<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

Конструкция - форма, размер, способ соединения и взаимодействия деталей и узлов, соотношение между отдельными элементами, взаимозаменяемость, многооперационность и другие особенности изделия.
Конструкция изделия должна обеспечивать:
- удобство пользования,
- красивый внешний вид,
- экономичность,
- надежность,
- возможность ремонта и долговечность.
Технология производства - совокупность операций, предназначенных для формирования основополагающих товароведных характеристик готовой продукции.
При обработке сырье подвергается механическим, термическим, физико-химическим воздействиям.
Так, качество стеклянных изделий зависит от температуры и среды отжига; закалкой, отпуском и др. видами термообработки можно изменить свойства металлоизделий.

8.2 Сохраняющие факторы

Упаковка - это процесс подготовки товаров к транспортировке, хранению и продаже.
Тара - это изделия, в которых товар перемещается, хранится и доставляется на предприятия торговли.
Тара является связующим звеном в цепи товародвижения.
Значение тары:
1. Обеспечивает сохранность перевозимой продукции.
2. Максимальное использование транспортных средств и средств механизации погрузочно-разгрузочных работ.
3. Удобство реализации и потребления приобретенной продукции.

Классификация тары

Тара

внутренняя внешняя

Схема 5

Внутренняя: обертки, картонные коробки, жестяные банки, бутылки, пакеты, флаконы.
Внешняя: ящики (деревянные, картонные, металлические, полимерные), контейнера, бочки, мешки.
Тара
(в зависимости от материалов)







Тара
(в зависимости от сопротивляемости к механическим воздействиям)





Тара
(в зависимости от количества оборотов)



Схема 6
Одним из наиболее прогрессивных и экономичных видов является картонная тара (ящики). Отличается легкостью, прочностью и хорошей изотермичностью.
В наше время все более широкое применение имеет транспортная тара из полимерных материалов (ящики, лотки, пакеты, мешки, коробки).
Преимущества этой тары: прочность, отсутствие постоянных деформаций, химическая стойкость, непроницаемость.
Полимерная тара изготавливается из полиэтилена, полипропилена, полистирола, ПВХ и др.
Алюминиевая фольга (тонко прокатанные листы толщиной менее 0,1 мм) широко используются в качестве упаковочного материала и идеальным образом удовлетворяют всем требованиям, предъявляемым при расфасовке продуктов питания (масло, творог, майонез, мороженое, десерт).
Для упаковки косметической, фармацевтической продукции, товаров бытовой химии, красок, все большее применение находит алюминиевая и полимерная туба.
В стране освоено производство безалкогольных напитков и минеральной воды в бутылках из ПВХ и ПЭТ.
В наше время во всех странах мира люди употребляют молоко, чай, соки, различные напитки, разлитые в картонные упаковки. На мировом рынке эта упаковка называется "комбиблок".

Преимущества:
1) объем упаковки от 250 до 2000 мл;
2) имеют практическое устройство для вскрытия;
3) продукты хранятся длительное время без охлаждения.

Хранение - этап технологического цикла товародвижения от выпуска готовой продукции до потребления.

Цель хранения: обеспечение стабильности исходных свойств или их изменение с минимальными потерями.
В зависимости от сохраняемости продовольственные товары делятся на:
- скоропортящиеся товары,
- длительного хранения.

Скоропортящиеся товары - отличаются высоким содержанием воды (мясо, рыба, молоко, яичные, плоды, овощи).

Длительного хранения - содержат небольшое количество воды или подвергаются консервированию (мука, крупа, сахар, сушеные овощи, фрукты, вина, баночные консервы).
Процессы, происходящие при хранении, делятся на:
- физические,
- химические,
- биохимические,
- биологические,
- смешанные.

Физические процессы - вызывают изменения физических свойств продукта: температура, плотность, цвет, форма, теплопроводность.

Химические - процессы, которые вызывают различные превращения отдельных химических веществ, входящих в состав пищевых продуктов (гидролиз веществ, карамелизация сахаров).

Биохимические процессы - вызывают превращения химических составных частей продуктов под влиянием ферментов (автолиз, брожение, гниение, плесневение).

Автолиз - ферментативный процесс саморастворения, протекающий в тканях мяса и рыбы. В процессе автолиза происходит сложное превращение гликогена в молочную кислоту. Под действием автолиза улучшается вкус, запах, нежность и сочность мяса.

Брожение - это процесс расщепления безазотистых органических веществ (углеводов, спирта, молочной кислоты) под действием ферментов, выделяемых микроорганизмами.

Гниение - процесс распада белков под влиянием ферментов, выделяемых гнилостными микроорганизмами. Конечные продукты распада придают продуктам неприятный запах и могут стать причиной отравления. Чаще всего загнивают мясо, рыба, яйца, фрукты, овощи.

Плесневение - вызывают плесневые грибы, выделяющие ферменты, расщепляющие углеводы, белки, жиры. Плесень вызывает порчу плодов, овощей, хлеба, мяса, масла, яиц и др.

Биологические процессы - вызываются грызунами и вредителями пищевых продуктов.

