стр. 1
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

>>













ОБЗОР РОССИЙСКОГО РЫНКА
ЛАКОКРАСОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ДЛЯ РАЗМЕТКИ ДОРОГ



АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР














Ярославль
2004


Авторы:



Общая редакция Юлия Кислова


Методика исследований Елена Воронина


Текст Алексей Поройков
Маргарита Воронова


Информационная поддержка Павел Кукушкин




Материалы для разметки дорог

В настоящее время для разметки дорог применяют различные материалы: специальные устойчивые краски, термопластики, спрей - пластики, термопластичные ленты, холодные пластики, а в отдельных специальных случаях - керамическую и клинкерную брусчатку, фарфоровую крошку и другие материалы. Наибольшую долю в общем объеме использования материалов для разметки дорог составляют краски и термопластики. Краски применяют для вертикальной и горизонтальной разметки, сопутствующую окраску борбюров и дорожных ограждений. В зависимости от состава и эксплуатационной нагрузки краски и эмали могут обеспечить срок службы горизонтальной разметки от одного сезона до одного года. Большим преимуществом указанных материалов является их удобная и безопасная технология применения.
Холодные пластики используют для нанесения разметки в местах наибольшего износа (например, пешеходные переходы и т.д.). Они обеспечивают срок службы в течение 2-х и более лет. Для повышения сроков службы разметки на автодорогах с высокой интенсивностью движения применяют материалы, предназначенные для нанесения дорожной разметки по горячей технологии.
До 1996 г. эмаль на органических растворителях ЭП-5155 была практически единственным отечественным спецматериалом для разметки дорог. Её серийно выпускали три лакокрасочных завода: Загорский, Ярославский и Котовский. Острый дефицит в разметочных красках в различных регионах покрывался за счет использования эмалей иного назначения (НЦ-25, НЦ-132, КО-174 и др.). Однако большая часть используемых материалов представляла собой дорогие импортные краски. Эмаль ЭП-5155 для нанесения временной разметки дорожные службы используют и в настоящее время. Основными недостатками этой краски являются высокое содержание в ней растворителей (до 60%), которые активно взаимодействуют с асфальтобетоном, что приводит к изменению цвета нанесенной разметки - она становится желто-коричневого или серого цвета; ее недолговечность и несоответствие современным требованиям экологической безопасности. В июне 1996 г. СоюздорНИИ совместно с АООТ "Лакокраска" (г. Нижний Новгород) разработали новую российскую краску для разметки дорог "Краска водостойкая маркировочная дорожная" (ВМД). Её испытания проводились в сентябре 1996 г. на автодороге Нижний Новгород - Москва. В результате было установлено, что сохранность разметки, выполненной краской ВМД составляла 70 - 80%, тогда как разметка, сделанная краской "Нобипас" (Польша), сохранилась только на 30%. Массовое производство краски ВМД началось с 1998 г. Разработка требований к маркировочным материалам и серийный выпуск краски ВМД дали определенный толчок к созданию и запуску в производство новых российских красок для разметки дорог на органических растворителях. В 1999 - 2001 гг. в СоюздорНИИ на испытания были представлены краски из различных регионов России, обладающие высокими эксплуатационными характеристиками. В таблице 1 приведены отечественные производители, выпускавшие данные краски, а также номер технических условий и их основные технологические параметры.

Таблица 1. Основные технологические свойства российских красок для разметки дорог
Завод-изготовитель
Марка краски, ТУ
Рабочая вязкость по ВЗ-4, с
Плотность г/см3
Содержание нелетучих веществ, %
Время высыхания, мин
Коэффициент яркости, %
Износостойкость (методика Союздорнии), %
1. АООТ "Лакокраска", г. Н. Новгород
ВМД, ТУ 2312.017-01393697-97
60-120
1,7±0,05
80±5
10-20
64
80-90
2. ТОО "Загорский ЛКЗ", г. Сергиев Пасад
ЭП-5327, ТУ 3212-026-05015319-99
100-120
1,6
75
10-15
74
70-80
3. ОАО "Дарус", г. Ростов-на-Дону
АК-505, ТУ 2313-010-49792662-99
80-100
1,6
78
15-17
71
80-90
4. ЗАО Завод ЛКМ "Квил", г. Белгород
Краска акриловая для разметки дорог, ТУ 2313-017-45822449-99
100-120
1,7
80
15-17
65
76
5. ЗАО "Подольский завод стройматериалов" Московская обл.
"Дорстройсервис-2", ТУ 23131-003-04002214-98
60-80
1,6
79
15-20
60
73
6. ОАО "Одилак", г. Одинцово, Моск. обл.
АК-591, ТУ 6-27-18-302-2000
80-120
1,4
не менее 70
8-10
65
82
7. ООО "Союз LTD", г. Казань
КО-525 автодорожная, ТУ 2312-002-1295793-98
АК-525 разметочная, ТУ 2312-011-42149549-02
45-120

