стр. 1
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

>>











ОТЧЕТ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОПРОСА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПИВА
















Москва 2001



СОДЕРЖАНИЕ

1. МЕТОДИКА МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Задачи маркетингового исследования
1.2. Методический инструментарий и принципы отбора респондентов
1.3. Основные социально-демографические характеристики респондентов

2. ОСОБЕННОСТИ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОСКОВСКИХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПИВА
2.1. Источники информации о пиве
2.2. Объем и частота покупки пива
2.3. Места покупки пива
2.4. Основные критерии отбора определенной марки пива
( цвет пива ( известность марки
( крепость ( вкус пива
( производитель ( упаковка
( этикетка ( цена
2.5. Характеристики последней покупки пива

3. ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОСКВИЧЕЙ, УПОТРЕБЛЯЮЩИХ ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ПИВО
3.1. Месячный объем потребления пива
3.2. Поводы для употребления пива
3.3. Степень лояльности потребителей к определенным маркам пива

4. ВКУСОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПИВА
4.1. Рейтинг известности отечественных производителей пива
4.2. Отечественные марки пива: рейтинг потребительских предпочтений
4.3. Причины выбора конкретной марки отечественного пива

5. ПИВО ЗАВОДА "Х" - МНЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
5.1. Имидж продукции завода "Х" в глазах потребителей пива
5.2. Причины приверженности пиву (или неприятия пива) завода "Х"
5.3. Рейтинг марок пива завода "Х"
5.4. Социально-демографический портрет потребителей пива завода "Х"

6. ПРИЛОЖЕНИЯ
6.1 Анкета маркетингового исследования
6.2. Таблицы распределений

1. МЕТОДИКА МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 ЗАДАЧИ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- сегментация рынка пива по различным основаниям (социально-демографическим характеристикам, активности потребления, лояльности к марке Заказчика и т.п.);
- определение количественных (размеры) и качественных (социально-демографических, поведенческих и т.п.) характеристик следующих групп
* осведомленные о марках пива Заказчика и покупающие пиво только этих марок;
* осведомленные о марках пива Заказчика и покупающие пиво этих марок, наряду с другими марками;
* осведомленные о марках пива Заказчика, но покупающие пиво других марок;
* не осведомленные о марках пива Заказчика, но покупающие пиво других марок.
- анализ покупательского и потребительского поведения различных групп потребителей пива:
* механизм принятия решения о покупке пива,
* частота потребления и объем потребления,
* ориентация/ отсутствие ориентации на определенных производителей пива (отечественных и иностранных), потребляемые марки и т.п.,
* выявление стереотипов потребления пива (поводы, места потребления, в компании или в одиночку и т.п.);
* анализ основных потребительских предпочтений и причин выбора потребляемых марок пива.
- сравнительная оценка основных характеристик пива Заказчика по сравнению с потребляемыми марками-конкурентами;

1.2. МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ И ПРИНЦИПЫ ОТБОРА РЕСПОНДЕНТОВ
Анкетный опрос потребителей отечественного пива проводился в Москве с 18 по 23 апреля 2001 г. В ходе исследования было опрошено 1000 чел.
Опрос проходил по точкам продаж отечественного пива, в том числе:
- в специализированных отделах продовольственных магазинов;
- на оптовых рынках возле палаток, торгующих пивом;
- возле уличных киосков, ларьков, торгующих пивом;
- в торговых павильонах, имеющих отделы алкогольных напитков.
Для опроса отбирались респонденты, совершающие покупку отечественного пива, относящегося к низким и средним ценовым категориям (до 12-14 рублей за бутылку объемом 0,5 литра).
Методический инструментарий (анкета) был разработан в форме личного интервью, в котором ответы респондента записывались интервьюером.
Анкета включала в себя 29 содержательных вопросов и 5 вопросов, касающихся социально-демографических характеристик респондентов (см. Приложение).
Основные содержательные блоки анкеты:
- объем и частота покупок пива (за месяц);
- характеристики последней покупки пива;
- основные факторы, определяющие выбор конкретной марки пива при покупке;
- объем потребления пива (за месяц);
- поводы потребления пива;
- известность и популярность отечественных производителей пива;
- лояльность к определенным маркам пива;
- отношение к продукции Завода "Х";
- источники информации о пиве.

1.3. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕСПОНДЕНТОВ
Основные социально-демографические характеристики респондентов, опрошенных в ходе настоящего исследования приведены в Табл. № 1.1.

