СОДЕРЖАНИЕ

Н ПАРНАС-М
Стратегия развития группы мясоперерабатывающих предприятий
Парнас
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИНВЕСТОРАМ
Февраль 2004 г
Содержание:
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ 3
РОССИЙСКИЙ РЫНОК МЯСА И ПРОДУКТОВ МЯСОПЕРЕРАБОТКИ 3
ГРУППА МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПАРНАС 5
Краткая историческая справка 5
Общая информация о бизнесе 5
Конкурентные преимущества группы Парнас 7
Планы на 2004 год 7
ПРИЛОЖЕНИЯ 9
Приложение 1: Финансовые результаты ОАО Парнас-М по итогам 2003 г. и план на 2004 г 9
Приложение 2: Оперативная комбинированная отчетности ОАО "Парнас-М" и ООО "ТД "ПАРНАС" по МСФО за 2003г 10
Отчет о прибылях и убытках 10
Баланс 11
Отчет о движении денежных средств 12
Приложение 3: Анализ результатов деятельности предприятий мясоперерабатывающего и мясного бизнеса группы Парнас в 2003 г 13
Основные положения стратегии развития
Группа мясоперерабатывающих предприятий Парнас (далее - группа Парнас), обладая хорошими стартовыми позициями и динамикой развития, широким набором конкурентных преимуществ и высококвалифицированным менеджментом, ставит своей целью в течение пяти ближайших лет занять лидирующие позиции в России по объемам производства мяса и продуктов мясопереработки.
Совсем недавно известность мясоперерабатывающих предприятий группы Парнас ограничивалась Северо-Западным регионом. Но уже сейчас сырьевые, производственные и сбытовые подразделения группы осуществляют свою деятельность во многих регионах Российской Федерации. Парнас становится компанией национального масштаба и начинает развивать свой бренд на территории всей страны.
Производство колбасных изделий по-прежнему остается основной специализацией Парнаса. Парнас наращивает объемы сбыта качественных сырокопченых колбас и мясных полуфабрикатов, а также усиливает свои позиции в самом массовом сегменте вареных колбас низкой ценовой категории.
Группа Парнас развивается в трех направлениях:
• увеличение объемов выпуска продукции;
• создание заготовительной сети, позволяющей организовать бесперебойное, не зависящее от политической и рыночной конъюнктуры, обеспечение производства отечественным мясосырьем;
• развитие национальной сети дистрибьюции, обеспечивающей реализацию растущих объемов продукции.
Кроме того, развитие собственной заготовительной базы дает возможность Парнасу стать крупным оператором на оптовом рынке мясосырья.
Российский рынок мяса и продуктов мясопереработки.
Сейчас на рынках товаров массового потребления (включая мясо и мясные продукты) в России происходят важные изменения, во многом повторяющие процессы, произошедшие ранее в Западной Европе и идущие сейчас в Восточной Европе и странах Прибалтики.
В настоящий момент и в ближайшем будущем на объем продаж и получаемую производителями мясной продукции прибыль, по нашему мнению, будут влиять следующие факторы:
• рост потребления мяса и продуктов мясопереработки;
• изменение конъюнктуры на рынке мясосырья вследствие введения протекционистских мер;
• усиление конкуренции среди производителей и процессы консолидации, идущие в отрасли;
• усиление влияния активно развивающихся торговых сетей.
В результате общественно-политических изменений последних двух десятилетий и последовавшими за ними общим падением уровня жизни населения потребление мяса и мясных продуктов в России пережило длительный спад. Так, например, если в 1990 году среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов в стране составляло 75 кг., то в 2003 г. оно составило лишь 48 кг. при рекомендуемой норме потребления 78-80 кг.
Начавшийся в 2000 году рост ВВП России отразился на повышении доходов населения, что привело к улучшению качества жизни и к началу восстановления потребления мяса и мясных продуктов. Дальнейший долгосрочный положительный прогноз роста ВВП даёт основание прогнозировать и существенный устойчивый рост спроса на рынках продуктов мясопереработки и мяса.

