стр. 1
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

>>








Изучение и анализ предпочтений потребителей
аудиторско-консалтинговых услуг
в Республике Беларусь.
Конкурентный анализ аудиторских компаний РБ

ПАСПОРТ ИССЕЛОДВАНИЯ

Предмет исследования
Рынок аудита и консалтинга в Республике Беларусь.

Объекты исследования
1. Открытые источники информации (публикации в прессе, статистические данные, Ин-
тернет и т.п.).
2. Конечные потребители аудиторских и консалтинговых услуг (юридические лица).

География исследования
г. Минск и областные центры, Беларусь.

Цели исследования
1. Оценка конкурентной ситуации на рынке:
• объем рынка
• основные сегменты
• структура рынка
• перспективы аудита и консалтинга
2. Оценка потребительских предпочтений и привычек целевой аудитории в отношении
видов услуг.
3. Анализ предпочтений потребителей.
4. Анализ видения конкурентов емкости рынка, перспектив рынка и видов услуг.

Основные задачи исследования:
1. Определение причин и мотива выбора аудитора.
2 Определение ситуаций, в которых происходит переход клиента от одной компании к
другой.
3 Определение качественных характеристик аудита с точки зрения покупателя.
4 Определение уровня знаний покупателей о торговых марках.
5 Определение реальной и потенциальной емкости рынка.
6 Определение перспективной портфельной структуры рынка в соотношении с видением покупателей
услуг.

Состав исследовательской группы: маркетолог, полевые работники (анкетеры или
интервьюеры).

Методы исследования
1. Кабинетные исследования — обзор и анализ открытой информации, данных статисти-
ки, Интернет и т.п.
2. Полевые исследования — опросы потребителей и конкурентов.
Главным направлением работы является проведение средне-репрезентативного исследо-
вания методом стандартизированного личного интервью по структурированной анкете. Ос-
новное исследование предлагается по месту жительства опрашиваемого.
Объем выборки в 15 респондентов (аудиторы) и 60 потребителей обеспечит репрезентатив-
ность информации в разрезе основных признаков с погрешностью в 8-10%. Объем инстру-
ментария — до 25 вопросов.
Целевая группа исследования — руководители и главные бухгалтера предприятий, руково-
дители аудиторских компаний.



© 2003-2004 «АУДИТОРИЯ»: тел.+37517 2-111-000, 2-111-022 e-mail: auditoria@auditoria.by
страница . 1 из 13








Результаты исследования

1. МИКРОСРЕДА (ОТРАСЛЕВОЙ АНАЛИЗ).

