<<

стр. 2
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

59

53
55
29
58
48
38
32
56
38

55
54
90
67
35
60
83
62
70

93
89
66
65
100
76
79
41
67

83
82
76
75
74
73
73
72
71

14 Южная Корея Азия

74

80

32

53

70

15 Тунис
16 Венгрия
17 Литва

Средиземноморье
Восточная Европа
Восточная Европа

63
74
65

44
52
51

80
39
57

39
75
56

70
70
69


Департамент консалтинга (research@rbc.ru) Tel: +7 095 363-11-12


Розничные торговые сети по продаже продуктов питания в России

23



18 Марокко



Средиземноморье



58



36



80



46



67

19 Малайзия Азия

70

46

59

47

66

20 Египет
21 Саудовская

Средиземноморье
Азия

51
66

36
48

84
72

46
30

65
65

Аравия
22 Тайвань

Азия

88

79

42

8

64

23 Филиппины Азия

51

38

71

58

63

24 Румыния
25 Гонконг
26 Мексика
27 Польша

Восточная Европа
Азия
Америка
Восточная Европа

55
86
69
68

32
81
73
63

57
41
41
34

81
4
32
54

63
62
61
60

28 Индонезия Азия

45

45

84

18

54

29 Чехия
30 Иран

Восточная Европа
Азия

Легенда






Ключ

72
46




0=рискованно
100=безопасно

60
35



0=низкая
привлекательность
100=высокая
привлекательность

15
75




0=насыщен
100=не насыщен

65
32




0=нет спешки
100=быстрый
выход

52
49

Начать работать немедленно
Рассматривать в качестве кандидатов
Избегать

1. Привлекательность рынка оценивается следующим образом: законодательство и регулятивные органы
(5%), население (5%), городское население (5%) и розничные продажи на душу населения (10%).
2. Насыщенность рынка оценивается следующим образом: доля современных розничных компаний (10%),
розничные продажи современных форматов магазинов на душу населения (5%), число международных
розничных компаний (5%) и доля на рынке ведущих розничных компаний (5%).
3. Общий балл вновь исчисляется на основе максимального показателя 71, для России составляет 100.

Россия сумела занять такое высокое место по результатам своего экономического
развития. Как отмечается в обзоре A. T. Kearney, за последние несколько лет
Россия добилась существенного прогресса в развитии и реформировании
экономики. Прежде всего, необходимо отметить снижение инфляции, увеличение
ВВП и рост благосостояния населения. Также A. T. Kearney отмечает, что Россия
является значительной страной по численности населения и характеризуется
быстрорастущим рынком потребления.
Следует подчеркнуть, что в 2003 г. Россия также занимала первое место в рейтинге.
За несколько лет (РФ учитывается в рейтинге с 2002 г.) она ни разу не покидала
пятерку самых перспективных стран.

Таб. 2 Изменение положения России в GRDI







Год
2004 г.







Место
1




Общий
балл


100




Фактор
времени


100




Риск
страны


56


Современные
торговые площади
на душу населения.
Привлекательность
рынка

56


Количество
международных
розничных сетей
на рынке.
Насыщенность
рынка
77

Департамент консалтинга (research@rbc.ru) Tel: +7 095 363-11-12


Розничные торговые сети по продаже продуктов питания в России

24


2003 г.
2002 г.


1
4


72
69


87
45


51
36


95
97


76
100

Источник: A. T. Kearney
За три года в России существенно снизился страновой риск, увеличилось
количество современных торговых площадей, выросли обороты розничной торговли
и количество международных розничных операторов.
Несомненно, в следующем рейтинге Россия также займет высокое место, не
обязательно первое, но она точно окажется в пятерке самых перспективных стран.
В краткосрочной перспективе риски страны сильно не изменятся - многое зависит
от исхода "дела ЮКОСа", скорее всего, они останутся на прежнем уровне.
Количество современных торговых площадей и иностранных сетей будет
увеличиваться, оборот розничной торговли вырастет. Однако в краткосрочной
перспективе указанные показатели не достигнут значений ведущих развитых и
развивающихся стран. Таким образом, фактор времени, который означает скорость,
с которой компания может выйти на локальный рынок, постепенно становится
одним из ключевых.
Эти выводы компании A. T. Kearney подтверждаются и объективными данными
российской статистики.















































Департамент консалтинга (research@rbc.ru) Tel: +7 095 363-11-12


Розничные торговые сети по продаже продуктов питания в России


Развитие организованного ритейла в России. Часть главы

25

С конца 2003 года начался третий этап в развитии организованной торговли в
России. Его основной характеристикой является региональное развитие. Одним из
свидетельств роста российских компаний стало их региональное развитие.
Окончательно эта тенденция, ознаменовавшая начало третьего этапа развития
российского ритейла, оформилась в 2004 г. Региональное развитие стало
возможным только после того, как компании смогли создать структуры,
позволившие осуществлять региональную экспансию.

