<<

стр. 3
(всего 7)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Быстрое
решение
проблем в
команде
Метод быстрого решения проблем в команде Рисунок 6.1 Спектр подходов к
отличается от других подходов к УК, улучшению качества
основанных на работе в команде, тем, что
его можно полностью завершить достаточно
быстро, хотя в нем и используется Увеличивающаяся комплексность
командная работа. Своей быстроте по
сравнению с другими подходами к УК,
основанными на работе в команде, этот
Индивид-
подход обязан двум следующим факторам. Быстрое
уальное
Системат-
решение
Во-первых, при его применении процесс решение Улучшение
ическое
проблем в
решения проблем адаптируется к проблем процессов
решение
команде
конкретной ситуации, и действия по проблем в
улучшению сокращаются до необходимого команде
минимума. Поскольку в рамках этого
подхода принимаются решения
Наиболее успешно метод быстрого решения
относительно только обязательных частей
проблем в команде применяется в случаях,
процесса, то желательно, чтобы человек,
когда:
имеющий опыт в использовании этого
метода, помогал команде: командам, не У команд есть опыт применения метода
?
имеющим опыта в решении проблем, нужен систематического решения проблем в
наставник, который научит, как применять команде и/или куратор, который помогает
этот метод. Опыт или помощь в решении команде применять данный подход к УК
проблем помогает команде быстро
Члены команды знакомы с инструментами
?
продвигаться по всем этапам улучшения. Во-
УК, особенно это касается знаний о том,
вторых, при быстром решении проблем в
когда и где тот или иной инструмент УК
команде имеющиеся данные используются в
применять не следует
как можно большей степени, необходимость
сбора дополнительных данных сводится к Члены команды разрабатывают решения
?
минимуму. проблемы интуитивно и проводят
эталонное сравнение 7
Еще одной особенностью, отличающей этот
подход от других подходов к УК, является Команда может выработать решения или у
?
то, что для улучшения ситуации небольшие нее есть доступ к уже известным
изменения внедряются последовательно и вмешательствам для достижения
под строгим контролем, что препятствует улучшения
появлению и способствует быстрому
исправлению побочных отрицательных
результатов.

7
Эталонное сравнение подробно описано в Разделе 9; это процесс поиска, адаптации и применения
наилучших клинических практик, которые использовались в других организациях или отделениях в
аналогичных ситуациях. Эталонное сравнение является одним из способов выработки идей
относительно разработки изменений.

35
?
Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
6.1 Этап №1. Определение Прийти к консенсусу по установленной цели.
Очень важно, чтобы команда еще раз четко
проблемы разобрала проблему, над которой она
собирается работать, и цели улучшения для
При быстром решении проблем в команде
того, чтобы все члены команды четко
внедрение в практику небольших изменений,
понимали, над чем они работают. Команды
новых вмешательств и непрерывное
должны обсудить временные рамки, объем
улучшение качества осуществляются
средств и реальность достижения целей
посредством последовательных серий или
улучшения. Если потребность в улучшении
циклов. Обычно руководители и/или
не кажется самоочевидной, то члены
команда определяют и формулируют
команды могут использовать матрицы
возможность для улучшения, проходя
установления приоритетов для
следующие составляющие этапа:
ранжирования потребностей в улучшении по
Определить специфическую цель степени их важности. При помощи
улучшения. Обычно метод быстрого голосования можно определить, с какой
решения проблем в команде используется потребности в улучшении начать работу. В
для работы над проблемами, определенными разделе 9 дается подробное описание
руководством или командой в качестве инструментов УК и связанных с УК
возможности для улучшения. Если мероприятий.
улучшение качества не было указано в
качестве цели, то команда может провести
6.2 Этап №2. Анализ проблемы
обзор существующих данных и оценить
интуитивные предположения группы и
Работа на стадии анализа позволяет команде
поставить реально достижимые цели8. Цели
определить, что она должна знать или
улучшения должны быть четко
понимать для достижения улучшений. Для
сформулированы, как, например:
этого требуется:
Сократить время ожидания
?
Анализ существующих данных и
Снизить уровень инфекций
?
информации. Цель метода быстрого
решения проблем в команде - это
Уменьшить число осложнений
?
достижение быстрого улучшения, таким
После того, как специфическая цель образом, при данном методе сбор
улучшения определена, необходимо дополнительных данных сводится к
установить сроки и добиться консенсуса по минимуму. Изучается лишь то, что команда
данной цели. действительно должна знать об области,
которую необходимо улучшить, поэтому
Определить состав команды по УК. Команда
анализ данных проводится, в основном, на
должна формироваться очень осторожно с
основе имеющихся данных и интуиции
тем, чтобы ключевые фигуры, обладающие
команды. Инструменты УК, применяющиеся
внутренним пониманием и видением
для описания процесса, такие, как
проблемы, обязательно вошли в состав
динамические диаграммы и причинно-
команды. Например, в команду по УК,
следственные диаграммы, могут помочь
работающую в больнице над решением
команде графически выразить свой опыт и
проблемы нехватки медикаментов, должны
проанализировать доступную информацию;
войти фармацевты, так как их знание
однако эти инструменты УК применяются
процессов заказа препаратов и выписки
лишь в тех случаях, если они крайне
лекарств больным очень ценно.
необходимы для решения проблемы.


8
Команда зачастую полагает, что многочисленные цели помогут ей сосредоточить свои силы на
достижении поставленной задачи. Цели могут служить определенным намеченным планом
постоянной работы команды, но если планка поставлена слишком высоко (цели труднодостижимы), то
у команд пропадет всякое желание работать, даже при значительном прогрессе. С другой стороны,
если планка явно занижена (цели легко достижимы), то это может привести к расформированию
команды до момента достижения возможного улучшения качества медицинской помощи. Все это
необходимо учитывать при постановке целей улучшения.