Таблица № 1.1

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕСПОНДЕНТОВ
(% от опрошенных)

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
%
СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
%
ПОЛ
Мужской
79
РОД ЗАНЯТИЙ
Служащий, специалист,
44
Женский
21
Рабочий
18
ВОЗРАСТ
<20
15
Предприниматель
6
21-25
17
Военный
4
26-30
13
Студент
12
31-40
21
Пенсионер
6
41-50
19
Временно не работаю
8
51-60
10
Другое
3
>60
6
СРЕДНЕ ДУШЕВОЙ ДОХОД
Менее 2000 руб.
24
ОБРАЗОВАНИЕ
Высшее
44
2001-3000 руб.
25
Среднее
25
3001-4000 руб.
30
Среднее специальное
28
4001-6000руб.
14
Неполное среднее
3
6001-8000 руб.
5


Более 8000 руб.
2
Всего
N (чел.)
1000
Всего
N (чел.)
1000
Наряду с социально-демографическим сегментированием потребителей пива нами были выделены следующие сегменты:
- по активности потребления пива;
- по употреблению (отказу от употребления) пива Завода "Х";
- по употреблению светлых и темных сортов пива.
( Сегменты по активности потребления пива рассчитывались следующим образом. Суммировался объем потребления светлого и темного пива в литрах. 20% респондентов, потребляющих больше всего пива в месяц были отнесены к активным потребителям, 20% респондентов, потребляющих меньше всего пива в месяц - к малоактивным потребителям, оставшаяся часть респондентов - к среднеактивным потребителям.

АКТИВНЫЕ (20%)
СРЕДНЕАКТИВНЫЕ (60%)
МАЛОАКТИВНЫЕ (20%)

( Сегменты по употреблению пива Завода "Х" были рассчитаны на основе ответов респондентов на вопрос о том, пиво каких производителей они употребляют. Лица, упомянувшие в своем "пивном репертуаре" продукцию Завода "Х", относились к категории пьющих пиво этого производителя.

ПЬЮЩИЕ ПИВО ЗАВОДА "Х" (40%)
НЕ ПЬЮЩИЕ ПИВО ЗАВОДА "Х" (60%)

( Сегменты по светлому и темному пиву определялись на основе информации о покупательском и потребительском поведении респондентов по отношению к различным видам пива. Как видно из таблицы № 1.2, эти два вида поведения респондентов практически совпадают.

Таблица № 1.2
СРАВНЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
(% от опрошенных)

ПОВЕДЕНИЕ
ВИДЫ ПИВА
%
КАКОЕ ПИВО ПОКУПАЮТ
Только светлое
73

Только темное
3

И темное, и светлое
24

N (чел)
1000
КАКОЕ ПИВО ПЬЮТ
Только светлое
73

Только темное
3

И темное, и светлое
25

N (чел)
1000

ТОЛЬКО СВЕТЛОЕ (73%)
И СВЕТЛОЕ, И ТЕМНОЕ (24%)
ТОЛЬКО ТЕМНОЕ (3%)

Обращаем внимание на то, что при заполнении анкеты некоторые респонденты, ответившие, что потребляют только светлое (или только темное) пиво, в дальнейшем указывали, что им приходилось покупать и другие виды пива. Так, например, при ответе на вопрос о частоте покупки, 234 покупателя светлого пива сказали, что покупают как светлое, так и темное пиво (см. Табл. № 1.3). При этом им задавался уточняющий вопрос, на который респонденты давали разные ответы типа "иногда покупаю для жены", "приходилось покупать для гостей" и т.п.
Таблица № 1.3
ЧАСТОТА ПОКУПОК ПОКУПАТЕЛЕЙ СВЕТЛОГО ПИВА
(в % от ответивших)

ЧАСТОТА ПОКУПКИ
ТОЛЬКО СВЕТЛОЕ
И ТЕМНОЕ, И СВЕТЛОЕ
ВСЕГО
Каждый день
13
12
13
Несколько раз в неделю
52
50
51
Несколько раз в месяц
33
30
32
Несколько раз в год
2
5
3
Затрудняюсь назвать точное кол-во раз
1
2
1
N (чел)
729
234
963

В связи с этим в ряде таблиц, демонстрирующих различия в поведении покупателей светлого, темного, а также одновременно двух видов пива, встречается подобная, на первый взгляд, необычная информация. Мы сочли нужным представить данные именно в таком виде без корректировки, так как они отражают реальные ответы респондентов.

