СОДЕРЖАНИЕ

wfme

Всемирная федерация медицинского образования
Последипломное медицинское образование
Всемирные стандарты WFME по повышению качества медицинского образования
Отделение WFME Университет Копенгагена - Дания - 2003

Исполнительный комитет WFME
Председатель:
Dr. Hans Karle, Президент, WFME, Дания
Члены:
Mr. Orvill Adams, Директор, ВОЗ, Женева, Швейцария
Профессор Jasbir Bajaj, Президент, Региональная ассоциация медицинского образования Юго-Восточной Азии (SEARAME), Индия
Профессор Margarita Baron-Maldonado, Президент, Ассоциация медицинского образования Европы (AMEE), Испания
Профессор Alejandro Cravioto, Президент, Панамериканская федерация Ассоциаций медицинских школ (PAFAMS), Мексика
Доктор Mario Dal Poz, Координатор, Кадровые вопросы здравоохранения, ВОЗ, Женева, Швейцария
Профессор Laurie Geffen, Президент, Ассоциация медицинского образования Западного побережья Тихого океана (AMEWPR), Австралия
Профессор Sa'ad Hijazi, Президент, Ассоциация медицинского образования Средиземноморского региона (AMEEMR), Иордания
Доктор Delon Human, Генеральный секретарь, Всемирная медицинская ассоциация (WMA), Франция
Ozgur Onur, Международная федерация ассоциации студентов-медиков (IFMSA), Германия
Доктор Pablo A. Pulido, Исполнительный директор, Панамериканская федерация Ассоциаций медицинских школ (PAFAMS), Венесуэла
Профессор J.P. de V. van Niekerk, Президент, Ассоциация медицинских школ Африки (AMSA), Южная АфрикаПрофессор Henry Walton, Экс-президент, WFME, Великобритания

Последипломное медицинское образование
Всемирные стандарты WFME по повышению качества медицинского образования

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
ВВЕДЕНИЕ
Историческая справка
Проект WFME по стандартизации последипломного медицинского образования
Основные положения, касающиеся последипломного медицинского образования
Основные цели и задачи
Условия стандартизации последипломного медицинского образования
Применение стандартов
Всемирные стандарты WFME
Определения
1. Задача и критерии ее решения
2. Процесс обучения
3. Контроль качества обучения
4. Обучающиеся
5. Персонал
6. Размещение и ресурсная база центров обучения
7. Оценка процесса обучения
8. Руководство процессом обучения
9. Непрерывное совершенствование процесса обучения
Литература
Дополнение
Участники комиссии по реализации проекта WFME по внедрению всемирных стандартов обучения

Предисловие
Исполнительный комитет Всемирной Федерации Медицинского образования
Предисловие к настоящему сборнику документов
Всемирные стандарты медицинского образования
Основной целью медицинского образования является улучшение состояния здоровья населения. Ту же цель преследует деятельность Всемирной федерации медицинского образования (WFME). В соответствии с конституцией, федерация представляет собой международное объединение, представляющее всех преподавателей медицинских дисциплин и все медицинские учебные заведения; WFME обеспечивает достижение наиболее высоких научных и этических стандартов в медицинском образовании, разрабатывает новые методы обучения, новые методические пособия, новые методы руководства медицинским образованием.
В соответствии со своими полномочиями в программном документе от 1998 г. WFME разработала и начала осуществление проекта Международных стандартов медицинского образования (International Standards in Medical Education). Целью этой программы было разработать механизм улучшения качества медицинского образования во всем мире, который был бы пригоден для внедрения в учреждения и учебные программы на всех этапах медицинского образования.
На первых этапах разработки исходного документа Всемирных стандартов додипломного медицинского образования выяснилось, что влияние создаваемых всемирных стандартов на медицинские школы и их учебные программы недостаточное, и на практике может даже ухудшить качество медицинского образования. Стало общим местом утверждение, что медицинское образование плохо удовлетворяет как изменяющимся условиям деятельности системы здравоохранения, так и потребностям и ожиданиям общества. Поэтому в стандарты необходимо включить также указание на степень необходимых изменений и глубину реформ. Вследствие этого стандарты WFME должны быть сформулированы на двух различных уровнях: (а) минимальные стандарты, или минимальные требования; (б) стандарты повышения качества.
С самого начала предполагалось, что стандарты WFME будут предназначены для проведения аккредитации. После обсуждения WFME пришла к заключению, что непосредственную ответственность за проведение аккредитации должны нести только службы, уполномоченные на это государственными органами. Однако WFME могла бы оказывать помощь в процессе аккредитации новых служб. Всемирные стандарты могут служить основой для деятельности организаций, проводящих сертификацию/аккредитацию. Кроме того, WFME могла бы разработать рекомендации и процедуры применения предложенных ею стандартов в целях проведения аккредитации.
Для улучшения качества медицинского образования необходимо внедрить методы самопроверки, внешней оценки, консультаций. Как структура, так и функции WFME позволяют федерации принять участие в создании групп консультантов во всех регионах мира.
Поскольку медицинские работники могут перемещаться по всему миру, стандарты WFME могут быть полезны для обеспечения достаточного уровня образования у врачей, приезжающих из других стран. Однако не менее важно стимулировать врачей к прохождению переподготовки по месту их проживания. Стандарты WFME не следует рассматривать как средство стимулирования медицинских работников к переездам или к "утечке мозгов" врачей из развивающихся стран. В мире ширятся процессы интернационализации, от которых медицинская общественность не может остаться в стороне, и стандарты должны служить одним из критериев качества подготовки врачей независимо от места их проживания.
Для обеспечения всемирной применимости и сопоставимости знаний врачей необходимо разработать легкодоступную и ясно изложенную документацию, позволяющую оценить уровень квалификации медицинских учебных заведений и принятых в них программ обучения. Всемирный справочник медицинских школ, опубликованный Всемирной Организацией Здравоохранения, был предназначен только для перечисления медицинских школ, и оценку качества их работы в него не включали. WFME уже предлагала в программном документе от 1998 г. разработать Всемирный реестр медицинских школ, содержащий оценки качества подготовки выпускников медицинских учебных заведений и гарантирующий, что включенные в него медицинские школы придерживаются в используемых в них программах обучения всемирно признанных и одобренных стандартов.
Всемирные стандарты WFME, представленные в настоящем сборнике документов, касаются всех трех этапов медицинского образования: додипломного медицинского образования; последипломного медицинского образования; повышения квалификации медицинских работников. Три содержащиеся в сборнике документа сыграли большую роль в работе Всемирной конференции по медицинскому образованию Всемирные стандарты медицинского образования, предназначенные для повышения качества медицинской помощи, прошедшей в Копенгагене 15-19 марта 2003 г.
К разработке стандартов WFME привлекла три международных комиссии, каждая их которых состояла из работавших изолированно рабочих групп, и более широкую группу специалистов, общавшихся преимущественно по электронной почте. Участники комиссий были отобраны в соответствии с их опытом, а также с целью более полного представления различных регионов мира. В процессе разработки стандарты неоднократно подвергались обсуждению в различных регионах мира, и многие высказанные предложения были учтены и включены в текст стандартов.
Три разработанных набора всемирных стандартов находятся на разных стадиях внедрения, но все они одобрены Исполнительным комитетом WFME. Описание Стандартов додипломного медицинского образования переведено на более чем десять языков мира, оценено в экспериментальных исследованиях, проведенных в ряде медицинских школ, и уже оказывает влияние на общегосударственные и региональные системы аккредитации и сертификации медицинских школ.
WFME глубоко признательна всем участникам чрезвычайно сложного процесса формулирования всемирных стандартов. Энтузиазм и готовность оказать помощь были проявлены специалистами во всех регионах мира, что служит доказательством желательности и полезности внедрения стандартов.
На пороге Всемирной Конференции 2003 г. Федерация предлагает всем потребителям медицинского образования, а также всем лицам, ответственным за обеспечение медицинской помощи во всех странах мира, внести свой вклад в разработку и внедрение материалов, излагаемых в данном сборнике документов, и тем самым в оценку и утверждение Всемирных стандартов медицинского образования, предложенных WFME.

