<<

стр. 5
(всего 8)

СОДЕРЖАНИЕ

>>



(18) Работать антициклично

Выполняйте важные задачи по возможности до по-
лудня. С ними выгодно разделываться еще до того, как
наступит пик активности у других сотрудников и напря-
жение в работе достигнет своего апогея. Учитывайте в
своем распорядке дня спокойные и «беспокойные» пе-














риоды. На нижеследующем графике «дневных по-
мех» показано течение типичного рабочего дня в кон-
торе.
Попытайтесь на основе заполненного Вами листка
«дневных помех» составить Ваш график «помех» и срав-
ните его с изображением выше.
Чем больше Вы будете обращать внимание на рабо-
чие привычки Ваших коллег и деловых партнеров, тем
меньше Вы подвергнетесь опасности принятия спонтан-
ных решений и тем меньше Вас будут отрывать от работы.
Поэтому работайте антициклично, то есть:
- в течение более спокойного дообеденного периода
старайтесь решать самые важные из запланирован-
ных задач;
- «беспокойный» период используйте для выполнения
дел категории В, т. е. как запланированное «про за-
пас» (40 %) время;
- не принимайтесь утром сразу за просмотр почты,
отложите это на потом;
- старайтесь приходить пораньше утром и уходить по-
быстрее вечером.

____________________________________
(19) Выкраивать спокойный час

____________________________
становка — это азбучная истина, но как воплотить ее в
жизнь?
Хорошо себя зарекомендовало ежедневное ре-
зервирование одного спокойного, или закрытого, часа,
в течение которого Вам никто не может помешать. Та-
ким образом, Вы назначаете время — возможно самое
важное для Вас:
Время для себя (1 час)!

Занесите это время в свой план дня так же, как Вы
отводите время на совещания или на визит посетителей.
Подобный период никем не нарушаемой концентри-
рованное™ существенно повысит продуктивность Вашего
труда.
Используйте это время для важных, но не срочных
дел, носящих долговременный характер, например для
повышения уровня квалификации или для других задач,
которые зачастую тонут в суете дня.
Отгородите себя на это время от внешнего мира —
лучше всего с помощью секретаря или просто закройте
дверь в свою комнату, предварительно предупредив,
что «Вас нет на месте».
(20) Контролировать время и планы

Во время совещаний и при других видах деятельнос-
ти нередко поначалу расточают время, а в последние
20 % времени обсуждают 80 % вопросов, подлежащих
рассмотрению.
Наряду с отслеживанием своего времени многократ-
но перепроверяйте также свои планы дня с точки зре-
ния выполненных задач, установления новых приорите-
тов и т. п.!
Перепроверка необходима для приспособления к но-
вым условиям, возникающим в течение дня. Планирова-
ние должно быть реалистичным, иначе после рабочего
дня Вы будете испытывать неудовлетворенность.
134
Правила завершения рабочего дня
(21) Завершать несделанное
Все начатые небольшие дела, такие, как просмотр
корреспонденции, диктовка писем и памятных записок,
старайтесь завершать в течение одного дня. Всякая от-
срочка их выполнения может привести к дополнитель-
ным затратам труда, когда Вы снова займетесь незавер-
шенными делами и будете ликвидировать накопленные
завалы.
(22) Контроль за результатами и самоконтроль

Сравнение намеченного в Вашем распорядке дня
объема работы с реально выполненным с учетом постав-
ленных целей и отклонений от них представляет со-
бой важную составную часть организации труда, самос-
тоятельную функцию самоменеджмента, описанную
в гл. 5.
(23) План на следующий день


План на следующий день составляйте
еще накануне вечером!
Проверяйте, какие задачи не могут быть решены
удовлетворительно или не могут быть решены совсем и
подлежат переносу на следующий день.
Разработайте, пользуясь дневником времени, план на
следующий день с установлением целей, приоритетов,
делегированием и т. п. (см. 2.4).
(24) Домой — с хорошим настроением
Радуйтесь предстоящему заслуженному отдыху пос-
ле трудового дня! Наслаждайтесь дорогой домой и наст-
раивайтесь на вечернее времяпровождение. Старайтесь
понемногу, но регулярно заниматься спортом, например
бегом трусцой (джогингом).
10 минут движения на свежем воздухе ежедневно —
этого достаточно, по мнению медиков, чтобы как-то
поддерживать физическую форму.
135




