<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

Sigma
0,1
36,68
770,29
195,63
440,17
1442,77
2
17
8
12
39
1,01
0,28
0,2
36,68
770,29
195,63
440,17
1442,77
2
17
8
12
39
1,01
0,28
0,3
36,68
770,29
195,63
440,17
1442,77
2
17
8
12
39
1,01
0,28
0,4
36,68
770,30
195,63
440,17
1442,78
2
17
8
12
39
1,01
0,28
0,5
36,68
770,30
195,63
440,17
1442,78
2
17
8
12
39
1,01
0,28
0,6
36,68
770,30
195,63
440,17
1442,78
2
17
8
12
39
1,01
0,28
0,7
36,68
770,30
195,63
440,17
1442,78
2
17
8
12
39
1,01
0,28
0,8
36,68
770,30
195,63
440,17
1442,78
2
17
8
12
39
1,01
0,28
0,9
36,68
770,30
195,63
440,17
1442,78
2
17
8
12
39
1,01
0,28
1,0
36,68
770,30
195,63
440,17
1442,78
2
17
8
12
39
1,01
0,28






Таблица 6.
Зависимость параметров модели от K для методов оплаты работы врача
по числу врачебных посещений.
Исходные параметры X={0;2,97; 2,98; 2,99; 3}
K
Finance1
Finance2
Finance3
Finance4
Finance
Pats1
Pats2
Pats3
Pats4
TotalPats
Quality
Sigma
0,1
42,71
896,93
227,79
512,53
1679,97
2
18
8
12
40
1,00
0,25
0,2
42,71
896,93
227,79
512,53
1679,97
2
18
8
12
40
1,00
0,25
0,3
42,71
896,93
227,79
512,53
1679,97
2
18
8
12
40
1,00
0,25
0,4
42,71
896,93
227,79
512,53
1679,97
2
18
8
12
40
1,00
0,25
0,5
42,71
896,93
227,79
512,53
1679,97
2
18
8
12
40
1,00
0,25
0,6
42,71
896,93
227,79
512,53
1679,97
2
18
8
12
40
1,00
0,25
0,7
42,71
896,94
227,79
512,53
1679,97
2
18
8
12
40
1,00
0,25
0,8
42,71
896,94
227,79
512,53
1679,97
2
18
8
12
40
1,00
0,25
0,9
42,71
896,94
227,79
512,53
1679,97
2
18
8
12
40
1,00
0,25
1,0
42,71
896,94
227,79
512,53
1679,97
2
18
8
12
40
1,00
0,25
Анализ результатов испытания модели с варьированием премиально-штрафного коэффициента показывает, что при равных количествах принятых пациентов (40) при способах финансировании по случаям медицинского обслуживания и врачебным посещениям, денежные затраты наименьшие при оплате по случаям медицинского обслуживания на 2,67 %. При комбинированном способе оплаты количество принятых пациентов снижено до 39, соответственно уменьшена и стоимость медицинских услуг. Но по сравнению с двумя предыдущими способами оплаты затраты наименьшие, как в целом так и в расчете на одного пациента. Вместе с тем параметры, характеризующие качество врачебных мероприятий при комбинированном способе оплаты не стабильны и не оптимальны. Наивысшие параметры качества предоставления медицинских услуг достигаются при способе оплаты по посещениям, хотя при этом необходимы наибольшие затраты.
При способах оплаты по врачебным посещениям и случаям медицинского обслуживания параметры качества относительно стабильны и оптимальны.
Внутри каждого из примененных способов финансирования в маркетинговой системе медицинских услуг варьирование величины премиально-штрафного коэффициента не оказывает влияние на выходные параметры системы: количество принятых пациентов и показатели качества остаются неизменными. Данные результаты согласуются с установочными параметрами, при которых премиально-штрафной коэффициент начинает оказывать влияние при превышении стандартного числа посещений в системе более чем на 150%.
Соотношение числа пациентов обратившихся к врачу с различными диагнозами, а, следовательно, и применением различных стандартов, сохраняется стабильным.
Таблица 7.
Изменение зависимости Fmax от Fср для метода оплаты работы врача по случаям медицинского обслуживания.
