<<

стр. 2
(всего 8)

СОДЕРЖАНИЕ

>>


3. Принятие
решений





4. Реализа-
ция и ор-
ганиза-
ция


5. Контроль







6. Инфор-
мация и
комму-
никации
Техника самоменеджмента
Рабочие приемы, методы Достигаемый результат (выигрыш
во времени за счет...)
Определение цели, ситуа- Мотивация, устранение сла-
ционный анализ, целе- бых сторон, распознава-
вые стратегии и методы ние преимуществ, кон-
достижения успеха, фор- центрация усилий на уз-
мулирование цели ких местах, фиксация
сроков и ближайших ша-
гов
Годовое планирование, Подготовка к реализации
месячное планирование, цели, оптимальное рас-
декадное планирование, пределение и использо-
планирование дня, прин- вание времени, сокраще-
ципы временного ме- ние сроков исполнения
неджмента, метод «Аль-
пы», менеджмент с по-
мощью дневника вре-
мени
Установка приоритетов, Приводящая к успеху орга-
принцип Парето (соот- низация труда, первооче-
ношение 80:20), АБВ- редное решение жизнен-
анализ, принцип Эйзен- но важных проблем, упо-
хауэра, делегирование рядочение дел по их важ-
дел (перепоручение) ности, избавление от «ти-
рании» неотложности,
продуктивность трудовых
затрат
Распорядок дня, график Применение самоменедж-
продуктивности, био- мента, концентрация на
ритм, самопроявление, значительных задачах, ис-
дневной рабочий план пользование пика произ-
водительности, учет пе-
риодических колебаний,
становление индивидуаль-
ного рабочего стиля
Контролирование процесса Обеспечение запланирован-
работы (сравнение за- ных результатов, пози-
мысла с результатом), тивное воздействие на те-
контролирование итогов чение жизни
(контролирование дости-
жения поставленных це-
лей, промежуточных ре-
зультатов), обзор итогов
истекшего дня (само-
контроль)
Рациональное чтение, ра- Быстрое чтение, лучшая ор-
циональные совещания, ганизация совещаний и
рациональное ведение конференций, выделение
беседы, рациональное времени для собеседова-
использование телефо- ний, отгораживание от
на, рациональное веде- возможных помех, мень-
ние корреспонденции, ше отвлечений, меньше
листки-памятки и фор- «бумажной войны»
муляры
39



ческое их изложение. Однако проблема всех описыва-
емых рабочих приемов в другом — в последовательном
и долговременном их претворении в практику.
Чего бы не хотел автор этой книги, так это того,
чтобы Вы после прочтения отложили книгу в сторону,
начали работать с тем или иным методом и по прошест-
вии некоторого времени вынуждены были констатиро-
вать, что благие намерения увязли в ежедневной суете.
Будем считать, что и Вы этого не хотите!
Если это так,то автор охотно заключил бы с Вами
соглашение и контракт на использование — как произ-
водитель компьютеров, осваивающий рынок для вычис-
лительной техники и программ своего производства.
Фирма — изготовитель компьютера тоже не хочет, что-
бы купленная у нее техника стояла без дела.
Если Вы не хотите заключать контракт на время чте-
ния этой книги, то Вы подвергаетесь опасности вновь
перехитрить себя, не взяв на себя ответственности за
изменение (читай: улучшение) Вашей методики работы
и Вашего способа ведения дел после прочтения этой
книги и не попытавшись претворить в практику ее сове-
ты, а также получить негативное подтверждение вроде
такого: «Не получается (опять) с этими техническими
приемами и этим самоменеджментом. Я должен был
сразу это предвидеть!»
Тогда Вы можете использовать эту «неудобную» кни-
гу как Вам заблагорассудится, например в качестве
украшения Вашего книжного шкафа (деньги, уплачен-
ные за книгу, к сожалению, возврату не подлежат).
Перед Вами действительно не удобная книга для
чтения, а книга для работы, которая требует от Вас ин-
тенсивного сотрудничества и полной готовности к крити-
ческому разбору и изменению Вашего прежнего стиля
работы и Вашей техники планирования времени. «Но
овчина стоит выделки!».
Вновь задайте себе вопросы:
Чего я, собственно, хотел, покупая эту книгу?

Что я могу сделать, чтобы добиться этого результата?


Что я предпринимал в подобных случаях (чтение специальной
литературы, посещение семинаров и др.), чтобы из всего дела (напри-
40
мер, нового способа руководства) мало или совсем ничего не вышло?
Как я сам себя при этом обманывал?

Как я себя чувствовал после этого? Что я испытывал при этом?


Что бы я хотел в этот раз изменить, чтобы достичь своей цели?



Договор на использование Дата
1. Чего бы я хотел действительно добиться? (сформулировать как
можно конкретнее)
2. Что я хочу для этого сделать? (время и энергия, которые я готов
затратить)
3. Когда я хочу это начать?
4. Как долго я согласен пробовать?
5. Как часто я готов работать над своим ежедневным самоменедж-
ментом?
(например, каждый день)
6. Кого бы я хотел при возможности приобщить к этому делу?
7. Как я, возможно, буду сам себя обманывать, чтобы не выполнить
договор?
8. Какие можно ожидать трудности внешнего порядка?
(например, «гонка» на службе)
9. Дата первого экзамена на выполнение условий контракта (через 1 —
2 недели)
Задайте себе при этом следующие вопросы:
в чем состояла суть?
хочу ли я этого вообще?
как я могу этого добиться?


(автор) (читатель)














41




И если у Вас якобы нет времени, чтобы предпринять
что-либо для Вашего самоменеджмента, то возьмите
у себя время, чтобы больше иметь его!
В этой связи небольшая история (притча).
Некто, гуляя по лесу, повстречал дровосека, который
долго и упорно пилил сваленное дерево. Прохожий по-
дошел ближе, чтобы разглядеть, почему работа дается с
таким трудом, и сказал: «Извините, но мне кажется, что
Ваша пила совершенно затупилась! Почему бы Вам ее не
заточить?» На что дровосек простонал: «Для этого у
меня нет времени — я должен пилить!»
А как обстоит дело у Вас? Когда Вы собираетесь
«заточить свою пилу»?

«После того, как мы окончательно потеряли
из виду цель, мы удвоили свои усилия»
Марк Твен









1.1. Значение постановки целей
Постановка цели требует выразить в виде четких наме-
рений и в точных формулировках наши явные и скрытые
потребности, интересы, желания или задачи, а также
сориентировать наши действия и поступки на эти цели
и их выполнение.
Каждое предприятие предполагает постановку целей.
Поскольку в этой книге речь идет о самоменеджменте,
мы хотим ближе рассмотреть значение целеустановки
тем, что Вы потеряетесь в мелочах. Мышление в мас-
штабах целей способствует тому, что частности подчи-
няются целому:

Становится ясно, в каком направлении двигаться
и каким должен быть конечный результат.

Ежедневно, выполняя свою работу, задавайте себе
вопрос:

Приближает ли меня то, что я в данный момент
делаю, к достижению соответствующей моей цели?

Постановка целей — перманентный процесс, по-
скольку цели не задаются раз и навсегда. Они могут
изменяться с течением времени, например если в про-
цессе контроля за реализацией выясняется, что прежние
представления были в сущности неверными или что
запросы оказались завышенными или заниженными.
Постановка целей означает сознательное осущест-
вление своих действий в соответствии с руководящей
линией или ориентиром. Для нашего самоменеджмента

для личной сферы. Постановка цели означает
взгляд в
фундаментальное значение имеет осознание того, куда

будущее,
ориентацию и концентрацию наших сил и ак-
мы хотим прийти и куда мы попасть не хотим (т. е. само-

тивности на том, что должно быть достигнуто. Таким
образом, цель описывает конечный результат. Речь идет
не о том, что Вы делаете, а о том для чего Вы делаете.
Цели представляют собой вызов Вам и побуждают Вас к
действиям. Без целей отсутствует критерий оценки, по
которому Вы могли бы измерять Ваши трудозатраты.
Цели, кроме того, являются еще и масштабом для оцен-
ки достигнутого. Даже самый лучший метод работы ни-
чего не стоит, если Вы заранее четко и однозначно не
определите то, чего Вы хотите.
Цели являются «подстрекателями» наших действий,
мотивами, определяющими нашу активность. Если ка-
кой-либо индивидуум поставил себе цель, то вследствие
этого возникает такое состояние напряжения, которое
действует как движущая сила и которое исчезает лишь
тогда, когда цель достигнута.
Цели являются представлениями о будущем, для
реализации которых я хочу что-либо сделать. В против-
ном случае цель остается только благим пожеланием.
Чтобы поставить цели, надо думать о будущем. Тра-
диционное мышление в рамках частных задач чревато
44
определение), чтобы не оказаться там, куда нас хотят
привести другие.
Если у меня есть осознанная цель, на нее направля-
ются и мои неосознанные силы. Цели служат концентра-
ции сил на действительно ключевых направлениях.
Знать свои цели и последовательно к ним стремить-
ся означает концентрировать свою энергию на действи-
тельно важных делах, вместо того чтобы понапрасну
тратить свои силы.
Осознание своих целей может означать значитель-
ную самомотивацию для работы.

Случайные успехи хороши, но редки.
Запланированные успехи лучше,
поскольку они управляемы и случаются чаще.

Предпосылка планирования — а значит, и успеха —
заключается в точном знании того,
- что,
- когда,
45






- в каких масштабах
необходимо достичь. Постановка цели является безу-
словной предпосылкой планирования, принятия ре-
шений и ежедневной работы.
Если Вы обычно приходите на работу с представле-
нием типа «Я буду работать над тем, что именно на
сегодня важно», то кончайте с этим!
Поставьте однозначную цель для себя (и для своих
сотрудников) и трудитесь по принципу:
Я буду работать над тем, чего я сегодня
хочу достичь!
В основу этой главы положен следующий процесс
постановки целей.


















