<<

стр. 5
(всего 7)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

команде время собраться с мыслями.
границы интуитивные, спонтанные
мышления решения
На флип чарте надо написать все идеи,
путем ? Вы хотите использовать высказанные участниками.
генерирования опыт каждого члена
команды
множества После того, как все идеи уже высказаны
творческих (обычно 30-45 минут после начала),
? В команде подавляются
идей за очень рассмотрите каждую идею, чтобы всем она
творческие идеи
короткий стала ясной и понятной, и объедините
период сходные идеи.
времени и активного участия в этом
Установите способы оценки идей,
процессе всех членов команды. Это
используйте сбор данных, голосование,
позволяет одну идею надстраивать над
матрицы или график Парето для выбора
другой, что было бы невозможным при
опций. Часто команды сначала применяют
интервьюировании каждого члена команды
техники голосования для того, чтобы
по отдельности.
сократить список выработанных идей до
шести - десяти наиболее ценных. Затем они
Как проводить мозговой штурм
применяют другие техники с тем, чтобы
сделать выбор из уже сокращенного списка
На откидном плакате (флип чарте), меловой
идей.
доске, и т.д. напишите вопрос или проблему,
которую необходимо обсудить. Убедитесь,

74 ? Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
Внимание Когда применять анализ сходных
причин по группам
Мозговой штурм - это способ генерирования
идей, но каждая идея затем должна быть Анализ сходных причин по группам может
тщательно изучена помочь команде или группе сотрудников
провести сортировку большого количества
Обсуждение или оценка идей в ходе
различных идей или высказываний за очень
мозгового штурма осложняет это
короткий период времени. Часто этот анализ
мероприятие и ограничивает поток идей.
используется для выработки идей о
Отложите обсуждение идей на конец
проблемах или областях, нуждающихся в
мероприятия.
улучшении, причинах, альтернативных
Если один или несколько человек решений и случаях сопротивления
доминируют при спонтанном мозговом изменениям. Очень часто этот анализ
штурме, перейдите к методу используется в случаях, когда проблемы
целенаправленного мозгового штурма. представляются очень большими или
комплексными, когда требуется найти
консенсус, или когда есть потребность в
9.3 Анализ сходных причин по творческих идеях. Поскольку идея каждого
участника включена, а группировка идей
группам
проводится всей командой, то обычно это
приводит к консенсусу. Этот анализ также
Анализ сходных причин по группам - это
полезно применять с тем, чтобы
процесс, помогающей команде собрать
удостовериться, что ни одна из идей не
большой объем информации и организовать
потерялась.
ее на основе
сходства или
Как применять анализ сходных причин
родства
Используйте анализ
(естественных по группам
сходных причин по
связей). Эта
группам, если: Поставить вопрос или проблему на
техника
рассмотрение и убедиться, что все участники
позволяет ? Проблема или область,
четко понимают поставленную задачу.
идеям требующая улучшения,
большая и комплексная
определять Выработать и зафиксировать идеи на
категории ? Члены команды
листках бумаги. Каждая идея или пункт
подавлены
(группы) должна быть записана на отдельном
комплексностью или
вместо того, листочке. Использование стикеров или
размером проблемы
чтобы бумаги для записей облегчит это
? Нужно много идей за
заранее мероприятие.
короткий период времени
установленные
При помощи мозгового штурма выработать
категории
идеи. Выбрать ответственного, который
определяли
будет записывать все идеи, или попросить
или направляли процесс генерирования идей.
каждого участника самостоятельно
Анализ сходных причин по группам состоит
фиксировать на бумаге свои мысли и идеи.
из двух компонентов: сначала члены
Самостоятельная запись идей каждым
команды вырабатывают идеи при помощи
членом команды особенно эффективное
мозгового штурма, а затем сортируют их в
средство в случаях, когда необходимо
естественные группы. Этот процесс
зафиксировать индивидуальный вклад
генерирует большое число идеи, а также
каждого участника или использовать
представляет общую картину вопроса
индивидуальный опыт участников.
(проблемы) для того, чтобы понять его
взаимосвязь с другими областями. Как и В любом порядке разложите листки бумаги с
многие другие аспекты УК, этот процесс записями на таком месте, чтобы всем
пробуждает у участников чувство участникам команды они были хорошо
собственности и сопричастности к видны (например, на столе или на стене).
происходящему.



75
?
Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
Попросить членов команды распределить зрения на вещи, включая потребности в
идеи, написанные на отдельных листках улучшении. Мы склонны думать в терминах
бумаги, по группам, передавая их друг другу. наших индивидуальных систем веры и того
Следите за тем, чтобы участники не контекста, в котором мы находимся.
перешли к просторному и длительному Творческое мышление позволяет выйти за
обсуждению. Спустя какое-то время пределы индивидуального взгляда на вещи и
участники перестанут передавать друг другу посмотреть на проблему под иным углом
листки с написанными на них идеями. зрения. Творчество - это один из способов
“соединения, перестройки и трансформации
Если группа большая, попросите участников
знаний для генерирования новых идей,
работать в группе по три - четыре человека
неожиданных и весьма полезных” (Plsek,
для записи их идей на отдельных листках
1997).
бумаги. Дайте группе несколько минут на
работу, затем дайте слово другой группе из Существует много способов стимулирования
трех - четырех человек. Пусть команды творческого мышления, включая
работают по очереди, пока идеи не иссякнут. модифицирование элементов и лексические
ассоциации по методу случайной выборки.
Не пытайтесь “притянуть за уши” идею в
группу; совершенно нормально, если в
Когда использовать модифицирование
группе только одна идея.
элементов и лексические ассоциации
Если идею постоянно перемещают из одной по методу случайной выборки
группы в другую, то нужно либо пояснить
При использовании метода
смысл этой идеи, либо поместить эту идею в
модифицирования элементов элементы
обе группы.
предъявляются в общепринятом виде с их
Дать каждой группе имя, которое бы последующем поочередным изменением.
отражало основную суть всех идей, Этот метод позволяет нам посмотреть на
помещенных в эту группу. Для начала окружающую нас реальность с другой
просмотрите идеи из этой группы. Если не стороны с тем, чтобы определить, какие
одна из идей не отражает общей сути элементы можно улучшить. При
группы, то просто придумайте свое название. использовании метода лексических
Напишите его на отдельном листке бумаги. ассоциаций на основе случайной выборки
записываются все спонтанные идеи,
Перенести названия групп и идей,
ассоциируемые с областью для улучшения.
написанных на отдельных листках бумаги, на
Некоторые из выработанных идей кажутся
один общий бумажный носитель; группы
абсурдными или невыполнимыми, однако их
разграничить при помощи линий. Для
можно использовать для того, чтобы
выбора группы используйте инструменты
взглянуть на проблемы по-новому.
для установления приоритетов.
Применение понятий, незнакомых для
данной организации, может привести к
Внимание
созданию новых идей для улучшения
При группировке идей постарайтесь качества. Например, команда может
установить в коллективе тишину. Проводите вспомнить все особенности библиотеки и
обсуждение идей, записанных на отдельных подумать, как их можно применить для
листках бумаги, только с целью уточнения. улучшения работы больницы. Перечисляя
услуги, которые оказывает библиотека, так
то: справочная литература, библиотечные
9.4 Техники творческого карты или системы баз данных, команда
может генерировать новые идеи для
мышления
улучшения работы медицинских
учреждений.
Такие методы и инструменты, как мозговой
штурм и анализ сходных причин по группам
помогают собрать воедино все идеи
участников; техники творческого мышления
позволяют разработать новые идеи и точки


