СОДЕРЖАНИЕ

II РосБизнесКонсалтинг
РБК
ДЕПАРТАМЕНТ КОНСАЛТИНГА
Розничные торговые сети по продаже продуктов питания и сопутствующих товаров (FMCG) в России
Ведущие торговые сети по продаже продуктов питания: общие характеристики бизнеса; направления деятельности; профили компаний
Аналитический отчет


Этот отчет б^1л подготовлен РосБизнесКонсалтинг исключительно в целях информации. Содержащаяся в настоящем отчете информация была получена из источников, которые, по мнению "РосБизнесКонсалтинг", являются надежными, однако "РосБизнесКонсалтинг" не гарантирует точности и полноты информации для любых целей. Информация, представленная в этом отчете, не должна быть истолкована, прямо или косвенно, как информация, содержащая рекомендации по инвестициям. Все мнения и оценки, содержащ;иеся в настоящем материале, отражают мнение авторов на день публикации и подлежат изменению без предупреждения. "РосБизнесКонсалтинг" не несет ответственность за какие-либо убытки или ущерб, возникшие в результате использования любой третьей стороной информации, содержащейся в настоящем отчете, включая опубликованные мнения или заключения, а также последствия, вызванные неполнотой представленной информации. Информация, представленная в настоящем отчете, получена из открытых источников либо предоставлена упомянутыми в отчете компаниями. Дополнительная информация предоставляется по запросу. Этот документ или любая его часть не может распространяться без письменного разрешения "РосБизнесКонсалтинг" либо тиражироваться любыми способами. Copyright (c) РосБизнесКонсалтинг.
Москва, 2004

Введение
Аннотация
Аналитическое исследование "Розничные торговые сети по продаже продуктов питания в России" посвящено описанию состояния рынка продовольственных (FMCG ) супермаркетов в России.
В исследовании проанализированы основные тенденции, характерные для данной отрасли, рассмотрены перспективы развития сетей супермаркетов в России. Отчет включает в себя оценки объема рынка продовольственных супермаркетов, прогнозы его роста, доли различных форматов.
В исследовании представлено более 50 торговых сетей из основных регионов России, по каждому из регионов в отчете есть данные о состоянии доходов населения, объем розничной торговли продуктами питания и подробный анализ перспектив продуктовых торговых сетей. По торговым сетям в отчете приведены уникальные данные по их состоянию: оборот, количество магазинов, число ассортиментных позиций, формат, перспективы развития.
Вторая часть исследования состоит из профилей 48 торговых сетей. Профили включают в себя общее описание бизнеса, финансовые показатели, основные направления деятельности, контактную информацию и т. д.
Объем настоящего исследования - около 240 стр.
Исследование содержит 33 сводных таблиц, 70 графиков и диаграмм.