36 ? Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
ограничивается только действительно
Установление индикаторов для измерения
достижений. Индикаторы - это переменные необходимой информацией. Команды
или характеристики, поддающиеся собирают минимальный объем данных,
измерению и мониторингу, которые служат которые представляют достаточную
для проверки достижения целей улучшения. информацию об области улучшения, что не
Индикаторы очень важны для понимания требует больших временных затрат или
последствий вмешательства или решения и денежных вложений.
принятия решения относительно
Например, команда может собрать данные
продолжения внедрения этого
по выборке (репрезентативной подгруппе)
вмешательства или решения. Команда
пациентов, пять - десять выборок в день за
должна знать, каким образом можно
период две недели. Хотя выборка
определить, привело ли изменение к
небольшая, но если данные собраны
улучшению. Поэтому, команды должны
правильно, то этого достаточно для
увязывать цель с индикатором для того,
понимания возможностей улучшения и
чтобы потом проверить влияние изменения.
принятия решений. В Разделе 9 представлена
При работе с ограниченным объемом дополнительная информация о том, как
данных для выявления тенденций или проводить сбор и анализ данных.
моделей в индикаторах можно использовать
столбиковые диаграммы. При помощи этого
6.3 Этап №3. Разработка
инструмента УК команда может проводить
более тщательный мониторинг и решений по улучшению
предсказать поведение процессов
качества
(Дополнительная информация представлена
в Разделе 9). Возможные индикаторы целей После определения цели улучшения и
улучшения представлены в Таблице 6.1. анализа релевантных данных, необходимых
для уточнения и полного понимания
существующих процессов, команды
Таблица 6.1 Пример индикаторов
начинают рассуждать, какие изменения
улучшения
могут привести к улучшению. Эти
предположения строятся на информации,
Цель улучшения Пример индикаторов
полученной при обработке данных и
интуиции. В разработке решений по
Снижение времени Среднее время (в минутах)
ожидания ожидания для пациента улучшению выделяются три основные
стадии:
Снижение уровня Доля пациентов (%) с пост
инфекций операционной инфекцией Разработка возможных изменений/
вмешательств. Члены команды - это
Снижение числа Доля пациентов (%) с бесценный генератор возможных идей или
осложнений развившимися
вмешательств. При методе быстрого
осложнениями
решения проблем в команде изменения для
внесения в выбранную область улучшения
разрабатываются, по большему счету, на
Сбор данных до момента внесения
основе интуиции всех членов команды. Такие
изменения или вмешательства в случаях,
виды активности, как мозговой штурм,
когда имеющихся данных недостаточно.
анализ сходных причин по группам и
Исходные данные (данные, собранные до
направленный творческий потенциал
внесения изменения) сравниваются с
раскрывают знания всех членов команды, на
данными, собранными после внесения
основе чего составляется перечень
изменения для того, чтобы оценить
возможных изменений. Эталонное
эффективность изменения. Если такой
сравнение также продуцирует идеи для
информации нет, то ее необходимо собрать.
разработки вмешательств путем изучения
При методе быстрого решения проблем в
изменений, которые другие организации или
команде используются только те данные,
отделения уже применяли в похожих
которые необходимы для понимания области
ситуациях. Эти изменения или идеи затем
улучшения, тем самым объем данных


37
?
Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
адаптируются к конкретной ситуации и проверяться параллельно (например, в
потребностям в улучшении. разных отделах или отделениях) и
внедряться в практику все вместе, но только
Ранжирование возможных изменений
после того, как каждое из изменений было
согласно критериям. Когда команда уже
признано эффективным. При методе
составила перечень возможных изменений,
быстрого решения проблем в команде цикл
они должны быть выстроены по порядку
ПИАД применяется следующим образом:
согласно критериям, таким как срочность
или реальность выполнения с тем, чтобы План. При планировании испытания нужно
команда могла выбрать одно вмешательство быть готовым к тому, что изменение не
или изменение для дальнейшей разработки и принесет результатов или приведет к
испытания. Такие инструменты УК, как побочным отрицательным последствиям.
матрица установления приоритетов, Командам необходимо предвидеть
помогают команде ранжировать изменения и возможные неожиданные последствия или
выбрать то изменение, которое будет далее результаты. Общение, обсуждения и
разрабатываться. предварительная работа - вот залог
успешной проверки изменения или
Выбор одного изменения для испытания/
вмешательства.
проверки. Вмешательства или изменения
разрабатываются все вместе, а проверяются Удостовериться в полноте исходных
?
каждое по отдельности. На основе общего данных
решения команды выбирают вмешательства
Составить план действий для проведения
?
и выставляют приоритеты для того, чтобы
проверки изменения
перейти к следующему этапу испытания и
внедрения. Затем вмешательства или Обсудить изменение с коллегами:
?
изменения внедряются в систему либо все убедиться, что все заинтересованные
сразу, либо по отдельности, превращаясь со стороны ясно понимают изменение
временем в последовательность небольших
Испытание. Каждое изменение проверяется
изменений. Такой процесс позволяет
командой по отдельности. Индивидуальное
избежать неожиданных последствий в
испытание каждого вмешательства
случаях, если вмешательство не приведет к
позволяет команде модифицировать каждое
улучшению или его придется значительно
изменение отдельно, прежде чем объединить
видоизменить. Вмешательства можно
воедино эффективные изменения.
изучить, адаптировать, провести повторную
индивидуальную проверку, а затем внедрить Проверить изменение
?
в систему после того, как будет доказана их
Документально зафиксировать все
?
эффективность.
модификации, внесенные в изменение или
решение
6.4 Этап №4. Проверка и Проверить полноту и точность данных
?
внедрение Анализ. Как упоминалось ранее, сбор и
анализ данных ограничиваются только той
На первых трех этапах была определена
информацией, которая необходима для
цель улучшения, проанализирована
определения эффективности изменения.
конкретная ситуация, разработаны и
Команды сравнивают исходные и новые
ранжированы возможные вмешательства/
данные (данные, собранные после внедрения
изменения. На заключительном этапе
изменения) для оценки эффективности
проверки и внедрения определяется
изменения.
эффективность вмешательства. При методе
быстрого решения проблем в команде
Подтвердить, что изменение было
?
проверка и внедрение изменений обычно
проведено в соответствии с начальным
проводятся мелкомасштабно усилиями
планом
нескольких человек. Эти небольшие
изменения обычно почти не встречают Сравнить исходные и новые данные для
?
сопротивления, так как они внедряются по измерения последствий изменения
нарастающей. Еще изменения могут

