<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

80. Один знаменитый человек (Сократ) утверждал: "Я знаю, что ничего не знаю". Другой не менее знаменитый человек (Д. И. Менделеев) возразил ему: "Древнегреческий мудрец говорил: я знаю, что я ничего не знаю. - Да он и не знал, а мы знаем..." ("Основы химии")
Кто из них прав? Оцените и прокомментируйте.

81. Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений:
А. Правда хорошо, а счастье лучше.
Б. Платон мне друг, но истина дороже.

82. Существуют пять состояний знания и незнания:
1) когда мы знаем, что знаем
2) когда мы знаем, что не знаем
3) когда мы не знаем, что знаем
4) когда мы не знаем, что не знаем
5) когда мы не знаем, но думаем, что знаем (когда незнание выдается за знание).
Приведите примеры каждого из этих состояний.

83. Попробуйте объяснить: в чем сходство и различие между истиной и правдой?

84. Попробуйте объяснить: в чем различие между знанием и верой? (под верой имеется в виду вера вообще, а не религиозная вера).

85. Что есть истина? - Попробуйте дать ответ, не заглядывая в учебники, словари и энциклопедии.

86. Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений:
А. Всё познается в сравнении.
Б. Сравнение всегда хромает. (Януш Корчак, известный педагог, говорил еще более резко: "Отбросим сравнения, они вводят в заблуждение").

87. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:
А. "...во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь" (библейский проповедник Экклезиаст).
Б. "Знание - сила" (Ф. Бэкон) (сравн. подобное: "знать больше сегодня - значит быть более сильным завтра" - Э. Теллер).

88. Одни считают интуицию высшей формой познания, другие - атавизмом, доставшимся нам от животных.
А Вы как думаете? Дайте развернутый ответ.

89. Прокомментируйте следующее утверждение, исходящее от Гегеля:
Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.
- Дайте развернутый ответ, приведите примеры.

90. В чем сущность дилеммы "сциентизм - антисциентизм", возможно ли ее решение? *
Дайте развернутый ответ.

91. А. Эйнштейн утверждал: "Лишь теория решает, что мы ухитряемся наблюдать!". Примерно о том же говорил И. П. Павлов: "Если не имеешь в голове идей, то не увидишь фактов".
- Что они имели в виду? Дайте развернутый ответ.

92. Кто, по Вашему мнению, прав? Прокомментируйте
А.: "...художественные произведения должны создаваться не для изучения и не для цеховых ученых, а они... должны быть понятны и служить предметом наслаждения непосредственно сами по себе. Ибо искусство существует не для небольшого замкнутого круга, не для немногочисленных очень образованных людей, а в целом для всего народа." (Гегель. Соч. Т. XII. С. 280) [Сравн.: "Искусство принадлежит народу" (В.И. Ленин)]
Б.: "Глубоко ложен принцип "искусство для всех". В нем выявляется ложная демократизация. "Искусство для всех" вовсе не подразумевает необходимой ясности и простоты, это было бы прекрасно, - нет, в нем есть гибельное требование об урезке роста мастера в уровень современными ему невежеством и дурным вкусом, требование "общедоступности", азбучности и полезности. Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку, в глубоких и скрытых тайниках его души.
Искусство должно быть "для каждого", но отнюдь не для всех. Только тогда оно сохранит отношение индивидуальности к индивидуальности, которое и составляет смысл искусства, в отличие от других ремесел, обслуживающих вкусы и потребности множеств." (М. Волошин. Заметки 1917 года)

93. Древние философы выдвинули девиз "Подвергай всё сомнению". Что они имели в виду? Как можно истолковать этот девиз?
Разное

94. Верите ли вы в судьбу? Что такое судьба?

95. Что такое, по Вашему, притча? Два примера:
А. (Притча о самаритянине) "И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего как самого себя.
Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился. И подошед перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем (...) Кто из этих троих, думаешь, ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Ииcус сказал ему: иди, и ты поступай так же" (Евангелие от Луки 10; 25-37).
Б. (Притча "Буриданов осел") Некий философ, которого звали Буридан, уезжая, оставил своему ослу две одинаковые охапки сена. Осел не мог решить, с какой охапки начать, и умер с голоду.

