СОДЕРЖАНИЕ














ТЕСТИРОВАНИЕ
ВКУСОВЫХ КАЧЕСТВ И ЭТИКЕТОК РАЗЛИЧНЫХ МАРОК ПИВА



(Аналитический отчет по результатам фокус-группы)


















Москва 2001







СОДЕРЖАНИЕ



1. МЕТОДИКА ПОДБОРА РЕСПОНДЕНТОВ И ПРОВЕДЕНИЯ ФОКУС-ГРУПП
* Общая информация
* Состав фокус-групп

2. ПОТРЕБЛЕНИЕ ПИВА: ПОВОДЫ, ВКУСОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ, ПРИНЦИПЫ ВЫБОРА
* Ассоциации с "хорошим пивом"
* Поводы для употребления пива
* Вкусовые предпочтения респондентов
* Особенности покупательского поведения потребителей пива

3. ТЕСТИРОВАНИЕ ВКУСОВЫХ КАЧЕСТВ ПИВА: ЗАКРЫТАЯ И ОТКРЫТАЯ ДЕГУСТАЦИИ
* Сравнительная оценка потребительских качеств различных марок пива при закрытой дегустации
* Сравнительная оценка потребительских качеств различных марок пива при открытой дегустации
* Сравнение результатов открытого и закрытого тестирования
* Представления респондентов о ценах на различные марки пива

4. ОЦЕНКА ЭТИКЕТОК РАЗЛИЧНЫХ МАРОК ПИВА
* Общая оценка этикеток тестируемых марок пива
* Тестирование этикеток марок пива Заказчика

5. О ВОЗМОЖНЫХ СТРАТЕГИЯХ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ПИВА ЗАВОДА "Х"

6. ПРИЛОЖЕНИЯ
* Расшифрованный текст фокусированного группового интервью
* Сценарий фокусированного группового интервью
* Анкета участника
* Таблицы

1. МЕТОДИКА ПОДБОРА РЕСПОНДЕНТОВ И ПРОВЕДЕНИЯ ФОКУС-ГРУПП

??ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Тестирование вкусовых качеств и этикеток пива осуществлялось в Москве 19 апреля 2001 г. в форме фокусированного группового обсуждения. По заранее разработанному сценарию и под руководством опытного модератора была проведена одна фокус-группа. Участники исследования ответили также на вопросы анкеты1.

???СОСТАВ ФОКУС-ГРУПП
В число респондентов входили мужчины в возрасте от 35 до 45 лет, отвечающие следующим характеристикам:
- покупающие пиво по цене не выше 10-12 рублей за 0,5 литровую бутылку;
- постоянно проживающие в Москве не менее 3 лет;
- не занятые в производстве и продаже пива;
- не являющиеся сотрудниками рекламных и маркетинговых служб или журналистами.

Средний возраст участников фокус-группы составил - 42,3 года

3. ПОТРЕБЛЕНИЕ ПИВА: ПОВОДЫ, ВКУСОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ, ПРИНЦИПЫ ВЫБОРА

???АССОЦИАЦИИ С ХОРОШИМ, КАЧЕСТВЕННЫМ ПИВОМ
Для выявления ассоциаций с хорошим пивом участникам дискуссий было предложено записать те образы, которые приходят им в голову при словах "хорошее пиво" (см. табл.№ 1). Всего было приведено более 20 ассоциаций.
Таблица № 1.
Ассоциации с "хорошим пивом"
(N- число упоминаний)

Ассоциации с "хорошим пивом"
Число упоминаний
Холодное
3
Светлое
3
Пенистое
2
Хорошее впечатление, удовлетворение
2

Также участниками фокус-групп были названы по одному разу следующие ассоциации с хорошим пивом: янтарное, расплавленный янтарь; густое, хорошее настроение, прозрачное, не горькое, без привкуса жженого сахара, не темное, под хорошую закуску (рыба, вобла), прохладный водопад, после работы дома или в баре сделать первый глоток холодного бочкового свежего светлого пива, свежее, бочковое, полный насыщенный вкус, спокойствие, Гессер, Бавария, Золотая бочка.

???ПОВОДЫ ДЛЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПИВА
В ходе дискуссий респондентами были названы различные поводы, наилучшим образом подходящие для употребления пива.
Пиво рассматривается как универсальный спиртной напиток, подходящий как для повседневного употребления
- вечером дома, после работы
Хорошо пить дома, после работы...
Конечно, вечером хорошо пива выпить...
- для расслабления;
Для расслабления...
Успокаивает, стресс снимает...
- под хорошую закуску, как элемент обеда или ужина;
Пиво с рыбой или воблочкой хорошо...
Хорошее пиво хорошо всегда. И до еды, и во время и после еды...
- для утоления жажды;
Для пива обязательно жажда должна быть. И тогда оно прямо само идет...
- после физической нагрузки.
Пиво хорошо после хорошей спортивной нагрузки... После парилки...
- просто так, без всякого повода;
Пиво и в одиночку просто так выпить можно. Вот водку в одиночку пить не будешь...

так и для встреч с друзьями.
С друзьями лучше... В компании... Одному пиво пить как-то не интересно...
В одиночку я больше бутылки не выпью, неинтересно. А вот в компании, за столом это совсем другое - могу много пива выпить...

Интересно, что многие респонденты предпочитают не мешать пиво с едой, а употреблять его отдельно.
Выпить стакан пива, а потом поесть. И потом снова пива.... Либо пиво, либо кушанье...
Да пиво с едой лучше не мешать...
С едой действительно пиво плохо...

В целом практически все участники согласились с тем, что пиво пьют не столько для того, чтобы опьянеть, сколько просто для получения удовольствия от самого процесса.
Для времяпрепровождения... Пиво - слабоалкогольный напиток, поэтому пьют его долго. Водки можно быстро выпить стакан и все... Тут процесса нет. А есть только результат. А с пивом иначе - само употребление пива, с рыбкой, креветками или чем-то там еще и есть и процесс, и результат...

