стр. 1
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

>>


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА

АКАДЕМИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



А.Е. ЗАБАВНИКОВ


ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
в кратком изложении

Материалы для семинарских занятий

Учебное пособие для студентов







ТАМБОВ 2005

УДК
ББК

Рецензент:
Булычев И.И., доктор философских наук, профессор
Основы философии в кратком изложении / А.Е. Забавников ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина.- Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004 . - 65 с.

Данное пособие в кратком виде излагает главные положения философии, рассматривает основные исторические этапы ее развития от Древнего Востока до наших дней, вводит читателя в область исследования всеобщих проблем бытия, природы, человека и общества.
Рекомендовано студентам Академии непрерывного образования.








(c) Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина


Тема 1 Предмет философии. Философия Древнего Востока

1. Основные проблемы философии.
2. Философия Древней Индии.
3. Философия Древнего Китая.

Философия (с греч. - любовь к мудрости; phileo - любовь, sofia - мудрость) - форма духовной деятельности, направленная на поиск всеобщих закономерностей бытия, природы, познания и отношения человека и мира. Схожее с понятием "философия" - понятие "мировоззрения". Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющая самое общее понимание мира, места в нем человека, его жизненные позиции, программы поведения. Оно включает в себя как обыденное, так и теоретическое познание. Философия - теоретическая часть мировоззрения. Исторические типы мировоззрения - миф, религия, философия.
Основной вопрос философии имеет две стороны: 1) что первично - дух или материя, идеальное или материальное? В связи с этим, философия разделена на два основных направления - материализм, принимающий за основу мир и материю и идеализм, у которого в основе - дух, идея; 2) познаваем ли мир? Гностики (в основном - материалисты) считают, что познаваем, агностики (в основном - идеалисты - Кант, Юм и т.д.) - непознаваем или познаваем частично.
Философия, по мнению ученых, возникла почти одновременно в середине I тысячелетия до н. э. в Китае, Индии и Греции. В Индии это рождение связанно с оппозицией брахманизму, в который входили племенные верования, обычаи, ведический ритуал в четырех самхитах - Ведах. Веды (в переводе - знание) - древнее собрание священных гимнов, песен, молитв. Веды приписывают создание мира - "первочеловеку" - тысячеглазому, тысяченогому Пуруше, который умом породил Луну, глазами - Солнце, дыханием - ветер, устами - Огонь. Так устроены в Ведах и Космос, и общество. В дальнейшем Веды стали включать в себя брахман (описания, комментарии), араньяки - "лесные" книги для отшельников и упанишады (в переводе - сидеть около ног учителя). Вся совокупность текстов именовалась шрути - священным откровением. Обладали знанием о ведической мудрости - брахманы - жрецы, люди "высшей касты".
Позже всевластию брахманов стали противостоять первые "еретики" - аскеты-проповедники, или шраманы (в переводе - совершающие усилия). Они пытались по-своему осмыслить ведическую религию. Шраманские школы породили позже основные философские течения в Индии. Систематизация философских взглядов оформилась в VII-VI вв. до н. э. в сутрах или изречениях, афоризмах. В то время возникли и существовали около 2 тыс. лет шесть школ, опирающихся на Веды - веданта, йога, ньяя, санкхья, вайшешика, миманса, а также течения, критические в отношении брахманизма, неортодоксальные, неклассические - локаята (или чарвака, по имени одного из представителей), которая утверждала материализм; джайнизм и буддизм.
Создание мира индийцы объясняли брачным сочетанием неба и земли. Зло считалось проявлением сил природы, пока его не стали нести сами люди. Это наводило на новые размышления. Основатель буддизма, сын царя индийского племени - Сиддхартха Гаутама, позже - Будда, увидев человеческие страдания - калеку, старца, похоронную процессию, а также монаха-аскета, решил начать жизнь аскета. Поскитавшись шесть лет, он стал просветленным - Буддой. Он решил, что жизнь есть страдание, корень страданий - в наших желаниях. И существует путь к избавлению от страданий - это избавление от желаний. Достичь такого состояния "высшего просветления" - нирваны - человек может путем нравственного самосовершенствования. Буддизм отвергает существование бога-отца, религию Вед, но признает их идеи о цепи перерождений (сансаре) и о воздаянии (карме). Мир - это поток сменяющихся частиц материи и сознания - дхарм. Спасение личности по Будде - в подавлении "беспокойства" дхарм.
Другое философское течение Древней Индии - вайшешика, основные положения которой изложили вначале Канада (6-5 вв. до н. э.), а затем Прашастанада. Это учение содержит как идеалистический, так и материалистический аспекты. Для всего существующего в вайшешике устанавливается семь категорий: субстанция, качество, действие, общность, особенность, присущность, небытие. Истинной реальностью обладают первые три категории. Затем идут три логические категории, которые создаются нашим умом. Мир состоит из девяти субстанций: земля, вода, свет, воздух (из атомов этих субстанций состоят материальные объекты), эфир, время, пространство, душа, ум. Атомы неделимы, невидимы и вечны, их соединением управляет мировая душа.
Веданта ("Завершение Вед", осн. Бадараяной) состоит из: 1) адвайты (Шанкара, VIII в. - абс. не-дуализм): в мире есть только одна реальность - Брахман - высшая духовная сущность, все остальное (предметы, явления) - иллюзия, в основе познания - интуиция и 2) вишишта-адвайты (Рамануджа, ХI - ХII вв. - различительный не-дуализм): в мире есть три реальности - материальное тело подчиняется душе, обе части подчиняются богу, усилия индивида должны быть направлены на освобождение от материальной зависимости благодаря духовной активности, любви к богу и знаниям.
Джайнизм утверждает две сущности - таттвы, из которых строится мир: джива (душа, сознание) и аджива (все остальное). Материя - разновидность адживы. Высшего бога не существует.
Истинное бытие в индийской философии отделялось от мира явленного. Первое (сат) соответствовало законам, упорядочивающим мировой хаос, в результате чего возникал Космос. Второе - это не-бытие (асат) дезорганизует Космос.
Философия Древнего Китая также формировалась под воздействием ломки традиционных общинных отношений. Здесь тоже стали появляться аскеты-мудрецы, оппозиционеры более древним философским трактатам - "Ши цзин" ("Канон стихов") и "И цзин" ("Книга перемен"). В Индии школы различались по их отношению к Ведам, в Китае - к ортодоксальному конфуцианству, которое во II веке до н. э. обрело статус официальной государственной идеологии.
Вопросы мироустройства также интересовали китайских философов, но считается, что понятие бытия здесь отсутствует. Правда есть мнение, что у даосов (основатель - Лао-цзы, VI-Vвв. до н. э.) иероглифом "ю" ("иметься") и "У" ("не иметься") обозначали существование вещей от их несуществования. К небытию относилась также некая сверхреальность - дао (в переводе - путь). Оно вечно, бестелесно, бесконечно, бесформенно. Это некий сток, куда стекается все сущее в мире.
Конфуций (Кун (фу)-цзы - учитель Кун, 551-479 гг. до н. э.) в своем учении важное место отводит концепции "жэнь" ("человеколюбие"), которая включает идеи "чжун" ("преданность государю"), "и" ("верность долгу"), "ди" ("уважение к старшим) и др. Бог-отец или "небо" определяет судьбу человека, а также деление людей на "благородных" и "низких", что не может быть изменено. Основой социальной организации конфуцианство считает - ли, некий мировой порядок, правило, церемониал. Ли утверждало незыблемость рангово-иерархических различий, монархии. Но существовала и попытка даосов выйти за пределы человеческого, вырваться из замкнутости земного круга. Они призывали людей следовать природе, естественности вещей, перестать стремиться к мудрости. Даосизм не признавал господство и угнетение, выступал за возврат к общинной жизни.
Кроме конфуцианства и даосизма среди других китайских школ следует выделить: 1) моизм (основатель - Мо-цзы (479 - 400 гг. до н. э.): противостояние конфуцианству (предопределения, судьбы не существует), отстаивание интересов среднего класса, призыв помогать друг другу, отказаться от войн, привлекать к управлению страной мудрых, достойных людей независимо от общественного положения и 2)легизм (законники: Хань Фэй-цзы и др.), для которых одним из важнейших моральных принципов являлось соблюдение закона, которое стоит выше чувства долга (так как политика и нравственность не совместимы), опора государя на психологию людей при управлении страной. Легизм позже "вливается" в конфуцианство.