96. Прокомментируйте
"Когда начинается война, первой жертвой надо считать истину" (Р. Киплинг)

97. Прокомментируйте следующее утверждение:
"Во всем нужна мера, даже в том, чтобы соблюдать ее".

98. Какое из двух мнений Вас больше устраивает? Почему?
А. "Не в силе правда, а в правде сила".
Б. "Кто сильнее, тот и прав" (вариант: "Сильный всегда прав").

99. В чем изъян следующего утверждения:
"С ними человечно - быть жестоким, жестоко - быть человечным" (так сказала Екатерина Медичи, мать французского короля Карла IX, в оправдание резни гугенотов, устроенной в Варфоломеевскую ночь).

100. В чем противоречивость, логическая некорректность следующего рассуждения:
"Наслаждение - антипод любви, и не потому, что оно не может сопровождать любовь, а потому, что их сущность отличается (например, объект любви может постареть, любовь - нет, она неподвластна времени)" (цитата из книги).

101. Прав ли Бисмарк, говоря: "Это только дураки учатся на собственном опыте. Я же предпочитаю учиться на опыте других." - Оцените и прокомментируйте.

102. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:
А. "...ничто великое в мире не совершалось без страсти" (Гегель. Соч. Т. VIII. С. 23-24)
Б. "Сильные страсти - слабые нервы" (из кинофильма). Или: "Под сильными страстями часто скрывается только слабая воля" (В. О. Ключевский).
- Дайте развернутый ответ.

103. Прокомментируйте, насколько правильно употребление слов "материалист" и "идеалист" в следующем анекдоте:
В суде разводится пожилая пара.
Судья спрашивает у мужа о причинах развода.
Муж отвечает, что причины чисто философские и поясняет, что он материалист, а жена идеалистка.
В разговор вступает жена: "Я отдала ему всю свою романтическую возвышенную душу, а он говорит, что ему нужно молодое тело".

104. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:
А. Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык. (Ф. И. Тютчев)
Б. В пустыне нет красоты. Красота в душе араба.
(А. М. Горький)

105. Правильно ли утверждение:
"Мы не замечаем прекрасного до тех пор, пока не лишаемся его" (из кинофильма).
- Дайте развернутый ответ.

106. Что означает выражение "золотая середина"? Приведите примеры, поясняющие это выражение.

Пояснения и методические рекомендации

1. Предлагаемые задачи и упражнения не носят специфически учебного характера и поэтому могут использоваться для самых разных целей, в том числе: 1) для написания эссе, небольших философских работ, 2) в качестве тем для обсуждения, дискуссий, 3) для конкурсных заданий.
2. Задача по философии указывает на философскую проблему и/или помогает ее решить (устранить).
3. Упражнение по философии тренирует мыслительные способности, развивает и совершенствует ум, способствует закреплению знаний (сведений) по философии.
4. Распределение задач и упражнений по разделам учебного курса. Задачи и упражнения для удобства преподавания распределены (с известной долей условности) по пяти разделам учебного курса ("что такое философия?", "история философии", "философское понимание мира", "философия человека", "философия деятельности"49). Кроме того, в отдельный раздел "Разное" помещены задачи и упражнения, которые трудно отнести к какому-то одному разделу учебного курса.
Распределение задач и упражнений по разделам учебного курса не означает автоматически, что они предлагаются студентам в том же порядке, по разделам. Допустимы самые разные варианты.
На экзамене по философии рекомендуется давать задачи и упражнения без указания их принадлежности к тем или иным разделам учебного курса.
5. Критерии оценки ответа:
1) обстоятельность (от нескольких предложений до 1-3 страниц; ответы типа "да", "нет" не принимаются);
2) аргументированность (логическая обоснованность, связность, использование примеров);
3) точность (ответ именно на этот вопрос и ни на какой другой).
5. Ответы на задачи и упражнения можно давать как в письменном, так и в устном виде. В последнем случае ответы могут стать предметом обсуждения-дискуссии на семинарском занятии.
Письменные ответы-работы студенты могут готовить непосредственно на семинарском занятии (не больше 30-и минут) или как домашние задания.
6. На зачете или экзамене студенту следует предоставить право выбирать как минимум из двух вариантов задач/упражнений. В остальных случаях - по усмотрению преподавателя.












