стр. 1
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

ОГУП "Аналитический центр - Синергетика"
ОТЧЕТ
о научно-исследовательской работе
РАЗРАБОТКА ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининград январь 2004
СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА 11
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗРАБОТКИ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 26
ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЬКОМ РЫНКЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 28
Розничная торговля 28
Качество товаров 33
Деловая активность предприятий розничной торговли 34
Общественное питание 39
Услуги населению 41
РАЗВИТИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ НА ТЕРРИТОРИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 44
Концептуальные основы формирования инфраструктуры оптовой торговли 47
Концептуальные основы формирования инфраструктуры розничной торговли 51
Развитие интеграционных процессов в торговле 56
Идеология, принципы и содержание государственного регулирования торговли 59
Концептуальные основы обеспечения безопасности и качества товаров и услуг 62
Правовое обеспечение развития торговли 66
Основы формирования единой информационной системы внутренней торговли 70
Концептуальные основы интеграции внутреннего рынка в систему мирохозяйственных связей 72
РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 76
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ 86
АННОТАЦИЯ
Для разработки политики развития потребительского рынка Калининградской области использовались фактические данные за 2001, 2002 и 2003 года, предоставленные администрациями муниципальных образований Калининградской области, хозяйствующими субъектами, а также отдельные показатели из сборника статистической информации по Калининградской области.
Представляемая работа по разработке политики развития потребительского рынка Калининградской области является одним из шагов по упорядочению действий органов государственной власти в рамках стратегии, направленной на повышение уровня качества обслуживания, повышение благосостояния жителей региона и улучшение социально-экономической обстановки в области в целом.
Собранный в рамках исследования "Разработка политики развития потребительского рынка Калининградской области" будет способствовать формированию комплексного подхода к изучению именно потребительского рынка, представляющего собой сектор экономики на котором происходят наиболее частые и тесные контакты хозяйствующих субъектов и жителей области. Именно здесь необходимо проявление наиболее четко определенной воли и власти государства по нахождению компромиссов в сложных ситуациях и урегулированию всех возникающих споров.
Разработанный материал позволит более осознанно проводить политику государства в сфере потребительского рынка в целом, а также производить отбор проектов, реализация которых позволит укрепить его наиболее слабые места и проводить переговоры с потенциальными инвесторами, фактически имея на руках актуальную схему экономики этого важнейшего сектора региональной экономики.
Актуальность данной работы определяется тем, что потребительский рынок представляет собой сектор экономики, который нецелесообразно и невозможно бесконтрольно передавать в частные руки. Большая часть области, особенное ее отдаленные, труднодоступные районы, не представляют интереса для предпринимательской инициативы в силу нерентабельности организуемого бизнеса. Но, тем не менее, население, проживающее в этих районах, также в полной мере должно иметь возможность пользоваться различными услугами и по адекватным ценам.
Именно исходя из этого, необходимо отметить, что финансирование перспективного развития потребительского рынка муниципального образования требует, помимо частного капитала, обязательное участие бюджетных ресурсов.
В качестве выводов в отчете предлагается ряд рекомендаций органам государственной власти по дальнейшим направлениям развития потребительского рынка.
ВВЕДЕНИЕ
Калининградская область - самый западный регион Российской Федерации. Территория области - 15,1 тыс. кв. км, население - 943,3 тыс. человек, из них 77 % - городское.
Область образована в 1946 году на трети территории бывшей Восточной Пруссии, переданной по решению Потсдамской конференции Советскому Союзу.
В состав области входит 13 административных районов и 6 городских округов. Административный центр области - Калининград с населением 421 тыс. человек. Всего в области насчитывается 22 города, 5 поселков городского типа и более тысячи сельских населенных пунктов. Более 20 тыс. человек населения насчитывают города Советск, Черняховск, Балтийск, Гусев.
Область полностью отделена от других регионов России территориями иностранных государств (Литвы, а также, в зависимости от направления, Белоруссии или Латвии) и международными морскими водами. В силу специфического геополитического положения Калининградская область играет особую роль в обеспечении национальных интересов России в Балтийском регионе и в Европе в целом. Оборонное значение области заключается в возможности контроля за морским и воздушным пространством Балтийского моря и значительной части Центральной и Восточной Европы. В свете происходящего расширения ЕС и НАТО на восток роль области в обеспечении национальных интересов России возрастает.
Экономико-географическое положение Калининградской области имеет выгоды, которые определяются следующим:
- близостью к рынкам Западной и Восточной Европы;
возможностью вхождения в трансъевропейские транспортные коридоры (ВИАБАЛТИКА, ВИАГАНЗЕАТИКА) и другие общеевропейские коммуникации;
наличием на территории области единственного принадлежащего Российской Федерации на Балтийском море незамерзающего портового комплекса.
- природными и историко-культурными условиями, благоприятными для развития туризма, чему способствует приморское положение региона, наличие обширных песчаных пляжей и таких уникальных природных объектов, как Куршская и Вислинская косы;
Наличием полезных ископаемых.
На территории области находится единственное в мире промышленное месторождение янтаря, где сосредоточено более 90% мировых запасов. Разрабатываются небольшие месторождения высококачественной низкосернистой нефти, торфа, строительных материалов, добываются минеральные воды и лечебные грязи. Разведаны крупные запасы каменной соли класса "Экстра".
Основу экономики области составляет промышленность, создающая 34,2% валового регионального продукта (ВРП). Второе место по доле в производстве ВРП занимает транспорт и связь (12,1%), далее следуют торговля и общественное питание (11,9%), сельское и лесное хозяйство (9,3%), строительство (3,8%).
Промышленной продукции в 2002г. произведено на сумму 18, 9 млрд. рублей. Это составляет только 45% от уровня 1990 г. (в сопоставимых ценах), хотя за 1999-2002 гг. производство выросло более чем в 1,5 раза. Промышленный спад в 1990-1998 гг. в регионе был еще глубже, чем в среднем по стране, и восстановление производства требует больших усилий.
Вследствие утраты значительной части индустриального потенциала, в структуре промышленности доминирует топливно- энергетический комплекс. На топливную промышленность (преимущественно добыча нефти) приходится 25,5% промышленного производства, на электроэнергетику - 9,2%. Далее следуют три традиционные отрасли специализации, хотя и значительно изменившие номенклатуру выпускаемой продукции. Это пищевая промышленность (25,3%), в основном представленная рыбной и мясо-молочной отраслями, машиностроение и металлообработка (19,1%), деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (12,1%). За последние три года в этих отраслях рост производства превышал средние по промышленности региона показатели: в машиностроении - в 2,3 раза, пищевой промышленности - в 1,8 раза, лесном комплексе -в 1,9 раза.
В общих объемах промышленного производства около 21% продукции выпускается на малых предприятиях. В легкой, пищевой промышленности и промышленности строительных материалов на долю малых предприятий приходится свыше трети объемов, что свидетельствует о высокой роли малого предпринимательства в указанных отраслях.
Валовая продукция сельского хозяйства составила в 2002 году 4,4 млрд. рублей. В сопоставимых ценах это составляет около 47% от уровня 1990 года. Сельскохозяйственное производство ведется в условиях повышенного увлажнения, на низменных землях, часть которых расположена ниже уровня моря и защищена дамбами. В области имеется 727,9 тыс. га осушенных сельхозугодий, из них 98 тыс. га занимают польдерные земли, находящиеся ниже уровня моря (на этой территории проживает около 80 тыс. человек). Техническое состояние мелиоративных систем на этих землях не соответствует установленным нормам и требует реконструкции.
Ведущие направления сельского хозяйства - молочное и мясное животноводство, выращивание картофеля и овощей. Развиты птицеводство и пушное звероводство.
Строительство
В транспортном комплексе выделяется ориентированный на обслуживание внешнеэкономической деятельности морской транспорт, тесно связанный с железнодорожным. Отсутствие до последнего времени поддержки области со федерального Центра приводило к уходу российских экспортно-импортных грузов в порты Прибалтики, тогда как мощности калининградских портов использовались только на 30%. Ситуация изменилась только в 2001 году, когда руководство транспортным комплексом России учло предложения органов власти Калининградской области. В результате введения новых железнодорожных тарифов, портовый комплекс области стал более конкурентоспособным. Объем переработки грузов вырос на 39% и составил 5,8 млн.т. Объем перевозок грузов наземным транспортом увеличился на 23% и составил 11,9 млн.т, в том числе железнодорожным транспортом 90,8%, автомобильным - 9,2%.
Торговля
С учетом сложившихся политико-экономических факторов, возрастает роль внешней торговли в экономике области. В 2002 году внешнеторговый оборот вырос по сравнению с 2001 годом на 12% и составил 1541,5 млн. долларов. При этом, в отличие от характерных в среднем для России показателей, экспорт, составивший 507,5 млн. долларов, был вдвое меньше импорта - 1034 млн. долларов. Довольно значительную долю, 6-7% внешнеторгового оборота (более 10% экспорта, около 5% импорта) составляют услуги, главным образом транспортные.
Рост внешнеторгового оборота в последнее время обеспечен основном за счет увеличения импорта сырья и полуфабрикатов для развивающихся в области импортозамещающих производств.
Основными торговыми партнерами области являются Польша (товарооборот 281,2 млн. долларов), Германия (268,7 млн. долларов), Литва (113,4 млн. долларов). За последние годы значительно возросла роль США (73,3 млн. долларов).
По относительному уровню развития малого предпринимательства Калининградская область находится в числе лидеров среди российских регионов, уступая только Москве и Санкт-Петербургу. На 1 октября 2002 года в области функционировало 7569 малых предприятий, которые вносят существенный вклад в решение проблемы занятости, обеспечивая работой около четверти экономически активного населения. Общая выручка предприятий от реализации товаров и услуг составила свыше 15 млрд. рублей.
Наиболее перспективными направлениями предпринимательской деятельности являются:
производство импортозамещающих продовольственных и промышленных - товаров широкого потребления;