Таб. 3 Лидеры по присутствию в регионах в 2004 г. Top 5 из 18

Сеть

"Магнит"
"Пятерочка"
"Перекресток"
"Патэрсон"
Metro
Источник: РБК

Количество
регионов
более 30
19
13
12
8

Именно тот факт, что на третьем этапе компании смогли из локальных стать
федеральными, и говорит о том, что российский ритейл окончательно стал
отдельной влиятельной отраслью экономики. Компании, которые работают в этом
сегменте, стали общенациональными брендами и во многом начали определять
развитие всей отрасли.
В связи с этим осторожность западных компаний, которые пока неактивно
осваивают российский рынок, может привести к тому, что они не смогут занять
существенную часть рынка. Но это замечание нельзя отнести к компаниям Metro и
Auchan, которые активно осваивают не только Москву, но и российские регионы.
Остальные западные компании, не представленные на данный момент в России,
могут опоздать, что приведет к тому, что "входной билет" для них будет дороже.
Им придется покупать существующие компании или строиться с нуля. При этом с
каждым годом стоимость российских представителей ритейла будет только
возрастать. Выходом для западных компаний может стать развитие тех форматов,
которые не осваивают российские компании. Именно по этому пути и пошли
существующие торговые сети.
Второй путь - это развитие франчайзинга, но он пока не получил в России
большого распространения.
Интересно отметить, что в регионах с начала 2000-х годов стали появляться
локальные операторы. На сегодня практически во всех крупных городах России есть
локальные операторы, но большинство из них включают не более 20 магазинов и не
отвечают современным форматам торговли. Только одна региональная компания -
краснодарский "Магнит" - смогла стать федеральной сетью, также компания
"МДМ-Виктория" предпринимает попытки общероссийского развития. Остальные
компании работают только в рамках своего региона и очень редко выходят за его
пределы.
Таким образом, на данном этапе можно выделить пять основных типов торговых
сетей в России.
I. Национальные (федеральные или общероссийские) операторы.
1. Иностранные торговые сети, открытые в России напрямую материнскими
компаниями. Торговая сеть планирует общероссийскую экспансию.
2. Иностранные торговые сети, открытые в России на правах франчайзинга.
Торговая сеть планирует общероссийскую экспансию.
3. Российские компании, планирующие экспансию во все регионы.
II. Локальные компании.

Департамент консалтинга (research@rbc.ru) Tel: +7 095 363-11-12


Розничные торговые сети по продаже продуктов питания в России

26


1. Компании, работающие в рамках одного города или одного региона и не
планирующие экспансию во все регионы России.
2. Компании, работающие в рамках одного или нескольких регионов, но не
планирующие выход в столицы и во все регионы России.
В связи с этим можно сделать вывод, что локальные сети могут развиваться тремя
основными путями. Первый - это продажа федеральным компаниям, второй -
получение франшизы федеральных компаний. Третий путь - это создание
полноценной торговой сети современного формата и с использованием
современных технологий. Но на пути подобного развития может возникнуть
проблема отсутствия достаточных средств, в результате создать сильные
локальные компании смогут только те сети, которые уже сегодня предпринимают
для этого усилия. Среди торговых сетей, которые могут занять существенную часть
на локальных рынках, можно выделить сибирские сети АЛПИ и "Холидей Классик".
Эти торговые сети не планируют стать мощными общероссийскими игроками, но в
своем основном регионе, а также в соседних они смогут занять существенное
положение. В перспективе эти сети могут стать всероссийскими, или, скорее всего,
они будут поглощены федеральными сетями.
Таким образом, в основных регионах может создаться ситуация, которая сейчас
наблюдается на рынке бытовой техники. В регионе есть национальные операторы и
один-два сильных местных оператора, занимающих определенные ниши. В
принципе, возможен вариант добровольного объединения локальных сетей, но на
данный момент таких планов ни у кого нет. Возможен еще один вариант, когда
местные чиновники и предприниматели не пускают в регион национальных
операторов, негативным ярким примером может служить Екатеринбург, но такие
случаи встречаются все реже.
Рост рынка обеспечили также локальные и региональные компании. Уже сейчас
практически во всех крупных и средних городах России есть локальные операторы,
но большинство из них не имеют у себя более 20 магазинов и не отвечают
современным форматам торговли. Но, тем не менее, они вносят существенный
вклад в развитие торговли.
Именно результатом активного регионально развития, а также появление
практически во всех регионах своих локальных сетей, пока не больших, но могущих
сыграть важную роль, стал двукратный рост рынка.

