СОДЕРЖАНИЕ

ВАШ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПАРТНЕР
РОССИИСКИЕ РЫНКИ МАКАРОННЫХ ИЗДЕЛИЙ И МУКИ
Краткий аналитический обзор
Август 2004
Содержание
РЫНОК МАКАРОННЫХ ИЗДЕЛИЙ 3
Структура рынка макаронных изделий 3
Объем рынка макаронных изделий 7
Российское производство 10
Основные российские производители 12
Импорт 14
Экспорт 17
Основные тенденции и прогноз развития отрасли 18
РОССИЙСКИЙ РЫНОК МУКИ 19
Российское производство 21
Основные российские производители муки 24
Рынок макаронных изделий
Макаронные изделия являются одной из важнейших составляющих продуктового баланса России. По данным Госкомстата РФ, в 2003 г. доля макаронных изделий составила более 1% в денежном объеме оборота розничной торговли продовольственными товарами.
Структура рынка макаронных изделий
В целях анализа отрасли рынок макаронных изделий можно сегментировать по следующим основным критериям:
? по происхождению продукции (отечественная или импортная);
? по виду используемой муки (макароны из макаронной крупки (макаронной муки твердых сортов пшеницы), из хлебопекарной муки твердых сортов пшеницы, из хлебопекарной муки мягких сортов пшеницы);
? по способу упаковки (фасованная и нефасованная продукция);
? по виду продукции (спагетти, рожки, вермишель, лапша, фигурные изделия);
? по ценовой категории продукции (дешевая, средней цены, премиум, супер- премиум);
? по способу приготовления (традиционные макаронные изделия или продукты быстрого приготовления).
Структура рынка по происхождению продукции
Спрос на макароны в России удовлетворяется за счет внутреннего производства (за вычетом экспортных поставок) и импорта.
По итогам 2002 г. в физическом выражении доля внутреннего производства в общем объеме рынка макаронных изделий (за вычетом экспорта) составила 96%, остальные 4% пришлись на импорт. Доля экспорта в общем объеме внутреннего производства в 2002 г. составила 16%.
За 2003 г. информация об объемах экспорта отсутствует, однако известно, что импорт вырос на 88% по сравнению с 2002 г., а внутреннее производство увеличилось на 5%. Опережающий рост импорта можно объяснить тенденцией увеличения доли сегментов "премиум" и "супер-премиум" на российском рынке макаронной продукции, при том, что большая часть продукции этих категорий импортируется.

Рисунок 1. Структура рынка по происхождению продукции в 2003 г. в физическом
выражении.


90%
? Импорт
? Внутреннее производство (за вычетом экспорта)
Источник: Госкомстат, Comtrade database, расчеты ВИП.
Таким образом, если предположить, что доля экспорта в общем объеме внутреннего производства не изменилась, то доля импорта в 2003 г. должна была бы достичь 10% от общего объема рынка (Рис. 1).
Структура рынка по виду используемой муки
В настоящем кратком обзоре отрасли будет рассматриваться в основном сегмент традиционных макаронных изделий, к которому относится продукция Компании. Российский рынок традиционных макаронных изделий можно разделить на две основные группы:
? группа "А" (макароны из твёрдых сортов пшеницы);
? группа "В" (макароны из мягких сортов пшеницы).
Наибольшая доля российского макаронного рынка в физическом выражении - более чем две трети - принадлежит макаронам группы "В", производимым только российскими фабриками. На долю макарон группы "А" приходится оставшаяся треть рынка и они представлены как отечественной, так и импортной продукцией.

30%

70%
? Макароны группы "В" ? Макароны группы "А"