Методы
При проведении исследования применялись следующие подходы и методы
1. Качественные методы
• Глубинные интервью
• Формализованное интервью
• Экспертное интервью
2. Количественные методы
• Анкетирование по e-mail
• Анкетирование по телефону
• Личное анкетирование
• Экспертное интервью
3. Анализ вторичных данных
• Кабинетное исследование (Desk research)
• Анализ публикаций в СМИ
• Анализ других исследований отрасли
• Материалы конференций
• Материалы выставок
4. Клиппинг
5. Математическое моделирование
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 7
АННОТАЦИЯ 7
МЕТОДЫ 8
ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
РОССИЯ В ГЛОБАЛЬНОМ ИНДЕКСЕ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 9
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПО ЭКОНОМИКЕ РОССИИ 11
РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗОВАННОГО РИТЕЙЛА В РОССИИ 16
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ В РОССИИ 22
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ В РОССИИ 31
ФИНАНСИРОВАНИЕ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ 38
ТОРГОВЫЕ СЕТИ СТОЛИЧНЫХ ГОРОДОВ 40
МОСКВА 40
Ситуация на продовольственном рынке Москвы 40
Торговые сети 45
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 63
Ситуация на продовольственном рынке Санкт-Петербурга 63
Торговые сети Санкт-Петербурга 65
ВОЛЖСКИЙ РЕГИОН 70
НИЖНИЙ НОВГОРОД 70
Ситуация на продовольственном рынке Нижнего Новгорода 70
Торговые сети Нижнего Новгорода. 72
КАЗАНЬ 75
Ситуация на продовольственном рынке Казани 75
Торговые сети Казани 77
САМАРА 79
Ситуация на продовольственном рынке Самары 79
Торговые сети Самары 81
ВОЛГОГРАД 83
Ситуация на продовольственном рынке Волгограда 83
Торговые сети Волгограда 85
УЛЬЯНОВСК 87
Ситуация на продовольственном рынке Ульяновска 87
Торговые сети Ульяновска 89
УРАЛ 90
ЕКАТЕРИНБУРГ 90
Ситуация на продовольственном рынке 90
Торговые сети Екатеринбурга 92
ПЕРМЬ 97
Ситуация на продовольственном рынке Перми 97
Торговые сети Перми 99
ЧЕЛЯБИНСК 102
Ситуация на продовольственном рынке Челябинска 102
Торговые сети Челябинска 104
ИЖЕВСК И УФА 105
ЮГ РОССИИ 106
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ 106
Ситуация на продовольственном рынке Краснодара 106
Торговые сети Краснодара 108
РОСТОВ-НА-ДОНУ 110
Ситуация на продовольственном рынке Ростова-на-Дону 110
Торговые сети Ростова-на-Дону 112
СИБИРЬ 114
НОВОСИБИРСК 114
Ситуация на продовольственном рынке Новосибирска 114
Торговые сети Новосибирска 116
КРАСНОЯРСК 118
Ситуация на продовольственном рынке Красноярска. 118
Торговые сети Красноярска 120
ОМСК 122
Ситуация на продовольственном рынке Омска 122
Торговые сети Омска 124
СРЕДНИЕ ГОРОДА РОССИИ 125
КАЛИНИНГРАД 125
Ситуация на продовольственном рынке Калининграда 125
Торговые сети Калининграда 127
ОРЕЛ 129
Ситуация на продовольственном рынке Орла 129
Торговые сети Орла 131
АРХАНГЕЛЬСК 132
Ситуация на продовольственном рынке Архангельска 132
Торговые сети Архангельска 134
ПРОФИЛИ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ 135
МОСКВА 135
"12 месяцев" 135
"Auchan" 137
"Marktkauf" 139
"Metro Cash&Carry" 142
"Spar" 145
"АБК" 149
"Авоська" 152
"Копейка" 154
"Остров" 158
"Патэрсон" 159
"Перекресток" 162
"Петровский" 165
"Продмак" 168
"Продмикс" 170
"Рамстор" 172
"Самохвал" 174
"Седьмой Континент" 176
"Утконос" 179
"Цезарь-Парк" 182
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 183
"Дикси" 183
"Лента" 185
"Мегамарт" 188
"O'Кeй" 189
"Пятерочка" 190
НИЖНИЙ НОВГОРОД 194
"ТД ВКТ" 194
"Национальный торговый альянс". 195
"ТД "Народный" 197
КАЗАНЬ 199
"Бехетле" 199
"Эдельвейс" 200
ВОЛГОГРАД 201
"Радеж" 201
ЕКАТЕРИНБУРГ 202
"ВВК-Трейд". 202
"Интенсивник" 204
"Кировский" 205
"Купец" 207 "Мегамарт" 209
"Монетка" 210
ПЕРМЬ 212
"Виват" 212
"Добрыня" 213
"СемьЯ" 214
ЧЕЛЯБИНСК 215
"Незабудка-Сервис" 215
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ 216
"Магнит" 216
"Табрис" 218
НОВОСИБИРСК 219
"Трешка" 219
"Холидей Классик" 220
ОМСК 221
"Оша" 221
КАЛИНИНГРАД 222
"Алтын" 222
"МДМ-Виктория" 223
ОРЕЛ 225
"Паллада- Торг" 225
АРХАНГЕЛЬСК 227
"Сезон" 227
ИНДЕКСЫ 236
Графики и рисунки
Рис. 1. Номинальный ВВП, млрд руб. Рост ВВП 11
Рис. 2. Номинальный ВВП, млрд долл. 11
Рис. 3. Среднедушевой доход населения, долл. в месяц 12
