<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

пространении на весь мир. В. Соловьев считал, что со времени появления христианства проект Федоро-
ва стал первым движением вперед человеческого духа по пути Христа.
Федоров Н. призывает к непримиримой борьбе со смертью. Характерные черты нашей культуры,
такие как «неродственность», «отсутствие подлинного братства», безграничный эгоизм, философ свя-
зывает с этим злейшим врагом человека – смертью. Согласно
Н. Федорову, «в случае неосуществимости полной взаимности мы осуждены на такое одиночество, на
такое разобщение, что не можем быть даже уверенными, что тот внешний мир, который мы только со-
зерцаем, есть общий у всех нас, т.е. не можем быть убеждены даже во взаимном существовании друг
друга; нам остается выбор: или полное одиночное заключение, или всеобщее воскрешение, в котором и
полное взаимознание»44.
Весь круг оригинальных идей Федорова, как о родстве людей, так и об активном отношении людей
к природе, служит для создания условий активного воскрешения мертвых самим человечеством. Для
решения этой задачи необходимо нравственное объединение людей в родстве и активная регуляция
природы путем знания, науки и техники.
По Федорову, каждый человек живет за счет предков и поэтому должен уплатить свой долг. Рожде-
ние несет с собой смерть родителям. И такое существование за счет других он считает преступным. Фе-
доров относится враждебно к прогрессу, в котором каждое поколение превращается в средство для по-
следующего. И русский философ предлагает проекты «воскрешения из безжизненного вещества в
жизнь» с помощью естественных наук. Он детально описывает процесс воскрешения, который пред-
ставляет собой распознавание индивидом вибраций атомов, содержащих информационные отпечатки
умершей и родственной ему личности. Распознавание осуществляется с помощью направленных лучей.
Представляется необходимым более детально воспроизвести необычный, но исключительно важный в
данном отношении фрагмент философии общего дела
Н. Федорова. «Дрожь и трепет (вибрация, которых не лишены молекулы и прах умерших и который
нельзя пока открыть никаким микрофоном, как очень еще грубым органом слуха, – эти – то дрожь и
трепет находят созвучный отзыв в содрогании частиц в существах живущих, связанных родством с
умершими, коим принадлежали эти частицы. Такие индивидуальные вибрации, скрытые в таинственной
глуби вещества, суть не более, как предположение, для объяснения хода воскрешения, которое не ис-
ключает и других гипотез … Согласно этой гипотезы, сила, извлекаемая из воздушных токов и сооб-
щаемая разным слоям земли, будет производить в них правильные сотрясения, заменяющие нынешние
44
Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982. С. 386.
разрушительные землетрясения, которые, однако, открывают ход водам, собирателям частиц праха
умерших. Наука бесконечно малых молекулярных движений, ощутимых только чутким слухом сынов,
вооруженных тончайшими органами зрения и слуха, будет разыскивать не драгоценные камешки или
частицы благородных металлов, ибо разыскателями будут не гуманисты, которым все родительское,
отеческое чуждо, а совершеннолетние сыны; они будут разыскивать молекулы, входящие в состав су-
ществ, отдавших им жизнь. Воды, выносящие из недр земли прах умерших, сделаются послушными со-
вокупной воле сынов и дочерей человеческих и будут действовать под влиянием лучей света, которые
уже не будут слепыми, как лучи тепла, не будут и холодно-бесчувственными; химические лучи станут
способными к выбору, сродное будет соединяться, а чуждое отделяться. Это значит, что лучи станут
орудием совокупной, благой воли сынов человеческих.
Ход и способ обращения лучей разного рода в орудие воли можно представить следующим обра-
зом: вибрации или содрогания, коим подвергались частицы, находясь в организме, остаются и по выхо-
де частиц из организма и по разрушении тела. Толстые, плотные слои, которыми прикрыты частицы, не
для всякого рода вибраций будут непрозрачны. Лучи от этих содроганий, проникая к поверхности, идут
вместе с отраженными и другими лучами, составляя не только наружный образ земли и живущих на
ней, но и внутренний с разлагающимися в ней умершими. При управлении или регуляции движениями
других, кроме земли, небесных тел лучевое изображение может быть отражено обратно к земле, где как
мы видели, скрытые в глубине частицы вынесены наружу. Тут-то и начинается строительная деятель-
ность лучей. Возвращенные к земле, из земли и от земли вышедшие, и при том в последовательном по-
рядке, лучи носят в себе образы существ живых, а потом умерших, образы из разложенных на частицы
тел; эти-то лучи, встречая частицы, воссоединяют газообразные молекулы атмосферы с твердыми на
земле. Процесс, которым производилась, бессознательно, плесень или растительные формы, при созна-
нии станет соединителем частиц в живые тела, коим принадлежали частицы. Но дело воскрешения не
есть только дело внешних сил, направляемых совокупным разумом всех, но и дело личное каждого, как
сына, как родственника… Регуляция внутренняя, умственная, нравственно-худо-жественная, психофи-
зиологическая, правящая процессом питания, внутреннего роста превратит последний в процесс вос-
крешений»45.
Федоров Н. усматривает конечную цель разумных существ в том, чтобы стать изначальными сила-
ми творения и осуществить практическую задачу обращения всех миров в управляемые разумом вос-
крешенных поколений. Но Федоров неоднократно подчеркивал, что воскрешение не означает простого
повторения. Этот переход не будет точным слепым воспроизведением прошлой жизни, а обретет новую
совершенную, бессмертную форму.
Несмотря на всю свою фантастичность его идеи об оживлении тела находят свое реальное вопло-
щение в современной криобиологии. Эттингер Р., основоположник современной крионики, полагает,
что с помощью созданной им науки человек сможет продлить свою жизнь до тысячи и более лет. Он
доказывает, что заморозка и последующая разморозка возможна, и, более того, с ее помощью человек
сможет победить болезни и старость. Еще одна идея Федорова о возможности достижения управления
всеми молекулами и атомами внешнего мира так, чтобы рассеянное собрать, разложенное соединить,
т.е. сложить в тела отцов, какие они имели при своей кончине. Об этой возможности впервые заговорил
известный американский физик Р. Фейнман. Его идея сводилась к тому, чтобы атом за атомом, молеку-
ла за молекулой строить различные устройства и даже организмы. Его идея тоже была принята в шты-
ки, но сегодня она уже не кажется безумной. Ученые научились создавать «молекула за молекулой» на-
номоторы, транзисторы и т.д. (нано – приставка для величин, имеющих размер 10–9 м). Словом, когда-
нибудь ученые смогут построить тело. Серьезные успехи достигнуты и на таком направлении, как реге-
нерация органов.
По утверждению Н. Бердяева, явление Федорова будет признано знаменательным для духа России, для
ее сокровенных стремлений и чаяний. Русский мыслитель явился выразителем русской печали о горе, стра-
дании и смерти людей, русских исканий всемирного спасения.