Рисунок 2. Структура рынка по виду используемой муки.
Источник: Аналитическая компания "Ирбис"
Сложившееся соотношение групп макаронной продукции в России обусловлено рядом факторов:
? Традиционно в России значительная доля макаронных изделий производилась из муки мягких сортов пшеницы, в то время как во многих странах это законодательно ограничено (например, использование муки из мягкой пшеницы для производства макарон в Италии, Франции и Греции запрещено специальным декретом).
? Сельское хозяйство России в большей степени ориентировано на производство мягких сортов пшеницы. Пшеницу твердых сортов выращивают только в Курской, Волгоградской, Саратовской, Оренбургской, Курганской, Омской областях и на Алтае. Таким образом, из-за нехватки на российском рынке макаронной муки (крупки), произведенной из твердых сортов пшеницы, многие производители вынуждены продолжать использовать хлебопекарную муку, в том числе из мягких сортов пшеницы.
? Макаронные изделия, произведенные из макаронной крупки, являются продукцией высших ценовых категорий, что ограничивает спрос на такую продукцию в России вследствие низкого уровня доходов населения.
? Современное оборудование и добавки, используемые при производстве макарон, позволяют практически свести на нет внешние различия между изделиями, изготовленными из муки твердых и мягких сортов.
Лидерами российского рынка макарон из твердосортной пшеницы в 2002 году были "Макфа", "Алтан", "Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича", "Вермани" и "1-ая петербургская макаронная фабрика", суммарная доля которых составляет около 80% данного сектора. Оставшаяся доля принадлежит продукции других
российских и зарубежных производителей. Более подробно распределение долей рынка между российскими производителями будет рассмотрена далее.
В настоящее время наблюдается тенденция сокращения доли макарон группы "В" в пользу увеличения доли макарон группы "А", которая объясняется ростом благосостояния населения, приводящего к смещению спроса в более высокий ценовой сегмент.
Структура рынка по способу упаковки
Большую часть российского оптового рынка макарон в физическом выражении занимают нерасфасованные макаронные изделия. Основными потребителями нерасфасованных макарон являются предприятия общественного питания.
На розничном рынке доля нерасфасованных макарон ниже, чем на оптовом, поскольку часть нерасфасованной продукции закупают оптовики, которые самостоятельно занимаются фасовкой.
Рисунок 3. Структура рынка по способу упаковки.
65%

35%

? Расфасованные макаронные изделия И Нерасфасованные макаронные изделия
Источник: "Бизнес-эксперт К"
Соотношение фасованных и нефасованных макаронных изделий изменяется в сторону увеличения доли фасованной продукции. Доля такой продукции на рынке выросла с 12% в 1997 году до 35% в 2003 году.
Структура рынка по виду продукции
По итогам 2001 г. в физическом выражении основную долю рынка макаронных изделий занимали вермишель (33%) и фигурные изделия (28%). Доля лапши составила чуть более 3% общего объема рынка.
Основной тенденцией является сокращение доли сегмента рожек и спагетти в пользу сегмента фигурных изделий и вермишели.
Рисунок 4. Динамика структуры рынка по виду продукции.
= I
?
вермишель фигурные изделия рожки спагетти лапша
0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% ? 1998 П 1999 02000 02001
Источник: Госкомстат, расчеты ВИП.
Объем рынка макаронных изделий
Объем российского рынка макаронных изделий в 2003 г. в физическом выражении достиг почти 800 тыс. тонн (около 5,5 кг на душу населения), а в денежном выражении - 562 млн. долл. США.
Объем рынка в физическом выражении
Объем российского рынка макаронных изделий рассчитывается как сумма объемов производства и импорта продукции за вычетом экспорта.
По итогам 2003 г. выпуск макаронных изделий в России составил 858 тыс. тонн, объем импорта достиг 76 тыс. тонн, а объем экспорта оценивается в 139 тыс. тонн. Таким образом, объем потребления макаронных изделий в России в 2003 г. составил около 795 тыс. тонн.
Рисунок 5. Динамика объема российского рынка макаронных изделий в
физическом выражении.
10% 8% 6% 4% 2% 0% -2% -4% -6% -8%
1000
9,1%

795
800
750 741 -1,2%
729
^6,2%
600

2002 2003
1998 1999 2000 2001
I IПбъем рынка, тыс. тонн -¦-Темп роста, %
Источник: Госкомстат, Comtrade database, расчеты ВИП.
В 1998 и 1999 гг. физический объем рынка сокращался на 1% в год, в 2001 году - на 6%. По итогам 2002 и 2003 гг. темп роста физического объема рынка составил около 6% и 9% соответственно. Заметное падение объёма рынка в 2001 году связано с резким ростом экспорта макаронных изделий, в то время как в предыдущие годы он был очень низким.
Объем рынка в денежном выражении
Объем российского рынка макаронных изделий в денежном выражении определяется исходя из физического объема рынка и средней розничной цены за 1 кг макаронных изделий, рассчитываемой Госкомстатом РФ.
По итогам 2003 г. средняя розничная цена макаронных изделий составила 0,71/кг, а объем российского рынка макаронных изделий достиг 562 млн. долл. США.
В 1999 г. объем рынка в долларовом выражении сократился на 47% вследствие девальвации курса рубля. В 2001 г. рынок стабилизировался и в 2002 и 2003 гг. рост составил около 6% и 16% соответственно.