Рис. 4. Оборот розничной торговли в текущих ценах, млрд долл. 13
Рис. 5. Рост инвестиций в основной капитал, млрд долл. 14
Рис. 6 Рост доли торгов^1х сетей в обороте розничной торговли, % 16
Рис. 7 Доли форматов торговых сетей в России 26
Рис. 8 Прогноз роста доли торгов^1х сетей в обороте розничной торговли 36
Рис. 9 Рост оборота розничной торговли в Москве в млрд руб. 39
Рис. 10 Доля продовольственных и не продовольственн^1х товаров в обороте розничной
торговли в Москве. 39
Рис. 11 Рост доходов населения в Москве в руб. 41
Рис. 12 Оборот розничной торговли в Подмосковье 42
Рис. 13 Доля продовольственных и не продовольственн^1х товаров в обороте розничной
торговли в Подмосковья 42
Рис. 14 Рост доходов населения в Подмосковье в руб. 43
Рис. 15 Рост доли торгов^1х сетей в обороте торговли Москвы 51
Рис. 16 Число магазинов входящие в торговые сети в Москве 52
Рис. 17 Доли форматов торговых сетей в Москве 58
Рис. 18 Прогноз роста доли торгов^1х сетей в обороте розничной торговли продуктами
питания в Москве 60
Рис. 19 Оборот розничной торговли в Санкт-Петербурге в млрд руб 62
Рис. 20 Доля продовольственных и не продовольственн^1х товаров в обороте розничной
торговли в Санкт-Петербурге 62
Рис. 21 Рост доходов населения в Санкт-Петербурге в руб. 63
Рис. 22 Оборот розничной торговли в Нижнем Новгороде в млрд руб 69
Рис. 23 Доля продовольственных и не продовольственн^1х товаров в обороте розничной
торговли в Нижнем Новгороде 69
Рис. 24 Рост доходов населения в Нижнем Новгороде в руб. 70
Рис. 25 Оборот розничной торговли в Казани в млрд руб. 74
Рис. 26 Доля продовольственных и не продовольственн^1х товаров в обороте розничной
торговли в Казани 74
Рис. 27 Рост доходов населения в Казани в руб. 75
Рис. 28 Оборот розничной торговли в Самары 78
Рис. 29 Доля продовольственных и не продовольственн^1х товаров в обороте розничной
торговли в Самары 78
Рис. 30 Рост доходов населения в Самары в руб. 79
Рис. 31 Оборот розничной торговли в Волгограде в млрд 82
Рис. 32 Доля продовольственных и не продовольственн^1х товаров в обороте розничной
торговли в Волгограде 82
Рис. 33 Рост доходов населения в Волгограде в руб. 83
Рис. 34 Оборот розничной торговли в Ульяновске в млрд 86
Рис. 35 Доля продовольственных и не продовольственн^1х товаров в обороте розничной
торговли в Ульяновске 86
Рис. 36 Рост доходов населения в Ульяновске в руб. 87
Рис. 37 Оборот розничной торговли в Екатеринбурге в млрд руб 89
Рис. 38 Доля продовольственных и не продовольственн^1х товаров в обороте розничной
торговли в Екатеринбурге 89
Рис. 39 Рост доходов населения в Екатеринбурге в руб. 90
Рис. 40 Оборот розничной торговли в Перми в млрд руб 96
Рис. 41 Доля продовольственных и не продовольственн^1х товаров в обороте розничной
торговли в Перми 96
Рис. 42 Рост доходов населения в Перми в руб. 97
Рис. 43 Оборот розничной торговли в Челябинске в млрд руб 101
Рис. 44 Доля продовольственных и не продовольственн^1х товаров в обороте розничной
торговли в Челябинске 101
Рис. 45 Рост доходов населения в Челябинске в руб. 102
Рис. 46 Оборот розничной торговли в Краснодарской крае в млрд руб 105
Рис. 47 Доля продовольственных и не продовольственн^1х товаров в обороте розничной
торговли в Краснодарском крае 105
Рис. 48 Рост доходов населения в Краснодарском крае в руб. 106
Рис. 49 Оборот розничной торговли в Ростове-на-Дону в млрд руб 109
Рис. 50 Доля продовольственных и не продовольственн^1х товаров в обороте розничной
торговли в Ростове-на-Дону крае 109
Рис. 51 Рост доходов населения в Ростове-на-Дону в руб. 110
Рис. 52 Оборот розничной торговли в Новосибирске в млрд руб 113
Рис. 53 Доля продовольственных и не продовольственн^1х товаров в обороте розничной
торговли в Новосибирске 113
Рис. 54 Рост доходов населения в Новосибирске в руб. 114
Рис. 55 Оборот розничной торговли в Красноярске в млрд руб 117
Рис. 56 Доля продовольственных и не продовольственн^1х товаров в обороте розничной
торговли в Красноярске 117
Рис. 57 Рост доходов населения в Красноярске в руб. 118
Рис. 58 Оборот розничной торговли в Омске в млрд руб 121
Рис. 59 Доля продовольственных и не продовольственн^1х товаров в обороте розничной
торговли в Омске 121
Рис. 60 Рост доходов населения в Омске в руб. 122
Рис. 61 Оборот розничной торговли в Калининграде в млрд руб 124