80-200
1,4

1,57
66

70-80
7-10

5-7
71

69
70

92
8. ГУДП "Технопласт", г. Дзержинский, Моск. обл.
Техноколор, ТУ 2316-020-07509505-2000
60-160
1,5
76
9-11
70
70-90
9. ООО "Меготекс", г. Москва
Спектрлайн, ТУ 2316-003-5988865-00
80-180
не менее 1,5
не менее 75
10-20
66
75-85
10. ОАО "Криз", г. Калининск, Саратовск. обл.
Арктика, ТУ 2313-04100149274-2000
200-250
1,3
62,7
15
67
62
11. ОАО "Лакокраска", с. Оболдино, Московск обл.
ДМ-АК-521, ТУ 2316-001-02953342-2001
70-190
1,5±0,1
70
18
65
68
12. ООО Пигмент", г. С.-Петербург
Магистраль, ТУ 2312-156-4695478-01
100-200
1,4
60-75
9
68
65
13. ОАО "Силан", г. Данков, Липецкая обл.
Дорожная разметочная эмаль Д-1, ТУ 2332-027-05808020-01
40-120
1,56
не менее 70
8
70
63
14. ОАО "Кронос-СПб", г. С.-Петербург
Краска для разметки дорог АК-"Кронос", ТУ 2313-039-20504464-2001
60-160
1,65
75±2
4-6
68
75-85
15. ООО "Торговая компания Корунд", г. Дзержинск
Краска разметочная "Дорожка", ТУ 2316-003-54503111-2001
60-160
1,68
75±2
5
67
84-88
16. ОАО "Торжокский завод полиграфических красок"
ОД-АК-11, ТУ 2313-031-02424371-97
146
1,51
76,5
6
65
91
17. ОАО "Лакокраска" г. Ярославль
АК-511, ТУ 2316-156-05011907-98
АК-585, ТУ 2316-218-05011907-2002
100-160

не менее 40
1,48

1,47
не менее 70

не менее 70
13

4
67

65
90

90
18. ОАО "Русские краски", г. Ярославль
АС-5307, СТП 6-3-121-2001
76
1,35
60,5
4
70
77
19. ОАО "ЯрНИИ ЛКП", г. Ярославль, ФГУП "Пермский завод им. Кирова"
АК-539, ТУ 6-27-18-320-2001
20-60 (по ВЗ-6)
1,52
не менее 70
10
78
76
20. "Котовский лакокрасочный завод"
Эмаль ЭП-555 "Котолайн", ТУ-2312-231-00204211-2001
70-150
1,39
65-71
7
63
94
21. Лакокрасочный завод, г. Алексин
АК-522 "Базальт-2", ТУ 075-06-004-116-99
68 (по ВЗ-6)
1,54
74,6
5
64
64
22. ОАО "Лакокраска", г. Лида, Беларусь
АК-517 (Штоллрефлекс D-1163), ТУ РБ 00204547.066-96
150
1,58
81,3
8
69
90
23. ОАО "Оргстекло", г. Дзержинск, Нижегор. обл.
Краска для разметки дорог АК-501, АК-502, ТУ-2316-011-55856863-2002
не менее 40
1,45
65-75
12
72
70
24. ООО "Опытное производство ЛКМ", г. Екатеринбург
Краска водостойкая маркировочная дорожная АКРА-ДОР, ТУ 2313-018-26294341-2002
40-120
не менее 1,5
не менее 70
6
67
81
25. ООО "Айлесбари Кемикл", г. С.-Петербург
АК-109 ЛОКО "ШТРИХ", ТУ 2312-021-48972729-2001
80-180
не менее 1,5
не менее 70
10
70
92
26. ООО "Юник Трейд", г. Бийск, Алтайский край
АК-508 "Красвол", ТУ 2316-008-57352960-02
60-160
не менее 1,5
не менее 70
20
75
83





