<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

508,7
100,0
106,5
в том числе:

ремонт и индпошив обуви
15,2
3,0
106,3
ремонт и индпошив одежды, индпошив и вязка

трикотажных изделий
66,5
13,1
101,3
ремонт бытовой радиоэлектронной аппаратуры,

бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление

металлоизделий
48,3
9,5
105,4
ремонт и техобслуживание автомототранспортных

средств
54,1
10,6
108,5
ремонт и изготовление мебели
35,1
6,9
химчистка и крашение
5,1
1,0
106,9
услуги прачечных
4,2
0,8
86,8
ремонт и строительство жилья и других построек
109,0
21,4
126,8
услуги фотографий
18,9
3,7
106,3
услуги бань и душевых
26,7
5,3
86,4
услуги парикмахерских
41,8
8,2
96,8


Аналитический центр -
Синергетика

2003,
В % к
млн. рублей
итогу 2002

услуги предприятий по прокату
1,9
0,4 ...
транспортно-экспедиторские услуги
30,1
5,9 ...
ритуальные услуги
32,0
6,3 84,7
прочие
19,8
3,9 ...

В сфере бытового обслуживания населения увеличился спрос населения на услуги по ремонту и строительству жилья и других построек, фотографий, по ремонту и техническому обслуживанию автомототранспортных средств, ремонту и индивидуальному пошиву обуви, ремонту бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонту и изготовлению металлоизделий.
На долю физических лиц приходилось 32,9% бытовых услуг, остальные услуги были оказаны организациями.
РАЗВИТИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ НА ТЕРРИТОРИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Внутренняя торговля - одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. Посредством торговли осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского спроса.
В торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась богатая конкурентная среда. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере самая высокая. Внутренняя торговля на сегодняшний день является важной бюджетообразующей отраслевой системой.
Вместе с тем, позитивные тенденции развития торговли сопровождаются рядом серьезных негативных проявлений.
Во внутренней торговле сосредоточен сегодня значительный объем теневого оборота, размеры которого колеблются в пределах 30%.
Именно в торговле происходит неоправданное наращивание цен реализации из-за роста звенности товародвижения.
На потребительском рынке сложилась достаточно сложная, с элементами дублирования система контроля качества и безопасности товаров, которая даже при росте ее активности не способна коренным образом повлиять на безусловное обеспечение качества реализуемых товаров и услуг.
Кроме этого, присоединение России к Всемирной торговой организации, также заставляет ускорить выработку эффективной системы защитных мер экономической безопасности региона (разработка и внедрение эффективной программы качества).
Необходимо учесть региональный аспект развития торговли на территории области, которая является российским эксклавом, окруженным территорией расширяющегося Европейского Союза.
Успешное развитие торговли зависит от того, насколько благоприятными окажутся международные условия и адекватной политика Европейского Союза и балтийских государств в этих вопросах. К сожалению, консультации между Европейским Союзом и Российской Федерацией по вопросу о последствиях расширения ЕС для нашего региона ведутся вяло и пока заметно не улучшили состояние неопределенности вокруг решения Калининградского вопроса. Вместе с тем, основная ответственность за устойчивое развитие области лежит на Российской Федерации.
Ослабление внимания к решению общесистемных проблем развития торговли выразилось в дезорганизации информационной системы, что, в свою очередь, усилило рыночную неопределенность.
С учетом наметившихся тенденций развития торговли на современном этапе общей целью настоящей концепции является разработка адекватного рыночной экономике организационно-правового механизма доведения товаров до потребителя, обеспечивающего позитивное развитие регионального рынка в целом.
Для достижения этой стратегической цели необходимо решение следующих задач:
1.Обеспечение для абсолютного большинства населения доступности потребительского рынка в цивилизованных формах его организации.
2. Всемерное обеспечение прав граждан на безопасность и качество товаров.
3. Формирование развитой системы товародвижения, создающей благоприятные возможности для отечественных товаропроизводителей и способствующие оптимизации на рынке соотношения отечественных и импортных товаров.
4. Восстановление финансового контроля над товарооборотом на основе существенного ограничения возможностей для теневого бизнеса
5. Восстановление оптимального соотношения магазинных и внемагазинных форм продажи товаров.
6. Укрепление нормативно-правовой базы развития торговли.
7. Восстановление единой информационной системы внутренней торговли.
Дальнейшее реформирование торговли должно проводится на принципах системности организационных решений, строгого разграничения предметов ведения по вопросам торгового обслуживания между всеми уровнями управления, обеспечения строгой ответственности государственных органов в вопросах контроля качества и безопасности товаров и услуг.
Формирование и развитие инфраструктуры торговли в
настоящее время сдерживается рядом причин субъективного и объективного характера.
Среди основных причин - недостаток финансовых ресурсов, неприемлемая система кредитования, медленное развитие современных технологий товародвижения, транспортировки, хранения и упаковки товаров, основанных на применении методов логистики, отсутствие сопряженности в работе торговых и транспортных организаций, отсутствие оснащенных складских площадей и пр.
Концептуальные основы формирования инфраструктуры оптовой торговли.
Целью данной концепции должно стать возрождение настоящей оптовой торговли: оптимизация состава операторов оптового продовольственного рынка, в том числе уменьшение в 2-2,5 раза числа посредников разного уровня; создание оптовых продовольственных комплексов, в том числе специализированных мясных и рыбных оптовых региональных рынков для оптовых торговцев; организацию универсальных и специализированных сетевых распределительных центров, и современных распределительных центров для комплексного снабжения учреждений социальной сферы и т.д.
Развитие оптового торгового звена должно предусматривать развитие современных технологий товародвижения, транспортировки, хранения и упаковки товаров с использованием методов логистики, что создаст условия для снижения многозвенности при продвижении товаров до предприятий розничной сети, и будет содействовать снижению розничных цен при конечной реализации товаров потребителям.
Предприятиям оптовой торговли необходимо безотлагательное освоение технологии рентабельной работы с уровнем торговых наценок, который должен быть существенно ниже, чем в настоящий момент, применяемый в России.
В противном случае, с приходом на наш рынок глобальных торговых сетей с Запада, использующих высокоэффективные торговые технологии, неминуемо произойдет вытеснение отечественных предприятий с оптового рынка.
Кроме этого, для развития предприятий оптовой торговли необходимо создание условий для обеспечения как типового, так и видового разнообразия оптовых организаций.
Потребности рынка должны удовлетворяться двумя основными типами оптовых организаций:
крупными оптовыми структурами федерального масштаба (предприятия первого уровня);
оптовыми предприятиями регионального масштаба (оптовые предприятия второго уровня).
Главная цель данного вида оптовых структур должна заключаться в том, чтобы сформировать необходимую систему каналов товародвижения для крупных отечественных товаропроизводителей продукции, а также создать благоприятные условия для выхода на российский потребительский рынок хорошо зарекомендовавших себя зарубежных поставщиков.
Главным приоритетом функционирования такого типа предприятий должна стать, с одной стороны, защита и поддержка отечественных товаропроизводителей, а с другой - исключение возможности такого участия третьих стран в обеспечении поставки на российский рынок ряда товаров, который завышает общий уровень цен.
На территории эксклава оптовые организации регионального уровня частично играют роль оптовых федеральных структур, гарантирующих стратегическую стабильность потребительского рынка Калининградской области.
Оптовые организации регионального уровня должны формировать автономные или независимые структуры. Закупая товары у оптовых структур федерального масштаба и непосредственно у товаропроизводителей, как в регионе размещения, так и за его пределами, они доводят их до предприятий розничной торговли и иных потребителей в зоне своей деятельности.
Кроме независимых оптовых структур, региональные оптовые торговые системы формируются также сбытовыми подразделениями местных промышленных предприятий и оптовыми структурами крупных розничных организаций (так называемые зависимые структуры).
Сбытовые подразделения специализируются на оптовой торговле продукцией своего предприятия, а оптовые структуры розничной торговли - на единовременных массовых закупках товаров различных товаровладельцев, как в регионе размещения розничного предприятия, так и за его пределами, для его нужд.
Главным приоритетом деятельности любых оптовых структур регионального масштаба должно являться обеспечение товарами региональных товарных рынков.
Отсюда первостепенной задачей структурной реорганизации оптового звена должно стать стимулирование формирования таких видов организаций, которые максимально удовлетворяли бы требованиям товаропроизводителей при выборе ими того или иного канала продвижения на рынок своей продукции.
С учетом данного обстоятельства структура оптового звена должна развиваться на основе выделения в его составе:
- специализирующихся на оптовой торговле предприятий, осуществляющих полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом права собственности на товар к оптовому звену;