2. ОСОБЕННОСТИ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОСКОВСКИХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПИВА

2.1. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О ПИВЕ
Основным источником информации, помогающим респонденту выбрать марку пива, является мнение родных и знакомых, так считают 53% опрошенных. Чаще других спрашивают совета у родных и знакомых женщины, люди со средним и неполным средним образованием, молодые респонденты, потребители пива Завода "Х" (см. Табл. № 2.1.).
Вторым по значимости информационным каналом респонденты считают телевизионную рекламу (15%). Она оказывает особое влияние на молодых людей в возрасте до 20 лет, людей со средним и неполным средним образованием, потребителей пива завода "Х".
Таблица № 2.1.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О ПИВЕ
В РАЗЛИЧНЫХ ГРУППАХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
(% от ответивших по строке)

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
МНЕНИЕ РОДНЫХ
СПЕ ЦИАЛИСТЫ
ПЛАКАТЫ В МЕСТАХ ПРОДАЖ
УПАКОВКА
РЕКЛАМА НА ТВ
РЕКЛАМА В ПРЕССЕ
УЛИЧНАЯ РЕКЛАМА
СТАТЬИ В ГАЗЕТАХ
ДРУГОЕ
ПОЛ
Мужской
49
15
8
12
15
6
5
6
42
Женский
65
11
7
11
12
2
4
2
29
АКТИВ НОСТЬ ПОТРЕБ ЛЕНИЯ ПИВА
Мало активные
46
7
7
13
14
1
4
1
40
Средне активные
54
17
9
12
14
6
6
6
37
Высоко активные
38
9
6
5
13
4
2
2
61
ПОТРЕБЛЕНИЕ ПИВА ЗАВОДА "Х"
Нет
48
12
5
9
10
3
3
4
46
Да
59
17
13
15
22
8
8
7
29
КАКОЕ ПИВО ПЬЮТ
Только светлое
55
16
10
12
17
6
6
6
35
Только темное
36
7
7
29
4
7
50
И темное, и светлое
49
9
3
8
8
4
2
4
51
ВСЕГО

53
14
8
11
15
5
5
5
39

Третьим важным источником информации являются рекомендации специалистов (14%). К ним в большей степени прибегают люди в возрасте от 31 до 40 лет, лица с доходами от 4001 до 8000 рублей,
Примерно каждый десятый респондент (11%) обращает внимание на оформление бутылки и информацию на упаковке. Этот источник информации особенно значим для людей с доходом от 6001 до 8000 рублей и любителей темного пива.
8% опрошенных используют в качестве источника информации плакаты, листовки и витрины в местах продаж.
По 5% респондентов черпают сведения о пиве из рекламы в прессе, статей в журналах и газетах, уличной рекламы.
Рисунок № 2.1.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О ПИВЕ
(% от ответивших по строке)

4% пользуются радиорекламой, 3% - спрашивают о пиве продавцов и менеджеров в магазинах..
Обращает на себя внимание тот факт, что 39% опрошенных сказали, что используют другие способы получения информации о пиве.

2.2. ОБЪЕМ И ЧАСТОТА ПОКУПКИ ПИВА
( ОБЪЕМ ПОКУПКИ
Светлого пива покупается потребителями примерно в 2-3 раза больше (по разным социально-демографическим группам), чем темного. В среднем в месяц респонденты покупают 9,4 литров светлого и 4,5 литров темного сортов пива (см. Рис. № 2.2, Табл. № 2.2.).
Рисунок №2.2.

ОБЪЕМ ПОКУПКИ СВЕТЛОГО И ТЕМНОГО СОРТОВ ПИВА В МЕСЯЦ
(в литрах)


Наиболее активными покупателями светлого пива являются мужчины и люди со среднедушевым доходом выше 4000 рублей в месяц. Меньше других покупают такое пиво женщины и лица старше 60 лет.
Интересно, что в среднем темного пива женщины приобретают всего на 1,4 литра в месяц меньше, чем мужчины. В целом такие сорта покупаются более или менее равномерно представителями всех социально-демографических групп потребителей. Люди в возрасте от 21 до 30 лет, респонденты с высоким доходом закупают несколько больше темного пива, чем другие категории опрошенных.

Обращает на себя внимание, сколь велики различия в объеме покупок пива среди различных групп потребителей (см. Табл. № 2.2).
Высокоактивные потребители в среднем покупают 22,2 литра светлого и 9,3 литров темного пива в месяц, среднеактивные - 8,1 литра светлого и 4 литра темного пива, малоактивные - 2,4 литра светлого и 1,4 литра темного.
Покупатели светлого пива приобретают в среднем 9,9 литров светлого пива и 3,9 литра темного, покупатели темных сортов пива - 10 литров светлого пива и 7,1 литров темного пива, покупатели пива двух видов - 7,6 литров светлого и 4,1 литров темного пива в месяц.
Таблица № 2.2