Оказывают большое влияние на качество и сроки хранения продуктов.
Основная задача при хранении товаров: не допустить или затормозить процессы, приводящие к снижению качества и порче товаров.
Замедление или ускорение процессов в товарах при хранении зависит от:
- температуры,
- влажности и состава воздуха,
- вентиляции и освещенности помещения,
- товарного соседства,
- упаковки и укладки товаров.
Температура воздуха оказывает большое влияние на развитие микроорганизмов и вредителей, активность ферментов и скорость химических реакций.
Повышение температуры на 10°С ускоряет ферментативные реакции в 1,3-5 раз, а химические - еще сильнее.
Продукты длительного хранения - предел температуры не выше 10°С.
Скоропортящиеся продукты - 0°С и ниже.
Влажность воздуха - это процентное отношение фактического количества водяных паров в воздухе к тому количеству, которое требуется для его полного насыщения при данной температуре.
Каждому виду товара свойственна определенная влажность, отклонение от которой может изменить направленность химических и биохимических процессов.
Для хранения товаров с высоким содержанием влаги (плоды, овощи, мясо) в складских помещениях следует поддерживать высокую относительную влажность воздуха - 80-95%.
Товары с невысокой влажностью (сахар, мука, соль, жиры) хранят при невысокой относительной влажности воздуха 65-75%.
В помещении для хранения товаров должен быть состав воздуха следующим:
* 78% азот,
* 21% кислород,
* 0,03% углекислый газ.
Температуру, влажность и газовый состав в хранилищах регулируют вентиляцией.
Она способствует понижению температуры в хранилище, снижению концентрации углекислого газа, активизирует защитные функции товаров (свежих плодов, овощей).
Воздухообмен - в процессе воздухообмена создается равномерный температурно-влажностный режим, удаляются газообразные вещества, выделяемые хранящимися товарами, тарой, оборудованием и пр. Он может быть естественным (циркуляция воздуха) и принудительным (вентиляция).
Свет играет при хранении отрицательную роль.
Под воздействие цвета происходит обесцвечивание и помутнение вина, пива, соков, позеленение картофеля и овощей, окисление жиров, прогоркание круп и муки.
Тара и упаковочные материалы защищают от внешних воздействий, повышенной или пониженной температуры, влажности воздуха, света и т.д.
Размещение товаров - относится к наиболее значимым факторам, определяющим условия хранения. При размещении товаров на хранение необходимо руководствоваться определенными правилами, которые основаны на принципах:
- Совместимость -правила товарного соседства и правила размещения.
- Безопасность - обеспечение механизации погрузочно-разгрузочных работ.
- Эффективность - рациональная эксплуатация хранилищ.

Основополагающие принципы хранения

1. Непрерывность соблюдения условий хранения.
2. Защита от неблагоприятных внешних воздействий.
3. Информационное обеспечение.
4. Систематичность контроля.
5. Экономическая эффективность.

Методы хранения

Метод хранения - это совокупность технологических операций, обеспечивающих сохраняемость товаров путем создания и поддержания заданных климатических и санитарно- гигиенических режимов, способов размещения товаров и их обработка.

1. Регулирование температурного режима хранения.
2. Регулирование влажностного режима хранения.
3. Регулирование воздухообмена.
4. Регулирование газовой среды.
5. Метод хранения по способам размещения.
6. Метод ухода за товарами по способам их обработки.

Реализация товаров - деятельность по отпуску товаров потребителям. На сохраняемость товаров оказывает незначительное влияние в связи с наименьшим сроком осуществления этого процесса. Перед реализацией товары часто проходят предреализационную обработку, которая позволяет улучшить внешний вид товара и создать такие качественные и количественные характеристики, которые обеспечивают формирование потребительских предпочтений.
Послепродажное обслуживание - комплекс торговых услуг, обеспечивающих сохраняемость товаров у потребителя в процессе их доставки, хранения, эксплуатации и пользования. Назначение этих услуг - создание положительного послепродажного отношения потребителя к товару и фирме или продавцу. Сюда относятся: доставка товаров на дом, монтаж, сборка, наладка, техническое обслуживание, гарантийный ремонт и т.д.
Потребление - комплекс операций, обеспечивающий использование товара по функциональному или социальному назначению. Потребление и эксплуатация товаров на дому у потребителя значительно влияет на качество товаров. Каждый период эксплуатации связан с утратой определенных ресурсов товара. Например, одежда и обувь изнашивается, поэтому потребителю особенно важно соблюдать условия использования изделия по назначению, о которых он должен быть информирован. При хранении продовольственных товаров особенно важно соблюдать условия хранения и сроки реализации товаров.


8.3 Товарные потери

На различных этапах технологического цикла товародвижения отмечаются разнообразные потери сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, а затем и товаров.
Товарные потери - это потери, вызванные частичной или полной утратой количественных и качественных характеристик товара в натуральном выражении.

























Схема 7

Количественные потери - уменьшение массы, объема, длины и других количественных товаров.
Естественная убыль - количественные потери, вызываемые процессами, которые свойственны товарам и происходят при транспортировании и хранении.
Усушка - одна из основных причин естественной убыли потребительских товаров, содержащих воду даже в небольших количествах.
Так, потери массы свежих плодов и овощей, мяса, рыбы, хлеба, кондитерских изделий на 50-95% состоят из потерь влаги.
Распыл (распыление) - свойственен мелкоизмельченным продуктам и происходит за счет удаления части продукта при фасовке, взвешивании.
Характерен для муки, крахмала, соли, круп, стиральных порошков, цемента и др.
Розлив (размазывание) - количественные потери жидких продуктов за счет прилипания частиц к стенкам тары.
Этот процесс вызывает потери напитков, меда, красок, олифы, масла растительного и др.
Бой стеклянной тары - нормируется для алкогольных, безалкогольных, парфюмерно-косметических товаров, олифы, посуды, зеркал.
Качественные потери - это потери, обусловленные микробиологическими, биологическими, химическими и физическими процессами.
Актируемые качественные потери списываются за счет прибыли торговой организации, а нормируемые естественные потери - за счет издержек обращения или производства.

Контрольные вопросы к теме 8

1. Какие основные факторы по обеспечению качества и количества товаров вы знаете?
2. Дайте характеристику формирующим факторам.
3. Что относится к сохраняющим факторам?
4. По каким признакам классифицируется тара?
5. Перечислите современные виды тары.
6. Каковы основные требования, предъявляемые к упаковке?
7. Назовите основные процессы, происходящие при хранении товаров?
8. Какова основная цель и задачи хранения товаров?
9. Какими бывают товарные потери?
10. Охарактеризуйте количественные товарные потери.

Контрольные задания к теме 8

1. Охарактеризуйте виды естественной убыли с помощью таблицы следующей формы:

Вид естественной убыли
Причина возникновения
Характеристика
Потери каких товаров вызывает
1. Усушка


2. Улетучивание веществ

3. Бой стеклотары




2. Скоропортящимися продуктами являются:
а) мясо, молоко;
б) плоды, овощи;
в) растительное масло;
г) мука, сахар.
3. На интенсивность испарения воды в продукте влияет:
а) низкая относительная влажность;
б) высокая температура;
в) активная вентиляция.
4. Можно ли хранить рядом ("да" или "нет")?
а) сливочное масло и мясокопчености;
б) чай и кофе;
в) растительное масло и кондитерские изделия.
5. Задача.
На складе произведено снятие остатков колбасы варено-копченой на состояние 15 мая. Предыдущая инвентаризация была проведена 15 марта. Таким образом, инвентаризационный период составил 61 сутки. Поступление, отпуск и остатки колбасы варено-копченой на основании данных бухгалтерского учета за весь инвентаризационный период определились в следующих количествах:

Дата
Остаток товаров на начало дня
Поступило товаров за день
Отпущено за день
Остаток товаров на конец дня
16.03
-
851
-
851
17.03
851
-
710
141
18.03
141
225
290
76
15.05
1249
-
778
471
Итого:
-
-
13848
58443

Найти: предельный размер естественной убыли колбасы за инвентаризационный период.
























