СОДЕРЖАНИЕ









АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ







Региональные рынки легковых автомобилей: Урал, Сибирь, Дальний Восток, Санкт-Петербург









сентябрь 2005 г.
Москва


АННОТАЦИЯ

В сентябре 2005 г. маркетинговым агентством ABARUS Market Research было инициировано и проведено исследование региональных рынков легковых автомобилей в России.

Основной целью исследования являлось описание современного состояния отечественных региональных рынков легковых автомобилей на основе анализа вторичных источников информации - данных официальной статистики (Росстата), МЭРТ, Минпромэнерго, ФТС РФ, публикаций в печатных и электронных СМИ, результатов готовых исследований и др.

В результате исследования были описаны социально-экономическое развитие России в I полугодии 2005 г. и современная ситуация в автомобильной промышленности страны, выявлены тенденции и определены динамика и перспективы развития отечественного рынка легковых автомобилей в регионах, охарактеризованы основные игроки рынка, рассмотрены другие важные проблемы отрасли.

Информация, содержащаяся в данном отчете, может послужить основой при планировании крупномасштабных исследований, а также может быть использована для решения конкретных маркетинговых задач.
Материалы аналитического обзора будут полезны в первую очередь предприятиям автопрома, производителям комплектующих, автосалонам, продавцам запасных частей, инвестиционным и консалтинговым компаниям, банкам и страховым компаниям.