Предварительные результаты развития рынков мяса и мясных продуктов в 2003 г. подтверждают наметившуюся тенденцию. Так, например, производство колбасы в 2003 году прогнозируется экспертами на уровне 1,2 млн. тонн (рост не менее 12% к 2002 году), причем спрос смещается в сторону более дорогих сырокопченых колбас.
Емкость мясного рынка РФ
9
8
7
6
5
1995
1996
1997 1998
1999 2000
2001
2002 2003 (Прогноз)
Источник:: Институт Аграрного Маркетинга.
Российские эксперты полагают, что достижение докризисного уровня потребления в России произойдет к 2010 году. Даже в развитых странах, несмотря на высокий средний показатель среднедушевого потребления мяса (87 кг), к 2030 году ожидается дальнейшее увеличение этого показателя до 97 кг (+11,5%). Эксперты прогнозируют рост потребления продуктов мясопереработки и мяса к 2010 году на 56% (с 48 кг в 2003г до 75 кг в 2010 г.).
Одна из наиболее острых проблем, стоящих перед отраслью - нехватка российского мясного сырья. В целях стимуляции производства собственного мясосырья Правительство РФ распределило мясные квоты на 2004 год по странам-поставщикам. Результатом распределения стал рост цен на сырьё.
Важнейшими тенденциями, проявившимися в отрасли на данный момент, стали концентрация производства и собственности и значительное усиление конкуренции производителей за доступ к качественному сырью. Так, оценив потенциал рынка производства продуктов питания, крупнейшие в стране финансово-промышленные группы стали скупать предприятия и создавать крупные вертикально интегрированные продовольственные холдинги. Данная тенденция неминуемо приведет к созданию 4-6 больших вертикально интегрированных продовольственных холдингов, контролирующих значительные доли рынка в России.
Также, в качестве нового структурообразующего фактора, следует отметить быстрый процесс формирования в крупных городах России национальных и региональных торговых сетей. Данный процесс характеризуется с одной стороны ростом реализации мясопродуктов, а с другой несет в себе угрозы потери части прибыли и ослабления брендов российских производителей. Эти проблемы появляются вследствие стремления владельцев торговых сетей для увеличения собственной маржи снижать закупочные цены и продавать продукцию под собственными брендами. Вследствие того, что доля рынка, контролируемая сетями, неуклонно повышается и становится значительной, производители часто вынуждены поддаваться оказываемому давлению.
В целом, с учётом указанных выше положительных и отрицательных факторов и тенденций, можно утверждать, что российский рынок мяса и мясных продуктов имеет высокий потенциал и перспективность.

Группа мясоперерабатывающих предприятий Парнас
Краткая историческая справка
ОАО "Парнас-М" ведет свою деятельность с 1983 года. Основанный как один из мясокомбинатов Ленинграда, завод со временем завоевал статус лидера на рынке г. Санкт-Петербурга и всего Северо-Западного региона.
В 1996 г. вокруг мясокомбината начинает концентрироваться сначала региональная, а позже - национальная группа вертикально интегрированных производственных предприятий работающих в сфере мясопереработки, проводится активная реконструкция и специализация предприятий группы.
На сегодняшний момент, предприятия группы Парнас оснащены самым современным оборудованием, головное предприятие сертифицировано по ГОС^ Р ИСО-9001-96, за выпускаемую продукцию получено множество наград, в том числе международных.
В 2003 году группа Парнас путем выпуска облигаций ОАО "Парнас-М" делает важный шаг к открытости, прозрачности и публичности своего бизнеса.
Общая информация о бизнесе
По состоянию на начало 2004 г. группа Парнас - это:
• 9 мясокомбинатов, расположенных в различных регионах России
• торговый дом со сбытовыми отделениями по всей России
• хозяйство по выращиванию крупного рогатого скота
• 3 600 сотрудников;
• совокупный товарооборот в 2003 г. 3 млрд. руб.;
• совокупный объём производства: 123 тонны продукции в сутки (45 тыс. тонн в год);
• совокупный производственный потенциал - более 180 тонн в сутки (около 58 тыс. тонн в год).
Перечень и текущая специализация предприятий группы Парнас приведены в следующей таблице:
Производство Наименование предприятия колбасных
изделий
Производство полуфабрикатов
Производство консервов
Убой скота
Выращивание Дистрибьюция КРС и торговля
ОАО "Парнас-М" +
г. С-Петербург ОАО "Лужский мясокомбинат" + г. Луга, Ленинградская область
+
+
ЗАО "Волховский мясокомбинат"
г. Волхов, Ленинградская область ОАО "Тихвинский мясокомбинат" + г. Тихвин, Ленинградская область
+
+
ОАО "Тверской мясокомбинат" + г. Тверь
ОАО "Мясокомбинат "Тамбовский" + г. Тамбов
ОАО "Мясоптицекомбинат "Первомайский" +
п. Первомайский, Тамбовская область ОАО "Ипатовский мясоптицекомбинат"
п. Ипатово, Ставропольский край ОАО "Мясокомбинат "Готнянский " г. Готня, Белгородская область ООО "Торговый дом "Парнас"
г. С-Петербург ОАО "Рассвет"
п. Ретюнь, Ленинградская область