Список рекомендуемой литературы


45
Федоров Н.Ф. Сочинения: В 4 т. М., 1995 – 2000. Т. 2. С. 259 – 260.
Федоров Н.Ф. Сочинения: В 4 т. М., 1995 – 2000.
1
Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982.
2
Булгаков С.Н. Загадочный мыслитель. Сочинения: В 2 т.
3
Т. 2. М., 1993. С. 286 – 301.
4 Гачев Г. Федоров // Русская дума. М., 1991. С. 46 – 49.
5 Коган Л.А. Философия Н. Федорова // Вопросы философии. 1990. № 11.
6 Пазилова В.П. Критический анализ религиозно-философ-ского учения Н.Ф. Федорова. М., 1985.
7 Семенова С.Г. Николай Федоров. Творчество жизни. М., 1990.
8 Семенова С.Г. Преодоление трагедии. М., 1989.
9 Семенова С. Активное христианство Н.Ф. Федорова в контексте нашего времени // Философия
русского космизма. М., 1996.
С. 52 – 78.
10 Семенова С.Г. Николай Федоров и Фридрих Ницше // Вопросы философии. 2001. № 2
11 Гачева В.Г. YIII Федоровские чтения // Вопросы философии. 2000. № 2.

Контрольные вопросы

Каковы особенности и основные темы космической философии Н. Федорова?
1
В чем содержание проекта «Общего дела» Н. Федорова?
2
Что именно включает проект космической и психофизиологической регуляции в учении Федо-
3
рова?
Чем обусловлено негативное отношение Н. Федорова к современной ему науке и цивилизации?
4
Почему природа, по Федорову, главный враг человека?
5
Каким образом возможно достижение бессмертия?
6
Реально ли «научное» воскрешение мертвых?
7
Какими путями будет совершенствоваться жизнь и Разум на Земле?
8

