<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

16
т
124. Общие характеристики инициатив, характерные 130. Сравнительное преимущество против
для кластера конкурентного преимущества
В успешных инициативах кластера можно обнаружить ряд общих Очевидное противоречие между глобализацией конкуренции
характеристик. и сильной национальной или даже локальной ролью в конкурентном
— Понимание всеми заинтересованными сторонами конкурен- преимуществе может быть разрешено признанием того факта, что
тоспособности и роли кластеров в достижении конкурентных парадигма, которая управляет конкуренцией между отдельными
преимуществ. местами, сместилась со сравнительного преимущества на более
— Концентрация усилий по преодолению препятствий и сниже- широкое понятие конкурентного преимущества.
нию ограничений для совершенствования кластера. Сравнительное преимущество благодаря более низким фактор-
— Существование структуры, включающей все кластеры дан- ным издержкам (например, труд, сырье, капитал или инфраструкту-
ной страны или штата. ра) или объемам по-прежнему существует, но в большинстве отрас-
— Установление соответствующих границ кластеров. лей оно уже не предоставляет конкурентного преимущества и не
— Широкое вовлечение участников кластеров и взаимодей- поддерживает высокого уровня заработной платы.
ствующих институтов.
Конкурентное преимущество местоположений возникает не не-
— Лидерство частного сектора.
посредственно из доступности дешевых факторов производства
— Пристальное внимание к межличностным взаимоотношениям.
или объемов, а из наивысшей производительности при использова-
— Смещение в направлении активности.
нии этих ресурсов: основные факторы производства создают
— Институционализация.
конкурентные затруднения, а не преимущества.
125. Структура глобальной стратегии
1 3 1 . Конкурентные преимущества
В большинстве аспектов конкурентная стратегия для местных
Конкурентные преимущества отдельного местоположения заклю-
и глобальных компании практически одинакова; в обоих случаях
чаются в качестве среды, которое это местоположение обеспечива-
успех является функцией привлекательности отраслей, в которых
ет в целях достижения высоких и неуклонно возрастающих уровней
фирма конкурирует, а также относительной позиции данной фирмы
производительности в конкретной области. В то время как мы при-
в этих отраслях.
выкли полагать, будто источники конкурентного преимущества по-
Таким образом, говоря о глобальной стратегии, мы имеем в виду
являются внутри самой компании, потенциал компании, с точки зре-
особые проблемы, возникающие в том случае, когда фирмы всту-
ния преимуществ и многих необходимых ей факторов произво-
пают в конкуренцию на международном уровне. Что отличает гло-
дства, кроется в ее ближайшем окружении. Только этим можно o 6 v
бальную стратегию, так это широта охвата различных стран частя-
яснить, почему так много успешно действующих компаний
ми цепочки ценности.
в определенных сферах деятельности появляются в одной и той же
126. Конфигурация стране или даже одном и том же регионе внутри страны.
Конфигурация акцентирует внимание ма том, где размещается 132. Условия для факторов производства
каждый из видов деятельности в цепочке ценности соответствую-
Факторы производства представляют собой основные исходные
щей фирмы. Более того, определенная деятельность может проис-
данные для конкуренции; к ним относится земля, труд, капитал, фи-
ходить либо в одном месте, либо в нескольких местах.
зическая инфраструктура, коммерческая или административная ин-
Международная конфигурация деятельности фирмы создает фраструктура, природные ресурсы и научные знания. Понятие
конкурентное преимущество посредством выбора конкретных
сравнительного преимущества обычно относится к стоимости и при-
мест для выполнения каждого действия и числа таких мест. Одной
годности факторов производства.
из причин при выборе места для какого-либо действия является
133. Контекст для стратегии и соперничества
сравнительное преимущество в выполнении данного действия.
Определенные местоположения обладают преимуществами I
Второй очевидной причиной в выборе местоположения является
в конкуренции производительности, если соответствующий кон- |
;
I конкурентное преимущество.
vg
I 137. Переход от локальной к глобальной стратегии 142. Распространение деятельности с целью
расширения преимуществ домашней базы
Итак, теперь мы можем соединить конкурентные преимущества гло-
бальных сетей и конкурентные преимущества отдельных местополо- В то время как внутренняя база является местом, где сосредото-
жений в некую интегрированную концепцию глобальной стратегии. Кон- чены важнейшие виды деятельности, другие действия могут и дол-
куренция на множестве мест включает ряд вариантов выбора: жны распространяться с целью упрочнения конкурентной позиции
компании. Каждый вид деятельности в цепочке ценности должен
1. Формирование глобализации на основе уникальной конкурен-
тной позиции. систематически анализироваться на наличие этих возможностей,
которые будут принимать одну из следующих трех форм:
2. Проникновение на международные рынки на основе четкой
и последовательной позиции. 1) сравнительные преимущества ресурсов;
3. Создание четко определенной «домашней» базы для каждого 2 получение или улучшение доступа к зарубежным рынкам;
самостоятельного вида бизнеса. 3) избирательная реализация конкурентных преимуществ в дру-
4. Предметно-производственная специализация домашних баз гих местах.
различных локализаций. 143. Координация и интеграция рассредоточенных
5. Распространение деятельности с целью расширения преиму- видов деятельности
ществ домашней базы. Получение конкурентного преимущества от рассредоточенных
6. Координация и интеграция рассредоточенных видов деятель- видов деятельности требует глобальной координации. Координа-
ности. ция обеспечивает взаимную совместимость и взаимное усиление по
7. Сохранение национальной принадлежности в дочерних под- разным странам, что в итоге приводит к повышению дифференциа-
разделениях. ции. Координация также необходима для обеспечения (на домаш-
8. Альянсы как двигатели глобализации, но не как стратегия. ней базе) интеграции обучения и технологий, полученных от рассре-
9. Расширение бизнеса в отраслях и сегментах с преимущества- доточенных видов деятельности.
ми, обусловленными местоположением. Координация деятельности по разным странам, однако, бывает
10. Совершенствование домашней базы. связана с колоссальными организационными проблемами.
138. Формирование глобализации на основе
144. Сохранение национальной принадлежности
уникальной конкурентной позиции
в дочерних подразделениях
Глобальная стратегия должна начинаться с уникальной конкурен-
Национальная принадлежность фирмы в определенном виде
тной позиции, которая выражается в каком-либо четком конкурентном
бизнеса вовсе не является тем свойством, от которого, как кое-кто
преимуществе. Компания не сможет преодолеть барьеры, препя- утверждает, надо стремиться избавиться. Наоборот, этим свойст-
тствующие проникновению на незнакомые рынки, если она не предъ- вом надо дорожить. Сравнительное преимущество в том или ином
явит сколько-нибудь значимое преимущество, заключающееся либо бизнесе зачастую является результатом каких-либо отличительных
в издержках, либо в дифференциации. Вывод, который можно сде- признаков внутренней среды соответствующей фирмы; местополо-
лать из этого принципа, состоит в том, что компании прежде всего жение фирмы накладывает на нее определенный отпечаток и фор-
должны глобализировать свою деятельность в тех сферах бизнеса мирует метод ведения ею конкурентной борьбы. Зарубежные потре-
и сериях изделий, где у них есть действительно уникальные преиму- бители ценят национальную принадлежность и культуру, носителя-
щества. Именно эти области деятельности предоставляют наиболь- ми которых являются те или иные фирмы.
шие шансы на успех в международной конкуренции. 145. Альянсы как двигатели глобализации — но не как
139. Проникновение на международные рынки на стратегия
основе четкой и последовательной позиции Альянсы — это средство создания сети распределенных дей-
Интернационализация открывает перед компаниями огромные ствий. Зачастую альянсы позволяют повысить эффективность дей-
и постоянно расширяющиеся международные рынки. Реализация ствий, выполняемых за пределами домашней базы. Доступ к рынку,
например, зачастую можно облегчить с помощью местного партне-
глобальной стратегии фирмы требует проведения тщательно про-
ра. Возможность получения доступа на новом месте к факторам
думанной, долгосрочной кампании для проникновения на каждый
производства и технологиям, привлечения специалистов, обладаю-
ый зарубежный рынок, которая вместе с тем поддерживала