Как видно из данных таблицы 1, при небольших различиях в свойствах это материалы одного высокого качественного уровня. Ввиду отсутствия в России научно-технической документации, нормирующей условия применения маркировочных материалов разного качества, проведение контрольно-полевых испытаний на федеральных автомобильных дорогах является очень важной частью исследования для получения сравнительных данных об их долговечности и качестве. Эти исследования позволяют оценить влияние на долговечность материалов таких факторов как природа материала покрытия верхнего слоя автодороги, интенсивность движения, климатические условия. Поэтому некоторые из новых красок для разметки дорог, например, "Арктика", "Спектрлайн" и "Техноколор" были участниками контрольно - полевых испытаний на автомагистралях Россия, Волга и Крым, организованных Росавтодором в 2000 г. Показанное ими на испытаниях качество не уступает уровню участвовавших в конкурсе зарубежных красок из Австрии, Германии, Франции, Финляндии, Чехии.
В таблице 2 приводятся данные участия российских красок для разметки дорог в эксплуатационных испытаниях на федеральных автомобильных дорогах.
Таблица 2.
Год испытаний
Автодороги
Общее кол-во участвующих красок
Кол-во российских красок
1997
Волгоградский пр-т, г. Москва
11
3
1999
"Крым", "Россия"
15
4
2000
"Крым", "Россия", "Волга"
20
4
2001
"Крым"
31
19
2002
"Крым", "Волга"
35
27
Ежегодное увеличение общего числа участвующих красок происходит именно за счет роста числа производителей российских красок.
В настоящее время около 40 лакокрасочных предприятия России предлагают на рынок краски для разметки дорог различного уровня качества и широкого диапазона цен. Минимальная стоимость данного продукта составляет 35 руб./кг с учетом НДС и стоимости тары, максимальная стоимость 84 руб./кг. Диаграмма соотношения цен краски для дорожной разметки российских производителей представлены на диаграмме 1. Современные производители краски для разметки дорог и их цены приведены в таблице 3.
Диаграмма 1.

Таблица 3.
Российские производители ЛКМ для разметки дорог


Цены указаны по состоянию на 01.04.2004 г.


Производитель
Регион
Марка
Цвет
Цена, руб./кг с НДС с учетом стоимости тары
1
ОАО "Лакокраска"
г. Ярославль
АК-585
белый
47,44
2
ОАО "ЧХПО"
г. Черкесск
АК-549
белый
39,29
3
ОАО "ТД "Русские Краски"
г. Ярославль
"Линия" Класс АС-5307
белый
56,58

"Линия" Класс АС-5307
желтый
69,90

"Линия" Стандарт ЭП-5155
белый
41,40
4
ЗАО "Загорский ЛКЗ"
г. Сергиев Посад Московской обл.
АК-5155
белый
57,00
5
ОАО "Одилак ЛКЗ"
г. Одинцово Московкой Обл.
АК-591
белый
49,60
6
ЛКЗ "Белколор"
г. Белгород
АК-574
белый
36,00

ЭП-5155
белый
39,00
7
Завод "Краски КВИЛ"
г. Белгород
"БЕЛАКР-Д"
белый, желтый
54,18
8
ОАО "Котовский ЛКЗ"
г. Котовск Тамбовской обл.
Эмаль ЭП-555 "Котолайн"
Белый, желтый, оранжевый
41,3

ЭП-5155
белый
39,82

ЭП-525
белый
60,95
9
ОАО "Спетр-ЛК"
г. Москва
АК-5328
белый
35,00
10
ОАО "Химпродукция"
г. Екатеринбург
"Дорлайн"
белый
50,50
11
ООО "НПФ Акроком" бывшая АООТ "Лакокраска"
г. Нижний Новгород
Краска ВДМ
белый
49,38


желтый
64,38
12
ОАО "ЗСКМ "СКИМ"
г. Москва
"Акродор"
белый
35,00
13
ПО "Химтек"
г. Ярославль
ЭП-5155
белый
39,82

АК-511
белый
42,97

ЭП-5327
белый
39,40
14
ООО "Корунд"
г. Дзержинск Нижегородск обл.
АК-505
белый
50,00


желтый
55,00
15
ООО "Юник Трейд"
г. Бийск Алтайск.край
Красвол АК-508
белый
42,50
16
ГПО "Алексинский химкомбинат"
г. Алексин Тульской обл.
"Бальзат-2" АК-522
белый
41,00


желтый
41,00


черный
41,00
17
ЗАО "Дарус"
г. Ростов- на - Дону
АК-505
белый
55,00


желтый
73,00
18
ООО "Меготекс"
г. Москва
"Спектрлайн"
белый
50,00
19
ООО "Дугалак"
г. Ярославль
Сигнакол
белый
48,00
20
ООО "Добра краска"
г. Белгород
Экохим АК-570
белый
52,30
21
ГУП "Технопласт"
г. Москва
Техноколор
белый
78,60
22
ОАО "Криз"
г. Саратов
Артика
белый
43,60
23
ОАО "Кронос-СПб"
г. С.-Петербург
АК-Кронос
белый
44,94
24
ОАО "Лакокраска"
г. Оболдино, Московск.обл.
ДМ-АК-521
белый
54,00
25
ЗАО "Монолит М"
г. Воронеж
МЭА
белый
36,00
26
ОАО "Силан"
г. Липецк
Д-1, Д-2
белый
51,00
27
ОАО "Рязанский ЛКЗ"
г. Рязань
Автомагистраль АК-521
белый
35,00
28
ООО "Корк-Перекрёсток"
г. Москва
белый
45,00
29
ООО "Ходинговая компания "Пигмент"
г. С.-Петербург
Пигма, Магистраль
белый
54,30
30
ПФГ "Технаучпром"
г. С.-Петербург
КРД-1 (СВ-1, ЭК-1)
белый
70,00
31
УП "СТиМ"
г.Брест
Спринтер АК-1
белый
56,80

