<<

стр. 3
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

6 Соловьев В. С. 1) Критика отвлеченных начал. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1988. С. 691-709, 717, 724, 733; 2) Теоретическая философия //Там же. С. 800-801, 803-805.
7 Струве П. Б., Франк С. Л. Очерки философии культуры // Полярная звезда. 1905, № 1, 2.С. 184.
8 Там же. С. 171-172.
9 Бердяев Н. А. Революция и культура // Полярная звезда. 1905. № 2. С. 153.
10 Бердяев Н. А. Воля к культуре и воля к жизни // Шиповник. М., 1922. 11 Франк С. Л. Философия и жизнь: Этюды и наброски философии культуры. СПб., 1910. С. 232.
12 Иванов Вяч. По звездам. СПб., 1909. С. 231-232.
13 Струве П. Б., Франк С. Л. Очерки философии культуры. С. 113—114.
14 «Историческая» точка зрения в этом мыслительном контексте всегда вторична
15 См.: Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М., 1990. С. 261-309; Эрн В, Ф. Борьба за Логос. С. 198-219.


[428]
16 БердяевН. А. Смысл истории. М., 1990. С. 90,94-95,98,100-Ю2и»р.;Флоренский П. А. 1) Автореферат // Вопросы философии. 1988, № 12. С. 114-116; 2) У водо­ разделов мысли. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 32, 57-59, 60-61; Эрн В. Ф. Борьба за Логос. С. 71-108.
17 Многим религиозным метафизикам свойственно активное неприятие гума­ низма новоевропейской культуры (см.; Флоренский П. А. У водоразделов мыс­ ли. С. 58, 88—93; Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 318-325.
18 Флоренский П. А, Первые шаги философии. Сергиев Посад, 1917. С. 35.
19 Флоренский П. А. У водоразделов мысли. С. 59.
20 Полетаев Е., Лунин Н. Против цивилизации. Пг., 1918. С. 56, 27—37.
21 Плеханов?. В. Эстетика и социология искусства. Соч. :В2 т. Т. 1.М., 1978.С. 220, 248,250-251,288-289.
22 Там же. С. 137-139, 140.
23 Там же. С. 352-354, 477-516.
24 Избранные философские произведения. Т. 2. М., 1956. С. 423—441.
25 Иоффе И. И. Культура и стиль. Л., 1927. С. 11.
26 Покровский М. Н. Очерки истории русской культуры. Ч. 1. М., 1918. С. 6, 13.
27 Иоффе И. И. Культура и стиль. С. 3.
28 Покровский М. Н. Очерки истории русской культуры. С. 1.
29 Пунин Н. Н. О форме и содержании//Искусство коммуны. Апрель. 1991,№. 18.
30 См. работы И. И. Иоффе, А. В. Луначарского, Г. В. Чичерина, В. И. Фриче, Ф. И. Шмита. др.
31 Иоффе И. И. Культура и стиль, стр. 75.
32 Иоффе И. И. Синтетическая история искусств. М.-Л., ОГИЗ. 1933. С. XVII-XVIII.
33 Шмит Ф. И. 1) Искусство: основные проблемы теории и истории. Л., 1925; 2) Предмети границы социологического искусствоведения. Л., 1928;ФричеВ. И. 1) Очерки социальной истории искусства. М., 1923; 2) Социология искусства. М.-Л., 1930.
34 Иоффе И. И. Синтетическая история искусства. С. 47—48.
35 Богданов А. А. Культурные задачи нашего времени. М., 1911. С. 3, 92.
36 Богданов А. А. Тектология. Кн. 2. М., 1989. С. 272.
37 Бердяев Н. А. Воля к культуре и воля к жизни. С. 73.
38 Полетаев Е., Пунин Н. Против цивилизации. С. 58—59.
39 Этот подход стал близок многим художникам того времени (К. Малевичу, В. Кан­динскому, П. Филонову, В. Татлину и др.). Возникает защищаемый Н. Луни­ным, К. Малевичем,В. Кандинским проект создания музея художественной культуры, представляющий историю искусства по принципу изобретения новых ху­дожественных приемов и методов (см.: Кандинский В. Музей живописной куль­туры // Художественная жизнь: Бюллетени худ. секции Наркомата по просве­щению. 1920, № 1 (янв. — февр.). С. 18-19.).
40 Богданов А. А. Культурные задачи нашего времени. М., 1911. С. 21.
41 Луначарский А. В. Культура в социалистических городах // Революция и культу­ра. 1930, №1.
42 Пролетарская культура. 1918, № 1. С. 1—2.
43 Луначарский А. В. Революция и культура // Революция и культура. 1928, № 5. С. 39.
44 Богданов А. В. Программа культуры//Вопросы социализма (работы разных лет). М., 1990. С. 325-334.
45 Пролетарская культура. 1918, № 1. С. 1—2.


[429]
46 Полетаев Е., ПунчнН. Против цивилизации. С. 15—16. — Эти высказывания вы­звали критику со стороны более умеренных в данном вопросе марксистов (см., напр., написанную по поручению В. И. Ленина статью В. Яковлева против Про­леткульта в газете «Правда» в 1922 г.).
47 Бердяев Н. А. Революция и культура // Полярная звезда. 1905, № 2. С. 154.
48 Иванов Вяч. По звездам. СПб., 1909.
49 Степун Ф. А. Трагедия творчества. С. 172—173.
50 Альтернатива «культура — цивилизация» многим исследователям культуры как на Западе (Зиммель, Кон, Эдвалвд), так и в России (Бердяев, Куклярский, Пу-нин) представлялась решающей во взгляде на судьбы истории.
51 Степун Ф. Освальд Шпенглер и Закат Европы // Освальд Шпенглер и Закат Европы. М., 1922. С. 29.
52 Куклярский Ф. Философия культуры. Пг., 1917. С. 13—16.
53 Белый А. Революция и культура. М., 1917. С. 13—16.
54 Франк С. Л. Кризис западной культуры // Оствальд Шпенглер и Закат Европы. С. 37-39, 53.
55 Шпет Г. Г. Соч. М., 1989. С. 374.
56 Струве П. Б., Франк С. Л. Очерки философии культуры. С. 111—115.
57 Там же. С. 116.
58 Изгоев А. С. Социализм, культура и большевизм // Вехи. Из глубины. М., 1991. С. 381,369.
59 Бердяев Н. А. Революция и культура // Полярная звезда. 1905, № 2. С. 153—154.
60 Бердяев Н. А. Воля к культуре и воля к жизни. С. 71.
61 Франк С. Л. Крушение кумиров. Соч. М., 1990. С. 142.
62 Там же.
63 Бердяев Н. А. Воля к культуре и воля к жизни, С. 79. 64 Гершензон М. О. Предисловие к первому изданию «Вех» // Вехи. Из глубины. С.9-10.
65 Ленин В. И. 1) О пролетарской культуре. Поли. собр. соч. Т. 41; 2) О кооперации. Там же. Т. 45; 3) О нашей революции // Там же. Т. 45.
66 Дух корпоративности, присущий марксистски ориентированным философам, был свойствен и религиозно ориентированным мыслителям. При всем теоре­тическом и методологическом различии этих позиций в их основе лежал один — романтический — стиль мышления, порожденный непримиримостью реаль­ности и мечты, стремлением заменить реальность утопией. Он был ориентиро­ван на результат и выражал стремление немедленно разрешить современную кризисную ситуацию в культуре; он был мировоззренчески ортодоксален и монологичен.
67 Лосев А. Ф. Философия имени. Из ранних произведений. М., 1990. С. 21, 17.
68 Там же. С. 159-160, 186.
69 Флоренский П. А. У водоразделов мысли. С. 130—131. 70 Шпет Г. Г. Соч. С. 401, 413.
71 Флоренский П. А. У водоразделов мысли. С. 33.
72 Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 6—71.
73 Флоренский П. А. У водоразделов мысли. С. 33.
74 Теоретические основы философского символизма, складывающиеся в 20-е го­ды, испытали некоторое влияние литературно-художественного направления сим­волизма 10-х годов, в частности его теоретического крыла, представленного А. Бе­льм и Вяч. Ивановым.
75Флоренский П. А. У водоразделов мысли. С. 287.


