стр. 1
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

СОДЕРЖАНИЕ


Введение 5
Тема 1. Понятие и сущность товароведения 6
1.1 Основные понятия в области товароведения 6
1.2 Принципы товароведения 7
1.3 Цели и задачи коммерческого товароведения 8
Тема 2. Объекты и субъекты товароведной деятельности 11
2.1 Объекты товароведной деятельности 11
2.2 Субъекты товароведной деятельности 12
Тема 3. Методы товароведения 15
3.1 Методы научного познания 15
3.2 Классификация как метод товароведения 17
3.3 Кодирование товаров 19
3.4 Товароведная классификация товара 20
Тема 4. Ассортимент товаров 24
4.1 Классификация ассортимента товаров 24
4.2 Свойства и показатели ассортимента 25
4.3 Управление ассортиментом 28
Тема 5. Качество товаров 31
5.1 Основные понятия в области качества 31
5.2 Потребительские свойства продовольственных и непродовольственных товаров 32
5.3 Градация качества 40
5.4 Управление качеством 42
Тема 6. Количественные характеристики товаров 45
6.1 Основные количественные характеристики 45
6.2 Физические свойства товаров 46
Тема 7. Технологический цикл товаров 50
7.1 Стадии технологического цикла 50
7.2 Контроль качества и количества товарных партий 50
7.3 Фальсификация и идентификация товаров 51


Тема 8. Обеспечение качества и количества товаров 55
8.1 Формирующие факторы 55
8.2 Сохраняющие факторы 56
8.3 Товарные потери 63
Тема 9. Маркировка потребительских товаров и технические документы 67
9.1 Маркировка потребительских товаров 67
9.2 Технические документы 71
Тема 10. Ответственность изготовителя (продавца) за качество и безопасность продукции 75
Контрольная работа 79
Список литературы 97
























ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие "Основы товароведения" составлено на основе рабочей программы в соответствии с требованиями профессиональных образовательных программ специальностей 0601 "Экономика и бухгалтерский учет", 0602 "Менеджмент".
Учебная дисциплина "Основы товароведения" является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин.
На современном этапе рыночной экономики произошли существенные изменения в развитии потребительского рынка, изменились источники насыщения рынка, их состояние, обновилась ассортиментная политика. Товар как объект коммерческой деятельности является одним из важных элементов рыночных отношений. Поэтому в результате изучения дисциплины студент должен иметь представление:
- о состоянии современного рынка товаров;
* знать:
- требования к товарам, их потребительские свойства;
- методы оценки качества, их безвредность и безопасность;
* уметь:
- быстро ориентироваться в вопросах спроса, конкурентоспособности, жизненного цикла товара;
- практически применять знания товароведа.
Данное учебное пособие включает краткое изложение теоретического материала, контрольные вопросы и задания после каждой темы, 10 вариантов контрольной работы и список литературы. Данного материала достаточно для самостоятельного изучения курса.
В процессе изучения курса студенту необходимо ответить на контрольные вопросы и задания, а также выполнить итоговую контрольную работу.






Тема 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТОВАРОВЕДЕНИЯ

1.1 Основные понятия в области товароведения

Любая наука и учебная дисциплина начинаются с определения основных понятий, применяемых в ней. В данном курсе товароведения такими понятиями являются "продукция", "товар" и "товароведение".
Продукция - материальный или нематериальный результат деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей.
Продукции присущи две основные особенности:
- во-первых, она должна быть произведена,
- во-вторых, должна удовлетворять чьим-то потребностям (должна быть кому-то нужна).
Следовательно, к продукции относятся: хлеб, консервы, ткани, одежда, сырье, а также продукция природного происхождения: плоды, овощи, грибы, мясо, рыба.
Продукция становится товаром, когда она является объектом купли-продажи (коммерческой деятельности). Выращенные садовые или собранные дикорастущие плоды, использованные для целей личного потребления, - продукция, а не товар, и только на рынке они превращаются в товар.

Товар - материальная продукция, предназначенная для купли-продажи.

Товар - сложное понятие и не менее сложный материальный объект, обладающий определенными потребительскими свойствами. Поэтому он составляет объект особой науки и учебной дисциплины - товароведения.

Товароведение - наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик.

Термин "товароведение" состоит из двух слов: "товар" и "ведение". Последнее слово произошло от санскрит. veda "веды", что означает "знание", следовательно, в этом смысле товароведение - это знания о товарах.
Предметом товароведения являются потребительные стоимости товаров.
Только потребительная стоимость делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретным потребностям человека.
Цель товароведения - изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товароведения.

1.2 Принципы товароведения

Принципами товароведения являются:
> безопасность;
> эффективность;
> совместимость;
> взаимозаменяемость;
> систематизация.
Безопасность - основополагающий принцип, который заключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товаром (или услугой) ущерба жизни, здоровью и имуществу людей.
Безопасность - одно из обязательных потребительских свойств товара.
С позиций товароведения товар должен обладать безопасностью для всех субъектов коммерческой деятельности и этот принцип должен соблюдаться в процессах упаковывания, транспортирования, хранения, подготовки к продаже.
Эффективность - принцип, заключающийся в достижении наиболее оптимального результата при производстве, упаковке, хранении, реализации и потреблении товаров.
Этот принцип имеет важное значение при формировании ассортимента, обеспечении качества и количества товаров на разных этапах товародвижения.
Совместимость - принцип, определяемый пригодностью товаров, услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных взаимодействий.
Совместимость товаров принимается во внимание при формировании ассортимента, размещении их на хранение, выборе упаковки, оптимального режима.
Так, использование несовместимых пищевых продуктов может вызвать серьезные нарушения обмена веществ у человека.
Взаимозаменяемость - принцип, определяемый пригодностью одного товара, услуги для использования вместо другого товара, услуги в целях выполнения одних и тех же требований.
Взаимозаменяемость позволяет удовлетворять аналогичные потребности различными товарами и создает конкуренцию между товарами.
Систематизация - принцип, заключающийся в установлении определенной последовательности однородных, взаимосвязанных товаров или услуг.
Принцип систематизации положен в основу группы методов, в состав которых входят идентификация, классификация, обобщение и кодирование.

1.3 Цели и задачи коммерческого товароведения

Переход России от плановой к рыночной экономике внес серьезные изменения в понятие о самом товаре и в товароведение.
Современная экономическая теория категорию потребительной стоимости практически не рассматривает. В ее основе лежит теория предельной полезности товара:
- с одной стороны - количество товара с абсолютными потребностями в них;
- с другой - количество товаров с платежеспособным спросом.
Конечная цель рыночной деятельности - максимальное удовлетворение жизненных потребностей человека.
Однако успех любого торгового предприятия зависит от правильного выбора товарной массы, т.е. грамотного формирования ассортимента.
А правильное формирование ассортимента невозможно без глубоких знаний товароведения, без знания таких вопросов как:
- современное состояние потребительского рынка товаров;
- свойства продуктов и товаров, их безвредность и безопасность;
- качество сырья и готовой продукции;
- идентификация и фальсификация товаров;
- методологические основы конкурентоспособности товаров народного потребления;
- новые виды продукции, тары, упаковки, транспортировки, хранения и реализации.
При переходе от общего товароведения к рыночному товароведению настала необходимость рассматривать товар в динамике, т.е. в процессе его жизненного цикла, прохождения рыночных этапов.
Рыночные этапы:
1) вхождение в рынок;
2) освоение рынка;
3) завоевание соответствующей ниши в рыночной системе;
4) потеря завоевательных позиций и конкурентоспособности.
В зависимости от этапа меняются цели и задачи рыночного (коммерческого) товароведения.

