СОДЕРЖАНИЕ


УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИИ
______________________________________________________




Анализ рынка услуг, предоставляемых молочными комбинатами и иными хозяйствующими субъектами, поставщикам сырья для производства молочной продукции





Содержание

1. Введение

2. Продуктовые границы товарного рынка

3. Состав продавцов и покупателей

4. Географические границы товарного рынка

5. Объем рынка молочного сырья

6. Количественные показатели структуры рынка

7. Экономическая концентрация хозяйствующих субъектов на рынке переработки молока

8. Вопросы ценовой политики на анализируемом рынке.

9. Качественные показатели структуры товарного рынка (барьеры входа (выхода) на рынок)

10. Выводы


1. Введение

Настоящий анализ выполнен Управлением контроля и надзора в химической промышленности и природопользованию во исполнение приказа ФАС России от 30.06.2005 № 134 «О плане работы ФАС России по обзору и анализу товарных и финансовых рынков» (в редакции приказа ФАС России от 13.07.2005 № 148) совместно территориальными органами ФАС России.
Методическую основу исследования составили Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утв. приказом МАП России 20.12.96 г. №169 (в ред. 11.03.99), Методические рекомендации по определению границ и объемов товарных рынков, утв. приказом МАП России от 26.10.93 г. №112 (в ред. от 11.03.99), методические рекомендации, подготовленные Управлением контроля и надзора в химической промышленности и природопользовании.
В качестве источников информации использовались материалы территориальных органов ФАС России, Минсельхоза России, Росстата, хозяйствующих субъектов, экономической периодической печати за 2004 год и первое полугодие 2005 года.


Продуктовые границы товарного рынка

Продуктовые границы товарного рынка определяются исходя из вида деятельности, возможности взаимозаменяемости услуг и товаров.
Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» определено понятие продовольственного сырья.
Под продовольственным сырьем понимается сырье растительного, животного, микробиологического, минерального и искусственного происхождения и вода, используемые для изготовления пищевых продуктов.
Сырьем для производства молочной продукции является молоко.
Молоко как продукт относится к социально значимой группе товаров. В молоке содержится свыше 100 ценнейших компонентов: до 20 сбалансированных аминокислот, почти столько же жирных кислот, сахарлактоза.
Существуют различные виды молока, в том числе, коровье, козье, кобылье. По данным территориальных органов ФАС России в промышленной переработке используется (поступает) в основном коровье молоко, так как другие виды молока производятся в небольших количествах и используются чаще всего населением только для собственных нужд.
Рассматривая вопрос по взаимозаменяемости сырого молока, как сырья для производства молочной продукции, можно отметить, что технологический процесс изготовления молочной продукции допускает достаточно оперативную замену сырого молока сухим молоком. Но не все виды молочной продукции возможно изготовить из сухого молока. Например, такой продукт, как масло животное, из сухого молока изготовить не возможно.
Основными причинами замены молочными комбинатами сырья (сырое молоко на сухое молоко) является сезонный характер производства и реализации объемов сырого молока, а так же то, что за последние годы прослеживается тенденция снижения поголовья скота, в частности молочного стада, что соответственно, приводит к снижению объемов производства сырья.
Молоко, предназначенное для промышленной переработки, должно соответствовать требованиям ГОСТа Р52054-2003 (распространяется на молоко натуральное коровье (далее молоко), производимое для дальнейшей переработки в установленном ассортименте), ветеринарным и санитарным правилам. Молоко должно быть цельным, свежим, с минимальным количеством микробов, без дефектов вкуса, запаха, консистенции и цвета, не замороженным, плотностью не менее 1,027 г/см3 .
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005 -93 (ОКП) молочная продукция представлена группами товаров:
- масло животное – 821900;
- сыры жирные, включая брынзу – 822900;
-цельномолочная продукция, в пересчете на молоко – 825000.
Таким образом, предприятия, выпускающие указанную продукцию, осуществляют деятельность по переработке молока.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденным постановлением Госстандарта России от 06.11.2001г. № 454-ст. деятельность по производству молочных продуктов относится к разделу D «Обрабатывающие производства», подраздела DA «Производство пищевых продуктов, включая напитки и табака» и классифицируется как «переработка молока и производство сыра» - код 15.51.
Услуги по переработке молочного сырья, как и услуги, предоставляемые молочными комбинатами и иными хозяйствующими субъектами, поставщикам сырья для производства молочной продукции, указанные в Плане работы ФАС России по анализу товарных и финансовых рынков на второе полугодие 2005г. и первый квартал 2006г., утвержденного приказом ФАС России от 30.06.2005 № 134 (в редакции приказа ФАС России от 13.07.2005 № 148), в Общероссийском классификаторе как виды деятельности отсутствуют.
Согласно статье 779 ГК РФ по договору возмездного оказанию услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В ходе проведенного анализа установлено, что все действующие молокозаводы и иные субъекты, производят закупку молочного сырья для производства собственной готовой молочной продукции, либо используют молочное сырье собственного производства. Переработка молочного сырья на давальческих условиях, когда сырье и готовая продукция являются собственностью заказчика, осуществляется комбинатами крайне редко. Так в Удмуртской Республике из общего объема переработанного молочного сырья, переработка давальческого сырья составила в 2004г. 0,61%, а в 2005 – 1,1%. Аналогичная ситуация складывается на рынке переработки молока в Алтайском крае, Республике Башкортостан. На территории Белгородской области по давальческой схеме работают 3 хозяйствующих субъекта: ОАО «Содружество», Валуйское ОАО «Молоко» и ЗАО «Томмолоко». При этом заказчиками являются хозяйствующие субъекты, расположенные на территории других регионов (Воронежская и Московская области, г. Москва).
Вместе с тем в остальных субъектах Российской Федерации переработка давальческого сырья предприятиями-переработчиками за анализируемый период не осуществлялась.

Таким образом, продуктовые границы анализируемого рынка определены как деятельность по переработке молока.
При этом рассматриваются два взаимосвязанных рынка – молока (сырья для производства молочной продукции) и собственно переработки молока.


3. Состав продавцов и покупателей

Хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по переработке молочного сырья, являются молочные комбинаты, сельскохозяйственные предприятия, имеющие цеха по переработке молока, а также частные предприниматели.
Поставщиками молочного сырья являются сельскохозяйственные производители, которые подразделяются по следующим категориям: сельскохозяйственные предприятия – бывшие колхозы и совхозы, ныне существующие в форме СПК, ЗАО, ОАО, ООО; фермерские хозяйства и хозяйства населения. Сельхозпроизводители, как правило, не имеют мощностей по хранению и переработке молока, поэтому при выборе покупателя руководствуются условиями реализации, территориальной близостью, формой расчета.
Продавцами на данном рынке являются сельскохозяйственные предприятия, фермерские хозяйства и хозяйства населения.
Покупателями являются перерабатывающие предприятия (молочные комбинаты и иные хозяйствующие субъекты), занимающиеся производством молочной продукции, а именно: молоко различной жирности, сливки, цельномолочная и кисломолочная продукция, творог, сыр, масло коровье, мороженое.