Рисунок 6. Динамика объема российского рынка макаронных изделий в денежном
выражении.
932
1000 800 600 400 200 0

20% 10% 0% -10% -20% -30% -40% -50% -60%
1998 1999 2000 2001 2002 2003 I IОбъем рынка, $ млн. -¦-Темп роста, %
Источник: Госкомстат, Comtrade database, расчеты ВИП. Сравнение объемов потребления макаронных изделий по странам
Анализ потребления макаронных изделий на душу населения показывает, что в России потребляют около 5,5 кг макаронных изделий на душу населения в год, что больше, чем в среднем в Восточной Европе (4,7 кг/душу), но меньше, чем в среднем по странам Западной Европы (7 кг/душу) и в США (9 кг/душу).
Рисунок 7. Потребление макаронных изделий на душу населения, 2002-2003 гг.
7,0
5,5
4,7
9

10
8
ч
о
1- ш
6
>
3

4
L.


2
0

Восточная Европа
Россия
Западная Европа
США

Источник: UN.A.F.P.A., расчеты ВИП.
В 1991 году в РФ объём потребления макаронных изделий составлял около 8 кг на душу населения. Таким образом, у объёма потребления макарон на душу населения остаются неплохие резервы для роста. Объем потребления макаронных изделий в России в физическом выражении потенциально может
увеличиться в будущем от 30% (до уровня Западной Европы) до 60% (до уровня США) при росте доходов населения.
Российское производство
В настоящее время внутреннее производство является основой российского рынка макаронных изделий.
Динамика производства макаронных изделий в России
Начиная с 1991 года физический объем производства макаронных изделий в России постоянно сокращался и в 1996 году составлял лишь 40% от уровня 1991 года. В 1997 году объём производства немного вырос, однако кризис 1998 года существенно изменил ситуацию в отрасли: в 1998-1999 гг. производство макаронных изделий росло в среднем на 25% в год.
В последующие годы отрасль продолжила свой рост и, в частности, в 2003 году объём производства вырос на 5% по сравнению с предыдущим годом и составил около 858 тыс. тонн.
Всего за период с 1997 г. по 2003 г. производство макарон в России выросло почти в 2 раза - с 453 тыс. тонн в 1997 г. до 858 тыс. тонн в 2003 г.
Рисунок 8. Объём производства макаронных изделий в России, 1991-2004 гг.
1000
800
600
400
200

20%
0%
-20%
-40%
1991 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004*
1200
40%
-60%

I IОбъем выпуска, тыс. тонн ¦ Темп роста, %
* Прогноз объёма производства в 2004 году получен на основе данных за январь-июль этого года
Источник: Госкомстат, расчеты ВИП.
Как видно на Рис.8, темп роста производства макаронных изделий в последние годы снижался, что говорит о сокращении возможностей экстенсивного роста и неизбежности структурных изменений в отрасли.
Загрузка производственных мощностей
По итогам 2003 г. загрузка существующих производственных мощностей в отрасли производства макаронных изделий выросла по сравнению с предыдущим годом на 4% и составила 56%.
Рисунок 9. Динамика загрузки производственных мощностей в макаронной
отрасли России, 1992-2003 гг.
100% 80% 60% 40% 20% 0%
89%
56%
52%
48%
44% 41% 44% 46%
1992 1995 1998 1999 2000 2001 2002 2003
Источник: Госкомстат.
Рост загрузки производственных мощностей начался в 1999 году и составил 2% в год в 2000 и 2001 гг. и 4% в год в 2002 и 2003 гг.
Региональная структура производства
Производство макаронных изделий осуществляется во всех субъектах Российской Федерации, но его распределение по регионам неравномерно. По результатам 2001 года, предприятия Центрального федерального округа обеспечивали 35,9% от общероссийского объема производства, Уральского - 18,9%, Приволжского - 18,0%, Сибирского - 15,3%. В то же время удельный вес производства СевероЗападного федерального округа составлял 6,5%, Южного - 4,1, а Дальневосточного - лишь 1,3%.
Еще более яркой иллюстрацией диспропорциональности региональной структуры производства макаронных изделий является показатель среднедушевого выпуска. В 2001 году в среднем на каждого россиянина было произведено 4,6 кг макаронной продукции.