Аудиторская деятельность в Республике Беларусь прошла несколько этапов развития.
Первый этап (1986-1991гг.) характеризуется появлением первых элементов рыночных
отношений: производственных кооперативов, малых предприятий и акционерных обществ.
Аудиторские компании того периода создавались в форме малых предприятий при государ-
ственных структурах и обслуживали потребности всех форм собственности, выполняли за-
казы по разработке документов для перехода на новые формы хозрасчета, свободного це-
нообразования, диагностике и анализу финансово-хозяйственной деятельности и т.д. Уже
тогда проводились аудиторские проверки предприятий по уровню организации бухгалтерско-
го учета и финансовой отчетности как в малом бизнесе, так и на крупных предприятиях. По-
следние проверялись аудиторскими организациями в основном по просьбам или требова-
нию следственных органов.
На втором этапе (1992-1995 гг.) аудиторская деятельность получила дальнейшее раз-
витие как в организационном, так и в методическом обеспечении. Этот период характеризу-
ется принятием ряда законодательных актов по вхождению в мировое рыночное хозяйство и
реформирования систем бухгалтерского учета и отчетности в республике, например нового
Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и
Закона о бухгалтерском учете и отчетности. Была создана Аудиторская палата при Совете
Министров Республики Беларусь, которая стала органом, объединяющим аудиторов и ауди-
торские организации с правом выдачи лицензий на аудиторскую деятельность. Можно сме-
ло сказать, что это был этап становления аудита в нашей стране.
В конце рассматриваемого периода начинает возрождаться ранее упраздненный из-за
своей неэффективности аппарат контрольно-ревизионных подразделений министерств и
ведомств, сужая активно формирующийся рынок спроса на услуги независимого аудитора. В
то же время учащаются случаи выигрышей в хозяйственных судах исков к налоговым ин-
спекциям за неправильное применение налогового законодательства к плательщикам, где в
качестве независимых экспертов выступали аудиторские организации. Плательщики стали
видеть в независимых аудиторских организациях своих защитников. К тому же при некото-
рых ведомствах были открыты аудиторские организации. В создавшихся условиях цены на
аудиторские услуги стали расти несоразмерно их качеству, появились по этому поводу жа-
лобы со стороны заказчиков.
Третий этап развития аудита в Беларуси (1996-2000 гг.) характеризуется усилением
административного воздействия на все сферы негосударственного сектора экономики с це-
лью регулирования коммерческой деятельности. При этом принятие большинства норма-
тивных актов было направлено на эти цели. С целью укрепления налоговой дисциплины и
стабилизации экономики в 1996 году была проведена перерегистрация всех субъектов хо-
зяйствования, с рынка исчезли тысячи субъектов малого предпринимательства. Перереги-
страция, проходящая в настоящее время, лицензирование почти всех видов деятельности
опять же снижает количество предприятий, уходят с рынка те, финансовое состояние кото-
рых слабое. Это говорит о том, что субъекты хозяйствования пользуются услугами аудито-
ров в крайних случаях.
Четвертый этап (2000-2003) определяется падением в 2001 году, а затем стреми-
тельным и постоянным ростом, вплоть до 2003, когда, постановление Совмина N
651фактически резко сузило рынок обязательного аудита, в результате "выпали" все ООО,
ЗАО, ОДО, не говоря уже о госпредприятиях.
С конца февраля 2004 начался очередной этап развития аудита, благодаря введению
Указом Президента № 67 новых норм обязательного аудита. Итак, проведение аудита обя-
зательно для отчетности ОАО (всех форм собственности, согласно Гражданского Кодекса
РБ), предприятия с иностранными инвестициями, биржи, банки, страховые компании, стра-
ховые брокеры. А также ЗАО, ООО, ОДО, ИП, СП, индивидуальные предприниматели, в
случае превышения годовой выручки за предыдущий отчетный год в 600.000 Евро. Поэтому
в ближайшее время стоит ожидать новый виток развития рынка. Лидеры смогут еще больше
уйти вперед. Возможно появление новых компаний, а скорее индивидуальных предпринима-
телей, благодаря увеличению привлекательности рынка. Сегодня в Беларуси 10-15% юри-


© 2003-2004 «АУДИТОРИЯ»: тел.+37517 2-111-000, 2-111-022 e-mail: auditoria@auditoria.by
страница . 2 из 13








