стр. 1
(всего 7)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

ПРОЕКТ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ


КАЧЕСТВА




ОК М О Н О Г РА Ф И Я




Современная
Парадигма Улучшения
Качества в
Здравоохранении
Maй 2003




University Research Co., LLC 7200 Wisconsin Avenue, Suite 600 Bethesda, MD 20814 USA www.qaproject.org
? ? ? ?
Современная
Парадигма
Улучшения
Качества в
Здравоохранении

Рашад Масуд, Карен Асков, Джоли Рейнке,
Линн Миллер Франко, Фейда Борнстейн,
Элиза Кнебел, Катерин МакОулэй
ii ? Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
Содержание
Список сокращений .................................................................................... ix

Благодарность ............................................................................................. ix

Резюме для руководства ........................................................................... 1



1 История Работы Проекта по Обеспечению
Качества в области Улучшения Качества ............................................ 3


2 Современная парадигма улучшения ..................................................... 3

2.1 Обеспечение качества в здравоохранении ................................ 3

2.2 Доказательная медицина .............................................................. 5

2.3 Основополагающая концепция улучшения качества ................. 7

2.4 Принципы улучшения качества .................................................... 7

2.4.1 Сосредоточенность на нуждах потребителя ................... 8

2.4.2 Системный подход ............................................................. 10

2.4.3 Работа в команде ............................................................... 12

2.4.4 Использование научной методологии .............................. 12


3 Спектр подходов к улучшению качества ............................................ 17


4 Этапы улучшения качества .................................................................. 21

4.1 Этап №1. Определение проблемы .............................................. 21

4.2 Этап №2. Анализ проблемы ........................................................ 24

4.3 Этап №3. Разработка решений по улучшению качества ........ 25

4.4 Этап №4. Проверка и внедрение ................................................ 27

4.4.1 Цикл для обучения и улучшения ..................................... 27


5 Подход А. Индивидуальное решение проблем ................................... 31

5.1 Этап №1. Определение проблемы .............................................. 31

5.2 Этап №2. Анализ ........................................................................... 32

5.3 Этап №3. Разработка решений по улучшению качества ......... 32

5.4 Этап №4. Проверка/испытание и внедрение ............................ 32

5.5 Пример использования метода индивидуального
решения проблем ......................................................................... 34




iii
?
Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
6 Подход Б. Быстрое решение проблем в команде .............................. 35

6.1 Этап №1. Определение проблемы .............................................. 36

6.2 Этап №2. Анализ проблемы ........................................................ 36

6.3 Этап №3. Разработка решений по улучшению качества ......... 37

6.4 Этап №4. Проверка и внедрение ................................................ 38

6.5 Пример использования метода быстрого решения
проблем в команде ....................................................................... 39


7 Подход В. Систематическое решение проблем в команде ............... 45

7.1 Этап №1. Определение проблемы .............................................. 45

7.2 Этап №2. Анализ проблемы ........................................................ 47

7.3 Этап №3. Разработка решений ................................................... 49

7.4 Этап №4. Проверка и внедрение ................................................ 50

7.5 Пример использования метода систематического
решения проблем в команде ....................................................... 52


8 Подход г. Улучшение процессов ........................................................... 59

8.1 Этап №1. Определение проблемы .............................................. 60

8.2 Этап №2. Анализ проблемы ........................................................ 62

8.3 Этап №3. Разработка решений проблемы ................................. 63

8.4 Этап №4. Проверка и внедрение ................................................ 64

8.5 Пример использования метода улучшения процессов ............ 67


9 Инструменты улучшения качества ...................................................... 71

9.1 Сбор данные ................................................................................. 71

9.2 Мозговой штурм ............................................................................. 74

9.3 Анализ сходных причин по группам ............................................ 75

9.4 Техники творческого мышления ................................................... 76

9.5 Инструменты установления приоритетов:
принятие решений в условии выбора ........................................ 77

9.6 Принятие решений экспертами ................................................... 81

9.7 Системное моделирование ......................................................... 81




iv ? Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
9.8 Динамическая диаграмма ........................................................... 84

9.9 Причинно-следственный анализ ................................................. 89

9.10 Анализ воздействующих сил ....................................................... 92

9.11 Инструменты представления статистических
и других данных ............................................................................ 93

9.12 Эталонное сравнение ................................................................. 104

9.13 График Г
анта (планово-контрольный график) .......................... 105

9.14 Примеры работы Проекта по обеспечению качества ............. 106


Ссылки ........................................................................................... 109




v
?
Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
Список Рисунков и Таблиц

Рисунок 2.1. Исходные вложения, процессы Рисунок 4.1 Четыре этапа процесса
и конечная отдача/результат ....... 4 улучшения качества .................... 21

Рисунок 2.2. В УК интегрируются Рисунок 4.2 Постоянное улучшение
клиническое содержание качества ........................................ 21
предмета и процесс оказания
Таблица 4.1 Распространенные проблемы/
помощи ............................................ 4
характеристики качества ........... 22
Рисунок 2.3. Внесение изменений в
Таблица 4.2 Результаты проверки
клиническое содержание
определяют последующий этап .. 27
предмета и процесс оказания
помощи (Тверь, Россия) ................. 5
Таблица 4.3 План, испытание, анализ,
действие ....................................... 28
Таблица 2.1 Система кодировки
доказательных данных по
Рисунок 4.3 Цикл обучения и улучшения
иерархии ......................................... 6
Шухарта ......................................... 28
Рисунок 2.4. Деятельность по улучшению
Таблица 4.4 Сводная таблица инструментов
качества должна затрагивать
УК и других важнейших
процессы ......................................... 8
элементов УК ............................... 29
Рисунок 2.5 Концептуальная модель
Таблица 4.5 Сравнение подходов к УК по
процесса ........................................ 10
каждому этапу улучшения .......... 30
Рисунок 2.6 Концептуальная модель
Рисунок 5.1 Сектор подходов к улучшению
системы .......................................... 11
качества ........................................ 31
Рисунок 2.7 Компоненты системы оказания
Таблица 5.1 Цикл ПИАД для
помощи пациентам с
индивидуального решения
артериальной гипертензии в
проблем ......................................... 33
Тульской области, Россия ............. 11
Рисунок 5.2 Краткий обзор метода
Рисунок 2.8 Полифункциональные
индивидуального решения
команды ........................................ 13
проблем ......................................... 33
Рисунок 2.9 Проверка гипотезы ...................... 13
Рисунок 6.1 Спектр подходов к улучшению
качества ........................................ 35
Рисунок 2.10 Определение типа
вариабельности ............................ 15
Таблица 6.1 Пример индикаторов
улучшения ..................................... 37
Рисунок 2.11 Как воздействовать на
систематическую и
Рисунок 6.2 Краткий обзор метода быстрого
спорадическую
решения проблем в команде ...... 40
вариабельность ............................ 16
Рисунок 6.3 Длительность фототерапии ДО
Рисунок 3.1 Спектр подходов к улучшению
и ПОСЛЕ внесения улучшения
качества ........................................ 17
(Госпиталь Аль-Наср, сектор
Газа, Палестина) ........................... 42
Таблица 3.1 Сравнительная характеристика
подходов к УК ............................... 19
Рисунок 7.1 Спектр подходов к улучшению
качества ........................................ 45
Рисунок 3.2 Выбор подхода к УК ..................... 19




