случаев а) и в).
Экономика неопределенности, информации и страхования

Тема 8. ЭКОНОМИКА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ,
ИНФОРМАЦИИ И СТРАХОВАНИЯ

№ 1. На рынке подержанных компьютеров имеются две группы
продавцов: одна группа обладает компьютерами, которые мало эк-
сплуатировались и находятся в очень хорошем состоянии. Продав-
цы не уступят их менее, чем за 1,2 тыс. долл. А потенциальные по-
купатели готовы заплатить за них не более 1,4 тыс. долл. Вторая
группа продавцов предлагает .к продаже «лимоны», т. е. компью-
теры, которые почти полностью выработали свой ресурс. Они го-
товы отдать их за любую цену выше 600 долл. Покупатели же го-
товы уплатить за них не более 800 долл.
Количество «лимонов» и хороших компьютеров одинаково.
Какая продажная цена компьютеров установится на рынке, и к
каким последствиям это приведет?
№ 2. Вы можете купить видеомагнитофон в фирменном магази-
не «Диал Электронике» за 3 тыс. рублей. И точно такую модель
видеомагнитофона можно приобрести всего за 2,2 тыс. рублей на
«Горбушке», известный московский рынок аудио-, видеотехники.
Чем объясняется разница в цене (при прочих равных условиях)?
№ 3. Какое отношение индивидуума к риску иллюстрирует гра-
фик, изображенный на рис. 8.1.:
а) благосклонное;
б) нейтральное;
в) отрицательное.




Рис. 8.1.
Дайте правильный ответ.

83
Тема 8

№ 4. Почему процент по вкладам в Сбербанке будет всегда ниже,
чем в других коммерческих банках?
№ 5. Человек, склонный к риску, имеет следующие варианты
размещения своих денежных средств:
а) в казначейские векселя США (риск почти нулевой) с до-
ходностью 20% годовых;
б) на депозитных счетах в коммерческом банке под 50% годо-
вых (степень риска высокая);
в) диверсифицировать вложения: 50% — в казначейские вексе-
ля США, 50% — в коммерческий банк.
Какой вариант будет выбран?
№ 6. Вам предлагают купить акции предприятия, которое соби-
рается инвестировать средства в разработку нового месторожде-
ния газа. Вероятность успеха равна 1/3, а неудачи — 2/3. В случае
успеха за акцию можно будет получить 60 рублей, в случае неуда-
чи — 12 рублей. За какую цену Вы будете готовы купить эти акции?
№ 7. Вы имеете доход в 2 тыс. рублей в месяц. Неожиданно Вам
делают предложение о новом месте работы с негарантированным
уровнем дохода. При благоприятном исходе дела Ваш доход мо-
жет составить 6 тыс. рублей, при неблагоприятном — 1,5 тыс. руб-
лей. Причем уровень общей полезности для Вас при доходе в 2 тыс.
рублей составляет 15 единиц, при доходе в 6 тыс. рублей — 20 еди-
ниц, а при доходе в 1,5 тыс. рублей —12 единиц. Вероятность исхо-
да предлагаемого Вам дела составляет 0,5. Определите ожидаемый
доход и ожидаемую полезность. Стоит ли принимать предложение
о новом месте работы?
№ 8. «Если отдачи различных активов обладают положитель-
ной корреляцией, то при формировании инвестиционного портфе-
ля следует использовать такой способ страхования рисков, как ди-
версификация». Согласны ли Вы с этим утверждением?
№ 9. Вы решили организовать свой магазин по продаже телеви-
зоров и Вам надо принять решение об объеме закупки. Если Вы
закажете 1 тыс. телевизоров, то цена одного составит 7 тыс. руб-
лей. Если Вы закажете 500 телевизоров, то цена,одного составит 8
тыс. рублей. В любом случае Вы будете продавать телевизоры по
10 тыс. рублей. Однако Вы не имеете точной информации об объе-
84
Экономика неопределенности, информации и страхования

ме сбыта. С одинаковой степенью вероятности Вы можете продать
как 500 шт., так и тысячу. Причем нереализованная часть телеви-
зоров может быть возвращена поставщику, но по цене на 40% ниже
первоначальной. Определите, сколько Вы будете готовы заплатить
за обладание полной информацией о возможных объемах сбыта
телевизоров, чтобы точно определить размеры закупки.
№ 10. Почему бы продавцам фальсифицированных и низкока-
чественных товаров не давать покупателям гарантии при их реа-
лизации? Ведь предоставление гарантий свидетельствует о высо-
ком качестве продукта, и недобросовестным торговцам это помог-
ло бы легче сбывать их товары. Вы согласны с последней фразой?
№11. Насколько значим для различных профессий высокий уро-
вень потребления как сигнал о способностях человека? Почему, на-
пример, известный ученый, занимающийся фундаментальной фи-
зикой, не видит ничего непристойного в том, что он приезжает в
свой институт на стареньких «Жигулях», а для работника, стремя-
щегося добиться успеха в известном банке, было бы ошибкой по-
явиться перед своим клиентом на подобном средстве передвижения?