Рис. 62 Доля продовольственных и не продовольственн^1х товаров в обороте розничной
торговли в Калининграде 124
Рис. 63 Рост доходов населения в Калининграде в руб. 125
Рис. 64 Оборот розничной торговли в Орле в млрд руб 128
Рис. 65 Доля продовольственных и не продовольственн^1х товаров в обороте розничной
торговли в Орле 128
Рис. 66 Рост доходов населения в Орле в руб. 129
Рис. 67 Оборот розничной торговли в Архангельска в млрд руб 131
Рис. 68 Доля продовольственных и не продовольственн^1х товаров в обороте розничной
торговли в Архангельске 131
Рис. 69 Рост доходов населения в Архангельске в руб. 132
Рис. 70 Карта плотности распространения продуктовых торгов^1х сетей по регионам России235
Таблицы
Таб. 1. A. T. Kearney. Глобальный индекс развития розничной торговли 9
Таб. 2 Изменение курса рубля к доллару США 11
Таб. 3 Изменение курса рубля к Евро 11
Таб. 4. Рост реального ВВП, % 11
Таб. 5. Номинальный ВВП, млрд руб. Рост ВВП 11
Таб. 6. Номинальный ВВП, млрд долл. 12
Таб. 7. Реальные располагаемые доходы населения, в % к предыдущему году 13
Таб. 8. Среднедушевой доход населения, руб. в месяц 13
Таб. 9. Среднедушевой доход населения, долл. в месяц 13
Таб. 10. Денежная база на конец периода 13
Таб. 11. Рост оборота розничной торговли, в % к предыдущему году 14
Таб. 12. Оборот розничной торговли в текущих ценах, млрд руб. 14
Таб. 13. Оборот розничной торговли в текущих ценах, млрд долл. 14
Таб. 14. Индекс потребительских цен, % на конец периода 14
Таб. 15. Рост инвестиций в основной капитал, % 14
Таб. 16. Рост инвестиций в основной капитал, млрд руб. 15
Таб. 17. Рост инвестиций в основной капитал, млрд долл. 15
Таб. 18 Крупнейшие торговые сети по количеству магазинов. Top 30. 18
Таб. 19 Крупнейшие торговые сети по обороту, млн.$. Top 40. 19
Таб. 20 Крупнейшие торговые сети по торговой площади в кв. м. Top 35. 20
Таб. 21 Крупнейшие торговые сети по ассортиментным позициям. Top 40. 21
Таб. 23 Торговая наценка по форматам
Таб. 24. Города с населением свыше 1 млн человек
Таб. 25. Города с населением до 500 тыс. человек
Таб. 26 Наиболее часто производимые Private Label
Таб. 27 Наиболее популярные производства
Таб. 28 Число ассортиментн^1х позиций в Московских торговых сетях формата FMCG 52
Таб. 29 Число магазинов в Московских торгов^1х сетях формата FMCG 53
Таб. 30 Таблица распределения форматов торговых сетей в Москве 54
Таб. 31 Обороты торгов^1х сетей в Москве 55
Таб. 32 Количество ТЦ и ТК, планируем^1х к созданию в Екатеринбурге.. 96
Таб. 33 Распределение сетей по городам Российской Федерации 229
Таб. 22. Организационные формы торговых сетей 26
28
33
33
36
37