Контрольные вопросы.
1. Что такое философия?
2. Назовите ортодоксальные и неортодоксальные философские школы Древней Индии.
3. Где больше человеческого измерения: в конфуцианстве или даосизме?

Тест 1. Назовите теоретическую часть мировоззрения:
1. Миф. 2. Религия. 3. Философия.

Тест 2. Назовите страну, где родился Будда:
1. Китай. 2. Индия. 3. Греция.

Контрольные задания.
1. Подумайте, сможете ли Вы, как и Будда, отказаться от каких-либо желаний? Сыграло ли роль в его популярности то, что ранее он был богатым?
2. Как Вы считаете, какие идеи философских школ Древнего Китая не потеряли актуальность и сегодня?

Кроссворд

1

2











3




4
5







































По горизонтали: 1. Китайский философ. 5. Область знания, теоретической частью которого является философия.
По вертикали: 2. "Любовь к мудрости". 3. Ортодоксальная древнеиндийская философская школа. 4. Одна из стран, в которой в древности зародилась философия.

Рекомендуемая литература
1. Древнекитайская философия в 2-х т. М., 1994.
2. Семенцов В.С. Бхагавад гита в традиции и в современной научной критике. М., 1985.
3. Законы Ману. М., 1960.
4. Дхаммапада. М., 1960.
5. Лунь юй. //Древнекитайская философия: в 2-х т. Т. 2. М., 1994. С. 139 -174.
6. Упанишады. //Древнеиндийская философия. 2-е изд. М., 1972. С. 82-259.
7. Хань Фей-цзы. //Древнекитайская философия: в 2-х т. Т. 2 М., 1994. С. 224-283.
8. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. /Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. М., 2002.

Тема 2 Античная философия

1. Милетская школа. Гераклит.
2. Элеаты. Демокрит. Сократ. Платон. Аристотель.
3. Эллинистически-римский период.