- посреднических оптовых структур, не использующих в своей деятельности, как правило, перехода к ним права собственности на товар (предприятия-брокеры, торговые агенты, комиссионеры и т.п.);
- организаторов оптового оборота, абсолютно не работающих с товаром, но оказывающих услуги по организации оптового оборота товаров (ярмарки, товарные биржи, аукционы, оптовые рынки).
Основным видом оптовых структур в регионе должно стать развитие независимых предприятий, специализирующихся на оптовой торговой деятельности.
Они должны выполнять самый широкий комплекс операций по обработке товарной массы, и замыкать на себя широкий спектр розничных торговых предприятий.
Задачей предприятий такого вида должно быть создание в среднем звене товародвижения необходимых условий для входа на рынок крупных товаропроизводителей и розничных торговцев потребительскими товарами.
Среди данных оптовиков могут быть оптовые структуры как специализированные на определенных группах товаров, так и универсальные; они могут представлять широкий набор оптовых услуг или быть ориентированы на специфические методы работы по обслуживанию клиентов.
Доля этих структур в обеспечении оптового оборота должна варьировать в пределах 60-65%.
Самостоятельное значение на рынке услуг оптовой торговой деятельности должны занять структуры, условно именуемые посредниками - предприятия-агенты, предприятия-брокеры.
Основными предметом их деятельности должно стать информационное обеспечение. Они действуют от имени и по поручению клиента и чаще всего за свой счет.
Доля таких структур на рынке предоставления услуг оптовой торговой деятельности должна достигать 15-20%.
Важным элементом оптовой инфраструктуры являются организаторы оптового оборота - оптовые выставки-ярмарки, товарные биржи, аукционы, оптовые продовольственные рынки.
Товарные биржи должны обслуживать крупнооптовый оборот исключительно стандартизированных товаров.
Аукционы должны использоваться, главным образом, в целях стимулирования отдельных групп товаропроизводителей.
Выставки и ярмарки, являясь особой формой организации оптовой торговли, должны обеспечивать расширение потребительского рынка за счет установления как межрегиональных, так и межгосударственных хозяйственных связей.
Обязательным организационным элементом, позволяющим учитывать интересы всех участников процесса товародвижения должны стать оптовые продовольственные рынки. Они должны обеспечить свободный выход на рынок всем поставщикам сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
В числе организаторов оптового оборота должны быть также склады
гарантийного хранения, склады-отели, транспортно-экспедиционные предприятия.
Доля участия организаторов оптового оборота в обеспечении оптовой торговли потребительскими товарами может достигать 25%.
Концептуальные основы формирования инфраструктуры
розничной торговли.
Современная тенденция развития розничной торговли опирается, прежде всего, на соотношение магазинных и внемагазинных форм продажи товаров.
В последние годы такое соотношение утратило позитивную динамику.
По различным оценкам более половины розничного оборота реализуется сегодня на основе внемагазинных форм продажи товаров.
Данное обстоятельство имеет вполне определенные негативные последствия.
Концепция исходит из того, что общий вектор динамического соответствия форм продажи товаров должен приобрести прямо противоположную направленность. При этом развитие магазинных форм продажи товаров должно опираться на широкое типовое разнообразие розничных торговых предприятий.
Общими принципами развития розничной торговой сети должны
стать:
- универсализация продовольственной торговли за исключением товаров редкого и эпизодического спроса;
-развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки;
- формирование торговых сетей, крупных универсальных розничных предприятий, торговых центров и торговых комплексов;
- организация в центральных торговых зонах жилых массивов предприятий с высоким уровнем торгового обслуживания;
- формирование системы так называемых удобных магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров;
- выделение специальных зон для проведения уличных ярмарок и базаров;
- формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей;
- восстановление розничной торговой сети через автоматы.
Разнообразие форм торгового обслуживания должно удовлетворять
потребности самых широких слоев населения и может быть обеспечено лишь в условиях функционирования:
- магазинов с традиционными формами обслуживания (через прилавок);
- магазинов самообслуживания;
- магазинов салонной торговли;
- магазинов посылочной торговли;
- магазинов-складов с технологией "Кэш энд кэрри";
- "клубных" магазинов;
- магазинов-автоматов.
Принципиально новым в классификации магазинов является "клубный" магазин. Товары в таком магазине (самообслуживания) отпускаются только членам конкретного клуба, уплачивающим установленные членские взносы.
Идеология "клубных" магазинов базируется на минимизации издержек обращения, полного отказа от оказания дополнительных услуг населению, высокой товарооборачиваемости, использовании кредитных возможностей покупателей. Организационно-технологическая концепция данных магазинов позволяет им иметь самый низкий уровень цен.
Разнообразие розничных торговых предприятий с позиций их структурно-функциональных параметров должно обеспечиваться на базе формирования и развития:
- независимых розничных торговых предприятий;
- розничных торговых предприятий, принадлежащих товаропроизводителям;
- розничных торговых предприятий, принадлежащих оптовым торговым организациям;
- муниципальных розничных торговых предприятий.
Концепция исходит из того, что формирование системы предприятий
розничной торговли товаропроизводителями, оптовыми организациями, а также муниципальными органами является вполне закономерным процессом и нацелена на создание полноценной социально ориентированной рыночной среды.
В этой среде независимым розничным торговым предприятием является предприятие, не входящее ни в какое объединение.
Магазин, принадлежащий товаропроизводителю, или оптовой организации, всегда функционирует в составе соответствующей компании и поэтому является зависимым.
Муниципальный торговый объект, это, как правило, социально ориентированное розничное торговое предприятие, дополняющее сложившуюся в рамках муниципального образования систему торгового обслуживания.
Разнообразие розничных торговых предприятий с позиций их ориентации на конкретную зону торгового обслуживания должно предусматривать выделение в любой системе торгового обслуживания:
- магазинов местного значения;
- магазинов общесистемного значения;
- магазинов в составе торговых центров;
- магазинов (палаток, киосков, павильонов) вдоль автомагистралей.
Магазины местного значения или "удобные магазины" должны
располагаться в пределах пешеходной доступности и торговать универсальным ассортиментом продовольственных и
непродовольственных товаров.
Типовой состав общесистемного значения более разнообразен. В их числе должны быть и специализированные, и универсальные магазины, и магазины с комбинированным ассортиментом товаров.
Особую группу розничных торговых предприятий должны составлять предприятия в составе торговых центров. В классификации рыночных структур торговый центр представляет собой совокупность торговых предприятий, спланированных, построенных и управляемых как единый территориальный комплекс с обширной автостоянкой. Торговый центр всегда предлагает универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров. Торговые центры формируются на пересечении крупных автомагистралей с тенденцией смещения за пределы интенсивной городской застройки.
Системная организация объектов розничной торговли должна опираться не только на рациональную дифференциацию магазинов, но и на развитие внемагазинных форм продажи товаров.
Мировая торговая практика показывает, что даже в самых высокоорганизованных системах торгового обслуживания имеют место и вещевые рынки, и уличная подвижная торговля.
Перспективой развития вещевых рынков должна стать их ориентация на сезонные распродажи, продажу товаров по технологии "сэконд хэнд", реализацию изделий кустарного промысла.
Существенное развитие должна получить посылочная торговля, развитие которой способствует минимизации затрат по доведению товара до потребителей.
Принципиально новой формой внемагазинной торговли в отечественной практике должен стать такой вид торговли как сетевой маркетинг. Особенность этой системы состоит в том, что реализация товаров осуществляется специально подготовленными торговыми агентами на дому, в учреждениях и организациях, на транспорте, на улице. Это позволяет резко сократить издержки обращения и непосредственно формировать спрос на новые виды товаров.
Развитие электронной техники и средств телекоммуникационных связей создает предпосылки для расширения таких форм торговли, при которых потребитель знакомится с ассортиментом, выбирает товары и делает соответствующие заказы с помощью информационно- телекоммуникационных технологий.
В настоящее время развитие получили две модели электронной коммерции: электронная торговля компаний с потребителями - физическими лицами и электронная торговля между бизнес-партнерами.
В России уже сейчас имеются все предпосылки для развития обеих моделей электронной торговли.
Концепция исходит из того, что развитие электронной торговли обеспечит наиболее активное включение России в мировое информационно-экономическое пространство, способно существенно повысить прозрачность коммерческих сделок, и кроме того, позволит снизить объемы финансовых операций.
Развитие интеграционных процессов в торговле
Анализ итогов реформирования торговли позволяет сделать вывод о том, что в конце 90-х годов в развитии отрасли начинается качественно новый этап.
