<<

стр. 56
(всего 58)

СОДЕРЖАНИЕ

>>


Тем не менее, структура отрасли, большая часть основных фондов которой создана по
советским стандартам и критериям, ставит достаточно сильные преграды перед
потенциальными инвесторами. Инфраструктура отрасли кинопоказа и раньше – во
времена СССР - не соответствовала нынешним критериям качества по уровню
оснащения основных фондов и управления бизнесом. А период упадка конца 80-х –
начала 90-х годов привел ее в состояние, когда потенциальному инвестору в принципе
непросто будет решить инвестиционную дилемму: «купить или построить»11.



10 По материалам Министерства культуры РФ
11 Купить новый кинотеатр либо построить новый кинотеатр


Инвестиционная компания «ФИНАМ» 204-8107/52/62
кинозрители, кто в
последний раз платил в
советском кинотеатре за
билет пятьдесят копеек.


























10


Анализ отрасли кинопоказа


Пример С. Петербурга наглядно отражает новейшую историю развития отрасли.
Примерно половину из почти сотни кинотеатров, существовавших в Петербурге при
советской власти, в 1994 - 1995 годах приватизировали в пользу частных лиц и
впоследствии переоборудовали под ночные клубы, кафе, выставочные залы. Из
сохранивших профиль 39 остались государственными, а 17 - приватизированы в пользу
трудовых коллективов. Модернизируются они чрезвычайно медленно. Абсолютное
большинство кинотеатров из-за нехватки средств на реконструкцию продолжает
находится в практически нерабочем состоянии, поскольку потенциальные инвесторы
либо не могут договориться с властями (по кинотеатрам, принадлежащим городу), либо
наталкиваются на сопротивление собственника - коллектив акционерного общества.

В Москве исходная ситуация была похожей, но прогресс шел быстрее. Убедившись в
наличие роста спроса на театральный кинопоказ, инвесторы начали вкладывать
средства в реконструкцию помещений и закупку современного оборудования. В 1997-
2000 годах г. Москве появилось около трех десятков современных кинотеатров,
которые начали быстро набирать обороты.

















































Инвестиционная компания «ФИНАМ» 204-8107/52/62






































































11



Анализ отрасли кинопоказа


Текущая структура и перспективы развития
отрасли



В последние три года в России имеет место устойчивый рост экономики. Желание
российского потребителя смотреть кино в кинотеатрах, а не на видео неуклонно растет.
Растет и количество кинотеатров и, как следствие, объемы рынка кинопоказа.
Основным направлением построения кинобизнеса на сегодняшний день является
превращение кинотеатров в центры досуга и отдыха, а также часть процесса похода за
покупками. Кинотеатр серьезно повышает посещаемость торговых центров. Успех
бизнеса кинопоказа кроме оборудования и оснащения кинотеатра и качественного
сервиса зависит еще и от качества управления бизнесом - правильно выстроенной
репертуарной политики и взаимоотношений с кинопрокатными организациями, что, в
свою очередь прямо зависит от наличия и умения использовать современные
технологии управления бизнесом, включая маркетинг.

В настоящее время в системе кинопоказа России происходит структурная перестройка.
Результат этого процесса - сокращение общего количества кинотеатров, не
отвечающим требованием кинопоказа сегодняшнего дня и кинообслуживания зрителей,
с одной стороны и, с другой стороны, рост количества новых кинотеатров.

Структура экономики отрасли

1-й этап. Производитель кинопродукции – киностудия – продаёт права на кинофильм
посреднику – компании, именуемой «мэйджор»12.

2 - й этап. Приобретение кинофильма (прав показа) компанией - дистрибьютором.
Дистрибьютор приобретает кинофильм у компании-мэйджора, которая является
посредником непосредственно между киностудией–производителем данной
кинопродукции и дистрибьютором. Структура данной сделки очень сложна. Некоторые
контракты предполагают фиксированную цену – примерно от $200 до $500 тыс. за один
кинофильм. Цена других контракты основывается на процентном соотношении от
общей суммы кассовых сборов и может составлять примерно 25%.