1.2. Нахождение целей
Вы хотите достичь большего — иначе бы Вы не приобре-
ли эту книгу. Чтобы чего-то добиться и иметь успех, необ-
ходимо потратить на это время и средства. Необходимы
определенные методы и тщательная диспозиция, чтобы
по возможности хорошо и в приемлемое время достичь
поставленной цели:
- Каких целей Вы хотите достичь?
- Согласуются ли они между собой?
46
- Существуют ли так называемая высшая цель и опре-
деленные промежуточные цели на пути к главной?
- Знаете ли Вы, что Вы сами можете сделать для этого
(сильные стороны) и над чем Вам еще надо работать
(слабые стороны)?
Добейтесь ясности цели!

Это безусловная, основополагающая предпосылка ус-
пехов в труде и в жизни! Найти личные жизненные цели
и дать им определение означает придать своей жизни
направление. В результате Вы сможете воплотить в дей-
ствительность свои собственные ценности.
Попытайтесь установить цели, которые могут быть
обращены в непосредственные действия.
Пример:
1. Как не надо: Я хочу вести более здоровый образ
жизни. Как надо: Я хочу ежедневно делать 15-минутную
пробежку на свежем воздухе.
2. Как не надо: Я хочу уметь лучше контактировать
со своими сотрудниками. Как надо: Я хочу для каждого
сотрудника каждую неделю зарезервировать час допол-
нительного времени, чтобы побеседовать с ним на про-
фессиональные и личные темы.
Подобные конкретные, ориентированные на опреде-
ленные действия цели можно непосредственно плани-
ровать, например фиксировать в дневнике времени по
определенным дням или неделям и реализовать по
этапам.














47



Точно опишите то, чего Вы конкретно
хотите достичь!

Письменная регистрация способствует тому, что за-
частую фиксируются более или менее смелые представ-
ления и желания. Таким образом Вы приучитесь посто-
янно заниматься своими целями и уточнять их. В пись-
менном виде цели к тому же визуально запечатлеваются
и менее подвержены опасности забвения. Если Вы четко
определите свои цели, то они автоматически приобре-
тают обязательный характер: зафиксированные на бума-
ге, они побуждают к перманентному анализу, перепро-
верке и ревизии.
Мы хотим в этом разделе побудить Вас к тому, что-
бы Вы с помощью различных упражнений продумали
свои цели, конкретно их сформулировали, систематизи-
ровали и письменно изложили.
От общих представлений о жизненных устремлениях
к инвентаризации целей!
Нахождение личных целей может осуществляться по-
средством следующих четырех ступеней.
(1) Разработка общих представлений о жизненных
устремлениях.
(2) Дифференциация во времени жизненных целей.
(3) Разработка путеводных представлений в профес-
сиональной сфере.
(4) Инвентаризация целей.
Набросайте общие представления о жизненных
устремлениях.
Попробуйте изобразить для себя возможную картину
Вашей будущей жизни. Не горюйте по поводу неудач и
поражений в прошлом: здесь уже в любом случае ниче-
го не изменишь, но из этого необходимо извлечь уроки!
«Кривая» моей жизни.
- Как протекала до сих пор Ваша жизнь?
- В чем состояли Ваши крупнейшие успехи? Где были
поражения? В профессиональной сфере? В личной?
- Как Вы представляете себе свое будущее?
- До какого возраста Вы хотели бы дожить?
48
- Чего еще хотите достичь?
- На какие удары судьбы или поражения Вы рассчиты-
ваете?
Нарисуйте Вашу «жизненную кривую» и пометьте
то место, где Вы сейчас находитесь.
Рядом с экстремальными точками Вашей «жизненной
кривой» напишите ключевые слова, характеризующие
соответствующие успехи или неудачи.
Попробуйте представить себе свое будущее и про-
должите «кривую» дальше.
Картина жизненных устремлений.
Назовите 5 важнейших пунктов (целей), которых Вы
еще хотите достичь до конца своей жизни:
1. 3.
2. 4.
5.





