На смену разъединительным и обособленческим настроениям, порожденным ошибочной стратегией приватизации, приходит вполне осознанное стремление к интегрированию хозяйственной деятельности различных торговых структур в рамках общей организационной формы.
Формирование интегрированных торговых систем позволяет объединить гибкость рыночной организации торговой деятельности с эффектом централизованного руководства, высокий потенциал частной инициативы с преимуществами крупной коммерческой структуры.
Внешними стимуляторами развития интеграционных процессов являются рыночная неопределенность, падающий по различным причинам спрос, обострение проблемы реализации товаров, многочисленные осложнения на пути движения товаров к потребителям, вызванные неразвитостью инфраструктуры торговой деятельности.
С учетом анализа мировой торговой практики можно предположить, что интеграционные процессы в торговле будут проходить на фоне возникновения таких видов объединений, как цепные торговые организации, кооперативные объединения торговых структур, добровольные оптово-розничные сети.
Цепные торговые сети на добровольной основе могут формироваться как в оптовом, так и в розничном торговом звене торговли. Однако наиболее характерной структурой они должны стать для розничного торгового звена, включая массовое питание.
Сущность данного объединения состоит в том, что крупное торговое предприятие заключает договор с малыми или средними торговыми структурами, на основе которого последние в качестве филиалов получают право на реализацию определенных видов товаров на конкретном товарном рынке под широко известной торговой маркой головного предприятия, воспринимаемой потребителями как своеобразная гарантия качества.
Корпоративные объединения торговых структур или объединения ассоциативного типа должны формироваться как своеобразный ответ на усиление позиций цепных торговых структур. Сущность данного вида объединений, в отличие от предыдущего, состоит в том, что группа малых и средних торговых структур будет стремиться обеспечить собственную стабильность не за счет использования известной торговой марки какого либо головного предприятия, а на основе формирования новой торговой группы, способной к жесткой конкуренции на потребительском рынке.
Именно в этих торговых сферах согласование закупочно-сбытовой политики и централизация функций товароснабжения являются основанием для возникновения объединения.
В массовом питании кооперативные объединения наиболее целесообразны при организации обслуживания в общеобразовательных учреждениях. При этом предприятия доготовочные в школах, там где это необходимо, могут учреждать на договорной основе заготовочные структуры.
Добровольные оптово-розничные цепи или объединения контрактного типа будут формироваться как альтернатива усилению позиций цепных торговых структур и объединений ассоциативного типа.
Объединения данного вида призваны координировать функции оптовой и розничной торговли на принципах общей коммерческой стратегии при сохранении полной юридической и финансовой независимости каждого члена объединения. При этом розничные структуры, входящие в цепь, как правило, должны будут иметь единое фирменное название, унифицированный товарный ассортимент, общую сбытовую политику, определяемую оптовой структурой.
Вместе с тем, рассмотренные варианты интегрирования торговых структур не исчерпывают проблемы в целом. Это связано с тем, что они лишь несколько смягчают действия таких разрушающих потребительский рынок факторов, как неплатежи и обусловленная этим широко распространенная практика предоплаты за товары, неэффективная система кредитования и недостаток собственных оборотных средств.
Кардинальное решение проблемы возможно лишь на путях еще более глубокой и широкой интеграции - объединении торговых структур с товаропроизводителями и финансовыми организациями.
Мировой опыт и отечественная практика формирования финансово- промышленных групп дают основания предполагать, что наиболее существенное влияние создание торгово-финансово-промышленных групп способно оказать:
- в области структурной перестройки торговли с целью ликвидации сложившегося дисбаланса развития ее отдельных звеньев;
- в области резкой активации внутреннего потенциала хозяйственных структур, вошедших в группу, и создания на этой основе особых механизмов их самофинансирования, повышения их инвестиционной активности на потребительском рынке;
-в области появления новых технологий оптово-складских и коммерческих операций, а также оказания транспортно-экспедиционных услуг по перевозке грузов с минимальными затратами в максимально короткие сроки с рациональным использованием подвижного состава.
Концепция исходит из того, что интеграционные процессы в торговле могут получить логическую завершенность лишь тогда, когда объединение торговых структур на коммерческой основе будет дополняться их объединением в различные формы некоммерческих организаций в соответствии с Законом РФ "О некоммерческих организациях".
Идеология, принципы и содержание государственного регулирования торговли
В ходе реформирования экономики проделана немалая работа по созданию механизма рыночного взаимодействия органов исполнительной власти, всех уровней и субъектов торговой деятельности.
Вместе с тем, участие органов государственного управления в регулировании процессов на потребительском рынке в настоящее время необоснованно сужено. В свою очередь данное обстоятельство негативно отражается на функционировании рынка.
Концепция исходит из того, что в условиях свободной экономики вмешательство государства в развитие экономических процессов на потребительском рынке, допустимо лишь для устранения возникающих отрицательных последствий вследствие нежелательного смещения направления его развития.
Главной постоянной функцией государства должно стать экономическое регулирование.
Стратегической целью регулирования должно стать создание необходимых условий, при которых можно своевременно контролировать насыщение потребительского рынка и его стратегическую безопасность.
Основными задачами системы государственного регулирования торговли должны стать:
- формирование достаточной конкурентной среды;
- защита внутреннего рынка на основе поддержания отечественного товаропроизводителя;
- регулирование иностранных инвестиций в сферу торговли;
-обоснования отраслевых особенностей налогообложения,
лицензирования, кредитования, квотирования;
- эффективный контроль защиты прав и соблюдения интересов потребителей;
- стимулирование обновления технологии торгового процесса и логистического обслуживания;
- развитие и укрепление нормативно-правовой базы в торговле;
-поддержание требуемых товаропотоков для обеспечения
государственных нужд.
Государственное регулирование необходимо для развития современных методов торговли в дотационных регионах, поскольку от их внедрения зависит нормализация уровня розничных цен.
Идеология госрегулирования опирается на фундаментальные основы формирования многоукладной, социально ориентированной экономики, предполагающей функционирование в сфере торгового обслуживания государственных, кооперативных и иных частных торговых предприятий.
Для того, чтобы система госрегулирования торговли была устойчивой, она должна опираться на взаимодействие с негосударственными структурами по вопросам развития торговли, а так же строиться на горизонтальных межведомственных согласованиях.
Механизм госрегулирования должен опираться на шесть ведущих принципов:
- отказ от управления торговыми предприятиями и ориентация на управление процессами, протекающими на потребительском рынке;
- сведение административного воздействия к нормативно-правовому регулированию;
- обеспечение равенства субъектов торговой деятельности независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
- признание необходимости централизации определенного комплекса организационно-экономических функций;
- четкое разделение макро- и микроуровней в системе государственного регулирования;
- четкое разделение функций между двумя уровнями системы государственного регулирования, при сохранении в каждом из них общего подхода в проблеме госрегулирования в целом.
Территориальное госрегулирование торговой деятельности должно исходить из того, что его механизм, с оной стороны, должен обеспечивать реализацию принципов совместного ведения по вопросам торгового обслуживания, а с другой стороны - формировать особый орган индикативного управления, координирующий создание региональной торговой политики.
В связи с этим основными задачами региональных органов государственного регулирования должны стать:
- формирование региональной торговой политики и ее приоритетов, обеспечение реализации общих принципов налогообложения и разработка особенностей их применения к субъектам торговой деятельности на региональном уровне;
- укрепление нормативно-правовой базы торговли на основе нормативов постоянной или временной регламентации, конкретизирующих в регионе применение общефедеральных правил и норм;
- создание эффективной конкурентной среды на региональном рынке, развитие регионального рынка на основе поддержки отечественных товаропроизводителей, регулирования иностранных инвестиций, формирования развитой инфраструктуры; обеспечение действенного контроля по соблюдению прав потребителей.
Непосредственным организатором, координатором и исполнителем функций государственного регулирования торговли является муниципальный уровень.
Он должен обеспечивать создание необходимых условий для повышения предпринимательской активности в торговли; оказание избирательной поддержки торговым организациям, определяющим ситуацию на местном рынке; контроль деятельности всех участников торгового оборота; рациональное размещение торговых объектов по территории муниципального образования.
Концептуальные основы обеспечения безопасности и качества товаров и услуг
