<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

Ценности и идеалы составляют самый важный фундамент морали, поскольку они всегда имеют императивный характер - выбирая ценности, мы выбираем цели жизни. В разных типах культуры доминируют свои ценностные установки. Для протестантизма характерна установка на самореализацию личности в сфере бизнеса, в исламских культурах доминирует идея помощи обездоленным и слабым; в русской культуре, также как в исламе, доминировали сострадание, доброта и забота о людях, аскетическое презрение к материальным благам, уважение и почитание подвига высокой духовности, доходящей до "святости".
Романтические и максималисткие черты русского характера взывают к абсолютному идеалу. Самые фантастические идеалы находят пристанище в русской душе. Как справедливо заметил Л. П. Карсавин, "русский человек не может существовать без абсолютного идеала, хотя часто с трогательной наивностью признает за таковой нечто совсем неподобное"... "Ради идеала он готов отказаться от всего, пожертвовать всем; усомнившись в идеале или его близкой осуществимости, являет образец неслыханного скотоподобия или мифического равнодушия ко всему".
Социалистические идеалы в части справедливости, равенства, братства и всеобщего счастья оказались очень близки народному сознанию, буквально совпав с христианским хилиазмом и с еще более ранними языческими идеалами. Наш идеал близок к утопии. На разных этапах исторического развития во всех проявлениях народного сознания находит свое отражение противоречивая черта национального духовного склада - готовность к утопизму и одновременная уверенность в возможности воплощения утопии в жизнь. При этом утопии рассматриваются не в классическом смысле как нечто придуманное, чему нет места в реальной жизни, а как трудно достижимый в силу объективных обстоятельств идеал человеческих отношений. Мотивация классических и народных утопий одинакова, только первые идут "от ума", а вторые -"от души".
Сегодня наши собственные национальные идеалы подвергаются сильнейшему давлению чужих идеалов и ценностей, имеющих во многом иное происхождение и содержание. При этом встает вопрос о необходимости и возможности возрождения (воспроизводства) элементов национального идеала в условиях современного общества.

Вопросы для самопроверки
1.Каково современное понимание культурного этоса?
2. Чем отличается русские предания и былины от западноевропейских?
3. Какие нравственные ценности лежат в основе российской цивилизации?
4. Какой основной парадокс русской идеи?
5. Какие парадоксальные определения русской идеи вы знаете?
6. Что такое апофатическое определение русской идеи?
7. Что является онтологической основой российской нравственности?
8. В чем особенности восточных цивилизаций?
9. Каковы корни российской нравственности?
10. В чем проявляется православный мистицизм?
11. Что является нормой для русских?
12. В чем особенности российского понимания долга?
13. Что явилось результатом социалистической модернизации?
14. Что является социальной базой морали?
15. В чем заключается современный моральный кризис нашего общества?

