<<

стр. 55
(всего 58)

СОДЕРЖАНИЕ

>>











































































































































































Рынок кинопроката в России
Экспресс - анализ отрасли































Инвестиционная компания «ФИНАМ»
Москва 2002 г.

Анализ отрасли кинопоказа


Нами были проведeны исследования
отрасли кинопоказа Российской Федерации,
которые позволили сделать следующие выводы:

1. Количественные характеристики отрасли:

a. Ёмкость рынка в России по кассовым сборам в 2002 г.
составила примерно 90 млн. долл. США (далее
обозначается «$»). Прогноз ёмкости рынка кинопоказа РФ
на ближайшие 7 лет составляет примерно $500 млн.

b. Количество кинопосещений при средней цене $3 за 1
кинобилет, равно 30 млн.1 человек. Для проведения
соответствующих расчётов мы приняли количество
кинопосещений только современных кинотеатров в два
раза меньшим или 15 млн. человек.
c. Количество предприятий отрасли – современных
кинотеатров2 в России– на сегодняшний день примерно
равно 250, примерно 50 из которых расположены в
Москве и 8 – в С. Петербурге.

d. Общая рентабельность отрасли составляет примерно
45%, из которых примерно 25% приходится
непосредственно на кинопоказ и 20% - на компании –
дистрибьюторы.
e. Расчётная совокупная капитализация отрасли
кинопоказа как совокупный дисконтированный денежный
поток 250 современных кинотеатров в 2002 г. составит
$116 млн.3, что превышает общую капитализацию
отрасли, примерно равную $90 млн4.
f. Срок окупаемости средних по масштабу вложений
проектов, колеблется от 2 лет (экспертная оценка) до 5 лет
(оценка Составителей).
g. Расчётная средняя рыночная стоимость 1 кинотеатра,
согласно доходному методу примерно равна $0,5 млн.
(или $625 за 1 зрительское место), что заметно ниже
размера известных нам инвестиций $4 млн.5 в
современные кинотеатры ($2000 - $4000 на 1 зрительское
место).
2. Качественные характеристики отрасли:

a. Основные участники рынка на сегодняшний день
представлены следующими игроками:


1 Получено делением 90 млн. на 3.
2 Включая мультиплексы
3 Рассчитан как произведение $116 тыс. (среднегодовой денежный поток 1 кинотеатра, рассчитанный в
Таблице 5 ) и 250 (количества кинотеатров) делённое на ставку дисконта - 25%.
4 90 x 25% / 25%, где 25% представляют дох
5 Приводятся в Отчёте

Инвестиционная компания «ФИНАМ» 204-8107/52/62






































































1

Анализ отрасли кинопоказа


i. Государственные структуры РФ,

ii. Муниципальные структуры,

iii. Юридические и физические лица.

b. До недавнего времени рынок кинопоказа России
находился в начальной стадии своего развития, где было
возможно получение сверхприбыли только за счёт
новизны самого продукта – качественного кинопоказа при
малом внимании к качеству управления бизнесом. В
среднесрочной перспективе (3 - 5 лет), с учётом появления
новых сильных игроков (федеральных структур РФ и
иностранных частных инвесторов) рынок войдёт в стадию
становления, которая будет характеризоваться сильней-
шей конкуренцией по соотношению «цена/качество». В
этой связи неизбежен новый передел рынка в пользу
более сильных в финансовом отношении «иностранцев»
и в правовом отношении «федералов». Конкурентная
борьба также будет характеризоваться и профес-
сионализмом старых и новых участников рынка, а именно
– умением управлять бизнесом кинопроката, а также иметь
и уметь использовать современные технологии бизнес-
управления. Слабые одиночные кинотеатры и
дистрибьюторы, которые уже заработали «лёгкие деньги»
в период начального роста рынка и которые не захотят
или не смогут выживать в условиях падения маржи и
необходимости освоения намного более высоких бизнес-
технологий вынуждены будут покинуть рынок. Мы
полагаем, что в этих условиях легче будет выйти на рынок
(например, купив уже «раскрученную» компанию), чем
закрепиться на нём.
c. Рынок кинопоказа на сегодняшний день остаётся слабо
регулируемым и стихийным. Рынок характеризуется
высоким уровнем конкуренции. В виду того, что сейчас
основные игроки рынка, имеют примерно равные
возможности (финансовые и законодательные рычаги),
значимого передела рынка между ними в ближайшем
будущем быть не может.
d. Западные партнеры до сих пор очень настороженно
относятся к России. Причиной тому является
«объективная непрозрачность» статистической и
финансовой отчётности Российского проката, которая
сложилась и поддерживается высокими таможенными
платежами и ставками налогообложения, действующими в
Российской Федерации. Это обратным образом влияет и
на российских участников рынка в смысле риска и
доходности следующим образом:
i. Иностранные партнёры, не имея возможности по-
лучить достоверную финансовую и статистичес-
кую информацию, диктуют более высокие цены
на кинопродукцию, которые, в свою очередь,