Рыночная экономика предполагает построение четко скоординированной системы контролирующих и надзорных органов исполнительной власти на потребительском рынке. Отсутствие такой системы угрожает дестабилизацией социальных и экономических основ развития рынка.
Национальная система обеспечения безопасности и качества товаров и услуг должна опираться на апробированные мировой практикой принципы:
- организация контроля при постановке и выходе продукции производства;
- организация контроля на стадии реализации товаров;
- четкое закрепление конкретных сфер контроля за соответствующими органами государственной власти, обеспечивающее единство прав и ответственности контролирующих органов и определение сферы их взаимодействия.
Стратегической целью национальной системы обеспечения безопасности и качества товаров и услуг должно стать создание механизма предотвращения поступления на рынок некачественной продукции, вызванной недостоверностью измерений и информации о потребительских свойствах товаров, а также нарушениями различных нормативных документов.
Для этого необходимо решение следующих задач федерального уровня:
- создание целостной и непротиворечивой нормативно-правовой базы, предотвращающей доступ на рынок некачественной опасной продукции;
- формирование эффективной системы контролирующих органов и обеспечение их четкой координации;
- создание единой информационной системы контролирующих органов;
- обеспечение неотвратимости наказания и действенности санкций за поставку на рынок некачественной продукции;
- обеспечение помощи потребителям в оценке сравнительной безопасности реализуемой продукции, проведение ее идентификации и оценки качества.
Создание действенного правового механизма в области обеспечения безопасности и качества товаров и услуг подразумевает ликвидацию избыточной рассредоточенности правовых норм, ликвидацию смешения в них государственных контрольно-надзорных функций с хозрасчетными, обеспечение достаточной полноты правовых норм, ликвидацию дублирующих положений, определяющих компетенцию контролирующих органов, обеспечение согласования национального законодательства с межправительственными соглашениями.
Формирование эффективной системы контролирующих органов должно опираться на признание того факта, что безопасность и качество товаров следует гарантировать на всех этапах товародвижения. При этом на каждом этапе должен быть задействован свой механизм обеспечения безопасности и качества.
На этапе создания продукции главную роль в обеспечении безопасности и качества играют ее производители. Задачей государства здесь должна стать поддержка создания на производствах систем управления качеством, их сертификация с последующим контролем состояния производства. Инструментом решения этой задачи должно стать лицензирование отдельных видов деятельности. Тем самым государство будет регулировать допуск хозяйственных структур в сферу производства.
В переходных условиях рыночных преобразований основными системообразующими элементами единой национальной системы обеспечения безопасности и качества товаров и услуг должны стать Минэкономразвития России (Госторгинспекция), Госстандарт РФ, Министерство здравоохранения РФ (Госсанэпиднадзор), Минсельхозпрод РФ (Госветнадзор и Государственная инспекция по качеству сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки).
Целевым назначением данной системы должно стать оперативное доведения до органов исполнительной власти информации, необходимой для принятия экстренных и эффективных мер по вопросам обеспечения безопасности и качества потребительских товаров.
Информационная система должна формироваться как единый программно-информационный центр, опирающийся на информационные потоки локальных систем. При этом локальные подсистемы единой информационной системы должны образовывать региональные контрольно-надзорные органы.
Основу структуры информационного фонда системы должны составить данные о стране изготовителе некачественной продукции, товаропроизводителей, наименовании товара, дате его изготовления, дате поступления на рынок, количестве реализованной продукции, штрих-коде продукции в системе EAN, основных дефектах продукции, по которым она забракована, ущербе, нанесенном потребителю, общем состоянии безопасности и качества товаров, обращающихся на потребительском рынке, примененных санкциях к нарушителям, соблюдении правил торговли торговыми структурами.
Обеспечение свободной ориентации потребителей в вопросах безопасности и качества реализуемых товаров необходимо в полной мере задействовать возможности негосударственных организаций - торгово- промышленных палат и обществ потребителей. При этом основные направления их работы должны быть нацелены на объективную оценку репутации товаропроизводителей на основе учета и анализа потребительских рекламаций, массовое распространение данных и сравнительных характеристиках конкурирующих товаров, полученных на основе профессионально выполненных испытаний.
Правовое обеспечение развития торговли
С переходом России к рыночной экономике правовое регулирование в сфере торговых отношений претерпело серьезные изменения.
Особое значение в изменении общей стратегии законодательного процесса на потребительском рынке имело принятие нового Гражданского кодекса РФ.
Принятие Гражданского кодекса РФ в основных чертах решило вопросы правового положения субъектов торгового оборота, правового режима принадлежащего им имущества, а также правового режима договорных отношений между ними.
Однако даже с учетом введения Гражданского кодекса правовое регулирование торговой практики не может быть признано достаточным.
Обширность сложившейся правовой базы регулирования торговли вместе с тем не обеспечивает в настоящее время равноценного правового регулирования различных видов торговой деятельности - оптовой, розничной торговли, общественного питания.
Сложившейся правой механизм торговли, по отдельным своим составляющим, является неполным. В силу этого, процессы, протекающие в торговле, зачастую приобретают недопустимые искажения, что непосредственно сказывается на торговом обслуживании.
Концепция исходит из того, что рассредоточенность правовых норм, регулирующих торговлю, по нескольким законодательным актам неизбежна. Однако такая рассредоточенность должна опираться на разумное ограничение количества правовых актов, регулирующих правоотношения в торговле. С одной стороны, это позволит избежать возможных разночтений и противоречий в правовой базе, а с другой - создаст благоприятные условия для пользователей.
Объективная потребность регулирования торговли несколькими отраслями права, с одной стороны, и задача оптимизации правовой базы торговли - с другой, стимулируют постановку вопроса разработки специального правового акта. Роль такого специального правового акта мог бы выполнить Федеральный закон "О государственном регулировании внутренней торговли". Концепция исходит из того, что основная цель такого законопроекта должна состоять в определении стратегии законодательного процесса в торговле на основе комплексного подхода к определению правоотношений субъектов торгового оборота и государственных органов, регулирующих этот процесс.
Только при таком подходе он сможет обеспечить осуществление на единых основах принципов законности как в отношениях между предпринимателями, так и в отношениях предпринимателей с государственными органами. Это позволит избежать давления управленческих отношений над отношениями между предпринимателями.
Данный правовой акт не должен охватывать все нормы регулирования торговой деятельности, т.к. многие из них достаточно динамичны и не поддаются в связи с этим кодификация. Он должен предполагать издание на его основе четко очерченного круга нормативно- правовых актов, регулирующих отдельные правоотношения в торговле.
Концепция исходит из того, что предлагаемый законопроект должен обеспечить правовую проработку и решение следующих основных задач:
- разграничение предметов ведения органами исполнительной власти всех уровней по вопросам организации торговли и принципам координации их деятельности;
- конкретизация принципов и механизма государственного регулирования торговли, включая порядок разработки правил торговли, регулирование деятельности торговых предприятий различных форм собственности на основе производственных контрактов, специальные формы государственного регулирования торговли, общие принципы и механизм проведения торговых переписей; а также государственную поддержку инновационной деятельности в торговле;
- правовой режим инвестиционной деятельности российских и иностранных инвесторов в торговле, включая особенности инвестирования, связанные с капитальным строительством, приобретением иностранными инвесторами ценных бумаг и паев в уставных капиталах торговых предприятий;
- особенности правового положения всех субъектов торговой деятельности, их права, обязанности и ответственность во взаимоотношениях (включая особенности функционирования ОЭЗ);
- юридические формы формирования имущества торговых предприятий, в том числе на основе кредитных возможностей покупателей;
- правовые основы ведения контрольной деятельности в торговле, включая выделение системообразующих контролирующих органов, координацию их деятельности, ответственность контролирующих структур и их должностных лиц за неправомерные действия в сфере контроля торговой деятельности;
- принципы и механизм защиты прав и интересов предпринимателей в торговле;
- кадровое обеспечение в торговле, включая подготовку специалистов, правовые основы аттестации персонала, а также социальную защиту занятых в торговле работников;
- правовые основы осуществления социальной защиты отдельных категорий населения в сфере торговой деятельности.