Тема 3.7. ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА

В ХХ веке возникла острая необходимость нового исследования старых проблем этики, а также пересмотреть многие традиционные проблемы, связанные с жизнью (ее зарождением, поддержанием и продлением) и смертью. Этими вопросами занимается современная прикладная этика.
В наше время прикладная этика переступила пороги больниц и родильных домов, она вторгается в сферу бизнеса и политики, непосредственно подключается к проблемам отношения к природе, защиты прав животных, борьбы с голодом.
Именно в сфере прикладных проблем возник этический бум. В чем его причины? Причины - в росте человеческих знаний и технологических возможностей.
С тех пор как возникла генетика, появились вопросы, которые никогда раньше не возникали перед человечеством: следует ли рожать искусственным способом? Должно ли общество пытаться создать сверхживотных и сверхлюдей средствами генной инженерии?
В связи с возникновением компьютерных технологий, встали проблемы использования роботов вместо рабочих и отношения людей к роботам. Наряду с прочими существуют и такие проблемы, как распределение мировых пищевых и сырьевых ресурсов, рост народонаселения и др. Поэтому этика становится предметом интереса для многих людей.
Еще одна причина - опасность глобальных катастроф, вызванных вмешательством человека в природную среду и требующая нетрадиционных решений. Новые проблемы, новые масштабы проблем требуют новых решений.
Прикладная этика в широком смысле слова - это применение этических понятий и теорий к конкретным, сложным и часто очень драматическим ситуациям. Можно рассматривать ее как казуистику (от слова casus - случай), то есть рассмотрение бесконечных случаев или прецедентов. Однако есть все основания рассматривать ее шире - новое направление, имеющее глубокий философский смысл и формирующее принципиально новые представления о человеке.
В узком смысле прикладная этика - артефакт ХХ века, возникший под давлением практики и приведший к возникновению отдельных видов прикладной этики (политической этики, биоэтики, экоэтики). В ХХ веке внезапно возникла и стала бурно развиваться биоэтика - совсем новое направление, отличающееся от классической медицинской этики. Реальностью стали трансплантация органов, генетическая диагностика, генная инженерия, клонирование. Медицинская техника достигла такого уровня своего развития, когда врач может искусственно поддерживать жизнеобеспечение больных, ранее обреченных на неизбежное умирание. Технические достижения сопровождаются все более изощренными юридическими обоснованиями прав больных, умирающих и инвалидов.
Расширилось участие этики в других проблемах - политики чаще апеллируют к этике, общественность требует этического контроля над бизнесом и рекламой, экология ратует за применение этических норм в регулировании взаимоотношений с окружающей средой. Тот же критерий - соответствие моральным нормам - выдвигается как основа не только легитимности, но и успешности банковской деятельности.
В широком смысле прикладная этика - это особый вид этики, потому что она дает новое понимание проблем морали, осуществляет новые подходы к этим проблемам, дает новое понимание этики.2
Исследуя самые жгучие, злободневные проблемы, касающиеся каждого человека (и простирающиеся до драматического вопроса: что же такое человек), этика становится совсем другой наукой. Изменились законы взаимоотношений между людьми, изменилось проблемное поле этики - сегодня она больше интересуется не социальными и политическими, а медицинскими, биологическими, экологическими вопросами.
Прикладная этика возникает в контексте глобализма, в том числе с появлением реальной угрозы жизни и существованию человечества, опасности ущемления неотъемлемых прав человека - будь то сфера медицинского обслуживания или экологического выживания. Там, где предпринимались попытки обойтись "без этики", отодвинуть этические соображения на второй план, там возникала новая опасность для жизни и страх смерти. Необходимость вновь защитить интересы человека, напомнить о его достоинстве и является общей причиной возникновения прикладной этики.
Прикладная этика отличается от традиционной так же, как биоэтика от медицинской.
Если медицинская этика касалась только врачей, то комитеты по биоэтике формируются их философов, юристов, этиков, представителей общественности, городских властей, экологов. Медицинская этика говорит об обязанностях врача, биоэтика стоит на страже прав пациентов.
Медицинская этика.
Медицинская этика - одна из наиболее развитых видов прикладной этики на протяжении тысячелетий, стремилась регулировать сложные взаимоотношения, возникавшие между врачами и больными, испытывавшими страдания и нуждавшимися в особой заботе и внимании, и часто, не только в лечении болезни, но и в спасении жизни. 4
Создатель медицинской этики - великий Гиппократ - сформулировал основные принципы поведения врача в "клятве Гиппократа".
Отношения врач-пациент всегда носили драматический характер, обусловленный их не симметричностью: врач обладает знанием и властью, больной доверяет ему самое ценное, что у него есть (свою жизнь). Именно поэтому эти отношения должны быть жестко регламентированы моралью и правом.
Медицинская этика -это совокупность связанных между собой индивидуальных и социальных принципов, призванных оказывать влияние на действия врача. Врач обычно всегда рассматривался как главное лицо при принятии решений о том, что нужно пациенту для его же блага (принцип патернализма), о стратегии лечения (врачебная тайна).
Патернализм - это такая модель отношений, когда врач выступает по отношению к больному не только как любящий отец, но как царь и бог, ибо в его руках - жизнь, здоровье, свобода, полноценность, счастье человека.
Содержание профессиональной медицинской этики определяется такими принципами, как "приносить пользу", "не навреди", "вызывать доверие пациента", то есть направлено на регуляцию деятельности врача и называется "медицинской деонтологией".
Медицина - область, требующая высокого профессионализма и предполагающая четкую систему этических принципов.
На индивидуальном уровне медицинская этика включает профессиональную автономию врача и благодеяние.
Профессиональная автономия - это право определять курс лечения без вмешательства других лиц. Она ограничена правом пациента на информацию о своем здоровье.
Благодеяние - наиболее известное положение из "клятвы Гиппократа" - это профессиональная обязанность врача оказывать помощь другим в случае необходимости. В рамках медицинской этики требуется найти баланс между благодеянием и предотвращением дальнейшего вреда ( например, необходимостью прекратить боль). Этот этический диалог между принципом блага и предотвращением вреда иногда рассматривают как противостояние святости жизни и качества жизни.
На социальном уровне медицинская этика касается проблем распределения медицинских ресурсов, их доступность и социальную справедливость.
Доступность медицины - это право каждого пациента на получение врачебной помощи, возможность оплатить медицинские услуги. Предполагается, что эту обязанность должно взять на себя общество.
Справедливость - это право пациента получать медицинскую помощь, свободную от предубеждений и фаворитизма.
В нашей стране отношение медиков к здоровью людей иногда похоже на саботаж: хотя каждый человек имеет абстрактное право на охрану здоровья, в реальной практике часто возникают трагедии и конфликты из-за халатности, некомпетентности и неграмотности медиков, а также по причине правовой неграмотности.
В отношениях врач - пациент изначально заложено неравенство: знания, которыми обладает врач, дают ему власть над пациентом в той сфере, которая представляет для пациента особую ценность. Что касается пациента, то он перед врачом обнажен и физически, и эмоционально. Больной обеспокоен и растерян, он рассчитывает на помощь, находится в крайне зависимом положении, связанном, в том числе, с неопределенностью и риском. Мораль и право призваны выровнять это неравенство, связав врача определенными обязательствами и защитив пациента определенными правами.
Сегодня существуют международные принципы медицинской этики, в том числе изложенные в Декларации о защите от пыток и других форм унижения человеческого достоинства (принята в 1982 году Ассамблеей ООН).
Основные принципы медицинской этики, относящиеся к роли врачей в защите заключенных от пыток и других видов обращения и наказания, унижающих человеческое достоинство, сводятся к следующим:
1) Работники здравоохранения обязаны охранять физическое и психическое здоровье заключенных, обеспечивая их лечением такого же качества, что и лицам, не являющимся заключенными.
2) Врачи совершают преступление, если они участвуют или соучаствуют в пытках или других жестоких видах обращения и наказания.
3) Работники здравоохранения или врачи совершают преступление, если они:
• применяют свои знания и опыт для содействия допросу заключенных таким образом, что это может повлиять на их здоровье;
• удостоверяют, что состояние здоровья заключенных позволяет подвергать их любой форме обращения или наказания, которое может оказать отрицательное воздействие на их физическое или психическое здоровье.
4) Участие врача в любой процедуре смирительного характера является нарушением медицинской этики, если только оно не продиктовано необходимостью охраны здоровья и безопасности заключенного.
5) Не может быть никаких отклонений от вышеизложенных принципов, ни на каких основаниях, включая чрезвычайное положение.
Итак, главный акцент медицинской деонтологии связан с соблюдением врачом своих обязанностей перед больным, перед другими врачами, перед родственниками и близкими больного.
Эти обязанности можно свести к следующим:
а) оказывать всем нуждающимся квалифицированную помощь;
б) делать это с чувством сострадания и уважения к человеческому достоинству;
в) сохранять врачебную тайну; принимать самостоятельные решения исходя из принципа патернализма;
г) не навреди;
д) честно относиться к своим коллегам и добиваться разоблачения тех врачей, которые прибегают к обману и жульничеству;
е) совершенствовать свои знания;
ж) не проводить опыты на людях ( на заключенных);
з) обеспечивать медицинское обслуживание заключенных такого же качества, как и других людей;
и) не принимать соучастия активного или пассивного - в пытках или других жестоких или унижающих человеческое достоинство мероприятиях;
к) не участвовать в процедурах смирительного характера в отношении заключенного или задержанного.