38 ? Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
Сравнить полученные результаты с они внедряются вместе, возможно, усиливая
?
ожидаемыми или желаемыми последствия друг друга и приводя даже к
результатами более значительному улучшению, чем
ожидалось, или наоборот, они могут
Действие. После того, как изменение было
негативным образом влиять друг на друга.
спланировано, испытано и изучено, команда
Попытайтесь предусмотреть такие исходы и
делает выводы и обсуждает всю
спланировать все возможные ситуации во
информацию, полученную на предыдущих
избежание неожиданных реакций при
этапах. Выводы о проделанной работе дают
совместном внедрении изменений.
команде возможность принять решение о
внедрении изменения, его модификации или
об отказе от этого изменения. Решение
6.5 Пример использования
строится в соответствии с данными, на
метода быстрого решения
основе которых измеряются последствия
проблем в команде
данного изменения. Направление
деятельности можно определить при помощи
Доктор М. Авадаллах, педиатр госпиталя
следующих двух вопросов: а) привело ли
Аль-Наср в секторе Газа, Палестина,
изменение к улучшению? б) если да, то
заметил, что новорожденные с
является ли изменение достаточным?
физиологической желтухой находились на
Улучшения считаются достаточными, когда
фототерапии дольше, чем это ожидалось. У
они достигают контрольного уровня или
новорожденных желтуха развивается тогда,
уровень эффективности признается
когда уровень билирубина слишком
командой или руководством
высокий. Это может быть обусловлено
удовлетворительным.
множеством факторов: недоношенность,
Если изменение привело к улучшению, и несовместимость групп крови. При
улучшение является достаточным, то фототерапии кожные покровы
необходимо внести изменение в систему в новорожденного подвергаются воздействию
качестве ее постоянной части, а затем ультрафиолетовых лучей, что приводит к
вернуться на этап №3 и разработать еще разрушению билирубина и его выведению, и
одно изменение. (Быстрое решение проблем в конечном итоге ведет к снижению уровня
в команде представляет собой билирубина. Хотя длительности
последовательность циклов внедрения фототерапии варьируется в зависимости от
небольших, новых изменений и непрерывное веса и уровня билирубина у новорожденного,
улучшение качества). доктор Авадаллах осзнавал, что, в среднем,
фототерапия в Госпитале Аль-Наcр длится
Если изменение привело к улучшению, но
дольше, чем в других больницах.
улучшение не является достаточным, то
необходимо модифицировать изменение и Доктор Авадаллах, прошедший обучающий
повторить этап №4 для испытания курс по УК в рамках Проекта по
пересмотренного изменения. обеспечению качества при поддержке
Министерства Здравоохранения, понял, что
Если изменение не привело к улучшению,
такая продолжительная фототерапия
необходимо вернуться к этапу №3 и выбрать
представляет собой возможность для
другое изменение для его дальнейшей
улучшения. Поочередно пройдя этапы
разработки и внедрения.
разработки, испытания и внедрения трех
Команды могут продолжать проводить простых изменений, доктор Авадаллах и его
проверку одного изменения за раз, отмечая команда разработали вмешательство для
все успешные изменения до тех пор, пока снижения длительности лечения и достигли
команда не будет удовлетворена значительных результатов в течение одного
достигнутым улучшением. месяца. Г-жа Н. Эль-Тельбани, координатор
проекта по сектору Газа, оказала команде
Предупредительные меры. Каждое
техническую экспертную поддержку. Разбор
изменение само по себе может привести или
этого случая показывает процесс улучшения
не привести к улучшению. Также изменения
и силу применения метода быстрого
могут взаимодействовать друг с другом, если
решения проблем в команде.


39
?
Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
Этап №1. Определение Рисунок 6.2 Краткий обзор метода
быстрого решения проблем
проблемы
в команде
1. Определить специфическую
цель улучшения. Д-р Авадаллах Определить специфическую цель
заметил, что новорожденные с улучшения
1.
желтухой находились на Определить состав команды по УК
Опред-
фототерапии дольше, чем он еление Достичь консенсуса в команде по
предполагал, что привело к цели улучшения
увеличению длительности
пребывания новорожденных в
Проанализировать доступные
стационаре. Длительное
данные и информацию
пребывание в стационаре не
2. Определить индикаторы
только влияло на новорожденных (измерители улучшения)
Анализ
и ложилось дополнительным
При необходимости собрать данные
бременем на их семьи, но также до внедрения изменения
привело к хронической нехватке
кювезов для фототерапии по всей
стране и увеличению нагрузки Выработать возможные изменения
персонала отделения реанимации Распределить эти изменения в
3. порядке приоритетности и
новорожденных. Нехватка
Разраб- реальности выполнения
кювезов привела к переполнению
отка При возможности проверять
палат интенсивной терапии,
изменения последовательно (одно
увеличивая тем самым риск за одну проверку)
перекрестного инфицирования
новорожденных.
4.1 План
Удостовериться в полноте
исходных данных
Составить план действий
для проведения проверки
изменения
Обсудить изменение с
коллегами: убедитесь, что
все заинтересованные
стороны ясно понимают
изменение
4.4 Действие
Предпринять соответствующие действия на 4.2 Испытание
основе результатов исследования. Если
Проверить изменение
изменение:
4.
Документально
? привело к достаточному улучшению -
Проверка зафиксировать все
вернуться на этап №3 и разработать другое
и модификации, внесенные
изменение
в изменение или решение
внедрение
? привело к изменению, но оно не
Проверить полноту и
достаточное - модифицировать и испытать
точность данных
пересмотренное изменение
? не привело к улучшению - разработать новое
изменение 4.3 Анализ
Подтвердить, что изменение
было проверено в соответствии
с начальным планом
Сравнить исходные и новые
данные для измерения
последствий изменения
Сравнить полученные
результаты с ожидаемыми или
желаемыми результатами


40 ? Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
Были определены следующие цели света. Помня об этом, команда стала
улучшения: обсуждать процесс оказания помощи и
делать наблюдения. Во-первых, они
Основная цель улучшения: сократить
?
отметили, что памперсы новорожденных
время проведения фототерапии для
обычно слишком большие и закрывают
новорожденных с желтухой
большую площадь кожных покровов. Во-
вторых, нет правила, предписывающего
Дополнительные цели улучшения включали:
переворачивать новорожденного для того,
Разгрузить палаты интенсивной терапии
?
чтобы все его тело попадало под
воздействие лучей. И, наконец, команда
Снизить рабочую нагрузку персонала
?
обратила внимание на то, что некоторых
Минимизировать случаи перекрестного
?
новорожденных вскармливали грудью
инфицирования среди новорожденных нерегулярно, что влияло на их схему
кормления и состояние здоровья.
Снизить риск возможных побочных
?
последствий проведения фототерапии 2. Определить индикаторы. Команда
определила длительность лечения в
Ослабить бремя на семью пациента по
?
качестве индикатора необходимого объема
причине его длительного пребывания в
фототерапии. Длительность фототерапии
стационаре
измерялось как время (количество часов),
2. Определить состав команды по УК. необходимое для снижения уровня
После определения цели улучшения д-р билирубина, при котором новорожденного
Авадаллах и его коллеги тщательно можно выписывать из стационара (6,5 мг %).
обсудили состав команды. Им хотелось
3. Собрать данные до внедрения
собрать в команде специалистов,
вмешательства, если таковые
принимающих участие в процессе
отсутствуют. Команда выявила отсутствие
проведения фототерапии новорожденным
данных о длительности лечения
для того, чтобы использовать их знания в
новорожденных, получающих фототерапию,
процессе решения этой проблемы и
поэтому команда сделала небольшую
предотвратить возможное сопротивление и
выборку данных по восьми новорожденным
неприятие нового вмешательства. Двух
до момента внедрения вмешательства.
медсестер и двух врачей из отделения
Ежедневно в рамках стандартной процедуры
реанимации новорожденных попросили
проводилось измерение уровня билирубина у
сформировать команду для достижения цели
новорожденных для определения возможных
улучшения под руководством д-ра
кандидатов на выписку. Согласно
Авадаллах.
полученной выборке данных, для снижения
3. Достичь консенсуса в команде по целям уровня билирубина, при котором
улучшения. Исходя из опыта своей работы в новорожденного можно выписывать домой,
отделении реанимации новорожденных, требовалось, в среднем, 49 часов
команда пришла к единому мнению, что фототерапии.
снижение длительности фототерапии будет
выгодно как внешним, так и внутренним Этап №3. Разработка решений
потребителям. Возможные последствия
1. Выработать возможные изменения/
снижения длительности фототерапии
вмешательства. Исходя из анализа лечения
убедили команду начать анализ данной
фототерапией, команда разработала
проблемы.
возможное вмешательство для снижения
времени (количества часов) терапии.
Этап №2. Анализ проблемы
Команда решила проверить последствия
1. Провести анализ доступных данных и
Убедиться, что на новорожденного надет
?
информации. Команда, в состав которой
памперс нужного размера, т.е. памперс не
вошли опытные медсестры и врачи, знала,
велик новорожденному
что при фототерапии кожные покровы
новорожденного подвергаются воздействию