3 – й этап. Таможенные платежи. Здесь начинается бизнес российских контрагентов.
Дистрибьютор, приобретя кинофильм ввозит его в Российскую Федерацию. По
таможенному законодательству РФ базой для расчёта таможенных налогов и прочих
сборов на кинопродукцию является контрактная стоимость ввозимого кинофильма13.
Потенциальный инвестор, открывающий свой бизнес в России, на данном этапе также
сталкивается с таможенными платежами на ввозимую киноаппаратуру. На
сегодняшний день отечественная российская промышленность не в состоянии
производить пленки и многие виды кинотехнологического оборудования, отвечающие
мировым стандартам качества. Поэтому импорт многих наименований киноматериалов
и кинотехники является неизбежным. Действующий таможенный тариф по данным
номенклатурным позициям составляет от 10 % на кинопленку до 20 % на
кинооборудование. Таможенные платежи включены в общие налоговые платежи,
которые составляют 20% от кассовых сборов кинофильма.

4 – й этап. Дистрибьютор несёт затраты по тиражированию (печатанию копий с
кинофильма, включая дубляж), рекламу («раскрутку») в размере 10% от кассовых
сборов. Затем Дистрибьютор продаёт копии кинопродукции кинотеатрам. Суммы
данных сделок также нестандартны. Эксперты говорят о формуле «50 – 50»
распределения кассовых сборов между Дистрибьютором и кинотеатром. Учитывая тот
факт, что многие кинотеатры принадлежат Дистрибьюторам, весьма трудно разделить

12 Данный этап не затрагивает бизнес российских участников сделки и не рассматривается нами подробно
13 Для сравнения: во всем мире налог берется со стоимости коробки или пленки.


Инвестиционная компания «ФИНАМ» 204-8107/52/62






































































12



Анализ отрасли кинопоказа


оставшиеся 45% между Дистрибьютором и кинотеатром. Известно также, что за особо
«раскрученные» фильмы Дистрибьютор может запросить с кинотеатра до 75%
кассовых сборов. В принципе это обоснованно, так как Дистрибьютор несёт заметно
больший риск и большие затраты.

На сегодняшний день на российском рынке дистрибьюторы, представлены
следующими компаниями:

1. Интерсинема
2. Пирамида
3. West
4. Парадиз
5. Централ партнершип
6. Ист-вест
7. Гемини






Мнение эксперта
Александр Кунец, директор
кинотеатра «Кристалл Палас»: «В
основу работы над репертуаром
положен тонкий расчет. Мне иногда
выгодней показать не слишком
кассовый фильм, к примеру «В
тылу у врага», при полупустом
зале, чем суперкассовый
«Властелин колец» при 100-
процентной заполняемости».
Причина в том, что если в среднем
кинотеатры отдают прокатчикам в
виде платы за показ 50% стоимости
билета, то в особо кассовых
случаях этот процент может

8. Каскад
составлять и
75%.Успех

9. Каро премьер
10. Империя кино

Следует заметить, что большинство компаний-дистрибьюторов сами владеют
кинотеатрами.

Основные участники рынка кинопоказа России приведены ниже:

1. Федеральные структуры,
2. Муниципальные структуры,
кинотеатров во многом зависит и от
умения менеджеров извлекать
доходы из сервиса. На Западе
дополнительные услуги (попкорн и
пиво в зале; кафе, ресторан, игры -
в фойе) приносят до 70% общего
дохода. Похожая тенденция
наблюдается и в России. Сейчас
дополнительные услуги в хороших
городских кинотеатрах в среднем
приносят им от 30% до 50%
валового сбора от проданных
билетов, и поэтому во всех

3. Юридические и физические лица.
современных
кинотеатрах


Подробнее участники рынка кинопоказа описаны в разделе «Участники российского
рынка». На сегодняшний день можно обоснованно говорить о том, что в большинстве
регионов России уже сформировался устойчивый сегмент зрителей, готовых платить за
кинобилет цену среднеевропейского уровня (примерно $3 США), если
демонстрируемые фильмы соответствуют их ожиданиям, т.е. если они создаются и,
прежде всего, демонстрируются, на современном технологическом уровне14.

