<<

стр. 11
(всего 90)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

утверждение истинности
мысли, а лишь передачу содержания.
В логике с В. имеют дело гл. обр. при применении логич. исчислений в к.-л.
конкретной области
объек-
98 ВЫГОТСКИЙ
тов. В формулах же самих т. н. «чистых» логич. исчислений в основном фигурируют
переменные В.
и формы высказываний (выскааывательяые формы). Переменное В.— это не В. в
подлинном смысле,
а переменная для В., т. е. переменная, на место к-рой могут подставляться
конкретные
(«постоянные») В. (данного вида) или их имена. Форма В.— это выражение,
содержащее переменные
(в частности, быть может, и переменные для В.) и обращающееся в В. после
подстановки к.-л.
значений — из соответств. допустимых областей значений — вместо всех входящих в
неё
переменных. Напр., формой В. является формула х + у >2 (х, у — переменные,
принимающие
значения, напр., из области действит. чисел; при х= 1, у = 2 эта формула
обращается в истинное В. 1
+ 2 > 2). См. Логика высказываний.
• Тарский А., Введение в логику и методологию дедуктивных наук, перевод о
англ.,М., 1948; Чёрч А., Введение в
математическую логику, перевод с англ., т. 1, М., 1960.
ВЫТЕСНЕНИЕ, одно из осн. понятий психоанализа, защитный механизм психики,
состоящий в
активном забывании, удалении из сферы, сознания в бессознательное неприемлемых
для «Я»
влечений и импульсов. Вытесненное сохраняет присущую ему энергию влечения;
стремясь вернуться
в сознание, оно может ассоциироваться с др. вытесненным материалом, формируя
психологич.
комплексы. Полное растворение, исчезновение вытесненного имеет место лишь в
редких случаях
полной сублимации.
ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА, направление эксперимен-тального исследования мышления,
существовавшее в 1-м десятилетии 20 в. в психологич. ин-те г. Вюрцбург
(Германия).
Главные представители — О. Кюльпе (основатель В. т.), Н. Ах, К. Бюлер. Орган
школы — журн.
«Archiv fur die gesamte Psychologie» (с 1903). Усовершенствовав технику
самонаблюдения (подбор и
предварит. тренировка испытуемых, разделение выполнения задания и отчёта о
пережитом в нём),
представители В. ш. установили отсутствие в сознании испытуемых образов,
соответствующих
содержанию заданий. Отсюда основной, по О. Кюльпе, негативный тезис школы о
безобразном
характере мышления, его несводимости к комбинации чувственных представлений.
Переживаются, а затем сообщаются при отчёте, согласно В. ш., как правило, не
образы, а нечто дру-
гое — отношения, целевые установки, действия комбинирования и группировки и т.
д. Характерная
черта этих образований — интенциональность, направленность на нечто лежащее за
пределами пе-
реживания: идеи, идеальные и реальные предметы и т. д.
Для объяснения перехода от одних состояний сознания к другим в В. ш. в
добавление к механизму
репродукции ассоциативно связанных представлений был выдвинут принцип установки,
детерминирующей тенденции (Ах). Вызываемая задачей детерминирующая тенденция
столь сильна,
что может разрушать даже устоявшиеся ассоциативные связи и сохраняться некоторое
время спустя
после проведения эксперимента.
Главная заслуга В. ш. состоит в утверждении специфичности психологич.
особенностей мышления,
их несводимости к ассоциации представлений. Работы В. ш. послужили отправной
точкой для
экспериментальной психологии 20 в., оказав непосредственное влияние на
гештальтпсихологию, а
также на формирование теории установки. Тезис о безобразности мышления повлиял
на некоторые
эстетические теории.
• Кюльпе О., Совр. психология мышления, пер. с нем., в сб.: Новые идеи в
философии, № 16, СПБ, 1914; Яpошевский М.
Г., История психологии, ?., 19762, гл. 12.




Г
ГАДАМЕР (Gadamer) Хане Георг (p. 11.2.1900, Мар-бург), нем, философ (ФРГ), один
из ведущих
представителей филос. герменевтики сер. 20 в. В осн. соч. «Истина и метод»
(«Wahrheit und
Methode», I960), исходя из идей Дильтея (концепция понимающей психологии),
Гуссерля (теория
«горизонта» и «жизненного мира») и Хайдеггера (учение о языке), развил концепцию
герменевтики
не только как метода гуманитарных наук, но и как своеобразной онтологии. Автор
ряда соч. по
истории философии, эстетике и философии истории.
