СОДЕРЖАНИЕ

ФИЛОСОФИЯ.
ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СИСТЕМА.
СУЩНОСТЬ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ
ЛЕКЦИЯ 1. Часть первая

М
ировоззрение есть система наиболее общих представлений, взглядов, теорий о мире в целом, что было накоплено человечеством в процессе познания и освоения этого мира, а также отношение человека к окружающей его действительности. Мировоззрение имеет сложную структуру. Оно включает в себя общественную и индивидуальную форму мировоззрения. Каждый человек живет свою собственную жизнь и формирует свое индивидуальное мировоззрение исходя из собственного жизненного опыта, который он приобретает в системе собственной экзистенции (экзистенция - существование). Экзистенциальный опыт человека - очень уникален и индивидуален и зависит от эссенциальности (эссенциальность - сущность) каждого индивид. Эта сущность - эссе - является основой неповторимости каждой индивидуальности.
Человек может воспринимать полностью то общественное сознание, в котором он живет, может лишь частично соглашаться с этой формой общественного сознания, которая ему дано как массовая форма мировоззрения, а может отказаться от него и составить свою собственную картину мира, которая его устраивает, т.е. соответствует его потребностям и интересам. Поэтому, если Вы очертите круг (массовое сознание или общественное мировоззрение), то точка в этом круге (индивидуальное сознание или личностное мировоззрение) может находиться в этом круге, или быть на окружности, или выйти за пределы круга. Человек в системе мировоззрения самостоятельно формирует ту позицию, которая максимально соответствует его эссенциальности и экзистенциальности, ибо каждый живет свою жизнь, исходя из своих собственных возможностей и желаний.
Если Вы представите мировоззрение в виде круга, то в центре его будет находиться меньший круг - философия, который представляет суть любого мировоззрения, как общественного, так и индивидуального.
Мировоззрение можно рассмотреть по горизонтали, где верхняя часть мировоззрения будет составлять теоретическую его часть, а нижняя - практическую, или верхняя часть будет представлять идеологию, а нижняя - психологию, или научную и обыденную соответствен. Человеку в основном свойственно познание мира через обыденный, практический, психологический уровень мировоззрения. Научная форма познания мира становится человеку доступна тогда, когда он занимается профессионально наукой, или идеологией. Вспомните о событиях в Беслане, когда все мы переживали события, связанные с заложниками в школе, мы негодовали, плакали, помогали в сборе денег, ходили на митинги и осуждали террористов. Но можем ли мы разобраться в идеологических проблемах отношения нашего государственного аппарата в отношениях к террористам, почему у них самое современное оружие, почему плохо работают органы безопасности, почему было завезено оружие до террористического акта, почему некоторые жители Беслана были на стороне террористов и помогали им? Мы не можем с Вами ответить на вопросы, связанные с внешней и внутренней политикой нашего государства, на мероприятие, связанные с монетизацией льгот, которую вводят всем льготникам федерального значения, а думские работники для себя оставили льготы, отказавшись от монетизации, Некоторые проблемы, которые мы не понимаем для нас станут понятными лет через двадцать-тридцать, когда ряд материалов будет рассекречен, а некоторые не поймем никогда, потому что будет отсутствовать информация в силу идеологических барьеров.