Тема 9. МАРКИРОВКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

9.1 Маркировка потребительских товаров

Насыщение рынка разнообразными товарами отечественного и зарубежного производства предоставило потребителю большую свободу выбора. Этим определяется повышенная требовательность потребителей к качеству товара, внешнему виду, упаковке.
Основные сведения о производителе товара, условиях использования и его безопасности, основных потребительских свойствах указаны в маркировке.
Маркировка - текст, условные обозначения, нанесенные на упаковку или товар для доведения до потребителя информации об изготовителях и потребительских свойствах товара.
В зависимости от места нанесения различают маркировку производственную и торговую. Требования к производственной маркировке устанавливаются стандартами на маркировку и упаковку Требования к торговой маркировке устанавливаются правилами продажи отдельных групп товаров.
Производственная маркировка - текст, рисунок или условные обозначения, нанесенные изготовителем на товар и/или упаковку и/или другие носители информации. Носителями производственной маркировки могут быть:
- Этикетки.
- Кольеретки.
- Вкладыши.
- Ярлыки.
- Бирки.
- Контрольные ленты.
- Клейма.
- Штампы.

Торговая маркировка - текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товарные или кассовые чеки, упаковку или товар. Носителями торговой маркировки являются:
- Ценники.
- Товарный чек.
- Кассовый чек.
При маркировке товара наносятся специальные обозначения: товарный знак и знаки сопровождения.
Товарный знак (ТЗ) - обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических лиц от однородных товаров и услуг других юридических лиц.
Правовая охрана товарного знака предоставляется на основании государственной регистрации. Право на товарный знак охраняется законом. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, которое удостоверяет приоритет товарного знака: исключительное право владельца на товарный знак (часть марки, которую можно произнести, например, Адидас) и марочный знак, эмблему (часть марки, которую можно опознать, но невозможно произнести, например, символ, изображение, отличительная окраска или специфическое оформление).
Для характеристики потребительских свойств товаров применяется штриховой код, состоящий из черных и белых полос и цифр.
В странах Европы с 1977 г. используется Европейская система кодирования - EAN (см. рисунок 9.1).


Рис. 9.1 ? Штриховой код

В системе EAN может использоваться код, состоящий из штрихов и 13 или 8 цифр, но чаще применяется EAN-13.
Например: 7290000494616.
Первые две-три цифры (729) обозначают страну, в которой продукт произведен.
Следующие четыре цифры (0000) - предприятие-изготовитель.
Последующие пять (49461) - наименование товара, его потребительские свойства, размеры, масса, цвет.
Последняя цифра (6) - контрольная, используется для проверки правильности считывания штрихов сканером.
С 1993 года штриховой код должен наноситься на все товары, поступающие в Европу.
Цена товара, выпущенного на рынок без штрихового кода, снижается от 3 до 15% стоимости партии.
Правильность нанесения штрихкода и подлинность товара можно проверить путем проведения простых арифметических действий:
1. Сложить все цифры штрихкода, стоящие на четных местах.
2. Полученную сумму умножить на 3.
3. Сложить все цифры стоящие на нечетных местах, кроме контрольной цифры.
4. Сложить суммы, полученные во 2 и 3 дейсвиях.
5. От полученной суммы отбросить десятки.
6. Полученное единичное число должно совпадать с контрольной цифрой.
Предприятия любой формы собственности, а также лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, для получения права наносить штриховой код представляют в ЮНИСКАН заявление.
Маркировка пищевых продуктов должна производиться в соответствии с требованиями стандартов на упаковку и маркировку. Сведения включают:
- наименование и местонахождение предприятия-изготови-теля;
- товарный знак;
- наименование продукции;
- сорт;
- масса нетто;
- обозначение нормативного документа на продукцию;
- условия хранения;
- информационные данные о пищевой и энергетической ценности продукта;
- способ приготовления;
- дату выработки;
- основной состав (рецептура);
- срок хранения.
Маркировка может включать 3 элемента: текст, рисунок и условные обозначения. Условные обозначения (информационные знаки) предназначены для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара. Классификация информационных знаков представлена на рисунке 9.2.
Знаки наименования мест происхождения товаров - это название страны, населенного пункта или местности, используемые для обозначения товара. Может иметь символику с изображением национального флага.
Знак соответствия или качества - защищенный в установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий на то, что данная продукция соответствует конкретному стандарту. В России утвержден общий знак соответствия системы ГОСТ Р.
Компонентные знаки - знаки, предназначенные для информации о применяемых пищевых добавках или иных компонентах, свойственных товару.
Размерные знаки - знаки, предназначенные для обозначения конкретных физических величин, определяющих количественные характеристики товаров.
Эксплуатационные знаки - знаки, предназначенные для информации потребителя о правилах эксплуатации, способах ухода, монтажа и наладки потребительских товаров.
Манипуляционные знаки - знаки, предназначенные для информации о способах обращения с товарами.
Предупредительные знаки - знаки, предназначенные для обеспечения безопасности потребителя и окружающей среды при эксплуатации потенциально опасных товаров путем предупреждения об опасности или указания на действия по предупреждению опасности.
Экологические знаки - знаки, предназначенные для информации об экологической чистоте или экологически безопасных способах их эксплуатации, использования или утилизации.