Концепция исходит из того, что создание комплексного специального законодательного акта прямого действия не только допускает, но и предполагает заимствование ряда норм из Гражданского кодекса и иных федеральных законов. Данное обстоятельство не может быть препятствием для вторичной кодификации этих норм в рамках нового законодательства, т.к. он фактически образует новую смысловую систему в составе соответствующего института гражданского законодательства.
Учитывая особенности функционирования Калининградской области как эксклавной территории, необходимо осуществлять регулирование экономической деятельности на ее территории с помощью наделения данного субъекта достаточной компетенцией для создания собственной правовой базы, учитывающей особенности его развития, и интересы государства на основе разделения предметов совместного с федерацией ведения. Федерация же должна регулировать, с помощью создаваемого ею законодательства, только те вопросы, которые касаются общефедеральных интересов и задач.
Установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, основы ценовой политики следует отнести к совместному ведению федерации и ее субъектов. Тем более, что этот пункт ("ж" ст. 71 Конституции) производен от ст. 8 Конституции Федерации, которая закрепляет единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации, и которая фактически не действует в отношении таких регионов как Калининградская область.
Представляется необходимым для Калининградской области, в качестве компенсации за отсутствие в отношении нее конституционных гарантий нахождения в едином экономическом пространстве России иметь в перечне своих предметов ведения полномочия по осуществлению собственных (присущих только данному региону) внешнеэкономических отношений.
Такие полномочия обязательно должны быть утверждены конституционным законом, так как нарушение основ конституционного строя (в частности, о едином экономическом пространстве) в отношении Калининградской области может быть устранено только конституционным правовым актом.
Это даст возможность Калининградскому региону (на основании положений ст. 73 Конституции федерации), как субъекту Российской Федерации, обладающему всей полнотой государственной власти самостоятельно выстраивать отношения со странами Европейского союза и иными странами по внешнеэкономическим вопросам.
Основы формирования единой информационной системы внутренней торговли
Рыночные преобразования в торговле резко обострили проблему информационного обеспечения. Поиск необходимой информации затруднен сегодня не только для участников рынка, но и для органов исполнительной власти всех уровней.
Информация, формируемая коммерческими маркетинговыми и консалтинговыми организациями, зачастую несопоставима и нерепрезентативна.
Дальнейшее углубление информационной неопределенности чревато потерей управления рыночными процессами.
В сложившихся условиях Концепция исходит из того, что восстановление единой информационной системы развития внутренней торговли и потребительского рынка может и должно стать действенным инструментом государственного регулирования торговой деятельности.
Информационная система должна функционировать как открытая, межрегиональная информационно-аналитическая система,
осуществляющая наблюдение за развитием внутренней торговли на всей территории России.
Целевым назначением информационной системы должна быть выработка информации, наиболее полно характеризующей состояние и перспективы развития региональных торговых систем, отдельных товарных и региональных рынков и достаточной для принятия соответствующих мер по регулированию их развития.
Информационный фонд такой системы должен опираться как на государственную статистику, так и на информацию торговых корреспондентов, потребителей, специалистов оптовой и розничной торговли. Важным системообразующим элементом всей информационной системы должны стать периодически проводимые торговые переписи.
Концепция исходит из того, что формирование системы информационного обеспечения в торговле должно опираться на уже существующие локальные системы и базы данных, а также с учетом возможности ее сопряжения с любой иной системой на потребительском рынке.
Структура данной информационной системы должна представлять собой единое программно-информационное ядро, объединяющее информационные потоки, заполненные как уже существующими в локальных системах информационными данными, так и при необходимости вновь создаваемыми источниками информации о состоянии отдельных товарных рынков и региональных торговых систем.
Информационное обеспечение системы должен составлять скоординированный с ее методическим и техническим обеспечением комплекс показателей, данных и материалов, требующихся как действующим на потребительском рынке операторам, региональным и федеральным органам регулирования торговли, так и потенциальным инвесторам, имеющим намерение выйти на конкретный региональный или товарный рынок.
Техническое обеспечение системы должно представлять собой комплекс технических средств, позволяющих осуществлять сбор, обработку, хранение и передачу информации, а также реализовывать алгоритмы подготовки и обоснования управленческих решений.
Пользователями такой системы должны стать органы исполнительной власти всех уровней, импортеры, субъекты торгового оборота, перерабатывающие предприятия, товаропроизводители.
Концепция исходит из того, что широкий доступ в информационную систему для всех участников рынка в совокупности с конкретным отработанным механизмом доступа и отдельными информационными блоками будет служить залогом ее эффективности.
Концептуальные основы интеграции внутреннего рынка в систему мирохозяйственных связей
Поступательное развитие внутреннего рынка страны невозможно вне системы мирового товарообмена. Дальнейшее расширения участия иностранных инвесторов в формировании российского потребительского рынка - это не только объективная потребность, но важнейшее условие его эффективного развития в перспективе. Поэтому переход от всеобъемлющей государственной монополии в области международной торговли к рыночным принципам ее организации составляет сегодня один из важнейших институциональных сдвигов в современной реформирующейся экономике страны.
Только за девяностые года приток иностранных инвестиций в торговую отрасль увеличился более чем в двадцать раз и был самым динамичным среди всех остальных отраслей экономики.
Однако либерализация внешнеэкономической сферы не только не отрицает, но и предполагает необходимость применения системы защитных мер национального потребительского рынка.
Без создания соответствующей концептуальной основы защиты национального потребительского рынка нельзя обеспечить ни повышения его эффективности, ни усиления его конкурентоспособности.
Концепция исходит из того, что Калининградская область, в качестве компенсации за отсутствие в отношении нее конституционных гарантий нахождения в едином экономическом пространстве России должна получить в перечне своих предметов ведения полномочия по осуществлению собственных (присущих только данному региону) внешнеэкономических отношений (п. "Л" ст. 71, гл. 3 "Федеративное устройство" Конституции Федерации).
Принципиальное значение в этом контексте приобретает вступление России в ВТО.
Для Калининградской области вступление России в ВТО является стратегически важным, так как этот процесс окажет на область более существенное влияние, чем на другие субъекты Федерации.
Готовность вступить в ВТО должна предполагать обязательный учет интересов развития национального рынка, долгосрочных и текущих факторов его формирования. Это требует четкого ответа на вопрос, как должно происходить такое вступление и на каких условиях.
Поэтому значение преимуществ от вступления в ВТО должно рассматриваться, прежде всего, через призму приоритетов экономического развития в целом и регионального рынка в частности.
Конкретным инструментом проведения такой работы должно стать использование определенных защитных мер, препятствующих вытеснении. Российских предпринимателей с внутреннего рынка торговых услуг.
Разработка параметров стабилизационных решений на внутреннем рынке должна быть ориентирована на обеспечение продовольственной безопасности страны. При этом независимость внутреннего рынка считается необеспеченной, если доля отечественных продовольственных товаров на внутреннем рынке составляет менее установленного законодательством ориентира. Данный показатель следует рассматривать в качестве индикатора устойчивости рыночной ситуации. Предполагается, что за его пределами возникает ситуация стратегической зависимости национального продовольственного рынка.
Должен быть также установлен режим доступа иностранных поставщиков услуг торговли и общественного питания на российский рынок.
Концепция исходит из того, что первоначальная запросная позиция в переговорном процессе по доступу иностранных поставщиков торговых услуг на российский рынок при вступлении в ВТО, должна предусматривать введение механизма тестирования экономической целесообразности размещения торговых структур, создающихся иностранными инвесторами.
Важным стимулирующим фактором развития внутренней торговли и стабилизации национального потребительского рынка выступают такие специфические виды внешнеторговой деятельности, как прибрежная и приграничная торговля, а также организация свободных экономических зон.
Концепция исходит из того, что и механизм защитных мер, а также вопросы развития свободных экономических зон (ОЭЗ Калининградской области) в контексте проблемы стабилизации внутреннего потребительского рынка должны быть четко закреплены национальной законодательной и нормативно-правовой базой.
РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Общественное питание претерпело наиболее существенные изменения в ходе реформирования экономики. Серьезные деформации приобрела система предоставления горячего питания на производственных предприятиях и в учебных заведениях. Прослеживается достаточно устойчивая тенденция к свертыванию лечебно-профилактического питания для людей, работающих во вредных условиях труда. Обостряется санитарно-эпидемиологическая обстановка в общественном питании.