дических лиц будет подлежать обязательному аудиту, причем акционерные общества с до-
лей госсобственности, входящие в состав министерств и концернов, в большинстве случаев
обходятся без независимого аудита даже тогда, когда он необходим. Однако, поскольку за
период деятельности, проверенный ведомственным контролем, обязательный аудит орга-
низаций проводится в части, где не проверял ведомственный контроль, в 2004 г. ему будет
подлежать уже около 8-9 тыс. субъектов хозяйствования различных форм собственности,
что значительно превысит показатель двух предыдущих лет. Так как расходы на инициатив-
ный аудит нельзя отнести на себестоимость даже в пределах действующих скудных норм,
это делает его дороже на 20-30% и ограничивает спрос до утвержденного минимума.
2001
Аудиторскими компаниями и предпринимателями в январе — декабре было оказано
11444 услуги на сумму 6151,2 млн. руб., в том числе первыми — 6678 (4320,8 млн. руб.), а
вторыми — 4766 (1830,4 млн. руб.). Объем реализованных услуг в денежном выражении
увеличился на 183,4%. Впрочем, в сопоставимых ценах (с учетом инфляции) или в долларо-
вом исчислении уровень прироста гораздо скромнее. По моим подсчетам не более 110-
120%.
Объем оказанных аудиторских услуг в количественном измерении в 2001 г. на 26,9%
больше, чем за соответствующий период прошлого года. При этом наибольшим спросом
пользовался обязательный аудит. Он составил 50,7% общего количества заказов, а его доля
в выручке — 71,4%. Количество этих услуг выросло на 39,7%, в то время как прочих услуг —
всего на 16,1%. Характерно, что львиную долю этого прироста обеспечили аудиторы — ин-
дивидуальные предприниматели. Если в 2000г. они провели 1702 обязательные проверки,
то в 2001г. — 2842, что составило 49% этого вида услуг. Аудиторские организации расшири-
ли свой рынок гораздо меньше — с 2447 обязательных проверок до 2956. В целом же рост
количества оказанных услуг у аудиторов-предпринимателей составил по сравнению с про-
шлым годом 38,2%, в то время как у аудиторских организаций лишь 20%.
Такое распределение в значительной степени обусловлено включением ООО и ОДО в
перечень лиц, подлежащих обязательному аудиту. Впрочем, еще большую роль сыграли
различия в расходах и уровне налогообложения. Так, затраты аудиторских организаций со-
ставили в прошлом году 2679 млн. руб. (в 2000г. — 1407,3 млн. руб.). При этом ими уплаче-
но налогов на сумму 1435,2 млн. руб. (в 2000г. — 774,7 млн. руб.). Прибыль аудиторских ор-
ганизаций составила в прошлом году 573,7 млн. руб. (в 2000г. — 359,1 млн. руб.).
2002
Объем аудиторских услуг составил в I полугодии 2002г. 5863262 тыс. руб. За этот пери-
од аудиторские организации оказали 3794 услуг на сумму 4209998 тыс. руб. (за соответст-
вующий период прошлого года — 3864 на 2513900 тыс. руб.), а аудиторы — индивидуаль-
ные предприниматели — 3007 на сумму 1626264 тыс. руб. (2677 — на 808773 тыс. руб.). До-
ля обязательного аудита в выручке практически не изменилась и составила 79% (в январе
— июне 2001г. — 79,6%).
Организации провели 1914 обязательных проверок, предприниматели — 2019, а в соот-
ветствующем периоде прошлого года — 1859 и 1676. При этом средняя стоимость проверки
у организаций была 1777,2 тыс. руб. (1099 тыс. руб. в I полугодии 2001г.), в то время как у
предпринимателей — 598 тыс. руб. (359 тыс. руб. в I полугодии 2001г.). Неравномерно рас-
пределились и доходы. Если у лидера рынка — СП "Делойт и Туш" выручка составила
1520008 тыс. руб., то аутсайдер смог заработать за 6 месяцев лишь 248,5 тыс.руб.
















© 2003-2004 «АУДИТОРИЯ»: тел.+37517 2-111-000, 2-111-022 e-mail: auditoria@auditoria.by
страница . 3 из 13









8 000
7 000
6 000
5 000
4 000
3 000
2 000
1 000
-







5 625










1 пг. 2000





6 716












1 пг. 2001





6 801












1 пг. 2002


Рис.1. Количество оказанных аудиторских услуг в РБ (по 1 полугодиям)

7 000,0
5 863,2
6 000,0
5 000,0


4 000,0

3 000,0

2 000,0

1 000,0

-

3 632,7

3 368,9

1 пг. 2000 1 пг. 2001 1 пг. 2002

Рис. 2. Динамика рынка по объему указанных услуг в млн. руб. (по 1-полугодиям)