Нижеприведённая Диаграмма показывает перспективы развития отрасли в России.
Диаграмма 1 Кассовые сборы российского кинопроката за последние 5 лет

100

80

60

40

20

0
присутствуют заведения общепита,
а кое-где - даже танцполы с живой
музыкой. Между тем большинство
директоров, работавших в
советское время, не в состоянии
руководить современным бизнесом.
Их стереотипы («решаю я, а не
зритель») изменить тяжело.
Подготовкой же управленческих
кадров на профессиональном
уровне, с учетом требований
современного бизнеса, в России
никто не занимается. Недавно
общался с бизнесменом-
лесопромышленником, который
хочет вложить несколько сотен
тысяч долларов в кинотеатр. На
вопрос, а как вы этим делом
управлять собираетесь, он ответил:

1997
1998
1999
2000
2001
2002


Источник: материалы Составителя


14 Составлено на основе материалов проекта постановления Правительства “О мерах по реализации
государственной политики в области кинопроката и кинообслуживания населения”, подготовленного
Министерством культуры Российской Федерации.

Инвестиционная компания «ФИНАМ» 204-8107/52/62









13




Анализ отрасли кинопоказа


Динамика вышеприведённой Диаграммы подтверждается информацией об открытии
новых кинотеатров за 2002 г. С начала 2002 г. года в Москве открылись сразу два
современных комплекса: шестизальный кинотеатр сети «Люксор» в торговом центре
«Отрадное» и девятизальная «Формула кино» в комплексе «Атриум» на площади
Курского вокзала в г. Москва - крупнейший в России. К концу 2003 г. число
многозальных кинотеатров - мультиплексов - в Москве увеличится в несколько раз: к
существующим трем добавится по меньшей мере десяток. Инвесторы стремятся
использовать благоприятную конъюнктуру: за последние пять-шесть лет кассовые
сборы в российских кинотеатрах выросли на порядок. По данным компании Colliers
International, в Московском регионе сейчас строится либо проектируется около 10
мультиплексов в составе торговых центров. Соседство с многозальным кинотеатром
выгодно большинству торговых операторов, так как мультиплекс привлекает
потенциальных покупателей, считают аналитики Colliers. Даже патриарх московской
торговли - ГУМ - собирается открыть у себя кинозал.

В С. Петербурге частный капитал к настоящему времени создал пять современных
кинотеатров: «Колизей», «Кристалл Палас», «Баррикада», «Мираж-Синема», «Джем-
Холл» (системы Dolby, специальными креслами и полным набором дополнительных
услуг). Эти пять частных кинотеатров вместе с принадлежащей государству
современными кинотеатрами «Аврора», «Ленинград» и «Паризиана» обеспечивают
90% совокупного оборота питерского кинорынка, составляющего, по разным данным, от
$10 до $20 млн. в год (около 10% московского рынка). Владельцы питерских
кинотеатров предпринимают попытки расширения своего бизнеса. Строительная
компания «ЛЭК» предложила всем директорам современных кинотеатров принять
участие в строительстве новых залов в городских торговых центрах. Кроме того, есть
отличные перспективы по реконструкции старых кинотеатров в отдаленных от центра
районах С.Петербурга (например, в этом году компания «Нева-1» намерена
осуществить два проекта - на площади Мужества и проспекте Ветеранов).