По поводу того, каким напитком является пиво - мужским, женским или демократичным - мнения разделились. Одни респонденты полагают, что пиво это преимущественно мужской напиток, который не всегда удачно подходит образу женщины.
Мужской напиток... Пиво это процедура тонкая... Когда женщина этим занимается, она как-то ставит себя в неловкое положение... Пиво надо пить долго, пить много... Женщина с пивом, также как женщина с сигаретой. Если это недолго, то ничего... А если долго, то уже не то... Конечно, где-нибудь в баре женщина вполне может пить пиво. А вот, например, на ходу... Идти и пить пиво - для женщины это как-то не то...
Пиво надо много пить... И вот если женщина пьет много пива, потом соответствующий процесс...

Другие заметили, что в последние годы пиво превратилось в демократичный напиток, любимый как мужчинами, так и женщинами.
Пиво стало демократичным напитком. Сейчас женщины стали пить его гораздо больше и чаще....
Женщины, особенно молодые, пьют много пива...


Пиво рассматривается большинством участников фокус-группы в качестве одного из самых "демократичных" спиртных напитков, которые можно пить практически по любому поводу и без повода, как мужчинам, так и женщинам. Употребление пива это, прежде всего, приятный процесс, а не стремление быстро достичь опьянения.



???ВКУСОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ

Светлое или темное
Все участники фокус-группы предпочитают светлое пиво.
Я люблю пиво светлое... Темное пиво вообще не пью...
Только светлое...
Я всегда пью светлое...
Некоторые мужчины иногда пьют и темное пиво, но редко. По мнению респондентов, многие женщины (особенно среднего возраста) нередко предпочитают темное пиво светлому.
Совсем молодые женщины пьют светлые сорта, а постарше предпочитают темное пиво...
Жена пьет иногда, но только темное...

Отечественное или импортное
Участники фокус-группы хорошо знакомы с отечественными производителями пива. По их мнению, качественную продукцию предлагают следующие производители:
Очаковское и Балтика - стабильные марки пива...
Клин, Хамовники, Тверь - хорошие...
Рязанское очень хорошее...
Хамовническое пиво хорошее...
Ивановская пивоварня хорошая...
Резко отрицательную оценку получило пиво Бадаевского завода.
Бадаевское пиво очень плохое...
Бадаевское - просто дерьмо...
По поводу остальных производителей мнения разделились. Кому-то не нравится пиво Афанасий, кому-то - пиво разных провинциальных заводов.
А я Афанасий не люблю. Там прямо вкус жженого сахара, так это неприятно...
Иваново, Кострома, Ярославль мне не нравятся...

В процессе дискуссии Останкинский завод не был назван респондентами самостоятельно, но после подсказки они сказали, что его пиво весьма неплохое. Однако, по мнению многих опрошенных, пиво Останкинского завода за последние годы стало заметно хуже.
Я, например, раньше Останкинское любил. Оно хорошее было несколько лет назад, а теперь горчит...
Вот я года четыре пробовал останкинское пиво - очень хорошее... Я его и пил какое-то время с удовольствием. А потом чего-то с ним стало. Я его периодически покупаю, но не могу сказать, что сейчас оно мне очень нравится...
Вот Останкинское и Бадаевское были хорошими... Сейчас они ушли куда-то...
Следует отметить, что подобная ситуация снижения качества пива типична для многих производителей. Особенно ярким примером этому является пиво Балтика.
Балтика очень крепленое пиво. В нем один спирт и ничего нет пивного. Оно просто никакое. Когда марка начиналась, пиво было хорошее. А сейчас все хорошее, все живое, что в пиве быть должно, перебивается...
Балтику всегда пил, но она испортилась...

В целом, респонденты вполне удовлетворены качеством отечественного пива.
У нас много хорошего пива...
Наше пиво неплохое, научились делать...
Многие предпочитают отечественное пиво импортному не только из-за более благоприятной цены, но и из-за вкусовых качеств.
Я тоже наше пиво уважаю... Привык к нашему. Импортное пьешь, ну вроде вкусно, но это не совсем пиво...
Импортное оно какое-то нечеткое, менее живое что ли...
У потребителей отсутствует стереотип "импортное значит хорошее". Они оценивают имеющиеся на рынке марки пива, прежде всего, по факторам вкуса и соотношения цены и качества продукта.
А мне нравится все пиво и побольше. А что касается отечественного и импортного - оно действительно разное. Иногда хочется одного, иногда другого. Иногда очень хочется Портера выпить...
Однако, некоторые респонденты считают импортное пиво более надежным продуктом, не преподносящим потребителю неприятных сюрпризов. По их мнению, про отечественные марки такое не всегда можно сказать.
Импортное пиво- гарантированно никаких последствий и со вкусом не ошибешься. Что есть, то есть... А у нас как бывает. Увидел пиво, прочитал, думаешь, судя по всему должно быть нормальное пиво, а там такое... И вода, и спирт чувствуется...

Самое яркое вкусовое впечатление от пива
Интересно, что на участников фокус-групп самое яркое впечатление произвели различные марки темного пива. Респонденты отметили, что их поразила необычная вкусовая гамма этих напитков.
Афанасий темное. Первый раз попробовал, необыкновенный вкус...
Тверское Праздничное... Это совсем темное-темное пиво... Вкус настолько необычный...
Из марок светлого пива, запомнившихся своими удивительными качествами, было названо только Останкинское Юбилейное.
Останкинское Юбилейное. Так в нем все сочеталось и бархатность какая-то, и правильная крепость и все остальное...

Какого пива не хватает на московском рынке
Респонденты отмечали, что сегодня на московском рынке представлено огромное количество сортов и марок пива. В советские времена любители этого напитка о таком разнообразии даже не мечтали.
Раньше, 20 лет назад, у нас какие советские сорта были - бутылочное и разливное... И больше ничего не было. И это был праздник, когда доставали чешское пиво. Немецкое очень редко было и польское... А сейчас даже наше пиво все палатки забило, видов тридцать...
Однако чего действительно не хватает потребителям, так это живого непастеризованного или неосветленного пива.
Раньше пиво было - хранить там три, пять... до семи дней... Сейчас этого нет. Сейчас все с консервантами. До 2-3 лет пиво хранится. Это уже не пиво... Вот такого пива хочется...
Очень хочется неосветленного пива...


???ОСОБЕННОСТИ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПИВА
При выборе пива участники фокус-группы следуют двум основным моделям:
1. Приобретение известных марок пива.
2. Апробация новых марок пива.