В конце ХХ века возникло новое направление в этике, связанное с медициной, но имеющее гораздо более широкое мировоззренческое значение (меняющее представления о жизни и смерти) и меняющее взаимоотношения между врачом и пациентом, а поэтому требующее соблюдения новых этических принципов - биоэтика. Новое направление явилось следствием открытий в биологии, ведущих к революции во всей системе ценностей, к революции в морали и культуре. Эта революция ставит проблемы, с которыми никогда раньше не сталкивалось человечество, при этом затрагивает самые фундаментальные вопросы, которые всегда занимали центральное место в культурах всех народов и представляли величайшую тайну: вопросы нравственного отношения к зарождению новой жизни, концепции эротической любви и деторождения, проблему отношения к смерти и др.
Биоэтика - новое направление, рассматривающее моральные проблемы в новейших областях медицины, связанных с принятием решений относительно здоровья и продолжения жизни. В 1965г. в США открылся "Институт по изучению социальной этики и наук о жизни в г. Хастингтоне" (Хастингонский центр), где начали проводиться активные исследования, связанные с проблемами жизни и смерти. Поскольку эти исследования затронули многие этические и вопросы, нуждающиеся в специальном рассмотрении, этот момент можно считать моментом возникновения биоэтики.
Основные направления исследований биологической природы человека сводятся к следующим: модификация поведения с помощью "шоковой терапии", генная инженерия, суррогатное материнство, клонирование, трансплантация органов, продажа детей, изменение пола, искусственное продление жизни, эвтаназия.
Одно из первых направлений, обозначивших новую проблематику, было модификация поведения (Behavior Modification) - известное в США как "промывание мозгов", а у нас - "зомбирование". Первые опыты проводились в США - вшивались в мозг испытуемому электроды и в нужный момент пропускали электрический ток, чтобы повлиять на изменение поведения испытуемого в нужном направлении. Т.о., вместе с другими ценностями исчезает моральная автономия личности, меняется сама концепция личности как автономного субъекта, как свободного индивида. Эти программы могут быть эффективными при лечении умственных расстройств, помогают слабоумным в осуществлении внешне рациональных действий, не предполагающих самостоятельного мышления.
Сегодня наиболее широко используется методика изменения поведения с помощью "шоковой терапии", осуществляемой средствами массовой информации и в том числе рекламой. "Шоковая терапия" сегодня осуществляет мощное психологическое воздействие, вызывающее стресс, сомнение в общепризнанных культурных ценностях, фрустрацию.
Еще раньше возникли теоретические предпосылки для исследования механизмов наследственности - генная инженерия. Это направление стало возможным вследствие развития генетики и евгеники. Термин евгеника (переводится как "хорошее рождение") был впервые предложен в 1883 году английским антропологом Ф. Гальтоном, который так определил этот предмет: "Изучение подлежащих общественному контролю влияний, могущих улучшить или ухудшить как физические, так и умственные качества грядущих поколений".
Отец евгеники - Дж. Меллер (США) мечтал населить Землю гениальными людьми, для этого он предлагал отбор лучших и стерилизацию худших. Ему также принадлежит разработка проблемы критериев отбора, для чего он сформулировал следующие признаки личности:
1) интеллигентность,
2) кооперативность(способность к совместным с другими людьми действиям), альтруизм ;
3) физическое и психическое здоровье.
С открытием законов расщепления наследственных признаков ( Г. Мендель, 1900г.), одинаковых для всех растений и животных, и с утверждением хромосомной теории наследственности, стало ясно, что у всех живых существ имеется принципиально сходный генетический аппарат. Это относится и к человеку. Например, в семьях, где наблюдались какие-либо физические или умственные отклонения, они передаются по наследству. Из этих теорий были сделаны очень далеко идущие выводы о роли наследственности в определении биологических видов и рас.
Развитие евгеники имело драматичные последствия для человечества. В США и Германии были приняты законы, утверждавшие о существовании принципиальных расхождений между расами в умственных и нравственных качествах. Эта теория стала основой фашизма, утверждавшего, что высокоодаренные расы - это североевропейская (англичане и немцы), а низшие расы - это негры, негроиды, цыгане, евреи и славяне. Цыгане и евреи, по мнению немецких расистов, подлежат полному уничтожению, другие "низшие расы" должны быть сохранены как рабочая сила. Аналогичные "евгенические" мероприятия были широко развернуты в США и других странах (Голландия).
Современное человечество отказалось от расистких идей, встав на позиции культурного релятивизма - теории, утверждающей, что все качества личности обусловлены многочисленными факторами, среди которых главную роль играют наследственность и культурная среда, которые можно улучшать и совершенствовать. Поэтому не следует преувеличивать роли генетических факторов. Многие наследственные особенности человека, в первую очередь его умственные способности, не моногенны, а полигенны, т.е. определяются взаимодействием нескольких генов, проявление которых зависит от условий, в которых рос и воспитывался ребенок. Таким образом, "качество" потомства зависит от многих факторов, среди которых важное место занимают два - наследственность и культурная среда. Задача улучшения наследственности включает эти два направления - генетическое и культурное.
Генетическое улучшение наследственности может осуществляться двумя путями:
• запретительными мерами, то есть "негативной евгеникой" или стерилизацией;
• поощрительными мерами, то есть "позитивной евгеникой" или селекцией.
Негативная евгеника (стерилизация) имеет драматическую историю. Так, в США в 1907 г. был принят закон о принудительной стерилизации в штате Индиана. Стерилизации подлежали психически ненормальные, умственно отсталые, осужденные за половые преступления, хронические алкоголики, проститутки, круглые сироты, бродяги.
В Германии с приходом Гитлера к власти в 33 году осуществлялась принудительная стерилизация психически больных, метисов, всех цыган и евреев. В ходе "окончательного решения еврейского вопроса" было уничтожено более 6 млн. евреев. Из захваченных военнопленных сразу уничтожались раненые, больные, физически слабые. Остальные использовались как рабочая сила, а потом уничтожались. Все это осуществлялось под видом "рациональной" цели - "очищения" популяции человека от вредных наследственных задатков. Сегодня известны факты наличия аналогичных законов (тайно проводившихся) в Голландии в середине века.
Какова судьба позитивной евгеники( цель которой - обогатить популяцию человека ценными наследственными задатками)?
Планы улучшения биологической и генетической наследственности принимают самые разнообразные формы. Так, несколько лет тому назад американец Роберт Грэхем организовал банк для хранения спермы, полученной от лауреатов Нобелевской премии. Предполагалось, что она будет использована для добровольного осеменения женщин, обладающих исключительными интеллектуальными способностями.
Общая задача, поставленная евгеникой - освободить человечество от вредной наследственности - не решена. Эта задача перешла в генетику и генную инженерию. Сейчас в США насчитывается более тысячи банков клеток и тканей человека. 343 банка специализируются на хранении половых клеток. 200 банков - на хранении эмбриональных клеток. Создаются транснациональные биологические банки - Euro skin bank. В 1976 году все банки США объединились в Ассоциацию и выработали единые стандарты. Таким образом, США обеспечили свою страну и нацию на случай радиационной катастрофы или непредвиденной эпидемии.
Наиболее перспективным сегодня является направление в генетике, изменяющее генетические дефекты и избавляющее людей от наследственных болезней.
Рассматривая вопрос об этической ответственности врачей, политиков, юристов, философов и ученых за принятие таких важных решений, как качество генетической наследственности людей, необходимо обсудить тесно связанный с этим вопрос о прерывании беременности (аборте).
Следует заметить, что женщина во все века убивала своих детей. Такие убийства особенно характерны были для древнего общества (особенно периода матриархата), где они были связаны с тем простым фактом, что женщина была просто физически не в состоянии вырастить и прокормить всех тех детей, которых она могла родить. Древние ритуалы воспроизводили ситуацию очень жесткого обращения с новорожденным, в результате которой выживали только самые сильные. С наступлением патриархата (власти мужчины) глава семьи пытался ограничить права женщины на ребенка. Этот вопрос на протяжении веков и тысячелетий являлся предметом споров и разногласий. Платон и Аристотель, например, одобряли аборт как средство предотвращения чрезмерного роста населения. А Цицерон и Сенека относились к аборту как к опасной для женщины операции.
Христианство рассматривало аборт как убийство. До ХХIII в. аборт был запрещен под страхом смертной казни. Кое-где запрет действует и сейчас.
В США ежегодно делается 1,5 млн. абортов. Проблема заключается в следующем: если женщины все равно делают аборты (даже в странах, где это запрещено), то есть часто убивают своих здоровых детей, почему нельзя убивать тех, о которых известно, что они будут больными? Генетика сегодня позволяет определить, здоров ли ребенок, находящийся в материнской утробе. Далее, если мы одобряем аборты, то мы должны одобрять и все те мероприятия, которые связаны с генетическим манипулированием плодом. Таким образом, старая как мир проблема прерывания беременности приобретает сегодня особую остроту и новое звучание.
Этические проблемы аборта сегодня смещены в сторону учета прав всех заинтересованных субъектов, а именно: прав плода, прав матери и прав отца.
Другое направление в биоэтике связано с практикой трансплантации органов. Как известно, первая пересадка сердца и печени была осуществлена в 1967 году в Южной Африке и в США. Технические возможности позволяют сегодня осуществлять эту операцию ( а также пересадку почки, костного мозга, нервной ткани мозга) во многих странах. Но возникают сложные этические проблемы. Первая проблема: "Где найти необходимое количество доноров?" Ведь донор должен быть здоровым и мертвым. Вторая проблема: "Кому отдавать предпочтение при выборе реципиента - более больному или тому, кто больше ждет, или более молодому?"
Наиболее общая этическая проблема состоит в угрозе превращения человека в биомассу, в объект коммерческого интереса. Кроме того, существует угроза того, что здоровые люди могут стать жертвами больных. Возникает парадоксальная ситуация, когда богатые больные люди будут гоняться за бедными здоровыми.
Другая проблема - проблема приоритетов - кто имеет преимущественное право на трансплантант? Кто опаснее болен или у кого больше шансов прожить долго? Справедливо ли предоставлять печень алкоголику, если ее ждут нормальные люди?