производство и переработка сельскохозяйственной и рыбной продукции;
инфраструктурная деятельность по поддержке малого предпринимательства (создание региональной лизинговой компании, маркетинговых, консалтинговых, информационных и обучающих центров и фирм, бизнес-инкубаторов и технопарка);
развитие туризма и санаторно-курортное обслуживание; оказание бытовых услуг населению; производство строительных материалов и деталей; жилищное и гражданское строительство;
благоустройство городских территорий, природоохранная деятельность, - утилизация бытовых и промышленных отходов;
ремесла, народные и художественные промыслы и производства;
добыча торфа и его переработка, мелиоративные работы; производство лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и средств личной гигиены.
В области быстрее, чем в большинстве районов страны, развивается рыночная инфраструктура (насчитывается около 1100 предприятий и организаций, осуществляющих операции с недвижимым имуществом и общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка), формируется рыночный менталитет населения.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
Региональная экономика представляет собой, согласно определению, во-первых, "способ организации хозяйственной жизни территориально-производственного комплекса в структуре национальной экономики", во-вторых - "отрасль науки, которая изучает территориально-функциональные аспекты экономических отношений".
В условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ особое значение приобретает именно региональная экономика - область научных знаний о размещении производительных сил, о непосредственных основах экономики региона.
Особенно важную роль играет региональная экономика в научном понимании и обеспечении экономических преобразований, создании единого экономического пространства при рационализации межрегиональных связей, формировании региональных рынков.
Региональная экономика как отрасль знания является важнейшей составной частью регионоведения - комплексной, интегральной социально-экономической науки, изучающей закономерности процесса формирования и функционирования социально-экономической системы региона с учетом исторических, демографических, национальных, религиозных, экологических, политико-правовых, природно-ресурсных особенностей, места и роли в общероссийском и международном разделении труда.
Поэтому региональная экономика опирается также на такие научные и учебные дисциплины, как управленческие и юридические науки, экономическая история, экономическая и социальная география, демография, социология, статистика, религиоведение, этнография, экология и т. д.
Каждая наука, каждое научное направление развивается в неразрывной связи с практическими потребностями и запросами общества. Теория региональной науки, методы размещения и территориального развития тесно переплетаются с практическими задачами регионального планирования и прогнозирования, управления, формирования регионального хозяйственного рынка, функционирования социальной среды.
Содержание региональной экономики способствует выработке рациональной, научно обоснованной региональной политики и стратегии.
Современная региональная экономика - одна из отраслей экономических знаний. Предметом региональной экономики является изучение размещения производительных сил страны и основных тенденций социально-экономического регионального развития, размещения отраслей экономики, важнейших природно-экономических, демографических и экологических особенностей регионов.
В основу обобщенной типологии регионов по проводимой их властями экономической политике (в частности, по степени ее "рыночной" ориентации) в последние годы положена степень регулирования цен на товары и услуги, в наиболее "чистом" виде демонстрирующая позицию региональных (местных) органов власти и управления. Данные о структуре собственности и уровне субсидирования экономики из региональных бюджетов используются в качестве вспомогательных. Общая картина регионального развития России в 90-х годах является весьма пестрой и неустойчивой. Российские регионы, рассмотренные с точки зрения различных аспектов складывающейся в них социально-экономической ситуации, "ведут" себя по-разному не только в территориальном, но и во временном разрезе, постоянно меняя тенденции и направления своей динамики. Такое состояние, по всей вероятности, является вполне закономерным. Расслоение российских регионов на качественно различные типы действительно идет, но его результаты стали заметны лишь к концу 90-х гг.
В качестве "модельных" видов регионов этого периода могут рассматриваться:
регионы "столичного" типа с диверсифицированной экономикой и растущим финансовым сектором;
экспортоориентированные; сырьевые, металлургические и/или "транспортные" ("завязанные" на обслуживание внешнеэкономических связей) регионы;
взявшие курс на форсирование экономических реформ, как правило, финансово сильные регионы с крупной промышленностью;
богатые природными ресурсами республики, добившиеся экономической самостоятельности от федерального центра; проводящие политику "мягкого" вхождения в рынок; кризисные (депрессивные) регионы со специализацией на легкой промышленности и машиностроении, ориентированном на оборонные заказы;
экономически слаборазвитые аграрные и/или периферийные регионы, зависящие от федерального бюджета;
отдаленные северные и восточные регионы.
Каждая из этих моделей развития имеет свои наиболее характерные "эталонные" регионы, однако большинство регионов, вероятно, пока занимает промежуточное место между двумя-тремя типами. Если за точку отсчета взять уровень жизни населения, то к концу 90-х гг. сформировались три типа регионов, сочетающие различные аспекты уровня жизни населения.
Во-первых, это имеющие мощный финансовый сектор "столичные" регионы, экспортоориентированные северные и восточные регионы. Здесь сложился высокий уровень доходов, превосходящий (в относительном выражении) повышенный уровень потребительских цен. Покупательная способность и степень расслоения по уровню доходов населения для регионов этого типа выше среднего по России уровня.
Во-вторых, это ряд областей и добившихся экономического "суверенитета" республик с относительно невысоким (средним) уровнем доходов и низкими ценами. Покупательная способность здесь достаточно высока, а степень имущественного расслоения, как правило, не превышает среднего по России показателя.
В-третьих, это экономически слаборазвитые регионы с низкой покупательной способностью, которая может сочетаться как с высокой, так и с низкой степенью имущественного расслоения. Уровень цен здесь не превышает среднероссийского, однако доходы на душу населения минимальны из-за пониженной экономической активности и высокой демографической нагрузки на трудоспособное население.
Региональные рынки можно объединить в систему, которая представляет собой совокупность рыночных образований различного типа, цель которых - обеспечение эффективного развития и функционирования регионального воспроизводственного процесса, воспроизводства орудий, предметов труда и рабочей силы. В систему региональных рынков входят: потребительский рынок (рынок благ); рынок земли и недвижимости; рынок труда;
рынок капиталов (кредитный рынок и рынок ценных бумаг); рынок информации; рынок природных ресурсов; рынок культурных ценностей;
рынок образовательных услуг и др.
Все рынки взаимосвязаны друг с другом, они обслуживаются соответствующими составляющими рыночной инфраструктуры.
Механизм формирования и функционирования потребительского рынка региона представляется как взаимодействие объективно действующих факторов, явлений и процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, сложившихся на данной территории. Функционирование регионального потребительского рынка определяется связями: между потребностями населения региона и производством; спросом и предложением на региональном рынке товаров и услуг; дифференциацией доходов и характером потребления; уровнем и структурой потребления; текущим потреблением и накоплением; обобществленной и индивидуализированной формами потребления, и др.
Понятие "потребительский рынок" в современной российской экономической литературе встречается с начала 90-х гг. и определяется, как территориальная организация сферы обращения, призванная обеспечить население региона товарами на основе развития товарно- денежных отношений при минимальных издержках обращения.
В целом же по своей экономической сущности региональный потребительский рынок - это совокупность высоколокализованных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена и потребления, формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально-административного образования, с учетом адекватных методов регулирования конъюнктуры рынка и принятия коммерческих решений. Региональный потребительский рынок является частью общего регионального рынка (или рынка благ).
Под товарным рынком в современной экономике понимается "система субъектов экономики, формирующих свои отношения с целью рационального обращения товаров конечного потребления и продукции производственно-технического назначения". При этом потребительский рынок представляет собой ту часть товарного рынка, на которой товары покупаются для личного потребления.
В этой связи можно определить потребительский рынок региона, как основную составляющую структуры современной рыночной экономики, где часть ВНП, материализованная в виде произведенных бизнесом товаров и услуг, покупается или приобретается иным способом потребителями региона для личного потребления.
По своему удельному весу и роли в обеспечении жизнедеятельности населения потребительский рынок занимает ведущее место в системе рынков региона. Он представляется нам как динамичная система причинно-следственных связей, обеспечивающих наибольшее соответствие производства (или ввоза из-за пределов региона) то варов и услуг потребностям и платежеспособному спросу населения, охватывающая всю совокупность экономических отношений производства, реализации и потребления, материальных благ и услуг потребительской ориентации.
Насыщенность и емкость регионального потребительского рынка во многом предопределяются эффективностью хозяйственной деятельности в регионе. Именно от нее во многом зависит конечное потребление населения региона.
Региональный потребительский рынок воздействует на ряд фаз, тесно связанных между собой в едином процессе: потребности населения региона - производство (предложение) - денежные доходы населения - реализация (торговля) - потребление (удовлетворение потребностей). Блок потребностей в начале процесса выступает в роли заявок производству, ориентирует его на определенный объем и структуру производственных ресурсов. Он является важнейшим фактором формирования политики приоритетов в производственной программе региона. В этой связи положение и место регионального потребительского рынка в общей системе хозяйства региона может быть представлено в виде схемы. Каждая из указанных фаз процесса формирования и использования фонда потребления в регионе характеризуется особенностями взаимодействия его элементов, своим механизмом движения, развития и совершенствования. Состыковка фаз формирования и конечного использования фонда потребления осуществляется через потребительский рынок. Именно сигналы, идущие от потребителей к производству, и отражают реальный спрос населения на товары нужного ассортимента.