Знакомые и новые марки
Знакомые марки, как правило, приобретаются для встречи с друзьями.
Если настроен выпить пива со своими друзьями, то лучше знакомые марки...
Новые марки пива нередко покупаются для сравнения и на пробу для личного употребления.
А если себе взять бутылочку, то можно и новое попробовать...
Когда пьешь новое пиво - всегда получаешь удовольствие. Либо от того, что оно хорошее. Либо от того, что твое привычное обычное пиво на фоне нового хорошее...
Разные марки пробую. Выбираю как бы ценовую категорию, а потом в ней пробую...

Иногда потребитель вынужден пробовать новые марки потому, что его любимое пиво стало хуже качеством.
Пьешь какую-то марку постоянно. Когда оно начинает портиться, начинаешь пробовать новые марки...

Бывает, что в процессе совместного употребления пива респонденты открывают для себя новые марки.
Еще иногда бывает, что пьешь пиво с друзьями, а каждый из них любит разные марки. Вот и получается: "Вась, попробуй это, Петь, попробуй это..." Получается, что так и пробуешь новые марки...

Источники информации о пиве.
Основным источником информации о новых марках и сортах пива являются разговоры с друзьями и знакомыми.
Да от друзей узнаю... Встречаешься, говоришь: "Ну чего возьмем?" Кто-то говорит: "Я вот это пробовал, понравилось"...
Некоторые участники фокус-группы узнают про новые марки из рекламы.
А я нередко после рекламы покупаю. Вот, помню, началась года два назад реклама пива Бочкарев. Пива нигде нет, а реклама активная идет. Так захотелось попробовать... Что за пиво? Было интересно... Я его купил...

Принятие решения о выборе марки пива
Принятие решения о покупке пива не является чьей-то жесткой прерогативой. Если пиво покупается компанией, то либо каждый выбирает любимую марку, либо после обсуждения принимается общее решение.
Если с друзьями идем - каждый для себя выбирает то, что ему нравится...
Зависит от коллектива. Если человек предлагает - возьмем вот это, я его знаю, я соглашаюсь, мне интересно. Меня спрашивают - я рекомендую. Если уж совсем не сошлись - мне предлагают, а я не люблю это пиво, тогда каждый себе выбирает сам...
Если пиво покупается для семейного употребления, то обычно покупатель знает вкусы своих близких и покупает то, что они любят.
Мне домашние доверяют покупку пива...
Покупаю себе одно, жене другое..
Примерная схема принятия решения о покупке пива продемонстрирована на рис. 1.

Принципы выбора пива
Обращает на себя внимание тот факт, что респонденты практически не испытывают страха перед поддельным или некачественным отечественным пивом. Вероятно, это связано с невысокой ценой этого напитка (по сравнению с другими алкогольными напитками). Поэтому неудачная покупка оставляет лишь незначительные неприятные ощущения, но не формирует устойчивых опасений. Такая позиция потребителя подталкивает его к тому, чтобы регулярно пробовать новые марки пива.
На пиве проколоться не страшно. Ну купил ты бутылку за 10, 12, 15 рублей... Это не деньги... За 25 рублей это да, уже подумаешь...
Один раз любое можно попробовать...
Вероятно, из-за отсутствия серьезного страха перед подделкой, у респондентов не существует каких-то особых рецептов выбора хорошего качественного пива. Тем не менее при покупке пива они обращают внимание на следующие его характеристики:
* адекватная цена;
На цену смотрю, чтобы не очень дешевое, но и не очень дорогое...
Дорогие марки, конечно, хорошо. Но каждый день их себе особо не позволишь... Совсем дешевое не беру, выбираю по средней цене...
* цвет;
Еще смотрю светлое или темное...
Я пью пиво светлое... Темное пиво вообще не пью...
.Рисунок 1.

БАЗОВАЯ СХЕМА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ПОКУПКЕ ПИВА


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОВОДА ДЛЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПИВА
(личное или в компании)


ВЫБОР ТОРГОВОЙ ТОЧКИ



ПОИСК ЗНАКОМОГО ПИВА ВЫБОР НОВОЙ МАРКИ ПИВА

??????

ВЫБОР ВЫБОР ВИЗУАЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
ОПРЕДЕЛЕННОГО ОПРЕДЕЛЕННОЙ АССОРТИМЕНТА
ПРОИЗВОДИТЕЛЯ МАРКИ


ВЫБОР ВЫБОР ПЕРВИЧНЫЙ ОТБОР
ПИВА ИЗ ЕГО КОНКРЕТНОГО ПОНРАВИВШИХСЯ
АССОРТИМЕНТА ПИВА БУТЫЛОК



СБОР ИНФОРМАЦИИ


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ

ТЕСТИРОВАНИЕ ВНЕШНЕГО
ВИДА И УПАКОВКИ

ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
НА ЭТИКЕТКЕ

КОНСУЛЬТАЦИИ
ПРОДАВЦА ИЛИ ЗНАКОМЫХ


ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР
МАРКИ

*
градус, крепость;
Я на градус смотрю. Если больше 6%, то уже не беру его...
* экстрактивность;
Чем экстрактивность его больше, тем лучше... Тем пиво серьезнее...
* плотность;
Хорошо, когда у него плотность высокая...
* качество воды;
Очень много зависит от качества воды...
* отсутствие зерновых добавок;
Обычно я беру пиво без добавок. Где только чистый хмель, солод, вода... Если там есть какие-то зерновые добавки, это мне почему-то не нравится...



Все участники предпочитают отечественное светлое пиво. При этом они употребляют как знакомые, так и новые марки пива. Проверенные марки, как правило, покупаются для компании друзей. Новые марки приобретаются на пробу либо просто ради любопытства, либо в рамках сознательного поиска наиболее подходящего вкуса, либо по совету друзей и знакомых.
Покупка пива - весьма демократичный процесс, при котором, чужое мнение не навязывается. В случае расхождения вкусовых предпочтений приобретаются различные марки пива.
Потребители пива не очень опасаются подделок, так как цена этого напитка не высока.
При покупке пива респонденты в первую очередь обращают внимание на цвет, цену, градус, плотность, отсутствие зерновых добавок.



