<<

стр. 3
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ
















По горизонтали: 2. Совокупность форм совместной деятельности людей. 4. Общественно-экономическая формация.
По вертикали: 1. Немецкий философ, отдававший приоритет государству, а не гражданскому обществу. 3. Производственные отношения в структуре способа материального производства.

Рекомендуемая литература
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. ТТ. 3,8,13,26,37.
2. Ленин В.И. Полн. собр. соч. ТТ.1,23.
3. Гегель. Философия права. М. 1990.
4. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М., 1990.
5. Введение в философию. М., 2002.
6. Булычев И.И. Человек как интегральная философская проблема / Ивановский энергетический институт. М.: Прометей, 1991.
7. Аверин Н.М. Духовное творчество народа в контексте современной социокультурной ситуации // Культура и образование на рубеже тысячелетий. Материалы международной научно-практической конференции (декабрь 2000). Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000. С.9-10.
8. Каримов А.В. Общение в социально-культурной сфере как фактор развития воли // Социальные технологии в сфере культуры и досуга. Опыт. Проблемы. Инновации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (ноябрь 2001). Тамбов: Изд-во ТГУ, 2001. С.145-146.
9. Философский словарь. М., 2001.


Тема 15 Культура и практика

1. Философское определение культуры.
2. Нравственные ценности, мораль, справедливость, право, эстетические ценности.
3. Практика и формы практической деятельности.

Важнейшей характеристикой развития общества, человека является культура. В переводе с латинского - это "возделывание почвы". Далее в это понятие стали включать все созданное человеком. Феномен культуры является объектом изучения многих наук: истории, социологии, археологии и т.д. Каждая наука при этом по-своему определяет культуру, например, археология понимает культуру как совокупность остатков различных предметов древних цивилизаций. Культура может быть как материальная (предметы, сооружения), так и духовная (накопленные знания, оценки). Их не следует противопоставлять. Они хоть и различаются, но и одновременно находятся в единстве. Материальная культура содержит духовное начало: идеи, знания, цели (произведения архитектуры, живописи и т.д.). С другой стороны результаты духовной культуры всегда оформляются в материальную форму (книги и т.д.). Не следует также понимать культуру как что-то внешнее по отношению к человеку, ведь она составляет для него какую-то ценность. Поэтому, можно сказать, что культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.
Культура имеет внутреннюю детерминацию (т.е. зависимость, когда прошлый опыт не только используется новыми поколениями, но и в силу некоей внутренней логики оказывает влияние, формирует культуру будущего) и внешнюю - влияние привнесенных в общество идей из других цивилизаций, которые не всегда имеют положительный характер. Это могут быть и другие социальные условия.
К духовной культуре можно отнести нравственные ценности, мораль, справедливость, право, эстетические ценности. Слово "мораль" - латинского происхождения (относящийся к нраву, характеру), схожее по смыслу с понятием "этика" (греч.). Позже этика стала пониматься как философская наука, дисциплина о морали. Мораль - это форма общественного сознания, вид общественных отношений, которые утверждают самоценность личности, равенство людей в их стремлении к счастливой жизни. Человек здесь должен думать не только о себе, но и об обществе, поэтому мораль - это также соотношение личного и общественного в жизни людей, система воззрений на социальную жизнь. Под нравственностью иногда понимают не саму мораль, а ее практическое воплощение в обществе (например, в каком-то обществе могут быть жесткие нравы, хотя мораль везде одинакова и всегда призывает к добру). Справедливость - понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о правах человека. Это - требование соответствия между ролью человека или социальной группы в жизни общества и их социальным положением, правами и обязанностями, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием. В ранних классовых обществах были как бы две справедливости: одна для господствующего класса (оправдывала оброк, дань и т.д.), другая - отражала протест угнетенных классов против эксплуатации. В последнее время в мировом сообществе осуществляется попытка установить равенство людей в их реальных политических и юридических правах. Право - нормативное выражение формального равенства людей в общественных отношениях. Это - форма общественного сознания, подразумевающая свободу и независимость людей друг от друга. Нормы права могут конкретизироваться в законах, которые могут расходиться с правом, что недопустимо. Диалектическая концепция гласит: право должно быть законом, закон должен быть правовым. Эстетика (с греч. - чувствующий) - философская наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о творчестве по законам красоты. Здесь пытаются определить такие парные категории, как прекрасное (симметрия, порядок, гармония - единство многообразного) и безобразное (хаос, асимметрия и т.д.), возвышенное (поступки людей ради общества) и низменное (эгоизм), трагическое и комическое. Красоту приписывали ранее и объективному миру и богу. В современной трактовке эстетическое освоение человеком мира - это: 1) признание эстетического в объективном мире, 2) субъективно-эстетическое сознание (потребности, идеалы) и 3) искусство - единство субъективно- и объективно-эстетического.
Если культура - это результат деятельности человека, то практика - это сам процесс, сама деятельность человека по преобразованию им окружающего материального мира. Домарксистское понимание человека не предполагало наделить его деятельным, активным началом, хотя он - и часть материального мира. Человек мог только созерцать (это еще с античности) окружающий мир, либо его деятельность считалась надматериальной, т.е. только духовной. К. Маркс отдает приоритет чувственной деятельности человека, практике, которую он понимает как обмен веществом и энергией с природой. В итоге можно сказать, что практика - это активное преобразование человеком окружающих его предметов и явлений объективного внешнего мира сообразно своим целям.
Практика восходит корнями к древности, когда первобытный человек благодаря сознанию, стал создавать не только орудия труда, не и системы искусственных средств по существенному преобразованию действительности. Это и стало отличать его от животного. Некоторые животные хоть и используют естественные предметы при добывании пищи, обороне, но влияние их на окружающую среду этим и ограничивается.
Среди всех форм практической деятельности главной является материально-производственная деятельность, т.е. непосредственное производство материальных благ. Способ производства материальных благ - основа общественного развития. Следует выделить и социальную форму практики. Это - построение людьми собственных отношений в процессе материально-производственной практики, т.е. эти две формы взаимосвязаны. Социальная практика - это также преобразование самих себя, своего общества. Далее, в связи с тем, что в современном обществе все возрастающую роль начинает играть наука, необходимо выделить и научно-экспериментальную практику, т.к. наука и эксперимент неотделимы. Эта деятельность нацелена не только на познание существующих объектов окружающей действительности и которые уже могут быть воспроизведены в практике, но и на те, которые могут быть произведены только в будущем. На основе материально-производственной в современных условиях можно выделить еще и техническую деятельность, которая включает в себя элементы всех трех форм, указанных выше. Это - не только создание материальных благ, но и искусственной среды обитания, техносферы, где живет человек. Несмотря на положительные моменты, эта деятельность носит противоречивый характер, т.к. многие технические достижения могут одновременно приносить как пользу так и вред (уничтожение природы, создание оружия массового уничтожения и т.д.). поэтому необходимо создать такие общественные условия, которые способствовали бы гуманизации техники, инженеров, развитию прогнозирования последствий создания того или иного сооружения. Очевидно, что такие условия не могут быть созданы только рыночными отношениями. Здесь необходима государственная программа по гармоничному (с природой, человеком) развитию техники.

