<<

стр. 2
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

3. Формы движения материи.

Бытие - наиболее общая философская категория, которая включает в себя как материальное, так и духовное. Соотносимые с ним понятия: мир, реальность, существование. В связи с размышлением о бытии возникают следующие вопросы: что существует? Мир. Он существует где? Здесь и везде. Как долго он существует? Теперь и всегда. Он был, есть и будет. Мир существует как непреходящее единство вне и независимо от воли сознания человека. Окружающая действительность имеет внутреннюю логику своего существования, развития и реально предзадана сознанию, действию отдельных индивидов и поколений людей.
В философии существует три модели бытия: монистическая, дуалистическая и плюралистическая. Монизм (от греч. monos - один) - концепция, в которой мир имеет одно начало. Это - материальная или духовная субстанция. Если это - материя, то дух появляется из материи и, если это дух, идея, то, соответственно, - наоборот. У Спинозы имеется единая субстанция, содержащая "мышление" и "протяжение" как атрибуты, т.е. свойство, без которых вещь не может существовать. Сами вещи - мыслящие существа или протяженные предметы - лишь модусы (видоизменения, проявления) субстанции. Дуализм утверждает равноправие двух начал: материи и сознания. У Р. Декарта в основе бытия - две субстанции: мыслящая (дух) и протяженная (материя). Плюрализм полагает множество субстанций. В античности это были: вода, земля, огонь и т.д. У Лейбница - это "монады" (с греч. - единое). Монада не материально-вещественна, не протяженна; она - деятельна, у нее есть стремление и ее можно только представить.
Бытие природы способно к эволюции. Один из ее механизмов - самоорганизация - спонтанный, самопроизвольный переход открытой, неравновесной системы на более высокий уровень организации и порядка.
Философская категория материи имеет очень продолжительную историю своего существования. В итоге она начинает пониматься как всеобщая основа объективных отдельных вещей. Определения категориям чистых наук можно дать формально-логическим способом, через род и видовые отличия, т.е. через более общие понятие (например, в физике: законы Ньютона отражают взаимодействие материальных тел). Чего нельзя сказать о философской категории материи, т.к. это предельно широкое понятие. Материю пытаются определить диалектически, через противопоставление своей противоположности - духовного. Т.е. материя - это все, кроме духовного, идеального, неосязаемого, т.к. материя осязаема. Тем не менее вполне приемлемо ленинское определение материи в работе "Материализм и эмпириокритицизм": "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 18, с. 131.). Сюда включено все положительное, чего достигла предшествующая материалистическая философия, диалектика, естественные и др. науки. В материю мы включаем и различные поля, например, электромагнитные, которые мы не всегда ощущаем непосредственно, но можем видеть результаты их воздействия на другие предметы (например, на стрелку прибора). Эта категория не сводятся к конкретным видам материи (вода, земля и т.д.), но имеет одно свойство - существование независимо от нашего сознания.
Уровни организации материи: микромир, макромир (в котором мы живем), мегамир (планетарный). Формы движения материи: механическая (простое перемещение - например, движение спички относительно коробка); физическая (нагрев головки спички в результате трения); химическая (реакция горения); биологическая (как говорил Ф. Энгельс, плавный переход из неживой материи в живую в эксперименте наблюдать не удается, т.е. это - живой мир); социальная - сообщество людей, когда коллективный разум может существенно изменить мир и ему следует дать определенный статус.
Понятие идеального тесно связано с человеческим мышлением - продуктом деятельности мозга. Но сами материальные процессы возникновения и распада сетевых взаимосвязи нейронов в мозгу, соответствующие какой-нибудь мысли - ни есть сама мысль. Нейроны осуществляют лишь кодировку, связь между предметом и его представлением. Идеальность - это отношение представленности, в котором некий предмет, оставаясь самим собой, тем не менее, представляет (символизирует) нечто совсем другое, не связанное с природой, представляемого предмета.

Контрольные вопросы.
1. Что мы включаем в понятие "бытие"?
2. Дайте определение материи.
3. Назовите формы движения материи.

Тест 1. Что включает категория бытия:
1. Материальное. 2. Духовное. 3. Обе субстанции.

Тест 2. Концепция, где мир имеет два начала:
1. Монизм. 2. Плюрализм. 3. Дуализм.

Контрольные задания:
1. Определите сходство и различие между взглядами Декарта и Спинозы.
2. Приведите свой пример определения какой-либо вещи через род и видовое отличие.

Кроссворд:








1




























2


















3









































По горизонтали: 2. Объективная реальность. 3. Представитель плюрализма в понимании бытия.
По вертикали: 1. Реальность существования. 2. Концепция, в которой мир имеет одно начало.

Рекомендуемая литература.
1. Соловьев В.С. Лекции по истории философии //Вопросы философии 1989, № 6.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. М., 1974-1986. ТТ. 13, 20.
3. Философия: Учебник для вузов. /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко., проф. В.П.Ратникова. - 2-е изд. М., 2001.
4. Введение в философию. М., 2002.
5. Кант И. Соч. В 6 т. М., 1963-1966.
6. Гегель. Энциклопедия философских наук. М., 1974,1975.
7. Булычев И.И. Основы философии, изложенные методом универсального логического алгоритма. Тамбов, 1999.


Тема 9 Пространство и время. Понятие движения

1. Философское определение пространства и времени.
2. Движение как способ существования материи.
3. Детерминизм и индетерминизм.