Прогноз на 2003 год

В целом попробуем спрогнозировать совсем малый рост и активный передел рынка ме-
жду конкурентами, т.е. усиление и ужесточение конкуренции, особенно ценовой. Об этом
косвенно говорит факт смещения в структуре рынка по объемам работ и количеству в сто-
рону предпринимателей. Если раньше они проводили 40% всех проверок, то теперь — 44%
(за 2002 г.). Также уменьшилась за 2002 год доля аудиторских компаний в денежном выра-
жении с 76% до 72%. Причем это смещение производиться в основном за счет отвоевыва-
ния клиентов предпринимателями у аудиторов-организаций, очевидно, что за этим стоит це-
новой фактор. По предварительным расчетам емкость рынка за 2002 год составляет 7,9-8,3
млн. USD, в том числе обязательного аудита — 5,5-5,8 млн. USD. Также следует заметить
следующие тенденции. По количеству проверок рынок будет расти меньшими темпами на 6-
8 % в год (за 2001 — 38%), а средняя стоимость проверки растет на 60%, в том числе за
счет инфляции — на 35%. Следовательно, в денежном выражении рост рынка составляет
25-35% в год, что значительно ниже, чем раньше. В дальнейшем темпы роста скорее будут
снижаться. Однако опять не известно как повлияет на рынок новый Закон об аудите и поста-
новление. Если в ближайшее время не будут отрегулированы отсылочные нормы Закона в
положительную для аудиторов сторону, то ожидать большого роста рынка пока не следует.
Реакция рынка состоится уже в текущем полугодии, хотя результаты будут известны только
осенью (после сдачи всеми отчетов и обработкой МинФина). Окончательный прогноз можно
дать только после года работы по новому закону и положению.
Кстати сами аудиторы очень слабо представляют емкость рынка (40% просто затрудни-
лись ответить) и оценивают ее или занижено или необъективно. Хотя сделать это достаточ-


© 2003-2004 «АУДИТОРИЯ»: тел.+37517 2-111-000, 2-111-022 e-mail: auditoria@auditoria.by
страница . 4 из 13









но просто. Например, средняя стоимость 1-й проверки — 1000 USD. Если по данным Мин-
Фина в год делается около 7000 проверок, то в результате получаем емкость рынка в 7 млн.
USD.


Как вы оцениваете ориентировочный объем рынка консал-
тинговых услуг в Республике Беларусь в 2004-м году?
до 1 млн.$
1-2 млн. $
2-3 млн. $
3-4 млн. $
4-5 млн. $
5-6 млн. $
6-7 млн. $
7-8 млн. $
Более 8 млн. $ _______________ (пожалуйста, укажите сколько)
Дай бог освоить
З/о

%
33,3
-
6,7
-
6,7
-
-
6,7
-
6,7
40,0



ПЕРСПЕКТИВЫ
итого: 100,0


Емкость 2004 года должна вернуться на прогнозируемые показатели 2003 года, т.е. к
цифре 7,9-8,3 млн. USD. Потенциал роста емкости рынка аудита в Беларуси — 15-16 млн.
USD. Учитывая, что в 2003 году произошел значительное замедление прироста рынка, даже
«откат» назад, то при предыдущих темпах роста в 25-30% рынок может достигнуть «потол-
ка» через 3-4 года. Увеличение потолка возможно только с приходом значительных инве-
стиций в Республику.
Консалтинг: емкость текущая — 2,6-2,9 млн. USD, потенциал — 5,2-5,8 млн. USD (кон-
салтинг управленческий, финансовый, налоговый). Если добавить IT-рынок: емкость — 3,5-
3,9, минимальный потенциал — 6,8-7,4 млн. USD.
Таким образом, весь аудиторско-консалтинговый рынок в денежном выражении состав-
ляет, около 12-14 млн. USD

2. АНАЛИЗ ПОКУПАТЕЛЕЙ

Приоритет полного и своевременного расчета с бюджетом над повышением эффектив-
ности производства и управления привел к тому, что отечественный бухгалтерский учет в
значительной степени приобрел черты налогового учета.
В этой связи белорусский аудит также носит достаточно специфический характер. В
большинстве случаев аудитор рассматривается как определенный гарант безопасности
предприятия перед предстоящей налоговой проверкой. Основным заказчиком и пользовате-
лем подобного аудита является главный бухгалтер, требующий от аудитора максимально
возможной полноты проверки документов по всем разделам учета, а также стопроцентной
проверки налогов. Критерием качества проведенной работы в данных условиях является
толщина подготовленной справки, а эталоном качества — отсутствие претензий со стороны
государственных контролеров.
Такой аудит соответствует современным реалиям экономической жизни, но очень далек
от общепринятой международной практики.
Склонность государственных органов рассматривать аудиторов как священников, при-
званных выдавать индульгенцию для налоговых органов, также полностью укладывается в
национальное понимание аудита.
Совершенно очевидно прослеживается стремление органов государственного контроля
превратить аудит в придаток налоговой инспекции с приданием ему характерных для этого
ведомства черт.
Для детального изучения потребителей было проведено социологическое исследова-
ние.