Ситуация, когда 90% сборов российского рынка «отрабатывала» Москва, 10% -
регионы, изменилась современные кинотеатры открылись и продолжают строиться во
многих городах, и сегодня прокатчики получают из регионов уже половину всех
доходов (см. Таблицу 2). Сегодня это соотношение уже 50% на 50%. Дистрибьюторы на
сегодняшний день уже полностью убедились в эффективности проката в регионах. И
сказать, что в центре, например, Красноярска современный кинотеатр будет менее
загружен, чем «Пушкинский» в Москве, нельзя. Потому что в регионах спрос не
удовлетворен и первые проекты соберут все сливки.

Диаграмма 2 Соотношение кассовых сборов между московским и региональным
прокатом за последние 5 лет

100%

80%










Мнение эксперта
Вадим Кондратенко, директор
кинотеатра «Джем-Холл»:
«Поскольку мы расположены не
в центре города (С. Петербург), с
самого начала надо было
решить, чем же завлечь зрителя.
Давать рекламу не имело
смысла. Мы сделали свой зал по
принципу «не так, как у всех».
Создали необычный образ,
который заставляет людей
приезжать к нам из других
районов (у нас 70 - 80% клиентов
постоянные). В зале
расположены не стандартные
кресла, а диваны, возле них
стоят столики и можно выпить-
перекусить. Было тяжело с
посещаемостью только первые
шесть месяцев в 2000 году, через
год уже был стабильный поток.
Сейчас оборот увеличился на
40% и достиг, на мой взгляд,
максимальной отметки. Однако я
не могу сказать, что мы
полностью окупили проект. Это
связано с тем, что у нас
небольшой зал. Большая
вместимость сократила бы срок
окупаемости. В мире сложилась
практика оптимального
использования прав на фильм за
счет разнесения сроков лицензий
во времени: первыми новый
фильм получают кинотеатры,
затем видео, и только через
полтора-два года он появляется
на телеэкране. При этом в
среднем из 100 долларов
прибыли, полученных
правообладателем, 30 долларов
дает кинопрокат, еще от 30 до 50
- приносит видео, остальные 20 -
40 долларов - телевидение. На
неустоявшемся российском
рынке ситуация иная. Степень
доверия к нашему кинопрокату со

60%
стороны
правообладателей
западных
на

40%

20%

0%






1997






1998






1999






2000






2001






2002
сегодняшний момент невелика.
Поэтому, стремясь получить
максимальную выгоду,
правообладатели передают
фильмы в кино-, видео- и
телепоказ практически
одновременно. Для развития
кинопроката это является


Доля московскогопроката Доля регионального проката
Источник: материалы Составителя




Инвестиционная компания «ФИНАМ» 204-8107/52/62








14




Анализ отрасли кинопоказа


Факт того, что кинопоказ, как отрасль, вышел из затянувшегося постперестроечного
застоя и начал развиваться вполне стандартным рыночным способом, бесспорен.
Однако, на сегодняшний день приходится констатировать факт, что в ближайшее время
нам не удаётся достичь даже советских показателей. Россия на сегодняшний день
обладает примерно 250 кинотеатрами, оснащенных системой окружающего звука Dolby
Surround (по европейским стандартам эта техника уже по многим техническим
параметрам не новая). Есть еще 1560 «стойких оловянных солдатиков». Это
кинотеатры, которые хоть и не переоборудованы, но продолжают работать, и не сдают
площади под «непрофильную» аренду. Для сравнения: в СССР было около 100 тыс.
киноустановок, в том числе – около 4 тыс. - премьерных (для премьерных
«представительских» показов).

На сегодняшний, в мире принято деление кинотеатров на три группы:

Первая группа кинотеатров – однозальные. Это, как правило, премьерные залы,



















Мнение эксперта
Марала




















Чарыева,

вмещающие 2000 – 5000 человек. В Москве этому требованию отвечает только
генеральный менеджер

кинотеатр «Пушкинский». (2250 мест).
«Формулы
«будущее
кинопроката
кино»:
российского
за

Вторая группа кинотеатров - так называемые мультиплексы, с несколькими залами (от
4-5), где только кино и поп-корн. К этой группе можно отнести московские кинотеатры
«Каро 1» и «Каро 2» в столичных торговых центрах «Рамстор», а также «Люксор» и
мультиплексами,
отличительной
которых
возможность
чертой
является
показа

центр «Атриум» на площади Курского вокзала в Москве.