ВВЕДЕНИЕ
Историческая справка
С 1984 г. WFME проводит "Международную программу по переориентации медицинского образования". Основными этапами этого процесса стали Эдинбургская декларация 1988 г. (1), принятая Всемирной Ассамблеей Здравоохранения, Резолюция ВАЗ № 42.38 от 1989 г., и Рекомендации Всемирной встречи на высшем уровне по медицинскому образованию от 1993 г. (3), отраженные в Резолюции ВАЗ № 48.8, Переориентация медицинского образования и медицинской практики для обеспечения всеобщего здоровья от 1995 г. (4).
Для расширения изменений и модернизации медицинского образования WFME приняла решение расширить применение принятых ею принципов образования на уровень образовательных учреждений, что описано в программном документе WFME от 1998 г. (5). Вначале было решено обратить внимание на додипломное высшее медицинское образование в медицинских школах (6, 7).
Проект WFME по "Международным стандартам в медицинском образовании" (5), принятый Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) и Всемирной медицинской ассоциацией (ВМА), содержит три основных положения:
• стимулировать органы власти, организации и учреждения, обеспечивающие медицинское образование, к формулированию планов по изменению и совершенствованию образования в соответствии с международными рекомендациями;
• внедрить систему национальной и/или международной оценки и выявления организаций и программ, относящихся к медицинскому образованию, чтобы установить стандарты и минимальные требования к качеству таких программ;
• обеспечить гарантии качества медицинской помощи и подготовки специалистов в медицине, что в условиях ее интернационализации позволит установить в медицинском образовании четкие международные стандарты.
В программном документе WFME указывает, что аналогичные предложения можно внести также для последипломного медицинского образования.
Проект WFME по стандартизации последипломного медицинского образования
Для распространения проекта Международных стандартов медицинского образования на последипломное медицинское образование WFME в июне 2001 г. назначила международную комиссию, состоящую из Рабочей группы и Международной группы консультантов, ответственную за разработку всемирных стандартов качества программ последипломного медицинского образования.
Выводы Рабочей группы, собравшейся в Копенгагене в сентябре 2001 г., были основаны на данных из ряда источников (8-12). В Отчете Рабочей группы был определен ряд всемирных стандартов последипломного медицинского образования, разработанных для использования в учреждениях последипломного медицинского образования на его различных стадиях и при различных педагогических, социально-экономических и культурных условиях; система стандартов была предназначена для применения на соответствующих уровнях образования. Основное внимание было уделено возможностям проведения на основе предлагаемых стандартов изменений и реформ.
Предварительный документ был пересмотрен с учетом комментариев Международной группы консультантов и ряда международных конференций, на которых были представлены результаты деятельности Рабочей группы.
Итоговый документ был принят Исполнительным комитетом WFME в сентябре 2002 г.
Основные положения по последипломному медицинскому образованию
Последипломным медицинским образованием называют один из этапов медицинского образования, на котором врачи, получившие базовую медицинскую квалификацию, приобретают дополнительные навыки. Этот этап подготовки обычно проводится в соответствии со специальными инструкциями и правилами. Подготовка проводится по принципу наставничества, что подразумевает обучение молодых врачей в клинических учреждениях под руководством более опытных коллег, обеспечивающих обучение и наблюдение за работой молодых врачей.
Последипломное медицинское образование состоит из прохождения курса обучения перед сертификацией, профессионального обучения, специализации и субспециализации, других формализованных программ обучения для освоения определенных специальностей.
Помимо практических клинических аспектов, на этом этапе необходима дополнительная теоретическая подготовка. Ее можно проводить различными способами: либо в точном соответствии с клинической подготовкой, либо в рамках региональных, общенациональных или международных курсов теоретической подготовки. Подготовка может проводиться университетами, специализированными коллегиями, медицинскими обществами и коллегиями, институтами последипломного медицинского образования.
Последипломное медицинское образование проводится в рамках системы непрерывного образования в медицине, в которую входят также Непрерывное медицинское образование (Continuing Medical Education - CME) и непрерывная профессиональная подготовка (Continuing Professional Development - CPD). Особенностью CME/CPD является проведение обучения не под наблюдением преподавателя, а самостоятельно. Хотя часто под CME/CPD понимают период, начинающийся после завершения курса высшего медицинского или последипломного образования, очевидно, что этот термин значительно шире, и должен включать все виды продолжающегося медицинского образования.
В разных странах количество сертифицированных специальностей и функций экспертов по медицине, а также организаций, проводящих последипломное медицинское образование, его структуры, содержания и требований к нему требований очень различны. Квалификация, необходимая для работы экспертом, также приобретается посредством CME. В некоторых регионах процесс подготовки специалистов происходит через работу в отделениях больниц/учреждений здравоохранения в течение нескольких лет, а в других регионах путем прослушивания теоретических курсов в течение менее продолжительных периодов без специальных требований по практической подготовке.
Однако в течение последних десятилетий методы обучения стали значительно более унифицированными и включают как практическую, так и теоретическую подготовку. Все большее значение во всех странах мира приобретают современные принципы медицинского образования. В системе последипломного медицинского образования разработаны очень сложные учебные программы, в состав которых включены практическая работа в клиниках и других клинических учреждениях, работа под наблюдением экспертов, теоретическая подготовка, участие в научных исследованиях, систематическая оценка знаний и навыков в рамках программ обучения.
Объединение принципов последипломного образования по всему миру обусловлено увеличением взаимодействия между университетами / учреждениями образования, органами управления, медицинскими обществами и ассоциациями. Кроме того, оно обусловлено повышением мобильности врачей и возрастающей интернационализацией рынка медицинской рабочей силы благодаря принятым в последнее время в различных регионах мира (например, в ЕС, NAFTA и MERCOSUR) международным трудовым соглашениям. Значение этих процессов для медиков Европы подчеркивается принятием Директивы для врачей (13) и деятельностью Консультативного комитета по медицинскому образованию при Европейской Комиссии (14). Все эти данные свидетельствуют о необходимости создания единой системы оценки качества последипломного медицинского образования.
Концепция, цель и обоснование деятельности
Можно определить международные стандарты, которые имеют применение во всех разделах медицинского образования (5). В них будут учтены различия в содержании и процедуре медицинского образования в различных странах, обусловленные различиями в традициях преподавания, культуре, социально-экономических условиях, спектре заболеваемости и состояния здоровья, структуре систем здравоохранения. Подобные же различия могут иметься и в разных регионах отдельных стран. Однако научная база медицины и стремление внедрить принцип доказательности в клиническую практику универсальны, и система медицинского образования повсеместно предназначена для решения одной задачи -- повышения качества медицинской помощи. Несмотря на различия, структура, процедуры и результаты последипломного медицинского образования по всему миру все больше унифицируются.
Безусловно, международные стандарты следует модифицировать или дополнять в соответствии с потребностями и приоритетами отдельных регионов, государств и даже образовательных учреждений. Каждое государство самостоятельно обеспечивает соответствие программ последипломного медицинского образования потребностям и задачам своей системы здравоохранения.
WFME однозначно заявляет, что унификация программ обучения в разных странах мира нецелесообразна (6). Более того, при оценке качества программ медицинского образования следует подчеркивать преимущество региональной системы образования и обеспечивать руководство ею таким образом, чтобы не допустить внедрения стандартов, предусматривающих менее высокий уровень подготовки.
Центральной частью стратегии WFME является специализация международных стандартов и рекомендаций по медицинскому образованию, касающихся как учебных заведений, так и учебных программ. Принятие международных стандартов позволит создать новые условия для самоконтроля органов руководства, организаций и учреждений, ответственных за последипломное медицинское образование. Более того, международно признанные стандарты можно использовать как основу для проведения национальной и региональной сертификации и аккредитации программ последипломного образования.
Оценка знаний и навыков, проводимая по международно признанным стандартам, будет служить важным стимулом к совершенствованию медицинского образования и повышению его качества; определению новых целей и реформированию образования; обеспечению непрерывности совершенствования и развития образовательного процесса.
Принятие международно признанных стандартов позволит создать основу для государственной оценки системы последипломного медицинского образования, а также для его более широкого признания в регионах.
Распространение мировых стандартов медицинского образования повысит мобильность преподавателей и облегчит принятие врачей на работу за рубежами страны, в которой они проходили обучение. Тем самым будут созданы гарантии качества подготовки врачей, обучавшихся в других странах.
Наконец, программы медицинского образования, не вполне удовлетворяющие стандартам, могут быть усовершенстованы с помощью систем оценки и аккредитации, основанных на международно признанных стандартах, что повысит качество медицинской помощи как на национальном, так и на международном уровне.
Условия внедрения стандартов последипломного образования
Рабочая группа WFME применила к последипломному медицинскому образованию принципы, разработанные для додипломного медицинского образования (6). Особое внимание было обращено на применение рекомендаций по обеспечению высокого качества обучения. Для принятия международных стандартов последипломного медицинского образования были приняты следующие условия:
• следует освещать только общие аспекты последипломного медицинского образования и практического обучения.
• стандарты по содержанию, процессу, ресурсам, результатам обучения должны быть разделены на обширные категории.
• Стандарты должны служить критерием для проведения изменений и реформирования системы медицинского образования.
• Стандарты предназначены не только для установления единых для всего мира минимальных требований к качеству образования, но и для стимулирования к его повышению выше установленного уровня.
• Стандарты следует формулировать таким образом, чтобы, помимо обеспечения единых для всего мира минимальных требований, они способствовали формированию необходимых региональных и национальных различий программ обучения и позволяли разрабатывать различные местные, национальные и региональные формы обучения.
• Степень соответствия стандартам каждая организация, страна или регион выбирают самостоятельно.
• Применение единого набора международных стандартов не означает и не требует полного единообразия содержания и результатов применения программ последипломного медицинского образования, но их особенности должны быть описаны явно и объяснены.
• В стандартах необходимо учитывать динамический характер разработки программ.
• Органы руководства, организации и учреждения, обеспечивающие последипломное медицинское образование, должны пользоваться стандартами только как основой для своей деятельности и моделью для разработки собственных образовательных программ.
• Наличие стандартов не должно ограничивать объем программ обучения.
• Стандарты необходимо постоянно совершенствовать путем широкого международного обсуждения и достижения общего соглашения о вносимых изменениях.
• В каждом регионе следует проводить специальные исследования для оценки значимости стандартов.
Стандарты следует определять явно, они должны быть значимыми, адекватными, полезными, измеримыми, достижимыми, принимаемыми большинством пользователей. Одним из требований к стандартам является их практическая применимость, учет региональных различий, стимулирующее влияние на дальнейшее развитие.
Применение стандартов
WFME полагает, что представленный набор международных стандартов можно использвать по всему миру для обеспечения качества подготовки и дальнейшего развития программ последипломного медицинского образования следующими путями:
• в рамках программ самостоятельной оценки
Основная цель WFME при внедрении стандартов как инструмента для улучшения качества -- обеспечить новые условия для добровольной самооценки и самостоятельного совершенствования качества работы органами управления, организациями и учреждениями, обеспечивающими последипломное медицинское образование. Таким образом, эти рекомендации можно рассматривать как руководство для самообразования.
• с помощью взаимной оценки
Описанный выше процесс можно дополнить оценкой и консультированием со стороны внешних комитетов взаимной оценки.
• путем сочетания самооценки и внешней взаимной оценки
WFME считает это сочетание наиболее эффективным методом применения стандартов.
• Сертификация и аккредитация
В зависимости от местных потребностей и традиций данные рекомендации могут использовать также национальные и региональные агентства, осуществляющие сертификацию и аккредитацию в системе последипломного медицинского образования.