Горожанка АК-12
белый
56,80
32
ЯрНИИ ЛКП
г.Ярославль
ЭП-11236 С
белый
45,00
33
ЗАО "Подольский завод строительных материалов"
г.Подольск Москов. Обл
Дорстройсервис 2
белый
48,00
34
ЗАО "Квил"
г.Белгород
Квил
белый
55,00
35
ООО "Корунд"
г. Дзержинск Нижегородск обл.
Дорожка
белый
50,00
36
ОАО "Торжокский ЗПК" г.Торжок
ОД-АК-11
белый
51,00
37
ОАО "Дзержинское оргстекло"
г. Дзержинск Нижегородск обл.
АК-501, АК-502
белый
44,00


На российском рынке присутствует и ряд зарубежных красок, которые в течение последних лет стабильно показывали высокое качество при эксплуатации на автомобильных дорогах (таблица 4).

Таблица 4
Зарубежные краски для разметки дорог на рынке России.
Название фирмы
Страна
Марка краски
Цена, руб/кг с НДС
"С.А.Р."
Франция
Синолак Армесон, Синолак Леш, Синолак Нормандия, Синолак Эквитен, Синолак INDR
46,3
"Просин"
Франция
Аляска, ВД-Просин
40,2
"Хелиос"
Словения
Сигнохел, Сигнокрил, Веронил
47,3
А/О "Текнос-Винтер"
Финляндия
Текнороуд-250, Текнороуд-280
52,8
"Полифарб"
Польша
Дрофарб - акриловая краска
54,6
"Колорлак", "Хемолак"
Чехия
Силамат S-2819, Силамат S-2822
49,6
"Сварко-Холдинг"
Австрия
Штоллрефлекс Д-1072, Штоллрефлекс Д-1163
54,2
АОЗТ "ВОК-Варенхандель"
Германия
MF-10, MF-11, MF-12, MF-17, MF-18
"Лафренц"
Германия
H-4, HS-5, HS-6, HS-8
58,9
"Пластирут"
Швейцария
57,3
ОАО "Лакокраска"
Беларусь
АК-517 (Штоллрефлекс Д-1163)
44,5

Особенностью большинства красок, представленных в таблицах 1 и 4, является их высокая вязкость при применении. Такие краски наносят на дорожное покрытие по новой технологии безвоздушным способом (Airless) под высоким давлением с помощью специальных маркировочных машин Лайн Лазер (США), Трассар (Франция) или Борум (Дания).

Воднодисперсионные краски для разметки дорог
Основным преимуществом воднодисперсионных красок для разметки дорог по сравнению с красками на органических растворителях является экологическая безопасность. Однако низкая эксплуатационная долговечность не удовлетворяет требованиям дорожно-эксплуатационной службы и не способствует их широкому распространению.
В последние годы появились материалы, удовлетворяющие требованиям дорожно-эксплуатационной службы России. Ассортимент пока их еще невелик - это ВД-Просин (Франция) и Текнороуд-320 (А/О "Текнос-Винтер", Финляндия).

Холодный пластик для разметки дорог
Для повышения износостойкости разметки (более 2-х лет) при холодном способе нанесения используют холодный пластик. Холодный пластик - это двухкомпонентная система, вторым компонентом является отвердитель, поставляемый отдельно. Он вводится в композицию непосредственно перед нанесением разметки. Для нанесения разметки холодным пластиком необходимо оснащать маркировочные машины специальным узлом для смешения композиции пластика с отвердителем. Часто ограничиваются ручными видами работ - нанесение стрелок или пешеходных переходов по трафарету мастерком, валиком или волочильным ящиком (пластомаркером).
До последнего времени в России не было производства холодных пластиков. В настоящее время ООО "Эльф-2000" (г. Москва) и "Интердорпласт" (г. Краснодар) на основе холодного пластика "Дегароуд" (ф. "Дегусса", Германия) разработали и организовали производство холодных пластиков для разметки дорог "Маскидур" (ТУ 5772-003-45022134-97) и ДПК АК-515. Они представляют собой дисперсию пигментов и наполнителей в метакри ловой смоле с использованием в качестве отвердителя дибензоилпероксида в виде 50% порошка или пасты.
Пластики обладают высокой атмосферостойкостью, долговечностью, стойкостью к истиранию, адгезионной прочностью. Основные качественные характеристики: цвет- белый, желтый; плотность - 1,85 г/см3; коэффициент яркости - не менее 0,85; время отверждения - 20 минут. Условия нанесения разметки: температура воздуха 5-40 0С, влажность до 85%.