Инвестиционная компания «ФИНАМ» 204-8107/52/62






































































2

Анализ отрасли кинопоказа


ii. сдерживают развитие Российского рынка кинопо-
каза, и, следовательно, и доходы всех участников
рынка, в том числе и иностранных6. У кинотеат-
ров нет никакой уверенности в получении в про-
кат того или иного фильма. А размер российского
рынка7 на данный момент недостаточен, чтобы
диктовать свои условия. Следовательно, отрасль
не может в полной мере прогнозировать своё раз-
витие, что существенно увеличивает отраслевой
риск.
e. Рынок кинопоказа РФ слабо изучен. На сегодняшний мо-
мент отсутствуют открытая отраслевая маркетинговая ин-
формация. Следствием этого является тот факт, что у те-
перешних участников российского рынка отсутствует по-
нимание ёмкости рынка как оптимального количества ки-
нотеатров и максимального количества кино посещений.
Иными словами, отраслевая точка равновесия российского
рынка кинопоказа ещё не определена. Не определена так-
же степень эластичности отраслевого спроса и предложе-
ния.
f. Рынок окончательно не поделён. В настоящее время на
рынке присутствуют несколько крупных игроков, делящих
рынок между собой. Тем не менее, значимые фигуранты,
среди которых иностранные частные инвесторы и го-
сударство (гос. структуры РФ) пока ещё только готовятся к
выходу на рынок. И если последнее (государство) на се-
годняшний день все ещё не может определиться с услови-
ями своего присутствия, то первые (инвесторы) на данный
момент ещё настороженно относятся к самому россий-
скому рынку из-за его «объективной непрозрачности». Пе-
риод развития и окончательного передела рынка кино-
показа в России может составить ближайшие 3 – 7 лет.
Приход иностранных инвесторов также во многом будет
обусловлен сроком вступления России в ВТО.
g. Отраслевое законодательство «подвижно». Велика вероят-
ность того, что в ближайшее время соответствующее зако-
нодательство РФ будет меняться в сторону ужесточения
существующего в настоящее время благоприятного нало-
гового режима отрасли и большей защиты отечественного
кинопроизводителя путём удорожания продукции, импор-
тируемой из-за рубежа, которая на сегодняшний день сос-
тавляет от 70% до 100% доходов отрасли.
h. Необходимо учитывать влияние развития отечественного
(собственного российского) кинопроизводства на отрасль,
её доходность и инвестиционную привлекательность. В
виду факторов неопределённости развития ситуации в


6 На данный момент можно обоснованно говорить о том, что сами голливудские мэйджоры работают в
России лишь на перспективу. До сих пор ни одна из компаний – мэйджоров не открыла в РФ ни одного своего
официального представительства.
7 Небольшие (относительно других стран) сборы. Количество фильмов, идущих в кинотеатрах России
составляют примерно десятую часть от общего количества фильмов, выпущенных в Голливуде.