[430]
76 Лосев А. Ф. Диалектика мифа. Из ранних произведений. С. 426, 428.
77 Флоренский Л. А. У водоразделов мысли. С. 148.
78 Там же. С. 344. — Эта мысль становится яснее, если учесть, что «антиномия» для П. А. Флоренского была критерием и способом выражения «истины» (см.: Флоренский П. А. Столп и утверждение Истины. М., 1914.).
79 Флоренский П. А. У водоразделов мысли. С. 325.
80 Например, «космологического» развертывания, о чем свидетельствует опыт софиологии — одной из основных тем религиозной метафизики.
81 Флоренский П. А. Из богословского наследия // Богословские труды. Сб. 17. М., 1977. С, 127.
82 Флоренский П. А. У водоразделов мысли. С. 102.
83 Флоренский П. А. Имена // Опыты: Литературно-философский ежегодник. М., 1990. С. 317-342.
84 Флоренский П. А. У водоразделов Мысли. С. 77.
85 Там же. С. 93, 85.
86 Здесь правомерно вспомнить основы анализа типологии культур религиозных метафизиков.
87 Флоренский П. А. У водоразделов мысли. С. 274—275, 72.
88 Эти идеи были положены П. А. Флоренским в основу ряда спецкурсов, прочи­танных им в 1921 —1924 годах студентам ВХУТЕМАСа, увлеченным, как и мно­гие художники того времени, формотворческими экспериментами.
89 Флоренский П. А. У водоразделов мысли. С. 137—138.
90 Итог размышлений П. А. Флоренского о сущности культа и его роли в судьбе православной культуры содержался в курсе лекций по «философии культа», про­читанном в Московской духовной академии в период с 1908 по 1919 г. (материа­лы этого курса лекций впервые были опубликованы в 1977 г. под общим загла­вием «Из богословского наследия»).
91 Флоренский П. А. Из богословского наследия. С. 108—109.
92 Об антиномиях П. А. Флоренского см. выше.
93 Флоренский П. А. Из богословского наследия. С. 126, 134—135.
94 Там же. С. 117, 131.
95 Тамже. С. 128, 117-118, 119-122.
96 Тамже. С. 117-119, 122-125.
97 Флоренский П. А. У водоразделов мысли. С. 342.
98 Там же. С. 343-345.
99 Флоренский П. А. Имена. С. 375, 391-396.
100 Флоренский П. А. У водоразделов мысли. С. 294.
101 Флоренский П. А. Имена.С.409,412;см.также:ЛосевА. Ф. Философия имени. С. 25.
102 Лосев А. Ф. Диалектика мифа. С. 485—491.—О теоретических аспектах магичности слова рассуждали П. А Флоренский (см.: Флоренский П. А. У водоразделов мысли.С. 252—280.).
103 Лосев А. Ф. Диалектика мифа. С. 593.
104 О связи «времени» и «вечности», «пространства» и «бесконечности» впервые размышлял В. С. Соловьев. Впоследствии эти идеи развивались на основе учений Платона и Августина П. А. Флоренским и А. Ф. Лосевым (см.: Флоренский П.А.Иконостас // Богословскиетрудь1.Сб.9.М.,1973.С.83—90; Лосев А. Ф. Диа­лектика мифа. С. 472—476; П. А Флоренский по воспоминаниям Алексея Лосева // Контекст-1990. Литературно-теоретические исследования. М., 1990. С. 6—24.).
105 См. такие работы М. М. Бахтина, как «Философия поступка», «Проблема авто­ра и героя в эстетической действительности», «Проблема содержания материала и формы в словесном художественном творчестве».


[431]
106 Шпет Г.Г.Соч.418-421.
107 Этот лейтмотив пронизывал практически все работы Н. А. Бердяева, присутст­вовал в интуициях Е. Н. Трубецкого, С. Н. Булгакова, в исканиях П. А. Флорен­ского и А. Ф. Лосева.
108 Особенно показательны в данном идейном контексте работы «позднего» С. Л. Франка.
109 франк С. Л. Реальность и человек: Метафизика человеческого бытия. Pans, 1956.
С. 154,296,383. 110 Бердяев Н. А. Смысл творчества // Философия свободы. Смысл творчества. С. 352,521.
111 Флоренский П. А. У водоразделов мысли. С. 163—164. — В вопросе «языкового творчества» П. А. Флоренский опирается на традицию философствующего язы­кознания В. фон Гумбольдта и А. А. Потебни.
112 Флоренский П. А. У водоразделов мысли. С. 344.
113 Там же. С. 33.
114 ЛосевА. Ф. Диалектика мифа. С. 457-458.
115 Шпет Г. Г. Соч. С. 413. — СэтойточкизренияГ. Г. Шлет подверг критике сторонни­ков отождествления жизни и искусства. Он считал такую деятельность убогим и лож­ным дилетантизмом, свидетельствующим о вырождении культуры и ее кризисе.
116 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 10.
117 Там же. С. 8, 11.
118 Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
119 Такие мотивы вдохновляли и русских романтиков революционного переустрой­ства жизни, воплотившись в утопический образ царства универсальной и целе­сообразной организованности Будущего.
120 Иванов Вяч. По звездам. СПб., 1909. С, 30, 27.
121 Шпет Г. Г. Соч. С. 359.
122 Флоренский П. А. Имена. С. 390.
123 Флоренский П. А. Иконостас. С. 109, 138.
124 Флоренский П. А. Имена. С. 392; см. также: Шпет Г. Г. Соч. С. 359, 368.
125 Бердяев Н. А. Смысл творчества. С. 457.
126 Флоренский П. А. Из богословского наследия. С. 105.
127 Тамже; см.также: Булгаков С. Н. Искусство и теургия: Фрагмент//Русская мысль. 1916, №12. С. 1-24.,
128 06 этом П. А. Флоренский рассуждает, анализируя творчество Платона, которое есть и философия, и искусство, но в глубине — опыт эзотерических мистерий (см.: Флоренашй П.А. 1) Из богословского наследия. С. 124; 2) Иконостас. С. 134—135). Важно, что и А. Ф. Лосев выделял «теургическую эстетику» в культуре неоплатоников, где особо подчеркивал теургический характер их мистериальных практик (см.:Лосев А. Ф. Исто­рия античной эстетики: Последние века. Кн. 1. М., 1988. С. 245—275.).
129 Бахтин М. М. Энергетика словесного творчества. С. 83
130 Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. С. 147.
131 Флоренский П. А. У водоразделов мысли. С. 120.
132 Там же. С. 33.
133 Лосев А. Ф. Диалектика мифа. С. 460.
134 Собственно понимание понятий «интеллигент» и «интеллигентность» среди мета­физически ориентированных отечественных мыслителей прямым образом связано с идеей возможности и необходимости осуществления актов «самосознания».
135 Лосев А. Ф. Диалектика мифа. С. 484—485.
136 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. С. 89. — В русле этого поиска онтологических условий существования личности правомерно рассматривать