3. ТЕСТИРОВАНИЕ ВКУСОВЫХ КАЧЕСТВ ПИВА:
ЗАКРЫТАЯ И ОТКРЫТАЯ ДЕГУСТАЦИИ

???СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КАЧЕСТВ РАЗЛИЧНЫХ МАРОК ПИВА ПРИ ЗАКРЫТОЙ ДЕГУСТАЦИИ
Для определения вкусовых характеристик пива участникам дискуссий было предложено так называемое закрытое тестирование. Респонденты продегустировали светлое пиво одной плотности от четырех разных производителей, не зная о том, от кого именно было та или иная марка пива.
В результате были протестированы следующие марки пива:
- Клинское светлое
- Балтика N 3
- Ярпиво
- Останкинское
- Останкинское классическое
- Московское

Отдельно участникам было предложено продегустировать Останкинское крепкое.

Общие результаты закрытого тестирования вкуса различных марок пива приведены в таблице 4.2
Таблица № 2.
Оценка вкуса марок пива
(оценка вкуса в баллах)

МАРКИ ПИВА
ВСЕГО
Балтика
5,5
Ярпиво
5,1
Клинское
4,8
Останкинское Светлое
4,5
Останкинское крепкое
4,5
Московское
3,6
Останкинское непастеризованное
3,6
N (чел)
8

Примечание: Оценка вкуса пива осуществлялась по 10-балльной системе, где
"1" - самый худший вкус, "10" - самый лучший вкус.
(?Лучшим было признано пиво "Балтика N 3" - 5,5 балла. На втором месте - Ярпиво - 5,1 балла. На третьем месте "Клинское Светлое" - 4,8 балла.
Самую низкую оценку получили марки "Московское" и "Останкинское Крепкое" - по 3,6 балла.

В закрытом тесте именно вкусовые качества представленных марок пива определяли прожективное покупательское поведение респондентов. В таблице 3 приведены данные о том, какие марки участники дискуссий готовы купить.
Таблица № 3.
Готовность к покупке марок пива
(% от опрошенных)


Москов ское
Ярпиво
Останкино Светлое
Клинское
Останкино
непаст.
Балтика
Останкино крепкое
Да, определенно
-
25
-
-
-
-
-
Да, скорее всего
13
38
38
25
25
63
25
Скорее нет
63
38
38
63
13
13
38
Определенно нет
13
-
13
-
38
13
13
Не знаю
13
-
13
13
25
13
25
N (чел)
8
8
8
8
8
8
8

(?В целом по итогам фокус-группы больше всего респондентов желали бы купить Балтику и Ярпиво (по 63% опрошенных заявили о той иди иной степени готовности приобрести именно эти марки пива).
Меньше всего нашлось желающих купить пиво "Московское (13 %).

Рассмотрим более подробно, какую оценку дали респонденты вкусовым характеристикам различных марок пива.

??ОСТАНКИНСКОЕ СВЕТЛОЕ
Останкинское Светлое практически не вызвало критических замечаний со стороны респондентов. Они отметили насыщенные вкус и аромат этой марки,
Я бы купил, аромат, вкус насыщенный...
ассоциации с живым пивом.
Это пиво лучше Московского, не такое горькое. Но, может, отчасти срабатывает стереотип "живое пиво лучше". Не скажу, что мне этот вкус нравится, но похоже на живое пиво...
Один из участников фокус-группы узнал в этом тесте Останкинское Светлое.
Пиво понравилось, похоже на Останкинское светлое с черной этикеткой...

??ОСТАНКИНСКОЕ НЕПАСТЕРИЗОВАННОЕ
По ходу обсуждения многие респонденты с удовольствием вспоминали Останкинское непастеризованное пиво, подчеркивая его необычный приятный вкус. Однако во время тестирования в адрес этой марки прозвучали только негативные оценки. Пиво показалось горьким, с неприятным привкусом.
Оно было с привкусом каким-то...
Пиво довольно горькое и при этом довольно слабое. Оно мне не показалось... Надо еще на последствия смотреть...
Это пиво хуже всех, двойку ему поставил...

??МОСКОВСКОЕ
Пиво Московское не понравилось респондентам. Несмотря на то, что некоторым участникам оно напомнило любимое Останкинское прошлых лет,
Когда первое пиво пьешь, всегда впечатления несколько лучше... Горьковатое, но напомнило прошлое Останкино...
пиво показалось слабеньким и безвкусным.
Мне показалось безвкусным...
Пиво мне не понравилось... В нем мало экстрактивных веществ.
Пиво слабенькое и слишком водянистое...
Поставил ему троечку и не стал бы покупать...

??КЛИНСКОЕ СВЕТЛОЕ
Интересно, что один из лидеров вкусового тестирования пиво Клинское не вызвало особых высказываний со стороны респондентов. На многих участников оно не произвело особого впечатления.
Пиво - ни то, ни се...
Некоторым респондентам Клинское показалось слишком кислым.
Пиво кисловато, привкус кислоты, а это навевает мысли, что для желудка такое пиво не очень хорошо... Вкус как бы похуже...

??БАЛТИКА N 3
Лидирующая марка Балтика получила в основном сдержанно положительные отзывы опрошенных.
Вроде тоже неплохое пиво...
Неплохое пиво...
Кому-то оно его вкус показался не самым приятным, но знакомым.
Очень знакомый вкус, этот привкус немного затхлой воды не самый приятный. Но зато вкус знакомый, я знаю, что по последствиям оно нормальное, поэтому поставил неплохую оценку. Хотя вкус и не очень...

??ЯРПИВО
Одним респондентам это пиво понравилось своим нейтральным мягким вкусом, напоминающим Балтику 3 или импортные марки.
Пиво близко к Балтике 3, синтетическому импортному пиву. Очень его приятно пить. Оценка хорошая. Это такое пиво, с которым не ошибешься...
Другим пиво Ярпиво показалось слишком жидким, ненасыщенным.
Второе не понравилось. Оно показалось жидким...

??ОСТАНКИНСКОЕ КРЕПКОЕ
Останкинское Крепкое явно выделялось из всех остальных продегустированных марок пива. Оно показалось необычным практически всем участникам фокус-группы. Несмотря на то, что такой сорт пива не является популярным среди респондентов, многие заинтересовались вкусом Останкинского Крепкого и захотели попробовать его еще раз.
Оригинальное, очень интересное пиво, но я его не очень понял. Купил бы его хотя бы для того, чтобы попробовать его еще раз и в другом количестве, чтобы ощущения сравнить...
Такое пиво я вообще-то не пью. Очень оригинальное, очень резкое... Не знаю, к нему, наверное, надо привыкнуть...
Это пиво надо как-то прочувствовать. Оно вроде как из горьких, но эта горечь убрана как бы... Хотя какая-то примесь здесь есть...
Не понравилась эта марка нескольким участникам, не удовлетворенным присутствием спирта в пиве.
А это пиво не нравится, видно, что спирт в него добавлен...


???СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КАЧЕСТВ РАЗЛИЧНЫХ МАРОК ПИВА ПРИ ОТКРЫТОЙ ДЕГУСТАЦИИ
Для определения вкусовых характеристик различных марок пива и оценки их упаковок участникам дискуссий было предложено так называемое открытое тестирование. Респонденты продегустировали те же марки пива. Однако на этот раз им демонстрировались бутылки. При этом Пиво Заказчика было представлено тремя разными марками. В ходе открытого тестирования оценивались следующие марки:
- Клинское светлое
- Балтика N 3
- Ярпиво
- Останкинское
- Останкинское классическое
- Московское
Отдельно участникам было предложено продегустировать Останкинское Крепкое.

В таблице 4 приводятся общие результаты открытого тестирования различных марок пива.
(??При открытом тестировании лучший средний балл получило пиво Клинское - 5,5 балла. На втором месте оказалось Останкинское Светлое - 5,1 балла. На третьем месте - Балтика - 5,0 балла.
(??Низший средний балл получило Останкинское непастеризованное (3,5 балла).
Таблица № 4.
Оценка вкуса марок пива
(оценка вкуса в баллах)

МАРКИ ПИВА
ВСЕГО
Клинское
5,5
Останкинское Светлое
5,1
Балтика
5,0
Московское
4,6
Останкинское крепкое
4,1
Ярпиво
4,0
Останкинское непастеризованное
3,5
N (чел)
8

Примечание: Оценка вкуса пива осуществлялась по 10-балльной системе, где
"1" - самый худший вкус, "10" - самый лучший вкус.

Рассмотрим, какие из предложенных марок пива респонденты готовы купить (см. Табл. 5).

(?По результатам открытого теста больше всего респондентов заявили о своей возможной покупке трех марок пива - Балтики, Клинского и Останкинского Светлого (по 75%).
(?Никто из респондентов не захотел купить Останкинское Непастеризованное.

Обращает на себя внимание тот факт, что при открытом тестировании ни один из респондентов не заявил о своем уверенном желании приобрести ту или иную марку пива. Все оценки покупки были приблизительны ("да, скорее всего купил бы").
Таблица № 5.
Готовность к покупке марок пива
(в % от числа ответивших) 3


Москов ское
Ярпиво
Останкино Светлое
Клинское
Останкино
непаст.
Балтика
Останкино крепкое
Да, скорее всего
50
13
75
75
-
75
13
Скорее нет
38
63
-
25
75
13
38
Определенно нет
-
13
-
-
-
13
13
Не знаю
13
13
25
-
25
-
38
N (чел)
8
8
8
8
8
8
8


Рассмотрим более подробно, какую оценку дали респонденты вкусу различных марок пива.4

??ОСТАНКИНСКОЕ СВЕТЛОЕ
При открытом тестировании Останкинское Светлое не вызвало критических замечаний со стороны респондентов. Им понравились вкус и крепость этой марки, высокая плотность и насыщенность экстрактивными веществами.
Самое лучшее пиво Останкинское Светлое... И вкус, и крепость...
Останкинское Светлое мне понравилось больше всего...
Мне понравилось Останкинское Светлое потому, что у него плотность повыше и насыщенность экстрактивными веществами...
Особо было отмечено, что в данном пиве удачно сочетаются хорошие вкусовые качества и низкая цена.
Да к тому же и чисто из меркантильных расчетов если исходить, оно по Москве вообще по 7,50 было...

??ОСТАНКИНСКОЕ
Большинству респондентов Останкинское показалось средним пивом без каких-то ярких достоинств. По вкусовым качествам оно сильно проигрывает тому Останкинскому пиву, которое люди помнят по прошлым годам.
Что касается Останкинского пива, то тоже неплохое...
Останкинское светлое неплохое пиво, но не сравнить со старыми впечатлениями...
Некоторые участники фокус-группы отметили, что Останкинскому присущ свой необычный вкус, отличающий его от других марок пива. Однако это мало кому понравилось.
У Останкинского пива есть свой ярко выраженный останкинский вкус... Его на 100% ни с чем не спутаешь... У них есть определенный вкус. Это пиво другое... Мне скорее нравится. Другое по сравнению с Клинским, Рязанским, Тульским и другими российскими заводами... Они все приблизительно одинаковые... Останкинское принципиально отличается по вкусу...
Большинство опрошенных не оценило вкусовых достоинств этой марки.
Останкинское мне не понравилось. Какой-то вкус есть, но не мой...

??КЛИНСКОЕ СВЕТЛОЕ
Интересно, что Клинское Светлое - лидер открытого тестирования, не получило особо положительных оценок. Было отмечено, что оно слабое, практически безвкусное, напоминающее скорее легкий игристый напиток, чем пиво5.
Балтика и Клинское Светлое я бы назвал не пивом, а шампанским... Это очень легкие марки... Легкие игристые напитки... Это не пиво, но я люблю их пить потому, что это приятно, все равно, что шампанское в розлив... Не знаю, как точнее объяснить...
Некоторые участники признали, что высоко оценили Клинское пиво потому, что часто его пьют.
Мне понравилось Клинское потому, что я его пью...

??БАЛТИКА N 3
Аналогичные оценки были высказаны в адрес Балтики: слабое, без особого вкуса, но привычное и стабильное.
Балтика - пиво стабильное, но особого вкуса не имеет..
Балтика - вообще никакая...
Клинское, Ярпиво, Балтика - одного типа пиво, ничего такого, слабенькое...

??ЯРПИВО
Ярпиво не очень понравилось респондентам, показалось слабеньким,
Ярпиво слабенькое...
с неприятным запахом.
Ярпиво я не очень высоко оценил за запах неприятный...