(25) Каждый день

должен иметь свою кульминацию


В смысле позитивного образа жизни важно осознать,
какое качество и какую ценность имеет каждый день
для Вашей жизни. В этой связи недостаточно замыкать-
ся на успешных шагах в направлении к цели карьеры.
Нужно каждый прожитый день по возможности делать
в целом удавшимся днем.
Какие возможности Вы видите для себя (семья, дети,
театр, концерт, хорошая книга, общество друзей, про-
гулка, размышления и т. п.), чтобы день достиг своей
кульминации?
Какие дополнительные возможности лучшей органи-
зации труда Вы могли бы использовать?

1. 3.
2. 4.
Какие организационные принципы распорядка дня
после прочтения этого раздела Вы хотите практиковать,
усовершенствовать или опробовать?


4.2. Естественный дневной ритм
(график работоспособности)
Работоспособность каждого человека подвержена опре-
деленным колебаниям, происходящим в рамках естест-
венного ритма. Говорят обычно о «человеке утра», или
«жаворонке», и о «человеке вечера», или «сове». Пер-
вые могут особенно хорошо работать по утрам, но быст-
ро устают во второй половине дня и нуждаются соот-
ветственно в более раннем окончании работы. Вторые
по-настоящему входят в форму только ближе к полуд-
ню, им лучше всего работается по вечерам (до глубокой
ночи).
Ни один из этих основных типов не работает лучше или
хуже другого, просто они работают по-разному. Пик ра-
ботоспособности у них приходится на разные периоды
дня. Среднестатистические колебания работоспособности
в течение суток можно описать с помощью следующей
кривой (график СКР).
Ось «100 %» на графике задает среднее значение
дневной физиологической работоспособности, причем
136














заштрихованные зоны сверху и снизу от оси примерно
одинаковы по площади.

Абсолютные значения пика и спада продуктивности
индивидуально различаются, но что одинаково
для всех людей — так это относительные,
ритмичные колебания!

К фазам высшей активности примыкают соответст-
венно двухчасовые паузы, во время которых организм
работает в «щадящем режиме» и не должен чрезмерно
нагружаться.
Какие выводы из всего этого следуют в отношении
Вашего трудового дня?
© Пик работоспособности, как правило, приходится на
первую половину дня, когда желудок, поджелудоч-
ная железа, селезенка и сердце функционируют на-
иболее активно. Этот уровень затем в течение дня
больше не достигается. И в силу этой причины зада-
чи А следует выполнять в начале дня!
© После обеда, когда активно работает тонкая кишка,
наступает известный спад продуктивности, который
многие пытаются побороть при помощи кофе. В это
время не надо работать наперекор своему ритму.
Расслабьтесь с чашкой чаю и используйте перерыв
для социальных контактов и рутинной деятельности
(задачи В).
137





Каждый из нас может приспособиться
к этим колебаниям своей работоспособности


Не пытайтесь работать против своего естественного
дневного ритма (который Вы если и сможете изменить,
то незначительно), а используйте эти закономерности в
своем распорядке дня!
График СКР получен в результате сотен тысяч изме-
рений во всех промышленно развитых странах. При на-
рушении дневного ритма возникает брак, ошибки в pa-
боте, несчастные случаи; конвейеры, например, в авто-
мобильной промышленности в соответствии с графиком
работоспособности в течение дня ускоряются или за-
медляются, в ночную смену работают не так, как в днев-
ную, и т. д. Другой пример из другой сферы: наиболь-
шее число несчастных случаев в ночное время приходит-
7. На какой период приходится Ваше в прямом смыс-
ле рабочее время?
8. Когда Вы заняты наиболее важными делами?
9. Когда Вы выполняете менее важную работу?
Зафиксируйте результаты наблюдений в течение 10
дней в нижеследующем формуляре для Вашего днев-
ника времени.
Начертите теперь свой график работоспособности.
Обдумайте, нельзя ли лучше согласовать время вы-
полнения важных дел и Ваш распорядок дня с Вашими
внутренними потребностями!