Инвестиционная компания «ФИНАМ» 204-8107/52/62






































































3

Анализ отрасли кинопоказа


части соответствующего законодательства и принятия
политических решений, мы обоснованно оставили
влияние данных факторов за рамками настоящего иссле-
дования.
i. Несмотря на сильную конкуренцию со стороны «неэкран-
ных» конкурентов, а также видео и ТВ, основа кинобизне-
са в целом и кинопоказа в частности стабильна. Киноин-
дустрия имеет также и технологическое будущее. Послед-
ние достижения в технологиях цифрового широкоэкран-
ного проекционного показа свидетельствуют о неоспори-
мом конкурентном преимуществе кинопоказа.
j. Ограничение темпов роста российского рынка
кинопоказа. Хотя в 2001-2002 годах рынок театрального
кинопопоказа в России рос примерно по 70-100% в год,
нет никаких оснований предполагать, что такой же рост
сохранится в будущем. Во-первых, российский рынок
начал расти практически «с нуля». Во-вторых, целевая
аудитория рынка кинопоказа - средний класс - в России на
сегодняшний день малочисленна. А в третьих – само
население России стремительно сокращается (по
некоторым данным – 1 млн. человек в год).
k. Специфический аспект российского рынка заключается в
том, что в России осталось большое количество
«советских» - однозальных кинотеатров (по некоторым
оценкам 1000 – 1500), которые дорого переоборудовать в
мультиплексы, (из-за их нерентабельности) и трудно (из-
за бюрократических и иных препон) приобретать, но
которые, тем не менее, способны «забирать» часть
киноаудитории у современных кинотеатров.


Резюме

На сегодняшний день рыночная стоимость кинотеатра составляет при-
мерно $500 тыс. (согласно доходному методу), [$625 за 1 зрительское мес-
то], что заметно меньше $3 - $5 млн. (публикуемые данные по открытию
новых кинотеатров в г. Москва). Для сравнения: экономика переобору-
дования государственных кинотеатров предполагает инвестиционные зат-
раты примерно $800 на 1 зрительское место [отношение общих затрат
$200 тыс. к количеству зрительских мест в зале – 250].
Следовательно, выходить на российский рынок кинопоказа на сегодняш-
ний день могут себе позволить немногие, - те компании, которые обла-
дают достаточной финансовой прочностью. Следовательно, вероятнее
всего в ближайшем будущем России следует ожидать прихода

a. иностранных компании, которые собираются работать здесь не
столько на соображений извлечения прибыли, сколько на
перспективу, а также
b. политически сильных государственные структур РФ.



Инвестиционная компания «ФИНАМ» 204-8107/52/62






































































4



Анализ отрасли кинопоказа


Содержание







Юридическая ответственность
Методология и структура Отчёта

Введение

История отрасли

Текущая ситуация и развитие отрасли

Инвестиционная привлекательность отрасли

Участника российского рынка

Дополнительная информация

От Составителя


Таблицы и Диаграммы












6
7

9

10

12

18

22

25

33


Таблица 1 Общая экономика сети кинопоказа ($) _______________________ 20
Таблица 2 Расчёт необходимого количества кинотеатров _______________ 21
Таблица 3 Сборы по ста самым кассовым фильмам в странах СНГ за декабрь
2001 г. и 8 месяцев 2002г. ___________________________________________ 26
Таблица 4 Сборы по 10 самым кассовым кинофильмам в США Канаде за 8
месяцев 2002 года по сравнению со странами СНГ _____________________ 30
Таблица 5 Сборы по десяти самым кассовым кинофильмам в США и Канаде
за июль 2002 года, млн. $ ___________________________________________ 30


Диаграмма 1 Кассовые сборы российского кинопроката за последние 5 лет 13
Диаграмма 2 Соотношение кассовых сборов между московским и
региональным прокатом за последние 5 лет ___________________________ 14
Диаграмма 3 Распределение кассовых сборов __________________________ 16
Диаграмма 4 Необходимое количество кинотеатров на заданное количество
зрителей _________________________________________________________ 21