Пространство и время - формы существования материи. На первый взгляд, это обычные, очевидные понятия. Но если мы попытаемся дать им определения, то сразу возникают затруднения. Надо отметить, что в окружающей действительности можно наблюдать такие особенности организации материи, мира, когда элементы, части, из которых состоят материальные объекты определенным образом расположены друг относительно друга. При этом имеют место устойчивые конфигурации, которые определяют границы объекта по отношению к остальным объектам окружающей среды. В каждом объекте имеется своеобразная "упаковка" входящих в него элементов. В этом случае объекты становятся протяженными, т.е. пространство - свойство материи обладать протяженностью. Одновременно - это и свойство материи обладать дискретностью, дифференцированностью, т.е. она структурирована, разделена на элементы, части.
Чтобы выявить сущность понятия времени необходимо признать, что материальный мир имеет структуру не только из различных объектов, но так же и то, что эти объекты находятся в движении и развитии. Они участвуют в процессах, которые имеют определенные этапы. Происходит смена качественных состояний, стадий, которые сменяют друг друга. Они могут иметь также разную длительность. В результате сравнения различных длительностей, мы начинаем применять количественные меры, которые характеризуют скорость развертывания процессов, их ритм, темп. Время - свойство материальных процессов обладать длительностью. Человеку свойственно и интуитивное чувство времени, не всегда осознаваемое, которое основано на периодичности физиологических процессов в человеческом организме.
Существует субстанциональная (Демокрит, Эпикур, Ньютон - пространство и время - самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее; пространств здесь - пустое вместилище вещей) и реляционная (пространство и время - не самостоятельные субстанции, а система отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами - Аристотель, Лейбниц, Гегель, Эйнштейн) концепции пространства и времени.
Движение в философии рассматривается как изменение "вообще". Это - способ существования материи, а также происходящие во Вселенной изменения как простые перемещения материальных объектов так и мышления. Движение нельзя считать чем-то случайным, внешним по отношению к материи (метафизика). Оно вполне присуще материи, ее атрибут, т.е. любому предмету присуще движение. Существует две трактовки движения: субстанциональная (движение абсолютно) и релятивистская (движение относительно). Движение делится: на приводящее к изменению составляющих его объектов и не приводящее к таковому.
Материя, как мы знаем, несотворима и неуничтожима и, поэтому, движение как атрибут материи тоже несотворимо и неуничтожимо. Эти свойства движения выражают его абсолютность. Но движение относительно по форме своего проявления, т.е. движение противоречиво. Оно одновременно абсолютно и относительно, т.к. оно есть единство изменчивости и покоя (покоем называется сохранение предметами равновесия, известного состояния). Например, каждый предмет, макротело, включает в себя многочисленные микротела, находящиеся в движении, которое сохраняет данное макротело, находящееся при этом в покое.
Детерминизм и индетерминизм характеризуют разные философские взгляды на существование причинности всех явлений в мире, что также характеризует движение. Детерминизм - учение о всеобщей закономерной связи, объективной причинной обусловленности всех явлений. В противовес этому, индетерминизм - отрицание всеобщего характера причинности. Детерминизм зарождается в античной атомистике (Демокрит) и развивается материализмом Бэкона, Ньютона, Ломоносова, Лапласо, французскими материалистами 18 века. У Лапласа - механистический детерминизм - абсолютизация причинности. По его мнению, знание координат и импульсов всех частиц во Вселенной однозначно определяет ее состояние в любой прошедший или будущий момент. Но это ведет к фатализму, вере в божественное предопределение. Дальнейшее развитие науки отвергает такой взгляд. В квантовой механике установлено соотношение неопределенностей. Идеализм истолковал это даже как "свободу воли электрона", отсутствие причинности в микропроцессах. Диалектический материализм преодолевает эту крайность, признает объективный и всеобщий характер причинности, но не отождествляет ее с необходимостью и только с динамическим типом закономерности (см. ниже). Исторический материализм устанавливает детерминизм и в социальных исследованиях, тогда как другие философские направления или отвергают его совсем, или утверждают крайнюю вульгарную его форму: биологическая теория общественного развития (общество - как биологический организм), когда классовое неравенство выдается за естественную неустранимую черту общества.

Контрольные вопросы
1. Дайте определения понятиям пространства и времени.
2. В чем различие между субстанциальной и реляционной концепциями пространства и времени?
3. Что такое движение?
4. В чем отличие между субстанциональной и релятивистской трактовками движения?

Тест 1. Философ, отражающий субстанциональную концепцию пространства и времени:
1. Демокрит. 2. Лейбниц. 3. Гегель.

Тест 2. Представитель релятивистской концепции пространства и времени:
1. Эпикур. 2. Ньютон. 3. Эйнштейн.

Контрольные задания:

1. Попытайтесь представить себе, смогли бы Вы ощущать пространство, если бы перед Вами не было бы отдельных предметов, а была бы однородная среда?
2. Максимально изолировав себя от внешних воздействий (от света и т.д.) попытайтесь определить прохождение минуты, полагаясь лишь на интуитивное чувство времени.

Кроссворд:




1









2




















3




4


























5




















По горизонтали: 2. Представитель реляционной концепции пространства и времени. 3. Форма существования материи. 5. Способ существования материи.
По вертикали: 1. Представитель субстанциональной концепции пространства и времени. 4. Свойство материальных процессов обладать длительностью.

