<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ


Тема 9. Прибыль и рентабельность КПП.

План.
1. Сущность прибыли КПП, принципы ее формирования.
2. Показатели рентабельности КПП.
3. Анализ прибыли КПП. Факторы, оказывающие влияние на величину прибыли и уровень рентабельности.
4. Планирование прибыли КПП и основные способы повышения рентабельности.
5. Распределение и использование прибыли КПП.

Вопрос 1. Сущность прибыли КПП, принципы ее формирования.
Финансовый результат КД предприятия любой ОПФ представлен в виде прибыли (П) и убытка. В Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ и услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденном постановлением Правительства РФ от 5.08.1992 №552 указано: "конечный финансовый результат (прибыль, убыток) слагается из финансового результата от реализации ППУ, основных средств и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям" (п. 13 разд.II указанного Положения).
Целью деятельности любого КПП в условиях рыночной экономики, является получение П, способной обеспечит его дальнейшее развитие. Прибыльность рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие деловой активности предприятия, как результат его деятельности, эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них.
Прибыль в КПД является денежным выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, которые заняты продолжением процесса производства в сфере товарного обращения, а также части прибавочного продукта, созданного трудом работников других отраслей ХД и направляемого в КПД через механизм цен на товары, тарифов, ТН как плата за реализацию товаров (работ и услуг).
Прибыль измеряется суммой и уровнем. Она является одним из важнейших оценочных показателей, характеризующих результат ХД предприятия. Отношение прибыли к Т, выраженное в %, определяет уровень рентабельности реализации товаров.
Прибыль, как уже отмечалось, представляет собой конечный финансовый результат ХД предприятия. Однако финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток, возникший, например, по причине чрезмерно высоких затрат или недополучения доходов от реализации в связи с уменьшением объема поставок товара, снижением покупательского спроса.
В упрощенном виде прибыль - это разность между ВД и ИО КПП. Такую прибыль принято называть бухгалтерской (валовой), она отражает финансовый результат конкретной деятельности КПП.
В зависимости от метода исчисления оперируют следующими видами прибыли: экономическая, бухгалтерская, прибыль от реализации, балансовая, чистая, валовая, номинальная, реальная, минимальная, нормальная (удовлетворительная), максимальная, целевая, недополученная, облагаемая и необлагаемая налогом, остающаяся в распоряжении предприятия и подлежащая распределению.
Бухгалтерская прибыль - это разность между полученной выручкой (ВД) и бухгалтерскими (явными) ИО. Бухгалтерская прибыль тождественна БП.
Балансовая прибыль (БП) включает прибыль от реализации и других видов деятельности, сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.
Прибыль от реализации (торговая прибыль) КПП определяется как разность между ВД от реализации и ИО.
Номинальная прибыль характеризует фактический ее размер.
Реальная прибыль - это номинальная прибыль, скорректированная на уровень инфляции. Она характеризует покупательскую способность предприятия.
Минимальная, нормальная, целевая и максимальная прибыли связаны с планируемым объемом деятельности, достижение той или иной из них, означает, что КПП находится в зоне убыточности, безубыточности или прибыльности.
Минимальной считается такая прибыль, которая после уплаты налогов обеспечивает КПП минимальный уровень рентабельности на вложенный каптал, равный среднему проценту ставки банков по депозитам, сложившийся за исследуемый период.
Под целевой прибылью понимается та прибыль, которая остается после уплаты налогов и соответствует потребностям КПП в его социальном и производственном развитии.
Под нормальной прибылью понимается минимальное вознаграждение предпринимателю, удерживающее его в выбранной им отрасли деятельности. Если получаемая прибыль ниже нормальной (определенный процент на вложенный капитал, который различается в зависимости от вида деятельности), то капитал устремляется в другую сферу.
