СОДЕРЖАНИЕ

УН РосБизнесКонсалтинг
РБК
ДЕПАРТАМЕНТ КОНСАЛТИНГА
Аналитический обзор


I I I I
Этот отчет был подготовлен "РосБизнесКонсалтингом" исключительно в целях информации. Содержащаяся в настоящем сечете информация была получена из источников, которые, по мнению "РосБизнесКонсалтинга", являются надежными, однако "РосБизнесКонсалтинг" не гарантирует точно^и и полноты информации для любых целей. Информация, представленная в этом отчете, не должна быть и^олкована, прямо или косвенно, как информация, содержащая рекомендации по инве^ициям. Все мнения и оценки, содержащиеся в на^оящем материале, отражают мнение авторов на день публикации и подлежат изменению без предупреждения. "РосБизнесКонсалтинг" не несет ответственность за какие-либо убытки или ущерб, возникшие в результате использования любой третьей стороной информации, содержащейся в настоящем отчете, включая опубликованные мнения или заключения, а также за последствия, вызванные неполнотой представленной информации. Информация, представленная в настоящем отчете, получена из открытых источников либо предоставлена упомянутыми в отчете компаниями. Дополнительная информация предоставляется по запросу. Этот документ или любая его часть не может распро^раняться без письменного разрешения "РосБизнесКонсалтинга" либо тиражироваться любыми способами. Copyright (c) РосБизнесКонсалтинг.
Москва, 2006
РОССИЙСКИЙ РЫНОК МНОГОСЛОЙНОЙ ТЕРМОУСАДОЧНОЙ ПОЛИОЛЕФИНОВОЙ ПЛЕНКИ

КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ
Аннотация 3
Полное оглавление 5
Список диаграмм 7
Список таблиц 8
Резюме 9
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТЕРМОУСАДОЧНЫХ ПЛЕНКАХ 13
ГЛАВА 2. МЕСТО POF-ПЛЕНОК НА РЫНКЕ ТЕРМОУСАДОЧНЫХ ПЛЕНОК 33
ГЛАВА 3. СХЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ НА РЫНКЕ POF-ПЛЕНОК 50
ГЛАВА 4. ТОРГОВЛЯ POF-ПЛЕНКАМИ (ЦЕНЫ И ПРОГНОЗ) 69
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИЯХ 76
Приложения 98
АННОТАЦИЯ
Настсящее исследсвание пссвященс описанию рынка термсусадсчнсй пслислефи- новой пленки (shrink polyolefin film, POF) в Рсссии.
В исследсвании рассматриваются основные характеристики рынка, включая оценку объема рынка и тенденции его развития. Отчет включает структуру рынка термоусадочной пслислефинсвсй пленки, приводится прогнозная модель его развития до 2007 г. В отчете приведен список основных игроков на рынке POF-пленск, рассматриваются модели взаимодействия между игроками.
Исследование строилось на анализе данных компаний, торгующих POF-пленкой и производящих ее, на данных ФТС, а также на результатах опроса экспертов и участников рынка.
Основными целями исследования являлись описание рынка и принципов его формирования, описание его участников, а также прогноз развития рынка в 2006-2007 годах. В отчете содержится описание основных видов пленок, предлагаемых на отечественном рынке. Рассматривается перечень требований к базовым видам продукции.
Методы исследования Кабинетное исследование
Метод основан на анализе экономических, статистических баз данных, результатов других исследований, публикаций в СМИ и иных документах по теме исследования.
В данном исследовании был проведен анализ публикаций в СМИ, сайтов компаний- участников рынка, изучены результаты других исследований для получения более полного представления о рынке термоусадочных материалов.
Далее, в рамках кабинетного исследования, были проведены анализ и оценка статистических данных Федеральной Службы Государственной Статистики, Федеральной Таможенной Службы.
Экспертный опрос
Данный метод является основным для получения информации от лиц, являющихся специалистами в области, составляющей основной предмет исследования, и владеющих информацией о состоянии, динамике и перспективах развития рынка.
Для проведения опроса экспертов был разработан список вопросов на основании информации, полученной в ходе кабинетных исследования. Основной целью проведенных интервью являлось уточнение информации по развитию рынка POF- пленок, а также получение экспертного прогноза динамики изменений на российском рынке POF-пленок.
Опрос участников рынка
Метод направлен на получение информации от непосредственных участников рынка по актуальному состоянию рынка, для дальнейшего анализа текущей ситуации на рынке POF-пленок, выявления основных игроков и изучения ценовой политики.
Структура отчета
В первой главе отражены процессы, происходящие на рынке термоусадочных пленок в целом, включая сегменты-лидеры: ПВХ-пленки и ПЭ-пленки.
Во второй главе продемонстрировано место POF-пленок на рынке термоусадочных пленок, приведены основные виды и характеристики POF-пленок, указаны основные сферы применения материала, а также дан текущий объем потребления пленок данного вида.
В третьей главе описаны схема рынка, основные сектора ее потребления, а также ведущие игроки рынка.