Инвестиционная компания «ФИНАМ» 204-8107/52/62































5




Анализ отрасли кинопоказа

Юридическая ответственность





Данный документ – «Рынок кинопроката в России Экспресс-анализ отрасли (далее –
«Отчёт») - был составлен сотрудником инвестиционной компании «ФИНАМ»
Захаровым Г.А. (далее – «Составитель») по поручению руководства компании
«ФИНАМ» исключительно для внутреннего пользования компании «ФИНАМ».
Составитель, равно как и компания «ФИНАМ» не несут никакой юридической
ответственности по законам никакой страны мира за информацию, содержащуюся в
Отчёте. Составитель и компания «ФИНАМ» не несут также никакой юридической
ответственности за использование Отчёта третьими лицами и/или за последствия,
вызванными использованием Отчёта.

Несмотря на то, что были приложены значительные усилия, чтобы сделать
информацию, содержащуюся в Отчёте как можно более достоверной и полезной, Отчёт
не претендует на ее полноту и точность.

Содержащаяся в Отчёте информация может быть изменена без предварительного
уведомления.

Составитель и руководство компании «ФИНАМ» также полагают, что при принятии
деловых решений любая заинтересованная сторона не будет полагаться исключи-
тельно на информацию и выводы, содержащиеся в Отчёте, но лишь используют
полученные результаты проведённого исследования в рамках проводимого ими общего
анализа.

Таким образом, Отчёт не заменяет собой другие исследования и аналитические
процедуры, которые должны быть выполнены в процессе принятия деловых решений в
отношении конкретных юридических и физических лиц.
































Инвестиционная компания «ФИНАМ» 204-8107/52/62






































































6



Анализ отрасли кинопоказа


Методология и структура Отчёта





Источники информации

Отчёт составлен на основе исследования нижеперечисленных материалов:

1. Интернет - страниц и сайтов (их адреса указаны в Приложении);
2. Статей из печатных изданий РФ, содержащихся Интернет – ресурсах;
3. Материалов Правительства РФ, соответствующих министерств и ведомств;
4. Материалов бизнес - конференции специализированной выставки «Кино
Форум 2002».8


Подбор и организация материала

Материал подготовлен и проанализирован нами с целью определения инвестиционной
привлекательности рынка кинопоказа. Разделы организованы таким образом, чтобы
максимально содействовать принятию адекватных инвестиционных решений всеми
заинтересованными лицами, использующими Отчёт. Выводы суммированы в первом
разделе «Выводы для руководства». Мы включили в Отчёт также мнения экспертов –
людей непосредственно работающих в отрасли, так как полагаем, что их мнения
помогут лучше понять проблемы отрасли. Мы также намеренно включили в Отчёт
максимальное количество ссылок на имена участников рынка – физических и
юридических лиц, так как полагаем, что данная информация является полезной и
существенной для понимания рынка и принятия деловых решений.

Отчёт кроме российского рынка включает отдельный раздел по рынку США, для того,
чтобы показать среднесрочную (3 – 5 лет) и перспективу развития, ибо мы обоснованно
полагаем, что среднее отставание индустрия развлечений России по отдельным
отраслям от США примерно равно такому периоду. Мы также включили агре-
гированные данные по рынку СНГ.


Допущения, ограничивающие условия определения и термины

Отчёт не является абсолютно полным и имеет ограничения в следующих областях:

1. Производство кинофильмов;
2. Налогообложение;
3. Прогноз макроэкономической ситуации и связанных с ней параметров (темпов
экономического роста, инфляции, валютных курсов и проч.) в исследуемых
рынках;

Следующие ограничивающие условия мы считаем существенными:

1. Ограниченность размера исследуемого рынка. Отчёт предполагает
«максимизацию прибыли» как необходимое условие для участников рынка
кинопоказа и, следовательно, исключает старые т.н. «советские» кинотеатры,
то есть таких участников рынка, которые не стремятся к максимизации своей
рыночной стоимости.
2. Ограниченность источников информации. Ввиду того, что Отчёт составлен
в своей основной и расчётной частях на материалах, полученных в основном