Исходные параметры X={0; 0,01; 2,98; 2,99, 3}
Q
Finance1
Finance2
Finance3
Finance4
Finance
Pats1
Pats2
Pats3
Pats4
TotalPats
Quality
Sigma
1,1
47,40
995,50
252,83
568,86
1848,00
2
20
9
14
45
0,90
0,01
1,2
39,31
825,49
209,65
471,71
1546,16
2
17
8
11
37
1,04
0,35
1,3
40,80
856,73
217,58
489,56
1604,66
2
18
8
12
39
1,01
0,29
1,4
41,16
864,43
219,54
493,96
1619,10
2
18
8
12
39
1,01
0,27
1,5
41,33
867,83
220,40
495,90
1625,46
2
18
8
12
39
1,01
0,27
1,6
41,42
869,74
220,89
496,99
1629,03
2
18
8
12
39
1,01
0,26
1,7
41,47
870,95
221,19
497,69
1631,31
2
18
8
12
40
1,00
0,26
1,8
41,51
871,80
221,41
498,17
1632,89
2
18
8
12
40
1,00
0,26
1,9
41,54
872,42
221,57
498,53
1634,06
2
18
8
12
40
1,00
0,26
2,0
41,57
872,90
221,69
498,80
1634,95
2
18
8
12
40
1,00
0,26
Таблица 8.
Изменение зависимости Fmax от Fср для случаев оплаты работы врача по смешанной методике.
Исходные параметры X={0; 0,5; 2,98; 2,99, 3}
Q
Finance1
Finance2
Finance3
Finance4
Finance
Pats1
Pats2
Pats3
Pats4
TotalPats
Quality
Sigma
1,1
56,78
1192,42
302,84
681,38
1848,00
3
24
11
16
54
0,90
0,01
1,2
56,78
1192,42
302,84
681,38
2016,00
3
24
11
16
54
0,90
0,01
1,3
56,78
1192,42
302,84
681,38
2184,00
3
24
11
16
54
0,90
0,01
1,4
34,82
731,20
185,70
417,83
1369,55
2
17
7
11
37
1,05
0,36
1,5
35,49
745,39
189,31
425,94
1396,13
2
17
8
11
38
1,03
0,33
1,6
35,92
754,24
191,55
430,99
1412,70
2
17
8
11
38
1,03
0,31
1,7
36,20
760,23
193,07
434,42
1423,92
2
17
8
12
38
1,02
0,30
1,8
36,41
764,54
194,17
436,88
1431,99
2
17
8
12
39
1,02
0,29
1,9
36,56
767,78
194,99
438,73
1438,06
2
17
8
12
39
1,02
0,29
2,0
36,68
770,30
195,63
440,17
1442,78
2
17
8
12
39
1,01
0,28
Таблица 9.
Изменение зависимости Fmax от Fср для метода оплаты работы врача по числу врачебных посещений.
Исходные параметры X={0; 2,97; 2,98; 2,99, 3}
Q
Finance1
Finance2
Finance3
Finance4
Finance
Pats1
Pats2
Pats3
Pats4
TotalPats
Quality
Sigma
1,3
42,71
896,93
227,79
512,53
1679,97
2
18
8
12
40
1,00
0,25
1,4
42,71
896,93
227,79
512,53
1679,97
2
18
8
12
40
1,00
0,25
1,5
42,71
896,93
227,79
512,53
1679,97
2
18
8
12
40
1,00
0,25
1,6
42,71
896,93
227,79
512,53
1679,97
2
18
8
12
40
1,00
0,25
1,7
42,71
896,93
227,79
512,53
1679,97
2
18
8
12
40
1,00
0,25
1,8
42,71
896,93
227,79
512,53
1679,97
2
18
8
12
40
1,00
0,25
1,9
42,71
896,93
227,79
512,53
1679,97
2
18
8
12
40
1,00
0,25
2,0
42,71
896,93
227,79
512,53
1679,97
2
18
8
12
40
1,00
0,25
Анализируя полученные результаты, приходим к выводам, что соотношение максимального и среднего уровней финансирования не влияет на параметры врачебной деятельности при финансировании системы по врачебным посещениям. При этом способе оплаты затраты на одного пациента являются стабильными и составляют 41,9 условных единиц. Параметры качества также оказываются стабильными, т.е. соотношением финансирования в настоящей модели невозможно обеспечить влияние на количественные и качественные параметры врачебной деятельности.