9.2 Технические документы

Технические документы - это документы, содержащие информацию о товарах. Подразделяют их на 2 группы:
1. Товарно-сопроводительные документы (ТСД) - содержат необходимую и достаточную информацию для идентификации товарных партий на всем пути их товародвижения. Они предназначены для изготовителей и продавцов, поэтому относятся к коммерческой информации.
В зависимости от характеристик товара ТСД подразделяют на виды:
- Количественные документы - это технические документы, предназначенные для передачи и хранения информации о количественных характеристиках товаров или товарных партий. В них содержатся сведения, идентифицирующие товар. К ним относятся: заборные листы, спецификации, коммерческие акты, акты отбора образцов.
- Качественные документы - документы, предназначенные для передачи и хранения информации о качестве товаров. К ним относятся: все виды сертификатов, качественные удостоверения.
- Заявления-декларации - документы, подтверждающие под персональную ответственность изготовителя соответствие продукции установленным требованиям. Этот документ также служит основанием для выдачи сертификатов.
- Расчетные документы ? документы, предназначенные для документального оформления соглашения о ценах, оплате транспортных расходов и прочие документы. К ним относятся: протокол согласования цены, счет, счет-фактура и иные документы о ценах.
- Комплексные документы - документы, предназначенные для передачи и хранения информации о количественных, качественных и стоимостных характеристиках товаров и товарных партий и учета их в процессе товародвижения. К ним относятся: приходно-расходные накладные, товарно-транспортные накладные, железнодорожные накладные.


Рис. 9.2 ? Символы по уходу за изделиями

2. Эксплуатационные документы (ЭД) - документы, предназначенные для передачи и хранения информации о правилах эксплуатации сложнотехнических товаров. Они рассчитаны на использование их лицами, не прошедшими специальную подготовку. К ним относятся следующие документы:
- Руководство по эксплуатации - ЭД, предназначенный для обеспечения потребителя всеми сведениями, необходимыми для правильного использования и обслуживания изделия.
- Этикетка - ЭД, предназначенный для изложения основных показателей и сведений, требующихся для эксплуатации изделия.
- Паспорт - ЭД, удостоверяющий гарантированные изготовителем основные параметры и характеристики изделия.
- Паспорт безопасности вещества - ЭД, предназначенный для обеспечения потребителя достоверной информацией по безопасности применения, хранения, транспортировки и утилизации веществ и материалов.

Контрольные вопросы к теме 9

1. Дайте характеристику понятиям: маркировка, товарный знак, знак сопровождения.
2. Назовите требования стандартов, предъявляемые к маркировке.
3. Объясните как расшифровывается штриховой код.
4. Что обозначают индексы, проставленные на упаковке?
5. Какие знаки сопровождения вы знаете?
6. Что такое технические документы и для чего они нужны.
7. Назовите технические документы, которые необходимы для количественной идентификации товарных партий.
8. Перечислите и дайте краткую характеристику эксплуатационным документам.

Контрольные задания к теме 9

1. Обязательными сведениями, которые должны быть отражены в маркировке товаров, являются:
а) информация о сертификации;
б) калорийность;
в) функциональные возможности;
г) гарантии производителя;
д) об изготовителях и предприятиях, обслуживающих товар;
е) все перечисленное.
2. Перечислите основные параметры, по которым определяется подлинность сертификата.
3. Дайте расшифровку штрихового кода:
а) 404 _____________;
б) 0300 ____________;
в) 31903 ___________;
г) 3 ________________.
4. Штриховой код товара: 4 605496000945.
Определите подлинность товара методом вычисления контрольной цифры.
5. Индексы, проставленные на упаковке продуктов питания, обозначают:
а) данный товар безопасен для потребителя;
б) качество фирменного товара;
в) изделия, поддающиеся переработке;
г) разрешенные к применению пищевые добавки.
6. К техническим документам, содержащим информацию о товарах, не относятся:
а) заявления-декларации;
б) коммерческий акт;
в) счет-фактура;
г) акты об установленном расхождении в количестве товаров;
д) сертификат соответствия.









Тема 10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИЗГОТОВИТЕЛЯ (ПРОДАВЦА) ЗА КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОДУКЦИИ

В России, взявшей курс на построение правового государства, эффективно проводится политика защиты прав потребителей.
Под политикой защиты прав потребителей понимается система государственных и общественных мер правового, экономического, финансового и психологического характера, направленная на удовлетворение потребностей потребителя в качественных товарах (услугах), безопасных для жизни и здоровья потребителя.
Законодательство о защите прав потребителей представляет собой систему нормативных актов различного уровня.
Среди нормативных актов о защите прав потребителей (Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и т.д.) особое место занимает Закон РФ "О защите прав потребителей". Данный закон не только усилил социальные гарантии граждан, но и повысил ответственность производителей, исполнителей, продавцов за качество своей продукции.
Законом РФ "О защите прав потребителей" определено, что он:
- регулирует отношения между потребителями и предпринимателями;
- устанавливает права потребителей на приобретение товаров (услуг) надлежащего качества;
- устанавливает права потребителей на получение информации о товарах (услугах) и их изготовителях, просвещение потребителей;
- устанавливает права на государственную и общественную защиту интересов потребителей;
- определяет механизм реализации всех прав.
Законом о защите прав потребителей определены основные понятия:
- срок службы,
- срок годности,
- гарантированный срок.
Срок службы товара - установленный изготовителем период времени, в течение которого потребитель может использовать товар по назначению и быть уверенным в его безопасности, а изготовитель несет ответственность перед потребителем за возникающие в товаре существенные недостатки.
На некоторые товары, которые по истечении определенного времени могут быть опасными для жизни, здоровья или имущества потребителей, установление срока службы является обязательным.
Перечень таких товаров установлен Постановлением Правительства РФ № 720 от 6 июня 1997 года. К таким товарам относятся:
- товары для детей - игрушки, коляски, детские велосипеды, видеоигры;
- предметы обстановки дома - диваны, кресла-кровати, матрацы;
- хозяйственные товары - электробытовые товары, бытовые станки, аппаратура газовая бытовая;
- культтовары - бытовая радиоэлектронная аппаратура, вычислительная техника, музыкальные инструменты;
- спортивные товары.
В тех случаях, когда изготовитель не установил срок службы на товары, включенные в перечень, он несет ответственность за причиненный вред без ограничения времени.
Срок годности - это период времени, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению.
Перечень товаров, на которые обязательно устанавливается срок годности, определен постановлением Правительства РФ №720.
В этот перечень включены следующие товары:
- изделия бараночные, пироги, пирожки;
- конфеты, шоколад;
- мучные кондитерские изделия;
- растительные масла;
- продукция консервной промышленности;
- мясо и мясопродукты;
- рыбные продукты;
- продукты детского питания;
- товары бытовой химии;
- косметические средства и т.д.