17
127. Координация
текст правил, социальных норм и стимулов в этом случае благопри-
Координация акцентирует внимание на том, в какой степени рас-
ятствует постоянным инвестициям в формах, подходящих для кон-
средоточенные виды деятельности координируются в сети или
кретной отрасли. Налоговая система, правила интеллектуальной
остаются автономными, т. е. приспособленными к местным обсто-
собственности и стабильность макроэкономической и политической
ятельствам.
среды, безусловно, влияют на инвестиционный климат в соответст-
вующем месте. Правила корпоративной собственности и управле- Глобальная стратегия также может повысить конкурентное пре-
ния также оказывают существенное воздействие. имущество за счет координации видов деятельности, выполняе-
мых в разных местах. Координирование методов, технологии и ре-
134. Состояние спроса
шений, связанных с объемами выпускаемой продукции, по мно-
Местный спрос также создает преимущества, выявляя те сегмен-
жеству рассредоточенных видов деятельности повышает ряд по-
ты отрасли, которые игнорируются в других местах. С точки зрения
тенциальных конкурентных преимуществ. Успешная координация
конкуренции производительности, характер местного спроса оказы-
имеет огромное значение для обеспечения преимущества рассре-
вается значительно важнее, чем его величина.
доточения видов деятельности.
Состояние местного спроса отражает внутренние потребности,
128. Модель глобальной стратегии
уровни сложности, покупательную способность и даже требования
Одни конкурентные преимущества глобальной стратегии являют-
к конкретной продукции, обусловленные культурным фактором. Го-
ся следствием определенного местоположения, другие проистека-
сударственная экономическая политика может прямо или косвенно
ют из глобальной сети видов деятельности в целом, а также способа
влиять на условия спроса — для этого существует множество
управления этой сетью. Обычно каждая глобальная стратегия начи-
способов.
нается с констатации того или иного преимущества в местоположе-
135. Родственные и поддерживающие отрасли
нии, отражающегося в конкурентной позиции данной компании. Та-
Последний тип преимущества, обусловленного местоположени-
кое преимущество позволяет фирме проникать на международные
ем, является результатом присутствия в данном месте надежных
рынки и справляться с недостатками, внутренне присущими конку-
специализированных поставщиков и родственных отраслей. Бли-
ренции в другой стране.
зость к местным поставщикам специализированных компонентов,
Существует множество моделей глобальной конкуренции. Выбор
станков, оборудования и услуг, а также наличие родственных фирм
той или иной модели зависит от концентрации или, наоборот, рас-
не являются необходимым условием для увеличения доступа к фак-
пределения конкретных видов деятельности, выбора местоположе-
торам производства, которые могут поставляться из глобальных
ния для различных видов деятельности и способа их координации.
рынков. Напротив, это преимущество возникает из эффективности,
знаний и удобства внедрения инноваций. 129. Местоположение и его роль в глобальной
конкуренции
136. Ромб как локальная система
Глобализация конкуренции позволяет фирмам добиваться кон-
Мощная локальная конкуренция способствует формированию
курентных преимуществ независимо от местоположения путем ко-
уникальных совокупностей специализированных профессий и тех-
ординации действии в широком спектре стран. Однако глобализа-
нологий. Наличие ряда конкурентов стимулирует такие местные уч-
ция не отменила важности выбора местоположения в конкурентной
реждения, как университеты, колледжи и фирмы, занимающиеся
борьбе. В сотнях отраслей, которые были обследованы (включая
повышением квалификации и переподготовкой персонала, к адап-
сферу обслуживания и такие новые отрасли, как проектирование
тации и поддержке потребностей соответствующей отрасли. Актив- программного обеспечения, разработка новых материалов и био-
ная внутренняя конкуренция также способствует формированию технология), штаб-квартиры мировых лидеров, как правило, разме-
и развитию отраслей местных поставщиков, в распоряжении кото- щаются лишь в нескольких странах, а иногда и в одной стране. Гео-
рых оказывается готовый локальный рынок. графическая концентрация ведущих фирм в своих странах еще бо-
лее отчетливо демонстрирует важность выбора местоположения
для успешного ведения конкурентной борьбы.


щих требуемыми профессиями и квалификацией, зависят от того, и усиливала бы уникальные стратегические позиции этой фирмы.
насколько прочно положение партнера в соответствующей стране. Усилия по интернационализации, основанные на «подгонке» конку-
рентного позиционирования данной компании применительно к осо-
Альянсы, однако, могут вносить искажения в позиционирование
бенностям каждой страны, редко когда приводят к успеху. Компа-
компании и создавать препятствия последовательному позициони-
ния, у которой отсутствует последовательная позиция, как правило,
рованию на каждом рынке. Они усложняют координацию и могут за-
лишается реального конкурентного преимущества, а ее репутации
медлять инновационный процесс.
наносится ущерб. Более того, усилия по интеграции деятельности
146. Расширение бизнеса в отраслях и сегментах
в нескольких странах оказываются недостаточно эффективными
с преимуществами, обусловленными
или терпят неудачу.
местоположением
Конкурентные преимущества того или иного местоположения яв- 140. Создание четко определенной «домашней» базы
ляются средством идентификации отраслей, в которых фирма мо- для каждого самостоятельного вида бизнеса
жет добиться уникального конкурентного преимущества по сравне- Каждая фирма должна иметь четко определенную «домашнюю»
нию с конкурентами, базирующимися в других местах, а также тех (внутреннюю) базу для ведения конкурентной борьбы в каждом
сегментов отраслей, в которых среда домашней базы обеспечивает стратегически самостоятельном бизнесе. (Выбор местоположения
наибольшие выгоды. Развитие нового бизнеса должно концентри- корпоративной штаб-квартиры имеет гораздо меньшее значе-
роваться именно в этих областях. ние и может объясняться определенными историческими фактора-
Новая парадигма конкуренции производительности порождает ми или соображениями удобства.) Внутренняя база (home base) для
определенные проблемы, связанные с широкой вертикальной ин- того или иного бизнеса является тем местом, где формируется стра-
теграцией. Вертикальная интеграция требует для себя определен- тегия, проектируется и создается основная продукция и технология
ных ресурсов и снижает гибкость. процессов, концентрируется критическая масса сложной продукции
147. Совершенствование домашней базы и сервисной деятельности. Домашняя база должна находиться
Важная составная часть конкурентного преимущества фирмы в стране или регионе с наиболее предпочтительным ромбом для со-
в том или ином виде бизнеса, несомненно, заключена не только в са- ответствующего бизнеса. Самой удачной домашней базой вовсе не
мой фирме, но и в местной среде, где базируется этот бизнес. Не обязательно должна быть страна происхождения соответствующей
имея основательной, «здоровой» и надежной домашней базы, фирма компании.
не будет располагать необходимым потенциалом для роста произво-
141. Предметно-производственная специализация
дительности и быстрых инноваций. Фирма не будет в состоянии со-
домашних баз различных локализаций
брать ресурсы, специалистов, технологии и информацию, наиболее
По мере расширения номенклатуры изделий фирмы домашние
существенные для получения конкурентного преимущества.
базы по некоторым сериям изделии предпочтительнее размещать
Передислокация домашней базы (в случае необходимости).
в разных странах. Фирме следует специализировать свою междуна-
Если жизнеспособность домашней базы фирмы по какому-то опре-
родную деятельность путем ассигнования определенной серии из-
деленному виду бизнеса оказывается под угрозой необходимости
делии в стране с «домашним ромбом», наиболее благоприятным
в новых видах поставщиков, неэффективности местных институтов
для соответствующего сегмента. Такой подход гораздо лучше, чем
или каким-то другим причинам, первой реакцией фирмы должна
дублирование производственной и научно-исследовательской дея-
быть попытка усовершенствования внутренней базы.
тельности по широкой номенклатуре изделий в нескольких странах,
148. Глобальное конкурирование развивающейся препятствующее инновационным процессам.
страны
Развивающиеся страны становятся все более весомой частью
международной экономики, и многие фирмы, базирующиеся в раз-
вивающихся странах, являются экспортерами. Платформа разви-
вающейся страны, однако, порождает определенные проблемы для
перехода к глобальной стратегии.


18
»а | 153. Методика интегральной оценки конкурентных
149. Типовые факторы конкурентного преимущества
преимуществ
различных объектов
Считается целесообразным к интегральной оценке конкурентных
Персонал
преимуществ применять системный, комплексный и нормативный
Персонал будем подразделять на три категории: рабочие, спе-
подходы.
циалисты, менеджеры.
На стадии проектирования (инновационного, инвестиционного,
Проявление конкурентных преимуществ определяется внешними
стратегического планирования и т. д.) интегральную оценку конку-
или внутренними условиями. Специалист, работающий в конкуренто-
рентных преимуществ, например товара, можно осуществлять по
способной среде, будет и сам стремиться быть конкурентоспособным.
п
формуле:
Внутренние, или индивидуальные, конкурентные преимущества
Л
персонала по своей природе можно условно подразделять на на-
следственные и приобретенные.
где Jf — интегральный показатель конкурентных преимуществ
К наследственным конкурентным преимуществам персона-
конкретного товара;
ла мы относим:
/=1,2,..., п—номер конкурентного преимущества конкретного то-
— способности (одаренность, талант, гениальность, способ-
вара;
ность к данному виду деятельности);
j = 1,2,..., m — номер фактора ко конкурентного преимущества
— темперамент;
товара;
— физические данные.
а,— весомость ко конкурентного преимущества, Еа,= 1;
К приобретенным конкурентным преимуществам персонала
Р,у — весомость/-го фактора ко конкурентного преимущества,
мы относим:
%=1;
— деловые качества (образование, специальные знания, навыки
П, — относительное или нормативное значение ко конкурент-
и умения);
ного преимущества;
— интеллигентность и культуру;
Ф,у — относительное или нормативное значение/-го фактора
— целенаправленность мотивации деятельности (умение фор-
но конкурентного преимущества.
мулировать личные цели и цели коллектива);
154. Метод SWOГ-анализа
— характер (отношение к труду, к другим, к себе, к вещам);
— эмоциональность (умение управлять своими эмоциями, воля, При разработке стратегических планов многие фирмы применяют
стрессоустойчивость, зависть и др.); SWOr-анализ.
— общительность, коммуникабельность;
Силы (.9) Слабости (И)
— организованность; Внутри фирмы Превращение
— возрастной ценз и др.
150. Товар, услуга Возможности (0) > грогы (Г)
Принципиально системы обеспечения конкурентоспособности то- Вне фирмы Превращении
варов и услуг отличаются друг от друга незначительно.
Эти отличия будут устанавливаться в каждом конкретном случае.
Поэтому в данной работе мы будем пользоваться единым терми-
Рис. 6.1. Схема применения SWOr-анализа (Демина Е.В, Резни-
ном «товар».
кова ИЛ. Менеджмент предприятий электросвязи. 1997)
Существуют внешние факторы конкурентного преимущества то- Идея SWOT-анализа заключается: а) в применении усилии для
вара и направленности их влияния и внутренние факторы конку- превращения слабостей в силу и угроз в возможности; б) в развитии
сильных сторон фирмы в соответствии с ее ограниченными возмож- I
рентного преимущества товара и направленности их влияния на