Первые греческие философы пытались понять сущность природы, космоса. Поэтому их называли "физиками" (в переводе с греческого physis - природа). Это были представители милетской школы (по городу основания) - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, а также пифагорейцы, Гераклит, Эмпедокл. Их взгляды рождались из мифологии того времени, которая рисовала картину происхождения мира. Но если миф объяснял, кто создал все сущее, то философы пытались определить, из чего все произошло. Фалес считает первоначалом воду. Анаксимен - воздух, Анаксимандр - абстрактное вещество - апейрон, Гераклит - огонь. Здесь, как мы видим, преобладает образно-метафорическая форма мышления. Гераклит - основатель диалектики ("Все течет, все изменяется", "в одну реку нельзя войти дважды").
Переход к интеллектуальному знанию пытались осуществить пифагорейцы (в основе всего сущего - число) и элеаты (Ксенофан, Парменид, Зенон, которые ввели понятие бытия). Для Парменида бытие - это то, что познается только разумом. И если что познается разумом - то это и есть бытие. Чувствам открывается только временное, изменчивое, а вечное постигается мышлением.
Демокрит предлагает трактовать бытие как что-то простое, неделимое - атом (в переводе - нерассекаемое). Он материалист, так как атом у него - физическая частица. Между атомами - пустота. Бытие у него - множественно. Так же множественно бытие и у Платона (427-347 гг. до н. э.), но Платон - родоначальник идеалистической линии в философии и, поэтому эти частички мира у него - идеальные бестелесные образования - идеи.
У Платона по-настоящему существует только то, что не делится, т. е. не имеет частей. Неизменные идеи - это бытие, а изменчивые чувственные вещи - мир "становления". В чувственном мире все только становится, постоянно воникает и исчезает, но никогда не существует на самом деле. Платон ввел понятие материи: это нечто иное по отношению к идее - изменчивое, непостоянное. Поэтому материальные вещи лишены определенности и не могут быть предметом научного знания. Для Платона важны не отдельные вещи, а общие понятия - виды и роды; общее у него господствует над индивидуальным. В человеке Платон различает бессмертную душу и смертное тело. Душу он делит на две части: высшую - разум и низшую - чувственную, в которой преобладает телесное и, которое уже мыслится как нечто злобное, отрицательное.
Идеальное общество по Платону - аристократическое государство с рабским трудом. Во главе государства - "философы"; ниже рангом - "охранники" или воины; еще ниже стоят "ремесленники". Здесь отражена необходимость разделения труда в греческом "полисе" ("городе-государстве").
Основной вопрос для Сократа (ок. 469 - 399 гг. до н. э.) - что такое человек, сознание человека. Всем известно его выражение - "познай самого себя". Сократ не написал ни одной книги, и о его взглядах мы можем судить только по произведениям его учеников Платона и Аристотеля. По мнению Сократа сознание состоит из разных слоев, которые вступают в некоторые отношения с индивидом. В сознании присутствует как субъективное, так и объективное начало. И если объективное выше субъективного, то мы имеем дело с высшей инстанцией сознания - разумом, к которому мы должны стремиться. Таким образом, знание мы можем иметь только о себе самих, познание мира, физической природы вещей невозможно, что выражает идеалистические взгляды Сократа. Цель знания у него - не теория, а практическое искусство жить. Само знание - это обобщение в виде понятий, в основном, об этических категориях: справедливости и т. д. Этика у Сократа опирается на разум, знания: человек совершает зло, потому что не знает, что такое зло, т.е. не по доброй воле. Если человеку объяснить, что такое зло, считает Сократ, то он не будет его совершать.
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) не принимает идеалистическую трактовку бытия Платона, хотя и был его учеником. Ведь у Платона мир природы, его движение познать нельзя, о нем можно иметь только мнение. Аристотель пытается найти устойчивое в чувственном мире. Он отказывает в онтологическом (бытийном) статусе платоновским видам и родам и считает истинным бытием не общие понятия, а индивидуумы (в переводе - неделимое) - конкретного человека, животное. Виды и роды у него - вторичные сущности. Материю Аристотель понимает как возможность (потенцию). Для возникновения из нее чего-то действительного ее должна ограничить форма. Форма - активное начало, начало жизни; материя - пассивное начало. Сущности Аристотель делит на низшие, состоящие из материи и формы и высшие - чистые формы. Наивысшая форма - вечный двигатель, источник движения и жизни всего космоса.
В более поздних школах, в эллинистически-римский период осуществляется попытка освободиться от внешнего мира. Это делают стоики - Зенон из Китиона (ок. 333 - ок. 262 гг. до н. э.), Посидоний, римляне - Сенека (ок. 5 до н. э. - 65 гг. н. э.), император Марк Аврелий, а также школа эпикурейцев - Эпикур (341-270 гг. до н. э.), римлянин Тит Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н. э.).
Стоики понимают философию, как жизненный путь, мудрость жизни. Необходимо владеть собой, сохранять достоинство во всех случаях жизни. Человек не должен быть рабом своих страстей; не следует стремиться к удовольствиям, бояться смерти. Они ищут покоя и безмятежности. Пусть нет счастья, но нет и душевных страданий. Это состояние - апатия (бесстрастие) - то, к чему следует стремиться.
Эпикур - материалист и последователь Демокрита - также отказывается от социальной активности. Тем не менее отдельный человек представляет ценность и большую, чем общество: общественные связи зависят от отдельных лиц. Здесь отличие от Аристотеля, у которого человек - "общественное животное", т.е. общество первично и формирует человека как нравственное существо. Этика Эпикура целью человеческой жизни считает удовольствие, что означает счастье. Но необходимо и чувство меры. Высшее счастье у него как и у стоиков - невозмутимость духа, отсутствие страха перед суевериями, перед смертью. Загробной жизни не надо бояться (так считал и Лукреций Кар), т.к. душа человека умирает вместе с телом. Смерти не надо бояться, т.к. пока мы есть, считает Эпикур, смерти нет, а когда есть смерть - нас нет, и мы с ней никогда не встретимся.

Контрольные вопросы.
1. Что было объектом исследования для милетской школы?
2. Какое мышление привнесли элеаты: образно-метафизическое или интеллектуальное?
3. Кто из философов ввел понятие материальной частицы - атома?
4. Какие проблемы интересовали Сократа, Платона, Аристотеля?

Тест 1. Что было первоначалом у Фалеса:
1. Огонь. 2. Вода. 3. Земля. 4. Воздух.

Тест 2. Философ, у которого в основе мира было число:
1. Парменид. 2. Протагор. 3. Пифагор. 4. Платон.

Контрольные задания.
1. Приведите примеры отдельных вещей и общих понятий, в которые эти вещи входят.
2. Подумайте, зачем нужно чувство меры, когда Вы получаете какое-нибудь удовольствие?

Кроссворд:


1








2

3





















4











По горизонтали: 3. Ученик Платона, который ввел понятие "индивидуум". 4. Философ-материалист, видевший целью жизни - счастье, удовольствие, но в меру.
По вертикали: 1. Философ, который первоначалом мира считал огонь. 2. Представитель школы стоиков.

Рекомендуемая литература.
1. Аристотель. Соч. в 4-х т. М., 1976. Т. 1.
2. Платон. Собр. соч. в 4 т. М., 1990. ТТ. 1, 4.
3. Философия: Учебник для вузов /под ред. В.Н. Лавриненко. 2-е изд. М., 2002.
4. Материалисты Древней Греции. М., 1955.
5. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989.
6. Платон. Диалоги. Харьков, 1999.
7. Евклид, Начала. М-Л., 1948.
8. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1998.


Тема 3 Средневековая философия. Эпоха Возрождения

1. Мир как творение бога. Августин Блаженный.
2. Реализм и номинализм. Фома Аквинский.
3. Философия эпохи Возрождения.

