<<

стр. 5
(всего 5)

СОДЕРЖАНИЕ

иерархию или систему фреймов, в которые они вклю-
чены, снабжается указателями различия. Таким обра-
зом формируются так называемые сети поиска инфор-
мации, которые допускают существование большого
числа различных иерархических структур и систем,
перекрывающих друг друга посредством указателей
в самых различных сочетаниях. Считается, что такая
сеть служит основой для поиска нужного для данной
ситуации фрейма. Если предложенный фрейм не уда-
ется приспособить к этой ситуации, т. е. если не уда-
ется найти такие задания терминалов, которые удов-
летворяли бы условиям соответствующих маркеров,,
эта сеть позволяет выбрать более подходящий фрейм.
4. Индивидуальный объект или событие представ-
ляется посредством, во-первых, набора отсылок к
одному или нескольким подходящим фреймам, во-вто-
рых, указания специфической для него информации,
удовлетворяющей условиям терминалов и не выводи-
мых из базисных характеристик фреймов. При этом
одновременно представляются как общие типичные
черты, характерные для класса подобных объектов,
так и уникальные детали, свойственные только для
данного объекта. Такого рода конкретизированные от-
носительно индивидуальных объектов фреймы обычно
называются в литературе экземплярами. Сами фреймы
описывают действительность с точки зрения того, что
возможно и может быть в рамках той или иной ситуа-
ции с позиции прошлого опыта, накопленного в памя-
ти человека, а экземпляры соответствуют тому, что
есть на самом деле в текущей ситуации.
Таковы исходные положения теории фреймов. В со-
ответствии со сказанным ранее мы должны допустить,
что понятия, используемые в тибетской медицине,
представляют собой фреймы и, как положено послед-
ним, предполагают некоторые иерархии и системы
фреймов, которые в свою очередь организованы в сети
поиска информации. Для подобных допущений суще-
ствуют веские основания. Действительно, во-первых8


128
ранее мы видели, что текст «Чжуд-ши>> построен по
тематическому принципу. Тематическое дерево, соот-
ветствующее этому принципу, можно рассматривать
как иерархию фреймов, причем каждая тема или под-
тема здесь задает некоторый фрейм, представляющий
собой суперфрейм или субфрейм в зависимости от того,;
на каком уровне находится соответствующая тема.
Множество тем, находящихся на одном уровне ТД,
обычно сопоставимо с системой фреймов. Все многооб-
разие тематических деревьев и предполагаемых ими
тем в схематической форме объединено в охватываю-
щее всю тибетскую медицину «древо медицины*, кото-
рое описано в ч. I гл. 6 «Чжуд-ши». «Древо» состоит
из 3 корней, 9 стволов, 47 ветвей, 224 листьев, упо-
рядочивает и указывает на взаимосвязь, существую-
щую между всеми рассматриваемыми в этом трактате
тематическими деревьями и темами. По существу, это
дерево вполне соответствует некоторой глобальной сети
поиска информации.
Схема раскрытия конкретной темы за некоторыми
незначительными исключениями аналогична стандарт-
ному описанию фреймов. Здесь также можно выде-
лить базовые характеристики и терминалы. Некото-
рые типы терминалов могут быть упорядочены в виде
классификационного дерева. Эмпирические и объяс-
няющие описания, выделенные в настоящей статье,
а также ряд других типов описаний, которые не рас-
сматривались в данной работе, сопоставимы по своим
функциям либо с заданиями отсутствия, которыми за-
полняются терминалы фреймов, либо с условиями, за-
даваемыми терминалами, которым должны удовлетво-
рять их задания.
Таким образом, мы здесь имеем дело с удивитель-
ным фактом, когда теория, созданная в наше время,
в век электроники и вычислительной техники, оказы-
вается практически «реализованной» в текстах «Чжуд-
ши» еще в глубокой древности. Разумеется, это не озна-
чает, что авторы данного трактата были знакомы с те-
орией фреймов. Речь здесь может идти, по-видимому,
только о том, что эта теория отражает ряд существен-
ных черт человеческого мышления и памяти, на кото-
рые вышли и древние ученые путем эмпирического
поиска в течение столетий наилучших способов пред-
ставления знаний в памяти человека и учли их при