[432]
теоретические положения религиозно ориентированных философов, хотя их кон­цепции личности, в сравнении с аналогичным учением М. М. Бахтина, более фрагментарны как раз в силу действия на них «метафизического» фактора (см.;
Флоренский П. А. 1) Столп и утверждение истины. С. 413, 418-419; 2) Имена. С. 401-402; Франк С. Л. Непостижимое // Соч. М., 1990. Гл. VI, IX).
137 БахтинМ. М. Марксизм и философия языка//Вопросы философии. 1993,№ 1.С,82.
138 К середине 20-х годов стала очевидной трагическая несовместимость с реальной жизнью позиции философов культуры (прежде всего религиозных метафизи­ков) дореволюционной поры, для которых понятия «социальность», «история» имели достаточно абстрактное, чисто теоретическое значение, а культура в све­те этого рассматривалась преимущественно с позиций статики. К концу первой четверти XX в. продолжатели данной духовной традиции — П. А. Флоренский, А. Ф. Лосев и прежде всего М. М. Бахтин — осознали необходимость иных под­ходов, включающих в себя так или иначе серьезное социологическое и истори­ческое рассмотрение культуры.
139 См., напр., работы Ю. Н. Тынянова, Г. А. Гуковского.
140 Франк- Кеменецкий И. Первобытное мышление в свете яфетической теории и философии: Язык и литература. Л., 1929.
141 Фрейденберг О. М. Происхождение пародии // Ученые записки Тартуского уни­верситета: Труды по знаковым системам. 1973, №. 308.
142 Афанасьев В. Г. Основы философских знаний. М., 1963. С. 228, 292.
143 БСЭ. Изд. 2-е. М., 1953. Т. 24. С. 34.
144 Вопросы истории и историографии социалистической культуры. М., 1987. С. 4-6.
145 Келле В. Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история. М., 1981. С. 225.
146 Там же. С. 240, 241,246-247.
147 Культура и развитие человека: Очерк философско-методологических проблем / Под ред. В. П. Павлова. Киев, 1989. С. 5-6.
148 Там же. С. 7.
149 Гуревич П. С. Культура как объект социально-философского анализа // философия и культура. М., 1987. С. 42.
150 Чавчавадзе Н. 3. Культура и ценности. Тбилиси, 1984. С. 10.
151 Межуев В. М. Культура как проблема философии // Культура, человек и карти­на мира. М., 1987. С. 330.
152 Мотрошилова Н. В. Новая волна интереса к философской аргументации // Там же. С. 255, 256, 258.
153 Там же. С. 255.
154 Среди них следует отметить московский Круглый стол в декабре 1992 г.; конфе­ренции 1990-х гг. в Самаре и Саратове; ряд симпозиумов и конференций, орга­низованных Академией гуманитарных наук; «комаровские семинары» под ру­ководством М. С. Кагана; конференцию «Социальная философия и философия истории: открытое общество и культура» (1994, Санкт-Петербург); международ­ную конференцию «История мировой культуры и методы ее преподавания» (1995, Новосибирск); международный научный конгресс «Народы СНГ накануне 3-го тысячелетия: реалии и перспективы (1996, Санкт-Петербург); секцию «Филосо­фия культуры» на I Российском философском конгрессе (1997) и др.
155 В некоторых университетах на философских факультетах был введен курс «Фи­лософия культуры».
156 См. Культурология. Основы теории и истории культуры. Под ред. Я. Ф Кефели СПб., 1996.
157 См., напр.; Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 1997; Кармин А. С.,


[433]
Бернацкий Г. Г. Лекции по философии. Екатеринбург, 1992; Культура и тра­диции. Екатеринбург, Нижневартовск, 1995; Человек, творчество, ценности.
Саратов, 1995.
158 См.,напр.ФоменкоА. Г. Новая хронология и концепция древней истории Руси,
Англии и Рима. Т. 1 и II. М., 1995; Баков А., Дубичев В. Цивилизации Средиземья. Новейший учебник истории. Екатеринбург, 1995;Аивазян С. История Рос­сии. Армянский след. М., 1997.
159 Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
160 Яковец Ю. В. История цивилизаций. М., 1995. С. 42 и далее.
161 Яковец Ю. В., Пирогов С. В. Закономерности цикличной динамики и генетики науки, образования и культуры. М., 1993. См. Также: Яковец Ю. В. История ци­вилизаций, с. 68, где культура объявляется плодом деятельности правого полу­шария — в отличие от науки, рождающейся в левом.
162 Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. В 3-х т. М., 1991. Его же: Думы о России. От прошлого к будущему. М., 1994
163 Культурология сегодня. М., 1993. С. 78
144 См., напр., книги: В. Е. Семенов. Искусство как межличностная коммуникация. СПб., 1995; Сикевич 3. В. Русские: образ народа. СПб., 1996; в них рассказывает­ся об эмпирических исследованиях, которые, по сути дела, имеют явно культу­рологический характер.
165 См., напр., Методические материалы к практическим занятиям по культуроло­гии. СПб., изд. ПГУПСа, 1995.
166 С. Н. Иконникова в статье, опубликованной в ежегоднике «Гуманитарий», № 1.
СПб., 1995, выделяет 6 таких дисциплин: историю культуры, историю культуро­логических теорий, философию культуры, теорию культуры, социологию куль­туры, культурную антропологию. 167 Соколов Э. В. Культурология. М., 1994. С. 267-268. 168 Культурология сегодня (выступление В. Межуева). М., 1993. С. 22.