При двух других способов финансирования врачебного труда устанавливаются причинно-следственные связи уровней финансирования и показателей врачебной деятельности, как количественных, так и качественных.
При финансировании по случаям медицинского обслуживания затраты на одного пациента в модельном времени устанавливаются относительно наименьшими (40,8 условных единиц), хотя на начальном этапе врачебной деятельности показатели эти колеблются в некоторых пределах (число пациентов достигает 45, стоимость обслуживания одного пациента составляет 41,0 условную единицу). Показатели, характеризующие качество врачебной деятельности, на начальном этапе работы системы нестабильны, относительно низки, но с истечением модельного времени стабилизируются и приближаются к оптимуму.
При смешанном методе оплаты медицинских услуг число врачебной нагрузки не стабильно и колеблется в относительно широких пределах от 39 до 54 пациентов, с тенденцией к уменьшению числа приема пациентов при снижении финансовых затрат на одного пациента до самого низкого уровня (36.9 условных единиц). Вместе с тем, параметры качества предоставления медицинских услуг при смешанном способе оплате врачебного труда крайне нестабильны, колеблются в довольно широких пределах и не достигают оптимума, как при других способах оплаты.
Обобщая результаты, полученные при испытании модели системы "Один врач - несколько болезней" приходим к заключению, что с целью достижения наибольшей степени параметров, характеризующих качество врачебной деятельности, необходимо выбрать способ оплаты врачебного труда по случаям медицинского обслуживания. Комбинированный способ оплаты врачебного труда в данной модели позволяет добиться наименьших финансовых затрат при нестабильных и не оптимальных параметрах качества предоставления медицинских услуг. И, наконец, не оптимальным, как с точки зрения финансирования, так и влияния экономических рычагов на параметры, характеризующие врачебную деятельность в модели, является способ оплату медицинских услуг по числу врачебных посещений.
Дальнейшее усложнение, усовершенствование и развитие модели осуществляется при введении новых составляющих, детализирующих функции врачебной деятельности; уточняются и снимаются некоторые условные допущения, что позволяет приблизить имитационную модель к структуре и сущности реально функционирующего лечебно - профилактического учреждения.
В процессе испытания построенной модели проводятся исследования на степень адекватности полученной модели реальному функционированию ЛПУ, т.е. обеспечивается своеобразная "калибровка" имитационной модели.
С этой целью начальные параметры выставляются в соответствии с реальными данными, полученными в результате деятельности конкретного лечебно-профилактического учреждения. Так по данным городской поликлиники ? 1 г. Владимира взята фактическая месячная функция врачебной должности участкового врача-терапевта в 490 посещений, реальный тариф одного врачебного амбулаторного посещения к врачу-терапевту 9,7 рубля.
С целью установления соотношения диагнозов выбраны следующие нозологические единицы и годовое число случаев поликлинического обслуживания (СПО) на одного терапевта по данным 1997 г.:
сахарный диабет - 6,68,
язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки - 123,76,
острые респираторные инфекции - 431,44,
стенокардия - 22,28.
Отсутствие утвержденного стандартного числа врачебных амбулаторных посещений по данным диагнозам, позволило по разработанной и описанной нами ранее методике, установить кратность посещений по реальным данным деятельности поликлиники.
Средняя кратность посещений в случае поликлинического обслуживания в соответствии с экспертной оценкой взята как стандартная и составила:
сахарный диабет - 2.5,
язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки - 5.7,
острые респираторные инфекции - 2.1
стенокардия - 5.1.
Результаты испытания модели "Один врач - несколько болезней" с реальными данными приведены в таблице 10.
Таблица 10.