Россия в глобальном индексе развития розничной торговли
В 2003 г. весь российский ритейл, и особенно сектор быстрооборачиваемых продуктов (FMCG - Fast Moving Consumer Goods), показывал стабильный рост. Это один из самых быстроразвивающихся сегментов российской экономики.
Данные тенденции не остались незамеченными как для российских, так и для западных аналитических, инвестиционных и торговых компаний. Так, по данным консалтинговой компании A. T. Kearney, в 2003 г. Россия занимает первое место в рейтинге привлекательности развивающихся рынков для глобальных торговых сетей, в то время как в 2002 г. она занимала лишь четвертое место.
A. T. Kearney, сотрудничающая с крупнейшими торговыми фирмами мира, опубликовала летом 2003 г. результаты исследования привлекательности для ритейлеров 30 развивающихся рынков. Россия занимает четвертое место в глобальном индексе развития розничной торговли.
Глобальный индекс развития розничной торговли (Global Retail Development Index, GRDI) основан на статистических интервью с ведущими отраслевыми экспертами и богатом опыте работы A. T. Kearney с розничными компаниями, успешно работающими на рынках разных стран.
A. T. Kearney. Глобальный индекс развития розничной торговли
Место
Страна
Регион
Страновой риск
Текущая ситуация на рынке
Фактор времени
Общий балл