Философия средних веков принадлежит к эпохе феодализма (V-XV века). В античный период философия была связана с многобожием, язычеством (политеизм). Средневековая мысль основывалась на единобожии (монотеизм - иудаизм, христианство и мусульманство).
В мышлении средневековья господствует теоцентризм. Все сущее определяет не природа (как в античности) а бог. Религиозная философия этого периода отстаивает две идеи - идею творения (средневековая онтология) и идею откровения (основа учения о познании). Бог - высшее бытие, считает Августин Блаженный (354-430).
Несмотря на единство в теоцентризме, философия средневековья постепенно разделяется на два течения: реализм и номинализм. Реализм признавал подлинно реальными только общие понятия, универсалии. Единичные предметы эмпирического мира - это изменчивые чувственные вещи, которые существуют позже универсалий, которые есть мысли, идеи в божественном разуме. Номинализм отдает приоритет единичным вещам, воле, а не разуму.
Фома Аквинский (1225/26-1274) - один из самых известных философов-теологов средневековой схоластики, ученик Альберта Великого (1193-1280), монах доминиканского ордена. Он был умеренным реалистом, отстаивал христианские идеи, основываясь на учении Аристотеля. Основа всего сущего - бытие, под которым Фома понимает христианского бога. В мире существуют сущности или субстанции, которые обладают истинным бытием и акциденции (свойства, качества), которые зависят от субстанций, т.е. имеют место субстанциональные и акцидентальные формы бытия. Как и Аристотель, Фома различает потенциальное и актуальное (форма) начало бытия. Имеются четыре ступени бытийности вещей (их актуальности). Низшая форма - это внешняя определенность вещи, сюда входят неорганические вещества, минералы. Следующая ступень - это конечная причина вещи, ее целесообразность (растения). На третьей ступени существует действующая причина (животные). На четвертом уровне форма не организует материю, а существует независимо от нее. Это - разумная душа (человек), она не зависит от материи и, поэтому не погибает со смертью тела. Это - высшее из сотворенных сущих.
В эпоху Возрождения культурная и общественная жизнь начинает освобождаться от власти церковных институтов. Этот процесс называется секуляризацией. Культура и философия Возрождения объявляет главной ценностью человека как личность. Он имеет право на свободное проявление своих способностей. В мировоззрении этой эпохи происходит смещение религиозных ценностей в пользу художественно-эстетических. В античности людей интересовала природно-космическая жизнь, в средневековые - идея спасения в боге, в Возрождении - человек как творец и художник. Человек этой эпохи должен быть разносторонне развит. Например, художник, гуманист Альберти интересовался живописью и ваянием, архитектурой, математикой, философией, этикой, эстетикой.
Дж. Пико делла Мирандола (1463-1494) считает, что бог сотворив человека, сказал ему, что не дает ему определенного места и обязанности, а их, и также свое лицо, он должен иметь по собственному желанию, согласно своей воле и решению. Теперь прославляется великая деятельность: художника, инженера, поэта, в отличие от античной созерцательности. Стирается грань между наукой, практически-технической деятельностью и художественным творчеством.
Идеи гуманизма зародили такие художники, скульпторы как Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти. Работы Леонардо да Винчи посвящены величию человека. "Давид" Микеланджело прославляет физическую и духовную красоту человека.
Изменяется взгляд на природу как несамостоятельное начало. Она теперь похожа на античный космос. Но, тем не менее, это - что-то другое, т. к. бог продолжает оставаться в природе, он просто "растворен" в ней. Это - всебожие (пантеизм). В природе начинают видеть божественные черты. Парацельс ищет сходство между органами человека, животных и частями растений, минералов.
Николай Кузанский (1401-1464) не разделяет противопоставления единого - "иному", предельного - беспредельному, которые имели место у Платона и неоплатоников. В мире есть только единое и ему ничто не противоположно. Единое тождественно беспредельному, бесконечному. Кузанский утверждает принцип совпадения противоположностей, который можно наблюдать в математике: если радиус круга увеличивать до бесконечности, то окружность превращается в бесконечную прямую. Диаметр становится тождественным окружности, т.к. утверждения, что одна бесконечность в 3,14 раза (число "пи") больше другой теряет смысл. Бесконечность равна бесконечности. По той же причине с окружностью совпадает и центр т.к. он может быть где угодно. Это - уже новая диалектика, т.к. раньше говорили только о противопоставлении противоположностей (идеи или формы - материи и др.), а теперь о совпадении, что также необходимо для диалектического понимания мира.
Объединение бога с миром осуществляет и Джордано Бруно (1548-1600). Приоритет отдается бесконечному. Конечная вселенная с Землей в центре перестает существовать и Бруно принимает гелиоцентрическую астрономию Николая Коперника. Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Вселенная безгранична и неизмерима. Бруно отождествляет творца и творение, форму и материю, причем начало жизни и движения он приписывает не форме, а материи. Это начало материалистического понимания природы. Эти взгляды были объявлены церковью еретическими и, после того как Бруно отказался изменить свои взгляды, в 1600 г. он был казнен.

Контрольные вопросы.
1. Какие две идеи отражает средневековая философия?
2. Назовите основных представителей философии этого периода.
3. Что такое пантеизм?
4. Как относился Н.Кузанский к противоположностям?

Тест 1. Какое понятие отражает отношение к Богу или богам в античности:
1. Монотеизм. 2. Атеизм. 3. Политеизм. 4. Теоцентризм.

Тест 2. Философское течение, признающее реальным только общие понятия:
1. Номинализм. 2. Теизм. 3. Деизм. 4. Реализм.

Контрольные задания.
1. Приведите пример, когда в искусстве Возрождения прославлялась красота человеческого тела.
2. Найдите сходство и различие во взглядах Фомы Аквинского и Аристотеля.

Кроссворд.






1








2







3

4





































5




















По горизонтали: 4. Философское течение, отдающее приоритет единичным вещам. 5. Взгляд на мир, когда его определяет Бог.
По вертикали: 1. "Всебожие". 2. Имя средневекового философа. 3. Философ эпохи Возрождения.

Рекомендуемая литература.
1. Августин. Исповедь. М., 1991.
2. Творения Тертуллиана. СПб., 1847.
3. История современной зарубежной философии: компаративистский подход /отв. ред. М.Я. Корнеев. СПб., 1997.
4. Философия: курс лекций: Учеб. пособ. для студентов вузов /под общ. ред. В.Л. Калашникова. М., 1999.
5. Валла, Лоренцо. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989.
6. Николай Кузанский Соч.: в 2-х т. М., 1979.
7. Монтень М. Опыты. В 3-х кн. М., 1992.
8. Макиавелли Н. Государь. М., 1997.
9. Бруно Дж. Диалоги М., 1949.
10. Кузнецов Б.Г. Галилей. М., 1964.
11. Эразм Роттердамский. Похвала глупости. Калининград, 1995.



Тема 4 Философия Нового времени и Просвещения

1. Эмпиризм Ф. Бэкона.
2. Рационализм Р. Декарта.
3. Модель общества эпохи Просвещения.