СОДЕРЖАНИЕ

АННОТАЦИЯ 3
СПИСОК ТАБЛИЦ И ДИАГРАММ 9
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ 12
РЕЗЮМЕ 16
ГЛАВА 1. Технологические характеристики исследования 17
Цель исследования 17
Задачи исследования 17
Объект исследования 17
Метод сбора данных 17
Методы анализа данных 17
Информационная база исследования 18
ГЛАВА 2. Социально-экономическое развитие России в I полугодии 2005 года. 19
ГЛАВА 3. Общая ситуация и тенденции на рынке легковых автомобилей в России 24
§ 3.1. Основные тенденции развития рынка легковых автомобилей в России 24
§ 3.2. Производство и продажа новых иномарок в России 25
Автосборочные производства в России 25
ЗАО "Автотор", Калининград 25
ООО "Тойота Мотор", Санкт-Петербург 27
ЗАО "Форд Мотор Компани", Всеволожск 27
ОАО "Автофрамос", Москва 28
ООО "Фольксваген Груп РУС", Ступино 30
ОАО "ИжМАШ-Авто", Ижевск 30
ООО "Ниссан Мотор Рус", Елабуга 30
ОАО "Северсталь-Авто", Ульяновск 30
СП "GM-АвтоВАЗ", Тольятти 30
ТагАЗ (Таганрог), Hyundai 31
Продажи новых иномарок в России 32
§ 3.3. Прогноз развития автомобильного рынка России 36
§ 3.4. Развитие автострахования в России 39
§ 3.5. Региональная структура автомобильного парка России 42
ГЛАВА 4. Развитие региональных дилерских сетей по продаже легковых автомобилей в России 48
§ 4.1. Дилерские сети автопроизвоизводителей в России 48
§ 4.2. Автоторговые компании и их региональные сети 55
Инком-Авто 55
Автомир 55
Элекс-Полюс 57
Атлант-М 57
Рольф Холдинг 58
Audi 58
Porsche 59
GM 59
Иж-Авто 60
Компания ДДТ 61
§ 4.3. Перспективы регионального рынка легковых автомобилей: экспансия столичных сетей автосалонов 62
ГЛАВА 5. Обзор рынка легковых автомобилей Уральского региона. 63
§ 5.1. Итоги 2003 года: объем рынка, объем продаж по маркам и автосалонам, тенденции развития и темпы роста рынка, размер инвестиций в открытие нового автосалона 63
§ 5.2. Итоги 2004 года 68
§ 5.3. Корпоративный сектор 71
§ 5.4. Автокредитование, лизинг и trade-in 73
Кредитование 73
Лизинг 73
Trade-in 74
§ 5.5. Схемы продаж некоторых участников рынка 74
"Автоленд" (Екатеринбург) 74
"Сити-Моторс" (Екатеринбург) 74
"Аспект-Моторс" (Челябинск) 75
Екатеринбургский филиал банка "Первое ОВК" 75
ГЛАВА 6. Обзор рынка легковых автомобилей Дальневосточного региона. 77
ГЛАВА 7. Обзор рынка легковых автомобилей Сибирского региона. 80
§ 7.1. Рынок легковых автомобилей в Сибирском регионе 80
Динамика продаж по маркам 80
Сегмент автомобилей класса Премиум 84
Сегмент автомобилей класса Ультра-Люкс 84
Динамика продаж по классам 86
Динамика продаж по дилерам 88
Перспективы рынка 90
Перспективы автокредитования и лизинга в Сибирском регионе 91
§ 7.2. Рынок легковых автомобилей Алтайского края 92
Игроки рынка 93
Структура спроса 94
Перспективы рынка 95
§ 7.3. Рынок легковых автомобилей Новосибирска и Новосибирской области 96
Размер и структура автопарка Новосибирской области 96
Подержанные иномарки: объем и сегменты рынка 97
Новые иномарки: объем и темпы роста сегмента, тенденции и динамика развития, объемы продаж автосалонов по маркам автомобилей 98
"Автолэнд-Сибирь": дилер Ford, Volvo, Nissan Mitsubishi, Mazda 99
"Престиж-авто": дилер Audi 99
"СТС-автомобили": дилер Mercedes 100
Volvo 100
"Автосиб": дилер Toyota и BMW 100
Китайские автомобили 101
Новые российские автомобили: бъем и темпы роста сегмента, тенденции развития и популярность моделей, объем продаж по моделям автомобилей 102
Автокредитование в Новосибирске: развитость сектора в городе, кредитные программы автосалонов 103
Патриот-Авто 103
Сибтрансавто-Новосибирск 103
СТС-автомобили 104
Продажи в кредит других автосалонов 104
Банки 104
Кредитная программа "Престиж-Авто" 104
Кредитная программа "Рено-Сибирь" 105
Кредитная программа "Сибмеддизайн" 107
ГЛАВА 8. Обзор рынка легковых автомобилей Санкт-Петербурга. 109
Hyundai 109
Toyota 110
Ford 110
Mitsubishi 110
Nissan 111
Subaru 111
Европейские автомобили 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Производство легковых автомобилей в России по месяцам в 2002-2005 гг., тыс. шт. 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Динамика производства легковых автомобилей в России в 2002-2005 гг., тыс. шт. 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Поставщики деталей для производства отечественных иномарок (локазизация производства) в 2005 г. 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Заводы по производству легковых автомобилей в России 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Размещение заводов по производству иномарок в России 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Производство легковых автомобилей в некоторых регионах России в 1990-2002 гг., тыс. шт. 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Структура российского рынка легковых автомобилей в 2002 г. - 1 кв. 2004 гг. 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Крупнейшие дилерские сети в России по маркам автомобилей, шт. 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Количество автомобилей ВАЗ, зарегистрированных в 25 крупнейших по данному показателю регионах России, тыс. шт. 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 10. Эффективность автомобильных дилеров в 2004 г.: число проданных автомобилей в среднем на одного дилера, шт. 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 11. Объем продаж иностранных легковых автомобилей по маркам в России в 2003-2004 гг., шт. 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 12. Объем продаж иностранных легковых автомобилей по маркам в России в 1 кв. 2005 г., шт. 122
ПРИЛОЖЕНИЕ 13. Объем продаж легковых автомобилей по маркам в России в первых полугодиях 2004-2005 гг. (в скобках - по данным РБК-рейтинг), шт. 123
ПРИЛОЖЕНИЕ 14. Объем продаж новых иномарок в России в 2002-2005 гг., тыс. шт. 125
ПРИЛОЖЕНИЕ 15. Объем продаж самых популярных моделей иномарок в 2004 г. (top 100), шт. 126