Войно-Ясенецкий (1877 – 1961) –
Валентин Феликсович
личность героическая и обаятельная. Хирург, священник,
художник, мыслитель слиты в ней воедино. Этот необыкновенный
человек с невероятной судьбой чуть не погиб в сибирской
ссылке, пройдя через все круги ада, но несмотря ни на что со-
хранил доверие к человеку и человечности. Войно-Ясенецкий В.Ф. –
блестящий врач-хирург, создавший особый вид «человеческой
хирургии». Его «Очерки гнойной хирургии» считаются одним из
самых блестящих произведений хирургической мысли. При
этом он одновременно был священнослужителем Русской
Православной Церкви. Владыка считал, что тот, кто собирается
описать его жизнь, ни в коем случае не должен отделять облик
архиепископа Луки от лица хирурга Войно-Ясенецкого. Только так
можно увидеть подлинное лицо и понять душу хирурга-епископа.
Войно-Ясенецкий В.Ф. родился в 1877 г. в Керчи. Вскоре
его семья переехала в Киев, с которым связана его молодость.
Здесь он закончил гимназию, параллельно обучаясь в
рисовальной школе, готовил себя к карьере художника. Впоследствии, когда жизненные ориентиры
изменились, серьезные занятия живописью и великолепное знание анатомии способствовали вирту-
озной технике проведения хирургических операций. Валентин вырос в семье с устоявшимися пра-
вославными традициями. Живым примером для него была благотворительная деятельность матери,
которую питали искренние христианские чувства. Вера матери восторжествовала в нем навсегда и
предрешила выбор профессии. Он поступает на медицинский факультет Университета Св. Влади-
мира в Киеве, чтобы лечить бедных и обездоленных людей. По окончании университета в 1903 г. он
работает земским врачом, или как он сам себя называл «мужицким доктором» в Сибирской, Сара-
товской, Курской и Ярославской губерниях. С 1910 по 1917 гг. заведует больницей в Переяславле-
Залесском. Войно-Ясенецкий совершенно бескорыстно спасал жизнь людей и никогда не брал пла-
ту за лечение. В 1916 г. он защищает докторскую диссертацию на тему «Регионарная анестезия»,
которая признается лучшей в России работой года.
Вскоре из-за болезни жены В.Ф. Войно-Ясенецкий переезжает в Среднюю Азию и становится глав-
ным хирургом Ташкента, одновременно принимая участие в организации Туркестанского университета.
Все это время он остается глубоко верующим. Смерть жены определила дальнейшую судьбу В.Ф. Вой-
но-Ясенецкого.
В 1921 г. он рукоположен в сан священника, и лекции студентам по хирургии читает уже отец Ва-
лентин. В 1923 г. ссыльный Уфимский Владыка Андрей Ухтомский постриг его в монахи. Умный епи-
скоп Андрей нашел ему подходящее имя Апостола, Евангелиста, врача и художника Луки. И затем был
тайно в городе Пенджикенте рукоположен в епископы. Через десять дней епископ Туркестанский и
Ташкентский был арестован и сослан в Сибирь.
С 1923 по 1943 гг. он проводит время в ссылках, тюрьмах, работает практикующим хирургом, служит
Богу. В 1943 г., когда наметились изменения правительственной политики в отношении Русской Право-
славной церкви, наконец, в Красноярске заканчивается « бессрочная» ссылка Луки.
Специальным указом Патриарх Сергий назначил Луку Архиепископом Тамбовским и Мичурин-
ским. В феврале 1944 г. Лука приезжает в Тамбов. В письме к сыну он сообщает, что встретили его хо-
рошо, особенно большое впечатление произвели его хирургические операции. На попечении Тамбов-
ского Архиепископа находилось 150 госпиталей. Одновременно он консультировал хирургическое от-
деление городской больницы. В гнойном отделении областной больницы Войно-Ясенецкий поражал
всех своими великолепными и оригинальными операциями. Несмотря почти на свое семидесятилетие,
он был готов работать целыми сутками. Именно в Тамбове к нему пришла мирская слава. В 1944 г. ему
была присуждена Сталинская премия первой степени за разработку новых хирургических методов ле-
чения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научном исследовании «Очерки гнойной хирур-
гии». Денежный размер премии составил 200 000 р. Из них 130 тыс. он пожертвовал детям-сиротам, 60
тыс. своим детям, а десять тысяч отдал бедным.
Тамбовские прихожане сохранили в своей памяти многочисленные истории о помощи, оказанной
Архиепископом Лукой нуждающимся. Вот одна из них: идет как-то Владыка на службу, а возле церкви
стоит сильно опечаленная женщина. Лука поинтересовался ее горем. И вдова поведала ему, что у нее
пятеро маленьких детей, а дом совсем развалился. После службы он пригласил ее к себе и, узнав как
плохи ее дела, дал деньги на постройку дома. Старожилы Тамбова также рассказывают, что проповеди
Луки привлекали в церковь большое количество людей, среди них особенно много было врачей, учите-
лей, библиотекарей. Люди относились к нему с неподдельным благоговением и большой любовью.
Старательно записывали и перепечатывали его проповеди. Тамбовских проповедей набрался целый том.
В результате Совету по делам Русской Православной Церкви и самой Патриархии надоело посто-
янное беспокойство, исходящее из Тамбовской Епархии, излишние восторги прихожан и раздражение
местной администрации. Для того непростого времени причин было достаточно. Лука обладал гордым
и бунтарским характером. Он требовал, чтобы открыли городской собор, и хотя в конце концов Москва
дала согласие, местные власти, в большей степени первый секретарь обкома партии некий Волков, вся-