При этом в Уральском, Центральном и Сибирском округах данный показатель превышал средний по стране при явном лидерстве Уральского региона, где среднедушевое производство составляло 10 кг. В остальных четырех федеральных округах на одного человека производилось менее 4 кг макарон.
Наименее обеспеченными собственным производством являлись Южный и Дальневосточный округа, где выпускалось лишь 1,3 кг макаронных изделий на каждого жителя. Исходя из региональной структуры производства, уже на уровне федеральных округов явно выделяются регионы-доноры и регионы, обеспечивающие потребление в основном за счет ввоза макаронных изделий.
Основные российские производители
Отечественных производителей макаронной продукции можно условно разделить на 3 группы, которые представлены в Таблице 1.
Таблица 1. Российские производители макаронных изделий, 2003 г.
Группа
Объём производства, тыс. тонн в год
Количество предприятий в группе
Доля группы на рынке, %
Крупнейшие
более 15
10-15
около 50
Средние
1 -1 5
30-40
около 25
Мелкие
менее 1
1600-1700
около 25
Источник: Госкомстат, расчеты ВИП

При этом доля первой группы в последние годы повышается, что говорит о росте концентрации на рынке. Компании наращивают объёмы производства, как за счёт инвестиций в увеличение собственных мощностей, так и с помощью поглощения других производителей. При этом мелкие и средние игроки постепенно вытесняются с рынка.
Крупнейшие российские производители макаронных изделий приведены в Таблице 2.
Таблица 2. 10 крупнейших производителей макаронных изделий по мощности в
России
Объём продаж 2003, $млн.
Объём производства 2003, тонн
Расположение
Компания
116 800
Текущая мощность, тонн в год
59
Макфа 172 800
Челябинск
Челябинская макаронная 144 000 фабрика
Смак
28 800

Екатеринбург
Агрос
130 000
55
110 000
Экстра М
75 000

Москва
1-я Петербургская макаронная
35 000

Санкт-Петербург
фабрика


Саоми
20 000

Смоленск
Русский продукт
50 000
5,0
13 169
Супермак
34 000
3,3
8 719
Москва
Колосс
16 000
1,7
4 450
Москва
Комбинат хлебопродуктов
50 000

Челябинск
им.Григоровича


Верола
40 000
10
17 753
Самара
Алтан
36 000
11
23 000
Алтайский край
Липецкхлебмакаронпром
36 000

Липецк
Вермани
30 000
8,8
25 771
Нижний Новгород
Алтайские макароны
25 000
5,6
22 000
Барнаул
Омская макаронная фабрика
18 000
6,7
17 163
Омск
Источник: данные компаний, расчеты ВИП

Явными лидерами рынка макарон, как по мощности, так и по объёмам производства (Рис. 10) являются агропромышленные объединения Макфа и Агрос, которые существенно опережают других участников рынка.
Рисунок 10. Доли рынка крупнейших производителей макаронных изделий, 2003 г.
Макфа Агрос Вермани Алтан
Алтайские макароны Верола
Омская макаронная фабрика Русский продукт

¦ 13,6% 112,8%
0%
15%
5% 10%
доля рынка
Источник: данные компаний, расчеты ВИП
В сегменте макарон из твёрдой пшеницы (макароны группы "А") явным лидером является компания "Макфа", занимающая около 37,5% этого сегмента (рис. 11). Затем с отставанием идут "Алтан" и "Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича" с долями 16% и 10% соответственно. Концентрация в этом сегменте заметно выше, чем в целом на рынке.
Рисунок 11. Лидеры российского рынка макарон из твёрдой пшеницы, 2002 г.
1-я Петербургская макаронная фабрика 6,0%
Верман^ 7,3%
Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича 10,2%
Алта^ 16,0%
Макф^ 37,5%
0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% доля рынка
Источник: Аналитическая компания "Ирбис"
Что касается фасованной продукции, то основной её объём производится на предприятиях, входящих в группу крупнейших производителей.
В последние несколько лет рынок характеризуется ростом конкуренции между российскими производителями, что вызвано рядом причин:
увеличение предложения
? ввод новых производственных мощностей, в том числе рост количества игроков рынка в послекризисные годы благодаря относительно небольшим (по сравнению с другими отраслями) затратам на открытие производства.
замедление темпов роста спроса
? слабое развитие культуры потребления макарон в России,
? возрастающее давление со стороны товаров-заменителей, прежде всего, продуктов быстрого приготовления (вермишель, каши, пюре).
Возрастающая конкуренция вынуждает производителей:
? объединяться с другими производителями (горизонтальная интеграция),
? вертикально интегрироваться с производителями муки,
? переходить от ценовой конкуренции в отрасли к неценовой, что присуще более развитому рынку.
Импорт
После кризиса 1998 года импорт макаронных изделий в среднем составлял около 35-40 тыс. тонн в год, что соответствует 5-5,5% объёма рынка, тогда как в 1996 г. доля импортных макаронных изделий составляла около 45% рынка макарон

