<<

стр. 4
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ


Мероприятия по уменьшению экспозиции факторов окружающей среды, приводящих к ухудшению течения астмы

Аллергены
* эпидермис животных: удалить животных из дома или, как минимум, не допускать появления животных в спальне и герметично закрыть спальню для предотвращения попадания туда эпидермиса;
* клещи домашней пыли:
-обязательные: закрыть матрасы и подушку покрытиями, непроницаемыми для аллергенов или стирать их еженедельно; стирать постельное белье 1 раз в неделю в горячей воде при температуре более 80? C для уничтожения клещей;
-возможные: уменьшить влажность внутри квартиры < 50%, удалить ковры из спальни, не спать на мебели, не имеющей аллерген - непроницаемых чехлов, удалить ковровые покрытия в других комнатах.
* тараканы: использовать инсектициды и ловушки для тараканов. Не оставлять открытыми пищевые продукты и кухонный мусор;
* пыльца (с деревьев, трав или сорняков) и плесневые грибки: для уменьшения контакта не рекомендуется выходить из помещения в период цветения растений, особенно в послеобеденное время, не рекомендуется открывать окна.
Табачный дым
* рекомендовать больному и членам его семьи прекратить курение или курить вне помещения;
* обсудить меропроиятия по уменьшению экспозиции табачного дыма в школе, на рабочем месте.
Загрязняющие и раздражающие вещества помещений и окружающей среды.
Рекомендуется устранить:
* печное отопление или камины;
* невентилируемые источники огня и калориферы;
* воздействие других ирритантов (парфюмерии, бытовых аэрозолей, чистящих средств и др.)































Глава 6. Образование детей с бронхиальной астмой.

Бронхиальная астма требует от ребенка и его семьи соблюдения целого ряда ограничений, особого уклада жизни, проведения длительной и, подчас сложной, медикаментозной терапии. От выполнения данных условий в значительной степени зависит успех разработанной программы лечения.
Кроме того, сама тяжесть симптомов астмы, их повторяемость, наличие угрожающих обострений, зависимость ребенка от факторов окружающей среды нередко приводят к формированию психоэмоционального напряжения в семье, истощению сил ребенка и его родителей, что неизбежно оказывает влияние на результаты лечения данного заболевания.
Для повышения эффективности терапии астмы, активной интеграции детей и их родителей в процесс лечения, в последние годы разработаны и начали широко применяться образовательные программы для больных.
Обучение больного астмой в настоящее время рассматривается, как реализация права пациента знать о своей болезни и самому о себе заботиться.
Основной задачей образования детей с астмой является создание атмосферы активного партнерства между лечащим врачом, ребенком и его родителями. Результатом подобного партнерства неизбежно является повышение эффективности терапии, лучший контроль над симптомами заболевания, устранение психологического напряжения в семье, вызванного болезнью ребенка.
Образование ребенка должно начинаться с момента постановки диагноза и продолжаться на каждой ступени лечения астмы. Образовательные программы должны включать больных с любой степенью тяжести, при этом наибольшее внимание необходимо уделять пациентам с тяжелым течением заболевания.
Основной акцент при проведении образовательных программ целесообразно делать на целях и мотивах лечения (повышение качества жизни, нормальная переносимость физической нагрузки) в терминах, понятных для больного.
Необходимо контролировать приверженность лечению путем открытого обсуждения проблем, возникающих в процессе проводимой терапии, индивидуализации рекомендаций, а при необходимости - и корректировки плана лечения. Корректировка плана лечения может быть основана на индивидуальных целях и ожидаемых результатах лечения больного, при этом в выполнение плана лечения должны вовлекаться другие члены семьи.
Для каждого больного должен быть разработан план самоконтроля, подразумевающий изменение объема терапии по данным пикфлоуметрии (см. приложение 11). На случай обострения необходимо разработать письменный план действий (кризисный план).
Образовательные программы могут быть реализованы в виде индивидуальных или групповых ("Астма-школы") занятий.