чески этому противились и собор так и не был открыт. Было еще одно беспрецедентное по тем време-
нам выступление, когда Лука открыто высказал свое отношение к репрессивной сущности режима. Это
случилось в конце 1945 г. Владыка Лука и секретарь епархии отец Иоанн (И.П. Леоферов, впоследствии
Владыка Иннокентий Калининский) были приглашены на торжественное собрание, где собрались руко-
водители города, по поводу их награждения. Профессору Войно-Ясенецкому за врачебные успехи в ле-
чении воинов и педагогическую деятельность в подготовке медицинского персонала была вручена ме-
даль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» Леоферову И.П. такая же
медаль была вручена за патриотические проповеди и за сбор пожертвований на танковую колонну. Ар-
хиепископ Лука был оскорблен ничтожностью награды и тем, что она дана была ему лишь как врачу.
Он считал, что ведущему хирургу госпиталя и архиерею полагается орден. На вручении награды архи-
епископ произнес речь, вызвавшую шок у областного начальства: «Я учил и готов учить врачей тому,
что знаю; я вернул жизнь и здоровье сотням, а может быть, и тысячам раненых и наверняка помог бы
еще многим, если бы вы (он подчеркнул это «вы», давая понять слушателям, что придает слову широ-
кий смысл) не схватили меня ни за что ни про что и не таскали бы одиннадцать лет по острогам и ссыл-
кам. Вот сколько времени потеряно и сколько людей не спасено отнюдь не по моей воле»46.
И закономерным итогом данных событий явился насильственный перевод, почти изгнание из Там-
бова в мае 1946 г. Патриархия получила приказ: убрать упрямого и слишком независимого священника
подальше от Москвы. Решено было назначить Луку Архиепископом Крымским и Симферопольским.
Горячо его любившие тамбовские прихожане, узнав о переводе в Крым, взбунтовались. Даже послали
делегата в Москву с прошением оставить архиерея в Тамбове. Патриарх всея Руси Алексий ходатайство
тамбовской делегации отклонил и, скрывая истинные причины, лицемерно заявил, что преосвященный
лучше будет себя чувствовать в курортном Крыму и меньше будет болеть, чем в Тамбове. И Лука, в
свою очередь, был глубоко взволнован и сильно переживал, что вынужден был оставить горячо любив-
шую его тамбовскую паству. В последующие, отпущенные ему пятнадцать лет, Лука возглавляет
Крымскую епархию и, не оставляя до последней минуты своего проповеднического долга, умирает 11
июня 1961 г.
Знаменитый религиозно-философский трактат «О духе, душе и теле» В.Ф. Войно-Ясенецкий в
большей степени писал находясь в Тамбове. Лука придавал очень большое значение этой работе. Его
мучительные философские размышления можно свести к одному вопросу: что есть человек и какое ме-
тафизическое место и положение занимает он в общей целостности бытия, мира и Бога. Войно-
Ясенецкий формулирует следующее фундаментальное положение своего сочинения: все мироздание
проникнуто и связано в единое целое тончайшими нитями особого рода духовной энергией, являющей-
ся прародительницей всех других форм физической энергии. Наряду с материальной природой сущест-
вует особое царство надэмпирических сущностей, находящихся вне пространственно-временной реаль-
ности. И архиепископ Лука утверждает несомненность того, «что дух человеческий имеет общение с
миром трансцендентным, вечным, живет в нем и сам принадлежит вечности».47 Сфера божественного
так же реальна, как наше Я, но она первична и предшествует всем другим сферам. Поэтому религия для
него является неисчерпаемым фактором развития духа. Вслед за Кантом, Войно-Ясенецкий считает, что
душа человеческая связана с двумя мирами: миром материальным, когда она образует с телом единое
целое, и одновременно она находится в неразрывной связи со всеми нематериальными существами ду-
ховного мира. Человек лишь только начальная ступень в иерархии бесконечного духовного совершен-
ствования. Невозможно допустить, чтобы дух человеческий не имел дальнейшего развития за предела-
ми земного мира. Но бесконечное совершенствование духа возможно лишь при условии его вечного
бессмертного существования. «Весь мир живых существ, – предполагает Войно-Ясенецкий, – даже вся
природа, являет великий закон постепенного и бесконечного совершенствования форм, и невозможно
допустить, чтобы высшее совершенство, достигнутое в земной природе, – духовность человека, не име-
ло дальнейшего развития за пределами земного мира. Невозможно допустить, что все бесчисленные
звездные миры были только грандиозными массами мертвой материи, чтобы мир живых существ обры-
вался на человеке, этой первой ступени духовного развития. Что мешает допустить, что небесные тела
служат местами обитания бесчисленных живых разумных существ, высших форм интеллектуальности?
Против этого обычно возражают, что никакая органическая жизнь не возможна при тех физических
условиях, какие существуют на звездах и планетах… Но разве бесплотные духи нуждаются в опреде-
ленных физических условиях жизни, подобно существам органическим? И, наконец, разве не могут су-
ществовать формы телесности совершенно иные, чем земные, приспособленные к физическим услови-
ям, отличающимся от земных? И пылающие раскаленные массы огромных звезд могут быть населены
пламенными серафимами и херувимами…
Если так ясен закон развития и совершенствования в земной природе, то нет никакого основания
допустить, что он прерывается за пределами нашей планеты, что дух, впервые явленный в человеке, но