Рекомендуемая литература
1. Ньютон И. Математические начала натуральной философии. //Известия Николаевской морской академии. Вып. IV. Пч. 1915.
2. Большаков А.В. и др. Основы философских знаний. М., 1997.
3. Философия: теория и методология: учебное пособие под ред. М. Галкина. М.,1994.
4. Философское понимание мира: Учебное пособие под ред. В.В. Терентьева. М.,1994.
5. Философия: Курс лекций. Учеб пособие для студ. вузов /под общ. ред. В.Л. Калашникова. - 2 изд., М., 1999.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд 2-е. М., 1974-1986. Т.20.
7. Введение в философию. М., 2002.
8. Философский словарь. М., 2001.


Тема 10 Диалектика

1. Диалектическое понимание мира, его развитие.
2. Законы, принципы и категории диалектики.
3. Статистические и динамические закономерности.

Диалектика - учение о развитии мира и всеобщей связи между материальными объектами. Первым диалектиком считается Гераклит. Его слова: "все течет, все изменяется", "в одну реку нельзя войти дважды", "все проходит" - известны всем. Диалектика делится на две части: 1)Объективная - учение о развитии мира в целом; 2)Субъективная - учение о развитии и познании мира; это - учение о человеческом мышлении и его развитии. Развитие - это закономерное направленное движение или изменение материального объекта или системы объектов, при котором объект (или система) становится более адаптированным (приспособленным) к воздействиям окружающей среды. Противоположностью диалектики можно считать метафизику - понимание мира в неизменности, поиске неизменного "начала".
Термин "диалектика" изначально обозначал искусство ведения спора, которое развивалось в основном для совершенствования ораторского искусства. Основателями диалектики считаются Сократ и софисты. Ее развивали позднее Зенон, Кант. Но наибольшее развитие диалектика получила у Гегеля. Он считал диалектику движущей душой истинного познания, принципом, вносящим в содержание науки внутренней связи и необходимости.
В диалектике имеются три закона:
1. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные - отражает механизм саморазвития мира. Качество здесь - внутренняя определенность вещи, явления, которое характеризует предмет в целом, это оригинальность, неповторимость его, то, что отличает данный предмет от другого. Количество - это внешняя для бытия определенность, это нечто "безразличное" для той или иной вещи. Категория меры - это качественно определенное количество, т.е. единство качественной и количественной определенности предмета. Переход от одной меры к другой происходит в результате скачкообразного изменения свойств вещества (например, изменение агрегатного состояния воды при увеличении или уменьшении температуры).
2. Закон взаимопроникновения противоположностей - это внутренний источник развития мира. Характеристики этого закона: тождество, различие противоположностей, противоречие. Все сущее состоит из противоположных начал, которые хотя и едины по своей природе, но находятся в "борьбе" друг с другом и противоречат друг другу (день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето).
3. Закон отрицания отрицания. Новое всегда отрицает старое и занимает позже в свою очередь его место, т.е. со временем само превращается в старое и отрицается еще более новым. (Смена общественно-экономических формаций, смена вкусов в культуре, музыке; жизнь растений: из семени вырастает стебель, т.е. стебель отрицает семя, хотя позже сам стебель отрицается цветком и т.д.).
Основные принципы диалектики: принцип всеобщей связи (связи могут быть внешние и внутренние, генетические и функциональные, случайные и закономерные); принцип системности (упорядоченные, а не хаотичные связи); причинности (когда одна связь порождает другую); историзма (вечность, неуничтожимость истории мира, его существование и развитие во времени.
Категории диалектики - это наиболее общие понятия: сущность и явление (мы можем видеть дерево, и оно может действительно быть рядом, а может быть миражом, т.е. явление - одно, а сущности - различные в этих случаях); форма и содержание (два одинаковых по форме и внешнему виду стола, но из различного материала); причина и следствие; единое, особенное, всеобщее (единичное - отдельное, например, дерево; общее - класс деревьев; особенное - промежуточное звено, например - липа); возможность и действительность; необходимость и случайность.
Статистическая и динамическая закономерности характеризуют проявления закономерной связи между состояниями системы (совокупности элементов и связи между ними). Динамическая закономерность - форма причинной связи, а также связи состояний, при которой данное состояние однозначно определяет все последующие состояния. Такой закономерности подчинены автономные, малозависимые от внешних воздействий системы с относительно небольшим количеством элементов, например, характер движения планет в Солнечной системе. Статистическая закономерность - когда одно состояние определяет последующее лишь с определенной вероятностью по причине заложенной в прошлом в системе тенденции к изменению. Тем не менее, различие между этими закономерностями относительно, т.к. материя неисчерпаема и состоит из бесчисленного числа элементов, обладает многообразием внешних связей и качественно меняется во времени. Таким образом, любой достаточно сложный процесс развития подчиняется статистической закономерности, а динамическая закономерность - это лишь приближенное выражение отдельных этапов этого процесса.

Контрольные вопросы

1. Что такое диалектика?
2. Перечислите законы диалектики.
3. Назовите категории диалектики.

Тест 1. Учение о развитии мира и его изменчивости:
1. Эвристика. 2. Диалектика. 3. Эклектика.

Тест 2. Что соответствует форме в парных категориях диалектики?
1. Причина. 2. Содержание. 3. Случайность.

Контрольные задания:

1. Приведите свой пример сущности и явления из окружающей действительности.
2. Найдите в природе единичное, особенное, всеобщее.