129
составлении текста «Чжуд-ши». Следует иметь в виду
также и то, что мы можем говорить сейчас о соответ-
ствии теории фреймов ее «реализации» в данном трак-
тате лишь относительно некоторых принципиальных
положений, но не во всех деталях.
Однако сопоставлений, приведенных выше, доста-
точно для того, чтобы понятийную систему тибетской
медицины представить как некоторую единую инфор-
мационную сеть поиска различным образом перекры-
вающихся и перекрещивающихся фреймов. В таком
случае традиционный взгляд на понятие как на смыс-
ловую единицу, выполняющую исключительно рефе-
ренциальную функцию, воспринимающийся многими
как само собой разумеющееся, должен быть пере-
смотрен. Мы имеем в виду взгляд, в соответствии с ко-
торым понятие, особенно научное, является лишь
средством точного и однозначного указания на строго
определенный круг уже выделенных объектов и яв-
лений. В отличие от этого, тибетские медицинские по-
нятия, как очевидным образом следует из теории фрей-
мов, кроме указанной функции выполняют еще по
крайней мере две функции: систематизации, храпения
накопленного знания и поиска необходимой в той или
иной ситуации информации. Как раз подобная поли-
функциональность понятий и определяет, по нашему
мнению, в основном, специфику самой попятийной
системы тибетской медицины. Думается, что учет
этого обстоятельства является существенным факто-
ром в деле повышения надежности получаемой из
трактатов информации и обеспечения адекватности ее
интерпретации.
Кроме того важно отметить, что эти понятия обла-
дают еще рядом особенностей, которые являются, по
существу, следствием отмеченной полифункциональ-
ности понятий. Тут имеется в виду то, что они пред-
ставляют объекты тремя различными способами, ко-
торые соответственно определяют три уровня понима-
ния одного и того же понятия. Как мы видели выше,
фрейм задается посредством описания базисных ха-
рактеристик, терминальных условий или заданий от-
сутствия. Эти три составляющих фрейма, каждая на
своем уровне указывает скорее на условия, которым
должны удовлетворять подходящие под данный фрейм
объекты и явления, чем непосредственно на сами объ-

130
екты гг яилегпш. ГТрп этом естественно терминальные
условия и задания отсутствия должны быть согласо-
ваны с базисными характеристиками, в то время как
для последнего, вообще говоря, это не обязательно,
поскольку они по мере необходимости могут быть со-
отнесены и с другими типами наборов подобных усло-
вий и заданий. В таких же отношениях находятся и
терминальные условия и задания отсутствия, т. е.
вторые должны быть согласованы с первыми, а для
первых но отношению к вторым это не обязательно.
Отсюда оказываются возможными, по крайней мере,
следующие три ситуации:
1. Объекты и явления заданы посредством задания
отсутствия. В качестве последнего обычно использу-
ются наиболее типичные и очевидные частные случаи
данного фрейма, которые и послужили основой для
его образования. Они представляют собой некоторое
обучающее множество в смысле современной теории
распознананин. Здесь круг объектов и явлений точно
определен п явно выделен. Они используются в даль-
нейшем в качестве образцов для идентификации дру-
гих объектов и явлений. В этом смысле посредством
заданий отсутствия реализуется референциальная
функция понятий. Данный способ представления яв-
ляется представлением объектов посредством указания
образцов.
2. Объекты и явления заданы посредством терми-
нальных условий. В этом случае ограничения, накла-
дываемые заданиями отсутствия, снимаются. Для того,,
чтобы объект был признан подходящим данному фрей-
му, достаточно, чтобы он удовлетворял условиям тер-
миналов. Эти условия имеют более абстрактный ха-
рактер, чем задания отсутствия и множество объектов,
задаваемых ими, значительно шире, чем в первом слу-
чае, и включает в себя наряду с обучающим множеством
еще все те объекты и явления, которые выполняют усло-
вия терминалов и выделены по образу и подобию об-
разцов, предполагаемых заданиями отсутствия. Здесь,
по существу, терминальные условия задают некото-
рую схему определенного круга объектов и явлений.
Лоэтому подобный способ представления можно на-
звать схемным представлением объектов. На этом уроп-
ие реализуются как референциальная, так и система-
тизирующая функции понятий.

131
3. Объекты и явления заданы посредством базпг-
иых характеристик. В этом случае ограничения, на-
кладываемые заданиями отсутствия и терминальным я
условиями, снимаются, хотя и предполагаются. Но
поскольку базисные характеристики должны быть
так или иначе специфицированы, то вместо терминаль-
ных условий и заданий отсутствия, используются
обычно некоторые их интегрированные представления,)
сводящиеся, по существу, к отдельным, наиболее ха-
рактерным и обобщающим свойствам и признакам
предметов. Причем эти свойства и признаки обычно
настолько выпуклы и ярки, что они как бы заслоняют
собой сами предметы и имеют самостоятельное значе-
ние. Фрейм здесь скорее представляет не какие-то
определенные объекты, а посредством указания па них
как раз сами эти свойства и признаки. По существу,
ото тот случай, когда указывают на объект для того,
чтобы задать определенные свойства. Область приме-
нимости фрейма здесь по имеет ограничений. Тут мы
фактически имеем дело со случаем использования по-
нятия в качестве некоторого символа наиболее ярких
свойств и признаков объектов. Поэтому подобное пред-
ставление объектов можно назвать символьным пред-
ставлением. На этом уровне реализуется системати-
зирующая и поисковая функция понятий.
Итак, нами кратко рассмотрены три различных
способа представления объектов и их свойств в рамках
одного и того же понятия. Чаще всего эти способы
представления выявляются путем анализа соответству-
ющих контекстов.
В заключение отметим, что изложенный подход к
понятийным системам тибетской медицины только на-
чинает разрабатываться. Поэтому часть из того, что
представлено здесь, имеет пока еще предварительный
характер. Остались проблемы, к которым мы даже
не смогли пайти подхода. Кроме указанной возможно-
сти использования фреймов как средства для качествен-
ного анализа понятий, эта теория предполагает еще и
использование ЭВМ. Из рассмотренных здесь особен-
ностей организации текстов и построения понятий, па
наш взгляд, достаточно хорошо видна перспективность
анализа текста «Чжуд-ши» с помощью ЭВМ. С ним
мы связываем большие надежды, хотя вся работа в
данном направлении еще впереди.