Материалы для нанесения разметки горячим способом
Среди материалов, наносимых по горячей технологии, наибольшее распространение получили термопластики. В составе термопластика до 60 % наполнителя - песка, поэтому они дешевле красок. Горячая технология нанесения (180-210 0С) и большой расход материала при толщине слоя (2,5-4 мм) увеличивают стоимость работ по разметке в 3-4 раза. Таким образом термопластики применяют на дорогах с высокой интенсивностью движения выше 10000 авт/сут в крупных городах и на федеральных автомагистралях.
Ассортимент термопластиков на рынке России, как видно из таблицы 5 значительно меньше, чем красок.

Таблица 5.
Отечественные и зарубежные термопластики для разметки дорог.
Фирма
Страна
Марка термопластика
ГУДП "Технопласт"
Россия
Технопласт
"Русские дорожные материалы"
Россия
ТПКН
"Меготекс"
Россия
Мегопласт
ООО "Анарт"
Россия
ЛКР
"С.А.Р."
Франция
Сеножет-Севр
"Клиносол"
Швеция
Клиносол RMM 6731 В
"Норскилт"
Норвегия
Норскилт Е510 WR

Спрейпластики и маркировочные ленты близки по составу к термопластикам. Спрейпластики при нагревании до той же температуры, что и термопластики, имеют большую текучесть, обусловленную природой и количеством полимера - связующего и пластификатора, таким образом толщина полученного слоя разметки может быть значительно уменьшена - до 0,5-2,0 мм.
Маркировочные ленты - это готовые штучные формы, которые укладывают на асфальтобетонное покрытие автодороги и термическим способом приклеивают к нему.
Спрейпластики и маркировочные ленты являются более дорогими материалами, чем термопластики. Они пока не имеют достаточного количества положительных результатов использования в России в условиях эксплуатации, изготавливаются только зарубежными фирмами, представленными в таблице 6.

Таблица 6.
Зарубежные производители спрейпластиков и разметочных лент.
Фирма
Страна
Вид и марка материала
"Просин"
Франция
Разметочная лента "Duraline"
"ABDRUF"
Великобритания
Спрейпластик "Linespray"
"ВОК-Варенхандель"
Германия
Распылительный пластик MF-32
Накатной пластик MF-27
"Лафрентц"
Германия
Спрейпластики "Nilaspray", "Stralaspray"
Термопластичные ленты "Premark"
"Клиносол"
Швеция
Штучные формы "Клиносол"

Световозвращающие стеклянные микрошарики
Хорошая видимость разметки на 30% уменьшает количество ДТП в ночное время. Она достигается использованием в разметке светоотражающих стеклянных микрошариков (СМШ). Для достижения наибольшего эффекта стеклянные микрошарики должны быть абсолютно прозрачными и (в идеальном случае) не содержать пузырьков газа. Существует три способа нанесения СМШ: введением внутрь маркировочного материала, посыпанием сверху свеженанесенной разметки, сочетанием этих двух способов. В таблице 7 представлены фирмы, производящие микрошарики для разметки дорог.

Таблица 7.
Фирмы-производители и поставщики СМШ на рынке России.
Фирма
Страна
Марка СМШ
АОЗТ "Русстек"
Россия
Шарики стеклянные оплавленные марок ШСО-30, ШСО-50, ШСО-125, ШСО-150, ШСО-250
ООО "Дорстекло"
Россия
СМШ: 100-600, 100-800, 400-850 мкм
"Потерс Баллотини"
Англия
СМШ "Балотина"
Дорожные смеси ВМХ-40, ВМХ-60, фракции 70-110, 100-200, 150-300, 325-430, 430-570, 570-700, 700-850
"Сварко-Холдинг"
Австрия
Светоотражающие стеклянные шарики: Сваркофлекс - 1-850 мкм, Сварколюкс - 1-1300 мкм, Мегалюкс - 600-800 мкм
"Совитек"
Бельгия
СМШ разных типов, размеры 125-2360 мкм
"Плазмас"
Россия
СМШ, размеры 200-1200 мкм
АО "Спецхиммонтаж"
Россия
СМШ 100-300, 300-500, 100-500 мкм


Основные потребители

Основными потребителями ЛКМ для дорожной разметки являются областные и городские дорожно-строительные управления, предприятия "Автодора", подрядные организации по ремонту дорог, оптовые фирмы по продаже дорожно-строительной техники и дорожно-конструкционных материалов. В таблице 8 представлены некоторые областные дорожно-строительные организации регионов России с примерным объёмом потребления ЛКМ дорожно - строительного назначения в год.
Таблица 8.