??ОСТАНКИНСКОЕ КРЕПКОЕ
Больше всего высказываний было зафиксировано в адрес Останкинского Крепкого. Такого рода пиво является непривычным для респондентов, предпочитающих легкие светлые сорта. Однако этот факт не помешал им оценить интересный и оригинальный вкус Останкинского Крепкого. По мнению опрошенных, эта марка является одной из лучших в категории крепкого пива.
Крепкое оно и есть крепкое, но вообще нормальное. Гораздо лучше "девятой" Балтики...
Вообще из всех марок крепкого пива, которые я пил, Останкинское крепкое - лучшее. Даже лучше бельгийского и других импортных...
Действительно у Останкинского Крепкого горечь незначительная, неплохое пиво...
Крепкое пиво это отдельный разговор. Если бы оно было на градус-полтора меньше, я бы его иногда брал потому, что оно имеет очень интересный и оригинальный вкус...
Останкинское Крепкое - не знаю - брать или не брать. В принципе оно необычное, гораздо лучше других крепких пив...

Участники фокус-группы подчеркивали, что для употребления Останкинского Крепкого нужна соответствующая ситуация.
Останкинское Крепкое все зависит от ситуации. Конечно, после бани или тренировки, когда жажду надо утолить, я Светлое выпью. А там под мясо, когда все за столом водку пьют, а я нет, тут Крепкое хорошо пойдет.
Под него ситуация нужна...

Безусловно, нашлись и такие респонденты, которые не приемлют вкус крепкого пива.
Оно все-таки тянет в сторону темного... Мне это не нравится. Я такой вкус не люблю...
Самое плохое для меня это Останкинское крепкое...


???СРАВНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОТКРЫТОГО И ЗАКРЫТОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

При сравнении результатов закрытого и открытого тестирования обращают на себя внимание следующие факты.
(??Практически по всем маркам пива наблюдаются определенные расхождения в оценках вкусовых качеств при закрытом и открытом тестах (см. Табл.6). Вероятно, в открытом тесте на оценку вкуса оказали влияние дополнительные факторы (упаковка, известность марки, престиж марки и т.п.).

Таблица № 6.

Оценка вкуса: сравнение результатов закрытого и открытого тестирований марок пива
(в баллах)

МАРКИ ПИВА
ЗАКРЫТЫЙ ТЕСТ
ОТКРЫТЫЙ ТЕСТ
Клинское
4,8
5,5
Останкинское Светлое
4,5
5,1
Балтика
5,5
5,0
Московское
3,6
4,6
Останкинское крепкое
4,5
4,1
Ярпиво
5,1
4,0
Останкинское непастеризованное
3,6
3,5
N (чел)
8
8

Дополнительная информация о динамике покупательского поведения в зависимости от процедуры тестирования пива приводится в таблице 7. В ней представлены данные о процентах респондентов с устойчивым покупательским поведением в открытом и закрытом тестах.6

(??Наименее устойчивое покупательское поведение было продемонстрировано в отношении пива Клинское.

(??Наиболее устойчивое покупательское поведение зафиксировано по отношению к марке Останкинское крепкое.


Таблица № 7.

Доля лиц с устойчивым покупательским поведением при закрытом и открытом тестированиях марок пива.
(% от числа ответивших)

МАРКИ
УСТОЙЧИВОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Останкинское крепкое
87,5
Останкинское непастеризованное
75
Московское
62,5
Останкинское Светлое
62,5
Балтика
62,5
Ярпиво
50
Клинское
25
N (чел)
8


???ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕСПОНДЕНТОВ О ЦЕНАХ НА РАЗЛИЧНЫЕ МАРКИ ПИВА
В ходе открытого тестирования респондентам было предложено оценить, сколько может стоить та или иная марка пива. В таблице 8 приводится распределение ответов на этих вопрос.
Таблица № 8
Представления о ценах на различные марки пива
(в рублях за 0,5 литра)

МАРКИ
ВСЕГО
Останкинское крепкое
12,1
Балтика
10,8
Клинское
10,8
Московское
10
Останкинское Светлое
9,8
Ярпиво
9,4
Останкинское непастеризованное
9,3
N (чел)
8

(?Самым дорогим пивом была признана марка Останкинское Крепкое (12,1 рубля). Самым дешевым пивом респонденты сочли Останкинское непастеризованное (9,3 рубля).

4. ОЦЕНКА ЭТИКЕТОК РАЗЛИЧНЫХ МАРОК ПИВА

???ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЭТИКЕТОК ТЕСТИРУЕМЫХ МАРОК ПИВА
Респондентам было предложено оценить представленные этикетки пива по двум параметрам - общая привлекательность и соответствие характеру продукта (см. табл. 9).
Таблица № 9.
Оценка привлекательности этикеток
(в баллах)

МАРКИ ПИВА
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ
СООТВЕТСТВИЕ ТОВАРУ
Останкинское светлое
6,1
6,9
Останкинское крепкое
5,8
7,1
Останкинское классическое
5,5
6,5
Останкинское
5,4
5,9
Московское
5,1
6,3
N (чел)
8
8

Примечание: Оценка этикеток осуществлялась по 10-балльной шкале, где "1" - самая непривлекательная этикетка, "10" - самая привлекательная этикетка; ""1 - наименее соответствующая продукту, "10" - наиболее соответствующая продукту.

(?Самой привлекательной была признана этикетка Останкинского Светлого (6,1 балла).
Самые низкие оценки получила этикетка пива "Московское" (5,1 балла).

(?Этикетка Останкинского Крепкого была признана наиболее соответствующей пиву (7,1 балла).
Наименее соответствующей пиву респонденты сочли этикетку Останкинского(5,9 балла).

На рисунке 2 наглядно представлены результаты оценок этикеток сразу по двум параметрам - общей привлекательности и соответствию характеру товара. В целом можно утверждать, что все этикетки Останкинского завода были достаточно высоко оценены респондентами.

Рисунок № 2.
Оценка этикеток
(в баллах)



???ТЕСТИРОВАНИЕ ЭТИКЕТОК МАРОК ПИВА ЗАКАЗЧИКА
Рассмотрим подробнее, что понравилось, и что не понравилось участникам дискуссий в тестируемых этикетках.