46
Поповский М. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга // Октябрь. 1990. № 4. С. 85.
47
Войно-Ясенецкий В.Ф. О духе, душе и теле // Философские науки. 1998. № 1. С. 145.
проявляющийся и в простейших существах в начальной форме, не имеет дальнейшего развития во Все-
ленной.
Мир имеет свое начало в любви Божьей, и если людям дан закон: "Будьте совершенны, как совер-
шенен Отец ваш небесный", то, конечно, должна быть дана и возможность осуществления этой запове-
ди, возможность бесконечного совершенствования духа.
А для этого необходимо вечное бессмертное существование духа и бесконечность ряда форм его со-
вершенства. Не может быть, чтобы закон бесконечного совершенствования духа в приближении к со-
вершенству Бога был дан только людям, а не всему мирозданию, не всему миру духовных существ, ибо
и они сотворены в различных степенях совершенства, далеко превосходящих малое совершенство духа
человеческого.
Если совершенна, т.е. неуничтожима материя и энергия в ее физических формах, то, конечно, долж-
на подлежать этому закону и духовная энергия, или, иначе говоря, дух человека и всего живого. Таким об-
разом, бессмертие есть необходимый постулат нашего ума»48.
Войно-Ясенецкого интересует больше всего то, что запредельно реальной действительности.
Метафизика есть для него «окно в Абсолютное», позволяющее человеку вырваться из земных оков
бытия.
Погружаясь в себя, человеческий дух совершает взлет в царство чистых сущностей, раскрывая тем
самым глубочайшие тайны мироздания. По убеждению мыслителя, познание высших пластов реально-
сти доступно лишь «трансцендентному сознанию внутреннего человека». Войно-Ясенецкий решитель-
но не приемлет понимания человека как существа только рационального. Он отвергает разум как веду-
щее начало человеческого духа. «Если бы мы могли, что конечно, немыслимо, остановить стремитель-
ную и сложнейшую динамику психических процессов и рассмотреть отдельные элементы в статическом
состоянии, то ощущения представились бы нам только как импульсы к возникновению мыслей, чувств,
желаний и волевых движений. А мысли, выхваченные из мозга, оказались бы только незаконченным,
сырым материалом, подлежащим глубокой и окончательной обработке в сердце – горниле чувств и во-
ли»49. Личность, доказывает Войно-Ясенецкий, это вовсе не субъект разума. Это, прежде всего, любя-
щее, а не мыслящее бытие. Есть изначальный «порядок сердца» или «логика сердца», совершенно не
зависимая от мышления. «Почему, – рассуждает Лука, – не допустить, что в этом мире действуют со-
всем другие, неизвестные нам законы, а духовная энергия, энергия любви, симпатии и антипатии может
действовать вне времени и пространства…»50.
Для подтверждения своих идей Войно-Ясенецкий обращается к творчеству Б. Паскаля, А. Берг-
сона и А. Шопенгауэра. Эта солидарность прослеживается в его следующем высказывании: «… ге-
ниальный математик и мыслитель Блез Паскаль сумел найти предел и бессилие разума и предложил
заменить его познавательной способностью, которая отличалась бы непосредственностью и при-
годностью для исследования истины.
То, что впоследствии Бергсон окончательно назвал интуицией, Паскаль назвал чувством тонкостей,
чутьем суждения, чувством, вдохновением, сердцем, инстинктом. Все эти слова одинаково обозначают
в его «Мыслях» непосредственное познание действительности, сознание живой реальности, которое
противоположно рассудочному знанию и рациональным выкладкам. В самых первых своих творениях
Паскаль установил эту новую разницу между «геометрическим умом» и чутьем тонкостей. Геометриче-
ский ум – это именно то, что мы называем рационалистическим или логическим способом мышления;
чутье тонкостей – мышление интуитивное. …Шопенгауэр первый доказал, что концепции, изобретен-
ные разумом, работающим попусту и в пустоте, не могут быть ничем иным, как пустыми химерами,