Итак, структура общественного сознания или мировоззрения представлена общественным и индивидуальным мировоззрением, идеологией и психологией, теоретическим и обыденным мировоззрением.
Теперь рассмотрим формы общественного сознания или мировоззрения. Если Вы представите себе круг и разделите его по принципу "ромашки", то "лепестки" этой "ромашки" - формы мировоззрения: экономика, политика, право, философия, религия, мораль, искусство, экология и т.д. Давайте рассмотрим с Вами экономику как форму общественного сознания или мировоззрения. Наше познание об экономике носит обыденный уровень знания, все явления экономической жизни мы может живо объяснять только на уровне нашего психологического восприятия тех или иных экономических проблем, с которыми мы встречались конкретно в нашей обыденной жизни, в нашей экзистенции. Но, если Вы стали изучать экономику как науку или уже работаете в определенной научной сфере экономики, то Вы будете эти явления и процессы экономической жизни излагать научно, категориальным аппаратом, как специалист и можете предложить свое собственное решение данной проблемы, исходя из своего собственного видения ее или в своих интересах, или в интересах общественного развития.
Точно так же можно рассмотреть и религию, как форму общественного сознания или мировоззрения. Массовая атеизация населения прошла вместе с идеологией коммунистической партии, идеологический вакуум заняла церковь, вставшая на путь массового оцерковления населения. Все приняли призыв, брошенный либеральными и левыми партиями о "возрождении" России, а также русской православной культуры. Стали восстанавливать церкви, строить новые, реанимировать монастыри, посещать церкви, проводить религиозные обряды и даже вводить религиозные праздники на уровень государственного признания. Вряд ли Вы знаете религиозные обряды, сущность религиозных праздников, крашение яиц на Пасху и крестный ход вокруг церкви? Теоретически знание религии дано только теологам и религиоведам. А идеологическое заигрывание государства и церкви Вам вряд ли понятно, просто государство не имеет социальной политики по отношению к народу, предало его на уровень самовыживания и терпения, отдало во власть церкви и Бога. У государства должна быть четко обозначена социальная, светская позиция в отношении к своему народу, а церковь может предлагать свою религиозную (конфессиональную) политику как дополнительную, но не определяющую. Однако наше государство с 1990 г. не имеет социальной политики, а церковь с 2001г. ее приняла в отношении к народу. Но у нас многонациональное государство, оно много конфессионально. Как же быть другим конфессиям? Как поступать людям тех конфессий, которые государство вновь запрещает: иеговисты, "белое братство", бахаи? Как поступать православным верующим, когда раздается призыв русской интеллигенции о необходимости слияния в единое христианство католицизма и православия. Особенно эти призывы раздались в траурные дни в Ватикане при прощании с папой - Иоанном Павлом 11. Здесь Вы будете не большим специалистом и вряд ли поймете сложности отношений между церквами и священнослужителями. Бог - один, скажете Вы, но "мундиры" у священнослужителей разные: от православных до буддистов и т.п.
Каждая форма общественного сознания должна быть рассмотрена по его горизонтальной структуре, тогда Вы четко определите свою позицию по отношению к ней: специалист или нет и согласиться со своим профанным понятием в этой сфере.