1. Вхождение в рынок - период появления нового товара на рынке сбыта.
Задачами коммерческого товароведения являются:
- изучение новых видов и разновидностей товаров;
- определение целесообразности их внедрения на рынок с точки рения потребительских достоинств, полезности и безвредности;

2. Освоение рынка - период начального признания товара на рынке.
Задачи:
- научно и достоверно обосновать конкурентоспособность товара;
- проанализировать материально-техническую базу производства и его перспективы;
- применить использование новых технологий, источников местного и дешевого сырья;
- новых современных способов упаковки, маркировки товара, методов хранения.

3. Завоевание соответствующей ниши в рыночной системе - период достижения товаром определенного уровня популярности, конкурентоспособности и спроса.
Задачи:
- глубокий экономический анализ по удержанию спроса на продукцию;
- разработка рекомендаций по повышению качества потребительских свойств с целью поддержания на должном уровне спроса населения.

4. Потеря завоеванных позиций и конкурентоспособности - период снижения объемов реализации товара.
Происходит вытеснение старого товара новым, более качественным и перспективным.
Задача коммерческого товароведения: оказание помощи по проведению плавной, безболезненной замены отслужившей продукции новым качественным и конкурентоспособным товаром.
Итак, в задачи коммерческого товароведения входит не только изучение и определение потребительских свойств товаров, качества, полезности, безвредности и безопасности, но и умение быстро и правильно ориентироваться в вопросах спроса, конкурентоспособности, полезного цикла товара, анализировать и прогнозировать этапы товародвижения.

Контрольные вопросы к теме 1

1. Дайте определение понятию "товароведение".
2. Назовите основные понятия товароведения.
3. Какие принципы товароведения вы знаете?
4. Какова основная цель рыночной деятельности?
5. Охарактеризуйте цели и задачи коммерческого товароведения.
6. Какие рыночные этапы прохождения товара вы знаете?
Тема 2. ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ТОВАРОВЕДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Объекты товароведной деятельности

Объект - предмет, явление, на которое направлена какая-либо деятельность.
Объектами товароведной и коммерческой деятельности являются товары.
Товароведная деятельность направлена на потребительские товары и товары промышленного назначения (сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование и т.п.).
Коммерческая деятельность включает не только товары, но и услуги, ценные бумаги, работу по организации товародвижения.
Товары как объекты товароведной деятельности имеют четыре основополагающие характеристики:


ассортиментную качественную количественную стоимостную

Характеристика - совокупность отличительных свойств, признаков предмета или явления.
Ассортиментная характеристика товаров - совокупность отличительных видовых свойств и признаков товаров, определяющих их функциональное и социальное назначение.
Такая характеристика включает группу, подгруппу, вид, разновидность, наименование, торговую марку и устанавливает отличия одного вида товара от другого.
Например, масло сливочное, топленое и растительное принципиально отличаются друг от друга функциональным назначением и пищевой ценностью.
Качественная характеристика товаров - совокупность внутривидовых потребительских свойств, обладающих способностью удовлетворять разнообразные потребности.
Качественная характеристика отличается от ассортиментной большей полнотой потребительских свойств, среди которых важное место занимают безопасность и экологичность.
Количественная характеристика товаров - совокупность определенных внутривидовых свойств, выраженных с помощью физических величин и единиц их измерения.
Эти характеристики удовлетворяют потребности в товарах определенных размеров и упаковки.
Стоимостные характеристики товаров не относятся к товароведным и составляют предмет изучения экономических дисциплин.
Но существует взаимосвязь товароведных характеристик со стоимостью.
Наиболее выражена прямая пропорциональная зависимость между количественными и стоимостными характеристиками. Это обусловлено тем, что цена как мера стоимости устанавливается чаще всего за единицу измерения товара.

2.2 Субъекты товароведной деятельности

Субъект - это человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности, а также носитель прав и обязанностей.
Субъекты товароведной деятельности подразделяются на две группы:
* в первую группу входят - товароведы,
* во вторую группу - потребители товаров.

Товароведы - специалисты, обеспечивающие продвижение товаров от изготовителей до потребителей с учетом ассортиментной, качественной, количественной и стоимостной характеристик товара, а также запросов потребителей.
Товароведы осуществляют профессиональную деятельность в тесном взаимодействии с технологами и маркетологами.
Товаровед должен знать в области товароведения:
- ассортимент (товарную номенклатуру), показатели, его характеризующие, способы управления ассортиментом;
- эмпирические и аналитические методы;
- номенклатуру потребительских свойств товаров;
- товароведные характеристики товарных групп;
- факторы, влияющие на качество товаров.
Товаровед должен уметь:
- классифицировать, анализировать и обобщать результаты оценки товаров;
- оценивать качество товаров;
- проводить диагностику дефектов;
- идентифицировать товарные партии;
- учитывать факторы для прогнозирования качества и конкурентоспособности товаров;
- работать с товарно-сопроводительными документами.
Вторая группа субъектов, на которых направлена товароведная деятельность, представлена потребителями.
Определение термина "потребитель" дано в Федеральном законе "О защите прав потребителей":
Потребитель - гражданин, заказывающий, приобретающий товары (услуги) исключительно для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Товароведы редко взаимодействуют непосредственно с потребителем. Чаще это взаимодействие носит косвенный характер, хотя товароведная деятельность направлена на конечный результат - реализацию товаров, составные характеристики которых удовлетворяют запросам потребителей.


Контрольные вопросы к теме 2

1. Что является объектом товароведной деятельности?
2. Назовите основные характеристики товаров.
3. Что включает ассортиментная характеристика товаров?
4. Объясните, чем отличается качественная характеристика товаров от ассортиментной.
5. Чему способствует количественная характеристика товаров?
6. Дайте определение следующим понятиям: субъект, товаровед, потребитель.
7. Что должен знать товаровед в области товароведения?



Контрольные задания к темам 1, 2

1. Основная цель товароведения - это:
а) изучение и прогнозирование спроса;
б) рекламно-информационная работа;
в) изучение основополагающих характеристик товара;
г) максимальное удовлетворение жизненных потребностей человека.
2. Понятия "коммерция", "коммерческий" означают:
а) торговлю;
б) любую деятельность, приносящую доход;
в) торговые процессы по купле-продаже товаров с целью получения прибыли.
3. В чем отличие предпринимательства от коммерции?
а) нет отличий;
б) предпринимательство представляет собой организационно-производственную деятельность;
в) коммерция представляет собой вид торгового предпринимательства.
4. Требования к хорошему товароведу:
а) честность, надежность, верность данному слову;
б) знание ассортимента товаров;
в) умение вести торги;
г) умение оценивать качество товаров;
д) работа с товарно-сопроводительными документами.
5. Наиболее важны для деятельности коммерсанта следующие профессиональные качества:
а) умение налаживать выгодные коммерческие связи;
б) наличие коммерческой инициативы, самостоятельности и предприимчивости.
6. Для Вас приемлемо в отношениях с конкурентами:
а) стараться опередить партнера во всем;
б) найти пути к взаимовыгодному сотрудничеству;
в) использовать все дозволенные средства.



Тема 3. МЕТОДЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ

3.1 Методы научного познания

Метод - способ познания, исследования явлений природы или общественной жизни.
Методы научного познания направлены на исследование основного объекта товароведения - товара.













Схема 1
Эмпирические (экспериментальные) методы - основаны на опыте или наблюдениях.
Благодаря им стали возможны исследования химической, физической и биологической природы товаров.

Экспериментальные методы подразделяются на:
- измерительные (физические, химические, биологические);
- органические.

Измерительный метод - метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе технических средств измерения.

Органолептический метод - метод определения значений показателей качества с помощью органов чувств.
Аналитические методы - методы научного познания, основанные на мысленном или фактическом разложении целого на составные части.
Аналитические методы подразделяются на:
- методы управления научным познанием;
- методы систематизации.
К методам управления научным познанием относятся:
- методы анализа;
- диагностики;
- прогнозирования;
- программирования;
- планирования.

Методы систематизации - методы упорядочения однородных, взаимосвязанных объектов по общим признакам путем расположения их в определенном порядке.