ОБЪЕМ ПОКУПКИ СВЕТЛОГО И ТЕМНОГО СОРТОВ ПИВА В МЕСЯЦ
В РАЗЛИЧНЫХ ГРУППАХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
(в литрах)

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
СВЕТЛОЕ
ТЕМНОЕ
ПОЛ
Мужской
10,3
4,8
Женский
5,2
3,4
АКТИВНОСТЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПИВА
Мало активные
2,4
1,4

Среднеактивные
8,1
4,0

Высокоактивные
22,2
9,3
ПОТРЕБЛЕНИЕ ПИВА ЗАВОДА "Х"
Нет
9,3
4,7

Да
9,4
4,1
КАКОЕ ПИВО ПЬЮТ
Только светлое
9,9
3,9

Только темное
10
7.!

И то, и другое
7,6
4,1
Всего
9,4
4,5


( ЧАСТОТА ПОКУПКИ
Истинных любителей светлого пива, покупающих этот напиток каждый день оказалось 13% (см. Табл. № 2.3.). 1
Более половины опрошенных покупают светлое пиво несколько раз в неделю. Такая частота покупки свойственна в первую очередь мужчинам, молодым респондентам (до 30 лет), лицам с образованием выше среднего, людям с доходом от 2001 до 4000 и от 6001 до 8000 рублей в месяц.
Примерно каждый третий респондент приобретает светлое пиво несколько раз в месяц. Это наиболее распространенная частота покупки для женщин, людей старше 60 лет и лиц с неполным средним образованием.
Несколько раз в год покупают светлое пиво всего 3% опрошенных. Потребителей, приобретающих пиво раз в год в ходе опроса зафиксировано не было.
Для темного пива характерна несколько иная частота покупки.
Каждый день покупают темное пиво 7% респондентов.
23% респондентов приобретают темное пиво несколько раз в неделю. Подобная частота покупки свойственна в первую очередь мужчинам, молодым (до 20 лет) и пожилым (старше 60 лет) респондентам, людям в возрасте от 31 до 40 лет, лицам со средним специальным образованием.
Таблица № 2.3.
ЧАСТОТА ПОКУПКИ СВЕТЛОГО И ТЕМНОГО СОРТОВ ПИВА
В РАЗЛИЧНЫХ ГРУППАХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
(% от опрошенных)

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

КАЖДЫЙ ДЕНЬ
НЕСКОЛЬКО РАЗ В НЕДЕЛЮ
НЕСКОЛЬКО РАЗ В МЕСЯЦ
НЕСКОЛЬКО РАЗ В ГОД
ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ
СВЕТЛОЕ ПИВО
ПОЛ
Мужской
15
57
26
2
1
Женский
6
28
58
5
3
Всего

13
51
32
3
1
ТЕМНОЕ ПИВО
ПОЛ
Мужской
9
26
23
10
32
Женский
3
16
50
14
18
Всего
7
23
30
11
29

Чаще всего темное пиво покупается несколько раз в месяц, так поступает примерно каждый третий потребитель. Несколько раз в месяц склонны покупать данные сорта пива женщины, практически все возрастные и доходные категории опрошенных (кроме самых молодых и самых пожилых, кроме лиц со средним доходом от 6001 до 8000 рублей).
Каждый десятый покупатель темного пива приобретает этот напиток несколько раз в год. Чаще других так поступают люди старше 60 лет и респонденты с доходом от 6001 до 8000 рублей.

Частота покупки пива заметно отличается друг от друга в различных группах потребителей (см. Табл. № 2.4.).
Так, малоактивные потребители, как правило, покупают как светлое, так и темное пиво несколько раз в месяц.
Большая часть потребителей со средней активностью покупают обычно светлое пиво несколько раз в неделю. Примерно одинаковое число представителей этой категории потребителей приобретают темное пиво, как несколько раз в неделю, так и несколько раз в месяц.
Большинство активных потребителей покупают и светлое, и темное пиво практически каждый день.
Потребители пива Завода "Х" отличаются от прочих потребителей пива несколько меньшей частотой покупок.
Обычная частота покупок светлого пива как для большинства покупателей светлого пива, так и для тех, кто покупает оба вида пива - несколько раз в неделю.
Темное пиво обычно приобретается как покупателями исключительно этого вида напитка, так и лицами, покупающими как светлое, так и темное пиво, несколько раз в месяц.