+ + +
+
+

В совокупности предприятия группы Парнас производят и реализуют полный спектр продуктов мясопереработки и мяса, в ассортименте более 350 наименований.

Динамика роста производства продуктов мясопе ре работки и мяса
54
45
/ >
У

31
39




/




















/


2001 г
2002 г
2003 г
2004 г. (план)
50
40
тыс. тонн 30
20
10
0

Источник: данные ОАО "Парнас-М"
В 2001 г. доля региональных отгрузок продукции Группы Парнас в общей отгрузке составляла 37%, в 2002 г. - 48%. По предварительным данным 2003 г. эта доля превысит 50%.
Согласно исследованиям рынка в 2003 г. (прогноз по итогам 9-ти месяцев) доля продукции группы Парнас в общем объёме продукции, выпускаемой мясоперерабатывающими предприятиями России, составила 4%.
Остальные, 52%

"Микояновский' МК
"Царицыно", 7%
''Останкино МПЗ'', 6%
''Парнас'', 4% 'Омский бекон'', 4% ''Кампомос'', 6%
АПК "Черкизовский", 13%
Источник: Госкомстат РФ, ЗАО "СКРИН", данные ОАО "ПАРНАС-М".
Доли основных производителей на рынке России в 2003 г. (поданным 9 мес.)

На рынке Северо-Запада России группа Парнас по-прежнему лидирует с большим отрывом от своих ближайших конкурентов.
Доли основных производителей на рынке Северо-Запада России в 2003 г. (прогноз поданным 9 мес.)
Предприятия отрасли
2003 г.
ОАО "Парнас-М"
26%
"Эверест^' (Кронштадтский МПЗ)
17%
"Стрелец-СПб"
10%
"Пит-Продукт^'
5%
"Кампомос"
7%
"Микояновский МК"
6%
Прочие
29%