Основные принципы обучения больных.
1. Соглашение о целях:
* "бронхиальная астма - хроническое заболевание, требующее длительного лечения, а не острый эпизод";
* основные задачи лечения:
* профилактика симптомов;
* предупреждение, раннее и эффективное лечение обострения;
* снижение частоты экстренных госпитализаций;
* исключение развития побочных эффектов от лекарственных средств;
* уменьшение зависимости ребенка от своей болезни и улучшение качества жизни больного (нормальный сон, нормальная двигательная активность, занятие спортом);
* необходима разработка индивидуального плана самоконтроля, который позволит больному самому корректировать проводимое лечение, однако самоконтроль не означает самолечения;
* план самоконтроля является динамичным и изменяется при изменении тяжести астмы, при взрослении и росте ребенка.
2. Демонстрация навыков:
* дети и родители должны продемонстрировать элементы оказания помощи (пользование ингалятором, спейсором, пикфлоуметром и др.);
* обязательно рассмотрение плана кризиса (семья должна знать, кто и когда должен увеличить терапию, вызвать врача или госпитализировать в больницу);
* демонстрация ведения дневника симптомов (на протяжении всего периода обучения).
3. Повторение:
* основная информация должна повторяться 2-3 раза в течение периода обучения;
* часть информации необходимо дублировать во время посещений врача;
* больной обязательно должен получать буклеты или брошюры, содержащие наиболее важную информацию в письменном виде.
4. Позитивное закрепление:
* успех в лечении, желательно, должен быть достигнут уже во время реализации образовательной программы (необходима определенная длительность этих программ - не менее 4-6 недель);
* важна похвала врача или инструктора, ведущего "астма-школу" при любом успехе ребенка.
Программа индивидуального образования
ребенка с бронхиальной астмой
(в рамках амбулаторного приема).

Вопросы
Информация
Навыки
Рекомендации для начального визита
Какие аспекты астмы Вашего ребенка беспокоят Вас больше всего?

Чего Вы ожидаете от этого визита?

Чего Вы ожидаете от лечения астмы?

Какие занятия Вашего ребенка ограничены из-за астмы? Хотели ли Вы, чтобы эти ограничения исчезли?

Какие лекарства Вы пытались принимать для лечения астмы?

Какие у Вас есть ко мне вопросы?
Что такое астма?
Хроническое легочное заболевание. Дыхательные пути воспалены и сужены. Они становятся очень чувствительными к внешним факторам. Появляется затруднение дыхания.
В лечении астмы используется два типа лекарственных средств:
* средства длительного контроля, которые предотвращают симптомы за счет уменьшения воспаления;
* средства, устраняющие приступ за счет расслабления мышц бронхов.
Отнести все препараты, которые получает больной, к одной из групп.
В каких случаях и куда необходимо обращаться за врачебной помощью.
Продемонстрировать технику пользования ингалятором/ спейсором.
Навыки самоконтроля:
* распознавание, оценка тяжести и частоты симптомов;
* выявление симптомов, свидетельствующих о необходимости усиления терапии (ночные приступы, увеличение потребности в бронхолитиках, снижение переносимости физических нагрузок).
Разработать простой письменный план самоконтроля и план действий при обострении астмы.

Рекомендации для второго визита (через 2-4 недели).
Задать уместные вопросы из предыдущего раздела, а также:
Какие лекарства Вы принимали?
Как и когда Вы их принимали?
Были ли какие-либо проблемы из-за приема лекарств?
Покажите, пожалуйста, как Вы используете свой ингалятор?