Результаты испытаний модели "Один врач - N болезней" с реальными данными (зависимость от способа оплаты труда врача)
Начальные параметры
Visits per Month
490
Cost of Visit 1
9,7
Ks
{1; 1; 1; 1}
Kv
{1; 1; 1; 1}
Percent
{167; 3094; 10786; 557}
Visits Standard
{2,5; 5,7; 2,1; 5,1}
X
{0; x1; 2,78; 2,79}
Результаты испытаний
x1
Finance1
Finance2
Finance3
Finance4
Finance
Pats1
Pats2
Pats3
Pats4
TotalPatients
Quality
Sigma
0,01*
44,33
1872,47
2407,14
301,61
4625,54
2
34
118
6
160
1,00
0,26
0,22
42,60
1799,48
2313,32
289,85
4445,26
2
34
118
6
159
1,01
0,27
0,43
40,01
1690,07
2172,65
272,23
4174,96
2
33
116
6
157
1,01
0,28
0,64
37,32
1576,55
2026,72
253,94
3894,54
2
33
115
6
155
1,02
0,29
0,86
35,51
1500,06
1928,39
241,62
3705,58
2
33
114
6
154
1,02
0,30
1,07
35,21
1487,27
1911,95
239,56
3673,99
2
33
114
6
154
1,02
0,30
1,28
36,54
1543,60
1984,37
248,64
3813,15
2
33
115
6
155
1,02
0,30
1,49
39,05
1649,41
2120,39
265,68
4074,53
2
33
116
6
157
1,01
0,28
1,70
41,73
1762,84
2266,21
283,95
4354,74
2
33
117
6
158
1,01
0,27
1,91
43,71
1846,52
2373,78
297,43
4561,44
2
34
118
6
159
1,00
0,26
2,12
44,81
1892,77
2433,24
304,88
4675,70
2
34
118
6
160
1,00
0,25
2,34
45,30
1913,36
2459,71
308,20
4726,57
2
34
118
6
160
1,00
0,25
2,55
45,48
1921,02
2469,55
309,43
4745,48
2
34
119
6
160
1,00
0,25
2,76
45,53
1923,41
2472,63
309,81
4751,38
2
34
119
6
161
1,00
0,25
2,97**
45,55
1924,03
2473,43
309,91
4752,92
2
34
119
6
161
1,00
0,25
Примечание:
* - комбинированный способ с преимущественной оплатой по числу законченных случаев врачебного обслуживания;
** - комбинированный способ с преимущественной оплатой по числу врачебных посещений..
Устойчивые показатели качества врачебной деятельности достигаются при способах оплаты по случаям медицинского обслуживания либо по врачебным посещениям. При смешанном методе - показатели качества неустойчивы.
Таким образом, построенная и испытанная ситуационная модель позволяет установить причинно-следственные связи между отдельными параметрами, в том числе экономическими, характеризующими медицинскую деятельность в маркетинговой системе медицинских услуг, и найти оптимальное соответствие этих параметров.

Заключение

В поисках относительно совершенных, а, следовательно, рациональных форм и методов управления социально-экономическими системами, которые способствуют повышению научного уровня руководства, особенно в поле рыночных конкурентных отношений, в условиях повсеместного использования информационных технологий, важная роль отводится моделям принятия решения.
Конкретные методы и приемы воздействия руководителя на определенную социально-экономическую структуру с целью оптимизации ее экономических характеристик и основных параметров функционирования, как правило, вырабатываются в процессе жизненного и профессионального опыта.
Подобные приемы принятия управленческих решений вполне достаточны и оправдывают себя в той либо иной степени в условиях, когда система и отдельно взятая ней структура подчинены централизованным установкам государственного руководства.
Флюктуации параметров управления деятельностью учреждения в таких условиях минимальны, так как внутриучрежденческая система руководства ориентирована на действия вышестоящих организаций, а возмущениям экономических факторов порою предается второстепенное значение.
В современных условиях изменившейся внешней социальной среды, при становлении рыночных (маркетинговых) отношений, в отраслях экономике страны возросла роль финансовых ресурсов - повысилось значение управления финансами. Внешние экономические факторы, в их бесконечном эволюционном движении, стали играть основополагающую роль в функционировании учреждений. Исходная логика преобразований натолкнулась на высокую инертность существующих моделей управления.