49

Дифференцируйте свои жизненные цели
по временным критериям.
При этом несущественно, окажутся ли Ваши соб-
ственные представления реалистическими или утопи-
ческими, — этот аспект будет рассмотрен позже. Значи-
тельно важнее сейчас выяснить, что представляют собой
Ваши «жизненные линии», определяющие Ваше существо-
вание, а также каковы Ваши желания, к исполнению кото-
рых Вы будете стремиться в ближайшие годы. Даже
кажущиеся поначалу утопическими цели могут стать сти-
мулами и ориентирами Вашей последующей работы и
Вашей дальнейшей жизни.
Уясните себе с помощью нижеследующего упражне-
ния, с какими событиями Вы должны считаться в бли-
жайшие 20 лет Вашего личного временного ряда. Прини-
майте при этом во внимание лиц из Вашего ближайшего
окружения (партнеров, детей, родителей, шефа, друзей
и т. д.) и свой возраст. Подобными особыми событиями
могут быть:
поступление детей в школу или достижение ими
совершеннолетия;
выход на пенсию отца или матери;
выход на пенсию непосредственного начальника;
истечение сроков платежей по долгосрочным кре-
дитам;
высвобождение вложенных денежных средств и т. п.
Временной ряд для нахождения личных целей
Этот временной ряд ставит Ваши желания и цели во
взаимосвязь с другими важными датами из жизни лю-
дей Вашего личного окружения.
Впишите в графы следующего формуляра все же-
лаемые цели на ближайшее и отдаленное будущее:
- Долгосрочные жизненные цели, путеводные ориенти-
ры и т. д. Чего Вы хотите достичь в этом мире, в этой
жизни?
- Среднесрочные цели.
Чего вы хотите достичь в ближайшие 5 лет?
- Краткосрочные цели.
Чего Вы хотите добиться уже в ближайшие 12 меся-
цев?
Жизненные цели
Личные желания:
долгосрочные (жизненные цели);
среднесрочные (5 лет);
краткосрочные (ближайшие 12 месяцев).
Профессиональные цели:
долгосрочные (цели карьеры);
среднесрочные (5 лет);
краткосрочные (ближайшие 12 месяцев).

На предпоследнем этапе нахождения личных целей
подробнее рассмотрим сферу «профессия».
Выделите свои профессиональные ориентиры!

Год



1991
Собственный
возраст
Возраст окружающих
Особые собы-
тия

Чем бы Вы охотнее всего занимались в профессио-
нальном отношении? Если бы Вы могли свободно вы-
брать служебное положение, функцию, звание, отрасль,

1992
1993


2000
2001



2006
50
организацию, предприятие или институт, кем бы Вы
охотнее всего были или стали?
Примеры:
Стать управляющим в средней фирме ХУ — отрасли.
Стать членом правления фирмы X или У.
Основать или руководить зарубежным филиалом
(в какой стране?).
Быть причисленным к ведущим специалистам.
Достичь должности в государственном аппарате.
Добиться звания профессора или доктора.
51


Занимать нынешнюю должность до выхода на пен-
сию и укреплять свое положение.
Работать самостоятельно (не по найму) в качестве...
Сделать политическую карьеру в качестве...
Через пять лет «выйти из игры» и стать пастухом в
Люнебургской Долине.
И т. д.
Ваш ответ:
Профессиональный ориентир
- Я охотно бы был или стал ... в ...
- Или: я охотно бы занимался свободной профессией,
а именно ..
Ваш профессиональный ориентир является ключом к
Вашему профессиональному и личному успеху:
Профессиональный ориентир усиливает мотивацию
трудовых достижений. I
Профессиональный ориентир направляет в опреде-
ленное русло Ваши активность, профессиональные
устремления и решения при выборе профессии.
Профессиональный ориентир является руководством
для последующего исполнения Ваших служебных обя-
занностей.
Перепроверьте свой ориентир с помощью следую-
щего упражнения.
Представьте себя в желаемой Вами профессии и
попытайтесь ответить на следующие вопросы:
- Почему Вы, собственно, не занимаетесь этим?
Ответ: _______
- Что Вы сделали до сих пор, чтобы устранить эти
причины?
Ответ:

- Если не знаете, то насколько велик Ваш действитель-
ный интерес к этой должности?
Ответ:
- Что Вы до сих пор сделали, чтобы смягчить эти труд-
ности или устранить их?
Ответ: _____

52
- А что следовало сделать?
Ответ:

- Какую цель Вы хотите себе поставить, чтобы преодо-
леть эти трудности в обозримое время?
Ответ:


Инвентаризация целей
Просмотрите заполненные формуляры и составьте
инвентарную опись Ваших целей. Отфильтруйте при
этом важнейшие позиции, т. е. те жизненные цели и
цели карьеры, которых Вы хотите достичь.
Думайте при этом и о тех своих желаниях и юно-
шеских мечтах, которые могли быть реализованы по-
средством существенных единовременных затрат време-
ни и финансовых средств. (Например, совершить круго-
светное путешествие, прожить 6 месяцев на острове в
теплом море и т. п.). Если Вы сохраните эти цели под
рубрикой «То, что я еще хочу совершить», то подобные
смелые желания станут конкретнее и будут основой
Вашего плана на более поздний период жизни.
Своим представлениям о целях Вы придаете тем
самым «вызывающий» характер, что побуждает наконец-
то их однажды реализовать.
Инвентаризация целей
Личные цели (цели жизни)


Профессиональные цели (цели карьеры)


Опыт, который я еще хотел бы приобрести:
личный - профессиональный


То, что я еще хотел бы совершить:
в личной жизни в профессиональной сфере


53

1.3. Ситуационный анализ
После того, как Вы прояснили для себя вопрос о личных
и профессиональных целях, займемся в рамках состав-
ленной «инвентарной описи» Вашими личными ресур-
сами, т. е. средствами для достижения целей. При этом