ПРИЛОЖЕНИЕ 16. Объем продаж иностранных легковых автомобилей по маркам в России в первых полугодиях 2004-2005 гг., шт. 129
ПРИЛОЖЕНИЕ 17. Объем продаж самых популярных моделей иномарок в в 1 кв. 2005 г. (top 50), шт. 130
ПРИЛОЖЕНИЕ 18. Объем продаж отечественных автопроизводителей в России в первых полугодиях 2004-2005 гг., шт. 131
ПРИЛОЖЕНИЕ 19. Средняя стоимость новых иномарок в России в 2002-2005 гг., $ тыс. 131
ПРИЛОЖЕНИЕ 20. Средние цены на самые популярные подержанные иномарки в России, $ 132
ПРИЛОЖЕНИЕ 21. Объем продаж иностранных легковых автомобилей по маркам в Уральском регионе за 9 месяцев 2003-2004 гг., шт. 135
ПРИЛОЖЕНИЕ 22. Объем продаж иностранных легковых автомобилей по маркам в Уральском регионе в 2003-2004 гг., шт. 136
ПРИЛОЖЕНИЕ 23. Объем продаж иностранных легковых автомобилей по маркам в России в первых полугодиях 2003-2004 гг. и соответствующая доля продаж на уральском рынке в I полугодии 2004 г., шт., % 137
ПРИЛОЖЕНИЕ 24. Объем продаж иностранных легковых автомобилей по классам в Уральском регионе в 2003-2004 гг., шт. 138
ПРИЛОЖЕНИЕ 25. Прирост продаж иностранных легковых автомобилей по классам в Уральском регионе в 2004 г., % 138
ПРИЛОЖЕНИЕ 26. Объемы продаж иностранных легковых автомобилей по ценовым категориям в Уральском регионе в первых полугодиях 2003-2004 гг., в скобках - объем продаж автосалона за первое полугодие 2004 г., шт. 139
ПРИЛОЖЕНИЕ 27. Рост продаж иностранных легковых автомобилей по ценовым категориям в Уральском регионе в первых полугодиях 2004 г., % 139
ПРИЛОЖЕНИЕ 28. Объем продаж новых легковых иномарок официальными дилерами Уральского региона в 2003-2004 гг., шт. 140
ПРИЛОЖЕНИЕ 29. Сервисная база дилеров Уральского региона: количество постов и подъемников на начало 2003-2004 гг., шт. 142
ПРИЛОЖЕНИЕ 30. Срок гарантийного обслуживания легкового автомобиля в автомобильных салонах Уральского региона, лет 142
ПРИЛОЖЕНИЕ 31. Ценовая структура потенциала рынка новых иномарок в Свердловской и Тюменской областях, % 143
ПРИЛОЖЕНИЕ 32. Марочные предпочтения и потребительские планы в Свердловской и Тюменской областях, доля потенциальных покупателей в % 144
ПРИЛОЖЕНИЕ 33. Приоритетные характеристики при последней покупке автомобиля в Свердловской и Тюменской областях, доля потенциальных покупателей в % 145
ПРИЛОЖЕНИЕ 34. Выгоды, ожидаемые от покупки нового автомобиля в Свердловской и Тюменской областях в 2000 и 2004 гг., доля потенциальных покупателей в % 146
ПРИЛОЖЕНИЕ 35. Состав покупателей новых иномарок по роду деятельности в Свердловской и Тюменской областях, % 147
ПРИЛОЖЕНИЕ 36. Возрастной состав покупателей новых иномарок в Свердловской и Тюменской областях, % 147
ПРИЛОЖЕНИЕ 37. Основные кредитные предложения автомобильных салонов Уральского региона по состоянию на март 2004 г. 149
ПРИЛОЖЕНИЕ 38. Основные кредитные предложения автомобильных салонов Уральского региона по состоянию на сентябрь 2004 г. 150
ПРИЛОЖЕНИЕ 40. Формы продаж автомобильных салонов Уральского региона по состоянию на сентябрь 2004 г. 154
ПРИЛОЖЕНИЕ 41. Условия автокредитования некоторых новосибирских банков по состоянию на 15.08.2004. 156
ПРИЛОЖЕНИЕ 42. Официальные московские и региональные дилеры в России, 2005 г. 161
ПРИЛОЖЕНИЕ 43. Оборудование некоторых автомобилей низшей ценовой категории в базовой комплектации в 2005 г. 175
ПРИЛОЖЕНИЕ 44. Рынки сбыта концерна BMW по странам мира и структура производства компании в 2003 г. 176
ДЕСЯТКА КРУПНЕЙШИХ РЫНКОВ КОНЦЕРНА BMW В 2003 Г. 176
СТРУКТУРА ПРОИЗВОДСТВА КОНЦЕРНА BMW В 2003 Г., ТЫС. ШТ. 176
ПРИЛОЖЕНИЕ 45. 100 крупнейших компаний на рынке автострахования в I квартале 2005 г. 177
ПРИЛОЖЕНИЕ 46. Крупнейшие банки по объему выданных кредитов на покупку автомобиля в 2004 г. 182
ПРИЛОЖЕНИЕ 47. Условия банков по кредитам на приобретение автомобилей в валюте в 2005 г. 183
ПРИЛОЖЕНИЕ 48. Условия банков по кредитам на приобретение автомобилей в рублях в 2005 г. 185
ПРИЛОЖЕНИЕ 49. Действующие программы кредитования производителей на российском рынке в 2005 г. 187
ПРИЛОЖЕНИЕ 50. Расходы на содержание российских и иностранных автомобилей различных моделей в течение трех лет при пробеге 100 тыс. км, $. 188
ПРИЛОЖЕНИЕ 51. Кар-индекс автомобилей различных марок "Купи авто", июнь 2005 г. 189
ПРИЛОЖЕНИЕ 52. "Европейский" список надежности автомобилей, выпущенных до 2002 г., %. 190
ПРИЛОЖЕНИЕ 53. Рейтинг надежности различных моделей автомобилей 191
ПРИЛОЖЕНИЕ 54. Крупнейшие страны-импортеры легковых автомобилей. 2002-2005 г. 192
ПРИЛОЖЕНИЕ 55. Крупнейшие страны-получатели легковых автомобилей из России, 2002-2005 г. 197
ПРИЛОЖЕНИЕ 56. Объемы импорта-экспорта транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием с возвратно-поступательным движением поршня с различным объемом двигателя, 2002-2005 г. 202
1. Транспортные средства с рабочим объемом цилиндров двигателя не более 1000 см3 202
2. Транспортные средства с рабочим объемом цилиндров двигателя более 1000 см3, но не более 1500 см3 203
3. Транспортные средства с рабочим объемом цилиндров двигателя более 1500 см3, но не более 3000 см3 204
4. Транспортные средства с рабочим объемом цилиндров двигателя более 3000 см3 205
ПРИЛОЖЕНИЕ 57. Объемы импорта-экспорта транспортных средств с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем), 2002-2005 г. 206
1. Транспортные средства с рабочим объемом цилиндров двигателя более более 1500 см3, но не более 2500 см3 206
2. Транспортные средства с рабочим объемом цилиндров двигателя более 2500 см3 207
ПРИЛОЖЕНИЕ 58. Индексы цен и тарифов 208
ПРИЛОЖЕНИЕ 59. Уровень жизни населения 217
ПРИЛОЖЕНИЕ 60. Демография 222
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ В РФ 223
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИГРАЦИОННОЙ СИТУАЦИИ В РФ 226
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ 229