132
ЛИТЕРАТУРА

1. Филлмор Ч . Дело о падеже // Новое в зарубежной лингвис-
тике.— М.: Прогресс, 1981.— С. 369—495.
2. Минский М. Фреймы для представления знаний.— М.: Энер-
гия, 1979.— 151 с.
3. Попов Э. В. Общение с ЭВМ на естественном языке.— М.:
Наука, 1982.— 360 с.
4. Поспелов Д. А. О серии «Проблемн искусственного интел-
лекта» // Попов Э. В. Общение с ЭВМ на естественном язы-
ке.— М.: Наука, 1982,— С. 5—10.
5. Bobrov D. G., Winograd T. An Overview of KRL-O,a Know-
ledge Representation Language // Cognitive Science.— 1977.—
V. 1, N 1.— P. 3—46.
G. Брябрин В. М. Ф-язык — формализм для представления
знаний в интеллектуальной диалоговой системе // Приклад-
ная информатика.— М.: Финансы и статистика, 1981.—
Q уд ^оз
7. Goldstein J. P., Roberts R. В. NUDGE, a Knowledge-Based
Scheduling Program // 5th International Joint Conference on
Artificial Intelligence.— Boston: MJT, 1977.— P. 257—263.
8. Winograd T. Frame Representation and the Declarative/Pro-
cedural Controversy // Representation and Understanding.—
N. Y.: Academic Press, 1975.— P. 155—210.
9. Bobrow D. G., Norman D. A. Some Principles of Memory
Schemata // Representation and Understanding,— N. Y.:
Academic Press, 1975.— P. 131—150.
10. Шенк Р. Обработка концептуальной информации.— M.:
Энергия, 1980.— 361 с.
11. Abelson R. Concepts for Representing Mundane Reality in
Plans // Representation and Understanding.— N. Y.: Aca-
demic Press, 1975.— P. 273—310.
12. Schmidt С Understanding Human Actions // Theoretical Is-
sues in Natural Language Processing.— Cambridge, 1975.—
P. 196—200.
13. Уянстои П. Искусственный интеллект.— М.: Мир, 1980.—
С. 519.




133
СОДЕРЖАНИЕ




Предисловие 3
Цыдыпов Ч. Ц. Каноны восточной пульсодиагностики и
проблемы ее объективизации 7
Дудин С. Д., Цыдыпов Ч. Ц. О взаимосвязи некоторых по-
нятий тибетской и современной медицины . . . 18
Дашиев Д. Б. Материалы тибетских источников по пульсо-
вой диагностике 33
Пупышев В. Н. Пульсодиагностика как концентрированное
выражение теоретических основ тибетской медицины 41
Пупышев В. Н., Бальжиров Б. Г. Некоторые особенности
структуры «Чжуд-ши» 57
Бороноев В В., Дашинимаев В. Д., Трубачеев Э. А. Дат-
чики пульса для практической диагностики в ти-
бетской медицине 64
Бороноев В. В., Дудин С. А., Поплаухин В. Н. Измеритель-
но-вычислительный комплекс для обработки пуль-
Т)
сограмм
Логвинов В. С. Метод диагностики по параметрам коле-
бательных и волновых процессов в сердечно-сосу-
дистой системе 90
Жамбалдагбаеп Н. Ц. Тексты и понятийные системы тибет-
ской медицины 109
ПУЛЬСОВАЯ ДИАГНОСТИКА
ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ


Утверждено к печати
Бурятским институтом естественных наук
Бурятского филиала СО АН СССР




издательства Гришина
Редактор Т. П .
Художественный редактор Т. Ф . К а м и н и н а
Художник С. Н. М а ш к о в
Технический редактор Т. Н. Д р а г у н
Корректоры Е. В. Т у х т з р о в а , И. А. А б р а м о в а


ИБ № 34061
Сдано в набор 09.07.87. Подписано к печати 09.12.87. МН-02711. Формат
В4Х 1087з2- Бумага типографская № 1. Обыкновенная гарнитура. Высокая
печать. Усл. печ. л. 7,1. Усл. кр.-отт. 7,3. Уч.-из д. п. 7,8. Тираж 81 000 экз.
Заказ № 912. Цена 30 коп.

Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Наука». Сибирское отделение.
630099, Новосибирск, 99, Советская, 18.
4-я типография издательства «Наука». 630077, Ново си5ирек, 77, Станислав-
ского, 25.

<<

стр. 5
(всего 5)

СОДЕРЖАНИЕ