vi ? Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
Таблица 7.1 Определение приоритетности Таблица 9.1 Инструменты УК и других
проблем ......................................... 53 мероприятия ................................. 72

Рисунок 7.2 Краткий обзор метода Таблица 9.2 Меры предосторожности для
систематического решения избежания проблем при сборе
проблем в команде ...................... 54 данных ........................................... 73

Рисунок 7.3 Обобщенная динамическая Таблица 9.3 Разовое голосование ................... 77
диаграмма процесса назначения
Таблица 9.4 Множественное голосование ...... 78
препаратов при малярии ............. 54
Таблица 9.5 Пропорциональное
Рисунок 7.4 Динамическая диаграмма
голосование .................................. 78
назначения препаратов для
лечения малярии у детей ............ 56
Таблица 9.6 Критерии или матрица
установления приоритетов ......... 79
Таблица 7.2 Данные, собранные при помощи
контрольных списков ................... 57
Таблица 9.7 Комплексная рейтинговая
шкала ............................................ 81
Рисунок 7.5 Причинно-следственная
диаграмма основной причины
Рисунок 9.1 Системная модель
проблемы – почему состояние
противомалярийного лечения .... 83
детей не улучшается ................... 57
Рисунок 9.2 Обобщенная динамическая
Рисунок 7.6 Причины, по которым дети не
диаграмма пренатальной
принимали лекарственные
помощи .......................................... 86
препараты ..................................... 58
Рисунок 9.3 Детальная динамическая
Рисунок 8.1 Спектр подходов к улучшению
диаграмма регистрации
качества ........................................ 59
пациентов ..................................... 86
Таблица 8.1 Пример индикаторов
Рисунок 9.4 Развернутая динамическая
ключевых процессов
диаграмма или матрица .............. 86
программы вакцинации ............... 61
Таблица 9.8 Типы динамических диаграмм
Рисунок 8.2 Краткий обзор метода
в зависимости от цели ................ 87
улучшения процессов .................. 66
Таблица 9.9 Основные элементы различных
Рисунок 8.3 Причины, по которым женщины
типов динамических диаграмм ... 88
не вернулись в больницу на
послеродовое обследование Таблица 9.10 Основные символы любого
через 6 недель после родов ....... 68 типа динамической диаграммы .. 88
Рисунок 8.4 Доля (%) женщин, вернувшихся Таблица 9.11 Символы детальной
в больницу на послеродовое динамической диаграммы ........... 88
обследование ............................... 68
Рисунок 9.5 Структура причинно-
Рисунок 8.5 Причины, по которым женщины следственной диаграммы ............ 90
не вернулись в больницу на
послеродовое обследование Рисунок 9.6 Причинно-следственная
через 6 недель после родов. диаграмма, разработанная в
Вторая попытка ........................... 69 госпитале Сан Карлос ................. 90




vii
?
Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
Рисунок 9.7 Древовидная схема ...................... 90 Таблица 9.14 Статистическая таблица для
построения гистограммы ............. 99
Таблица 9.12 Выбор инструментов для
представления данных ................ 94 Рисунок 9.12 Виды гистограмм .......................... 99

Рисунок 9.8 Столбиковые диаграммы ............ 95 Рисунок 9.13 Корреляционная диаграмма ..... 100

Рисунок 9.9 Секторная диаграмма ................. 96 Рисунок 9.14 Интерпретация
корреляционной диаграммы ...... 101
Рисунок 9.10 Линейный график пациентов с
артериальной гипертензией, Рисунок 9.15 График Парето ........................... 102
находящихся под наблюдением
Таблица 9.15 Группирование пунктов для
(на 1000 населения) в Тульской
статистической таблицы ........... 102
области, Россия ............................ 97
Таблица 9.16 Распределение пунктов в
Рисунок 9.11 Контрольный график среднего
статистической таблице ............ 103
времени ожидания для
пациентов до и после
Таблица 9.17 Скелет окон потребителей ....... 104
внесения изменений .................... 97

Таблица 9.13 Использование гистограммы ...... 99




viii ? Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
Список сокращений Благодарность

ОРЗ Острое респираторное заболевание В создании данной монографии принимали
участие многие профессионалы. Авторы
АКБ Американская корпорация больниц
выражают особую благодарность доктору
Дэвиду Николасу, Директору Проекта по
ИОК Информация, образование,
Обеспечению Качества, и доктору Джеймсу
коммуникация
Хейби, Менеджеру Проекта, Агентство США
ИУКЗ Институт улучшения качества в по Международному Развитию (USAID), за их
здравоохранении глубокое понимание проблемы, содействие и
рецензирование данного документа. Авторы
МЗ Министерство здравоохранения
также выражают благодарность Беф Г удрич,
НСЗ Национальная служба здравоохранения Старшему редактору, за ее ценный вклад в
создание данной монографии. Кроме того,
ГВБ Гипертензия, вызванная беременностью
рецензия технической части рукописи
настоящего документа была проведена
ОК Обеспечение качества
сотрудниками Проекта по Управлению
УК Улучшение качества Качеством в Бетезде: доктором Бруно Буше,
Джоан Эштон, доктором Эдвардом Келлей,
РДС Респираторный дистресс-синдром
доктором Стефаном Лагросом и Я-Шин Лин.
ПОК Проект по обеспечению качества Еще авторы хотели бы поблагодарить
сотрудников проекта из Латинской Америки за
ЛПУ Лечебно-профилактическое
их обзор технической части настоящей
учреждение
монографии, особенно доктора Пола
ПИТ Палата интенсивной терапии Ричардсона, доктора Филиберто Фернандеса,
Марию Санчез, доктора Луиса Вака, доктора
Луиса Виера и доктора Гектора Колиндерс.
Авторы также выражают свою благодарность
координаторам - куратором из Замбии за
предоставленные им комментарии
относительно содержания данного документа,
данные на основе их знаний и опыта
применения методологии улучшения качества.