Максимальная прибыль является основной целевой установкой для КПП, ориентированного на достижение определенного притока денежных средств в определенные периоды. Достижение максимальной прибыли означает стремление к максимальному получению прибыли в обороте или ее росту на определенную величину; снижению расходов до минимума или к тому, чтобы определенный уровень издержек не был повышен; обеспечению ликвидности, т.е. к тому, чтобы предприятие в любой момент было в состоянии оплачивать свои срочные обязательства; развитию мощностей КПП.
Недополученная прибыль (издержки упущенных возможностей) - денежные доходы, которые могло бы получит КПП при более выгодном использовании принадлежащих ей ресурсов.
Налогооблагаемая прибыль - это та часть прибыли, которая в соответствии с действующим законодательством (налоговым) подлежит обложению налогом.
Прибыль выполняет следующие функции:
1. Ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений.
2. Полученная прибыль выступает измерителем результатов деятельности КПП.
3. Часть полученной прибыли является источником самофинансирования КПП.
4. Часть прибыли поступает в качестве вознаграждения владельцам капитала (в условиях акционерной формы собственности).

Вопрос 2. Показатели рентабельности КПП.
Для оценки эффективности работы КПП недостаточно использования показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что предприятие работает хорошо. Абсолютная сумма прибыли не позволяет судить о степени доходности того или иного КПП, сделки. Многие КПП, получающие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объемы продаж, разные затраты. Поэтому для определения эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель - уровень рентабельности. Прибыль и рентабельность - тесно взаимосвязанные понятия, но не тождественные по своим аналитическим возможностям. Рентабельность целесообразно рассматривать с двух позиций - как объективную экономическую категорию и как качественный показатель.
В экономической теории применяется несколько определений категорий рентабельности:
1. Прибыльность.
2. Отношение полезного результата КД в виде прибыли к стоимости совокупных затрат на ее получение.
3. Сопоставление результатов КПД с затратами или ресурсами, исчисленными в стоимостной форме.
4. Интегральный показатель, обобщающий другие показатели эффективности.
В любом определении рентабельность будет означать процентное отношение суммы полученной (ожидаемой) прибыли к одному из показателей: объему Т, ИО, средней стоимости основных и оборотных средств, ФОТ и т.д.
Система коэффициентов рентабельности объединяет три класса:
1. Рассчитываемые на основе прибыли.
2. Рассчитываемые для оценки отдачи производственных активов.
3. Рассчитываемые на основе потоков наличных денежных средств.
Первые две группы показателей рассчитываются по данным БУ о прибылях и убытках. Сюда входят следующие коэффициенты:
1. Прибыль на продажу.
2. Коэффициент текущих расходов.
3. Коэффициент стоимости проданных товаров.
4. Прибыль на инвестируемый капитал.
5. Прибыль на собственный капитал.
6. Коэффициент рентабельности ресурсов (трудовых и материальных)
7. Коэффициент эффективности прибыли.
Методика расчета нижеприведенных коэффициентов основана на применении показателей балансовой прибыли (БП), чистой прибыли (ЧП), прибыли от реализации (ПР). Использование показателей чистой прибыли позволяет выявить влияние на рентабельность налоговой системы, методов государственного регулирования деятельности КПП.
1. рентабельность товарооборота определяется:
- для розничной торговли:
Rр = П/Т*100,
Где П - БП, ЧП или ПР КПП, руб.
Т - объем РТ, руб.
- для ПОТ:
Rо = По/ОТС*100,
Где По - БП, ЧП, ПР ПОТ, руб.
ОТС - ОТ с участием в расчетах, руб.
- для предприятий питания:
Rп = Пп/ТП*100,
Где Пп - БП, ЧП предприятий питания.
ТП - валовой Т предприятия питания.
Рентабельность продаж показывает, какая прибыль получена в расчете на 1 руб. оборота или сколько процентов занимает прибыль в Т. Но данный показатель не позволяет судить об эффективности использования имеющихся ресурсов.