76 ? Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
9.5 Инструменты установления Таблица 9.3 Разовое голосование
приоритетов: принятие Деятельность Число голосов Всего
решений в условии выбора ???
Деятельность №1 3
Методы, которые команда может применять
?????
Деятельность №2 5
для сокращения и ранжирования списка
?
выработанных идей, включают голосование Деятельность №3 1
и матрицы установления приоритетов.
?
Деятельность №4 1
Оба этих метода позволяют индивидуумам
выражать свои мнения или предпочтения Количество участников N = 10
при выработке группового решения.
Голосование - это достаточно спонтанная
техника, когда члены команды делают Разовое голосование. При разовом
выбор на основе либо имплицитных голосовании перечисляются все опции, а
(официально не установленных) или каждому участнику голосование
эксплицитных (официально установленных) предоставляется право одного голоса. При
критериев. взвешивании все голоса имеют равную силу.
Для группы этот вид голосования является
Матрицы установления приоритетов
самым простым методом выбора
позволяют команде рассмотреть все опции
деятельности, поскольку выбирается та
на основе стандартного набора
деятельность, за которую проголосовало
эксплицитных критериев.
большинство участников
Голосование
Множественное голосование
Когда
Когда использовать множественное
Используйте
использовать
голосование
голосование, если:
голосование
Этот метод используется в тех случаях,
Голосование ? Нужно принять решение
когда команда хочет выбрать более одной
быстро и эффективно
проводится в
идеи или список идей очень большой и его
ситуациях, ? В группе есть активные
необходимо сократить в два - три раза (Для
доминирующие участники
когда опции
того, чтобы сократить список идей до одной
и молчуны
либо
необходимо использовать метод прямого
? Есть возможность
достаточно
голосования). Множественное голосование
продолжить этот этап
прозрачны,
можно повторять несколько раз до тех пор,
упражнениями,
либо время направленными на пока список идей не сократится до таких
ограничено. формирование команды
размеров, когда с ним можно будет работать,
При
или останется лишь один приоритет. При
голосовании
таком виде голосования увеличивается
все члены команды принимают одинаковое
вероятность того, что в сокращенном списке
участие, поскольку процесс принятия
будет хотя бы одна идея, за которую
решения становится одинаковым как для
голосовал каждый конкретный участник
инициативных и доминирующих членов
голосования.
команды, так и для скромных молчунов.
Как применять множественное
Как применять голосование
голосование
Команда может проводить голосование по-
Перечислить все опции, и дать возможность
разному, но целью любого вида голосования
каждому участнику проголосовать за
является предоставление возможности
ограниченное число идей (например, три или
каждому индивидууму высказать свои
пять). Общее правило определения числа
предпочтения. Вне зависимости от вида
голосов следующее:
проводимого голосования, члены команды
должны понимать все опции, по которым
идет голосование.


77
?
Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
Как применять пропорциональное
До 10 опций - 2 голоса
?

голосование
10-20 опций - 3 голоса
?
Перечислить все альтернативные варианты,
20-30 опций - 5 голосов
?
дать каждому участнику возможность
придать больший вес некоторым
Подсчитать общее количество голосов по
предпочтениям по сравнению с другими.
одной идеи; идея, набравшая большинство
Например, пусть участники представят, что
голосов, считается главной приоритетной
Вы даете им какую то фиксированную
задачей команды.
сумму денег, и каждый участник волен
распоряжаться ей по своему желанию исходя
из предложенных альтернатив. При
Таблица 9.4 Множественное голосование
гипотетической сумме в 10 долларов
индивидуум может потратить все 10
Деятельность Число голосов Всего
долларов на одну идею, которая
?
Деятельность №1 1
представляется ему более весомой, или
разделить эту сумму поровну на пять идей,
???????
Деятельность №2 7
или сделать любую другую комбинацию.
???????
Деятельность №3 7 Метод пропорционального голосования
отражает убеждения каждого индивидуума
????????
Деятельность №4 8
относительно различных вариантов,
???
Деятельность №5 3 представленных на голосование.
???
Деятельность №6 3
Внимание
?
Деятельность №7 1
Хотя равное участие всех членов
Деятельность №8
способствует усилению общего настроя
группы, голосовавшие, оказавшиеся в
??
Деятельность №9 2
меньшинстве, могут почувствовать себя
Деятельность №10 лишенными права голоса по результатам
голосования. То есть, они как бы “выпали” из
процесса. Это может привести к снижению
Пропорциональное голосование эффективности работы команды и
ослаблению взаимопонимания между
Когда использовать пропорциональное членами. Чтобы этого избежать, после
голосование голосования проведите упражнения,
направленные на формирование команды.
Метод пропорционального
голосования позволяет
команде выбрать идею или
Таблица 9.5 Пропорциональное голосование
идеи на основе не только
степени важности для
Член команды
Деятел-
команды, но и того, насколько Всего
ьность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
за и против настроена команда
по отношению к 1 0
альтернативам. Этот вид 2 3 2 2 2 2 2 3 3 3 1 23
голосования можно
3 3 2 3 2 3 2 2 2 2 21
использовать в случаях, когда
4 2 3 8 3 1 2 3 2 2 3 29
члены вашей команды
высказывают сильные, но 5 1 2 3
альтернативные идеи 6 2 1 1 2 1 1 2 1 11
относительно продолжения
7 2 1 1 1 1 1 1 8
работы.
8 3 1 1 5
9 0
10 0