СПИСОК ТАБЛИЦ И ДИАГРАММ

Таблица 1. Продажи новых автомобилей и импортных подержанных автомобилей, возрастная структура продаваемых иномарок и структура продаж по месту производства в 2003-2004 гг., млн. шт., %
Таблица 2. Продажи новых автомобилей и импортных подержанных автомобилей, возрастная структура продаваемых иномарок и структура продаж по месту производства в
2003-2004 гг. и прогноз на 2008 и 2010 гг., млн. шт.
Таблица 3. Количество легковых автомобилей в некоторых регионах России по состоянию на конец 2002 г., шт.
Таблица 4. Региональное распределение парка легковых автомобилей России по состоянию на конец 2002 г., %
Таблица 5. Возрастная структура парка легковых автомобилей в некоторых регионах России по состоянию на конец 2002 г., шт.
Таблица 6. Марочная структура парка легковых автомобилей в некоторых регионах России по состоянию на конец 2002 г., шт.
Таблица 7. Число официальных дилеров отечественных автопроизводителей в России в 2002-2004 гг., шт.
Таблица 8. Число официальных дилеров у автопроизводителей - совместных предприятий в России в 2002-2004 гг., шт.
Таблица 9. Число официальных дилеров у производителей иномарок в России в 2002-2004 гг., шт.
Таблица 10. Объем продаж легковых автомобилей по маркам в Уральском регионе в 2002-2003 гг., в скобках - объем продаж автосалона в 2003 г., шт.
Таблица 11. Рейтинг автосалонов Урала по площади торговых залов по состоянию на март 2004 г., кв. м.
Таблица 12. Объем продаж новых легковых иномарок официальными дилерами Уральского региона в 2002-2003 гг., шт.
Таблица 13. Объем продаж легковых автомобилей по классам в Уральском регионе в 2002-2003 гг., в скобках - объем продаж автосалона за 2003 год, шт.
Таблица 14. Запас автомобилей на складах автосалонов в Уральском регионе в 2002-2003 гг., шт.
Таблица 15. Объем продаж легковых автомобилей по маркам в Сибири в 2002-2003 гг., в скобках - объем продаж автосалона в 2003 г., шт.
Таблица 16. Рейтинг продаж легковых автомобилей по маркам в Сибири в 2004 г. и в России в первых полугодиях 2004-2005 гг.
Таблица 17. Объем продаж легковых автомобилей по маркам в России в первых кварталах 2003-2004 гг. и соответствующая доля продаж на сибирском рынке в I квартале 2004 г., шт., %
Таблица 18. Объем продаж легковых автомобилей по классам в Сибири в 2002-2003 гг., в скобках - объем продаж автосалона за 2003 год, шт.
Таблица 19. Объем продаж новых легковых иномарок официальными дилерами Сибири в 2002-2003 гг., шт.
Таблица 20. Объем продаж новых легковых иномарок официальными дилерами Сибири в первых кварталах 2003-2004 гг., шт.
Таблица 21. Объем продаж импортных легковых автомобилей в Новосибирске в 2003 г. и темпы роста рынка, шт., %
Таблица 22. Объем продаж иностранных легковых автомобилей по маркам в Санкт-Петербурге в 2003-2004 гг., шт.