Напомнить больному, что он должен приносить все свои лекарства и пикфлоуметр на каждый прием.
Больной должен провести самостоятельную оценку течения астмы на основании выраженности симптомов и показателей пикфлоуметрии.
Скорректировать, если необходимо, план самоконтроля.
Рассмотреть и скорректировать план действий на случай обострения астмы.
Проанализировать дневник и технику проведения пикфлоуметрии.
Оценить технику использования ингалятора/ спейсора.
Рекомендации для третьего визита.
Задать уместные вопросы из предыдущих разделов, а также:
Какие факторы дома, в школе вызывают обострения Вашей астмы?
Опишите ситуацию, при которой Вы должны позвонить врачу или обратиться за неотложной помощью.
Какие вопросы у Вас есть относительно плана самоконтроля? Мы можем сделать его проще?
Были ли какие-либо проблемы, связанные с приемом лекарств?
Обсудить стратегию элиминационных мероприятий:
* как выявить дома, в школе, на работе контакт с факторами, приводящими к ухудшению течения астмы;
* мероприятия по уменьшению экспозиции домашней пыли и эпидермальных аллергенов;
* как избегать сигаретного дыма (активно и пассивно).

Провести анализ всех лекарств, которые принимает больной.

Интерпретировать данные пикфлоуметрии и дневники симптомов.

Оценить технику использования ингалятора/ спейсора.
Оценить технику пикфлоуметрии.
Рассмотреть и скорректировать, если это необходимо, план самоконтроля.
Рассмотреть и скорректировать, если это необходимо, план действий на случай обострения астмы.
Рекомендации для последующих визитов.
Задать уместные вопросы из предыдущих разделов, а также:

Как Вы пытаетесь устранить факторы, вызывающие обострение астмы?

Покажите, пожалуйста, как Вы пользуетесь своим ингалятором?
Повторение и закрепление основных положений:
* о причинах и течении заболевания;
* об элиминационных мероприятиях дома, в школе, на работе;
* о медикаментозной терапии.
Анализ дневников:
* пикфлоуметрии;
* симптомов.
Оценить технику использования ингалятора/ спейсора.
Оценить технику пикфлоуметрии.
Рассмотреть и скорректировать, если это необходимо, план самоконтроля.
Рассмотреть и скорректировать, если это необходимо, план действий на случай обострения астмы.

Программа образования ребенка с бронхиальной астмой
в рамках "астма - школ".
Одной из наиболее эффективных и распространенных форм обучения родителей и детей являются занятия в "Астма-школах".
В "астма - школе " родители и дети убеждаются в том, что они не одиноки в своих проблемах, что им хотят помочь врачи и ученые-специалисты. Все участники образовательной программы объединены одним желанием - избавить детей от тяжелых симптомов астмы, обеспечить контроль над болезнью.

Принципы составления групп больных
для обучения в "астма - школе":
1. Оптимальное количество больных в группе ? 8-10 человек.
2. В работе школы принимают участие дети и родители: несколько занятий проводятся только с родителями, несколько ? с родителями и детьми. В последнем случае занятия проводят одновременно, но отдельно 2 врача ? один занимается с родителями, другой ? с детьми.
3. Диагноз "бронхиальная астма" должен быть подтвержден, ребенок должен быть осмотрен аллергологом, при необходимости - узкими специалистами.
4. Желательно, чтобы в группу включались дети одинакового возраста (у них сходное отношение к болезни, кроме того, возраст определяет тот объем самопомощи, которому можно научить ребенка).
5. У родителей не должно быть выраженных депрессивных тенденций и высокого уровня тревожности (целесообразно выявлять при анкетировании перед началом занятий). Информация о заболевании не должна вызывать ипохондрических состояний.