4. Географические границы товарного рынка

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатель имеет экономическую и технологическую возможность приобрести, а продавец реализовать рассматриваемый товар.
Поскольку молоко является скоропортящимся продуктом, то на географические граница исследуемого рынка влияет такой фактор, как удаленность производителя молока от предприятий переработчиков.
Отсутствие у предприятий - производителей молока холодильных установок, большие транспортные расходы, обуславливают близость рынка молока к переработчику.
В последние годы транспортные расходы значительно увеличились в связи с постоянным ростом цен на бензин, запчасти и т.д. Это обусловило для сельскохозяйственных производителей ограничение выбора молочных предприятий для сдачи молока. Молоко доставляется на предприятия транспортом как сельскохозяйственных, так и молочных предприятий. Вследствие нехватки сырья молочные предприятия вынуждены завозить молоко из более отдаленных населенных пунктов. Однако, как для сельскохозяйственных, так и для молочных предприятий экономически целесообразно организовать доставку молока при минимизации транспортных расходов. Так при транспортировке автомобильным транспортом на расстояние более 100 км. стоимость молочного сырья повышается от 3 до 8 процентов.
Данное обстоятельство приводят к сужению географических границ рассматриваемого рынка. Молочные предприятия в основном принимают молоко от хозяйств района своего местонахождения и близлежащих. Причем приемка молока на переработку может осуществляться не только от сельхозпроизводителей своего региона, но и соседних.
Так на молочные предприятиям, расположенные на территории Республики Адыгея, молочное сырье поставляется сельхозпроизводителями как своего региона, так из хозяйств Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской области.
Молоко, заготовленное на территории Салаватского района Республики Башкортостан сдается на переработку как молочным комбинатам, расположенные на территории республики (ОАО «Месягутовский КСОМ», ОАО «Кигинский маслозавод»), так и на ЗАО «Пищевик», ЗАО «Златоустовский РМП», ЗАО «Трехгорный молзавод», которые находятся на территории Челябинской области.
Большинство сельскохозяйственных предприятий Удмуртской Республики являются убыточными и объемы производства молочного сырья не обеспечивают полной загрузки производственных мощностей предприятий переработки. Для восполнения загрузки мощностей комбинат7ы осуществляют закупку молочного сырья из-за пределов Удмуртской Республики (Кировская, Пермская области, Республика Татарстан, Республика Башкортостан). От общего объема закупленного молочного сырья объем ввоза в республику составил 1,18% в 2004г. и 1,3% в первом полугодии 2005 года.
На территорию Свердловской области поставки молока для переработки осуществляют хозяйствующие субъекты Курганской области, однако эта доля в настоящее время незначительна.
Вологодская область не относится к регионам развитого молочного животноводства, и не в состоянии собственными силами обеспечить сырьевые потребности предприятий молочной промышленности, следствием чего является ввоз молочного сырья из приграничных областей (Ростовской, Воронежской, Саратовской и Краснодарского края).
Закупка молочного сырья перерабатывающими предприятиями Самарской области производится не только у производителей Самарской области, но и производителей Республики Татарстан, Саратовской, Оренбургской, Ульяновской и других областей.
Приведенные данные свидетельствуют об отсутствии барьеров для перемещения молочного сырья.
Другими факторами, определяющими географические границы рынка переработки молока, являются: загрузка производственных мощностей, ценовая политика, сложившиеся хозяйственные связи, инфраструктура приемки и доставки молочного сырья.
В процессе приватизации появилась тенденция к разрыву и дезинтеграции хозяйственных связей в системе взаимоотношений: сельскохозяйственный товаропроизводитель – переработчик - сфера реализации. Необходимость полной загрузки мощностей по переработке молочного сырья заставляют предприятия молочной промышленности налаживать новые хозяйственные связи (включение в состав совета директоров руководителей предприятий-производителей, участие в органах управления производителей и т.д.), что расширяет географию поставок молока вплоть до близлежащих административных районов. Так на примере ЗАО «БМК» (торговая марка «Молочная сказка») можно отчетливо увидеть, что география закупок молока данным предприятием включает в себя 15 районов Алтайского края, в том числе такие, на территории которых существуют другие молокоперерабатывающие предприятия (ОАО «Новоалтайский гормолзавод», ОАО «Алейский маслосыркомбинат» и т.д.).
Необходимым условием для обращения товара (молочного сырья) является развитость транспортной составляющей (наличие и состояние дорог).
Так в представленных Удмуртским УФАС России материалах отмечается, что не развитость транспортной сети Удмуртской Республики (отсутствие или плохое качество дорог, соединяющих районы республики) влияет на длительность или невозможность перевозки молочного сырья, и ухудшения его качества. Аналогичная ситуация складывается и во многих других регионах России.
Качество молока, поступающего на молочные комбинаты, является основой производства качественной молочной продукции. Поэтому переработчики молока по возможности помогают своим партнерам. Это и охлаждение молока, и строительство мелкоприемных пунктов. Такой опыт есть у предприятий молочной промышленности Волгоградской области, Алтайского края и других регионов Российской Федерации.
Один из лидеров рынка молочной продуктов, компания «Вимм-Билль-Данн», с 1999 года последовательно реализует программу по обеспечению своего производства сырья путем оснащения 65 подмосковных молочных хозяйств шведским доильным и охлаждающим оборудованием общей стоимости около $7 млн. Сельскохозяйственные предприятия должны погасить его стоимость в течение 8 лет. С 2000-го по 2004 год включительно производство молока в них возросло на 227%, доля молока высшего класса увеличилась с 26% до 45%.
Другой лидер рынка переработки молочного сырья - компания «ЮниМилк» - в 2004 году вложила в развитие сырьевой базы $9 млн., приобретя оборудование для передачи в лизинг сельхозхозяйствам предприятиям на срок от 3 до 5 лет. По этой схеме хозяйства могут ежемесячно равными долями рассчитываться молоком.
Вышеперечисленные факторы, конкурентная борьба за производителей молока, влияние сезонных факторов, меняющие в течение года, потенциальные возможности транспортировки молока, делают географические границы на рассматриваемом рынке плавающими.
Как показывает анализ распределения поставщиков по молочным комбинам, в ряде субъектах Российской Федерации (Удмуртская Республика, Республика Коми, Сахалинская, Архангельская, Орловская, Новгородская, Читинская, Иркутская области, Республика Башкорстан, Ставропольский, Краснодарский край) распределение поставщиков по молочным комбинатам осуществляется в основном с близлежащих к молокозаводам районов. Это позволяет говорить о монополизме молокоперерабатывающей промышленности в указанных регионах по отношению к сельхозпроизводителям, который объективно обусловлен исторически сложившейся структурой молокоперерабатывающей отрасли – в каждой сырьевой зоне функционирует один перерабатывающий завод. Доминирующее положение предприятий этой сферы усиливается также неразвитостью сети дорог в сельской местности.
Одновременно, в материалах, представленных остальными территориальными органами ФАС России указывается, что географическими границами анализируемого рынка являются административные границы региона.
Далее исследуемый рынок будет рассматриваться в пределах административных границ субъектов федерации с учетом его монополизации в отдельных регионах.

5. Объем рынка молочного сырья

По данным Минсельхоза России и Росстата, валовой надой молока в Российской Федерации в 2004 году составил 31992,3 тыс. т, что меньше по сравнению с предыдущим годом на 4,2% или на 1382,1 тыс.т. Производство молока сократилось во всех федеральных округах (табл.1).
 
Таблица 1. Производство молока в Российской Федерации в разрезе федеральных округов в 2003-2004 гг. по данным Росстата, тыс.т
 

 
2003 г.
2004 г.
2004 г. в % к 2003 г.