Поскольку рентабельность продаж в значительной степени зависит от структуры Т КПП, необходимо рассчитывать параллельно и рентабельность реализации конкретных товаров. Для этого рекомендуется использовать формулу индивидуальной рентабельности:
ИR = (ТН-ИИО)/ТН*100,
Где ИR - индивидуальная рентабельность,
ТН - сумма торговой надбавки,
ИИО - издержкоемкость товара.
Анализ индивидуальной рентабельности на практике не производится, так как отсутствует соответствующая первичная информация, необходимая для таких расчетов. Однако в дальнейшем он может стать основой для формирования ассортиментной политики КПП и управления процессом реализации.
2. Коэффициент текущих издержек позволяет определить эффективность произведенных расходов и их окупаемость. Для расчета применяется следующая формула:
RИО = П/ИО,
Где ИО - сумма текущих расходов.
Данный коэффициент характеризует величину прибыли на 1 руб. текущих затрат. Чем выше эта величина, тем выше эффективность деятельности КПП.
Коэффициент эффективности текущих затрат можно рассчитать также делением суммы текущих расходов на сумму ВД. Полученный показатель означает ту часть ТН, которая направлена на покрытие текущих издержек.
Однако и показатель рентабельности текущих расходов не лишен недостатков. Он отражает эффективность только текущих ИО и не показывает, как использовать основные и оборотные фонды КПП, какой вклад они внесли в прибыль.
3. Рентабельность совокупных затрат (Rф) определяется как отношение БП (ЧП) к стоимости основных (ОФ) и оборотных (ОС) фондов, а также содержания работников (ФОТ):

Rф = БП (ЧП)/(ОФ + ОС + ФОТ)*100

Данный коэффициент показывает размер прибыл, приходящийся на единицу стоимости совокупных ресурсов.
С целью углубленного анализа рентабельности ПФ можно рассчитать по аналогичной методике и другие частные коэффициенты: отдельно рентабельность ОФ, рентабельность оборотных средств, показатель прибыли в расчете на 1 кв.м. торговой площади складского помещения.
Расходы на оплату работников занимают большой удельный вес в общей сумме текущих ИО. Поэтому для КПП становится важным определение эффективности использования привлеченных трудовых ресурсов. Показатель рентабельности трудовых ресурсов характеризуется двумя частными показателями: прибылью в расчете на одного торгового (торгово-оперативного) работника, прибылью к среднегодовой (среднедневной) численности и в расчете на 1 руб. затрат, связанных с их содержанием (фонд оплаты труда, включая затраты на подготовку кадров и охрану труда работников).
4. Показатель рентабельности капитала становится одним из важнейших коэффициентов, характеризующих эффективность основных элементов ресурсов КПП. Его иногда называют коэффициентом прибыли на активы. Он отвечает на вопрос, насколько хорошо работает КПП, какую прибыль приносят вкладываемые в бизнес фонды.
Окупаемость инвестиций (инвестиционные активы) складываются из наличных денег, оборудования, запасов и измеряется с помощью ряда показателей:
А) Рентабельность всего (совокупного капитала) Rк:
Rк = БП/ССИ*100,
Где ССИ - среднегодовая сумма имущества КПП,
Б) Рентабельность всех инвестиций:
Rк = (ЧП+ВП)/(СК+ДО)*100,
Где ЧП - чистая прибыль,
ВП - выплаченные проценты по займам и кредитам.
СК - собственный капитал.
ДО - долгосрочные обязательства.
В) Рентабельность функционирующего (реально участвующего в формировании прибыли) капитала Rфк:
Rфк = ПР/ССК*100
Где ПР - прибыль от реализации,
ССК - среднегодовая стоимость капитала (минус инвестиции плюс незавершенное строительство).
Г) Рентабельность собственного капитала Rск:
Rск = ЧР/СССК*100
Где СССК - среднегодовая стоимость собственного капитала.