Регион
Наименование предприятия
Объём потребления тн/год
1
Санкт Петербург
"Еврознак"
60-70
2
Ленинградская обл., г. Волхов
"Нева"
50-70
3
Великий Новгород
"Дорзнак"
70
4
Иваново
"Автодор"
15
5
Кострома
"Костромаавтодор"
80-90
6
Тверь
"Дирекция ТДФ"
60
7
Нижний Новгород
"Автодор"
70
8
Ульяновск
"Дорснаб"
20-30
9
Ижевск
"Иждорстрой"
35-40
10
Липецк
"Автодор-Липецк"
50
11
Волгоград
"Аспект"
50
12
Белгород
ДРСУ
150
13
Калмыкия
"Автодор"
27-30

Однако стоит отметить, что в отдельно взятом областном центре может находиться до 10 дорожно-строительных организаций, включающие как крупные управления, так и мелкие подрядные фирмы. Вследствие чего потребность регионов в маркировочных материалах стоит оценивать по совокупности протяжённости дорог как федерального, так и регионального значения, входящих в сферу обслуживания данного региона.
Диаграмма 1.



С введением в действие закона "О техническом регулировании", Росавтодором утверждён план первоочередных мероприятий по регулированию требований к органам управления дорожным хозяйством (Распоряжение № 174-р от 20.03.2003 г.), вследствии чего возможна реорганизация региональных дорожных хозяйств с последующей сертификацией и возможным "отсевом" мелких фирм с рынка дорожного строительства.

Выводы
1. Эксплуатационные испытания на федеральных автомобильных дорогах с высокоинтенсивным движением (15-20 тысяч автомобилей в сутки) с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием показали, что российские краски для разметки дорог не уступают по долговечности лучшим зарубежным краскам.
2. В настоящее время по объему использования российские краски для разметки дорог вытесняют зарубежные.
3. По результатам испытаний сезона 2001-2002 годов лучшими на обоих типах покрытий были российские краски АК-505 (ОАО "Дарус", г. Ростов-на Дону), ЭП-5327 (ОАО "ЗЛКЗ", г. Сергиев Пасад), Техноколор (ГУДП "Технопласт", г. Дзержинский Моск. обл.).
4. В зимних условиях изнашиваемость красок и пластиков увеличивается в несколько раз по сравнению с летними условиями эксплуатации как у российских, так и зарубежных материалов. Из всех материалов в наименьшей степени изнашиваемости подвержены холодные пластики.

Приложение 1.
КПИ-2004. Краски. Часть 1

Общие сведения
Экспериментальные линии дорожной разметки на контрольно-полевых испытаниях 2004 года (КПИ-2004) были нанесены на участках автомобильной дороги М2"Крым" с асфальтобетонным покрытием (км 38+400) и с цементобетонным покрытием (км 64+400).

Экспериментальную разметку наносили в виде поперечных линий шириной 15-20 см, перекрывающих две полосы движения транспорта. Из каждого материала было нанесено по две линии: одна - с поверхностной посыпкой стеклошариками, другая - без нее. Нанесение производили механизмами безвоздушного типа по трафарету, посыпку стеклошариками осуществляли вручную.

Условия нанесения

На участке с асфальтобетонным покрытием (км 38+400)
Условия нанесения
Дата нанесения
09.08.04
10.08.04
11.08.04
13.08.04
Температура воздуха, 0С
31-33
30-32
21-27
22-23
Температура покрытия, 0С
40-41
28-39
27-32
28-30
Относительная влажность, %
33-36
41-43
35-63
45-50
Наличие облачности
Облачность переходящая в солнечную погоду
Облачность переходящая в солнечную погоду
Солнечная погода переходящая в облачную
Облачно

На участке с цементобетонным покрытием (км 64+400)
Условия нанесения
Дата нанесения
13.08.04
16.08.04
18.08.04
Температура воздуха, 0С
17-25
15-20
22-25
Температура покрытия, 0С
17-28
15-30
23-26
Относительная влажность, %
38-60
41-83
54-63
Наличие облачности
Переменная облачность с прояснениями
Переменная облачность
Облачно