Н
р рущ р р
ностями. |
конкурентоспособность.
конкурентоспособность. ! н

162. Определение олигополии
Олигополия — это ситуация, когда число конкурентов невелико
- _ _ _ _____ _____ _____ _ _ _ ________ у
или несколько фирм доминируют на рынке, создавая сильную взаи-
мозависимость. На подобных рынках с высокой концентрацией каж-
157. Метод анализа PIMS
дая фирма хорошо знакома с действующими силами, и маневры
Метод PIMS (Profit Impact of Market Strategy — метод анализа любого конкурента известны остальным фирмам. Результат страте-
влияния рыночной стратегии на прибыль. Был разработан в середи- гического маневра сильно зависит от того, будут ли на него реагиро-
не 60-х годов в компании General Electric. вать конкуренты. Сила реактивной позиции измеряется эластичнос-
PIMS представляет собой попытку обобщить все переменные, ко- тью реакции фирмы на действия конкурентов. При этом снижение
торые влияют на долгосрочную прибыльность компании. Считает- цены, предпринятое одной фирмой, приводит к увеличению ее роли
ся, что эта модель, использующая около 30 переменных, позволяет на рынке. Конкуренты тоже идут на снижение цены либо на повыше-
выявить около 67% факторов успеха компании. ние качества. По такой схеме идет снижение удельной цены одно-
Самое сильное влияние на норму прибыли в порядке убывания родной продукции.
оказывают:
163. Монополистическая или несовершенная
— капиталоемкость;
конкуренция
— относительное качество продукта;
Монополистическая, илинесоеер< , конкуренция занимает
— относительная доля компании на рынке;
среднее положение между чистой конкуренцией и монополией. Кон-
— производительность труда.
куренты многочисленны, и их силы уравновешены. Однако их това-
158. Метод изучения профиля объекта
ры дифференцированы, т. е., с точки зрения покупателя, они обла-
Профилем называется сумма характеристик объекта анализа,
дают отличительными качествами, которые воспринимаются всем
благодаря которым он известен целевой группе потребителей. Щи
рынком в качестве таковых. Дифференциация может принимать
ппрятияный профиль—это образ компании или ее продукция в гла-
различные формы: вкус напитка, <особая техничес 1 характеристи-
гка,
зах целевой группы.
ка, оригинальное сочетание характеристик, качество и диапазон
«Профиль» является средством или инструментом визуального
услуг, сбытовая сеть, сила торговой марки и т. д. Таким образом, мо-
анализа объекта. Для повышения объективности оценки рекомен- нополистическая конкуренция проистекает из стратегии дифферен-
дуется ранжировать характеристики и интегрировать их. циации, основанной на внешнем конкурентном преимуществе.
159. Модель анализа McKinsey 7S
164. Монопольная конкуренция
Название этой модели идет от названия компании и семи факто-
Монопольная конкуренция, как и чистая, представляет собой
ров ее деятельности, семи слов, начинающихся в английском языке
предельный случай. На рынке доминирует единственный изготови-
на букву «S» (strategy—стратегия, stalls—навыки, shared values—
тель, который противостоит большому числу покупателей. Как сле-
общепризнанные ценности, structure—структура, systems—систе- дствие, его товар на протяжении короткого времени не имеет в сво-
мы, staff— кадры, style — стиль). Соподчиненность составляющих
Стратегия гч
ей категории прямых конкурентов. Это монополия новатора. Подоб-
(сверху вниз) показана на рис. 6.2. ная ситуация наблюдается в фазе жизненного цикла, соответствую-
щей введению товара на рынок, в зарождающихся секторах, харак-
I Навыки Ь теризующихся технологическими инновациями.
I Г—
165. Требования и исходные данные, которые нужны

гс. \ д л я оценки конкурентоспособности
^ ^ Оценка уровня конкурентоспособности различных объектов пред-
Стиль
Структура Системы Кадры ставляет собой очень сложную работу.
фирмы действий Во-первых, в конкурентоспособности фокусируются все показате-
ли качества и ресурсоемкое™ работы всего персонала по всем ста-
Рис. 6.2 диям жизненного цикла объектов.


19
155. Метод анализа GAP 151. Разработка нормативов конкурентоспособности
товаров и организации
Шаги анализа:
Объектами нормирования конкурентоспособности товара явля-
tj предварительное с формулирование целей деятельности на
ются:
1 год, 3 года, 5 лет;
2) прогноз динамики нормы прибыли в /вязке с установленными — показатели качества товара;
целями для существующих предприятий; — показатели ресурсоемкое™ товара по стадиям его жизнен-
3) установление разрыва между целями и прогнозами; ного цикла;
4) определение альтернатив осуществления инвестиций для — показатели качества сервиса товара;
каждого предприятия и прогноз результатов; — динамичные факторы конкурентоспособности товара.
5) определение общих альтернативных конкурентных позиций Нормативы должны разрабатываться по каждой перспективной
для каждого предприятия и прогноз результатов; модели товара с привязкой к предлагаемому сегменту рынка и пе-
6) рассмотрение инвестиций и альтернатив ценовой стратегии риоду, когда предполагается выйти с этим товаром на этот рынок.
для каждого предприятия; 152. Конкурентные преимущества в отрасли, регионе,
7) согласование целей стратегии каждого предприятия с пер- стране
спективами портфеля в целом; Конкурентные преимущества отрасли во многом схожи с конкурен-
8) установление разрыва между предварительными целями де- тными преимуществами организации, входящей в данную отрасль.
ятельности и прогнозом для каждого предприятия; Так, к внешним конкурентным преимуществам отрасли относятся:
9) уточнение профиля возможных приобретений новых предпри- — высокий уровень конкурентоспособности страны;
ятий; — активная государственная поддержка малого и среднего бизнеса;
10) определение ресурсов, необходимых для таких приобрете- — качественное правовое регулирование функционирования
ний, и характера их возможного влияния на имеющиеся в по- экономики страны и т. д.
ртфеле предприятия разработки;
К внутренним конкурентным преимуществам отрасли мы от-
11) пересмотр целей и стратегии существующих предприятий носим:
в целях создания этих ресурсов. — высокую потребность в товаре отрасли;
156. Метод анализа LOTS — оптимальный уровень концентрации, специализации и коопе-
Метод LOTS включает детальное последовательное обсуждение рирования в отрасли;
ряда проблем бизнеса на различных уровнях и различной степени — оптимальный уровень унификации и стандартизации продук-
сложности: от корпоративной миссии компании в целом до специ- ции отрасли и т. д.
ального проекта внутри предприятия. Конкурентные преимущества региона определяются следую-
Анализ по методу LOTS включает 9 этапов и касается: щими группами факторов:
— существующего положения; 1) конкурентоспособностью страны, в которую входит регион;
— стратегии; 2) природно-климатическими, географическими, экологическими
— долгосрочных целей; и социально-экономическими параметрами региона;
— краткосрочных целей; 3) предпринимательской и инновационной активностью в регио-
— методов и объектов анализа; не ит. д.
— кадрового потенциала; Конкурентными преимуществами страны могут быть:
1) значительные расходы из госбюджета на НИОКР (например,
нта;
- ор в США на 2000 г. — 3,5% ВВП);
— отчетности. 2) значительные вложения в развитие человека (на образова-
ние, здравоохранение, социальные нужды
3) стабильность политической и правовой сие
системы страны и т. д.


160. Анализ конкурентоспособности фирмы
Во-вторых, в настоящее время отсутствуют международные до-
кументы (по аналогии со стандартизацией других объектов) по оцен- по Ж.-Ж. Ламбену
ке конкурентоспособности различных объектов. Ж.-Ж. Ламбен предлагает свои понятия и определения конкурен-
В-третьих, например, в России техническая, экономическая, кад- тного преимущества и конкурентоспособности.
Конкурентное преимущество — это те характеристики,
ровая, социальная политика не ориентированы на обеспечение кон-
курентоспособности различных объектов. Ни один комитет Государ- свойства товара или марки, которые создают для фирмы опре-
ственной Думы, ни одно министерство или ведомство, ни один вуз деленное превосходство над своими прямыми конкурентами.
или НИИ в России комплексно не занимаются проблемами конку- Внешнее конкурентное преимущество, следовательно, увеличивает
рентоспособности. «рыночную силу» фирмы в том смысле, что она может заставить
рынок принять цену продаж выше, чем у приоритетного конкурента,
166. Методика оценки конкурентоспособности
персонала не обеспечивающего соответствующего отличительного качества.
Конкурентное преимущество является внутренним, если оно ба-
Оценку конкурентоспособности персонала следует осуществлять
зируется на превосходстве фирмы в отношении издержек произво-
исходя из его конкурентных преимуществ, которые бывают внешни-
ми по отношению к персоналу и внутренними. дства, менеджмента или товара, которое создает ценность для изго-
Качества персонала: товителя, позволяющую добиться себестоимости меньшей, чем
1. Конкурентоспособность организации, в которой работает у конкурента. Внутреннее конкурентное преимущество — это сле-
персонал. дствие более высокой производительности, которая обеспечивает
2. Наследственные преимущества. фирме большую рентабельность и большую устойчивость к сниже-
3. Деловые качества. нию цены продаж, навязываемой рынком или конкурентами.
4. Интеллигентность, культура.
1 6 1 . Модель чистой конкуренции
6. Организованность.
Модель чистой конкуренции характеризуется присутствием на
7. Возраст, здоровье.
рынке большой группы продавцов, противостоящей большой группе
Оценку конкурентоспособности конкретной категории персонала
покупателей, причем ни одна из этих групп не обладает достаточной
рекомендуется осуществлять по формуле
силой, чтобы повлиять на цены. Товары имеют четко определенные
характеристики, полностью взаимозаменяемы, и продаются по це-
нам, которые определяются только соотношением между спросом
и предложением. Продавцы на таком рынке не обладают никакой
рыночной силой (возможностью изменения цены на свой товар по
где К п — уровень конкурентоспособности конкурентной катего-
сравнению с ценой приоритетного конкурента), и их поведение не
рии персонала;
зависит от действий других продавцов. Итак, ключевые характерис-
/— i ,2,.., п — количество экспертов;
тики этого рынка таковы:
у — 1,2,.., 7 — количество оцениваемых качеств персонала;
— большое число продавцов и покупателей;
а , — весомость у-го качества персонала;
— недифференцированные, полностью взаимозаменяемые то-
р,у—оценка /-м экспертом у-го качества персонала по пятиба-
вары;
лльной системе;
— полное отсутствие рыночной силы.
5л — максимально возможное количество баллов, которое мо-
жет получить оцениваемый индивидуум.
Менеджер имеет достаточно высокую конкурентоспособность,
для дальнейшего повышения которой ему следует повышать де-
ловые качества и укреплять здоровье.