В современных условиях один из акцентов в управлении переносится на "индивидуальность" конкретного учреждения, на специфическую сущность его функционирования в поле рыночных отношений. Меняется исходная концепция управления. Формирование парадигмы маркетинга связано с исследованиями, позволяющими вскрыть сущность структуры системы маркетинга. Маркетинг системно обеспечивает оптимальное, с точки зрения осуществления сделки, соотношение всех без исключения элементов и характеристик, составляющих фундаментальную структуру рынка.
Проблема стратегии менеджмента тесным образом связана с решением задач по оптимизации системы маркетинга, которая в свою очередь заключается в нахождении и описании такого соотношения элементов маркетинговой системы, при котором степень достижения удовлетворения потребностей является относительно наивысшей, а характеристики сделки определенным образом сбалансированы (оптимальны).
При таком подходе общие рекомендации приемов управления, полученные в ходе обобщенного опыта деятельности, становятся малоэффективными, хотя и не исключаются. В условиях быстро меняющихся ситуаций рынка, методы управления, основанные на приоритетном использовании результатов опыта, по сути своей становятся архаичными и, что важнее всего, экономически затратными. В управлении учреждением резко возрастает ответственность конкретного руководителя.
Сегодня, как никогда, при руководстве учреждением, функционирующем в поле рыночных отношений, необходимо владеть методами не только экономического анализа, но и свободно применять экономическое и системное моделирование, тем более, что современные информационные технологии (аппаратные средства и прикладные программные продукты) сводят процессы имитационного моделирования к несложным техническим приемам.
Сущность такого метода поиска управленческих решений состоит в построении имитационных моделей исследуемого объекта и целенаправленном экспериментировании с такими моделями для получения ответов на те или иные вопросы.
Управление спросом и качеством предоставления услуг - это не столько оценка конечного результата деятельности, сколько руководство в поле маркетинга, позволяющее обеспечить соблюдение определенных требований и норм рынка.
При таком подходе к пониманию управления процессами в учреждениях системы маркетинговых отношений, широкое применение оптимизационных и имитационных приемов становится насущной потребностью.
Понимание сути имитационного моделирования - актуальная задача в теории и практике современного управления социально-экономическими системами.
Решение данной задачи возможно при использовании системного подхода с выделением и научным обоснованием, с одной стороны, специфики маркетинговой системы услуг, ее сущности и структуры в ряду общих моделей системы маркетинга; с другой - вскрытием характерных и специфических компонентов в самой структуре рассматриваемой производственной деятельности, характеризующих специфику функционирования этой системы в условиях рынка.
Многими исследователями показано, что в системах производства и предоставления услуг большие требования предъявляется к их качеству, конкурентоспособности и рентабельности которые, достигаются при оптимизации условий производства и продажи процедур, адекватных услугам.
Рынок услуг, спрос и предложение, свободный выбор производителя, платежеспособность, зависимость оплаты труда от объема и качества предоставленных услуг, удовлетворение целевых потребностей и степень эффективности - вот далеко неполный перечень, определяющий суть рыночных отношений в деятельности учреждения в поле маркетинга.
Маркетинг (рынок) - по сути дела является рыночной концепцией управления производственно-сбытовой деятельности. Общие законы маркетинга в той либо иной степени действуют и в условиях функционирования любых учреждений, функционирующих в системе рыночных отношений.
В частности, формирование рынка медицинских услуг в условиях медицинского страхования стимулирует развитие новой, более гибкой стратегии и тактики медицинских учреждений, что в свою очередь вынуждает видоизменять традиционно сложившиеся структурные и организационные формы руководства и формировать соответствующие административно-управленческие решения.
Таким образом, поиск современных приемов управления в условиях рыночных отношений, кроме всего прочего, сводится к методам моделирования, в широком и конкретном смыслах этого понятия. Метод этот заключается, во-первых, в поиске и вскрытие структурных и функциональных взаимоотношений элементов управляемой системы; во-вторых, в построении соответствующих этим закономерностям, моделей, адекватных как системам общего маркетинга, так и его (маркетинга) частным приложениям; в-третьих, в экспериментальном моделировании в целях поиска определенных оптимальных состояний системы.
Проведенные нами исследования позволили открыть, наглядно разработать и представить научно обоснованные возможные варианты моделей системы общего маркетинга, как рыночно ориентированной парадигмы, и маркетинга медицинских услуг, как частного случая общей маркетинговой системы; вскрыть характерные и специфические элементы этих моделей с перспективой использования их в системах имитационного моделирования.
