<<

стр. 3
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

гаиеи р ст и юе р нны аоа
т Прслне (зн чтлн у еь иоьв п лди гоы); огрнчнед тп в зо у о чжеи (огоаиаи
ееееи аи еьо мншлс осене д аиеи ос уа н тудня ржвне,
псын дрг х,ит. .)
от а ооа п
Змес рйтоиупалневонм р су см
елутос в рвеи дыи е раи Орнчнел нйисеь оозйтенйд я еьот наз рянны по ая лес ус рйтоипео ва еи
гаиеи есо лск х я с вно етлнс и аг зен х лщдх; о тос в рдтрщне
пжрв;вооозйтенемр ио ус рйтозаоое ытриои
оао дх яс вны еы б тос в блчннх ертрй
Кн реывсеь о х я с в
отмр лскм озйте Уушне п с бщ; исоьзвне дпли еьы у орн и изв с и п н охдмс и; п иееи п е х
лч еи ати пл оаи оонтлн х дбеий ет о ебоиот рмнне ищы в
дбвк, пого ащхрдаи (н пие фроиндв); о брпдоя и зенв х.
оао лщюи аицю армр, ерцаио то охдщх роы

Сиеи рдок инс ивн псес вно ок у еи л е
нжне аиатвот еордтенм ржни юдй Оитадмв, сня и врнг сляп ч водврх, повееи газ с ц люсиеи исоьзвнядо дя
чс к оо те ехео о ов оа д дне а еь нжня пл оаи рв л
тпонбеи по л чнекц н рлнм воорвд
елсажня, дкюеи етаьо у дпооу
Кн рл зар док инмз р нне поук о птня
отоь аиатвы агязеим рд тв и аи Утнвеи с адр о п рдок инм загязеи п дк о птня; сис еаие и котоь п мс у
с аолне тнатв о аиатво у р нню роутв и аи тмтчскй н рл о ет
позос в ивтроо се и; о баоыаи загязе ы поук о ииихисоьзвнев н пщвхцлх.
ривдта огвй т тркв вне р нннх рд тв л пл оаи еи еы ея
Оепчнеко пнаи н заку «чисы прд тв
бсееи месци а пку тх» оук о
Повт еь а иин омцоняд я еьот
рсе и лскя фраина етлнс ь
т Пбиаи и р потаеи ифраины мтрао (ифраины л с кв, бршр, ит. .), со ежщх
улкци асрс рнне н омцон х аеилв номцон х ито ою п драи
к нке нюифраи п мс нм загязеи исоеыпосиеи олчня.Р срс рннемтрао ч р
о рту н омцю о етоу р нню вт нжню буеи апотаеи а еилв еез
сес в мсоо ифраи Свт смя у члнв коты онржн н олне блш о к лчс в
рдта асвй н омци. оеы е ьм, ео о х бауео акпеи оь ог оиета
р
рдок инс и*
аиатвот

Источник: бес д ин бюеи и л т2001: * - на рмр, в Нрдч х,Ж оиск йо л стУриы.
еы а л дня, юь-авгус пи е аоиа и мр о ба и кан
т



Политика во всех трех странах заключалась в том, чтобы переселять все
3.20
население, проживавшее на территориях с уровнями загрязнений по 137Cs
выше 15Ки/км2 или с дозами выше 1 мЗв/год. Первоочередному
отселению подвергались территории с уровнями загрязнений,
превышающими 40 Ки/км2, или дозами в 5 мЗв/год. Добровольное
переселение из менее загрязненных территорий также гарантировалось
законом. Например, в соответствии с российским законодательством,
принудительное переселение проводилось в населенных пунктах, в
которых средняя индивидуальная годовая доза превышала 5 мЗв. Если
такая доза превышала 2 мЗв, граждане имели право на добровольное
переселение с государственной поддержкой. Такая политика и ее
дальнейшее развитие вылились в ряд мер по землеустройству,



55
водохозяйственной деятельности и использованию природных ресурсов
и способствовали эффективному снижению коллективных доз. Борьба с
лесными пожарами в загрязненных районах и ограничение
несанкционированного доступа на сильно загрязненные территории
были проведены со значительным успехом.

Однако политика переселения так и не привела к полному достижению
3.21
поставленных целей. Сотни тысяч людей продолжают жить на
территориях, официально признанных негодными для проживания.
Большая часть этих людей не подвергаются сколько-нибудь
значительному риску для здоровья, вызванного радиоактивным
загрязнением. Однако они могут страдать от социально-экономического
и психологического давления. По всей вероятности, эвакуация и
переселение, особенно сразу после аварии, значительно снизили уровень
коллективной дозы. Однако эффективность мероприятий снижается с
течением времени, и отрицательные эффекты могут перевесить
поученную выгоду, особенно если учесть возможность использования
затраченных средств на другие цели. Похоже, что переселение имело
наименьший успех, когда его применяли непоследовательно, оставляя
значительное число людей проживать в деревнях, предназначенных для
эвакуации. В настоящее время переселение продолжается, хотя и на
минимальном уровне. Однако некоторые лица из категории
максимального риска (например, беднейшие слои сельского населения)
зачастую не хотят переезжать.

Несмотря на их эффективность для снижения коллективной дозы,
3.22
ограничения по землепользованию подорвали экономику
сельскохозяйственных сообществ и привели к необходимости выплат
значительных субсидий из центра для поддержания и сохранения
брошенных земель и лесов. Такая стратегия мгла бы быть более
эффективной и устойчивой, если бы на систематической основе были
рассмотрены альтернативные способы использования запретных
территорий. Например, экосистемы болот и лесов можно было бы
использовать в целях сохранения биоразнообразия и в качестве мест
научного туризма. Аналогичное справедливо и в отношении уникальных
и богатых культурных ландшафтов.

Рациональное стратегическое управление землями и прочими
3.23
природными ресурсами требует хороших возможностей для
долгосрочного планирования и управления на региональном уровне. По
большому счету, таких возможностей в настоящее время не достаточно
для того, чтобы справиться с комплексом имеющихся проблем.
Определенные вопросы природоохранного управления, такие как
контроль за наводнениями на загрязненных территориях, требуют более
сильной трансграничной координации и сотрудничества. Например,
сезонные затопления пастбищ и лугов в Беларуси благотворно
сказываются на сельском хозяйстве этой страны, но приводят к
просачиванию радиоактивности из почвы, что приводит к загрязнению
ниже по течению, на Украине.



56
Сельскохозяйственные контрмеры

Эффективность контрмер в сельском хозяйстве зависит от уровня и
3.24
характера загрязнения (например, поглощение 137Cs проконтролировать
легче, чем поглощение 90Sr), а также от последовательности в
применении выбранных мер. С точки зрения защиты критических групп,
лишь узкий ряд контрмер (таких, как улучшение частных пастбищ и
раздача корма с добавками материалов, поглощающих радиоактивные
вещества) являются эффективными. С точки зрения преодоления
экологических ограничений экономического развития, только те
контрмеры, которые позволяют производить продукцию по
конкурентным ценам, можно считать эффективными. К сожалению,
многие контрмеры требуют значительных субсидий, либо конечная
продукция слишком дорога для продажи.

Многие чистые технологии непригодны для использования в частном
3.25
сельскохозяйственном секторе. Естественно, в плановой
централизованной экономике в течение первых пяти лет после аварии
ситуация в частном секторе не учитывалась. Однако сельское хозяйство
является источником серьезной угрозы для здоровья, а также ключом к
облегчению бедственного материального положения сельского
населения. Его возрастающая важность сегодня означает, что нужно
рассмотреть возможность применения контрмер. Это непростой вопрос.
Субсидии для поощрения применения чистых технологий в секторе
коллективного хозяйствования и в государственном секторе в последние
годы уменьшились. По всей вероятности, повернуть этот процесс вспять
будет затруднительно, так же как убедить сельских жителей
использовать пищевые добавки и удобрения. Кроме того, нужно более
полно исследовать вопрос о том, какие методы являются наиболее
подходящими для мелких хозяйств.