Методы систематизации:
- идентификация;
- классификация;
- обобщение;
- кодирование.

Идентификация - метод установления совпадения одного объекта с другим.
Идентификация устанавливает соответствие наименования товара, указанного на маркировке или в сопроводительных документах, предъявляемым к нему требованиям.

Группировка (обобщение) - метод обобщения объектов по общим признакам.
Применяется для выделения ассортиментных групп.
Классификация требует подразделения на подмножества по определенным признакам, является неотъемлемой частью товароведной характеристики любого товара.

3.2 Классификация как метод товароведения

Классификация - разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию.
Объектом классификации в товароведении является товар.

МЕТОДЫ КЛАССИФИКАЦИИ

иерархический фасетный

Иерархический метод классификации - последовательное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки.



















Схема 2

Фасетный метод классификации - параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки.






...

Схема 3
Особенностью фасетного метода является то, что разные признаки не связаны между собой.
Фасетная система отличается большой гибкостью и удобством использования, позволяет ограничивать число признаков и группировок. Примером фасетного метода классификации является классификация вин:
- по срокам выдержки ? молодые, марочные, коллекционные;
- по цвету ? белые, розовые, красные;
- по технологии ? тихие, игристые.
Каждая разновидность методов классификации характеризуется преимуществами и недостатками (см. таблицу 3.1).
Таблица 3.1 ? Преимущества и недостатки иерархического и фасетного методов классификации
Метод
Преимущества
Недостатки
Иерархический
Возможность выделения общности и сходства признаков объектов на одной и разных ступенях, высокая информационная насыщенность.
При большой глубине: чрезмерная громоздкость, высокие затраты, трудность применения.
При небольшой глубине: информационная недостаточность, неполный охват объектов и признаков.
Фасетный
Гибкость системы, удобство использования, возможность ограничения количества признаков без утраты достаточности охвата объектов.
Невозможность выделения общности и различий между объектами в разных классификационных группировках.
3.3 Кодирование товаров

Кодирование - образование и присвоение кода классификационной группировке или объекту классификации.
Код - знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки или объекта классификации.
Цель кодирования:
- систематизация объектов путем их идентификации;
- установление порядка перечисления объектов по степени их значимости;
- присвоение условного кода, по которому можно найти и распознать объект.
Правила кодирования:
> код должен иметь определенную структуру построения;
> код может быть выражен с помощью различных знаков;
> код должен способствовать упорядочению объектов.
Кодирование товаров осуществляется несколькими способами:
1) порядковый;
2) серийно-порядковый;
3) последовательный;
4) параллельный.
Порядковый метод кодирования - образование и присвоение кода из чисел натурального ряда.
Пример: присвоение кодов в журнале группы, темам в программе.
Серийно-порядковый метод кодирования - образование и присвоение кода из чисел натурального ряда, закрепление отдельных серий этих чисел за объектами классификации с определенными признаками.
Пример: консервы рыбные получают индекс Р (рыбная промышленность), и порядковый номер, 85 - лосось дальневосточный натуральный (горбуша).
Последовательный метод кодирования - образование и присвоение кода классификационной группировки с использованием кодов, полученных при иерархическом методе классификации.
Каждая позиция в Общегосударственном классификаторе продукции (ОКП) содержит шестизначный цифровой код, однозначное контрольное число (КЧ) и наименование группировки продукции (см. таблицу 3.2).

Таблица 3.2 ? Схема кодирования продукции

Код
КЧ
Наименование продукции
91 1005
0
Хлеб и хлебобулочные изделия
91 2500
4
Шоколад и шоколадные изделия
91 4012
7
Масло подсолнечное из сырья госресурсов
82 5430
3
Ткани шерстяные - драпы тонкосуконные
96 9510
7
Посуда алюминиевая литая

Параллельный метод кодирования - образование и присвоение кода классификационной группе с использованием кодов независимых группировок, полученных при фасетном методе классификации.
Пример: деление продукции на подвиды в ассортиментной части ОКП.
Классификация и кодирование товаров (продукции) осуществляется с помощью Общероссийского классификатора (ОКП).

3.4 Товароведная классификация товара

В товароведении товары как объекты коммерческой деятельности подразделяются по назначению на роды:
1) потребительские товары - товары, предназначенный для индивидуальных потребителей для личного использования;
2) товары промышленного назначения - товары, предназначенные для производства других товаров;
3) оргтехнические товары - товары, предназначенные для улучшения организации административно-управленческой деятельности.
Каждый род товаров подразделяется на классы.
Класс товаров - множество товаров, удовлетворяющих обобщенные группы потребностей.
Потребительские товары делятся на 3 класса:
1) продовольственные;
2) непродовольственные;
3) медицинские.
Классы в зависимости от используемого сырья и назначения делятся на подклассы, группы, подгруппы, виды и разновидности.
Классы, подклассы и группы составляют общую товароведную классификацию потребительских товаров (см. таблицы 3.3, 3.4).

Таблица 3.3


п/п
Класс: продовольственные товары и пищевые продукты
Подклассы
Группы однородных товаров
Товары
І
растительного происхождения
1
зерномучные
2
плодоовощные
3
вкусовые
4
сахар и его заменители
5
крахмал и крахмалопродукты
6
кондитерские товары
7
растительные масла и маргариновая продукция
ІІ
животного происхождения
1
пищевые животные жиры
2
молочные
3
мясные
4
рыбные
5
йцо и яйцепродукты

Таблица 3.4 ? Общая классификация непродовольственных товаров


п/п
Класс: непродовольственные товары или промышленные
товары
Подклассы
Группы однородных товаров
Товары
І
текстильные и одежно-обувные
1
текстиль
2
одежда
3
обувь
ІІ
галантерейные и ювелирные
1
галантерейные
2
ювелирные
ІІІ
гигиенические
1
парфюмерные
2
косметические
ІV
культурно-бытовые

часы

канцелярские

транспортные средства

спортивные

музыкальные

фото - и кинотовары

аудио- и видеокассеты

книги, журналы

товары для отдыха
V
Хозяйственные

мебель

посуда

бытовая техника

бытовые химические товары

стройматериалы

сельскохозяйственные товары
VI
нефтепродукты и смазочные материалы

нефть

нефтепродукты

смазочные материалы
VII
биотовары

цветы

зоотовары

предметы ухода за ними и корма

Контрольные вопросы к теме 3

1. Как классифицируются методы товароведения?
2. Дайте характеристику методам научного познания.
3. Что такое идентификация, группировка, классификация?
4. Какие методы классификации вы знаете?
5. Что является особенностью иерархического метода классификации?
6. Чем отличается фасетная система классификации?
7. Назовите преимущества и недостатки иерархического и фасетного методов классификации.
8. Какова основная цель кодирования товаров?
9. Какие правила кодирования вы знаете?
10. Дайте характеристику основным методам кодирования.
11. Как классифицируются товары в товароведении?

Контрольные задания к теме 3

1. Дополните ступени классификации, применяемые в товароведении:
класс - подкласс - ________ - ________ - ________ - ________
2. Расшифруйте наименование продукции по общероссийскому классификатору продукции (ОКП):
а) 91 4160 2;
б) 91 6404 3;
в) 82 5430 3;
г) 96 9510 7.
3. К преимуществам фасетного метода классификации не относятся:
а) информационная недостаточность;
б) гибкость системы;
в) высокая информационная насыщенность;
г) удобство использования.
4. Какие виды классификации товаров существуют?
а) __________;
б) __________;
в) __________.
5. Основные правила классификации объектов при иерархическом методе:
а) деление множества следует начинать с наиболее общих признаков;
б) выбор разновидности метода классификации в зависимости от целевого назначения;
в) разделение объектов должно осуществляться последовательно.
Тема 4. АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ

4.1 Классификация ассортимента товаров

Ассортимент товаров - подбор товаров разных видов и разновидностей.
Ассортимент товаров предназначен для удовлетворения потребностей потребителей.
Товарная номенклатура - перечень однородных и разнородных товаров общего или аналогичного назначения.
Товарная номенклатура предназначена для регламентирования определенной профессиональной деятельности.