Таблица № 2.4.
ЧАСТОТА ПОКУПКИ СВЕТЛОГО И ТЕМНОГО СОРТОВ ПИВА
В РАЗЛИЧНЫХ ГРУППАХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
(в % от ответивших по строке)

ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
КАЖ ДЫЙ ДЕНЬ
НЕСКОЛЬ КО РАЗ В НЕДЕЛЮ
НЕСКОЛЬ КО РАЗ В МЕСЯЦ
НЕСКОЛЬ КО РАЗ В ГОД
РАЗ В ГОД
ЗАТР. ОТВЕТ.
СВЕТЛОЕ ПИВО
АКТИВНОСТЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПИВА
Мало активные
-
14
69
14
1
1
Среднеактивные
8
62
29
-
-
-
Высокоактивные
52
42
5
-
-
1
ПОТРЕБЛЕНИЕ ПИВА
ОСТАНКИН. ЗАВОДА
Нет
14
53
29
3
-
-
Да
11
49
36
2
-
2
КАКОЕ ПИВО ПЬЮТ
Только светлое
13
51
33
2
-
1
Только темное
-
14
14
29
-
-
И светлое, и темное
13
51
29
5
-
2
Всего
13
51
32
3
-
1
ТЕМНОЕ ПИВО
АКТИВНОСТЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПИВА
Мало активные
2
4
53
24
2
14
Средне активные
5
28
27
8
-
31
Высоко активные
19
19
19
9
-
33
ПОТРЕБЛЕНИЕ ПИВА
ОСТАНКИН. ЗАВОДА
Нет
6
25
30
9
-
29
Да
10
20
30
13
-
28
КАКОЕ ПИВО ПЬЮТ
Только светлое
10
8
8
3
-
72
Только темное
13
33
43
7
-
3
И светлое, и темное
5
28
36
14
-
17
Всего
7
23
30
11
-
29


2.3. МЕСТА ПОКУПКИ ПИВА
Самыми популярными местами покупки светлого пива являются продовольственные магазины и киоски, палатки, торговые павильоны. В таких точках приобретают пиво более 60% респондентов (см. Табл. № 2.5.).
В продовольственных магазинах особенно активно покупают пиво люди в возрасте от 31 до 40 лет, респонденты с высшим образованием, люди с доходом от 3001 до 4000 и свыше 8000 рублей.
Чаще всего в палатках и киосках покупают пиво люди моложе 30 лет, респонденты со средним образованием и доходом до 3000 рублей.
36% потребителей светлого пива покупают его на оптовых рынках. Этим каналом приобретения пива активно пользуются лица старше 50 лет, люди со средним образованием, респонденты с доходом менее 3000 рублей. Реже других услуги оптовых рынков пользуются люди с высшим образованием и доходом свыше 8000 рублей.
30% покупают светлое пиво в специализированных магазинах, торгующих алкогольной продукцией. Достаточно частыми посетителями таких магазинов являются потребители с доходом свыше 4000 рублей. Заметно меньше посещают специализированные магазины молодые люди в возрасте до 20 лет и респонденты с доходов ниже 2000 рублей.
Каждый четвертый потребитель пива покупает его в супермаркете или универсаме. Несколько чаще других в супермаркетах приобретают пиво респонденты в возрасте от 26 до 40 лет, лица со средним образованием и доходом свыше 4000 рублей. Для людей с доходом выше 8000 рублей в месяц такие точки являются основными местами покупки. Значительно реже ходят за пивом в супермаркеты потребители с доходом ниже 2000 рублей и респонденты старше 60 лет.
С лотка на улице приобретают светлое пиво более 20% потребителей. Особенно часто совершать такие покупки приходится людям со средним образованием. Реже других покупают светлое пиво с лотка женщины, молодые люди (до 20 лет), респонденты с неполным средним и высшим образованием.
Таблица № 2.5.
МЕСТА ПОКУПКИ СВЕТЛОГО И ТЕМНОГО СОРТОВ ПИВА
(% от опрошенных)

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПРОД. МАГАЗИН
КИОСК, ПАЛАТКА
СУПЕР МАРКЕТ
СПЕЦ. МАГАЗИН
ОПТОВЫЙ РЫНОК
С ЛОТКА
ДРУГОЕ
ЗАТРУДН. ОТВЕТ.
СВЕТЛОЕ ПИВО
ПОЛ
Мужской
62
64
25
31
37
22
9
-
Женский
59
52
27
26
32
14
5
2
Всего

61
61
26
30
36
21
8
-
ТЕМНОЕ ПИВО
ПОЛ
Мужской
46
43
14
17
20
13
12
25
Женский
51
40
35
32
34
17
6
17
Всего