Контрольные вопросы

1. Что такое культура?
2. Дайте определение морали.
3. Назовите формы практики.

Тест 1. Область знания о закономерностях освоения мира по законам красоты:
1. Мораль. 2. Эстетика. 3. Право.

Тест 2. Какие созданные человеком ценности включает в себя культура?
1. Только духовные. 2. Только материальные. 3. И те и другие.

Контрольные задания:
1. Приведите пример духовной культуры.
2. Попытайтесь определить, имеется ли в каком-либо красивом, на ваш взгляд, предмете - гармония - единство разнообразных линий, элементов?

Кроссворд:




1













2





3
























4





































По горизонтали: 3. Требование соответствия между трудом и вознаграждением. 4. Нормативное выражение формального равенства людей в обществе.
По вертикали: 1. Деятельность человека по преобразованию окружающей среды с помощью орудий труда. 2. Соотношение личного и общественного в жизни людей.

Рекомендуемая литература
1. Введение в философию. М., 2002.
2. Барулин В.С. Социальная философия. М., 2000.
3. Монтескье Ш.Л. Избр. произв. М., 1966.
4. Русская цивилизация и соборность. М., 1994.
5. Степин В.С. и др. Философия науки и техники. М. 1995.
6. Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994.
7. Новая технократическая волна на Западе. М.,1986.
8. Философский словарь. М., 2001.







Заключительный кроссворд:






1



















2


3






4





























5




6

























7




8




















9








10







































По горизонтали: 4. Немецкий философ-экзистенциалист. 5. Русский философ, христианский экзистенциалист. 6. Категория диалектики, противоположная следствию. 7. Критерий истины. 8. Единобожие. 10. Древнекитайская философская школа.
По вертикали: 1. Категория диалектики, противоположная сущности. 2. Древнеиндийская ортодоксальная философская школа. 3. Учение о причинной обусловленности всех явлений. 9. Монотеистическая религия.