Развитие науки в этот период оказывает влияние и на философию. При этом продолжается старый средневековый спор между двумя течениями в философии: номинализмом, где главным в познании является опыт, т.е. единичное и рационализмом, где познание опирается на разум. Первое течение еще называется эмпиризмом. Этот период представляют Ф.Бэкон, Р.Декарт, Т.Гоббс, Б.Спиноза, Г.Лейбниц.
Ф.Бэкон (1561 - 1626) - английский философ, основатель эмпиризма пытается создать новый метод научного познания, опирающийся на опыт. Предназначение науки - служить человеку, его практической деятельности, усилить власть человека над природой. Природа - не храм, а мастерская, "знание - сила" - это выражения Бэкона. Он пытается заменить старый дедуктивный метод познания (когда мысль движется от общих, очевидных положений к частным выводам) на индуктивный, когда опыт или единичные факты создают общие положения. Тем не менее, достигнуть истинного знания не легко, т.к. человек находится во власти заблуждений, считает Бэкон, и от которых нужно освободиться. Это - предрассудки, которыми занято сознание человека и, которые Бэкон называет идолами: идолы пещеры (индивидуальные особенности психики людей, когда человек смотрит на мир как бы из своей пещеры); идолы театра (вера в авторитеты, которая создает предубеждения в каком-либо познании); идолы площади (общение людей, связанное с использованием языка, который несет в себе предрассудки прошлых поколений); идолы рода (особенности именно человеческой сущности искать, например, во всем цель, вместо ответа на вопрос "почему"?).
Р.Декарт пытается создать новую рациональную культуру познания, опирающуюся на разум (ratio - разум лат.). Он предлагает свои принципы в познании. Никогда не следует принимать за истину то, что не открывается уму ясно и отчетливо и не дает повода подвергать это сомнению; мысль в познании должна двигать от простого к сложному; сложную задачу, проблему следует разбивать на простые элементы и др. Его выражение "мыслю, следовательно, существую" является для него примером знания, для которого не требуется опыт. На этом самосознании воздвигается все остальное знание.
В эпоху Просвещения начинает распространяться научное знание, ранее доступное только кругу ученых. В XVIII веке началась критика декартовской умозрительной конструкции (или картезианства), и повышение внимания к опыту. В разных странах были свои представители этого периода. В Англии - это были Дж. Локк, Ф. Коллинз; в Шотландии Т. Рид, А. Смит, Д. Юм. Во Франции - Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Ф. Вольтер, П. Гольбах, Ж. Ламетри. В Германии - Г.Лессинг, И.Кант.
Дж. Локк пытается создать некие принципы организации общества, т.к. в результате стихийных эгоистических устремлений людей может возникнуть, как говорил Гегель, "война всех против всех". В результате Локк утверждает три основных права для каждого члена общества: право на жизнь, свободу и собственность. Тем не менее, не все разделяли эту точку зрения. Руссо считал, частная собственность губит человека, порождает зло; по своей природе человек должен жить в одиночку - только тогда он будет доброжелательным; человек по своей природе добр.
Возникают дискуссии по поводу понятий случайности и необходимости. В нашей жизни много случайностей. Но это тогда, когда мы живем не разумом, а чувствами, "животными" потребностями. Но иногда разуму удается подавить животное начало в человеке. Здесь разум - это уже необходимое, некий закон. Необходимость бывает двух видов: в разуме (в мировом - немецкие просветители) и в природе - сила, управляющая миром (французские материалисты - Гольбах, Гельвеций, Ламетри). У материалистов существует только материя и ее движение, что является только пространственным перемещением объектов. На основе этих рассуждений, законов механики Ньютона возникает механистическая картина мира, когда мир - это, словно, часовой механизм, состоящий из материальных тел.

Контрольные вопросы
1. Что является основой истинного познания у Ф. Бэкона: опыт или разум? Какие предрассудки мешают человеку в познании?
2. Кому принадлежит выражение "мыслю, следовательно, существую"?
3. Каким, по мнению Ж.-Ж. Руссо, человек был изначально?
4. На что имеет право каждый член общества у Д. Локка?

Тест 1. Какое философское течение главным в познании считает опыт?
1. Рационализм. 2. Эмпиризм. 3. Реализм.

Тест 2. Основатель эмпиризма:
1. Бэкон. 2. Декарт. 3. Спиноза. 4. Лейбниц.

Контрольные задания:
1. Определите, какие философские школы Нового времени соответствуют реализму и номинализму Средневековья?
2. Проведите опыт по примеру Декарта: максимально ограничьте внешние воздействия (свет и т.д.) на органы чувств и определите, осознаете ли Вы себя при этом или нет.

Кроссворд.




1









2
































3








4


5
















































По горизонтали: 2. Основатель рационализма. 4. Понятие, противоположное индукции.
По вертикали: 1. Французский материалист. 3. Французский философ, отрицательно относящийся к частной собственности. 5. Предрассудки в философии Ф. Бэкона.

Рекомендуемая литература
1. Бэкон Ф. Соч.: В 2-х т. М., 1977.
2. Декарт Р. Соч.: В 2-х т. М., 1989.
3. Введение в философию. М., 2002.
4. Гоббс Т. Соч. в 2-х т. М., 1989.
5. Спиноза Б. Соч. в 2 т. СПб., 1999.
6. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре или принципы политического права М., 1998.
7. Философия в современном мире. М., 1990.
8. Беркли Дж. Сочинения. М., 1978.
9. Юм Д. Исследование о человеческом разумении. М., 1994.
10. Лейбниц Г.В. Сочинения: в 4 т. М., 1982-1989.
11. Ламетри Ж.О. Сочинения. М., 1983.
12. Гольбах П. Избранные произведения: В 2 т. М., 1963.


Тема 5 Немецкая классическая философия. Философия К.Маркса и Ф. Энгельса

1. Категория познания у И. Канта.
2. Г.В.Ф. Гегель.
3. Философия К. Маркса и Ф. Энгельса.