Третья группа Третья группа - мегаплексы, где есть не только экраны, но и
разнообразные развлечения - бары, рестораны, игровые автоматы и т. д. (на данный
момент это «Киноплекс на Ленинском» и «5 звезд»). Мегаплексы могут быть отдельно
стоящими зданиями, но на практике в Москве все они располагаются в так называемых
торгово-развлекательных центрах, поэтому индустрия питания и других развлечений
там представлена очень широко.

На сегодняшний день тенденции отрасли таковы, что однозальные кинотеатры ждет
участь их западных аналогов - они постепенно покинут рынок. Вопрос лишь в том, на
сколько времени растянется этот процесс, и как быстро будут строиться мегаплексы. В
связи с такой переориентацией старые кинотеатры, которые можно было бы
реконструировать, теряют привлекательность для инвесторов. Перестраивать такие
кинотеатры в многозальники сложно и дорого, сносить и строить заново – тоже
накладно: стоимость постройки нового кинотеатра можно обоснованно принять
кинофильмов в режиме
нон-стоп. В «Атриуме»
(комплекс, которым
владеет «Формула кино»),
например, сеансы будут
начинаться каждые 20
минут. Взять в аренду
землю и построить
мультиплекс, а не
однозальный кинотеатр
было бы идеальным
вариантом, но мы живем в
другой стране (РФ): под
строительство любого
нового объекта в столице
всегда непросто найти
участок, оформить все
необходимые бумаги.
Поэтому мы не
собираемся, отказываться
от существующих

примерно равной стоимости реконструкции старого. Пример «Пять звезд» не считают
кинотеатров.
Надо

показателем (мегаплекс был перестроен из Центрального детского кинотеатра),
поскольку там был скорее детский центр и он имел несколько иную структуру, нежели
обыкновенный московский кинотеатр.

До недавнего времени фактическим монополистами на рынке сетевого кинопроката
являлись «Каро-фильм» с восемью кинотеатрами и «Империя кино» (10 кинотеатров).
В ближайшее время у них должно появиться немало конкурентов. «Формула кино»
останется крупнейшим российским кинотеатром лишь до декабря сего года, когда
намечено открытие 11-зального мультиплекса в торговом центре «Мега», который
строит в километре от МКАД15 на юге Москвы компания IKEA. 16

Активным участником рынка сетевого кинопроката готовится стать и государственная
структура - созданное в прошлом году президентским указом ОАО «Российский
кинопрокат»17. Сейчас ОАО готовится инвестировать в строительство четырех


15 Московская кольцевая автодорога
16 Компания IKEA специализируется на производстве и продаже мебели для домохозяйств в Москве
17 Подробнее см. следующий раздел «Участники рынка»


Инвестиционная компания «ФИНАМ» 204-8107/52/62
исходить из реальных
возможностей»





















15


Анализ отрасли кинопоказа


мультиплексов в Москве и Санкт-Петербурге. Строительство кинотеатров, в каждом из
которых будет более пяти залов, должно быть завершено в 2003 г.