Моя работоспособность Срав- Моя фактическая пред-
нение расположенность
с нор- к работе
маль-
ным
графи-
ком

ся на период между 2 и 4 часами!
Однако отдельные значения нормального графика
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

могут и не соответствовать колебаниям Вашей индиви-
Время
При- Твор-
Труд-
Уста-
Рас-
Сон-
От-
Рабо-
Важные
Менее

дуальной работоспособности/
У каждого из нас наблюдаются более или менее суще-
ственные отклонения от нормы в индивидуальном гра-
фике работоспособности. Такие возбуждающие средст-
ва, как кофе, чай, никотин или медикаменты, могут ус-
корить утренний подъем, но они же предопределят
и последующий более глубокий спад.
Определите свой индивидуальный дневной ритм и на
основе систематических наблюдений постройте свою
«кривую работоспособности».
Понаблюдайте за собой несколько более осознанно
и спросите себя:
1. В какое время дня я ощущаю наибольший прилив
сил?
2. Когда я соображаю наиболее быстро?
3. Когда я начинаю уставать или когда определенные
виды деятельности даются мне особенно тяжело?
4. К какому времени я чувствую себя опустошенным
и уставшим?
5. Когда я занимаюсь спортом для разгрузки, отдаю
себя своим увлечениям, расслабляюсь?
6. Когда я начинаю бороться со сном или когда я
ложусь в постель?
В этой связи установите также:
дня



0 ч
1 ч
2 ч





10 ч
11 ч



16 ч
17 ч



23 ч
24 ч
лив чество
сил
ности
лость
слаб-
ление
ли-
вость
клоне- чее
ния время
задачи
и дого-
ворен-
ности
важная
дея-
тель-
ность





















139



ф В соответствии с колебаниями работоспособности че-
редуйте напряженную, ответственную деятельность.
менее важную и ненапряженную деятельность и ме-
нее ответственные дела.
- Делайте ежедневно что-нибудь для поддержания
работоспособности (зарядка, занятия спортом).
Помните всегда о том, что вместе с работоспо-
собностью изменяется качество выполняемой Вами pa-
боты.
Самые важные дела (категории А) и дела, требую-
щие наибольшей концентрированноситии тщательности,
должны приходиться на высшую точку Вашего графика
продуктивности, на самые лучшие часы.
«Наложите» Ваш график продуктивности на свой
распорядок дня.
Работайте и живите не вопреки, а в соответствии
с биологическим ритмом


4.3. Менеджмент на основе биоритма
Наряду с регулярными колебаниями дневной работоспо-
собности наблюдаются другие биологические законо-
мерности в течение более длительных периодов вре-
мени — биоритмы.
Учение о биоритме исходит из того, что физиче-
ские, психические и интеллектуальные кондиции каж-
дого человека подвержены циклическим колебаниям,
поддающимся предварительному расчету.
Цель науки о биоритмах состоит в том, чтобы выя-
вить биологические закономерности от пика до упадка
наших жизненных сил и тем самым сделать возмож-
ным планирование нашей активности в так называемые
сильные и слабые дни. В таком понимании менедж-
мент на основе биоритма может быть действенным
инструментом успешного самоменеджмента.
Заранее договоримся.
Теория биоритмов не имеет ничего общего с астро-
логией, гороскопами или предсказаниями, а трактует
периодические возвращения определенных функцио-
нальных процессов в организме человека. Ее приме-
нение не означает того, что надо ориентировать свою
140

жизнь исключительно в соответствии с биоритмами или
испытывать страх перед так называемыми критическими
днями.
Речь идет о том, что в нашей работоспособности
имеются регулярные фазы активности и расслабления, и
мы не должны длительное время жить вопреки пока-
заниям стрелок этих «внутренних часов». Основой учения
о биоритмах является объективная истина, согласно ко-
торой в организме человека постоянно происходит про-
цесс строительства и разрушения клеток, что сущест-
венно влияет на его физическое состояние, сопротив-
ляемость и активность. Подобные изменения наших
клеток ведут к повышению или понижению содержания
в нашей крови питательных веществ, а это в свою очередь
воздействует на наш потенциал.
Три жизненные кривые (биоритмы)
Согласно теории биоритмов каждый человек с рож-
дения находится под воздействием трех различных,
постоянно меняющихся потоков энергии. Отдача энер-
гии означает активность (подъем), поглощение энергии
соответственно — отдых (спад).
Различают три отдельных ритма:
A — физический ритм (продолжительность перио-
да— 23 дня, перепад—каждые 11,5 дня). Он влияет
на физическую силу и на силу воли.
П — психический ритм (продолжительность перио-
да— 28 дней, перепад — каждые 14 дней). Обуслов-
ливает динамику чувств, настроений, творческих сил.
И — интеллектуальный ритм (продолжительность пе-
риода 33 дня, перепад — каждые 16,5 дня). Влияет
на умственные способности, например на концент-
рацию и присутствие духа.
Поскольку продолжительность отдельных периодов
различна, у каждого человека всегда наблюдаются раз-
личные, постоянно изменяющиеся комбинации характе-
ристик физического, психологического и интеллекту-
ального состояния.
На биоритмограмме любого человека можно отчетли-
во наблюдать постоянную смену фаз накопления энергии:
(—) и расходования ее (+) в трех жизненных сферах.
Эти цикличные колебания могут носить и комплексный ха-
рактер, если вследствие каких-либо экстраординарных со-
141