20
\ 168. Методика оценки конкурентоспособности товара
167. Методика оценки конкурентоспособности товара pa К
по системе 1111-5555
на основе его эффективности и р ы н о ч н ы х
Нам известно, что конкурентоспособность товара следует оцени-
факторов
вать по четырем главным факторам (первый уровень дерева целей),
Конкурентоспособность анализируемого объекта (товара,
качество товара; цена товара; качество сервиса товара на конкрет-
услуги) желательно измерять количественно, что позволит управ-
ном рынке; эксплуатационные затраты на использование товара.
лять ее уровнем. Для измерения конкурентоспособности анализиру-
Интегральный показатель конкурентоспособности товара можно
емого объекта необходима качественная информация, характери-
оценивать экспертным путем по двум методам:
зующая:
1) без учета весомости факторов;
1) полезный эффект данного объекта и конкурирующих объ-
2) с учетом весомости факторов.
ектов за нормативный срок их службы;
В любом случае эти методы применяются при невозможности
2) совокупные затраты за жизненный цикл объектов.
применения более точных количественных методов оценки, рас-
Количественную оценку конкурентоспособности однопарамет-
смотренных ранее.
рических объектов (например, машин и оборудования) можно
По системе 1111—5555 без учета весомости факторов, конкуренто-
осуществлять по формуле:
способность товара определяется как сумма баллов по каждому факто-
Ка.о=(Еа.о/Е до )К', К2КП, ру. Эксперт (один или группа) дает оценку фактора от 1 (минимум, наи-
где Ка.о — конкурентоспособность анализируемого образца объ- худшее значение фактора) до 5 (наилучшее значение фактора).
екта на конкретном рынке, доли единицы; Конкурентоспособность товара, определенная экспертным пу-
Еэ.о — эффективность анализируемого образца объекта на кон- тем по системе баллов, будет равна:
кретном рынке, единица полезного эффекта /денежная единица;
Ело — эффективность лучшего образца конкурента, используе- /п
мого на данном рынке;
К'? К'2 К'„—корректирующие коэффициенты, учитывающие кон-
курентные преимущества.
Конкурентоспособность можно определять и на основе нормати- где Кт—конкурентоспособность товара (значение колеблется от
вов. 2 до 10);
Эффективность объекта рассчитывается по формуле л — количество экспертов;
Б,у— экспертная оценка ;-м экспертому-го фактора конкуренто-
Е = П С /3 С ,
способности товара;
где Пс — полезный эффект объекта за нормативный срок его
I — весомость ко фактора (от 4 до 1);
службы в условиях конкретного рынка, единица полезного эффекта;
5 — максимальная оценка фактора (Фатхутдинов РА. Стра-
Зс—совокупные затраты за жизненный цикл объекта в условиях
тегический Менеджмент. 2002.).
конфетного рынка, денежная единица.
169. Методика анализа и оценки
Полезный эффект однопараметрических объектов нами рекомен-
конкурентоспособности
дуется определять по формуле
Для оценки конкурентоспособности фирмы сначала необходимо
т провести анализ ее состояния. Качество анализа будет высоким при
его проведении с позиций системного подхода. Тогда анализ можно
п,= ^ПЧФ,К,К;К3К„? называть системным.
Цель системного анализа фирмы — установление стратегичес-
где Т — нормативный срок службы объекта, лет; ких и тактических факторов повышения конкурентоспособности вы- •
Пч — часовая паспортная производительность объекта; пускаемых товаров, эффективности и устойчивости функциониро- I
Фг — годовой плановый фонд времени работы объекта; вания фирмы. |


174. Опасности д л я развития человечества
170. Конкурентоспособный менеджер
В качестве наиболее серьезных опасностей для развития челове-
В управлении организацией оценка качества и подбор персонала
чества выделяют следующие:
на конкретную должность на современном этапе является самой
сложной специфической функцией управления. Это объясняется — растущую нестабильность как финансовую, так и политичес-
рядом причин. кую;
Во-первых, комплексностью, сложностью и многовариантнос- — приобретение массовой нищетой застойного характера не
тью решаемых задач по различным объектам управления. только в отдельных странах, но и целых регионах земного
шара (и связанные с этим разрушения социальной ткани
Во-вторых, особенностями психологического портрета личнос-
и маргинализации отдельных сообществ, экстремизм и необ-
ти, профессиональными и другими качествами претендента. К об-
ратимая деградация окружающей среды);
щим (базовым) качествам для всех категорий руководителей от-
носятся следующие: — возникновение непреодолимого, обусловленного прежде все-
го технологически, разрыва между развитыми странами и
— профессионализм, компетентность в своем деле;
остальным миром, ведущего к образованию «двух челове-
— авторитетность (как руководителя);
честв».
— управленческая культура;
— правовая грамотность; 175. Глобальные экономические опасности
— законопослушность; Выделим ключевые глобальные экономические опасности:
— умение грамотно ставить задачи; 1. Мировая экономика и политика определяются сегодня дей-
— воля и решительность в достижении цели; ствиями, предпринимаемыми руководством США и базирую-
— справедливость; щимися на их территории крупнейшими транснациональными
— обязательность, верность слову; корпорациями.
— коммуникабельность; 2. Сейчас монополии приняли мировой и при этом практически
— забота о людях. не наблюдаемый характер, и в принципе нет конкуренции,
171. Методы оценки деловых качеств с помощью которой можно было бы по старым рецептам «от-
крыть» мировую экономику (разве что с инопланетянами).
Анализ деловых качеств; психологическое тестирование; оценоч-
3. Миграция специалистов в отрасли «новой» экономики и,
ные деловые игры; квалификационное тестирование; проверка от-
главное, загнивание глобальных монополий, способных
зывов; собеседование (наиболее распространенный метод).
в силу эффекта масштаба достаточно долго снижать свою
Поэтому требования к менеджерам следует формировать исходя
эффективность, ведут к потере творческого духа, необходи-
ИЗ ДВуХ ЭСП6КТ0В!
мого для участия в технологической конкуренции, и нараста-
1) уровня иерархии управления, к которой относится менед-
нию по количеству и значению допускаемых ошибок.
жер;
4. Развитие информационных технологий и повышение значе-
2) комплексности проблем менеджмента, нацеленного на вы-
ния «экономики, основанной на знаниях», гипертрофированно
пуск конкурентоспособных товаров.
усилили роль «персонального риска», случайная смерть ин-
При этом чем выше уровень иерархии управления, тем в струк-
теллектуального лидера глобальной монополии способна на-
туре рабочего дня должно быть больше отведено времени на ре-
нести сильнейший удар не только по котировкам его корпора-
шение стратегических задач (например, 50%, остальное время от-
водится на решение тактических и оперативных задач). ции, но и по мировому рынку в целом.
5. Распространение технологий, связанных с формированием
Современные менеджеры ставят перед собой задачу дать людям
сознания, кардинальное превышение их эффективности над
возможность зарабатывать, чувствовать удовлетворение от своего
труда, участвовать в управлении предприятием, создавать условия обычными технологиями создают неуклонно растущий со-
для самостоятельного решения проблем. В Уважении к личности че- блазн решать проблемы «промывкой мозгов», т. е. корректи-
ловека проявляется суть гуманизма Менеджмента. Руководитель не ровкой сознания, а не реального мира.