48
42
20
21
24
14
11
23

Темное пиво чаще всего приобретается в продовольственных магазинах (48%). В таких местах предпочитают покупать пиво в первую очередь люди следующих возрастных категорий - старше 60 лет, от 26 до 60 лет, а также лица с доходом от 2001 до 3000 рублей.
Вторым основным местом покупки темного пива являются палатки, киоски, торговые павильоны (42%). Чаще других здесь приобретают пиво респонденты от 26 до 30 и от 51 до 60 лет, люди со средним образованием и доходом от 2000 до 4000 рублей.
На оптовых рынках покупают пиво 24% опрошенных. Женщины, лица в возрасте от 26 до 30 и старше 60 лет, респонденты со средним образованием и люди с доходом ниже 2000 рублей чаще других категорий приобретают пиво именно на рынках. Несколько реже приобретают пиво на оптовых рынках люди с высшим образованием, респонденты в возрасте от 31 до 40 лет, лица с доходом свыше 6000 рублей.
В специализированных магазинах предпочитают покупать темное пиво 21% потребителей. Несколько чаще этим каналом пользуются женщины, люди в возрасте от 26 до 30 лет, респонденты со средним образованием и доходом свыше 4000 рублей. Редко делают покупки в специализированных магазинах люди в возрасте до 20 и старше 60 лет, респонденты со средним специальным и неполным средним образованием, лица с доходом менее 2000 рублей.
Рисунок № 2.3.
МЕСТА ПОКУПКИ СВЕТЛОГО И ТЕМНОГО СОРТОВ ПИВА
(% от опрошенных)

20% респондентов приобретают пиво в супермаркетах и универсамах. Особенно часто так поступают люди с доходами свыше 8000 рублей, а также женщины и люди в возрасте от 26 до 30 лет. Потребители старше 60 лет, лица с доходом ниже 2000 рублей, респонденты со средним специальным и неполным средним образованием редко покупают пиво в супермаркетах и универсамах.
С лотка приобретают темное пиво 14 % опрошенных. Чаще других такие покупки делают люди в возрасте от 21 до 30 лет и респонденты со средним образованием.
Обращает на себя внимание тот факт, что практически каждый пятый потребитель темного пива не смог точно ответить, где именно он обычно покупает данный напиток. Вероятно, это те люди, кто употребляет темное пиво очень редко.
Специфика использования различных каналов приобретения пива среди сегментов потребителей приведена в таблице № 2.6..
Таблица № 2.6.
МЕСТА ПОКУПКИ СВЕТЛОГО И ТЕМНОГО СОРТОВ ПИВА
В РАЗЛИЧНЫХ ГРУППАХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
(% от ответивших по строке)

ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ПРОД. МАГАЗИН
КИОСК, ПАЛАТКА
СУПЕР МАРКЕТ
СПЕЦ. МАГАЗИН
ОПТОВЫЙ РЫНОК
ЛО ТОК
ДРУ ГОЕ
ЗАТРУД. ОТВЕТ.
СВЕТЛОЕ ПИВО
АКТИВНОСТЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПИВА
Мало активные
51
54
17
16
32
16
4
1
Среднеактивные
64
62
25
30
36
20
8
-
Высокоактивные
53
59
26
33
35
19
17
-
ПОТРЕБЛЕНИЕ ПИВА ОСТАНК. ЗАВОДА
Нет
64
57
23
30
30
15
10
-
Да
57
68
29
30
46
28
6
1
КАКОЕ ПИВО ПЬЮТ
Только светлое
62
64
26
31
38
22
5
-
Только темное
100
50
50
50
50
50
-
-
И то, и другое
58
55
25
28
33
15
18
2
ВСЕГО

61
61
26
30
36
21
8
-
ТЕМНОЕ ПИВО
АКТИВНОСТЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПИВА
Мало активные
38
29
22
9
27
7
4
18
Среднеактивные
53
46
19
22
25
16
10
23
Высокоактивные
33
33
15
21
13
6
23
29
ПОТРЕБЛЕНИЕ ПИВА ОСТАНК. ЗАВОДА
Нет
50
42
22
23
24
13
11
21
Да
43
42
16
19
23
15
10
27
КАКОЕ ПИВО ПЬЮТ
Только светлое
17
8
7
3
7
3
12
71
Только темное
69
55
28
24
17
14
3
-
И то, и другое
53
50
22
26
29
16
11
13
ВСЕГО
48
42
20
21
24
14
11
23

2.4. ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОТБОРА ОПРЕДЕЛЕННОЙ МАРКИ ПИВА