5. Эффективность прибыли (Эп) - показатель, позволяющий оценить долю чистой прибыли в ВД, т.е. эффективность использования имеющихся ресурсов, применяемой практики, тактики и стратегии ведения бизнеса для достижения выбранной цели:
Эп = ЧП/ВД*100
Для оценки уровня рентабельности могут служить и другие показатели, но применяемая в отечественной практике методика исчисления прибыли отличается от зарубежной, учет и отчетность не позволяют использовать их для аналитических целей.

Вопрос 3. Анализ прибыли КПП. Факторы, оказывающие влияние на величину прибыли и уровень рентабельности.
В ходе анализа прибыли и рентабельности изучают динамику изменения объема БП, ЧП, уровня рентабельности и факторы, их определяющие (величину ВД, УИО, доходы от других видов деятельности, размер налогов и т.д.).
На размер прибыли и рентабельности влияют две группы факторов: внешние и внутренние.
К группе внешних факторов относятся:
1. уровень развития экономики в целом.
2. Меры регулирования деятельности предприятий со стороны государства.
3. Природные (климатические) факторы, транспортные и другие условия, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обуславливающие дополнительную прибыль у других.
4. Не предусмотренные планом предприятия изменения цен на сырье, продукцию, материалы, топливо, энергоносители, покупные полуфабрикаты; тарифов на услуги и перевозки; норм амортизационных отчислений; ставок арендной платы; минимальной з/платы и начислений на нее; ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятием.
5. Нарушение поставщиками, финансовыми, банковскими и другими организациями государственной дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия.
Внутренние факторы непосредственно связаны с результатами деятельности предприятия, к ним относятся:
1. Результаты КД.
2. Эффективность заключенных сделок на поставку товаров.
3. Объем и структура Т.
4. Формы и система оплаты труда, производительность труда.
5. Эффективность основных и оборотных средств.
6. Уровень ВД и ИО, размер прочей прибыли.
7. Нарушения налогового законодательства.
Анализ прибыли производится в несколько этапов.
На первом этапе производится анализ динамики прибыли и рентабельности в целом по предприятию и по его подразделениям путем выявления тенденции изменения массы прибыли и рентабельности за исследуемый период. В этих целях исчисляются темпы 9базисные и цепные) роста (снижения) анализируемых показателей и сравниваются с динамикой аналогичных показателей конкурентов и со среднегодовой нормой прибыли на вложенный капитал.
На втором этапе оценивается влияние факторов на прибыль и рентабельность:
1. Изменение объема Т в текущих ценах и рассчитывается по формуле:
?П?П = (Т1 - Т0)/100*R0,
Где ?П?П - изменение прибыли за счет изменения размера Т.
Т1, Т0 - плановый и фактический объем Т (в отчетном и базисных периодах).
R0 - плановый уровень рентабельности (рентабельность продаж за предшествующий период).
2. Изменение объема продаж в сопоставимых ценах:
?П?СР = (СР - Т0)/100*Rо,
Где СР - сопоставимый товарооборот.
3. Для измерения влияния цен реализуемых товаров на прибыль можно использовать формулу:
?Пч = ФТ*(I1 - I)/100*Т0,
Где I1 - индекс цен отчетного периода в сравнении с базисным.
ФТ - физическая масса товаров.
4. Влияние изменения уровня ВД на прибыль:
?П?ВВ = (УВД1 - УВДо)/100*Р1,
Где УВД1 - фактический уровень ВД;
УВД0 - плановый (базисный) уровень ВД.
5. Оценка влияния ИО на прибыль:
?П?ИО = (УИО1 - УИО0)/100*Р1
Где УИО1 - фактический уровень ИО,
УИО0 - уровень ИО планового (базисного) периода.
6. Влияние на размер БП изменения прочих доходов и затрат определяется методом прямого счета.
7. Изменение эффективности использования ресурсов и капиталов:
П = Р*R0/100,
Где Р - размер вложенных ресурсов.
R0 - рентабельность использования капитала.
Затем возможен расчет удельного веса ВД в Т, удельного веса в ВД чистой продукции (з/плата + прибыль), удельного веса в чистой продукции прибыли, а затем на основании этих показателей необходимо построить график их взаимосвязи и определить достаточность доходов и прибыли для решения основных задач.