Ассортимент товаров классифицируют:
1) по местонахождению:
* промышленный (производственный) ассортимент;
* торговый ассортимент.
Промышленный (производственный) ассортимент - набор товаров, выпускаемых изготовителем, исходя из его производственных возможностей.
Пример: кондитерская фабрика имени Бабаева включает 100 наименований карамельных, конфетных и шоколадных изделий.
Торговый ассортимент - набор товаров, формируемый организацией торговли с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы.
2) в зависимости от широты охвата товаров ассортимент:
* простой;
* сложный;
* групповой;
* развернутый;
* сопутствующий.
Простой ассортимент - набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов, наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей.
Характерен для магазинов повседневного спроса.
Сложный ассортимент - набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах.
Характерен для оптовых баз, универмагов, универсамов.
Групповой ассортимент - набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности.
Групповой ассортимент положен в основу создания складов на непродовольственных оптовых базах, разных секций (одежных, обувных, галантерейных) в универмагах.
Развернутый ассортимент - набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками.
Характерен для специализированных магазинов.
Сопутствующий ассортимент - набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации.
В обувном магазине - это предметы ухода за обувью; в продовольственном магазине - мыло, спички, другие хозяйственные товары.
3) по степени удовлетворения потребностей ассортимент:
* рациональный;
* оптимальный.
Рациональный и оптимальный ассортимент характеризуют качественную сторону ассортимента товаров в торговой организации.

4.2 Свойства и показатели ассортимента

Свойство ассортимента - специфическая особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании.
Показатель ассортимента - количественное выражение свойств ассортимента.
Свойствами ассортимента являются:
> широта ассортимента;
> полнота ассортимента;
> устойчивость;
> новизна;
> структура;
> ассортиментный минимум;
> рациональность;
> гармоничность.
Широта ассортимента - количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.

ПОКАЗАТЕЛИ ШИРОТЫ


действительный базовый коэффициент широты (Кш)

Коэффициент широты Кш = Шд · 100%,
Шб
где Шд - ширина действительная;
Шб - ширина базовая.
Широта выступает в качестве одного из примеров конкурентоспособности фирм.
С точки зрения потребителя, с одной стороны, чем шире ассортимент, тем более разнообразные потребности могут быть удовлетворены. С другой стороны, при сверхвысокой широте ассортимента потребителю трудно ориентироваться в этом многообразии, что затрудняет выбор нужного товара.
Полнота ассортимента - способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.

ПОКАЗАТЕЛИ ПОЛНОТЫ


действительный базовый коэффициент полноты (Кп)

Кп = · 100%.

Наибольшее значение показатели полноты имеют на насыщенном рынке. Чем больше полнота ассортимента, тем выше вероятность того, что потребительский спрос на товары определенной группы будет удовлетворен.
Устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары.
Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует маркетинговых исследований методами наблюдения и анализа документальных данных о поступлении и реализации товаров.
Потребители товаров устойчивого ассортимента могут быть охарактеризованы как "консерваторы во вкусах и привычках". Оценив определенное наименование товара, они долго не меняют свои предпочтения.
Новизна (обновление) ассортимента - способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.
Причинами, побуждающими обновлять ассортимент, являются:
- замена товаров, морально устаревших, не пользующихся спросом;
- разработка новых товаров улучшенного качества;
- создание конкурентных преимуществ организации.
Потребителями новых товаров являются "новаторы". Новые товары удовлетворяют не столько физиологические, сколько психологические и социальные потребности.
Структура ассортимента - это удельная доля каждого вида или наименования товара в общем наборе.
Ассортиментный минимум (перечень) - минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации.
В условиях дефицита по этому показателю проверяли работу магазинов. Однако в настоящее время многие торговые предприятия исключают из ассортимента дешевые товары повседневного спроса. Для предотвращения таких негативных явлений утвердили несоблюдение ассортиментного перечня нарушением правил торговли.
Рациональность ассортимента - способность набора товаров наиболее полно удовлетворять обоснованные потребности разных сегментов потребителей.
Коэффициент рациональности свидетельствует о рациональном ассортименте.
Гармоничность ассортимента - свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации, использования.
Наибольшей гармоничностью отличается групповой ассортимент. Например, в магазинах типа "Все для дома", "Все для досуга" покупатель может найти необходимые товары целевого назначения.

4.3 Управление ассортиментом

Управление ассортиментом - деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.
Элементом управления является формирование ассортимента.
Формирование ассортимента - деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворять реальные потребности.
Факторы формирования ассортимента делятся на:
- общие;
- специфичные.
Общие факторы - спрос и рентабельность.
Спрос - определяющий фактор, зависит от доходов потребителей, национальных, демографических особенностей.
Рентабельность - определяется себестоимостью, издержками производства и обращения.
Зависит от государственных мер по поддержке отечественных изготовителей (льготное налогообложение, таможенные тарифы и т.п.).
Специфичные факторы:
- промышленного ассортимента;
- торгового ассортимента.
Промышленного ассортимента:
- сырьевая база производственных организаций;
- материально-техническая база товарного производства;
- достижения научно-технического прогресса.
Торгового ассортимента:
- специализация торговой организации;
- каналы распределения товаров;
- методы стимулирования сбыта и формирования спроса;
- материально-техническая база торговой организации.
Специализация торговой организации - определяется при создании и лицензировании организации.
Каналы распределения товаров - отлаженная система поставок, ритмичность доставки в установленные сроки.
Методы стимулирования сбыта и формирования спроса - рекламная поддержка товаров.
Материально-техническая база торговой организации оказывает определенное воздействие на формирование ассортимента.
При отсутствии складов у организации, обеспечивающих сохранность товаров или площади торгового зала для выкладки товаров, организация не может сформировать сложный и развернутый ассортимент товаров.
Руководством организации определяются цели, задачи и основные направления формирования ассортимента.
Это определяет ассортиментную политику организации.
Важную роль в управлении ассортиментом играют нормативные и технологические документы, регламентирующие широту и полноту ассортимента.
Это стандарты на продукцию разных категорий (ГОСТ, ОСТ, СТП и ТУ), а также каталоги, прейскуранты, прайс-листы, которые составляют фирмы-изготовители или торговые организации.

Контрольные вопросы к теме 4

1. Назовите основные классификационные признаки ассортимента товаров.
2. Охарактеризуйте ассортимент товаров в зависимости от широты охвата товаров.
3. Какие свойства ассортимента товаров вы знаете?
4. Каково отношение потребителя к широте ассортимента?
5. Какое значение имеет показатель полноты ассортимента?
6. Для чего необходимо соблюдение ассортиментного минимума?
7. Какие факторы формирования ассортимента вы знаете?
8. Какова цель и основные направления ассортиментной политики организации?

Контрольные задания к теме 4

1. Назовите виды ассортимента:
а) набор товаров, выпускаемый производственной фирмой;
б) набор товаров, формируемый в торговом предприятии;
в) набор товаров, представленный значительным количеством групп, подгрупп, видов.
2. Классификационными признаками ассортимента товаров являются:
а) местонахождение товаров;
б) структура товаров;
в) степень удовлетворения потребителей;
г) полнота ассортимента;
д) широта охвата товаров.
3. Ассортиментный минимум (перечень) товаров - это:
а) удельная доля каждого вида или наименования товара в общем наборе;
б) перечень однородных и разнородных товаров общего или аналогичного назначения;
в) минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации.
4. Ассортимент товаров не регламентируют следующие нормативные документы:
а) единый государственный каталог;
б) государственные стандарты Российской Федерации;
в) сертификат соответствия;
г) прейскуранты, прайс-листы.
5. Вы - товаровед специализированного магазина "Обувь". Составьте ассортиментный минимум (перечень) товаров.
а) магазин Sторгового зала = 100 м2;
б) имеет складское помещение S = 50 м2;
в) магазин расположен на пути покупательских потоков.