Однако в условиях современной российской экономики, когда только начинается устойчивый рост производства, а система рынков только складывается, потребительский рынок также только формируется.
Организационно региональный потребительский рынок представлен сетью магазинов розничной и мелкооптовой торговли, оптовыми базами, посредническими организациями, различными предприятиями сферы услуг региона. В основном, в связи с более простой формой ведения отчетности, на потребительском рынке в качестве продавцов оперируют предприниматели без образования юридического лица. Им противостоят покупатели, реально представленные домохозяйствами. Такова субъектная определенность регионального потребительского рынка.
Пространственно данный рынок определяется территорией, на которой покупатели могут приобрести товар или услугу. В связи с тем, что регион - это область (район, часть страны), отличающаяся от других областей совокупностью естественных или исторически сложившихся экономико-географических особенностей, региональный потребительский рынок имеет соответствующую территориальную определенность.
Необходимо иметь в виду, что либерализация цен, начавшаяся в России с 1992 г., имеет место при значительном спаде производства товаров массового потребления. Это выразилось в падении физических объемов розничного товарооборота в Российской Федерации в последние годы.
Приведенные данные подтверждают уменьшение как общего объема товарооборота (со 100 единиц в 1990 г. до 86 - в 1997 г.), так и товарооборота по группам товаров: продовольственных товаров до 78, а непродовольственных - до 88 единиц. Это свидетельствует не о снижении потребностей населения, а о падении платежеспособного спроса. Данная тенденция характерна для всех российских регионов.
На величину предложения товаров влияет ряд факторов, главным из которых являются издержки производства. Если затраты при производстве продуктов снизятся, это позволит производителю выпустить больше товаров. Рост себестоимости приводит к противоположному результату - предложение снижается. У данного фактора есть много производных, способных воздействовать на динамику предложения. К ним относится, прежде всего, научно- технический прогресс, в результате внедрения достижений которого снижаются издержки производства, и увеличивается предложение товаров. Большое значение имеет степень монополизации рынка, проявляющаяся в изменении цен при любом уровне производства. Немаловажную роль играет динамика цен на другие, в том числе и взаимозаменяемые товары. К факторам, воздействующим на величину предложения, относится и уровень прибыли, получаемой предприятиями региона. Взаимодействие спроса и предложения на рынке товаров и услуг региона отражено на следующей схеме:


Региональные регулирующие органы используют следующие методы для воздействия на потребительский рынок:
прямое директивное централизованное установление цен и тарифов на продукцию и услуги общероссийских монополистов;
установление федеральными и региональными органами предельных посреднических наценок вне зависимости от числа посредников;
снятие любого вида преград для конкретного ценообразования в немонополизированных секторах экономики и т. д.
Таким образом, региональный потребительский рынок - это сложная система институтов в сфере обращения, характеризующаяся большим числом взаимосвязей. Однако каждый из его участников имеет и свои интересы: производители стремятся вернуть затраченные средства и получить прибыль, а потребители - удовлетворить собственные потребности. Разрешению противоречий этих интересов служит государственное регулирование региональной экономики со стороны федеральных и местных органов.
Субъектами спроса на региональном потребительском рынке являются индивиды и семьи, покупающие товары и услуги для личного потребления и проживания в данном регионе. Рынки потребительских товаров характеризуются массовым потреблением, конкуренцией, децентрализованной структурой.
Основными путями сбыта товаров на региональном рынке являются: оптовая торговля, мелкооптовые торговцы, розничная торговля.
Региональная политика в области сбыта товаров дополняется стимулированием торгово-сбытовой деятельности, техническим обслуживанием, системой мер по развитию регионального потребительского рынка в целом.
Ситуация на региональных потребительских рынках России определяется общими проблемами развития экономики, диспропорциями макроэкономического характера, связанными с переходом к рыночным отношениям.
Демонополизация сферы товарного обращения, происходящая в последние годы, либерализация цен, приватизация торговых предприятий и усиление на этой основе конкуренции стали существенными факторами стабилизации потребительского рынка России, насыщения его товарами массового потребления, ликвидации таких явлений, как дефицит, ажиотажный спрос, очереди. Число самостоятельных хозяйствующих объектов в торговле увеличилось по сравнению с дореформенным периодом в несколько десятков раз. На начало 1997 г. в Российской Федерации насчитывалось 196,9 тыс. магазинов, 68,2 тыс. предприятий общественного питания, 47,2 тыс. палаток и киосков. В Калининградском регионе их было: магазинов - 20,4 тыс.,
предприятий общественного питания - 6,7 тыс., палаток и киосков - 7,4 тыс.
Такая ситуация во многом приблизила товарные рынки регионов РФ к состоянию, соответствующему "рынку покупателя". Принципиально такой рынок отличается от "рынка продавца" тем, что он приспосабливается к поведению потребителя. На рынке же "продавца" главенствует производитель, который диктует ассортимент товаров, их наличие, цены и т. д.
Способствует этому процессу не только и не столько рост числа магазинов, вещевых и продуктовых рынков, кафе, ресторанов, сколько ориентация на конкретного покупателя, определенного на основе сегментации рынка, существенное расширение товарного ассортимента, стимулирование сбыта товаров, организация рекламы и т. д.
Состояние потребительского рынка - это совокупный результат взаимодействия комплекса факторов и условий воспроизводственного процесса, которые в конкретный период времени определяют соотношение спроса и предложения товаров и услуг, а также тенденции развития этого соотношения в зависимости от динамики цен, уровня доходов, объемов производства, структуры ввози мой продукции.
Состояние рынка необходимо рассматривать, как многомерное явление, аккумулирующее воздействие множества факторов. Наиболее существенное значение для анализа и оценки регионального потребительского рынка имеют:
доходы населения, обусловливающие спрос на товары и услуги; уровень платежеспособности;
динамика производства товаров массового потребления в регионе; объемы, ассортимент и качество товаров, завозимых из других регионов и из-за рубежа;
характер и качество предоставляемых населению услуг, цены на товары и услуги, их динамика; методы и системы сбыта товаров, сервисное обслуживание и т. д.
Рост дифференциации доходов населения в условиях перехода к рынку - явление закономерное. Различия в доходах могут увеличиваться за счет разной, проверяемой рынком, общественной полезности труда тех или иных участников производства. Кроме того, оно дополняется доходами от собственности (в виде дивидендов, арендной платы, предпринимательского дохода), используемых на потребление.
Снижение денежных доходов населения во многих регионах России обусловило падение платежеспособного спроса, сокращение потребления значительной частью населения самых необходимых товаров, например продуктов питания. Естественно, подобное снижение доходов сдерживает развитие региональных рынков.
При более подробном анализе можно получить следующую картину:
1. Российские регионы существенно различаются по объемам розничного товарооборота в расчете на душу населения. Такая дифференциация все более усиливается.
2. Объем товарооборота в значительной мере зависит от уровня доходов населения: в регионах с высокими доходами розничный товарооборот гораздо больший, чем в "бедных". И возрастает он в этих районах быстрее, чем на тех территориях, где население менее зажиточно.
3. Не менее значимым в доминировании тенденции усиления дифференциации регионов РФ по объему розничного товарооборота представляется неравномерное развитие производства товаров массового потребления по территории страны. Очевидно, что регионы со слабо развитым производством имеют меньший потенциал для формирования полноценного потребительского рынка, чем промышленно развитые.
В настоящее время предприятиям, производящим товары массового спроса, сложно пробиться на региональные потребительские рынки при засилье импортных товаров, в некоторых случаях некачественных. Российские предприятия, к сожалению, находятся далеко не в равных условиях с зарубежными производителями вследствие того, что наши предприятия долгие годы выпускали свою продукцию, не прислушиваясь к мнению и вкусам потребителя. Кризис в экономике, наполнение потребительского рынка импортными товарами, можно сказать, "познакомили" предприятия с их потребителями, с теми, на кого они должны работать. Уже сегодня на многих российских предприятиях разработаны бизнес-планы, действуют службы маркетинга, формируется сервис для привлечения своих потребителей.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗРАБОТКИ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Основная цель: повышение благосостояния, уровня жизни и занятости населения региона за счет реализации политики администрации области, направленной на создание в регионе скоординированного, динамично и комплексно развивающегося потребительского рынка, как одного из важнейших секторов экономики Калининградской области.
Основная задача: стабилизация количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере потребительского рынка в Калининградской области и сведение к минимуму случаев их ликвидации в связи с нерентабельностью деятельности, а также осуществление комплекса мер, направленных на повышение их эффективности, рост объемов и улучшение качества предоставляемых населению области услуг.
В процессе достижения основной цели необходимо решение ряда сопутствующих задач:
обеспечение благоприятного предпринимательского климата, снятие нормативно-правовых, административных и организационных барьеров, препятствующих эффективному развитию и функционированию потребительского рынка;
облегчение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе через привлечение внебюджетных средств, развитие лизинга оборудования и технологий;
создание заинтересованности и благоприятных условий для устойчивой хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов в сфере потребительского рынка;
разработка и внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки потребительского рынка, консолидация средств для финансирования приоритетных направлений его развития;
оказание предприятиям сферы потребительского рынка реальной финансово-имущественной и организационно-методической поддержки со стороны государства с использованием потенциала всех существующих и вновь создаваемых организаций инфраструктуры поддержки малого бизнеса;
расширение деловых возможностей субъектов потребительского рынка, в том числе через интенсивное развитие делового межрегионального и международного сотрудничества и производственной кооперации;
создание новых рабочих мест - решение проблемы занятости населения;
предоставление адресной методической, информационной, консультационной, образовательной и правовой поддержки субъектам малого предпринимательства;
расширение внешнеэкономической деятельности малых предприятий, привлечение зарубежных инвестиций в сектор малого предпринимательства.
ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЬКОМ РЫНКЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Розничная торговля
В 2003 году оборот розничной торговли составил 15986,21) млн. рублей, что в товарной массе на 0,4% больше, чем в 2002 году, в декабре 2003 года - 1916,0 млн. рублей и на 19,9% больше, чем в декабре 2002 года.
Динамика оборота розничной торговли