Пациенты, мало подходящие для групповых занятий:
1. Родители, уверенные, что астма пройдет самопроизвольно.
2. Родители, негативно настроенные против медикаментозного лечения, особенно, если оно ранее сопровождалось побочными эффектами.
3. Родители, которые уверены, что ответственность за лечение их ребенка лежит исключительно на враче.
4. Родители с исходно высоким уровнем тревожности (новая информация усиливает страх за ребенка).
Программа занятий:
1. Анатомия и физиология дыхательных путей. Бронхиальная астма - причины, обычное течение, исход (занятие для родителей):
* объяснить, что астма - хроническое заболевание, поэтому необходимо принимать лекарства и избегать провоцирующих факторов, даже при отсутствии симптомов;
* отсутствие симптомов не обязательно свидетельствует о достаточной функции легких;
* падение скорости выдоха - ранний признак плохого контроля над астмой.
2. Мероприятия по контролю над неблагоприятными факторами окружающей среды и выявлению триггеров (занятие проводится для родителей с детьми, цель - объяснить необходимость лишений):
* схема иммунной реакции;
* принцип элиминационной терапии;
* роль плесневых грибков и бытовых аллергенов;
* значение эпидермальных аллергенов и домашних животных;
* роль респираторных вирусных инфекций;
* пассивное и активное курение;
* ирританты и поллютанты окружающей среды.
3. Оценка степени тяжести астмы: тревожные симптомы и суточная пикфлоуметрия (занятие проводится для родителей с детьми, цель - научить технике пикфлоуметрии, правилам ухода за пикфлуметром, ведению дневников и др.):
* вариабельность течения астмы (от ночного кашля до жизнеугрожающих приступов);
* ранние симптомы и важность ранней диагностики и начала лечения;
* значение пикфлоуметрии;
* правила пользования пикфлоуметром;
* принципы ведения дневников пикфлоуметрии и симптомов астмы;
* признаки жизнеугрожающего обострения;
* другие возможности пикфлоуметрии (выявление провоцирующих факторов, оценка эффективности лекарств).
4. План длительного лечения астмы (занятие для родителей):
* различия между профилактическими и ситуационными препаратами;
* основные препараты для базисной терапии, их действие, побочные эффекты;
* правила пользования дозированными ингаляторами, спейсором, бэбихалером, порошковыми ингаляторами и другими средствами доставки;
* финансовые аспекты лечения;
* проверка исходных программ лечения с учетом их эффективности, доступности данного препарата в будущем, удаленности от медицинской помощи, образовательного уровня родителей.
5. Купирование приступа и начинающегося обострения (занятие для родителей с детьми, цель - разработать план действий при приступе и обострении астмы, проконтролировать технику пользования ингаляторами и др.):
* различия между профилактическими и ситуационными препаратами;
* основные препараты для купирования приступа - эффекты, время действия, дозы, максимальная кратность, побочные эффекты;
* преимущества ингаляционных препаратов;
* техника аэрозольных ингаляций;
* порошковые ингаляторы, спейсор, бэбихалер, небулайзер, ультразвуковые ингаляторы: правила пользования.
6. "Система зон" для детей с бронхиальной астмой (занятие для родителей):
* индивидуализация программ лечения для каждого ребенка (по согласованию с лечащим врачом).
7. Немедикаментозное лечение астмы (занятие для родителей с детьми, цель - обучить основам дыхательной гимнастики, точечного массажа и др.):
* дыхательная гимнастика - принципы и техника проведения;
* лечебная физкультура и занятия спортом;
* точечный массаж;
* интервальная гипоксическая тренировка;
* спелеотерапия и гнотобиология;
* другие методы с недоказанной эффективностью.
8. Круглый стол (для родителей):
* заключительное анкетирование родителей;
* социальные аспекты бронхиальной астмы (спортивные секции, профессиональная ориентация, бесплатные лекарства, "Астма - телефон" и др.);
* планы дальнейшего сотрудничества.

Типичные проблемы,
возникающие при организации "Астма - школ":

Педагогические:
* врачи, начинающие работу в "Астма-школе", должны иметь хотя бы минимальный педагогический опыт;
* во время занятия врач не должен переходить от рассмотрения общих аспектов к конкретной проблеме конкретного ребенка, иначе занятие превращается в групповое консультирование больных.
Организационные:
* больные должны иметь возможность купить пикфлоуметр, спейсор, другие устройства для доставки лекарственных средств.