каждые 6 дней бываем обремены дополнительным фак-
тором риска.
Дополнительные сведения о сфере воздействия и
последствиях каждого из трех биоритмов в различ-
ных фазах дает следующая таблица.


Биоритм


1

физиче-

Сфера воз-
действия

2

Физиче-

Подъем —
расход энер-
гии

3

Прилив

Спад — накопле-
ние энергии

4

Фаза покоя,

Критические точки
(состояние неста-
бильности)

5

Нежелание

ский
ритм. 23
био- ская готов-
ность, вы-
сил и фи-
зической
усталости. Не-
желание ра-
работать, не-
довольство со-

бытии, таких, как тяжелый шок, операция и т. п., возникают
сдвиги ритмов, которые, однако, по прошествии опреде-
ленного времени вновь приходят в норму.

Критические дни
Особого внимания заслуживают дни перепадов, ког-
да происходят смены фаз биоритмов. Их назы-
вают критическими днями, потому что в это время
могут произойти спонтанные нарушения нормальных
физических функций, работоспособности, контроля над
волей и рассудком. Подобные смены фаз длятся
24 часа, их наступление зависит от часа рождения, т. е.
они могут захватывать как предыдущий, так и следую-
щий день.
дня, смена
фаз через
каждые 11,5
дня












Психиче-
носливость, выносливо- ботать, под-
выдержка, сти (спорт, верженность
сопротив- работа). заболеваниям.
ляемость, Благопри- В этот период
уверен- ятный пе- отмечается
ность в се- риод для сильное воз-
бе, жажда путешест- действие ме-
деятельно- вий, опе- дикаментов,
сти раций, уда- чувствитель-
ления зу- ность к боли
бов, при-
в и в о к , в
этот пери-
од сопро-
тивляе-
мость ор-
ганизма
самая вы-
сокая
Сфера Позитив- Негативные
бой, ухудше-
ния при забо-
леваниях, осо-
бенно выра-
женные по-
следствия ал-
коголя. Воз-
можны несча-
стные случаи,
нанесение
ущерба здо-
ровью






Острые спо-

Важно знать: не каждый критический период при-
водит к критическому событию (несчастному случаю,
ошибке, конфликту, дисгармонии и т. п.). Однако в эти
ский био- психики,
ритм. 28 характер,
Дней, смена душевный
ный наст-
рой, хоро-
шая гармо-
эмоции обре-
меняют рабо-
ту «в коман-
ры, бессмыс-
ленная нервоз-
ность. Ухуд-

дни надо быть особенно осторожным!
Поскольку в такие дни наш организм перестраи-
вается с фазы активности на фазу покоя, целесооб-
разно не перенапрягаться и беречь силы, избегать, нап-
ример, таких дополнительных нагрузок, как операции,
прививки, душевные волнения, чрезмерное потребле-
ние алкоголя. Биоритм представляет собой естествен-
ный феномен, с колебаниями которого здоровый орга-
низм справляется без последствий. Поэтому нет осно-
ваний опасаться критических дней или спада. В то же
время не следует также недооценивать ослабление на-
шего организма в фазе перехода. В среднем мы
142
фаз через мир, под- ния с окру-
каждые сознание, жающим
'4 дней интуиция, миром,
коммуни- контакт-
кабель- ность. Бла-
ность, гар- гоприятное
мония, время для
способ- сдачи экза-
ность к сот- менов,
рудничест- участия в
ву, мо- соревнова-
ральные ниях, пуб-
силы, твор- личных вы-
ческие спо- ступлений,
собности, знакомств.
де» и сотруд-
ничество.
Предрасполо-
женность к
замкнутости,
монотонности,
иногда к деп-
рессии. Сле-
дует контро-
лировать от-
ношения с ок-
ружающими
шение болез-
ненного сос-
тояния. Замед-
ленная реак-
ция