В четвертой главе представлены ценовой анализ продукции, рассмотрена структура цены и дан прогноз развития рынка многослойных термоусадочных полиолефино- вых пленок.
Заключительная часть исследования посвящена краткому описанию российских производителей и поставщиков и перечень иностранных производителей оборудования. О них даны краткие информационные справки, включающие краткое описание компании, имена руководителей, контактную информацию. В отдельных случаях указана номенклатура продукции.
Исследование проведено в феврале-марте 2006 года. Объем отчета - 101 стр. Отчет содержит 15 таблиц и 36 рисунков. Язык отчета - русский.
Tel: +7 (495) 363-11-12 http://marketing.rbc.ru E-mail: marketing@rbc.ru
Copyright (c) РосБизнесКонсалтинг
ПОЛНОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ
Аннотация 3
Методы исследования 3
Структура отчета 3
Полное оглавление 5
Список диаграмм 7
Список таблиц 8
Резюме 9
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТЕРМОУСАДОЧНЫХ ПЛЕНКАХ 13
1.1. ВИДЫ И СВОЙСТВА ТЕРМОУСАДОЧНЫХ ПЛЕНОК 15
Виды термоусадочных пленок. 15
Процесс упаковки 17
Свойства термоусадочных пленок 18
1.2. СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕРМОУСАДОЧНЫХ ПЛЕНОК 20
1.3. ОБЪЕМ РЫНКА ТЕРМОУСАДОЧНЫХ ПЛЕНОК 21
Характеристика факторов развития рынка 23
Внутреннее производство термоусадочных пленок 24
Внешняя торговля термоусадочными пленками 28
Принципы развития рынка 31
ГЛАВА 2. МЕСТО POF-ПЛЕНОК НА РЫНКЕ ТЕРМОУСАДОЧНЫХ ПЛЕНОК 33
Характеристика POF-пленок 34
2.1. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА POF-ПЛЕНОК 35
Группа экономических факторов 36
Группа экологических факторов 36
2.2. СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ POF-ПЛЕНОК 38
2.3. ТОВАРЫ-СУБСТИТУТЫ 39
ПВХ-пленки 39
Полипропиленовая (ПП) пленка 39
Неориентированные трехслойные полиэтиленовые пленки 39
Барьерные многослойные термоусадочные пленки 40
2.4. ВИДЫ POF-ПЛЕНКИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ 40
2.5. ТЕКУЩИЙ ОБЪЕМ ПОТРЕБЛЕНИЯ POF-ПЛЕНКИ 44
2.6. МАРОЧНАЯ СТРУКТУРА РЫНКА 45
2.7. АССОРТИМЕНТ ПРОДУКЦИИ 47
ГЛАВА 3. СХЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ НА РЫНКЕ POF-ПЛЕНОК 50
3.1. СТРУКТУРА ПОТРЕБЛЕНИЯ POF-ПЛЕНКИ 52
Кондитерский рынок 52
Полиграфический сектор 54
Упаковка продуктов быстрого приготовления 57
Рынок отделочных материалов 59
Прочие рынки 60
3.2. ИГРОКИ РЫНКА 61
Производственный сектор 61
Трейдерский сектор 64
ГЛАВА 4. ТОРГОВЛЯ POF-ПЛЕНКАМИ (ЦЕНЫ И ПРОГНОЗ) 69
4.1. ДИНАМИКА И СЕГМЕНТАЦИЯ ИМПОРТА POF-ПЛЕНКИ 69
4.2. ЦЕНОВОЙ АНАЛИЗ 72
4.3. ПРОГНОЗ СПРОСА НА POF-ПЛЕНКИ 73
Прогноз спроса со стороны основных потребляющих отраслей 73
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИЯХ 76
ПРОФУПАК 76
Sealed Air 77
Силд Эйр 78
Сам-плюс 79
АСД 80
Апрель Плюс 80
ПЛАСТИККО 81
Эспо маркет 81
А.Д.М. 82
Гая-пак 83
ПакТрейдМаш 84
ГАММА-ТЕХНО 84
Эдвард-К 85
Остпак 85
Упаковка и сервис 86
Союзпак 87
Тендер-Пак 88
АУРА-ПАК 88
МЕРПАСА 89
Neopack 90
Пакверк 90
ПЕТРОПОЛ 91
Zhejiang Zhongcheng 91
Jining Dongmei 92
Bemis 93
Syfan Kibbutz Saad 94
DEKOFILM 95
TB OPAKOWANIA 95
PLASTICOS RETRACTILES 96
GEFO 97
Приложения 98
Приложение 1. Сравнительные характеристики некоторых марок POF-пленок 99
Приложение 2. Технологическая линия первого производителя полиолефиновой пленки в России ООО ТПК "Профупак" 100
Приложение 3. Технологическая схема производства полиолефиновой пленки по методу Double-
Bubble 101