Глобальные стандарты WFME

Определения
Процесс последипломного медицинского образования можно представить как этап обучения врачей под наблюдением других специалистов, предназначенный для подготовки к самостоятельной работе после сертификации. Он состоит из последипломного образования, профессионального обучения, специализации и субспециализации, других формализованных программ обучения. После завершения курса последипломного образования обучающемуся обычно присваивается ученая степень с выдачей диплома или сертификата.
Хотя последипломное мдицинское образование ограничено во времени, его нельзя однозначно отделить от Непрерывного Медицинского Образования (CME) и Непрерывной Профессиональной Подготовки (CPD)1. Их проводят на протяжении профессиональной деятельности после окончания медицинской школы непрерывно, преимущественно самостоятельно и редко -- под внешним руководством и в течение продолжительного времени.
WFME рекомендует применять следующий набор всемирных стандартов последипломного медицинского образования, разделенных на 9 областей и 38 подобластей:2
ОБЛАСТЯМИ называют обширные разделы структуры, процесса и результатов последипломного медицинского образования (теоретического и практического), в которые входят:
1. Задача и критерии ее решения
2. Процесс обучения
3. Контроль качества обучения
4. Обучающиеся
5. Педагогический персонал
6. Размещение и ресурсная база центров обучения
7. Оценка процесса обучения
8. Руководство процессом обучения
9. Непрерывное совершенствование процесса обучения
ПОДОБЛАСТЯМИ называют отдельные разделы областей, соответствующие показателям эффективности обучения.

СТАНДАРТЫ уточняют для каждой подобласти, выделяя два уровня квалификации:
• Минимальный стандарт. К нему относят стандартные знания и навыки, овладение которыми необходимо подтвердить при оценке качества овладения программой обучения.
• Стандарт повышенного качества. К этому типу относят стандарты, соответствующие наиболее эффективным и международно признанным методам последипломного образования. Их соответствие международным стандартам (или желание добиться такого соответствия) должно быть документировано. Степень соответствия может различаться в зависимости от стадии и степени разработанности программы обучения, используемых ресурсов, политики в области образования, других местных условий, влияющих на значимость и приоритеты программы. Даже наиболее глубоко проработанные программы не обязательно должны сооветствовать всем стандартам.
АННОТАЦИИ применяют для разъяснения, расширения и иллюстрации положений стандарта.

1 Под непрерывной профессиональной подготовкой (CPD) понимают непрерывное развитие многогранных навыков, требующихся при оказании медицинской помощи и развиваемых путем освоения различных областей знания и практических навыков (например, медицинских, управленческих, социальных, личностных), необходимых для высококвалифицированной профессиональной деятельности. Хотя этим термином часто называют период обучения после завершения курса последипломного образования, очевидно, что на самом деле сфера его применения значительно обширней. Формирование, переобучение и развитие профессионала подразумевает реакцию на изменяющиеся социальные и индивидуальные потребности в контексте развития медицинской науки и системы здравоохранения и происходит в течение всей профессиональной деятельности врача, начиная с поступления в медицинскую школу.
2 WFME отдает себе отчет в сложности взаимоотношений и взаимосвязей различных областей и подобластей медицины.

1. Задача и критерии ее решения
1.1 Постановка задачи и разработка критериев ее решения
Минимальный стандарт.
Руководящие органы должны после обсуждения с профессиональными организациями определить задачу проведения различных типов последипломного медицинского образования и критерии ее решения, и предоставить их заинтересованным сторонам. В определении задачи и критериев ее решения должна быть описана клиническая практика -- процесс додипломного образования, приводящий к формированию врача, способного оказывать медицинскую помощь в данной области медицины на современном уровне самостоятельно или, в соответствии с потребностями системы здравоохранения, в составе группы специалистов.
Стандарт повышенного качества.
Задача и критерии ее решения могут стимулировать внедрение современных методов обучения и способствовать формированию профессиональных навыков, превосходящих уровень минимального стандарта. Кроме того, необходимо выработать у врача стремление к повышению качества и обоснованности назначения медицинских услуг, развить чувство сострадания к больному, обеспечить профилактическую направленность работы. Подготовка может стимулировать врача к углубленному изучению выбранной области медицины и готовить его к постоянному самостоятельному образованию и совершенствованию профессиональных навыков.
Примечания:
• Документация по задаче и критериям ее решения должна включать общие и специальные вопросы, относящиеся к общегосударственной и региональной политике.
• Список руководящих органов должен включать местные и национальные учреждения, обеспечивающие управление последипломным медицинским образованием; к ним могут относиться национальное правительственное агентство, национальный совет, университет, профессиональная организация, либо несколько организаций.
• Список типов последипломного медицинского образования должен включать обучение для получения сертификата специалиста, периодическое повышение профессиональной квалификации, специализацию или другие виды формализованного обучения для приобретения опыта в выбранных областях медицины.
• Специализацией называют углубленное и/или расширенное изучение определенной дисциплины; при этом врач принимает на себя ответственность за приобретение знаний, развитие навыков, проведение исследований, руководящую работу и т.д.
• Выбранная область медицины может относиться к сертифицированным специальностям, включая общую врачебную практику, субспециальности, деятельность в качестве эксперта.
1.2 Участие в формулировании задачи и критериев ее решения
Минимальный стандарт.
Заинтересованные сторны должны явным образом сформулировать задачу и критерии ее решения
Стандарт повышенного качества.
Формулировка задачи и критериев ее решения может быть проведена с учетом возможно большего количества заинтересованных сторон.
Примечания:
• Основными заинтересованными сторонами выступают обучающиеся, руководители программы, научные общества, администрация больниц, руководящие органы, профессиональные ассоциации или организации.
• Под возможно большим количеством заинтересованных сторон подразумеваются кураторы, преподаватели, другие работники здравоохранения, пациенты, общество в целом, общественные организации, органы руководства здравоохранением.
1.3 Профессионализм и самостоятельность
Минимальный стандарт.
Процесс обучения должен способствовать росту профессионализма врача на основании полученного им качественного додипломного медицинского образования.
Стандарт повышенного качества.
Обучение может развивать профессиональную самостоятельность, чтобы позволить врачу действовать в интересах больного и общества наилучшим образом.
Примечания:
Профессионализмом называют знания, навыки, принципы и правила поведения, которых пациенты и общество ожидают от специалиста при исполнении им профессиональных обязанностей; в это понятие входят также навыки постоянного самообучения и поддержания должного профессионального уровня, глубокое владение информацией, высокие этические стандарты, целостность личности, честность, альтруизм, стремление помогать другим, соответствие требованиям профессионального этикета, справедливость, уважение к другим.
1.4 Результаты обучения
Минимальный стандарт.
Соответствующие органы руководства должны, после консультации с профессиональными организациями, определить уровень профессиональных навыков, которого обучающиеся должны достичь в конце программы обучения.
Стандарт повышенного качества.
Могут быть названы (в том числе в связи с навыками, полученными при додипломном обучении) общие и специальные навыки, которыми должны овладеть обучающиеся, быть перечислены. Показатели овладения навыками могут использоваться для обратной связи с разработчиками программы.
Примечания:
Навыки можно определить как общие требования к профессионализму специалиста либо в виде определенных знаний, практических навыков, принципов и правил поведения. В курсе последипломного образования (см. ссылки 9-12) необходимо, в зависимости от потребностей избранной области медицины, выработать следующие навыки:
• Оказание адекватной, эффективной, сострадательной к пациенту медицинской помощи, обеспечивающей лечение заболеваний и поддержание здоровья пациента
• Знания по основным биомедицинским, клиническими, психологическим, клиническим наукам, медицинской этике и юриспунденции; умение примять эти знания при оказании медицинской помощи
• Навыки межличностного общения, обеспечивающие эффективный обмен информацией с отдельными пациентами и членами их семей, коллективная работа с другими специалистами здравоохранения, научным сообществом и населением
• Оценка и применение новых научных знаний для непрерывного обновления содержания и усовершенствования клинической работы
• Проведение контроля, теоретического и практического обучения коллег, студентов и других работников здравоохранения
• Способность обучаться и проводить исследования в избранной области медицины
• Профессионализм
• Желание и способность действовать в защиту интересов пациента
• Знание вопросов общественного здравоохранения и государственной политики в области здравоохранения, а также ощущение ответственности за деятельность системы здравоохранения, включая, например, огранизацию медицинской помощи, взаимодействие с учреждениями и руководством здравоохранения, экономически эффективное оказание медицинской помощи, вопросы экономики здравоохранения, распределение ресурсов здравоохранения
• Понимание особенностей системы здравоохранения, знание принципов систематического совершенствования медицинской помощи и реальное следование этим принципам