России. По данным таможенной статистики, максимальный объем импорта макарон был зафиксирован в 1997 г. (общий объем импорта составил 356,2 тыс. тонн).
Рисунок 12. Объем импорта макаронной продукции в Россию (в натуральном
выражении), 1996-2002 гг.
400 350 300 Ёл 250 ^^ 200 15 150 "" 100 50 0
344
188
31
29,4
nt
12,1
10-
11
,7,8

1996
1998
1999
2001
2002
2000
? Импорт из дальнего зарубежья
? Импорт из стран СНГ
Источник: Госкомстат
На рынке традиционных макаронных изделий доля импортной продукции ещё меньше: в 2000-2001 годах она составляла 3,5% и 3,7% объёма рынка соответственно.
Около 75% импортных макарон, потребляемых россиянами, поставляются из дальнего зарубежья, при этом эта доля в последние годы снижалась: с 97% в 1996 году до 73% в 2002 году. Структура импорта макаронной продукции в Россию в 1996-2002 гг. приведена на Рис. 13.
Рисунок 13. Структура импорта макаронной продукции в Россию (в денежном
выражении), 1996-2002 гг.
80%
с^ 60%
^^ 40%
20%

1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002
100%
0%

? Импорт из стран СНГ ? Импорт из дальнего зарубежья
Источник: Госкомстат, расчеты ВИП
Крупнейшими странами-экспортерами макаронных изделий в Россию по статистике 2001 г. были Италия (29% от объёма импорта), Чехия (14%) и Германия (13%).
Рисунок 14. Структура импорта макаронной продукции в Россию по крупнейшим
странам-экспортерам, 2001 г.
Прочие, 44%

Италия,
29%
Чехия, 14%
Германия, 13%

Источник: Госкомстат, расчеты ВИП
Несмотря на небольшую долю импортной продукции на российском рынке макаронных изделий в целом, в отдельных сегментах значимость зарубежных поставок является существенной и в последнее время усиливается. В частности, в сегменте рынка макаронных изделий из твердых сортов пшеницы (группа
"А") доля импорта в настоящее время по оценкам экспертов составляет около 20%.
Среди иностранных брендов наиболее известными и популярными в России являются Maltagliati, Ра81а Zara, Semolina, Federici и др.
Крупнейшими иностранными производителями, поставляющими свою продукцию в Россию, являются:
1. "Pasta Zara SPA", Италия,
2. "Federici SPA", Италия,
3. "Agnesi SPA", Италия,
4. "Adriana SRO", Чехия.
Экспорт
Ежегодные поставки российских макаронных изделий на зарубежные рынки в 2001-2002 годах значительно увеличились и превысили 100 тыс. тонн в год. При этом экспортная выручка от реализации макаронных изделий российскими компаниями превысила 70 млн. долл. США в год.
Объем экспорта макаронных изделий российскими компаниями в 2003 г. составил около 139 тыс. тонн.
Рисунок 15. Объем экспорта макаронной продукции из России (в натуральном
выражении), 1998-2002 гг.
140 120 100 80 60 40 20 0
I I
о н
cJ
.Q

1998
1999
2001
2002
2000
? Экспорт в дальнее зарубежье ? Экспорт в страны СНГ
Источник: Госкомстат
География российского экспорта макаронных изделий насчитывает более 40 стран. Лидирующие позиции среди этих стран в последние годы занимали Казахстан и Монголия.
Значительный рост объемов экспорта российской макаронной продукции в 20012002 гг. был достигнут в основном за счет роста экспортных поставок в страны СНГ. Структура экспорта российской макаронной продукции за последние годы приведена на Рис. 16.
Рисунок 16. Структура экспорта макаронной продукции из России (в денежном
выражении), 1996-2002 гг.
100% п
90% - 80% - 70% - 60% - 50% - 40% - 30% - 20% - 10% - 0%
1996
1997
1998
1999
2001
2002
2000
? Экспорт в дальнее зарубежье
? Экспорт в страны СНГ Источник: Госкомстат, расчеты ВИП
Основные тенденции и прогноз развития отрасли
В настоящее время на российском рынке макаронных изделий основными тенденциями являются:
? замедление темпов роста рынка,
? рост концентрации производства и усиление конкуренции между участниками рынка,
? рост инвестиций в увеличение и модернизацию производственных мощностей,
? укрепление позиций брендов,
? изменения в структуре сегментов: рост доли премиального сегмента и фасованной продукции.