---------------------------

Лев Евдокимович БАЛАШОВ

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Учебное пособие








БАЛАШОВ Лев Евдокимович - профессор кафедры философии Московского государственного университета инженерной экологии, преподает также в Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, окончил философский факультет МГУ в 1969 г., кандидат философских наук, в 1990-1993 гг. был депутатом Моссовета.
Л. Е. Балашов - автор свыше двадцати книг по философии, в том числе учебника "Философия" (М.: "Дашков и К?", 2004 г.), учебного пособия "Этика", книг "Практическая философия", "Мир глазами философа", "Жизнь, смерть, бессмертие", "Ошибки и перекосы категориального мышления. В этих и других книгах автора излагаются основы его философской концепции.



1 Анекдоты взяты из: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986.
2 Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн.1, "Зенон".
3 Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1, М., 1989. С. 148. - Диодор Сицилийский, Х, 10, 1.
4 Комментарий взят с некоторыми изменениями из: Селиванова В.И. Введение в курс философии. М., 2000. С. 48.
5 См.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С. 104.
6 Корчак Я. Как любить детей, М., 1990. С. 241, 212.
7 Вот свидетельство специалиста: "... если курильщик желает окружающим добра, то ему (ей) следует дымить в отдельном помещении. Как ни затягивайся, только 40% ядовитых веществ, выделяющихся из тлеющего табака в сигарете или папиросе, остаются в организме курильщика. Остальные представляют реальную угрозу невинным людям, к несчастью, оказавшимся поблизости"
8 Корчак Я. Как любить ребенка. М., 1990. С. 141-142.
9 Холизм (холос - целое) - концепция, утверждающая примат целого над частями.
10 Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С. 100, 101.
11 Материал взят из Интернета: http://psi.lib.ru//filosof/bosel.htm
12 Материал взят из Интернета: http://www.koryazhma.ru/usefull/know/doc.asp?doc_id=86
13 Абчук В.А. Теория риска в морской практике. Л., 1983. С. 7-9.
14 См.: А. Гулыга. Кант. М., 1977. С. 128.
15 Цит. по: там же.
16 "Главное дело жизни всякого человека, это то, чтобы становиться добрее и лучше. А как же можно становиться лучше, когда считаешь себя хорошим." - Л.Н. Толстой. Смирение. М., 1911.
17 Рисунок в тексте заимствован из книги: Е. В. Золотухина-Аболина. Страна Философия (книга для школьников и студентов). Ростов-на-Дону. Издательство "Феникс", 1995.
18 Прокруст ("вытягиватель") - прозвище разбойника Дамаста. Он подстерегал путников на дороге между Мегарами и Афинами, захватывал и укладывал на специально приготовленное ложе. Если лежавший был короче, Прокруст растягивал его, если длиннее - обрубал ему ноги. В переносном смысле "прокрустово ложе" - заранее определенные рамки, в которые стараются уложить людей, факты, события и т. д.
19 Гулыга А. Гегель. М., 1970. С. 93.
20 Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 497-498.
21 Там же. С. 504.
22 Д. Данин. С. Вероятностный мир. М., 1981. 90-91.
23 Гегель. Наука логики. Т. 3, М., 1974. С. 112.
24 В. А. Сухомлинский описывает мальчика, у которого мысль о неизбежности собственной смерти вызвала нервное потрясение: "никогда не забуду тихого сентябрьского утра, когда до начала уроков ко мне в сад пришел Костя (воспитанники мои учились тогда в восьмом классе). В глубоких, тревожных глазах парня я чувствовал какое-то горе. "Что случилось, Костя?" - спросил я. Он сел на скамью, вздохнул и спросил: "Как же это так? Через сто лет не будет никого - ни вас, ни меня, ни товарищей... все умрем. Как же это так? Почему?.."