Деонтологические:
* подходы к лечению заболевания у врача, проводящего "Астма - школу", и у лечащего врача должны быть сходными;
* больной, прошедший обучение в "Астма - школе" должен получать сертификат или другой документ, отражающий объем знаний и практических навыков, которым больной овладел;
* необходимо поддерживать в больном уважительное отношение к врачам общей практики, с которыми больной сталкивается по месту жительства.

Зависимость уровня самоконтроля и оказания самопомощи
от психомоторного развития детей с бронхиальной астмой.
Возраст
Психомоторное развитие
ребенка
Ожидаемый уровень
самопомощи
0-1.5 лет
* Имеет различные взаимоотношения с членами семьи;
* немного понимает язык и команды;
* за ребенком необходим тщательный уход.
-
1.5 - 3 лет
* Не может воспринимать иную точку зрения;
* имеет плохое представление о собственном теле;
* может назвать некоторые части тела - глаза, нос, уши;
* может одевать и снимать простую одежду;
* пытается преодолевать ограничения.
Шаг 0. Кооперация в лечении:
* участвует в приеме лекарств;
* отвечает на просьбы взрослого встать или присесть.
3-5 лет
* Менее зависим от родителей;
* начинает осознавать свое место в семье;
* проявляется чувство собственности по отношению к родителям;
* начинает испытывать больший интерес к детям;
* начинает осознавать такие слова, как "одышка", "нехватка воздуха";
* обучается принимать таблетки
3-5 лет
* появляется чувство привязанности к людям вне семьи;
* характерно отсутствие системности мышления, алогичность, не способен понимать правила игры;
* начинает участвовать в играх, пытается осваивать новые роли, не любит проигрывать;
* фантазии могут приводить к страхам, в т.ч. страху смерти;
* любопытен, задает много вопросов;
* обучается правильному поведению.
6-7 лет
* Возрастает способность к управлению своим вниманием, но еще рассеян;
* мышление системно, логично, но конкретно;
* взаимоотношения смещаются от семьи к сверстникам;
* обучается основным навыкам;
* получает представление об основных понятиях.
Шаг 1. Обучение основным навыкам:
* принимает лекарства после напоминания;
* правильно пользуется пикфлоуметром после напоминания взрослых;
* демонстрирует верное самоощущение ("внутренний стетоскоп"), т.е. может сообщить об одышке и необходимости начала лечения.
7-8 лет
* Родительское отношение к ребенку может быть неправильным;
* делится некоторыми мыслями только со сверстниками;
* избегает осуждения;
* нетерпимость (особенно по отношению к себе);
* непостоянство;
* конкретность мышления;
Шаг 2. Начало принятия решения:
* просит лекарство в течение 30 мин от требуемого времени;
* требует пикфлоуметр, самостоятельно измеряет показатель, отмечает дату, время и показания пикфлоуметра, чертит графики пикфлоуметрии;
7-8 лет
* появляется ощущение времени;
* может принимать иную точку зрения;
* подчиняется правилам группы, настойчиво стремится выделиться.
* выполняет план лечения в запланированное время;
* отмечает, сообщает, записывает провоцирующие факторы и беспокоящие симптомы;
* требует профилактического лечения перед физической нагрузкой;
* демонстрирует правильный уход за пикфлоуметром и спейсором.
8-9 лет
* Уменьшение рассеянности, появляется способность направлять свое внимание;
* уменьшение степени зависимости от использования ритуалов;
* первоначально думает о собственных потребностях и их удовлетворении;