8 материалы компании «Dodona Research»


Инвестиционная компания «ФИНАМ» 204-8107/52/62






































































7

Анализ отрасли кинопоказа


из Интернет-источников, мы не рекомендуем пользователям Отчёта делать
окончательные выводы либо принимать ответственные решения,
основываясь исключительно на материалах Отчёта.
3. Временные ограничения. Принимая во внимание факт того, что
современный кинопоказ, как отрасль, в России является сравнительно
молодой9, мы не включили в Отчёт анализ исторических данных по отрасли.
4. Корректность статистических данных (цифровые показатели). Не все
публикуемые цифры заслуживают доверия. Некоторые компании занижают
сборы, укрывая доходы от зарубежных контрагентов (мейджоров). Некоторые,
наоборот, завышают, очевидно, для того, чтобы легализовать полученную из
иных источников прибыль.
5. Ставка дисконтирования. Ставка дисконтирования для российской
экономики консервативно принята нами равной 25%.


Определения и термины:

1. «Кинотеатр» означает переоборудованный современный кинотеатр (т.н.
«кинотеатр нового поколения»), оснащённый системой Dolby Stereo, имеющий
новые кресла в кинозале, а также современный сервис и репертуар (см.
следующий пункт). Это может быть как однозальный кинотеатр, так и
многозальный («Мультиплекс»).
2. «Мультиплекс» значит многозальный кинотеатр, обладающий всеми
признаками кинотеатра.
3. Если иное специально не оговорено или не упомянуто, контекст везде
подразумевает Россию и/или г. Москву.
4. Все рублёвые суммы были пересчитаны в доллары США по курсу 31,5
российский рублей за 1 доллар США.
5. Если иное не следует из контекста, «Бизнес» означает бизнес кинопоказа.
6. «Кинопрокат» или «Прокат» означает бизнес дистрибьютора.
7. Театральный кинопоказ (далее также «Кинопоказ» или «Показ») означает
бизнес кинотеатра.
8. «Индустрия», «Отрасль» и «Бизнес» далее по тексту будут означать
современный кинопрокат и кинопоказ, который исключает «советские»
кинотеатры, по упомянутым в п.1 предыдущего раздела причинам.

























9 Кинопрокат советского периода в Отчёте во внимание не принимается


Инвестиционная компания «ФИНАМ» 204-8107/52/62






































































8



Анализ отрасли кинопоказа


Введение



Начавшееся некоторое время назад возрождение отрасли кинопоказа проходит на
фоне благоприятной экономической конъюнктуры в России. В настоящее время наша
страна переживает настоящий бум строительства новых кинотеатров, оборудованных в
соответствии с новейшими стандартами качества кинопоказа и комфорта зрителей.
Отрасль кинопоказа в России и в странах ближнего зарубежья возрождается на новой
технической основе. На смену однозальным кинотеатрам, еще не успевшим завоевать
российский рынок, уже приходят многозальные кинотеатры – «мультиплексы». В 2002
году в Москве уже открылось 3 мультиплекса, и еще 2 будет введено в строй в течение
ближайшего полугодия.

К четырем уже существующим в России частным сетям кинотеатров («Империя Кино»,
«Каро», «Киномакс», «Объединение независимых кинотеатров»), уже с нынешнего года
начнут присоединяться и зарубежные сети - первый 11-зальный кинотеатр
международной сети National Amusements строится в торговом комплексе IKEA (г.
Москва), широкоформатный кинотеатр сети IMAX строится в новом торговом комплексе
«Рамстор» (г. Москва). В среднем, в различных регионах России каждую неделю
открывается новый кинотеатр.

Новые кинотеатры представляют собой многофункциональные развлекательные
комплексы, предлагающие зрителям широкий спектр культурного досуга. У
российского кинопроката блестящие перспективы роста.