годными лишь для удовлетворения «профессоров философии»; что разум обладает лишь формами, что
он «пустая способность». Он противополагает разуму интуицию. Удивительные и совершенно новые
суждения о мозге – кумире интеллектуалистов – высказал Бергсон…. «Мозг, – говорит Бергсон, – не что
иное, как нечто вроде центральной телефонной станции: его роль сводится к выдаче сообщения или к
выяснению его. Он ничего не прибавляет к тому, что получает. …Нервная система, и в особенности
48
Войно-Ясенецкий В.Ф. О духе, душе и теле // Философские науки. 1998. № 1. С. 143 – 144.
49
Войно-Ясенецкий В.Ф. О духе, душе и теле // Философские науки. 1994. № 1 – 3. С. 95.
мозг, – не аппарат чистого представления и познания, а лишь инструменты, предназначенные к дейст-
вию. …Как это ни поразительно … мы вправе сказать, что незадолго до Павлова Анри Бергсон чистым
философским мышлением предвосхитил сущность физиологического учения Павлова…»51.
Будучи трезво мыслящим ученым и хирургом, он доказывает возможность мистического знания не
только прошедшего, настоящего, но и будущего. И органом высшего познания, общения с трансцен-
дентным миром объявляется сердце. Войно-Ясенецкий убежден, что существует вид опыта, предметы
которого закрыты для разума, в познании которых он слеп. « Как это ни сомнительно для неверующих,
– утверждает Лука, – …сердцем можно воспринимать вполне определенные внушения прямо как глаго-
лы Божии. Но это не только удел святых. И я, подобно многим, не раз испытывал это с огромной силой
и глубоким душевным волнением. Читая или слушая слова Священного Писания, я вдруг получал по-
трясающее ощущение, что это слова Божии, обращенные непосредственно ко мне. Они звучали для ме-
ня как гром, точно молния пронизывали мой мозг и сердце. …И всегда эти молниеносные фразы, Божии
глаголы были важнейшими для меня в тот момент внушениями, наставлениями или даже пророчества-
ми, неизменно сбывавшимися впоследствии. Их сила была иногда колоссальна, потрясающа, несравни-
ма с силой каких бы то ни было обычных психических воздействий.
После того, как я, отчасти по независящим от меня обстоятельствам, оставил на несколько лет свое
архиерейское служение, однажды во время воскресной всенощной, когда было должно начаться чтение
Евангелия, я неожиданно почувствовал волнение от смутного предчувствия, что сейчас произойдет не-
что страшное. Раздались слова, которые я сам часто спокойно читал: "Симоне Ионин, любишь ли ты Мя
паче сих? Паси агнцы Моя". Этот Божий укор, призыв к возобновлению оставленного служения внезап-
но потряс меня так могуче, что я до конца всенощной дрожал всем телом, потом всю ночь не сомкнул
глаз, и около 1,5 месяца позже при каждом воспоминании об этом необычайном событии меня потряса-
ли рыдания и слезы. …Пусть не думают скептики, что я настроил себя к этому переживанию … я …
был в самом нормальном душевном состоянии, очень далеком от всякой экзальтации»52. В своей работе
«О духе, душе и теле» Ясенецкий приводит множество удивительных и необъяснимых фактов, которые,
по его мнению, подтверждают наличие у человека сверхестественных, научно необъяснимых способно-
стей духа. Знаменитый химик Я. Берцелиус, физик Г. Рейхенбах и врач при минеральных водах Гохбер-
гер в 1845 г. провели интересный эксперимент. Перед девушкой, имевшей необыкновенную чувстви-
тельность, разложили множество химических препаратов, завернутых в бумагу. Ее попросили рассор-
тировать вещества.
В результате в одной группе оказались те, которые производили в руке девушки своеобразные подерги-
вания, а в другой – находились вещества, не оказавшие на нее никакого воздействия. К немалому изум-
лению основателя электрохимической системы Берцелиуса, в одной стороне оказались вещества с рез-
ким электроотрицательным характером, а в другой – с электроположительным. В результате девушкой
за 10 минут, простым прикосновением руки была произведена электрохимическая классификация тел,