Современные
торговые площади на душу населения
Количество международных розничных сетей на рынке


Коэффициент
40%
20%
20%
20%
100%
1
Россия
Восточная Европа
51
95
76
87
72
2
Словакия
Восточная Европа
59
80
59
100
71
3
Китай
Азия
67
73
41
86
67
4
Венгрия
Восточная Европа
71
69
53
69
67
5
Индия
Азия
48
100
94
34
65
6
Турция
Средиземноморье
44
72
76
86
64
7
Марокко
Средиземноморье
55
98
88
18
63
8
Египет
Средиземноморье
52
98
88
24
63
9
Вьетнам
Азия
49
99
82
17
59
10
Тунис
Средиземноморье
54
85
88
13
59
11
Южная Корея
Азия
67
44
59
54
58
12
Чили
Америка
56
73
94
10
58
13
Болгария
Восточная Европа
48
62
76
54
58
14
Словения
Восточная Европа
74
20
82
34
57
15
Филиппины
Азия
61
60
59
42
57


16
Малайзия
Азия
59
84
35
47
57
17
Румыния
Восточная Европа
46
73
59
59
57
18
Таиланд
Азия
52
32
76
73
56
19
Латвия
Восточная Европа
61
50
82
29
56
20
Украина
Восточная Европа
34
98
94
22
56
21
ЮАР
Африка
55
79
82
6
55
22
Чехия
Восточная Европа
67
47
29
66
55
23
Мексика
Америка
61
83
53
13
54
24
Тайвань
Азия
62
74
47
15
52
25
Венесуэла
Америка
36
78
88
18
51
26
Индонезия
Азия
38
92
71
18
51
27
Гонконг
Азия
78
51
41
5
50
28
Польша
Восточная Европа
65
78
0
39
49
29
Израиль
Средиземноморье
61
12
94
9
48
30
Колумбия
Америка
34
82
82
4
47
Легенда



^
L
^
-=

0=рискованно 100=безопасно
0=насыщен 100=не насыщен
0=насыщен 100=не насыщен
0=нет спешки 100=быстрый выход
Ключ
Начать работать Рассматривать в качестве кандидатов Избегать

Источник: A.T. Kearney
Россия сумела занять такое высокое место по результатам своего экономического развития. Как отмечается в обзоре A. T. Kearney, за последние несколько лет Россия смогла добиться существенного прогресса в развитии и реформировании экономики. Прежде всего, это снижение инфляции, рост ВВП, рост благосостояния населения. Также A. T. Kearney отмечает, что Россия является значительной страной по численности населения и быстро растущим рынком потребления.
Эти выводы компании A. T. Kearney подтверждаются и объективными данными российской статистики.

Развитие организованного ритейла в России
Рост доли торговых сетей в обороте розничной торговли России , %
8,00
2,70
1,10
0,20
у
у

/
8,00 7,00 6,00 5,00 4,00 3,00 2,00 1,00 0,00
4,50
И

1999 г. 2000 г.
2001 г. 2002 г. 2003 г.
Источник: оценки РБК
Отличительной особенностью 2003 года стало то, что рост доли торговых сетей начал происходить не только за счет Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. Следует отметить, что в предыдущие годы рост был возможен только в основном за счет этих регионов и нескольких крупных городов России. Именно в этих регионах, начиная с 2001 года, наблюдается рост сетевой торговли.
Также необходимо отметить, что и в самих региональных центрах стали появляться новые сети. Они формируются как на основе уже существующих торговых предприятий, так и создаются заново.
Крупнейшие торговые сети по количеству магазинов. Top 5 из Top 30.
Место
Сеть
Количество магазинов 2003 г.
1.
Магнит
530
2.
Пятерочка
220
3.
Дикси
= 100
4.
НТА
80
5.
Эдельвейс
65
Источник: данные компаний, оценки РБК


Место
Сеть
Оборот

2001г.
2002 г.
2003 г.
1.
Пятерочка
212
512
630
2.
Metro
-
290
560
3.
Рамстор
250
320
450
4.
Перекресток
261
339
448
5.
Седьмой Континент
200
300.5
445
Источник: данные компаний, оценки РБК


Крупнейшие торговые сети по торговой площади в кв. м. Top 5 из Top 35.
Место
Сеть
Торговая площадь

2002 г.
2003 г.
1.
Магнит
135,000
223,000
2.
Пятерочка
57,000
140,700
3.
Перекресток
45,500
110,000
4.
Рамстор
48,500
90,000
5.
Metro
30,580
68,500
Источник: данные компаний, оценки РБК

Крупнейшие торговые сети по ассортиментным позициям. Top 5 из Top 40.
Место
Сеть
Количество ассортиментных позиций

2002 г.
2003 г.
1.
Marktkauf
40000
60000
2.
Рамстор
40000
40000
3.
Auсhan
40000
40000
4.
МосМарт
40000
5.
Перекресток
30000
30000
Источник: данные компаний, оценки РБК




Москва
В этом разделе дана информация по макроэкономическому развитию Московского региона.
Также в главе о ситуации на московском рынке рассматриваются основные проблемы развития организованного ритейла в Московском регионе.
Рост доли торговых сетей в обороте торговли Москвы
20%