143




1




Интеллек-


2

настрое-
ние, само-
обладание
Умствен-


3

Радость от
общения

Духов-


4




Недостаток
Продолжение
5




Слабая па-
С помощью биоритмов представляется возможным
в зависимости от вида и значения той или иной
деятельности предвидеть при планировании на длитель-
ный период времени колебания индивидуальной работо-
способности и тем самым гарантировать большую эф-
фективность в работе.
Через менеджмент на основе биоритмов мы сможем

туальный
биоритм.
33 дня, сме-
на фаз че-
рез каждые
16,5 дня
ная интел-
лектуаль-
ная сфера,
мысли-
тельные
способно-
н а я р а с - мыслительных
крепощен- способностей,
ность, вос- концентриро-
приимчи- ванности.
вость к но- Ухудшение
вому, хо- памяти, недо-
мять, предрас-
положенность
к ошибкам и
заблуждениям.
Духовная дис-
комфортность,
лучше снимать показания своего внутреннего «часового
механизма», делать из этого выводы и лучше приспо-
сабливаться к естественным колебаниям работоспо-
собности.
А именно:

сти, при- рошая па-
способляе- мять, при-
мость, ло- способляе-
гика, рас- мость. Бла-
судок, вни- гоприятное
мание, время для
способ- выполне-
ность к ре- ния новых
агирова- задач, за-
нию, — па- граничных
мять (жиз- поездок,
ненная си- изучения
ла, жизне- трудных
утвержде- предме-
ние) тов, сос-
тавления
планов,
принятия
решений,
сдачи эк-
заменов
статок выра-
зительности.
Благоприят-
ное время для
выполнения
рутинной ра-
боты, сбора и
упорядочения
информации,
повторений
(репетиций)
невниматель-
ность, недоста-
ток присутст-
вия духа и спо-
собности к реа-
гированию.
Подвержен-
ность несчаст-
ным случаям
- В периоды спада и критические дни накапливать
новую энергию, расслабляться, отдыхать, проводить
время за рутинной работой и избегать контактов с
неприятными людьми и проблемами. В периоды
подъема, напротив, с новыми силами вперед! Прини-
мать решения и производить изменения и переста-
новки, претворять свои замыслы, короче, активно
творить свою судьбу.
Поскольку каждый человек имеет свои особенности,
индивидуальна и реакция на долговременные ритмы,
а также способность приспособления к ним. К тому
же на эту восприимчивость к ритмам влияет целый
ряд внешних факторов. «Достижения» индустриального
общества привели к тому, что не всегда функциониру-
ет защитный механизм нашего организма. Такие его
естественные сигналы, как нежелание, страх, возрастаю-
щая усталость и т. д., которые уведомляют о сниже-
нии работоспособности, например в критические дни, и
должны защитить от переутомления, зачастую бывают
приглушены важными делами, неотложными сроками,

Значение и использование биоритмики
Возможности использования биоритмики практически
неограничены, поскольку они затрагивают практически
все жизненные сферы: здоровье, работу, семейную и
общественную жизнь, досуг, спорт и т. д. Так, например,
с помощью биоритмики на некоторых японских и аме-
риканских предприятиях удавалось за короткое время
сократить число несчастных случаев на 30, 50 и даже
на 60 %!
Наряду с этим биоритм может использоваться ме-
неджерами как вспомогательное средство при планиро-
вании.
144
стрессом и т. д. или подавляются с помощью взбад-
ривающих или успокоительных средств. Если орга-
низм в течение длительного времени не может вновь
войти в свой естественный ритм, в нем возникают на-
рушения и повреждения, наступает кризисное состояние
или даже полная остановка (смерть).
Отсюда следует:
При составлении распорядка дня и планировании
решения предстоящих задач учитывайте наряду
с данными графика дневной продуктивности также
свое биоритмическое состояние, но не переоце-
нивайте его
145


Как получить свою биоритмограмму?
- Путем произведения собственных расчетов. Соответ-
ствующие таблицы, советы и указания можно найти
в литературе по этому вопросу.