на осуществление которой в течение целого столетия были затрачены неимоверные усилия. Также Вой-
но-Ясенецкий сообщает историю из анналов семьи. Его сестра умерла во флигеле дома, где жил стар-
ший брат. Он задремал, сидя на диване. И в час ночи проснулся, почувствовав дуновение возле своего
лица и поцелуй на щеке. В этот момент умерла сестра. Войно-Ясенецкий считает, что чем выше духов-
ность человека, тем ярче выражена его способность высшего познания.
У людей в высшей степени чувствительных она проявляется в ясновидении, предчувствии, когда каким-
то непостижимым образом они, например, многое узнают о людях по вещам им принадлежавшим. Он
приводит много фактов такого сверхсознания. Материализация духов, явления призраков в момент
смерти; призывы живых умершими, являющимися в виде призраков; вещие сны, сообщаемые умерши-
ми близкими, факты такого рода чрезвычайно многочисленны и несомненно достоверны, утверждает
архиепископ Лука. Он убежден, что все эти необъяснимые явления свидетельствуют о том, что связь
духа с телом не безусловна и дух может существовать отдельно от тела. По его мнению, явления умер-
ших служат очень важным, даже неоспоримым доказательством существования духа. Войно-Ясенецкий
50
Войно-Ясенецкий В.Ф. О духе, душе и теле // Философские науки. 1997. № 3 – 4. С. 139.
51
Войно-ясенецкий В.Ф. О духе, душе и теле // Философские науки. 1994. № 1 – 3. С. 96 – 98.
приходит к заключению: необходимо «признать существование не имеющих материальной формы мис-
тических существ, ангелов или демонов, духов, иногда вмешивающихся в наши поступки, могущих аб-
солютно неизвестными нам путями по своей воле изменять нашу материю, направлять некоторые наши
мысли, принимать участие в нашей судьбе, – признать существование существ, которые могут прини-
мать материальную и психологическую форму умерших людей, чтобы войти в общение с нами, ибо
иначе мы не знали бы о них – это наиболее простой способ понять и разъяснить большую часть метап-
сихических явлений»53.
Войно-Ясенецкий использует метафору, сравнивая жизнь тела и души с полной жизнью прекрасной
виноградной гроздью. Когда же срываются эти сочные прелестные ягоды, и прекращается питание их
соками лозы, то остаются лишь выжимки, обреченные на гниение. Но жизнь виноградных гроздьев
продолжается в полученном из них виноградном вине. В него переходит все самое ценное, что вырабо-
тано в живых ягодах. «И подобно тому, – надеется Лу ка, – как вино не портится, а продолжает жить
своей собственной жизнью после смерти винограда, становясь тем лучше и драгоценнее, чем дольше
оно живет, и в бессмертном духе человеческом продолжается вечная жизнь и бесконечное развитие ...
после смерти тела, мозга и сердца и прекращения деятельности души. …Бессмертный дух, просветлен-
ный и могущественно усиленный после освобождения от тела, получает возможность беспредельного
развития в направлении добра и Божественной любви, в постоянном общении с Богом и всеми бесплот-
ными силами»54.
Любовь мыслится им как сокровенное ядро духовной жизни личности. Сфера Абсолютного необ-
ходима духовному центру человека, ибо если она отсутствует, то и уничтожается и морально-
метафизический смысл бытия. Тогда личность деградирует, разрушается ее «сердце» и наступает без-
духовное царство полезности и голого практицизма. Истинный микрокосм мира ценностей – это сердце
человека. Человеческая любовь в своей скрытой сущности есть любовь к Богу. Абсолютная ценность
Бога утверждается архиепископом Лукой как конечное основание всех ценностей. Будучи этапом на пу-
ти мира к Богу, любовь есть также «ценностное возрастание вещей». Именно в любви сущее становится
сопричастным бытию другого существа и этим расширяет свои границы. Даже в трагических обстоя-
тельствах Войно-Ясенецкий не оставляет веры во всепобеждающую силу духовной энергии любви.