© 2003-2004 «АУДИТОРИЯ»: тел.+37517 2-111-000, 2-111-022 e-mail: auditoria@auditoria.by
страница . 5 из 13













ОБЩИЙ АУДИТ
(по необходимости)
31%






КОНСАЛТИНГ
4%







ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ
АУДИТ
31%










КОНСУЛЬТАЦИИ
34%






НЕ ЗНАЮ / НЕ ПОМНЮ


СЕМИНАР

ИНИЦИАТИВА МЕНЕДЖЕРА


РЕКЛАМА

ТЕНДЕР ПО РЕЙТИНГУ


РЕКОМЕНДАЦИИ

-


Рис. 3. Какими аудиторскими услугами пользуются?


15

3

8

3

5




10 20 30 40 50


Рис. 4. Каким образом нашли своего аудитора?




















60


















64




















70








ОТ 4-Х ЛЕТ
37%


















ОТ 2 ДО 4 ЛЕТ
23%







ДО 2-Х ЛЕТ
40%



Рис. 5. Как долго работаете с аудитором?



© 2003-2004 «АУДИТОРИЯ»: тел.+37517 2-111-000, 2-111-022 e-mail: auditoria@auditoria.by







страница . 6 из 13









80,00



70,00



60,00



50,00



40,00



30,00



20,00



10,00



-





































Слишком долгое
сотрудничество





































Ухудшение качества
А/услуг





































Предоставление др.
АК более широкого
пакета услуг





































Предоставление др.
АК более низких цен
на А/услуги





































Корпоративное
требование
материнской
компании


Рис. 6 При каких условиях вы обратились бы в другую А.К.

ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА
УСЛУГ
2%

РЕПУТАЦИЯ А.К.

23%




ШИРОКИЙ СПЕКТР
УСЛУГ
11%









СТОИМОСТЬ УСЛУГ
29%
ПРОФ. УРОВЕНЬ
АУДИТОРОВ
35%



Рис. 7. Каковы ваши критерии при выборе новой аудиторской компании?









© 2003-2004 «АУДИТОРИЯ»: тел.+37517 2-111-000, 2-111-022 e-mail: auditoria@auditoria.by













страница . 7 из 13









РЕЗЮМЕ
Таким образом, можно констатировать следующие рекомендации при обращении к целевой ау-
дитории и по продвижению услуг:
• декларировать проведение полного комплекса услуг (обязательный, инициативный аудит, кон-
сультации);
• делать упор на партнерские взаимоотношения, для обеспечения «рекомендаций»;
• делать «ставку» на работу менеджеров по продажам;
• рекламу рассматривать как комплекс поддержки продаж;
• для привлечения покупателей услуг, акцентировать внимание на «замыленность глаз» их ау-
диторов (конкурентов) и возможности ухудшение их качества работ;
• обращать внимание на профессионализм своих аудиторов;
• проводить постоянные мероприятия по повышению имиджа компании.


ДОПОЛНЕНИЯ ПО АНАЛИЗУ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (2003-2004 гг.)

Для сравнения: по опросу конкурентов — получились следующие данные (рис. 8):


Иное (пожалуйста, укажите) ......

Организация и проведение тендеров
Брендинг
Постановка бюджетирования
Автоматизация управления
Маркетинговые исследования
Оптимизация структуры управления

Консалтинг по правовым вопросам ведения бизнеса за рубежом
Поиск зарубежных партнёров
Консалтинг по эффективному ведению бизнеса

Бизнес-планирование
Постановка управленческого учета
Финансовое планирование
Подбор персонала
Автоматизация бухгалтерского учёта
Стратегическое планирование и управление
Анализ финансовой и хозяйственной деятельности
Налоговое планирование
Аудит всех видов
-
-
-






1,82
1,82

1,82












3,64
3,64
3,64
3,64
3,64
3,64























7,27
7,27
7,27




























12,73






























18,18
20,00


-

3,00

6,00

9,00 12,00 15,00 18,00 21,00



Рис. 8. Какие направления аудита и консалтинговых услуг будут наиболее
востребованы в Республике Беларусь в ближайшие несколько лет?