По оценкам экспертов, в ближайшие годы эти тенденции сохранятся. В результате основные доли рынка закрепятся за крупнейшими компаниями, а множеству мелких производителей придётся уйти с рынка. По прогнозам специалистов темпы роста рынка в ближайшие годы составят около 3-5% в год.
Российский рынок муки
Мука является основным сырьём при производстве макаронных изделий. Структура и динамика развития этого рынка оказывают заметное влияние на рынок макаронных изделий.
Структура рынка муки
Для анализа ситуации в отрасли рынок муки можно делить на сегменты на основании различных критериев:
1. Отечественная продукция, импорт и экспорт
На российском рынке муки доминируют отечественные производители, к тому же Россия является нетто-экспортёром муки. Объём российского производства муки в 2002 году составил 10,9 млн. тон, в то время как экспорт муки за этот период составил 152,5 тыс. тонн, а импорт - 84,7 тыс. тонн.
2. Сорт муки
В последние годы произошло увеличение доли муки высшего сорта в общем объеме производства. Если в 1998-2000 годах ее производство составляло в среднем 40-41% от общего объема производства, то в 2002 году ее доля достигла 48% (см. Рис. 17). Объяснить эту тенденцию можно, в первую очередь, увеличением уровня жизни и ростом реальных доходов населения, которые приводят к изменению структуры питания и переходу к продуктам, изготовленным из ингредиентов более высокого качества.
Рисунок 17. Структура производства муки, 1998-2002 гг.
100% п
80% -
к с; о
60% -
40%
20% -
0%
1998 1999 2000 2001 2002
? мука, в/с ? мука, другие сорта
Источник: Институт аграрного маркетинга, расчеты ВИП
3. Отрасль потребления муки: для производства хлеба и хлебобулочных изделий, личное потребление, для производства макаронных изделий, кондитерских изделий и мучных полуфабрикатов.
Структура внутреннего потребления муки в 2002 году представлена на Рис. 18. Рисунок 18. Структура внутреннего потребления муки в России, 2002 г.
Хлеб и хлебобулочные изделия, 58,7%

Личное потребление, 24,0%
Производство макаронных изделий, 8,1%
Производство кондитерских изделий, 4,9%

Производство
мучных полуфабрикате в 4,2%
Источник: Институт аграрного маркетинга, расчеты ВИП
Основные тенденции рынка муки демонстрируются следующими статистическими данными. По сравнению с 2001 годом в 2002 году произошли следующие изменения в объёмах потребления муки:
? уменьшилось личное потребление (на 4,1%),

муки на производство хлеба и
уменьшился объём использования хлебобулочных изделий (на 3%),
муки для производства мучных
увеличилось использование полуфабрикатов (на 30,1%),
? увеличилось потребление муки для производства макаронных изделий (на
8,8%),
? увеличилось потребление муки для производства кондитерских изделий (на 8,8%).
На основании анализа тенденций развития рынка, спроса на конечную продукцию и статистических зависимостей в структуре потребления муки можно сделать вывод, что сохранятся следующие тенденции: сокращение доли хлеба и хлебобулочных изделий, а также доли личного потребления в структуре потребления муки при одновременном увеличении доли макаронных и кондитерских изделий и мучных полуфабрикатов.
Российское производство
Динамика производства муки российскими производителями представлена на Рис. 20.
Начиная с 1990 года, российское производство муки постоянно сокращалось, и в 2003 году объём производства по сравнению с 1990 годом снизился практически в 2 раза: с 20,7 до 10,8 млн. тонн. Кризис 1998 года не оказал существенного положительного влияния на развитие отрасли, небольшой рост был зафиксирован лишь в 1999 году.
Рисунок 20. Объём производства муки, 1990-2004 гг.
25
20,7
20
14,0
12,7

1990 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004*
* Прогноз объёма производства в 2004 году получен на основе данных за январь-июль этого года
о
I-
5
0

Источник: Госкомстат, расчеты ВИП Снижение объёмов производства муки можно объяснить следующими факторами:
? Сокращение производства муки низких сортов вследствие увеличения реальных доходов населения, которое приводит к изменению структуры питания и переходу к продуктам, изготовленным из ингредиентов более высокого качества, а также сокращению личного потребления муки. Это приводит также к росту импорта муки класса премиум;
? Снижение объёмов производства конечной продукции, сырьём для которой является мука.
Цены
Динамика цен на муку находится в прямой зависимости от изменения цен на пшеницу. Снижение (увеличение) цен на пшеницу примерно через месяц ведёт к снижению (увеличению) цен на муку. Цены на пшеницу в свою очередь определяются урожаем пшеницы и зерновых в целом текущего года и перспективами урожая следующего года. Динамика урожая пшеницы и цен на муку за последние 5 лет приведена на Рис. 21.
Рисунок 21. Урожай пшеницы, цены на пшеницу и муку, 1999-2004 гг.