В 60 гг началась эпоха искусственного оплодотворения, которая поставила новые проблемы, например, проблему анонимности доноров, угрожающую браками между кровными родственниками, проблему нового понимания семьи, нового понимания материнства и отцовства, меняющее всю систему традиционной семьи, основанной на особых отношениях между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми.
Хотя трудно определить приоритетность той или иной проблематики внутри биоэтики, на первом месте по значимости среди ее проблем все же стоят проблемы, связанные со смертью и умиранием. Сюда относятся, прежде всего, проблемы эвтаназии и нового критерия смерти, а также аборта, трансплантации органов.
Вторая по значимости группа проблем связана с отношением к неизлечимым больным, инвалидам, дефективным новорожденным.
В третью группу проблем можно включить все, связанное с воспроизводством жизни (искусственное зачатие, суррогатное материнство, клонирование).
Такие вопросы, как взаимоотношения врача и пациента, врачебная тайна, святая ложь и др. всегда входили в круг профессиональной медицинской этики и продолжают в ней обсуждаться сейчас. В собственно проблематику биоэтики входят не эти вопросы, а такие, которые стоят на стыке биологии и антропологии, затрагивают самые основы биологического существования человека, нащупывают его сущностные характеристики.
Эвтаназия (переводится как "добрая смерть"), но может ли смерть быть "доброй"?
Имеется в виду "легкая смерть", безболезненная, без мучений и страданий. Смерть как тихое засыпание. Различают два вида эвтаназии: активная (активные действия, способствующие быстрому и безболезненному умиранию) и пассивная (отказ от лечения и какой-либо помощи нуждающемуся в ней больному человеку, не предоставление своевременного и необходимого лекарства и т.д.). Хосписы - специальные больницы, способствующие активной эвтаназии неизлечимо больных людей.
Добровольная эвтаназия равна суициду, или самоубийству.
Как относиться к эвтаназии? Это непростой вопрос, связанный с другим, не менее важным.
Как относиться к смерти? Наше отношение к смерти, как впрочем и многие ценности, предопределено нашей культурой.
В традиционных культурах смерть - важный момент жизни. Опыт смерти воспроизводится во всех древних ритуалах. Опыт смерти - начало всякой глубокой культуры и нравственности. Буддистский памятник "Тибетская книга мертвых" описывает видения человека в процессе умирания (в состоянии "бардо"). В христианстве принято перед смертью исповедываться. Иногда вся жизнь рассматривалась как подготовка к смерти. Смерть - важнейший момент жизни человека, когда он подводит нравственные итоги всему пройденному им пути, осуществляет глубокое самопознание. В этот момент может наступить нравственное озарение и прозрение.
Современный человек, не желающий ничего знать о смерти, не верящий в ее очищающий опыт, поверхностен, его инстинкты очень просты (они формируются рекламой), представления о жизни примитивны. Как бабочка - однодневка, он порхает и сгорает.
Обстоятельства смерти касаются всех и каждого отдельного человека, понимание смерти отражается на характере культуры. Смерть - биологический факт, и различия в обрядах, культурных нормах и конкретных обстоятельствах и даже личного отношения к смерти не могут изменить этого факта. Перед лицом смерти отступают все остальные проблемы. Смерть - это закон природы и изначальная характеристика человека, дающая ключ к пониманию всех других проблем.
Смерть составляет самую жгучую проблему жизни, проблему всей культуры, а значит, искусства, философии, религии и этики. Из факта существования смерти вытекает все искусство и вся религия. Музыка возникает из печальных стонов по покойнику, скульптура и портретная живопись - из желания запечатлеть телесный облик навсегда утерянного. С осмыслением факта смерти тесно связана философия и этика. Важнейшая идея религии - идея бессмертия души - пытается бороться со смертью. Явление смерти служит мощнейшим источником нравственности, порождая чувства сострадания, печали, совести, жалости, милосердия. Осознание смертности имеет важнейшее значение в осмыслении смысла жизни. Важнейшая заповедь "не убий" представляет собой запрет смерти как самого страшного, что может сделать человек по отношению к другому человеку.
В русле биоэтики было выработано общезначимое определение смерти человека как результата смерти его мозга. Смерть сегодня рассматривается не как одномоментное событие, а как процесс, состоящий из нескольких стадий - прекращение дыхания и сердцебиения, прекращение деятельности мозга, разрушение клеток организма. Различают смерть и умирание. Когда мы говорим о страхе перед смертью, часто мы имеем в виду страх перед умиранием, перед болью и страданием. В современной медицине возник следующий парадокс: она не может предотвратить факт смерти, но она может бесконечно долго поддерживать процесс умирания, т.е. поддерживать человека в состоянии между жизнью и смертью. Философский анализ этого состояния позволит пересмотреть многие традиционные представления о жизни и смерти, а также по-новому рассмотреть некоторые старые религиозные представления.
Рассматривая проблему смерти, мы вновь обращаемся к вопросам: что такое человек? Что значит быть человеком, быть личностью? Страх перед смертью - это еще страх того растительного состояния, от которого желательно было бы себя избавить и спасти. Даже если средством спасения явится смерть, то страшна не смерть, а недостойная человека жизнь, которая может быть хуже смерти.
Следует подчеркнуть, что в биоэтике (и этим она отличается от медицинской этики) происходит смещение акцентов с обязанностей врача на права пациентов.3 Это связано с необходимостью защищать пациентов от врачей, от действий медперсонала. Ведь и в прошлом было немало курьезных инциндентов: помещенный с диагнозом "смерть" больной оживал в морге, хирург или дантист удаляли здоровый, а не больной орган, медсестра ошибалась в подаче лекарств и процедур, после операции внутри организма "по забывчивости" оставляли скальпели, ножницы, перчатки и т.д.
Сегодня, когда в результате мощного прогресса в области медицины власть врача стала поистине безграничной и пугающей, акценты с декларируемых обязанностей врача сместились в сторону защиты реальных прав больных. Но даже это не спасает от новых моральных дилемм. Примером такой дилеммы может служить противоречие между принципом заботы о здоровье пациента и нежелательными последствиями проявления этой заботы - классический пример: когда для сохранения жизни требуется ампутация органа (например, конечностей), но при этом качество жизни пациента резко ухудшается. Кто должен в подобном случае принимать решение: врач или больной?
Современная медицина может любую болезнь превратить в хроническую, а это означает, что больной будет находиться в промежуточном состоянии между жизнью и смертью бесконечно долго. В больницах и госпиталях накопилось огромное количество таких больных (рассеянный склероз, последняя стадия рака, и т.д.). Еще несколько десятилетий тому назад такие больные немедленно скончались бы. Сегодня уже отмечаются рекорды искусственного поддержания жизни безнадежного больного, находящегося в коме, когда все основные функции организма выполняются искусственными органами (такой рекорд был отмечен в США, где больную - жертву автокатастрофы, искусственно поддерживали в течение 10 лет).
Возникают проблемы: является ли человек, находящийся в бессознательном состоянии, в полном смысле человеком? Является ли данный человек живым? И что значит быть человеком? Как положить конец такому существованию, и кто должен взять ответственность за принятие решения? Ни врач, ни медперсонал не могут взять на себя ответственность, так как не могут изменить клятве Гиппократа с ее запретом убийства.
Ситуация кажется неразрешимой: долгие, мучительные страдания или легкая и быстрая смерть. В разных странах существуют разные кодексы на этот счет. Например, в Голландии еще в 1980 году был принят закон, разрешающий эвтаназию - каждая пятая смерть пациентов происходит по этой причине, такой же закон принят в половине штатов Америки. Таким образом, в некоторых странах конституционно закреплено право человека на смерть. Для этого необходимо, чтобы пациент высказал такое желание, чтобы он был психически вменяем, испытывал боль и чтобы лечащий врач проконсультировался с другими врачами относительно его состояния.
Смертельно больные люди имеют право на лечение или отказ от него. Они имеют право на смерть. Врачи могут искусственно поддерживать жизнь до бесконечности - сегодня возникла новая форма жизни "полу-растительная", т.е. промежуточная между животным и растением. В связи с этим во многих странах предпринимаются меры для решения этой проблемы. Например, в Канаде "врач может поддерживать жизнь тела, если его мозг является мертвым, если это не требует чрезмерных усилий и средств и если определенный орган может быть использован для других людей ".
Здесь возникает еще одна проблема. Можно ли использовать таких больных для медицинских экспериментов? И каковы условия такой возможности? Условием является письменно изложенная воля больного. Поэтому сегодня существует такое явление, как живая воля, завещающая свое тело врачам ( анатомический дар).
Итак, основные принципы биоэтики выражаются не в обязанностях врача (как в медицинской этике), а в формулировке прав пациента:
1).Право на информацию, изложенную в понятном виде, письменно. Пациент должен иметь информацию о риске; Этот принцип отличается от врачебной тайны, поскольку предполагает информированность пациента.
2). Больной имеет право принимать решение относительно своей судьбы, участвовать в принятии решения.
3). Вместо патернализма, как основного принципа медицинской этики, вводится принцип автономии личности, основанный на уважении человеческого достоинства и свободного выбора больного;
4). Главный принцип биоэтики: информированное согласие (informed consent).
5). Милосердие.
Информированное согласие означает, что пациенту рассказывается в доступной для него форме его состояние и он участвует в принятии решения относительно предстоящего лечения. Этот принцип отличается от принципа медицинской этики, призывающего к соблюдению врачебной тайны.
Биоэтика как новое направление столкнулась со следующими опасностями, угрожающими сегодня человечеству: появление новых форм тоталитаризма и насилия (опыты над людьми, манипуляция органами), селекция людей, вырождение естественной способности к размножению, распад семьи, разрушение фундаментальной оппозиции мужского и женского, появление новых биологических существ (монстров), угрожающих всему живому, появление новых болезней (связанных с опытами над микроорганизмами), дегуманизация человеческих отношений, связанная с коммерциализацией медицины.