Кроссворд:





1

2







3








































4




















5































По горизонтали: 3. Качественно определенное количество. 4. Внешняя для бытия вещи определенность. 5. Характеристика закона взаимопроникновения противоположностей.
По вертикали: 1. Противоположность диалектики. 2. Философ, один из основателей диалектики.

Рекомендуемая литература
1. Журавлев А.Ф. О законах и опасностях мира. //Позиция. /Самарский Дом Печати. 1992.
2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для студентов вузов. 2-е изд. М., 2002.
3. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. М., 1970.
4. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М., 1985.
5. Системные исследования. Ежегодник. 1971. М., 1972.
6. Урманцев Ю.А. Начала общей теории систем. //Системный анализ и научное знание. М., 1978.

Тема 11 Проблема сознания в философии
1. Формы отражения в материальном мире.
2. Сознание как одна из форм отражения.
3. Мышление, логика и язык.

Сознание - одна из форм такого проявления свойств материи как отражение. Все предметы материального мира постоянно взаимодействуют друг с другом. Каждый из взаимодействующих объектов вызывает в другом какие-либо изменения, оставляя своеобразный "след". Отражение - это способность материальных явлений, предметов воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений, предметов в процессе взаимодействия с ними. На ранних этапах эволюции материи в ней имело место простое отражение (в неживой природе) - когда отпечаток воздействия одного объекта на другой не является для последнего поводом для проявления какой-либо активности, например, воздействие солнечного луча на камень вызывает нагрев его, но не вызывает его активности. Отражение, когда результаты внешних воздействий служат ориентиром в построении активности, "поведения" другого объекта (т.е. воздействие несет информацию), называется информационным. Оно имеет место в живой природе.
В свою очередь информационное отражение имеет пять уровней: самый низкий уровень - это раздражимость (луч света падает на растения и оно растет). Следующая форма отражения уже присуща животному миру - это чувствительность. Когда, например, амебу кормят в освещенном участке бассейна, то затем, если осветить пустой участок, то амеба устремляется туда, "думая", что там пища, она "запоминает" свет, он для нее сигнал, посредник в процессе реагирования на раздражитель - пищу. Отражение на нейрофизиологическом уровне (на основе нервной системы) предполагает сложную систему оповещения в процессе реакции на раздражитель, которая заложена в генах, видовом "опыте" организма, в большей степени опосредствует эффект воздействия внутренними причинами организма , существо обладает большей степенью свободы в построении своих действий. Наиболее сложная у животных - психическая форма отражения, когда у живых существ создаются психические образы. Например, в результате реакции на раздражитель (животное, например, приближается к пище) может возникнуть опасность - сторож, стреляющий из ружья, который запомнится в виде образа опасности, и животное в следующий раз может испугаться подходить к пище и даже погибнуть от голода. Человек в этом случае прибегает к практике - преобразованию природы: он достает металлы, строит автомобиль, если не может догнать животное и т.д.
Этот уровень отражения, когда используется практическо-преобразовательное отношение к действительности и называется сознанием. Сознание присуще только человеку. Животные не занимаются практикой. Если они и строят плотины (бобры), то не используют орудия труда, и их возможности поэтому ограничены.
Мышление также, как и сознание связано с психическими процессами, направленными на получение какого-либо знания, но это понятие используют, когда речь идет о чувственных объектах (например, человеку могут дать чертеж чтобы построить что-либо, но человек не задумается - для чего это? Не вредит ли это людям, т.е. цель, как духовное, а не чувственное образование здесь отсутствует).
Как разновидность сознания следует признать и существование самосознания, т.е. осознание человеком самого себя.
Логика - наука о законах и формах мышления, о развитии самого познания. Зародившись в античности, она вначале была преимущественно формальной, когда формы мысли - понятия, суждения, умозаключения - изучаются со стороны их логической структуры, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей, вычленяя лишь общий способ связи частей этого содержания. Такая логика не учитывает противоречивость реальности, его изменчивости (Аристотель, его силлогистика). Изменения, противоречия, развитие в окружающем мире включает диалектическая логика. Элементы такой логики были у того же Аристотеля, Платона, Гераклита. Позже, законы диалектики (в мышлении) сформулировал Гегель, а применил их к общественному развитию К. Маркс.
Язык - это средство общения и взаимодействия людей. Это - "материализованное" сознание. Он зародился в древности. Речь - это деятельность по использованию языка, сам процесс общения, обмена мыслями. Из всех живых существ только человек наделен речью. Животные не обладают сознанием и языком, равном человеческому. У дельфинов, пчел есть особая система сигнализации (пчелы особыми пространственными фигурами передают информацию о местонахождении пищи и пути к нему). Но у животных сигналы существуют для выражения субъективного состояния, вызванного голодом, жаждой. У человека звук из выражения эмоции преобразовался в средство просто общения, обозначения образов предметов, их свойств, отношений. У языка две функции: средство общения и средство мышления.

Контрольные вопросы.
1. Какие имеются формы отражения в материи?
2. Какова роль практики в наличии высшей формы отражения - сознания?
3. Каковы функции языка в деятельности сознания?

Тест 1. Высшая форма отражения в материальном мире, когда происходит преобразование окружающей среды:
1. Ощущение. 2. Воображение. 3. Сознание. 4. Представление

Тест 2. Наука о законах и формах мышления:
1. Математика. 2. Логика. 3. Физика. 4. Анатомия.