50 000
40 000
- 30 000
20 000
10 000
0
1999
2000
2001
2002
2003
I I Валовый сбор пшеницы
^^Цена на пшеницу продовольственную
•Цена на муку пшеничную, в.с. *
60 000
9 000 п 8 000 -
7 000 6 000
X
5 000 -
го
4 000 - ^ 3 000 - 2 000 -
1 000 0
X X
о н
CJ .0

* Цены на пшеницу и муку рассчитаны за соответствующий сельскохозяйственный год, т.е. 1999 год на графике соответствует 1999-2000 сельхозгоду.
Источник: Центр СовЭкон, расчёты ВИП
Валовый сбор пшеницы и в целом зерновых в 2003 году оказался заметно ниже, чем в предыдущие два года: по данным Центра "СовЭкон" в 2003 было собрано 34,0 млн. тонн пшеницы, в то время как в 2002 и 2001 урожай был 50,6 и 47,0 млн. тонн соответственно. Несмотря на то, что урожай 2003 года был на уровне среднего урожая в 1996-2000 гг. цены на зерновые резко выросли (частично это объясняется высоким уровнем экспорта в сезоны 2002/2003 и 2003/2004 гг.). Это привело, в итоге, к заметному росту цен на муку в конце 2003 - начале 2004 гг. Благодаря государственным интервенциям весной 2004 года и неплохим перспективам будущего урожая к лету 2004 г. рост цен остановился, и началось некоторое снижение цен на зерновые.
По данным Госкомстата цены на макароны в 2003 году выросли в гораздо меньшей степени, чем цены на муку: в декабре 2003 по сравнению с декабрём 2002 цены на муку выросли на 40%, тогда как цены на макароны выросли лишь на 14%, что привело к сокращению рентабельности (маржи) производства макарон. В текущем году увеличение цен на муку и макароны различаются не так заметно, как в предыдущем: за январь-июнь 2004 цены на муку выросли на 19,8%, а на макароны - на 11,6%.
Однако хорошие перспективы урожая 2004 года позволяют надеяться на замедление и даже снижение цен на муку в текущем году, что может способствовать повышению рентабельности производства макаронных изделий российскими производителями.
Региональная структура производства
Среди федеральных округов лидерами по производству муки являются Центральный (доля округа в общем объеме производства муки по России в 2003 году составляла 29,7%), Сибирский (21,1) и Приволжский (19,5%) федеральные округа. При этом из них только в Сибирском федеральном округе росло производство муки в 2003 по сравнению с 2002 годом (на 6,7%).
Основными регионами - производителями муки в 2003 году стали Алтайский край (доля региона в общем объеме производства муки по России составляет 11,3%), Челябинская область (5,3%), г. Москва (5,2%), Краснодарский край (4,8%) и Московская область (3,8%). Несмотря на общее снижение объемов производства муки в России некоторые регионы наращивали ее производство в 2003 году, в частности Алтайский край увеличил объём производства на 10,3%, Челябинская область - на 9,5%, Краснодарский край - на 5,0%. При этом производство муки в Москве и Московской области сократилось за этот период на 5,1% и 2,2% соответственно.

Основные российские производители муки
Основных игроков на рынке муки можно разделить на две группы:
? агропромышленные холдинги,
? самостоятельные мукомольные предприятия.
Крупнейшие представители обеих групп представлены в Таблице 3.
Таблица 3. Крупнейшие производители муки в России
Компания
Расположение
Мощность по переработке зерна, тонн в год
Агропромышленные холдинги
Русагрокапитал
1 119600
Арамильский комбинат хлебопродуктов
199
200
Свердловская обл.
Мукомольный завод №1
1 62
000
Самара
Евсинский комбинат хлебопродуктов
156
000
Новосибирская обл.
Мукомольный завод №2
151
200
Самара
Ростовский мукомольный завод
90
000
Ростов
Вяземский мелькомбинат
81
600
Смоленская обл.
Ржевский комбинат хлебопродуктов
81
600
Тверская обл.
Новочеркасский комбинат хлебопродуктов
72
000
Новочеркасск
Котласский мелькомбинат
66
000
Архангельская обл.
Калужский комбинат хлебопродуктов
60
000
Калуга
Разгуляй-УКРРОС
737 300