И. Кант, родоначальник немецкой классической философии (1724-1804) переносит акцент с познаваемой субстанции в процессе познания на познающего субъекта. Он пытается выявить субъективные и объективные элементы знания (вспомним Сократа). В связи с этим, Кант выделяет у субъекта два уровня - эмпирический (индивидуально-психологическое в человеке) и трансцендентальный (всеобщее знание, отражающее принадлежность субъекта к человеческому роду). Первый уровень отражает субъективность знания; второй - его объективность. Чувственность и рассудок - две стороны научного знания, которое является синтезом этих двух частей. Ощущения без понятий, говорит он, - невозможны. Синтетические, использующие опыт, знания являются вероятными. ("Все лебеди белы", - но возможно и исключение). Это - апостериорные (опытные) знания. Но существуют и синтетические доопытные (априорные) суждения.
В свою очередь, чувственность имеет и доопытные, априорные формы, в которых ощущения упорядочиваются: это пространство (внешняя форма чувственности) и время - внутренняя форма чувственности. Первая форма - это созерцание пространства (геометрия), вторая - созерцание времени (арифметика).
В итоге существует мир явлений, открытый чувствам и мир "вещей себе", который доступен лишь разуму, ввиду ограниченных возможностей наших чувств.
Г.В.Ф. Гегель отдает приоритет рациональному познанию, логическому мышлению, формой которой является понятие. Причем это не формальная, а диалектическая логика, где основой является признание противоречия (в отличие от Аристотеля, Фихте). Гегель предлагает заменить понятие как объективное образование на тождество субъекта и объекта - "абсолютное понятие". Понятие, явления в природе находятся в развитии, проходя три стадии: утверждение, отрицание и отрицание отрицания, т.е. нового утверждения, которое возвращает нас назад, к началу, но на более высоком уровне (распускается цветок - исчезает почка, цветок опровергает почку, далее появляется плод и т.д.). Абсолютное понятие, или идея, дух - основа мира. Развиваясь, оно проходит три этапа: 1) развития в своем лоне "чистого мышления" (логика); 2) развитие идеи как инобытия, природы (у идеалистов природа - инобытие духа) - это материя (философия природы); 3) вновь развитие в мышлении, но обогащенном первыми двумя этапами, в истории (философия духа). Другими представителями этого периода были: Шеллинг, Фихте, Фейербах.
Философ-материалист Л. Фейербах (1804-1872) выступил с критикой гегелевского идеализма. Он считал, что идеализм - это рационализированная религия. Соответственно, религию он тоже подвергал критике: религия опирается на веру, а философия на знание. По мнению Фейербаха мы приписываем богу те качества, которые присущи самому человеку, но мы сами отчуждаем эти атрибуты от себя. Любовь к богу надо заменить на любовь к человеку. Объектом для человека, в первую очередь, должен быть другой человек, которого он понимал как единство души и тела. Тем не менее, по Фейербаху биологическое в человеке преобладает над духовным, социальным. Человек у него - прежде всего представитель человеческого рода, а не социально-историческое существо. С этой точкой зрения не соглашался К. Маркс, который, разделяя атеизм Фейербаха, выделял социальную природу человека.
Философия марксизма возникла в 40-х годах XIX века. Основатели - К.Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Свое учение они связывают с деятельностью определенных классов - пролетариев, которых они считают угнетенными, и интересы которых они отстаивают. Изучая процессы, происходящие в обществе, Маркс использует диалектический метод Гегеля, но переносит его на материальную почву. Маркс не согласен с Гегелем, что законы диалектики действуют только в независимом от реальности "абсолютном разуме". Эти законы, по его мнению, присутствуют и в реальной жизни природы и общества, в человеческой практике. Таким образом, Маркс и Энгельс создают диалектический материализм, то есть понимание мира в изменчивости и развитии.
Мир человека, то есть общество, тоже можно изменять, улучшать разными методами, в том числе и революционным путем (в отличие от Маркса, Гегель не считал, что в материальном, общественном мире можно что-то существенно изменить, соответственно, он был противником революций и считал, что наилучшая форма правления в государстве уже создана: это та, что была на тот момент в Германии - конституционная монархия).
В социальной концепции Маркса и Энгельса центральным является понятие "отчуждение человека" или "отчуждение труда", которое порождается буржуазным обществом с частной собственностью на средства производства. Человек здесь - не хозяин результатам своего труда (хозяином является собственник предприятия). Это отчуждение должно быть преодолено путем преобразования общества - установления вначале государственной собственности на средства производства (социализм - переходный этап), а затем - общенародной - коммунизм (отмена государственных институтов). При коммунизме человек будет работать не за деньги (денег тоже не будет), а в силу своей потребности в труде, сознательности. Работать - по способностям, а получать по потребностям, так как будет изобилие товаров, которое должен дать социализм (работать - по способностям, получать по своему труду). Эта идея частично была реализована последователем Маркса - В.И. Лениным в России при создании нового государства - СССР. Философские работы Ленина - "Материализм и эмпириокритицизм", "Философские тетради" и др.

Контрольные вопросы
1. Каково мнение И.Канта о познаваемости мира?
2. Как происходит развитие "абсолютной идеи" у Гегеля?
3. Каким, по мнению К. Маркса и Ф. Энгельса должно быть общество?

Тест 1. Философ, который делил мир на "вещи" и "вещи в себе":
1. Кант. 2. Гегель. 3. Фихте. 4. Шеллинг.
Тест 2. Автор концепции "абсолютного духа":
1. Маркс. 2. Фейербах. 3. Энгельс. 4. Гегель.

Контрольные задания:
1. Определите, что общего увидел Фейербах в философии Гегеля и религии.
2. Попытайтесь представить, смогли бы Вы работать при коммунизме только исходя из потребности в труде?

Кроссворд:






1







2









3






















4


















По горизонтали: 3. Философ, критиковавший Гегеля. 4. Представитель марксизма.
По вертикали: 1. Немецкий философ-идеалист. 2. Последователь К.Маркса, частично воплотивший его идеи на практике.

Рекомендуемая литература
1. Кант И. Соч. в 6 т. М., 1963-1966.
2. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.
3. Гегель Г.В.Ф. Соч.: М.-Л., 1934-1958.
4. Маркс. К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. М., 1974-1986.
5. Маркс К. и др. О диалектическом и историческом материализме. М., 1984.
6. Философия Фихте в России. СПб., 2000.
7. Философия: Учебник. /Под ред. В.Н. Лавриненко. 2-е изд. М., 2002.

Тема 6 Русская философия

1. Русская философия XI-XIX веков.
2. Русская философия XIX-XX веков.