Сущность философии.
Сама философия есть мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. В одном ряду с философией находятся другие формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, художественное, натуралистическое, обыденное. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что она относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания (хотя надо сразу отметить, не только к этой сфере), а внутри нее, в отличие от натуралистической формы мировоззрения (например, фрейдовского мировоззрения, тоже включенного в сферу науки), имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну какую-либо научную дисциплину, а на весь совокупный опыт развития человечества.
Сущность философии - в размышлениях над всеобщими проблемами в системе "мир-человек".
Философия выступает в двух ипостасях: 1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру и 2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. На этом основано разделение большого числа функций философии на две группы: мировоззренческие и методологические.

Функции философии.
На первом месте среди функций философии в соответствии с приоритетной значимостью проблемы человека среди всех остальных проблем философии стоит гуманистическая функция.
Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не размышлял бы над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие размышления нередко действуют угнетающе. Вот что писал по этому поводу известный русский философ Н.А. Бердяев: "Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски"2. Тоска, в сущности, всегда есть тоска по вечности, невозможности примириться с временем. Тоска направлена к высшему миру и сопровождается чувством ничтожества, пустоты, тленности этого мира. Тоска обращена к трансцендентному, вместе с тем она означает неслиянность с ним, тоска по трансцендентному по иному, чем этот мир, по переходящему за границы этого мира. Но она говорит об одиночестве перед лицом трансцендентного. Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям.
Сокровища непосредственной жизни имеют цену лишь тогда, указывал В.С. Соловьев, когда за ними таится безусловное содержание, когда над ними стоит безусловная цель. В.С. Соловьев приходит к выводу о том, что "безусловно необходимы для жизни человеческой убеждения и воззрения высшего порядка, т.е. такие, что разрешали бы существенные вопроса ума, вопросы об истине сущего, о смысле или разуме явлений, и вместе с тем удовлетворяли бы высшим требованиям воли ставя безусловную цель для хотения, определяя верховную норму деятельности, давая внутреннее содержание всей жизни... Такие общие воззрения существовали и существуют, и притом в двух формах: религии и философии" // Сочинения в двух томах". Т. 1. М., 1989, С. 16 - 17.
На протяжении многих веков, начиная с эпохи рабовладения, значительная часть человечества пребывает в отчуждении от собственности, от власти, от продуктов своей деятельности. Человек оказывается порабощенным и физически и духовно. В.С. Соловьев убежден, что философия освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание. Она низвергала всех ложных чужих богов и развивала в человеке внутреннюю форму для откровений истинного Божества. Философия, осуществляя собственно человеческое начало в человеке, тем самым служит и божественному, и материальному началу, вводя и то, и другое в форму свободной человечности.
К проблеме отчуждения человека и роли философии в преодолении отчуждения обращались многие философы ХХ века.
Следующей мировоззренческой функцией философии является социально-аксиологическая. Она расчленена на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункции. Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирования мировоззрения о социальном, общественном идеале. Коснемся одного момента - общественного идеала. Вопрос об общественном идеале оказывается связанным с вопросом о характере взаимоотношений философии и политического режима. На первый взгляд кажется, будто здесь имеются однозначные отношения: философия есть причина, а политическая идея и политических режим - следствие. Действительно, в философских концепциях прошлого, начиная с Платона и Аристотеля, вплоть до Фихте, Гегеля, Маркса, и в концепциях многих современных философов, мы находим в качестве составной части систему взглядов на государственное устройство с довольно-таки подробными рекомендациями для практических политических действий (так Платон рекомендовал упразднить частную собственность и семью; Фихте призывал, в целях достижения социальной гармонии и социального равновесия, осуществить систему широко организованного и бдительного полицейского надзора). Но это могут решить только конкретные науки о государстве: юриспруденция, социология, политология...
Человечество всегда стремилось к созданию общественного идеала. Как писал П.И. Новгородцев: "Здесь нет картины законченного счастья, нет осуществленной гармонии душ, но зато даны вечные предуказания, намечающие путь для бесконечных стремлений. Это - идеал не только демократический, но и вселенский, идеал общечеловеческого объединения и всемирного равенства и гражданства". (Новгородцев П.И. "Об общественном идеале". М., 1991. С. 131.)
С конструктивно-ценностными задачами философии переплетаются и составляют единство задачи по интерпретации социальной действительности и по критике ее структур, состояний, тех или иных социальных действий. Интерпретация и критик связаны с ориентациями на ценности, общественные идеалы, с оценкой социальной действительности под ответствующим углом зрения. Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности и идеалами, что нередко приводит к критике данной действительности.
Философия критична по своему существу. Рожденная противоречиями действительности, стремясь теоретическим путем вскрыть, разрушить эти противоречия, философия всегда несет в себе критический заряд. Даже тогда, когда (Спиноза, Гегель) говорит о разумности мира и призывает к примирению с действительностью, даже тогда, когда он, как, например, Шопенгаузр или буддисты, стремиться уйти от земных тревог и проповедует нирвану, он непрестанно, исходя из своего понимания истины и пути к ней, непременно, начинает с критики - с опровержения иных, на его взгляд, неверных представлений, господствующих среди людей и приобретающих силу предрассудка. Основой и сущностью критической работы философа является обнаружение и раскрытие противоречий, несоответствий между принятой системой понятий и ценностей и тем содержанием, которое в них вносится новым этапом развития мировой истории,