Российская Федерация
33374,4
31992,3
95,8
в том числе:

 
 
 
Центральный ФО

7310,3
6899,7
94,4
Северо-Западный ФО

2141,1
2007
93,7
Южный ФО

4730,5
4599,8
97,2
Приволжский ФО

10482,9
10238,5
97,7
Уральский ФО

2206,1
2150,8
97,5
Сибирский ФО

5873,8
5488,1
93,4
Дальневосточный ФО

629,8
608,4
96,6
 
Наиболее ощутимо снизилось производство молока в Центральном (на 410,6 тыс. т), Сибирском (на 385,7 тыс. т) и Приволжском (на 244,4 тыс. т) федеральных округах, на которые приходится более 70% общего объема производимого молока.
Сокращение производства молока произошло как в сельхозорганизациях, так и в хозяйствах населения. В этих категориях хозяйств, являющихся основными производителями молока, его получено меньше по сравнению с предыдущим годом соответственно на 1001,9 тыс. т (6,5%) и на 453 тыс.т или 2,6 процента.
 В крестьянских (фермерских) хозяйствах молока надоено на 72,8 тыс.т или на 8,9% больше.
В результате удельный вес сельхозорганизаций в общем объеме производимого молока продолжал снижаться, а фермеров – увеличился.
Основной причиной снижения объемов производства молока остается сокращение поголовья коров, которое в отчетном периоде имело место как в сельхозорганизациях, так и в хозяйствах населения. Тенденция роста численности коров в крестьянских (фермерских) хозяйствах сохранилась, но поскольку их доля в общем поголовье составила лишь 3,5%, на общую численность это повлияло в незначительной степени (табл. 2).


Таблица 2. Численность коров в Российской Федерации на конец 2003 и 2004 гг., тыс. голов (по данным Росстата)
 
 
2003 г.
2004 г.
2004 г.
в % к 2003 г.
Все категории хозяйств
10987,5
10278,3
93,6
в том числе:
 
 
 
сельхозорганизации
5126,4
4663,6
91
хозяйства населения
5511,8
5257,2
95,4
крестьянские (фермерские) хозяйства
349,2
358,5
102,7
 
Продуктивность коров в сельхозорганизациях продолжала расти, но более низкими, по сравнению с 2003 годом, темпами. В 2004 году от одной коровы получено 3080 кг молока, что на 87 кг. больше предыдущего года (в 2003 году соответствующий рост продуктивности составил 174 кг). Прирост валового надоя, полученный за счет роста продуктивности, по-прежнему не восполнил потери от снижения поголовья, что привело к существенному сокращению производства молока в этой категории хозяйств.
Усиление тенденции сокращения поголовья коров в сельхозорганизациях в прошедшем году вызвано в значительной степени состоянием кормовой базы. В соответствии с данными Росстата, наличие кормов на конец декабря 2004 года было на 3,8% меньше, чем на соответствующую дату 2003 года, в том числе концентрированных – на 1,4% меньше. Кроме того, низкое качество кормов не позволяет получить уровень молочной продуктивности коров, соответствующий генетическим возможностям используемых пород.
Тенденция к сокращению производства молока сохранилась и в первом полугодии 2005г.
В январе-июне 2005 года валовой надой молока в хозяйствах всех категорий по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился. Снижение производства молока произошло в равной степени за счет сельхозорганизаций и хозяйств населения. Поголовье коров продолжало сокращаться более высокими, чем в прошлом году, темпами.
Тенденция повышения продуктивности коров в сельхозорганизациях сохранялась, однако это не позволило восполнить недобор продукции из-за сокращения численности коров.
В январе – июне 2005г. валовой надой молока во всех категориях хозяйств составил 15624,8 тыс. т, что на 607,6 тыс. т меньше соответствующего уровня прошлого года. Сокращение производства молока отмечалось в сельхозорганизациях и хозяйствах населения, где его получено, соответственно на 315,3 и 305,6 тыс. т меньше. В крестьянских (фермерских) хозяйствах надоено на 13,1 тыс. т. молока больше
Рост продуктивности коров в текущем году продолжился более высокими в отличие от прошлого года темпами. В январе-июне этого года надой молока на 1 корову в сельхозорганизациях составил 1660 кг или превысил уровень предыдущего года на 85 кг (5,4%), при росте надоев в I полугодии 2004 года на 33 кг (2,1%).
Достигнутый в этом году уровень продуктивности не компенсировал снижение производства молока в результате сокращения численности коров как в сельхозорганизациях, так и в хозяйствах населения, темпы которого были выше прошлогодних. В крестьянских (фермерских) хозяйствах поголовье коров продолжало увеличиваться, но в отличие от прошлого года менее высокими темпами (табл.3).
 
Таблица 3. Численность коров в Российской Федерации на 1 июля 2005г. (по данным Росстата), тыс. голов
 
 
2004 г.
2005 г.
2005 г. в % к 2004 г.
Все категории хозяйств
10993,3
10187,3
92,7
в том числе:
 
 
 
сельхозорганизации
4956,7
4515,8
91,1
личные хозяйства населения
5668,6
5294,3
93,4
крестьянские (фермерские) хозяйства
368
377,2
102,5
 
Усиление тенденции сокращения поголовья коров в сельхозорганизациях в прошедшем году, которое остается доминирующим фактором снижения производства, вызвано рядом причин, основной из которых является состояние кормовой базы. Обеспеченность коров кормами в сельхозорганизациях в текущем году была выше прошлогоднего уровня, однако это не способствовало замедлению темпов сокращения их численности. Кроме того, низкое качество кормов не позволяет получить уровень молочной продуктивности коров, соответствующий генетическим возможностям используемых пород, что отрицательно сказывается на объемах производства молока.
Вместе с тем, молоко и молочные продукты традиционно являются жизненно важным звеном в рационе россиян. В стоимости потребительской корзины их доля составляет 16%. При этом Россия существенно отстает от развитых стран в потреблении молока и молочных продуктов. На сегодняшний день на среднестатистического жителя нашей страны приходится примерно 230 кг этой продукции ежегодно, что почти в два раза ниже норм, рекомендованных специалистами по питанию. При этом рынок демонстрирует стабильные темпы роста - 4-5% в год, его общий объем достиг 40 миллионов тонн в натуральном выражении.


6.. Количественные показатели структуры рынка

Структура рынка переработки молочного сырья сложилась еще во время плановой экономики, когда размещение перерабатывающих предприятий осуществлялось по принципу территориального раздела регионального рынка.
По мере того, как углубляется процесс развития рыночной экономики, деятельность предприятий и экономическая эффективность их производства все в большей степени зависит от взаимоотношений предприятий с потребителями, поставщиками и конкурентами.
В решении задач по обеспечению продовольствием населения особая роль принадлежит пищевой и перерабатывающей промышленности, представляющая собой совокупность отраслей промышленности, одной из которых является молочная.
Показатели рыночной концентрации рынка молочного сырья, свидетельствуют о неравномерности действующих на данном рынке хозяйствующих субъектов – предприятий, приобретающих молочное сырье для переработки, или разномасштабности их деятельности.
С учетом показателей коэффициентов концентрации (СR3) и Генфиндаля-Гиршмана (HH1) региональные рынки переработки молока можно разделить на олигопсонический, высококонцентрированный, умеренно концентрированный и низко концентрированный тип рынка.