Рекомендуемые ссылки: Р. Масуд, К. Асков,
Дж. Рейнке, Л.М. Франко, Т. Борнстейн, Э.
Кнебел и К. МакОулей. 2001 год. Современная
Парадигма Улучшения Качества в
Здравоохранении. Серия Монографий по ОК,
Выпуск 1 (1) Бетезда, Мэриленд:
Опубликовано Проектом по Обеспечению
Качеством по заказу Агентства США по
Международному Развитию (USAID).




ix
?
Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
Резюме

За последнее десятилетие методология при ее использовании и применении всегда
улучшения качества развивалась быстрыми есть место творческой деятельности и
темпами, что обусловлено несколькими нововведениям.
факторами: большой опыт, накопленный в
Данная монография начинается с описания
результате проведения полевых опытов во
принципов и структур, лежащих в основе
многих странах и по всему миру по
современного процесса улучшения качества
различным областям и врачебным
в здравоохранении. «Изменение»
специализациям в области оказания
описывается как ключевой элемент любого
медицинской помощи; увеличивающаяся
улучшения. Далее в монографии
комплексность процесса оказания
рассматривается структура улучшения
медицинской помощи и появляющиеся
качества в здравоохранении, включая
вместе с этим новые потребности в
интеграцию доказательной медицины и УК.
результативной и эффективной с точки
Затем дается объяснение четырем
зрения затрат медицинской помощи;
принципам УК: сосредоточенность на
растущие ожидания пациента; и, наконец,
нуждах потребителя, системный подход,
повышение наших знаний об улучшении,
работа в команде и использование научной
управлении и клинической практике. В
методологии.
данной монографии представлен
обновленный вариант методологии УК, В Разделе 2 рассматривается весь спектр
который включает в себя самые методов УК и обращается внимание на то,
современные взгляды на внедрение что в зависимости от потребностей в
улучшений. улучшении существует безграничное число
подходов к УК, каждый из которых
В настоящей монографии описываются
основывается на принципах и методологии
некоторые основные достижения:
УК. В монографии определяются
Обзор различных подходов к УК в произвольные четыре точки на континууме
?
контексте увеличивающейся увеличивающейся комплексности,
комплексности. Это позволяет нам демонстрирующие применение данной
говорить о единой методологии УК со методологии в различных ситуациях, это:
множеством различных подходов к ее
Индивидуальное решение проблем.
?
применению в зависимости от
Отличительной чертой этого подхода
рассматриваемой ситуации.
является то, что вносимое изменение не
Объединение воедино доказательной является комплексным, улучшение может
?
медицины и улучшения качества. быть достигнуто усилиями одного
Методология, описанная в настоящей индивидуума.
монографии, может использоваться для
Быстрое решение проблем в команде. В
?
внесения улучшений в медицинскую
этом подходе к улучшению акцент
практику (а также и в другие сферы). При
ставится на как можно более быстром
улучшении качества медицинской помощи
достижении результатов посредством
интеграция доказательной медицины в
исключения всех второстепенных
процесс улучшения рассматривается как
действий.
часть методологии УК.
Систематическое решение проблем в
?
Упрощение методологии УК.
?
команде. Это более тщательный подход к
Описываемая методология является
улучшению, при котором используется
простой и гибкой, ее можно применять,
анализ основной причины проблемы.
используя различные подходы. Кроме того,




1
?
Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
Улучшение процессов. Такой подход
?
применяется в случаях, когда команда
работает с процессом оказания основной
услуги, а команда, работающая на
постоянной основе, непрерывно следит за
процессом.
В следующих четырех разделах подробно




Karen Askov 2001
рассказывается о каждом из четырех
подходов к методологии УК. Каждый подход
иллюстрирован примерами.
Последний раздел монографии посвящен
инструментам УК, включая сбор данных,
описание процесса и анализ данных. управления качеством в различных
Применение каждого инструмента ситуациях. Большинство из этих
иллюстрировано примером. Раздел, инструментов были использованы в
посвященный инструментам УК, также примерах к предыдущим разделам,
можно рассматривать как справочный подробное описание их применения
материал по использованию инструментов представлено в этом разделе.




2 ? Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
1 2
История Работы Современная
Проекта по парадигма
Обеспечению улучшения
Качества в
области 2.1 Обеспечение качества в
здравоохранении
Улучшения Обеспечение качества (ОК) включает в себя
Качества все действия, направленные на улучшение
качества медицинской помощи. Эти действия
основываются на принципах управления
качеством, то есть это «Систематический
Проект по Обеспечению Качества работает подход к трансформации управления
в области улучшения качества медицинской организацией в соответствии с
помощи во всем мире с 1990 года. За десять происходящими изменениями, текущей
лет был накоплен огромный опыт рабочей ситуацией и напряженностью,
применения концепции улучшения качества вызванной изменениями» (Berwick 1991). В
в различных странах, таких как: Нигерия, ПОК использовались и адаптировались идеи
Эквадор, Чили, Россия, Иордания и управления качеством медицинской помощи
Гватемала. Обеспечение качества по всему миру, особенно в странах с низким и
зарекомендовало себя как способ оказания средним уровнем доходов.
результативных и эффективных с точки
В данном документе суммируются знания,
зрения затрат медицинских услуг.
накопленные в рамках работы ПОК по
Одной из областей обеспечения качества, по одной области обеспечения качества –
которой в Проекте накоплено много знаний, улучшению качества. В процессе УК
является методология улучшения качества. определяются несоответствия между
На начальных этапах Проекта по оказанными услугами и ожиданиями. Затем
Обеспечению Качества (ПОК) для УК в эти несоответствия искореняются, но не
медучреждениях применялись, в основном, только для того, чтобы удовлетворить
концепции менеджмента. В этих концепциях потребности и ожидания потребителя, но и
упор делался на систематическое решение повысить их и достичь беспрецедентного
проблем в команде с целью вовлечения уровня работы. УК базируется на принципах
сотрудников организации в процесс управления качеством, в которых упор
улучшения качества. Со временем эти идеи ставится на сосредоточенности на нуждах
изменились, так как опыт ПОК показал, что потребителя, системах и процессах, работе в
деятельность по улучшению можно командах и использовании научной
рассматривать применительно к континууму методологии.
комплексности, где в различных ситуациях
Положения, представленные в настоящем
применяются различные подходы к
документе, представляют собой результат
улучшению качества. В данном документе
эволюции УК. Раньше полагалось, что
рассматриваются четыре подхода к УК в
улучшение зависит от добавления новых
рамках этого континуума и приводятся
ресурсов или ресурсов в большем
примеры ситуаций и ЛПУ в которых эти
,
количестве, таких как: новый аппарат,
подходы успешно применялись.
процедура, курс обучения или расходные
материалы. Считалось, что чем больше
ресурсов или исходных вложений, тем выше
качество. Специалисты, работающие в
области УК, пришли к выводу, что