2002

2003

млн.
в % к
млн.
в % к

рублей



соответ
предыду-
рублей
соответ-
предыду-

ствующему периоду предыдущего года
щему периоду
ствующе- му периоду предыдущего года
щему периоду
январь
967,0
75,0
61,4
1047,4
93,4
68,8
февраль
920,5
82,0
93,9
1086,3
102,9
103,7
март
1006,5
83,0
108,4
1150,0
99,3
104,8
I квартал
2894,0
79,7
66,3
3283,7
98,5
76,0
апрель
1089,6
86,8
106,9
1165,9
93,0
100,0
май
1105,1
89,4
100,2
1163,1
90,8
97,6
июнь
1153,1
88,1
101,9
1224,4
93,6
104,4
II квартал
3347,8
86,3
109,6
3553,4
91,9
103,9
I полугодие
6241,8
84,1
х
6837,1
95,3
х
июль
1297,2
96,8
112,4
1310,0
90,8
109,2
август
1299,1
83,6
101,0
1396,2
97,9
109,0
сентябрь
1282,5
87,0
98,4
1406,5
99,6
100,3
III квартал
3878,8
87,6
114,1
4112,7
96,4
106,4
январь- сентябрь
10120,6
85,8
х
10949,8
95,6
х
октябрь
1292,6
87,2
100,1
1508,7
105,5
106,1
ноябрь
1277,1
88,9
97,4
1611,7
114,3
105,8
декабрь
1463,6
83,2
112,5
1916,0
119,9
117,9
IV квартал
4033,3
84,6
102,0
5036,4
113,7
109,7
год в целом
14153,9
84,7
х
15986,2
100,4
х

С учетом оборота розничной торговли организаций ГУТ МО.