Библиография
Abbagnano N. Fra il futto e il nulla. Milano, 1973.
Anceschi Z. Fenomenogia della critica. Bologna, 1966.
Anceschi Z. Le poetiche del Novecento in Italia. Torino, 1976.
AnceschiZ. Progetto dl une sis tematica dell'arte. Milano, 1962.
Anceschi Z. Saggi di estitica e dl poctica. Milano, 1985.
Banfi A. Arte e societ'a. Bologna, 1971.
Barilli R. Tra presenza e assenza. Due modelli culturali in conflitto. Milano, 1974.
Baudrillad. L"echange symbolique et la morte. P., 1976.
Baudrillard J. La transparence du Mal. Essai sur les phenom 'enes extremes. P., 1972.
Boas F. General anthropology. N.-Y. Boston, 1944.
Cassirer E. Philosophie der symbolischen Formen. Berlin. 1923—1929. Bd. 1.
Cohen H.; Asthetik des reinen Geftuhls. Berlin. 1912. Bd 1.
Croce B. Breviario di estetica. Ban, 1928.
Deleuze G. DefFerence et R'ep'etition. P., 1964.
Deleuze G.,Guattari F. Capitalisme et schizophrenie.T.l.L'Anti-Oedipe.P.,1972.
Derrida J. De la grammatologie. P., 1967.
Derrida J. La v'rit'e en peinture. P., 1978.
Derrida J. Psyh'e. Invention de 1'autre. P., 1987.
Dittey W. Das Eriebnis und Dichtung. Leipzig. 1910.
Dorfles G. L'intervallo perduto. Torino, 1980.
Dorfles G. Simbolo comunicazione consumo. Torino, 1980.
Formaggio D. L'arte. Milano, 1973.
Foulquie P. et Saint-Jean R. Dictionnaire de la langue philosophique. Paris, 1969. P. 148—149; Lalande A. Vocabulaire technique et critique de la philosophic. Paris, 1972. P. 199-200.
Heidegger. Der Ursprung des Kunstwerkes. Stuttgart, 1967. J problemi dell'arte (G. C. Argan, C. Brandi, M. Calvesietal.). Roma, 1980. Jaspers K. Der philosophische Glaube angesichts der Ofienbarung. Munchen, 1963. Jaspers K. Vernuft und Existenz. Aronigen, 1935. Jaspers K. Von der Wahrheit. M:unchen, 1958. Jenks Chr. Culture. London; New York, 1933. P. 1. Kaplan D., Manners R. A. Culture Theory. New York, 1972. Kroeber A. and Klukhohn C. Culture. Critical Review of Concepts and Definitions., NY,
1964.


[435]
Kroeber A. Configuration of Culture Growth. N.-Y. 1944.
Kroeber A. Klukhon. Culture. Critical Reviews of Concept and Definitons. № 4. 1964.
Kroeber A. L. and Lkuckhohn C. Culture. A Critical Review of Concept and Definitions. Harvard Univ., 1952.
Lanoletti G. Estetica spagnnola contemporanlea. V. 1. Roma, 1978.
Lyotard J. -F. Des dispositifs pulsionnels. P., 1973.
Lyotard J. -F. Discours, figure. P., 1971.
Lyotard J. -F. La Condition postmodeme. P., 1979.
Malinovsky B. A scientific Theory of Culture and other Essays. N.-Y. 1969.
Marxism and the interpretation of Culture. Urbana and Chicago, 1988.
Meyers Kleines Lexikon: Philosophic. Mannheim; Leipzig; Wien; Z:urich, 1987. S. 239.
Ortegay Gasset J. Vel'azquez. Madrid, 1970.
Parson T. The Social System and Evolution of Action Theory. N.-Y. 1977. ^.
Parsons T. The Social System. N.-Y. 1951.
Parsons T. The Structure of Social Action. N.-Y. 1937.
Schleiermacher Fr.; Asthetik.Berlin,Leipzig.l931.
Schleiermacher Fr. Hermeneutik. Heidelberg. 1974.
Schleiermacher Fr. Philosophische Sittenlehre. Berlin, 1970.
Simmel G. Philosophic des Geldes. Leipzig. 1922.
Sorokin P. Social and Cultural Dynamics. V. 1-4. N.-Y. 1937—1941.
Sorokin P. Society, Culture and Personality. N.-Y. 1947.
Sorokin P. Sociological Theories of Today. N.-Y, 1966.
The Nature of Culture. Bochum, 1989 (or in:) The Cultural Studies. Reader / Ed. by S. During. London; New York, 1993.
Toynbee A. A study of History. V. 1-12. London. 1934-1961.
W. Jaeger. Das fruhe Cristentum und griechische Bilding. Berlin, 1963.
W. Jaeger. Paideia. N-Y, 1934-1947.
White L. The Science of Culture. N.-Y. 1949.
Аббаньано Н. Мудрость жизни. СПб., 1996.
Авдеев Р, Ф. Философия информационной цивилизации. M., 1994.
Аввакум Петров. Послания и челобитные. СПб., 1995.
Августин Аврелий. О граде Божьем. M., 1993.
Автономова Н. С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. M., 1977.
Автономова Н. С. Язык и эпистемология в концепции Жака Деррида // Критиче­ский анализ методов исследования в современной буржуазной философии. M., 1986.
Айвазян С. История России. Армянский след. M., 1997.
Акиндиюва Т. А., Бердюгчна Л. А. Новые грани старых иллюзий / Проблемы куль­туры и мировоззрения в буржуазной эстетической и художественной мысли XIX-XX веков. Л., 1984.
Актуальные проблемы культуры XX в. (под ред. В. И.Добрынина). M., 1993.
Амелина E. Понятие цивилизации вчера и сегодня // Общественные науки и со­временность. 1992. № 2.
Американская социология. Перспективы, проблемы, методы, (под ред. Т. Парсонса). M., 1972.
Ананьев Ю. В. Культура как интегратор социума. Нижний Новгород, 1996.
Арнольдов А. Н. Введение в культурологию. M., 1993.
Артановский С. Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние куль­тур. Лг., 1967.