сиса. Хотя биоритм и оказывает определенное в
одним фактором из многих.

л

и

я

- С помощью электронного микрокалькулятора. Име-
ется целый ряд карманных калькуляторов и элект-
ронных наручных часов, в которых запрограммиро-
вана функция по расчету биоритма. С помощью .
некоторых подобных приборов Вы сможете каждый
день получать на дисплее актуальные для Вас -
дения.
- С помощью распечатки программ компьютера. Это,
наверное, наиболее удобный путь. Вы получаете не-
обходимые данные в форме таблиц и графиков,
можете накапливать их и обеспечивать себе на каж-
дый данный момент необходимый обзор прошедших
и будущих дат Вашей жизни.
Как нельзя поступать.
В принципе неправильно было бы делать из данных
биоритмограммы такие же однозначные выводы, как из
прогноза погоды. Ведь даже если предсказан дождь,
может светить солнце, и наоборот. Имейте в виду, что
кривые биоритмов указывают лишь на тенденцию, кото-
рая может наблюдаться вследствие происходящих в
организме процессов. Опасность в самом начале ис-
пользования календаря биоритмов состоит в том, что
этим цифрам зачастую придают чрезмерное значение
под девизом: «Сегодня критический день, сегодня мне
будет плохо!» При такой установке Ваши дела, воз-
можно, действительно пойдут неважно, поскольку по-
добное настроение может запрограммировать подсоз-
нание и повлиять на чувства и действия.
Поэтому будьте осторожны при расшифровке своих
данных. В качестве вспомогательного средства хорошо
зарекомендовало себя ведение дневника, в котором
Вы записываете свои наблюдения о физическом, пси-
хическом и духовном состоянии. В конце недели,
например, эти данные сравниваются с показаниями био-
ритмограммы.
Когда по прошествии некоторого времени у Вас
возникнет чувство восприимчивости к ритму и инди-
видуальные данные совпадут с расчетными, Вы можете
соответствующим образом использовать этот инстру-
мент, но с необходимой долей осторожности и скеп-
146
4.4. Индивидуальный рабочий стиль/
саморазгрузка
Важным фактором Ваших успехов в работе выступает
Ваш личный рабочий стиль. Способы и методы труда
определяются в первую очередь свойствами характера
человека, его склонностями и привычками. Для того что-
бы изменить свой стиль работы, надо, во-первых, уяс-
нить себе сильные и слабые стороны своего метода ра-
боты, во-вторых, иметь стимул к сохранению или упро-
чению сильных сторон и, в-третьих, быть готовым
работать над преодолением собственных недостатков.
Нижеследующие вопросы должны помочь Вам лучше
присмотреться к своему рабочему стилю. Отметьте,
пожалуйста, по каждому вопросу тот ответ, который
больше всех соответствует Вашим наклонностям. Ис-
пользуйте для этих целей также опыт, приобретен-
ный Вами при проработке начальной главы.
Чем больше сумма набранных Вами баллов,
тем больше Вы сами себе мешаете работать!

В последующем изложении Вы найдете целый ряд
советов и предложений по избавлению от тех вредных
привычек в работе, которые могут стоить очень много
времени («поглотителей времени»).
Укажите те меры, которые Вы хотели бы исполь-
зовать в ближайшее время, в самоанкете в конце гл. 4.
Исходя из специфики своей работы и своих лич-
ных качеств Вы должны подходить к совершенствованию
своей техники труда как к непрерывному процессу и
быть готовым к тому, чтобы постоянно воспринимать
все новые побудительные импульсы и интегрировать их
в свой персональный рабочий стиль.
Пути к саморазгрузке
Одной из важнейших предпосылок успешной работы
является концентрация на действительно важном и су-
147



Самооценка. Мой личный рабочий стиль

Почти

Иног-

Часто

Почти

«Поглотители време-

Возможная причина, подоп-

Меры/решения



Предрасположены ли Вы к тому, чтобы:
1) откладывать выполнение неприятных
никог- да(1) (2)
да(0)
всегда
(3)
ни мешающие при- лека
вычки
1