Динамика оборота розничной торговли в % к декабрю 2003 г.
120 100 80

60
с
40 20 0
А


















Л






V




V
V












V"






























XII I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII I 2001 2002
III IV V VI VII VIII IX X XI XII 2003

Со второй половины 2003 года стабилизировался спрос населения на потребительские товары, что подтверждено ежемесячным ростом продажи товаров к соответствующему месяцу 2002 года.
Изменение оборота розничной торговли по формам проявления
Млн. рублей
В % к соответст- Декабрь Справочно: вующему периоду 2003 в % к 2002 в % к предыдущего года ноябрю 2001
2003
декабрь 2003 декабрь 2003
84,7 84,1
89,7
Всего
в том числе: оборот торгующих организаций продажа товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках
1916,0 15986,2 119,9 100,4 117,9
1764,2 14229,6 121,7 101,6 119,8
151,8 1756,6 101,9 91,8 99,2
В 2003 году оборот розничной торговли на 89,0% формировался торгующими организациями, доля продажи товаров на рынках составила 11,0% (в 2002 году - соответственно 88,0% и 12,0%); в декабре 2003 года - соответственно 92,0% и 8,0% (в декабре 2002 года - 90,7% и 9,3%).
Формирование оборота розничной торговли в декабре 2003 г.
4
17,3%
5
8,0%

2
18,2%
1-- крупные и средние организации розничной торговли
2 - крупные и средние неторговые организации
3 - малые предприятия
4 - индивидуальные предприниматели, реализующие товары вне рынка
5 - продажа товаров физическими лицами на вещевых, смешанных и
продовольственных рынках

В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров в 2003 году составил 44,7%, непродовольственных товаров - 55,3% (в 2002 году соответственно 44,6% и 55,4%); в декабре 2003 года - соответственно 42,6% и 57,4% (в декабре 2002 года - 47,6% и 52,4%).
Изменение удельного веса непродовольственных товаров в обороте розничной торговли в процентах, в ценах соответствующего месяца
58 57 56
55
J
о
54
53 52













л




Чн

f
















XII I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII I 2001 2002
IV V VI VII VIII IX X XI XII 2003

Ш Продовольственные товар^^ й Непродовольственные товары
Динамика оборота розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами в % к декабрю 2003 г.

XII I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII 2001 2002 2003

Структура оборота организаций розничной торговли
в % к итогу
2002
2003
Оборот организаций розничной торговли''
100
1 00
в том числе:

оборот розничной торговли
77,0
77,3
оборот оптовой торговли
13,7
13,9
платные услуги населению
5,8
5,7
прочий оборот
3,5
3,1

Деятельность крупных и средних организаций розничной торговли в январе-ноябре 2003 года
Справочно: январь-ноябрь 2002 в % к январю- ноябрю 2001
Оборот розничной торговли
1401,0
79,0
53,2
Средняя численность работающих,

тыс. чел.
5,6
95,7
102,2
Сальдо прибылей (+) и убытков (-)
-48,6
-
24,9

Млн. рублей
В % к январю- ноябрю 2002
Доля убыточных организаций в январе-ноябре 2003 года составила 53,7%, сумма убытка этих предприятий - 62,8 млн. рублей.
Оборотные активы, дебиторская и кредиторская задолженность крупных и средних организаций розничной торговли на 1 декабря 2003 года
Млн. рублей В % к предыдущему
месяцу
Оборотные активы
-
-
Дебиторская задолженность
90,1
102,0
в том числе просроченная
4,1
100,0
Кредиторская задолженность
308,4
106,9
в том числе просроченная
9,1
93,8

Оборот организаций розничной торговли - стоимость всех продаж и услуг.

Качество товаров
Качество продуктов питания, алкогольных напитков и пива и непродовольственных товаров, поступающих на потребительский рынок,
остается невысоким.
Забраковано и снижено в сортности отечественных и импортных товаров, поступающих на потребительский рынок, за 2003 год (по данным управления Госторгинспекции по Калининградской области):
в % к объему проинспектированных товаров

Отечественные товары
Импортные товары
2002 2003
2002 2003
Продовольственные товары


мясо и птица
0,3
3,9
78,9
91,0
колбасные изделия и копчености
30,4
48,5
17,2
11,7
рыба и рыбопродукты
19,7
17,3
66,9
69,2
цельномолочная продукция
38,8
26,3
18,4
4,6
масло животное
19,0
28,6
-
-
сыры всех видов
10,1
26,4
0,3
14,3
продукция детского питания
57,7
27,8
3,8
-
масло растительное
30,0
0,2
-
28,9
яйца
93,0
99,8
2,3
-
кондитерские изделия
9,3
5,1
15,8
5,7
консервы мясные и мясорастительные
-
74,7
-
-
мука пшеничная
2,1
2,5
4,1
-
Алкогольные напитки


водка и ликеро-водочные изделия
51,6
59,2
0,1
0,1
вина виноградные и плодовые
33,1
38,8
8,0
2,1
коньяк
0,9
8,0
69,8
0,7
шампанское
-
73,2
91,8
4,3
пиво
24,0
47,9
31,3
11,6
Непродовольственные товары


ткани всех видов
-
-
24,1
10,5
швейные изделия
6,1
-
58,0
50,5
чулочно-носочные изделия
23,5
-
48,5
66,1
кожаная обувь
0,7
-
24,9
52,6
телевизоры и видеомагнитофоны
-
-
14,9
-
мебель
-
-
32,0
56,4
верхний трикотаж
-
-
67,9
52,9
бельевой трикотаж
-
-
42,9
34,1
радиоаппаратура
-
-
39,2
91,3
синтетические моющие средства
27,1
-
15,7
12,0
парфюмерно-косметические изделия
8,2
-
51,6
52,6
ковры и ковровые изделия
-
-
44,4
-
товары бытовой химии
13,7
-
57,5
15,5