M Goethe und die Philosophie, Lpz., 1947; Kleine Schriften, Bd 1—3, Tub., 1967—
72; Hegels Dialektik, Tub., 1971; Die
Begriffsgeschichte und die Sprache der Philosophie, Opladen, 1971; Vernunft im
Zeitalter der Wissenschaft, Fr./M., 1976; Philo-
sophische Lehrjahre, Fr./M., 1977; Dialogue and dialectic, N. Y.— L., 1980.
ГАЗАЛИ, аль-Газали, Абу Хамид Мухаммед ибн Мухаммед (1058 или 1059, Хорасан,
Иран,— дек.
1111, там же), мусульм. теолог и философ. Иранец по происхождению; писал преим.
по-арабски.
Получил образование в Нишапуре (Вост. Иран) и Багдаде. Был преподавателем
мусульм. права.
Занимаясь философией, Г. пришёл к выводу о принципиальной несочетаемости веры
как понятия
иррационального и философии как продукта рационалистич. построений, что вызвало
у него
глубокий психологич. кризис (1095). Отказавшись от поста мудариса (профессора),
Г. И лет вёл
жизнь странствующего дервиша, а затем затворника.
Осн. соч. Г.— огромный компендий «Воскрешение наук о вере» («Китаб ихйя улум ад-
дин», т. 1—4,
1872, рус. пер. 1980), где развивается идея невозможности рационального познания
бога (поскольку
бог есть высшая истина), хотя Г. не отрицает достоверности построенных на
рациональных
основаниях наук, дающих знание закономерностей окружающего мира. Познание бога,
по Г.,
возможно лишь путём экстатич. переживания, выступающего в качестве внутр. опыта
для каждого
испытавшего его индивида. В «Само-опровержепии философов» («Тахафут аль-
фаласифа», 1927) Г.
подверг резкой критике известные ему филос. системы, особенно вост. аристотелизм
(Фараби, Ибн
Сина), дав в то же время его классич. изложение в работе «Стремления философов»
(«Макасид аль-
фаласифа»); в силу этого в ср.-век. Европе долгое время считался одним из
представителей
аристотелизма. Против мистич. теизма Г. выступил Ибн Рушд. Система Г. во многом
явилась филос.-
теологич. формулированием монотеистич. суфизма, к-рый Г. объединил с умеренным
ортодоксальным исламом.
Идеи Г. оказали воздействие на развитие мусульм. философии, ср.-век. евр.
философии (Маймонид,
Ба-хья ибн Пакуда и др.) и европ. мястич. учений (Луллий, Экхарт и др.).
• в рус. пер.: Ответы на вопросы, предложенные ему, в кн.: Григорян С. Н., Из
истории философии Средней Азии и
Ирана 7—12 вв., М., 1960; Избавляющий от заблуждения, там же.
•Петрушевский И. П., Ислам в Иране в 7—15 вв., Л., 1966; Smith M. M., Al-
Ghazall, the mystic..., L., 1945; Wensinсk A. J.,
La pensee de Ghazzalt, P., 1949); Абу Б е к р Абд-ар-Раззак, Маа муаллифат аль-
Газали, т. 1—3, Каир, 1966.
ГАЛЁН (???????, рим. имя Claudius Gnlenus) (129, Пергам,— 199, Рим), др.-рим.
врач и философ
греч. происхождения (писал на греч. яз.). Изучал медицину и философию в Греции и
Александрии. С
169 жил в Риме, лейб-медик при дворе императоров Марка Ав-релия и Луция Вера,
впоследствии
также Коммода. Громадная по размаху и влиянию преподават. и лит. деятельность
Г., во многом
определившего пути развития европ. медицины вплоть до эпохи Возрождения,
проникнута ведущей
мыслью о тождестве медицины и философии (ср. программное соч. Г. «О том, что
лучший врач в то
же время — философ»); его кумиры — Гиппократ и Платон (многочисл. комм. к соч.
Гиппократа,
трактат «О взглядах Гиппократа и Платона», «сокращение» платоновского «Тимея»),
но также и
Аристотель. Филос. взгляды Г. эклектичны. В логике, физике и метафизике Г.
примыкал к
Аристотелю. В метафизике он добавил к «четырём причинам» Аристотеля пятую —
«инструментальную» (oi'ou). Осн. физиолого-анатомич. трактат Г. «О назначении
частей человеч.