Ответы на тесты и кроссворды:

К теме 1: Тест 1: Философия. Тест 2: Индия.
По горизонтали: 1. Конфуций. 5. Мировоззрение.
По вертикали: 2. Философия. 3. Миманса. 4. Китай.

К теме 2: Тест 1: Вода. Тест 2: Пифагор.
По горизонтали: 3. Аристотель. 4. Эпикур.
По вертикали: 1. Гераклит. 2. Сенека.

К теме 3: Тест 1: Политеизм. Тест 2: Пантеизм.
По горизонтали: 4. Номинализм. 5. Теоцентризм.
По вертикали: 1. Пантеизм. 2. Фома. 3. Бруно.

К теме 4: Тест 1: Эмпиризм. Тест 2: Бэкон.
По горизонтали: 2. Декарт. 4. Дедукция.
По вертикали: 1. Гельвеций. 3. Руссо. 5. Идолы.

К теме 5: Тест 1: Кант. Тест 2: Гегель.
По горизонтали: 3. Фейербах. 4. Энгельс.
По вертикали: 1. Фихте. 2. Ленин.

К теме 6: Тест 1: Филофей. Тест 2: Соловьев.
По горизонтали: 2. Иларион. 4. Белинский. 5. Славянофильство.
По вертикали: 1. Ломоносов. 3. Федоров.

К теме 7: Тест 1: Экзистенциализм. Тест 2: Кун.
По горизонтали: 4. Герменевтика. 5. Дильтей.
По вертикали: 1. Парадигма. 2. Хайдеггер. 3. Поппер.

К теме 8: Тест 1: Обе субстанции. Тест 2: Дуализм.
По горизонтали: 2. Материя. 3. Лейбниц.
По вертикали: 1. Бытие. 2. Монизм.

К теме 9: Тест 1: Демокрит. Тест 2: Эйнштейн.
По горизонтали: 2. Гегель. 3. Пространство. 5. Движение.
По вертикали: 1. Демокрит. 4. Время.

К теме 10: Тест 1: Диалектика. Тест 2: Содержание.
По горизонтали: 3. Мера. 4. Количество 5. Противоречие.
По вертикали: 1. Метафизика. 2. Сократ.

К теме 11: Тест 1: Сознание. Тест 2: Логика.
По горизонтали: 1. Аристотель. 4. Раздражимость. 5. Речь.
По вертикали: 2. Отражение. 3. Язык.

К теме 12: Тест 1: Чувственное. Тест 2: Относительной истиной.
По горизонтали: 1. Интуиция. 4. Истина 5. Агностицизм.
По вертикали: 2. Наука. 3. Знание.

К теме 13: Тест 1: Труд и общество одновременно. Тест 2: Личность.
По горизонтали: 3. Ответственность. 4. Фейербах.
По вертикали: 1. Толстой. 2. Насилие.

К теме 14: Тест 1: Маркс. Тест 2: Коммунистический.
По горизонтали: 2. Общество. 4. Капитализм.
По вертикали: 1. Гегель. 3. Базис.

К теме 15: Тест 1: Эстетика. Тест 2: И те и другие.
По горизонтали: 3. Справедливость. 4. Право.
По вертикали: 1. Практика. 2. Мораль.

Ответы на заключительный кроссворд:

По горизонтали: 4. Хайдеггер. 5. Бердяев. 6. Причина.7. Практика. 8. Монотеизм. 10. Даосизм.
По вертикали: 1. Явление. 2. Вайшешика. 3. Детерминизм. 9. Ислам.


















СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Философия Древнего Востока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Тема 2. Античная философия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Тема 3. Средневековая философия. Эпоха Возрождения . . . . . .12
Тема 4. Философия Нового времени и Просвещения. . . . . . . . . .16
Тема 5. Немецкая классическая философия.
Философия К. Маркса и Ф. Энгельса. . . . . . . . . . . . . . . .19
Тема 6. Русская философия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Тема 7. Философия конца XIX - начала XXI веков . . . . . . . . . . . 26
Тема 8. Категории бытия и материи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
Тема 9. Пространство и время. Понятие движения . . . . . . . . . . . 33
Тема10. Диалектика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
Тема11. Проблема сознания в философии. . . . . . . . . . . . . . . . . . .41
Тема12. Познание, его возможности и границы. . . . . . . . . . . . . . 44
Тема13. Философские взгляды на природу и сущность
человека.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49
Тема14. Общество. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Тема15. Культура и практика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .57
Заключительный кроссворд . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
Ответы на тесты и кроссворды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .62
















??

??

??

??




3



<<

стр. 3
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