78 ? Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
Использование критериев или матрицы матриц этот метод адаптируется для
использования в малых или больших группах
установления приоритетов
с небольшим или большим числом
При каждом из описанных выше способов критериев.
голосования индивидуум, принимающий
участие в голосовании, при принятии Когда использовать матрицу критериев
решений руководствуется своими (установления приоритетов)
внутренними Наилучшие результаты применение матриц
Используйте матрицу критериями. дает в случаях, когда альтернативы более
Критерий - это
критериев комплексные или при определении
мера, приоритетов или принятии решения
(установления руководство, необходимо рассмотреть множественные
приоритетов), если: принцип или критерии. В матрице, представленной ниже,
другая основа
? Основная область для
по горизонтали указаны альтернативы, а по
улучшения определена, для принятия вертикали - критерии принятия решения.
но требует решений. Затем каждая альтернатива оценивается в
дополнительного
Примером
внимания соответствии с различными критериями.
критериев,
? Группа согласна, что
наиболее часто
решение необходимо
Таблица 9.6 Критерии или матрица
используемых в
разработать, но члены
установления приоритетов
медучреждениях,
не сошлись во мнении
относительно того, с являются
чего начать Альтер- Критерий
доступность и
нативный Всего
? Недостаточно ресурсов безопасность вариант №1 №2 №3 №4
для проведения медицинской
испытания и внедрения Альтер-
помощи. В натива 1
? Устойчивые связи
рабочих
между областями Альтер-
группах
требуют согласования натива 2
критерий - это
альтернативных
вариантов принятая Альтер-
основа для натива 3
принятия группового решения. Зачастую при
принятии решений одновременно
используются несколько критериев. Иногда
Как применять критерии/матрицы
группа хочет обсудить и договориться о
установления приоритетов
критериях, на основе которых каждый член
Этап №1. Перечислить альтернативы,
команды должен голосовать. Матрица
которые предстоит оценить. Убедиться, что
установления приоритетов является
все члены команды понимает значение
инструментом для оценки альтернатив на
каждой альтернативы.
основе набора эксплицитных критериев,
принятых всеми членами группы, которые Этап №2. Установить критерии для принятия
необходимы для принятия надлежащих и решений. Члены команды могут выбрать эти
приемлемых решений. Критерии улучшения критерии при помощи мозгового штурма, а
могут подвергаться взвешиванию и затем провести голосование для
ранжированию в целях содействия процессу определения наиболее важных/релевантных
принятия решений. Хотя матрица критериев.11 Убедиться, что каждый член
установления приоритетов является команды понимает значение выбранных
способом, наиболее вероятно приводящим к критериев.
консенсусу, иногда этот метод может быть
Критерии, обычно применяемые для выбора
комплексным и требовать больших
проблем, включают: важность, поддержку
временных затрат. В различных типах

11
Также метод пропорционального голосования можно использовать в случаях, если члены группы
считают, что некоторые критерии более важные по сравнению с другими. Однако пропорциональное
голосование необходимо проводить только тогда, когда дополнительная комплексность действительно
приведет к принятию лучшего решения.


79
?
Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
изменений, очевидность проблемы, риск Этап №4. Определить рейтинговую шкалу
игнорирования данной проблемы, альтернатив по каждому критерию. Способы
выполнимость внесения изменений в данную оценки альтернатив варьируются от простых
область. При выборе решений обычно к сложным. Простая рейтинговая шкала
используются следующие критерии: затраты, устанавливает баллы на основании того,
потенциальное сопротивление, удовлетворяет ли данная альтернатива тем
выполнимость, поддержка руководства, или иным критериям, например: Имеется ли
поддержка сообщества, эффективность, уже в наличии подготовленный персонал?
своевременность, влияние на другие виды Ответ (голос) “да” дает один балл, а “нет” -
деятельности. Этим перечень возможных ноль баллов.
критериев не ограничивается; команда
Другая распространенная рейтинговая
должна разработать перечень критериев в
шкала устанавливает баллы на основании
соответствии с конкретной ситуацией.
того, насколько удовлетворяет данная
Не существует ни минимального, ни альтернатива тем или иным критериям,
максимального количества критериев, например: Какую поддержку руководства
однако оптимальным количеством является имеет данная альтернатива? Ответ
три или четыре критерия. Более четырех “большую” дает три балла, “среднюю” - два
критериев делает матрицу громоздкой. Один балла, и “незначительную” - один балл (еще
из способов сократить количество критериев один пример приведен в Примечании).
- это определить, существуют ли такие
Комплексная рейтинговая шкала
критерии, которым должны удовлетворять
устанавливает для каждого критерия
все альтернативы. Используйте сначала этот
различное максимальное количество баллов,
критерий для сокращения альтернатив.
и каждая альтернатива оценивается по
Затем перечислите другие критерии для
каждому критерию от одного до
установления приоритетов по оставшимся
максимального числа баллов по этому
альтернативам.
критерию, как это показано в Таблице 9.7.
Еще один способ, при
помощи которого
можно сделать Примечание. Убедитесь, что рейтинговые шкалы, используемые для всех
матрицу не такой критериев, соответствуют друг другу, то есть: рейтинги по каждому
критерию убывают в направлении от наивысшего (максимальное
громоздкой - это
количество баллов) к низшему (минимальное количество баллов). Таким
ограничить число
образом, общий балл альтернативы можно подсчитать путем суммирования
альтернатив, ее баллов по каждому критерию. Например, если альтернативы
поставленных на сравнивались по двум критериям - выполнимость и затраты, каждая по
шкале от 1 (менее всего желаемая) до 5 (самая желаемая), критерии будут
рассмотрение. Если
оценены следующим образом:
перечень
? выполнимость самая выполнимая =5 наименее выполнимая =1
альтернатив
большой (более ? затраты самые низкие затраты =5 самые высокие затраты =1
шести), то проще
? общий рейтинг лучшая альтернатива =10 наихудшая альтернатива =2
сначала сократить
этот перечень путем
исключения
некоторых альтернатив. Для того чтобы
Этап №5. Выбирая одну альтернативу за раз,
снять с рассмотрения потенциальные
проведите обзор каждого критерия и
проблемы, применяются следующие
определите рейтинг, который она
критерии: а) проблема очень большая или
заслуживает, используя простую, обычную
комплексная, б) внести изменения в данную
или комплексную рейтинговую шкалу.
область не реально (область за пределами
Подобная рейтинговая оценка может
контроля или полномочий команды), в)
производиться индивидуально каждым
члены команды не высказывают интерес по
членом группы, а затем суммироваться. Либо
поводу работы над данной проблемой.
же, если рейтинговый метод прост, то его
Этап №3. Начертить матрицу и внести в нее можно выполнить в ходе групповых
альтернативы и критерии. дискуссий.