6.1 Олигопсонической тип рынка

Рассматривая структуру молочной отрасли на примере Орловской области как единую технологическую цепочку, следует отметить, что в каждом районе области, которая в свое время была разделена на 24 района, расположен молочный завод. В 2004 году и 1-м полугодии 2005 года закупку сырого молока осуществляли 23 хозяйствующих субъекта молочной и маслосыродельной отрасли области. Как следует из материалов, представленных Орловским УФАС России, динамика показателей концентрации на местных товарных рынках закупки сырого молока свидетельствует о том, что на них сохраняется высокая степень концентрации (диапазон значений коэффициента концентрации по состоянию на 01.01.2005г. составил СR-1= 35,4% - 100%; HH1= 1132,6-10000; на 01.07.2005г. CR-1=39,7% - 100%; HH1= 3556-10000). Основная часть местных товарных рынков представляет собой олигопсонические типы товарных рынков. Вместе с тем, приведенная динамика показывает, что в отдельных районах области происходит снижение уровня монополизации этих рынков. Это объясняется тем, что рядом хозяйствующих субъектов Орловской области (ОАО «Молочный комбинат Орловский», ОАО «Сыродельный комбинат Орловский», ЗАО «Верховский МКЗ») осуществляется стратегия конкуренции, направленная на расширение географических границ закупок сырого молока и завоевания доли на рынке. Несмотря на наметившуюся тенденцию к снижению уровня монополизации на местных товарных рынках закупок сырого молока, в одиннадцати районах Орловской области доля молочных заводов составила величину менее 65%. Вместе с тем, затрудненный доступ на эти рынки других хозяйствующих субъектов, обусловленный рядом фактором инфраструктурного характера, указывает на исключительное положение указанных выше предприятий.
Аналогичная ситуация складывается и на рынке переработки молока Ставропольского края, Волгоградской, Читинской областях.


6.2 Высококонцентрированный тип рынка

В Амурской области изначально размещение перерабатывающих предприятий осуществлялось по принципу территориального раздела рынка. Так в 16 из 20 районов Амурской области функционировали молочные комбинаты, часть из которых, в связи с негативными процессами в экономике Амурской области не выдержали конкуренции, что и привело к их несостоятельности и прекращению деятельности. В настоящее время операторами исследуемого рынка являются 8 хозяйствующих субъектов Амурской области. Лидирующее положение на исследуемом рынке занимает ОАО «Молочный комбинат «Благовещенский», его доля составила в 2004 году 92,9%, а в 1 полугодии 2005 года 64,9%. Снижение доли в 1 полугодии 2005 года ОАО «Молочный комбинат «Благовещенский» объясняется появлением на рынке нового хозяйствующего субъекта ОАО «Хладокомбинат». Доля остальных хозяйствующих субъектов на рассматриваемом рынке незначительна. Представленные данные свидетельствуют, что основной объем сырого молока в Амурской области перерабатывается молочными комбинатами. Совокупная доля сельскохозяйственных предприятий в общем объеме переработки молочного сырья составила в 2004 году 2%, в 1 полугодии 2005 года 3,2%.
Анализ показателей концентрации позволяет сделать вывод, что рынок переработки молока в Амурской области является высококонцентрированным: 2004 год: НН1 = 8640,92, СR3 – 96,6%; 1 полугодие 2005 года: НН1 = 4915,3, СR3 – 94,7%.
Аналогичная ситуация складывается и на рынке переработки молока Томской области, где на долю одного хозяйствующего субъекта (ЗАО «Том – МасКапитал») приходится 67,8% от общего объема молочного сырья, поступившего на переработку на предприятия молочной промышленности Томской области.
Также к рынку с высокой степенью концентрации, что свидетельствует о слабой конкуренции, относятся региональные рынки переработки молока в Астраханской, Мурманской, Магаданской, Сахалинской, Курганской, Ярославской, Кировской, Липецкой, Тульской, Тверской, Челябинской, Астраханской, Калининградской, Смоленской областях, Республики Коми, Республики Татарстан, Республики Карелия, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Адыгея, Республики Башкортостан
Отдельно следует отметить, что анализируемый рынок Тюменской области находится в пограничном состоянии между высококонцентрированным и умеренно концентрированным типом рынка, но, несмотря на то, что на рынке присутствует значительное число действующих на нем субъектов, больше склоняется в сторону первого типа.


6.3 Умеренно концентрированный тип рынка

На территории Воронежской области переработкой молока занимаются 22 молочных комбината, производящих различные виды молочной продукции. Из них наиболее крупными переработчиками молочного сырья являются 7 хозяйствующих субъектов (ООО «Аннинское молоко», ООО «Городской молочный завод «Лискинский», ООО Нижнекисляйский молочно-консервный комбинат», ООО «Сыродельный завод «Калачеевский», ОАО «Фирма «Молоко», ОАО «Молочный комбинат «Воронежский», ООО «Компания «Молочное дело»), доли которых на рынке переработки молочного сырья по итогам 2004 года и 1 полугодия 2005 года находятся в пределах от 4,5% до 29,5%. При этом коэффициент рыночной концентрации (CR3) в 2004году составил 49%, а НН1= 1185,94. В 1 полугодии 2005 эти показатели соответственно равняются 54,9% и 1455,71. Показатели рыночной концентрации позволяют сделать вывод о том, что рынок переработки молочного сырья Воронежской области относится ко II типу рынков и является умеренно концентрированным.


6.4 Низкоконценирированный тип рынка

Наибольший удельный вес в общем объеме закупок молочного сырья на территории Курской области занимают три хозяйствующих субъекта: ОАО «Льговский молочно-консервный комбинат», ОАО «Молконсервы», ОАО «СОМ». Их доли составляют соответственно 12,3%, 32,5%, 14,4%. Коэффициент концентрации CR3 составил в 2004 году 58,8%, в 1 полугодии 2005 года – 59,1%. Сопоставление и анализ количественных показателей, характеризующих структуру данного товарного рынка, позволяет сделать вывод, что рынок переработки молока Курской области является умеренно концентрированным (HH1=1640 в 2004 году и 1725 в 1 полугодии 2005 года).
Также к умеренно концентрированным региональным рынкам переработки молока относятся рынки Тамбовской, Кемеровской, Самарской, Пензенской, Костромской, Волгоградской, Омской, Ульяновской, Свердловской области, Республики Мордовии, Алтайского края.
В 2005г. по отношению к 2004г. рынок переработки молока в Пермской области из низкоконцентрированного превратился в умеренно концентрированный.
На территории Белгородской области переработку молока осуществляют 18 хозяйствующих субъектов. Если ранее перерабатывающие предприятия закупали молоко в основном только на территории административного района, то в настоящее время зона их влияния значительно расширилась, они осуществляют закупку молока на территории всей Белгородской области, а некоторые из них и за ее пределами (Курская и Воронежская области). На товарном рынке переработки молочного сырья в Белгородской области явно выраженных доминантов нет, разрыв между значениями долей хозяйствующих субъектов, действующих на анализируемом рынке относительно равномерный, их доля в общем объеме товарного ресурса колеблется от 0,9% до 16,5%. Степень концентрации товарного рынка характеризуется величиной коэффициента концентрации 3-х крупнейших хозяйствующих субъектов (CR3), который в 2004 году составил 38,3%, а в 1 полугодии 2005 года – 42,3%. При этом индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HH1) соответственно 814 и 882.
Исходя из количественных показателей, характеризующих структуру анализируемого товарного рынка Белгородской области, можно сделать вывод о низком уровне концентрации
Аналогичная ситуация складывается и на рынке переработки молока Саратовской, Владимирской, Рязанской, Ивановской, Нижегородской областей.