Тема 5. КАЧЕСТВО ТОВАРОВ

5.1 Основные понятия в области качества

За последние годы произошло насыщение внутреннего рынка страны разнообразными товарами отечественного и зарубежного производства, что привело к спаду напряженности потребительского спроса. В этих условиях резко возросли требования к качеству продукции, правилам гарантийного обслуживания, безвредности и безопасности продукции для потребителя, а также внешнему оформлению и соответствию направлению моды потребительских товаров.
Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Отдельные виды товаров обладают различными свойствами или характеристиками, которые необходимо измерить и установить.
Свойство продукции - объективная особенность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении.
Действия, осуществляемые при создании и потреблении продукции в целях обеспечения необходимого уровня качества, называются управлением качеством продукции.
Управление качеством продукции осуществляется в 3 направлениях:
1) оценка уровня качества;
2) оценка конкурентоспособности;
3) контроль качества продукции.

Уровень качества продукции - относительная характеристика, определяемая путем сопоставления действительных значений показателей с базовыми значениями тех же показателей.
Технический уровень качества - относительная характеристика технического совершенства товаров, основанная на сопоставлении действительных значений показателей с базовыми.
Применяется для характеристики сложнотехнических товаров, товаров машиностроительного комплекса.
Конкурентоспособность продукции - характеристика продукции, которая отражает ее отличие от продукции конкурента как по степени соответствия потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.
Контроль качества товаров осуществляется на всех стадиях производства и эксплуатации (разработка, проектирование, производство, потребление).
Контроль качества товаров при продаже осуществляют работники торговли при приемке по количеству и качеству товаров, работники Госторгинспекции и Госстандарта.

5.2 Потребительские свойства продовольственных и непродовольственных товаров

Номенклатура потребительских свойств и показателей - совокупность свойств и показателей, обуславливающих удовлетворение реальных или предполагаемых потребностей.
Эта номенклатура определяет качественные характеристики потребительских товаров.

Продовольственные товары

Питание - жизненно необходимый процесс, который обеспечивает оптимальный рост и развитие человеческого организма, его трудоспособность, здоровье и продолжительность жизни.
Полезность продуктов питания в товароведении определяется основными потребительскими свойствами:
- пищевая ценность;
- биологическая ценность;
- энергетическая ценность;
- физиологическая ценность.
Пищевая ценность - характеризует полноту полезных свойств продукта, т.е. доброкачественность, усвояемость, содержание питательных (белков, жиров, углеводов) и биологически активных веществ (витаминов, минеральных веществ, аминокислот).
Высокой пищевой ценностью обладают: мясо, рыба, яйца, икра рыб, молочные продукты.
Биологическая ценность - характеризуется наличием в продуктах биологически активных веществ: витаминов, макро- и микроэлементов, аминокислот и полиненасыщенных кислот.
Высокое содержание Ca в плавленых сырах, пастеризованном молоке. Значительное содержание витаминов в капусте белокочанной, черной смородине, клюкве.
Физиологическая ценность - способность продуктов оказывать влияние на нервную, сердечно-сосудистую, пищеварительную системы человека.
Этой способностью обладают: чай, кофе, ликероводочные изделия, пряности и др.
Энергетическая ценность - определяется содержанием в продуктах жиров, белков, углеводов и их усвояемостью.
Белки, жиры и углеводы - энергетические вещества пищи.
Белки - главная составная часть пищи.
Недостаточность белков в пищевом рационе является одной из основных причин повышения восприимчивости организма к инфекционным заболеваниям.









Углеводы - наиболее дешевый источник энергии.
Углеводы поступают в организм вместе с растительными продуктами - хлебом, мукой, крупами, картофелем, овощами, фруктами.
Избыток углеводов приводит к образованию и отложению в теле жира. Каждые лишние 25 гр углеводов приводят к образованию 10 гр жира в организме и его накоплению.
К углеводам относятся:
- крахмал, глюкоза,
- клетчатка,
- жиры.
Крахмал усваивается организмом постепенно и создает благоприятные условия для полного использования организмом.
Наиболее богаты крахмалом зерна злаковых:
- в пшенице - 70%,
- в рисе - 80%,
- в картофеле - 24%.
Клетчатка - основной компонент неусвояемых углеводов.
Нормализует деятельность кишечника и способствует нормальному перевариванию пищи.
Наибольшее количество клетчатки содержится в сушеных овощах и фруктах (1,6-6,1%); свежих ягодах (2-5%); овощах (1-1,5%).

Жиры - концентрированный источник энергии (30-35% калорий пищи).
Влияют на усвояемость белков, углеводов, минеральных веществ и витаминов.
Жир содержится практически во всех пищевых продуктах, но в разных количествах.
Много жира - в масле, жире, маргарине, свинине, баранине, сычужных сырах, грецких орехах и др. Мало жира - в овощах, плодах, рыбе.
Животные жиры - источник витаминов А и D.
Растительные жиры - источник витаминов Е и ?-каротина.
Минеральные вещества - биологически активные вещества.
Входят в состав клеток и тканей организма.
Источниками минеральных элементов являются продукты растительного и животного происхождения, питьевая вода.
Особенно богаты минеральными солями: овощи, плоды, зерномучные, продукты моря и др.
Данные о наиболее важных минеральных веществах приведены в таблице 5.1.






Таблица 5.1

Некоторые сведения о минеральных веществах пищи
Минеральное
вещество
Где содержится
Суточная
потребность
Значение для
организма
Кальций
Молоко, сыр, желток яйца, зеленые овощи

0,8 - 1 г
Костеобразование, влияние на нервную и сосудистую систему
Фосфор
Молоко, мясо, рыба, яйца, сыр, орехи
1,5 г
Костеобразование, обмен веществ
Йод
Продукты моря, морская рыба, овощи, фрукты
0,15 - 0,3 мг
Обеспечивает нормальную деятельность щитовидной железы
Железо
Печень, мясо, зелень, помидоры, клубника
12 мг
Образование гемоглобина в крови
Магний
Злаки, орехи, овощи, бобовые, отруби
0,15 г
Влияние на кровяное давление, выведение холестерина
Калий
Злаки, фрукты, овощи, сушеный виноград
2 -4 г
(в пищевом рационе недостаточно)
Влияние на сердечно-сосудистую систему, водный обмен
Медь
Печень, орехи, сухие фрукты, бобовые
1 -2 мг
Синтез гемоглобина, усвоение железа

Витамины - класс незаменимых пищевых веществ.
Обладают очень высокой биологической активностью, требуются организму в небольших количествах; участвуют в процессе усвоения организмом других пищевых веществ. Пища, не содержащая одного или нескольких витаминов, называется авитаминозной.
Наиболее ценные источники:
Витамина С - картофель, овощи, плоды, ягоды;
В1 - хлебобулочные изделия;
В2 - молоко, яйца, субпродукты;
РР - мясо;
А - печень, морковь, помидоры.
Подробные сведения о витаминах представлены в таблице 5.2.