Одной из функций философии является культурно-воспитательная функция. Знание философии, кроме того, требования к познанию, способствуют формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления, она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений. Одним из показателей высокой культуры мышления является способность субъекта не обходить познавательные противоречия, а стремиться их разрешить, преодолеть, актуализируя имеющуюся научную информацию и философские категории, проявить самостоятельность, нестандартность мышления. Диалектически развитое мышление, не допуская формально-логических противоречий, всегда стремится к решению реальных противоречий объекта и на таком пути выявляет свой теоретический, антидогматический характер.
Догматизм и скепсис - две взаимно провоцирующие позиции, две мертвые и нежизнеспособные части, на которые неверным воспитанием разрезается человеческое мышление. Отношение к противоречиям является точным критерием культуры ума. Для подлинного культурного в логическом отношении ума появление противоречия - сигнал появления проблемы, неразрешимый с помощью строго заштампованных интеллектуальных действий, сигнал для включения мышления - самостоятельного рассмотрения вещи, в понимании которой возникла антиномия (противоречие). Ум надо воспитывать для решения противоречий, а не для истерик и психологических конвульсий. Этому нужно воспитываться с детства. Одновременно у культурной личности будут формироваться критичность, самокритичность, сомнение. Сомнение является активным средством научного поиска. Философия дает прочное общеметодологическое и гносеологическое обоснование для последовательного саморазвития сомнения в научную уверенность, для гармонического сочетания его с верой в преодоление ошибок, заблуждений, и получение более полных, глубоких, объективных истин.
Философия выступает одним из важных факторов, содействующих устранению "барьеров коммуникации", порождаемых узостью специализации.
Философия имеет и объяснительно-информационную функцию. Одна из главных задач философии - разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практики и интеллектуальной деятельности человека. В этой функции модифицировано основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и углублять знания, служить источником достоверной информации. Подобно науке, философия есть сложное динамическое и информационное соединение, созданное для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Такая информация концентрируется в философские понятия (категории), в общих принципах и законах, образующих сложную систему. Внутри этой системы выделяются разделы: философская онтология (учение о бытии), теория познания, диалектика как всеобщий метод развития, социальная философия, общая этика, теоретическая эстетика, философские проблемы частных наук, философия религии, история философии, "философия философии" (теория философского знания).
Таковы основные мировоззренческие функции философии: гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и отражательно-информационная.
Теперь рассмотрим методологические функции философии: эвристическая, координирующая, интегрирующая и логико-гносеологическая.
Сущность эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Философский метод, применяемый в единстве с формально-логическим, обеспечивает приращение знаний, конечно, в собственно философской сфере. Результатом этого является экстенсивное и интенсивное изменение системы всеобщих категорий. Новая информация может существовать в виде прогноза.
Философский метод, будучи примененным в комплексе с другими методами, способен помогать им в решении сложных теоретических, фундаментальных проблем, "участвовать" в их предвидении. Важное значение имеет участие философии в создании гипотез и теорий. Ни одна естественнонаучная теория, скорее всего, не обошлась без использования философских представлений - о причинности, пространстве, времени... Здесь проявляется конструирующая функция философии.
Фрагментарность воздействия философии на формирование гипотез и теорий в частных науках имеет одним из своих следствий своеобразный характер натуралистического мировоззрения.
Существо координирующей функции состоит в координировании методов в процессе научного исследования. Может быть господствующим аналитический метод исследования, а не синтетический, индукция, а не дедукция. В современной науке преобладающим стало соотношение: один предмет - несколько методов, несколько разных предметов - один метод. Прогресс познания привел к устранению резких граней между науками, что выразилось, например, в возникновении пограничных наук, в "предметно-методологическом" вхождении одной науки в другие (физики и химии - в биологию, химии в физику и т.п.). Возникли астрофизика, геохимия, экспериментальная морфология эволюционная генетика и другие дисциплины, внешне будто нарушающие положение о соответствии метода своему предмету. Положение о соответствии метода своему предмету, таким образом, не отменяется, но реализуется применительно к прогрессирующему процессу детализации представлений о предмете, к его различным сторонам и уровням структурной организации, многосложным связям с предметами других наук.
Потребность в координации частных методов возникает на фоне значительно усложнившихся соотношений предмета и метода в силу, прежде всего, необходимости иметь противовес негативным последствиям, связанным с углубляющейся специализацией ученых. Такая специализация приводит к тому, что происходит разделение между учеными по методам и методикам работы; отдельные исследователи оказываются неизбежно ограниченными в реализации методологических возможностей науки.
Философско-методологические принципы (движения познания от явления к сущности, единства количества и качества, конкретности истины, всесторонности рассмотрения) способны быть координирующим началом в общей системе методов науки. Координирующая функция в сфере частнонаучного исследования сводится к диалектизации оперирования методами.