Ответы к теме 8.

№ 1. Продажная цена установится на уровне 1,1 тыс. рублей,
что приведет к вымыванию качественных товаров товарами низ-
кого качества (отрицательная селекция).
№ 2. Разница в цене объясняется повышенной степенью риска,
связанного с недостаточностью информации о качестве покупае-
мой сложной техники на «Горбушке».
№ 3. б).
№ 4. Более высокий процент по вкладам в коммерческих банках
по сравнению со Сбербанком есть плата за больший риск.
№5.6).
№6. За 28 рублей.
№ 7. Ожидаемый доход — 3,75 тыс. рублей. Ожидаемая полез-
ность — 16 единиц. Предложение имеет смысл принять.
85
/ Тема 9

№ 8. Нет, т. к. при положительной корреляции доходность раз-
ных активов изменяется в одной и той же пропорции и в одном и том
же направлении, сводя, таким образом, на нет смысл диверси-
фикации, как способа снижения рисков.
№ 9. Ожидаемая прибыль при условии определенности будет
равна 2 млн. рублей, при условии неопределенности — 1,55 млн.
рублей. Таким образом мы готовы заплатить за обладание полной
информацией 450 тыс. рублей.
№ 10. Предоставление гарантий на низкокачественные и фаль-
сифицированные товары привело бы их продавцов к очень высо-
ким затратам. Поскольку такие товары часто приходили бы в не-
годность, и покупатели обращались бы с претензиями к продав-
цам, заведомая ложь обошлась бы торговцам фальсифицирован-
ными товарами весьма дорого.
№ 11. Высокий уровень потребления (в данном случае, марка
автомобиля) как сигнал о способностях человека обратно пропор-
ционален объему и надежности независимой информации о нем. В
данном примере известный ученый может не беспокоиться о «сиг-
нализировании», поскольку информация о нем известна из незави-
симых источников (государственные награды, количество опубли-
кованных научных трудов, воспитанные им аспиранты и т. п.).
Этого нельзя сказать о банковском служащем, поэтому марка
автомобиля служит сигналом о его способностях в бизнесе.

Тема 9. ТЕОРИЯ ФИРМЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
ФОРМЫ БИЗНЕСА

№ 1. Р. Коуз дает следующее определение фирмы: «Фирма ...
есть система отношений, возникающих, когда направление ресур-
сов начинает зависеть от предпринимателя».' Это происходит по
следующим причинам:
а) иерархия всегда эффективнее рынка;
б) существуют издержки функционирования ценового механизма;
1
Коуз Р. Фирма, рынок и право. М., 1993. С. 40.
Теория фирмы и организационные формы бизнеса

в) фирме легче уклониться от уплаты налогов, чем физическо-
му лицу;
г) стремление экономических агентов преодолеть рыночную
неопределенность.
Выберите правильные ответы.
№ 2. Один из виднейших представителей теории трансакцион-
ных издержек, американский экономист Оливер Уильямсон отме-
чал, что контракт можно считать полностью презентативным, если
«... все относящиеся к делу будущие обстоятельства, связанные с
предложением товара или услуги, заранее описываются и просчи-
тываются с точки зрения вероятности различных сценариев разви-
тия ситуации».1
Используя это определение, расположите перечисленные ниже
примеры в порядке нарастания, на Ваш взгляд, презентативности
контракта:
а) госзаказ на изготовление военной техники;
б) сделки на фондовой бирже;
в) соглашение между двумя мафиозными группировками о
разделе рынка сбыта наркотиков в крупном городе.
№ 3. Какие из перечисленных ниже видов ресурсов являются, на
Ваш взгляд, общими, специфическими или интерспецифическими:
а) знание наизусть таблицы умножения;
б) умение стричь породистых пуделей;
в) стандартная марка стали;
г) уникальный акробатический трюк, выполняемый группой
из трех акробатов;
д) специальное оборудование для установки колокола на храме
Христа Спасителя.
№ 4. Стимулы к заключению долговременного контракта уве-
личиваются, если трансакция отличается:
а) специфическим характером;
б) общим характером;
в) регулярной повторяемостью;
г) мимолетностью;

'Уильямсон О. Экономические институты капитализма. С. -Пб., 1996. С. 128.

87
Тема 9

<<

стр. 2
(всего 6)

СОДЕРЖАНИЕ

>>