3
?
Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
Рисунок 2.1. Исходные вложения, процессы
увеличение ресурсов не всегда
гарантирует их эффективное и конечная отдача/результат
использование и, следовательно,
не всегда приводит к улучшению Ресурсы Результаты
Действия
качества. Например, (вложения) (конечная отдача)
(процессы)
приобретение больницей нового
Люди
аппарата само по себе не Оказанные
1. Что
медицинские услуги
сделано
улучшает качество медицинской инфраструктура
помощи. Для того чтобы изменение
материалы/ 2. Как это поведения пациента
полностью использовать все лекарства сделано
преимущества нового аппарата изменение
информация состояния здоровья
необходимо научить персонал,
технологии
как пользоваться этим новым удовлетворенность
аппаратом, услуги, которые пациента
могут оказываться при помощи
нового аппарата, должны быть Источник: Donabedian (1980)
доступны пациентам, и вся
система оказания помощи
Рисунок 2.2. В УК интегрируются клиническое
должна быть изменена для
содержание предмета и процесс
внедрения этой новой
оказания помощи
технологии. Другими словами,
улучшение – это не только
Клиническое содержание Процесс
добавление в систему новых
предмета оказания
ресурсов, но и изменение
помощи
организации с целью их
На основе доказательных
наиболее эффективного
данных: Методология
использования.
УК
Стандарты
?
Действительно, во многих
Протоколы
случаях качество можно ?

улучшить путем внесения
Руководства
?
изменений в систему и без
увеличения ресурсов. И самое
интересное, улучшение
процессов не только приводит к
лучшим результатам, но и к
Традиционное Непрерывное
снижению затрат на оказание
улучшение улучшение
помощи: устраняются потери,
качества качества
лишние действия и переделка.
Источник: Адаптировано из Batalden and Stoltz (1993)
Инспектирование основных
мероприятий или процессов для
смог лучше исполнять свои обязанности.
решения проблем способом, отличным от
Например, сотрудник плохо справляется со
способа, принятого в менеджменте. Суть
своими обязанностями из-за отсутствия
этого метода сводилась к усилению
расходных материалов, неэффективных
контроля над работой персонала, часто вина
процессов или отсутствия обучающих курсов
за ошибки возлагалась на сотрудников.
или помощи более опытных сотрудников, а
Такая философия улучшения качества
не потому, что он просто плохо работает.
показала ограниченный успех, так как не
всегда определялось все, что препятствовало
В философии, лежащей в основе подходов к
улучшению или оказывалась поддержка
УК, представленных в настоящем документе,
работникам, которые совсем не хотели,
признается, что для обеспечения или
чтобы их работу оценивали. Суть
улучшения качества медицинской помощи
современных подходов к УК сводится к
(конечная отдача/результат) и ресурсы
выявлению того, каким образом необходимо
(исходные вложения) и выполняемые
изменить работу для того, чтобы персонал

4 ? Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
действия (процессы) должны Работая с клиническим содержанием, мы
рассматриваться как единое целое. На пересматриваем и обновляем клиническое
рисунке 2.1 (Avedis Donabedian, 1980) ведение пациентов с целью улучшения
показано, как можно представить качество качества клинической помощи. Для этого
помощи в виде исходных вложений, мы используем литературу по доказательной
процессов и конечной отдачи/результатов. медицине и доступные доказательные
данные для обновления клинической
На рисунке показывается связь между
практики. При работе с процессом оказания
вложениями и процессами и желаемой
помощи нашей задачей является повышение
отдачей/результатом – качественной
эффективности системы для возможности
помощью. Совершенно очевидно, что
внедрения обновленного содержания
улучшения возникают в результате
помощи. Эта концепция представлена на
применения новых технологий, например:
Рисунке 2.2 (Batalden and Stoltz, 1993) и
новые препараты или техника
иллюстрируется примером на Рисунке 2.3.
диагностирования. Тем не менее, улучшение
также может стать результатом способности
организации эффективным и
2.2 Доказательная медицина
результативным образом включить в
систему оказания помощи такие исходные Как показано на Рисунках 2.2 и 2.3,
вложения, как новые технологии. использование доказательных данных
является ключевым моментом в улучшении
Деятельность состоит из двух главных
качества медицинской помощи.
компонентов: что сделано (содержание) и
Доказательная медицина – это «осознанное,
как это сделано (процесс оказания помощи).
эксплицитное, осмысленное использование
Улучшения можно достичь, работая с
последних достижений науки в процессе
любым из этих компонентов. Однако
принятия решения относительно оказания
наибольшего результата можно добиться,
медицинской помощи пациенту» (Gardner
рассматривая в комплексе клиническое
and Altman, 1986). Использование
содержание предмета и процесс оказания
доказательной медицины означает
помощи. Данная парадигма УК позволяет
объединение индивидуальных медицинских
организациям работать более эффективно и
знаний и опыта со всеми доступными
оказывать качественные услуги, при этом
данными научной медицины, полученными в
повышая их доступность для пациентов,
результате систематических исследований
снижая потери, а зачастую и расходы.
(Sackett et al., 1996). Под индивидуальными
медицинскими знаниями подразумеваются

Рисунок 2.3. Внесение изменений в клиническое содержание предмета и процесс
оказания помощи (Тверь, Россия)

Клиническое Процесс Улучшение
содержание оказания качества
предмета помощи помощи
Для оказания помощи Для обеспечения внедрения Изменение клинического
пациентам с РДС были нового руководства содержания (новое клинико-
разработаны существующая система оказания организационное руководство) и
руководства на основе помощи была изменена. В изменение процесса оказания
данных доказательной соответствии с руководством помощи (новая система оказания
медицины. Было была разработана помощи) позволили реанимировать,
также пересмотрено и трехкомпонентная система транспортировать и корректно
обновлено ведение оказания помощи: лечить новорожденных в
пациентов с РДС и неонатальном центре. Эта новая
1. Реанимация новорожденных
другими система оказания помощи пришла
на неонатальном уровне
респираторными на смену старой системе, при
заболеваниями. которой в 37 центрах, разбросанных
2. Система транспортировки
по всей области, новорожденным
3. Создан неонатальный центр оказывалась не всегда адекватная
помощь.