80 ? Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
Таблица 9.7 Комплексная рейтинговая шкала
Этап №6. Суммировать
показания по каждой
Максимальное
альтернативе путем
Критерий кол-во баллов Альтернатива 1 Альтернатива 2
добавления рейтинга по
каждому критерию.
Выполнимость 50 25 35
Этап №7. Оценить
Приемлемость 35 30 20
результаты на основе для потребителя
следующих вопросов:
Низкие затраты 15 5 15
Отвечает ли одна
?
Общий рейтинг 100 60 70
альтернатива всем
критериям полностью?
Можно ли исключить
?
основе объективности и своего опыта. Часто
какие-либо критерии?
у организаций возникают аналогичные
Если альтернатива отвечает некоторым,
? потребности в улучшении, и внешний
но не всем критериям, стоит ли эксперт, специализирующийся на работе по
рассматривать эту альтернативу? улучшению качества, применяя свой
богатый опыт в решении проблем, может
Внимание адаптировать стратегии, которые
применялись в других организациях для
Убедитесь, что каждый член команды
решения сходных проблем, к конкретной
полностью понимает альтернативы,
ситуации конкретной организации.
поставленные на рассмотрение, и
определения критерий.
9.7 Системное моделирование
9.6 Принятие решений Системное моделирование показывает, как
экспертами система должна работать. Эту технику
можно использовать для изучения
Иногда внешние эксперты могут ускорить совместной
процесс принятия решений, работая на работы различных
компонентов, Используйте
необходимой для системное
производства
Пример работы Проекта по моделирование
определенного
обеспечению качества. Привлечение для:
результата. Эти
внешнего эксперта (Палестина)
компоненты ? Понимания процесса
или проблемы как
Для анализа среднего времени ожидания в образуют систему,
части системы
которая состоит из
три часа в амбулаторную клинику
? Определения того, с
обработанных
пригласили эксперта по УК. Этот эксперт
чего начать анализ
различными
уже работал над аналогичной проблемой в проблемы
способами
других медучреждениях, поэтому, работая ? Выявления
ресурсов
с командой этой амбулаторной клиники, он потенциальных
(консультирование, потребностей в
сконцентрировал внимание на диагностика, данных
стандартизации и нормировании трудовой лечение) с целью
деятельности и разработки амбулаторных получения прямых
результатов (продукты или услуги),
карт пациентов. Эти вмешательства,
которые, в свою очередь, могут
наряду с другими мерами, привели к
воздействовать на потребителей и общество
сокращению времени ожидания в
в целом как на прямую (например,
амбулаторной клинике с трех часов до
иммунизация, регидратация), так и в
двадцати минут.
долговременном плане в виде более



81
?
Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
отдаленных результатов (например, противомалярийные препараты и
снижение уровня распространенности кори квалифицированных медработников. Другие
или уровня смертности). части этой системы обеспечивают оба из
этих исходных вложений: служба
материально-технического обеспечения
Когда использовать системное
обеспечивает лекарствами, а система
моделирование
обучения - квалифицированными кадрами.
Фиксируя связи между каждым видом
Процессы - это деятельность или задачи,
деятельности системы на диаграмме,
трансформирующие исходные вложения в
системное моделирование облегчает
продукты или услуги. При лечении малярии
понимание взаимосвязей между различными
такой процесс включает обзор анамнеза и
видами деятельности и их взаимовлияния.
проведение физического обследования
Этот метод отображает процесс как часть
пациента с жалобами на лихорадку,
большей системы, целью которой является
выставление диагноза, проведение лечения и
удовлетворение специфических
консультирование пациента.
потребностей потребителя. Системное
моделирование наиболее ценно в тех Конечная отдача - это результаты процесса.
случаях, когда требуется представить Под конечной отдачей обычно понимаются
полную картину. Системное моделирование прямые результаты, генерированные
показывает, как взаимодействуют между процессом, а иногда и косвенные
собой основные и вспомогательные последствия для потребителей, и еще более
службы, откуда поступают наиболее отдаленное воздействие на общество в более
существенные начальные вложения, каким широком смысле.
образом продукты или услуги будут
Результаты - это непосредственные
удовлетворять потребности общества. Когда
продукты или услуги, произведенные
команды не знают, с чего начать свою
процессом. Результатом системы
работу, то метод системного моделирования
противомалярийного лечения являются
может помочь локализовать проблемные
пациенты, получающие терапию и
области или провести анализ проблем,
консультации.
отображая различные части системы и связи
между ними. Этот метод может выделить и
Последствие - это изменения в знаниях
другие потенциальные проблемные области.
потребителя, его отношении, поведении и/
Также этот метода может выявить
или психики, вызванные конечной отдачей/
потребности в сборе данных: индикаторы
результатами. Для системы
исходных вложений, процессов и
противомалярийного лечения - это
результатов (прямые результаты,
снижение случаев летального исхода от
последствия для потребителя и/или
малярии (пациенты поправляются), а так же
воздействие). Наконец, метод системного
появление пациентов или медработников,
моделирования полезно использовать для
которые знают, как действовать в случаях
мониторинга эффективности деятельности.
возобновления лихорадки. Это косвенные
результаты процесса, так как между
Элементы системного моделирования конечной отдачей (например, правильное
лечение противомалярийными препаратами)
В системном моделировании используются
и последствием (например, пациент
три элемента: исходные вложения, процессы
выздоровел) могут вклиниться другие
и конечная отдача/результат.
факторы.
Исходные вложения - это ресурсы,
Воздействие - это долговременное и еще
используемые для выполнения различных
более косвенное последствие для
видов деятельности (процессов). Исходными
потребителей и сообщества в целом. Для
материалами может быть сырье или
противомалярийного лечения воздействием
продукты или услуги, произведенные
можно считать улучшение состояния
другими частями системы. Например, в
общественного здоровья и снижение
системе противомалярийного лечения
младенческой и детской смертности.
исходные вложения включают в себя