Какие позитивные воздействия я хочу поддержать,
использовать?
Чего хотят окружающие? Что я могу им дать?
Кому я могу принести пользу сейчас и в будущем?
Что я хочу конкретно сделать, чтобы принести пользу
окружающим?
П р о д о л ж е н и е

будем продвигаться в четыре этапа:
(1) Направляющие вопросы для ситуационного ана-
лиза.
(2) Личный баланс успехов и неудач.
(3) Сильные и слабые стороны.
(4) Анализ «цель — средство».
Подобный ситуационный анализ поможет выявить
Ваши слабые и сильные стороны и определить, какие
сферы Вы можете развивать и над чем Вам следует еще
работать.
Что Вы делаете для того, чтобы позитивно повлиять
на «кривую» жизни?
На последующих страницах Вы найдете целый ряд
направляющих вопросов для ситуационного анализа в
личной и профессиональной сфере, которые должны
способствовать определению Вашего «местонахож-
дения».
(1) Направляющие вопросы для ситуационного анализа
в личной сфере
Мой жизненный путь: какими были мои крупнейшие ус-
пехи и неудачи?
Влияние семьи: детство? юность? родители? братья и
сестры? близкие?
Мои личностные параметры, черты характера и сильные
стороны?
Моя гармония? В чем состоят мои конфликты с окружа-
ющим миром? Чем я их объясняю?
Дружеские связи? Вражда?
При каких обстоятельствах я чувствую себя сильным,
побежденным, слабым?
Каких успехов я до сих пор не смог достичь? По каким
причинам?
Какие опасности, трудности, проблемы и т. п. могут пе-
редо мной возникнуть? В каких областях?
Какие меры я хочу предпринять для их предотвращения?
Кто из окружающих стимулирует мою жизненную актив-
ность? Кто ей препятствует?
В чем могут раскрыться мои возможности? В чем не мо-
гут? Что я хочу против этого сделать?
Какие негативные для меня посторонние воздействия я
хочу устранить?
54
Какими денежными средствами я мог бы пожертвовать
для своих друзей?
Приношу ли я максимальную пользу тем людям, кото-
рые приносят максимальную пользу мне?
Кому и какую радость я доставлю немедленно? Завтра?
И т.д.

(2) Направляющие вопросы для ситуационного анализа
в профессиональной сфере
Знаю ли я задачи моей должности?
Знаю ли я, чего от меня ждут?
Согласованы ли мои цели с моим руководством?
Знаю ли я рутинные, однообразные дела, относящиеся
к сфере моей деятельности?
Планирую ли я эти дела?
Имею ли я в любое время представление о задачах,
которые предстоит решить?
Известны ли мне срочность и важность моих задач?
Устанавливаю ли я приоритеты?
Выполняю ли я своевременно свои задачи?
Часто ли я при этом испытываю давление?
Нуждаюсь ли я в напоминании об исполнении своих обя-
занностей?
Откладываю ли я свои дела?
Приступаю ли я самостоятельно к делам?
Исполняю ли я свои дела полностью и окончательно?
Часто ли я получаю запросы или рекомендации?
Получаю ли я жалобы на то, что неудовлетворительно
информирую другие инстанции?
Как велико влияние моей работы на мою личную жизнь?
Какую пользу я приношу своими действиями?
На какой встречный эффект я могу рассчитывать (повы-
шение заработка, продвижение по службе, налажива-
ние контактов и т. д.)?
Каких успехов, в том числе частных, я могу добиться
в обозримое время?
С какими неудачами я должен считаться?
Каковы главные преимущества моей работы?
Баланс успехов и неудач
Определив, «куда я хочу?», продуймайте вопрос, «где
я нахожусь?» Надо проанализировать Ваши личные силь-
ные и слабые стороны. С этой целью еще раз рас-
55


смотрим Вашу «кривую» жизни и с помощью следу-
ющего упражнения выявим Ваши до сих пор крупней-
шие успехи в работе и в личной жизни. Какие способ-
ности, знания, опыт и т. п. были необходимы, чтобы
достичь этих успехов?
Попытайтесь при этом установить те способности,
которые привели к соответствующему результату.