2. Процесс обучения
2.1 Цели обучения
Минимальный стандарт.
Последипломное медицинское образование должно проводиться по систематизированной программе, в которой описаны общие и специальные (для каждой дисциплины) компоненты обучения. Обучение должно быть практическим, включая личное участие преподавателя в оказании медицинской помощи в клинических учреждениях здравоохранения. Программа обучения должна содержать практические и теоретические аспекты.
Стандарт повышенного качества.
Последипломное медицинское образование может соотноситься с додипломным медицинским образованием и с непрерывным медицинским образованием / профессиональным совершенствованием. Обучение может быть направленным; обучающийся может находиться под наблюдением, регулярно проходить проверки и получать обратную связь по их результатам. Процесс обучения может обеспечивать увеличение степени самостоятельности врача в виде совершенствования его практических навыков, знаний и опыта. Каждому обучающемуся может быть предоставлена возможность консультироваться с преподавателями.
Примечания:
• Процесс обучения должен по возможности проводиться по общей схеме -- от общих вопросов к более узким.
• Возможность консультации с преподавателями должна предусматривать указание конкретного лица, к которому следует обращаться за консультацией.
2.2 Научные методы
Минимальный стандарт.
Преподаватель должен владеть знаниями о научных достижениях и методах исследований в избранной области медицины, и путем ознакомления в различных учреждениях с различными клиническими / практическими вопросами по избранной области медицины приобрести представление о доказательной медицине и критическом подходе к принятию клинических решений.
Стандарт повышенного качества.
В процесс обучения можно включить преподавание навыков критического анализа литературы и научных данных, положений доказательной медицины; обеспечить ознакомление с проведением научных исследований.
Примечания:
В курс обучения на основе научных принципов и с помощью научных методов можно включить элективные научно-исследовательские проекты, проводимые обучающимися (cf. 6.5).
2.3 Содержание курса обучения
Минимальный стандарт.
Процесс обучения должен включать практическую деятельность в клинике и соответствующие теоретические данные по биомедицинским, клиническим, психологическим и социальным наукам; навыки общения, вопросы медицинской этики, общественного здравоохранения, медицинской юриспунденции и руководства здравоохранением, необходимые для профессиональной деятельности в избранной области медицины.
Стандарт повышенного качества.
Процесс обучения может обеспечивать развитие знаний, навыков, представлений и личностных качеств обучаемого, позволяющих ему легко ориентироваться в медицинских вопросах, охранять здоровье пациентов, общаться с различными людьми, работать в коллективе, обучаться, руководить работой других.
Примечания:
• Под основными биомедицинскими науками, в зависимости от потребностей, интересов и традиций данного учебного заведения, обычно подразумевают анатомию, биохимию, физиологию, биофизику, молекулярную биологию, клеточную биологию, генетику, микробиологию, иммунологию, фармакологию, патологию и др.
• В раздел клинических наук обычно включают избранную клиническую или лабораторную дисциплину, а также другие важные клинические/лабораторные дисциплины.
• Под психологическими и социальными науками, в зависимости от потребностей, интересов и традиций данного учебного заведения, обычно подразумевают медицинскую психологию, медицинскую социологию, биостатистикуё эпидемиологию, гигиену и общественное здравоохранение, коммунальную гигиену и т.д.
• Курс психологических и социальных наук с медицинской этикой должен обеспечить обучающегося знаниями, понятиями, методологией, навыками и представлениями, необходимыми для понимания социально-экономических, демографических и культурных факторов, влияющих на развитие, распространение, осложнения заболевания.
2.4 Структура, состав и продолжительность курса обучения
Минимальный стандарт.
Общая структура, состав и продолжительность курса обучения и профессиональной подготовки должны быть изложены подробно; необходимо четко определить цели и ожидаемые результаты освоения каждого курса, а также объяснить его связи с додипломным медицинским образованием и с практическим здравоохранением. Необходимо четко указать обязательные и дополнительные компоненты курса.
t
Стандарт повышенного качества.
В процессе обучения можно обеспечить интеграцию практики и теории.
Примечания:
• Структурой курса обучения называют последовательность прохождения дисциплин в учебных заведениях с указанием ответственных за их преподавание врачей; подробности процесса обучения в это понятие не включают.
• Интеграция практики и теории включает дидактические учебные сессии и опыт оказания медицинской помощи пациентам под контролем старшего врача.
2.5 Связь курса обучения с оказанием медицинской помощи
Минимальный стандарт.
Необходимо помнить и с уважением относиться к персонализированному характеру профессионального обучения. Необходимо обеспечить интеграцию обучения и работы по оказанию медицинской помощи (обучение на рабочем месте).
Стандарт повышенного качества.
Для обучения на базе действующих медицинских учреждений желательно эффективно использовать ресурсы системы здравоохранения. Обучение может проводиться в дополнение, но не должно зависеть от процесса предоставления медицинской помощи.
Примечания:
• Интеграция обучения и медицинской помощи предусматривает, с одной стороны, оказание обучающимся качественной медицинской помощи, а с другой, возможности обучения во время оказания медицинской помощи.
• Под эффективным использованием ресурсов понимается оптимизация задействования различных клинических учреждений, пациентов и клинических ситуаций для целей обучения, и в то же время обеспечение качественной медицинской помощи.
2.6 Руководство обучением
Минимальный стандарт.
Необходимо указать сотрудников, осуществляющих руководство организацией, координацией, проведением и оценкой процесса обучения, и определить объем их ответственности.
Стандарт повышенного качества.
Желательно обеспечить скоординированное обучение по выбранной медицинской специальности в нескольких клинических учреждениях, чтобы обеспечить обучающимся возможность ознакомиться с различными областями и способами действий в данной области. Органам руководства, ответственным за проведение программы обучения, можно предоставить ресурсы для планирования и внедрения методов обучения, оценки качества подготовки и внесения изменений в программу обучения.
Желательно обеспечить участие сотрудников, обучающихся и другие заинтересованные стороны в процессе планирования программы обучения.
Примечания:
Под другими заинтересованными сторонами понимаются другие участники процесса обучения, другие специалисты-медики, руководящие органы системы здравоохранения.