Гарантийный срок - период времени, в течение которого изготовитель принимает на себя повышенные обязательства перед потребителем.
В период гарантийного срока изготовитель может устранить недостатки товара, возникшие по его вине, за свой счет, а в некоторых случаях - заменить товар на новый.
Гарантийный срок устанавливается с момента передачи товара потребителю, поэтому необходимо иметь документы, подтверждающие дату продажи - товарный или кассовый чек или отметку в техническом паспорте о дате продажи.
Защиту интересов потребителей осуществляют различные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы (Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Госстандарт, Министерство здравоохранения, Министерство торговли и т.д.), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей.

Контрольные вопросы к теме 10

1. Объясните, что значит политика защиты прав потребителей?
2. Какие основные понятия определены Законом "О защите прав потребителей"?
3. Какие права имеет потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества?
4. Что является основанием для предъявления потребителем претензий из-за ненадлежащего качества товара?
5. Как исчисляется гарантийный срок товара или срок службы?
6. В какие сроки должны быть заменены товары ненадлежащего качества?
7. Каков порядок обмена товара ненадлежащего качества?

Контрольные задания к теме 10

1. Ситуация 1.
20 октября покупательница Суровцева О.П. купила в магазине "Галантерея" сумку стоимостью 25 у.е. Сумка не подошла дочери по цвету, а потому 23 октября Суровцева обратилась к директору магазина с требованием обменять сумку или вернуть деньги (товарный чек и ярлык сохранены).
Какое решение должен принять директор магазина?
2. Ситуация 2.
26 июня покупатель Попов С.Н. купил в магазине кофемолку стоимостью 400 рублей, а на следующий день обнаружил, что в паспорте на кофемолку отсутствует штамп магазина и гарантийный талон.
Как следует разрешить создавшуюся ситуацию?
3. Ситуация 3.
15 июня к директору универмага обратился покупатель Жуков С.П. с требованием немедленно и безвозмездно предоставить ему электробритву, т.к. купленная им 15 мая в данном универмаге электробритва не работает и сдана в мастерскую для гарантийного ремонта.
Какое решение должен принять директор универмага?
4. Ситуация 4.
20 июня покупатель Зуев А.А. купил в универмаге без предварительной примерки туфли летние, размер 27,5, стоимостью 1,2 тыс. рублей. 27 июня покупатель обратился к директору универмага с требованием обменять обувь, ссылаясь на то, что левая полупара несколько больше правой.
Какое решение должен принять директор универмага?
5. Ситуация 5.
1 июля к директору коммерческого магазина обратился покупатель Яковлев С.Н. с просьбой обменять туфли мужские, размер 27,5, стоимостью 700 рублей по той причине, что обнаружилась трещина верхнего лицевого слоя на правой полупаре. Туфли куплены 25 июня, что подтверждается товарным чеком.
Как должен поступить директор магазина?










КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Вариант №1

Вам необходимо выполнить следующие задания:
- коротко ответить на вопросы;
- отметить правильный ответ теста;
- решить задачу;
- проанализировать приведенные ситуации.

Задание №1

1. Какие основные сведения должна содержать информация о продовольственных товарах?
2. Какие виды классификации товаров существуют?
3. Что такое товароведение?

Задание №2

Выберите правильный вариант ответа и отметьте его.
1. Что изучает товароведение?
а) особенности и классификацию товаров;
б) потребительные стоимости товаров;
в) качество и технологию производства товаров.
2. Субъектами товароведной деятельности не являются:
а) потребители товаров;
б) технологи;
в) маркетологи;
д) товароведы.
3. Идентификация - это:
а) инструмент для определения фальсификации;
б) установление соответствия наименования товара;
в) установление совпадения чего-либо с чем-либо;
г) глубокое исследование товара.



Задача №1
Составить графическую схему классификации трикотажных изделий иерархическим методом, использовав следующие классификационные группировки:
* изделия бельевые, изделия чулочно-носочные, верхний трикотаж, жакеты из шерстяной пряжи, жакеты из синтетических нитей, джемперы, жакеты, майки, носки и так далее.
Укажите признаки, положенные в основу построенной Вами системы классификации.

Задача №2
Рассчитайте структуру ассортимента магазина "Товары для дам" если известно, что в ассортименте магазина присутствуют следующие товарные группы: платья 165 наим., костюмы 88 наим., юбки 42 наим., свитеры 41 наим., брюки 90 наим., блузки 76 наим., нижнее белье 110 наим.

Ситуация
Покупательница Полянская И.И., проживающая в г. Томске, купила в магазине стенку фирмы "Шатура-мебель" за 800 у.е. Привезенная домой стенка оказалась бракованной. Заменить стенку магазин отказался, предложив разные варианты ремонта.
Как покупатель должен защитить свои интересы?

Вариант №2

Вам необходимо выполнить следующие задания:
- коротко ответить на вопросы
- отметить правильный ответ теста;
- решить задачу;
- проанализировать приведенные ситуации.

Задание №1

1. Перечислите факторы, формирующие качество товаров.
2. Какая специальная информация должна сопровождать сложнотехнические товары?
3. Дайте определение товароведения.

Задание №2

Выберите правильный вариант ответа и отметьте его.
1. Принципы товароведения:
а) систематизация;
б) производить то, что надо потребителю;
в) безопасность;
г) соотношение спроса и предложения;
д) эффективность.
2. В задачи коммерческого товароведения не входит:
а) изучение и определение потребительских свойств товаров;
б) повышение уровня жизни людей, влияние на их образ жизни;
в) мероприятия по планированию производства товаров;
г) умение быстро и правильно ориентироваться в вопросах спроса.
3. Товар как объект товароведной деятельности имеет характеристики:
а) стоимостную;
б) социальную;
в) физиологическую;
г) ассортиментную;
д) качественную.