Рис. 1 Рост доли торговых сетей

18,00%
(c) РосБизнесКонсалтинг

16,00%

14,00%

12,00%

10,00%

8,00%

6,00%

4,00%

2,00%

0,00%















1,00%


2000 г.













2,70%



2001 г.











4,50%





2002 г.








8,00%








2003 г.

15,60%
















2004 г.


Источник: оценки РБК
По итогам 2004 г. можно выделить несколько основных компаний-лидеров, как в
целом по России, так и по основным показателям.

Департамент консалтинга (research@rbc.ru) Tel: +7 095 363-11-12


Розничные торговые сети по продаже продуктов питания в России

27


В рейтинге приведены данные опроса, проведенного РБК, и опубликованные в
открытых источниках. Отсутствие компании в рейтинге может быть обусловлено
тем, что компания не раскрыла соответствующие данные.
Рейтинг приведен по показателям, собранным в ходе опроса и изучения вторичных
показателей.
Данные приведены на начало 2005 года.

Таб. 4 Крупнейшие торговые сети по количеству магазинов на начало 2005
года. Top 10 из 65


Место Управляющая компания
1 ЗАО "Тандер"
2 ООО "Агроторг"
3 Холдинг "Эдельвейс Групп"
4 ЗАО "Дисконтцентр"


Название сети
Магнит
Пятерочка
Эдельвейс
Дикси

Количество
магазинов
1 002
462
156
134

5 ГК Виктория

Квартал,
Виктория

Дешево,

112

6 ЗАО "Торговый Дом "Перекресток" Перекресток

98

7 ОАО "Седьмой Континент"

Седьмой Континент 83

8 АТТП "Группа "ОША"
9 ГК "Паллада-Торг"
10 ООО "Торговый Дом "Копейка"

Оша
Паллада-Торг
Копейка

80
70
68







Место



1

Источник: Данные компании, данные СМИ


Таб. 5 Крупнейшие торговые сети по ассортиментным позициям на начало
2005 года, Top 10 из 62

Управляющая компания Название сети Ассортимент
Ассоциация агропромышленных и
торговых организаций "Сибирская АЛПИ 100 000
губерния"

2 ЗАО "Мосмарт"
3 AVA AG
4 ООО "ТЦ "Купец"
5 ООО "Рамэнка"
6 Auchan Groupe
7 ГК "Экс"
8 ЗАО "Супермаркет "Кировский"
9 ООО "Фирма "Омега-97"

Мосмарт
Marktkauf
Купец
Рамстор
Auchan
СемьЯ
Кировский
Патэрсон

60 000
60 000
42 000
40 000
40 000
40 000
30 000
30 000

10 ЗАО "Торговый Дом "Перекресток" Перекресток
Источник: Данные компании, данные СМИ

30 000


















Департамент консалтинга (research@rbc.ru) Tel: +7 095 363-11-12


Розничные торговые сети по продаже продуктов питания в России

28



Таб. 6 Крупнейшие торговые сети по торговой площади на начало 2005 года.
Top 10 из 44


Место


Управляющая компания Название сети

Торговая
площадь

1 ЗАО "Тандер"
2 ООО "Агроторг"
Ассоциация агропромышленных и

Магнит
Пятерочка

301,0
285,8


3

торговых организаций "СибирскаяАЛПИ
губерния"

200,0

4 Metro AG

Metro C&C

128,9

5 ЗАО "Торговый Дом "Перекресток" Перекресток

120,0

6 Auchan Groupe

Auchan

95,0

7 ОАО "Седьмой Континент"

Седьмой Континент 78,8

8 ООО "Рамэнка"
9 ООО "Фирма "Омега-97"
10 ЗАО "Супермаркет "Кировский"

Рамстор
Патэрсон
Кировский

75,6
69,0
66,4








Место

Источник: Данные компании, данные СМИ



Таб. 7 Крупнейшие торговые сети по обороту в $млн. за 2004 год. Top 10 из 50

Управляющая компания Название сети Оборот в $млн.