Интегрирующий метод философии.
Термин "интеграция" (восстановление, восполнение) означает объединение в целом каких-либо частей. Он применяется во многих науках и практике, и уже утвердился в статусе общенаучного понятия: некоторые из философов полагают, что по своей всеобщности это понятие приблизилось к классу философских категорий.
Применительно к функциям философии термин "интегрирующий" связан с представлением об объединяющей роли философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность. Здесь учитывается также определение и устранение дезинтегрирующих факторов, ведущих к разобщенности системы, к чрезвычайному росту относительной самостоятельности элементов (или частей) в ее составе, выявление недостающих звеньев (элементов или связей), активное включение которых в функционирование системы придает ей гармоничность и оптимальность. Противоположное понятию "интеграция" применяется термин "дезинтеграция".
Взаимное размежевание наук, дифференциация изоляционистского типа являлась ведущей тенденцией в сфере науки вплоть до Х1Х века. И, несмотря на большие успехи, достигнутые наукой на пути прогрессирующей специализации, происходил рост рассогласования научных дисциплин. Появился кризис науки.
Диалектический подход к науке оказался способным устранять разграничительные рубежи между научными дисциплинами и выявить естественные их связи.
В основе решения проблемы интеграции знания лежит, прежде всего, философский принцип единства мира. Поскольку мир един, постольку и его адекватное отражение должно представлять единство; системный, целостный характер природы обусловливает целостность естественнонаучного знания. В природе нет абсолютно разграничительных линий, а есть относительно самостоятельные формы движения материи, переходящие друг в друга, составляющие звенья единой цепи движения и развития; отсюда и науки, изучающие их, могут обладать не абсолютной, а только относительной самостоятельностью; и переходы между формами движения материи должны найти выражение в "переходных" науках. Такие пограничные науки могут быть сложносоставными, характеризующимися не только свойствами других неук но и свойствами трех и более научных дисциплин. По своим философским основаниям они оказываются диалектическими науками, ибо выражают в своем содержании структурную связь между ранее разорванными элементами науки в целом, демонстрируя единство "обособленности" (прерывности) и "взаимопроникновения" (непрерывность); они двойственны в том отношении, что, будучи объединяющим, интегрирующим фактором в системе науки, знаменуют новый шаг по пути специализации и представляют собой единство противоположных тенденций (дезинтегративной и интегративной).
В настоящее время в науке действует множество интегрирующих факторов, которые позволяют утверждать, что она стала целостным системным образованием; в этом отношении наука вышла из кризисного состояния, и проблема состоит теперь в том, чтобы достичь еще большей ее организованности, упорядоченности.
В современных условиях процесс дифференциации наук не только не приводит к их дальнейшему разобщению, а, наоборот, - к их взаимному цементированию.
Однако разобщение наук далеко не преодолено, а на отдельных участках научного знания оно иногда даже усиливается. И, несмотря на это, тенденция к интеграции, к синтезу наук становится не только все более заметной в наше время, но и доминирующей.
На уровне науки в целом философия выступает в качестве одного из необходимых факторов интеграции научного знания.
Научная философия выполняет свою функцию, с одной стороны, непосредственно (путем диалектизации частнонаучного мышления, введение философских категорий во все науки, выработки у ученых наиболее общего представления о единстве природы и т.п.), с другой стороны - опосредованно, через серию интеграторов разной степени общности (благодаря участию в создании связующих, синтетических, проблемных наук, частнонаучных картин мира и т.п.). Философия выступает самым общим интегратором.