25 См.: В. Коровин. Поэт и мудрец. Книга об Иване Крылове. М., 1996. С. 334.
26 См.: В.Н.Руднев. Сновидение и реальность. Предисловие к книге Н.Малкольма "Состояние сна". М., 1993. С. 24-25.
27 См.: А.Г.Спиркин. Философия. М., 2002.
28 Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М.-Баку. 1990. С. 96-97.
29 Такое мнение не единственное для философа. Д. Локк, весьма далекий от Гегеля по менталитету, утверждал почти то же самое: "...хитрость, это обезьянье подобие мудрости, как нельзя более далека от последней и так же уродлива, как уродлива сама обезьяна..." - Локк Д. Педагог. соч., М., 1939. С. 169.
30 "Ошибки людей сильного ума именно тем и бывают страшны, что они делаются мыслями множества других людей", - писал Н. Г. Чернышевский.
31 Ницше Ф. Соч. В 2-х т. Т. 2. М., 1990. С. 48.
32 Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. М., 1966. С. 38.
33 Кастанеда К. Избр. соч., М., 1994. С. 395.
34 Под выражением "платоновский Сократ" имеется в виду не подлинный Сократ, а персонаж платоновских диалогов.
35 См.: Платон. Собр. соч. в 4 т.т. Т. 2, М., 1993. С. 14, 38, 39.
36 "В произведении Л. Кэрролла "Алиса в Зазеркалье" персонаж по имени Шалтай-Болтай как-то необычно употребил слово "слава".
"- Я не понимаю, при чем здесь "слава"? - спросила Алиса...
Шалтай-Болтай презрительно улыбнулся.
- И не поймёшь, пока я тебе не объясню, - ответил он.- Я хотел сказать: "Разъяснил, как по полкам разложил!"
- Но "слава" совсем не значит: "разъяснил, как по полкам разложил!" - возразила Алиса.
- Когда я беру слово, оно означает то, что я хочу, не больше и не меньше,- сказал Шалтай презрительно.
- Вопрос в том, подчинится ли оно вам,- сказала Алиса.
- Вопрос в том, кто из нас здесь хозяин, - сказал Шалтай-Болтай. - Вот в чем вопрос!"
37 См.: Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981. С. 385-386.
38 Франк С.Л. Смысл жизни. - Вопросы философии, 1990, № 6. С. 69-70.
39 Наумов Л. 82 дня в океане. В: "Океан покоряется людям". Владивосток. 1961. С. 99-100.
40 Д.Карнеги. Как перестать беспокоиться и начать жить. (гл. 27). - Д.Карнеги. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей... Москва-Баку, 1990. С. 439.
41 Не следует путать этот термин с термином "контркультура". Контркультура - это протестная культура; в ней могут быть как положительные моменты для культуры, так и отрицательные.
42 Под человеком здесь я имею в виду и отдельного человека, и разные общности людей, и человечество в целом.
43 См.: Егор Шугаев. О наследственном депутатстве и других полезных вещах. - М.: Моск.рабочий, 1994. С. 90-91.Егор Шугаев - литературный псевдоним Сергея Николаевича Юшенкова, депутата Гос. Думы, кандидата филос. наук. Был убит 17 апреля 200 3 г.
? Эта и другие задачи со звездочкой взяты из: Рабочая тетрадь студента. М.: МИРЭА, 2002. Составитель Л. Ф. Матронина.
44 Задача взята из: А. Н. Книгин. Учение о категориях: Учебное пособие. Томск, 2002. С. 260.
45 См. предыдущую сноску.
46 Защита от дурака - расхожее выражение, означающее возможность (или невозможность) защититься или защитить кого (что)-либо от необдуманных. глупых, ошибочных действий другого человека (других людей).
47 Ф. Ницше. Воля к власти. № 362.
48 "Тит (сын императора Веспасиана - Л. Б.) упрекал отца, что и нужники он обложил налогом; тот взял монету из первой прибыли, поднес ее к носу и спросил, воняет ли она. "Нет" - ответил Тит. "А ведь это деньги с мочи", - сказал Веспасиан." (Светоний. Жизнь двенадцати цезарей).
49 См.: Л. Е. Балашов. Философия: Учебник. М., 2002.
??

??

??

??







5



<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