82 ? Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
Как явствует из Рисунка 9.1, система имеет в услуг, например, контроль и материально-
своем составе много взаимосвязанных техническое обеспечение. Затем необходимо
частей, которые необходимо увязать вместе. определить потребности общества, которые
Ценность системного моделирования должен удовлетворять ПРОЦЕСС (не
заключается в его способности отображать забывайте, что вспомогательные услуги
взаимосвязь частей. Системная модель удовлетворяют потребности внутреннего
отображает сильные стороны системы или потребителя).
ее уязвимые места на стыках частей.
Если начинать с ВОЗДЕЙСТВИЯ, то
необходимо определить, на что должна
Как применять системное оказывать влияние система, например,
моделирование какую потребность общества должна
удовлетворять система? Затем следует
Этап №1. Определить основной процесс или
определить ПРОЦЕСС, в ходе которого
“систему” для моделирования и потребность,
образуется медицинская услуга или
которую должна удовлетворять эта система
продукты (КОНЕЧНАЯ ОТДАЧА), которая,
(желаемое воздействие). Это можно сделать,
как ожидается, приведет к требуемому
начав с ПРОЦЕССА или ВОЗДЕЙСТВИЯ.
ПОСЛЕДСТВИЮ для потребителя, которое,
Если начинать с интересующего в свою очередь, приведет, как
ПРОЦЕССА, то необходимо определить предполагается, к желаемому
часть системы, которая будет ВОЗДЕЙСТВИЮ (удовлетворение
смоделирована: медицинское вмешательство потребности).
(например, иммунизация, лечение малярии,
Этап №2. Начертите на схеме квадратики
неотложная помощь в больнице). Можно
ПРОЦЕСС и ВОЗДЕЙСТВИЕ.
также сосредоточить системное
моделирование вокруг вспомогательных


Рисунок 9.1 Системная модель противомалярийного лечения
Результаты
Вспомога-
тельные Исходные Конечная
системы вложения Процесс отдача Воздействие Влияние

Другие системы
Мат. тех.
обеспечение
Препараты Снижение
Пациенты,
Система
случаев
прошедшие
Patients
финанси-
летального
курс противо-
Treated for
Анамнез,
рования
исхода от
малярийного
Malaria
физическое
малярии
лечения
обследование,
Квалифици- Снижение
Система диагноз,
рованный смертности
контроля лечение,
персонал
консульти- Пациенты, Повышение
Система рование получившие знаний и
обучения консультацию улучшение
о малярии практики
Пациенты
Информа-
ционные,
Другие системы
образова-
тельные и
коммуника-
ционные
кампании


Культурный,
социально-
экономический
статус и т.п.


83
?
Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
Применение системной модели для
Этап №3. Пройдите по всей цепочке
РЕЗУЛЬТАТОВ в обратном направлении, анализа проблем
начиная с потребности (ЖЕЛАЕМОЕ
Проведите обзор различных элементов
ВОЗДЕЙСТВИЕ), определите, какие
системы. Решите, какие данные необходимы
последствия должны давать услуги или
для определения того, достаточно ли
продукты (КОНЕЧНАЯ ОТДАЧА)
система продуктивна или адекватно
потребителю для достижения желаемого
функционирует для достижения желаемых
ВОЗДЕЙСТВИЯ. Рассмотрите различные
результатов и воздействия. Используйте эти
группы, на которые влияют услуги или
данные для того, чтобы оценить, работает ли
продукты. Начертите на схеме квадратик
система так, как она должна работать в
РЕЗУЛЬТАТЫ.
соответствии с системной моделью, которую
Этап №4. Определите другие факторы, Вы составили. Определите слабые или
влияющие на ВОЗДЕЙСТВИЕ, например, недостающие компоненты системы,
экономика или культурные факторы, и отслеживая те части системы, в которых
внесите их в модель. Ни одна система не наблюдается низкое качество.
может работать в вакууме, ВОЗДЕЙСТВИЕ
всегда будет испытывать влияние факторов Внимание
извне.
Привлеките к этой работе людей, знающих
Этап №5. Определите специфическую систему, которую будут моделировать, либо
КОНЕЧНУЮ ОТДАЧУ производимую
, на этапе разработки этой модели, либо в
процессом, которая приводит к уже качестве рецензентов уже готовой модели.
выявленным РЕЗУЛЬТАТАМ. Во многих
Убедитесь, что системная модель отражает
случаях будет более одного вида
выделенные проблемы.
КОНЕЧНОЙ ОТДАЧИ. Например, система
вакцинации должна привести к появлению
вакцинированных детей и
9.8 Динамическая диаграмма
“информированных” матерей.
Динамическая диаграмма - это графическое
Этап №6. Определите основные категории
отображение работы процесса, где
риска в ПРОЦЕССЕ, например, изучение
показывается, как минимум,
анамнеза, проведение физикального
последовательность его этапов. Существует
осмотра, выставление диагноза, проведение
несколько типов динамических диаграмм:
лечения и консультирование. Все это
самый простой вариант (обобщенная
необходимо внести в схему в квадратик
диаграмма), подробный вариант (детальная
ПРОЦЕССА. Проведите обзор
диаграмма) и диаграмма, на которой
КОНЕЧНОЙ ОТДАЧИ (например, запись в
отображаются люди, вовлеченные в процесс
историю болезни, выставленный пациенту
на каждом этапе (развернутая
диагноз, пациент, прошедший курс лечения)
динамическая диаграмм или матрица).
и убедитесь, что конечная отдача была
определена для каждого потребителя.
Когда использовать динамическую
Этап №7. Определите различные
диаграмму
ИСХОДНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ, необходимые
для процесса. ИСХОДНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ Динамическая диаграмма помогает
должны включать кадры, материальные, уточнить, каким образом происходит работа
информационные и финансовые ресурсы. на данный момент, и как ее можно улучшить.
Для различные ВЛОЖЕНИЙ начертите При помощи этой диаграммы также можно
свои квадратики. Решите, какие определить ключевые элементы процесса,
вспомогательные системы (например, четко разграничив окончание одного
материально-техническое обеспечение, процесса от начала другого процесса.
системы обучения или контроля) производят Создание динамической диаграммы
эти ИСХОДНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ, и впишите стимулирует общение в группе и
источники в квадратики на схеме. устанавливает единое понимание процесса.
При помощи этой диаграммы также можно