( цвет пива
Подавляющее большинство опрошенных обращают внимание при покупке на цвет пива. При этом 80% респондентов предпочитают приобретать светлое пиво. Чаще других покупают светлое пиво респонденты старше 50 лет. Женщины, лица с доходом выше 8000 рублей уделяют несколько меньше внимания этому фактору (см. Табл. № 2.7.).
6% опрошенных стараются покупать пиво темных сортов. Чаще так поступают женщины, люди с доходом от 6001 до 8000 рублей.
14% респондентов отметили, что им не важно, какого цвета пива. Такой подход более характерен для женщин, людей с доходом выше 8000 рублей, людей употребляющих как светлое, так и темное пиво.
Таблица № 2.7.
КРИТЕРИЙ ЦВЕТА ПИВА
В РАЗЛИЧНЫХ ГРУППАХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
(% от ответивших по строке)

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
СВЕТЛОЕ
ТЕМНОЕ
МНЕ ЭТО НЕ ВАЖНО
ПОЛ
Мужской
82
5
12

Женский
70
11
19
АКТИВНОСТЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПИВА
Мало активные
75
10
15

Среднеактивные
82
6
13

Высокоактивные
81
5
14
ПОТРЕБЛЕНИЕ ПИВА ОСТАНКИН. ЗАВОДА
Нет
79
6
15

Да
81
7
12
КАКОЕ ПИВО ПЬЮТ
Только светлое
97
-
3

Только темное
-
100
-

И темное, и светлое
41
12
47
Всего

80
6
14


( крепость
39% предпочитают покупать некрепкие сорта пива (крепостью до 5%). Это особенно свойственно женщинам, малоактивным потребителям (см. Табл. № 2.8.).
Практически каждый четвертый респондент (24%) ориентируется на приобретение пива крепостью от 5% до 8%. Такое поведение в большей степени характерно для людей со средним специальным образованием, лиц с доходом до 200 рублей и свыше 8000 рублей, высокоактивных потребителей и любителей светлого и темного пива.
Только 6% респондентов покупают пиво крепостью свыше 8%. Таких людей больше среди лиц с доходами от 6001 до 8000 рублей.
Треть опрошенных (32%) не обращает внимания на крепость пива. Этот фактор менее значим для людей с доходом от 4001 до 8000 рублей и любителей темного пива.
Таблица № 2.8.
КРИТЕРИЙ КРЕПОСТИ ПИВА
В РАЗЛИЧНЫХ ГРУППАХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
(% от ответивших по строке)

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ДО 5%
ОТ 5 ДО 8%
СВЫШЕ 8%
МНЕ ЭТО НЕ ВАЖНО
ПОЛ
Мужской
36
25
6
33
Женский
50
20
4
27
АКТИВНОСТЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПИВА
Мало активные
53
23
7
18
Средне активные
38
23
4
35
Высоко активные
32
34
10
24
ПОТРЕБЛЕНИЕ ПИВА ОСТАНКИН. ЗАВОДА
Нет
38
22
5
35
Да
39
26
7
28
КАКОЕ ПИВО ПЬЮТ
Только светлое
44
21
4
31
Только темное
30
23
7
40
И темное, и светлое
24
33
9
34
ВСЕГО

39
24
6
32


( вкус пива
70% респондентов предпочитают покупать пиво с ярко выраженным пивным вкусом. Таких любителей больше среди мужчин и лиц старше 30 лет, а также среди высокоактивных потребителей пива (см. Табл. № 2.9.).

Таблица № 2.9.
КРИТЕРИЙ ВКУСА ПИВА
В РАЗЛИЧНЫХ ГРУППАХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
(% от ответивших по строке)

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ЯРКО ВЫРАЖЕННЫЙ ПИВНОЙ ВКУС
НЕЙТРАЛЬНЫЙ ВКУС
МНЕ ЭТО НЕ ВАЖНО
ПОЛ
Мужской
77
15
8

Женский
43
45
12
АКТИВНОСТЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПИВА
Мало активные
53
38
9

Среднеактивные
73
18
8

Высокоактивные
79
12
9
ПОТРЕБЛЕНИЕ ПИВА ОСТАНКИН. ЗАВОДА
Нет
70
20
10

Да
70
22
8
КАКОЕ ПИВО ПЬЮТ
Только светлое
70
22
9

Только темное
59
34
7

И темное, и светлое
72
17
11
Всего

70
21
9
Примерно каждый пятый опрошенный (21%) ориентируется на выбор пива с нейтральным вкусом. Чаще других так поступают женщины, люди моложе 20 лет, респонденты с доходом выше 8000 рублей, а также малоактивные потребители и любители темных сортов пива.
Десятая часть респондентов (9%) не обращает внимания на выраженность пивного вкуса, для них это не важно. В данной группе потребителей больше людей старше 60 лет.