© 2003-2004 «АУДИТОРИЯ»: тел.+37517 2-111-000, 2-111-022 e-mail: auditoria@auditoria.by













страница . 8 из 13









3. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНЫХ СИЛ

Рассмотрим факторы микросреды компании посредством модели Портера: отраслевая
конкуренция, поставщики, покупатели, р ввода новых продуктов-заменителей, угроза появ-
ления новых конкурентов. Здесь описано влияние среды бизнеса на весь портфель услуг
компании без разделения на составляющие (аудит и консалтинг).

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ КОНКУРЕНТЫ
- торгово-промышленные палаты
- крупные международные консал-
тинговые компании
- европейские и российские компа-
нии
- представительства крупных хол-
дингов, у которых есть собственные
группы консалтинга (аудита)





ПОСТАВЩИКИ КЛИЕНТОВ
- компании посредники (консалтин-
говые и тренинговые компании,
юридические конторы)
- торгово-промышленные палаты
- форумы, компании выставочного
бизнеса
- организаторы конференций по
проблемам бизнеса
- ассоциации и объединения



ПРЯМЫЕ КОНКУРЕНТЫ
- аудиторские компании
- аудиторы-предприниматели
- консалтинговые компании и тре-
нинговые компании, бизнес-центры
- бизнес-центры при госструктурах
- бизнес-центры при международных
выставках и форумах
- маркетинговые компании
- юридические компании
государственные структуры



ЗАМЕНИТЕЛИ
- внутренние аудиторские службы
- ведомственные ревкомиссии
-международные выставки, форумы,
конференции
- ассоциации и объединения произ-
водителей с собственными подраз-
делениями
- фонды поддержки предпринимате-
лей, международные сети развития
бизнеса
- фонды поддержки перспективных
исследований




ПОТРЕБИТЕЛИ
- Представители среднего и крупно-
го бизнеса
- Тренинговые компании
- Бизнес-центры
- Научные, политические и другие
организации
- Государственные структуры



Относительно конкуренции на рынке стоит сказать, что ещё есть много свободных при-
быльных ниш, которые очень сложно “обрабатывать”. Ввиду низкой потребительской компе-
тенции (о чем говорилось выше) чтобы масштабно завоевать определенную нишу — необ-
ходимо принимать на себя, кроме рекламной нагрузки, еще и нагрузку по расширению по-
требительской компетенции. А мероприятия по данному направлению как трудоемки, так и
дорогостоящи.
Угроза конкуренции, особенно ценовой, возрастает в период замедления роста. В стадии
зрелости угрозы конкуренции спадают, и имеется возможность ограничить ценовую конку-
ренцию за счет согласия ценовых лидеров. Поэтому в этой стадии наблюдается относи-
тельно высокая прибыльность. Неценовая конкуренция может играть большую роль на этой
стадии, и она важна для компаний, использующих преимущества дифференциации продук-
ции. Ситуация меняется в стадии спада. Конкуренция особенно растет, если высоки барье-
ры выхода, прибыль падает и существенна опасность ценовой войны.
При анализе рассматривались внешние силы воздействия:
Власть поставщиков на рынке ограничена и невелика. Ресурсы доступны в неограничен-
ном количестве.



© 2003-2004 «АУДИТОРИЯ»: тел.+37517 2-111-000, 2-111-022 e-mail: auditoria@auditoria.by
страница . 9 из 13









Власть покупателей велика (что характерно для низкой рыночной власти поставщиков).
Покупатели могут выбирать между аудиторскими фирмами по критерию минимума цен, что
увеличивает ценовую конкуренцию в отрасли, тем более, что на рынке присутствует боль-
шой объем стандартных услуг.
Угроза возникновения новых продуктов заменителей пока имеет средний уровень опас-
ности и зависит от инвестиционной активности крупных объединений в среде клиентов (рев-
комиссии при министерствах, концернах).
Внедрение инновационных продуктов напрямую зависит от появления квалифицирован-
ного персонала. Но если учитывать высокий барьер входа, то ожидать технологических по-
трясений на рынке пока не следует, кроме брендинга и управленческого консультирования.
Также минимален риск появления новых конкурентов из-за достаточно высокого барьера
входа на рынок. Лицензирование, требования к персоналу и стоимость оборудования для
основания и владения компанией достаточно ограничивают вход новых конкурентов.

4. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ

Операторы отрасли
Операторы белорусского рынка аудита различаются в зависимости от основного спо-
соба их функционирования:
• Аудиторские компании, предоставляющие услуги собственными силами и имеющие
собственную «производственную» базу. В свою очередь, возможно дополнительное
различие по видам проводимого аудита (наличию лицензии):
- общий аудит
- банковский аудит
- аудит страховых организаций
• Аудиторы индивидуальные предприниматели, предоставляющие услуги собственны-
ми силами или сотрудничая с аудиторскими компаниями. В свою очередь, возможно
дополнительное различие по видам проводимого аудита (наличию лицензии):
- общий аудит
- банковский аудит
- аудит страховых организаций
Действующая в настоящее время производственная база рынка аудита в Беларуси
представлена тремя основными видами производителей:
1. Крупные компании, которые были созданы в период появлением первых элементов
рыночных отношений: производственных кооперативов, малых предприятий и акционер-
ных обществ, и, соответственно, имеют развитую инфраструктуру и достаточно устояв-
шуюся систему сбыта услуг, и хорошую репутацию. Услуги таких компаний отличается
широтой или глубиной ассортимента, и её качество подтверждается сертификатами, вы-
данными контролирующими инстанциями. Соответственно, все процессы, сопровож-
дающие в подобном случае производство услуг, увеличивают полную себестоимость, а
соответственно и цену предложения предприятий данного вида. А так как для белорус-
ских клиентов цена является одним из решающих факторов при принятии решения о по-
купке, то небольшие покупатели услуг отдают предпочтение средним или мелким компа-
ниям. Имеют в своем штате в среднем 5 и более аудиторов. С долей рынка 2% и более.
Несомненным лидером и в данной группе и в целом по рынку является СП «Delоitte &
Tоuche» — около 20% рынка РБ и 80% рынка международного аудита, финансовых и на-
логовых консультаций.
2. Средние компании, образовавшиеся в результате перехода ключевых сотрудников и
части оборудования и знаний в ходе приватизации крупных государственных предпри-
ятий в период перехода народного хозяйства к рыночной экономике. Также такие компа-
нии создавались путем объединения усилий многих известных аудиторов. Такие компа-
нии имеют в своем штате в среднем 3-5 аудиторов и долю рынка 0,6%-2%.
3. Мелкие компании, образовавшиеся в результате перехода ключевых сотрудников и
части оборудования и знаний из существующих аудиторских компаний или созданные
аудиторами — предпринимателями. Также такие компании преимущественно обслужи-
вают специализированные сегменты, например, проводят аудит банков. В подобных ор-


© 2003-2004 «АУДИТОРИЯ»: тел.+37517 2-111-000, 2-111-022 e-mail: auditoria@auditoria.by
страница . 10 из 13








ганизациях из-за ограниченности в средствах производства максимально упрощены про-
цессы, что не позволяет производить технологически качественный аудит, и, соответст-
венно, ассортиментная политика отличается узкой направленностью. Цены на услуги в
области данных производителей ниже, чем у крупных предприятий, так как не содержат в
себе затрат на содержание инфраструктуры. Рыночная доля таких компаний не превы-
шает 0,5%.
4. Предприниматели. Предпринимателями часто становятся «новые» аудиторы, аудиторы
ушедшие из компаний и решившие делать самостоятельный бизнес. Именно предприни-
матели создают основную конкуренцию всем видам вышеуказанных компаний в основ-
ном по ценовому фактору (благодаря низким издержкам, которые в 1,8-2 раза ниже). В
последнее время наблюдается большой рост количества предпринимателей, вероятно
ввиду привлекательности по возможности получения заказа по ценовому преимуществу.

В целом же крупные и средние компании (13-18 шт.) занимают 30% рынка в денежном вы-
ражении, а остальное — мелкие компании и предприниматели.