Контрольные задания:
1. Приведите пример мышления, как работы человека со зрительно воспринимаемыми объектами.
2. Произведите какое-нибудь действие, какое можно было бы характеризовать как работу сознания.

Кроссворд:









1


2



















3









4






















5







































По горизонтали: 1. Основатель формальной логики. 4. Низший уровень информационного отражения. 5. Деятельность по использованию языка.
По вертикали: 2. Свойство материи, лежащее в основе сознания. 3. "Материализованное" сознание.

Рекомендуемая литература.
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1974-1986. ТТ. 20, 23.
2. Планк М. Религия и естествознание //Вопросы философии. 1990. №8.
3. Философия: Курс лекций /под общ. ред. В.Л. Калашникова. М.,1999.
4. Анохин П.К. Теория отражения и современная наука. М., 1970.
5. Философский словарь. М., 2001.


Тема 12 Познание, его возможности и границы

1. Два взгляда на процесс познания. Чувственное, рациональное и иррациональное познание.
2. Истина. Знание и вера. Понимание и объяснение.
3. Научное и вненаучное знание. Структура научного знания.

Познание - активное, целенаправленное отображение действительности в сознании человека. В процессе познания выявляются различные грани бытия, изучаются внешние стороны и сама сущность явлений, вещей окружающего мира, а также сам субъект познавательной деятельности, т.е. человек.
В настоящий момент в философии имеются два взгляда на процесс познания: 1) гностицизм; 2) агностицизм. Представители гностицизма (чаще материалисты) считают, что мир познаваем и у человека имеются потенциально безграничные возможности познания. Агностики (чаще идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира, либо допускают ограниченную возможность познания. Самый известный из агностиков - И. Кант. Кроме того, идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума, а материалисты утверждают, что материя через свою отражательную способность - сознание - изучает сама себя.
В настоящее время гносеология опирается на следующие принципы: диалектики (рассматривать явление в многообразии форм его проявления, в развитии, в единстве противоположных свойств), историзма, практики, познаваемости, движения от абстрактного к конкретному. Познание бывает чувственным, рациональным и интуитивным (иррациональным). Чувственное познание связано с функционированием органов чувств, нервной системы, мозга. Благодаря их деятельности, у человека возникают ощущения (реакция от раздражения того или иного органа чувств) и восприятие (целостный образ материального предмета, полученный посредством всех органов чувств). Представление работает, когда предмет нам не дан, но мы его вспоминаем благодаря памяти. Основа рационального познания - понятие - словесное, языковое выражение предшествующего опыта человечества. Например, "это - дом". Дом здесь - понятие, которое включает группу предметов, служащих человеку жильем. То есть, такое познание - это поиск общих свойств у группы предметов и создание понятий, а также установление между ними каких-либо (например, численных) отношений (математика и др.). Иррациональное знание - это знание, которое мы получаем, но не знаем, каким путем мы к нему пришли (отсутствует цепочка логических утверждений в виде доказательства). Здесь в большей мере, чем в рациональном познании, присутствует элемент веры, интуиции. Это - непосредственное постижение истины, без доказательства (у Декарта, например, это - аксиомы, на которых строится дедуктивное доказательство). Иррационалистические школы заявляют о себе, начиная с А. Шопенгауэра (начало XIX в.). Миром правит у него не разум, а воля, мировая воля, "воля к жизни". Ф Ницше далее делает акцент на "воле к власти". У А. Бергсона (XX в.) преобладает интуитивизм - это попытка умерить рационализм, который превращает все в выгоду, расчетливость. Люди ненасытны: как только удовлетворяются одни потребности - тут же появляются новые, столь же необходимые. Поэтому, необходимо, считает Бергсон, иногда обращаться к античной "созерцательности" природы, а не ее эксплуатации.
Когда мы познаем мир, то неизбежно сталкиваемся с вопросом: является ли наше знание истинным, которое соответствует нашим суждениям из очень ограниченного опыта. Что же такое истина? Гегель говорил, что истина есть великое слово и еще более великое дело. Когда мы говорим - "истинное чувство, радость", то это значит - неподдельная, действительная радость. Тем не менее, фальшивый, драгоценный камень, например - тоже действительный, но не тот каким он кажется. Значит в истине не только действительное. Это такое действительное, которое согласуется с тем, что мы понимаем под тем или иным явлением, предметом, т.е. истина - это соответствие понятия своему предмету или знания - действительности, адекватное и идентичное отражение объекта субъектом. Заблуждением называется неадекватное, недостоверное отражение субъектом окружающего мира; это - искаженный результат познания. Основной формой познания является практика; она же является критерием истины.
Истина бывает абсолютной (содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки) и относительной, когда знание зависит от конкретных исторических условий, которые характеризуют его точность, которая соответствует данному уровню познания. Поэтому, развитие познания, науки есть постоянная смена одних относительных истин другими, которые более точно отражают объективную истину.
Знание - продукт духовной деятельности, направленный на отражение объективных свойств мира в нашем сознании. Вера - духовное образование, связанное с чувством уверенности (в устройстве мира, например) и с построением своего поведения, деятельности в соответствии с этой уверенностью (если человек верит в Бога, то, когда ему плохо, он обращается к Богу, идет в церковь; а если - в возможности человека, то он, может быть, занимается спортом и т.д.). В знании частично присутствует вера (в чувственное познание, познаваемость мира), а в вере частично присутствует знание, т.е. рациональное мышление (попытка доказать в средневековье существование Бога, а в современном неотомизме - признание достижений науки).
Понимание - форма освоения действительности сознанием, когда раскрывается и воспроизводится смысловое содержание предмета. Окружающий мир при этом превращается в систему предметов "мира человека". Объяснение - функция человеческого познания, научного в том числе, когда раскрывается сущность изучаемого объекта, то, чем она является сама по себе, в отличие от других вещей или изменчивых состояний вещи под влиянием обстоятельств.
Научное познание - это познание, которое направлено на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность актуально или потенциально (в будущем), и их исследование при условии, что эти объекты подчинены объективным законам функционирования и развития. В других формах познания, например в искусстве, сильнее представлен субъективный фактор. Отличиями науки от обыденного, вненаучного познания можно считать: 1) изучение в науке особых объектов реальности, несводимых к объектам обыденного опыта (например, поиск законов в природе вместо приблизительных знаний о ней); для этого требуется специальный язык науки, который более точен и менее многозначен, чем понятия обыденного языка; 2) в научном исследовании требуется особая система орудий для изучения объекта (измерительные приборы); 3) наука создает специфические способы обоснования истинности знания: экспериментальный контроль, выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана; 4) наличие в науке особых методов познания: например, для обнаружения короткоживущих частиц - резонансов, в камере Вильсона наблюдают не след самого резонанса (из-за малого времени его существования), а следы частиц, на которые он распадается, для чего требуются сложные расчеты.
В структуре научного знания имеются два уровня - эмпирический и теоретический. Они соотносятся с чувственным и рациональным соответственно. Но эмпирическое (через опыт) - это не то же самое, что чувственное, это - преимущественно чувственное (в нем присутствует рациональное - научные приборы для эксперимента и т.д.). Соответственно, теоретическое - это преимущественно рациональное, но включает и чувственный опыт экспериментов. В свою очередь, эмпирический уровень имеет два подуровня: 1) наблюдение и 2) эмпирический факт; теоретический - тоже два: 1)частные теоретические модели и законы (для ограниченной области явлений) и 2) развитая теория.
Понятие "научная картина мира" находится на стыке науки и философии. Это - синтез знаний, полученных в различных науках и содержит общее представление о мире (например, что является мельчайшей частицей материи в данный момент). Философская картина мира более гипотетична, обширна, она включает и аксиологический (ценностный) аспект: что для нас ценно в окружающем мире?