41
?
Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
Перевернуть новорожденного проверены на предмет точности и полноты.
?
Новые данные (после внесения изменения)
Убедиться, что новорожденного
?
показали значительное снижение
покормили грудью
длительности фототерапии. До внедрения
вмешательства для лечения новорожденных
2. Определить приоритетность
требовалось, в среднем, 49 часов
вмешательств. Члены команды считали,
фототерапии, а после внедрения нового
что соблюдение режима терапии очень
режима лечения требовалось в среднем
важно, при его помощи можно улучшить
всего лишь 24 часа фототерапии.
помощь новорожденным, снижая
длительность лечения. Команда решила
4. Внедрение: принять решение о
испытать свою гипотезу.
последующих действиях на основе
информации. Данное изменение, графически
3. Одно вмешательство за раз. Поскольку
представленное на Рисунке 6.3, привело к
эти вмешательства казались
снижению среднего количества времени (в
самоочевидными, то логично было бы
часах) фототерапии почти на 50%. Команда
проверять и внедрять их все вместе. Если бы
по УК решила, что снижение длительности
вмешательства были более сложными или
лечения почти наполовину является
сомнительными, команда, скорее всего,
достаточным доказательством
проверяла бы каждое вмешательство по
эффективности нового режима, что, в свою
отдельности. Далее команда решила
проверить и внедрить разработанное
изменение, чтобы оценить его влияние на Рисунок 6.3 Длительность фототерапии
процедуру оказания помощи. ДО и ПОСЛЕ внесения
улучшения (Госпиталь
Этап №4. Проверка и внедрение Аль-Наср, сектор Газа,
Палестина)
1. План: План испытания. Команда решила
испытать изменение на восьми Длительность
Внедрение
новорожденных в палате интенсивной (в часах)
изменения
фототерапии
терапии. Команда убедилась в полноте
80
исходных данных с целью их последующего
сравнения с данными после внедрения
изменения. Команда также известила всех
60
врачей и медсестер об изменении процедуры
с тем, чтобы новый режим выполнялся для 49
этих восьми новорожденных при всех 40
сменах1.
2. Испытание: проведение испытания. 23
20
Режим оказания помощи был проверен на
восьми новорожденных, получающих
фототерапию в ПИТе. 0
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
3. Анализ: сбор и анализ данных. Режим не
был модифицирован и проверялся согласно Пациент
начальному плану. Данные о времени (в Среднее значение данных
часах) фототерапии были собраны и


9
По результатам этого исследования команда пришла к еще одному заключению. Опыт команды
показывает, что для быстрой демонстрации результатов можно применять простые и надежные
статистические инструменты. Фиксируя время фототерапии для восьми новорожденных, поступивших
друг за другом в ПИТ, команда собрала исходную базу данных. Затем команда провела проверку
изменения на уже других восьми новорожденных, поступивших в ПИТ. Хотя выборка была небольшой,
но поскольку все новорожденные оценивались последовательно, один за другим (специально не
выбирались), а разница между полученными данными и исходными данными была значительной, то
изменение признано действительно приносящим улучшение. При анализе средних значений была
доказана статистическая значимость этих различий.


42 ? Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
очередь, привело к решению о внедрении не только подтвердили успех вмешательства,
этого режима в стандарт оказания помощи но и продемонстрировали силу
новорожденным с желтухой. использования метода быстрого решения
проблем в команде. При обсуждении с
Хотя эти три изменения кажутся простыми и
коллегами важности поддержания новых
небольшими, они оказались чрезвычайно
стандартов помощи команда использовала
важными для обеспечения адекватного
полученные данные. Хотя команда и
лечения и результативности фототерапии.
саморасформировалась после достижения
Это наглядно показывает, что простые
улучшений, каждый участник этой команды
вмешательства могут привести к
приобрел ценнейший опыт улучшения
значительным улучшениям.
качества и почувствовал вкус к этому виду
деятельности, что может стать стартовой
Сама команда была удовлетворена
площадкой их последующей деятельности по
улучшением лечения новорожденных с
УК.
физиологической желтухой. Эти улучшения




43
?
Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
44 ? Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
7 Подход В.
Систематическое
решение
проблем в
команде
Метод систематического решения проблем в Рисунок 7.1 Спектр подходов к
команде применяется для решения улучшению качества
хронических, периодически повторяющихся
или сложных проблем, что требует
определения основной причины проблемы и Увеличивающаяся комплексность
разработки соответствующих решений.
Методы анализа основной причины были
включены в этот подход с целью
Индивид-
достижения наилучших решений при Быстрое
уальное
Системат-
решение
помощи более глубокого понимания решение Улучшение
ическое
проблем в
проблем
лежащих в основе проблемы причин. При процессов
решение
команде
систематическом решении проблем в проблем в
команде выдвигаются и испытываются команде
различные гипотезы о причине проблем,
затем разрабатываются решения для
Проблема не связана с вопросами
?
подтверждения гипотез, в которых были
безопасности или чрезвычайных ситуаций
правильно определены основные причины
проблемы. Проблема не требует разрешения в
?
кратчайшие сроки
Ввиду широкого использования
аналитических методик при методе Проблема дает команде возможность
?
систематического решения проблем в совместно работать в течение длительного
команде для разработки, проверки и периода времени для проведения анализа
внедрения решений и мониторинге
возможных улучшений обычно требуется
7.1 Этап №1. Определение
много времени и большой объем данных.
Наградой за большие временные затраты
проблемы
будет глубокое понимание проблемы и ее
причин. Применение этого метода требует На первом этапе “Определение проблемы” ,
определенных навыков, нарабатываемых в как и при других подходах к УК, при
ходе командного обучения, поддержки использовании метода систематического
кураторов и наставников и/или опыта решения проблем в команде определяется
применение аналитических методик. проблема, над которой будет работать
команда, и состав этой команды.
Метод системного решения проблем в
команде уместно применять в ситуациях, Выбрать проблемы или возможности для
когда: улучшения. Область для улучшения, над
которой можно работать, применяя метод
Проблема является хронической,
?
систематического решения проблем в
периодически повторяющейся или
команде - это не обязательно какая-то
комплексной
проблема, но она может четко показать
У проблемы нет очевидного решения
? разницу между реальной и желаемой