Русская философия возникла в Киевской Руси под влиянием христианизации. Ее начало относят к XI веку, когда Киевский митрополит Иларион написал свое "Слово о законе и благодати...", где он на основе Ветхого завета создал богословско-историческое вероучение, и где отстаивает участие Руси в общемировом процессе торжества божественной благодати над язычеством.
Владимир Мономах в своем "Поучении" (XII век) предлагает этический кодекс поведения людей. Для праведной жизни необходимы добрые дела: покаяние, "слезы", милостыня.
В послании монаха Филофея - царю Василию III - содержится идея о назначении светской власти: сохранение православного христианства с целью утверждения Москвы как третьего Рима.
М.В. Ломоносов (1711-1765) создает "корпускулярную философию", признающую атомистическую доктрину, где атомы объясняют сущность материи, и где Ломоносов допускает существование всемогущего "двигателя".
П.Я. Чаадаев частично признает немецкую классическую философию (Шеллинга, Канта) развивает социальную сторону философии - критикует самодержавие. Далее он развивает область познания и ценностей, опираясь на религию: в начале на католицизм, а затем на православие. Это выражается в его "философии тотальности", где есть место и "философии индивидуальности" (ценность личности).
Учение Чаадаева послужило созданию двух течений в русской философии XIX-XX вв.: славянофильства (А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, И.В. Киреевский - философия "тотальности", коллективности, гармония человека в едином знании, монархия - идеальная социальная форма, крестьянская община - совершенный "нравственный мир") и западничества (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, М.А. Бакунин - философия "индивидуальности", принятие учение Гегеля как ведущее слово науки, "алгебру революции", опора на науки: физику, химию, развитие Н.Г. Чернышевским антропологического материализма).
В конце XIX века В.С. Соловьев создает свою философию "всеединства" - одухотворение человека, соединение человека с богом, объединение христианских религий: православия, католицизма и протестантизма. Соловьев включает в свое учение элементы неоплатонизма: параллельно богу в мире существует еще и "мировая душа", с помощью которой бог и передает человеку идею всеединства для создания последней стадии человеческой истории - богочеловечества. Идея "всеединого сущего" - синтез истины, добра и красоты - представляет собой" цельное знание, которое состоит из трех частей: мистической, рациональной или философской и эмпирической. Приоритет Соловьев отдает мистическому знанию: вера, интуиция, творчество.
Идеи богоискательства развивал и Н.А. Бердяев (1874-1948), который в ранние годы был и "легальным марксистом", и "этическим социалистом". Его философия - христианский экзистенциализм (экзистенциализм будет рассмотрен в следующей главе) - проблемы духовности, свободы, творчества, смысла жизни.
Представитель русского "космизма" Н.Ф. Федоров (1828-1903) высочайшей ценностью выдвигает понятие "братства". Это - всеобщий синтез теоретического и практического разума, бога, человека и природы. Эти идеи Федорова оформляются в философию "общего дела", цель которой - победа над смертью, благодаря памяти о предках, регуляция природных процессов в земных и космических масштабах. Последнюю идею развивал и другой представитель космизма - К.Э. Циолковский: расширение среды обитания человека путем построения ракет и переселения на другие планеты.

Контрольные вопросы
1. Какие идеи преобладали в русской философии XI - XIX веков? Назовите представителей этого периода.
2. Какие два основных течения образовались в русской философии XIX века.
3. Назовите представителей и расскажите об основных идеях русского космизма.

Тест 1. Автор идеи: "Москва - третий Рим":
1. Иларион. 2. Мономах. 3. Филофей.

Тест 2. Создатель философии всеединства:
1. Соловьев. 2. Бердяев. 3. Ломоносов. 4. Хомяков.

Контрольные задания:
1. Попытайтесь определить, какой концепции придерживаетесь Вы сами: славянофильства или западничества.
2. Подумайте, что дает нам идея Н.Федорова - помнить о наших предках?

Кроссворд:





1







2





3

























4






























5





















По горизонтали: 2. Русский православный философ. 4. Представитель "западничества". 5. Философия "тотальности".
По вертикали: 1. Основатель "корпускулярной" философии. 3. Представитель русского "космизма".

Рекомендуемая литература
1. Громов М.Н. О своеобразии русской средневековой философии //Философские науки. 1990, № 11.
2. Памятники литературы Древней Руси. Конец XV- первая половина XVI века . М., 1984.
3. Мономах В. Поучение.//Златоструй. Древняя Русь.Х - ХIII вв.М.,1990.
4. Ильин И.А. О русской идее //Русская идея. М., 1992.
5. Введение в философию. М., 2002.
6. Юдин А.И. Проблема обоснования общественного идеала в социологии Н.К. Михайловского: Монография. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1997.
7. Каримов В.А. Из истории русской философии: Учебное пособие. (Тамбовский государственный институт культуры). - Тамбов, 1993.
8. Высоцкая Н.М. Н.А.Бердяев: политическая двойственность мышления // VIII Державинские чтения. Культурология. (февраль 2003 г.). - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003. С.4-5.
9. Денисов В.Н. Идея естественного добра в философии В.С. Соловьева // VIII Державинские чтения. Культурология. (февраль 2003 г.). - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003. С..5-6.


Тема 7 Философия конца XIX - начала XXI веков

1. Философия экзистенциализма.
2. Герменевтика.
3. Неопозитивизм и постпозитивизм.