21
Недостатки подходов и методик оценки конкурентоспособности Ki,.., К п —коэффициенты, характеризующие несоответствие по-
организаций-изготовителей нами видятся в следующем: казателей качества объекта требованиям потребителя, невыгод-
1. Апробированные в мировой практике подходы и методы оцен- ность их выполнения, низкую организацию эксплуатации и ремонта
ки конкурентоспособности организации-производителей не объекта.
отражают применение и воздействие на них научных подхо- Совокупные затраты за жизненный цикл единицы объекта мож-
дов к управлению (менеджменту), прежде всего системного, но определить по формуле
комплексного, воспроизводственного, нормативного и др.
2. Промышленно развитым странам по сравнению с Россией
/ N,
/ N, 3,, ± 3„
значительно легче.
3. Считаем с методической точки зрения неправомерным опре-
делять обобщающий (интегральный) показатель конкурен-
где Зи.ниокр — затраты на научно-исследовательские и опыт-
тоспособности организации умножением индексов конкурен-
но-конструкторские работы;
тоспособности товарной массы (всех товаров организации)
Ni — количество объектов, которое намечается выпустить по
и относительной эффективности организации, так как эти
данной конструкторской документации;
показатели тесно коррелируют друг с до определять в статике
и динамике. В статике она определяеругом. Конкурентоспо- 3<тгт — сметная стоимость организационно-технологической
собность организации (Корт) можнтся с учетом весомости то- подготовки производства нового объекта;
варов и рынков, на которых они реализуются: N2 — количество объектов, которое намечается выпустить по
данной технологической документации; Ni = N2, если мы имеем
дело с одним изготовителем данного объекта;
Зизг — затраты на производство объекта (без амортизации
предыдущих затрат);
где а/—удельный вес /-го товара организации в объеме продаж за
3m — затраты на внедрение объекта у потребителя, включаю-
анализируемый период (определяется долями единицы /=1,2,.., п),
щие транспортные расходы, сметную стоимость строительно-мон-
тажных и пусковых работ,
Т — нормативный срок службы объекта;
33t — затраты на эксплуатацию, техническое обслуживание
и ремонт объекта в году / (без амортизации предыдущих затрат);
bj— показатель значимости рынка, на котором представлен товар
Зпикв — затраты на демонтаж и ликвидацию (реализацию) эле-
организации. Для развитых стран (США, Япония, страны Евросою-
ментов основных производственных фондов (включая сам объ-
за, Канада) значимость рынка нами рекомендуется принимать рав-
ект), выводимых в связи с освоением и внедрением нового объекта.
ной 1,0, для остальных стран — 0,7, для внутреннего рынка — 0,5;
Если эти затраты меньше дохода от реализации выводимых эле-
K j — конкурентоспособность i-го товара на/-м рынке. ментов фондов, то в формуле они должны быть со знаком «минус»,
Удельный вес i-го товара организации в ее объеме продаж опре- если больше — со знаком «плюс».
деляется по формуле
a,= V,/V,
где V/ — объем продаж i-го товара за анализируемый период,
млнден.ед.;
V — общий объем продаж организации за тот же период,
млн ден. ед. (Фатхутдинов РА. Стратегический Менеджмент.
2002).




должен стремиться ужиться с каждым. Это нужно только в отноше-
6. Конкурентная борьба, все более обостряясь, может привес-
нии действительно ценных, нравственно зрелых людей. Но руково-
ти к кардинальному сжатию мирового спроса за счет проиг-
равших и соответственно торможению мирового прогресса. дитель должен быть обязательно объективным в отношении
7. Выкуп развитыми странами своих государственных обяза- каждого.
тельств лишит мировой фондовый рынок наиболее надежно- 172. Ипостаси, в которых выступает современный
го, стабилизирующего финансового инструмента и опасно менеджер
снизит качество доминирующих вложений, создав тем самым
Современный менеджер выступает в нескольких ипостасях.
неприемлемый системный риск. Во-первых, это управляющий, облеченный властью, руководя-
8. Разработка вируса, направленного на уничтожение компьюте- щий коллективом.
ра после копирования себя во все связанные с последним ад- Во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчиненных,
реса сети, создаст возможность разрушительной компьютер- используя свой авторитет, высокий профессионализм, положитель-
ной войны. ные эмоции.
9. Распространение «закрывающих» технологий, названных так В-третьих, это дипломат, устанавливающий контакты с партнера-
потому, что их использование сделает ненужными огромное ми и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние
количество широко распространенных производств. конфликты.
176. Важнейшая тенденция развития мировой В-четвертых, это воспитатель, обладающий высокими нравствен-
экономики ными качествами, способный создать коллектив и направляющий
его развитие в нужное русло.
Одной из важнейших тенденций развития мировой экономики яв-
В-пятых, это инноватор, понимающий роль науки в современных
ляется монополизация технологий формирования сознания (так на-
условиях, условиях усиления глобальной конкуренции, необходи-
зываемый high-hume) и, главное, метатехнологий.
мости постоянного повышения конкурентоспособности управляе-
Метатехнология — качественно новый тип технологий, который
мых объектов.
в принципе исключает возможность конкуренции. Последние в яв-
В-шестых, это просто человек, обладающий обширными зна-'
ной или неявной форме ставят пользователя в положение лицензи-
ниями и способностями, высоким уровнем культуры, честностью,
ата. Рассмотрим наиболее наглядные примеры метатехнологий:
решительностью и в то же время рассудительностью, способно-
— сетевой компьютер;
стью быть образцом во всех отношениях.
— современные технологии связи;
— различные организационные технологии. 173. Роль менеджера
Перечисленные технологии из-за своей наибольшей производи- Выделим наиболее важные:
тельности стали господствующими. Возникновение метатехнологий 1) он организатор, пользующийся уважением в коллективе
делает технологический разрыв между более и менее развитыми и умеющий работать с людьми;
странами в принципе непреодолимым, что исключает для послед- 2) он генератор идей, стремящийся заглянуть в суть проблемы,
них возможность успеха в глобальной конкуренции. докопаться до истины;
3) он энтузиаст, полный энергии, не только сам берущийся за
любые задания, но и воодушевляющий на это других;
4) он контролер, аналитик, способный оценить сделанное или
выдвинутую идею и найти в ней сильные и слабые стороны;
5) он искатель выгод, интересующийся внешней стороной
дела;
6) он хороший администратор, способный воплощать идею
в жизнь;
7) он трудоголик.


22
177. Влияние i spei 182. Научные результаты
о этапа мирового развития
на повышение требования к качеству Снижение количественных и качественных показателей научного
управления потенциала сказалось на результатах научно-технологической
Современный этап мирового развития повышает требования деятельности.
к качеству управления. Так, в 2000 г. Организация экономического Сократилось число публикаций патентов и их цитирование
сотрудничества и развития (ОЭСР) предложила принципы обеспе- в международных изданиях, число отечественных патентных зая-
чения качества корпоративного управления: вок в расчете на 10 000 человек населения. Коэффициент изобре-
1) защита прав акционеров; тательской активности уменьшился с 1,92 в 1993 г. до 1,13 в 1998 г.
2) обеспечение гласности и прозрачности структуры капитала Доля инновационных предприятий сократилась с 16,3% в 1992 г.
и механизма корпоративного управления; до 5% в 1998 г.
3) гарантии равного отношения к акционерам; 183. Государственное регулирование научной
4) обеспечение притока внешнего капитала в компанию, по- и инновационной деятельности
ощрение инвестиций в ее основной и человеческий капитал,
Государственное участие выражается в прямом финансировании
в повышение конкурентоспособности компании;
науки и инноваций и применении косвенных мер регулирования на-
5) информационная открытость;
учно-технологической деятельности. В настоящее время в России
6) достоверная отчетность;
объем бюджетного финансирования гражданской науки соизмерим
7) сотрудничество с аудиторами;
с объемом финансовых ресурсов крупного западного исследова-
8) добросовестность и честность правления;
тельского университета.
9) наличие независимых членов правления;
Бюджетные средства, выделяемые на развитие инновационной
10) планирование стратегииразвития компании.
сферы, столь незначительны, что они достаточны для «запуска»
Россия является членом ОЭСР, поэтому она обязана выполнять
только отдельных проектов.
ее нормативные акты. На сколько процентов в настоящее время вы-
полняются в России требования ОЭСР по обеспечению качества 184. Нормативно-правовая база
управления, судить вам (Мировая экономика и международные от- За последние годы в сфере науки были приняты важные документы:
ношения. 2000. № 7.). — Доктрина развития российской науки;
178. Проблемы развития науки — Федеральный закон «О науке и государственной научно-тех-
Российская наука за многолетнюю историю внесла неоценимый нической политике»;
вклад в развитие нашей страны. Достижения отечественных ученых — Концепция реформирования российской науки на период
в значительной степени обусловили положение России как мировой 1998—2000 гг.;
державы. Россия имеет потенциал развития практически во всех об- — Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах»;
ластях научно-технического прогресса. Это составляет не только — Патентный закон;
предмет национальной гордости, но и стратегический ресурс, спо- — ФЗ «О правовой охране топологий интегральных микросхем»;
собный дать России огромные экономические выгоды. — ФЗ «О правовой охране программ для электронных микрос- I
хем и баз данных»; I
В настоящее время состояние сферы науки характеризуют сле-
— ФЗ «О промышленных образцах»; !
дующие основные параметры
финансирование и материально-техническое обеспечение; — Концепция государственной политики Российской Федера- I
научные кадры; ции в области международного научно-технического сотруд- |
организационная структура науки; ничества; i
научные результаты и их использование; — Концепция научной, научно-технической и инновационной |




к1
государственное регулирование научной и инновационной политики в системе образования Российской Федерации; >




I8
1
деятельностью; — постановление Правительства РФ «О формировании феде- j
ральных центров науки и высоких технологий»; |
6) нормативно-правовая база. •
^^™"в"
" " • " ^ ^ ^ '" •"" ^^"••" " " - I МНМВ^^ЯМ
^ ^ шшш^штт
т ш я