Логико-гносеологическая функция философии.
Она заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.
Выработка информации, необходимой для совершенствования элементов всеобщего метода, сочетается с применением ее для развития общенаучных методов познания, например, системного подхода, метода моделирования. Будучи примененными к построению научных теорий, принципы диалектики как логики включаются в состав их логических (или гносеологических) оснований. Частные науки специально не изучают формы мышления, его законы и логические категории. Вместе с тем, они постоянно сталкиваются с необходимостью выработки логико-методологических средств, которые позволяли бы, "отходя на время от объекта", в конечном счете, "приходить" к нему, обогащая свое истинное о нем представление. Частные науки нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания. Эту функцию выполняет диалектика как логика.
Если общая методология убеждает в возможности и необходимости адекватного научного познания объекта, то диалектика как логика (вместе с формальной логикой) призвана обеспечить достижение этой адекватности. Она разрабатывает средства наиболее полного, точного отражения развивающейся, непрерывно изменяющейся сущности объекта.
Диалектика создает общие ориентиры познавательной деятельности в различных областях теоретического естествознания, а разработка диалектико-логических принципов познания, проводимая в тесном контакте с обобщением новейших достижений методологии естественных наук, придаст практическую значимость общеметодологической функции философии.






ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ


Основной вопрос философии - это вопрос о сущности природе мира. Основной вопрос философии имеет две стороны: о сущности, основе мира и о познаваемости мира.
Первая сторона основного вопроса философии отвечает на вопрос-что первично: материя или сознание? Те философы, которые считают, что в основе сущности мира лежит материя называются материалистами, те философы, которые за основу сущности мира берут сознание принадлежат к идеалистам. Материалистические школы делятся на диалектические, метафизические, механистические и вульгарные. Идеалистические направления в философии делятся на объективный и субъективный идеализм. Те философы, которые в основе сущности мира видят абсолютный разум, абсолютную идею, абсолютную волю принадлежат к объективным идеалистам. Те из философов, которые за основу сущности мира берут индивидуальное сознание, мышление, принадлежат к субъективному идеализму.
Если философы в основе мира видят одно начало, то они представляют монистическое направление, монизм (моно - один), а если считают, что мир состоит из материального и идеального, то они составляют дуалистическое направление, дуализм (дуа - два).
Некоторые философы стоят на непоследовательных позициях, выбирая в вопросах естествознания материалистическое направление, а в вопросах о душе, жизни и смерти идеалистическое объективное и субъективное направление, то они принадлежат к непоследовательному философскому направлению -эклектизму.
Вторая сторона основного вопроса философии - о познаваемости мира. Многие философы считают, что мир познаваем, но некоторые отрицают познание мира, они называются агностиками (а - не, гносис - знание, т.е. незнание по-гречески), агностицизм иногда не столько отрицает познание мира, сколько считает, что мир познается не истиной в последней инстанции, о путем перехода от одной относительной истины к другой и так далее, до бесконечности, а вещь может оставаться не познанной до конца. Так считал Иммануил Кант, составивший свою теорию познания и считавший, что вещь остается до конца непознанной - "вещь-в-себе".
Основной вопрос философии был впервые поставлен Ф. Энгельсом в работе "Диалектика природы" и развит В.И. Лениным в работе "Материализм и эмпириокритицизм". Скорее всего это было необходимо классикам марксизма для четкого деления идеологических позиций в условиях классовой борьбы.
Познание в философии осуществляется гностическим или эпистемологическим опытом.
Дефиниция "опыт" рассматривалась центральным понятием в историко-философском становлении теории познания, ибо опыт включает всю совокупность всего того, что происходит с человеком в его жизни, его осмыслении места в этом мире, с "познанием самого себя", в своих дарованиях и недостатках, образе своего мышления. Человек познает свой внутренний и внешний опыт в своей жизнедеятельности.
К опыту сводятся все науки, претендующие на достоверность своего знания. Философии опыт есть основа всего непонятийного знания о действительности, он является еще и продуктом нашего рассудка, с которого начинается познание. "Однако сам опыт является результатом деятельности духа, предполагая известные "формы рассудка", которые только и делают возможным опыт. Лишь благодаря опыту или возможному опыту понятия получают свою реальность".1