2


3

дел?
2) отодвигать во времени принятие сроч-
ных, но неприятных решений?
3) перестраховываться, заручаясь мнени-
ем других, при принятии неприятных или
тяжелых решений?
4) все делать самому?
5) заниматься несколькими проблемами
одновременно?
6) работать в суете и спешке?
7) приниматься за работу без предвари-
тельного поиска лучших подходов к делу?
8) прерывать начатую работу, чтобы за-
няться другими делами?
9) откладывать выполнение трудных задач
после первоначальной их обработки?
10) работать неконцентрированно, несоб-
ранно?
11) работать по 2 часа и более без пере-
рыва?
12) часто не доводить дело до конца из-за
того, что Вас постоянно отвлекают?
13) расходовать ценное для Вас время на
отдельные специальные задачи или второ-
степенные дела?
14) заниматься чужими делами лишь по-
тому, что они Вас заинтересовали?
15) браться в любое время за любую за-
дачу из-за того, что Вы не можете сказать
«нет»?
16) заниматься почти безнадежной кон-
фронтацией, например поиском виновных
в ошибке или борьбой с бюрократическим
аппаратом предприятия?
17) стремиться к безупречному выполне-
нию задач и в тех областях, где этого не
требуется?
18) стараться знать все факты?
19) проявлять инициативу лишь по при-
нуждению?
20) стремиться всегда помочь другим
при решении их проблем?
Баллы за каждый
положительный
ответ
148





































0 1 2 3
Общая сумма
Отсутствие целей,
приоритетов или
планов дня
















Попытки слишком
много сделать за
один раз







Нерешительность
Отсутствие системы
планирования
Успехи достигаются
и без планирования
Бытующее мнение о
том, что каждый день
протекает по-своему и
непредвиденное все
равно не поддается
планированию
Функциональная ори-
ентация (действия опе-
режают мышление)








Затраты времени не
планируются
Концентрация усилий
на спешных делах
Слишком широкий
круг интересов





Боязнь допустить
ошибку
Нерациональный про-
цесс принятия решений



Стремление знать
все факты (перфекцио-
низм)
Обзаведитесь дневни-
ком времени
Учитывайте, что запла-
нированная активность
намного чаще ведет к
хорошим результатам,
чем незапланированная
Задумайтесь над тем,
что многие менеджеры
вновь и вновь одинако-
во растрачивают впус-
тую свое время. Плани-
рование же создает ре-
зерв для непредвиден-
ного и для действитель-
но важных дел (управ-
ленческих функций)
Признайте, что успех
чаще сопутствует тем,
кто определенно знает,
зачем он что-то делает
(или не делает)

Сформулируйте цели,
устанавливайте приори-
теты, планируйте свое
время
Наряду со срочностью
учитывайте важность
дел, поручайте другим
то, что можно поручить
Ограничивайтесь са-
мым существенным (луч-
ше меньше, да лучше)

Не забывайте, что на
ошибках, как известно,
учатся
Соберите информа-
цию, установите цели,
исследуйте проверен-
ную технику принятия
решений и последова-
тельно проводите реше-
ния в жизнь
Признайте неизбеж-
ность риска. Принимай-
те решения даже без
149







1



2



3


Продолжение



1



2



3

Продолжение











Спешка, нетерпе-




Недостаток инициа-
тивы, отсутствие моти-
вации



Отсутствие плана на

знания всех фактов. Час-
то бывает лучше по-
средственное решение,
чем никакое
Найдите причины воз-
можной неудовлетво-
ренности (отношение к
работе, амбиции, отно-
шения с шефом, подчи-
ненными и т. п.)
Накануне вечером на-

готов прийти на по-
мощь)



Потребность помочь
другим

на Вас надежды, то это
же обернется бумеран-
гом против Вас. В ре-
зультате могут возник-
нуть негативные послед-
ствия
Знать меру. Это ка-
чество может быстро
стать привычкой и по-
рождать соответствую-
щие ожидания у других