Одним из влиятельнейших философских течений XX века является экзистенциализм. Это - иррационалистическое направление в философии прошедшего века. Немецкую школу представляют К. Ясперс (1883-1969) и М. Хайдеггер (1889-1976). Французское направление - Ж.П. Сартр (1905-1980), А. Камю, Г.О. Марсель. Это направление возникает в 20-х гг. XX века как пессимистическое философское мировоззрение, которое ставит волнующий человечество вопрос, как человеку существовать в мире при острых противоречиях и исторических катастрофах (I-я и II-я мировые войны). Человек должен развить духовную выдержку чтобы противостоять враждебному миру. Человека нельзя превращать в инструмент для манипуляции - это не объект, а субъект, свободное бытие. Тем не менее субъективное бытие человека наполнено страхом, тревогой, одиночеством, апатией (Хайдеггер).
Бытие внешнего мира здесь порождается бытием внутреннего, личностного. Человек - временное, конечное, существо, которому не избежать смерти. От осознания смерти не следует убегать: "пограничные ситуации" - это условие существования человека. Они заставляют человека задуматься о смысле жизни, о ценностях. Экзистенциалисты критикуют рационализм, позитивизм, где разделяются объект и субъект. В результате человек тоже становится объектом. Это - внеличная, "объективная" мысль (область науки). Философия должна быть противоположна науке, ее предметом должно стать "бытие", а предметом науки - "сущее" (эмпирический мир). Бытие открывается человеку через его личное бытие, существование - экзистенцию.
Другое философское течение этого периода - герменевтика. Это - искусство истолковывать тексты. Главная цель этой философской школы - понять истинный смысл текстов наших предшественников, в результате чего на первый план выходят проблемы языка. В таком исследовании учитываются два фактора: объективный (исторически обусловленный смысл слов) и субъективный (намерения самого автора). Истолкование текстов имело место еще в античности при интерпретации произведений Гомера. Новые идеи внесли философы XIX века: Шлейермахер (1768-1834) предлагает "вживаться" в текст лучше самого автора. Дильтей (1833-1911) создает реконструкцию духа прошедших культур, смысла общественных событий через понимание субъективных намерений лидеров, вождей тех эпох. В XX веке проблемы герменевтики рассматривал М. Хайдеггер в своем онтологическом экзистенциализме. Истинной онтологией герменевтика становится у Гадамера (р. В 1900 г.), который считает, что бытие, которое может быть понято есть язык. Философия замыкается в сфере языка. Вводится даже понятие - "герменевтический круг". Это парные выражения типа: "язык философии" - "философия языка" и так далее.
Прежде, чем перейти к рассмотрению неопозитивизма, следует немного остановиться на позитивизме. Позитивизм (от лат. positivus - положительный) - направление в философии, в котором единственным источником знания о мире признаются эмпирические науки. При этом отвергалась спекулятивная философия, умозрительная, теоретическая. Размышления о бытии, сущностях, причинах из-за их абстрактности считаются ложными и лишенными смысла. Но такие утверждения тоже нельзя доказать эмпирически, поэтому позитивизму тоже не удалось избежать "метафизичности". Основные представители этого течения: О. Конт (1798-1857), Г. Спенсер (1820-1903, создатель органической теории общества в терминах биологии, противник социализма), Д. Милль (1806-1873).
Неопозитивизм - это развитие идей позитивизма в XX веке. В процессе познания здесь допускается конкретно-научное, но также и повседневное мышление. Философия же должна заниматься анализом языка, в котором отражена деятельность и результаты такого мышления. Здесь мы уже имеем дело с аналитической философией. Неопозитивизм не интересуется объективной реальностью вообще, его интересует конкретное "данное", опыт, язык, индивидуальное переживание, что несет в себе элементы субъективного идеализма. Позже из неопозитивизма выделился логический позитивизм, который появился на основе объединения Венского кружка (Р.Карнап, М.Шлик, О. Нейрат и др. и берлинского "Общества эмпирической философии" (Г.Рейхенбах, К.Гемпель и др.). С 30-х годов ХХ в. идейный центр этого течения переносится в США. Целью научной философии логический позитивизм считает логический анализ языка науки, устранение традиционной "метафизичной" философии, выявление эмпирически проверяемого содержания научных понятий. В научном знании должно быть "непосредственное данное", где стираются различия между физикой, биологией, психологией и т.д. С одной стороны, в этом течении были хорошие достижения в области формальной логики, с другой - попытка применить эту логику к моральным суждениям, что привело к упрощению природы морали: так как добро и зло не воспринимаются органами чувств, не проверяются экспериментом, следовательно, эти понятия лишены содержания.
Представителями постпозитивизма (50-е гг. ХХ в.), а в частности - критического рационализма были Карл Поппер, Пол Фейерабенд и др. Поппер предлагает заменить в науке метод "верификации", (где истинность всякого суждения о мире должна базироваться на чувственных данных, опыте) на метод "фальсификации" - любое научное знание носит лишь гипотетический характер, где возможны ошибки. Например, выражение: "Все лебеди белы" истинно, пока не встретим черного. Это - метод отделения науки от ненауки: статус научности, по Попперу, имеют лишь те высказывания, для которых в принципе возможна фальсификация, остальные - лишены этого статуса. В социальной области Поппер выступал с критикой объективных законов развития общества К. Маркса. Томас Кун отстаивает плюрализм мнений в науке, вводит понятие "научной парадигмы": некая ступень в развитии науки, которой присуща единая система ценностей, основных законов науки. Пол Фейерабенд настаивает на введение в науке плюрализма теорий, гипотез. Для этого необходимо выдвигать альтернативные, может быть, и не подтвержденные законы и гипотезы, признавал шаманство, знахарство, мистику.

Контрольные вопросы
1. Что послужило возникновению философии экзистенциализма?
2. Что такое герменевтика?
3. Каковы основные положения позитивизма, неопозитивизма и постпозитивизма?

Тест 1. Философское течение, где основное бытие - бытие человека:
1. Герменевтика. 2. Позитивизм. 3. Экзистенциализм.
Тест 2. Кто из философов ввел понятие "научной парадигмы"?
1. Поппер. 2. Кун. 3. Фейерабенд. 4. Шлик.

Контрольные задания:
1. Приведите свой пример "герменевтического круга".
2. Определите различия между выражениями: "философия истории" и "история философии".
3. Приведите свой пример фальсификации научного знания по Попперу.

Кроссворд:








1







2
3






































4






























5





















По горизонтали: 4. Искусство истолковывать тексты. 5. Представитель герменевтики.
По вертикали: 1. Ступень в развитии науки у Т.Куна. 2. Немецкий философ-экзистенциалист. 3. Философ, допускающий в науке ошибки.

Рекомендуемая литература
1. Камю А. Избранное. М., 1990.
2. Философский словарь. М., 2001.
3. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991.
4. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988.
5. Конт О. Дух позитивной философии. М., 1910.
6. Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев, 1997.
7. Мур Д. Принципы этики. М., 1984.
8. Карнап Р. Значение и необходимость. М., 1959.
9. Медведев Н.В. Две ведущие традиции в современной западной философии: Учебно-методическое пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ, 1996.

Тема 8. Категории бытия и материи

1. Философский смысл категории бытия.
2. Материя и уровни ее организации.

стр. 1
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

>>