Вопросы для самопроверки
1. Каковы причины бурного развития прикладной этики?
2. Что такое прикладная этика?
3. Чем отличается биоэтика от медицинской этики?
4. Что такое медицинская этика?
5. Что означает принцип автономии врача?
6. Что такое благодеяние?
7. В чем заключается принцип доступности медицины?
8. Что означает принцип справедливости в медицинской этике?
9. В чем неравенство в отношении врач-больной?
10. Могут ли врачи участвовать в пытках?
11. Могут ли врачи принимать участие в допросах, влияя на здоровье заключенных?
12. Какой главный принцип медицинской этики?
13. Каковы обязанности врача?
14. Какие проблемы ставит биоэтика?
15. Когда и где возникла биоэтика?
16. Какие основные направления биоэтики?
17. Что такое модификация поведения?
18. Что такое евгеника?
19. Каковы основные признаки личности по Меллеру?
20. Как относится к расизму современное человечество?
21. Что такое негативная евгеника?
22. Что такое позитивная евгеника?
23. В чем современная острота проблемы абортов?
24. Какие этические проблемы связаны с трансплантацией органов?
25. Какие этические проблемы возникают в связи с искусственным оплодотворением?
26. Какие проблемы биоэтикиприоритетны?
27. Что такое эвтаназия?
28. Что такое активная эвтаназия?
29. Что такое пассивная эвтаназия?
30. Чем отличается отношение современного человека к смерти?
31. Как понимается смерть в современной медицине?
32. Чем отличается смерть от умирания?
33. Что такое право на смерть?
34. Какие основные принципы биоэтики?
35. Что такое информированное согласие?