3. Оценка качества обучения

3.1 Методы оценки
Минимальный стандарт.
В курс последипломного медицинского образования должен быть включен процесс оценки, и соответствующие органы руководства должны определить и описать методы оценки качества обучения, в том числе критерии сдачи экзаменов и прохождения других типов оценки. В процесс оценки следует включить обучающие методы и конструктивную обратную связь.
Стандарт повышенного качества.
Надежность и обоснованность методов оценки могут быть документированы и проверены; желательно по возможности привлекать экзаменаторов со стороны. Желательно внедрять дополнительные методы оценки. Этапы процесса обучения можно фиксировать в журнале успеваемости. Желательно разработать механизм апеллирования по результатам экзаменов и, при необходимости, предусмотреть возможность получения независимой оценки, смены преподавателя/куратора, дополнительного обучения.
Примечания:
• При определении методов оценки знаний можно рассматривать соотношение формализованной и обобщающей оценок, количество экзаменов и других методов оценки, соотношение различных видов экзаменов, применение нормативов и критериев -- эталонных оценок, применение портфолио и специализированных типов экзаменов, например, объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ).
• Верификация методов оценки может влкючать оценку их влияния на процесс обучения и усвоение знаний.
• Степень признания качества образования другими учреждениями может значительно возрасти, если к процессу оценки привлечь внешних экзаменаторов.
3.2 Взаимосвязь процессов оценки и обучения
Минимальный стандарт.
Принципы, методы и способы оценки следует явным образом сопоставить с целями обучения, они должны способствовать процессу обучения. Оценка должна фиксировать адекватность процесса обучения.
Стандарт повышенного качества.
Методы и способы оценки могут способствовать интегрированному характеру обучения и могут содержать оценку соответствия результатов обучения заранее определенным требованиям к приобретаемым знаниям, умениям и принципам. Применяемые методы могут стимулировать конструктивное соотношение клинической работы и процессов оценки.
3.3 Обратная связь с обучающимися
Минимальный стандарт.
Необходимо обеспечить постоянное конструктивное информирование обучающегося о его успехах (обратную связь).
Стандарт повышенного качества.
Желательно явно сформулировать и донести как до обучающихся, так и до их кураторов приемлемые стандарты качества обучения.
Примечания:
К методам обратной связи с обучающимся относятся результаты оценки качества его обучения и обязательное обсуждение эффективности клинической деятельности с преподавателем/куратором для выработки рекомендаций и мероприятий, необходимых для развития профессиональных навыков обучающимся.

4. Обучающиеся
4.1 Правила приема и отбора для обучения
Минимальный стандарт.
Руководящие органы и медицинские профессиональные организации должны выработать соглашение о критериях и процессе отбора обучающихся и должны опубликовать и внедрять их.
Стандарт повышенного качества.
Правила приема на обучение могут содержать определение критериев с указанием навыков, приобретаемых в результаты процесса обучения по избранной области медицины. Процедура отбора обучающихся может быть прозрачной, а возможность поступления должна иметься для всех выпускников медицинских учебных заведений. Процедура отбора для обучения может содержать механизмы наблюдения за ходом отбора и подачи апелляции.
Примечания:
• Описание процесса отбора обучающихся должно включать как критерии, так и методы отбора; в него может быть также включен механизм подачи апелляции.
• При контроле за соблюдением правил приема необходимо проводить также совершенствование критериев отбора, чтобы наилучшим образом учесть соответствие обучающихся этим критериям и учесть особенности различных областей медицины.
• Критерии отбора для обучения могут включать рассмотрение желаемой структуры группы обучающихся по половому, национальному и другим социальным критериям, в том числе с учетом потребности в специальных правилах приема для категории небогатых врачей.
4.2 Количество обучающихся
Минимальный стандарт.
Количество обучающихся должно соответствовать возможностям клиники / учреждения здравоохранения, количеству кураторов и другим имеющимся ресурсам, чтобы обеспечить достаточное качество обучения и преподавания.
Стандарт повышенного качества.
Количество обучающихся желательно оценивать путем обсуждения со всеми заинтересованными сторонами. Учитывая неизбежную непредсказуемость потребности различных областей медицины в специалистах, количество обучающихся желательно постоянно корригировать, внимательно изучая потребности общества и рыночную ситуацию.
Примечания:
• Заинтересованными сторонами выступают органы, отвественные за планирование и развитие персонала системы здравоохранения на местном и общегосударственном уровне.
• Для предсказания потребностей общества во врачах-специалистах необходимо изучить ряд рыночных и демографических показателей, а также учесть степень развития научных исследований, характер миграции врачей и т.д.
4.3 Поддержка и консультирование обучающихся
Минимальный стандарт.
Руководящие органы должны в сотрудничестве со специалистами создать систему поддержки, консультирования и руководства профессиональным развитием обучающихся.
Стандарт повышенного качества.
Консультирование желательно проводить на основании анализа процесса обучения и случаев его нарушения, учитывая социальные и личностные потребности обучающихся.
Примечания:
* Под социальными и личностными потребностями подразумевается необходимость обеспечения профессиональной поддержки, помощи при нарушениях здоровья, трудностях с жильем, финансовых затруднениях.
4.4 Условия работы
Минимальный стандарт.
Последипломное обучение должно проходить по избранной области медицины с обеспечением достаточной заработной платы/стипендии и обязательным участием обучающегося во всех видах оказываемой медицинской помощи (включая работу на вызовах), необходимых для обучения. Это означает, что в профессиональной деятельности в течение стандартного рабочего дня должны быть выделены практический и теоретический компоненты. Необходимо определить и довести до сведения всех заинтересованных сторон условия работы и ответственность обучающегося.
Стандарт повышенного качества.
К обучающемуся не следует предъявлять чрезмерные требования по объему оказываемой им медицинской помощи; при планировании схемы дежурств и работы по вызовам желательно учесть потребности пациентов, требование непрерывности оказания медицинской помощи, требование оптимизации обучения. В отдельных случаях, определенных соответствующими руководящими органами, допустимо обучение на основе частичной занятости; при этом его следует планировать в соответствии с индивидуальной программой и возможностями данного учреждения здравоохранения. Общая продолжительность и качество обучения на основе частичной занятости не должны быть меньше, чем на основе полной занятости. Перерывы в обучении вследствие таких причин, как беременность (включая отпуск по уходу за ребенком), болезнь, служба в армии, командировки, могут быть скомпенсированы дополнительным обучением.
Примечания:
• Работа на контрактной основе может включать интернатуру, ординатуру, работу помощником и старшим помощником врача общей практики и т.д.
• Объем оказываемой обучающимся медицинской помощи должен быть четко определен; права обучающегося необходимо включить в контракт.
4.5 Представительство обучающихся
Минимальный стандарт.
Вопросы представительства обучающихся и их участие в процессах разработки и оценки программы обучения, условий работы и других значимых для них вопросов должны быть разработаны заранее.
Стандарт повышенного качества.
Организации обучающихся могут принимать участие в принятии решений о процессе, условиях и управлении обучением.
Примечания:
Представительство обучающихся включает их участие в группах и комитетах, планирующих программы обучения на местном и общегосударственном уровне.

5. Персонал

5.1 Правила приема на работу
Минимальный стандарт.
Правила приема инструкторов, преподавателей, кураторов должны содержать перечень требований к их профессиональном уровню, их обязанностей и областей ответственности. Правила должны устанавливать обязанности инструкторов и уточнять соотношение их обязанностей по преподаванию, медицинской помощи, другим областям деятельности.
Стандарт повышенного качества.
Желательно, чтобы все врачи понимали, что в их профессиональные обязанности входит участие в последипломном обучении врачей, проводимом в учреждениях здравоохранения. Участие в последипломном образовании может дополнительно вознаграждаться. В должностные обязанности персонала можно включить пункт, о гарантиях профессиональной компетентности преподавателей, а обучение у преподавателей, не прошедших специализацию, проводить только в течение достаточно коротких отрезков курса обучения.
Примечания:
• Практический опыт подразумевает признание данного сотрудника специалистом в соответствующей области медицины.
• Инструкторами и преподавателями могут работать как врачи, так и другие работники здравоохранения
• К обязанностям по другим областям деятельности относятся административные, преподавательские, научно-исследовательские обязанности.
5.2 Обязанности и профессиональное совершенствование преподавателей
Минимальный стандарт.
Преподавательская деятельность должна быть включена в график работы преподавателя, следует описать связь графика его работы с расписанием работы обучающихся.
Стандарт повышенного качества.
Правила работы персонала могут обеспечивать поддержку профессиональных навыков преподавателей, включая при необходимости их обучение и профессиональную подготовку, и могут стимулировать их к академической деятельности, включая преподавание. Отношение количества преподавателей к числу обучающихся может обеспечивать возможность их тесного взаимодействия и наблюдения за работой обучающегося.
Примечания:
Стимуляция к академической деятельности может проводиться в форме премий, продвижения по службе и/или повышения заработной платы.