* способен проводить ночь вне дома.
Шаг 3. Начало действий при появлении симптомов:
* сообщает об одышке и чувстве нехватки воздуха ("внутренний стетоскоп");
* умеет расслабляться при первых признаках одышки или нехватки воздуха;
* демонстрирует и применяет дыхательные упражнения;
* продолжает записывать значения пикфлоуметра в назначенное время.
9-10 лет
* Появляется системность, логичность мышления;
* способен к усвоению правил;
* повышенная способность к соревнованиям;
* увеличение влияния сверстников (группы, клубы);
* имеет значение социальная позиция.
Шаг 4. Знание своего заболевания и правил приема лекарств:
* знает свои лекарства: дозы, время приема, время действия, показания, противопоказания, побочные эффекты;
* умеет определять и считать пульс;
* способен принимать эмоциональную поддержку и помощь взрослых при утяжелении симптомов.
11-12 лет
* Появление самосознания;
* неустойчивость настроения;
* появляется способность к абстрактному мышлению;
* дружба со сверстниками одноименного пола;
* замкнутость с родителями;
* уходы из дома, попытки отравиться;
* развитие чувства юмора;
* улучшение навыков общения;
* важность одобрения своих поступков другими.
Шаг 5. Продвижение в принятии решения:
* подбирает лечение под наблюдением взрослых;
* оценивает свое состояние до и после приема препаратов;
* способен определять пульс до и после приема лекарств (при необходимости);
* регулярно отмечает показания пикфлоуметра, симптомы, триггеры, выявляет изменения и сообщает о них;
* демонстрирует умение пользования шприц - ручкой с адреналином "Epi-pen" (при рекомендации врача).
13-14 лет
* Формируется "взрослый" тип мышления - может обрабатывать большое количество информации;
* появляется абстрактное мышление;
* может оценивать свои возможности;
* характерно неустойчивое настроение;
* развитие основных моральных принципов;
* беспокоится о потере индивидуальности;
* раздвоенность между желанием свободы и необходимостью оставаться "в рамках".
Шаг 6. Отработка самостоятельных навыков и планирование лечения:
* планирует свое лечение без контроля взрослых;
* готовит лекарства на 2-7 дней вперед без напоминания взрослых;
* демонстрирует хорошее знание препаратов, которые ему необходимы для снятия приступов и планового лечения;
* сообщает обо всех эпизодах усиления одышки, показывает дневник симптомов и пикфлоуметрии.
14-15 лет
* Абстрактное мышление;
* отношения с противоположным полом;
* создание психологической независимости от семьи;
* осознание важности принадлежности к группе сверстников;
* большее время проводит вне дома.
Шаг 7. Демонстрация подготовки к полной независимости в лечении:
* самостоятельно готовит препараты на неделю вперед;
* ведет и хранит записи приема лекарств, показаний пикфлоуметра без наблюдения со стороны взрослых;
* самостоятельно проводит лечение;
* продолжает сообщать обо всех приступах одышки.
> 16 лет
* Определяет верность или ошибочность действий согласно своим принципам и этическим нормам;
* рассматривает перспективы в получении образования и карьере.
Шаг 8. Независимая работа:
* подготавливает и принимает все препараты, осуществляет независимое лечение;
* пополняет запас необходимых препаратов при их недостатке;
* оценивает свое состояние до и после лечения;
* хранит записи приема препаратов, симптомов, показаний пикфлоуметра.




