Тема 3.8. РИТУАЛ И ЭТИКЕТ

Один из важнейших разделов прикладной этики - этикет, или правила поведения культурного человека в различных ситуациях общения.
Ритуал и этикет - особые формы поведения в стандартных ситуациях, а также способы социальной регуляции межчеловеческого общения, занимающие важное место в процессе социализации индивида, понятой как освоение культурных ценностей и норм.
Ритуал - древнейшая форма трансляции культурных ценностей и смыслов, приобщения индивида к сакральным истокам культуры.
Ритуал - коллективное действие, имеющее символическое значение, сакральный смысл которого понятен только членам социума. Это действие, отражающее важные для данного общества социальные и биологические критерии и требующее применения специальных приемов.
Понятие этикет появилось достаточно недавно, и оно связано со светскими правилами общения. Под этикетом обычно понимается совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)
Этикет - способ актуализации различий между людьми, это совокупность приемов (и черт поведения), с помощью которых происходит выявление, поддержание и обыгрывание коммуникативных статусов партнеров по общению. Чем больше признаков, по которым участники общения "не совпадают", тем выше степень этикетности ситуации и обязательность соблюдения правил.
Этикет призван, прежде всего, обеспечить общение неравных. Способом актуализации различий является структурирование пространства и времени, различение престижного и не престижного. Например, сидеть - престижней, чем стоять; лежать - престижнее, чем сидеть; правая сторона - престижнее левой, молчать - престижнее, чем говорить; верх - престижнее, чем низ. Наиболее престижным является никак не проявленное поведение индивида, которому все окружающие воздают разного рода почести и оказывают знаки внимания.
Архетип высокой престижности в традиционных культурах был связан с молчанием и неподвижностью как арибутами поведения высокопоставленного субъекта (жреца, царя, короля, вокруг которых и совершались главные ритуальные действия). Любой человек, попадающий в центр ритуала (невеста, жена, посвящаемый в профессию) обязан был соблюдать этот архетип.
Ритуал и этикет имеют как черты сходства, так и различия. В ритуале человек ведет себя с учетом того, что за ним наблюдают некие высшие силы, более того - это действие, стремящееся обеспечить максимальное участие этих сил.
Ритуал уходит своими корнями в далекое прошлое, обожествляет прошлое, повторяет то, что когда-то уже произошло. Этикет - более свободное поведение, ориентированное на настоящее и будущее. Это поведение, исходящее из принципа свободы и самостоятельности личности, ее способности принимать решения, исходя из ситуации. Этикет не запрограммирован как ритуал, включает элементы творчества. Не случайно, такие важные понятия этикета, как вежливость и тактичность, не имеют строгих определений, они приобретают смысл в контексте конкретной ситуации общения.
Древние ритуалы тесно связаны с мифами, повествующими о начальном периоде творения мира. Люди, участвующие в ритуале, должны повторять действия, которые когда-то совершали боги. Например, свадьба - это повторение акта творения мира, соединение неба (Зевс) и земли (Гера). Новый год - это очищение от грехов и пороков, сопутствующих существованию во времени, и возвращение к первозданной чистоте рождения самого времени. Согласно мифологическому мировоззрению наибольшей ценностью обладают первоначальные действия, совершенные первыми богами и первыми людьми.
Ритуал - это коллективное действие, повторяющее сакральный акт из мифологического сюжета и имеющее космическое значение. Посредством ритуала человек ощущает свою теснейшую связь со всей природой и с космосом. Большая часть ритуалов, осуществлявшихся в традиционном ( и особенно в первобытном) обществе, позволяла человеку почувствовать интимную связь, соединяющую человека с социумом, а также связь социума с природой. Речь идет, прежде всего, о календарных ритуалах, связанных с явлениями природы - сменой времен года, а также с поклонением солнцу, луне и звездам в моменты их особенного положения (солнцестояние, солнцеворот, солнечное затмение, полнолуние, и т.д.). Все эти явления занимали важное место в мифологическом сознании древних людей, сверявших ритм своей жизни с космическими событиями, что придавало ритуалам космическое измерение и вселенский смысл. Человек принимал активное участие в жизни природы, был убежден, что без его участия могут произойти катастрофические события, что придавало вселенский смысл соблюдению ритуала. Именно поэтому несоблюдение традиции жестоко каралось - ведь нарушение порядка природы, в сохранении которого принимала активное участие традиционная культура , могло, по мнению древних людей, повлечь за собой непредсказуемые последствия, включающие гибель всего социума.
Следует подчеркнуть, что ритуал и традиция - это очень жесткие и строгие системы социальной регуляции поведения человека. Их несоблюдение каралось смертью. Например, на Кавказе до сих пор соблюдается ритуал гостеприимства, за несоблюдение которого человеку грозит смерть. В древней Руси также строго соблюдали традиции гостеприимства, а если хозяин или хозяйка нарушили его, то их домподжигали, следуя мифологической логике: пусть лучше сгорит один дом, чем погибнет все селение.
Вся традиционная культура ( которая охватывает огромный исторический период до Нового времени, а также современный Восток) основана на ритуалах. В качестве примера восточных культур можно привести наш Кавказ. В исламских культурах главные обязанности человека закреплены в шариате и адате. Шариат регулирует религиозные обязанности и юридические нормы, адат контролирует семейную жизнь и хозяйственную деятельность.
У абхазских народов имеется особая система регуляции - "аламыс", с трудом поддающееся определению. В самом общем виде его можно определит как систему нравственных ценностей, соблюдение которых выражается в высокопрестижном поведении. "Абхазский аламыс" - своего рода кодекс чести. Вместе с тем, это образ жизни и тот нравственный идеал, к которому человек должен стремиться. "Смысл жизни - в аламысе", - говорят абхазцы.
Действительно, следует признать, что соблюдение традиции и ритуала может быть источником глубоких переживаний, наполняющих вселенским смыслом жизнь индивида и связывающих его со всем социумом и с природой.
В основе ритуала гостеприимства лежат мифологические представления о том, что Бог в человеческом виде ходит по Земле, согласно адыгской пословице "гость - посланник Бога".
Сакральностью гостя обусловлен целый ряд деталей гостеприимства. Например, возможная безымянность гостя. Во многих традициях не принято спрашивать незнакомого путника о том, куда он направляется и каковы его цели. Образы Бога или его посланников могли принимать на себя в определенных случаях и участники ритуалов. Характерен в этом отношении обряд "полазник" - так называют первого посетителя, который приходит в дом на Новый год или Рождество. Например, у украинцев Карпат человека, взявшего на себя роль "полазника", ожидают с интересом, а иногда и со страхом: от него зависит, будет ли год счастливый или несчастливый. Если пришедший добрый, хороший, удачливый, то в доме будет богатство, здоровье, счастье, удача; если же человек несчастливый или больной, то и в дом с его приходом придут неудача и болезнь. В роли полазника положительно оцениваются иноверец, иноплеменник, ребенок, поскольку они соответствуют идее полазника как посланнику из иного, божественного мира.
Кормление гостей прямо связывается с дальнейшим преуспеванием хозяев. Ритуал гостеприимства дает очень удобную и продуктивную модель, позволяющую строить взаимоотношения с самыми разными представителями иного мира, включая мифических, таких, как Бог и духи предков.
Свернутую форму гостеприимства представляют собой различные ритуальные кормления. В конечном счете, они призваны установить дружественные отношения между человеком и существами из чужого, враждебного мира. Так, например, у славянских народов широко распространены ритуальные приглашения на рождественский ужин умерших родственников, животных. Их присутствие желательно и необходимо для поддержания нормальных отношений с иным миром, причем в формуле приглашения оговаривается, что они не должны приходить в другое время.
Гостем называют покойника, причем его отправление на кладбище может осмысляться как возвращение домой. Известная формула: "Я уже дома, а ты еще в гостях" - варьируется во многих эпитафиях. В народной традиции метафора "хождения в гости" организует всю сферу отношений между живыми и миром мертвых. "Собираться в гости" в плачах означает смерть и синонимично "собираться в дорогу". В поминальных обрядах покойника приглашают прийти на время в гости к себе домой, а после поминок выпроваживают обратно на кладбище.
Гостем из иного мира мог представляться и нищий. Поэтому угощение его приобретало ритуальный характер и сближалось с кормлением предков в поминальных обрядах.
Специфика ритуального общения связана с представлениями о мире, господствовавшими в традиционной культуре и разделяющими мир по ценностной вертикали на "верх" и "низ". Положение человека - в середине между верхним и нижним мирами. Именно это промежуточное (и в то же время центральное) положение обуславливает необходимость ритуала.
Большая часть ритуалов относится к ситуациям "перехода" из одного мира в другой, или из одного состояния в другое. В этом смысле образцовым ритуалом является погребальный ритуал. Человек, участвующий в погребальном ритуале, находится между двумя мирами, и в этой промежуточной зоне привычные формы поведения теряют свой смысл. Присутствие смерти создает особое, в высшей степени напряженное пространство. В его центре находится покойник, здесь проходит граница между миром живых и миром мертвых, и люди начинают вести себя по законам этого пространства.
Чем ближе к центру, тем больше запретов и предписаний. Повсеместно распространенным является такое поведение, которое противоположно обычному. Оно основано на убеждении, что иной мир ( мир мертвых, духов) - это мир "наоборот", перевернутый мир. Коряки при похоронах одевают зимой покойника в летнюю одежду, летом - в зимнюю, перчатки одевают тоже наоборот.
У русских на покойнике мужчине одежду застегивали не на правую (как при жизни) сторону, а наоборот. Поведение окружающих людей воспроизводит эту же парадигму. Родные и близкие покойника рвут на себе волосы, одежду, царапают ногтями лицо, бьются головой о стены, громко плачут. Плач и самоистязания являются ритуально обязательными формами проявления горя. Это освященный традицией стереотип.
Поведение близких во время траура подчинено той же идее поведения противоположного обычному. Не умываться, не причесываться, не убирать дом, не подметать мусор, не застегивать пуговицы, не носить украшений. Вдова одевает платье наизнанку, распускает волосы. В Грузии близкие родственники умершего во время траура спали в одежде, не садятся за стол, едят самую простую и грубую пищу, избегают приправ, не употребляют мясо.
Многие ритуалы предполагают магический эффект. Ритуал - магическое действие, имеющее космический смысл. Их функции - упорядочить взаимоотношения между социумом и природой, обезопасить человека от влияния потусторонних сил, структурировать пространство и время, выделив центр и периферию, важные, ценностно-насыщенные моменты времени и ценностно-безразличные.
Виды ритуалов:
а) календарный (Троица, Новый год, Ивана Купалы, масленица, Пасха);
б) погребальный;
в) свадебный;
г) рождение ребенка;
д) инициации;
е) ритуал гостеприимства и обмена дарами;
ж) ритуальные жертвоприношения.
Ритуалы перехода, приобщавшие индивида к тайне потустороннего существования и подготавливавшие его к переходу из одного мира в другой, назывались в древности мистериями. Мистерии - экзотические праздники для посвященных, сопровождавшиеся приемом галлюциногенных средств. Изучение этих ритуалов сегодня вдруг стало очень актуальным, что связано с изучением возможностей человеческого мозга, открывающихся в результате использования психоделиков. Философское понимание существования становится значительно более сложным и приближается к образцам, открытым великими мистическими традициями мира.
Понимание специфики различий между ритуалом и этикетом имеет важное значение для характеристики существенных различий между разными типами культур и цивилизаций.
Ритуал - коллективное, массовое действие, предполагающее наличие очень тесной и неразрывной связи между индивидом и социумом. В ритуале индивид как бы теряет свое лицо, но приобретает особую силу, вытекающую из осознания своей тесной и неразрывной связи с природой и космосом.
Этикет - индивидуальное поведение, предполагающее высокую степень развития личностных качеств, выделяющее человека из общей массы, и дающее простор для свободного выбора.
Этикет - понятие западной цивилизации, он возник в Европе как попытка рационализировать индивидуально- личностное поведение. Уже в античности возникают представления о более или менее престижном поведении и его специфических элементах. Наиболее высоко ценимыми качествами в ту эпоху были красноречие, внешняя красота (включающая одежду, осанку, манеру держать себя), благородство поведения (выражающееся в умении дарить подарки и оказывать благодеяния).
Не случайно Аристотель, описывая важные составляющие человеческого счастья, упоминает о таких качествах, как великолепие и величавость. Что такое великолепие и величавость, которые так дороги Аристотелю и которые так непонятны современному человеку?
Великолепие - способность к великим поступкам. Может быть великолепной свадьба, юбилей, подарок.
Величавость - умение великим человеком оценить самого себя по достоинству. Величавость связана с калокагатией. Величавый человек нетороплив и празден, он не нуждается ни в чем, он сам оказывает благодеяния, но стыдится их принимать от других.
Таким образом, первоначальное понимание этикета было связано с его элитарностью. Этикет - система знаков и символов, понятных культурной элите. Это элитарное значение этикета сохранялось и в средние века и в новое время. Такое же понимание этикета имело место и в России в эпоху Петра 1 ( который и ввел в нашей стране западные образцы этикетного поведения), а также после него. Одна из основных задач этикета заключалась в том, чтобы оградить властвующую элиту от возможного проникновения со стороны простолюдинов. Этой цели служили и насаждавшиеся в дворянской среде иностранные языки. Например, в составленной при Петре книге " Юности честное зерцало" давалось такое примечательное наставление: "младые отроки должны всегда между собою говорить на иностранных языках, дабы тем навыкнуть могли; особенно когда им что тайное говорить случится, чтобы слуги не могли дознаться и чтобы можно было их от других не знающих болванов распознать". В этом наставлении четко виден смысл и назначение этикета - отличать знающих людей от "незнающих болванов". Надо признать, что в этой важной черте этикета заключены и положительные , и отрицательные моменты.
Положительным является особое состояние собственной избранности, то психологическое ощущение высокого достоинства своей личности, которое обязывало к благородству, формировало нравственные мотивы для служения Отечеству, для творчества, а в конечном счете и для становления национального самосознания в интеллигентской среде. Наличие и культивирование этикета в этом смысле способствовало становлению позитивных нравственных чувств и психологических состояний высшего общества.
Отрицательным является очень жесткое и слишком традиционное для нового времени деление общества на верх и низ, пробуждавшее в народных массах негативные ощущения (например, чувство собственной неполноценности), которые выступали подсознательными мотивами агрессивности и жестокости народных масс и которые повлияли на возникновение нигилистического отношения к правилам этикета, распространившимся в нашей стране после крушения царизма. Нигилистическому отношению к этикету и ритуалам способствовало развитие массового общества и распространение массовой культуры.
Этикет и ритуал имеют сходства. Этикет возник их ритуала. Например, гостеприимство. Гораздо существенней отличия ритуала и этикета.
Важная функция ритуала - дать максимальный выход эмоциям и чувствам. Этим он принципиально отличается от этикета, задача которого - сдерживать и скрывать эмоции и чувства.
Древнейшие ритуалы позволяли делать то, что в обычные дни запрещалось; ритуальные убийства, ритуальный каннибализм, ритуальные жертвоприношения (первый ребенок, первый приплод скотины, принесение жертв богам).13
Ритуалы иррациональны и жестоки. Этикет рационален и гуманен. Главными понятиями этикета являются вежливость и тактичность.
Ритуалы экологичны и биологически целесообразны. Они закрепляют связи человека с природой, исходя из императива сакральности (священности) жизни.
За нарушение ритуала человеку грозит жестокое наказание вплоть до смерти. Нарушение этикета может свидетельствовать о невоспитанности, либо демонстрировать намеренно оскорбительное поведение ( инвективы).
Инвективы - оскорбление жестом, позой, словами. Их смысл заключается в том, чтобы принизить социальный статус адресата или спровоцировать его на определенные действия.
Инвективная стратегия поведения строится как отрицание этикетной и воспринимается на ее фоне. Тяжесть оскорбления зависит от силы нарушаемого запрета. Чем выше оценивается почитаемый в данной культуре тот или иной объект, тем больший эффект достигается при его оскорблении. Столь почитаемая католиками Мадонна одновременно является объектом самых тяжелых ругательств.
Употребление нелитературных слов (эвфемизмов) является недопустимым с точки зрения этикета, но широко применяется в обрядах древней Руси. Матерщина включается во многие ритуалы, связанные с возможным общением с нечистой силой. Общение с нечистью предполагало применение особых языковых средств, например, свист или матерная брань. С переносом матерщины в сферу межличностного общения адресат ругани уподобляется нечистой силе.
Виды этикета: повседневный; праздничный; деловой; речевой; телефонный; застольный; дипломатический; военный.