Таким образом, количественные показатели, характеризующие структуру анализируемого товарного рынка позволяют сделать вывод о разной степени монополизации региональных рынков переработки молока. Процентное соотношение между рынками переработки молока с олигопсоническим, высококонцентрированным, умеренно концентрированным и низкоконцентрированным типами рынка составляет соответственно 8,3, 47,9, 31,25, 12,5 процентов.



7. Экономическая концентрация хозяйствующих субъектов на рынке переработки молока

В настоящее время на региональных товарных рынках по переработки молока зерна наметилась тенденция к усилению экономической концентрации.
Для повышения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей особую актуальность приобретает развитие интеграции и кооперации технологически связанных предприятий по производству и переработке молока, создание крупных вертикально интегрированных групп.
Развитие интеграционных процессов в экономике АПК рассматривается, как одно из основных условий стабилизации экономики, повышение эффективности производства и преодоления регионального монополизма. В условиях наметившегося экономического роста в России формирование интегрированной экономики приобретает особую актуальность, как одно из направлений повышения конкурентоспособности пищевой и перерабатывающей промышленности региона. Эта проблема решается через создание интегрированных связей сельскохозяйственных товаропроизводителей с перерабатывающими, обслуживающими предприятиями, предприятиями сферы реализации.
Примером является группа лиц, в состав которой вошли пять оффшорных компаний, молокоперерабатывающие предприятия Тверской области: ОАО «Тверьмолоко», ОАО «Старицкий сыр», ООО «Кимрский молокозавод», ЗАО «Петмол-В», ОАО «Весьегонский маслозавод» и сельхозпроизводители: ООО «Искра», ООО «Новая заря». Учитывая значительную долю молокоперерабатывающих предприятий, входящих в группу лиц, на рынках оптовых закупок молока на переработку в пределах соответствующих муниципальных образований, при согласовании сделок Тверским УФАС России было выдано предписание с поведенческими условиями, направленными на недопущение в отношении хозяйствующих субъектов – продавцов молока на переработку, действий (бездействий) по навязыванию контрагенту условий договора не выгодных для него или не относящихся к предмету договора, сокращению или прекращению закупок молока, при наличии предложений со стороны продавцов молока.
Тенденция к усилению экономической концентрации на региональных рынках переработки молока имеет место и в других регионах.
Организационно-имущественная зависимость предприятий, осуществляющих переработку молока в Орловской области, выглядит следующим образом. Из 23 перерабатывающих предприятий 6 предприятий находятся под прямым контролем вертикально-интегрированой структуры ОАО АПК «Орловская Нива», которая имеет долю в их уставных капталах 50%, одно предприятие (ЗАО «Верховский МКЗ») входит в группу лиц ЗАО «Главпродукт» (г.Москва), 100% пакетом акций ОАО «Молочный комбинат «Орловский» владеет ООО «Компания ЮниМилк» (г.Москва), акции остальных 15 предприятий находятся у физических и юридических лиц.
Перерабатывающие молочное сырье предприятия имеют достаточный резерв неиспользованных мощностей. Так среднегодовая загрузка оборудования на молочных комбинатах Удмуртской Республики составляет от 20 до 100%. В разрезе предприятий Белгородской области коэффициент использования мощностей неоднозначен и колеблется от 17% до 98%. Низкий уровень загруженности производственных мощностей ряда хозяйствующих субъектов и в других областях объясняется высокой степенью износа материальной базы, недостатками молочного сырья из-за сокращения его производства, недостаточным количеством потребителей и их низкой платежеспособностью.
Степень износа основных производственных средств более 50% перерабатывающих молочных предприятий характеризуется высоким уровнем износа. В среднем по перерабатывающим предприятиям степень износа оборудования находится в интервале от 17% до 80%. При существующем уровне износа оборудования необходимы инвестиции для поддержания существующих мощностей.
Необходимо отметить, что рынок переработки молока наравне с хозяйствующими субъектами, имеющими различные показатели рыночной власти, являющимися самостоятельными и не входящими в различные группы лиц, представлен и группами компаний, осуществляющих свою деятельность в более чем пяти регионах
Например, в одну группу лиц с ООО «Компания ЮниМилк» входят следующие хозяйствующие субъекты, осуществляющие переработку молочного сырья: ООО «МИЛКО» и ОАО «ТОНУС-2 (г.Красноярск), ОАО «Самаралакто» (г.Самара), ОАО «Санкт-Перербургский молочный комбинат №1 «ПЕТМОЛ» (г.Санкт-Петербург), ОАО «Молочный комбинат «Орловский» (г.Орел), ОАО «Ялуторовскмолоко» (Тюменская область), ОАО «ЛипецкМолоко» (г.Липецк), ОАО «Молочный комбинат «Саранский» и ОАО «Надежда» (Республика Мордовия). Учитывая, что территориально участники группы лиц ЮНИМИЛК находятся в более чем 5 субъектах Российской Федерации, то в соответствии с Законом о конкуренции можно констатировать факт выхода указанной группы лиц на рынке переработки молока на федеральный уровень.
Другой группой лиц, которая вышла на федеральный рынок переработки молока, является группа Вимм-Билль-Данн. Переработку молока в рамках группы осуществляют 17 хозяйствующих субъектов, расположенные на территории 12 субъектов федерации: ОАО «Царицынский молочный комбинат», ОАО «Лианозовский молочный комбинат» и ОАО «Завод детских молочных продуктов» (г.Москва), ОАО «Молочный комбинат» (г.Тимашевск) и ЗАО «Гулькевичский маслозавод» (Краснодарский край), ОАО «Аннинское молоко» (Воронежская область), ОАО «Молочный комбинат Нижегородский» (Нижегородская область), ОАО «Владивостокский молочный комбинат» (Приморский край), ОАО»Молочный комбинат «Балтийское молоко» (г. Санкт-Петербург), ОАО «УФАМОЛАГРОПРОМ» и ОАО «Туймазинский молокозавод» (Республика Башкортостан), ОАО «Обнинский молочный завод» и ДЗАО «Карасукское молоко» (Новосибирская область), ЗАО «Рубцовский молочный завод» (Алтайский край), ОАО «Новокуйбышевскмолоко» (Самарская область), ООО «Молоко Вейделевки» (Белгородская область).
С учетом данных фактов изменение концентрации на региональных рынках переработки молочного сырья в отношении каждого отдельного оператора исследуемого рынка в ближайшие годы маловероятно, но возможно за счет перераспределения долей и развития более мелких молокозаводов, производственные мощности которых позволяют увеличить объемы переработки молочного сырья.
Вместе с тем, в ближайшие годы можно прогнозировать усиление интеграционной динамики на рынке переработки молока на региональном и федеральном уровне, при этом формой, получившей распространение, является покупка контрольных пакетов акций, как перерабатывающих предприятий, так и сельскохозяйственных, производителей молочного сырья.


8. Вопросы ценовой политики на анализируемом рынке.