Приложения.



















1 Под гиперреактивностью дыхательных путей понимают повышенный ответ бронхиального дерева на воздействие различных экзогенных стимулов. Основную роль в развитии гиперреактивности бронхов играет воспаление.
2 Латентный бронхоспазм выявляется, если при наличии исходно высоких скоростных показателей имеется положительная бронходилятационная проба.
3 В норме величина ФЖЕЛ > ЖЕЛ. У больных астмой, при форсированном выдохе, происходит спадение бронхов, в результате чего ФЖЕЛ становится меньше ЖЕЛ. Данный феномен получил название "раннего экспираторного коллапса". Он является одним из косвенных признаков гиперреактивности бронхов и отмечается 79% астматиков и 32% больных с другими заболеваниями легких.
4 Для уточнения диагноза и выявления состояний, сопутствующих БА, в ряде случаев требуются консультации узких специалистов. Показания для консультаций приведены в приложении 3.
5 У 95% детей отмечается атопическая форма бронхиальной астмы, что делает важным раннее проведение аллергологического обследования.
6 Впервые понятие экзогенной и эндогенной астмы было введено в клиническую практику Rackemann в 1943 году. Экзогенная форма астмы означала клиническую чувствительность к определенным факторам внешней среды; эндогенная астма была обусловлена факторами неаллергической природы, такими как инфекционные заболевания (без повышения уровня IgE), прием лекарственных средств, физическая нагрузка, патология нервной и эндокринной систем и др.
7 В качестве альтернативных препаратов могут использоваться блокаторы лейкотриеновых рецепторов (монтелукаст или зафирлукаст).
8 Альтернативными препаратами могут быть антихолинергические средства, пероральные ?2-агонисты короткого действия или теофиллины короткого действия, однако они начинают действовать позднее и/или имеют более высокий риск развития побочных эффектов.
9 В качестве альтернативных препаратов могут использоваться блокаторы лейкотриеновых рецепторов (монтелукаст или зафирлукаст).

10 При плохой переносимости ?2-агонистов могут быть использованы холинолитики, комбинированные препараты (беродуал) или теофиллины короткого действия.

11 Использование новых систем доставки (в частности, турбохалера) приводит к увеличению дозы препарата, попадающего в легкие, что может отразиться на клинической эффективности и системной биодоступности ингаляционных кортикостероидов.
12 При развитии бронхоспазма после ингаляции кромогликата натрия целесообразен перевод больного на комбинированные препараты (дитек, интал-плюс) или применение аэрозольных форм кромогликата через 15-20 минут после ингаляции ?-агонистов.
13 При наличии факторов, влияющих на элиминацию теофиллина, целесообразно решить вопрос об исключении этих факторов (если это возможно) или об изменении дозы теофиллина.
14 Уменьшение дозы препаратов теофиллина и повторный контроль концентрации показаны при развитии побочных эффектов или лекарственных взаимодействий, влияющих на клиренс теофиллина.
15 Назначают активированный уголь (0.5 г/кг каждые 2 часа) до снижения концентрации ниже 20 мкг/мл. Обсуждается в/в назначение фенобарбитала (20 мг/кг) для профилактики судорог, особенно если высокая концентрация обусловлена многократным приемом препарата.
16 Риск развития побочных эффектов возрастает у больных с заболеваниями печени и другими патологическими состояниями, при которых изменяется метаболизм теофиллина, а также у пациентов, которым одновременно назначаются лекарственные средства,влияющие на выведение теофиллина.

17 Данный подход может быть реализован назначением больному препарата беродуал, содержащего 50 мкг фенотерола и 20 мкг ипратропиума бромида.
18 У больных с ожирением расчет дозы необходимо проводить на идеальную массу тела. При наличии факторов, изменяющих клиренс теофиллина (см.выше), доза препарата должна изменяться.
19 АИБ - аллерген-индуцированный бронхоспазм.
20 Критерии для госпитализации пациента и условия выписки из стационара представлены в приложении 3.
21 Измерение показателя возможно только у детей старше 5-6 лет.
22 Вследствие особенностей строения дыхательных путей у детей, гипоксемия у них развивается быстрее, чем у взрослых. Поэтому у детей младшего возраста необходимо поддерживать StO2 > 93%. Снижение StO2 < 93% является ранним признаком увеличения степени обструкции дыхательных путей. Снижение StO2 <91% является показанием к госпитализации ребенка.
23 Может использоваться у детей старше 5 лет.
24 Определяется мнением врача или родителей о степени затруднения дыхания у ребенка.
25 Парадоксальный пульс не коррелирует с фазой дыхания у маленьких детей.
26 При отсутствии необходимого оборудования возможно введение сальбутамола в виде дозированного аэрозоля с обязательным использованием спейсора.
27 Гипотензия может наступать при скорости инфузии более 20 мг/мин.
??

??

??

??




5





83






115




<<

стр. 4
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