Список рекомендуемой литературы

Войно-Ясенецкий В.Ф. Дух, душа и тело. Волгоград, 1990.
1
2 Войно-Ясенецкий В.Ф. О духе, душе и теле // Философские науки. 1994. № 1 – 6; 1996. № 1 – 4.
1997. № 2 – 4; 1998. № 1.
3 Войно-Ясенецкий В.Ф. Сердце как орган высшего познания // Человек. 1991. № 6.
4 Воробьев С.Л. В.Ф. Войно-Ясенецкий, врач телесный и духовный // Человек. 1991. № 6.
5 Марущак Василий, протодьякон. Святитель-хирург: Житие архиепископа Луки (Войно-
Ясенецкого). М., 1997.
6 Поповский М. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. Париж. YMKA-
PRESS, 1979.

Контрольные вопросы

Укажите основные вехи жизни и творческого пути
1
В.Ф. Войно-Ясенецкого?
2 Каковы метафизические представления Войно-Ясенецкого?
3 Какие главные темы его философских размышлений вы можете назвать?
4 В чем состоит своеобразие трактовки проблемы сущности человека Войно-Ясенецким?

52
Войно-Ясенецкий В.Ф. О духе, душе и теле // Философские науки. 1994. № 1 – 3. С. 91.
53
Войно-Ясенецкий В.Ф. О духе, душе и теле // Философские науки. 1998. № 1. С. 145.
54
Войно-Ясенецкий В.Ф. О духе, душе и теле // Философские науки. 1998. № 1. С. 146.
Какое значение имеет внутренний опыт человека?
5
Что является органом высшего познания по Войно-Ясенец-кому?
6
Какие факты подтверждают наличие, с точки зрения Войно-Ясенецкого, сверхсознания?
7
Какие законы действуют в мире?
8
Какова аргументация архиептскопа Луки в отношении доказательства бессмертия души?
9


CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Баландин Р.К. Самые знаменитые философы России. М., 2001.
2 Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1998.
3 Бердяев Н.А. Русская идея. М., 1990.
4 Бердяев Н. О русской философии. Ч. 2. Свердловск. 1991.
5 Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994.
6 Ванчугов В. Очерк истории философии «самобытно-русской». М., 1994.
7 Лазарев В. Введение в русскую философию. М., 1995.
8 Гальцева Р.А. Очерки русской утопической мысли ХХ в. М., 1992.
9 Гачев Г. Русская дума. Портреты русских мыслителей. М., 1991.
10 Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. М., 1987.
11 Гиренок Ф.И. Ускользающее бытие. М., 1994.
12 Гиренок Ф.И. Патология русского ума. Картография дословности. М., 1998.
13 Дробжев М.И. Человек и человечество в философии русского космизма. Тамбов, 1999.
14 Дробжев М.И. Проблема человека в русской религиозной философии ХIХ – первой половины
ХХ вв. Тамбов, 2000.
15 Евлампиев И.И. История русской метафизики в ХIХ – ХХ вв. Русская философия в поисках абсо-
люта. Ч. 1, 2. СПб., 2000.
16 Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 1996.
17 Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Л., 1991.
18 История философии: Запад – Россия – Восток // Под ред. Н.В. Мотрошиловой. Кн. 2, 3. М.,
1998.
19 Казначеев В.П. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск, 1991.
20 Кравченко В.В. Мистицизм в русской философской мысли ХIX – начала ХХ вв. М., 1997.
21 Кувакин В.А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека. СПб.; М., 1998.
22 Куракина О.Д. Русский космизм как социокультурный феномен. М., 1993.
23 Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991.
24 Павленко А.Н. Европейская космология: основания эпистемологического поворота. М., 1997.
25 Русская философия: Малый энциклопедический словарь. М., 1995.
26 Русская философия: Словарь. М., 1995.
27 Русский космизм. М., 1993.
28 Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. М., 1988.
29 Сухов А.Д. Русская философия: пути развития. М., 1989.
30 Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
31 Философия русского космизма. М., 1996.
32 Флоренский П.А. Соч.: В 4 т. М., 1994 – 1998.
33 Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Киев, 1991.
34 Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994.
35 Хоружий С.С. О старом и новом. СПб., 2000.
36 Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе. Тула, 1986.
ОГЛАВЛЕНИЕ

Чичерин Борис Николаевич
…………………………………..
Вернадский Владимир Иванович
…………………………….
Чижевский Александр Леонидович
………………………….
Федоров Николай Федорович
………………………………..
Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович
……………………
Cписок литературы
……………………………………………

<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