187. Основные мероприятия по активизации научной 192. Первая подсистема МЭТУК: методика I
д еятел ь н ости Методика является как бы началом работы по обеспечению
К основным мероприятиям по активизации научной деятель- конкурентоспособности управляемого объекта: специалиста, техно-
ности можно отнести следующие: логии, товара, организации и так далее. Экономисты и менеджеры
1) увеличение финансирования фундаментальных исследова- должны владеть методами анализа механизма действия экономи-
ний и приоритетных научно-технических направлений, реа- ческих законов, законов организации в статике и динамике, метода-
лизуемых в форме государственных программ; ми применения научных подходов и принципов управления различ-
2) кардинальное повышение качества фундаментальных и при- ными объектами, методами и моделями анализа, нормирования,
кладных исследований в области экономики, управления прогнозирования, оптимизации, оценки управленческих решений
и маркетинга за счет анализа механизма проявления эконо- в различных областях науки, техники, экономики, управления.
мических законов, законов организации в статике и динами- 193. Вторая подсистема МЭТУК: экономика
ке, научных подходов, принципов, методов и моделей; Экономика представляет собой совокупность знаний и умений
3) перераспределение бюджетных средств в сторону увеличе- в различных областях макроэкономики и микроэкономики, эконо-
ния доли конкурсно распределяемых средств; мики организации (предприятия), экономики конкурентоспособнос-
4) более широкое использование механизмов возвратного ти, конкурентных преимуществ, ценностей, качества, ресурсосбе-
и паритетного финансирования при поддержке прикладных режения, логистики, функционирования рыночных механизмов,
работ, имеющих коммерческую значимость; в области статистики, финансов и кредита, бухгалтерского учета
5) инвентаризацию имеющегося научного задела, стимулиро- и аудита, налоговой и таможенных систем и так далее.
вание взаимного проникновения технологий в оборотный
194. Третья подсистема МЭТУК: техника
и гражданский сектор;
Техника является материальной основой разработки (проектиро-
6) выделение целевых средств на обновление приборной базы
вания), производства и применения объекта управления. Компонен-
науки;
тами этой подсистемы являются технический уровень объекта, тех-
7) радикальное улучшение информационного обеспечения,
нология, технологическое оборудование, средства оснащения
в том числе за счет привлечения коммерческих структур к раз-
и другие элементы средств труда.
витию российской части Интернета в интересах научно-обра-
зовательных и инновационных организаций; 195. Четвертая подсистема МЭТУК: управление
8) улучшение материального положения ученых, работающих Управление является наиболее сложной для российских менед-
в бюджетной сфере; стимулирование привлечения молоде- жеров, экономистов и специалистов, так как им еще не приходилось
жи в науку; работать в условиях жесткой конкуренции и их еще не обучали мето-
9) более широкое применение контрактной системы найма спе- дам конкуренции, методам выживания в условиях кризиса. Россий-
циалистов и ученых; ские менеджеры, обученные по неадаптированным к российским
10) реструктуризация части отраслевых научно-исследовате- условиям переводным книгам по маркетингу и менеджменту, плохо
льских институтов в инжиниринговые фирмы с развитой фи; ориентируются в законах организации, научных подходах и принци-
нансово-экономической, маркетинговой, коммерческой пах, методах и моделях оптимизации качества и ресурсоемкости
структурой; санация и закрытие неэффективно работающих объектов, изучения рыночных регуляторов.
организаций; 196. Пятая подсистема МЭТУК:
11) углубление интеграции науки и образования с целью повы- конкурентоспособность
шения конкурентоспособности подготовки специалистов для Конкурентоспособность является целевой, обобщающей ре-
новых направлений и др. зультаты обучения или работы по предыдущим четырем подсисте-
мам. По этой подсистеме российские образование и наука находят-
ся в начале длинного трудного пути. Специалистов по управлению

23
179. Финансирование и материально-техническое
— постановление Правительства РФ «Об использовании ре-
обеспечение
зультатов научно-технической деятельности» и др.
За последние десять лет затраты на научные исследования со-
185. Конкурентная политика
кратились более чем в пять раз, в результате доля затрат на науку
В целом конкурентная политика, основной целью которой явля-
в ВВП к 1999 г. стала равной 0,97%, что в два раза меньше как сред-
ется содействие повышению уровня конкурентоспособности оте-
него уровня по странам ОЭСР, так и аналогичного показателя для
чественной продукции, должна включать:
России 1990 г. (тогда он составлял 2,03%). Внутренние затраты на
— снятие барьеров и стимулирование эффективной концентра-
исследования и разработки в расчете на душу населения в России
ции в сфере крупного бизнеса;
составляли в 1998 г. 61 доллар, тогда как в США — 794, Японии —
— поддержку (в том числе и на внешних рынках) конкурентоспо-
собного специализированного среднего и мелкого бизнеса; 715, Германии—510 долларов. В итоге к 1999 г. по уровню расходов
— создание и совершенствование системы организацион- на науку Россия оказалась в группе стран с малым научным потен-
но-правовой поддержки венчурного капитала и инновацион- циалом (Венгрия, Греция, Португалия, Польша). Резкое сокращение
ных предприятий; финансирования привело, во-первых, к значительному снижению
— поддержку формирования отечественных групп конкурен- заработной платы научных работников, во-вторых, стало
тоспособных компаний и производств; затруднительно обновлять научное оборудование и закупать
— недопущение чрезмерной монополизации рынка и недобросо- необходимые лабораторные материалы.
вестной конкуренции и др. меры. 130. П р о б л е м а н а у ч н ы х кадров
186. Наука — главный компонент инновационной
Резкое сокращение финансирования науки, ухудшение условий
деятельности, условие обеспечения ее
для научно-исследовательской деятельности привели к падению
эффективности
престижа науки в обществе и опоку кадров из этой сферы деятель-
Основные направления развития инновационной деятельности,
ности. Численность исследователей резко уменьшилась за прошед-
приоритеты инновационной политики и этапы ее реализации опре-
шие десять лет более чем в два раза, при этом доля ученых в сред-
деляются потребностями промышленных и других производств
ней возрастной группе от 30 до 40 лет сократилась обвально, в ре-
в технологическом перевооружении и наличием инвестиционных
ресурсов. Создание благоприятных условий для развития иннова- зультате чего под угрозой оказалась преемственность поколений
ционной деятельности позволит модернизировать технологическую и сохранность научных школ. Одновременно произошло резкое ста-
базу российской экономики и кардинально поднять конкурентоспо- рение научных кадров, особенно в организациях РАН и других госу-
собность отечественной продукции. дарственных академиях. Проблема «утечки мозгов» остается акту-
альной в течение более чем десяти лет и сопровождается все
возрастающей проблемой недостаточного притока молодежи
в науку.
181. Организационная структура науки
Фактическое сокращение научного потенциала не сопровожда-
лось необходимой реструктуризацией сети научных организаций.
За истекшее десятилетие число научных организаций сократилось
незначительно, а число организаций РАН даже возросло более чем
на 20%.
Приватизация большинства бывших отраслевых НИИ не дала
ожидаемого эффекта, поскольку заказ от промышленности практи-
чески свелся к нулю.


188. Системы подготовки специалистов
конкурентоспособностью вузы не готовят, такая дисциплина и ее раз-
Существует множество систем подготовки специалистов, но наи-
делы нигде не изучаются, федеральных нормативных актов (законов,
более распространенными являются естественно-научная, заро-
указов президента, постановлений правительства, государственных
дившаяся в Германии около 400 лет назад, и гуманитарная (амери-
стандартов и т. д.) и программ по конкурентоспособности нет.
канская).
197. Системный подход
Россия, опираясь на естественно-научную систему, достигла зна-
Системный подход — философия управления, метод выжива-
чительных результатов в таких наукоемких отраслях промышлен-
ния на рынке, метод превращения сложного в простое, восхождения
ности, как космонавтика, авиастроение, оборонная промышлен-
от абстрактного к конфетному.
ность, а также в лазерной и биотехнологии, производстве компози-
Системный подход — методология исследования объектов как
тов, новых материалов, компьютерных продуктов и других отраслях
систем. Система состоит из двух составляющих: 1) окружение,
промышленности и науки.
включающее вход и выход системы, связь с внешней средой, обрат-
ную связь; 2) внутренняя структура — совокупность взаимосвязан- 189. Специалисты после прохождения магистратуры
ных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта Малая часть специалистов, пройдя магистратуру либо серьез-
управления на объект, переработку входа в выход и достижение це- ную практическую школу, будет допущена к рыночной экономике—
лей системы. в ее финансовые и промышленные штабы. В России специалисту
надо не приспосабливаться к работе действующих структур и меха-
198. Сущность логического подхода
низмов, не соблюдать давно введенные стандарты и инструкции,
В связи с бурным развитием новых информационных технологий
а создавать их заново, исходя из российских непростых кризисных
в последние годы в вузах наблюдается усиление внимания к логике
реалий, отличающихся на 180 градусов от зарубежных. В этом
как к науке о мышлении. Далее приводятся принципы диалектичес-
огромнейшая разница.
кой и формальной логики, являющиеся основой логического подхо-
да к выполнению работы. 190. Некачественная и неэкономичная техника
К методологическим принципам диалектической логики относят: Некачественная и неэкономичная техника—это отсталое госуда-
1) принцип объективности рассмотрения объекта; 2) принцип всес- рство, низкое качество жизни. Отсюда следует, что целью любого
торонности рассмотрения объекта; 3) принцип историзма. государства должно быть повышение качества и экономичности
К методологическим принципам формальной логики относят: техники, достижение за счет этого высокой эффективности исполь-
1) принцип тождества; 2) принцип непротиворечия; 3) принцип ис- зования ресурсов и повышения качества жизни. Поэтому в центре
ключенного третьего; 4) принцип достаточного обоснования. любой проблемы и целью общества должно быть повышение конку-
199. Воспроизводственно-эволюционный подход рентоспособности (качества экономичности, учета рыночного меха-
Этот подход ориентирован на постоянное возобновление произ- низма и фактора организованности) техники, а все остальное—вто-
водства объекта для удовлетворения потребностей конкретного рично. Будет конкурентоспособная техника — потенциально будет
рынка с меньшими (по сравнению с лучшим аналогичным объектом все остальное.
на данном рынке) совокупными затратами на единицу полезного
1 9 1 . Новая технология подготовки экономистов
эффекта. Каждая новая модель должна быть лучше заменяемой.
и менеджеров — МЭТУК
200. Сущность инновационного подхода
Новая технология подготовки специалистов МЭТУК (методика ->
Сущность инновационного подхода к управлению заключается
экономика + техника + управление -» конкурентоспособность) пред-
в ориентации развития экономики страны на активизацию иннова-
лагается для внедрения в условиях переходной кризисной россий-
ционной деятельности в области базовых наукоемких отраслей, яв-
ской экономики. Она впитала в себя все лучшее из естественно-на-
ляющихся двигателями развития экономики. Факторы производства
учной и гуманитарной систем подготовки специалистов, с примене-
и инвестиции должны быть средствами научно обоснованной инно-
нием богатого научного инструментария реализует концепцию еди-
вационной деятельности, а не ее целью.
нства экономики, техники и управления, нацелена на повышение
конкурентоспособности России.