5
?
Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
опыт и знания, приобретенные выводах, система лечения женщин с ГВБ в
клиницистами в ходе своей деятельности. России была изменена, что привело к
Этот опыт и знания проявляются в их значительному снижению числа
взвешенных решениях и высокой госпитализаций и осложнений у
квалификации, а другими словами – в новорожденных, чьи матери имели диагноз
эффективной и результативной диагностике. ГВБ.
Под имеющимися клиническими
Данный документ представляет собой общее
медицинскими данными подразумеваются
руководство по улучшению качества
все релевантные клинические исследования,
согласно результатам которых ранее
признанные диагностические тесты и
Таблица 2.1 Система кодировки
анализы более не применяются, а на место
доказательных данных по
устаревшей диагностики приходят более
иерархии
точные, более действенные, эффективные и
безопасные анализы и тесты. Сочетание
Уровень
индивидуальных клинических знаний и
доказательности Описание
данных клинической медицины позволяет
медработникам тщательно отбирать из I Хорошо организованные
рандомизированные
существующих на сегодняшний момент те
контролируемые исследования
наилучшие медицинские практики, которые
будут отвечать всем требованиям состояния Хорошо организованные
II-1а
каждого конкретного пациента. В таблице псевдо-рандомизированные
контролируемые исследования
2.1 представлена классификация различных
источников доказательных данных и уровни Хорошо организованные
II-1б
их доказательности. нерандомизированные
контролируемые исследования
Применение данных доказательной
II-2а Хорошо организованные
медицины привело к изменению системы
когортные (проспективные)
оказания помощи женщинам с гипертензией,
исследования с параллельными
вызванной беременностью (ГВБ), в России. контрольными группами
Согласно ранее принятому ведению такого
II-2-б Хорошо организованные
состояния ГВБ необходимо было лечить без
когортные (проспективные)
прерывания беременности. Однако исследования с историческими
проведенный обзор доказательных данных контрольными группами
указывает на эффективность быстрого
II2-в Хорошо организованные
родоразрешения и проведения монотерапии
когортныее (ретроспективные)
с назначением сульфата магния при лечении исследования с параллельными
тяжелых случаев ГВБ. Основываясь на этих контрольными группами
II-3 Хорошо организованные
коллективные
(ретроспективные)
Резюме: Доказательная медицина
исследования
Разъясняет вопросы и задачи
?
III Большие различия от сравнений
исследований по времени и/или месту с
интервенцией и без
Подвергает сомнению предположения
? интервенции (в некоторых
относительно вмешательства случаях это эквивалентно
уровню II или I)
Указывает специалистам,
?
работающим над улучшениями, Мнения признанных
IV
специалистов, основанные на
области, которым не уделяется
клиническом опыте,
должного внимания
дескриптивных исследованиях и
отчетах экспертных комиссий
Указывает, каким образом действия
?
влияют на результаты (конечную
отдачу) Источник: NHS Center for Reviews and Dissemina-
tion (1996)


6 ? Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
медицинской помощи в медицинских Резюме: Фундаментальная концепция
учреждениях. Решения или вмешательства, улучшения
выработанные в результате применения
подходов к УК должны, тем не менее, Необходимо помнить, что
адаптироваться к каждой конкретной фундаментальная концепция улучшения
ситуации. Адаптация клинических знаний качества заключается в следующем:
или знаний об УК к каждой конкретной
1. Результативность является
ситуации имеет большое значение, так как
характеристикой системы
мероприятия по УК проводятся во многих
учреждениях, начиная с ФАПов и местных 2. Для получения лучших результатов
систему необходимо изменить
больниц и заканчивая национальными
системами, как, например, министерства
3. Различные вложения в систему
здравоохранения. Приоритетность и
гарантируют улучшение только в той
потребность в новых технологиях и/или в мере, в которой они могут повлиять на
методологии УК варьируется в зависимости изменение, внесенное в эту систему
от индивидуальных потребностей в
Изменениям должны подвергаться не
улучшении.
только отдельные части системы –
исходные вложения, процессы и
результаты, но и связи между ними.
2.3 Основополагающая
концепция улучшения
качества внимание не акцентируется только на одной
части системы. Например, изменения в
Очень важно понимать, что для улучшения
знаниях и навыках персонала приведут к
требуется изменение, но не каждое
улучшению только в том случае, если
изменение является улучшением. Если
главной причиной плохой работы системы
изменений в систему внесено не было, то
было отсутствие курсов обучения. Если же
система будет давать те же результаты, что
проблемы, связанные с процессами, не
и раньше. «Именно такое построение
принимались во внимание, то даже
(дизайн) системы определяет именно тот
обученный персонал не сможет выполнять
результат, который мы получаем» (Berwick,
свою работу наиболее эффективным
1991). В этой фразе заключается главная
образом. Данная концепция применима и для
мысль, лежащая в основе современного УК:
других областей помимо обучения, например:
эффективность является характеристикой
оценка, контроль, инструктирование и
системы. Таким образом, для достижения
вложение ресурсов. Действия, направленные
другого уровня эффективности необходимо
на улучшение качества медицинской помощи
изменить систему так, чтобы обеспечить
в этих областях, не увенчаются успехом до
получение лучших результатов. Плохо
тех пор, пока улучшения не будут внесены и
построенные системы обрекают себя на
в процессы. Данная концепция
неэффективность и низкое качество. При
проиллюстрирована на Рисунке 2.4.
помощи подходов к УК определяются
ненужные, лишние или недостающие части
процесса и достигается улучшение качества
2.4 Принципы улучшения
путем разъяснения и/или упрощения
качества
процессов. Поскольку не каждое изменение
есть улучшение, изменения должны
Существует четыре принципа обеспечения
изучаться и анализироваться для того, чтобы
качества, применимые для всех мероприятий
выяснить, привело ли данное изменение к
по ОК, включая УК. Это:
улучшению качества медицинской помощи.
Этот вопрос будет подробно рассмотрен Сосредоточенность на нуждах
далее в этом разделе. потребителя. Медицинские услуги должны
быть организованы таким образом, чтобы
При результативном изменении
удовлетворять потребности и ожидания
учитывается, каким образом согласованы и
взаимосвязаны части одной системы,