Задача №1
Составить графическую схему классификации молочных товаров иерархическим методом; используйте следующие классификационные группировки:
* Сметана, молочные товары, молоко, кисломолочные товары, кефир, йогурт, кисломолочные напитки, сметана жирность 15%, сметана жирность 20%, сметана жирность 10%.
Укажите признаки, положенные в основу построенной Вами системы классификации.



Задача №2

К каким видам ассортимента можно отнести ассортимент магазина "ГУМ".
Объясните Ваш выбор.

Ситуация
К директору магазина "Колос" обратилась возмущенная покупательница и положила на стол булку хлеба, в которой на срезе видны нити от мешковины.
Что должен предпринять директор магазина?

Вариант №3

Вам необходимо выполнить следующие задания:
- коротко ответить на вопросы;
- отметить правильный ответ теста;
- решить задачу;
- проанализировать приведенные ситуации.

Задание №1

1. Что такое добровольная сертификация товаров?
2. Что такое теоретическая и практическая энергетическая ценность товаров?
3. Перечислите факторы, формирующие качество товаров.

Задание №2

Выберите правильный вариант ответа и отметьте его.
1. К методам научного познания, применяемым в товароведении, относятся:
а) аналитические;
б) технологические;
в) оценки качества;
г) эмпирические;
д) методы управления.
2. Способы кодирования товаров:
а) параллельный;
б) измерительный;
в) обобщение;
г) порядковый;
д) групповой;
е) последовательный.
3. Цель сертификации товаров:
а) защита интересов потребителей в вопросах качества и номенклатуры товаров;
б) совместимость и взаимозаменяемость продукции;
в) защита потребителя от недобросовестности изготовителя.

Задача №1

Составить графическую схему классификации плодоовощных товаров иерархическим методом, используя следующие классификационные группировки:
* компот из сливы, компот из вишни, компот фруктовый, плодоовощные товары, свежие плоды, свежие овощи, плодоовощные консервы, вишня свежая, абрикосы свежие, томаты свежие, огурцы свежие, консервы из овощей, консервы из плодов.
Укажите признаки, положенные в основу построенной Вами системы классификации.

Задача №2

Вы товаровед специализированного магазина "Парижанка". Составьте ассортиментный перечень товаров, реализуемых в Вашем магазине.
Объясните, почему Вы выбрали именно этот ассортимент.

Ситуация
При оценке качества сельди тихоокеанской обезглавленной крупной соленой установлено: рыба упитанная, на поверхности легкие пожелтевшие пятна, консистенция недостаточно плотная, вкус и запах приятные, свойственные соленой рыбе.
Дайте заключение о качестве данного образца.
- Укажите по каким показателям следует провести обязательную сертификацию.
- Можно ли реализовать сельдь, если нет сертификата соответствия?

Вариант №4

Вам необходимо выполнить следующие задания:
- коротко ответить на вопросы;
- отметить правильный ответ теста;
- решить задачу;
- проанализировать приведенные ситуации.

Задание №1

1. Как маркируют товары?
2. Что такое экспертиза товаров?
3. Каково значение в питании человека минеральных веществ, входящих в состав многих пищевых продуктов?

Задание №2

Выберите правильный вариант ответа и отметьте его.
1. Сложный ассортимент товаров характерен для:
а) продовольственных складов;
б) универсамов;
в) специализированных магазинов;
г) магазинов повседневного спроса.
2. Свойствами ассортимента не являются:
а) гармоничность;
б) безотказность;
в) широта ассортимента;
г) надежность;
д) новизна.
3. Градация качества - это:
а) установление различий в требованиях к качеству;
б) сравнение действительных и базовых значений показателей качества;
в) совокупность операций по выбору номенклатуры показателей, определению их действительного значения.

Задача №1

Составить графическую схему классификации парфюмерно-косметических товаров иерархическим методом; используйте следующие классификационные группировки:
> гигиенические товары, парфюмерия, косметика, декоративная косметика, крем для ухода за кожей лица, крем для рук, крем для ног, крем для ухода за сухой кожей лица, крем по уходу за кожей век, крем для нормальной и комбинированной кожей лица, скраб для лица, тональный крем.
Укажите признаки, положенные в основу построенной Вами системы классификации.

Задача №2
Рассчитайте структуру ассортимента магазина "Детские товары" если известно, что в ассортименте магазина присутствуют следующие товарные группы: комбинезоны 23 наименования, платья для девочек 56 наим., костюмы для мальчиков 62 наим., юбки 33 наим., свитеры для девочек 23 наим., свитеры для мальчиков 31 наим., брюки для мальчиков 42 наим., брюки для девочек 18 наименований.

Ситуация
Покупатель Сидоров И.И. просит продавца взвесить ему 500 гр. колбасы полукопченой и нарезать ее. На просьбу покупателя продавец наотрез отказалась, но покупатель настаивает на своей просьбе.
Кто прав в этой ситуации и как ее разрешить?

Вариант №5

Вам необходимо выполнить следующие задания:
- коротко ответить на вопросы;
- отметить правильный ответ теста;
- решить задачу;
- проанализировать приведенные ситуации.

Задание №1

1. Что такое идентификация?
2. Как классифицируются продовольственные товары?
3. Перечислите основные виды экспертизы?

Задание №2

Выберите правильный вариант ответа и отметьте его.
1. Совокупность сортов, относящихся к одноименному товару называется:
а) брак;
б) пересортица;
в) дефект;
г) сортамент.
2. Законом о защите прав потребителей определены основные понятия:
а) гарантийный срок;
б) порядок обмена;
в) размер неустойки;
г) срок службы товара;
д) порядок доставки товаров;
е) срок устранения недостатков, обнаруженных в товарах;
ж) все перечисленное.
3. Фальсификация - это:
а) обман потребителя с помощью ложной информации о товаре;
б) замена одного товара другим (заменителем);
в) подделка товаров с помощью добавок;
г) все перечисленное.




Задача №1

Составить графическую схему классификации мясных товаров иерархическим методом; используйте следующие классификационные группировки:
* колбаса вареная, колбаса свиная, колбаса любительская, колбаса полукопченая, мясные товары, мясо свежее, пастрома, колбасные изделия, сосиски, колбаса диабетическая, мясные полуфабрикаты, пельмени.
Укажите признаки, положенные в основу построенной Вами системы классификации.