24
ГГ.
I 201. Комплексный подход 208. Проце
Процессный подход рассматривает функции управления как вза-
При применении комплексного междисциплинарного подхода
должны учитываться технические, экологические, экономические имосвязанные. Процесс управления является цепью непрерывных
организационные, социальные, психологические, а при необходи- взаимосвязанных действий по стратегическому маркетингу, плани-
мости — и другие (например, политические, демографические) ас- рованию, организации процессов, учету и контролю, мотивации, ре-
пекты управления и юс взаимосвязи. Если упустить одни из обяза- гулированию. В центре находится координация работ.
тельных аспектов управления, то проблема не будет полностью 209. Структурный подход
решена. Структурный подход к проблемам управления—это определе-
202. Глобальный подход ние значимости, приоритетов среди факторов, методов принципов
Сущность глобального подхода заключается в том, что при фор- и других инструментов в их совокупности с целью установления ра-
мулировании и решении большинства проблем обеспечения конку- циональности соотношения и повышения обоснованности распре-
рентоспособности крупных объектов точка обзора мысленно долж- деления ресурсов. Разновидностью структурного подхода, точнее
на быть над глобальной системой, а не на уровне, где находится определяющего важность факторов в их совокупности, является бо-
анализируемый объект. По сути, обзор должен отвечать требовани- лее сложный метод ранжирования, который подробно описан
ям системности, логичности, комплексности в рамках мирового со- в специальной литературе. Приведем примеры применения струк-
общества. турного подхода.
Глобальный подход в настоящее время применяется при реше-
210. Ситуационный подход
нии вопросов международной стандартизации, метрологии и серти-
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность
фикации, информационного обеспечения управления различными
различных параметров и методов управления определяется кон-
объектами, при выполнении финансовых операции, создании,
кретной ситуацией, в конкретном месте и в конкретное время. Пос-
функционировании и развитии меж- и транснациональных корпора-
кольку имеется такое обилие факторов как в самой фирме, так и во
ций, компаний, фирм и так далее.
внешней среде, не существует единого лучшего способа управлять
203. Интеграционный подход объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации
Интеграционный подход к управлению нацелен на исследование является метод, который более всего соответствует данной ситуа-
зй:
иу ции, максимально адаптирован к ней. Применение ситуационного
а) между отдельными подсистемами и компонентами системы подхода основано на альтернативности достижения одной и той
обеспечения конкурентоспособности (СОК); же цели во время принятия или реализации управленческого
б) между стадиями жизненного цикла объекта управления решения (плана и т. д.), на учете непредвиденных обстоятельств.
(стратегический маркетинг, НИОКР, организационно-техно-
2 1 1 . Сущность нормативного подхода
логическая подготовка производства, производство и т. д.);
Сущность нормативного подхода заключается в установлении
в) между уровнями управления по вертикали (страна, регион,
нормативов управления по всем подсистемам СОК. Нормативы
город, фирма, ее подразделения);
должны устанавливаться по важнейшим элементам подсистем: це-
г) между субъектами управления по горизонтали.
левой, обеспечивающей, управляемой и управляющей. Эти норма-
204. Виртуальный подход тивы должны отвечать требованиям комплексности, эффективнос-
Сущность виртуального подхода заключается в применении ти, обоснованности и перспективности применения по масштабу
сети Интернет, сотовой связи и других средств электронной связи и во времени.
с целью формирования виртуальных организационных структур, по-
212. Оптимизационный подход
лучения, обработки, использования и передачи информации для
Сущность оптимизационного подхода к управлению заключает- |
удовлетворения соответствующих потребностей при возможности
ся в переходе от качественных оценок к количественным при помо-
действоватьi наN I C W W Mуровне, а киг!кури|ллю1ьвикл;ш1ьг1им май-
i g m u B a i b i a местном у ^ в н е . а конкурировать в глобальном мас- • и
!J




25
штабе без прямых контактов с клиентами и партнерами, виртуально
щи методов исследования операций, инженерных расчетов, статис-
преодолевай огромные расстояния.
тических методов, экспертных оценок и др.
На основе виртуального подхода в настоящее время создаются
Оптимизационный подход реализуется также путем установле-
виртуальные организации, осуществляется множество сделок и т. д.
ния зависимостей между технико-организационными и экономичес-
кими показателями, изучения механизмов действия закона масшта- 205. Стандартизационный подход
ба и закона экономии времени, закона экономической взаимосвязи Идея стандартизационного подхода к управлению конкурентос-
затрат в сферах производства и потребления, зависимостей между пособностью объектов реализуется, во-первых, путем выбора опти-
показателями качества товара и затратами в сфере его производ- мального соотношения между стандартными и индивидуальными ре-
ства. шениями при формировании объектов, во-вторых, путем разработки
213. Директивный подход и внедрения системы стандартов соответствующей категории.
Развитие международной кооперации на основе сети Интернет
Сущность директивного подхода заключается в регламентации
и других информационных технологий требует повышения качества
функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продол-
и взаимозаменяемости, сокращения количества типоразмеров
жительности, элементов системы менеджмента в нормативных ак-
средств оснащения и коммуникаций. А эту работу невозможно вы-
тах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции,
полнить без применения стандартизационного подхода.
планы, программы, положения, методики и т. п.).
214. Цель поведенческого подхода 206. Маркетинговый подход
Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управля-
Целью поведенческого подхода является оказание помощи ра-
ботнику в осознании его возможностей, творческих способностей на ющей подсистемы при решении любых задач на потребителя. Нап-
основе применения концепций поведенческих наук к построению ример, выбор стратегии фирмы должен осуществляться на основе
и управлению фирмой. Основной задачей этого подхода является анализа существующих и прогнозирования будущих стратегических
повышение эффективности фирмы за счет повышения эффектив- потребностей а данном виде товаров или услуг, стратегической сег-
ности ее человеческих ресурсов. Правильное применение науки ментации рынка, прогнозирования жизненных циклов будущих това-
о поведении всегда будет способствовать повышению эффектив- ров, анализа конкурентоспособности товаров фирмы и товаров кон-
ности как отдельного работника, так и фирмы в целом. курентов, прогнозирования их конкурентных преимуществ, прогно-
зирования механизма действия закона конкуренции.
215. Деловой подход
207. Эксклюзивный подход
Деловой подход является наиболее комплексным и сложным,
так как у каждого свое понимание этого подхода, связанное с инди- Сущность эксклюзивного подхода к управлению конкурентоспо-
видуальным характером воспитания и образования. Полнота и глу- собностью заключается в приобретении субъектом управления ис-
бина практического применения делового подхода при разработке ключительного права на пользование по своему усмотрению новшес-
управленческого решения определяется объективными (для лица, твом в любой области деятельности или конкурентным преимущес-
принимающего или выполняющего решения) и субъективными твом. Чтобы в меньшей мере зависеть от конкурентов, иметь перед
факторами. ними дополнительные преимущества, каждый субъект управления
должен иметь что-то свое (новшество, устойчивое конкурентное пре-
имущество и т. п.) и редко делиться этим приобретением.