6. Размещение и ресурсная база центров обучения

6.1 Клинические медицинские учреждения и пациенты
Минимальный стандарт.
Размещение учебной базы должно проводиться и утверждаться соответствующими руководящими органами и должно обеспечивать наличие достаточных клинических ресурсов для проведения обучения. Учебная база должна иметь достаточное количество пациентов с достаточно широким спектром заболеваний, чтобы удовлетворить потребности учебного процесса. Процесс обучения должен обеспечивать обучающемуся ознакомление с достаточным количеством клинического материала по данной области медицины и, при возможности, включать как стационарную, так и амбулаторную медицинскую помощь, а также дежурства.
Стандарт повышенного качества.
Количество пациентов и спектр заболеваний могут обеспечивать получение достаточного клинического опыта по всем аспектам избранной специальности, включая подготовку по поддержанию состояния здоровья и профилактике заболеваний. Обучение может проводиться в академических клиниках; при возможности, часть обучения можно проводить в других больницах/учреждениях, в том числе амбулаторных. Желательно регулярно контролировать качество работы учебных баз.
Примечания:
• К амбулаторным медицинским учреждениям относятся специализированные отделения врачебной практики, специализированные клиники, учреждения по уходу, учреждения первичной медицинской помощи, другие учржедения, в которых оказывается медицинская помощь.
• Качество работы учебной базы можно оценить, например, путем личного посещения.
6.2 Учебные помещения и оборудование
Минимальный стандарт.
Обучающимся необходимо предоставить помещения и возможности для практического и теоретического обучения, а также доступ к соответствующей профессиональной литературе и оборудованию для отработки практических навыков.
Стандарт повышенного качества.
Желательно регулярно оценивать соответствие помещений и оборудования потребностям последипломного образования
Примечания:
К помещениям учебной базы относятся, например, лекционные залы, учебные комнаты, лаборатории, библиотеки, оборудование информационных служб, помещения для отдыха (если имеются).
6.3 Работа в группе специалистов
Минимальный стандарт.
Клиническое обучение должно обеспечивать опыт работы в группе коллег и других специалистов в области здравоохранения.
Стандарт повышенного качества.
Процесс обучения может обеспечивать профессиональную подготовку в группе специалистов различного профиля, создающую основу для эффективного взаимодействия с коллегами и другими работниками здравоохранения в качестве участника или руководителя коллектива. Желательно также обеспечить выработку навыков руководства и обучения других работников здравоохранения.
6.4 Информационные технологии
Минимальный стандарт.
В рамках программы обучения необходимо разработать правила эффективного пользования информацией и средствами связи, что должно обеспечить возможность оказания качественной медицинской помощи пациентам.
Стандарт повышенного качества.
Преподаватели и обучающиеся могут приобрести навыки пользования источниками информации и средствами связи для самостоятельного обучения, а также для получения и анализа информации в ходе практической работы в системе здравоохранения.
Примечания:
• Правила пользования компьютерами, внутренними и внешними компьютерными сетями и другими информационными технологиями и средствами связи должны разрабатываться в сотрудничестве с библиотечной службой данного учебного заведения.
• Пользование информационными технологиями и средствами связи может входить в план обучения доказательной медицине, подготовки обучающихся к непрерывному медицинскому образованию (Continuing Medical Education - CME), овладения навыками непрерывной профессиональной подготовки (Continuing Professional Development - CPD).

6.5 Научные исследования
Минимальный стандарт.
В учебном заведении необходимо разработать систему интеграции практической и научно-исследовательской деятельности. В описание учебной базы необходимо включить данные о возможностях проведения, объеме и основных направлениях исследований.
Стандарт повышенного качества.
Желательно создать возможности для сочетания клинического преподавания и научно-исследовательской работы. Обучающихся можно поощрять к участию в совершенствовании медицинской помощи и в научных исследованиях.
6.6 Экспертиза преподавания
Минимальный стандарт.
Необходимо разработать правила проведения экспертизы преподавания в отношении таких его аспектов, как планирование, внедрение учебных планов, оценка результатов преподавания.
Стандарт повышенного качества.
Желательно обеспечить возможность проведения экспертизы преподавания и овладения опытом проведения такой экспертизы для профессионального совершенстования преподавателей и научно-исследовательской работы по теме "последипломное медицинское образование".
Примечания:
• Эспертиза преподавания в рамках системы последипломного медицинского образования проводится для решения проблем, анализа процессов и практики обучения, оценки его качества. Ее проводят врачи, имеющие опыт преподавания медицины, педагоги-психологи, социологи и т.д. Кроме того, экспертизу может проводить педагогическая служба учебного заведения или другие национальные или международные организации.
• Исследования по медицинскому образованию проводятся для оценки эффективности методов преподавания и обучения, а также для решения других задач в рамках данного учреждения.
6.7 Обучение в других учреждениях и за рубежом
Минимальный стандарт.
Следует разработать правила получения возможности индивидуализированного обучения в других учреждениях данной страны и за рубежом, удовлетворяющие требованиям достаточного объема образования и его признания другими государствами.
Стандарт повышенного качества.
Желательно стимулировать региональные и международные обмены академическим персоналом и обучающимися, предоставляя необходимые для этого ресурсы. Руководящие органы могут установить отношения с соответствующими национальными и международными организациями, обеспечивающими проведение обменов и взаимного признания учебных курсов.
Примечания:
Признание образования другими государствами можно облегчить путем активной координации программ обучения в различных образовательных учреждениях.

7. Оценка процесса обучения

7.1 Механизм оценки программ обучения
Минимальный стандарт.
Руководящие органы и специалисты должны разработать механизм оценки программ обучения, позволяющий наблюдать за процессом обучения (в целом и отдельных обучающихся) и учебными ресурсами, а также обеспечивать выявление и ликвидацию недостатков.
Стандарт повышенного качества.
При оценке программ обучения желательно учитывать содержание процесса обучения, структуру и отдельные компоненты программы, общие результаты обучения.
Примечания:
• Механизмы оценки программ обучения должны включать применение адекватных и надежных методов; необходимо обеспечить доступность для анализа исходных данных программы обучения. Экспертиза медицинского образования и привлечение экспертов позволяют повысить надежность обеспечения качественного последипломного медицинского образования.
• Недостатками считают все поводы для обращения в комитеты по разработке программ обучения, к преподавателям, кураторам и т.д.
• К содержанию процесса обучения относятся организация, ресурсы, а также обстановка при проведении учебных занятий.
• Программу обучения оценивают по ее описанию и по успеваемости обучающихся.
• Общие результаты обучения оценивают, например, по выбору специальности и по эффективности работы после прохождения курса обучения.
7.2 Получение мнения преподавателей и обучающихся
Минимальный стандарт.
Мнения преподавателей и обучающихся о качестве программы следует систематически выяснять, анализировать и учитывать при ее совершенствовании.
Стандарт повышенного качества.
Преподаватели и обучающиеся могут активно участвовать в планировании процесса оценки программы обучения и в использовании его результатов для совершенствования программы.
Примечания:
• Получение мнения о программе обучения проводится путем анализа отчетов преподавателей о проведенных ими учебных занятиях.

7.3 Оценка успеваемости обучающихся
Минимальный стандарт.
Успеваемость обучающихся следует оценивать для каждой программы обучения и в контексте всего курса последипломного медицинского образования.
Стандарт повышенного качества.
Успеваемость обучающихся можно анализировать в связи с общим уровнем их подготовки и исходной квалификацией; результаты анализа можно предоставлять комитетам, проводящим отбор кандидатов для обучения, планирование программ обучения, консультирование.
Примечания:
Показателями успеваемости обучающихся могут быть данные о средней продолжительности обучения, оценках, доле успешно сдавших (и не сдавших) экзамены, количестве отчисленных обучающихся, затратах времени обучающихся на освоение отдельных курсов.
7.4 Сертификация учебного заведения и наблюдение за качеством его работы
Минимальный стандарт.
Все программы обучения должны быть сертифицированы соответствующим руководящим органом на основании четко определенных критериев и проведения оценки этих программ; руководящий орган должен иметь право предоставлять сертификат или, при необходимости, лишать учебное заведение или теоретический курс сертификата.
Стандарт повышенного качества.
Руководящие органы могут разработать систему наблюдения за учебными заведениями и другими учреждениями, проводящими обучение, путем их личного посещения или другими соответствующими методами.
Примечания:
Критерии сертификации учебного заведения должны включать минимальные требования по количеству пациентов, нозологическому спектру, оборудованию, наличию библиотеки, применению информационных технологий, персоналу и программе обучения.