Таблица 5.2

Некоторые сведения о витаминах пищи
Витамины
Где содержится
Содержание
Влияние на организм при отсутствии или недостатке
В1
Отруби рисовые, отруби пшеничн., почки,
свинина,
капуста
0,6 - 1,5
0,8 - 1,5
0,4 - 0,7
0,4
0,16 - 0,24
Нарушение процессов углеводного обмена, поражение нервной системы
В6
Отруби рисовые,
дрожжи пекарн.,
треска,
картофель
5,0
2,5 - 5,0
1,0
0,22
Воспалительные процессы кожи (дерматиты)
С
Смородина черн.,
петрушка,
капуста,
яблоки,
печень
100 - 400
100 - 190
25 - 100
20 - 40
10 - 40
Заболевание цингой, нарушение процесса обмена веществ
А
Печень КРС
Масло сливочное
Желток яичный
Морковь
30
1,2
2,5 - 15
9
Поражение кожи и слизистых оболочек; куриная слепота; полная слепота
К
Шпинат
Крапива
Капуста
Яйца
4,40
3,20
3,20
0,08
Снижение свертываемости крови

Органические кислоты обладают низкой энергетической ценностью (2,4-2,5 ккал/г).
Влияют на процесс пищеварения, придают продуктам специфический вкус, способствуют их лучшему усвоению.
Содержатся кислоты в овощах, фруктах, ягодах (лимонная, яблочная, молочная, щавелевая).
Кислотность имеет большое значение для оценки качества пищевых продуктов.
Ароматические вещества:
- улучшают вкус пищи;
- повышают усвояемость пищи;
- активизируют деятельность пищеварительных органов.
Играют решающую роль при оценке качества пищевых продуктов.
К ароматическим веществам относятся: душистый перец, гвоздика, лавровый лист, укроп, тмин, анис, ваниль и др.
Красящие вещества - хлорофилл, каротин, ксантофилл.
Дубильные вещества - участвуют в образовании вкуса плодов, придают вяжущий вкус. Содержатся в терне, алыче, хурме и др.
Вода - входит в состав продуктов питания.
Все процессы обмена веществ протекают только при достаточном содержании воды в клетках.
Вода составляет 65 - 70% массы человека.
Продукты, содержащие много воды, относятся к скоропортящимся и подвергаются быстрой порче (гниению, брожению).
В зависимости от особенностей продуктов, условий внешней среды установлены правила хранения продовольственных товаров.

Непродовольственные товары

Свойства, определяющие эффективность использования товаров по назначению, называются потребительскими и характеризуются показателями качества.
К потребительским свойствам непродовольственных товаров относятся:
- социальные,
- функциональные,
- эргономические;
- эстетические,
- надежности,
- экологические,
- безопасности.

Социальные - включают показатели социального адреса и потребительского класса товара, соответствие товара оптимальному ассортименту, морального старения.
Для характеристики показателей социального адреса и потребительского класса используют следующие данные:
- соответствие товара требованиям потребителя, для которых он предназначен;
- соответствие признаков комфортности изделия;
- соответствие его технической оснащенности;
- розничной цены.
Пример: выпуск одежды, обуви массового спроса и эксклюзивных изделий, которые вырабатываются в едином экземпляре для покупателей с высоким уровнем доходов.
При характеристике морального износа товара учитывается:
- снижение качества товара вследствие появления новых товаров;
- сокращение срока службы товаров, вызванного изменениями моды, стиля.
Функциональные свойства - способность товара выполнять свою основную и вспомогательную функцию.

Показатели функциональных свойств

состава и структуры технического совершенства


Состав и структура различны в зависимости от вида продукции.
Пример: в тканях ? % содержания текстильных волокон и структура ткацких переплетений.
Показатели технического совершенства - соответствие товаров достигнутому научному и техническому уровню.
Важнейшие - прочность материалов на разрыв;
? способность поглощать и отдавать влагу;
? способность проводить тепло;
? способность отражать световые лучи.
Эргономические свойства - это способность товара создавать ощущения удобства, комфортности в соответствии с антропометрическими, психологическими характеристиками человека.

Основные свойства:
- масса, размер, напряженность магнитного, электрического полей;
- удобство контроля за подготовкой изделия к использованию, хранению, транспортированию;
- соответствие изделия силовым, скоростным возможностям человека.

Эстетические свойства - характеризуются информационной выразительностью, рациональностью формы и совершенством производственного исполнения.
Информационная выразительность:
- знаковость,
- оригинальность,
- стилевое соответствие,
- соответствие направлению моды.

Надежность - это способность товара сохранять функциональное назначение в процессе хранения и/или потребления/эксплуатации в течение заранее оговоренного срока.
Экологичность - это способность товаров не оказывать вредного воздействия на окружающую среду при их эксплуатации или потреблении.
Безотказность - способность товаров непрерывно сохранять свою работоспособность в течение определенного времени.
Показатели безотказности применяются при оценке качества сложно технических изделий (электротовары, средства механизации, радиоэлектронные товары).
Безопасность - это состояние, при котором риск вреда или ущерба ограничен допустимым уровнем.
Показатели безопасности:
1) содержание токсичных веществ в товарах бытовой химии, стеклянных, керамических товарах;
2) содержание химических волокон в тканях, трикотажных изделиях;
3) гибкость и прочность крепления каблуков в обуви;
4) устойчивость окраски тканей к трению, стирке, поту.
Показатели безопасности обязательно определяются при экологической сертификации.

5.3 Градация качества

Градация, класс, сорт - категория или разряд, присвоенные объектам, отражают предусмотренное или установленное различие в требованиях к качеству.
Стандартным признается товар, который соответствует установленным требованиям по всем показателям.
Нестандартный товар - это товар, который не соответствует установленным требованиям по одному или нескольким показателям, но это несоответствие не является опасным.
Например: влажность хлеба выше установленной нормы.
Брак - товар с выявленными устранимыми или неустранимыми несоответствиями.

Товары по назначению делятся на классы


первый класс второй класс третий класс

Первый класс - товары, пригодные к использованию по назначению.
Второй класс - товары, условно пригодные для использования по назначению.
Третий класс - опасные товары, непригодные для использования по назначению.
В оптовой и розничной торговле преобладают потребительские товары первого класса. Товары второго и третьего классов не допускаются к реализации.
Сортамент товаров - совокупность сортов, относящихся к одноименному товару.
Одной из важных задач оценки качества является установление градаций качества стандартной продукции, которые представлены сортами.
Сорт - это категория качества продукции одного наименования, но отличающаяся от другой значениями показателей.
Различают сортамент природный и товарный.
Например: природный сортамент яблок включает более 200 сортов, каждый сорт имеет свое название - Белый налив, Джонатан, Симеринка и др., отличающиеся формой, окраской и т.д.
Товарный ассортимент чая: экстра, высший, первый, второй, третий.
Задачей оценки качества товаров является выявление несоответствий, или дефектов.
Дефект - невыполнение заданного или ожидаемого требования, касающегося объекта, а также требования, относящегося к безопасности.

По степени значимости дефекты различают:


критические значительные малозначительные

Критические дефекты - несоответствие товаров установленным требованиям, которые могут нанести вред жизни, здоровью, имуществу потребителей или окружающей среде.
Например: загнившие яблоки нельзя использовать в пищу или на промпереработку, т.к. они содержат вредные для организма вещества (микротоксины).

Значительные дефекты - несоответствия, существенно влияющие на использование по назначению и надежность товаров, но не влияющие на безопасность для потребителя.
Пример: ушибы, проколы, повреждения вредителями ухудшают внешний вид яблок, снижают выход съедобной части и сохраняемость яблок, но плоды могут быть использованы по назначению.

Малозначительные дефекты - несоответствия, которые не оказывают существенного влияния на потребительские свойства товаров, в первую очередь на назначение, надежность и безопасность.
При оценке качества яблок к малозначительным дефектам относятся отклонения от формы, размера, окраски.
В зависимости от наличия методов и средств обнаружения различают дефекты


явные скрытые (бомбаж)

В зависимости от места возникновения различают дефекты:


технологические предреализационные послереализа-
ционные

Технологические дефекты - дефекты, вызванные недостатками при разработке продукции и несоблюдении производственных процессов.
Предреализационные дефекты - возникают при транспортировании, хранении, подготовке к продаже и реализации товаров.
Пример: бой посуды, микробиологическая порча товаров при хранении, деформация и т.п.
Послереализационные дефекты - возникают при хранении, эксплуатации или использовании товаров потребителем.
Причины этих дефектов:
- нарушение потребителем правил эксплуатации, хранения, или потребления;
- проявление скрытых технологических или предреализационных дефектов.
Права потребителей и ответственность изготовителей и продавцов регламентируются Федеральным Законом "О защите прав потребителей".