ние















Неспособность
сказать «нет»
день


Отсутствие оценок
рабочих заданий


Стремление сделать
слишком много в ко-
роткое время
Нетерпение, забота
о деталях





Боязнь обидеть кого-
либо



Отсутствие готовых
отговорок






Желание понравить-
ся (коллега, который
до планировать задачи,
которые обязательно
должны быть выполнены
на следующий день
Проводите различие
между срочностью и
важностью и каждый
день устанавливайте оче-
редность своих дел
Меньше делайте сами
и больше поручайте
(правило Эйзенхауэра)
Последовательно и
правильно выполняйте
все задачи. Экономьте
время на том, чтобы не
начинать все сначала и
не подвергать сделан-
ное переработке

Честный ответ не дол-
жен быть обидным. При-
мер: «Мне очень жаль,
но я вынужден сделать
Вам следующее предло-
жение...»
Лучшим извинением
служит честное призна-
ние, что у Вас нет вре-
мени. Предпосылка к
тому, чтобы сказать
«нет», состоит в том, что
Вы ежедневно планируе-
те свою работу и знаете
ограниченность своего
времени
Если Вы не сможете
оправдать возлагаемыеI
Недоведение на-
меченного до
конца










Дезорганизован-
ность, «завален-
ный» письменный
стол
Отсутствие приори-
тетов



Отсутствие конечных
сроков


Нерешительность


Отсутствие системы


Перенос сроков



Все «ложится» на
стол




Боязнь потерять об-
зор
Устанавливайте прио-
ритеты по критериям
срочности и важности,
в первую очередь вы-
полняйте задачи высшей
приоритетности
Для всех важных за-
дач устанавливайте реа-
листичный срок (в плане
дня) и придерживайтесь
его
Вырабатывайте воле-
вые качества своего ха-
рактера
Все важное записы-
вайте в дневнике вре-
мени и «подшивайте»
отдельные записки
Беритесь в первую
очередь за действитель-
но самые важные дела.
Устанавливайте сами се-
бе конечные сроки
Обязуйте своего сек-
ретаря отсортировывать
маловажную корреспон-
денцию и направлять
подчиненным те запро-
сы, на которые они мо-
гут ответить без Вашей
помощи
С дневником времени
и листком «обзора со-
бытий» (см. гл. 6) Вы буде-
те иметь лучшую базу
информации, чем с гру-
дой документов на пись-
151







1



2



3

Продолжение


Обходитесь поэкономнее со своим временным
капиталом, особенно если речь идет о менее
важных вещах!

менном столе. На нем
должны находиться толь-
ко те документы, кото-
рые Вам действительно
нужны для текущей ра-
боты

щественном вместо распыления по мелочам. Вы сможе-
те значительно улучшить свой рабочий стиль и разгру-
зить себя, если все свои рабочие задачи будете сначала
(кратко и принципиально) ставить под вопрос.
- Зачем вообще это делать?
- Почему именно я?
- Почему именно сейчас?
- Почему в этой форме?
Перепишите эти вопросы на карточку и поместите
их на видном месте на Вашем письменном столе! Они
помогут Вам удерживаться от ненужных дел в течение
рабочего дня.
Пояснения к отдельным вопросам саморазгрузки,

Зачем вообще это делать!
—> Исключить!

Действительно ли необходимо предпринимать эту
служебную поездку, читать этот доклад, составлять это
письмо и т. д. и т. п.?
Должен ли я вести деловые записи по этому про-
цессу, регулярно вести эту статистику, просматривать
входящую почту, не пропуская ничего?
Действительно ли надо принимать этого посетителя,
реагировать на этот телефонный звонок, ответить на
этот вопрос?
Нужно ли это совещание? Должен ли я действи-
тельно принимать участие в этом совещании (или
празднике)?
Эти и подобные самокритичные вопросы нередко
могут помочь уяснить, что некоторые дела в действи-
тельности не нужны или могут быть выполнены лишь
в «общих чертах».


Почему именно я!
—> Поручить!

Не может ли выполнение этой задачи взять на
себя кто-то другой, нельзя ли ее делегировать?
Действительно ли это в моей компетенции?
Не занимаюсь ли я вопросами второстепенного зна-
чения, которые, собственно, не должны были бы меня
касаться?
Не имеет ли место попытка обратного делегирования?
Соответствует ли выполняемое моим задачам и це-
лям?
Эти вопросы должны удержать Вас от исполнения

<<

стр. 5
(всего 8)

СОДЕРЖАНИЕ

>>