26
СОДЕРЖАНИЕ


1. Понятие конкуренции , 3
2. Понятие процесса 3
3. Конкурентные преимущества субъектов 3
4. Формы и методы конкуренции 3
5. Конкуренция по степени интенсивности 3
6. Понятие конкурентоспособности 4
7. Факторы, влияющие на конкурентную борьбу 3
8. Варианты изменения конкуренции между фирмами 3
9. Условия совершенной конкуренции 4
10. Значение рынка совершенной конкуренции 3
11. Условия, близкие к совершенно конкурентному рынку 3
12. Средний, предельный и общий доход фирмы 3
13. Совершенная конкуренция и малый бизнес в России 3
14. Принципиальные варианты поведения фирмы 3
15. Признаки, по которым менеджеры фирмы выбирают такой объем продукции,
который позволяет достичь максимальной прибыли 3
16. Ликвидация и банкротство 4
17. Критерий целесообразности производства в краткосрочном периоде 4
18. Варианты поведения фирмы 5
19. Максимизация прибыли 5
20. Критические точки на российских предприятиях 6
21. Максимизация прибыли и правило MC-MR 5
22. Правило Р = МС 5
23. Экономическая прибыль 7
24. Условия долгосрочного равновесия 7
25. Достоинства совершенной конкуренции 7
26. Недостатки совершенной конкуренции 8
27. Предпосылки несовершенной конкуренции 8
'.
28. Критерий несовершенной конкуренции 8
29. Причины недопроизводства, завышения цен, экономических прибылей 7
30. Основные черты рынка монополистической конкуренции 7
31. Дифференциация продукта как барьер входа на рынок 7
32. Монополистическая конкуренция в теории и практике 8
33. Слабая дифференциация российских товаров 8
34. Ценовая и неценовая конкуренция 8
35. Преимущества неценовой конкуренции 7
36. Оптимизация выпуска в краткосрочном периоде. 7
27
37. Тенденция безубыточности :.. 9
38. Последствия монополистической конкуренции 9
39. Экономическая эффективность в монополистической конкуренции 10
40. Общеэкономическое значение рекламы. Эволюция рекламы 10
41. Реклама в СССР и в России 9
42. Функции рекламы 9
43. Марочные товары в России 9
44. Правдивость в буквальном содержании 10
45. Позитивные стороны рекламы 10
46. Негативные стороны рекламы 9
47. Совершенная конкуренция на рынке трудовых ресурсов 9
48. Совершенная конкуренция на рынке труда России 9
49. Монопсония на рынке труда 10
50. Проблема монопсонии на российском рынке ' 10
51. Профсоюзы на рынке труда 9
52. Профсоюзы в СССР и профсоюзы в России 9
53. Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов 11
54. Неконкурирующие группы 10
55. Состояние конкуренции в отрасли 11
56. Уфоза вторжения новых конкурентов 11
57. Экономический потенциал поставщиков — 11
58. Экономический потенциал покупателя 12
59. Продукты-заменители 11
60. Средства для достижения выгодного положения 11
61. Издержки переключения 11
62. Стратегическая деятельность 11
63. Операционная эффективность: необходимо, но недостаточно 12
64. Стратегическое позиционирование 12
65. Правильное сочетание видов деятельности на конкурентное преимущество 12
66. Типы «подгонки» 11
67. Роль руководства компании 11
68. Сущность информационной технологии 11
69. Правила конкуренции 11
70. Создание конкурентного преимущества 12
71. Преимущества и возможности, предоставляемые информационной революцией 12
72. Корпоративная стратегия 12
73. Предпосылки корпоративной стратегии 12
74. Формулировка корпоративной стратегии 13
75. Концепция корпоративной стратегии 13
28
76. Компания выбирает корпоративную стратегию 13
77. Корпоративная основа 13
78. Конкурентоспособность страны 14
79. Успех на международных рынках 14
80. Преодоление серьезных препятствий для внесения изменений и новшеств, которые так часто сопутствуют
успеху 13
81. Правило ромба как система 13
82. Роль правительства в конкурентоспособности страны 14
83. Фокусировка на создание специализированных факторов 14
84. Вмешательство в факторы и валютный рынок .. 14
85. Строгое соответствие продукта стандартам безопасности и охраны окружающей среды 14
86. Сильное ограничение прямой кооперации между соперниками в отрасли 13
87. Продвижение целей, ведущих к устойчивому инвестированию 13
88. Прекращение регулирования конкуренции ; 13
89. Проведение сильной внутренней антитрестовской политики 13
90. Отказ от зарегулированное™ в торговле 14
91. План работы компании 14
92. Создание давления для обеспечения инноваций 14
93. Поиск сильных конкурентов для повышения мотивации 14
94. Создание систем предупреждения 14
95. Улучшение действующего внутри страны правила ромба 13
96. Положительное отношение к конкуренции внутри страны 13
97. Глобализация для использования избранных преимуществ в других странах 13
98. Выборочное использование возможностей слияния 14
99. Выбор страны базирования для усиления конкурентных преимуществ 14
100. Роль управления 14
101. Определение кластера 15
102. Почему экономику следует рассматривать через призму кластеров, а не через более традиционное
фуппирование компаний, отраслей или же секторов, таких как в производстве или обслуживании?... 15
103. Локализация и конкуренция 15
104. Доступ к специализированным факторам производства и рабочей силе 15
105. Доступ к информации 16
106. Понятие взаимодополняемости 16
107. Доступ к организациям и общественным благам 15
108. Стимулы и измерение производительности 15
109. Преимущества кластеров в инновациях 15
110. Кластеры в образовании нового бизнеса 15
111. Социальная экономия кластеров 16
112. Кластеры в развитии экономики 16
113. Роль внутренней торговли и инвестиций 15

29
114. Парадоксы местоположения 15
115. Рождение, эволюция и упадок кластеров 15
116. Роль правительства в экономике 16
117. Проведение правительством политики на уровне кластера 16
118. Влияние правительства на совершенствование кластера 15
119. Влияние кластера на общую экономическую политику 15
120. Роль корпорации в развитии кластера 15
121. Роль торговых объединений и коллективных сообществ в развитии кластера 16
122. Влияние корпоративного местоположения на кластеры 16
123. Инициативы, связанные с развитием кластера 16
124. Общие характеристики инициатив, характерные для кластера 17
125. Структура глобальной стратегии 17
126. Конфигурация 17
127. Координация 18
128. Модель глобальной стратегии 18
129. Местоположение и его роль в глобальной конкуренции 18
130. Сравнительное преимущество против конкурентного преимущества 17
131. Конкурентные преимущества 17
132. Условия для факторов производства 17
133. Контекст для стратегии и соперничества 17
134. Состояние спроса 18
135. Родственные и поддерживающие отрасли 18
136. Ромб как локальная система 18
137. Переход от локальной к глобальной стратегии 17
138. Формирование глобализации на основе уникальной конкурентной позиции 17
139. Проникновение на международные рынки на основе четкой и последовательной позиции 17
140. Создание четко определенной «домашней» базы для каждого самостоятельного вида бизнеса 18
141. Предметно-производственная специализация домашних баз различных локализаций 18
142. Распространение деятельности с целью расширения преимуществ домашней базы 17
143. Координация и интеграция рассредоточенных видов деятельности 17
144. Сохранение национальной принадлежности в дочерних подразделениях 17
145. Альянсы как двигатели глобализации — но не как стратегия 17
146. Расширение бизнеса в отраслях и сегментах с преимуществами, обусловленными местоположением 18
147. Совершенствование домашней базы 18
148. Глобальное конкурирование развивающейся страны 18
149. Типовые факторы конкурентного преимущества различных объектов 19
150. Товар, услуга 19
151. Разработка нормативов конкурентоспособности товаров и организации 20
152. Конкурентные преимущества в отрасли, регионе, стране 20
30
153. Методика интегральной оценки конкурентных преимуществ 19
154. Метод SWOT-анализа 19
155. Метод анализа GAP. 20
156. Метод анализа LOTS 20
157. Метод анализа PIMS 19
158. Метод изучения профиля объекта 19
159. Модель анализа McKinsey 7S 19
160. Анализ конкурентоспособности фирмы по Ж.-Ж. Ламбену 20
161. Модель чистой конкуренции 20
162. Определение олигополии 19
163. Монополистическая или несовершенная конкуренция 19
164. Монопольная конкуренция 19
165. Требования и исходные данные, которые нужны для оценки конкурентоспособности 19
166. Методика оценки конкурентоспособности персонала 20
167. Методика оценки конкурентоспособности товара на основе его эффективности и рыночных факторов 21
168. Методика оценки конкурентоспособности товара по системе 1111-5555 21
169. Методика анализа и оценки конкурентоспособности 21
170. Конкурентоспособный менеджер 21
171. Методы оценки деловых качеств 21
172. Ипостаси, в которых выступает современный менеджер 22
173. Роль менеджера 22
174. Опасности для развития человечества 21
175. Глобальные экономические опасности 21
176. Важнейшая тенденция развития мировой экономики 22
177. Влияние современного этапа мирового развития на повышение требования к качеству управления .. 23
178. Проблемы развития науки 23
179. Финансирование и материально-техническое обеспечение 24
180. Проблема научных кадров 24
181. Организационная структура науки 24
182. Научные результаты 23
183. Государственное регулирование научной и инновационной деятельности 23
184. Нормативно-правовая база 23
185. Конкурентная политика 24
186. Наука — главный компонент инновационной деятельности, условие обеспечения ее эффективности. 24
187. Основные мероприятия по активизации научной деятельности 23
188. Системы подготовки специалистов 24
189. Специалисты после прохождения магистратуры 24
190. Некачественная и неэкономичная техника 24
191. Новая технология подготовки экономистов и менеджеров — МЭТУК 24

31
192. Первая подсистема МЭТУК: методика 23
193. Вторая подсистема МЭТУК: экономика 23
194. Третья подсистема МЭТУК: техника 23
195. Четвертая подсистема МЭТУК: управление .'. 23
196. Пятая подсистема МЭТУК: конкурентоспособность 23
197. Системный подход 24
198. Сущность логического подхода 24
199. Воспроизводственно-эволюционный подход 24
200. Сущность инновационного подхода 24
201. Комплексный подход 25
202. Глобальный подход 25
203. Интеграционный подход 25
204. Виртуальный подход 25
205. Стандартизационный подход 26
206. Маркетинговый подход 26
207. Эксклюзивный подход 26
208. Процессный подход 25
209. Структурный подход 25
210. Ситуационный подход 25
211. Сущность нормативного подхода 25
212. Оптимизационный подход 25
213. Директивный подход .' 26
214. Цель поведенческого подхода 26
215. Деловой подход 26

<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