На третьем этапе выявляются резервы увеличения прибыли и все возможности их использования в перспективе (таковыми могут быть: ускорение оборачиваемости, повышение эффективности затрат живого труда, коэффициентов эффективности использования торговых площадей, рост продажи в натуральных единицах измерения).
На основе глубокого анализа прибыли и рентабельности разрабатывается план прибыли на перспективу.

Вопрос 4. Планирование прибыли КПП и основные способы повышения рентабельности.
Прибыль при любых формах хозяйствования, особенно в условиях развития рыночных отношений, выполняет важные функции и поэтому ее роль трудно переоценить. Она не только выступает критерием эффективности управления КД, но и является условием обеспечения экономического роста и служит основой инновационного процесса. Очевидно, что прибыль, порожденная нововведениями, одновременно выступает условием их возникновения. Речь идет о замкнутом круге в КД: КПП добиваются оптимальной величины прибыли в результате развития КД на основе внедрения нововведений в области техники, технологии, организации труда и управления путем использования достижений науки и передового опыта, а также использования этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности; использование же инноваций, в свою очередь, требует вложения средств, источниками которых, в конечном счете, выступает прибыль.
В прибыли концентрируется эффективность всей КД КПП. Она является основным собственным источником финансовых ресурсов для развития КПП и увеличения ее рыночной стоимости.
Многие руководители КПП полагают, что максимизация суммы прибыли (получение максимальной прибыли, остающейся в их распоряжении) является приоритетной задачей и главной целью КПП. Такое мнение представляется спорным. Максимизация прибыли не обеспечивает автоматически возрастания рыночной стоимости КПП. Если полученная большая сумма прибыли полностью расходуется собственниками на цели личного потребления, то КПП лишается основного источника формирования собственных финансовых ресурсов для своего развития, а неразвивающаяся организация теряется в перспективе позиции, что приводит к снижению ее рыночной стоимости. Кроме того, максимальная сумма прибыли КПП может достигаться при высоком уровне хозяйственных рисков и угрозе банкротства, что также может обусловить снижение ее рыночной стоимости и конкурентной позиции на потребительском рынке.
Поэтому, максимизация прибыли должна быть важной, но не приоритетной задачей управления КПП,
Основным финансовым показателем КД КПП является БП.
В составе БП КПП основным элементом ее формирования является прибыль, полученная от КД. Она представляет собой превышение суммы чистого дохода от реализации товаров (суммы реализованных ТН, уменьшенной на сумму налоговых платежей, осуществляемых за счет доходов) над суммой ИО.
БП от КД находится в тесной взаимосвязи с показателями Т, доходов, и ИО. Система этой взаимосвязи позволяет выявить роль отдельных факторов в формировании прибыли от реализации товаров.
С использованием этой системы можно определить:
1. Объем реализации товаров, обеспечивающий безубыточную КД, т.е. "точку безубыточности" КПП.
2. Плановую сумму БП от реализации товаров при заданных плановых значениях объема Т, доходов и ИО.
3. Необходимый объем Т при заданной целевой сумме БП от реализации товаров - "предел безопасности" ("предел финансовой прочности") КПП, т.е. размер возможного снижения объема Т при неблагоприятной конъюнктуре потребительского рынка, который позволяет КПП осуществить прибыльную деятельность.
Точка безубыточности - это такой объем реализации товаров, при котором КПП не получает ни прибыли, ни убытка.
Ттб = Иопост*100/(УВД - УИОпер),
Где Ттб - объем реализации товаров, обеспечивающий достижение точки безубыточности.
Иопост - сумма постоянных ИО,
УВД - уровень дохода от реализации товаров к Т, %.
УИОпер - уровень переменных ИО к Т, %.