1999 г.
2000 г.
2001 г. 2002 г.
2003 г.
30,00% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%
Источник: Оценки РБК
Число ассортиментных позиций в московских торговых сетях формата FMCG
Место
Сеть
Количество ассортиментных позиций

2002 г.
2003 г.
1.
Marktkauf
40000
60000
2.
Рамстор
40000
40000
3.
Auсhan
40000
40000
4.
МосМарт
4000
40000
5.
Перекресток
30000
30000
6.
Седьмой Континент
30000
30000
7.
Патэрсон
30000
30000
8.
Петровский
22000
22500
9.
Metro
20000
20000
10.
Spar
18400
18400
11.
12 Месяцев
10000
12000
12.
Пять Звезд
10000
13.
Продмикс
9000
9000
14.
НТА
5000
8500
15.
Страна Геркулесия
8000
8500
16.
Копейка- Супер
7000
8100
17.
Остров
5000
5000
18.
Азбука Вкуса
5000
5000
19.
Алтын
n/a
5000
20.
Ежик Гастроном
n/a
5000
21.
Утконос
n/a
4000
22.
Продмак
4000
4000
23.
Станем Друзьями
4000
4000
24.
АБК
3500
3500
30%

25.
Авоська
3000
3000
26.
Самохвал
3000
3000
27.
Цезарь - Парк 3000
3000
28.
Пятерочка
3000
3000
29.
Семь Шагов
3000
30.
Копейка
2000
2300
31.
Мини-Перекресток 2000
2000
32.
Дикси
2000
2000
33.
Магнит
2000
2000
34.
Эконом?????
2000
2000
35.
Дикси
2000
2000
36.
Дешево
n/a
2000
37.
Квартал
n/a
2000
Источник: Оценки РБК, данные компаний
Число магазинов в московских торговых сетях формата FMCG
Место
Сеть
Количество магазинов

Конец 2003 г.
1.
Пятерочка
88
2.
Дикси
66
3.
Перекресток. Вся сеть
58
4.
Самохвал
55
5.
Седьмой Континент.
48
6.
Копейка. Вся сеть
40
7.
Страна Геркулесия.
26
8.
Рамстор. Вся сеть
21
9.
АБК
20
10.
Петровский
17
11.
Авоська
16
12.
Патэрсон
16
13.
Магнит
16
14.
Продмак
15
15.
МДМ-Виктория. Вся сеть
14
16.
12 месяцев
13
17.
Spar
10
18.
Утконос
9
19.
Продмикс
8
20.
Цезарь-Парк
7
21.
Азбука Вкуса
6
22.
Эконом - Гастроном
6
23.
Metro Cash&Carry
5
24.
Остров
5
25.
Станем Друзьями
4
26.
Ежик Гастроном
4
27.
Алтын
4
28.
Auchan
3
29.
Marktkauf
1
Источник: Оценки РБК, данные компаний




Пример профиля торговой сети
Москва

'КОНТИНЕНТ"
"Седьмой Континент"
Описание компании Год основания
1994
География
Москва
Формат сети
Супермаркет, магазин у дома (convenient store)
Количество магазинов
45
Из них 10 - convenient store 35 - супермаркет
Число ассортиментных позиций
25 000
Из них 16000 - продовольственные товары, 9000 - непродовольственные товары.
Общая торговая площадь, кв. м
2002 - 47000
2003 - 56500
Большинство магазинов расположено в собственных помещениях в отдельно стоящих зданиях.
Количество покупателей в день, тыс. человек
90, 4
Число покупателей за последний год увеличилось на 32%.
Финансовые показатели Оборот, млн.$
1999 - 74,8
2000 - 123,9