ОСТАНКИНСКОЕ ??ОСТАНКИНСКОЕ КЛАССИЧЕСКОЕ
Прямоугольная форма этих этикеток большинству респондентов не понравилась своей излишней простотой.
Я считаю, что такие прямоугольные этикетки не хороши...
Естественно, две прямоугольных этикетки - самые простые...
Она вызывает явные ассоциации с очень дешевым пивом.
И еще по ним видно, что это очевидно дешевое пиво. Это сразу бьет в глаза...
И если для марки "Останкинское" неплохо то, что сразу видно к какой ценовой категории она относится, то, по мнению респондентов, Останкинское Классическое так упрощать не стоит.
Ну и хорошо, дешевое пиво должно быть узнаваемо... Просто Останкинское хорошо выглядит и в прямоугольной этикетке, оно узнаваемо и любимо... Другое дело, Останкинское Классическое... Классическое упрощать не надо, классическое это что-то более основательное.
Участники фокус-группы отметили, что этикетки этих марок пива очень малы, а потому размещенная на них информация практически не читается.
Они занимают мало места и на них ничего прочитать невозможно...
Дополнительные трудности для потребителя создают пузырьки на этикетке Останкинского пива, которые делают текст абсолютно не воспринимаемым.
Просто Останкинское - здесь ничего не читается из-за этих пузырьков... Для чего пишут тогда?..
Останкинское - ничего не прочитаешь, глаза надо напрягать...
К тому же они вызывают нежелательные параллели с минеральной водой, а не с пивом.
Прямоугольная Останкинское это Нарзан какой-то...
Небольшой размер этикеток делает негармоничным упаковку пива в целом. Поэтому участники рекомендовали развернуть этикетку вертикально (как у Клинского Светлого).
Прямоугольная этикетка мала. Точнее ее надо разместить не по горизонтали, а по вертикали, как на Клинском. Сразу будет лучше...
Тем не менее, отдельным респондентам прямоугольные этикетки показались вполне удачными. Особенно им понравился зеленый цвет. Останкинское Классическое привлекло приятным тоном этикетки, напоминающим зеленое поле.
Останкинское Классическое, по-моему, лучшая этикетка. Приятный зеленый цвет, поле, ячмень...
Мне кажется, что зеленый цвет это удачно. Зеленый цвет это цвет здоровья, не случайно все аптеки зеленого цвета...



ОСТАНКИНСКОЕ СВЕТЛОЕ ? МОСКОВСКОЕ ? ОСТАНКИНСКОЕ КРЕПКОЕ

Форма этикеток
Подавляющему большинству опрошенных понравилась фигурная форма этикеток трех данных марок пива. В качестве аргументов в поддержку этого дизайнерского решения респонденты выдвигали следующие тезисы.
Фигурные этикетки создают серию, товарный ряд, который сразу будет заметен на витрине.
Мне нравятся фигурные этикетки. Особенно нравится то, что Московское, Останкинское Светлое и Останкинское Крепкое создают такой товарный ряд, который сразу заметишь...
Они оригинальны и необычны,
Эти этикетки оригинальные...
Мне нравятся эти необычные этикетки...
напоминают скорее дорогое, чем дешевое пиво.
Останкинская серия по внешнему виду на некую дороговизну тянет, поэтому его иногда взглядом как-то быстро проходишь... А потом смотришь на цену - дешевое пиво... Начинаешь присматриваться. Здесь тоже важно задать и планку вкуса, и качества...
Такая форма этикеток очень удобна, так как позволяет разместить информацию на боковых "крылышках", без ущерба для внешнего вида основной части этикетки.
Эта серия очень целесообразной формы. Вот эти надписи размещены на боковинках и не мешают на основной части этикетки...

Цветовая гамма
Мнения респондентов по поводу цветовой гаммы разделились. Значительная часть критических замечаний касалась того, что темные цвета не подходят для этикеток светлого пива.
Особенно не подходит черный цвет к светлому пиву... Мне издалека эта этикетка (Останкинское Светлое) говорит - Крепкое Темное пиво!
Да, больше на темное похоже... Цвета для темного пива...
Мне не нравятся цвета... Черный, коричневый не нравятся...
Черное обрамление на этикетках нехорошо. Это подходит только к крепкому пиву...
Участники фокус-группы сочли самой неудачной цветовую гамму пива "Московское". Во-первых, она не ассоциируется со светлым пивом.
А вот Московское не должно быть красным с черным. Это уж точно с крепким пивом ассоциируется... Светлое пиво не должно быть с красной этикеткой, не прочитал бы - не понял бы, что оно светлое...
Когда Московское пиво берешь, уверен, что оно крепкое, а чего читаешь? Светлое...
Во-вторых, сочетание красного цвета с черным неудачно, так как напоминает скорее похоронную процессию, чем приятный напиток.
Черное с красным - очень плохое сочетание цветов - похоронная процессия... Это моветон...
Тем не менее, некоторые респонденты считают, что главное в этикетке не столько адекватная цветовая гамма, сколько запоминаемость. А данные этикетки, по их мнению, являются легко запоминаемыми.
Я смотрю больше на запоминаемость этикетки... Мне понравились больше всего Московское и Останкинское Светлое. Этикетки запоминаются, а какое это пиво - светлое или крепкое, мы и прочитать можем...
Участники обратили внимание на то, что в наклеенном виде фигурные этикетки смотрятся гораздо лучше, так как на темных бутылках негативный эффект от черного цвета нивелируется.
Может, просто на бумаге мне черный фон и не очень нравится, но на черной бутылке он уже вроде не очень и виден...
Да посмотрите, вон стоит Останкинского Светлого бутылка там черного цвета толком и не видно... Да и верхняя нашлепка у него светлая...
Респондентам особенно понравилась этикетка Останкинского Светлого, чей приятный серый цвет все же вызывает ассоциации со светлым пивом.
Мне Останкинское Светлое нравится. Вот этот черный фон на бутылке пропадает, а к серединке я присматриваюсь... Это хорошо...