Источник: данные ОАО "ПАРНАС-М".
Конкурентные преимущества группы Парнас
• низкая стоимость переработки, обеспечиваемая за счет:
o расположения в регионах с низкой стоимостью рабочей силы, o специализации заводов на узком спектре продукции, o оптимизации логистических и производственных затрат;
• наличие собственных предприятий по забою и выращиванию скота;
• развитая сбытовая структура, включающая широкую сеть дилеров и дистрибьюторов по всей России;
• сильный, узнаваемый на Северо-Западе и в других регионах России бренд. Парнас будет продолжать формирование национального бренда, обеспечивая лояльность конечных потребителей своей продукции;
• прозрачность и публичность бизнеса. Планы на 2004 год
Стратегические планы развития группы Парнас будут выполнены за счет качественного улучшения структуры управления, улучшения эффективности ведения заготовительной, производственной и коммерческой деятельности, повышения инвестиционной привлекательности бизнеса.
Для этого группа Парнас планирует реструктуризацию своего бизнеса. В ходе реструктуризации будет осуществлен перевод активов всех региональных мясокомбинатов и ООО "Торговый дом ПАРНАС" в ОАО "Парнас-М", а также будет реорганизована система управления бизнесом.
Результатом реструктуризации бизнеса станет единая компания, состоящая из:
• специализированных производственных предприятий, каждое из которых оптимизировано под выпуск определенного вида продукции;
• централизованного заготовительного подразделения, обеспечивающего оптимальную заготовку сырья;
• централизованного сбытового подразделения с развитой филиальной сетью, обеспечивающего эффективный сбыт продукции по всей России;
• логистического подразделения, обеспечивающего транспортировку, промежуточное складирование и хранение сырья и готовой продукции.
Компания E&Y/Law дала следующее заключение о плане реструктуризации группы Парнас: "В целом, консолидация активов мясоперерабатывающих предприятий в одном юридическом лице представляется положительным фактором, который должен устранить раздробленность в участии в капитале и управлении предприятиями, упростить структуру собственности, повысить прозрачность финансовой отчетности предприятия и, в итоге, повысить инвестиционную привлекательность Группы".
В рамках стратегии специализации в 2004 г. завершится перепрофилирование входящих в группу Парнас предприятий мясоперерабатывающей промышленности.
С головного предприятия группы ОАО "Парнас-М" будет выведено производство консервов и полуфабрикатов.
Вторым по мощности в России заводом по производству сырокопчёных колбас планируется сделать Тверской мясокомбинат. На первой производственной линии в Твери уже начался выпуск продукции.
Мясоптицекомбинат "Первомайский" будет специализирован на выпуске наиболее массовой продукции - варёных колбас среднего и нижнего ценового сегментов.
Производство мясных консервов будет сосредоточено на Волховском мясокомбинате.
Тихвинский мясокомбинат будет специализироваться на производстве сосисок.
Лужский мясокомбинат будет специализироваться на производстве полуфабрикатов.
В 2004 году Парнас продолжает развивать программу замещения импортного сырья отечественным. До конца 2004 года в различных регионах России будет завершено формирование широкой сети заготовительных баз, которые будут на 100% покрывать потребности в сырье мясокомбинатов группы. На сегодняшний момент уже около 70% потребностей в сырье покрывается за счет собственных заготовительных баз.
Заготовительные подразделения группы Парнас будут располагаться на ряде региональных мясокомбинатов. В их число входят: Тамбовский, Готнянский, Ипатовский, Лужский и Волховский мясокомбинаты. На этих предприятиях будут работать бойни и обвалочные цеха, в которых будет производиться первичная разделка туш для дальнейшей отправки мясосырья на производственные мясокомбинаты в соответствии с их специализацией.
В 2004 году Парнас продолжит формирование национальной сети дистрибьюции своей продукции.
Приложения
Приложение 1: Финансовые результаты ОАО Парнас-М по итогам 2003 г и план на
2004 г (млн. долларов)
Показатель
2002
2003 (план)
2003 (факт)
2004 (план*)
Выручка
76,9
90,3
93,7
111,0
Валовая прибыль
15,9
17,7
19,1
23,3
Операционная прибыль
3,2
6,3
5,3
12,1
Чистая прибыль
0,7
1,1
1,1
3,9
Активы
40,4
40,3
61,7
78,5
Обязательства
29,3
29,2
48,6
62,7
Собственный капитал
11,1
11,1
13,1
15,8


К-т текущей ликвидности
0,95
2,20
1,55
1,27
К-т срочной ликвидности
0,33
1,31
0,86
0,68
Валовая прибыль/Выручка
20,71%
19,62%
20,38%
21,0%
Операционная прибыль/Выручка
4,20%
6,97%
5,65%
10,89%
Заимствования/Активы
0,41
0,52
0,53
0,51
Заимствования/Ср-ва акционеров
1,48
1,89
2,48
2,55
*-с учетом присоединения ООО "Торговый Дом Парнас" и 8 региональных мясокомбинатов.