7
?
Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
Рисунок 2.4. Деятельность по улучшению качества должна затрагивать процессы



Результат/исход
Исходное вложение Процесс Обученный персонал
может распознать большее
Эффективное изменение Отсутствует число опасных симптомов
системы обучения система осложнения, однако
персонала на предмет направления качество медицинской
распознавания опасных пациентов в помощи не повысилось,
симптомов осложнений другие ЛПУ так как пациенты не
при родах
знают, куда обратиться за
помощью

Источник: Donabedian (1980)


потребителей и общества. организовать систему оказания медицинской
помощи, чтобы она удовлетворяла
Системный подход. Медработники должны
выявленным потребностям потребителя.
знать и понимать систему оказания
Организации, в которых упор ставится на
помощи и ее основные процессы для того,
чтобы их улучшить.
Научная методология. Для того чтобы
Пример работы Проекта по
определить, привели ли изменения к
обеспечению качества:
требуемым улучшениям, их необходимо
Сосредоточенность на нуждах
проверить. Для анализа процессов,
потребителя (Боливия)
определения проблем и выяснения,
является ли изменение улучшением,
В результате мероприятий проекта,
используются данные.
посвященного материнской смертности,
Работа в команде. Улучшение достигается целью которого было повышение
посредством применения подхода доступности и эффективности исполь-
«решение проблем в команде и улучшение зования материально-технических
качества»
ресурсов акушерской службы в больницах,
была выявлена низкая востребованность
2.4.1 Сосредоточенность на нуждах
такой медицинской услуги. Из обсуждений,
потребителя
проведенных рабочей группой проекта с
Медицинские услуги существуют для потенциальными потребителями данной
удовлетворения потребностей потребителей, услуги выяснилось, что многие женщины
следовательно, оказание медицинской
предпочитали рожать на дому, так как
помощи населению должно быть
считали, что в больнице не предо-
организовано таким образом, чтобы
ставляются те продукты питания которые,
удовлетворять их потребности.
по их мнению, крайне необходимы
Сосредоточенность на нуждах потребителя
беременным. Такой тип информации -
позволяет выяснить, является ли каждый
этап процесса релевантным для культурный контекст, очень важен для того,
удовлетворения потребностей потребителя, чтобы сделать услуги более приемлемыми
и избавиться от тех этапов, которые, в для потребителя. Если в больнице будут
конечном счете, не приводят к
понимать и удовлетворять все потребности
удовлетворению потребителя или желаемым
пациенток, то в такую больницу будет
исходам. Сосредоточить внимание на нуждах
обращаться больше рожениц.
потребителя можно путем сбора
информации от потребителей, а затем так



8 ? Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
потребителя, удовлетворяют потребности и
ожидания потребителей, тем самым Пример работы Проекта по
оказывая высококачественную помощь. Что, обеспечению качества:
в свою очередь, приводит к тому, что
Сосредоточенность на нуждах
пациент обратится в эту же организацию,
потребителя
если ему потребуется дополнительная
помощь, и будет рекомендовать данное ЛПУ Д-р Дэвид Г устафсон и другие (1993)
своим знакомым. определили потребности потребителей
посредством проведения опроса пациенток
Сосредоточенность на потребителе
с раком молочной железы и их семей. Он
включает в себя не только тех людей,
которые обращаются в ЛПУ за пришел к выводу, что приоритетом для
медицинской помощью (так называемые пациенток и их семей является не
внешние потребители), но и подразумевает медицинская помощь, как это считается
потребности персонала, участвующего в
общепризнанным среди медработников, а
процессе оказания помощи (так называемые
скорее потребность в информации и
внутренние потребители). Внешние
поддержке - перспективы на будущее,
потребители – это люди, получающие
вопросы принятия клинического решения,
конечный продукт или результат системы.
максимизация выздоровления и знание
Например, пациенты являются внешними
потребителями медицинских услуг в последствий диагноза. Понимание и
больнице. Внутренние потребители – это концентрация внимания на потребностях
сотрудники организации, принимающие потребителя помогает медработникам не
участие в процессе, необходимом для только наилучшим образом удовлетворять
производства конечного продукта –
их потребности, но даже и превышать их
медицинской помощи.
ожидания.
Внутренним потребителям выгодна
эффективная система тем, что она
позволяет им лучше выполнять свои
Техническое выполнение. Степень
обязанности, а тем самым и полностью
соответствия услуг, оказанных
удовлетворять потребности внешних
медработниками и медицинским
потребителей. Врачи, медсестры,
учреждением, ожиданиям потребителя с
административный и технический персонал –
точки зрения качества технического
все это внутренние потребители, и роль
выполнения (например, соответствие
каждого из них в достижении общей цели
стандартам).
оказания качественной помощи очень важна.
В процессе работы персонал попеременно
Результативность помощи. Степень
исполняет роль поставщика1 и потребителя,
достижения желаемого результата
устанавливая некую взаимосвязанность
помощи/исхода.
ролей, необходимую для выполнения
работы. Эффективность оказания помощи.
Соотношение результата и затрат на
Потребности и ожидания потребителя
достижение этого результата.
меняются по мере изменения технологий и
знаний. И хотя потребности изменяются, в Безопасность. Степень минимизации риска
ходе исследования были определены травмы, инфекции и прочих побочных
некоторые общие вопросы, волнующие и эффектов.
внешних и внутренних потребителей,
Доступность помощи. Степень
которые были названы характеристиками
независимости медицинской помощи от
качества. Существует много характеристик
географических, экономических,
качества, наиболее важные из них это:
социальных, организационных,
лингвистических и прочих условий.