1 Metro AG
2 ООО "Агроторг"
3 ЗАО "Тандер"
4 ЗАО "Торговый Дом "Перекресток"
5 Auchan Groupe
6 ОАО "Седьмой Континент"
7 ООО "Рамэнка"
8
9 ООО "Лента"
10 ЗАО "Дисконтцентр"
Источник: Данные компании, данные СМИ

Metro
Пятерочка
Магнит
Перекресток,
Auchan
Седьмой континент
Рамстор
Франчайзи Пятерочки
Лента
Дикси

1 110
1 106
997
766
620
495,8
490
484
451
420


























Департамент консалтинга (research@rbc.ru) Tel: +7 095 363-11-12


Розничные торговые сети по продаже продуктов питания в России

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ


Москва. Часть главы

29

Подводя итоги за 2004 год, можно сделать вывод, что доля сетевой торговли в
Москве в 2004 г. развивалась по оптимистичному варианту. Это связано с тем, что
существенный толчок росту рынка дало появление гипермаркетов, значительно
увеличивших оборот сетевой торговли.

Рис. 2 Рост доли торговых сетей в Москве, %

60,00%
(c) РосБизнесКонсалтинг


50,00%


40,00%


30,00%


20,00%


10,00%


0,00%


Источник: РБК















2,30%

2000 г.













9%



2001 г.










20%







2002 г.







30%









2003 г.

48%















2004 г.

Бурный рост рынка сетевой торговли продлится еще несколько лет и прекратится с
насыщением рынка. Насыщение произойдет, когда торговые сети смогут
контролировать примерно 80% всей торговли: именно так развивались события в
Восточной Европе, ситуация в которой очень похожа на ситуацию в Москве. После
насыщения рынок будет расти не более чем на 2-3% в год. По мнению московского
правительства, насыщение произойдет только к 2010 г. Вся динамика рынка
указывает на то, что ситуация будет развиваться по самому оптимистичному
варианту.























Департамент консалтинга (research@rbc.ru) Tel: +7 095 363-11-12


Розничные торговые сети по продаже продуктов питания в России


Пример профиля региона. Пермь

Ситуация на продовольственном рынке Перми

Рис. 3 Оборот розничной торговли в Перми, млрд руб.

60
51,1
50
41,6
40
33,8













55,8

30

30

20

10

0


24,8












(c) РосБизнесКонсалтинг


Источник: РБК, Росстат

Рис. 4 Доля продовольственных и непродовольственных товаров в обороте
розничной торговли Перми, %


Продовольственные

48%
















Источник: РБК, Росстат














52%

товары
Непродовольственные
товары














Департамент консалтинга (research@rbc.ru) Tel: +7 095 363-11-12


Розничные торговые сети по продаже продуктов питания в России


Рис. 5 Рост ежемесячной заработной платы населения в Перми, руб.


9000

31

8000
7000
6000
5000
4000
3000
2000
1000
0









2 883






2000






4 044
















2001





5 047










2002



6 220












2003

7 749














2004
















(c) РосБизнесКонсалтинг


Источник: РБК, Росстат

Торговые сети Перми

Таб. 8 Основные события 2004 г. в Перми


Месяц
Конец года
Октябрь

Сентябрь

Апрель

Февраль
Источник: РБК

Событие

Смена франчайзи "Пятерочки".
Открытие гипермаркета "Виват", его площадь составляет 11
тыс. кв. м.
Заявление Metro Cash & Carry о планах открыть свой центр в
городе.
Открытие первого гипермаркета "Семья". Торговая площадь
нового объекта составляет 31 тыс. кв. м. Инвестиции
оцениваются в $30 млн.
Принятие решения о выпуске облигаций ЗАО "Универсам
Семья".


Таб. 9 Общероссийские сети в Перми

Название Формат




Количество

"Пятерочка"
"Перекресток"
"Росмарт"
Источник: РБК

Дискаунтер
Супермаркет
Гипермаркет

20
План
План


Таб. 10 Локальные сети в Перми

Название





Формат





Количество

"Семья"
"Большая Семья"
"Виват" ("Норма")
"Большой Виват"
"Добрыня"

Супермаркет
Гипермаркет
Супермаркет
Гипермаркет
Мультиформатная

24
1
25
1
8


Департамент консалтинга (research@rbc.ru) Tel: +7 095 363-11-12


Розничные торговые сети по продаже продуктов питания в России

<<

стр. 2
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

>>