Задача №2
Вы - товаровед специализированного магазина "Обувь". Известно:
- магазин S торгового зала = 100 м,
- складское помещение S =50 м,
- магазин расположен на пути покупательских потоков.
Составьте ассортиментный минимум (перечень) товаров.

Ситуация
При оценке качества рыбных консервов было установлено наличие деформированных банок; содержимое деформированной банки незначительно пострадало; срок годности не истек.
Дайте заключение о качестве данных консервов.
- Укажите виды дефектов, которые здесь присутствуют.
- Можно ли реализовать подобные консервы?

Вариант №6

Вам необходимо выполнить следующие задания:
- коротко ответить на вопросы;
- отметить правильный ответ теста;
- решить задачу;
- проанализировать приведенные ситуации.


Задание №1

1. Кто является основоположником науки товароведения?
2. Что такое фальсификация?
3. Кто является инициатором проведения обязательной сертификации товаров?

Задание №2

Выберите правильный вариант ответа и отметьте его.
1. Управление качеством продукции - это:
а) конкурентоспособность продукции;
б) формирование ассортимента;
в) каналы распределения товаров;
г) контроль и оценка качества продукции.
2. К потребительским свойствам продуктов питания относятся:
а) химические;
б) биологические;
в) физические;
г) энергетическая ценность;
д) пищевая ценность.
3. К информационным сведениям о товаропроизводителях и товарах относятся:
а) газеты и журналы;
б) реклама;
в) упаковка;
г) потребительские свойства;
д) знаки сопровождения.

Задача №1
Составить графическую схему классификации ювелирных товаров иерархическим методом; используйте следующие классификационные группировки:
> золотые кольца, изделия из золота, изделия из золота и камней, серебряные серьги, золотые браслеты, предметы личного украшения, предметы для сервировки стола, предметы туалета, бриллианты, золото, серебро, серебряные кольца, серебряные цепи.
Укажите признаки, положенные в основу построенной Вами системы классификации.

Задача №2
Рассчитайте коэффициент широты ассортимента твердых сыров, находящихся в продаже в магазине "Продукты" если известно, что в ассортименте магазина имеются 14 наименований сыров, а на предприятиях оптовой торговли и у производителя 52 наименований твердых сыров.
Объясните, для чего рассчитывается показатель широты ассортимента? Что этот показатель иллюстрирует?

Ситуация
Покупатель Иванов С.С. купил в магазине "Обувь" мужские туфли стоимостью 500 руб. Продавец упаковывает туфли в полиэтиленовый пакет и требует покупателя оплатить стоимость пакета. Покупатель отказывается. Продавец вынимает туфли из пакеты и пытается вручить их покупателю. Однако покупатель требует завернуть их в бумагу или упаковать туфли в коробку. Продавец отвечает отказом.
Кто прав в этой ситуации и как ее разрешить?
Объясните ситуацию, используя "Закон о защите прав потребителей".

Вариант №7

Вам необходимо выполнить следующие задания:
- коротко ответить на вопросы;
- отметить правильный ответ теста;
- решить задачу;
- проанализировать приведенные ситуации.

Задание №1
1. Перечислите факторы, сохраняющие качество товаров.
2. Какова товароведная классификация непродовольственных товаров?
3. Что такое технические документы?

Задание №2
Выберите правильный вариант ответа и отметьте его.
1. Предреализационные дефекты возникают при:
а) несоблюдении производственных процессов;
б) эксплуатации товаров;
в) подготовке к продаже товаров;
г) хранении;
д) транспортировании.
2. Для обеспечения надлежащего уровня контроля качества на разных этапах товарной стадии должны быть обеспечены:
а) приемка товаров по количеству;
б) идентификация;
в) фальсификация;
г) технология производства;
д) приемка товаров по качеству.
3. Экологические знаки сопровождения - это:
а) знаки, предназначенные для информации о способах обращения с товарами;
б) знаки, предназначенные для обеспечения безопасности потребителя;
в) знаки, предназначенные для информации об экологической чистоте потребляемых товаров.

Задача №1

Составить графическую схему классификации тканей иерархическим методом; используйте следующие классификационные группировки:
* шелковые ткани, хлопчатобумажные ткани, натуральные ткани, искусственные ткани, синтетические ткани, натуральный шелк, искусственный шелк, крепдешин, бархат, велюр.
Укажите признаки, положенные в основу построенной Вами системы классификации.
Задача №2
В ассортименте магазина "Чай-Кофе" имеются 62 наименования чая. В российских стандартах предусмотрено 84 наименования.
Рассчитайте показатель полноты ассортимента. Объясните значение этого показателя в товароведной деятельности.

Ситуация
15 июня к директору универмага обратился покупатель Жуков С.П. с требованием немедленно и безвозмездно предоставить ему электробритву, т.к. купленная им 15 мая в данном универмаге электробритва не работает и сдана в мастерскую для гарантийного ремонта.
Какое решение должен принять директор универмага?

Вариант №8

Вам необходимо выполнить следующие задания:
- коротко ответить на вопросы;
- отметить правильный ответ теста;
- решить задачу;
- проанализировать приведенные ситуации.

Задание №1

1. Что такое органолептическая оценка качества товаров?
2. Перечислите показатели климатического режима хранения товаров.
3. Что такое иерархическая классификация товаров? В чем ее преимущества перед фасетной классификацией?

Задание №2

Выберите правильный вариант ответа и отметьте его.
1. Биологически активные вещества, входящие в состав клеток и тканей, - это:
а) углеводы;
б) кальций;
в) жиры;
г) витамины;
д) калий, медь, железо.
2. К потребительским свойствам непродовольственных товаров не относят:
а) функциональные;
б) энергетические;
в) физиологические;
г) социальные;
д) безопасности.
3. На интенсивность испарения воды в продукте не влияет:
а) низкая относительная влажность;
б) высокая температура;
в) активная вентиляция.

Задача №1

Составить графическую схему классификации кондитерских товаров иерархическим методом; используйте следующие классификационные группировки:
> сахаристые изделия, мучные изделия, кондитерские товары, конфеты, карамель, шоколад, карамель "театральная", карамель "лимон", фруктовые изделия, мармелад, зефир, какао.
Укажите признаки, положенные в основу построенной Вами системы классификации.