[436]
Артановскчй С. Н. На перекрестке идей и цивилизаций. СПб., 1994.
АхиезерА. С. Россия: критика исторического опыта. В 3-х т. М., 1991.
АхиезерА. С. Думы о России. От прошлого к будущему. М.,1994-.
Ахутин А. В. Понятие «природа» в Античности и в Новое время. М., 1989.
Бабушкин С. А. Теория цивилизации. Курск, 1997.
Баков А., Дубичев В. Цивилизации Средиземья. Новейший учебник истории. Екате­ринбург, 1995. С. 5.
БанфчА. Избранное. М., 1965.
Банфи А. Философия искусства. М., 1989.
Барт Р. S/Z. М.,1994.
Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.
Барт Р. Мифология. М., 1996.
Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
Бахтин М. М. Марксизм и философия языка // Вопросы философии. 1993, № 1.
Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994.
Бердяев Н. А. Воля к культуре и воля к жизни // Шиповник. М., 1922.
Бердяев Н. А. Революция и культура // Полярная звезда. 1905. № 2.
Бердяев Н. А. Смысл истории. М., 1990.
Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. М., 1994.
Библер В. С. На гранях логики культуры. М., 1997,
Библер В. Г. От наукоучения к логике культуры. М., 1991. ,
Боас Ф. Ум первобытного человека. М.-Л., 1926.
Богданов А. А. Культурные задачи нашего времени. М., 1911.
Богданов А. А. Программа культуры // Вопросы социализма (работы разных лет). М„ 1990.
Богданов А. А. Тскгология. Кн. 1, 2. М., 1989.
Боголюбова Е. В. Культура и общество (вопросы истории и теории). М., 1978.
Бодрииар Ж. О совращении // Ad marginem'93. M., 1994.
Бодрийар Ж. Система вещей. М., 1995.
Болинброк. Письма об изучении и пользе истории. М., 1978.
Бородач Ю. М. Эротика, смерть, табу. М., 1996.
Бохеньский Ю. Сто суеверий. М., 1993.
Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество. М., 1992.
Булгаков С. Н. Свет невечерний. М., 1917.
Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М., 1990.
Быстрова А. Н., Киселев В. А. Мир культуры и культура мира. Новосибирск, 1996.
Бэкон Ф. Новый органон. О достоинстве и приумножении наук // Соч. в 2-х т. М., 1977,1978. (М., 1971,1972.)
Введение в культурологию (под ред. В. Сапрыкина). М., 1995;
Введение в культурологию (под ред. Е. В. Попова). М., 1996.
Белый В. «Постмодерн». Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. 1992. №1.
Вехи. Из глубины. М., 1991.
Вико Дж. Основания Новой науки об общей природе наций. Л., 1940. (М., 1994).
Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм // Избран­ное. Дух и история. М., 1995.
Виндельбанд В. Гельдерлин и его судьба // Там же.
Виндельбанд В. О философии Гете // Там же.


[437]
Виндельбанд В. Прелюдии // Там же.
Вальтер. Философские сочинения. М., 1988.
Вопросы теории и истории культуры. Иванове, 1995.
Выжлецев Г. П. Аксиология культуры. СПб., 1996.
Гайденко П. П. Трагедия эстетизма. М., 1970.
Гайденко П. П. Философия культуры К. Ясперса // Вопросы литературы. 1979. № 9.
Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII—XVIII вв.) М., 1987.
ГараджаА. В. Панорама мировой философской мысли//Философские науки, 1991,№2.
Гачев Г. Образы Индии: опыт экзистенциальной культурологии. М., 1993.
Гельвеций К. А. О человеке. Соч. в 2-х т. Т. 2. М., 1974.
Тент Р. Кризис современного мира. М., 1991.
Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.
Гете И.-В. Избранные философские сочинения. М., 1964.
Гоббс Т. Левиафан... О гражданине. Соч. в 2-х т. М., 1989, 1991.
Грасчан Б. Карманный оракул. Критикой. М., 1981.
Гройс Б. Полуторный стиль: социалистический реализм между модерном и по­стмодерном // Новое литературное обозрение. № 15.
ГрякаловА. А. Структурализм в эстетике. Л., 1989.
Губман Б. Л. Западная философия культуры XX в. Тверь. 1997.
Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М., 1982.
Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.,1990.
Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1995.
Гуревич П. С. Культурология. М., 1996.
Гуркин А. Б. и др. Культурология. СПб., 1993.
Давидович В. Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону. 1979.
Давыдов Ю. Н, Критика социально-философских воззрений Франкфуртской шко­лы. М., 1977.
Данилевский Н. Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отно­шения славянского мира к германо-романскому. Изд. 6. СПб., 1995.
Декарт Р. Рассуждение о методе... Первоначала философии. Соч. в 2-х т. Т. 1. М., 1989.
Делез Ж. Логика смысла. М., 1995.
Деррида Ж. Письмо японскому другу // Вопросы философии, 1992, № 4.
Деррида Ж. Позиции. Киев, 1996.
Деррида Ж. Шпоры: стили Ницше // Вопросы философии. 1991, № 2—3.
Десницкий С. Е. Юридическое рассуждение о понятиях, какие имеют народы о соб­ственности имения и различных состояниях общежительства // Избр. произв. русских мыслителей второй половины XVIII века. В 2 т. Т. 1. М., 1952.
Дефиниции культуры. Томск, 1994.
Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М., 1985.
Добрынин В. И. и др. Культурология. М., 1993.
Духовная культура: идеи, история, реальность. Казань, 1994.
Емельянов Ю. Н. Основы культуральной антропологии. СПб., 1994.
Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. Очерки общей теории. М., 1990.
Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 1997.
Жигульский К. Праздник и культура. М., 1985.
Житие Аввакума и другие его сочинения. М., 1991.
Зеленое Л. А. и др. Культурология. Нижний Новгород, 1993.
Зеньковскич В. В. История русской философии. Т. 1—4. Л., 1991.
Зиммель Г. Избранное в 2-х т. Т. 1. Философия культуры. М., 1996.


[438]
Злобин Н. С. Культура и общественный прогресс. М., 1980.
Иванов Б. И. Философские проблемы технознания. СПб., 1997.
Иванов Вяч. По звездам. СПб., 1909.
Иванов М. В. Судьбы русского сентиментализма. СПб., 1996.
Иконникова С. Н. Диалог о культуре. Л., 1986.
Иконникова С. Н. История культурологии: идеи и судьбы. СПб., 1996.
Иконникова С. Н. Культурология в системе гуманитарных наук: междисциплинар­ные взаимосвязи // Гуманитарии. Ежегодник, № 1. СПб., 1995.
Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.
Иончн Л. Г. Социология культуры. М., 1996.
Иорданский В. Б. Хаос и гармония. М., 1982.
Иоффе И. И. Культура и стиль. Л., 1927.
Иоффе И. И. Синтетическая история искусств. М.-Л., Огиз. 1933. История в Энциклопедии Дидро и д'Аламбера. М., 1978.
История теоретической социологии. Т. 1. От Платона до Канта. М., 1995.
Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996.
Каган М. С. Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996.
Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание. Л., 1991.
Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996.
Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. Критика спо­собности суждения. 1995.
Карлейль Т. Sartor Resartus. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5 т. Т. 3. М., 1967.
Карлейль Т. Теперь и прежде. М., 1994.
Кармин А. С., Бернацкий Г. Г. Лекции по философии. Екатеринбург, 1992.
Kaccupep Э. Лекции по философии и культуре // Культурология XX века. М., 1995.
Kaccupep Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. М., 1988.
Келле В. Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история. М., 1981.
Киреевский И. В. Девятнадцатый век; О характере просвещения Европы и его от­ношение к просвещению России; О необходимости новых начал для филосо­фии // Киреевский И. В. Критика и эстетика. М., 1979.
Клименкова Т.А. От феномена к структуре. М., 1991.
Климент Александрийский. Строматы. Ярославль, 1889.
Коган Л. Н. Социология культуры. Екатеринбург. 1992.
Коган Л. Н. Теория культуры. Екатеринбург. 1994.
Козельский Я. П. Философические предложения // Избр. произв. русских мыслите­лей второй половины XVIII века. Т. 1. М., 1952.
Козловский П. Культура постмодерна. М., 1997.
Козловский П. Современность постмодерна // Вопросы философии, 1995. № 10.
Коллингвуд Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980.
Кондорсе Ж. А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936.
Конев В. А. Человек в мире культуры. Самара. 1996.
Корф Г. Критика теорий культуры Макса Вебера и Герберта Маркузе. М., 1975.
Круглова Л. К. Основы культурологии. СПб., 1995.
Кузнецов В. Н. Французская буржуазная философия XX века. М., 1979.
Кузнецов В. Н., Мейеровский Б. В., Грязное А. В. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1986.
Куклярский Ф. Философия культуры. Пг., 1917.
Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. М., 6 выпусков до 1995 г.