Приложение 2: Оперативная комбинированная отчетности ОАО "Парнас-М" и ООО "ТД
"ПАРНАС" по МСФО за 2003г.
Отчет о прибылях и убытках
Наименование статьи
Отчет за 12 месяцев 2003 г., 000 US$
Выручка от реализации Себестоимость реализованной продукции
93 746 (74 637)
Валовая прибыль
19 109
Операционные расходы
(13 817)
Операционная приб^1ль
5 292
Прочие доходы и расходы
391
Расходы по процентам и прочие финансовые расходы
(4 458)
Доходы по процентам и прочие финансовые доходы
99
Приб^1ль до налогообложения и интересов меньшинства
1 324
Налог на прибыль
(233)
Интересы меньшинства
Чистая приб^1ль
1 091

Баланс
Наименование статьи
Фактические показатели на 01.01.04
Активы
Долгосрочные активы
Нематериальные активы Основные средства Долгосрочные инвестиции Чистый отложенный налоговый актив Прочие внеоборотные активы Итого долгосрочных активов
50 13 665 88
13 803
Текущие активы
Товарно-материальные запасы Дебиторская задолженность и предоплаты Краткосрочные кредиты и ссуды в^хданные Прочие оборотные активы Денежные средства и их эквиваленты Итого текущих активов
10 430 26 224 10 725 34 485 47 898
Итого активов
61 701
Обязательства и собственные средства акционеров
Собственные средства акционеров
Акционерный капитал Эмиссионный доход Нераспределенная прибыль Итого собственные средства акционеров
(341) (4 128) (8 643) (13 112)
Интересы меньшинства
-
Долгосрочные обязательства
Чистые отложенные налоговые обязательства Кредиты банков Облигационный заем Итого долгосрочных обязательств
(678)
(16 975) (17 653)
Текущие обязательства
Кредиторская задолженность по основной деятельности
Кредиты банков
Займы полученные
Текущие налоговые обязательства
Прочие текущие обязательства
Итого текущих обязательств
(10 398) (15 563) (399) (3 901) (675) (30 936)
Итого обязательств
(48 589)
Итого обязательств и собственных средств акционеров
(61 701)

Отчет о движении денежных средств
Наименование статьи
Отчет за 12 месяцев 2003 г., 000 US$
Движение денежных средств по основной деятельности
Прибыль до налогообложения и интересов меньшинства
Корректировки по
Амортизация
(Прибыль)/убыток от выбытия основных средств Корректировки для перехода от метода начисления к кассовому методу
Процентные доходы и прочие финансовые до ходы Процентные расходы и прочие финансовые расходы Влияние изменения покупательной способности рубля на остатки по счетам внеоборотного капитала Курсовые разницы
1 324
1 722 (51)
(534) (99) 4 458
0 27
Доход от основной деятельности до изменений оборотного капитала
(Увеличение)/снижение дебиторской задолженности и предоплаты
(Увеличение)/снижение товарно-материальных запасов Увеличение/(снижение) кредиторской задолженности и прочих обязательств
6 847
(8 424) (3 745)
2 516
Денежные средства, (использованные в) полученные от основной деятельности
Налог на прибыль уплаченный Проценты уплаченные
(2 806)
(629) (3 968)
Чистые денежные средства, (использованные в) полученные от основной деятельности
(7 403)
Движение денежных средств по инвестицион.деяетльности
Денежные средства от первоначальной консолидации дочерней компании
Процентные доходы и прочие финансовые доходы Краткосрочные ссуды в^хданные Поступления от продажи основных средств Поступления от продажи долгосрочных инвестиций Приобретение основных средств и нематериальных активов
1
152 (6 256) 356
(1 917)
Чистые денежные средства, использованные в инвестиционной деятельности
(7 664)
Движение денежных средств по финансовой деятельности
Поступление /погашение облигационного займа Эффект от изменения покупательной способности руб. по облигационному займу
Увеличение/(снижение) банковских кредитов и займов
16 975 (1 881)
Чистые денежные средства, полученные от (использованные в) финансовой деятельности
15 094
Воздействие инфляции на денежные средства и их эквиваленты
Чистое увеличение/(снижение) денежных средств и их эквивалентов
Денежные средства и их эквиваленты на начало года
27 458
Денежные средства и их эквиваленты на конец года
485