Прочие

ЗАО "Профаудит"

ООО "Минучаудит"

ОДО "АудитМагистраль"

АООО "Одерли"

ООО "ЭВК Аудит-Сервис"

ООО "Силар"

ООО "МастерАудит"

ООО "КвалитетАудит"

ООО "ПартнерАудит

УП "САБ"

СП "Делойт и Туш"


-

1 000
000,0

2 000
000,0

3 000
000,0

4 000
000,0

5 000
000,0

6 000
000,0

7 000
000,0

8 000
000,0







[…]
Рис. 9. Доля рынка аудиторских компаний в 2002 г.

Большинство предприятий отрасли размещено по двум основным принципам: близость к
крупным индустриальным регионам. Поэтому основными регионами развития отрасли в
республике стали Минск и областные центры.
Согласно данным Министерства финансов, на 1 января 2003г в государственный реестр
аудиторов и аудиторских организаций включено 100 (в 2001 г. — 98) аудиторских организа-
ций и 577 (в 2001г. — 531) индивидуальных предпринимателей.
В штате аудиторских организаций в 2001 году состояло 837 человек, в том числе 392 ау-
дитора. Кроме того, для работ по договору было привлечено 204 предпринимателя. По-
скольку эти показатели даже несколько выше, чем в 2000г., есть основания полагать, что
кадровый потенциал белорусского аудита стабилизируется.
2001
Что и характерного для конкурентного рынка, доходы участников распределились не-
равномерно. Средний объем выручки у аудиторских организаций составил в 2001 году 44


© 2003-2004 «АУДИТОРИЯ»: тел.+37517 2-111-000, 2-111-022 e-mail: auditoria@auditoria.by
страница . 11 из 13









млн. руб., а у аудиторов — индивидуальных предпринимателей — 3,7 млн. руб. Только у 21
организации и 183 предпринимателей этот показатель выше среднего в своих "весовых ка-
тегориях". А самая большая из белорусских аудиторских фирм заработала в 2001 г. 900 млн.
руб.

1пг. 2002
За 1 пг. у лидера рынка — СП "Делойт и Туш" выручка составила 1 520 008 тыс. руб.,
аутсайдер же смог заработать за 6 месяцев лишь 248,5 тыс.руб.
Средняя рентабельность у аудиторских организаций была достаточно высокой —
56,9% (в январе — июне 2001г. — 22,6%). Соответственно немалыми были в текущем году
налоговые отчисления — 1 501 322 тыс. руб. Впрочем, этими показателями аудиторы смог-
ли похвастать в последний раз, поскольку постановлением Минэкономики от 30.04.2002г. N
94 рентабельность этих услуг ограничена с 1 мая до 30%.
Пока более полной информации нет. Но предварительно можно сказать, что лидер
рынка занимал в 2001 году 14,6 % (выручка около 650 тыс. $) от всего рынка. Обычно нахо-
дится 1-3 «преследователя», у которых по 3-5 % и около 10-ка «подражателей» по 1-1,5%.
Остальные работают в своих «нишах» и имеют долю рынка менее 1-0,5%.
Следует заметить, что 1% доли рынка составляет годовой оборот в 50-55 тыс. $

5. КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ

Ввиду того, что отрасль, только развивается и многие аудиторы и консультанты «са-
ми без сапог», то признаки «стратегической игры» на рынке проявляют фактически с десяток
компаний, обеспечивающих самостоятельную маркетинговую политику. Тем более специфи-
ка предлагаемых продуктов позволяет, проводить преимущественно стратегию дифферен-
циации или фокусировки. Использование стратегии лидерства по издержкам технологически
возможна в области обучения, аудита, юридических консультаций. И то в случае накопления
опыта, четкого методического обеспечения и законодательной стабильности.

[…]


































© 2003-2004 «АУДИТОРИЯ»: тел.+37517 2-111-000, 2-111-022 e-mail: auditoria@auditoria.by
страница . 12 из 13





6. АНАЛИЗ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ПОРТФЕЛЯ
В список сопутствующих аудиту услуг, перечисленных в ст.2 Закона, вошло большин-
ство видов консалтинга, предусмотренных классификатором Европейской федерации ассо-
циаций консультантов по экономике и управлению (FЕАСО). Это может быть толчком к уси-
лению роли аудиторов как консультантов и аналитиков, т.к. именно они обладают наиболее

стр. 1
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

>>