Достижение точки безубыточности и формирование БП зависит от соотношения постоянных и переменных ИО. Это соотношение называется операционным рычагом. Чем выше доля постоянных ИО в общей сумме, тем позже достигается точка безубыточности, т.е. КПП для достижения этой точки необходимо реализовать гораздо больше товаров, чем при сравнительно меньшей доле постоянных ИО. Вместе с тем, при дальнейшем наращивании объема реализации товаров (после преодоления точки безубыточности) темп прироста БП будет превышать темп прироста Т и ЧД от реализации товаров. Это связано с тем, что за счет постоянных ИО общий уровень в процентах к Т и ЧД будет снижаться, увеличивая тем самым при прочих равных условиях сумму БП.
Эффект операционного рычага рассчитывается:
Эор = (ЧД - ИОпер)/БП
Для определения необходимого объема Т при заданной целевой сумме БП от реализации товаров используется следующая формула:
ТТЦП = (ИОпост + Пц)*100/(УВД -УИОпер),
Где ТТЦП - объем реализации товаров, обеспечивающий получение плановой целевой суммы БП от КД.
Пц - сумма плановой (целевой) БП.
Размер возможного снижения объема Т при неблагоприятной конъюнктуре потребительского рынка, позволяющий осуществлять прибыльную деятельность (предел безопасности - ПБ), определяется:
ПБ = Ртцп - Ртб,
Где ПБ - объем Т КПП, обеспечивающий предел ее безопасности (запас финансовой прочности).
Ртцп - объем Т, обеспечивающий получение целевой БП от КД.
Ртб - объем Т, обеспечивающий достижение точки безубыточности КПП.
Таким образом, система "взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли", позволяет выявить зависимость БП от следующих показателей:
1. Объема реализации товаров.
2. Суммы и уровня ЧД от реализации товаров.
3. Суммы и уровня переменных ИО.
4. Суммы постоянных ИО.
5. Соотношения постоянных и переменных ИО.
Планирование и прогнозирование прибыли осуществляется с учетом достижения долговременных целей и предусматривает использование всех имеющихся возможностей по увеличению прибыли, получению ее в необходимых размерах.
Прогнозирование и планирование прибыли КПП осуществляется с учетом:
1. Итогов анализа доходов в целом и ТН по товарным группам, ИО по общему уровню и отдельным статьям и всех видов прибыли.
2. Изучения тенденций изменения различных показателей рентабельности.
3. Плановых показателей и структуры поступления товаров и Т.
4. Намеченных ИО и других расходов.
5. Величины налогов, уплачиваемых за счет различных видов прибыли.
6. Потребностей в пополнении собственных оборотных средств, развитии ОФ и в средствах, возмещаемых за счет использования прибыли.
Процесс прогнозирования и планирования прибыли начинается с обоснования прибыли от реализации товаров и услуг и установления БП (ВП) и завершается расчетами ЧП.
Механизм управления формированием прибыли от реализации товаров строится с учетом тесной взаимосвязи этого показателя с показателями объема Т, доходов и ИО КПП.
Для КПП важно оценить свои возможности по получению ЧП.
На основе плановой величины ЧП и положений по уплате налогов устанавливается БП по следующей формуле:
Пб = Пч *100/(100 - Н)
Где Пб - БП
Пч - ПЧ
Н - налог на прибыль.
При расчете плановой БП необходимо учитывать:
1. Какие факторы повлияли в отчетном периоде на финансовый результат деятельности КПП в соответствии с допущением временной определенности факторов КД .
2. Какова величина прибыли или убытка, выявленных в отчетном году, но относящихся к операциям прошлых лет; эта величина включается в финансовый результат отчетного года.
3. Каков размер доходов, полученных в отчетном периоде, но относящихся к следующим отчетным периодам; они отражаются в учете и в отчетности как доходы будущих периодов.
Основное внимание КПП уделяют расчету плановой величины прибыли от реализации товаров и услуг.