1
Поставщики – люди, предоставляющие во время или после завершения работы продукт или услугу


9
?
Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
Межличностные отношения. Чувство которые требуются пациенту в связи с его
доверия, уважения, конфиденциальность, состоянием здоровья, у пациентов также
вежливость, способность реагировать, есть некие ожидания или пожелания
умение слушать и чувство сочувствия, относительно медицинских услуг, которые не
возникающее при общении поставщика всегда понятны и ясны персоналу. В этом то
услуг (медработника) и потребителя и заключается сложность: поставщики
(пациента). медицинских услуг должны не просто
оказывать требуемую помощь, а оказывать
Преемственность и непрерывность
ее наиболее приемлемым для потребителя
помощи. Оказание медицинской помощи
способом. Во-вторых, сосредоточенность на
одни и тем же специалистом на
нуждах потребителя – это не только, чтобы
протяжении всего курса (если уместно) и
потребитель остался доволен. Потребителю
соответствующее и своевременное
нужна информация для того, чтобы
направление пациента, а также обмен
получить доступ к медицинской услуге и
информацией между поставщиками
принять правильные решения.
медицинских услуг (медработниками).
2.4.2 Системный подход
Инфраструктура и удобства. Состояние
медицинского учреждения, чистота
В управлении качеством вся деятельность
помещений, комфорт, возможность
рассматривается в виде процессов и систем.
уединения и другие аспекты, имеющие
Процесс определяется как «совокупность
большое значение для потребителя.
этапов, которые трансформируют исходные
вложения поставщика медицинских услуг в
Выбор. Если уместно – возможность
конечную отдачу/результат, который
потребителя выбирать поставщика
получает потребитель». Система
медицинских услуг, страховой план или
определяется как «совокупность всех
лечение
элементов (включая процессы),
Понимание и концентрация внимания на взаимодействующих между собой для
потребностях потребителя являются достижения общей цели или продукта». (См.
ключевыми аспектами улучшения качества. Рисунок 2.5)
В зависимости от того, насколько оказанная
В здравоохранении существует множество
помощь соответствует потребностям и
типов процессов, включая:
ожиданиям, потребитель решает, будет ли он
и в будущем обращаться в данное ЛПУ ,
Клинический алгоритм. Процесс принятия
завершит ли предложенный врачом курс
клинического решения.
лечения, заплатит ли за услуги и/или
порекомендует знакомым. Информационные потоки. Процесс обмена
информацией между различным
Помимо понимания различных
персоналом, принимающим участие в
характеристик качества очень важно
оказании помощи
осознавать, что у потребителей могут быть
различные потребности. Во-первых, кроме
непосредственных медицинских услуг,

Рисунок 2.5 Концептуальная модель процесса



Начало Конец




10 ? Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
Рисунок 2.6 Концептуальная модель системы
Материальные потоки.
Процесс распределения
материалов в системе
Исходные Отдача/
(например, лекарственные вложения Процессы результаты
препараты, расходные
материалы, продукты Ресурсы, Последовательность Исходная
необходимые этапов, необходимых отдача/
питания).
для для преобразования результаты –
осуществления вложений в это услуги/
Потоки пациентов. Процесс
процесса конечную отдачу продукты,
прохождения пациентов в
полученные
Услуга или
медицинском учреждении, при помощи
продукт,
когда они обращаются за исходных
произведенный вложений и
медицинской помощью и поставщиком процессов
получают ее.
Множественные потоки.
Большинство процессов
являются процессами множественных Примером системы, как совокупности
потоков, таким образом, пациенты, процессов, является система оказания
материалы, информация и т.д. вовлекаются помощи пациентам с артериальной
в один и тот же процесс оказания помощи гипертензией в Тульской области, Россия.
одновременно. Система состоит из нескольких элементов,
включая скрининг, клиническое ведение,
При рутинном оказании помощи многие
организацию медицинской помощи,
процессы возникают синхронно и включают
программы по укреплению здоровья,
в себя многие профессиональные функции
политику/нормативную базу и
организации. Все процессы направлены на
перераспределение ресурсов (См. Рисунок
достижение единой цели или результата
2.7).
системы. Система состоит из исходных
вложений, процессов и конечной отдачи/ Процессы могут стать причиной
результатов, взаимосвязанных между собой неэффективной работы из-за проблем,
(См. Рисунок 2.6). Этот принцип улучшения возникающих при выполнении или при
качества является продолжением идеи, переходе от одного этапа к следующему.
представленной в начале этого раздела: Неэффективность процессов зачастую
изменения вносятся с учетом является следствием ненужных этапов,
взаимодействия всех частей системы. которые лишь приводят к дополнительной
Системы – это совокупность организаций, сложности, потерям, и дополнительной
людей, материалов и процедур, связанных с работе в системе, что в конечном итоге
определенной функцией или результатом.

Рисунок 2.7 Компоненты системы оказания помощи пациентам с артериальной
гипертензии в Тульской области, Россия




Перерас-
Программа по Политика/
Клиническое Организация пределение
Скрининг укреплению Нормативная
руководство помощи ресурсов
здоровья база




11
?
Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
снижает качество медицинской помощи. улучшить выработанные идеи и прийти к
Такие инструменты, как динамические согласию относительно изменений, снижая
диаграммы, помогают лучше понять этапы тем самым число случаев сопротивляемости
процесса. (Инструменты УК изменениям.
рассматриваются в Разделе 9). Процессы
Затем, на основе совместной работы по
также могут быть недостаточно ясными и/
проекту возникает взаимная поддержка и
или в них может недоставать некоторых
сотрудничество, что приводит к повышению
этапов, и, таким образом, они требуют
мотивации работы по улучшению. Такая
уточнений и разъяснений. Через понимание
атмосфера взаимной поддержки исключает
процессов и систем помощи команда по УК
возможность обвинения в ошибках других.
сможет определить слабые места и изменить
процессы так, чтобы это привело к И, наконец, достижения команды зачастую
получению лучших результатов. повышают чувство уверенности в себе всех
членов команды. Это дает возможность
2.4.3 Работа в команде членам команды работать над достижением
цели – улучшения качества, используя свои
Команда – это «эффективно работающая
знания и опыт для повышения показателей
рабочая группа, члены которой тесно
эффективности своей работы.
сотрудничают друг с другом для достижения
общей цели (Francis and Young 1992)». Официально команды по УК в организации
Команда по УК при планировании процесса могут создаваться на постоянной основе или
улучшения принимает решения сообща. на временной основе. Для временных команд
Состав команды по УК определяется теми иногда требуется участие внешних
потребностями в улучшениях, которые экспертов. В команды могут входить либо
существуют в данной организации. только участники определенного процесса,
либо множество сотрудников организации в
Опыт проекта по УК свидетельствует о том,
целом.
что такие команды важны по нескольким
причинам. Во-первых, процессы состоят из Команды состоят из главных специалистов,
взаимосвязанных этапов, которые вовлеченных на каждом этапе процесса,
выполняются различными людьми, таким который хотят улучшить, и людей, на
образом, команда специалистов сможет которых оказывает влияние процесс, как,
лучше понять процесс, чем отдельный например, потребители. Этих
индивидуум. Включение ключевых представителей могут попросить принимать
специалистов в работу по улучшению участие в работе команды по улучшению
процесса зачастую подразумевает процесса по мере необходимости или в
уточнения и интуитивное понимание качестве постоянных членов команды по
потребностей потребителя в оказании УК. Их участие приводит к повышению
медицинской помощи. всеобщего понимания того, как работа
каждого участника способствует
Кроме того, низкое качество наблюдается
достижению общей цели и показывает,
при разделении работы на различные
насколько ценно мнение каждого для
функции или между различными людьми.
проведения мероприятия по улучшению. На
Включение в команду таких ключевых
рисунке 2.8 показано, что на каждом этапе
специалистов, которые понимают
существуют ключевые специалисты,
внутреннюю суть процесса, в качестве
являющиеся членами команды, работающей
представителей каждой функции позволит
над улучшением процесса.
идентифицировать ошибки, возникающие
при разделении работы.
2.4.4 Использование научной
Более того, располагая возможностью и методологии
полномочиями, персонал сможет выявлять
Научная методология – это принцип
проблемы и часто генерировать больше
внедрения эффективного изменения. Она
идей, и главное целесообразных идей, для
позволяет описать окружающую нас
решения этих проблем. Участие основных
действительность при помощи гипотез
заинтересованных сторон помогает