45
?
Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
эффективностью. Необходимо, чтобы эта Помимо измерения проблемы необходимо
область для улучшения была важной и установить границы деятельности команды
вызывала энтузиазм у руководящего состава по УК для того, чтобы команда не перешла к
организации, потребителей и персонала. работе над более серьезной проблемой или
Любой человек: комиссия по обеспечению связанными с этой проблемой вопросами.
качества, руководители отделения, группа Рекомендуется ограничить деятельность
сотрудников, каждый сотрудник в команды по УК определенными процессами
отдельности, потребители и т.д. могут или действиями, медучреждением или
определять области для улучшения. медицинскими услугами, или индикаторами
Повседневный мониторинг через систему качества (например, своевременность и
управления медицинской информацией результативность). Формулирование
поставляет данные об индикаторах проблем - это один из способов четкого
медицинской помощи, при помощи которых синтезирования, установления и
можно выявить области, нуждающиеся в оконтуривания границ и целей.
улучшении. Другие полезные источники
Определить состав команды. После того, как
информации включают: медицинские карты
проблема определена, необходимо выбрать
пациентов, записи ведения болезней,
специалистов, которые войдут в состав
непосредственное наблюдение и различные
команды. При определении участников
опросы.
команды можно основываться на следующих
Данные могут указать несколько областей, вопросах: Где (отделение/отдел) возникает
нуждающихся в улучшении, например, проблема? Какие виды деятельности
иммунизация, амбулаторная помощь, затрагиваются? Кто выполняет эти виды
оказание помощи матерям. При определении деятельности? Кто решает, каким образом
приоритетной области необходимо принять должны выполняться эти виды
во внимание следующие факторы: деятельности? Кто обеспечивает исходные
вложения для данных видов деятельности?
Высокий риск. Может иметь самый
?
Кто является потребителем результатов
негативный эффект в случае низкого
деятельности?
качества
Члены созданной команды используют при
Большой объем. Часто имеет место и
?
решении проблем свои специфические
затрагивает большое количество людей
знания, глубокое понимание и знание
проблем и медицинских услуг. Очень важно,
Возможность возникновения проблем.
?
чтобы каждый выбранный в команду
Часто подвержена ошибкам
специалист обладал детальными знаниями
Определить проблемы. После выбора части проблемы. Члены команды должны
области для улучшения необходимо четко располагать временем для проведения
определить проблему. При определении собраний и выполнения различных
проблемы (формулирование проблемы) поручений команды в период между
необходимо описать ситуацию, а не вести собраниями. При необходимости команда
поиск причин проблемы или ее решений. может привлечь к работе внешних
Необходимо четко описать проблему, чтобы экспертов, обладающих специальными
команда, применяющая метод знаниями конкретной проблемы и большим
систематического решения проблем в опытом. Такими членами команды “на
команде, направила все свои силы на полставки” могут стать внешние
проведение работы в соответствии с этапам консультанты или другие сотрудники
УК: анализ, разработка, испытание и организации. Если все сотрудники,
действие. Четкое определение проблемы работающие над решением проблемы,
дает ясную формулировку этой проблемы и пришли к единому мнению относительно
показывает ее влияние на качество формулирования проблемы, то команда
медицинской помощи. может переходить к следующему этапу
процесса УК - анализу проблемы.




46 ? Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
7.2 Этап №2. Анализ проблемы отличается от того, как он “должен”
работать. С этого то и начинается “снятие
На этом этапе команда постарается глубже слоев с лука” - с определения
понять проблему или случаи низкого местонахождения проблемы внутри
качества: почему это происходит? Часто процесса.
люди определяют проблему, считают, что
Для экономии времени и сил на
они уже знают об этой проблеме все
последующих этапах все члены команды
(включая ее причину) и делают поспешные
должны одинаково понимать процесс. Одним
выводы. Но потом часто убеждаются, что
из способов достижения единого понимания
после внедрения решения проблема
процесса является визуализация реальных
остается. А почему? Потому что они не
потоков процесса, в котором существует
проявили широкого научного кругозора и не
проблема. Для этого можно использовать
подтвердили свои гипотезы данными.
два инструмента УК: системное
Причины проблемы не всегда очевидны.
моделирование и динамические диаграммы
Использование правильных подходов к
(Инструменты УК подробно рассмотрены в
решению проблем снижает вероятность
Разделе 9). При изучении процесса команда
поспешных выводов.
может прийти к выводу, что для полного
Целью этого второго этапа при понимания процесса и проблемы ей
использовании метода систематического недостает некоторой информации и,
решения проблем в команде является следовательно, нужно будет собрать
определение основных причин проблемы для дополнительные данные.
выбора оптимального решения. Это можно
Возможно, что причины проблемы будут
сделать очень быстро в случаях, если
выявлены в ходе составления динамической
проблема простая, а ее причина очевидна,
диаграммы процесса, того, как он работает
если же проблема более комплексная, с
на данный момент. Составление
несколькими возможными причинами, то
динамической диаграммы реального
процесс принятия решения может быть
процесса в противовес идеальному процессу
более длительным.
может указать на недостающее звено в
Проводить анализ проблем - это как чистить процессе, часть процесса, где возникает
лук: надо снять много слоев, прежде чем путаница или замешательство относительно
доберешься до сердцевины - основной действий, или лишние звенья. Может
причины проблемы. Анализ проблем еще случиться так, что при составлении
можно рассматривать как серию динамической диаграммы процесса команда
исследований, направленных на выявление поймет, что процесс непростой и неясный. В
причины проблемы. Вскрывая таком случае решением может стать
составляющие проблемы можно добраться составление динамической диаграммы
до основной причины проблемы. Принимая стандартного процесса.
во внимание разнообразный характер
Провести причинно-следственный анализ. В
проблем можно утверждать, что единого
медицине болезни лечатся, на сколько это
метода анализа проблем не существует.
конечно возможно, путем устранения причин
Описать и понять процесс, в котором болезни, а не ее симптомов. Этот принцип
существует проблема. Большинство проблем применяется и при решении проблем, так
и случаев низкого качества связаны со как хроническая проблема повторно
способом выполнения работы (процесс). Тем возникает только потому, что ее причины не
не менее, люди не всегда обладают четким были устранены. После того, как проблема
видением процесса, в особенности связей была более тщательно изучена, надо
между процессами и деятельностью других выдвинуть гипотезы о ее причинах. Термин
людей. Таким образом, важным этапом “гипотеза” используется потому, что еще не
анализа проблемы является понимание ясно, были ли определены действительные,
самого процесса и достижение консенсуса основные причины проблемы.
среди членов команды относительно того, Достоверность причины будет в последствии
как же процесс работает на самом деле. подтверждена данными.
Работа процесса в действительности