5.4 Управление качеством

Управление качеством - это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве, эксплуатации и потреблении. Управление осуществляется путем планирования качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции. Одним из важных мероприятий в этом направлении является сертификация продукции.
Сертификация - это комплекс действий, в результате которых с помощью специального документа - сертификата (или знака соответствия) ? подтверждается соответствие товара требованиям государственных стандартов. Существует добровольная и обязательная сертификация.
Добровольная сертификация - проводится по инициативе предприятия- изготовителя, преследуется цель повысить конкурентоспособность товара.
Обязательная сертификация - проводится по инициативе государства и преследуется цель обеспечить безопасность и экологичность товара.

Контрольные вопросы к теме 5

1. Охарактеризуйте основные понятия в области качества товаров.
2. В каких направлениях осуществляется управление качеством продукции?
3. Назовите основные потребительские свойства продовольственных товаров.
4. Охарактеризуйте потребительские свойства потребительских товаров.
5. Какое значение для организма человека имеют минеральные вещества?
6. Какое влияние на организм человека оказывают витамины?
7. Назовите основные потребительские свойства непродовольственных товаров.
8. Дайте характеристику потребительским свойствам непродовольственных товаров.
9. Что отражают такие понятия, как градация, класс, сорт?
10. Какой товар относится к стандартному?
11. Охарактеризуйте товары в зависимости от классов.
12. Что является основной задачей оценки качества товаров?
13. Дайте характеристику дефицитов по степени значимости.
14. Какова цель сертификации товаров?
15. Что означает понятие "управление качеством"?
Контрольные задания к теме 5

1. Впишите пропущенные слова:
Деление на сорта осуществляется в зависимости от наличия ____________ и отклонений по одному или нескольким ______ потребительских свойств.
2. Ситуация № 1.
К директору магазина "Хлеб" ТОО "Колос" обратилась возмущенная покупательница и положила на стол директора разрезанную булку хлеба столового, в которой на срезе видны нити от мешковины.
Что должен предпринять директор магазина?
3. Ситуация № 2.
Покупательница Полянская В.П., проживающая в г. Зарайске Московской области, купила в магазине № 23 фирмы "Фея" стенку "Авангард" за 500 у.е., привезенная на дом стенка оказалась бракованной. Заменить стенку магазин отказался.
Как покупатель должен защитить свои интересы?
4. Ситуация № 3.
Индийский чай высшего сорта хранился на складе в течение года в светлом помещении. При оценке качества органолептическим методом результаты оценки показали, что чай в процессе хранения по своим показателям не соответствует высшему сорту, а только первому сорту.
Объясните причину пересортицы товара с точки зрения товароведения.
5. Задача.
В магазин поступила партия риса шлифованного, первого сорта без сертификата соответствия. Директор магазина отправил одну пачку крупы в испытательную лабораторию на анализ. При проверке качества в лаборатории в __________ 10 г обнаружено 0,3 г ________ зерен и 0,01 г _________ зерен.
Соответствует ли фактическое качество риса указанному сорту?
Может ли быть сертифицирована данная партия риса?


Тема 6. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОВАРОВ

6.1 Основные количественные характеристики

Количественные характеристики относятся к одним из основополагающих в товароведении. При их определении следует различать понятия: единичные товары и их совокупность, товарные партии, общие и специфичные количественные характеристики товаров.
Единичный экземпляр - отдельные товары, которые обладают целостностью и присущими конкретному виду или наименованию потребительскими свойствами.
Например: пара обуви, 1 автомобиль, 1 яблоко, 1 арбуз.
К единичным не относятся упаковочные единицы, состоящие из отдельных изделий (ящик печенья, ящик гвоздей), так как они сами являются совокупностью единичных экземпляров товаров или комплексных упаковочных единиц.
Товарная партия - совокупность единичных экземпляров товаров и/или комплексных упаковочных единиц, объединенных по определенному признаку. Наиболее распространено такое определение: товарная партия - это продукция одного вида, сорта и наименования, выработанная за одну смену и оформленная одним документом о качестве.
Например: партия хлеба, поступившая из цеха, выработанная в 1 смену.
Общие количественные характеристики - масса, длина, температура, объем.
Специфичные количественные характеристики - пористость, пластичность, гигроскопичность, твердость, сыпучесть, вязкость, эластичность и другие.
Особенностью специфичных количественных характеристик товаров является то, что многие из них одновременно выступают критериями как количественных, так и качественных характеристик, т.е. служат показателями качества.
Например: пористость мякиша хлеба и его эластичность говорит о качестве этого хлеба.

Количественные характеристики выражаются через основные и производные физические величины и единицы их измерения. Они служат показателями физических свойств товаров и многих физико-химических показателей качества.

6.2 Физические свойства товаров

Физические свойства товаров выражаются через физические величины. Физические величины измеряются в основных, дополнительных и производных единицах измерения, устанавливаемых Международной системой единиц (СИ).
Общие физические свойства товаров:
- Масса.
- Длина.
- Площадь.
- Объем.
- Температура.
- Теплоемкость.
- Теплопроводность.

Масса - количество товаров в определенном объеме, выраженное в основной (кг) или производной величине (мг, г, цт, т и др.)
Длина - основная физическая величина, выражаемая в метрах.
Площадь - производная физическая величина, определяемая как произведение двух длин (длина и ширина).
Объем - производная физическая величина, определяемая как произведение трех длин (длина, ширина, высота).
Температура - основная физическая величина, которая характеризует теплодинамическое состояние товаров.
Теплоемкость - количество тепла, необходимое для повышения температуры объекта определенной массы в определенный промежуток времени.
Теплопроводность - количество тепла, которое проходит через массу объекта определенной толщины и площади в фиксированное время.


Специфические физические свойства товаров:
- Механические.
- Теплофизические.
- Электрофизические.
- Оптические.
- Акустические.
Механические свойства - особенности товаров, проявляющиеся при ударных, сжимающих, растягивающих и других воздействиях, характеризуют способность товаров сопротивляться приложенным к ним внешним силам или изменяться под воздействием. К ним относятся:
- прочность;
- твердость;
- упругость;
- эластичность;
- пластичность;
- вязкость;
- деформация.

Теплофизические свойства - характеризуют индивидуальное термодинамическое состояние товаров. К ним относятся:
- температура плавления и застывания;
- температура замерзания.

Электрофизические свойства - способность товаров изменяться под влиянием внешнего электрического поля. К ним относятся:
- электопроводность;
- диэлектрическая проницаемость.

Оптические свойства - способность товаров рассеивать, пропускать или отражать свет. К ним относятся:
- цвет;
- цветовой тон;
- яркость цвета;
- насыщенность цвета;
- прозрачность;
- преломляемость.

Акустические свойства - способность товаров издавать, поглощать, проводить звук. К ним относятся:
- спектр звука;
- скорость звука;
- сила звука;
- тон звука;
- резонанс.

Контрольные вопросы к теме 6

1. Охарактеризуйте основные понятия в области количественных характеристик товаров.
2. Назовите основные отличия между понятиями "партия" и "единичный экземпляр".
3. Перечислите общие количественные характеристики товаров.
4. Перечислите специфичные количественные характеристики товаров.
5. Назовите общие физические свойства товаров.
6. Назовите специфические физические свойства товаров.
7. Для чего нужны такие количественные характеристики товаров, как длина, площадь и объем?
8. К каким физическим свойствам товаров относится температура?
9. В чем разница между температурой, температурой плавления и температурой замерзания?
10. Для чего необходимо знать диэлектрическую проницаемость товаров?
11. Какие товары относятся к звукопроводящим?
12. Какие товары относятся к звукоизоляционным?