Соответствующие возможности для проведения исследований и
3.26
разработки имеются, и накоплен значительный практический опыт
применения различных контрмер. Однако большая часть таких работ
ранее субсидировалась, и способность оценить их эффективность с
экономической точки зрения, а также их продвижения и разработки
новых мер в настоящее время, по-видимому, отсутствует. Развитие
таких возможностей становится приоритетным направлением по мере
снижения уровня государственных субсидий. Радиологический контроль
не только не смог в достаточной мере понизить уровни облучения у
групп повышенного риска, получаемые от продуктов питания частного
производства и лесных продуктов, но эти меры также означали, что
большую часть продукции из загрязненных районов нельзя продать. Этот
факт еще больше снизил хозяйственную деятельность и заставил людей
потреблять большую долю загрязненных продуктов питания на местах,
что повысило их дозы облучения.


Информирование общественности и радиационная угроза



57
Информирование общественности и просветительская деятельность
3.27
планировались наименее последовательно и были наименее
эффективными. Информационные кампании зачастую проводились в
изоляции от прочих мер и в основном проводились единообразно –
сверху вниз. Информация по радиологической защите зачастую не была
связана с объяснениями медицинского воздействия радиации.
Результатом стало искаженное восприятие радиации и ее последствий
всеми слоями общества. До сих пор широко распространено
непонимание того, как можно минимизировать дозу облучения.
Например, один 10-тилетний белорусский мальчик, которого учили в
школе об опасностях радиации, сказал членам Миссии, что для того,
чтобы наилучшим способом избежать облучения, надо «убежать и
спрятаться в лесу».

Сильная тревога и страх перед радиацией продолжают существовать, их
3.28
усиливают недоверие к официальным источникам информации и
неспособность интерпретировать имеющиеся данные. Другими словами,
люди неправильно понимают радиационный риск и чересчур
пессимистично относятся к собственным возможностям его
контролировать. Образованный житель Славутича на Украине сказал
членам Миссии: “Мы боимся проверять уровни загрязнения ягод и
грибов, которые мы собираем. Мы не хотим этого знать!”

На национальном уровне во всех странах имеются большие возможности
3.29
для просветительской деятельности в школах и для широкой
общественности по природоохранным вопросам. Например,
Национальный центр экологического образования в Киеве имеет
возможности мирового уровня по обучению детей в области экологии и
научению их соответствующим навыкам. В то же время местные
возможности на пострадавших территориях уменьшаются. Так, Станция
юных натуралистов в Народичах, Украина, была закрыта из-за снижения
численности населения района вследствие аварии на Чернобыльской
АЭС.

Был проведен целый ряд успешных инициатив в области
3.30
информирования и просвещения. Например, НГО «Радимичи – Дети
Чернобыля» из Новозыбкова, Брянской области России, проводили
учебно-оздоровительный летний лагерь в течение нескольких лет. Эта
инициатива привлекла талантливых молодых учителей и студентов к
работе с детьми-инвалидами и местной молодежью. Эта работа получила
поддержку группы добровольцев из Германии. Среди инициатив,
спонсируемых донорскими организациями, проекты Европейского
Сообщества ETHOS и ENVREG создают важную модель того, как
техническая помощь может быть использована для поощрения
проведения программ местных сообществ, связанных с экологическим
просвещением.




58
Вставка 3.2: Успехи и неудачи экологической политики

Достижения в процессе ликвидации последствий аварии на
Чернобыльской АЭС:

снижение коллективной дозы посредством технических,
*
административных и экономических мер;
существенное улучшение научного понимания возможных
*
причин, сценариев и последствий аварий на ядерных
электростанциях;
повышение готовности ликвидировать последствия ядерных
*
аварий, включая понимание эффективности различных
защитных мер.
создание возможностей на национальном уровне в Беларуси,
*
России и на Украине по борьбе с загрязнением окружающей
среды радиоактивными материалами, включая накопление
экспертных знаний, создание технической базы и
соответствующих организаций.

Неудачи:

значительное число сельских жителей, относящихся к группам
*
повышенного риска, все еще продолжают подвергаться
существенному и, возможно, увеличивающемуся по дозе
облучению;
загрязнение окружающей среды по-прежнему создает
*
значительные экономические ограничения, связанные с рядом
защитных мер, многие из которых неэффективны в новых
экономических и политических условиях;
экономика и социальные структуры в пострадавших
*
сообществах ухудшаются, с одновременным ростом уровня
бедности;
предпринятые до сих пор меры не смогли повысить доверие и
*
снизить тревогу.
* низкие возможности на местном уровне для того, чтобы
справляться с медицинскими, экономическими и
экологическими проблемами.


Несмотря не процесс естественного радиоактивного распада главные
3.31
загрязнители чернобыльского происхождения будут и далее оставаться
источником угрозы для здоровья людей на многие десятилетия. Однако
некоторые исследования показывают, что площадь территорий с
наибольшим загрязнением будет снижаться быстрее всего. Например (по
данным Вакуловского 2001 г.), если в 1986 г. на 580 км2 территории
Российской Федерации загрязнение по 137Cs превышало 40 Ки/км2, то к
2006 году территорий с такими уровнями загрязнения не будет (см. Табл.
3.6). Некоторые долгоживущие изотопы, такие как плутоний 239 и
америций 241, останутся в природной среде на тысячи лет, хотя, к


59
счастью, они почти исключительно сосредоточены в зоне, прилегающей
к Чернобыльской АЭС (см. Герменчук 2001 г.).

Таблица 3.6. Прогнозируемые изменения радиоактивного загрязнения
территорий России и Беларуси в период 1986-2046
Уровни загрязнения 137Cs Прогнозируемое уменьшение площади загрязненных территорий
между 1986 и 2046, раз
Беларусь* Россия**
1-5 Ки/к 2
м ? 1,8 ?5
5-15 Ки/к 2
м ?4 ?4
>15 Ки/к 2
м >10 ? 26
Иооl > 1 Ки/к 2
тг м ? 2,4 ? 5,2

Источник: * Герменчук 2001, ** - Вакуловский 2001, дополненный расчетами А. Чеа
рп



В заключение, можно сказать, что главная угроза здоровью от
3.32
современного и будущего радиационного облучения относится к
определенной группе сельского населения, проживающей на
загрязненных территориях (см. табл. 3.4), производят свое молоко и в
значительной степени живут за счет сбора грибов, ягод и лесной дичи.
Многие из этих людей имеют очень низкий доход, и у них практически
нет выбора в отношении питания. В таких условиях просветительская
деятельность вряд ли даст какой бы то ни было эффект, если ее не
сочетать с мерами, которые позволили бы этим людям повысить их
совокупный доход на семью, и с мерами, которые снизили бы у этой
категории людей поглощение радионуклидов путем применения
специальных методов обработки почв и применения пищевых добавок к
корму для скота.


Раздел 4.0 Медицинские последствия

Современное состояние здоровья населения

Здоровье и благосостояние населения на пострадавших территориях в
4.01
основном находятся на очень низком уровне. Как и в других местах
бывшего Советского Союза, продолжительность жизни здесь ниже не
только по сравнению с Южной и Западной Европой, Северной Америкой
и Японией, но даже по сравнению с рядом развивающихся стран.
Например, продолжительность жизни мужчин в Беларуси, России и
Украине приблизительно на десять лет короче, чем в Шри-Ланке,
которая является одной из беднейших стран мира и где давно идет
гражданская война. В большинстве случаев сложившаяся ситуация
объясняется сочетанием бедности, плохого питания и жизненных
условий, а также злоупотреблением курением и алкоголем. На
пострадавших территориях и среди пострадавшего населения эти


60
факторы, возможно, усугубляются социально-психологическими
последствиями аварии. Сердечно-сосудистые заболевания и травматизм
(аварии и отравления) являются двумя наиболее распространенными
причинами смерти населения, за ними следует онкологические
заболевания (такая ситуация наблюдается не только на территориях,
пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС). Большинство врачей
на вопрос, какие меры способствовали бы в первую очередь улучшению
здоровья населения, ответили: «Улучшение структуры питания и
условий жизни».


Достоверно зарегистрированный рост рака щитовидной железы у детей
4.02
и подростков является серьезнейшей проблемой для медицинских
учреждений, особенно в Беларуси и Украине. Несмотря на то что в
общем это заболевание не является смертельным, оно требует
дорогостоящего лечения и больших денежных ресурсов. Население
пострадавших территорий также страдает от эндемичного зоба
(увеличение щитовидной железы), причем тяжесть заболевания
колеблется от умеренной до сильной, что связано с дефицитом йода в
структуре питания. Необходимо отметить, что йодная недостаточность
не только влияет на щитовидную железу, но и снижает показатель
умственных способностей. Помимо отрицательных последствий для
показателя умственных способностей, йодная недостаточность, как
известно, повышает риск поглощения радиоактивного йода щитовидной
железой. Облучение населения радиоактивным йодом, особенно в
первые месяцы после аварии, оказалось сильнее потому, что йодная
недостаточность привела к поглощению радиоактивного йода, главным
образом в результате потребления загрязненного молока.