47
?
Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
Поскольку основная причина часто представлены ключевые моменты сбора
неочевидна, то полезно начать с составления данных. Самые распространенные ошибки -
списка как можно большего числа это сбор данных в большем объеме, чем это
возможных причин. Причинно следственный необходимо, или сбор данных, не
анализ позволяет увидеть то, что стоит за представляющих реальной информации.
симптомами проблемы. Этот анализ ставит Главное - это помнить, что собранные
следующие вопросы: “Что является данные должны давать ответ на вопрос
причиной?” и “Что за этим кроется?” Это
. “Какова основная (ные) причина (причины)
расширяет возможный круг поиска причин и проблемы?” .
выявляет другие области, которые также
Некоторые вопросы, которые могут помочь
способствуют возникновению данной
команде при определении основной
проблемы. Существуют альтернативные
причины:
методы, например: пять вопросов “почему” ,
использование древовидной схемы, анализа Действительно ли существует эта
?
воздействующих сил. Чтобы документально гипотетическая причина? (Сталкиваемся
зафиксировать размышления можно ли мы с ней в реальной жизни?)
использовать причинно-следственные
Является ли эта гипотетическая причина
?
диаграммы (См. Раздел 9).
достаточно частотной и/или широко
Сократить число возможных основных распространенной для того, чтобы
причин. После того, как были записаны все определить объем проблемы?
возможные причины, часто получается, что
Сколько раз возникала эта гипотетическая
?
причин больше, чем можно исследовать.
причина?
Сокращение списка возможных причин до
наиболее вероятных проводится на основе Связана ли эта гипотетическая причина с
?
опыта всех членов команды. Использование проблемой? (Например, случаются ли
некоторых методов принятия решения причины и проблема в одно и тоже время,
(например, мнение эксперта или или с одним и тем же потребителем?)
голосование) может привести к
Ответы на эти вопросы должны
возникновению нескольких гипотез
основываться на фактах (данных), но данные
относительно основной причины (причин)
сами по себе не обязательно являются
проблемы. Главное - это выработать
ответом. Данные должны быть
несколько гипотез исходя из множества
проанализированы, а результаты
выделенных причин проблемы.
представлены в таком виде, который
Рекомендуется начинать с испытания
позволяет преобразовать их из простых
гипотезы о тех возможных причинах
фактов в информацию.
проблемы, по которым легче всего собрать
данные, при этом можно будет сразу Собрать и проанализировать данные;
отказаться от некоторых конкретных выявить основную причину проблемы.
гипотез. При сборе данных для Хорошо начать сбор данных с написания
подтверждения гипотезы старайтесь плана. План должен включать в себя
использовать источники информации, следующие вопросы:
отличные от тех, на основании которых
При помощи каких данных можно
?
определялась проблема.
ответить на поставленный вопрос?
Определить данные, необходимые для
Как должны собираться данные? Кто
?
испытания гипотез о причине проблемы.
должен собирать данные и как часто? При
Обратите внимание, что на данном этапе
помощи каких инструментов проводить
причины все еще носят гипотетический
сбор данных?
характер. Сейчас настало время для сбора и
интерпретации данных с тем, чтобы
Как будет проводиться анализ данных?
?
подтвердить или опровергнуть конкретную
Кто анализирует данные и как часто? При
гипотезу. При определении причин
помощи каких инструментов проводить
необходимо основываться на фактах, а не на
анализ данных?
мнениях или предположениях. Ниже



48 ? Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
7.3 Этап №3. Разработка
Пример работы Проекта по решений
обеспечению качества. Г
ипотеза и
Целью этого этапа при использовании
вопросы для исследования
метода систематического решения проблем
основной причины проблемы
в команде является разработка решения
проблемы путем устранения ее причины
Гипотеза: Запасов фармацевтических
(причин). Разработать решение - это не
препаратов не хватает.
всегда простая задача, многие решения
оказываются безрезультатными потому, что
Вопросы: Сколько дней в месяце
до внедрения они не были тщательно
наблюдается нехватка препаратов?
продуманы. Не стоит спешить с решением,
Сколько пациентов не получают препараты
ведь так много сил и времени было
по причине их нехватки? Почему фар- затрачено на выбор и анализ проблемы.
мацевтических препаратов нет в запасе? Лучший способ разработки решения - это
быть открытым для новых идей и подойти к
вопросу творчески, сначала составить список
потенциальных решений, затем тщательно
Необходимо определить эффективные рассмотреть каждое решение из этого
способы сбора данных, если возможно, то списка и выбрать одно. Это решение должно
использовать существующие источники быть направлено на устранение выделенной
информации, а при необходимости - основной причины проблемы.
провести сбор данных для исследования
Для того чтобы выбрать надежное решение
основных причин проблемы и определения
необходимо сначала составить список
реальной основной причины, однако такой
возможных решений. Здесь важно дать волю
сбор данных не должен превратиться в
своим фантазиям и не сковывать творческий
долговременный мониторинг системы.
потенциал. Очень часто группа
После того, как данные будут собраны, их “зацикливается” на какой-то одной мысли
необходимо проанализировать для принятия (“Вот так мы это всегда делали”), или
решения относительно основных причин и увлекается идеей одного члена команды,
ключевых улучшений. При помощи игнорируя идеи всех других членов. В
инструментов анализа данных (например, данном случае необходимо рассмотреть
столбиковые диаграммы, линейные графики, возможность привлечения других
график Парето) можно определить и сотрудников к работе команды для
отобразить информацию. Во-первых, выработки возможных решений. У
команда должна быть готовой к приглашенных специалистов должен быть
отображению информации разными опыт разрешения аналогичных проблем в
способами, чтобы сделать ее наиболее данной организации. Начать можно с
наглядной. Например, данные, изначально обсуждения положительного, а главное -
представленные в виде гистограммы, можно отрицательного опыта в решение
представить в виде графика по каждому аналогичных проблем приглашенных
показателю на линейном графике, чтобы сотрудников. Почему это произошло?
наглядно показать модели вариации во Какую полезную информацию из этого мы
времени. Во-вторых, данные можно разбить можем почерпнуть?
на подгруппы или уровни на основе
Также может стать полезным рассмотрение
индивидуальных характеристик. Например,
опыта других организаций или команд.
данные о том, поняли ли матери предписания
Эталонное сравнение совместно с мозговым
врача относительно того, как давать детям
штурмом (См. Раздел 9) могут
лекарства можно разбить, используя в
стимулировать процесс творческого
качестве критерия родной язык матери. Это
мышления. Эталонное сравнение
поможет выяснить, является ли языковой
подразумевает изучение аналогичного
барьер причиной непонимания между
эффективно работающего процесса или
матерью больного ребенка и врачом.
рассмотрение решений, которые