7.5 Участие всех заинтересованных сторон
Минимальный стандарт.
В процессе и формулировании результата оценки должны участвовать руководители и администраторы учебного заведения, преподаватели, обучающиеся; процесс должен быть прозрачным для всех заинтересованных сторон.
Стандарт повышенного качества.
Основные заинтересованные стороны могут интересоваться процессом обучения и результатами его оценки.
Примечания:
• Заинтересованными сторонами выступают профессиональные медицинские организации, специалисты-медики, руководители здравоохранения, руководители процесса обучения врачей и других работников здравоохранения, владельцы больниц, врачи системы первичной медицинской помощи, пациенты и их организации.
• Основными заинтересованными сторонами выступают преподаватели, обучающиеся и органы руководства здравоохранением.

8. Руководство процессом обучения

8.1 Правила проведения учебного процесса
Минимальный стандарт.
Преподавание необходимо проводить в соответствии с правилами, описывающими структуру, содержание, процесс, результаты обучения. Правила должны быть подготовлены соответствующими руководящими органами. Завершение процесса обучения должно быть зафиксировано путем присвоения степени с выдачей диплома, сертификата или другого документа, удостоверяющего получение соответствующей квалификации. Это дает врачу право официально считаться компетентным специалистом в выбранной области медицины. Руководящие органы должны постоянно оценивать программы обучения, учебные заведения, преподавателей. Руководящие органы должны нести ответственность за разработку программы контроля качества обучения.
Стандарт повышенного качества.
Желательно разработать процедуры оценки документированного завершения курса обучения, предназначенные для применения как национальными, так и международными органами.
Примечания:
Официальное признание компетентности врача должно, в зависимости от уровня подготовки, давать врачу право на самостоятельную медицинскую практику, работу в качестве специалиста, помощника специалиста, эксперта и т.д.
8.2 Ответственность руководителей учебного процесса
Минимальный стандарт.
Области ответственности руководителей системы последипломного профессионального медицинского образования должны быть четко определены.
Стандарт повышенного качества.
Руководство профессиональным образованием может через определенные промежутки времени проходить проверку, при которой будут определяться степень достижения задач и результаты работы данного учреждения, осуществляющего последипломное медицинское образование.
8.3 Финансирование учебного процесса
Минимальный стандарт.
Следует четко установить области ответственности и руководства за финансирование учебного процесса.
Стандарт повышенного качества.
Бюджет можно исполнять таким образом, чтобы в наибольшей степени способствовать выполнению задачи и достижению максимальных результатов программы обучения и наибольшего уровня оказания медицинской помощи.
Примечания:
Финансирование учебного процесса будет зависеть от особенностей системы финансирования, существующей в данном учреждении и в данной стране.
8.4 Руководящие органы учебного заведения
Минимальный стандарт.
Органы, руководящие программами последипломного медицинского образования и учебными заведениями, должны в достаточной мере поддерживать внедрение программы и обеспечивать эффективные руководство и распределение ресурсов.
Стандарт повышенного качества.
Руководящие органы могут внедрять программу обеспечения качества и сами регулярно подвергаться проверкам для повышения качества работы.
8.5 Потребность в специалистах и законодательство
Минимальный стандарт.
Ответственность за определение количества и характера сертифицируемых медицинских специальностей, а также других специальностей, для которых разрабатываются программы сертификационного обучения в области медицины, должен нести общегосударственный руководящий орган.
Стандарт повышенного качества.
Определение программ сертификационного последипломного медицинского обучения может проводиться в сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами.
Примечания:
• Общегосударственный руководящий орган, созданный согласно национальному законодательству, должен обеспечивать соблюдение интересов общества в целом.
• К заинтересованным сторонам относятся центральные и местные органы власти, университеты, медицинские профессиональные организации, общество и т.д.

9. Постоянное совершенствование

Минимальный стандарт.
Для развития системы последипломного медицинского образования соответствующие руководящие органы должны инициировать процедуры регулярного пересмотра и обновления структуры, функций и качества исполнения программ последипломного образования, и должны исправлять выявленные недостатки.
Стандарт повышенного качества.
Процесс обновления может быть основан на проспективных исследованиях и анализе и может приводить к пересмотру правил и характера исполнения программ последипломного медицинского образования в соответствии с предыдущим опытом, текущей деятельностью и планами. Для этого можно учесть следующие вопросы:
• Приспособление задачи и критериев выполнения программ последипломного медицинского образования к показателям научного, социально-экономического и культурного развития общества.
• Изменение требований к специалисту, закончившему курс последипломного образования в избранной области медицины, в соответствии с потребностями общества, в котором этому специалисту предстоит работать.
• Совершенствование методов обучения во избежание их устаревания.
• Совершенствование структуры, содержания и продолжительности программ обучения в соответствии с достижениями базовых биомедицинских наук, клинической медицины, психологических и социальных наук, а также с изменениями структуры и характера заболеваемости населения, его социально-экономических и культурных потребностей.
• Развитие принципов и методов оценки качества обучения в соответствии с изменениями целей и методов обучения.
• Приведение принципов и методов отбора обучаемых в соответствие с изменяющимися ожиданиями и представлениями общества, потребностями системы здравоохранения, изменениями системы додипломного медицинского образования, потребностями программы обучения.
• Изменение принципов и практики приема на работу преподавателей, кураторов и инструкторов в соответствии с изменениями потребностей системы последипломного образования.
• Обновление учебной базы и ресурсов в соответствии с изменяющимися потребностями последипломного образования, т.е. количеством обучаемых, количеством и специализацией преподавателей, программой и современными принципами обучения.
• Совершенстование процесса наблюдения и оценки программ обучения.
• Развитие организационной структуры и принципов руководства процессом обучения с целью обеспечить соответствие изменяющимся обстоятельствам и потребностям системы последипломного образования и, со временем, приспособления ее к интересам различных заинтересованных сторон.
Литература

1. World Federation for Medical Education. The Edinburgh Declaration. Lancet 1988, 8068, 464.
2. World Health Assembly. WHA Resolution 42.38.WHO, Geneva.
3. World Federation for Medical Education. Proceedings of the World Summit on Medical
Education. Medical Education 1994, 28, (Suppl.l).
4. World Health Assembly. Reorientation of Medical Education and Medical Practice for Health for All. WHA Resolution 48.8. WHO, Geneva, 1995.
5. The Executive Council, The World Federation for Medical Education. International standards in medical education: assessment and accreditation of medical schools' educational programmes. A WFME position paper. Medical Education 1998, 32, 549-58.

11. Accreditation Council for Graduate Medical Education (ACGME) and American Board of Medical Specialties (ABMS). ABMS/ACGME Core Competencies. 1999.
12. General Medical Council. Good Medical Practice. 3rd Edition. General Medical Council. London. http: / /www.gmc-uk.org, 2001.
13. Commission of the European Communities. Directive 93/16/EEC. Brussels, 1993.
14. Commission of the European Communities. Fourth Report and Recommendations on the Conditions for Specialist Training. Doc. XV/E/8306/3/96-EN. Brussels, 1997.
15. WFME Task Force on Defining International Standards in Basic Medical Education, Report of the Working Party, Copenhagen, 14-16 October 1999 Medical Education, 2000, 34, 665-675.
16. World Federation for Medical Education. Basic Medical Education. WFME Global Standards for Quality Improvement. WFME Copenhagen 2003 and http://www.wfme.org
17. European Union of Medical Specialists. Charter on Training of Medical Specialists in the European Community. UEMS, 1993.
18. Australian Medical Council. Guidelines for the Accreditation of Medical Specialist Education and Training and Professional Development Programs. Australian Medical Council, Canberra, 2001.
19. Royal College of Physicians and Surgeons of Canada. Canadian Medical Education Directions for Specialists 2000 Project. Skills for the New Millennium: Report of the Societal Needs Working Group 1996. RCPSC, Ottawa 2002.