СПИСОК ДИАГРАММ
Рис. 1. Вид термоусадочной пленки 13
Рис. 2. Пленки, получаемой различными видами экструзии 17
Рис. 3. Пример упаковки в термоусадочную пленку продуктов питания 20
Рис. 4. Пример упаковки других продуктов питания 20
Рис. 5. Пример упаковки в термоусадочную пленку бытовой техники 21
Рис. 6. Структура внутреннего потребления термоусадочных ПЭ и ПВХ пленок (по месту происхождению материала) 23
Рис. 7. Распределение объема внутреннего производства по федеральным округам РФ в 2005 г., тыс. тонн 24
Рис. 8. Динамика распределения долей федеральных округов в объеме внутреннего производства термоусадочных пленок, 2003-2005 гг. 25
Рис. 9. Структура рынка пленок (по количеству слоев пленок) в 2003-2005 гг. 26
Рис. 10. Доли производства ПВХ и ПЭ термоусадочных пленок в 2005 г. (распределение по количеству слоев) 27
Рис. 11. Объем внутреннего производства термоусадочных ПЭ пленок (по видам), тонн 27
Рис. 12 Доли крупнейших производителей 3-х слойной ПЭ пленки 28
Рис. 13. Внешнеторговый баланс торговли термоусадочной пленкой в РФ 29
Рис. 14. Динамика импорта термоусадочных пленок в течение года в 2005 г., % 30
Рис. 15 Страны-экспортеры термоусадочных ПЭ-пленок в РФ в 2005 г. 30
Рис. 16 Страны-экспортеры термоусадочных ПВХ-пленок в РФ в 2005 г. 31
Рис. 17. Схема развития российского рынка 32
Рис. 18. Фото рулона ПОФ-пленки (пример) 34
Рис. 19. Пример упаковки продукции в полиолефиновую пленку 38
Рис. 20. Наиболее типичные варианты перфорации пленки 43
Рис. 21 Динамика и прогноз изменения рынка POF-пленок на российском рынке в 2003-2007гг., тонн 45
Рис. 22 Структура рынка POF-пленки (по брендам) 46
Рис. 23 Структура рынка POF-пленок (по толщинам) 47
Рис. 24 Структура рынка POF-пленок (по виду) 48
Рис. 25. Схема распределения на рынке POF-пленки в 2005 году 50
Рис. 26. Пример упаковки кондитерской продукции в POF-пленку 53
Рис. 27. Структура потребления POF-пленки в кондитерском секторе 53
Рис. 28. Пример упаковки полиграфической продукции в POF-пленку 55
Рис. 29. Структура потребления POF-пленки в полиграфическом секторе 55
Рис. 30. Пример упаковки продуктов в POF-пленку 57
Рис. 31. Структура потребления POF-пленки в секторе продуктов быстрого приготовления 58
Рис. 32. Доли трейдеров на рынке POF-пленок 67
Рис. 33. Динамика импорта POF-пленок в течение года, 2003-2005 гг., в % к итогу года 70
Рис. 34. Динамика среднемесячной цены POF-пленки в 2005 году, долл. за 1 кг 71
Рис. 35. Уровень цен на POF-пленку толщиной 15 мкм на рынке (декабрь 2005-январь 2006) 72
Рис. 36. Прогноз изменения доли POF-пленки по секторам потребления 75
СПИСОК ТАБЛИЦ
Табл. 1. Основные свойства термоусадочных пленок 18
Табл. 2. Объем рынка основных видов термоусадочных пленок 22
Табл. 3. Структура внешней торговли термоусадочной пленокй 28
Табл. 4. Изменение доли POF-пленок на рынке теромусадочных пленок-субститутов, 2003-2005гг.... 35
Табл. 5. Наиболее типичная структура POF 40
Табл. 6. Типичная упаковка и размеры полиолефиновых пленок 42
Табл. 7. Наиболее типичная загрузка паллеты 44