Задача №2

В магазине "Колбасы и копчености" устойчивым спросом пользуются 16 наименований мясопродуктов из 42 имеющихся в наличии.
Рассчитайте коэффициент устойчивости асортимента. От чего зависит устойчивость ассортимента? Как этот показатель используется в маркетинговых исследованиях? Что он показывает?

Ситуация
1 августа директору коммерческого магазина обратился покупатель Яковлев С.Н. с просьбой обменять туфли мужские, размер 27,5, стоимостью 700 рублей по той причине, что обнаружилась трещина верхнего лицевого слоя на правой полупаре. Туфли куплены 25 июня, что подтверждается товарным чеком.
Как должен поступить директор магазина?

Вариант №9

Вам необходимо выполнить следующие задания:
- коротко ответить на вопросы;
- отметить правильный ответ теста;
- решить задачу;
- проанализировать приведенные ситуации.

Задание №1

1. Перечислите показатели количественной характеристики товаров.
2. Каковы требования к маркировке товаров?
3. Что такое торговая марка и чем она отличается от торгового знака?

Задание №2

Выберите правильный вариант ответа и отметьте его.
1. Значение тары:
а) побуждение к покупке;
б) формирование знаний о товаре;
в) реклама товаров;
г) обеспечение перемещения, хранения и доставки товаров.
2. Автолиз - это:
а) расщепление безазотистых органических веществ;
б) процесс распада белков;
в) ферментативный процесс саморастворения.
3. Скоропортящимися продуктами считают:
а) мясо, молоко;
б) плоды, овощи;
в) мука, сахар;
г) растительное масло;
д) сухофрукты.

Задача №1

Составить графическую схему классификации рыбных товаров иерархическим методом; используйте следующие классификационные группировки:
* рыба свежемороженая, минтай свежемороженый, хек свежемороженый, рыбные товары, рыбные консервы, рыба копченая, рыба вяленая, скумбрия холодного копчения, шпроты, сельдь натуральная в масле, вобла вяленая.
Укажите признаки, положенные в основу построенной Вами системы классификации.

Задача №2

Одним из направлений ассортиментной политики магазина "Мебель для детей" является регулярное обновление ассортимента мебели для детей. Ежемесячно в ассортименте магазина появляется 4 новых образца детских кроватей из 16 имеющихся в наличии.
Рассчитайте коэффициент новизны ассортимента. Перечислите причины, которые побуждают продавца обновлять ассортимент мебели. Есть ли риск в такой политике предприятия?

Ситуация
26 июля покупатель Попов В.В. купил в магазине кофемолку стоимостью 700 руб., а на следующий день обнаружил, что в паспорте на кофемолку отсутствует штамп магазина и гарантийный талон.
Как следует разрешить данную ситуацию?


Вариант №10

Вам необходимо выполнить следующие задания:
- коротко ответить на вопросы;
- отметить правильный ответ теста;
- решить задачу;
- проанализировать приведенные ситуации.

Задание №1

1. Какие товары можно считать скоропортящимися?
2. Что такое качественные документы?
3. Перечислите показатели ассортимента.

Задание №2

Выберите правильный вариант ответа и отметьте его.
1. К формирующим факторам по обеспечению качества и количества товаров не относятся:
а) потребление;
б) технология производства;
в) упаковка;
г) реализация;
д) сырье.
2. К количественным товарным потерям относят:
а) удаление головы и плавников у рыбы;
б) бой стеклянной тары;
в) физические процессы;
г) улетучивание;
д) утряска.
3. Обязательной сертификации подлежат товары:
а) обувь;
б) часы механические;
в) велокамеры;
г) мебельные гарнитуры;
д) принадлежности для любительского рыболовства;
е) школьно-письменные принадлежности.
Задача №1
Составить графическую схему классификации вкусовых товаров иерархическим методом; используйте следующие классификационные группировки:
* вкусовые товары, водка, крепкие спиртные напитки, виски, ром, вино виноградное, вино виноградное сухое, вино виноградное полусладкое, чай, кофе, чай индийский, чай "Вдохновение" индийский, алкогольные напитки, пряности, приправы, мускат, перец, соль, уксус.
Укажите признаки, положенные в основу построенной Вами системы классификации.

Задача №2

В ассортименте магазина "Чулки-носки" 89 наименований чулок и 90 наименований носок. В ассортименте оптовых баз 165 наименований чулок и 106 наименований носок. Магазин ежемесячно обновляет ассортимент в количестве 15 наименований каждого изделия. Устойчивым спросом пользуется 48 наименований чулок и 59 наименований носок.
Рассчитайте структуру ассортимента, коэффициент широты, новизны и устойчивости. Оцените эти показатели с точки зрения товароведа. Какие шаги может предпринять товаровед, чтобы улучшить эти показатели?

Ситуация
Покупатель Громова И.Ю. приобрела швейную машину "Чайка" Подольского завода, которая по вине изготовителя вышла из строя в период гарантийного срока. Покупатель потребовала замены изделия на машину той же марки. Директор магазина согласилась заменить товар на аналогичный, требуя доплаты разницы в цене, равную 42 у.е., так как цена на машину к моменту обмена повысилась.
Как разрешить создавшуюся ситуацию?



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. ? М.: Норма, 1999.
2. Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев В.Е., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение. ? М.: Дашков и К, 2000.
3. Дашков Л.П., Памбучхиянц В.К. Коммерция и технология торговли. ? М.: Маркетинг, 1999.
4. Алексеев Н.С., Ганцов М.К., Кутянин Г.И. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров: Учебник. ? М.: Экономика, 1988.
5. Колесник А.Г., Елизарова Л.Г. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров. Учебник для ВУЗов. ? М.: Экономика, 1990.
6. Панкратов Ф.Г. Практикум по коммерческой деятельности: Учебное пособие. ? М.: Маркетинг, 1999.
7. О защите прав потребителей. Закон РФ в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. №2 - ФЗ.
8. Закон РФ "О сертификации продукции и услуг", 1993.
9. Правила продажи отдельных видов товаров. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 г №55.
10. Справочник товароведа продовольственных товаров. ? М.: Экономика, 1987.
11. Справочник товароведа. Непродовольственные товары. ? М.: Экономика, 1998?1999.



3





97



<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