Производственные отношения между поставщиками молока-сырья и производителями молочной продукции на рынке переработки молока строятся на договорной основе. В договоре сторонами предусматриваются качество, график поставки натурального молока; способ и порядок приемки; срок, порядок и форма расчетов; ответственность сторон. Договора имеют приложения в виде «Соглашений», предметом которых являются требования, предъявляемые к качеству поставляемого молока в соответствии со существующими гостами. А также «Протоколы согласования договорных цен», которые определяют цену 1 кг. молока (в зачетном весе) на основании ГОСТа № 52054-2003 (40/60) по формуле Госта 52054-2003г.:
Факт.Жир./Базисн.Жир*0,4(40%) Факт. Белок/Базисн.Белок*0,6(60%).
Кроме того, протоколом также определяются коэффициенты по степени охлаждения молока-сырья. Так, например, в Краснодарском крае для охлажденного молока коэффициент равен 1, неохлажденного – 0,97.
Анализ показал, что главными критериями определения цены в процессе переговоров между сторонами договора являются:
качество поставляемого молока (сортность, степень охлаждения),
объем поставляемого сырья,
способ доставки молока-сырья (через собственные приемные пункты сбора молока, доставка собственным транспортом перерабатывающего предприятия или сельхозпроизводителя, сбор молока у подворий ЛПХ молокоперерабатывающими предприятиями или через договора с индивидуальными предпринимателями, занимающимися сбором молока у населения),
сезонность
Анализируемый рынок в значительной степени зависим от фактора сезонности производства сырья. В течение года кривая производства молока-сырья, зависящая от генетических особенностей животных, выглядит следующим образом:
- январь, февраль – стабильное производство с тенденциями к увеличению;
- март, апрель, май – поступательное увеличение производства;
- август – резкое снижение производства;
- сентябрь, октябрь, ноябрь – поступательное снижение;
- декабрь – стабилизация производства.
При этом, как отмечает Краснодарское УФАС России, рынок потребления готовой молочной продукции в это время изменяется совсем по-другому:
- январь, февраль – стабильное потребление;
- март, апрель, май, июнь – низкая покупательная активность;
- июль, август – высокая покупательская активность (за счет приезда отдыхающих);
- сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь – стабилизация продаж с тенденцией роста.
Анализ показывает, что в момент максимального увеличения производства молока из-за снижения покупательской активности потребителя на рынке готовой продукции возникает так называемая проблема «лишнего молока». Чтобы это условно «лишнее молоко» принять и переработать молочные заводы, комбинаты идут на определенные издержки, связанные с закладкой этого молока в продукты с «длинным» сроком реализации (масло, сухое молоко, сыры и т.д.).
Однако мониторинг рынка переработки молока в Краснодарском крае выявил, что в отдаленных районах края, откуда вывоз молока в летнее время затруднен из-за потери товарных свойств продукта, некоторые молокоперерабатывающие предприятия формируют закупочные цены используя свое исключительное положение.
Так в Успенском районе Краснодарского, где сбор и закупку молока осуществляет ОАО «Кубарус-молоко», цена на молоко, произведенное сельхозтоваропроизводителями и населением, была ниже средней закупочной цены на молоко того же качества на 5,2 и 34 процентов соответственно. Подобная ситуация сложилась и у поставщиков молока-сырья ООО «Молочное дело «Кубань», ОАО «Надежда». После принятия мер антимонопольного реагирования Краснодарским УФАС России нарушения антимонопольного законодательства со стороны указанных хозяйствующих субъектов были устранены.
В представленных материалах Коми УФАС России отмечается, что при себестоимости производства молочного сырья сельхозтоваропроизводителями Республики Коми в среднем 4,7 – 7,7 рублей за килограмм, закупочная цена перерабатывающими молоко предприятиями устанавливается в размере 4 – 5,5 рублей за 1 кг. Закупочная цена, устанавливаемая перерабатывающими предприятиями, определяется исходя из затрат на производство молочных продуктов, оптово-отпускных цен, при которых данные организации способны конкурировать на товарных рынках оптовой и розничной реализации молочной продукции, поддерживать существующий рынок сбыта продукции. Оптовый рынок реализации молочной продукции Республики Коми является открытым для межрегиональной торговли и характеризуется наличием поставщиком дешевой молочной продукции Кировской области.
Себестоимость молочного сырья на территории Челябинской области по состоянию на 01.01.2005 составляла 4 – 7 тыс. руб./тонн. При этом средняя цена реализации молочного сырья в указанный период составляла 4,5 – 8,3 тыс. руб./тонн. Конкретная цена реализации молочного сырья определяется приложениям к договорам контрактации и договорам поставки. Стоимость молока определяется многими факторами, в том числе и степень участия молокопереработчиков в переоснащении сельскохозяйственных предприятий, возможностью кредитования производителей сырья со стороны молокопереработчиков. В случае кредитования сельхозпроизводителей цена, как правило, устанавливается на более низком уровне и стабильной на весь год. Производство молочного сырья в 2005году для сельхозпроизводителей Челябинской области стало рентабельным, хотя уровень рентабельности настолько низкий, что не позволяет хозяйствам заняться вопросами технического переоснащения, формирования более продуктивного молочного стада, закупкой кормов необходимого качества.
В Кемеровской области цены на молочное сырье устанавливаются молочными заводами по периодам года: весеннее-летнему и осеннее-зимнему. Перед началом каждого периода в Департаменте сельского хозяйства и продовольствия собирается согласительная комиссия с участием руководителей предприятий переработки и сельхозтоваропроизводителей, на которой высказываются предложения по цене молока и согласовываются базовые объемы поставок. После согласования цены и общих объемов поставок каждое предприятие переработки заключает договоры поставок с конкретными поставщиками молока. Средняя цена поставки молока в Кемеровской области в 2004г. составляла 6,14 рублей за 1 килограмм, а в первом полугодии 2005г. – 6,82 рублей за 1 килограмм.
В Читинской области закупочная цена переработчика молочного сырья почти в два раза меньше, чем производителя. Производители молочного сырья вынуждены сдавать молоко по ценам, предложенным молокозаводами, так как других рынков сбыта у них нет.
Основными препятствиями развитию конкурентной среды на оптовых рынках закупок молока на переработку в Тверской области являются: неразвитость рыночной инфраструктуры (нехватка специальных транспортных средств и специального холодильного оборудования); сезонные колебания цен, что снижает заинтересованность хозяйств-производителей молочного сырья в наращивании объемов производства продукта; плохо прогнозируемые сезонные колебания объемов производства, что ставит под удар стабильность работы молокоперерабатывающих предприятий. В то же время, областная целевая программа «Государственная поддержка сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности Тверской области на 2005 год», принятая Законом Тверской области от 14.04.2005г. № 63-ЗО и предусматривает субсидирование реализованного молока, стимулирует повышение эффективности производства молока и устанавливает зависимость размера субсидии от объемов надоя на 1 корову. При этом, объем субсидий, хотя и увеличился по сравнению с 2004 годом (субсидии в 2004 году составили 0,15 рублей за 1 кг., 2005 году – от 02, до 0.8 рублей за 1 кг.), однако, по-прежнему не обеспечивает полной компенсации разницы между ценой закупки и себестоимостью производства молока, а производства молока остается убыточной отраслью сельскохозяйственного производства.