Контрольные задания к теме 6

1. Продолжите определение: комплексная упаковочная единица - это___________________________________________________
2. Дайте правильный ответ:
Товарная партия:
1) товары, обладающие целостностью;
2) совокупность комплексных упаковочных единиц;
3) товары, выработанные на одном предприятии.
3. Какие общие физические свойства товаров существуют?
______________________
_______________________
_______________________
_______________________
4. Дайте правильный ответ.
Теплоемкость - это
1) количество тепла, проходящее через товары;
2) величина, характеризующая теплодинамическое состояние объекта;
3) количество тепла, необходимое для повышения температуры объекта в период времени.
5. Продолжите высказывание:
Особенность специфичных количественных характеристик товаров является______________________________________________

















Тема 7. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЦИКЛ ТОВАРОВ

7.1 Стадии технологического цикла

Основные стадии технологического цикла:
1) предтоварная стадия,
2) товарная стадия,
3) стадия утилизации отходов товаров.
На предтоварной стадии проектируется, разрабатывается, производится продукция, предназначенная для удовлетворения потребностей других производителей или конечных потребителей.
Товарная стадия начинается с формирования товарных партий из единичных экземпляров. Последующие этапы товарной стадии до реализации обеспечивают товародвижение партии в целом и предназначены для сохранения и целостности по количеству и качеству.
Стадия утилизации отходов завершает технологический цикл товаров. Списание товарных отходов и контроль за их отправкой в специализированные организации по уничтожению отходов осуществляют органы санитарно-эпидемиологического надзора.

7.2 Контроль качества и количества товарных партий

Приемка товаров по качеству осуществляется в торговых организациях партиями. Независимо от размера партии приемочный контроль по качеству носит выборочный характер. Важнейшим элементом выборочного контроля является отбор проб.
Проба (образец) - минимально допустимая часть товарной партии, отобранная из нее по установленным правилам и предназначенная для оценки качества.
Выборка - определенное минимально допустимое количество упаковочных единиц, составляющих часть товарной партии и отобранных для составления исходной пробы.
Правила отбора проб и выборок устанавливаются стандартами.




Точечная проба - единичная проба определенного размера, отбираемая из одного места товарной партии.
Точечная проба при оценке качества товарной пробы картофеля - не менее 3 кг, а корнеплодов - 1 кг.
Объединенная проба - совокупность точечных проб, отобранных от одной товарной партии.
Пример: от товарной партии картофеля (100 т) необходимо отобрать 30 точечных проб массой по 3 кг. Объединенная проба составляет 90 кг. Гост 7194-81 картофель свежий. Правила приемки и методы определения качества.
В случае неоднородности качества образца применяют контроль по альтернативному признаку, используя при этом приемочное и браковочное числа.
Приемочное число - максимально допустимое количество забракованных единиц выборки или объединенной пробы, позволяющие принять решение о приеме товарной партии по качеству.
Браковочное число - минимально допустимое количество забракованных единиц объединенной пробы, являющиеся основанием для отказа от приемки товарной партии по качеству.

Таблица 7.1 ? Приемочные и браковочные числа для фасованных кондитерских изделий

Масса нетто упаковочных единиц, г
Объем выборки, шт.
Приемочное число
Браковочное число
до 50 включительно
от 51 до 200 включительно
от 201 до 500
от 501 до 750
от 751 до 1000
50
32
20
13
8
7
5
3
2
1
8
6
4
3
2

7.3 Фальсификация и идентификация товаров

Фальсификация - подделка, подмена в процессе изготовления продукции определенного качества другой, менее ценной, не соответствующей своему названию, и реализация ее в корыстных целях.

Фальсификацией во всем мире занимаются давно, подделывают все - от одежды и обуви известных фирм до денежных купюр.

В зависимости от метода подделки различают фальсификацию:
- ассортиментную;
- качественную;
- количественную;
- стоимостную;
- информационную.

Ассортиментная фальсификация - подделка путем замены одного товара другим с сохранением определенного сходства.
В качестве заменителя используется вода, низкокачественный натуральный (пищевой) или ненатуральный (непищевой) компонент, различные имитаторы.

Качественная фальсификация - подделка товаров с помощью различных добавок, которые улучшают внешний вид продукта, но понижают его качественные показатели.
Используют различные красящие и ароматизирующие вещества, подсластители (спитый чай, кофе без кофеина).

Информационная фальсификация - обман потребителя с помощью недостоверной или заведомо ложной информации о товаре.
Этот вид фальсификации встречается в наше время сплошь и рядом, начиная от средств массовой информации (радио, телевидение, газеты, журналы) до конкретной маркировки товара.
Особенно подвержены фальсификации следующие виды пищевых продуктов импортного и отечественного производства:
1) алкогольные напитки;
2) вкусовые продуты (кофе, чай);
3) мед и кондитерские изделия (шоколад);
4) соки натуральные;
5) растительные масла и животные жиры;
6) мясные консервы;
7) макароны.

Инструментом для определения фальсификации является идентификация.
Идентификация - это отождествление, установление совпадения чего-либо с чем-либо.
Идентификация товара - установление соответствия наименования товара, указанного на маркировке или в сопроводительных документах, предъявляемым к нему требованиям.
Проведение качественной идентификации - очень сложный, емкий, дорогостоящий процесс, требующий использования не только специальных физических, химических методов анализа, но и новых эффективных способов определения фальсификации и идентификации.
Одним из ярких примеров фальсификации является фальсификация кофе марок Jacobs, Nescafe, Cofe Pele.
Настоящий кофе "Пеле" выпускают в длинных стеклянных банках с талией, а также в небольших жестяных банках с бумажной этикеткой. Фальсифицированный кофе упакован в необычную плоскую баночку, на этикетке которой написано: "Cafe Pele Brazil".
При анализе фальсифицированного кофе установлено следующее:
1) содержание крупинок чистого кофеина (что опасно для здоровья),
2) горящие добавки (солома),
3) сам псевдокофе представляет собой отходы кофейного производства.
Одним из приемов использования новых эффективных методов определения идентификации являются электронные носы, которые используют ведущие фирмы мира ("Coca-cola", "Whitbread"). Наличие базы данных запахов позволяет этим прибором всего за 10 секунд "узнавать" продукты по запаху.

Контрольные вопросы к теме 7

1. Назовите основные стадии технологического цикла.
2. Объясните как осуществляется контроль качества в торговых организациях?
3. Что такое фальсификация и какие ее виды вы знаете?
4. Для чего применяется идентификация товаров?
5. Назовите собственные примеры фальсификации товаров.

Контрольные задания к теме 7

1. В магазин повседневного спроса поступила партия товара: 60 мешков сахара-песка, масса нетто 50 кг.
Из скольких мешков необходимо отобрать средний образец для проверки качества? Ответ обоснуйте.
2. На межрайбазу поступил товар в поврежденной таре.
Каким образом должна производиться приемка товаров по количеству и по качеству. Какая документация оформляется и в какие сроки?
























Тема 8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА И КОЛИЧЕСТВА ТОВАРОВ

8.1 Формирующие факторы

Обеспечение качества и количества товаров - совокупность мероприятий, направленных на формирование и сохранение требований к качеству и заданному количеству товаров.
Существует две группы факторов по обеспечению качества и количества товаров:
формирующие факторы
сохраняющие факторы
1) проектирование и разработка продукции
2) сырье
3) конструкция
4) технология производства
5) упаковка
6) товарная обработка
7) хранение
8) реализация
9) потребление

1.
Формирующие факторы - это комплекс объектов и операций, свойственных определенным этапам технологического цикла и предназначенных для требований к качеству и количеству продукции.
Проектирование и разработка продукции - определяющий фактор, устанавливает размер, массу изделий, согласно запросам потребителей.
Сырье - различные вещества, используемые для производства готовых изделий.
Свойства и качество готовой продукции зависят от природы, состава и качества сырья (шерсть, пушнина, рога, древесина, хлопок, лен, металлы, сплавы, минералы и др.).

стр. 1
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

>>