12 ? Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
Рисунок 2.8 Полифункциональные команды




Источник: Quality Improvement Project, Ministry of Health/Palestine (1996)


(теорий), затем экспериментально улучшению и/или требуются
проверить их и выяснить, соответствуют ли дополнительные модификации до того, как
результаты, полученные в ходе изменение будет внедрено в практику. На
эксперимента, этим гипотезам. Деятельность рисунке 2.9 показаны потоки процессов.
по УК при определении проблемы, Необходимость дополнительных
предложении способов ее разрешения и модификаций будет определена при
принятии решений относительно испытании/проверке гипотезы. По
эффективности выбранного способа результатам проверки (Этап №3)
разрешения проблемы должна базироваться, принимается решение относительно
главным образом, на фактах. Научный внедрения изменения в практику,
подход помогает разграничить такие использования другой гипотезы или и того, и
понятия, как мнение и факты; исходя из другого.
результатов эксперимента(тов) принимается
решение относительно внедрения или не
Рисунок 2.9 Проверка гипотезы
внедрения изменения. Таким образом, в УК
научный подход применяется не только для
определения эффективности изменения, но и 1. Выдвижение гипотезы об улучшении
для того, чтобы наметить последующие
надлежащие действия. Научный метод
состоит из следующих трех основных
2. Проверка гипотезы
положений:
Испытание/проверка гипотезы
?

3. Если гипотеза
3. Если гипотеза не
Измерение показателей качества и
?
принесла желаемое
верна, то ее
использование данных
улучшение, то
необходимо
необходимо внедрить
изменить и затем
Вариабельность
?
это изменение
опять проверить
Проверка гипотезы: Заявка на улучшение
качества
Измерение показателей качества и
Гипотезы – это научные догадки,
использование данных
правильность которых пока еще не
Данные используются для определения и
доказана. Гипотезы могут строиться на
анализа проблем, а также для разработки,
интуиции, опыте или данных; уровень и
испытания и внедрения решений. Данные
объем информации, необходимой для
очень важны, так как они гарантируют
выдвижения и доказательства гипотезы
объективность. Например, сбор и анализ
варьируются в зависимости от конкретных
данных позволяет выработать и проверить
потребностей в улучшении. Гипотезы дают
гипотезу. Сравнение индикаторов до и после
идеи для изменений, но не указывают,
внесения изменений помогает определить
действительно ли изменение приведет к
достаточность и удовлетворительность
улучшению. При проверке гипотезы
изменения.
выясняется, приведет ли изменение к



13
?
Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
В частности, измерение показателей организации. Например, для выявления
качества и данные в УК используются для: изменений в уровне инфекции необходим
длительный мониторинг. Увеличение уровня
Определения и оценки проблем
?
инфекций может означать проблему; можно
выдвинуть гипотезу, что данная проблема
Проверки возможных причин проблем
?
вызвана плохой стерилизацией
? ·Возможности принятия информированных оборудования или тем, что персонал плохо
решений обрабатывает руки. Если в качестве
внесенного изменения стала пропаганда
Определения, привело ли изменение к
?
среди сотрудников важности надлежащей
улучшению, если да – то в какой степени
стерилизации хирургических инструментов,
Мониторинга процесса во времени для
?
то снижение уровня инфекций может
определения, сохраняются ли достигнутые означать эффективность внесенного
изменения и улучшения изменения.
Степень анализа и сбора данных Данные для мониторинга индикаторов могут
варьируется в зависимости от подходов к собираться посредством обзора
УК. Данные могут иметь количественный существующих данных и/или сбора новых
характер, как, например, статистические данных. Использование существующих
данные по медицинским услугам, или иметь данных (например, статистические данные
качественный характер, как, например, по услугам, медицинские карты пациентов,
обратная связь с потребителями или обратная связь с потребителем) занимает
наблюдение за работой персонала. Более меньше времени и требует меньше ресурсов,
подробно эти вопросы освещены в чем сбор новых данных. Если существующих
последующих разделах, посвященных обзору данных недостаточно или они неточны, все-
подходов к УК. таки необходимо собрать дополнительные
данные. Об обзоре существующих данных и
Одним из способов выяснить, привело ли
о сборе данных можно более подробно
изменение к улучшению, является
прочитать в Разделе 92.
мониторинг индикаторов. Индикатор – это
поддающаяся измерению переменная (или
Вариабельность
характеристика), которая может быть
Для понимания работы процессов или
использована для определения уровня
системы необходимо понять вариабельность.
эффективности системы/процесса, степени
Вариабельность – это различия в конечном
соответствия стандартам или достижения
результате процесса, вызванные влиянием
цели УК (Miller Franco et al., 1997). Команда
пяти основных источников (Miller Franco et
устанавливает индикаторы для каждой части
al., 1997).

стр. 1
(всего 7)

СОДЕРЖАНИЕ

>>