Средняя величина сложившихся на территории Волгоградской области закупочных цен ниже уровня коммерческой себестоимости производства молочного сырья. Так, согласно информации Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Волгоградской области, в среднем величина цены реализации 1 центнера молочного сырья базисной жирности в 2004 году составляла 525,791 руб. при коммерческой себестоимости - 544,641 руб. Средний уровень рентабельности производства молочного сырья составляет – (-3,5%). Сложившаяся ситуация является побудительным мотивом для осуществления ценовой поддержки товаропроизводителей на рынке молока, которая осуществляется в регионе в соответствии с постановлением Главы Администрации Волгоградской области. Согласно действующему Положению о порядке предоставления субсидий из областного бюджета за реализуемую продукцию животноводства, производимую в личных подсобных хозяйствах Волгоградской области (утверждено Постановлением от 15 марта 2000г. № 163), в 2005 году субсидии предоставляются на молоко натуральное коровье базисной жирности и молокопродукты в пересчете на молоко базисной жирности в пределах установленных квот на закупку продукции животноводства в личных подсобных хозяйствах по региональным округам и районам области. Право на получение субсидий имеют только те сдатчики, которые реализовали продукцию животноводства заготовителям, получившим квоту на закупку продукции животноводства у местных товаропроизводителей. Администрации сельских поселений на основании постановлений глав администраций муниципальных районов о распределении квот проводят организационную работу на своих территорий по закупкам продукции животноводства у населения, определяют место приема и пункты ее хранения. Величина субсидий за единицу продукции составляет (руб/кг): сдатчикам – 0,60; заготовителям – 0,35; администрациям сельских поселений – 0,35.
В целом же динамика закупочных цен у подавляющего большинства покупателей на рынке переработки молока Волгоградской области имеет положительную тенденцию, что обусловлено, с одной стороны – ростом величины включенных в цену транспортных издержек (за счет увеличения цены на ГСМ); небольшим увеличением коэффициента использования производственных мощностей перерабатывающих предприятий, приводящим к снижению себестоимости выпускаемой ими продукции; ростом цены реализации конечного продукта, а с другой стороны – дефицитом сырьевого ресурса, ростом его себестоимости и убыточностью производства молочного сырья. Следует отметить, что уровень рентабельности производства перерабатывающих предприятий не превышает 5%, а многие – убыточны, что вынуждает их диверсифицировать производство и проводить политику снижения себестоимости выпускаемых видов продукции. Учитывая, что удельный вес молочного сырья в себестоимости выпускаемой продукции составляет от 60 до 68%, увеличение закупочных цен на сырье приводит к удорожанию конечного продукта, что заставляет переработчиков проводить политику сдерживания величины закупочных цен на молочное сырье, производимое в области.
В настоящее время на территории Тюменской области действует следующий порядок установления закупочных цен на молоко-сырье, принимаемое предприятиями молочной перерабатывающей промышленности. Закупочные цены на молоко-сырье устанавливаются в соответствии с Соглашением между департаментом агропромышленного комплекса администрации Тюменской области, сельхозтоваропроизводителями и предприятиями переработки молока (далее – Соглашение). Цены на закупаемое молоко устанавливаются на основании Соглашения из расчета на базисную норму массовой доли белка и базисную норму массовой доли жира. Департаментом направляются письма руковолителям управлений сельского хозяйства и предприятий переработки молока, в которых указываются установленные закупочные цены на молоко в зачетном весе с учетом НДС для всех категорий хозяйств на территории Тюменской области и период их действия. Также Соглашением установлено, что цена на молоко, заготовляемое у населения, формируется с учетом затрат, связанных с организацией заготовок.
В рамках исполнения Закона Тюменской области от 28.01.2005 № 12-пк «Об утверждении порядка предоставления средств областного бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства» установлены субсидии на животноводческую продукцию, в т.ч. на молоко.
Также некоторые крупные предприятия Тюменской области (ОАО «Ялуторовскмолоко», ОАО «Комбинат маслосыр «Ишимский») устанавливает доплаты к закупочной цене за высокое качество сдаваемого молока. Однако уровень цен на молоко, принимаемое от физических лиц, примерно на 30-50% ниже закупочных цен, установленных Соглашением для других поставщиков (хозяйств всех категорий).
На рынке переработки молока Костромской области используются также и договора комиссии, на основании которых поставщики сырья передают его молочным комбинатам для переработки, а последующая реализация готовой молочной продукции осуществляется третьим лицом. Цены на сырье в этом случае определяются как определенный процент от цены готовой молочной продукции. В распоряжение поставщиков сырья поступают средства от реализации готовой молочной продукции за вычетом процентов за реализацию и переработку.
Аналогичные ситуации складываются и в других регионах.
Представленные данные позволяют сделать вывод, что несмотря на положительную динамику производства основных видов сельскохозяйственной продукции в натуральном выражении, значительное число сельхозорганизаций остаются финансово неустойчивыми и убыточными.
В последние годы цены на энергоносители и прочие материальные затраты опережают цены на сельскохозяйственную продукцию. В результате затраты на производство превышают выручку от реализации продукции. Меры по преодолению кризисных процессов в агропромышленном комплексе (выделение субсидий на приобретение элитных семян, на производство молока и мяса) позволили сохранить производственный потенциал села и стабилизировать объемы производства сельскохозяйственной продукции. Однако еще не в полной мере преодолены факторы, сдерживающие развитие агропромышленного комплекса.
Требует решения проблема износа материально-технической базы АПК, поскольку она играет решающую роль в обеспечении высокого уровня сельскохозяйственного производства. Острый недостаток техники приводит к несоблюдению оптимальных агротехнических сроков выполнения полевых работ, что в конечном итоге приводит к низким показателям производства молочного сырья и других продуктов сельскохозяйственного производства.
В таких условиях, для привлечения поставщиков молочного сырья, крупные молочные комбинаты используют механизм кредитования сельхозпредприятий. В связи с чем, сельхозтоваропроизводители становятся зависимыми от перерабатывающих предприятий.
С учетом того, что молоко является быстро портящимся продуктом, а для осуществления его переработки необходимы финансовые вложения, которыми практически все сельхозтоваропроизводители не обладают, производители молока не имеют возможности воздействовать на цену сдаваемого ими молочного сырья. Цены на молочное сырье устанавливают переработчики, а не производители молока.