Контрольные вопросы
1. Назовите две традиции во взгляде на познание в философии.
2. Каковы различия между чувственным и рациональным познанием?
3 В чем разница между абсолютной и относительной истиной?

Тест 1. Познание на основе ощущений:
1. Рациональное. 2. Чувственное. 3. Иррациональное.

Тест 2. Выражение: "Вода кипит при 100° С" является:
1. Абсолютной истиной. 2. Относительной истиной.
3. Заблуждением.

Контрольные задания:
1. Приведите пример относительной истины в истории науки.
2. Назовите какие-нибудь понятия, объединяющие свойства группы предметов.

Кроссворд:



1
2



3


















4



















5



















По горизонтали: Непосредственное постижение истины без доказательства. 4. Соответствие знания действительности. 5. Взгляд на процесс познания в философии, отрицающий таковое.
По вертикали: 2. Область знания, включающая эмпирический и теоретический уровни познания. 3. Продукт духовной деятельности, отражающий объективные свойства мира в нашем сознании.

Рекомендуемая литература:
1. Гегель Г.В.Ф. Соч. М.-Л. 1934-1958.
2. Кант И. Соч. В 6 т. М., 1963-1966.
3. Соловьев В.С. Сочинения. В 2-х т. 2-е изд. М., 1990.
4. Философская энциклопедия: в 5 т. М., 1960-1970.
5. Введение в философию. М., 2002.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч.: в 9 т. Т.2.
7. Философский словарь. М., 2001.

Тема 13 Философские взгляды на природу и сущность человека

1. Проблема антропосоциогенеза. Природное и общественное в человеке.
2. Смысл человеческого существования. Понятие личности.
3. Свобода и необходимость, ответственность. Насилие и ненасилие в истории.