Шрифты
Основные шрифты, которыми написаны названия марок пива ("Останкинское", "Московское"), вызвали в целом положительный отклик практически у всех респондентов, так как они привлекательно выглядят и хорошо читаются.
"Московское" и "Останкинское" (на Светлом) написаны хорошо...
Останкинское (Светлое) выглядит великолепно и издали читается...
Шрифт марки на Останкинском Крепком, читается хуже, из-за золотой тени, проходящей по середине букв.
Останкинское (на Крепком) читается плохо... Это, видимо, из-за золотых теней...
На Крепком из-за золотистой тени все выглядит расплывчато, шрифт какой-то странный получается...
Среди мелких шрифтов, использованных на этикетках, респондентам больше понравился тот, которым написано слово "классическое".
А вот мелкий шрифт мне больше нравится как написано слово "классическое", чем "крепкое"...
Определенные замечания были адресованы шрифтам, использованным на задней этикетке. На "Московском" и "Останкинском Крепком" информационный текст не читается из-за малого размера шрифта.
Задняя этикетка плохо читается... Я ничего не вижу... Нечитаемо все... На Светлом еще читается. На остальных нет...
На Крепком "задник" написан очень мелко, маленький слишком шрифт...
Дополнительные элементы
Участникам фокус-группы понравился и герб, и золотые колосья и прочие небольшие декоративные элементы, расположенные на тестируемых этикетках. Вместе со специфическими шрифтами они создают узнаваемый и запоминающийся фирменный стиль Останкинского завода.
Это как бы визитная карточка Останкинского завода.... Один художник это делал... И колосья, и герб - все это атрибуты Останкинского завода, они все одинаковые и это хорошо... В принципе мне все это нравится... Есть свое лицо...
Явно есть свое лицо. По сравнению с другими сортами пива эти этикетки выделяются. Это лицо завода...
Отдельное замечание было сделано в адрес маленьких верхних этикеток. По мнению опрошенных, в них наблюдается определенный диссонанс между закругленными фрагментами и острыми углами.
Размер нормальный. Есть только у них одна несочетаемая вещь: не сочетаются плавные линии с углами. Надо либо углы, либо полукруги сделать...

О стандартизации этикеток
Респонденты фокус-группы указали на неточное соблюдение единого стандарта в оформлении серии и обратили внимание на следующие, по их мнению, неоправданные, различия:
- разная окантовка рамок, в которых написан сорт пива;
Вот "крепкое" написано в золотой рамке, а "светлое" нет. Это неправильно...
- различный размер шрифтов.
На Московском слово "светлое" написано более мелким шрифтом. Где-то разные шрифты...
Участники фокусированной дискуссии считают, что необходимо активно подчеркивать принадлежность каждой тестируемой марки к единой серии. Поэтому при разработке этикеток следует максимально соблюсти оформительские стандарты.
Нужно этот стандарт совсем до абсолюта довести. Все должно быть одинаково... Надо активно подчеркивать, что это единая серия...
Все должно быть стандартизировано...

Информация на этикетке
Респонденты остались удовлетворены той информацией, которая указана на фигурных этикетках Останкинского завода. По их мнению, обязательно следует указывать: название завода; год создания завода; адрес завода; ГОСТ; цвет пива; сорт пива; процент алкоголя; плотность; ингредиенты; наличие (отсутствие зерновых добавок); медали; энергетическую ценность, углеводы и т.п.
Название завода обязательно... Историческая справка, с какого года завод работает... Медали это хорошо... Энергетическая ценность - вещь нужная, все сейчас пищу по калориям употребляют... Углеводы тоже нужно... Адрес завода и ГОСТ...
Если считается, что приготовлено по классической технологии из отборного солода и хмеля, без риса и всего прочего, то лучше просто состав пива полностью четко отразить...


5. О ВОЗМОЖНЫХ СТРАТЕГИЯХ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ПИВА ЗАВОДА "Х"

В ходе дискуссии респондентам было предложено представить себе, на какую группу потребителей может в первую очередь ориентироваться завод "Х" и, соответственно, какой может быть стратегия позиционирования его продукции.
Большая часть опрошенных склонились к тому, что пиво завода "Х" больше всего "подходит" людям среднего возраста с невысоким достатком, тем, кто еще помнит эту марку.
Но, мне кажется, по ценовой нише это пиво для людей среднего возраста - 35-50 лет. Это для тех людей, кто либо привык к пиву этого завода, либо для тех, кто раньше пил, но подзабыл, вот как я... А если им напомнить, что это пиво их детства, глядишь, снова пить начнут...
Это пиво для людей среднего возраста...
Участники фокус-групп однозначно согласились с тем, что пиво завода "Х" в силу своих вкусовых особенностей является мужским напитком.
Мужское пиво... Все Останкинское пиво мужское...
Вкус у него жестковатый.... Женское пиво должно быть более нейтральным...
Исходя из данной целевой группы, были предложены следующие возможные стратегии позиционирования пива:
- "новое это хорошо забытое старое";
Я вот пиво останкинское давно не пил... А вот ту выпил, не понравилось. Пожалуй, дальше буду снова его покупать... Соответственно, рекламировать это пиво можно "как хорошо забытое старое" Или "старое пиво с новым вкусом"...
- пиво для людей среднего возраста, знающих толк в пиве;
Это пиво для людей среднего возраста, которые знают толк в пиве. На этом и надо все строить...
- пиво с уникальным, отличным от других марок вкусом.
Все остальные заводы гонят пиво примерно одного вкусового ряда. Это пиво выбивается.... Попробуйте наше пиво, может быть, найдете свое сокровенное...
Можно подчеркнуть отличный вкус. В смысле отличный от других...
Может, подчеркнуть натуральные компоненты. Точнее честную технологию... Может, вам что-то не нравится, но мы не делали специальных добавок, чтобы вам понравилось. Это честно, натурально... Традиционность... Надо объяснить, почему пиво у нас именно такое... а вам, потребителям надо это понять...
1 См. Приложение 1. Сценарий фокусированной групповой дискуссии; Приложение 2. Анкета участника фокус-группы.
2 Здесь и далее все расчеты приводятся исключительно для наглядного представления результатов фокус-групп. Никакие выводы о поведении целевых групп на основе приведенных количественных данных делать нельзя.
3 При ответе на данный вопрос в анкете было предусмотрено 5 вариантов ответа. В таблицу включен суммарный процент по двум вариантам - "да, определенно куплю", "да, скорее всего куплю"
4 Про пиво "Московское" не было зафиксировано ни одного высказывания.
5 Отдельным респондентам это как раз нравится.
6 Под устойчивым покупательским поведением понимается такое поведение, при котором респондент купит (или не купит или не знает) марку пива как в первом, так и во втором тесте.
??

??

??

??

2


3





СОДЕРЖАНИЕ