9. Качественные показатели структуры товарного рынка (барьеры входа (выхода) на рынок)

Качественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка являются:
- наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок потенциальных конкурентов, степень их преодолимости;
- открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.
В результате исследования рынка переработки молока установлены следующие барьеры входа на анализируемый рынок:
1) государственная и региональная политика: отсутствие эффективной поддержки малого предпринимательства (отсутствие финансирования из фонда поддержки предпринимательства; недоступность субъектов малого предпринимательства (сеьхозтоваропроизводителей) к кредитным ресурсам, вследствие низкой платежеспособности);
2) ограничение по спросу: рынок молочного сырья, как и рынок молочной продукции, характеризуется высоким уровнем по спросу (высокая насыщенность рынка товарами, низкая платежеспособность покупателей, отдаленность рынка сбыта от места его производства);
3) барьеры капитальных затрат: для осуществления переработки молочного сырья и производства молочных продуктов необходимы финансовые и трудовые (квалифицированные) ресурсы. Так ситуация в молочной отрасли Амурской области характеризуется спадом производства, старением основных производственных фондов большинства перерабатывающих предприятий. Имеющиеся в распоряжении предприятия средства недостаточны для проведения реконструкции и технологического перевооружения. Большая часть молочных комбинатов Амурской области за последний период прекратили свою деятельность, следовательно ушли с рынка.
4) барьеры, основанные на абсолютном превосходстве в уровне затрат: низкие закупочные цены на молочное сырье для производства молочной продукции, высокая себестоимость производимой сельхозтоваропроизводителями продукции, не позволяют субъектам на равных конкурировать с действующими на товарных рынках организациями, имеющими стабильный рынок сбыта. Крупные действующие предприятия на рынке имеют техническое превосходство перед более мелкими субъектами, что в том числе дает им определенные превосходства в уровне затрат и в освоении и продвижении на рынок новых молочных продуктов. Для того, чтобы молочная продукция была конкурентоспособной необходимо постоянное расширение ассортимента, улучшения качества продукции.
Подтверждением наличия барьеров на рынке переработки молока служат факты ухода с рынка ряда хозяйствующих субъектов.
Так в Волгоградской области закупочные цены на местное молочное сырье базисной жирности примерно на 20% выше, чем в близлежащих регионах с развитым молочным животноводством (Воронежская, Ростовская области, Краснодарский край), где наблюдается отсутствие дефицита молочного сырья и более значительные объемы производства молочной продукции. Именно это является одним из определяющих фактором интенсивного выхода на рынок молочной продукции Волгоградской области конкурентов из близлежащих регионов РФ, которые имеют возможность расширения географии поставок своей продукции за счет использования более дешевого сырья. Одновременно отмечен уход с рынка региона двух крупных молокоперерабатывающих предприятий г. Волгограда, а несколько производств находятся в стадии банкротства.
В качестве негативных аспектов во взаимоотношениях между сельхозтоваропроизводителями молочного сырья и перерабатывающими организациями были отмечены следующие:
- низкая закупочная цена на молочное сырье;
- несвоевременная оплата за поставляемое молочное сырье;
- отдаленность перерабатывающих предприятий от места производства молочного сырья;
- неразвитость рыночной инфраструктуры (нехватка специальных транспортных средств и специального холодильного оборудования для охлаждения молока);
- сезонные колебания цен, что снижает заинтересованность хозяйств-производителей молочного сырья в наращивании объемов производства продукта.
В целом рынок молочного сырья полностью открыт для межрегиональной торговли. Подтверждением открытости рынка молочного сырья является отсутствие административных барьеров при его передвижение между регионами.
Так высокий спрос на молочное сырье в Волгоградской области, недостатке его на территории области, побуждает покупателей молока, расположенных на территории Волгоградской области, заключать договоры на закупку сырья с организациями соседних регионов: Ростовская, Саратовская, Астраханская, Воронежская области, Краснодарский край. Доля ввозимого сырья в общем объеме его закупок у отдельных перерабатывающих предприятий достигает 40% (ОАО «Волгоградский молочный завод»).
Ввоз молочного сырья в Омскую область осуществляется из Новосибирской и Тюменской областей и составил в 2004 году 0,96% от объема товарного рынка оптовой закупки, а в первом полугодии 2005 года - 2,31%.
Сырое молоко на территорию Орловской области ввозится из Тульской, Калужской области и его ввоз в Орловскую область не превышает 1% от валового надоя.
Однако в материалах Самарского УФАС России указано, что ЗАО «Данон-Волга» в 2005 году сталкивалось с препятствиями административного характера при заключении договоров на поставку сырого молока из Республики Татарстан. По данным ЗАО «Данон-Волга», представители Министерства сельского хозяйства Татарстана, администраций районов республики заинтересованы в ограничении вывоза сырья за пределы республики, даже по более высоким ценам, так как являются совладельцами молокозаводов на территории Татарстана.
Волгоградским УФАС России выявлено нарушение антимонопольного законодательства в действиях органа местного самоуправления на рынке молочного сырья. Управлением по собственной инициативе было возбуждено и рассмотрено дело в отношении администрации Октябрьского района Волгоградской области по признакам нарушения пункта 1 статьи 7 Закона о конкуренции, выразившемся в создании дискриминационных условий деятельности для ОАО «Волгомясомолторг» и/или благоприятствующих условий для ОАО «Октябрьский молочный завод» в связи с необоснованным распределением квот на закупку молока у населения Октябрьского района, что привело к ограничению конкуренции на рынке закупки молока у населения Октярьского района Волгоградской области и ущемление интересов ОАО «Волгомясомолторг».
В целом нарушений антимонопольного законодательства при оптовой закупке молочного сырья на региональных рынках переработки молока не установлено, т.к. перерабатывающие предприятия молочной промышленности заинтересованы в поставках сырья в значительно больших объемах от закупаемого.
Случаи отказов перерабатывающими молочными предприятиями в заключение договоров с поставщиками молочного сырья и (или) включение в договоры дискриминационных условий не выявлено.


10. Выводы

Проведенный анализ рынка услуг, предоставляемые молочными комбинатами и иными хозяйствующими субъектами, поставщикам сырья для производства молочной продукции показывает, что:
1. Продуктовыми границами исследуемого рынка является деятельность по переработке молока.
2. Продавцами (поставщиками молочного сырья) на данном рынке являются сельскохозяйственные предприятия, фермерские хозяйства и хозяйства населения, а покупателями – перерабатывающие предприятия (молочные комбинаты и иные хозяйствующие субъекты).
3. Географические границы рынка услуг, предоставляемые молочными комбинатами и иными хозяйствующими субъектами, поставщикам сырья для производства молочной продукции в основном совпадают с административными границами субъектов Российской Федерации, что позволяет отнести анализируемый рынок к региональному.
4. За анализируемый период (2004г. – 1 полугодие 2005г.) отмечается дальнейший спад валового надоя молока. Так производства молока во всех категориях хозяйств в 2004г. составило 95,8% от производства молока в 2003г., а в январе-июне 2005г. валовой надой молока составил 15624,8 тыс. т., что на 607,6 тыс. т. меньше соответствующего уровня 2004г.
5. Количественные показатели, характеризующие структуру анализируемого товарного рынка, позволяют сделать вывод о разной степени развитости конкурентной среды на региональных рынках переработки молока. При этом процентное соотношение между рынками переработки молока с олигопсоническим, высококонцентрированным, умеренно концентрированным и низкоконцентрированным типами рынков составляет соответственно 8,3, 47,9, 31,25, 12,5 процентов.
6. Изменение концентрации на региональных рынках переработки молочного сырья в отношении каждого отдельного оператора исследуемого рынка в ближайшие годы маловероятно, но возможно за счет перераспределения долей и развития более мелких молокозаводов, производственные мощности которых позволяют увеличить объемы переработки молочного сырья.
Вместе с тем, в ближайшие годы можно прогнозировать усиление интеграционной динамики на рынке переработки молока на региональном и федеральном уровне. При этом формой, получившей распространение, является покупка контрольных пакетов акций перерабатывающих предприятий.
7. Молоко является быстро портящимся продуктом, а для осуществления его начальной переработки (охлаждения) необходимы финансовые вложения, которыми практически все сельхозтоваропроизводители не обладают, производители молока не имеют возможности воздействовать на цену сдаваемого ими молочного сырья. Цены на молочное сырье устанавливают переработчики, а не производители молока.
При этом рынок молочного сырья полностью открыт для межрегиональной торговли. Подтверждением открытости рынка молочного сырья является отсутствие административных барьеров при его передвижение.
Случаев отказов перерабатывающими молочными предприятиями в заключении договоров на закупку молока не выявлено.
8. Основными препятствиями развитию конкурентной среды на оптовых рынках закупок молока на переработку являются: неразвитость рыночной инфраструктуры (нехватка специальных транспортных средств и специального холодильного оборудования); сезонные колебания цен, что снижает заинтересованность хозяйств-производителей молочного сырья в наращивании объемов производства продукта. Одновременно; плохо прогнозируемые сезонные колебания объемов производства ставит под удар стабильность работы молокоперерабатывающих предприятий.



СОДЕРЖАНИЕ