Вопросы для самопроверки
1. Что такое этикет?
2. Что такое ритуал?
3. Что такое этикетная ситуация?
4. Что такое архетип высокой престижности?
5. Чем отличается этикет от ритуала?
6. Что лежит в основе ритуала гостеприимства?
7. Какие представления о структуре мира лежат в основе ритуального поведения?
8. В чем ритуал является поведением противоположным обычному?
9. Каким образом ритуал структурирует пространство?
10. Виды ритуалов?
11. Что такое мистерии?
12. Что способствовало нигилистическому отношению русских к этикету?
13. Какая основная функция ритуалов?
14. Что такое инвектива?
15. Что такое эвфемизм?
16. Виды этикета.



РАЗДЕЛ I. Проблемы традиционной этики

Тема 1.1. Возникновение этики и ее предмет
Возникновение этики как раздела философии. Понятие культурный шок и проблема рационального осмысления ценностей. Особенности античной этики. Некоторые значения слова этос, основные значения понятия этика у Аристотеля. Соотношение понятий этика, нравственность, мораль.
Основные этапы в развитии античной этики: предэтика (Гомер, Гесиод), античное просвещение (софисты, Сократ), высокая классика (Платон, Аристотель). Специфика этических взглядов софистов и Сократа. Парадоксы античной этики. Радикальные отличия этических взглядов Платона и Аристотеля от всех других античных философов-мудрецов.
Изменение предмета этики в разные исторические периоды: Античность, Средние века, Новое время, ХIХ - ХХ века.

Тема 1.2. Моральные пророки и учителя человечества (Конфуций, Будда, Моисей, Мухаммед)
Общие черты в учениях Конфуция, Будды, Моисея, Мухаммеда.
Конфуций и его этика ритуала. Основные принципы конфуцианской этики. Соотношение этики и политики. Понятия благородный муж и низкий человек.
Будда и его идеал преодоления желаний и отрешения от материального мира. Понятия бодхи, карма, дхарма, их нравственное содержание. Срединный путь Будды.
Моисей законодатель и учитель еврейского народа. Десять заповедей Моисея. Понятие справедливости в Декалоге, его исторические рамки.
Иисус Христос и заповедь любви. Понятие Царства Божия, его основные значения. Заповеди смирения и милосердия. Отличия заветов Иисуса Христа от заповедей Моисея.
Мухаммед создатель мусульманской религии. Учение о едином Боге и его значение для политического объединения мусульман. Основные обязанности мусульманина. Отличия ислама от христианства.

Тема 1.3. Виды этики. Соотношение традиционной и современной этики
Соотношение традиционной и современной этики. Основные виды традиционной этики: этика счастья, этика долга (деонтология), этика добра (аксиология), этика справедливости, этика добродетели (аретелогия), этика любви и т.д.
Сочетание философского и моралистического аспектов в классической (традиционной) этике. Различение видов этики по их нормативной программе: гедонизм , эвдемонизм, кинизм, этика созерцания, утилитаризм, этика героизма, этика разумного эгоизма, этика ненасилия, этика милосердия. Критерии различения этических систем. Этический релятивизм и абсолютизм.
Открытие бессознательного и его значение для этики. Переворот в философии и этике, совершенный А. Шопенгауэром. Критика традиционной этики
Возникновение социологии морали (М. Вебер) и ее специфика.
Возникновение метаэтики (Д. Мур) и ее особенности. Дескриптивная этика. Понятие и виды прикладной этики.

Тема 1. 4. Этика счастья. Концепции счастья в традиционной и современной этике
Идея счастья и ее место в западной культурной традиции. Понятие счастья в античной этике (Сократ, киники, киренаики, стоики, эпикурейцы, Платон, Аристотель).
Счастье и удовольствие. Три великих парадокса, сформулированных античной этикой, связанных со стремлением человека к счастью.
Позиция эвдемонизма о соотношении счастья и добродетели (Платон, Аристотель, Эпикур, стоики, христианство).
Теория счастья Аристотеля. Основные проблемы, связанные с понятием счастья. Понятие добродетели и ее виды. Типы счастья.
Христианская концепция трансцендентного счастья.
Понятие счастья у стоиков и Канта.
Утилитаристкая концепция счастья как пользы и выгоды (Д. Милль, И. Бентам).
Психологические и психоаналитические концепции счастья (Голштейн, Хорни, Э. Фромм).

Тема 1. 5. Деонтология
Понятие долга и его место в этике. Особенности понимания нравственного долга на Востоке и на Западе. Появление идеи долга у Сократа и ее развитие стоиками. Долг как подчинение всеобщему Логосу, управляющему миром. Фатализм стоиков и их концепция духовной свободы человека. Исторические формы стоицизма и их особенности. Основные черты этики стоицизма, их моральные заповеди. Понятие адиафоры.
Этика Канта и ее связь со стоицизмом и христианством.
Категорический императив, его соотношение с гипотетическим императивом. Основные формулировки категорического императива. Понятие свободы воли и его значение для обоснования морали. Человек существо двух миров феноменального и ноуменального.
Этический абсолютизм Канта.

Тема 1.6. Аксиология.
Понятие аксиологии. Особенности этической аксиологии. Концепции добра и зла в классической традиции, в том числе в христианстве. Проблема происхождения зла (теодицея).
Основные концепции добра и зла:
1) просветительский оптимизм (Сократ, Просветители);
2) этический оптимизм (стоики, христианство);
3) социальный детерминизм (марксизм, социальный утопизм);
4) психоаналитические концепции (З. Фрейд);
5) философская антропология (Э. Фромм, М. Бубер), ее связь с психоанализом,
Концепция М. Бубера о несимметричности добра и зла;
6) русская философия (В. Соловьев, Н. Бердяев), ее связь с христианством.
Добродетель и порок. Нравственное совершенство.

РАЗДЕЛ II. Критика традиционной этики и борьба идей в ХIХ и ХХ вв.

Тема 2.1. Этика страдания (А Шопенгауэр и Ф. Ницше)
Открытие А. Шопенгауэром сферы бессознательного и его роль в изменении представлений о человеке. Качественные особенности бессознательной воли к жизни. Противоположность бессознательной воли и морали. Концепция половой любви у А. Шопенгауэра и З. Фрейда. Негативный портрет женщины. Представления Шопенгауэра о человеке и его антиморальных импульсах. Основные типы характера (эгоист, злой, сострадательный). Половой инстинкт как проявление воли к жизни. Страдание и сострадание как единственная основа нравственности. Противоположность морали человеколюбия и воли к жизни. Основные открытия Шопенгауэра в области философии и этики.
Развитие идей Шопенгауэра во взглядах Ф. Ницше, их отличия. Ранний Ницше о двойственном характере человеческой души (противоположность аполлоновского и дионисийского начал). Основные моменты критики Ницше христианской морали. Ницшеанский вопрос - является ли христианство религией биологически неполноценных людей? Концепция сверхчеловека Ницше. Основные пророчества Ницше

Тема 2.2. Этика любви. Христианская концепция любви
Этический смысл любви любовь как высшая ценность и смысл жизни человека, возвышающая и облагораживающая его сила. Концепция любви у Платона любовь как стремление к совершенству, полноте, целостности, бессмертию и красоте. Основное противоречие платоновской концепции любви - перенос противоречия мужского и женского в сферу противоположности духовного и материального.
Отличия заповеди любви у Моисея от христианской концепции любви.
Гимн любви у апостола Павла.
Основные принципы христианской концепции любви, как они изложены К. Войтылой (Иоаном Павлом IV): персонализм, моногамия, благодать. Западно-европейская концепции любви как запретного и невозможного.
Понятие любви в русской философии ( В. Соловьев, Н. Бердяев, Розанов).
Любовь как проблема современного человека. Искусство любви Э. Фромма Психоанализ и выявление патологических форм любви: садизм, мазохизм, симбиотическая связь, нарциссизм, некрофилия.

Тема 2. 3. Смысл жизни
Религиозные концепции смысла жизни (индуизм, буддизм, конфуцианство, христианство, ислам). Смысл как преодоление времени и приобщение к вечности.
Философские концепции смысла как погружения во время.
Два противоположных образа смысла жизни точка зрения времени, то есть конечности и смертности человека как физического существа точка зрения вечности, или бессмертия человеческой души.
Открытие психологического времени, совмещающего в себе настоящее мгновение (время) и вечность (вневременное).
Христианские концепции смысла жизни и смысла истории (Аврелий Августин).Смысл жизни в русской философии (С.Л. Франк, Е.Н. Трубецкой). Поиски смысла в экзистенциализме. Крушение смысла и ситуация абсурда. Концепция человека В. Франкла.