[439]
Культура и традиции. Екатеринбург, Нижневартовск, 1995.
Культура. Традиции. Образование. М., 4 выпуска до 1995.
Культура: философия и история. Томск, 1994.
Культурология (под ред. А. А. Радугчна). М., 1996.
Культурология (под ред. В. Ф. Мамонова). Челябинск., 1994.
Культурология (под ред. Г. В. Драча). Ростов-на-Дону, 1995.
Культурология сегодня. М., 1993.
Культурология XX век. Антология. — М., 1995.
Культурология. Основы теории и истории культуры (под ред. И. Ф. Кефели). СПб., 19%.
Культурология. Под ред. А. Н. Марковой. М., 1995.
Культурология. Под ред. В. И. Добрынина. М., 1993.
Культуры. Диалог народов мира // Культура в век электроники. № 4. 1985.
Курицын В. К ситуации постмодернизма // Новое литературное обозрение. 1995. №11.
Курицын В. Книга о постмодернизме. Екатеринбург. 1992.
Курицын В. О некоторых попытках противостояния «авангардной парадигме» // Новое литературное обозрение. 1996, № 20.
Кутырев В. А. Естественное и искусственное: борьба миров. Нижний Новгород. 1994.
Леви-Стросс Клод. Первобытное мышление. М., 1994.
Ленин В. И. О кооперации. Полн. собр. соч. Т. 45.
Ленин В: И.О нашей революции. Полн. собр. соч. Т. 45.
Ленин В. И. О пролетарской культуре. Полн. собр. соч. Т. 41.
Леонтьев К. Н. Византизм и славянство; Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения; Чем и как либерализм наш вреден?; письма к В. С. Соловьеву // Избр. М., 1993.
Лиотар Ж. Ф. Заметка о смыслах «пост» // Иностранная литература, 1994. № 1.
Лиотар Ж. Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // Ad Marginem. 1993. V., Ad Marginem, 1994.
Локк Дж. Опыты о человеческом разумении. Два трактата о правлении. Мысли о воспитании. Соч. в 3-х т. М., 1985-1988.
Ломоносов М. В. Древняя Российская история. Полн. собр. соч. в 10 т. Т. 6. М.-Л., 1952.
Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М., 1990.
Лосев А. Ф. История античной эстетики. М., 1963—1993.
Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991.
Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992.
Лотман Ю. М. Статьи по типологии культуры. Тарту. 1970.
Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. СПб. 1994.
Малахов В. А. Культура и человеческая целостность. Киев. 1984.
Малиновский Б. Научная теория культуры // Вопросы философии. 1983, № 2.
Мамонтов С. П. Основы культурологии. М., 1996.
Мандевиль Б. Басня о пчелах. М., 1974.
Маннгейм К. Идеология и утопия. М., 1990.
Маньковская Н. Б. «Париж со змеями» (Введение в эстетику постмодернизма). М., 1995.
Маркарян Э. С. Очерки теории культуры. Ереван. 1969.
Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.
Марков А. П. Отечественная культура как предмет культурологии. СПб., 1996.
Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.
Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев, 1995.
Межуев В. М. Культура и история. М., 1977.
Межуев В. М. Культура как проблема философии. В кн.; Культура, человек и кар­тина мира. М., 1987.


[440]
Методические материалы к практическим занятиям по культурологии. СПб, изд.. ПГУПСа, 1995.
Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика. М., 1996.
Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1992.
Монтескье Ш. -Л. О духе законов. Избр. произв. М., 1955.
Морган Л. Древнее общество. М., 1934.
Мотрошилова Н. В. Драма жизни, идей и грехопадений М. Хайдеггера. // Квинтэс­сенция. Философиский ежегодник-91. М., 1992.
Мотрошилова Н. В. Познание и общество. Из истории философии XVII—XVIII ве­ков. М., 1969.
Назаретян А. П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры (Си­нергетика исторического процесса). М., 1996.
Налимов В. В. Критика исторической эпохи: неизбежность смены культуры в XXI ве­ке // Вопросы философии. 1996. №11.
Ницше Ф. Ессе Homo // Там же. Т. 2.
Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Соч. в 2-х т. Т. 1. М., 1990.
Носовский Г. В., Фоменко А. Т. Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима. Т. I, II. М., 1995.
Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства и другие работы. М., 1991.
Ортега-и-Гассет X. Философия. Эстетика. Культура. М., 1993.
Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991.
Освальд Шпенглер и Закат Европы. М., 1922.
Осипова Э. Эмерсон. Писатель и время. М., 1991.
ПигалевА. И. Культурология. Волгоград, 1995.
Платон. Государство. Соч. Т. 3. М. 1991.
Платон. Протагор. Соч. Т. 1. М. 1990.
Плеханов Г. В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю // Избр. филос. труды в 5-ти т. Т. 1. М., 1955.
Плеханов Г. В. Эстетика и социология искусства. В 2 т. М., 1978.
Полетаев Е., Пучин Н. Против цивилизации. Пг., 1918.
Поликарпов В. С. Лекции по культурологии. М., 1977.
Постмодернизм и культура (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1993. № 3.
Постмодернизм и культура. М., 1991.
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из Хаоса. М., 1986.
Пропп В. Я. Морфология сказки. Л., 1928.
Просветительское движение в Англии. М., 1991.
Раскин Д. (Рескин). Современные художники. Т. 1, 2. М., 1901.
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология XX века. М., 1995.
Ровнер А. Третья культура. СПб, 1996.
Рождественский Ю. В. Введение в культуроведение. М., 1996.
Разин В. М. Введение в культурологию. М., 1994.
Рорти Р. Хабермас и Лиотар о постсовременности // Ступени. 1994. № 2.
Российская ментальность // Вопросы философии. №11. 1994.
Россия глазами русского. Чаадаев, Леонтьев, Соловьев. Отв. ред-А Ф. Замалеев. СПб., 1991.
Русская идея (сост. М. А. Маслин). М.,1991.
Русская идея: В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. В 2-х тт. М., 1994.
Русская культура вне границ. М., 3 выпуска до 1996 г.
Руссо Ж. -Ж. Трактаты. М., 1969.
Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.