Преодоление негативных последствий реформирования системы общественного питания возможно на основе выработки четкой региональной политики восстановления многообразия предприятий общественного питания, отвечающего особенностям современного переходного периода и последующей стабилизации рыночных отношений.
Основными направлениями такой политики в масштабах региона должны стать:
приоритетное развитие общедоступной сети предприятий общественного питания, включая сеть так называемого быстрого питания, ориентированной на различные группы потребителей;
восстановление и расширение сети социально-ориентированных предприятий, обеспечивающих питанием рабочих, служащих, студентов, школьников, учащихся профтехучилищ, колледжей детей в дошкольных учреждениях, пациентов лечебных учреждений;
стимулирование развития сети предприятий общественного питания, опирающихся на индустриальные методы приготовления пищи и доставляющих ее по заказам потребителей (на дом, в офис, организацию или учреждение);
массовое развитие сети общественного питания в зонах комплексного торгового обслуживания, вдоль автомагистралей, на заправочных станциях, аэропортах и на вокзалах.
Формирование в регионах разветвленной сети общедоступных предприятий массового питания, с одной стороны, должно идти по пути все большей унификации их видового состава (кафе, столовая, бар, ресторан, закусочная), а с другой - по пути все большей дифференциации этих структур с точки зрения комфортности, качества торгового обслуживания и набора предлагаемых услуг.
Наиболее перспективной моделью организации массового питания может стать автономное функционирование ресторанов, кафе, столовых, а также формирование добровольных контрактных объединений предприятий быстрого обслуживания на основе договора коммерческой концессии. При этом технология обслуживания и виды предлагаемой продукции в рамках каждого отдельного объединения могут существенно различаться, подчеркивая индивидуальность конкретной торговой группы ("Быстрые пельмени", "Золотой цыпленок").
Развитие объектов массового питания в общеобразовательных учреждениях должно осуществляться на основе специализированных производственных комплексов школьного питания (комбинаты школьного питания; фабрики-заготовочные, как базовые структуры комплекса; школьные столовые, функционирующие в качестве доготовочных и раздаточных объектов).
Все вопросы по организации питания в учебных заведениях должны решаться за счет бюджета учебного заведения и развиваться в комплексе с самим учреждением.
Данное обстоятельство должно изменить подходы к финансированию образования.
Развитие объектов массового питания на предприятиях и в учреждениях возможно на вариантной основе.
При первом варианте объекты общественного питания могут быть структурными подразделениями организаций им учреждений.
При втором варианте объекты общественного питания могут функционировать как самостоятельные организации, обслуживая соответствующие коллективы на договорных началах с администрацией организации или учреждения. В любом случае принципиальное решение вопроса питания рабочих и служащих по месту их работы должно регулироваться соглашениями работодателя, соответствующего профсоюза и местной администрации.
Развитие объектов массового питания в различных социальных учреждениях (больницах, домах инвалидов, интернатах и т.п.) должно рассматриваться только в совокупности с развитием самого учреждения.
При этом, независимо от схемы структурных взаимоотношений с самим учреждением, объект общественного питания должен поддерживаться возможностями местного бюджета.
Для того чтобы предприятие общественного питания не подвергалось штрафам, руководитель должен изучить и применить на практике стандарты РФ, а также получить лицензию и пройти сертификацию.
Контроль за соблюдением норм и правил функционирования объектов общественного питания осуществляют:
Министерство внешних экономических связей Российской Федерации,
Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации,
Министерство здравоохранения Российской Федерации,
Федеральная служба России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию и их территориальные органы,
другие федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы в пределах своей компетенции.
Очень важным моментом открытия заведения общественного питания является его сертификация. Слово "сертификация" в переводе с латинского языка означает "сделано верно". Для того чтобы убедиться, что услуга "оказана верно", необходимо знать, каким требованиям она должна соответствовать и каким образом возможно получить достоверные доказательства этого соответствия. Общепринятым способом такого доказательства служит сертификат соответствия.
В общем виде систему сертификации составляют: Центральный орган, который управляет системой, проводит надзор за ее деятельностью и может передавать право на проведение сертификации другим органам;
Нормативные документы, на соответствие которым осуществляется сертификация;
Процедуры (схемы) сертификации; Порядок инспекционного контроля.
Сертификацию услуг осуществляют органы по сертификации, аккредитованные в центральном (национальном) органе. Функции органа по сертификации услуг могут выполнять предприятия и организации, отвечающие требованиям независимости и компетентности и имеющие не менее двух экспертов-аудиторов.
Системы сертификации могут действовать на национальном, региональном и международном уровнях. Если система сертификации занимается доказательством соответствия определенного вида услуг, - это система сертификации однородных услуг, которая в своей практике применяет стандарты, правила и процедуру, относящееся именно к данным услугам.
Сертификация может носить обязательный и добровольный характер.
Обязательная сертификация обеспечивает доказательство соответствия услуг общественного питания требованиям технических регламентов, обязательным требованиям стандартов. Обязательные требования относятся к безопасности, охране здоровья людей и окружающей среды.
Решение о добровольной сертификации обычно связано с проблемами конкурентоспособности услуг, продвижением услуг на рынок (особенно зарубежный), предпочтениям покупателей, все больше ориентирующихся в своем выборе на сертификационные услуги.
Наиболее распространенным приемом добровольной сертификации в индустрии общественного питания является сертификация предприятий на соответствие требованиям определенной категории по действующей классификации.
Стандартизация - это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение услуг надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.
Цель стандартизации - достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого или многократного использования установленных положений, требований норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач.
Стандартизация осуществляется на разных уровнях. Уровень стандартизации различается в зависимости от того, участники какого географического, экономического, политического региона мира принимают стандарт.
В процессе стандартизации вырабатываются нормы, правила, требования, характеристики, касающиеся объекта стандартизации, которые оформляются в виде нормативного документа. Разновидности нормативных документов рекомендованы Руководством 2 ИСО/МЭК, составленным международной организацией по стандартизации (ИСО). Это стандарты, документы технических условий, своды правил, регламенты.
Рестораны и бары по уровню обслуживания и номенклатуры предоставляемых услуг подразделяются на три класса - люкс, высший и первый, которые должны соответствовать следующим требованиям:
"люкс" - изысканность интерьера, высокий уровень комфортности, широкий выбор услуг, ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд, изделий для ресторанов, широкий выбор заказных и фирменных напитков, коктейлей - для баров;
"высший" - оригинальность интерьера, выбор услуг, комфортность, разнообразный ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд и изделий для ресторанов, широкий выбор заказных и фирменных напитков, коктейлей - для баров;
"первый" - гармоничность, комфортность и выбор услуг, разнообразный ассортимент фирменных блюд и изделий и напитков сложного приготовления для ресторанов, набор напитков, коктейлей несложного приготовления, в т.ч. заказных и фирменных - для баров. Кафе, столовые и закусочные на классы не подразделяют. Рестораны различают:
по ассортименту реализуемой продукции - рыбный, пивной; с национальной кухней или кухней зарубежных стран;
по месту расположения - ресторан при гостинице, вокзале, в зоне отдыха, вагон-ресторан и др.
Бары различают:
по ассортименту реализуемой продукции и способу приготовления - молочный, пивной, винный, кофейный, коктейль-бар, гриль-бар;
по специфике обслуживания потребителей - видео-бар, варьете-бар и
др.
Кафе различают:
по ассортименту реализуемой продукции - кафе-мороженое, кафе- кондитерская, кафе-молочная;
по контингенту потребителей - кафе молодежное, детское и др.
Столовые различают:
по ассортименту реализуемой продукции - общего типа и диетические;
по обслуживаемому контингенту потребителей - школьная, студенческая и др.;
по месту расположения - общедоступная, по месту учебы, работы.
Закусочные разделяют:
по ассортименту реализуемой продукции - общего типа и специализированные (сосисочная, пельменная, блинная, пирожковая, пончиковая, шашлычная, чайная, пиццерия, гамбургерная и т.д.).
Рестораны, кафе и бары сочетают производство, реализацию и организацию потребления продукции с организацией отдыха и развлечения потребителей.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПО КУХНЕ
РЕСТОРАНЫ, КАФЕ
Русская кухня
Разгуляй, Подворье
Европейская кухня
Вавилон, Планета, Ванда, Капитан, Дикий Дюк, Дейма, Командор, Монетный Двор, Монополь,