Список материалов, представленных на КПИ-2004
Заявитель
Материал
Асфальтобетон
Цементобетон
Марка
Производитель
№ линий
нанесены
№ линий
нанесены
Дарус (г.Ростов-на-Дону)
АК-505 Дарус
"Дарус", Россия
017 - 018
09.08.04
281 - 282
18.08.04
МОП Комплекс-1 (г.Ростов-на-Дону)
АК-562 Штрих
"Samil Paint Industry", Ю.Корея
015 - 016
09.08.04
269 - 270
16.08.04
АК-563 Вектор
"AHE Corporation", Ю.Корея
013 - 014
09.08.04
267 - 268
16.08.04
Благо (г.Москва)
Sinolack Lesh 2А
"SAR", Франция
005 - 006
09.08.04
229 - 230
13.08.04
Sinolack Lesh Beton
"SAR", Франция
003 - 004
09.08.04
231 - 232
13.08.04
Sinolack Normandi
"SAR", Франция
001 - 002
09.08.04
227 - 228
13.08.04
Кронос-СПб (г.Санкт-Петербург)
АК-Кронос М1
"Кронос-СПб", Россия
019 - 020
09.08.04
237 - 238
13.08.04
АК-Кронос М2
"Кронос-СПб", Россия
023 - 024
09.08.04
239 - 240
13.08.04
АК-Кронос М3
"Кронос-СПб", Россия
025 - 026
09.08.04
241 - 242
13.08.04
ИНМА (г.Санкт-Петербург)
Дорога-М
"ИНМА", Россия
009 - 010
09.08.04
-
-
Сварко Трейд & Сервис (г.Москва)
Limboroute HR
"Limburger Lackfabr...", Германия
051 - 052
10.08.04
257 - 258
13.08.04
Технопласт (г.Дзержинский, Моск.о.)
АК-501 Неоколор-1
"Технопласт", Россия
053 - 054
10.08.04
287 - 288
18.08.04
АК-502 Неоколор-2
"Технопласт", Россия
055 - 056
10.08.04
289 - 290
18.08.04
Пермский з-д им. Кирова (г.Пермь)
АК-539
"Пермкский ЗиК", Россия
081 - 082
11.08.04
249 - 250
13.08.04
АК-539 Акриол-1
"Пермкский ЗиК", Россия
077 - 078
11.08.04
245 - 246
13.08.04
АК-539 Акриол-2
"Пермкский ЗиК", Россия
079 - 080
11.08.04
247 - 248
13.08.04
Интердорпласт (Краснодарск. кр.)
АК-508 ИДП
"Интердорпласт", Россия
039 - 040
10.08.04
-
-
Дорстройразметка (г.Москва)
АК-522 Базальт-2
"Алексинский ХК", Россия
029 - 030
10.08.04
283 - 284
18.08.04
Дугалак (г.Москва)
Сигнакол
"ЛКЗ Дуга", Словения
041 - 042
10.08.04
279 - 280
16.08.04
КРИЗ (г.Калининск, Саратов. обл.)
Арктика МК
"КРИЗ", Россия
057 - 058
11.08.04
207 - 208
13.08.04
РДМ (п.Овражки, Московская обл.)
АК-101 РДК-1
"РДМ", Россия
031 - 032
10.08.04
271 - 272
16.08.04
АК-102 РДК-2
"РДМ", Россия
033 - 034
10.08.04
273 - 274
16.08.04
Грида (г.Москва)
АК Дор 1.01
"Грида", Россия
035 - 036
10.08.04
285 - 286
18.08.04
Ригонн (г.Москва)
Релайн
"Палитра Руси", Россия
037 - 038
10.08.04
225 - 226
13.08.04
Загорский ЛКЗ (г.Серг.П., Моск. о.)
ЭП-5327
"Загорский ЛКЗ", Россия
043 - 044
10.08.04
217 - 218
13.08.04
Союз (г.Дзержинский, Моск. обл.)
АК-503 Колор-М
"Союз", Россия
071 - 072
11.08.04
291 - 292
18.08.04
Элиум (г.Реж, Свердловская обл.)
Гемма
"Элиум", Россия
027 - 028
09.08.04
259 - 260
13.08.04
Меготекс (г.Москва)
Спектрлайн
"Спектр-М", Россия
083 - 084
11.08.04
-
-
Магистраль
"Спектр-М", Россия
085 - 086
11.08.04
-
-
Магистраль-Вест (г.Москва)
Bandax Sprint
"Maestria", Франция
065 - 066
11.08.04
253 - 254
13.08.04
Bandax Star Class
"Maestria", Франция
067 - 068
11.08.04
255 - 256
13.08.04
Bandax Tenor
"Maestria", Франция
069 - 070
11.08.04
251 - 252
13.08.04
СТиМ (Беларусь, г.Брест)
АК-11 Спринтер
"СТиМ", Беларусь
011 - 012
09.08.04
275 - 276
16.08.04
АК-12 Горожанка
"СТиМ", Беларусь
021 - 022
09.08.04
277 - 278
16.08.04
Лакокраска (г.Ярославль)
АК-585
"Лакокраска", Россия
061 - 062
11.08.04
265 - 266
16.08.04
АК-511
"Лакокраска", Россия
059 - 060
11.08.04
263 - 264
16.08.04
Эсгит
АК-505 Эсгит
"Эсгит", Беларусь
063 - 064
11.08.04
261 - 262
16.08.04
НПФ Союз (г.Казань)
КО-525 Road-Street
"НПФ Союз", Россия
047 - 048
10.08.04
219 - 220
13.08.04
АК-525
"НПФ Союз", Россия
049 - 050
10.08.04
223 - 224
13.08.04
Кемеровский ЛКЗ (г.Кемерово)
НЦ-БС
"Кемеровский ЛКЗ", Россия
073 - 074
11.08.04
211 - 212
13.08.04
Фронталь (г.Калининград)
MF-11
"Berlack", Германия
093 - 094
13.08.04
215 - 216
13.08.04
Котовский ЛКЗ (г.Котовск, Тамбовская обл.)
ЭП-555 Котолайн
"Котовский ЛКЗ", Россия
097 - 098
13.08.04
235 - 236
13.08.04
ЭП-5155
"Котовский ЛКЗ", Россия
095 - 096
13.08.04
233 - 234
13.08.04
Тау-С (г.Смоленск)
Stollreflex D1163
"Stollreflex ... GmbH", Австрия
045 - 046
10.08.04
203 - 204
13.08.04
Атон-Пласт (г.Москва)
АК-521 Автомагистр.
"Композит", Россия
089 - 090
11.08.04
201 - 202
13.08.04
Русские краски (г.Ярославль)
АС-5307
"Русские краски", Россия
099 - 100
13.08.04
209 - 210
13.08.04
АС-5307 М
"Русские краски", Россия
901 - 902
13.08.04
213 - 214
13.08.04
ГРОМ (г.Санкт-Петербург)
MF-11 Strama
"Berlack", Германия
007 - 008
09.08.04
-
-
Техдорпласт (г.Москва)
Растр АК-5001
"Текос", Россия
087 - 088
11.08.04
243 - 244
13.08.04
Айлесбари Кемикл (г.С.-Петерб.)
АК-109 ЛОКО Штрих
"Айлесбари Кемикл", Россия
075 - 076
11.08.04
205 - 206
13.08.04
ЦНКД Конвера-М (г.С.-Петербург)
RMP CR 488-951
"Tambour", Израиль
091 - 092
13.08.04
221 - 222
13.08.04