Диаграмма 1. Структура продаж новых иномарок в России по ценовым диапазонам за 9 месяцев 2004 г., %
Диаграмма 2. Прирост объема продаж новых иномарок по ценовым сегментам за первое полугодие 2004 г., %
Диаграмма 3. Структура российского автомобильного рынка в 2002-2003 гг. и прогноз на 2010 г., %
Диаграмма 4. Количество автомобилей, зарегистрированных в регионах России с наибольшими парками легковых автомобилей, тыс. шт.
Диаграмма 5. Возрастная структура парка легковых автомобилей России по состоянию на 01 января 2004 г., %
Диаграмма 6. Темпы роста парков автомобилей в регионах России с наибольшими парками легковых автомобилей, %
Диаграмма 7. Обеспеченность населения легковыми автомобилями в регионах России с наибольшими парками легковых автомобилей, шт. на 1 тыс. чел.
Диаграмма 8. Доля взрослого населения в Москве, Санкт-Петербурге и других городах, имеющая в собственности один или два автомобиля, %
Диаграмма 9. Распределение дилерских центров отечественных автопроизводителей по территории России в 2004 г.
Диаграмма 10. Распределение дилерских центров иностранных автопроизводителей по территории России в 2004 г.
Диаграмма 11. Размеры дилерских сетей среди отечественных автопроизводителей в России на конец 2004 г., %
Диаграмма 12. Размеры дилерских сетей среди производителей иномарок в России на конец 2004 г., %
Диаграмма 13. Темпы прироста продаж легковых автомобилей по маркам в Уральском регионе в 2003 г., %
Диаграмма 14. Темпы прироста продаж легковых автомобилей по классам в Уральском регионе в 2003 г., %
Диаграмма 15. Наибольшие темпы прироста продаж новых легковых иномарок среди официальных автодилеров Уральского региона в 2004 г., %
Диаграмма 16. Структура продаж иностранных легковых автомобилей по ценовым категориям в Уральском регионе в первых полугодиях 2003-2004 гг.
Диаграмма 17. Темпы прироста продаж легковых автомобилей по маркам в Сибири в 2002-2003 гг., %
Диаграмма 18. Темпы роста легковых автомобилей по маркам в Сибири в первом квартале 2004 г. по отношению к первому кварталу 2003 г., %
Диаграмма 19. Объем продаж легковых автомобилей-лидеров в натуральном выражении по маркам и соответствующая доля рынка в Сибири в 2004 гг., шт., %
Диаграмма 20. Темпы роста продаж легковых автомобилей по классам в Сибири в 2002-2003 гг., %
Диаграмма 21. Объем продаж легковых автомобилей в Новосибирске в 2004 г., тыс. шт.


СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Производство легковых автомобилей в России по месяцам в 2002-2005 гг., тыс. шт.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Динамика производства легковых автомобилей в России в 2002-2005 гг., тыс. шт.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Поставщики деталей для производства отечественных иномарок (локализация производства) в 2005 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Заводы по производству легковых автомобилей в России
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Размещение заводов по производству иномарок в России
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Производство легковых автомобилей в некоторых регионах России в 1990-2002 гг., тыс. шт.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Структура российского рынка легковых автомобилей в 2002 г. - 1 кв. 2004 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Крупнейшие дилерские сети в России по маркам автомобилей, шт.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Количество автомобилей ВАЗ, зарегистрированных в 25 крупнейших по данному показателю регионах России, тыс. шт.
ПРИЛОЖЕНИЕ 10. Эффективность автомобильных дилеров в 2004 г.: число проданных автомобилей в среднем на одного дилера, шт.
ПРИЛОЖЕНИЕ 11. Объем продаж иностранных легковых автомобилей по маркам в России в 2003-2004 гг., шт.
ПРИЛОЖЕНИЕ 12. Объем продаж иностранных легковых автомобилей по маркам в России в 1 кв. 2005 г., шт.
ПРИЛОЖЕНИЕ 13. Объем продаж легковых автомобилей по маркам в России в первых полугодиях 2004-2005 гг., шт.
ПРИЛОЖЕНИЕ 14. Объем продаж новых иномарок в России в 2002-2005 гг., тыс. шт.
ПРИЛОЖЕНИЕ 15. Объем продаж самых популярных моделей иномарок в 2004 г. (top 100), шт.
ПРИЛОЖЕНИЕ 16. Объем продаж иностранных легковых автомобилей по маркам в России в первых полугодиях 2004-2005 гг., шт.
ПРИЛОЖЕНИЕ 17. Объем продаж самых популярных моделей иномарок в в 1 кв. 2005 г. (top 50), шт.
ПРИЛОЖЕНИЕ 18. Объем продаж отечественных автопроизводителей в России в первых полугодиях 2004-2005 гг., шт.
ПРИЛОЖЕНИЕ 19. Средняя стоимость новых иномарок в России в 2002-2005 гг., $ тыс.
ПРИЛОЖЕНИЕ 20. Средние цены на самые популярные подержанные иномарки в России, $
ПРИЛОЖЕНИЕ 21. Объем продаж иностранных легковых автомобилей по маркам в Уральском регионе за 9 месяцев 2003-2004 гг., шт.
ПРИЛОЖЕНИЕ 22. Объем продаж иностранных легковых автомобилей по маркам в Уральском регионе в 2003-2004 гг., шт.
ПРИЛОЖЕНИЕ 23. Объем продаж иностранных легковых автомобилей по маркам в России в первых полугодиях 2003-2004 гг. и соответствующая доля продаж на уральском рынке в I полугодии 2004 г., шт., %
ПРИЛОЖЕНИЕ 24. Объем продаж иностранных легковых автомобилей по классам в Уральском регионе в 2003-2004 гг., шт.
ПРИЛОЖЕНИЕ 25. Прирост продаж иностранных легковых автомобилей по классам в Уральском регионе в 2004 г., %
ПРИЛОЖЕНИЕ 26. Объемы продаж иностранных легковых автомобилей по ценовым категориям в Уральском регионе в первых полугодиях 2003-2004 гг., в скобках - объем продаж автосалона за первое полугодие 2004 г., шт.
ПРИЛОЖЕНИЕ 27. Рост продаж иностранных легковых автомобилей по ценовым категориям в Уральском регионе в первых полугодиях 2004 г., %
ПРИЛОЖЕНИЕ 28. Объем продаж новых легковых иномарок официальными дилерами Уральского региона в 2003-2004 гг., шт.
ПРИЛОЖЕНИЕ 29. Сервисная база дилеров Уральского региона: количество постов и подъемников на начало 2003-2004 гг., шт.
ПРИЛОЖЕНИЕ 30. Срок гарантийного обслуживания легкового автомобиля в автомобильных салонах Уральского региона, лет
ПРИЛОЖЕНИЕ 31. Ценовая структура потенциала рынка новых иномарок в Свердловской и Тюменской областях, %
ПРИЛОЖЕНИЕ 32. Марочные предпочтения и потребительские планы в Свердловской и Тюменской областях, доля потенциальных покупателей в %
ПРИЛОЖЕНИЕ 33. Приоритетные характеристики при последней покупке автомобиля в Свердловской и Тюменской областях, доля потенциальных покупателей в %
ПРИЛОЖЕНИЕ 34. Выгоды, ожидаемые от покупки нового автомобиля в Свердловской и Тюменской областях в 2000 и 2004 гг., доля потенциальных покупателей в %
ПРИЛОЖЕНИЕ 35. Состав покупателей новых иномарок по роду деятельности в Свердловской и Тюменской областях, %
ПРИЛОЖЕНИЕ 36. Возрастной состав покупателей новых иномарок в Свердловской и Тюменской областях, %
ПРИЛОЖЕНИЕ 37. Основные кредитные предложения автомобильных салонов Уральского региона по состоянию на март 2004 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 38. Основные кредитные предложения автомобильных салонов Уральского региона по состоянию на сентябрь 2004 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 39. Кредитование некоторых уральских банков через автомобильные салоны по состоянию на сентябрь 2004 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 40. Формы продаж автомобильных салонов Уральского региона по состоянию на сентябрь 2004 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 41. Условия автокредитования некоторых новосибирских банков по состоянию на 15.08.2004.
ПРИЛОЖЕНИЕ 42. Официальные московские и региональные дилеры в России, 2005 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 43. Оборудование некоторых автомобилей низшей ценовой категории в базовой комплектации в 2005 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 44. Рынки сбыта концерна BMW по странам мира и структура производства компании в 2003 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 45. 100 крупнейших компаний на рынке автострахования в I квартале 2005 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 46. Крупнейшие банки по объему выданных кредитов на покупку автомобиля в 2004 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 47. Условия банков по кредитам на приобретение автомобилей в валюте в 2005 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 48. Условия банков по кредитам на приобретение автомобилей в рублях в 2005 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 49. Действующие программы кредитования производителей на российском рынке в 2005 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 50. Расходы на содержание российских и иностранных автомобилей различных моделей в течение трех лет при пробеге 100 тыс. км, $
ПРИЛОЖЕНИЕ 51. Кар-индекс автомобилей различных марок "Купи авто", июнь 2005 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 52. "Европейский" список надежности автомобилей, выпущенных до 2002 г., %
ПРИЛОЖЕНИЕ 53. Рейтинг надежности различных моделей автомобилей
ПРИЛОЖЕНИЕ 54. Крупнейшие страны-импортеры легковых автомобилей. 2002-2005 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 55. Крупнейшие страны-получатели легковых автомобилей из России, 2002-2005 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 56. Объемы импорта-экспорта транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием с возвратно-поступательным движением поршня с различным объемом двигателя, 2002-2005 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 57. Объемы импорта-экспорта транспортных средств с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем), 2002-2005 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 58. Индексы цен и тарифов
ПРИЛОЖЕНИЕ 58. Уровень жизни населения
ПРИЛОЖЕНИЕ 60. Демография