Ольштын, Редюит, Титаник, Сер Френсис Дрейк, Чайка, Черный кот, Универсал
Испанская кухня
Валенсия
Карибская кухня
Гавана, Сомбреро
Литовская кухня
Нида, Старый Каунас
Кавказская кухня
Очаг, Трио, Чинар, У королевских ворот
Славянская кухня'
Славянская кухня
Рыбная
специализация
Вокруг света (японская кухня, суши), Солнечный камень,
Пивная
специализация
Редюит, Сэр Френсис Дрейк, Дикий Дюк
Корейская кухня
Евразия, Форто-Ранта (узбекская)
Китайская кухня
Пекин, Пекинская утка, Харбин, Золотой Дракон
Пиццерия
Балтийский Кит, Вавилон, Виктория, Планета, Папаша Беппе, Рио
Развлекательные комплексы
Вавилон, Дарфи, Ольштын, Олимпик, Планета, Универсал (кабаре), Москва
Прочее
КиберДа (Интернет), Надин (кофейный клуб)

Оборот общественного питания включает стоимость проданной населению собственной кулинарной продукции, а также покупных товаров, проданных для потребления на месте без кулинарной обработки.
ГОДЫ
Млрд. рублей, с 1993 г. - млн. рублей
В % к предыдущему году, (в сопоставимых ценах)