Гносеология (от греч. qnosis - познание и loqos - учение) - учение о познании, является метафизической частью познания. Свое формирование гносеология получает в философии Платона и в дальнейшем представлена через всю историю философии с различными модификациями неоплатонизма. В основе гносеологии лежит понятие гносиса - метода познания, связанного с проникновением в мир сверхчувственного для созерцания Бога. Гностиками в древности, античности и в средние века называли тех философов или теологов, которые в своих философских или теологических концепциях описывали свой "духовный опыт", благодать, Откровение, дар "обращения", приведший их к Богу, пониманию всего сущего и сверхсущего, к утверждению в своем мировоззрении нравственно-этических понятий, таких как: Добро, Красота, Истина.
В древности и античности гностики пользовались мистериями как средством активизации своего божественного дара для общения с Богом. Гностицизм расцветает ярким цветом в системе личностного познания, как средство обретения своей самостоятельности во взглядах на мир, бытие и самого себя, поэтому он соответствует людям, большей частью, обладающих харизматическими способностями или создающих новые теории в любой сфере знания (религии, философии, науки). Личностный опыт познания всегда уникален, своеобразен, он не может входить в какой-либо систематизированный процесс познания, отсюда вытекает многообразие его в виде мистического, религиозного, духовного и т.д. Когда ставка в познавательном процессе делается на гения, всегда область гносеологии становится актуальной в любой период исторического развития общества.
Одновременно с гносеологией в платоновский период развития философии происходит формирование аристотелевской эпистемологии (от греч. episteme - знание и loqos - учение) - теории познания. Эпистемологический - теоретико-познавательный метод основан на логике, на попытке рационального объяснения мира, бытия, человека. Чаще всего этим методом пользуются для формирования научных теорий и гипотез, которые могут быть доказаны логическим путем.
Гносеология и эпистемология как два альтернативных метода в теории познания прошли через всю историко-философскую картину мира, принимая различные виды противостояния в разные эпохи: номинализм - реализм; эмпиризм - рационализм; материализм - идеализм; наука - паранаука.
Эти противостояния методов познания проявили себя не только в области познания философских проблем, но и во всех сферах познания, в том числе, и в религии, и в науке.
Разнообразие гностического метода познания всегда привлекало к себе внимание ярких, нестандартных, мистических, харизматических личностей, которые описывают многообразие своего индивидуального опыта познания в системе имманентности или трансцендентности.
Метод познания может быть имманентный, трансцендентный и трасцендентальный. Эти методы были отработаны И. Кантом.
Имманентный метод - метод внутреннего сосредоточения, когда необходимо в начальный период своего познания сосредоточиться на данном явлении или процессе познания. Вы выключаете радио, перестаете слушать музыку и углубляетесь в предмет Вашего познания.
Трансцендентальный метод - метод выхода за границу области познания (транцензус - граница). Это - метод образного мышления. Представьте себе, что Вы находитесь на берегу озера Тургояк в купальнике, при ярком солнце, когда за окном трещит мороз. А можете себе вообразить, что Вы на берегу Красного моря или возле сфинкса в Египте? Кто это видел, тому не стоит труда оказаться там своим сознанием, но кто не видел этого, тот с трудом будет что-то пытаться вспомнить из картин и фильмов, в которых Вы раньше встречали фотографии сфинкса.
Трансцендентный метод - метод выхождения за пределы возможного, путешествие вне тела. Когда Ю.Гагарин полетел в космос, то потом задал такой вопрос: "Почему М.Ю. Лермонтов написал, что "спит Земля в сиянье голубом"? Откуда он мог узнать, что вокруг Земли голубое сияние, если я - единственный, который видел Землю со стороны и знаю, что она спит в сиянье голубом"?
Трансцендентный метод познания присущ людям, обладающим высоким духовным опытом познания и способных путешествовать вне пространства и времени (гении, пророки, прозорливцы...).
Средства познания в
философии
До сих пор еще нет сколько-нибудь широкого систематизированного освещения вопроса о средствах философского исследования. Отдельные же экскурсы в эту сферу могут приводить и порой приводят (особенно тех, кто лишь начинает приобщаться к философии) к мнению, будто среди философов имеются принципиальные разногласия в отношении средств исследования в философии. Сопоставим, к примеру, несколько положений, взятых из разных публикаций.