Цимлянский комбинат хлебопродуктов

Ростовская обл.
Полтавский комбинат хлебопродуктов

Краснодарский край
Бугульминский комбинат хлебопродуктов № 2

Татарстан
Подольский экспериментальный мукомольный завод

Московская обл.
Карачаево-Черкесский мукомол

Карачаево-Черкесия
Хлеб Алтая
600 000

Ребрихинский мелькомбинат

Алтайский край
Михайловский мелькомбинат

Алтайский край
Ачинский мелькомбинат

Красноярский край
ОГО
540 000

ОАО "Комбинат хлебопродуктов"

Астрахань
ОАО "Вологодский комбинат хлебопродуктов"

Вологда
ОАО "Шадринский комбинат хлебопродуктов"

Курганская обл.
ОАО "Шекснинский комбинат хлебопродуктов"

Вологодская обл.
ОАО "Череповецкий комбинат хлебопродуктов"

Вологодская обл.
Агрос
306 000

Южно-Сахалинский комбинат хлебопродуктов
126
000
Южно-Сахалинск
Сызранский мельничный комбинат
108
000
Сызрань
Смоленский комбинат хлебопродуктов
72
000
Смоленск
Макфа
300 000

Сосновский комбинат хлебопродуктов

Челябинская обл.
Челябинский комбинат хлебопродуктов

Челябинск
Мукомол
30
000
Ставропольский край
Линдек
300 000

Нижегородский мукомольный завод
165
000
Нижний Новгород
Дзержинский мукомольный завод
108
000
Нижегородская обл.

27 000 Нижегородская обл.
Володарский комбинат хлебопродуктов
Крупнейшие самостоятельные комбинаты
Санкт-Петербург
Москва Алтайский край Алтайский край Алтайский край
400 000 360 000 324 000 306 000 300 000
Ленинградский комбинат хлебопродуктов Московский комбинат хлебопродуктов Золотое зерно Алтая Алейскзернопродукт Мельник
Источник: данные компаний, расчёты ВИП
Концентрация производства на рынке муки в последние годы растёт, однако пока этот рынок продолжает оставаться слабо консолидированным. Кроме того, в настоящее время мучная промышленность характеризуется переизбытком мощностей.
Основные выводы относительно текущей ситуации и перспектив развития рынка муки следующие:
? на российском рынке муки доминируют российские производители,
? объём производства муки в России снижался в течение последних 10 лет,
? в настоящее время меняется структура производства муки в сторону более качественной продукции (муки высшего сорта),
? уровень цен на муку во многом определяется ценой зерновых, которая, в свою очередь, зависит от урожая текущего года и перспектив урожая будущего года, а также от уровня переходящих запасов. При этом величина урожая очень волатильна, что не позволяет с высокой степенью точности прогнозировать цены на зерновые и муку,
? прогноз урожая зерновых на 2004 г. достаточно благоприятный, что может привести к снижению цен на муку и, следовательно, повышению рентабельности производства макаронной продукции.

ООО "Ваш Инвестиционный Партнер"
Москва, 123242, ул. Зоологическая д. 2, офис 43 Тел.: (095) 739-82-43 Факс: (095) 739-82-38
corfin@vip-invest.ru www.vip-invest.ru
Важное сообщение: Настоящий материал подготовлен исключительно с целью информации. Ни при каких обстоятельствах он не может рассматриваться как предложение к покупке/продаже или часть такого предложения. При подготовке отчета предпринимались надлежащие меры по использованию достоверных источников информации, однако, ООО "Ваш Инвестиционный Партнер" не предоставляет гарантий и не несет ответственности за точность и полноту информации в настоящем материале. Никто не в праве принимать каких-либо инвестиционных решений на основании информации, изложенной в настоящем материале. ООО "Ваш Инвестиционный Партнер" не несет никакой ответственности за прямые или косвенные убытки, связанные с решениями, принятыми на основании настоящего материала или информации, в нем содержащейся. Информация, содержащаяся в настоящем материале, является исключительной собственностью ООО "Ваш Инвестиционный Партнер" и не может воспроизводиться и распространяться без письменного разрешения.
(c) 2004 ООО "Ваш Инвестиционный Партнер".
Ваш Инвестиционный Партнер


стр. 7 из 26





СОДЕРЖАНИЕ