Приложение 3: Анализ результатов деятельности предприятий мясоперерабатывающего и мясного бизнеса группы Парнас в 2003 г.
Консолидированная выручка в 2003 году составила 93,7 млн. долл., увеличившись на 21,8% по сравнению с 2002 годом, что превышает плановые показатели на 4,4%. Предприятие характеризуется высокими темпами роста выручки, прогнозируемая выручка на конец 2004 года будет практически в полтора раза большей, чем за 2002 год
Операционная прибыль за анализируемый период возросла на 2,1 млн. долл. до 5,3 млн. долл. Это ниже плана на 1,0 млн. долл., что, прежде всего, объясняется опережающим ростом коммерческих расходов, связанных с развитием дистрибьюторской сети. Рост чистой прибыли компании составил 48% по сравнению с предыдущим годом или 1,1 млн. долл., что соответствует планам на 2003 год.
Анализируя динамику балансовых показателей, необходимо отметить, что рост активов компании происходил более высокими темпами, чем увеличение объемов реализации. Это также сказалось на коэффициенте текущей ликвидности, который существенно вырос с 0,95 (2002 год) до 1,55 (2003 год), но не смог достичь запланированного уровня в 2,20. Данная ситуация вызвана тем, что развитие компании в 2003 году во многом определялось изменениями на рынке мясосырья.
В связи с вводом с 1 апреля 2003 г. правительством Российской Федерации квот на импорт мяса и необходимостью закупок на рынке отечественного сырья началась реализация программы по формированию источников гарантированных поставок российского сырья.
В результате предпринятых шагов по организации заготовительных баз, доля российского сырья к концу года в общем объеме поставок составляла до 70%. При этом слабо развитая инфраструктура производства и острый недостаток оборотных средств российских сельхозпроизводителей потребовали выделения дополнительных средств для обеспечения закупок сырья. Активная работа с отечественными поставщиками позволила увеличить валовую рентабельность до 20,4%, при плане - 19,6%.
Неопределенность размера квот на импорт мяса в 2004 году (утверждение ожидается в феврале 2004 года) заставила компанию существенно увеличить размер страхового запаса на конец 2003 года до 9,9 млн. долл.
Наличие системы гарантированных поставок сырья в настоящее время становится важным конкурентным преимуществом среди предприятий мясопереработки. Появляются дополнительные возможности по увеличению доли продукции предприятия на рынке. В 2003 году существенно увеличилась доля продаж за пределами Северо-Западного региона РФ, достигнув 60%. Потенциал проникновения на региональные рынки потребовал создания широкой сети региональных дистрибьюторов, обеспечивающих близость к конечному покупателю и представленность продукции на рынке. Потребность в обеспечении большого количества региональных складов необходимыми объемами и ассортиментом продукции привела к увеличению текущих активов компании и некоторому замедлению их оборачиваемости.
Потребность в финансировании оборотных средств дистрибьюторской и заготовительной сети привела к тому, что предприятию пришлось увеличить сумму привлеченных заемных средств, и сказалось на показателях финансовой устойчивости.
В 2003 году продолжилась модернизация производства. Были введены в действие линии вакуумной и газовой упаковки продукции. Данная технология позволяет значительно увеличить сроки реализации мясопродуктов, создавая условия продвижения продукции на региональных рынках.
В целом рост активов компании за 2003 год составил 21,4 млн. долл. или 53%. Вместе с тем, улучшилась структура пассивов компании. Доля долгосрочных обязательств в общей сумме обязательств достигла 36%. Это произошло благодаря размещению в марте 2003 года группой Парнас облигационного займа.
Данные изменения создают основу для дальнейшего стабильного развития и повышения конкурентоспособности компании на национальном рынке мясопродуктов.
6


2


60


7





СОДЕРЖАНИЕ