Одним из основных методов планирования величины прибыли от реализации товаров и услуг является ее расчет на базе ранее определенных показателей - доходов и ИО. Подобный расчет выполняется по формуле:
Пр = Дпл*(100 -НДС)/100 - ИОпл
Где Пр - прибыль от реализации по плану.
Дпл - плановые доходы.
Кроме того, можно использовать метод планирования суммы прибыли от реализации товаров и услуг на основе учета сложившийся рентабельности продаж:
П = Р0*R0/100,
Где П - плановая прибыль в сумме.
Р0 - плановый Т.
R0 - показатель рентабельности продаж, установленный на предстоящий период.
Результаты расчетов прибыли с использованием всех вышеперечисленных методов сводятся в таблицу для оценки их реальности, сравнения с возможностями получения соответствующего размера прибыли и определения того объема прибыли, который станет плановым.
После определения плановой величины прибыли рассчитывается плановый уровень рентабельности КПП.
Завершается процесс планирования прогнозированием прибыли расчетом прогнозной величины БП.

Вопрос 5. Распределение и использование прибыли КПП.
Прибыль, получаемая КПП в результате КД, распределяется между государством и самой организацией как хозяйствующим субъектом. Объектом распределения является БП. Государство в законодательном порядке определяет ту ее часть, которая подлежит внесению в соответствующие бюджеты в виде налогов и других обязательных платежей.
Разница между БП и суммой налоговых платежей, осуществляемых за счет прибыли, представляет собой ЧП КПП, или прибыль, остающуюся в ее распоряжении.
Чем больше прибыли остается у КПП, тем меньше потребность в привлечении средств из заемных источников, тем выше уровень ее самофинансирования и финансовой устойчивости.
Определение порядка распределения прибыли и конкретных направлений использования ЧП находится в компетенции КПП.
Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предприятиям предоставляется право направлять часть ВП на финансирование капитальных вложений производственного и социального назначения, а также на погашение кредитов банков, полученных на эти цели. Это позволяет уменьшить фактическую сумму налога на прибыль не более чем в два раза.
Кроме того, законом разрешено за счет ВП покрывать расходы, связанные с погашением кредитов коммерческих банков, полученных на финансирование капитальных вложений. Если КПП использует эти кредиты не по целевому назначению. То полученная от их использования прибыль подлежит налогообложению в общем порядке.
В общем виде, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, распоряжении предприятия, распределяется на фонды накопления и фонды потребления. Эти фонды различаются по принадлежности к собственникам. На акционерном предприятии фонды потребления находятся в собственности трудового коллектива предприятия, а фонды накопления - в собственности акционеров, учредителей. Поэтому фонды потребления не могут быть отнесены к капиталу предприятия. Различие капитала и фондов состоит в том, что капитал образуется в результате накопления имущества, а фонды накопления - в результате распределения прибыли.
Российское законодательство предоставляет предприятиям независимо от ОПФ право оперативно маневрировать поступающей в их распоряжение прибылью после уплаты налоговых платежей в бюджет. Разность между совокупной величиной прибыли по всем видам деятельности предприятия и ее использованной частью за отчетный период представляет собой нераспределенную прибыль.
Фонды накопления объединяют ту часть прибыли, остающейся в распоряжении КПП, которая предназначена для строительства и приобретения ОФ, т.е. создания нового имущества предприятия. При создании этого фонда КПП ведут раздельный учет образования и использования фондов накопления.
Фонд накопления, образуемый на приобретение и строительство ОФ производственного и непроизводственного назначения и осуществление других капитальных вложений. Часть средств фонда накопления, направленная на долгосрочные инвестиции, не расходуется безвозвратно. Вместо потраченных денежных средств, которые числились в активе баланса на расчетном счете, появляется эквивалентная стоимость другого имущества, созданного на эти средства и также отражаемого в активе, но по другой статье (например, "Основные средства" или "Нематериальные активы").
Кроме того, за счет фонда накопления финансируются расходы, которые носят безвозвратный характер:
1. На проведение НИР.
2. На природоохранные мероприятия.