По сути, в представленном научном исследовании, предпринята попытка заложить основы философии построения концептуальной модели системы маркетинга.
Как составляющей частью научного исследование явилось проведение детального изучения и описание структуры (архитектоники) открытой модели маркетинговой системы, с созданием оригинального понятийного аппарата. Выстроена логика и вскрыты некоторые законы функциональных, универсальных и специфических соотношений элементов маркетинговой системы. Очерчено поле функциональных связей элементов моделей с окружающей средой, изучено их поведение и субординация частей, вскрыты противоречия в системе. Обозначена целевая функция моделей, высказано и обосновано предположение о квантовых (дискретных) критериях функционирования маркетинговой системы услуг.
В процессе исследования выявлены определенные закономерности взаимосвязей элементов и характеристик, определяющих, по-нашему мнению, деятельность учреждения в системе рыночных отношений. Это в свою очередь позволило построить оригинальные блок-схемы и создать алгоритм взаимодействия элементов, одной их возможных моделей производственной деятельности в системе рыночных отношений.
В научном исследовании осуществлен логический переход от соответствующих блок-схем модели, характеризующих различные стороны деятельности по предоставлению услуг, к условным агрегатам, в которых, вскрытая и описанная функциональная зависимость элементов, позволяет использовать эти агрегаты в качестве модулей имитационного моделирования.
При разработке теоретической части исследования разработаны основы моделирования системы маркетинга услуг.
Концептуальная модель маркетинга адаптирована и испытана в конкретном ее приложении к системе производства и предоставления медицинских услуг.
Одним из доказательств правомерности открытой модели маркетинговой системы здравоохранения явились исследования по использованию ее, как формы и метода системного подхода к экспертизе качества медицинской помощи, что логично позволило соотнести взаимозависимые элементы модели с условными уровнями стандартизации медицинской деятельности. Кроме того, при исследовании модели удалось выделить условные уровни правовой оценки взаимоотношений врача и пациента в сфере рыночных (маркетинговых) отношений.
Модель маркетинговой системы логически обосновала и позволила промоделировать возможные способы оплаты услуг (процедур) и методы экономической оценки труда производителя.
Решение представленных задач ситуационного моделирования с использованием модели маркетинговой системы медицинских услуг, позволило технически осуществить построение и испытание более сложных имитационных моделей, условно описывающих реальную деятельность конкретного учреждения.
Разработанный метод позволил представить ряд постановочных задач, демонстрирующих перспективные и практически неограниченные возможности имитационного моделирования с использованием модели маркетинга медицинских услуг.
Исследования абстрактных моделей, в частности, медицинской деятельности в интересах точного анализа, позволяют, опираясь на научные критические оценки, прогнозировать и принимать управленческие решения по оптимальному функционированию медицинских учреждений в условиях потребительского спроса и предоставления медицинских услуг с целью расширения "сбыта" различных видов лечебной и профилактической помощи.
Использование построенной концептуальной модели маркетинговой системы, ее адаптация к системе здравоохранения, функционирующей в условиях рыночных отношений, позволяет логически соотнести специфические понятия, характеризующие медицинскую помощь, с элементами маркетинга.
Сущность адаптации учреждения к функционированию в условиях рынка заключается в переходе его из административной модели к структуре, в которой взаимодействия категорий и элементов, характеризующих деятельность в условиях рыночных отношений, находятся в определенной закономерной зависимости.
Использование модели маркетинговой системы услуг позволяет охарактеризовать производителя услуг и клиента как субъектов рыночных отношений.
Последовательно исследуемые взаимодействия элементов маркетинговой системы услуг, логика их соотношений и функциональная зависимость позволяют из простых элементов и их соотношения конструировать модели, условно отображающие целевую функцию деятельности в условиях рынка.
Возможность прикладной реализации системного подхода к количественным оценкам функционирования конкретной социально-экономической системы, в частности здравоохранения, в поле маркетинга услуг, параметрической и интегрированной оценки качества их производства и предоставления, обеспечивается методологическими приемами и соответствующим инструментарием ситуационного моделирования.





2



<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