2001 - 201,5
2002 - 300,5
2003 - 445
Оборот в % роста к предыдущему году, % роста
2000 - 65,6
2001 - 62,5
2002 - 50
2003 - см.выше
Средняя наценка
5% - социально значимые продукты в рамках программы правительства Москвы, до 50% - на остальные товары (далеко не на все!).
Персонал
Общая численность персонала (включая вспомогательный) 7260 человек Среднее число на один магазин 135
Среднее число персонала на магазин в формате convenient store - 100 Среднее число персонала на магазин в формате супермаркет - 150
Владельцы
Розничную группу "Седьмой континент" контролируют основатель сети Владимир Груздев и бывший председатель правления "Собинбанка" Александр Занадворов.
В мае 2003 была проведена реорганизация "Седьмого континента". Основные владельцы группы Сергей Груздев и Александр Занадворов оформили входящие в нее компании "7К инвест-холдинг", "Седьмой континент" и "Столичные гастрономы" непосредственно на себя и устранили перекрестную схему владения между предприятиями группы. В результате реорганизации владельцем 98,8% акций ОАО "Седьмой континент" станет ЗАО "7К инвест-холдинг". Его акционерами вместо кипрской Admona будет лично Занадворов (50%) и еще два частных лица, которые присутствуют в числе совладельцев "Седьмого" с момента основания сети, - они получат 15%. Остальные акции ЗАО переходят к Владимиру Груздеву и его близким родственникам. Кроме того, Занадворов получил 34,5% ОАО "Столичные гастрономы". Еще 27% акций "Столичных гастрономов" принадлежат компании "7К инвест-холдинг", остальные распределены между родственниками и партнерами Владимира Груздева.
Планы развития
В планы торговой сети "Седьмой континент" входит открытие 60 новых магазинов до 2006 года. В 2004 году объем инвестиций составит $85 млн., общий же объем инвестиций до 2006 составит предположительно $300 млн. по Москве. Первый гипермаркет сети откроется в конце 2004 - начале 2005 года. До 2007 года планируется открыть 5 гипермаркетов в Москве.
В ближайшее время планируется создать дистрибутивный центр в Москве.
Планы регионального развития предполагают строительство гипермаркетов в городах-миллионерах и франчайзинг в формате супермаркет.
Группы "Седьмой континент" в 2004 году планирует вывести одно из своих подразделений на международный фондовый рынок, когда оборот компании достигнет $500 млн.
Дополнения
В магазинах торговой сети "Седьмой континент" имеется дополнительный бизнес в виде пекарен.
"Седьмой континент" имеет 500 поставщиков различных товаров. Число парковочных мест в среднем на один магазин: 30 - convenient store 50 - супермаркет
Главными конкурентами являются Перекресток и Рамстор.
В августе 2003 года ОАО "Седьмой континент" привлек кредиты АКБ "Росбанк" на сумму $20 млн под 9,5% годовых. Поручителем выступило ОАО "Столичные гастрономы" (владелец имущества "Семерки"), сообщается в документах ФКЦБ. В качестве залога ОАО "Столичные гастрономы" внесло оборудование общей стоимостью 144 млн 687 тыс. 249 руб. 86 коп. Средства кредита будут направлены на развитие сети "Седьмой континент". Начало выплат по возврату кредита запланировано на октябрь 2007 г.
Руководство компании
Ильяшенко Галина Игоревна - генеральный директор "Седьмого континента".
Контакты
Телефон: +7 (095) 777-777-9, 337-77-93 Факс: +7 (095) 330-54-04, 933-43-64 www.7cont.ru
Розничные торговые сети по продаже продуктов питания в России
4


РосБизнесКонсалтинг
Департамент консалтинга (research@rbc.ru)


Розничные торговые сети по продаже продуктов питания в России
1


РосБизнесКонсалтинг
Департамент консалтинга (research@rbc.ru)


Розничные торговые сети по продаже продуктов питания в России
1


РосБизнесКонсалтинг
Департамент консалтинга (research@rbc.ru)





СОДЕРЖАНИЕ