В большинстве населенных пунктов, которые посетила Миссия, условия
4.03
жизни отнюдь не способствуют хорошему здоровью. Таким образом,
ощущение местных врачей, что происходит общий рост
неонкологической заболеваемости, в частности, сердечно-сосудистых и
респираторных заболеваний, возможно, небезосновательно.
Обеспокоенность, высказанная врачами в отношении некоторых
медицинских последствий, которые якобы связаны с облучением и
проявились после аварии (например, врожденные заболевания у
новорожденных) или прослеживаются при сравнении с доаварийными
тенденциями, не подкрепляется статистическими данными и основана на
субъективном восприятии. Тем не менее это не является основанием для
игнорирования таких утверждений.

Медицинское обслуживание на пораженных территориях сталкивается
4.04
со многими проблемами, характерными и для других сельских районов
трех стран. Представители Миссии встретили много преданных своему
делу и высоко квалифицированных врачей и медицинских работников. В
то же время, оборудование и здания, например больницы и поликлиники,
зачастую очень старые и в плохом состоянии. Было очевидно, что
нехватка необходимых медикаментов является проблемой почти для
всех. Те, кто имеют статус жертв Чернобыля, имеют право на



61
бесплатное медицинское лечение, для остальных же стоимость даже
самых простых медикаментов может быть непреодолимым препятствием
для лечения многих заболеваний. Кроме этого, многие из используемых
ранее лекарств являлись травами, а не общепризнанными
фармацевтическими средствами.

Многие районы сталкиваются с трудностями в привлечении врачей для
4.05
работы на загрязненных территориях, главным образом из-за
изолированности и отсутствия подходящего жилья. Утверждают, что это
в какой-то степени связано и с воображаемыми рисками проживания в
этих районах. Тем не менее, как сообщили Миссии, количество больных
на одного врача составляет приблизительно 300 к 1, что является
высоким показателем даже по международным стандартам. В небольших
более отдаленных населенных пунктах не хватает специалистов разных
профилей, и это является особо серьезной проблемой для тех, у кого нет
средств, чтобы добраться до районных или областных центров,
находящихся порой на расстоянии сотен километров от их места
жительства.

В ряде центров Миссия увидела образцы современного оборудования,
4.06
которое было предоставлено международными и благотворительными
организациями. В некоторых случаях оборудование использовалось не
по назначению или в условиях, которые далеки от идеальных. В одной
больнице, например, пересадка костного мозга проводилась без
должного внимания к обязательному обеспечению стерильности. В
нескольких клиниках и больницах подаренное оборудование не могло
использоваться из-за отсутствия необходимых материалов или
соответствующим образом обученного персонала. Данные примеры
иллюстрируют проблему, которая часто возникает при одноразовом
дарении оборудования: без продолжения помощи в виде обучения,
обслуживания и предоставления расходных материалов потенциальные
возможности оборудования остаются частично или полностью не
использованными.

Несмотря на сильные традиции первичного медицинского обслуживания
4.07
в Советском Союзе, существует огромная разница между
возможностями нескольких престижных клиник и больниц, главным
образом в городах, и обеспечением сельских территорий и небольших
населенных пунктов. Оказалось, из-за Чернобыля структура расходов на
здравоохранение стала в каком-то смысле искаженной. Ресурсы зачастую
расходуются на дорогое оборудование для изучения влияния радиации
на здоровье человека и широкомасштабный скрининг, а не на
профилактическую медицинскую помощь и помощь конкретным
людям, что, возможно, могло бы дать гораздо лучшие результаты в плане
лечения заболеваний и сохранения здоровья населения.

Хорошо известно, что жители загрязненных территорий очень
4.08
отрицательно оценивают свое здоровье и благосостояние и убеждены,
что их судьба не зависит от них самих. С этими взглядами связано также
преувеличение опасности облучения для здоровья человека. Конечно,


62
любые ответы на вопрос о психическом здоровье будут субъективны. И
все-таки, очевидно, что у пострадавшего населения существует серьезная
обеспокоенность состоянием здоровья и широко распространено
мнение, что они обречены на более короткую жизнь. Представители
Миссии разговаривали с женщиной, у которой был избыточный вес и
высокое кровяное давление. Когда ее спросили, стремится ли она к
сокращению потребления соли и жирной пищи, она ответила: «А зачем?
Я ликвидатор и скоро все равно умру». Такие настроения связаны также
с нежеланием зарабатывать себе на жизнь и ожиданием помощи от
государства.

Система чернобыльских льгот привела к формированию ожиданий в
4.09
плане получения денежных пособий и льгот и подорвала способность
отдельных людей и населения в целом решать самим свои
экономические и социальные проблемы. Работы, проведенные
Институтом социологии в Киеве, показывают, что 89% опрошенных,
проживающих на территориях с правом на отселение, ожидают
«финансовой помощи и специального медицинского обслуживания».
Среди переселенцев 84% ожидают «специальной медицинской помощи»
и претендуют на пособие по безработице.

Таким образом, ситуация в отношении здоровья населения, которая
4.10
сегодня наблюдается на пострадавших территориях, сложилась в
результате действия различных факторов, включая радиационно
обусловленные заболевания, которые связаны с эндемичными
заболеваниями, бедность, плохие условия жизни, примитивное
медицинское обслуживание, плохое питание и психологические
последствия проживания в пугающих и не до конца понятных условиях,
с которыми ничего нельзя сделать.


Доводы за и против

После Чернобыльской аварии было сделано много заявлений о
4.11
различных проблемах со здоровьем среди эвакуированных жителей,
населения, проживающего на загрязненных территориях, и
ликвидаторов. Большинство последствий не связано с облучением и
отношение экспертов по радиационной медицине к ним скептическое.
Утверждения о медицинских последствиях и опровергающие их доводы
вызывают повсеместное смятение и стресс как у пострадавшего
населения, так и за пределами пострадавших территорий. Они также
приводят к тому, что ресурсы тратятся далеко не самым оптимальным
образом. Поэтому так важно, чтобы любые доводы подвергались
всесторонней и честной экспертизе и, по возможности, было бы
достигнуто единодушие в отношении того, какие из медицинских
последствий действительно можно связывать с аварией.


Вставка 4.1: Оценка радиационных рисков



63
Воздействие ионизирующей радиации является частью нашей повседневной
жизни, существующей в виде природной фоновой радиации от почвы, пищи,
воды и солнца. Обычная годовая доза составляет 2 мЗв, но может быть гораздо
больше в некоторых местах, например, там, где в зданиях присутствует
радиоактивный природный газ радон, или где почва содержит радиоактивные
изотопы. Изучая воздействие на население различных уровней природного
фона, не удается напрямую определить риски такого воздействия. Поэтому
чтобы выявить риск для здоровья человека приходится изучать группы
населения, получившие более высокие дозы. Воздействие радиации после
Чернобыля может рассматриваться в одном ряду с той природной радиацией,
которая не обусловлена радоном, и, следовательно, будет представлять
аналогичный риск.

Основным источником данных по рискам являются исследования лиц,
переживших атомную бомбардировку в Японии. Их дозы, в основном, были
высокими (от вспышки, а не от радиоактивных выпадений) и получены за доли
секунды. Почти 100 000 облученных людей были объединены в когорту для
изучения продолжительности жизни и на основании их опыта и знания о
полученных ими дозах рассчитываются риски воздействия ионизирующей
радиации для здоровья человека.

Избыточное количество лейкемий (рака крови) было зарегистрировано в
Японии спустя несколько лет после облучения. Гораздо позднее (в начале 70х)
был отмечен рост фиброзных раков, а еще позднее стали замечать, что
некоторые неонкологические заболевания (например, сердечные) также имеет
корреляцию с полученной дозой. На сегодняшний день не было обнаружено
связи радиации с наследственными заболеваниями у детей лиц, переживших
атомную бомбардировку. На основании этих исследований риск летального
рака оценивается в 10% на Гр, а неонкологических заболеваний -
приблизительно в два раза меньше. Эти риски достаточно успешно рассчитаны
и на основании этих оценок ВОЗ классифицировала ионизирующую радиацию
как канцероген. Значения риска, полученные для японской когорты, в целом
подтверждаются другими работами, например, по изучению больных,
облучаемых в диагностических или терапевтических целях.