тела» (рус. пер. 1971) обнаруживает последоват. проведение принципа телеологии,
что не мешало Г.
склоняться к эмпиризму в теории познания и делать важные открытия в
экспериментальной
анатомии. Созданная Г. система медицины, сочетание монотеистич. идей
(отождествление бога с
высшим мировым разумом — стоич.-пла-тонич. нусом) с телеологией обеспечили Г.
место высшего
авторитета в медицине и естествознании ср. веков (сравнимого только с
авторитетом Аристотеля).
Соч. Г. были переведены на араб., сирийский, евр. языки. Названная именем Г. 4-я
фигура
силлогизма восходит к Тоофрасту и Евдему. Сохранившаяся под именем Г. «История
философии» —
учебник для студентов-медиков, составленный ок. 500 (см. Доксографя).
• Opera omnia, ed. K. G. Kuhn, v. 1—20, Lpz., 1821—33 (изд. сильно устарело);
отд. трактаты в серии «Corpus medicorum
graecorum», v. 4, 9,10; Scripta minors, v. l—3, Lipsiae, 1884—92; Einfuhrung in
die Logik, Komm., ubers, v. J. Mau, B., I960;
Galen's Institutio logica, transl., introd., comm. by J. S. Kief-fer, Baltimore,
1964; Oriental Studies, v. l, Camb., 1962 (араб,
пер.).
•Bowersoek Q. W., Greek sophists in the Roman Empire, Oxf., 1969, eh. 6.
ГАЛИЛЕЙ (Galilei) Галилео (15.2.1564, Пиза,- 8.1. 1642, Арчетри, близ
Флоренции), итал. физик,
астроном, математик и мыслитель, один из основателей совр. экспериментально-
теоретич.
естествознания, заложивший основы классич. механики. Сконструировав телескоп, Г.
сделал важные
астрономич. открытия (горы на Луно, солнечные пятна, фазы Венеры, спутники
Юпитера и др.), в
результате к-рых разрушалось ср.-век. представление о космосе и доказывалась
восходящая к
античности (Анаксагор) идея единства земных и небесных явлений. Г. заложил
основы классич.
динамики, сформулировав принцип относительности движения, идею инерции, закон
свободного
падения тел. Открытия Г. обосновывали гелиоцентрич. систему Коперника в борьбе
со схоластич.
аристотелевско-птолемеевской традицией. Г. развивал принципы механистич.
материализма. В
понимании материи он был близок к ато-мистам, предложил идею материальной
субстанции как
единой неизменной основы природы, обладающей определ. структурой и требующей для
своего
описания исключительно механико-математич. средств — «фигур, чисел и движений».
Так
называемые вторичные качества (цвет, вкус, запах), яо Г., лишены
субстанциональности я поэтому
(вместе с др. свойствами субъекта и его деятельности) должны быть элиминированы
из науч. знания.
В гносеологии он развивал идею безграничности «экстенсивного» познания природы,
отмечая в то
же время возможность достижения абс. истины, т. е. «интенсивного» познания. Г.
придерживался
прогрессивной в то время теории двойственной истины, стремясь отграничить науч.
исследование от
теологии.
ГАЛИЛЕЙ 99
Исходным пунктом познания, по Г., является чувственный опыт, к-рый, однако, сам
по себе не даёт
достоверного знания. Оно достигается планомерным реальным или мысленным
экспериментированием, опирающимся на строгое количественно-математич. описание.
Г. выделял
два осн. метода экспериментального исследования природы. Аналитич. методом
«резолюции» с
использованием средств математики, абстракций идеализации и предельного перехода
выделяются
элементы реальности (явления, к-рые «трудно себе представить»), не доступные
непосредств.
восприятию (напр., мгновенная скорость, движение по инерции). Далее на основе
синтетически-
дедуктивного метода «композиции» строится теоретич. схема, объясняющая явление и
подтверждающая ранее выдвинутые предположения. Достоверное знание в итоге
реализуется в
объясняющей теоретич. схеме как единство синтетического и аналитического,
чувственного и
абстрактного. Науч. деятельность и прогрессивный характер мировоззрения Г.
вызвали
преследования инквизиции. Г. был принуждён публично отказаться от своих
гелиоцентрич. идей.
• Le ореге, v. 1—20, Firenze, 1929—39; в рус. пер.— Избр. труды, т. 1 — 2, М.,
1964.
• Кузнецов Б. