стр. 1
(всего 10)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

А. А. Радугин
ФИЛОСОФИЯ

СаиАеатиа гдйиг
ФА. А. Радугин _
илософия
курс лекции
Второе издание,
переработанное и дополненное
Рекомендовано
Государственным комитетом Российской Федерации
по высшему образованию
в качестве учебного пособия
для студентов
высших учебных заведений
N08 НаЪеЬИ Нитиз
т типАо /исге?
Тгапзеапз аи вирегоз
Тгапвеаш аи гп/еток
Ноз "г Ш5 тЛеге!
Втеъг /гпгеЫг;
Кари поз аггосйег
Метши рагсеЫг!
'\7юа1 асайетга!
'УюаЛ тетогит
Силою духа живой
одержал он победу и вышел
Он далеко за пределы ограды огненной мира
По безграничным пройдя своей мыслью и духом
пространствам
Тит Лукреций Кар.
"О природе вещей", 11, 1114
гп /1оге!
а!та та!ег
Москва
2004
Издательство
ЦЕНТР

УДК 1(075)
ББК 87я73
Р15
Содержание
Рецензенты:
кафедра философии Воронежской государственной
лесотехнической академии;
А. С. Кривей, •член-корреспондент РАЕН, доктор философских наук,
зав. кафедрой философии Воронежского государственного
университета
На обложке:
фрагмент картины голландского художника Михиела Свертса
"Портрет молодого человека", 1656 г.
10
От автора
12
тема 1
Философия как мировоззренческая система:
ее смысл и предназначение
1. Понятие мировоззрения и его структура
2. Предфилософское значение мифологии и религии
3. Специфика философского решения мировоззренческих вопросов.
Философия и наука
Радугин А. А.
Р15 Философия: курс лекций. - 2-е изд., перераб.
и дополн. - М.: Центр, 2004. - 336 с.
15ВЫ 5-88860-050-4
Учебное пособие подготовлено в соответствии с "Государственными
требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму со-
держания и уровню подготовки выпускников высшей школы" по циклу
"Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины". Содер-
жание дидактических единиц этих требований по философии раскрыва-
ется через изложение основных философских направлений, течений,
школ и учений, составляющих богатство философии, начиная с древней-
ших времен и кончая современностью. Автор не злоупотребляет, собст-
венно историко-философским материалом, значительное место в учеб-
ном пособии отводится современным достижениям философской мысли.
Пособие рассчитано на студентов, аспирантов и преподавателей ву-
зов, а также всех интересующихся философией
Без объявления
5-88860-050-4
ББК 87я73
(С) А. А. Радугин, 2004
26
тема 2
Философский плюрализм: причины
и истолкования
1. Историко-философский процесс: исходные понятия
и движущие силы.
Гегелевская, марксистская и экзистенциалъно-персоналистская
концепции философии
2. Сущность и предназначение философии - попытка синтеза
всех трех концепций
36
тема 3
Античная философия
1. Раннегреческая натурфилософия: Фалес, Гераклит
2. Онтологизм древнегреческой философии: элеаты и Демокрит
3. Поворот к человеку - философские учения софистов и Сократа
4. Платон и Аристотель - систематизаторы
древнегреческой философии
5. Позднеантичный идеал мудреца: эпикуреизм и стоицизм

69
тема 4
Средневековая христианская философия
1. Христианская апологетика:
основная проблематика и идейные истоки
2. Основные принципы религиозно-философского мышления
и мировоззрения
3. Познание как богоуподобление. Мистика и схоластика
4 Религиозный интеллектуализм и религиозный
антиинтеллектуализм.
Проблема взаимоотношения разума и веры
94
тема 5
Философия эпохи Возрождения
3. Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения
2. Философские и космологические учения Николая Кузанского
и Джордано Бруно
100
тема 6
Разработка метода научного исследования
в философии XVII века: Ф. Бэкон, Р. Декарт,
Б. Спиноза
1. Бэкон о природе человеческих заблуждений:
учение об идолах и критика схоластики
2. Учение Бэкона о методе эмпиризма и основные правила
индуктивного метода
3. Рационализм Р. Декарта.
Основные правила дедуктивного метода
4. Учение Декарта об интеллектуальной интуиции
5. Познавательный процесс и учение о субстанции
в системе Б. Спинозы
113
тема 7
Рационализм эпохи Просвещения
и метафизический материализм XVIII века
1. Рационализм как умонастроение и методология
эпохи Просвещения
2. Механистический материализм и сенсуализм в философии
эпохи Просвещения
120
тема 8
Эволюция британского эмпиризма
конца XVII - середины XVIII века:
Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм
1. Теория познания Д. Локка
2. Субъективный идеализм Д. Беркли
3. Скептицизм Д. Юма
136
тема 9
Немецкая классическая философия
1. Концепция субъекта в философской системе Канта
2. Субъективный идеализм И. Г. Фихте
и объективный идеализм Ф. Шеллинга
3. Система и метод Гегеля. Основные законы диалектики
4. Антропологический материализм Л. Фейербаха
5. Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.
Гуманистические тенденции в философии К. Маркса.
Марксистское учение о практике и истине
170
тема 10
Русская религиозная философия XIX-XX вв.
1. Формирование русской религиозной философии:
славянофильское учение о мессианской роли русского народа
и соборности
2. Философия всеединства В. С. Соловьева: онтология и гносеология
3. Проблемы веры и разума в православном религиозном
антиинтеллектуализме
(Л. Шестов, С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк)
187
тема 11
Человек во Вселенной. Философская, научная
и религиозная картина мира
1. Концепция бытия - фундамент философской картины мира
2. Диалектико-материалистическая картина мироздания
3. Религиозно-идеалистическая картина мира: эволюционный
космизм П. Тейяра де Шардена.

202
тема 12
Природа человека и смысл его существования
1. Решение проблемы специфики человеческого бытия
в "философской антропологии"
2. Марксистская философия о соотношении биологического
и социального в человеке. Проблемы человеческого начала
3. Человек, индивид, личность. Смысл и назначение
человеческого бытия
220
тема 13
Познание, его возможности и средства
1. Субъект и объект познания. Познание как отражение
действительности
2. Чувственное и рациональное познание
3. Диалектика-материалистическая теория истины
4. Персоналистская концепция познания. Знание и вера
235
тема 14
Проблемы научной рациональности в современной
"философии науки"
1. Неокантианские концепции методов научного познания
(Марбургская и Баденская школы)
2. Разработка методологии научного познания в позитивизме
и неопозитивизме
3. Концепция науки в критическом рационализме
4. Научная рациональность как предмет исследования
в отечественной "философии и методологии научного познания"
261
тема 15
Современный философский иррационализм:
регаение проблем бытия, познания, человека
и личности в различных школах и течениях
1. Философский иррационализм как умонастроение
и философское направление
2. "Философия жизни" и ее разновидности
3. Эволюция психоаналитической философии.
Структура че.говеческой личности.
Сознание и бессознательное
4. Экзистенциализм: основные темы и учения.
Свобода и ответственность личности
286
тема 16
Общество и культура как предметы
философского анализа
1. Специфика философского осмысления общественной жизни
2. Методологические принципы изучения общества.
Многообразие социального опыта, культур и цивилизаций
в философии истории А. Тойнби
3 Смысл истории и ее постижение в философии
истории К, Ясперса
4. Понятия культуры и цивилизации. Культура как форма
самореализации человека
5. Особенности западной и восточной культур.
Россия в диалоге культур.
310
тема 17
Глобальные проблемы современности
1. Происхождение и сущность глобальных проблем
2. Гуманизм как ценностная основа решения глобальных проблем
современности
3. Кослюцентрический взгляд на решение глобальных проблем
человечества - "философия общего дела" Н. Ф. Федорова
325
Рекомендуемая литература по всем темам

о
т автора
В нашей стране осуществляется формирование новой
системы образования с учетом всех отечественных до-
стижений и в соответствии с мировыми стандартами. С
этой целью Государственный комитет Российской Фе-
дерации по высшему образованию разработал в 1993 го-
ду основные профессиональные образовательные про-
граммы.
Важное место в этих программах занимает социаль-
но-гуманитарная подготовка. 18 августа 1993 г. Коллегия
Государственного комитета Российской Федерации по
высшему образованию утвердила "Государственные тре-
бования (Федеральный Компонент) обязательному мини-
муму содержания и уровню подготовки выпускников выс-
шей школы по циклу "Общие гуманитарные и социально-
экономические дисциплины". Изучение философии
составляет фундамент общекультурной и общетеорети-
ческой гуманитарной подготовки специалиста любого про-
филя.
Философию нередко представляют как некое абст-
рактное знание, оторванное от реальности повседневной
жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем это пред-
ставление. В действительности все свои проблемы фило-
софия черпает из жизни и решает их с единственной це-
лью - помочь человеку совершенствоваться и выработать
мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетичес-
кие установки, идеалы и ценности личности, с помощью
которых возможно переживать жизненные невзгоды и до-
биваться успеха. Для этого философия дает изучающему
индивиду как богатый фактический материал для размы-
шлений, так и весьма эффективные инструменты мысли-
тельной деятельности. Изучение философии - это апро-
бированная многовековым опытом человечества лучшая
школа разумного мышления, которая позволяет свободно
оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и под-
вергать критике те или иные суждения, отделять сущест-
венное от несущественного, раскрывать взаимосвязи всех
явлений действительности.
Данное учебное пособие - это первая попытка изло-
жить курс философии в соответствии с требованиями Го-
сударственного стандарта. Автор отказался от укоренив-
шейся в нашей стране практики преподавания философии
с разделением на историю и теорию философии. Такое раз-
деление, с его точки зрения, ни содержательно, ни дидак-
тически не оправдано, так как предполагает существова-
ние какой-то особой, оторванной от конкретно-историчес-
кого движения философской мысли, теории^философии.
На практике это разделение означает преподавание фи-
лософии с позиции какой-то одной конкретной философ-
ской школы. В нашей стране это чаще всего означало при-
дание абсолютного приоритета марксистской философии.
Не отвергая крупных достижений философии марксизма,
автор стремился избежать односторонности и идеологиче-
ской догматизированности в изложении материала, озна-
комить изучающих философию с различными философ-
скими направлениями, течениями, школами, системами.
Основной замысел автора пособия-раскрыть содер-
жание дидактических единиц Государственного стандар-
та, или, выражаясь проще, дать содержание программы
курса философии через изложение истории философии и
основных философских течений, школ и систем современ-
ности. Такой подход, пожалуй, позволит изучающему фи-
лософию ознакомиться с философской проблематикой в ее
историческом контексте и проследить ее развитие на про-
тяжении существования европейской цивилизации.
Вместе с тем, автор понимает, что в пределах учебно-
го курса невозможно раскрыть все богатство и многообра-
зие философских проблем, направлений и учений. Цель
автора - помочь изучающим философию составить себе
первоначальное представление о предмете философии и
ее назначении, о важнейших школах и течениях, выдаю-
щихся мыслителях, о решении "вечных" человеческих
проблем, начиная с общей картины мира и кончая глобаль-
ными проблемами современности. При этом автор исходит
из установки, что знание философии - не самоцель. Он
надеется, что это знание поможет читателю выработать
определенную жизненную позицию и позволит быстрее
решать встающиеперед ним личные, профессиональные и
общественные проблемы.

ф.
тема 1
'илософия
как мировоззренческая
система: ее смысл
и предназначение
1/ Понятие мировоззрения и его структура
2/ Предфилософское значение мифологии и религии
3/ Специфика философского решения
мировоззренческих вопросов.
Философия и наука
Понятие мировоззрения и его структура
Каждый культурный^молодой человек имеет определен-
ное представление о философии. Он может назвать неко-
торые имена знаменитых филосбфов и даже может порас-
суждать на тему, что такое философия. И дело тут не толь-
ко в том, что он изучал эту дисциплину в школе, лицее,
гимназии или колледже. Каждый человек, вольно или не-
вольно, постоянно сталкивается с проблемами, которые
обсуждаются в философии. Как устроен мир? Развивается
ли он по определенным законам? Кто или что определяет
эти законы? Существует ли мир вечно или он когда-то был
сотворен Богом? Какое место в мире занимают закономер-
ности, а какое -- случайности?
Еще в большей степени каждый человек интересует-
ся теми проблемами, которые касаются его положения в
этом мире. Смертен человек или бессмертен? Как можно
понять бессмертие человеческого существования? Может
ли человек узнать о своем предна значении в этом мире или
это ему недоступно? Каковы познавательные возможнос-
ти человека? Что есть истина? Как отличить ее от заблуж-
дения и лжи?
Каждого человека, несомненно, волнуют и морально-
нравственные проблемы. Что такое совесть, честь, долг,
ответственность и справедливость? Можно ли провести
12
I
четкую разграничительную линию между добром и злом?
Откуда берется зло в человеческих поступках и в мировой
истории? Возможно ли достижение такого состояния в раз-
витии человечества, когда зло исчезнет и наступит "эпоха
всеобщей любви и согласия"?
Можно было бы назвать много наиболее серьезных,
интересующих людей проблем, которые рассматривает и
которым дает определенное решение философия. Но эти-
ми проблемами занимаются не только философы. Еще за-
долго до возникновения философии люди находили ответ
на важнейшие вопросы в мифологии и религии. Поэтому
правильней было бы назвать эти проблемы не чисто фило-
софскими, а мировоззренческими. У философии свой, спе-
цифический подход к решению таких проблем. Об этом мы
поговорим позже, а сейчас необходимо разобраться в том,
что же такое мировоззрение?
Мировоззрение - это сложное, синтетическое, ин-
тегральное образование общественного и индивидуаль-
ного сознания. Существенное значение для его характе-
ристики имеет пропорциональное присутствие различных
компонентов - знаний, убеждений, верований, настрое-
ний, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д. В
структуре мировоззрения можно выделить четыре основ-
ных компонента:
1. Познавательный компонент. Базируется на обоб-
щенных знаниях-повседневных, профессиональных, на-
учных и т. д. Он представляет конкретно-научную и уни-
версальную картину мира, систематизирующие и обоб-
щающие результаты индивидуального и общественного
познания, стили мышления того или иного сообщества, на-
рода или эпохи.
2. Ценностно-нормативный компонент. Включает в
себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, ди-
рективные действия и т. д. Одно из главных назначений
мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опи-
рался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы
он мог руководствоваться определенными общественны-
ми регуляторами. Ценность - это свойство какого-то
предмета, явления удовлетворять потребности, желания
людей. В систему ценностей человека входят представле-
ния о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жиз-
Философия как мировоззренческая система ее смысл и предназначение 13

ни. Например: жизнь - это главная ценность человека,
безопасность человека - это тоже большая ценность, и т.
д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе
формируется в определенную иерархию ценностей, на
вершине которой располагаются своего рода абсолютные
ценности, зафиксированные в тех или иных обществен-
ных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся
оценки человеком своих отношений с другими людьми яв-
ляются социальные нормы: моральные, религиозные, пра-
вовые и т. п. регулирующие повседневную жизнь как от-
дельного человека, так и всего общества. В них в большей
мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязыва-
ющий момент, требование поступать определенным обра-
зом. Нормы являются тем средством, которое сближает
ценностнозначимое для человека с его практическим по-
ведением.
3. Эмоционально-волевой компонент. Для того что-
бы знания, ценности и нормы реализовывались в практи-
ческихпоступкахи действиях, необходимо их эмоциональ-
но-волевое освоение, превращение в личные взгляды,
убеждения, верования, а также выработка определенной
психологической установки на готовность действовать.
Формирование этой установки и осуществляется в эмоци-
онально-волевой составляющей мировоззренческого ком-
понента.
4. Практический компонент. Мировоззрение - это не
просто обобщение знания, ценности, убеждения, установ-
ки, а реальная готовность человека к определенному типу
поведения в конкретных обстоятельствах. Без практичес-
кой составляющей мировоззрение носило бы крайне абст-
рактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоз-
зрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на
действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно
проектирует, стимулирует определенный тип поведения.
На основе вышеизложенного можно определить ми-
ровоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и
установок, определяющих отношение человека к миру и
выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его
поведения.
По характеру формирования и способу функциони-
рования можно выделить жизненно-практический и тео-
14
ретический уровни мировоззрения. Жизненно-практиче-
ский уровень мировоззрения складывается стихийно и ба-
зируется на здравом смысле, обширном и многообразном
повседневном опыте. Этот уровень мировоззрения неред-
ко называют жизненной философией. Такова важнейшая
сфера функционирования мировоззрения. Поскольку
именно на этом уровне оно включается в социальное и ин-
дивидуальное взаимодействие абсолютного большинства
людей. Жизненно-практическое мировоззрение крайне
неоднородно, так как неоднородны по характеру образо-
вания и воспитания его носители. На формирование этого
уровня мировоззрения существенное влияние оказывают
национальные, религиозные традиции, уровни образова-
ния, интеллектуальной и духовной культуры, характер
профессиональной деятельности и многое другое.
Жизненно-практическое мировоззрение включает в
себя навыки, обычаи и традиции, передаваемые из поко-
ления в поколение, и познанный опыт каждого конкретно-
го индивида. Оно помогает человеку ориентироваться в
сложных жизненных обстоятельствах. Вместе с тем, сле-
дует отметить, что этот уровень мировоззрения не отлича-
ется глубокой продуманностью, систематичностью, обос-
нованностью. В нем нередки внутренние противоречия,
устойчивые предрассудки.
Эти недостатки преодолеваются на другом, более вы-
соком уровне мировоззрения, который носит теоретичес-
кий характер. К этому уровню решения мировоззренчес-
ких проблем, наряду с наукой, принадлежит и философия.
В отличие от всех других форм и типов мировоззрения,
философия претендует на теоретическую обоснованность
как содержания, так и способов достижения обобщенных
знаний о действительности, а также норм, ценностей и иде-
алов, определяющих цели, средства и характер деятель-
ности людей.
Философ, в буквальном значении этого слова, явля-
ется не только творцом мировоззренческих систем. Он ви-
дит свою задачу в том, чтобы сделать мировоззрение пред-
метом теоретического анализа, специального изучения,
подвергнув его критическому суду разума.
Соотношение жизненно-практического и теорети-
ческого уровней мировоззрения в определенной мере
Философия как мировоззренческая система ее смысл и предназначение 1 5

можно выстроить и в исторической последовательности.
В этом случае, можно сказать, что жизненно-практичес-
кое мировоззрение находит свое обобщенное выражение
в мифологии и религии. А это значит, что мифологию и
религию можно рассматривать как предшественников
философии.
Предфилософское значение мифологии и религии
Исторически первой формой мировоззрения является ми-
фология. Она возникает на самой ранней стадии общест-
венного развития. Тогда человечество в форме мифов, то
есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие гло-
бальные вопросы как происхождение и устройство миро-
здания в целом, возникновение наиболее важных явлений
природы, животных и людей. Значительную часть мифо-
логии составляли космологические мифы, посвященные
устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в
мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тай-
нам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, ко-
торые подстерегают человека на его жизненном пути. Осо-
бое место занимают мифы о достижениях людей: добыва-
нии огня, изобретении ремесел, развитии земледелия,
приручении диких животных.
Известный английский этнограф Б. Малиновский от-
мечал, что миф, как он существовал в первобытной общи-
не, то есть в его живой первозданной форме - это не исто-
рия, которую рассказывают, а реальность, которой живут.
Это не интеллектуальное упражнение или художествен-
ное творчество, а практическое руководство к действиям
первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в том,
чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф
служит для оправдания определенных общественных ус-
тановок, для санкционирования определенного типа веро-
ваний и поведения. В период господства мифологического
мышления еще не возникла потребность в получении спе-
циальных знаний.
Таким образом, миф - это не первоначальная фор-
ма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое
образное синкретическое представление о явлениях при-
16
роды и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней
форме человеческой культуры объединялись зачатки зна-
ний, религиозных верований, нравственная, эстетическая
и эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к
мифу можно говорить о познании, то слово "познание"
здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а
мироощущения, чувственного сопереживания (так мы
употребляем этот термин в высказываниях "сердце дает о
себе знать", "познать женщину" и т. д.).
Для первобытного человека как было невозможно за-
фиксировать свое знание, так и убедиться в своем незна-
нии. Для него знание не существовало как нечто объектив-
ное, не зависящее от его внутреннего мира. В первобытном
сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым,
действующее с тем, что действует. В мифологии человек
растворяется в природе, сливается с ней как ее неотдели-
мая частица.
Основным принципом решения мировоззренческих
вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по
поводу первоначала мира, происхождения природных и
общественных явлений сводились к рассказу о том, кто
кого породил. Так, в знаменитой "Теогонии" Гесиода и в
"Илиаде", и "Одиссее" Гомера - наиболее полном собра-
нии древнегреческих мифов - процесс творения мира
представлялся следующим образом. В начале существо-
вал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем за-
ключался источник жизни мира. Все возникло из безгра-
ничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса
произошла и богиня Земля -- Гея. Из Хаоса, источника
жизни, поднялась и могучая, все оживляющая любовь -
Эрос.
Безграничный Хаос породил Мрак - Эфеба и тем-
ную Ночь Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный
Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера. Свет
разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.
Могучая, благодатная Земля породила беспредель-
ное голубое Небо - Урана, и раскинулось Небо над Зем-
лей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные
Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Небо,
Горы и Море рождены матерью Землей, у Них нет отца.
Дальнейшая история порождения мира связана с браком
Философия как мировоззренческая система ее смысл и предназначение 17

Земли и Урана - Неба и их потомков. Аналогичная схема
присутствует в мифологии других народов мира. Напри- ,
мер, можем познакомиться с такими же представлениями
древних евреев по Библии Книга Бытия. '
Миф обычно совмещает в себе два аспекта - диахро- ;
нический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяс-
нение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью |
мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечива-
ло духовную связь поколений. Содержание мифа пред-
ставлялось первобытному человеку в высшей степени ре- (
альным, заслуживающим абсолютного доверия. (
Мифология играла огромную роль в жизни людей
на ранних стадиях их развития. Мифы, как уже отмеча-
лось раньше, утверждали принятую в данном обществе
систему ценностей, поддерживали и санкционировали
определенные нормы поведения. И в этом смысле они бы-
ли важными стабилизаторами общественной жизни. ,
Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифо-
логии. Главное значение мифов состоит в том, что они ус-
танавливали гармонию между миром и человеком, при-
родой и обществом, обществом и индивидом и, таким об-
разом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой
жизни.
На ранней стадии человеческой истории мифология
не была единственной мировоззренческой формой. В этот
же период существовала и религия. А каковы же были
взаимоотношения мифологии и религии и в чем состоит
их специфика при разрешении мировоззренческих во-
просов?
Прежде всего, следует отметить, что воплощенные в
мифах представления тесно переплетались с обрядами,
служили предметом веры. В первобытном обществе ми-
/- фология находилась в тесном взаимодействии с религией.
Однако было бы неправильным однозначно утверждать,
что они были нераздельны. Мифология существует от-
дельно от религии как самостоятельная, относительно не-
зависимая форма общественного сознания. Но на самых
ранних стадиях развития общества мифология и религия
составляли единое целое. С содержательной стороны, т. е.
с точки зрения мировоззренческих конструкций, мифо-
логия и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни
18
мифы являются "религиозными", а другие - "мифологи-
ческими". Однако религия имеет свою специфику. И эта
специфика заключается не в особого типа мировоззрен-
ческих конструкциях (например, таких, в которых преоб-
ладает разделение мира на естественный и сверхъестест-
венный) и не в особом отношении к этим мировоззренчес-
ким конструкциям (отношение веры). Разделение мира на
два уровня присуще мифологии на довольно высокой ста-
дии развития, а отношение веры также неотъемлемая
часть мифологического сознания. Специфика религии
обусловливается тем, что основным элементом религии
является культовая система, т. е. система обрядовых дей-
ствий, направленных на установление определенных от-
ношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф
становится религиозным в той мере, в какой он включает-
ся в культовую систему, выступает в качестве ее содер-
жательной стороны.
Мировоззренческие конструкции, включаясь в куль-
товую систему, приобретают характер вероучения. И это
придает мировоззрению особый духовно-практический
характер. Мировоззренческие конструкции становятся
основой формальной регуляции и регламентации, упоря-
дочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помо-
щью обрядности религия культивирует человеческие чув-
ства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосер-
дия, долга, справедливости и т. д., придавая им особую
ценность, связываяихприсутствие со священным, сверхъ-
естественным.
Основная функция религии состоит в том, чтобы по-
мочь человеку преодолевать исторически изменчивые,
преходящие, относительные аспекты его бытия и возвы-
сить человека до чего-то абсолютного, вечного. Выража-
ясь философским языком, религия призвана "укоренить"
человека в трансцендентное. В духовно-нравственной
сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и
идеалам характера абсолютного, неизменного, не завися-
щего от конъюнктуры пространственно-временных коор-
динат человеческого бытия, социальных институтов и т. д.
Таким образом, религия придает смысли знание, а значит,
и устойчивость человеческому бытию, помогает ему пре-
одолевать житейские трудности.
Философия как мировоззренческая система ее смысл и предназначение 19

Специфика философского решения мировоззренческих вопросов.
Философия и наука
Итак, мифологически-религиозное мировоззрение носило
духовнопрактический характер. Исторические особенно-
сти этого мировоззрения связаны с низким уровнем освое-
ния человеком действительности, зависимостью его от не-
освоенных, непокоренных сил природы и общественного
развития, а также с недостаточным развитием его позна-
вательного аппарата. В этих условиях мировоззренческие
конструкции вступали в социальное и индивидуальное
взаимодействие в форме образов и символов. По мере раз-
вития человеческого общества, установления человеком
определенных закономерностей, совершенствования по-
знавательного аппарата появилась возможность новой
формы освоения мировоззренческих проблем. Эта форма
носит не только духовно-практический, но и теоретичес-
кий характер. На смену образу и символу приходит Логос
- разум. Философия и зарождается как попытка решить
основные мировоззренческие проблемы средствами разу-
ма, т. е. мышления, опирающегося на понятия и суждения,
связывающиеся друг с другом по определенным логичес-
ким законам. В отличие от религиозного мировоззрения с
его преимущественным вниманием к вопросам отношения
человека к превосходящим его силам и существам, фило-
софия вынесла на первый план интеллектуальные аспек-
ты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе по-
требность в понимании мира и человека с позиций знания.
Первоначально она выступила на исторической арене как
поиск мирской мудрости
Термин "философия" в переводе с греческого языка
означает любовь к мудрости (рпиео - люблю, зорЫа-му-
дрость). Слово "философ" впервые употребил греческий
математики мыслитель Пифагор (ок. 580-500 гг. до н. э.) по
отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному
знанию и правильному образу жизни. Истолкование и за-
крепление в европейской культуре термина "философия"
связано с именем Платона. Первоначально понятие "фи-
лософия" употреблялось в более широком значении. По
сути дела, этот термин означал совокупность теоретичес-
ких знаний, накопленных человечеством. При этом следу-
20
ет отметить, что именовавшиеся философией знания древ-
них охватывали не только практические наблюдения и вы-
воды, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о
смысле и цели человеческого существования. Ценность
мудрости усматривалась в том, что она позволяла выно-
сить практические решения, служила руководством чело-
веческого поведения и образа жизни. Как видим, возник-
новение философии означало появление особой духовной
установки - поиска гармонии знаний о мире с жизненным
опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами.
Философия унаследовала от мифологии и религии
их мировоззренческий характер, их мировоззренческие
схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхожде-
нии мира в целом, о его строении, о происхождении чело-
века и его положении в мире и т. д. Она унаследовала так-
же весь объем позитивного знания, которое на протяже-
нии тысячелетий накопило человечество. Однако решение
мировоззренческих проблем в зарождающейся филосо-
фии происходило под иным углом зрения, а именно с пози-
ций рациональной оценки, с позиций разума. Поэтому
можно сказать, что философия- это теоретически сфор-
мулированное мировоззрение. Философия - это миро-
воззрение, система общих теоретических взглядов на мир
в целом, место в нем человека, уяснение различных форм
отношения человека к миру, человека к человеку. Таким
образом, относя философию к мировоззренческим фор-
мам человеческой культуры, мы подчеркиваем одну из су-
щественных ее особенностей. Философия - это теорети-
ческий уровень мировоззрение. Следовательно, мировоз-
зрение в философии выступает в форме знания и носит
систематизированный, упорядоченный характер. И этот
момент существенно сближает философию и науку. Как
отмечает немецкий философ Л. Фейербах, начало филосо-
фии составляет начало науки вообще. Это подтверждает-
ся историей. Философия - мать науки. Первые естество-
испытатели были одновременно и философами. С наукой
философию сближает стремление опереться на теорети-
ческие методы исследования, использовать логический
инструментарий для обоснования своих положений, вы-
работать достоверные, общезначимые принципы и поло-
жения.
Философия как мировоззренческая система ее смысл и предназначение 21

История свидетельствует, что теоретическая форма
обоснования действительности, область знания формиру-
ется именно в рамках философии. Точнее, именно такое
отношение к действительности на ранних этапах развития
цивилизации называлось философией. Но по мере того,
как накапливался эмпирический материал и совершенст-
вовались методы научного исследования, происходила
дифференциация форм теоретического освоения дейст-
вительности. Иногда этот процесс описывают как отпочко-
вание от философии конкретных наук. Нам представляет-
ся, что слово "отпочкование" не совсем точно характери-
зует суть этого процесса, поскольку в этот момент
происходило не только становление новых форм теорети-
ческого освоения знания - конкретных наук, но и обрете-
ние философией своего нового облика, изменение предме-
та, метода и функций философии.
В европейской культуре этот процесс проходил в два
основных этапа, имеющих между собой некоторую опо-
средованную связь.
Первый этап связан с дифференциацией теоретичес-
кой формы освоения действительности в древнегреческой
культуре. Этот период был наиболее четко зафиксирован в
системе Аристотеля. Древнегреческий философ и ученый
выделял: логику - науку о правильном мышлении, психо-
логию - науку о душе, физику - науку о природе, мета-
физику (собственно философию) - учение о первопричи-
нах, самых общих началах бытия. При этом он называл
философию "госпожой наук". И Аристотель не преувели-
чивал, так как он просто констатировал существовавшее в
его время глубокое различие по степени теоретической зре-
лости между философией и другими науками.
В античном и средневековом обществах не было до-
статочных стимулов для развития науки. Поэтому наука
как самостоятельный социальный институт формируется
в Европе в XVI-XVII вв. С этого времени частные науки
осваивают отдельные области природы и общества. При
этом они опираются на опытные, эмпирические методы ис-
следования. Философия же, базируясь на конкретно-на-
учном знании, видит свою задачу в синтезе разнообразных
человеческих знаний, в формировании единой научной
картины мира.
22
Таким образом, после того как сформировались са-
мостоятельные отрасли научного знания - математика,
физика, биология, химия и т. д., философия утратила
функцию быть единственной формой теоретического ос-
воения действительности. Но в этих условиях более четко
обнаружилась специфика философии как формы универ-
сального теоретического познания. Философия - это
форма познания наиболее общих, а точнее, всеобщих ос-
нований бытия.
Философское обобщение имеет гораздо более широ-
кий потенциал, чем любое другое конкретное обобщение.
Науки, по своей сущности, должны исходить из повсед-
невного житейского опыта и специальных экспериментов.
Опыт же имеет свои пределы. А философской мысли при-
суще рассмотрение мира за пределами человеческого опы-
та. Никакой опыт не позволяет постичь мир как целост-
ную, беспредельную в пространстве и непреходящую во
времени, бесконечно превосходящую человеческие силы,
не зависящую от индивида и человечества в целом объек-
тивную реальность, с которой люди должны постоянно
считаться. Целостное понимание мира дает мировоззрен-
ческую опору конкретным научным исследованиям, поз-
воляет им двигаться вперед, правильно ставить и решать
свои проблемы. Итак, универсализм - характерный при-
знак философского способа освоения действительности.
На протяжении всей истории культуры философия пре-
тендовала на выработку универсального знания или уни-
версальных принципов духовно-нравственной жизни. И
это нашло свое отражение в таких образах философии, как
"мать наук", "наука наук", "царица наук".
Другой важной особенностью философского способа
освоения действительности является субстанционализм
(от латинского слова "субстанция", то есть сущность, ле-
жащая в основе). Субстанция - это предельное основа-
ние, позволяющее сводить чувственное многообразие ве-
щей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному,
относительно устойчивому и самостоятельно существую-
щему. Субстанционализм проявляется в стремлении
философов объяснить происходящее, внутреннее устрой-
ство и развитие мира не генетически, а через единое ус-
тойчивое начало. Позднее, рассматривая различные фи-
Философия как мировоззренческая система ее смысл и предназначение 23

лософские учения, мы всегда будем фиксировать такое на-
чало. Сейчас же следует подчеркнуть, что универсализм и
субстанционализм - это не два разных, а единый харак-
терный признак философии, ибо предельные обобщения в
философии всегда простираются до выявления субстан-
ции всех вещей. С того момента, когда начались такого ро-
да обобщения, мы можем говорить, что появилась филосо-
фия.
Универсализм и субстанционализм характеризуют
особенность философии как теоретической формы освое-
ния действительности. Но это совсем не означает, что фи-
лософия, в отличие от мифологии и религии, с самого нача-
ла оперирует сложным логическим аппаратом. Последую-
щее наше знакомство с историей философии убеждает,
что философы зачастую используют образы и символы,
следовательно, находятся под глубоким влиянием мифо-
логического и религиозного мировоззрения. Специфика
философии на самых ранних этапах ее развития проявля-
ется не в особых средствах выражения своих идей, а в осо-
бой установке, в особом стиле мышления, который, помимо
универсализма и субстанционализма, проявляется в со-
мнении по поводу устоявшихся взглядов, привычек, обы-
чаев, традиций. Таким образом, одной из характерных черт
философского размышления является сомнение. Именно с
сомнения и началась философия. Великие мыслители
древности Фалес, Анаксимандр, Демокрит, Парменид и
другие задались вопросом: что такое бытие? А это сразу
же необходимо предполагает ответ на вопрос: что означа-
ет "быть"? Для обыденного, жизненно-практического ми-
ровоззрения такая проблема просто не существует. Оно
воспринимает бытие как должное: "Живу себе, и все жи-
вет, существует и никаких проблем".
Начать же размышлять над тем, что в повседневной
жизни кажется само собой разумеющимся, - значит усом-
ниться в правомерности и достаточности повседневного,
"житейского" подхода к явлениям. А это, в свою очередь,
означает сомнение в общепринятом и традиционном типе
знания и поведения.
В вводной части курса нет возможности анализиро-
вать те исторические предпосылки, которые создали воз-
можность и необходимость подобной установки. Об этом
24
речь пойдет далее. Здесь же следует подчеркнуть, что фи-
лософия с самого начала выступает как критика обычаев,
обыденного сознания, традиционных ценностей и норм
нравственности. Первые древнегреческие философы в ка-
честве одной из важнейших проблем рассматривали про-
блему различения того, что общепринято (мнение), и того,
что именно на самом деле (знание).
Философ все ставит под сомнение. Но это не означа-
ет, что он стремится разрушить коллективные верования,
нравственные устои и т. д. Философы ставят все под сомне-
ние для того, чтобы проверить, насколько прочны эти че-
ловеческие установления, и отбросить те из них, которые
отжили свой век, а также те, которые выдержали провер-
ку, поставить на более прочный фундамент знания. Таким
образом, философия с самого начала своего существова-
ния имеет духовно-практическую направленность. Вопро-
сы - что такое "быть", что значит "быть"? - ставятся не
отвлеченно, всегда ориентируют читателя и слушателя на
уяснение места человека в этом бытии. Одна из важных
граней, сторон этого вопроса: что значит быть человечест-
ву в целом и мне, конкретному человеку в частности; что
значит для человека жить; каков смысл и оправдание че-
ловеческой деятельности? Постановка главного вопроса о
бытии означает, что в философии определяющее значе-
ние имеет решение так называемых смысложизненных
вопросов. В соответствии с особенностями той или иной ис-
торической эпохи, культуры народов философия предло-
жила человечеству множество вариантов решения этих
вопросов. Дальнейшее рассмотрение истории развития
философии позволит нам более детально ознакомиться с
этими вариантами.

тема 2
^илософский
плюрализм: причины и
истолкования
1/ Историко-философский процесс:
исходные понятия и движущие силы. Гегелевская,
марксистская и экзистенциалъно-персоналистская
концепции философии
2/ Сущность и предназначение философии - попытка
синтеза всех трех концепций
Историко-философский процесс: исходные понятия
и движущие силы. Гегелевская, марксистская
и экзистенциалъно-персоналистская концепции философии
На прошлой лекции мы определили наиболее общие ха-
рактерные черты философии, отличающие ее от других
форм решения мировоззренческих вопросов. Сегодня мы
переходим к изучению историко-философского процесса.
При изучении истории философии бросается в глаза мно-
гообразие философских учений, школ, течений, направле-
ний. Прежде, чем приступить к изучению всего этого мно-
гообразия, необходимо уточнить ряд исходных понятий.
Первичной, исходной единицей историко-философ-
ского процесса является философское учение того или ино-
го мыслителя. Философское учение - это система опре-
деленных, логически связанных друг с другом воззрений.
Поскольку то или иное учение, созданное отдельным фи-
лософом, находит своих продолжателей, постольку фор-
мируются философские школы. Последователи Платона
-- платоники, Августина - августинцы, Маркса - марк-
систы и т. д. Философские школы - это совокупность фи-
лософских учений, объединенных какими-либо базовыми
идейными принципами. Совокупность различных моди-
фикаций одних и тех же идейных принципов, развивае-
мых различными, нередко конкурирующими школами
принято называть течениями. Например, в современной
26
философии таким течением является неопозитивизм, пер-
сонализм и т. д. Наиболее крупные и значительные образо-
вания в историко-философском процессе именуются фи-
лософскими направлениями. Философское направление
представляет собой совокупность философских течений
(а следовательно, учений и школ), которые при всем рас-
хождении друг с другом, отстаивают некоторые общие,
имеющие принципиальное значение, положения. Фило-
софские направления существуют, как правило, в течение
весьма длительного исторического периода, на протяже-
нии ряда исторических эпох. В качестве примера фило-
софских направлений можно назвать материализм и иде-
ализм, эмпиризм и рационализм, рациокализм и иррацио-
нализм и т. д.
Существование множества философских учений,
школ, течений и направлений характеризует историко-
философский процесс со стороны его внутренней диффе-
ренциации и поляризации. Развитие философии предста-
ет как столкновение философских подходов, борьба идей,
принципов и личностей. Таким образом, трудность в уяс-
нении того, что представляет собой философия, в значи-
тельной мере связана с тем, что философии как таковой
просто нет. Реально существовало и существует множест-
во различных учений, школ, течений и направлений, кото-
рые в какой-то мере солидарны друг с другом, а в чем-то
противоречат, борются, опровергают друг друга. При этом
с развитием историко-философского процесса меняется
предмет философского размышления и способ разреше-
ния философских проблем. Из этого нередко делаются не-
обоснованные выводы. Первый - о том, что у философии
нет единого систематизирующего начала и, следователь-
но, невозможна ее самотождественность. Второй - о том,
что поскольку философы обосновывали противоречащие
друг другу положения, которые в равной мере оказывают-
ся опровержимыми, постольку философия не способна
отыскать истину. Отсюда следует вывод о несостоятельно-
сти любых философских воззрений.
Подобные взгляды присущи не только неискушенно-
му в философии обывателю, по и многим философам-про-
фессионалам. Наиболее ярко их высказывали сторонники
скептицизма (но не только они). Противники скептицизма,
Философский плюрализм: причины и истолкования 27

соглашаясь с тем, что предшествующие философские уче-
ния были ложными, или, по крайней мере, имели серьез-
ные изъяны, стремились создать "единственно истинную
философию". Великие философы Платон, Аристотель,
Августин, Фома Аквинский, Декарт, Кант, Гегель, Шопен-
гауэр, Маркс, Ницше и другие - объявляли свои фило-
софские системы вершиной развития философской мыс-
ли, впитавшей все лучшее, что было у предшествующих
поколений философов, дающей человечеству абсолютную
истину и, тем самым, покончившими с гибельной для фи-
лософии борьбой.
В течение длительного времени в общественном со-
знании складывалось упрощенное представление о том,
что многообразие философских учений есть плод деятель-
ности несговорчивых философов, пытающихся завладеть
умами людей в корыстных целях или чтобы потешить свое
самолюбие. Впервые серьезное исследование историчес-
кого развития философии провел крупнейший немецкий
философ Гегель. Он покончил с упрощенным представле-
нием о причинах философского плюрализма. Гегель
связал многообразие философии с многообразием дейст-
вительности, одной из форм постижения которой и высту-
пает философия. Поскольку действительность многооб-
разна, постольку и философия многообразна. Однако, по
мнению Гегеля, это многообразие не исключает, а, напро-
тив, предполагает единство. Все философские системы, на
его взгляд, представляют собой моменты развития "Абсо-
лютной идеи", "Абсолютного Духа". Таким образом, при-
знается ценность каждой философской системы, но в то
же время подчеркивается ее относительность. Абсолют-
ным, непреходящим в философских системах, по Гегелю,
является ее принцип, представляющий собой момент раз-
ворачивания "Абсолютной идеи", а временным, преходя-
щим - абсолютизация этого принципа, которая неправо-
мерно противопоставляет данную систему всем другим
философским системам.
Существенной особенностью учения Гегеля являет-
ся стремление увязать развитие философии с конкретным
историческим процессом, с его религиозными, экономиче-
скими и иными характеристиками. При таком подходе раз-
витие философии объяснялось не только внутренней ло-
28
гикой развития "Абсолютной идеи", но и влиянием соци-
альной реальности. Философские системы характеризу-
ются Гегелем как исторические образования, "духовные
квинтэссенции эпохи". Гегель пишет: "Определенный об-
раз философии одновременен, следовательно, с опреде-
ленным образом народов, среди которых она выступает, с
их государственным устройством и формой правления, с
их нравственностью, с их общественной жизнью" (Гегель.
История философии. Соч. Т. XI. - С. 53). Таким образом,
по Гегелю, каждый философ является сыном своего вре-
мени. Это означает, что его учение ограничено рамками той
эпохи, в которой он живет и творит. Но если каждая эпоха
порождает свой тип философии, то, учитывая качествен-
ное различие исторических эпох, цивилизаций, культур,
национальных особенностей, естественно, возникает вы-
вод о неизбежности философского плюрализма не только
для прошлой истории человечества, но и для настоящего и
будущего. Сам Гегель такого вывода не делает. У него име-
ется внутреннее противоречие между диалектическим ме-
тодом и консервативной системой. (Об этом речь пойдет
далее, при рассмотрении его философского учения.) Ге-
гель акцентировал внимание на непреходящем моменте в
философских системах, на том, что является обнаружени-
ем саморазвития "Абсолютной идеи". Поэтому он свою фи-
лософскую систему представил как высший этап фило-
софского развития человечества, в которой "Абсолютная
идея" нашла свое завершение.
- Гегелевское учение об исторической обусловленнос-
ти философии восприняли и развили, в соответствии со
своими взглядами, К. Маркс и Ф. Энгельс, а также их
последователи - марксисты. В марксизме проблема фи-
лософского плюрализма приобрела историко-материа-
листическое решение. Философия рассматривается в
марксизме как одна из форм общественного сознания, спе-
цифически, под своим углом зрения, отражающая обще-
ственное бытие. Следовательно, философия, как духовное
образование, находится в определенной зависимости от
особенностей общественного бытия, различных факторов
общественной жизни. При этом в марксизме большое зна-
чение придается социально-классовой обусловленности
философских учений, подчеркивается идеологическая
Философский плюрализм1 причины и истолкования 29

функция философии. Предполагается, что каждый круп-
ный философ сознательно или бессознательно отражает
наиболее важные моменты своей эпохи, своего народа и
при этом он выражает интересы тех или иных социальных
классов или слоев общества.
Однако марксизм не ставит развитие философии в
жесткую, однозначную зависимость от развития общест-
венного бытия, материальной и духовной жизни людей. В
соответствии с положением об относительной самостоя-
тельности в развитии общественного сознания, признает-
ся возможность и относительно самостоятельного разви-
тия философии, отставание от развития форм обществен-
ной жизни ("консервативные" и "реакционные" учения)
или же опережение философией непосредственных задач
общественной жизни ("прогрессивные" и "революцион-
ные" учения. В марксизме признается также зависимость
философских учений и от личности создающих их мысли-
телей.
Гегелевской и марксистской концепции в определе-
нии сущности и предназначения философии противостоит
экзистенциально- персоналистский подход. Представи-
тели этого направления выступают против истолкования
философии как отражения и выражения каких-либо сто-
рон абсолютной идеи или общественного бытия. Филосо-
фия, по их мнению, специфична не своим предметом, а
способом отношения человека к бытию. Следовательно,
сущность философии образует не какой-то особый специ-
фический предмет рассмотрения, а само философское мы-
шление, философствование. Философское мышление, да-
же если его и можно назвать отражением бытия, есть отра-
жение в форме проблемы, иначе говоря, специфичность
философии проявляется преобразованием наллчной дей-
ствительности в проблему: проблематизация действи-
тельности и одновременно попытка ее депроблематиза-
ции, то есть разрешение этой проблемы в мышлении.
В экзистенциально-персоналистской интерпрета-
ции подчеркивается, что философия - это не наука, а ду-
ховно-практическая форма освоения действительности. В
отличие от науки, она представляет собой не просто теоре-
тическое знание, интеллектуальную конструкцию, а яв-
ляется выражением основных убеждений человека, его
30
нравственной позиции. Философствование - это духов-
ный акт, в котором действует не только интеллект, но вся
совокупность духовных сил человека. Это значит, что в ос-
нове философии лежит опыт человеческого существова-
ния во всей его полноте.
Сторонники этого направления настаивают на лич-
ном, субъективном характере философии, на присутст-
вии личности философа во всем его учении. Философия -
это стремление личности установить согласие с самим со-
бой и с окружающим миром, это форма реализации его соб-
ственной сущности. Она рождается из чувства неудовле-
творенности и беспокойства и является результатом уси-
лий мыслителя снять эти негативные эмоции. Каждая
личность создает свою философскую систему. Сколько
личностей, столько может быть и философских систем. На
каждой значительной философской системе лежит печать
личности философа. Это проявляется и в выборе пробле-
матики исследования, и через идеи, выражающие в абст-
рактных терминах внутреннее состояние личности фило-
софа, и в стиле (способе изложения материала). В связи с
этим делается вывод, что каждая философская система
обладает ценностью только для ее создателя и она не мо-
жет претендовать на значимость для всех. Поэтому не сле-
дует сталкивать философские системы друг с другом, объ-
являть, что одна из них истинна, другая - ложна. Каждая
из них представляет ценность сама по себе.
Очевидно, что такой подход приводит философию в
тупики субъективизма. Она теряет общественную значи-
мость, какое-либо духовно-нравственное значение для
других людей. Поэтому представители экзистенциально-
персоналистского подхода стремятся найти какие-то об-
щезначимые характеристики философствования. Напри-
мер, французский персоналист Ж. Лакруа заявляет, что
это значит универсализировать духовный опыт личности,
переводя его в термины, доступные для других систем.
Представители религиозного направления такую воз-
можность связывают с тем, что духовная жизнь людей
имеет одну общую основу - Бога. Сторонники нерелиги-
озного экзистенциализма пытаются вывести общезначи-
мость из тождества иррационально-волевого начала лич-
, ности.
Философский плюрализм: причины и истолкования 31

Итак, мы зафиксировали три точки зрения на причи-
ны философского плюрализма, вытекающие из опреде-
ленного понимания специфики философии. По нашему
мнению, каждая из этих позиций содержит в себе рацио-
нальное начало. Поэтому их можно увязать друг с другом,
представив синтетическую целостную концепцию.
Сущность и предназначение философии -
попытка синтеза всех трех концепций
Философский плюрализм появляется вследствие исто-
ричности человека, всех форм его материальной и духов-
ной деятельности. Историческая обусловленность фило-
софской мысли, на которой настаивал Гегель и Маркс, не
вызывает сомнения. Философия как форма духовной дея-
тельности необходимо должна нести в себе момент исто-
ричности. Философия - это ответ человеческого духа на
вопросы, поставленные исторически обусловленным бы-
тием человека.
Проблема исторической обусловленности филосо-
фиы имеет много аспектов, сторон. Прежде всего, эта исто-
ричность проявляется в том, что создатели философских
систем, мыслители, являются детьми своего времени, сво-
ей цивилизации, своего народа, государства, вероиспове-
дания и т. д. Следовательно, на многообразие философских
систем накладывает свой отпечаток историческая эпоха,
место и время деятельности мыслителя, его национальная
и вероисповедальная принадлежность и другие моменты,
которые характеризуются определенными материальны-
ми и духовными параметрами: развитием производства,
характером общественных отношений, состоянием науки,
культуры, искусства, тенденциями в их развитии и т. д. Ве-
роятно, определенное влияние может оказывать и соци-
альное положение мыслителя. Хотя исторический опыт
свидетельствует, что рабу-вольноотпущеннику Эпиктету
и императору Марку Аврелию это не мешало развивать
сходные философские идеи стоицизма.
Таким образом, признавая историческую обуслов-
ленность многообразия философских учений, школ и те-
чений, следует иметь в виду, что это признание не отменя-
32
ет признания приоритета личностного начала в филосо-
фии. Философское учение - не просто продукт эпохи. Это
все продукт размышлений, установок, переживаний кон-
кретной личности. Эпоха преломляется, реализует свои
императивы, требования через духовную деятельность
личности мыслителя. Другое дело, что не все мыслители и
не все эпохи стремились выразить свое "Я". Для некото-
рых эпох, в частности для средневековья, вообще не при-
нято говорить от имени своего "Я". В такую эпоху философ
хочет, чтобы его мысли воспринимали как голос времени,
государства или истолкователя голоса высших сил - Бога.
В средневековой теологии главным достоинством мысли-
теля считалось следование "образцу" - творениям "отцов
церкви". Тем не менее, это не исключает общего вывода,
что основой философского плюрализма является своеоб-
разие личности мыслителя, его индивидуального характе-
ра, индивидуального опыта, индивидуального пережива-,
ния, индивидуальных способностей, индивидуального ос-
воения достижений культуры своей эпохи, своего народа.
Подчеркивая принципиальное значение личностно-
го выражения в исторической обусловленности философ-
ского творчества, следует также проанализировать внут-
реннюю противоположность влияния "исторического фак-
тора" на развитие историко-философского процесса. С
одной стороны, каждая историческая эпоха, государство,
культура создают предпосылки для сходной, тождествен-
ной постановки и решения философских проблем. Но. с
другой стороны, эта тождественность обусловливает раз-
личия, так как в каждую иную эпоху, в каждой культуре
создается иная тождественность, и значит, в разные эпо-
хи, в разных культурах должны быть разные способы по-
становки и решения философских проблем. Поэтому рас-
смотрение философии в процессе исторического развития
от одной эпохи к другой, от одной культуры к другой поз-
воляет увидеть и оценить большое разнообразие фило-
софских учений, школ, течений и направлений.
Вместе с тем, историческое развитие характеризу-
ется не только тем, что на смену одной эпохе, культуре при-
ходят другие, то есть уникальностью различных эпох, го-
сударств, народов, культур. Оно необходимо предполагает
преемственность между этими эпохами и культурами. И
Филокфм философский плюрализм причины и истолкования 33

это обусловливает возможность заимствования накоплен-
ного предшествующими поколениями богатства философ-
ской мысли и ее продолжение, развитие философской тра-
диции, которая выражается в существовании философ-
ских течений и направлений.
Наличие философской традиции характеризует
тождественность философской мысли и показывает, что,
несмотря на различие эпох, культур, государственно-на-
циональных образований и иных факторов, философская
мысль устойчива, она периодически возвращается к одной
и той же проблематике и решает эту проблематику близ-
кими средствами. В различные эпохи, в различных куль-
турах у философов могут возникнуть довольно близкие
переживания и размышления. И, хотя эти переживания
они выражают на языке своего времени, с учетом дости-
жений всей предшествующей философии и той конкрет-
ной социокультурной ситуации, в которой создается дан-
ное философское учение, мы все же отчетливо видим их
идейную близость. Ярким примером такой переклички
эпох является стоическая традиция - античный стоицизм
- христианский стоицизм - экзистенциальный стои-
цизм.
Философская традиция проявляется в филиации
идей, то есть перехода идейного багажа одних философ-
ских учений и школ в другие. Эта филиация может иметь
самый разнообразный характер. И сам факт заимствова-
ния идей может быть причиной тождественности фило-
софских учений, школ, а также причиной их различий
внутри школы, течения, направления Таким образом, в
традиции в какой-то мере реализуется надысторические
детерминанты в философии. Наличие философской тра-
диции, позволяющей философской мысли одной эпохи,
культуры перекликаться с философской мыслью другой
эпохи, культуры, приводит к выводу об относительном
значении исторического фактора, позволяет выявить в
философии "надысторические моменты". Правда, здесь
возможно объяснение и с позиций исторического детер-
минизма. Суть его состоит в том, что сходные по некото-
рым наиболее общим характеристикам состояния обще-
ственного бытия и сознания (например, состояние кризи-
са всех сфер общественной жизни) создают наиболее
общие предпосылки для появления близких идей в раз-
личные эпохи, продуцируют философские традиции.
Для философского процесса характерен диалог
взглядов, подходов. Этот диалог проявляется, во-первых,
в том, что каждый значительный философ берется всегда
за разрешение тех проблем, которые были поставлены и,
по его мнению, неудовлетворительно разрешены какими-
то конкретными его предшественниками или какой-то
школой, течением. Он явно или скрыто отталкивается от
тех, кто был до него. Во-вторых, такой философ всегда ве-
дет диалог с предшествующей философской культурой в
рамках.всей ее истории. И, в-третьих, он чаще всего ведет
диалог с философами близких ему учений (в рамках шко-
лы) или, наоборот, противостоящих его учению идей. И этот
диалог является фактором, усиливающим единство исто-
рико-философского процесса, дает основание для само-
отождествленности философии и, в то же время, он кос-
венно способствует философскому плюрализму, так как в
процессе диалога формируется своеобразие того или ино-
го философского учения.
Сейчас, после рассмотрения общих предпосылок раз-
вития историко-философского процесса целесообразно
перейти к конкретному рассмотрению его основных эта-
пов, философских учений, школ, течений и направлений.
34

Л тема 3
нтичная философия
1/ Раннегреческая натурфилософия: Фалес, Гераклит
2/ Онтологизм древнегреческой философии- элеаты и Демокрит
3/ Поворот к человеку -
философские учения софистов и Сократа
4/ Платон и Аристотель -
систематизаторы древнегреческой философии
5/ Поздпеантичный идеал мудреца- эпикуреизм и стоицизм
Раннегреческая натурфилософия: Фалес, Гераклит
Философия зародилась в странах Древнего Востока: Древ-
ней ИНДИР! и Древнем Китае в середине I в. до н. э. Древне-
восточная философия это большое, относительно самосто-
ятельное направление историкофилософского процесса,
тесно связанное с религией и культурой данного региона. В
ее рамках было создано большое количество оригиналь-
ных философских учений, школ, течений и направлений,
ко горые внесли существенный вклад в развитие челове-
ческой цивилизации. Однако недоста гок учебного времени
не позволяет нам более или менее внимательно рассмот-
реть основные направления философии Древнего Востока.
Поэтому мы сосредоточим свое внимание на изучении ев-
ропейской философии.
Начало развития европейской философии было
положено в Древней Греции в V-IV вв. до н. э. Она воз-
никла и развивалась в тесной связи с зачатками конкрет-
ных знаний о природе. Первые древнегреческие филосо-
фы были одновременно и естествоиспытателями. Они де-
лали попытки научно объяснить происхождение Земли,
Солнца, звезд, животных, растений и человека. Ими были
высказаны интересные идеи о движении, величине и фор-
ме небесных тел, о причине солнечных затмений, о коли-
честве дней в году и т. д.
Спецификой древнегреческой философии в ее на-
чальный период является стремление понять сущность
природы, мира в целом, космоса. Не случайно первых гре-
36
ческих философов называли "физиками" (от греческого
рп!315-природа). Главным вопросом древнегреческой фи-
лософии был вопрос о первоначале мира. И в этом смысле
философия перекликается с мифологией, наследует ее ми-
ровоззренческую проблематику. Но если мифология стре-
мится решить этот вопрос по принципу - кто родил су-
щее, то философы ищут субстанциальное начало - из
чего все произошло. Так, родоначальник греческой фило-
софии Фалес, рассматривал все существующее многооб-
разие вещей и явлений природы как проявление единого,
вечного начала - воды. Он утверждает, что все вещи воз-
никают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в во-
ду. Испарения воды питают небесные огни-Солнце и дру-
гие светила, затем во время дождя вода опять возвращает-
ся и переходит в землю в виде речных отложений, в
дальнейшем из земли снова появляется вода как подзем-
ные ключи, туманы, росы и т. д. Излагая учение Фалеса о
воде как начале, великий греческий философ Аристотель
употреблял два выражения: вода как элемент материи,
стихия природы и вода как первооснова, общее, субстрат
всех вещей, как крайняя точка, к которой мы приходим,
отвлекаясь от различных конкретных состояний материи,
первоначало, видоизменения которого и дают различные
состояния.
Аналогичные воззрения развивали Анаксимен и
Анаксимандр. У Анаксимена таким первоначалом и субст-
ратом всех вещей является конкретная стихия - воздух.
У Анаксимандра - апейрон ("бесконечное") - неопреде-
ленное, вечное и бесконечное, постоянно находящееся в
движении первоначало.
Одним из наиболее крупных философских учений
раннегреческой философии является учение Гераклита
Эфесского. Главное произведение Гераклита - "О приро-
де". Гераклит в качестве субстанциально-генетического
начала Вселенной рассматривает огонь. В учении Герак-
лита он выступил как субстанция бытия, поскольку пре-
бывает всегда равным самому себе, неизменным во всех
превращениях и как первоначально, конкретная стихия.
Мир по Гераклиту - упорядоченный Космос. Он вечен и
бесконечен. Он не создан ни богами, ни людьми, а всегда
был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспла-
Античная философия 37

меняющимся и закономерно потухающим. На основе пре-
вращений Огня строится космология Гераклита. Все пред-
меты и явления природы рождаются из Огня и, исчезая,
вновь обращаются в огонь. "Огня смерть - воздуха рож-
дение и воздуха смерть - воды рождение. Из смерти зем-
ли рождается воздух, из смерти воздуха - огонь" и т. д.
Все изменения мироздания у Гераклита происходят
в известной закономерности, подчиняясь судьбе, которая
тождественна необходимости. Необходимость - это все-
общий закон - Логос. "Логос" в дословном переводе с гре-
ческого языка означает "СЛОБО", но одновременно Логос
означает разум, закон. Всегда все совершается по этому
Логосу. Известный исследователь истории философии
А. С. Богомолов отмечал, что понятие Логос у Гераклита
носит широкое обобщающее значение. Если сопоставить
эту категорию с современными категориями, то она была
бы наиболее близка категории "сущность" во многообра-
зии ее связей и опосредовании. В самом общем плане Логос
Гераклита есть выражение логической структуры Космо-
са, логической структуры образа мира, непосредственно
данного живому созерцанию (Богомолов В. С. Диалекти-
ческийлогос. - М., 1982. - С. 71-72).
Гераклитовская космология строится на основе сти-
хийной диалектики. Мир в учении Гераклита представляет
собой упорядоченную систему - Космос. Образование этого
Космоса происходит на основе всеобщей изменчивости яв-
лений, общей текучести вещей. "Все течет, все изменяется,
нет ничего неподвижного". Для выражения этой мысли Ге-
раклит пользуется образным сравнением изменяющегося
Космоса с текущей рекой, потоком. "На входящего в одну и
ту же реку текут все новые и новые воды". Движение, по Ге-
раклиту, свойственно всему существующему. Вся природа,
не останавливаясь, изменяет свое состояние. "В одну и ту же
реку нельзя войти дважды и нельзя дважды застигнуть
смертную природу в одном и том же состоянии, но быстрота
и скорость обмена рассеивает и снова собирает. Рождение,
происхождение никогда не прекращается". "Солнце - не
только новое каждый день, но вечно и непрерывно новое".
Учение Гераклита о потоке тесно связано с его уче-
нием о переходе одной противоположности в другую, о
"мене", "обмене" противоположностей. "Холодное теп-
38
леет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлаж-
няется". Обмениваясь друг с другом, противоположности
становятся тождественными. "Одно и то же в нас - жи-
вое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и ста-
рое". Утверждение Гераклита, что все есть обмен проти-
воположностей дополняется указанным, что все проис-
ходит через борьбу. "Следует знать, что война всеобща, и
правда борьба, и что все, что происходит, через борьбу и
по необходимости". На основе борьбы устанавливается
гармония мира. "В рождающемся соединяется, из расхо-
дящегося- прекраснейшая гармония, и все происходит
через борьбу".
Таким образом, в раннегреческой философии налицо
совмещение философского и физического (естественно-
научного) подхода в объяснении первоначала мира. С од-
ной стороны, они довольно четко осуществляют субстан-
ционалистский подход, с другой стороны, - субстанция
бытия, как правило, отождествляется с конкретной стихи-
ей, явлением природы. Эта стихия в какой-то мере приоб-
рела значение метафоры, в образной форме давала пред-
ставление о первоначале всесущего.
Онтологизм древнегреческой философии:
элеаты и Демокрит
Дальнейшим крупным шагом в развитии раннегреческой
философии была философия Элейской школы Пармени-
да, Зенона, Ксенофана. Философия элеатов представляет
собой дальнейший этап на пути рационализации знания,
освобождения мышления от метафорических образов и
оперирования абстрактными понятиями. Элеаты первые в
истолковании субстанции перешли от конкретных при-
родных стихий - воды, воздуха, земли, огня - к бытию
как таковому. Центральное понятие их философии - бы-
тие. По словам Парменида, единственно истинным явля-
ется положение: "бытие есть, небытия нет, ибо небытие
невозможно ни познать (ведь оно непостижимо), ни выска-
зать". С этим связано утверждение Парменида, что "мыс-
лимо только сущее". Ибо "нельзя отыскать мысль без бы-
тия, в котором осуществлена эта мысль". Бытие вечно. Воз-
Античная философия 39

никновение бытия невозможно, ибо неоткуда ему возник-
нуть: из ничего ничего не может возникнуть, оно не может
возникнуть из другого бытия, так как до него не было дру-
гого, ибо бытие едино. Оно не может возникнуть и из небы-
тия, так как небытия нет. Если бытие есть, о нем нельзя
сказать, что его не было раньше, то есть, что оно возникает.
Если оно есть, то нельзя сказать также, что оно будет, что
оно останется бытием. Следовательно, бытие есть, оно веч-
но, не возникает и не уничтожается, оставаясь тождест-
венным и всегда равным самому себе.
Бытия не моясет быть ни чуточку больше, ни чуточку
меньше. Оно однородно и непрерывно. Стало быть, нет и
пустого пространства. Все наполнено бытием. Поэтому все
непрерывно. Ведь бытие плотно примыкает к бытию. Бы-
тие бесконечно во времени (поскольку оно не возникло и не
уничтожалось), бытие ограничено в пространстве, оно ша-
рообразно. Это связано с его однородностью, с тем, что оно
повсюду одинаково, всюду равно отстоит от центра. Ксено-
фан это единое, вечное, несотворенное и не уничтожаемое
начало называет Богом. Бог - субстанция мира. У Ксено-
фана отчетливо прослеживается пантеистическая тенден-
ция отождествления Бога с природой. Бог тождествен
Космосу.
Элеаты, как и все древнегреческие философы, были
энциклопедистами - мудрецами. И поэтому они также
стремились дать физическую картину мира. Следует от-
метить, что их физическая картина мира находилась в оп-
ределенном противоречии с их философским учением. По-
лучалось, что это как бы две разные, нестыкующиеся сто-
роны Мудрости. Так Парменид многообразие мира сводит
к двум началам. Первое - Эфирный огонь, чистый свет,
теплое, второе - густая тьма, ночь, земля как костное на-
чало, холод. Из смешения этих двух начал происходит все
многообразие видимого мира. Вселенная представляется
Парменидом как состоящая из концентрированных кру-
гов или венцов, которые лежат слоями вокруг Земли, рас-
положенной в центре Вселенной. Всех их окружает небес-

стр. 1
(всего 10)

СОДЕРЖАНИЕ

>>