Диаграмма 3 Распределение кассовых сборов


25%




45%










Источник: информация Составителя












10%









20%



Мейджор
Налоги
Реклама и тиражирование
Чистый доход


Риски и слабые стороны отрасли

1. Отсутствует маркетинговая информация по отрасли в целом и, как следствие,
у участников рынка отсутствует понимание, того, какое количество
кинотеатров на сегодняшний день есть оптимальное. Принимая
стратегическое решение о «раскрутке» того или иного фильма,
дистрибьюторы полностью ориентируются, в основном, на показатели
западного кинопроката по сборам от данного фильма. Данный подход может
не всегда привести к оптимизации рыночной стоимости данного
управленческого решения в условиях, когда высокие расходы на «раскрутку»
могут не капитализироваться в дополнительные кассовые сборы ввиду
несхожести западного и российского рынка.
2. Отраслевые бизнес-процессы не упорядочены. Отсутствуют чёткие схемы
взаимоотношений между участниками рынка – суммы сделок, порядок
расчётов, что, в свою очередь, обуславливает «непрозрачность» рынка –
отсутствие статистической информации и, как следствие, точного маркетинга.
3. В виду двух вышеизложенных причин, отсутствуют отраслевые стандарты
расчёта инвестиционных затрат.
4. Высокая зависимость отрасли от городского транспорта. Отсутствие ветки
метро, например, делает маловероятными ночные сеансы в кинотеатрах.
5. Существуют серьёзные бюрократические препоны для выхода на рынок.
6. Структура собственности/аренды. Многие кинотеатры Москвы и С. Петербурга
всё ещё обременены «непрофильными» - т.е. не имеющими отношения к
кинопрокату арендаторами. Потребуется время для того, чтобы освободиться
от них.
7. Небольшие (относительно других стран) кассовые сборы (Россию по сборам
от кинопроката на сегодняшний день сопоставима с Таиландом или со
Словакией). Количество кинофильмов, идущих России на данный момент
составляет примерно десятую часть от общего количества фильмов,
выпущенных в Голливуде. Западные партнеры до сих пор очень
настороженно относятся к России. Причиной тому является непрозрачность
Российского проката. На сегодняшний день основные участники рынка не
заинтересованы в составлении, а тем более в предоставлении прозрачной
финансовой и статистической отчётности, в частности, из-за высоких
таможенных платежей и ставок налогообложения, действующих в Российской
Федерации. Это обуславливает отсутствие расчётов экономики кинопоказа, а
также отраслевого бюджетирования. Это обуславливает высокий отраслевой

Инвестиционная компания «ФИНАМ» 204-8107/52/62










































16


Анализ отрасли кинопоказа


риск, который усиливается ещё и тем обстоятельством, что нет никакой
гарантии получения в прокат того или иного кинофильма, а размер рос-
сийского рынка на данный момент недостаточен, чтобы диктовать свои ус-
ловия. Цикличность процесса заключается в том, что иностранные партнёры,
не имея возможности получить достоверную финансовой и статистической ин-
формации, что диктует более высокие цены, которые и сдерживают развитие
рынка. На данный момент голливудские мэйджоры работают в России на пер-
спективу. Это подтверждается и тем фактом, что до сих пор ни одна из компа-
ния-мэйджор не открыла в России ни одного официального представитель-
ства.
8. Старые / непрофильные кадры. С одной стороны, это - «советские кадры»,
плохо адаптированные к новым условиям рыночной экономики. С другой сто-
роны – новые рыночные, но «непрофильные», управленцы, для которых кино-
прокат есть лишь дополнительный актив. Данная категория управленцев зача-
стую не вполне способны принимать грамотные управленческие решения в
отрасли, где искусство есть форма товара, которую продаёт компания.
9. Репертуарная политика. Нет чёткого понимания экономики каждого кинофиль-
ма, сколько, например, должно идти отечественных фильмов, сколько запад-
ных.

Конкуренция

Цена

Цены на билеты будут снижаться в их реальном выражении за счет того, что из-за
растущей конкуренции в цену билета кинотеатры вынуждены будут закладывать
большее количество услуг лучшего качества: развлечения для детей (например,
пользование игровыми автоматами), услуги для взрослых (дисконтные условия в
собственной сети видеопроката) и проч.