Возрождение кинопроката как мощной индустрии становится важнейшим фактором в
экономике и социальной сфере нашей страны.



































Инвестиционная компания «ФИНАМ» 204-8107/52/62






































































9





Анализ отрасли кинопоказа


История отрасли




В период существования СССР отечественная кинематография представляла собой
целостную систему с отлаженным механизмом взаимодействия структурных звеньев -
кинопроизводства, кинопроката, кинопоказа, кинопромышленности, кинонауки и
кинообразования. По показателю посещаемости фильмов зрителями (до 30 посещений
на одного жителя в год) СССР занимал ведущее место в мире. Это позволяло
киноотрасли до начала 80-х годов быть в финансовом отношении самодостаточной и
обеспечивать бюджетную систему СССР (в первую очередь, местные бюджеты)
налоговыми поступлениями, а советскую банковскую систему - притоком денежной
наличности. Однако, начиная с 1983 года, в связи с проявлением общемировой
тенденции снижения посещаемости кинотеатров, отечественная киноотрасль стала
дотируемой. При этом, тем не менее, по инерции социалистической экономики,
количество действующих городских кинотеатров в стране продолжало расти - с 2869 в
1985 году до 3087 в 1990 году.

В начале 90-х годов прошлого века кинопрокат в России практически перестал
существовать. Сначала от киноэкрана отвернулись люди среднего возраста, а чуть
позже - и молодежь. Этому способствовали как объективные, так и субъективные











В 1998 году революцию в
российском кинопрокате
совершил американский
кинофильм «Титаник».
Революция заключалась
даже не в том, что этот
кинофильм сделал
большие кассовые сборы,
но в том, что на
театральный показ
«Титаника» пришли люди,
не ходившие в кино
многие годы. Российские
кинозрители
почувствовали уже
забытый в перестроечный
период вкус

причины. Глобальные изменения в стране сильно изменили образ жизни россиян, так
киноразвлечения
и

что большинству из них стало просто не до посещений кинотеатров. Видео (вместе с
качественными видеомагнитофонами и телевизорами) и значительно улучшившийся
кинорепертуар телеканалов окончательно добили отечественный кинопрокат. Он не
смог перестроиться под новые условия. К 1996 году общее количество производимых
полнометражных художественных фильмов в России снизилось до 30, были
фактически уничтожены техническая база кинотеатров и система проката - связующего
звена между кинопроизводством и кинопоказом. Зритель полностью утратил интерес к
посещению кинотеатров (количество зрительских посещений составило 0,3 год).
вернулись в кинотеатры -
уже на другие фильмы. И
эта революция в
настоящее время
продолжается.
«Властелина колец»,
который в считанные дни
вышел в рекордсмены
российского проката, и
«Гарри Поттера» в России

В самом конце 90-х годов10 стала заметно расти категория относительно
смотрели
и
те

состоятельных россиян, включивших посещение кинотеатров (превратившихся в
разновидность ночных клубов и кафе) в свой досуг. Высокое качество сервиса стало
ключевым условием успеха кинопрокатного бизнеса. Началось возрождение
кинопоказа, но уже на качественно новом уровне. Кинозрители стали платить хорошие
деньги, за максимум удовольствия в кинозале: хорошее кино на хорошем экране и в
мягком кресле с попкорном, пивом или колой. В фойе как стандарт появились
рестораны, кафе, игровые автоматы. Это стало началом долгосрочного роста отрасли
кинопоказа в России. Частные инвесторы начали активно вкладывать средства в
отрасль. Посещаемость кинотеатров за период 1997-2001 гг. увеличилась с 10 до 20
млн. зрителей. Данное обстоятельство дает основание для положительного прогноза
развития кинопроката и кинообслуживания населения как отрасли в 2002 2003 годах
при условии инвестирования в данную сферу и создания в ней эффективного
экономико-правового механизма.

<<

стр. 55
(всего 58)

СОДЕРЖАНИЕ

>>