Продукты питания браковались, в основном, из-за несоответствия государственным стандартам, техническим условиям, медико- биологическим и санитарным нормам, а также истекших сроков годности.
Алкогольная продукция браковалась по причинам завышенного содержания сивушных масел и отсутствия на товарах специальных и акцизных марок.
Основными причинами снятия с реализации проинспектированных непродовольственных товаров явились дефекты, допущенные при производстве товара, отсутствие информации на русском языке и документов, подтверждающих их безопасность и происхождение, отсутствие гарантийного срока.
Деловая активность предприятий розничной торговли
Областным комитетом государственной статистики проведено очередное выборочное обследование конъюнктуры и деловой активности предприятий розничной торговли. При помощи анкетного опроса выяснялось мнение 33 руководителей предприятий об итогах их деятельности в IV квартале 2003 года и их прогноз ожидаемых результатов на I квартал 2004 года.
По мнению респондентов, экономическое положение предприятий розничной торговли в IV квартале 2002 года по сравнению с III кварталом улучшилось, 79% предпринимателей оценили его как "удовлетворительное" (в III квартале - 69%). Ожидание предпринимателей на прошедший квартал оправдались практически по всем основным показателям их деятельности, что обусловлено традиционным повышением спроса на потребительском рынке в конце года.
Оценивая перспективы развития организаций розничной торговли, 64% опрошенных предпринимателей придерживаются мнения, что экономическое положение их организаций не ухудшится, а останется на прежнем уровне, в том числе 24% предполагают ее улучшение. Это позволит многим из них сохранить объем продаж в натуральном
выражении, оборот розничной торговли, заказы на поставку товаров и их ассортимент.
Изменение экономической ситуации в розничной торговле
в % от числа обследованных организаций
По отношению к предыдущему кварталу
IV квартал 2002
2003


I квартал
II квартал
III
квартал
IV
квартал
Улучшение
16
16
14
22
18
Без изменений
68
68
72
58
70
Ухудшение
16
16
14
19
12
Баланс1)
0
0
0
+3
+6

Более 18% предпринимателей сообщили о снижении в IV квартале 2003 года объема продаж в натуральном выражении, об увеличении заявили 24%.
Основными поставщиками товаров для организаций розничной торговли остаются предприятия, расположенные на территории области. При этом 94% обследованных предприятий розничной торговли приобретали товары у организаций оптовой торговли, 82% - у предприятий-изготовителей, 67% - у физических лиц, 27% - у посреднических организаций.
Среди торгующих предприятий, организаций и частных лиц по- прежнему происходит рост уровня конкуренции, его отметили 36% респондентов, из них уровень конкуренции как "высокий" отметили 52%, как "очень высокий" - 24%. В I квартале 2004 года ожидают рост конкуренции 21% респондентов.
В обследовании прослеживалось наличие импорта по отдельным группам продовольственных и непродовольственных товаров. В среднем 26% занимают импортные товары по продовольственной группе товаров и 34% - по непродовольственной. Наибольший удельный вес импортных товаров приходится на: масло растительное - 46%, мясо птицы - 44%,
Разность оценок "улучшение" и "ухудшение", в процентах.
кондитерские изделия - 24%, мясо и субпродукты I категории - 20%, маргариновую продукцию - 19%, пиво и алкогольные напитки - 17%, табачные изделия - 26%, телевизоры - 21%, товары детского ассортимента - 19%, одежду трикотажную - 14%, обувь - 11%, холодильники - 9%.
По данным обследования, в IV квартале 2003 года было отмечено сокращение численности занятых на предприятиях розничной торговли. О сокращении работающих сообщили 18% респондентов, об увеличении - 6%. По оценкам, в I квартале 2004 года численность занятых намерены сократить 3% предприятий, сохранить на том же уровне 94%.
В IV квартале 2003 года выросли цены реализации товаров по сравнению с III кварталом, повышение цен отметили 48% респондентов. Торговые надбавки у 70% торговых организаций сохранились на уровне III квартала, у 21% - повысились, у 9% - снизились. В I квартале 2004 года будет сохраняться рост цен реализации, отметили 42% респондентов. Уровень торговой надбавки у большинства (82%) предпринимателей сохранится без изменений, у 18% - повысится.
Основными направлениями использования отчислений, предназначенных для развития и расширения торговой деятельности организаций, остаются модернизация и обновление оборудования (48%), реклама и изучение спроса по 33%. В то же время 36% руководителей продолжают сообщать об отсутствии средств на развитие своих организаций.
Основными формами расчетов предприятий розничной торговли с поставщиками являются расчеты по факту реализации товара и по получении товаров. При этом все формы расчетов осуществляются как в виде безналичных платежей, так и в оплате наличными. Высокий удельный вес оплаты наличными в расчетах по факту реализации, который отметили 64% респондентов, и по получении товаров - 67%, продолжает создавать предпосылки для возможного уклонения от уплаты налогов.
На экономическую ситуацию в розничной торговле оказывал влияние ряд негативных факторов, среди которых наиболее существенными являлись высокий уровень налогов (76% всех ответов), недостаточный платежеспособный спрос населения (73%) и недостаток собственных оборотных средств (67%), высокая арендная плата и высокие транспортные расходы (по 30%).
Несмотря на объективные трудности, предприниматели достаточно оптимистично оценили перспективы развития экономической ситуации в розничной торговле в I квартале 2004 года - 12% из них полагают, что она не ухудшится, в том числе 24% опрошенных рассчитывают на ее улучшение. Баланс прогнозных оценок изменения ситуации составил (12%), в IV квартале 2002 года - (0%).
Индекс предпринимательской уверенности1 сохранил положительное значение и составил +11%, что на 3 процентных пункта ниже уровня предыдущего квартала (в IV квартале 2002 года индекс был равен +4%).
Динамика предпринимательской уверенности в розничной торговле
(в %)
25 20 15 10 5 0 -5 -10 -15
•-
Hv




S




>

^-^







-
^-
III
IV
III
IV
2002
2003

0
1
го с; го ю
-¦-Индекс предпринимательской уверенности -•-Экономическая ситуация (факт) -А-Экономическая ситуация (прогноз) -¦^Складские запасы (факт)
В ближайшие три месяца большая часть руководителей торговых организаций (от 55% и выше) надеется сохранить оборот розничной торговли, объем продаж в натуральном выражении, заказы на поставку товаров и их ассортимент на уровне IV квартала 2003 года, а от 18% до 30% предпринимателей рассчитывают превысить уровень IV квартала с.г. по перечисленным показателям. При этом 42% опрошенных собираются в следующем году повысить цены на реализуемые товары, в том числе 18% - за счет увеличения торговой наценки.
Прогнозные оценки изменения показателей деятельности организаций розничной
торговли в I квартале 2004 года
По отношению к предыдущему В % от числа обследованных организаций кварталу
3
94
3
0
24
55
21
+3
18
61
21
-3
18
61
21
-3
30
61
9
+21
9
76
12
-3
42
58
-
+42
18
82
-
+18
Численность работающих Оборот розничной торговли Объем продаж в натуральном выражении
Заказы на поставку товаров Ассортимент товаров Складские запасы Цены реализации Уровень торговой наценки
увеличение тот же уровень уменьшение баланс
По отношению к предыдущему В % от числа обследованных организаций кварталу
увеличение тот же уровень уменьшение баланс
9 3
85 39
6 3
+3 0
Обеспеченность собственными финансовыми ресурсами Прибыль
Общественное питание
Оборот общественного питания в 2003 году составил 763,61) млн. рублей, или 105,8% в сопоставимой оценке к уровню предыдущего года, в декабре 2002 года - 69,4 млн. рублей, или 100,2% к декабрю 2002 года.
Динамика оборота общественного питания