Мои крупнейшие успехи,
достижения и т, п.
1.
2.
3.
Баланс личных успехов
Как я этого добился (способности, которые были
для этого необходимы)





Специальные знания:
знание производства
техника сбыта



Л

и

ч

н

ы

е знания + способности
9.
10.
Прочее

знание менеджмента
специальные производственно-экономические знания
общая эрудиция
контакты и связи
Личные качества:
физическая конституция, умение быть в форме, выносливость
манера держать себя, активность, выдержка
коммуникабельность, умение выслушать, интуиция
приспособляемость, готовность прийти на помощь
восприимчивость к критике, самокритика
Способности руководителя:
пробивная сила, умение убеждать
умение распределять обязанности, давать указания
умение стимулировать и мотивировать труд отдельных людей и кол-
лектива
способность к работе «в команде» и в кооперации
Интеллектуальные способности:
рассудительность
творческий потенциал
логическое мышление


ете. Речь идет о дальнейшем развитии этого потенциала.
Но это лишь одна сторона медали.
С другой стороны, Вы должны ясно представлять
себе свои слабости, чтобы избегать действий, которые
могут способствовать проявлению подобных «качеств»,
или принять меры к избавлению от этих недостатков.
Составьте также баланс своих крупнейших неудач и
поражений и отметьте, следствием отсутствия каких ка-
честв они были. Подумайте далее над тем, как Вы в свое
время преодолели ту или иную неудачу.
Знать свои слабости — значит укреплять свои силь-
ные стороны!


Личный отрицательный баланс

структурное, системное мышление
Рабочие приемы:
рациональность и системность в работе
техника принятия решений и «снятия» проблем
умение концентрироваться, рациональное чтение
методика работы, организация труда
умение говорить, техника ведения дискуссий и переговоров

Путем анализа своих способностей Вы определите,
что Вы вообще можете совершить, т. е. каким личным
потенциалом для достижения своих целей Вы располага-
56
Мои крупнейшие поражения,
неудачи и т. д.
1.
2.
3.



9.
10.
Прочее
Способности, которых мне Как я преодолел неудачи?
недоставало










57






Сильные и слабые стороны
Следующим шагом сгруппируйте определенные Ва-
ми достоинства и недостатки и выделите две-три важ-
нейшие сильные и слабые стороны. Подобный «срез»
личных качеств является предпосылкой для планирова-
ния дальнейших шагов и мер по достижению целей.
Анализ «цель — средство»
В процессе анализа необходимые для достижения
желаемых целей средства (личные, финансовые, вре-
менные ресурсы) сравниваются с реальной ситуацией.
Для этого обратитесь к составленной в предыдущем
разделе «инвентарной описи» целей и выберите пять
важнейших целей. Определите необходимые для дости-
жения этих целей средства и проверьте, чего Вы еще
должны достичь или к чему приступить, чтобы ближе
подойти к соответствующей цели.
Пример:


Цель


Пребывание на не-
обитаемом острове
в теплом море


Стать членом прав-
ления в дочерней
фирме

Средства

6 мес. свободного времени
10000 марок на дорожные рас-
ходы
Знания в области мореплавания
под парусом и рыбной ловли
Знание языков

Имеется в на-
личии



X

X







- «Срез» способностей


Профессиональные знания и опыт






Сильные стороны
( +)

1.
2.
3.






Слабые стороны
(-)

1.
2.
3.

По профессиональным (карьерным) целям под руб-
рикой «Средства» укажите необходимую для их дости-
жения квалификацию и поставьте конкретные реалистич-
ные практические цели по приобретению опыта и спо-
собностей, которых Вам еще не хватает.

Социальные и коммуникационные 1.
качества 2.
3.
Личные способности 1.
2.
3.
Способности руководителя 1.
2.
3.
Интеллектуальные способности, ра- 1.
бочие приемы 2.
3.
Прочее
58
1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.











59


Анализ «цель — средство»
Желае- Необходимые средст- Ситуационный анализ
мые ва.
нии уровня знаний и квалификации, о своем культур-
ном просвещении (путешествия, участие в культурных
мероприятиях и т. п.).

цели Что требуется?


1.
2.
3.
4.
5.
Имеется в наличии
(способности и т. д.)
Не имеется
в наличии
Практические
цели, меры
Не берите на себя слишком много, поскольку нере-
альные задачи имеют мало шансов быть выполненными.
Чем больше целей Вы себе поставите, тем больше Вам
придется менять в Вашей прежней жизни, тем больше
придется развивать активность.
Устанавливайте также конкретные краткосрочные
цели, согласованные с достижением Ваших долгосроч-
ных глобальных целей. При стремлении к долгосрочным
целям Вы должны считаться с изменением внешних

1.4. Формулирование целей
Последняя фаза процесса постановки целей — конкрет-
ное формулирование практических целей для последу-
ющей стадии планирования.
План жизни и карьеры
условий и возникновением новых тенденций. Поэтому
наряду с общими целями важно с точки зрения психо-
логической мотивации ставить перед собой и кратко-
срочные достижимые подцели и добиваться промежу-
точных успехов.
Пример: Жизненный план (извлечение).

Перенесите Ваши сформулированные жизненные и
карьерные цели из заполненных Вами ранее рабочих
бланков в нижеследующие формуляры.