Однако облучение от природной фоновой радиации нельзя сопоставлять с
облучением японской когорты, поскольку и дозы в первом случае гораздо
меньше, и происходит оно на протяжении более длительного времени. Ученые
всего мира согласны в том, что низкие дозы и мощности доз могут повлечь за
собой некоторый риск, но этот риск настолько мал, что не является
статистически значимым. Поэтому, когда интерпретируют риск, полученный
для японской когорты, используют специальный коэффициент. Этот
коэффициент, который называется коэффициент эффективности дозы и
мощности дозы, обычно полагают равным 2, хотя правомерность этой величины
некоторыми оспаривается и, возможно, правильнее было бы использовать
единицу. Таким образом, риск летального рака от радиации чернобыльского
типа считается равным 5% на Гр, при этом 1Гр=1Зв.

Важным шагом к достижению международного консенсуса по
4.12
медицинским последствиям аварии был сделан на международной


64
конференции «Пятнадцать лет после аварии на Чернобыльской АЭС.
Уроки», которая состоялась в апреле 2001 в Киеве. Конференция была
организована соответствующими министерствами и комитетами трех
пострадавших государств при содействии МАГАТЭ, Управления ООН
по координации гуманитарной деятельности, Европейской Комиссии и
ряда международных и национальных экспертных организаций. В отчете
конференции содержится согласованная точка зрения на медицинские
последствия аварии. И хотя выводы конференции были достигнуты на
основании совсем других работ и результатов, в целом, они согласуются
с выводами Миссии, отраженными в данном отчете.

До сих пор мы многого не знаем о биологических последствиях
4.13
воздействия радиации. Ионизирующая радиация может непосредственно
наносить вред здоровью человека, приводя к онкологической и
неонкологической заболеваемости и смертности. Однако среди ученых
нет единого мнения в отношении последствий- качественных и
количественных - воздействия радиации, возникающих, например, в
таких случаях как аварии на Чернобыльской АЭС. Тем не менее на
сегодняшний день понятно, что некоторые последствия могут
проявляться с некоторой задержкой по времени, вплоть до нескольких
десятков лет после облучения. Необходимы дальнейшие исследования, и
ответы на некоторые вопросы можно будет получить только по
прошествии определенного времени. С этой оговоркой необходимо все-
таки сказать, что уже имеющиеся знания достаточны для того, чтобы
пролить свет на вопрос, какие проблемы здоровья связаны, а какие не
связаны с аварией на Чернобыльской АЭС. В частности, следует указать
на ряд факторов, способствующих непониманию в этом плане. Так,
например, часто утверждается, что сокращение продолжительности
жизни и падающая численность населения на пострадавших территориях
в значительной мере или целиком является следствием того, что
случилось в результате выброса радиоактивности после аварии.


Например, на Украине, в Беларуси и России происходит уменьшение
4.14
численности населения и смертность значительно превышает
рождаемость. Но то же самое происходит по всему бывшему Советскому
Союзу и поэтому это явление не может быть результатом Чернобыля. На
самом деле, это является следствием действия различных факторов,
таких как отток населения и тяжелые экономические условия в этих
странах, которые приводят к болезням и сдерживает молодые
супружеские пары от намерения рожать детей. Демографические
факторы сильно влияют на структуру заболеваемости и смертности на
пострадавших территориях. Большое количество молодежи уехало, а
остались, в основном, пожилые люди. Это, в свою очередь, коренным
образом изменило такие показатели, как соотношение рождаемости и
смертности и структуру заболеваемости. Некоторые главные врачи,
работающие в районах, с которыми встречались представители Миссии,
отметили, что этот фактор является важнейшим для понимания
медицинской статистики в их районах.



65
Другим фактором, способствующим непониманию происходящих
4.15
процессов, является так называемый скрининг-эффект. После аварии на
Чернобыльской АЭС для пострадавшего населения были выделены
значительные ресурсы здравоохранения. Широкомасштабные программы
скрининга начали осуществляться для пострадавших территорий и групп
населения, однако подобные меры не проводились для остального
населения в этих странах. В результате были выявлены и занесены в
статистические данные случаи заболевания раком и другие болезни,
некоторые их которых никогда бы не были выявлены без данных
мероприятий.



Вставка 4.2: Патофизиологические последствия воздействия радиации
Ионизирующая радиация при поглощении клетками человеческого организма может привести к
нарушению химических связей, повреждая генетический материал клетки. Повреждение может
привести к потере клетки и ранним так называемым детерминированным эффектам в тканях или к
изменению генетических характеристик, вызывая тем самым стохастические эффекты, такие как
рак или наследственные заболевания. У облученного населения отмечаются и другие
неонкологические заболевания, причины которых пока не понятны. Наиболее ярким
детерминированным эффектом после Чернобыльской аварии была смерть 28 человек, получивших
сильное облучение, от лучевой болезни в течение 4 месяцев после облучения (кроме того, до
конца 1998 года умерло еще одиннадцать человек.). Некоторые из тех, кто участвовал в
ликвидации последствий аварии и получил большие дозы, могут страдать от катаракты, которая
является еще одним детерминированным эффектом. Те, кто был облучен в меньшей степени, не
подвергаются риску детерминированных эффектов, но позднее могут испытать на себе действие
стохастических эффектов таких как рак, или передача клеточных повреждений будущим
поколениям. Доказательства наследственных генетических повреждений, хотя и спорные,
существуют, однако какие последствия это может иметь для здоровья человека, пока не совсем
ясно.

Весьма спорным является вопрос о величине стохастических эффектов в зависимости от
поглощенной дозы при облучении ионизирующей радиацией, особенно это относится к малым
дозам и малой мощности дозы, что в частности наблюдалось во время Чернобыльской аварии. На
сегодняшний день, по крайней мере, можно быть уверенным в том, что некоторые последствия
могут проявиться позднее – с задержкой в несколько десятков лет после облучения.




Конкретные вопросы здоровья населения: рак щитовидной железы

Первые сведения о росте рака щитовидной железы у детей были
4.16
опубликованы в рамках Международного чернобыльского проекта,
который координировался МАГАТЭ с участием организаций ООН,
включая ФАО и ВОЗ. Он был начат в 1989 году по просьбе Советского
Союза для рассмотрения утверждений о заболеваниях, связанных с
аварией. Отчет по этому проекту был опубликован в 1991 году, и в нем
говорилось о том, что не выявлено связи между состоянием здоровья
населения и воздействием радиации. Однако в отчете упоминался тот
факт, что местные врачи зафиксировали 20 случаев рака щитовидной
железы на конец 1990 года и сделан вывод о том, «что возможен
статистически значимый рост новообразований щитовидной железы в
будущем». Учитывая, что рак щитовидной железы у детей заболевание


66
редкое, эти сообщения с Украины должны были быть восприняты как
предупреждение о том, чего следует ожидать.

В 1992 году представители Европейского регионального отделения ВОЗ
4.17
посетили Минск для изучения вопроса о росте заболеваемости раком
щитовидной железы у детей, главным образом у детей Гомельской
области. Несмотря на то что первоначально эти утверждения были
восприняты скептически, позднее стало ясно, что действительно
наблюдался значительный рост рака щитовидной железы среди тех, кто
были детьми во время аварии. В недавнем отчете Научного комитета
ООН по воздействию атомной радиации (UNSCEAR 2000) сообщается о
1800 случаях рака щитовидной железы у детей, проживающих на
пострадавших территориях до конца 1998 года, хотя существует точка
зрения, что эти оценки занижены. Консервативная оценка количества
случаев рака щитовидной железы на протяжении всей жизни у тех, кто
был облучен в детстве, находясь на загрязненной территории, составляет
от 6 до 8000 случаев в трех странах. Некоторые утверждают, что
количество случаев этого заболевания гораздо больше, но это включая и
тех, кто подвергся облучению во взрослом возрасте.