Табл. 8. Наиболее популярные ширины полурукава, при толщине 15,19 мкм 48
Табл. 9. Наиболее востребованные ширины POF-пленки 49
Табл. 10. Структура потребительского рынка по объему использования POF-пленки, 2003-2005 гг. ...52
Табл. 11. Топ-20 издателей журналов (данные на февраль 2005 г.) 56
Табл. 12. Динамика и структура импорта POF-пленки 69
Табл. 13 Динамика и прогноз изменения долей в импорте стран-производителей POF-пленки, 20032007 гг. 70
Табл. 14. Структура цены на POF-пленку, в зависимости от места производства, $ за кг 73
Табл. 15. Прогноз потребления POF-пленки в разных потребительских сегментах 74
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТЕРМОУСАДОЧНЫХ ПЛЕНКАХ
Термоусадочные пленки - широко распространенный упаковочный материал, отличающийся большим видовым многообразием и широтой сфер применения.
Способность пленки под воздействием температуры уменьшаться, сокращаться в размерах дала возможность создания упаковки с высокой степенью герметичности, хорошими эстетическими качествами и практически полностью повторяющей геометрию упаковываемого материала, т.е. экономящей пространство.
Поскольку термоусадочная пленка плотно обтягивает упакованный предмет, это придает упаковке особую привлекательность за счет создания новых геометрических форм: глаз устает от правильных прямоугольников и цилиндров и отдыхает на предметах неправильной формы, с плавными линиями. Упаковка практически сливается с продуктом, повторяя его силуэт.
Защитные свойства термоусадки зачастую выше, чем у других видов упаковки. Например, в отличие от картонных коробов, термоусадочная упаковка не размокает при хранении в холодильнике. Кроме того, она позволяет увеличить срок хранения большинства пищевых продуктов, так как частично задерживает УФ-лучи. По целостности упаковки можно судить о сохранности товара: поэтому термоусадочную пленку используют чаще всего в фармацевтической, парфюмерно-косметической и кондитерской отраслях.
Термоусадочная пленка широко используется для бандерольной, групповой и даже штабельной упаковки - когда товары укладывают на поддон в несколько рядов и затем обтягиваются пленкой. Поскольку она плотно облегает товар, упаковка становится более компактной, что, в свою очередь, снижает стоимость транспортировки. Благодаря тому, что пленка не только защищает, но и сжимает товары, в процессе транспортировки они меньше повреждаются.
1.3. ОБЪЕМ РЫНКА ТЕРМОУСАДОЧНЫХ ПЛЕНОК
В соответствии с классификацией термоусадочной пленки структуру внутреннего производства данной продукции можно представить в зависимости от:
• используемого основного сырья, в соответствии с которым российскими предприятиями производится термоусадочная пленка на основе поливинилхлорида и полиэтилена;
• применяемого метода производства, в соответствии с которыми отечественными производителями изготовляется одно- и многослойная термоусадочная пленка.
За последние три года среднегодовой темп прироста рынка термоусадочных пленок был около 22%. _