Установить сроки — сформулировать результаты!
Каждая цель, как мы выяснили в начале этой главы,
имеет смысл только тогда, когда установлены сроки ее
воплощения и сформулированы желаемые результаты.
Сформулируйте теперь их применительно к своим жела-
емым и практическим целям и перепроверьте свои
планы с точки зрения того, насколько они реалистичны.
Критерии устанавливаете Вы!
Помните при этом и о таких аспектах, как физи-
ческое состояние, здоровье, поскольку хорошее здо-
Сфера
жизни



Имуще-
ство,
деньги
№ Жизненная
цель



4. Собст-
венный
дом
(бунга-
ло) в
привле-
катель-
ной
сельской
местно-
сти
Значимость,
важность



Высокая
Срок
(год)



1990
Практические
цели



Поиск участ-
ка, оформ-
ление кре-
дитного до-
говора, на-
копление
собственных
средств,
выгодная
продажа
квартиры
Срок
(к ка-
кому
вре-
мени)
1985

1984

1987


1989
Конт-
роль

ровье и конституция являются предпосылкой активной
жизни и успешного самоменеджмента.
Для этого предусматривайте в своих периодических
планах (годовых, месячных, недельных и дневных) меро-
приятия для сферы «Здоровье»: лыжные пробеги, спор-
тивные каникулы, лечение, плавание каждую неделю,
ежедневные пробежки на свежем воздухе, занятия
йогой и т. п., а также профилактические осмотры.
Не забывайте также о самообразовании, о повыше-
60
Для формулировки практических целей в професси-
ональной сфере требуются информация из первых рук
и умение ориентироваться в вопросах, касающихся
предприятий, отрасли и рынка. Здесь важную роль сы-
грают Ваше профессиональное самообразование, накоп-
ление специальных знаний и делового опыта.
Какова самая вероятная (ближайшая по времени)
возможность Вашего продвижения по службе в пред-
стоящие 2—3 года?
61




Наименование должности
Сфера ответственности
Дополнительно требуемые:
деловые качества
качества руководителя
личные способности
Другие критерии
Для планирования карьеры важно знать следующее.
Малый шаг, предпринимаемый сразу, дает подчас больше эф-
фекта, чем обширные, стратегические и грандиозные замыслы, за
которыми следуют затяжные действия.
Каков Ваш очередной шаг?
Активная цель (ближайший шаг)
Требуемая информация
Необходимые ресурсы, помощь со стороны и т. п.
Ожидаемые трудности, проблемы
Акции, мероприятия Сроки
Прочее
Зафиксируйте этот первый ближайший шаг в своем плане
карьеры!
Пример: План карьеры (извлечение).
Обеспечьте сначала ясность цели, для чего с по-
мощью предложенных упражнений опишите, чего Вы
конкретно хотите достичь (жизненные цели).
«Инвентарная опись» целей сводит воедино личные и
профессиональные ориентиры.
Ситуационный анализ в личной и профессиональной
сферах представляет собой своего рода реестр личных
ресурсов (средств для достижения целей) и позволяет
выяснить, что следует поощрять (сильные стороны) и
над чем еще надо работать (слабые стороны).
Следующий шаг — анализ «цель — средство», в ходе
которого необходимые для достижения целей средства
(личные, финансовые и временные ресурсы) сопоставля-
ются с реальной ситуацией.
Из определения мер, требуемых для достижения
долгосрочных целей (например, концентрация на силь-
ных сторонах), вытекают конкретные практические цели,
необходимые для дальнейшего процесса самоме-
неджмента. Формулирование целей предполагает фик-
сацию сроков и результатов.
Промежуточные практические цели фиксируются в





3.
Карьерные,
профессиональные
цели


Стать директо-
ром по марке-
тингу в сред-
ней по мас-
штабу фирме
Зна-
чи-
мость,
важ-
ность

Вы-
со-
кая
Срок
(год)



1988
Практические цели,
меры



Приобретение
опыта работы
по сбыту
Стать зам. ру-
ководителя
службы по
маркетингу
Срок (к
какому
времени)


1984

1985
Конт-
роль
плане жизни и карьеры, который должен регулярно
перепроверяться, актуализироваться и дополняться.
Используйте теперь для своих нужд материал главы
«Постановка целей». Что Вам показалось особенно важ-
ным при проработке этой главы? Что нового Вы узнали?
Чему Вы нашли подтверждение? Что Вы хотите прорабо-
тать основательнее? Что бы Вы хотели применить на
практике?



1.5. Резюме

«Мыслить целями» — значит поставить частное на служ-
бу большому целому. Появляется знание того, в каком
направлении идти и какого конечного результата надо
достичь.
Процесс постановки целей охватывает три фазы:
- нахождение цели: чего я хочу?

-
ситуационный анализ: что я могу?

- формулировка целей: к чему я конкретно приступаю?
62


63






Страница
Использование главы «Постановка целей»

Мысли, ассоциа- К какому времени про-
ции, темы работать, применить?


Контроль






После того, как в этом разделе Вы проанализировали
свои жизненные и карьерные цели и сформулировали
их, в следующей главе, которая называется «Планиро-
вание», Вы узнаете, как подготовить реализацию этих
целей.