( производитель
При покупке пива 70% респондентов ориентируются на российского производителя. Это особенно важно для мужчин, людей с неполным средним образованием и лиц с доходами от 2001 до 4000 рублей (см. Табл. № 2.10).

Таблица № 2.10.
КРИТЕРИЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ПИВА
В РАЗЛИЧНЫХ ГРУППАХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
(% от ответивших по строке)

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
РОССИЙСКИЙ
МОСКОВСКИЙ
ЗАРУБЕЖНЫЙ
МНЕ ЭТО НЕ ВАЖНО
ПОЛ
Мужской
73
15
2
17
Женский
58
18
0
30
АКТИВНОСТЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПИВА
Мало активные
68
18
1
23
Средне активные
74
17
1
14
Высоко активные
66
11
1
22
ПОТРЕБЛЕНИЕ ПИВА ОСТАНКИН. ЗАВОДА
Нет
69
10
2
22
Да
70
23
1
15
КАКОЕ ПИВО ПЬЮТ
Только светлое
72
16
1
16
Только темное
60
7
37
И темное, и светлое
64
14
2
27
ВСЕГО

70
16
1
19

14% опрошенных предпочитают покупать пиво московских производителей. Чаще других так поступают лица со средним и средним специальным образованием, люди с доходом до 2000 рублей, а также потребители пива Завода "Х".
Всего 1% опрошенных предпочитают импортное пиво (что объясняется условиями отбора респондентов для участия в опросе).
Практически каждый пятый (19%) при покупке не обращает особого внимания на производителя, так как для него это не важно. Такое отсутствие интереса к производителю в большей степени свойственно женщинам, людям с невысоким уровнем образования и доходами от 2001 до 4000 рублей, а также потребителям темного пива.
Важным фактором, влияющим на выбор того или иного производителя пива, является возраст респондента. На Рис. № 2.4. наглядно продемонстрированы следующие тенденции:
- чем старше респондент, тем чаще он выбирает российского, либо московского производителя;
- чем моложе респондент, тем чаще он не обращает внимания на производителя.
Рисунок №2.4.

ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТА РЕСПОНДЕНТА НА ВЫБОР ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ПИВА
(% от опрошенных)



( известность марки
70% респондентов при покупке выбирают известную марку пива. Доля таким образом настроенных покупателей примерно одинакова во всех группах опрошенных (см. Табл. № 2.11.)
Лишь 1% респондентов склонен к постоянным экспериментам, выбирая при покупке всегда новую марку пива.
29% опрошенных не обращают внимания на известность марки. Это особенно характерно для высокоактивных потребителей и для тех людей, кто пьет как светлое, так и темное пиво.
Таблица № 2.11.
КРИТЕРИЙ ИЗВЕСТНОСТИ МАРКИ ПИВА
В РАЗЛИЧНЫХ ГРУППАХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
(% от ответивших по строке)

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ИЗВЕСТНАЯ МАРКА
НОВАЯ МАРКА
МНЕ ЭТО НЕ ВАЖНО
ПОЛ
Мужской
71
1
28

Женский
65
2
33
АКТИВНОСТЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПИВА
Мало активные
68
2
30

Среднеактивные
75
1
24

Высокоактивные
59
2
39
ПОТРЕБЛЕНИЕ ПИВА ОСТАНКИН. ЗАВОДА
Нет
67
2
31

Да
74
1
25
КАКОЕ ПИВО ПЬЮТ
Только светлое
72
1
27

Только темное
77
3
20

И темное, и светлое
62
2
36
ВСЕГО

70
1
29


( упаковка
68% респондентов предпочитают пиво в стеклянной таре. Особое значение это имеет для людей от 51 до 60 лет, со средним специальным образованием, лиц с доходами от 6001 до 8000 и от 2001 до 3000 рублей, а также для высокоактивных потребителей (см. Табл. № 2.12.).
Всего 7% потребителей выбирают пиво в пластиковой таре и 2% - в жестяных банках.
Таблица № 2.12
КРИТЕРИЙ УПАКОВКИ ПИВА
В РАЗЛИЧНЫХ ГРУППАХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
(% от ответивших по строке)

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ПЛАСТИК
СТЕКЛО
БАНКА
МНЕ ЭТО НЕ ВАЖНО
ПОЛ
Мужской
7
68
2
29

Женский
9
69
4
23
АКТИВНОСТЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПИВА
Мало активные
5
72
5
20

Среднеактивные
7
68
2
29

Высокоактивные
11
77
1
18

стр. 1
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

>>