Дополнение
Участники комиссий WFME по реализации проекта стандартизации обучения
Участники трех комиссий WFME, обеспечивающих разработку программ по додипломному медицинскому образованию, последипломному медицинскому образованию, непрерывной профессиональной подготовке врачей, представлены ниже единым списком. Это обусловлено тем, что некоторые из них участвуют в работе нескольких комиссий; кроме того, разработку сборника документов WFME по стандартизации медицинского образования следует рассматривать как единый динамический процесс, основанный на результатах работы предыдущих комиссий.
Следует подчеркнуть, что в развитии данного сборника документов используются также другие важные источники данных. К ним относится большое количество устных и письменных комментариев, а также результаты обсуждения на национальных и международных совещаниях и конференциях.
Доктор Palitha Abeykoon
Regional Adviser Human Resources for Health World Health Organization Regional Office for South-East Asia New Delhi, India
Профессор A. d'Almeida
Директор
Institut Regional de Sante Publique Universite Nationale du Benin Cotonou, Benin
Доктор George A.O. Alleyne
Региональный директор
World Health Organization
Pan American Health Organization
Washington, D.C, USA
Профессор A. P. R. Aluwihare
University of Peradenyia Peradenyia, Sri Lanka
Доктор Wolfram Antepohl
Linkoping University Hospital Linkoping, Sweden

Judith S. Armbruster
Executive Director
Accreditation Council for Graduate Medical
Education (ACGME)
Chicago, USA
Профессор Raja Bandaranayake
Arabian Gulf University Manama, Bahrain
Доцент Philip G. Bashook
University of Illinois at Chicago Chicago, USA
Профессор Ralph Bloch
Universitat Bern Bern, Switzerland
Профессор Cheng Bo-Ji
Peking Medical University Beijing, RR. China
Ase Brinchmann-Hansen
The Norwegian Medical Association Oslo, Norway
Профессор J. D. Chiphangwi
College of Medicine Blantyre, Malawi
Leif Christensen MSc. Soc.
World Federation for Medical Education Copenhagen, Denmark
Профессор Colin Coles
King Alfred's College Winchester, United Kingdom
Профессор Alejandro Cravioto
Президент
Panamerican Federation of Associations of Medical Schools (PAFAMS) Universidad Nacional Autonoma de Mexico Mexico, D.F., Mexico
Доктор W. Dale Dauphinee
Исполнительный директор
Medical Council of Canada Ottawa, Canada
Профессор Florian Eitel
Ludwig-Maximilians-Universitat Munchen Munich, Germany
Профессор Charles E. Engel
Centre for Higher Education Studies University of London London, United Kingdom
Госпожа Mette Fisker
Business Support Manager Pfizer Danmark Copenhagen, Denmark
Доктор Tsuguya Fukui
Kyoto University Kyoto City - Japan
Доктор Milagros Garcia-Barbero
Всемирная организация здравоохранения
European Center for Integrated Health Care Services
Barcelona, Spain
Доктор Nancy Gary
Экс-президент
Educational Commission for Foreign Medical Graduates (ECFMG) Washington, D.C., USA
Профессор Laurie Geffen
Президент
Association for Medical Education in Western Pacific Region (AMEWPR)
The University of Queensland Herston, Australia
Доктор Hussein A. Gezairy
Региональный директор
Всемирная организация здравоохранения
Regional Office for the Eastern Mediterranean
Cairo, Egypt
Профессор Ernst Goldschmidt
Copenhagen, Denmark
Профессор Janet Grant
Open University Centre for Education in Medicine Milton Keynes, United Kingdom
Профессор Andre Gouaze
Conference Internationale des Doyens des Faculte de Medicine d'Expression Francaise (CID-MEF) Cedex, France
Профессор Enrique Guntsche
Universidad Nacional de Cuyo Mendoza, Argentina

Доктор James A. Hallock
President, Educational Commission for Foreign Medical Graduates (ECFMG) Philadelphia, USA
Профессор Hossam Hamdy
Arabian Gulf University Manama, Bahrain
Профессор John D. Hamilton
University of Newcastle upon Tyne Newcastle, United Kingdom
Профессор Ronald Harden
Association for Medical Education in Europe
(AMEE)
University of Dundee
Dundee, United Kingdom
Профессор Ian R. Hart
University of Ottawa Ottawa, Canada
Доктор Hans Asbj0rn Holm
Norwegian Medical Association Oslo, Norway
Доктор Saichi Hosoda
Sakakibara Heart Institute Tokyo, Japan
Доктор Delon Human
Генеральный секретарь
World Medical Association
(WMA)
Cedex, France
Профессор Vincent Hunt
Brown University - School of Medicine Rhode Island, USA
Доктор Jens Winther Jensen
Permanent Working Group of European Junior Doctors (PWG) Copenhagen, Denmark
Доктор Moufid Jokhadar
Arab Board of Medical Specialisations Damascus University Damascus, Syria
Профессор Abraham Joseph
Christian Medical College Vellore, India

Доктор Hans Karle
Президент
World Federation for Medical Education Copenhagen, Denmark
Доктор Donald G. Kassebaum
Экс-вице-президент
Association of American Medical Colleges
Gleneden Beach, Oregon, USA
Доктор Shamsh Kassim-Lakha
Президент
The Aga Khan University Karachi, Pakistan
Mrs Lorraine Kerse
Региональный консультант
Human Resources for Health
World Health Organization
Regional Office for the Western Pacific
Manila, The Philippines
Профессор Yong II Kim
Экс-президент
Association for Medical Education in
Western Pacific Region (AMEWPR)
National Teacher Training Center for Health
Personnel
Seoul, South Korea
Доктор Jana Krejcikova
Institute for Postgraduate Medical Education Prague, Czech Republic
Доктор David Leach
Исполнительный директор
Accreditation Council for Graduate Medical
Education (ACGME)
Chicago, USA
Профессор J.C.K. Lee
Декан медицинского факультета
The Chinese University of Hong Kong
Hong Kong, PR. China
Доцент Stefan Lindgren
Lund University Lund, Sweden
Профессор Zhao-feng Lu
Peking University Health Sciences Center Beijing, PR. China
Профессор Oleg S. Medvedev
Декан
Moscow State University Moscow, Russian Federation
Доктор Donald E. Melnick
Президент
National Board of Medical Examiners (NBME)
Philadelphia, USA
Профессор Jadwiga Mirecka
Jagiellonian University Medical School Krakow, Poland
Доктор Mora-Carrasco
Universidad Autonoma Xochimilco Mexico, D.F., Mexico
Профессор J.P. de V. van Niekerk
Президент
Association of Medical Schools in Africa
(AMSA)
University of Cape Town
Cape Town, South Africa
Доктор Jorgen Nystrup
Экс-президент
Association for Medical Education in Europe (AMEE)
World Federation for Medical Education (WFME) Copenhagen, Denmark
Профессор Albert Oriol-Bosch
Institut d'ESTUDIS de la SALUT Barcelona, Spain
Доктор John Parboosingh
Royal College of Physicians and Surgeons of Canada Alberta, Canada
Доктор Jose Patino
Исполнительный директор
Panamerican Federation of Associations of Medical
Schools (PAFAMS)
Bogota, Colombia
Доктор Gregory Paulos
American Medical Association Chicago, USA
Профессор Gonul O. Peker
Ege University School of Medicine Izmir, Turkey
Профессор David Prigollini
University of Buenos Aires Buenos Aires, Argentina

Доктор Pablo A. Pulido
Executive Director
Panamerican Federation of Associations of Medical
Schools (PAFAMS)
Caracas, Venezuela
Доктор Ebrahim M. Samba
Regional Director World Health Organization Regional Office for Africa Harare, Zimbabwe
Профессор Iskender Sayek
Hacettepe University Ankara, Turkey
Доктор Mette Siemsen
Danish Medical Association Copenhagen, Denmark
Доктор Nilanthi de Silva
University of Kelaniya Ragama, Sri Lanka
Доктор David P. Stevens
Vice President, Association of American Medical Colleges (AAMC) Washington, D.C., USA
Доктор Abu Bakar Suleiman
Director of Health Ministry of Health Kuala Lumpur, Malaysia
Доктор Jamsheer Talati
Associate Dean
The Aga Khan University
Karachi, Pakistan
Доктор Gillian Tworney
President, Union Europeenne des Medecins Specialistes (UEMS) Cork, Ireland
Профессор Felix Vartanian
Vice Rector
The Russian Academy of Advanced Medical Studies
Moscow, Russian Federation
Theanne Walters
Deputy Executive Officer Australian Medical Council Canberra, Australia
Госпожа Dennis K. Wentz
American Medical Association Chicago, USA
Ass. Professor Ole Winding
World Federation for Medical Education Copenhagen, Denmark
Госпожа Gustaaf Wolvaardt
South African Medical Association Pretoria, South Africa

Спонсоры
Разработке и внедрению сборника документов WFME Всемирные стандарты медицинского образования способствовали следующие организации:
Датская медицинская Ассоциация, Дания
Комиссия по образованию выпускников иностранных медицинских учебных заведений (Educational Commission for Foreign Medical Graduates -- ECFMG), США
Институт d'ESTUDIS de la SALUT, Испания
Университет Lund, Швеция
Норвежская медицинская Ассоциация, Норвегия
Открытый университетский центр по медицинскому обучению, Великобритания
Фирма Pfizer Danmark, Дания
Университет Копенгагена - Дания
Европейский центр ВОЗ по интегрированным услугам медицинской помощи, Испания
Европейское бюро ВОЗ, EURO, Дания
Всемирная организация здравоохранения, WPRO, Филиппины



СОДЕРЖАНИЕ