Наблюдаемый рост данного заболевания является уникальной
4.18
ситуацией, когда единственная причина, действующая в определенное
время, привела к значительному росту конкретного онкологического
заболевания. Многое еще предстоит узнать об окончательных
последствиях, включая общее количество заболевших. Предыдущий
опыт облучения щитовидной железы свидетельствует о том, что случаи
заболевания, связанные с облучением, будут наблюдаться на протяжении
по крайней мере 50 лет после облучения. Тот факт, что 1800 случаев
можно однозначно отнести к воздействию радиации после аварии,
объясняется редкой встречаемостью заболевания у детей, а именно среди
них были выявлены эти заболевания. Например, в некоторых
населенных пунктах Гомельской области заболеваемость в середине
90-х гг. была в 200 раз выше, чем соответствующая «случайная»
заболеваемость. Данный тип рака связан с облучением радиоактивными
изотопами йода, которые накапливаются в щитовидной железе, хотя
некоторые до сих пор оспаривают эту точку зрения.

Рис 4.1: Рак щитовидной железы у детей до 15 лет на момент диагноза.

Количество случаев заболевания (по вертикали)
Год постановки диагноза (по горизонтали)




67
100
Russia
Number of cases diagnosed

Belarus
75

Ukraine

50




25




0
1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
Year of Diagnosis

В ответ на ситуацию, наблюдавшуюся в Минске, а именно значительный
4.19
(в относительном выражении) рост редкого заболевания, Европейское
региональное отделение ВОЗ организовало Международный проект по
вопросам щитовидной железы с целью оказания помощи Беларуси в
вопросах мониторинга, диагностирования и лечения. Рост числа
заболеваний раком щитовидной железы у детей был выявлен не в
результате скрининга (если не учитывать того, что из-за йодной
недостаточности проводятся ежегодные медицинские осмотры с
пальпацией щитовидной железы). Важным направлением работы в
рамках проекта является определение йодного статуса, поскольку от
него зависит появление раков щитовидной железы у населения в
будущем. В Беларуси, а позднее и в двух других странах, было начато
изучение йодного статуса с целью разработки политики в отношении
йодных добавок. Другие проекты в рамках Международного проекта по
вопросам щитовидной железы предусматривали создание совместной
базы данных по раку щитовидной железы в трех странах, оценку
экономической эффективности скрининга щитовидной железы и
разработку комплекта для анализа гормонов щитовидной железы,
производимых местными предприятиями. Проект закончился в 2000
году, не выполнив поставленных перед ним целей. Ряд других
международных организаций также оказывали поддержку проектам,
связанным с раком щитовидной железы. Так, например, в 1999-2000 гг.
МАГАТЭ поддержало проект, направленный на улучшение
диагностирования и лечения радиационно-обусловленного рака
щитовидной железы у детей на Украине.

Существует необходимость проводить лечение рака щитовидной железы
4.20
особенно у тех, кто был моложе 18 лет во время аварии, и вести
клиническое наблюдение наряду с гормональным лечением. В Беларуси
по-прежнему лечение до 30% больных осуществляется за счет помощи


68
из-за рубежа. Значительное число этих больных проходят лечение по
поводу метастаз легких, которые, как оказалось, не поддаются лечению
йодом-131. Больные, у которых полностью удалили щитовидную железу,
будут нуждаться в лекарствах на протяжении всей оставшейся жизни. В
России зафиксировано гораздо меньшее количество раков щитовидной
железы, чем в Беларуси и на Украине, и даже эти диагнозы подвергается
сомнению. Тем не менее, на загрязненных территориях мобильные
бригады из Обнинска осуществляют обширную программу скрининга,
которая охватывает как взрослых, так и детей. Миссии довелось
услышать противоречивые точки зрения на то, насколько адекватна
помощь больным с раком щитовидной железы. Необходимы дальнейшие
исследования для разработки долгосрочной стратегии по вопросам
здоровья населения. Учитывая эту необходимость, а также историю
вопроса, международное сообщество должно принять на себя долю
ответственности и предоставить необходимые ресурсы с тем, чтобы
гарантировать продолжение помощи этим людям на должном уровне.

Вопрос йодной недостаточности имеет исключительную важность для
4.21
здоровья детей вообще, поскольку она приводит к снижению
коэффициента умственных способностей, и в частности для тех, кто
подвергся воздействию радиойода, поскольку это может ускорить
развитие скрытого рака щитовидной железы. В 1991 году стало ясно, что
на пострадавших территориях встречаются районы с уровнем йодной
недостаточности от умеренного до значительного, что является
причиной распространенности здесь зоба. В рамках Международного
проекта по вопросам щитовидной железы в трех странах были начаты
работы, на основании которых должна быть разработана политика
ликвидации йодной недостаточности путем приема пищевых добавок.
Анализ данных, полученных в ходе этого исследования, еще предстоит
завершить и на этой основе необходимо разработать политику
применения йодных добавок на пострадавших территориях.

ЮНИСЕФ выступает за ликвидацию йодной недостаточности в трех
4.22
странах путем повсеместного йодирования соли. В целом ситуация не
может быть названа удовлетворительной. Йодирование соли проводится
не одно десятилетие и доказало свою эффективность во многих странах.
В Российской Федерации ЮНИСЕФ финансирует разработку стратегии
разъяснения и социальной помощи по этим вопросам. Поскольку
население получает соль в основном в виде поваренной соли, а не с
готовыми продуктами питания (потребление готовых продуктов в этих
странах достаточно невысокое), ЮНИСЕФ выступает за обязательное
йодирование поваренной соли. Существующие распоряжения
предусматривают только добровольное применение йодированной соли,
и доля потребления йодированной соли остается на уровне всего 15-
30%.

Радиологический научный центр в Обнинске выступил с инициативой
4.23
распространения через торговлю органического соединения йода
«йодказеин», который может добавляться в хлеб, молоко и даже водку.
Говорят, что хлеб поступает в свободную продажу, но не совсем ясно в


69
какой степени его покупают, особенно в сельских районах. У этой
инициативы, однако, есть свои недостатки. Поступление йода из
различных источников может привести к избыточному йодированию, а
это у населения с йодной недостаточностью может вызвать временные
отрицательные эффекты на здоровье. К тому же, как сообщили
представителям Миссии, в ходе кампании по сбыту йодказеина идет
дискредитация йодирования соли. Продвижение на рынок того или
другого йодированного продукта, как считает ЮНИСЕФ, создает
препятствия для введения всеобщего йодирования соли, самого
эффективного и экономически выгодного метода ликвидации йодной
недостаточности.

В Беларуси, благодаря особому вниманию к заболеваниям щитовидной
4.24
железы после аварии на Чернобыльской АЭС, йодная недостаточность
стала рассматриваться как важнейший вопрос, связанный со здоровьем
населения. Остается, однако, неясным насколько широко используется
йодированная соль. Существует различные оценки, по некоторым из
них до 50% населения потребляет в пищу йодированную соль, однако
это, в основном, более образованные люди и жители загрязненных
территорий. Представителей Миссии заверили, что в столовых школ и
больниц используют только йодированную соль. Руководство соляного
завода в Мозыре (где проект финансируется Европейским Союзом)
доложило, что в настоящее время они расширяют свои мощности при
поддержке ЮНИСЕФ и полагают, что потребление йодированной соли
значительно вырастет в следующем году.

До 2000-2001 годов основным препятствием к реализации эффективных
4.25
мер по ликвидации йодной недостаточности на Украине было
устаревшее представление о том, что йодная недостаточность в этой
стране встречается только в восьми западных горных районах
эндемичных по зобу. В районах, пострадавших после Чернобыльской
аварии, распространение йодированной соли было ограничено из-за
опасения, что это может вызвать некоторые заболевания щитовидной
железы. В 2000 году ЮНИСЕФ поддержал небольшой проект по
изучению йодной недостаточности в четырех районах, которые раньше
считались эндемичными по зобу. Это исследование помогло провести
распоряжение правительства о повсеместном йодировании соли. Тем не
менее Украина по-прежнему остается страной с самым низким уровнем
домашнего потребления йодированной соли, который составляет всего
5%.

Специализированные регистры и скрининг

Согласно традиционному советскому подходу к таким событиям, как
4.26
авария на Чернобыльской АЭС, пострадавшее население заносилось в
специализированные эпидемиологические регистры, и ему
предоставляли льготы здравоохранения, включая ежегодные
медицинские осмотры и массовые обследования населения для
выявления воздействия на здоровье (скрининг). В отличие от этого, в
западных странах принят другой подход – ведение национальных


70
регистров заболевания на постоянной основе и тщательная оценка
экономической эффективности скрининга отдельных групп населения,
подвергнувшихся определенным рискам. Риски для здоровья, связанные
с умеренным воздействием радиации после Чернобыля (за исключением
воздействия радиоактивного йода на щитовидную железу детей), вряд
ли могут быть существенно снижены путем проведения ежегодных
медицинских осмотров.