Калининградская область
По России
1993
0,1
106,4
1994
0,3
114,2
100,6
1995
1,7
49,4
50,5
1996
15
96,8
95,6
1997
58
103,4
91,2
1998
129
76,8
78,6
1999
153
91,3
103,3
2000
160
100,1
99,3
2001
208
98,0
94,1
2002
294
73,6
86,6
2003
504
92,2

Оборот общественного питания в январе-феврале 2003 года с учетом оборота общественного питания организаций ГУТ МО составил 111,5 млн. рублей, или 104,5% в сопоставимой оценке к уровню соответствующего периода предыдущего года.

2002г.
2003г.
Млн.
руб.
В % к
Млн.
руб.
В % к

Соответст -вующему периоду предыдущ его года
Предыд у-щему
период у
Соответст -вующему периоду предыдущ его года
Предыд ущему периоду
Январь
41,2
92,4
79,8
56,8
105,3
82,4
Февраль
43,5
93,4
97,6
54,7
103,6
96,0
Март
46,2
89,8
104,4

I квартал
130,9
91.8
94,1

Апрель
48,9
90,8
102,8

Май
52,5
95,3
101,1

Июнь
55,9
93,3
100,9

II квартал
157,3
93,2
101,5

I
полугоди е
288,2
92,6
Х

Июль
58,6
84,2
106,6

Август
56,3
85,5
103,3

Сентябрь
61,8
91.8
100,4

III
квартал



Январь- сентябрь
473,5
90,5
Х

Октябрь
60,4
89,4
97,6

Ноябрь
60,4
98,4
98,5

Декабрь
68,3
101,5
112,6

IV
квартал
189,1
95,0


Год в целом
662,6
91,8
Х


Деятельность крупных и средних организаций общественного питания в январе 2002 года

Млн. рублей
В % к январю 2002 года
Январь 2002 в % к январю 2001
Оборот общественного питания
6,0
71,3
87,2
Средняя численность работающих (тыс. человек)
1,2
111,4
94,2
Сальдо прибылей(+) и убытков(-)
-0,2
-
-

Доля убыточных организаций в январе 2003 года составила 50,0%, сумма убытка этих предприятий - 0,7 млн. рублей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ
Разработка настоящего документа позволит органам исполнительной власти теснее и четче координировать свои действия с хозяйствующими субъектами в целях достижения к 2007 году при благоприятном стечении обстоятельств:
стабилизации количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере потребительского рынка в Калининградской области и сведение к минимуму случаев их ликвидации в связи с нерентабельностью деятельности;
увеличения налоговых поступлений от хозяйствующих субъектов сферы потребительского рынка в бюджеты всех уровней за счет расширения налогооблагаемой базы и увеличения собираемости налогов с малых предприятий и индивидуальных предпринимателей;
повышения уровня занятости населения и создание новых рабочих мест в сферах пищевого производства, розничной торговли, бытовых услуг, общественного питания и туризма;
создания базовых элементов инфраструктуры поддержки предпринимательства в сфере потребительского рынка;
дальнейшего совершенствование правовой и финансовой основы экономического устройства региона для вовлечения новых субъектов малого предпринимательства в сферу потребительского рынка;
выявления эффективных инвестиционных проектов и содействие успешной их реализации;
повышения уровня благосостояния населения.
1 Индекс предпринимательской уверенности рассчитывается как среднее арифметическое "балансов" оценок изменения экономического положения в текущем квартале и ожидаемых изменений в следующем квартале, а также фактического уровня складских запасов (последний - с обратным знаком), в процентах.
??

??

??

??

Аналитический центр - Синергетика


Аналитический центр - Синергетика


2


Аналитический центр - Синергетика


Аналитический центр - Синергетика


6


7


Аналитический центр - Синергетика


Аналитический центр - Синергетика


Аналитический центр - Синергетика


2


2


Аналитический центр - Синергетика


Аналитический центр - Синергетика


Аналитический центр - Синергетика


2


2


Аналитический центр - Синергетика


Аналитический центр - Синергетика


Аналитический центр - Синергетика


2


2




43



<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