ГЛАВА 2. МЕСТО POF-ПЛЕНОК НА РЫНКЕ ТЕРМОУСАДОЧНЫХ ПЛЕНОК
Как уже было сказано выше, полиолефиновые термоусадочные пленки - это практически самостоятельная товарная категория, специальное коммерческое название пленок, характеризующаяся тем, что в одном продукте присутствуют оба полимера из общей группы "полиолефины" (полиэтилен и полипропилен) в качестве слоев, пленка является биаксиальноориентированной., т.е. обладает высокой прочностью, а также имеет высокую степень усадки в двух направлениях. Основной диапазон толщин таких пленок, часто называемых еще "тонкие полиолефиновые" - 12-30 мкм. Хотя номинальный диапазон толщин таких пленок - до 100 мкм, но в России пока широкого распространения такие пленки не получили.
Появление такого вида плёнок было обусловлено многими факторами, важнейшие из них:
• Экономические (многослойные плёнки дешевле однослойных, т.к. позволяют экономить до 20% сырья, потому что формирование каждого слоя плёнки происходит отдельно и возможные дефекты слоёв не совпадают, а это приводит к заметному повышению прочности);
• Экологические (позволяет заменять более материалоёмкие виды упаковки);
• Факторы потребительского спроса (позволяют продлить жизнь продуктам, позволяют создавать плёнки с заданными характеристиками, придают эстетическую привлекательность и удобство транспортировки).
Интересной особенностью рынка POF-пленок в России является то, что ^
2.5. ТЕКУЩИЙ ОБЪЕМ ПОТРЕБЛЕНИЯ POF-ПЛЕНКИ
Согласно данным, полученным в ходе анкетирования трейдеров и производителей полиолефиновой пленки, а также ряда предприятий-потребителей этой продукции, объем рынка полиолефиновой пленки в 2005 году составил _
Полиолефиновая пленка является достаточно ходовым товаром и не формирует больших остатков на складах трейдеров. Это, безусловно, свидетельствует о стабильно высоком спросе на продукцию.
Объем внутреннего производства полиолефиновой пленки составил около 10 тонн и приходится на одного производителя - ООО "ТПК "Профупак", открытие которого состоялось в декабре 2005 года.
Остальной объем продукции ввезен в Россию из-за рубежа.