Политика массового обследования населения, которая проводится во
4.27
всех трех государствах, должна быть пересмотрена. Это важно с точки
зрения необходимых на это ресурсов и для здоровья проживающего
здесь населения. В большинстве стран мира не проводят всестороннего
обследования взрослых в рамках общего медицинского обслуживания
населения, и можно даже утверждать, что такой скрининг может иметь и
обратный эффект. Хотя на первый взгляд это может показаться хорошим
мероприятием, на самом деле скрининг поглощает ограниченные
финансовые и человеческие ресурсы и может укрепить людей в мысли,
что нездоровье это норма. Выявление рака у пожилых людей, который в
противном случае никак бы себя не проявил, может усилить тревогу и
привести к ненужной операции, и даже исказить медицинскую
статистику, которая используется для планирования здравоохранения.

Однако, при соблюдении необходимой осторожности, обследование
4.28
определенных групп риска, в том числе детей, играет важную роль в
профилактике и лечении заболеваний. За последние 15 лет значительные
усилия были предприняты тремя странами при международной
поддержке (например, ЕС) по усилению существующих регистров
заболеваний и созданию новых регистров. В рамках Международного
проекта по вопросам щитовидной железы проводилась оценка
экономической эффективности действующих программ скрининга.
Использование регистров заболеваний в сочетании с экономически
эффективной стратегией скрининга должно способствовать тому, чтобы
ограниченные ресурсы были направлены на выполнение более
насущных задач.

Социально-психологические аспекты

За последние 15 лет стало все более очевидным, что авария имела
4.29
серьезные социально-психологические последствия, которые,
взаимодействуя с другими последствиями, сказались на здоровье и
благосостоянии пострадавшего населения. Характер социально-
психологических последствий достаточно сложен и связан не только с
самой аварией и угрозой для здоровья людей, но и с последствиями
переселения. Неопределенности в отношении медицинских последствий
стали сыграли свою важную роль как для ликвидаторов, так и для
населения, проживающего на территориях, пострадавших от аварии.

Исследования, проведенные на Украине, свидетельствуют о том, что
4.30
тревога относительно воздействия радиации на здоровье стала
важнейшим социально-психологическим последствием аварии.


71
Тревожные настроения встречаются повсеместно, и нет никаких
признаков их уменьшения. Более того, такие настроения начинают
распространяться за пределы пострадавших территорий и населенных
пунктов и охватывать более широкие слои населения. Как показывают
исследования, родители передают свою тревогу детям, либо своим
собственным примером, либо проявляя чрезмерную заботу о них. Около
65% подростков с пострадавших территорий имеет установку, которую
исследователи классифицируют как пессимистическая, и этот процент
оказывается у них выше, чем у населения в целом.

4.31 Выбросы токсических веществ, в том числе радиоактивности, приводят к
стрессу, который проявляется в плохом самочувствии, изменениях
репродуктивных функций и различных привычек, таких как структура
питания, курение и потребление алкоголя. Как известно, реакции на
стресс закрепляются. Со временем люди, живущие с хроническим
стрессом, переходят из состояния тревожности к депрессии, и далее к
апатии и фатализму. Многочисленные источники стресса в совокупности
приводят к ухудшению здоровья людей на пострадавших территориях, и
многие объясняют это последствиями воздействия радиоактивности, что
лишь усиливает страхи и повышает степень стресса. Ситуация, которую
наблюдали представители Миссии на пострадавших территориях,
является следствием непрерывного ухудшения здоровья и
благосостояния населения в течение 15-летнего периода (см. рис 4.2)

Система чернобыльских льгот порождает ожидания выплат и привилегий
4.32
и подрывает способность отдельных людей и целых групп населения
решать свои собственные экономические и социальные проблемы.
Исследования, проведенные Институтом социологии в Киеве,
показывают, что 80% опрошенных, проживающих на территориях с
правом отселения, ожидают «финансовой помощи и специального
медицинского лечения». Среди переселенцев 84% ожидают
специального медицинского лечения, а 71% требуют для себя пособий по
безработице.


Рис 4.2: Порочный круг снижения уровня жизни населения,
пострадавшего от аварии на Чернобыльской АЭС




72
Трудности
Плохая налоговая
система экономического
Безработица
развития Экология - не приоритет
Слабая медицинская
Отсутствие средств на смягчение
dl t
и социальная база
радиационного воздействия
Неправильная
Вынужденное употребление
структура питания
Вывод земель из загрязненных продуктов питания
Отчаяние из-за
оборота
отсутствия
Запрет сельхоз работ
экономических
s
возможностей
Отток рабочей силы
Чернобыль: переселение,
стареющие и слабые Стоимость
кадры компенсации и другие защитных мер
Стоимость Запрет хозяйственной
ответные меры
медицинского деятельности
лечения
Расходы на
компенсации
Выброс радиоактивных
Радиационно обусловленные
веществ
заболевания
Психологическое
воздействиеt

Экология – не приоритет
Непонимание и
необразованность
Неготовность к переменам
Медицинские Загрязнение
последствия и окружающей среды и
Облучение Изменение
социальный кризис продуктов питания
традиционного уклада
жизни




В отчете Института социологии утверждается, что авария на
4.33
Чернобыльской АЭС привела к целому ряду психологических проблем,
в частности, к восприятию себя как жертвы, социальному безразличию,
безынициативности, плохой адаптации к новой среде и ожиданиям
внешней поддержки. Важно отметить, что восприятие себя как жертвы
не было связано с объективными условиями их жизни. Все это породило
культуру, в основе которой ожидание болезней, и это характерно для
многих людей, в том числе врачей, медицинских сестер и учителей, и в
наибольшей степени проявляется в отношении детей.

В 1990 году ВОЗ провела заседание экспертной группы в Киеве,
4.34
посвященное так называемым социально-психологическим
последствиям аварии на Чернобыльской АЭС. Экспертная группа
выделила пять аспектов социально-психологических эффектов, которые
перечислены во вставке 4.3. С точки зрения развития ситуации в
отношении здоровья населения, самым важным является первый аспект
(восприятие радиации как риска для здоровья и предоставление
информации о рисках), а также четвертый аспект (ощущение себя
больным и помощь врачей). Все пять проявлений социально-
психологических последствий явно присутствуют у пострадавшего
населения, причем, в конечном счете, социально-психологические
факторы становятся основной причиной нездоровья и неблагополучия
людей. Отсутствие единого мнения относительно медицинских
последствий и эффектов воздействия радиации, неспособность ученых
предсказать случившийся рост рака щитовидной железы у детей и


73
связанные с этим споры сыграли свою роль в формировании ситуации,
которую мы наблюдаем сегодня.

Исследования, проведенные Институтом социологии в Киеве, выявили
4.35
некоторые важные психологические особенности у пострадавших людей.
Институтом дважды в год проводятся опросы различных групп
населения, в том числе среди переселенцев, жителей пострадавших
территорий и ликвидаторов, а также контрольных групп. Поэтому они
могут дать не просто картину отношений людей к определенным
вопросам на какой-то конкретный момент времени, но и проследить
изменение в их настроениях. Эти исследования позволили сделать
интересные наблюдения, которые необходимо учитывать как исходные
данные при принятии решении.



Вставка 4.3: Особенности взаимодействия радиационных рисков и
социально-психологических последствий

социально-психологическая сторона восприятия риска от воздействия
1.
радиации и роль информационной политики

социально-культурные особенности переселения (в соответствии с
2.
политикой переселения из-за сильного загрязнения) и последующее
разрушение социальных структур

общий патогенный фактор, связанный с реакцией в виде физиологического
3.
стресса на изменения в укладе жизни, например привычек питания и
потребления алкоголя

медико-социологические аспекты, связанные с тем, что жители
4.
воспринимают себя больными и тем, как врачи ставят диагнозы

социально-экономические аспекты, связанные с крупномасштабными
5.
последствиями Чернобыльской аварии, например, закрытием атомных
станций и переходом к другим источникам энергии, а также переходной
экономикой после распада СССР.