РЕЗЮМЕ

По данным статистики, Россия уже стала крупной автомобильной державой и с каждым годом укрепляет свои позиции в этой сфере. За последние 10 лет автомобильный парк России увеличился в 2,5 раза и насчитывает в настоящее время более 25 миллионов автомобилей. Рост происходит, главным образом, за счет увеличения количества легковых машин, которых зарегистрировано в РФ около 20 миллионов. Ежегодно количество автомобилей в России увеличивается на 8%. Особенно ярко тенденция к быстрому росту числа автомобилей проявляется в крупных городах, в частности в Москве, где за последние годы автопарк увеличился в 10 раз и составляет в настоящее время более 3 миллионов автомобилей.
До недавнего времени самыми привлекательными рынками для торговцев автомобилями были Москва и Санкт-Петербург, но в последнее время ситуация начала меняться. Постепенное увеличение спроса на новые отечественные автомобили и иномарки в провинции заставляет столичных торговцев легковыми автомобилями задумываться о выходе за пределы московского региона. К созданию широких региональных сетей автосалонов подошли уже несколько крупных столичных дилеров.
Доля отечественных автомобилей в автопарках различных регионов России неодинакова. Структура автопарка по маркам и моделям автомобилей также имеет свою региональную специфику. По доле иномарок, помимо Приморского края (где доля иномарок близка к 100%) и Москвы, лидируют пограничные области, например, Ленинградская и Калининградская. Наибольшей популярностью российские автомобили пользуются в двух регионах: Волго-Вятском и на Северном Кавказе. Популярность отечественных машин в Поволжье объясняется тем, что именно там сконцентрировано их основное производство.
Региональные тенденции на рынке легковых автомобилей повторяют общероссийские. Отрыв между марками автомобилей тут менее значителен и конкуренция марок острее.

ГЛАВА 1. Технологические характеристики исследования

Цель исследования
Описать региональные рынки легковых автомобилей в России.