Качество

Современные кинотеатры будут определяться следующими критериями качества:

1. Техническое оснащение и аппаратура. Современный звук Dolby
Surround, а в перспективе – цифровой звук.
2. Оборудование и сервис кинозала. Удобные широкие кресла с
подставками для еды как стандартные требования и кресла-диваны с
возможностью откидывания спинки назад, подставками для еды и
кнопкой вызова официанта как услуга экстра - класса. Новейшая про-
екционная и акустическая техника. Все фильмы будут представлены в
формате Dolby Digital или DTS.
3. Сервис кинотеатра. Буфеты, игровые автоматы как стандартные
условия и возможность заказывать еду в кинозал во время сеанса как
услуги экстра - класса. Кроме того, мультиплексы, расположенные в
торговых центрах, работают как кинотеатры семейного просмотра. По-
этому и репертуар, и спектр дополнительных услуг определяется именно
этим обстоятельством: подбирается «семейное» кино, днем демон-
стрируются детские фильмы.
4. Репертуар кинотеатра. Не только американские блокбастеры, но и евро-
пейское, и российское кино. Для этого более всего подходят мультип-
лексы с небольшими залами, которые могут позволить показывать,
например, кинофильмы арт-хаус18, который не работает на больших
площадках, например в к/т «Пушкинский».



18 нестандартное по форме/содержанию «авторское» кино, которое обычно не рассчитано на массовую
аудиторию.


Инвестиционная компания «ФИНАМ» 204-8107/52/62






































































17



Анализ отрасли кинопоказа

Инвестиционная привлекательность отрасли





Инвестиционная привлекательность отрасли кинопоказа представлена в данном
разделе на основе расчётов

1. Экономики отрасли в целом.
2. Экономики одного отдельно взятого кинотеатра.

Согласно оптимистическим прогнозам компании RSM (National Amusements)19, объём
российского рынка кинопоказа в РФ в ближайшие 7 лет приблизится к $500 млн.
Количество кинотеатров в России за тот же период должно составить 500.
Потребление в нашей экономике за этот период должно приблизиться к европейским.
Мы приводим эти данные, обоснованно принимая во внимание планы компании
National Amusements на российском рынке – открыть более 60 кинозалов за 4 года.

По оценкам специалистов, затраты на строительство и реконструкцию одного
кинотеатра в России в зависимости от качества технического переоснащения и
количества залов составляют от $500 тыс. до $5 млн.20 Согласно данным компании
National Amusements, сумма инвестиций в 5-6-зальный мультиплекс, построенный в
России, может составить от $4 млн. до $8 млн. Известно, например, что компании
«Формула кино» инвестировала в свой девятизальный мультиплекс в центре «Атриум»
на площади Курского вокзала в Москве $6 млн.

В общей стоимости проекта примерно 20% - 30% занимает оборудование и 70% -
акустика, кресла, правильный монтаж.

Cрок окупаемости средних по масштабу вложений проектов колеблется от 2 (оценки
экспертов) до 5 лет (наш расчёт, Таблица 5).

Для расчётных моделей рыночной стоимости бизнеса кинотеатра доходным методом
(Таблица 5) и определения ёмкости рынка и количества кинотеатров (Таблица 6) мы
использовали следующие предположения и расчёты:

1. Кассовые сборы за 2002 г. составят $90 млн. При средней 1 кинобилета
принятой нами равной $3, общая годовая посещаемость всех
кинотеатров России в 2002г. составит 30 млн. человек [90 / 3].
2. Общая годовая посещаемость всех современных кинотеатров России в
2002 г. составит 15 млн. чел. (Таблица 6).
3. Средняя посещаемость кинотеатра равна 5 разам в год.
4. Произведение среднего количества кинозалов в 1 кинотеатре (4) и
количество сеансов в 1 кинозале в день (5) - 20 - есть среднее количество
сеансов в кинотеатре в день.
5. Общее количество кинопосещений в год – 15 млн. чел., делённая на
среднюю посещаемость – 5, на среднее количество сеансов в день – 20,
среднюю заполняемость – 75% и средний размер кинотеатра – 800 даёт
25021 современных кинотеатров, имеющихся на сегодняшний день в
России.