ГЛАВА 3. СХЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ НА РЫНКЕ POF-ПЛЕНОК
Рынок POF-пленки можно схематично представить так, как это изображено на рисунке 25. Обеспечение рынка происходило почти на 100% за счет импортной продукции. Объем, произведенный открывшимся в декабре 2005 г. отечественным заводом, - около 10 тонн существенно не влияет на структуру рынка.
Около 5% полиолефиновой пленки конечные потребители приобретают самостоятельно за рубежом. Часто это обусловлено тем, что завод-потребитель является российским производственным подразделением иностранной компании и, выпуская общую для всей корпорации продукцию, должен руководствоваться общекорпоративными стандартами упаковки. Примером может служить компания KoYa, производящая продукцию под маркой "Доширак", использующая полиолефиновую пленку строго с печатью логотипа, но, не имея в своем составе печатной машины, получают пленку со своих зарубежных подразделений.
Особенностью российского рынка, демонстрирующей его достаточную развитость, с точки зрения логистики и построения каналов распределения продукции, является то, что
Рис. 1. Схема распределения на рынке POF-пленки в 2005 году

Источник: данные ФТС, оценки РБК

3.2. ИГРОКИ РЫНКА
На рынке полиолефиновой пленки в России действует два вида игроков: трейдеры, осуществляющие импорт и дистрибуцию пленки, и первый отечественный производитель пленки, только выходящий на рынок.
Трейдеры российского рынка полиолефиновой пленки осуществляют дистрибуцию продукции зарубежного происхождения. До 2005 года она практически полностью завозилась из Западной Европы. Рыночные доли трейдеров ^


ГЛАВА 4. ТОРГОВЛЯ POF-ПЛЕНКАМИ (ЦЕНЫ И ПРОГНОЗ) 4.1. ДИНАМИКА И СЕГМЕНТАЦИЯ ИМПОРТА POF-ПЛЕНКИ
При прогнозировании объемов импорта в ближайшие годы были учтены и выход отечественного производителя, и вероятный рост внутреннего производства. Тем не менее, импорт пока будет доминировать - 72% в 2006 году и^
4.2. ЦЕНОВОЙ АНАЛИЗ
На рынке полиолефиновой пленки происходят процессы снижения рыночных цен на продукцию, которые были относительно стабильны в течение 2004 г. - первой половины 2005 года. За второе полугодие 2005 года средние цены снизились на 5-7%, а в начале 2006 года уже отмечаются _
Это обусловлено увеличением числа трейдеров на растущем потребительском рынке. А также увеличением доли китайской продукции с большей коммерческой маржой.
Рисунок 35 наглядно характеризует ценовую ситуацию на рынке полиолефиновой пленки. Если максимальный уровень цены _
Рис. 2. Уровень цен на POF-пленку толщиной 15 мкм на рынке (декабрь 2005- январь 2006)

Источник: данные ФТС




Российский рынок мнсгсслсйнсй термсусадсчнсй пслислефинсвсй пленки
2


Российский рынок мнсгсслсйнсй термсусадсчнсй пслислефинсвсй пленки
3


Л РосБизнесКонсалтинг Департамент консалтинга (marketing@rbc.ru)
RBC


РссБизнесКснсалтинг Департамент консалтинга (marketing@rbc.ru)


Российский рынок многослойной термоусадочной полиолефиновой пленки
5


Российский рынок многослойной термоусадочной полиолефиновой пленки
5


Ш
РосБизнесКонсалтинг Департамент консалтинга (marketing@rbc.ru)


Ш
РосБизнесКонсалтинг Департамент консалтинга (marketing@rbc.ru)


Российский рынок многослойной термоусадочной полиолефиновой пленки
4


Л РосБизнесКонсалтинг Департамент консалтинга (marketing@rbc.ru)
RBC


Российский рынок многослойной термоусадочной полиолефиновой пленки
4


Российский рынок многослойной термоусадочной полиолефиновой пленки
7


Л РосБизнесКонсалтинг Департамент консалтинга (marketing@rbc.ru)
RBC


Л РосБизнесКонсалтинг Департамент консалтинга (marketing@rbc.ru)
RBC


Российский рынок многослойной термоусадочной полиолефиновой пленки
6


Ш
РосБизнесКонсалтинг Департамент консалтинга (marketing@rbc.ru)


Российский рынок многослойной термоусадочной полиолефиновой пленки
5


Российский рынок многослойной термоусадочной полиолефиновой пленки
5


Ш
РосБизнесКонсалтинг Департамент консалтинга (marketing@rbc.ru)


Ш
РосБизнесКонсалтинг Департамент консалтинга (marketing@rbc.ru)









СОДЕРЖАНИЕ