По поводу происхождения человека наиболее общепризнанной сейчас является теория, согласно которой человек - результат биологической эволюции. Вследствие этого в научном мире, в антропологии главной темой для дискуссии стал вопрос о том, чем человек отличается от высокоорганизованных животных.
У животного структура его организма определяет его потребности и "поведенческое амплуа". Животное уже рождается с набором инстинктов, который обеспечивает его приспособленность к окружающей среде. Но у человека выявить его внутривидовые отличия - принадлежность к Homo sapiens (человек разумный) - очень трудно. Человек может приспосабливаться к любым условиям, развивать в себе способности различных животных. Эти способности не являются врожденными и биологически закрепляемыми. Если представитель отсталого племени приедет в город, то со временем он станет цивилизованным горожанином. Поэтому, если у животных поведение определяется в основном генетической программой в молекулах ДНК, то для человека этой "программой" является возможность общения, язык, речь, нормы, преемственность знаний. Также и общество есть надбиологическое объединение (в отличие от животных) людей. Общество характеризует культура (материальные и духовные ценности), нормативно-ценностная система, которая влияет на человеческое поведение. В вопросе о том, что же конкретно повлияло на становление человека современного типа: общество или труд (материально-практическая деятельность), многие сходятся во мнении, что оба этих фактора повлияли одновременно, но все же центральное место отводится труду при взаимодействии его с такими социальными факторами, как язык, сознание и т.д. Основанием для объединений родов в более крупные сообщества, государства, послужили, скорее всего, принципы агамии (исключения близкородственных брачных связей) и экзогамии (требование искать партнеров в других брачных общинах). Маловероятно, что это объяснялось знаниями о плохой наследственности в результате инцеста (кровосмешения), т.к. таковых не было. Видимо это было желанием устранить внутриродовые конфликты из-за нехватки самок, которые входили в гарем вождя. Возникла необходимость сделать гарем самок "ничейным", неприкосновенным для своих соплеменников.
Биологическое и социальное в человеке в той или иной степени всегда присутствовало в различных философских школах. Аристотель объединил эти понятия: он называл человека "общественным животным". Людвиг Фейербах отдавал предпочтение биологическому началу в человеке, за что его критиковали К. Маркс и Ф. Энгельс, делая акцент на социальном. Надо признать, что оба эти фактора присутствуют в человеке. Например, на продолжительность жизни может влиять как биологическая наследственность, так и социальные условия.
Размышления над вопросом о смысле жизни способствуют выработке основной "линии" жизни, которая влияет на поведение, поступки. Отход от своих принципов приводит к переживаниям человека, состоянию душевного дискомфорта. Цель жизни каждого человека должна совпадать с целью всего общества, где живет человек. Л.Н. Толстой считал, что нельзя видеть смысл жизни только в личном благе: так может жить только "животная личность". Необходимо заботиться об общем благе.
Понятие личности тесно связано с человеческим обществом, культурой, прогрессом. Вместе с тем, это понятие следует рассматривать в единстве с другими характеристиками человека: индивид, индивидуальность. Общественный индивид - это конкретный человек, отдельно взятый представитель человеческого рода, хотя с момента осознания самого себя он является все же продуктом общественных отношений, которые формируют, но тем не менее не определяют раз и навсегда дальнейшее поведение людей. Понятие индивидуальности выделяет в человеке его неповторимость и своеобразие (если, например, спортсмен или актер обладает пылким темпераментом, то про него можно сказать, что он - яркая индивидуальность). Понятие личности включает в себя прежде всего сознательно-волевое начало. Оно характеризует независимость, силу, самостоятельность человека. Мы называем человека личностью, если в самых трудных ситуациях он сохраняет свое лицо, не изменяет своей жизненной стратегии, осознанно выбранной ранее.
Свобода и необходимость - философские категории, которые устанавливают отношения между деятельностью людей и объективными законами природы и общества. Некоторые идеалистические философские направления (например, экзистенциализм) считают, что эти два понятия несовместимы. Здесь свобода - свобода воли, духа, возможность поступать согласно волеизъявлению независимо от внешних условий, и только в этом случае у человека должна быть ответственность за свои поступки. Если человек не свободен, т.е. его поступки детерминированы необходимостью, то он и не может отвечать за свои действия и понятие нравственности здесь теряет смысл. Представители механистического детерминизма отрицают свободу воли и абсолютизируют объективную необходимость в наших поступках, которые определены внешними условиями. Современное, научное понимание свободы и необходимости признает их взаимосвязь. Еще Спиноза понимал свободу как осознанную необходимость. Единство этих понятий признавал и Гегель. Таким образом, свобода - это осознанное, свободное понимание того, что мы до конца не свободны. Например, в обществе, полной свободы нам не дает ответственность - категория этики и права, которая характеризует выполнение человеком своего нравственного долга и правовых норм перед обществом. Также с проявлением несвободы связана зависимость людей от господствующих в данное время общественных сил. В идеалистических течениях существует теория насилия, когда власть одних людей над другими приводит к образованию классов, государства, т.е. это - неизбежность при общественном прогрессе (К.Каутский, но, правда, считавший, капитализм изживает свои противоречия и пролетарские революции не будут так неизбежны). Соответственно, ненасилие - это отсутствие власти одних людей над другими. Исторический материализм, не отрицая роль насилия в истории, отрицает ее решающий характер. Основа развития общества здесь - материальное производство и идеалы гуманизма.

Контрольные вопросы
1. Какие имеются взгляды на проблему происхождения человека?
2. Что преобладает в человеке: природное или общественное?
3. Кого мы называем личностью?

Тест 1. Какие факторы повлияли на становление человека современного типа?
1. Общество. 2. Труд. 3. Труд и общество одновременно.

Тест 2. Какое понятие характеризует сознательно-волевое начало в человеке, его независимость?
1. Индивид. 2. Личность. 3. Индивидуальность.

Контрольные задания:
1. Попытайтесь представить себе, смогли бы мы существовать в обществе, если бы каждый человек считал бы, что он полностью свободен от долга, обязанностей и т.д.?
2. Приведите пример того, как человек приспосабливается к условиям, развивает в себе способности животных, которые не даны ему от рождения.

Кроссворд:








1













2














3
































4


















По горизонтали: 3. Категория этики, характеризующая выполнение человеком своего нравственного долга. 4. Философ, отдававший предпочтение биологическому началу в человеке.
По вертикали: 1. Русский писатель, философ, считавший, что заботиться надо не только о личном благе, но и об общем. 2. Власть одних людей над другими.