84 ? Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
выявить лишние или недостающие этапы. Большинство процессов можно отобразить
Кроме того, динамические диаграммы при помощи четырех - пяти квадратиков на
можно использовать для выбора подходящих схеме, которые будут представлять
членов команды, выявляя, кто и кому основные этапы или виды деятельности
поставляет исходные вложения или ресурсы, процесса. Действительно, использование
установления важных областей для лишь нескольких квадратиков на схеме
мониторинга или сбора данных, определения является неплохой идеей, так как это
областей для улучшения или повышения заставляет человека (лиц), составляющего
эффективности и выработки гипотез о динамическую диаграмму, сосредоточиться
причинах проблемы. Можно применять только на наиболее важных этапах процесса.
динамические диаграммы для изучения
Детальная динамическая диаграмма
процесса на предмет его различных потоков:
пациентов, информации, материалов, Детальная динамическая диаграмма дает
клинической помощи или комбинации этих подробную картину процесса, отображая все
потоков. Рекомендуется создавать этапы и виды деятельности, существующие в
динамическую диаграмму при помощи процессе. Такой тип динамических диаграмм
групповых обсуждений, так как показывает этапы или виды деятельности
индивидуумы редко знают процесса, включая места
весь процесс полностью, а принятия решений, периоды
Используйте
совместное обсуждение ожидания, виды работ,
динамическую
может привести к которые наиболее часто
улучшению. нужно переделывать
диаграмму для того,
(переделка) и петли
чтобы:
Виды динамических обратной связи. Этот тип
? Понять процесс
динамических диаграмм
диаграмм
? Рассмотреть способы успешно применяется для
упрощения процесса
Обобщенная динамическая подробного изучения
диаграмма областей процесса и поиска
? Определить лишние этапы
процесса проблем или неэффективных
Обобщенная динамическая
областей. Например,
? Определить области для
диаграмма (также ее
мониторинга или сбора динамическая диаграмма,
называют диаграммой
данных представленная на Рисунке
первого уровня или
? Определить членов команды 9.3, показывает задержку,
нисходящей) показывает
или лиц, на которых может возникающую в случаях,
основные этапы процесса. повлиять улучшенный
когда нет ни регистратора,
Она дает общую перспективу процесс
ни врача, чтобы помочь
процесса (“взгляд с высоты ? Сформулировать вопросы
пациенту.
птичьего полета”), что для дальнейшего
иллюстрируется примером на исследования
Развернутая динамическая
Рисунке 9.2. В состав
диаграмма или матрица
динамической диаграммы
Развернутая динамическая диаграмма
также могут входить промежуточные
представляет процесс с точки зрения того,
результаты каждого этапа (произведенный
кто работает на каждом этапе. Эта
продукт или услуга), а также входящие в
диаграмма сделана в форме матрицы, где
процесс вспомогательные этапы. Такая
указываются различные участники и этапы,
динамическая диаграмма дает общую
разделяющие этих участников. Особенно
картину процесса и определяет изменения,
успешно этот тип динамических диаграмм
происходящие внутри процесса.
применяется для того, чтобы определить,
Наибольшую пользу динамическая
кто и кому поставляет исходные вложения
диаграмма приносит при определении
или услуги, а также таких областей, где
состава команд (лиц, вовлеченных в
различные люди постоянно делают одну и ту
процесс) и разработке индикаторов для
же работу без какой-либо необходимости
мониторинга процесса, так как в такой
(См. Рисунок 9.4).
диаграмме основное внимание уделяется
промежуточным результатам/отдаче.


85
?
Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
Рисунок 9.2 Обобщенная динамическая диаграмма пренатальной помощи

Пациентка
Регистратор
Пациентка Пациентку оплачивает услуги и
направляет Пациентка
приходит в принимает записывается на
пациента на уходит
клинику врач следующий прием
прием



Рисунок 9.3 Детальная динамическая диаграмма регистрации пациентов


Регист- Да
Очередь Нет Да
Пациент Врач
Врач
ратор
за
приходит в принимает
свободен?
свободен?
картами?
регистратуру пациента


Да Нет Нет

Задержка
Задержка Задержка



Рисунок 9.4 Развернутая динамическая динамической диаграммы, а потом
перейдите к детальной и развернутой
диаграмма или матрица
диаграммам. Обратите внимание, что для
составления детальной и развернутой
Марк Хуан Мариам
диаграмм требуется достаточно много
времени.

Как применять динамические
диаграммы
Существует несколько основных этапов
построения динамических диаграмм вне
зависимости от их типа.
Этап №1. Договориться о цели построения
динамической диаграммы и наиболее
приемлемом формате.
Этап №2. Определить и прийти к согласию
по точкам начала и конца процесса, который
Когда использовать каждый тип
будет графически представлен в виде
динамических диаграмм
динамической диаграммы.
У каждого типа динамических диаграмм
Что указывает на начало этого процесса?
?
есть свои достоинства и недостатки:
Каковы исходные вложения?
обобщенную диаграмму легче всего
построить, однако, она может и не дать Что указывает на конец этого процесса?
?
необходимой для определенных целей Каковы конечные результаты/отдача?
информации. При выборе типа диаграмм
Этап №3. Определить элементы
команда должна четко понимать, для чего
динамической диаграммы при помощи
она собирается построить динамическую
следующих вопросов:
диаграмму. В Таблице 9.8 приводятся
некоторые индикаторы, но если Вы не Кто обеспечивает исходные вложения для
?
уверены, какой их них использовать, то данного этапа? Кто их использует?
начните с построения обобщенной



86 ? Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
Таблица 9.8 Типы динамических диаграмм в зависимости от цели

Обобщенная Детальная Развернутая
Цель диаграмма диаграмма диаграмма
Понять процесс и определить членов команды +++ ++

Добиться консенсуса в группе по пониманию процесса +++ +++ +++
Определить области или индикаторы для мониторинга +++ ++
с целью получения информации о процессе

Выявить области, в которых можно добиться ++ +++ ++
эффективности
Определить, кто кому и что поставляет + ++ +++

Найти специфические проблемы или этапы, которые +++ ++
часто требуют переделки
Распределить задачи +++

+++ Очень полезно применять; ++ Часто полезно применять; + Иногда полезно применять