2002

2003

млн. рублей
в % к
млн.
в % к

соответствующему периоду предыдущего года
предыдущему периоду
рублей
соответствующему периоду предыдущего года
предыдущему периоду
январь
42,1
92,6
79,4
56,8
105,3
82,4
февраль
44,4
92,6
97,5
54,7
103,6
96,0
март
47,1
89,1
104,1
61,6
110,5
111,3
I квартал
133,6
91,4
79,8
173,1
106,6
89,5
апрель
49,8
90,4
102,8
60,5
109,1
101,4
май
53,7
95,5
101,5
63,8
107,8
100,2
июнь
57,1
93,2
100,7
67,0
109,8
102,6
II квартал
160,6
93,1
101,7
191,3
108,9
100,4
I полугодие
294,2
92,4
х
364,4
107,6
х
июль
60,0
84,0
106,9
67,4
105,4
102,6
август
57,5
85,1
103,0
69,3
108,5
106,1
сентябрь
61,8
91,8
100,4
66,1
107,9
99,7
III квартал
179,3
86,9
105,1
202,8
107,3
102,2
январь-



сентябрь
473,5
90,5
х
567,2
107,2
х
октябрь
60,4
89,4
97,6
64,1
105,5
95,4
ноябрь
60,4
98,4
98,5
62,9
102,2
95,4
декабрь
68,3
101,5
112,6
69,4
100,2
110,4
IV квартал
189,1
95,0
102,1
196,4
102,5
100,3
год в целом
662,6
91,8
х
763,6
105,8
х

С учетом оборота общественного питания организаций ГУТ МО.
Деятельность крупных и средних организаций общественного питания в январе-ноябре 2003 года

Млн. рублей
В % к январю- ноябрю 2001
Справочно: январь- ноябрь 2001 в % к январю-ноябрю 2000
Оборот общественного питания
62,9
80,0
66,0
Средняя численность работающих,

тыс. чел.
1,0
89,4
103,1
Сальдо прибылей (+) и убытков (-)
-2,3
-
-

Доля убыточных организаций в январе-ноябре 2003 года составила 55,6%, сумма убытка этих предприятий - 3,0 млн. рублей.
Оборотные активы, дебиторская и кредиторская задолженность крупных и средних организаций общественного питания на 1 декабря 2003 года
Млн. рублей
В % к предыдущему месяцу
Оборотные активы
-
-
Дебиторская задолженность
1,5
107,1
в том числе просроченная
0,2
100,0
Кредиторская задолженность
12,8
91,4
в том числе просроченная
0,8
100,0

Услуги населению
Общий объем платных услуг, оказанных населению области через все каналы реализации, за 2003 год составил, по оценке, 5605,2 млн. рублей, что в сопоставимой оценке на 5,8% больше, чем за 2002 год.
Динамика объема платных услуг населению

2002

2003

млн.
в % к
млн.
в % к

рублей



соответст-
предыду-
рублей
соответст-
предыду-

вующему
щему
вующему
щему

периоду
периоду
периоду
периоду

предыду-

предыдущего

щего года

года
нварь
271,2
106,7
91,8
385,3
103,5
85,2
февраль
279,7
98,0
103,8
397,6
101,6
100,8
март
287,6
90,8
90,7
406,6
108,7
99,9
I квартал
838,5
97,7
х
1189,5
104,7
х
апрель
261,3
101,6
102,2
422,6
123,6
103,1
май
313,0
98,8
103,2
407,2
99,6
96,1
июнь
344,3
97,3
106,5
406,6
90,6
99,3
II квартал
918,6
х
х
1236,4
х
х
I полугодие
1757,1
99,0
х
2425,9
104,7
х
июль
376,7
103,5
108,5
475,4
98,6
116,8
август
410,1
100,1
101,5
521,2
107,3
109,5
сентябрь
398,7
100,4
93,4
515,6
106,5
96,2
III квартал
1185,5
х
х
1512,2
х
х
январь-сентябрь
2942,6
99,6
х
3938,1
104,6
х
октябрь
416,8
89,4
104,2
506,2
101,1
96,7
ноябрь
424,5
116,1
100,7
562,1
108,3
110,9
декабрь
424,1
109,6
99,6
598,8
117,4
106,2
IV квартал
1265,4
х
х
1667,1
х
х
год в целом
4208,0
104,1
х
5605,2
105,8
х

В структуре объема платных услуг населению преобладают услуги, которые несут "обязательный к оплате" характер: жилищно- коммунальные, транспорта и связи. Увеличилась доля услуг, потребляемых в основном высокодоходными группами населения: связи, туристско-экскурсионных. По-прежнему незначителен удельный вес услуг, связанных с активным проведением досуга (услуги физической культуры и спорта, культуры).
Структура и динамика объема платных услуг населению
2003, млн. рублей В % к
итогу
2002
Всего оказано платных услуг
5605,2
100,0
105,8
в том числе:

бытовые
508,7
9,1
106,5
пассажирского транспорта
806,1
14,4
91,7
связи
1332,9
23,7
121,0
жилищные
358,5
6,4
123,1
коммунальные
1304,8
23,2
113,3
учреждений культуры
63,7
1,1
127,7
туристско-экскурсионные
83,8
1,5
124,8
физической культуры и спорта
22,1
0,4
95,7
медицинские
254,8
4,6
103,1
санаторно-оздоровительные
157,4
2,8
70,0
ветеринарные
21,4
0,4
95,9
правового характера
84,2
1,5
102,7
системы образования
423,4
7,6
88,5
прочие
183,4
3,3

На долю физических лиц приходилось 7,4% платных услуг, остальные услуги оказаны организациями.
Структура и динамика объема бытовых услуг населению характеризуются следующими данными:
2003, В % к
млн. рублей
итогу
2002
Бытовые услуги

стр. 1
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

>>