[441]
Свасьян К. А. Иоганн Вильгельм Гете. М., 1989.
Селиванов В. В. Искусство XX века: эстетические теории и художественные прин­ципы. Л., 1991.
Семенов В. Е. Массовая культура в современном мире. СПб., 1991.1*
Семенов В. Е. Искусство как межличностная коммуникация. СПб., 1995.
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М. 1987.
СикевичЗ. В. Русские: образ народа. СПб., 1996.
Силичев Д. А. Деррида: деконструкция или философия в стиле постмодерн // Фи­лософские науки.1992, № 3.
Смит А. Теория нравственных чувств. М., 1997.
Смит А., Юм Д., Хатчесон Ф. Эстетика. М., 1973-
Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М., 1996.
Соколов Б. Г. Маргинальный дискурс Деррида. СПб., 1996.
Соколов Е. Г. Лекции по культурологии. Ч. 1. СПб., 1997.
Соколов Э. В. Культура и личность. М., 1972.
Соколов Э. В. Культурология. М., 1994.
Соколов Э. В. Понятие, сущность и функции культуры. Л., 1990.
Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. М., 1988.
Сорокин П. А. Долгий путь. Сыктывкар, 1991.
Сорокин П. А. Таинственная энергия любви. Социологические исследования. 1991. № 8—9.
Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое. СПб., 1876.
Спенсер Г. Основания социологии. СПб., 1896.
Спиноза Б. Трактат об усовершенствовании разума. Этика // Избр. произв. в 2-х т. М., 1957.
Степун Ф. А. Трагедия творчества // Логос. 1910, № 1.
Струве П. Б., Франк С. Л. Очерки философии культуры // Полярная звезда. 1905, № 1, 2.
Султанов К. В. Проблемы культуры в свете социологии. Л., 1989.
Тайлор -Э. Первобытная культура. М., 1989.
ТатищевВ. Н. История Российская. М.-Л., 1962.
Татищев В. Н. Разговор о пользе наук и училищ. М., 1987.
Теияр де Шарден. Феномен человека. М., 1987.
Типсина А. Н. Немецкий экзистенциализм и религия. Л., 1990.
Тойнби А. Постижение истории. М., 1992.
Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.
Унамуно М. де. О трагическом чувстве жизни... Агония христианства. М., 1997.
Фарман И. П. Теория познания и философия культуры. М., 1986.
Февр Л. Бои за историю. М., 1991.
Фидлер Д. Пересекайте рвы, засыпайте границы // Современная западная культу­рология: самоубийство дискурса. М., 1993.
Философия в Энциклопедии Дидро и д'Аламбера. М., 1994.
Философия и культура. М., 1994.
Философия культуры. Самара, 1995,1996,1997.
Философия ранних буржуазных революций. М., 1983.
Философия. Религия. Культура. М., 1982.
Философская культура личности. Бийск, 1996.
Флоренский П. А. Из богословского наследия. М., 1977.
Флоренский П. А. Имена // Опыты: Литературно-философский ежегодник. М., 1990.
Флоренский П. А. Соч.: В 2 т. М., 1990.
Фоменко А. Т. Империя. М., 1996.


[442]
Франк С. Л. Реальность и человек. СПб., 1997.
Франк С. Л. Философия и жизнь. Этюды и наброски философии культуры. СПб., 1910.
Франк- Каменецкий И. Первобытное мышление в свете яфетической теории и фи­лософии: Язык и литература. Л., 1929.
Французское просвещение и революции. М., 1989.
Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.
Фрейденберг О. М. Происхождение пародии // Ученые записки Тартусското уни­верситета: Труды по знаковым системам. 1973, № 308.
Фриче В. И. Очерки социальной истории искусства. М., 1923.
Фриче В. И. Социология искусства. М.-Л., 1930.
Фуко М. Археология знания. Киев, 1996.
Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.
Фуко М. Что такое автор? // Лабиринт. Экс-Центр, № 3. 1991.
Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии, 1990, № 3.
Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
Ханова О. В. Культура и деятельность. Саратов. 1978.
Хейзинга И. Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры. М.,1992.
Хейзинга И. Осень средневековья. М., 1988.
Хомяков А. С. О старом и новом; Мнение иностранцев о России; Мнение русских об иностранцах; О возможности русской художественной школы // Хомяков А. С. О старом и новом. Статьи и очерки. М., 1988.
Хомяков А. С. Сущность западного христианства. Б. м., 1974.
Хомяков А. С. Церковь одна // Соч. В 2 т. Т. 2. М., 1994.
Цицерон. Об обязанностях. Трактаты. М. 1993.
Чаадаев П. Я. Философические письма; Апология сумасшедшего // Чаадаев П. Я. Соч., М., 1989.
Чавчавадзе Н. 3. Культура и ценности. Тбилиси, 1984.
Чанышев А. А. Проблема ценностного и целевого единства культуры в идеализме А. Шопенгауэра // Историко-философский ежегодник-88. М., 1989.
Человек, творчество, ценности. Саратов, 1995.
Чешков М. А. «Новая наука», постмодернизм и целостность современного мира // Вопросы философии. 1995, № 10.
Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. М., 1993.
Шеллинг Ф. Введение в философию мифологии // Соч. Т. 2. М., 1989.
Шеллинг Ф. Философия искусства. М., 1966.
Шефтсбери Э. Эстетические опыты. М., 1975.
Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека // Собр. соч. в 7-ми т., т. 6. М., 1957.
Ширшов И. Е. Динамика культуры. Минск. 1980.
Шлегель Ф. О «Мейстере» Гете // Там же.
Шлегель Ф. Теория западно-европейского романтизма // Литературные манифе­ста западно-европейских романтиков. М., 1980.
Шлегель Ф. Философия истории // Эстетика. Философия. Критика. М., 1983.
Шлейермахер Ф. О религии. М., 1995.
Шмит Ф. И. Искусство: основные проблемы теории и истории. Л., 1925.
Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1988.
Шор Ю. М. Очерки теории культуры. Л., 1989.
Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993
Шпет Г. Г. Соч. М., 1989.
Штаерман Е. М. Проблемы культуры в западной социологии. Вопросы философии. 1967, №1.


[443]
Щербатов М. М. История российская от древнейших времен. Т. 1—7. СПб., 1770—1791.
Щербатов М. М. О повреждении нравов в России // «О повреждении нравов в Рос­сии» князя М. Щербатова и «Путешествие» А. Радищева. Факсим. изд. М., 1984.
Эккерман И.-П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. М., 1981.
Эко У. Заметки на полях «Имени розы» // Иностранная литература, 1988, № 10.
Элиаде М. Космос и история. М., 1987.
Эмерсон Р. Природа // Эстетика американского романтизма. М., 1978.
Эпштейн М. От модернизма к постмодернизму: диалектика «гипер» в культуре XX века // Новое литературное обозрение. 1995, № 16.
Эрн В.Ф.Соч.М.,1991.
Этнография за рубежом. М., 1979.
Юм Д. Трактат о человеческой природе... Исследование о принципах морали. // Соч. в 2-х т. М., 1965.
Юнг К. Психология бессознательного. М., 1994.
Язык и философия культуры. М., 1985.
Яковец Ю. В. История цивилизации. М., 1995.
Яковец Ю. В., Пирогов С. В. Закономерности цикличной динамики и генетики нау­ки, образования и культуры. М., 1993.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.,1991.


Содержание
ВВЕДЕНИЕ. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА............................ 3
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ПРЕДЫСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ ........................................................ 15
ГЛАВА 1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КУЛЬТУРЕ В АНТИЧНОСТИ.СРЕДНЕВЕКОВЬЕ, ВОЗРОЖДЕНИИ ........ 16
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.. 30
ПРОГРАММА КУЛЬТИВИРОВАНИЯ РАЗУМА ........................................ 33
ЕСТЕСТВЕННОЕ И ИСКУССТВЕННОЕ В ОБЩЕСТВЕ ............................ 39
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС .............................................. 46
«ПРИРОДА» И «СВОБОДА» ................................................ 58
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ XIX ВЕКА ..............................................69
ГЛАВА 3. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ В ГЕРМАНИИ XIX ВЕКА .............................................. 76
ГЕТЕ И РОМАНТИКИ .....................................77
ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРЫ В ФИЛОСОФИИ МАРКСА............................................. 86
ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРЫ В «ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ» ........................................... 92
МАРБУРГСКАЯ И БАДЕНСКАЯ ШКОЛЫ НЕОКАНТИАНСТВА................................ 99
ГЛАВА 4 ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ ВО ФРАНЦИИ XIX ВЕКА........................................... 108
ГЛАВА 5. АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ XIX ВЕКА ............................ 127
РОМАНТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ .................................................. 128
ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ .......................................................... 133
ГЛАВА 6. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ (СЕРЕДИНА XVII-ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА) ... 139


РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА............................................................... 157
ГЛАВА 7. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ В ГЕРМАНИИ XX ВЕКА ............................................ 165
ТРАГЕДИЯ КУЛЬТУРЫ В ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ Г. ЗИММЕЛЯ И О. ШПЕНГЛЕРА..... 167
МЕТОД «ИДЕАЛЬНЫХ ТИПОВ» В ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ М. ВЕБЕРА ................ 176
ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРЫ В ФИЛОСОФИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА ......................... 182
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ Х.-Г. ГАДАМЕРА ..................................................... 195
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ А.ШВЕЙЦЕРА ....................................................... 199
ГЛАВА 8. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ ВО ФРАНЦИИ XX ВЕКА ........................................... 205
ГЛАВА 9 . ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ В ИСПАНИИ И ИТАЛИИ XX ВЕКА .............................. 233
ГЛАВА 10. ФИЛОСОФИЯ И ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ В ПОЛЬШЕ Х1Х-ХХ ВЕКОВ..........................244
ПРЕДПОСЫЛКИ: ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ В ПОЛЬСКОЙ
ОБЩЕСТВЕННО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XVII ВЕКА .................................. 245
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТОРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
XIX - СЕРЕДИНЫ XX ВЕКА ...................................................................... 249
ГЛАВА 11. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ В АНГЛИИ И США XX ВЕКА ..................................... 276
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КУЛЬТУРЫ ...................................................... 277
ТЕОРИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ А. ТОЙНБИ ........................................... 282
ИНТЕГРАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ П. СОРОКИНА ..................................... 286
ф. БОАС И А. КРЕБЕР: ВЗГЛЯДЫ ПОЛЕВЫХ ЭТНОГРАФОВ
НА ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ .......................................................... 293
ГЛАВА 12. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА.... 302
ФИЛОСОФСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ ПСИХОАНАЛИЗА...................................... 303
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ ФРАНКФУРТСКОЙ ШКОЛЫ...................................... 319
ПРОБЛЕМА ЯЗЫКА И КАРТИНЫ МИРА
В ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА ....................................................... 335
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ И. ХЕЙЗИНГИ ......................................................... 345
ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ СИТУАЦИЯ В КУЛЬТУРЕ XX ВЕКА ................................ 351
ГЛАВА 13. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ И СССР XX ВЕКА .................................... 363
ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XX ВЕКА ................... 364
ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ В СССР ............................................................. 405
РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ НАКАНУНЕ XXI ВЕКА....... 412
БИБЛИОГРАФИЯ ........................................................................................ 434


ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
Генеральный директор А. Л. Кноп Директор издательства О. В. Смирнова Главный редактор Ю. А. Сандулов Художественный редактор С. Л. Шапиро Корректор С. В. Николаева Верстка оригинал-макета Д. А. Потрекий
ЛР № 065466 от 21.10.97 г.
Сдано в набор 20.11.97. Подписано в печать 12.12.97. Формат 60Х88 1/16. Гарнитура Таймс. Печать офсетная. Печ. л. -28. Тираж 10 000 экз. Заказ № 1329.
Издательство «ЛАНЬ». 193029, Санкт-Петербург, пр. Елизарова, 1.
Отпечатано с готовых диапозитивов в ГПП «Печатный Двор» Государственного комитета РФ по печати. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.


УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!
Мы рады Вам сообщить, что с 1 января 1998 года в Издательстве «ЛАНЬ» начинает работу отдел «Книга — почтой».
Для того, чтобы воспользоваться этой услугой и приобрести книги нашего издательства, Вам нужно заполнить почтовую карточку и отправить ее по нашему адресу:
193029, Санкт-Петербург, пр. Елизарова, д.1 («ЛАНЬ») Денисовой С. В.
Образец заполнения почтовой карточки:
Вы также можете оформить заказ с помощью
электронной почты. E-mail:
root@lanpbl.spb.ru
lanpbl@nevsky.net
тел. (812) 265-00-88 (812) 567-54-93


Книгоиздательская и книготорговая фирма
Издательство «ЛАНЬ»
Книги нашего издательства
Обмен, в т.ч. междугородний, и закупку книг других издательств и книготорговых организаций
Приглашаем к сотрудничеству авторов и издательства для совместного выпуска книг
Формирование контейнеров в любую точку страны
Ответственное хранение по договорным ценам
Экспедирование и перевозка книжной продукции Москва — Петербург, Петербург — Москва
Гибкая система скидок
ЖДЕМ ВАС ПО АДРЕСАМ:
РФ, Санкт-Петербург, пр. Елизарова, д. 1 Тел. (812) 567-54-93 , 265-00-88, 233-88.27 Факс (812) 567-14-45
Филиал в Москве РФ, Москва, ул. Ташкентская, 34 к. 3
Тел. (095) 377-66-74 E-mail: lanpbl@nevsky.net root@lanpbl.spb.ru


По своей глубинной сущности культура есть развернутое во време­ни самоосуществление человека, его бытия.
Авторами проанализирована важная проблема философии куль­туры — исследование закономер­ностей превращения единой сущно­сти культуры во множество конкрет­ных культур, совершающееся в двух плоскостях — социальном простран­стве и социальном времени.
Учебное пособие «Философия культуры» написано специалистами ведущих вузов Санкт-Петербурга и рекомендовано студентам, аспиран­там и преподавателям гуманитарных специальностей.
Сканирование: Янко Слава
yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru/ | http://www.chat.ru/˜yankos/ya.html | Icq# 75088656
update 5/4/01

<<

стр. 3
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