3. Расходы сверх установленных норм включения в себестоимость для налогообложения.
4. Расходы по выпуску ценных бумаг.
5. Взносы по созданию других предприятий.
6. Уплата штрафных санкций в случае сокрытия (занижения) прибыли, нарушения требований по охране окружающей среды; ряд других расходов.
Для контроля за движением средств в составе фонда накопления рекомендуется выделять фонд накопления образованный и фонд накопления использованный.
Средства фонда потребления предназначены для финансирования расходов на социальные нужды (кроме капитальных вложений в социальную сферу) и материальное стимулирование коллектива предприятия. За счет средств фондов потребления работниками выплачиваются премии, не связанные с производственными результатами, различного вида поощрения, вознаграждения за долголетнюю трудовую деятельность, в связи с юбилейными датами и в иных аналогичных случаях. Социальные и компенсационные выплаты, произведенные предприятием сверх норм, установленных законодательством, также осуществляются за счет средств фонда потребления. К социальным выплатам относятся: материальная помощь, оплата путевок на лечение и отдых, приобретение за счет предприятия медикаментов и т.д.
Бесфондовый метод чаще всего использую МП. Обычно они формируют резервный фонд, отчисления в который могут повлиять на налогооблагаемую прибыль за счет возможных льгот по налогу на эти отчисления.
Фондовый метод использования прибыли предполагает распределение ЧП в соответствии с учредительными документами по фондам, в которых предусмотрена величина отчислений. Порядок формирования и распределения средств фондов определяется КПП самостоятельно и закрепляется в уставе и приказе об учетной политике предприятия.


Билеты к экзамену по курсу "Экономика и организация предприятий в сфере коммерции"

1. Понятие и виды предприятий в сфере коммерции.
2. Основная цель и задачи предприятий в сфере коммерции.
3. Предприятия оптовой торговли. Их характеристика.
4. Предприятия розничной торговли. Их характеристика.
5. Объединения предприятий. Их характеристика.
6. Функциональная структура предприятий в сфере коммерции.
7. Понятие основных фондов, их состав, структура и назначение.
8. Амортизации ОФ, ее порядок. Формы простого и расширенного воспроизводства ОФ.
9. Оценка ОФ. Показатели, используемые при оценке ОФ.
10. Эффективность использования ОФ.
11. Сущность, понятие и структура РТ.
12. Анализ РТ КПП.
13. Сущность и структура ОТ.
14. Анализ ОТ КПП.
15. Понятие и классификация ТЗ КПП. Факторы, влияющие на величину ТЗ.
16. Сущность и понятие товарооборачиваемости.
17. Анализ ТЗ и товарооборачиваемости.
18. Нормирование ТЗ и товарооборачиваемости.
19. Определение общего объема спроса потребителей.
20. Источники поступления товарных ресурсов.
21. Анализ поступления товаров.
22. Доходы КПП, их состав, структура и источники поступления.
23. Доходы от реализации товаров потребителям и внереализационные доходы.
24. Учет, оценка и анализ доходов КПП.
25. Планирование доходов от всех видов деятельности КПП.
26. Сущность ИО. Номенклатура ИО по составу затрат.
27. Классификация ИО по отраслям КД, потоварная классификация ИО, по участию в образовании стоимости.
28. Классификация ИО по способу отнесения на отдельные товары и товарные группы, по составу, по рациональности использования.
29. Классификация ИО по степени зависимости от объема товарооборота.
30. Нормирование затрат. Понятие альтернативных издержек КПП.
31. Анализ ИО.
32. Планирование ИО.
33. Основные пути оптимизации ИО.
34. Сущность прибыли КПП, принципы ее формирования.
35. Показатели рентабельности КПП.
36. Анализ прибыли КПП. Факторы, оказывающие влияние на величину прибыли и уровень рентабельности.
37. Планирование прибыли и основные способы повышения рентабельности.
38. Распределение и использование прибыли КПП.


1


1



<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