4.36 Как было установлено вышеупомянутым институтом, самый большой
стресс испытывали переселенцы, которые в результате аварии
вынуждены были уехать из своих родных домов. Эти люди считают, что
их жизнь и жизнь их детей после аварии сильно изменилась к худшему.
Время никак не смягчило тяжесть их психического состояния. Они
испытали целый ряд ударов: сама авария, понимание ее истинного
масштаба и характера, что стало возможным благодаря перестройке;
переселение, последствия распада Советского Союза и последующее
резкое ухудшение уровня жизни; прекращение заботы со стороны
государства. У них появилось безграничное ощущение беспомощности и


74
восприятия себя как жертвы. Небольшая часть населения, в основном
молодые люди, говорят, что здоровье для них самое главное, и они не
хотят возвращаться в свои деревни. Однако более половины
переселенцев вернулись бы в свои дома, если бы им разрешили это
сделать, и доля таких людей не уменьшается. Сложнее всего
адаптироваться к новым условиям оказывается для людей старше
пятидесяти.

Несколько лучше адаптировались к ситуации те, кто остались в своих
4.37
домах на пострадавших территориях. Шесть лет назад 80% этих людей
говорили, что они хотели бы уехать. При последнем опросе их доля
сократилась до 20%, а 80% по-прежнему хотят жить в своих домах.
Многие из тех, кто по-прежнему хотел бы уехать, это молодые люди,
обеспокоенные риском для их маленьких детей на загрязненных
территориях. С психологической точки зрения лучше всего
адаптировались те, кого называют «самоселами»: они были
эвакуированы, но затем вернулись, несмотря на запреты. Эти люди
утверждают, что угроза от радиации была не такой большой, как
заявляли власти, и хотят, чтобы их оставили в покое в своих домах. По
данным института, экономические соображения не являются
первостепенными. Культурные традиции и ценности, например, желание
жить там, где похоронены предки, могут играть более важную роль,
особенно для пожилых людей.

Приведенные выше результаты исследований действительно
4.38
соответствовали тому, что наблюдали специалисты Миссии во время
посещения этих мест. Многие из тех, с кем разговаривали специалисты
Миссии, не очень верили, что они могут сами как-то улучшить
ситуацию. Некоторые самоселы гордятся своей независимостью, другие
же живут с ощущением стресса, не веря в то, что они сами или власти
могут что-то улучшить. Специалисты Миссии также могли своими
глазами увидеть, как была разрушена инфраструктура общественной
жизни. Общественные институты советского времени, например, дома
культуры или такие организации как юные пионеры прекратили свое
существование, и их место остается никем незанятым. В сельских
районах важную роль в общественной жизни раньше играли совхозы и
колхозы. В России и на Украине эти организации почти все распались,
хотя в Беларуси они продолжают работать, несмотря на существующие
трудности.

4.39 Школьное образование и воспитание в детских садиках на пострадавших
территориях сталкивается с большими трудностями, поскольку не
ведется никакого развития инфраструктуры, особенно в тех населенных
пунктах, которые планируется отселять. В некоторых деревнях для
переселенцев дома были построены, а такие общественные учреждения,
как социальные службы или больницы, остались незаконченными из-за
нехватки средств. Такие недостроенные дома, должно быть, усиливают
ощущение заброшенности у переселенцев.




75
Реабилитация

В положительном плане Миссия увидела некоторые примеры успешной
4.40
работы, которые могли бы быть использованы в качестве модели
будущих инициатив. В частности, на Украине успешно действуют
центры социально-психологической реабилитации, которые
первоначально были созданы при поддержке ЮНЕСКО. Они стали
центрами общественной работы, и в частности, поддерживают новые
добровольческие организации. Правда, иногда складывается
впечатление, что их подача Чернобыльской темы не всегда
соответствует тому, какую роль они должны играть, а именно,
заниматься реабилитацией. В некоторых центрах на самом видном месте
находится изображение аварии. Так, в одном центре такая картина
занимает почти все место при входе в помещение, а в другом
представлена в виде алтаря. Один из сотрудников объяснил, что эти
картины обращены к донорам, но вряд ли они способствуют процессу
оздоровления, тем более с учетом того, что некоторые из приходящих
сюда еще не родились во время аварии.

В некоторых пострадавших населенных пунктах была наглядно видна
4.41
работа добровольцев, как местных так и зарубежных. Одна группа
добровольцев создала инновационный молодежный центр в бывшем
пионерском лагере для работы с детьми-инвалидами. Они уже провели
большую работу и установили связи с несколькими подобными
организациями в Германии. Эти связи основываются на взаимном
уважении, а не на концепции жертв и доноров. Организаторы положили
начало настоящим международным обменам, причем молодежь из
Германии приезжает в лагерь сюда, а молодые русские едут к ним с
ответным визитом.



Вставка 4.4: Центры социально-психологической реабилитации

В 1991 г. ЮНЕСКО начал осуществлять крупномасштабную программу
(финансирование которой составляло 9 млн. долларов США и было выделено
европейскими странами) для решения психологических и социальных
вопросов, связанных с аварией. Составной частью этой программы было
создание девяти центров социально-психологической реабилитации, по три в
каждой стране. По всей видимости, из них наиболее успешно и устойчиво
работают центры на Украине, где в настоящее время продолжают действовать
пять центров при поддержке Министерства по чрезвычайным ситуациям.
Программа ЮНЕСКО завершилась в 1998 году, однако центры реабилитации
на Украине продолжают получать помощь от ПРООН.

Центр в Иванькове, например, обслуживает население численностью 13000
человек. Количество людей, которые обращаются в центр с тех пор как он
открылся, становится все больше и больше и уже выросло с 6907 человек за
первое полугодие 1996 года до 9878 в первом полугодии 2000 года. Почти
половина приходящих в центр это дети. Опрос, проведенный в 1999 году,


76
показал, что 85% взрослого населения Иванькова считает, что влияние
центра на местное население можно оценить как умеренное или сильное.

Деятельность центров разнообразна, при этом они привлекают
квалифицированные кадры к работе с населением. Например, работают с
детьми, молодыми матерями и стариками, а также становятся местом
проведения различных социально-культурных и образовательных
мероприятий. Центры, по-видимому, более успешно действуют там, где
руководителями являются местные кадры, которые выступают с
инициативами и начинают новые направления деятельности в интересах
местного населения. Им удается смягчить некоторые психологические
последствия аварии, помочь формированию сплоченности у людей,
поддержать работу добровольцев и вносить вклад в улучшение образования и
получение информации. Их роль можно было бы усилить, если объединить их
усилия с органами местного управления и в большей мере направить их
деятельность на цели развития.




Большое впечатление осталось и от деятельности городов-побратимов,
4.42
например, Светлогорска в Беларуси и Мендипа в Великобритании (см.
Вставку 4.5). Поддержка таких инициатив должна стать приоритетным
направлением для международного сообщества. Выделение небольших
дополнительных ресурсов, при уважении автономии каждого из
партнеров, могло бы дать прекрасные результаты, которые порой
невозможно получить в рамках обычной донорской помощи.

Уникальным проявлением реакции людей на аварию стала инициатива
4.43
по приглашению детей пострадавших территорий для проведения
каникул в семьях за рубежом. Возможно, это стало самой крупной и
устойчивой международной добровольческой программой за всю
историю человечества, в которой в общей сложности приняли участие
несколько сотен тысяч детей. В рамках этих программ только из
Беларуси 60 000 молодых людей ежегодно посещают страны Западной
Европы. И хотя у медиков разных стран с точки зрения «детоксикации»
нет единого мнения по поводу пользы таких визитов, они, безусловно,
очень популярны в пострадавших областях. Данные программы
являются поддержкой усилий правительств этих стран каким-то образом
сгладить те неблагоприятные условия, в которых находится их
молодежь.




77
Вставка 4.5: Международные волонтерские партнерства (МВП)

Миссия имела возможность познакомиться с положительными примерами успешной
работы добровольцев. Это были как инициативы обычных неправительственных
организаций (НПО), так и детские благотворительные организации. Были также
проекты, которые осуществляются на основе международных партнерских
отношений, например, в рамках инициатив городов-побратимов или связей между
отдельными больницами и клиниками на пострадавших территориях и
аналогичными учреждениями в других странах. Как правило, сотрудники не
получают зарплаты, и все держится исключительно на их желании работать.
Миссия назвала эти инициативы Международными волонтерскими партнерствами
(МВП).