Так, в одной работе утверждается, что " для получения общих принципов в философии нет другого пути, кроме движения от частного к общему, ибо никаких более общих принципов, чем философские не существуют. Дедуктивный метод, с успехом применяющийся в математике, непригоден для выведения основных принципов философии". В другой указывается, что понятия об объективной реальности не могут быть получены путем индуктивного обобщения; "они образуются как универсальные умозрительные принципы с помощью концептуальной интуиции исследователя". В третьей отмечается, что общий характер движения мысли в процессе систематизации категорий подчиняется гипотетико-дедуктивному методу; посредством дедукции из исходного минимума категорий выводятся затем остальные категории философии.
Несмотря на то, что в последнем случае не отбрасывается и индукция, а в первых - дедукция (во втором обращается внимание также на рефлексию и умозрение), все же создается впечатление взаимоисключаемости установок, принятых в этих работах.
Однако более строгий учет разноаспектности применяемых в философии средств исследования и системный подход к ним способны снять такую альтернативность.
Рассмотрим более внимательно проблему средств исследования в философии.
В любой науке специфика познавательных средств выявляется, во-первых, выделением собственного, ведущего средства, неразрывно связанного со спецификой проблем и предметного их основания, и, во-вторых, установлением особой организации остальных средств, выхода на передний план отдельных элементов из всего их комплекса,
Собственный метод детерминирован природой изучаемого объекта, соответствующей системой предметного знания. Так, исследование происхождения видов и факта целесообразности живых организмов привело к созданию эволюционной теории, которая, в свою очередь, обусловила разработку эволюционного, историко-биологического метода.
В этом плане и обнаруживается зависимость философского метода от философского мировоззрения. Методом философского исследования является диалектика. Диалектический метод формировался постепенно, пройдя фазы субъективно-операционалистской определенности и объективно-идеалистической трактовки; в дальнейшем была установлена связь субъективной и объективной диалектики,
В арсенале философских средств диалектика немыслима без логики формальной, без ее правил и законов. Немалую роль при этом играет индукция, (пример - формирование представления об основных законах развития). Однако движение мысли от частного к общему не всегда возможно, а иногда приводит к ошибкам. Так, еще встречается точка зрения, будто понятие материи образуется в результате обобщения признаков различных материальных объектов. Если следовать этому, то представление о материи не будет выведено за пределы физической науки и будет тождественно совокупности видов физической материи (веществу и полю).
Большую роль в философском исследовании играет формально-логическая дедукция: выведение частного из общего и общего из общего.; О том, например, что движущей силой развития могут выступать и внутренние, и внешние противоречия, говорит уже эмпирический опыт (индуктивные заключения), однако силу необходимости положение о единстве этих противоречий во всяком процессе развития обретает лишь после его выведения из положения о всеобщей системности мира, включающей представление о наличии у каждой системы связи с внешней средой, т.е. о ее вхождении в более широкую систему.
В философии широко применяются формально-логические определения - через род и видовое отличие (например, определение понятий "субъективный идеализм", "прогресс" и т.п.). Распространенными являются определения через противоположность (пример - понятие "качество").
Поскольку философское мировоззрение призвано дать картину мира в целом, исходя из неизбежно ограниченных для каждого этапа общества знаний о мире, создавать и совершенствовать такую (неизбежно ограниченную) картину мира можно лишь посредством использования экстраполяции, идеализации, мысленных экспериментов и других аналогичных средств познания. Экстраполяции опираются на индукцию, дедукцию, формально-логический закон непротиворечивости.; К примеру, сформулированы положения: 1) "природа в земных условиях находится в развитии"; 2) "природные явления на Земле материальны". Они получены посредством индуктивного обобщения. На основе только этого средства познания мы не можем сделать строго определенного вывода, касающегося мира в целом. В этом случае прибегают к экстраполяции и формулируют положения "Мир (или "все в мире") развивается" и "Мир в целом материален". Эти положения полностью не подтверждаемы в опыте, поскольку мир в целом вечен и бесконечен. По своему характеру они проблематичны. Но их достоверность усиливается, и они получают статус истинных при рассуждении, контролируемом законом непротиворечивости мышления. Принимая одно из них за истинное и совмещая его с положением, противоположным по содержанию другому, мы в итоге приходим к противоречивому в формально-логическом плане философскому построению. В .результате доказывается единство принципа материального единства мира и принципа развития.




КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ


??

??

??

??




ФИЛОСОФИЯ












СОДЕРЖАНИЕ