49
?
Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
применялись другой командой для решения где, когда и как. План внедрения решения
аналогичных проблем или устранения должен включать в себя следующие
аналогичной основной причины; команде действия:
необходимо изучить все, что помогло другой
Рассмотреть цель решения. Чего мы
?
команде решить схожую проблему. Тем не
пытаемся добиться? Что считать
менее, очень важно четко понимать свой
“успехом”?
собственный процесс, прежде чем проводить
эталонное сравнение, а также необходимо ? ·Рассмотреть дизайн (структуру) решения.
полностью понимать и другой процесс, Каковы этапы предложенного процесса?
прежде чем взять его за эталон. Если этого Кто будет делать что, где и когда?
не сделать, то можно создать проблем Провести обзор или составить простую
больше, чем разрешить. динамическую диаграмму процесса. Такая
диаграмма поможет команде решить,
При выборе одного решения из списка
принесет ли задуманное решение
возможных решений команда может
результаты. Можно ли упростить
опираться на четкие критерии, например:
решение?
Решение может быть внедрено
?
Выявить потенциальное сопротивление.
?
Не оказывает отрицательного воздействия Команда должна подумать, на кого может
?
на другие процессы или деятельность повлиять каждый этап процесса или
каждое изменение, внесенное в этот
Решение реально осуществимо
?
процесс. Люди, на которых повлияет
изменение процесса, могут стать
Поддержка администрации
?
источником потенциального
Поддержка сообщества
?
сопротивления изменениям. Можно ли
снизить это сопротивление, если привлечь
Решение эффективное
?
таких сотрудников к планированию этого
Решение своевременное
? изменения? Как еще можно избежать
случаев сопротивления?
Старайтесь ограничить количество
критериев до трех - четырех, так как Определить необходимые условия для
?
большее количество критериев сделает этот внедрения. Что необходимо сделать или
этап очень громоздким. Определите, какой подготовить до проверки и внедрения
критерий наиболее подходит данному решения? Подумайте, какой курс обучения
решению, и серьезно его изучите, это необходимо будет провести, какие
поможет быстро снять проблему выбора. обсуждения потребуются, какая поддержка
(материальная, административная,
контроль) должна быть организована.
7.4 Этап №4. Проверка и Команда должна учесть все возможные
внедрение неудачи, и после мозгового штурма
использовать анализ сходных причин по
Как и другие подходы к УК, группам (См. Раздел 9) для группирования
систематическое решение проблем в превентивных мероприятий.
команде зависит от результативности
Разработать пошаговый план действий.
?
проверки и внедрения нужного решения.
Что сделать сначала? Сколько времени на
Даже правильно выбранное решение не
это потребуется? Как мы поймем, что это
приведет к разрешению проблемы, если оно
действие завершено? Каков результат?
было плохо спланировано, внедрено и/или
При определении последовательности
проконтролировано. При использовании
действий используйте график Ганта (См.
метода систематического решения проблем
Раздел 9).
в команде цикл ПИАД проходит следующим
образом: Определить ответственного за каждое
?
действие. Кто будет контролировать
План (проведения испытания решения).
выполнение каждого действия? Этот
Планирование любой деятельности, включая
человек/группа может не сам выполнять
УК, состоит из ответов на вопросы кто, что,


50 ? Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
это действие, но он должен проследить, При проведении испытания необходимо
чтобы действие было выполнено. Кто документально зафиксировать успех и
будет следить за выполнением? Кто будет сложности, возникающие в ходе процесса.
контролировать? Эта информация пригодится при проведении
последующей оценки решения. Каждая
Решить, какая информация требуется для
?
проблема или ошибка являются
последующего наблюдения за решением.
возможностью для улучшения, это
Какие данные необходимы для выявления,
справедливо и по отношению к этапу
было ли в действительности проверено
испытания и внедрения решения, и к этапу
решение, правильно ли оно проверено (в
определения проблем.
соответствии с начальным планом),
привело ли решение к ожидаемому Анализ (последующее наблюдение для
результату? Кто может собрать данные? определения, привело ли решение к
Когда и как будут собираться данные? запланированным результатам). На этом
этапе команда должна решить, какую
План превентивных мероприятий.
?
информацию можно почерпнуть из
Решения, разработанные при помощи
проведенной проверки решения и его
систематического решения проблем в
внедрения. Основываясь на собранных
команде, часто влияют на многих людей и
данных и другой информации (официальной
процессы и, следовательно, есть
и неофициальной), полученной на этапе
вероятность того, что что-то может не
испытания и внедрения, команда должна
получиться. Сократить такую вероятность
ответить на следующие вопросы:
можно при помощи некоторых
превентивных мер. Например, сначала Отвечаем ли мы нашим критериям для
?
проведите мелкомасштабное испытание достижения успеха? Привело ли решение к
решения. Если решение требует больших желаемым результатам? Что сотрудники
изменений, влияет на многих людей или думают об изменении?
это решение никогда ранее не
Какие аспекты проверки прошли отлично?
?
применялось, то проведение сначала
Какие аспекты вызвали затруднения?
мелкомасштабной проверки этого
решения может помочь: Привело ли решение к возникновению
?
непредвиденных проблем для других
Разработать черновой план
сотрудников или процессов?
превентивных мер до начала
крупномасштабного испытания С каким сопротивлением мы встретились?
?
решения
Внедрение (принятие решения о внедрении).
Обеспечить поддержку, показав, что На основе данных, полученных в ходе
решение реально работает проведения оценки испытания решения,
команда должна определить, какие действия
Сэкономить ресурсы, если решение
предпринять. То, что решение было выбрано
оказалось не таким успешным, как
и проверено, само по себе еще не означает,
предполагалось
что это решение должно быть принято.
Испытание (проверка решения). Проверка Исходя из результатов последующего
решения подразумевает выполнение всех наблюдения за решением, команда должна
этапов графика Г анта или плана действий, решить, считать ли данное решение
проведение сбора данных, при помощи успешным, требует ли оно модификаций, или
которых можно определить, насколько от этого решения вообще надо отказаться и
хорошо прошло испытание решения. попробовать другое решение. Если решение
Команда должна периодически проверять необходимо модифицировать, то это должно
процесс испытания, чтобы убедиться, что проводиться при помощи цикла ПИАД.
оно проходит согласно ранее намеченному
Чтобы убедиться, что улучшение носит
плану, и сообщить о полученных результатах
устойчивый характер, команда должна
всем заинтересованным лицам. Команда
отыскать возможности стандартизировать
должна быть готова подбодрить и помочь
улучшения и сделать их постоянными при
всем, кому эта помощь нужна.
помощи таких действий, как разработка/