В последнее время Региональное агентство экономического развития Гомельской
области при поддержке ПРООН и Центрально-Европейской инициативы проводило
раз в два года конференции МВП для пострадавших районов Беларуси. В этих
встречах приняли участие около тридцати городов-побратимов. Конференции
показали, что партнерские отношения позволяют создать устойчивую и
экономически эффективную базу для целого ряда различных форм взаимной
поддержки и помощи, включая гуманитарную и техническую помощь, обмены по
подготовке кадров и в области образования.

Замечательным примером являются отношения между Светлогорском в Гомельской
области и Меднипом в Великобритании. Эти дружеские отношения основаны на
принципах взаимного уважения и устойчивого развития. С начала этой инициативы
в 1996 году более тысячи людей из Светлогорска прошли обучение или посетили
Великобританию в рамках проектов по здравоохранению, образованию или
развитию гражданского общества. Совместные проекты касались вопросов охраны
окружающей среды, компании против распространения СПИДа, предусматривали
культурные обмены и поддержку людей, работающих на общественных началах.



Оборотной стороной таких визитов является то, что они могут закрепить
4.44
неправильные отрицательные стереотипы о том, как живут люди на
пораженных территориях, как у молодежи, так и принимающей стороны.
Исследования Киевского института социологии показывают, что в
перспективном плане такие визиты полезны. Однако, чрезвычайно
важно, чтобы организаторы, продолжая свою деятельность в том же
объеме, стремились к тому, чтобы такие визиты и кампании по их
освещению способствовали взаимному уважению и личностному
развитию.

Международные обмены – это лишь одна из возможностей организации
4.45
отдыха молодых людей из пораженных территорий. Так, в Беларуси все
дети из наиболее загрязненных районов имеют право на двухмесячные
каникулы на государственном обеспечении. Миссия посетила один
лагерь отдыха, который принадлежит Министерству по чрезвычайным
ситуациям в Гомельской области. В лагере налажено медицинское


78
обслуживание, в том числе лечение у зубного врача, медосмотр и
массаж. Он имеет хорошее оборудование и остается впечатление, что все
прекрасно организовано и молодежи здесь хорошо.




Роль международного сообщества

Международное сообщество подключилось к решению проблем,
4.46
связанных со здоровьем населения на пострадавших территориях, вскоре
после того, как произошла авария. Как положительный момент, следует
отметить то, что существенная поддержка была оказана многими
международными организациями, как государственными, так и
частными. Это не только способствовало решению проблем в плане
оказания медицинской помощи и улучшения обеспечения населения, но
также, по словам многих пострадавших от аварии, помогло людям
справится с ощущением заброшенности,. Управление ООН по
координации гуманитарной деятельности сыграло важную роль в
оказании этой помощи. Немалую роль также сыграли усилия
добровольцев из разных стран, особенно это касается решения
социально-психологических проблем и обеспечения медицинского
оборудования, а также организации подготовки кадров. Необходимо
отметить и Международный проект ВОЗ по воздействию Чернобыльской
аварии на здоровье населения (IPHECA). Еще одна важная недавняя
инициатива – это создание международного банка тканей щитовидной
железы, который в будущем может стать примером сотрудничества трех
государств в исследованиях этих вопросов.

Следует отметить, что существует ряд направлений, по которым
4.47
международное сообщество не сделало существенного полезного вклада,
а в некоторых случаях только способствовало ухудшению положению
дел. Во-первых, часто звучали противоречивые высказывания о природе
и масштабе медицинских последствий аварии. Особенно плохо оказалось
то, что ряд международных организаций в начале 90-х не спешили с
признанием факта связи между раком щитовидной железы у детей и
радиацией. Во-вторых, из-за отсутствия координации, особенно по
вопросам здоровья населения, слишком много внимания уделялось
одним аспектам и упускались из виду другие. В-третьих, необходимо
признать, что международное сообщество в первую очередь
осуществляло такие наиболее громкие проекты, как безвозмездное
предоставление современного оборудования, вместо того, чтобы помочь
улучшить первичное медицинское обслуживание, а именно это являлось
первейшей необходимостью. В-четвертых, иногда из-за того, что
проекты не доводились до конца, как это случилось с Международным
проектом по вопросам щитовидной железы, возникала опасность, что
могут быть утрачены положительные наработки полезных инициатив.
Этот опыт необходимо учесть при выполнении будущих проектов.




79
Раздел 5.0: Экономическое развитие и семейный доход
Современное экономическое положение

После десятилетия упадка экономика Беларуси, России и Украины, в том
5.01
числе и пострадавших территорий, показывает ясные признаки
восстановления. Предприятия промышленности Житомирской области
Украины увеличили в 2000 году производство на 13%, за первые три
месяца 2001 года темпы роста составили 25%. В России, в Брянской
области, после 1999 года также наблюдается устойчивый рост
производства. За первое полугодие 2001 года производство, по
сравнению с предыдущим годом, выросло на 20%. В Гомельской области
Беларуси промышленное производство выросло на 12% в 2000 году и
ожидается дальнейший рост в 2001 году, хотя и не столь быстрыми
темпами.

К сожалению, сельскохозяйственное производство очень незначительно
5.02
выросло в Гомельской и Брянской областях, и независимо от формы
собственности – частной в России и коллективной в Беларуси, – по-
видимому, не способно играть значительную роль в повышении доходов
сельского населения. В Новозыбковском районе (Россия) шесть колхозов
из бывших семнадцати являются банкротами, причем их оставшихся
семь колхозов убыточны. Во многих хозяйствах из-за отсутствия
оборотного капитала заброшены пашни. Урожайность зерновых
остается низкой, около 1,5 тонн с гектара.

В то же время на Украине эта отрасль переживает процесс глубокого
5.03
реформирования, что наконец начинает приносить плоды. В 2000 г.
Житомирской области Украины достигнут прирост в 5%. Около 665
бывших колхозов области были преобразованы в 713 частных
фермерских предприятия, а 1.177.700 гa земель были распределены среди
288.600 человек. В 2000 году количество убыточных ферм сократилось с
98% до 66%; власти области ожидают, что в текущем году эта цифра
упадет ниже 20%.

Экономическое влияние аварии на Чернобыльской АЭС

Ядерная авария на Чернобыльской АЭС многосторонне и на различном
5.04
уровне повлияла на экономику трех пострадавших стран и регионов. Не
представляется возможным точно оценить потери, понесенные на
общенациональном уровне. В начале 90-х годов были сделаны первые
попытки подсчитать финансовые затраты, используя для этого разные
методики. По оценкам правительства Республики Беларусь потери за 30
лет после аварии составят 235 млрд. долларов США. Правительство
Украины оценило ущерб за период с 1986 по 2000 г.г. в 148 млрд.
долларов США.

Из-за трудностей, связанных с определением обменного курса в условиях
5.05
быстрой инфляции и иных факторов, эти цифры могут быть поставлены


80
под сомнение по ряду причин. Вполне очевидно, что три страны понесли
значительный прямой ущерб в виде сооружений и техники, которые
пришлось вывести из эксплуатации. Они также понесли очень большие
текущие расходы на программы восстановления, помимо упущенной
выгоды вследствие отвлечения ресурсов из производственной сферы. В
случае Беларуси и Украины потери включают балансовую стоимость
затрат на закупку энергии, которую можно было бы генерировать на
месте, если бы не авария. В итоге Украина потеряла все производство
энергии Чернобыльской АЭС, а Беларусь в результате аварии была
вынуждена отказаться от планов развития ядерной энергетики. Во
вставке 5.1 приводятся виды ущерба, понесенного тремя государствами.


Вставка 5.1: Ущерб в результате аварии на Чернобыльской АЭС

* Непосредственный ущерб от аварии.
* Расходы, связанные с аварией:
a) Программа смягчения последствий аварии в зоне отчуждения.
б) Социальная защита и медицинская помощь пострадавшему населению.
в) Исследования в области экологии, медицины и производства чистых
продуктов питания.
г) Радиационный мониторинг окружающей среды.
д) Радиоэкологическая реабилитация населенных пунктов и захоронение
радиоактивных отходов.
е) Переселение людей и улучшение условий их жизни.
* Косвенный ущерб, касающийся скрытых издержек на изъятие с/х и лесных
угодий из хозяйственного оборота и закрытие с/х и промышленных предприятий.
* Скрытые издержки, в том числе дополнительные расходы на закупки
электроэнергии из-за повреждения и конечного закрытия Чернобыльской АЭС, а
также отмена программы развития ядерной энергетики в Республике Беларусь.

<<

стр. 3
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

>>