19 Компания Rising Star Media – оператор мультиплекса IKEA МЕГА-МОЛЛ, Москва, дочерняя компания
National Amusements - одной из крупнейших сетей кинотеатров в США. .Материалы компании RSM (National
Amusements Inc.) были представлены на выставке «Кино Экспо 2002»
20 И хотя собственники и руководители кинотеатров предпочитают не называть конкретных сумм, известно, к
примеру, что в модернизацию «Колизея» было вложено около 2 млн долларов, а в обновление оборудования
«Ленинграда» - около 100 тыс. долларов.
21 Данная цифра подтверждается Интернет – источником


Инвестиционная компания «ФИНАМ» 204-8107/52/62






































































18

Анализ отрасли кинопоказа


6. Ежегодная посещаемость «расчётного» кинотеатра составит 60 тыс.
человек (Таблица 5), что рассчитано как количество посещений
кинотеатров в РФ в год - 15 млн. чел. делённое на количество
кинотеатров (первая и последняя строки Таблицы 6).
7. Средняя цена 1 билета составляет $3 США.
8. Рыночная стоимость бизнеса кинотеатра кроме выручки и затрат по
кинопоказу включает выручку от предприятий общественного питания в
кинотеатре, кинорекламы и других поступлений.
9. Средняя величина 1 покупки (предметы общепита) на 1 чел. примерно
равна $1,5.
10. Расчёт консервативно не включает доходов и расходов на содержание
игровых автоматов, танцевальных площадок.
11. Арендные платежи не включены в расчёты – предполагается, что
кинотеатр находится в собственности оператора бизнеса.
12. Ставка дисконтирования принята равной 25%.
13. Среднегодовой чистый денежный поток расчётного кинотеатра примерно
равен $116 тыс. (Таблица 5), что превышает среднеотраслевой
денежный поток равный $90 тыс., рассчитанный как отношение
произведения $90 млн. (прогноз кассовых сборов в России в 2002 г.) и
25% (коэффициент чистого денежного потока принятый нами, примерно
равным коэффициенту рентабельности) к количеству современных
кинотеатров – 250 [90 x 0.25 / 250]. Поскольку на сегодняшний день
существуют прогнозы кассовых сборов $100 - $120 млн., можно
обоснованно сделать вывод о равенстве среднегодового отраслевого
денежного потока и среднеотраслевого денежного потока расчётного
кинотеатра – $116 тыс.
14. Принимая во внимание все вышеперечисленные условия и произведя
все необходимые расчёты, мы сделали вывод о том, что рыночная
стоимость среднего современного 800 - местного кинотеатра в России
примерно равна $0,5 млн. (Таблица 5). Принимая во внимание различие
в размерах кинотеатров мы обоснованно рассчитываем рыночную
стоимость 1 зрительского места как отношение $500 тыс. (расчётная
рыночная стоимость кинотеатра) к количеству мест в кинотеатре (800),
или $625, что заметно ниже приводимых в используемых нами
источниках цифрах ($4 млн. за 1000 – 2000 местный мультиплекс
предполагает инвестиции $2 000 - $4 000 в 1 зрительское место)



























Инвестиционная компания «ФИНАМ» 204-8107/52/62






































































19





Таблица 1 Общая экономика сети кинопоказа ($)

Статья
Количество кинозалов , ед .
Количество мест в к/т, ед.
Кол -во зрителей в год , чел.
Средняя цена кинобилета , $
Потрачено 1 зрителем , $







2003
4
800
60 000
3
1,5
Анализ





2004
4 4 4
800 800 800
60 000
3 3 3
1,5 1,5 1,5
отрасли





2005



60 000
кинопоказа







2006



60 000







2007 Итого
4
800
60 000 300 000
3
1,5







Примечания


Кассовые сборы , $ в год
Общепит , $ в год
Кинореклама , $ в год
Другие поступления , $ в год

180 000
90 000
18 000
18 000

180 000
90 000
18 000
18 000

180 000
90 000
18 000
18 000

180 000

<<

стр. 56
(всего 58)

СОДЕРЖАНИЕ

>>