Рекомендуемая литература
1. Акименко А.Д. Об элементах целостного понимания человека. //Философские науки. 1991. № 7.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. ТТ. 1, 2.
3. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
4. Соловьев В.С. Соч. В 2-х т. 2-е изд. М., 1990. Т. 1.
5. Урысон М.И. Дарвин, Энгельс и некоторые проблемы антропогенеза. //Советская этнография. 1978. №3.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1999.
7. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993.
8. Философский словарь. М., 2001.

Тема 14 Общество
1. Общественное бытие. Базис и надстройка.
2. Общественное сознание.
3. Гражданское общество. Концепции общественного развития: формационная и цивилизационная.

Общество - совокупность форм совместной деятельности людей. Попытку найти объективные основания общественно-исторического процесса на основе материализма предпринял еще в XIX веке К. Маркс. До него в рамках той же немецкой классической философии, но в духе идеализма эту задачу пытались решить И. Кант и Г. Гегель. Если у Канта основой общественного развития является наше сознание, то Гегель считал наши интересы, волю, желания не хаосом случайного, а частью объективной закономерности - саморазвитием абсолютной идеи. К. Маркс решил разделить общественную историю на ту, которая находится в зависимости от сознания, и ту, которая находится вне его, т.е. являлась бы материальной основой общества. Признавая роль идей в организации общества на различных этапах развития, Маркс тем не менее уходит от идеализма и считает, что на идеи в первую очередь оказывают влияние условия жизнедеятельности людей, которые и формируют затем системы ценностей, цели и т.д. Сознание у Маркса - это осознанное бытие, т е. бытие людей - реальная основа их жизни.
Общественное бытие, таким образом - это объективная общественная реальность, которую можно назвать "социальной материей", которая определяет общественное сознание, направляет его и, которое, в свою очередь, тоже влияет на общественное бытие, помогает изменить его к лучшему.
Общественное сознание - это осознание обществом самого себя, своего бытия, окружающей реальности. Это - и конкретное сознание общества в настоящий момент, и некая идеальная модель будущего общественного сознания. Структура общественного сознания может включать в себя разные слои: обыденное и теоретическое (социальная психология и идеология), в рамках которых существуют следующие формы общественного сознания: наука, мораль, искусство, религия, философия. Социальная или общественная психология, если быть точнее, является не самым обыденным, повседневно-практическим знанием о жизни, а отношением к этому знанию, оценкой окружающей действительности. В свою очередь, идеология рождается на теоретической основе, но в дальнейшем превращается в программу действий и способы распространения. Общественное сознание, помимо подчиненности внешним детерминантам бытия, относительно самостоятельно, имеет внутреннюю логику своего развития, преемственность идей. Логика "вещей" и логика идей имеют сложную диалектическую связь, которая проявляется не только во влиянии бытия на сознание, но и в способности общественного сознания активно влиять на породившее его бытие.
Сущностью и структурой общественного бытия является материальное производство и способ этого производства. В свою очередь способ производства состоит из производительных сил (люди, т.е. сами трудящиеся, орудия труда, средства труда - станки, помещения и т.д.) и производственных отношений (отношения между людьми по поводу принадлежности средств труда: либо отдельным лицам, либо всему обществу, а также по поводу распределения произведенных продуктов). Производственные отношения называются базисом. Это экономический строй общества. Если базис - это фундамент общества, то ему соответствует надстройка - это общественное сознание, идеологические отношения, общественные учреждения и организации. Надстройка порождается базисом, но и сама активно влияет на него.
Гражданское общество - совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных и т.д. Это - самопроявление свободной деятельности граждан и добровольных ассоциаций, организаций, которые отделены от прямого вмешательства в их деятельность со стороны государства. В эпоху Просвещения во взаимодействии между государством и гражданским обществом приоритет отдавался государству (особенно у Гегеля: его идеал - конституционная монархия). Марксизм, напротив, отдает приоритет гражданскому обществу: в раскрепощении общества - предпосылки полного преодоления отчуждения человека, условие его гармоничного развития.
Общественное развитие имеет различные стадии. Марксизм предлагает формационную концепцию (по тому, какой из классов владеет средствами производства): первобытный коммунизм (орудия труда в коллективной собственности), рабовладельческое общество, феодализм, капитализм (средства производства - у буржуазии), социализм и коммунизм, когда эти средства соответственно - у государства и вновь в коллективной собственности (но, в отличие от первобытного общества - при избытке материальных благ, которого, к сожалению, достичь пока не удалось). Цивилизационная концепция делит развитие общества по методу производства: архаическая эпоха (охота, рыболовство, собирательство), аграрная (скотоводство, земледелие), индустриальная (изобретение машин), постиндустриальная (конец XX века в западной цивилизации - снижение роли тяжелой промышленности в обществе: важна не выплавка стали, а компьютеризация, интеллектуализация, информатизация общества).

Контрольные вопросы
1. Что является основой общества?
2. Какова структура общественного сознания?
3. Что такое базис и надстройка?

Тест 1. Философ, выделяющий в структуре общества общественное бытие, определяющее общественное сознание:
1. Маркс. 2. Кант. 3. Гегель. 4. Фихте.

Тест 2. Какой из этапов относится к формационной концепции развития общества?
1. Коммунистический. 2. Аграрный. 3. Постиндустриальный.

Контрольные задания:
1. Приведите пример, когда общественное бытие влияло бы на общественное сознание.
2. Подумайте, актуальна ли проблема гражданского общества в наши дни?

Кроссворд:







1








2



















3









4

























<<

стр. 2
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

>>