«Кто все принимает так, как придется, тот
не работает, а подчиняется работе»
Народная мудрость









2.1. Основы планирования

Планирование призвано обеспечить хозяйское использо-
вание, вероятно, самого ценного достояния — времени,
а именно:
либо имеющееся время употребить для плодотвор-
ной и успешной деятельности (максимальный критерий);
либо достичь поставленных целей с возможно мень-
шим расходом времени (минимальный критерий).
Чем лучше мы распределим (читай: спланируем)
свое время, тем лучше мы сможем использовать его в
своих личных и профессиональных интересах. Планиро-
вание как составная часть задач и правил самоменедж-
мента означает:

Подготовку к реализации целей
+
структурирование (упорядочение) времени.

Планирование ежедневной работы, средне- и долго-
срочных акций и результатов означает также выигрыш во
времени, достижение успеха и большую уверенность в
себе.
Так же как любая фирма планирует или должна пла-
нировать свою сбытовую и производственную деятель-
ность, каждый человек должен думать и работать, за-
глядывая в будущее, и не отдаваться во власть собы-
тий.
Вряд ли необходимо Вам как руководителю доказы-
вать преимущества планирования в рамках предприятия.
Вместе с тем мы хотели бы Вас призвать к следующему:
66

Станьте в своей деловой сфере сами для себя
предпринимателем и планируйте использование
своего ограниченного времени для достижения
своих целей!

Главное преимущество, достигаемое путем планиро-
вания работы, состоит в том, что планирование времени
приносит выигрыш во времени.
Общий практический опыт на производстве свиде-
тельствует о том, что увеличение затрат времени на пла-
нирование приводит к сокращению времени на испол-
нение и в конечном счете к экономии времени в целом.
Очевидно, что этот процесс не может быть произ-
вольно растянут, когда-то наступает оптимум, и дальней-















шее увеличение времени на планирование становится
неэффективным.
Динамика и частичная непредсказуемость производ-
ственной деятельности, как правило, приводят к тому,
что абсолютный оптимум никогда не может быть запла-
нирован и достигнут, однако если Вы добьетесь еже-
дневного выигрыша порядка 30 минут, то это уже мож-
но будет считать успехом. Общим правилом можно
считать следующее:

«Кто регулярно в течение 10 минут подготавливает
свой рабочий день, тот сможет ежедневно
сэкономить 2 часа, а также вернее и лучше
справиться с важными делами».

67



От общего планового периода (год, месяц, неделя,
день) надо максимально 1 % времени тратить на плани-
рование.
Пример: для разработки плана дня требуется 5—
10 минут.




Резервы времени:


1
П р о д о л ж е н и е
2 3

Ниже Вам предлагается список ответов на вопрос
«Зачем нужно планирование времени?», с которым Вы
должны ознакомиться (пожалуйста, поставьте сегодняш-
нюю дату и пометьте все те пункты, где указано то,
чего Вы хотите достичь).

Преимущества планирования времени в личном Первич- Вторичный
самоменеджменте ный про- просмотр
смотр (да- (дата). Че-
та). Чего го бы я хо-
бы я хо- тел до-
тел до- биться?
биться?
создание резервов времени для непредвиден-
ных дел, образование «окон» в течение дня
Эффективность:
предварительное определение структуры дня
и рациональное использование рабочего време-
ни на этой основе
более быстрое решение задач за счет объеди-
нения их в «блоки» (одновременное решение
группы задач)
избавление себя и сотрудников от «холостых
ходов»
Делегирование (перепоручение) дел:


Достижение цели:
1
2
3
хорошая рабочая обстановка в коллективе
делегирование заданий сотрудникам
рациональное распределение поручений внутри

выяснение профессиональных и личных целей
достижение профессиональных и личных целей
кратчайшим путем
реалистичное рассмотрение целей с позиций
ограниченности во времени
Выигрыш во времени:
экономия времени для действительно важных
дел и целей, для исполнения управленческих
функций, для работы с сотрудниками, для
семьи, для досуга
четкое представление о времени, необходимом
для различных проектов, задач и видов деятель-
ности (что, когда, к какому времени необходи-
мо сделать?)
лучшая оценка времени, выявление потребности
в нем
Приоритеты:
концентрация на действительно важных задачах
и обеспечение их решения
определение степени важности тех или иных ви-
дов деятельности, выявление дел, которые мо-
гут быть поручены другим
Сроки:
установление реальных сроков и их соблюде-
ние, учет потребности во времени
своевременное распознавание узких мест и при-
нятие соответствующих контрмер
68
предприятия и за его пределами
Уменьшение стресса:
меньше суеты, больше предусмотрительности
лучшее планирование перерывов в работе
меньше стрессов, поскольку выполняется боль-
шее количество дел
больше удовольствия от работы, меньше раз-
дражения, нетерпения

Если Вы позднее, после вторичного просмотра (см.
гл. 7), обнаружите, что получили реальный результат по
трем или более пунктам, то, значит, Ваш новый подход
к планированию времени оказался весьма успешным
для Вас (и для автора данной книги).












69

<<

стр. 2
(всего 8)

СОДЕРЖАНИЕ

>>