Тема 2..4. Теории справедливости
Справедливость как понятие этики, права, экономики и политики. Справедливость как социальный принцип. Две концепции справедливости у Аристотеля: распределяющая и уравнительная.
Справедливость и равенство. Справедливость и золотое правило нравственности. Христианская проповедь любви как попытка преодолеть обычаи кровной мести.
Концепция справедливости в Римском праве.
Понятие социальной справедливости в теории Д. Ролза. Два принципа справедливости Д. Ролза. Справедливость как равенство в распределении прав и обязанностей и как конструктивное неравенство в распределении благ.
Справедливость и права человека. Измена как двойная несправедливость. Справедливость и обязанности человека.

Тема 2.5. Этика милосердия
Понятие милосердия. Милосердие и справедливость их сходство и различие. Милосердие как практическая задача.
Понятие мнимого благодеяния, его основные значения. Патернализм как мнимое благодеяние. Трудности милосердия.
Милосердие и насилие. Смертная казнь: этические аргументы за и против.

РАЗДЕЛ III. Теоретические и прикладные проблемы современной этики

Тема 3.1. Мораль как специфическое явление в жизни человека и общества
Два измерения морали: отношение человека к самому себе и отношение человека к человеку.
Понятие морального совершенства как правильного соотношения разума и чувств (Аристотель). Разумность и целесообразность. Понятие высшей цели как самодостаточной ценности не могущей выступать в качестве средства для достижения других целей. Различные концепции высшей цели в истории этики. Философское понимание человека как несовершенного, незавершенного, открытого существа, стремящегося к высшим целям.
Социальное измерение морали. Фундаментальность морали. Две особенности морального требования: свобода воли и всеобщность.
Золотое правило нравственности как правило взаимности.
Семь основных элементов совокупного определения морали и их взаимосвязь.
Моральные требования как запреты.
Парадокс моральной оценки. Парадокс морального поведения.

Тема 3. 2. Структура морального сознания
Понятие морального сознания. Нравственные чувства и эмоции как первичные элементы нравственного сознания. Теория нравственных чувств. Иерархия нравственных чувств у В. Соловьева. Теория Н. Федорова о нравственных чувствах и их роли в становлении человеческого сознания.
Потребности и установки.
Проблема бессознательных желаний, чувств, импульсов. Различные оценки бессознательного начала и его роли в жизни человека. Понятие индивидуального и коллективного бессознательного. Первобытные табу и современный анализ их места в культуре. Ценности и культурные архетипы. Понятие нравственной нормы.
Императивность морали. Понятие нравственного долга.
Совесть как специфический феномен морального сознания. Различные концепции совести. Понятие авторитарной и гуманистической совести у Э. Фромма.
Свобода и необходимость. Своеволие и автономия. Свобода выбора и ответственность.

Тема 3.3. Нравственное измерение культуры
Соотношение понятий культура и нравственность, их всеобщность и вездесущность. Соотношение материальной и духовной сторон в культуре. Духовность как интеллигентность. Проблема дефицита духовности в массовом обществе
Понятие массового общества, массовой культуры, массового человека. Противоречие потребления и творчества культурный и нравственный тупик массового общества.
Негативное определение культуры З. Фрейда. Позитивное определение культуры Э. Фромма. Различия деструктивной и продуктивной культуры. Функции культуры.
Понятие личности как субъекта культуры. Типы личности по Э. Фромму.

Тема 3. 4 Мораль и право.
Понятие обычного права и традиционной нравственности. Отличия нравственности от морали. Мораль и этика как предпосылки западного права.
Отличительные особенности права: конкретность, предметность, необходимость.
Субъект права и субъект морали. Правовые санкции. Свобода воли и идеальный характер санкций в морали.

Тема 3.5. Этика и экономика
М. Вебер о взаимосвязи протестантской этики и капиталистической экономики.
Понятие и элементы модернизации. Марксизм как извращенная форма модернизации. Тоталитаризм и бюрократия как проявления модернизации и рационализации.
Цели социального развития и их соотношение с культурными ценностями. Конфликт традиционных культурных ценностей и ценностей модернизации. Архаичные представления о труде, накоплении, богатстве и предпринимательстве.
М. Вебер о хозяйственной этике мировых религий. Традиционная этика труда и ее столкновение с требованиями индустриального производства.
Устойчивость традиционных отношений и ценностей, выраженная в идеологии фундаментализма. Крушение либеральных концепции модернизации.
Понятие постмодерна, его экономическое и этическое измерение.

Тема 3. 6.Сущностные черты российского этоса
Невозможность содержательного и позитивного определения русского характера. Парадоксальные и апофатические определения. Отличия России от Запада и от Востока.
Безусловность морали и абсолютная свобода. Сердце как источник российской нравственности.
Жертвенность, героизм и максимализм как нравственные нормы россиян.
Идея долга и ее различное понимание на Востоке и на Западе.
Отношение к времени в России и на западе.
Социалистическая модернизация и ее влияние на характер русского народа.

Тема 3.6. Прикладная этика. Медицинская этика. Биоэтика
Причины бурного развития прикладной этики в ХХ веке. Прикладная этика как казуистика. Прикладная этика как новое направление в этике, имеющее философский смысл. Глобальный контекст прикладной этики.
Возникновение медицинской этики и ее основные принципы (патернализм, профессиональная автономия, милосердие, социальная справедливость и доступность лечения). Международные принципы медицинской этики, защищающие от пыток ти других форм унижения человеческого достоинства. Содержание медицинской деонтологии.
Причины возникновения биоэтики. Основные направления исследования биологической природы человека: шоковая терапия, генная инженерия, трансплантация органов, искусственное оплодотворение, эвтаназия. Современные концепции аборта.
Современные концепции смерти.
Отличия биоэтики от медицинской этики. Права пациентов, права смертельно больных людей. Основные принципы биоэтики. Этические опасности биологического манипулирования над людьми.

Тема 3. 7. Этикет и ритуал
Понятие ритуала и его роль в традиционной культуре. Различие престижного и непрестижного. Архетип высокой престижности. Виды ритуала.
Связь и отличия ритуала и этикета. Виды этикета. Понятие этикетной струации. Виды этикетной ситуации. Понятие инвективы и эвфемизма.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

Этические взгляды софистов и Сократа.
Этика Эпикура.
Этика эвдемонизма (Аристотель, стоики, христианство).
Идея счастья и ее место в западной цивилизации.
Христианская концепция добра и зла.
Этика стоиков (Сенека, Эпиктет. Марк Аврелий).
Этические концепции Платона и Аристотеля, их социальное измерение.
Христианские мотивы в этике стоиков.
Современные концепции счастья.
Концепция человека и смысла его жизни у Августина.
Теория нравственных чувств (А.Смитт, Шефтсберри).
Критика И. Кантом этического натурализма и эвдемонизма.
Христианские мотивы в этике Канта.
Этический абсолютизм Канта
Понятие морали у Канта.
Императивность морали.
Понятия добра и зла в современной философской антропологии.
Критика Ф Ницше христианской концепции добра и зла.
З. Фрейд о происхождении нравственности и религии.
Идея сверхчеловека у Ф. Ницше, ее современное прочтение и критика.
Концепция любви Э. Фромма.
Одиночество как экзистенциальная проблема.
Любовь как экзистенциальная потребность.
Концепции смысла жизни в разных религиях.
Смысл жизни в русской философии.
Концепция человека Н. Бердяева.
Понятие добра у В. Соловьева.
Смерть как экзистенциальная проблема
Проблема бессознательного у Фрейда и Юнга.
Учение Юнга об архетипах коллективного бессознательного
Концепция человека А. Шопенгауэра (Свобода воли и нравственность).
Шопенгауэр, Ницше, Фрейд о скрытых мотивах человеческого поведения
Э. Фромм о типах характера (Психоанализ и этика)
Агрессия как социально-психологический феномен (Э. Фромм Анатомия человеческой деструктивности).
Критика Шопенгауэром этики Канта (Свобода воли и нравственность).
Проблема свободы воли у Канта и Шопенгауэра.
Понятие сверхчеловека Ницше и его соотношение с христианской концепцией богочеловека.
Понятие совести у Ницше, Фрейда и Фромма.
Смысл жизни перед лицом смерти.
Актуальные проблемы биоэтики ( аборты, трансплантация органов, генная инженерия и т.д.)
Эвтаназия: за и против.
Концепция справедливости Д. Роулса.
Социально-психологический портрет массового человека.
Понятие морали.
Структура морального сознания.
Хозяйственная этика мировых религий (М. Вебер).
Насилие по отношению к женщинам.

<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