Приложение 2.
КПИ-2004. Краски. Часть 2

Отбор проб разметочных материалов

При нанесении экспериментальных линий разметки на КПИ-2004 были отобраны два вида проб разметочных материалов:
1. путем подкладки металлических пластин при нанесении материала на дорожное покрытие с целью получения идентичного полевому слоя материала для определения следующих показателей:
- координаты цветности,
- коэффициент яркости,
- расход материала;
2. путем отбора пробы порядка 1-1,5 кг материала из емкости разметочной машины для проведения лабораторных испытаний с целью определения:
- время высыхания до степени 3,
- стойкость к статическому воздействию воды,
- стойкость к статическому воздействию раствора хлористого натрия.

Лабораторные испытания образцов на пластинах

При нанесении линий разметки были отобраны образцы на металлических пластинах площадью 70...120 см2, на которых в лаборатории проведены измерения следующих параметров:
а) цвет (координаты цветности по МКО 1931) - измерение прибором "Спектротон";
б) коэффициент яркости (%) - измерение прибором ZRM-1021;
в) расход материала в сухом слое (кг/м2) - измерение весовым методом с учетом площади отобранных образцов.

Результаты испытаний образцов (на пластинах) красок, нанесенных на асфальтобетонное покрытие
Наименование материала
Номера линий
Координаты цветности, система МКО 1931
Коэффициент яркости bV, %
Сухой расход материала, кг/м2

со СШ
без СШ


x
y
x
y
со СШ
без СШ
со СШ
без СШ
Sinolack Normandi
001 - 002
0,316
0,324
0,314
0,322
79
87
0,60
0,52
Sinolack Lesh Beton
003 - 004
0,319
0,329
0,316
0,324
70
82
1,00
0,57
Sinolack Lesh 2А
005 - 006
0,316
0,324
0,314
0,321
71
87
0,97
0,63
MF-11 Strama
007 - 008
0,313
0,322
0,315
0,323
73
84
0,35
0,97
Дорога-М
009 - 010 *
0,311
0,323
0,312
0,324
75
80
0,55
0,99
АК-11 Спринтер
011 - 012
0,311
0,320
0,310
0,319
75
87
0,75
0,55
АК-563 Вектор
013 - 014
0,309
0,317
0,308
0,316
77
86
0,81
0,41
АК-562 Штрих
015 - 016
0,314
0,324
0,311
0,320
70
84
0,77
0,63
АК-505 Дарус
017 - 018 *
0,316
0,323
0,314
0,322
76
82
0,76
0,66
АК-Кронос М1
019 - 020
0,319
0,325
0,317
0,323
63
77
1,03
0,62
АК-12 Горожанка
021 - 022
0,311
0,319
0,310
0,317
71
86
0,79
0,58
АК-Кронос М2
023 - 024
0,323
0,329
0,318
0,325
58
78
1,19
0,46
АК-Кронос М3
025 - 026
0,321

стр. 1
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

>>