Задачи исследования
1. Описать социально-экономическое развитие России в I полугодии 2005 г.
2. Описать общую ситуацию, тенденции и перспективы развития рынка легковых автомобилей.
3. Описать региональную структуру автомобильного рынка России.
4. Описать крупнейшие региональные дилерские сети России и рассмотреть перспективы экспансии столичных сетей автосалонов в регионы.
5. Выявить динамику региональных рынков легковых автомобилей в России (Уральский, Сибирский, Дальневосточный регионы, Санкт-Петербург): по маркам автомобилей, по классам, по ценовым сегментам, по дилерам.
6. Описать основных игроков региональных рынков легковых автомобилей в России: объемы продаж в 2002-2004 гг. и в первом полугодии 2005 г., планы продаж на 2005 г., структуру продаж, число дилеров компаний.
7. Описать поведение потребителей на региональных рынках автомобилей России (потребности и предпочтения), структуру спроса.
8. Описать особенности автокредитования, лизинга и других инструментов продаж в регионах России.
9. Описать развитие корпоративного сектора на рынке легковых автомобилей в регионах России.
10. Описать перспективы развития региональных рынков легковых автомобилей, в том числе перспективы автокредитования и лизинга.

Объект исследования
Региональные рынки легковых автомобилей в России.

Методы анализа данных
Традиционный контент-анализ документов.

Информационная база исследования
1. Базы статей из печатных и электронных СМИ.
2. Ресурсы сети Интернет
3. Органы государственной статистики (ФТС РФ, Роскомстат).
4. Материалы МЭРТ РФ.
5. Данные компаний.
6. Результаты проведенных исследований.
7. Материалы отраслевых учреждений.
8. Базы данных ABARUS Market Research

..........................

ГЛАВА 5. Обзор рынка легковых автомобилей Уральского региона.
...............................

§ 5.2. Итоги 2004 года
Региональные тенденции повторяют общероссийские. Отрыв между марками автомобилей тут менее значителен, а, следовательно, конкуренция марок острее. Среди уральских официальных дилеров неизменна тройка лидеров: мультибрэндовые салоны Екатеринбурга холдинг "Автоленд" и компания "Оками Моторс", а также пермский "Уралавтоимпорт". Совокупный объем их продаж составляет почти треть машин, купленных в салонах-участниках исследования АЦ Эксперт-Урал.
Колоссальный прирост продаж легковых иномарок произошел у автодилера TTM. По официальным данным, объемы его продаж в 2004 г. по отношению к предыдущему году выросли в 46 раз! Если исключить TTM из рассмотрения, то наибольший рост продаж показала в 2004 г. компания "Оками Моторс" (торгует Hyundai и Mitsubishi) - она увеличила продажи более чем в 10 раз (на 1000 %). Также значительно увеличились показатели продаж в "Телта-МБ" (дилер Chrysler/Jeep, Mercedes- Benz), "Автоальянсе" (продает Kia, Citroen) и "АвтоТехСервисе" (дилер Subaru).
Диаграмма 15. Наибольшие темпы прироста продаж новых легковых иномарок среди официальных автодилеров Уральского региона в 2004 г., %

Источник: Эксперт-Урал, №6 (178), 14.02.2005.

В ценовом разрезе наибольшие темпы роста продаж показали самые дорогие и самые дешевые автомобили. Иномарок стоимостью свыше 50 $ тыс. в первом полугодии 2004 г. было продано на 1447% больше, чем в первом полугодии 2003 г., иномарок стоимостью от 31 до 50 $ тыс. - на 505% больше, а иномарок стоимостью от 11 до 15 $ тыс. было продано на 491% больше.
Диаграмма 16. Структура продаж иностранных легковых автомобилей по ценовым категориям в Уральском регионе в первых полугодиях 2003-2004 гг.

Источник: Эксперт-Урал, №34 (159), 13.09.2004.

В трех сегментах - от 16 до 20 $ тыс., от 31 до 50 $ тыс. и свыше 50 $ тыс. больше всех автомобилей продал автосалон "ВЕРРА-МОТОРС" (27%, 43%, 71% соответственно от суммарного объема продаж в данных категориях в первом полугодии 2004 г.). В самом массовом сегменте - от 11 до 15 $ тыс. больше всех продали "Оками Моторс" (451 автомобиль из 1615 в первом полугодии 2004 г.).
Что касается продаж автомобилей по классам, то больше всего в 2004 г. было продано автомобилей класса С - 5699 шт., примерно равное количество было продано внедорожников и автомобилей класса D - 2340 и 2335 автомобилей соответственно. Среди классов наибольшие темпы роста в 2004 г. по сравнению с 2003 г. показали минивэны и автомобили представительского класса - продажи увеличились на 586,5 и 416,7% соответственно.

В целом владельцев новых иномарок на Урале стало в 2,5 раза больше. Собственный автомобиль там становится действительно массовым явлением.
Более подробная информация о динамике рынка в 2004 г. представлена в приложениях.



...............................
.........................
..........................



2


_____________________________________________________________________________







СОДЕРЖАНИЕ