Что происходит с исходными вложениями? вовлеченных в процесс, считают ли они, что
?
Какие решения принимаются при Ваша динамическая диаграмма отражает их
потреблении исходных вложений? работу.
Какова конечная отдача на данном этапе?
?
Советы по составлению динамических
Кто ее использует и для чего?
диаграмм
Если Вы составляете динамическую
Старайтесь составить первый вариант
диаграмму для того, чтобы определить
динамической диаграммы за один раз с тем,
слабые места в Вашем процессе, то те этапы
чтобы потом вернуться к ее доработке и
и места принятия решений, которые Вы
улучшению. Используйте правило “пяти
включаете в процесс, должны отражать
минут”: в течение каждых пяти минут
реальный процесс (что реально сделано, а не
необходимо нарисовать символ или
должно быть сделано). Точность при
квадратик; в случаях, когда решение
создании динамической диаграммы дает
относительно того, какой символ или
гарантию, что Вы увидите все, что можно
квадратик использовать, остается неясным,
или необходимо улучшить. Если идеи об
используйте “облако” или сделайте пометку
улучшении генерируются во время
и продолжайте двигаться дальше.
построения динамической диаграммы, то не
стоит обсуждать их достоинства прямо Чтобы избежать зачеркиваний и стирания по
сейчас, необходимо их зафиксировать и мере развития идей, изготовьте графические
обсудить после. формы для различных символов и положите
их на стол. Таким образом, изменения можно
Этап №4. Рассмотреть первый вариант
легко внести, просто передвигая эти
динамической диаграммы с той целью,
символы, пока группа уточняет процесс.
чтобы определить, логично ли выстроены
Использовать символы решений уместно в
этапы процесса. Неясные области можно
случаях, когда лица, вовлеченные в процесс,
отразить при помощи “облака” с целью их
принимают решения, влияющие на работу
последующего прояснения.
процесса. Например, когда решение или
Этап №5. Через день или два вернитесь к вопрос завершаются выбором “ДА, человек

своей динамической диаграмме и пойдет по одному направлению и этапам, а
рассмотрите ее в группе, чтобы посмотреть, если “НЕТ” - то по другому направлению и
все ли члены команды удовлетворены этапам. Убедитесь, что текст, заключенный
результатом. Спросите других сотрудников, внутри символа принятия решений, будет



87
?
Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
Таблица 9.9 Основные элементы
требовать ответа “ДА или “НЕТ” для того,

чтобы структура диаграммы оставалась различных типов
логичной. динамических диаграмм
При определении количества деталей,
Тип диаграммы Основные элементы
которые нужно отразить на динамической
диаграмме (например, на сколько частей Обобщенная Основные этапы, исходные
диаграмма вложения и конечная отдача/
разбить обычный этап), не забывайте о цели
результаты
данной динамической диаграммы. Например,
в динамической диаграмме, целью которой Детальная Этапы или действия, места
является лучшее понимание проблемы диаграмма принятия решений, исходные
вложения, конечная отдача/
длительного ожидания, детально должны
результаты
отображаться только те этапы, которые
могут оказывать влияние на длительность Развернутая Этапы, исходные вложения,
диаграмма конечная отдача/результаты,
ожидания. Этапы, не влияющие на
вовлеченные в процесс лица
длительность ожидания, можно подробно не
расписывать.
Необходимо помнить, что динамическая
Таблица 9.10 Основные символы любого
диаграмма не обязательно должна включать
типа динамической
в себя все возможные символы. Например,
диаграммы
символ ожидания ( ) может не
потребоваться в случаях, если динамическая Этап
диаграмма не имеет отношения к
длительности ожидания.
Начало или конец
Анализ детальной динамической
диаграммы для определения Неясный этап
проблемных областей
После построения динамической диаграммы
с целью представления реальной работы Таблица 9.11 Символы детальной
процесса, изучите потенциальные динамической диаграммы
проблемные области на предмет их
Yes
улучшения, используя одну или несколько из
Решение или разветвление
нижеприведенных техник. No

Изучить каждый символ принятия
?
Документация (письменная информация
решений: Отражает ли он деятельность,
о процессе)
направленную на достижение
положительного конечного результата?
Является ли деятельность эффективной Информация в базе данных
или избыточной?
Изучить каждую петлю, которая отражает
?
Ожидание/узкое место
лишнюю работу (переделку):
Предотвращает ли эта петля переделки
повторное возникновение проблемы? Сочленение с другим процессом
Проводится ли переделка далеко за
пределами того этапа, где изначально
возникли ошибки?
Изучить каждый символ документации и
?
Изучить каждый символ деятельности: баз данных: Является ли это
?
Является ли этот этап лишним? Повышает необходимым? Не устарели ли данные?
ли он качество продукта или услуги? Он Есть ли общий источник информации?
проблематичен? Можно ли избежать Можно ли использовать эту информацию
ошибок при данном виде деятельности? для мониторинга и улучшения процесса?