51
?
Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
изменение памяток для персонала и родители неправильно вводили детям
служебных инструкций, введение нового препарат: не понимали инструкцию к
материала в курсы подготовительного препарату, не были проинструктированы
обучения и курсы повышения квалификации, медперсоналом центра, или предпочитали
издание официальных приказов. Кроме того, уколы и отказывались давать ребенку
чтобы обеспечить устойчивость изменения лекарство в таблетках. Некоторые
нужно быть всегда начеку: команда должна сотрудники с грустью полагали, что
решить, мониторинг каких индикаторов некоторые их коллеги не соблюдали
нужно проводить, и кто это будет делать для протокол лечения - возможно, что дети,
того, чтобы оценить, остается ли изменение которым требовался хлорохин, не получали
успешным и убедиться, что проблема его.
повторно не возникает.
Более того, директор медицинского центра
Команда, применяющая метод знал, что запасов хлорохина всегда не
систематического решения проблем в хватало, так как министерство
команде, обычно саморасформировывается здравоохранения обычно поставляло только
после завершения четырех этапов УК и, определенное количество хлорохина и то
следовательно, обычно не продолжает нерегулярно, такого объема никогда не
мониторинг развития ситуации. Хотя хватало на лечение всех случаев малярии. В
качество можно улучшать всегда, министерстве заявляли, что данный
индивидуумы и команды имеют полное медицинский центр получает достаточное
право сказать: “Работа выполнена отлично”. количество хлорохина, исходя из количества
Команда может считать свою деятельность прикрепленного населения и уровня
по УК успешной, если она обладает использования этого препарата в прошлом.
доказательствами того, что проблемы Наличие запасов хлорохина является уже
больше не существует и что изменения долговременной проблемой, разрешить
(решение) были включены в рутинные которую медицинский центр не в силах.
процедуры. Деятельность по УК считается
Директор медицинского центра провел
законченной, если команда довольна своей
наблюдение за работой своих сотрудников и
работой и результативностью своих
пришел к выводу, что некоторые сотрудники
действий.
не выполняют протокол лечения. В
приватной беседе медработник заявлял, что
он то полностью выполняет протокол
7.5 Пример использования лечения, а вот его коллеги, возможно, и не
метода систематического выполняют.
решения проблем в
Этап №1. Определение проблемы
команде
1. Определить специфическую цель
Персонал медицинского центра в Африке
улучшения. Персонал составил список
заметил, что много детей, прошедших курс
различных компонентов этой комплексной
лечения от малярии, вновь поступали в
проблемы, который представлен ниже:
медицинский цент после прохождения
начального курса лечения без видимых Необходимость улучшить введение
?
признаков улучшения. Невозможность препарата детям с малярией.
полностью излечить малярию у детей
Персонал, возможно, не выполняет
?
увеличивала риск возникновения
протокол лечения
неизлечимой или плохо поддающейся
лечению малярии у детей, а также это Возможно, что медработники врут, говоря,
?
приводило к тому, что родители считали, что что они выполняют протокол лечения
их детей неправильно лечили от малярии.
Дети повторно поступают в центр с
?
Некоторые сотрудники центра подозревали,
продолжающимися симптомами
что родители не давали детям хлорохин, а
перепродавали этот препарат на рынке.
Другие сотрудники считали, что, возможно,


52 ? Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
Рисунок 7.2 Краткий обзор метода систематического решения проблем в команде

Выбрать хроническую, комплексную,
1.
периодически повторяющуюся проблему
Опред-
Определить состав команды и достичь
еление консенсуса среди членов команды


Описать и понять процесс, в котором
существует проблема и/или
Провести причинно следственный анализ
2. и дать предложения относительно
возможных основных причин проблемы
Анализ
Определить, собрать и проанализировать
данные и информацию, необходимую для
определения основной причины


Выработать возможные решения
относительно определенной основной
3. причины (причин)
Разраб-
Четко определить критерии решений
отка
Выбрать решение на основе
определенных критериев


4.1 План
Рассмотреть цель и дизайн
(структуру) решения
Выявить потенциальное
сопротивление и сообщить об
изменении всем
заинтересованным сторонам
Разработать пошаговый план
действий
Решить, какая информация
требуется для последующего
4.4 Действие
наблюдения, убедиться в
Предпринять соответствующие действия полноте информации
на основе результатов исследования. 4.2 Испытание
Если изменение: Периодически проверять, что
4.
? привело к достаточному улучшению - испытание проходит согласно
Проверка
внедрить решение, ответственность за ранее принятому плану
непрерывный мониторинг может быть и Документально зафиксировать
передана другой группе все модификации, внесенные в
внедрение
? привело к изменению, но оно не изменение или решение
достаточное - модифицировать и Проверить полноту и точность
испытать пересмотренное изменение данных
4.3 Анализ
? не привело к улучшению - отказаться
Определить, соблюдены ли все
от этого решения и разработать новое
критерии для достижения успеха
Сравнить исходные данные и
данные, полученные в ходе
последующего наблюдения за
изменением для того, чтобы
оценить влияние вмешательства
Отметить все возможные
непредвиденные проблемы,
которые могут случиться, и
возможное сопротивление
изменениям




53
?
Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
Таблица 7.1 Определение приоритетности проблем
Для того чтобы определить
компонент проблемы, над
Проблема Ясность Риск Очевидность Всего
которым команда будет в
последствии работать, она
Введение препарата 4 5 4 13
составила матрицу приоритетов
при помощи следующих Невыполнение протокола 3 5 3 11
лечения
критериев:
Персонал врет 1 5 1 7
Проблема ясная
?

Дети с продолжающимися 1 5 5 11
Риск игнорирования проблемы
?
симптомами малярии
Очевидность проблемы
?


По пятибалльной шкале 3. Определение состава команды. При
(5 - самая высокая степень) команда оценила составлении обобщенной динамической
эти компоненты, в результате самые диаграммы процесса назначения препаратов
высокие баллы получили риск детям с малярией (См. Рисунок 7.3) можно
игнорирования и очевидность проблемы, как определить специалистов, которые должны
показано в Таблице 7.1. работать над решением этой проблемы, и
применять метод систематического решения
2. Определить проблему. В конце концов,
проблем в команде. В данном случае в
команда выбрала введение препаратов в
команду вошли сотрудник регистратуры,
качестве проблемы для решения. При
медсестра, врач, медработник, фармацевт/
помощи ниже представленной
техник и мать ребенка.
формулировки проблемы команда
попыталась глубже понять проблему:
Этап №2. Анализ проблемы
“Существует возможность улучшить
1. Определить и понять процесс, в котором
предписания для введения препаратов детям
существует проблема. Для более глубокого
с малярией, начиная с того, что медработник
понимания ситуации команда нарисовала
принимает решение о потребности ребенка в
динамическую диаграмму процесса (Рисунок
определенном лекарственном препарате и
7.4) для выявления повторяющихся,
заканчивая тем, что ребенок возвращается

<<

стр. 3
(всего 7)

СОДЕРЖАНИЕ

>>