88 ? Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
Изучить каждый символ ожидания: К решением каких-либо проблем, расширить
?
каким сложностям или дополнительным свой кругозор и взглянуть на общую картину
проблемам приводит это ожидание? проблемы. Причинно-следственные
Насколько длительно это ожидание? диаграммы отражают либо причины,
Можно ли его сократить? препятствующие желаемому состоянию,
либо благоприятствующие факторы,
Изучить каждый переход, когда один
?
необходимые для достижения желаемого
человек завершает свою часть процесса, а
состояния.
другой человек принимает от него
эстафету: Кто вовлечен? Что может не
Когда использовать причинно-
удаться? Удовлетворяет ли потребности
следственный анализ
следующего участника процесса
промежуточный продукт или услуга? Причинно-следственный анализ –
графическое представление с основными
Изучить весь процесс целиком: Является
?
ответвлениями, отражающими категории
ли динамическая диаграмма логичной?
причин, стимулирует размышления о
Есть ли неопределенные области или
потенциальных или реальных причинах и
места, где процесс ведет в никуда? Есть ли
облегчает дальнейшее изучение
параллельные пути? Есть ли этому
индивидуальных причин. Поскольку идея
логическое обоснование?
каждого участника будет отображена на
диаграмме, причинно-следственный анализ
Внимание
способствует достижению консенсуса по
Динамические диаграммы, построенный с причинам среди участников команды. Этот
целью улучшения, всегда должны отражать анализ помогает сосредоточить внимание на
реальный, а не идеальный процесс. На процессе, в котором возникает проблема, для
динамической диаграмме должно того, чтобы конструктивно использовать
отражаться все, что реально происходит. факты, непосредственно связанные с
зафиксированными событиями. Однако не
Привлеките к работе лиц, которые знают
стоит забывать, что причинно-следственная
процесс, либо на этапе создания
диаграмма – это структурный способ
динамической диаграммы, либо для
отражения гипотез о причинах проблемы
рецензирования завершенной диаграммы.
или того, почему процесс не работает так,
как бы этого хотелось. Причинно-
Убедитесь, что динамическая диаграмма
следственный анализ не может заменить
сконцентрирована вокруг выбранных
эмпирическую проверку этих гипотез:
проблем.
анализ не дает ответа на вопрос, что
является основной причиной проблемы, а
9.9 Причинно-следственный дает лишь перечень возможных причин.
анализ
Типы причинно-следственного анализа
В причинно-следственном анализе
Существует два способа графического
генерируются и сортируются гипотезы о
представления идей для причинно-
возможных причинах проблемы внутри
следственного анализа. Эти способы
процесса следующим образом: члены
варьируются в зависимости от того, каким
команды составляют список всех возможных
образом группируются возможные причины:
причин и последствий выбранной проблемы.
а) по категориям, называемый причинно-
Такой анализ организует большой объем
следственной диаграммой или диаграммой
информации, показывая связи между
Ишикавы (по имени изобретателя), и б) цепь
событиями и их потенциальные или
причин, называемый древовидной схемой.
реальные причины, и представляет способы
генерирования идей относительно того, Выбор метода зависит от потребностей
почему возникает данная проблема, и идеи о команды. Если команда склонна
возможных последствиях этой причины. размышлять о причинах только с точки
Применение причинно-следственного зрения людские ресурсы, то причинно-
анализа позволяет лицам, работающим над следственная диаграмма, в которой причины


89
?
Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
разбиваются по категориям, будет
Используйте причинно-следственный
способствовать расширению кругозора
анализ:
членов команды. Древовидная схема
заставляет членов команды рассмотреть В начале этапа анализа
?
цепь событий или причин.
Для более широкого рассмотрения
?
возможных причин проблемы; этот
Причинно-следственная диаграмма инструмент УК позволяет команде не
концентрировать внимание только на
(группировка причин по категориям)
ответственных лицах, а рассматривать
ситуацию шире, а также рассмотреть
Причинно-следственная диаграмма помогает
глубинные причины проблемы
команде провести мозговой штурм о
возможных причинах проблемы, Для выработки гипотез о причинах
?
проблемы: правильность некоторых идей не
аккумулировать имеющиеся знания о
будет доказана, но на данном этапе ваше
системе причин и следствий, окружающую задача – зафиксировать идеи
эту проблему, и сгруппировать причины по
общим категориям.
При использовании причинно-следственной
Рисунок 9.5 Структура причинно-
диаграммы можно применять различные
следственной диаграммы
категории. Наиболее часто используются
следующие категории:
Трудовые ресурсы, методы, материалы,
?
измерения и оборудование
Последствие
Потребители, работники, предметы
?
поставок, окружающая обстановка и
процедуры
Что, как, когда, где
?

по улучшению качества Госпиталя Сан
Категории причин этого типа причинно-
Карлос в Боливии разработала причинно-
следственной диаграммы сильно
следственную диаграмму, приведенную на
варьируются в зависимости от контекста.
Рисунке 9.6, с целью уделять более
Члены команды должны выбрать наиболее
пристальное внимание пациенткам при
релевантные для их конкретной ситуации
оказании пренатальной и акушерской
категории и свободно добавлять или убирать
помощи.
категории по мере необходимости. Команда


Рисунок 9.6 Причинно-следственная диаграмма, разработанная в госпитале Сан
Карлос
Окружающая
обстановка Персонал
Не отвечающая
Не говорит с
требованиям
пациентками об
инфраструктура
С беременными,
этом вопросе
которые скоро
Родовая палата
должны родить, не
соединена с изолятором
говорят о том, что
нужно решить,
будет ли при родах
Нет возможности
Нет специальной
присутствовать
принять решение
стерильной одежды для
отец ребенка или
отца ребенка или членов Многие приходят одни
члены семьи
семьи, чтобы они могли
Нет информации
присутствовать при родах

Потребители
Исходные
вложения

90 ? Современная Парадигма Улучшения Качества в Здравоохранении
Пример:
Рисунок 9.7 Древовидная схема
Вопрос 1: Почему пациент получил
неправильное лекарство?
Почему?
Ответ 1: Потому что рецепт был выписан
неправильно
Вопрос 2: Почему рецепт был выписан
Почему?
неправильно?
Ответ 2: Потому что врач принял
неправильное решение
Почему?
Вопрос 3: Почему врач принял неправильное решение?
Ответ 3: Потому что в карте пациента не было
Почему? полной информации
Вопрос 4: Почему карта пациента не была заполнена
полностью?
Почему?
Ответ 4: Потому что ассистент врача не внес в карту
результаты последних лабораторных
Следствие исследований
Вопрос 5: Почему ассистент врача не внес в карту
результаты последних лабораторных
Древовидная схема (цепь причин) и исследований?
Ответ 5: Потому что лаборант сообщил результаты
пять «почему»
исследований регистратору по телефону, а
тот забыл передать эту информацию
Вторым типом причинно-следственного
ассистенту врача
анализа является древовидная схема, в
Решение Разработать систему для контроля за
которой главное место отводится цепи
предоставлением результатов лабораторных
причин. Схема начинается с последствия и исследований
основных групп причин, а затем по каждому
ответвлению задается вопрос «Почему так
мозговой штурм с целью выработать
происходит? Какова причина?».
возможные причины проблемы, а затем
Древовидная схема – это графическое
сгруппировать эти причины по основным
изображение самого простого метода,
ответвлениям. При генерировании
известного под названием «пять почему». В
возможных причин команда должна
схеме отражаются уровни причин,
добавлять или убирать категории по мере
проводится глубинное рассмотрение
необходимости. Каждую категорию
основной причины проблемы. Этот
необходимо записать в отдельном
инструмент УК можно использовать
квадратике.
отдельно, или вместе с любой другой
причинно-следственной диаграммой.
Этап №3. Определить специфические
причины и записать их в одно из основных
Как применять причинно-следственный ответвлений или вспомогательное

<<

стр. 5
(всего 7)

СОДЕРЖАНИЕ

>>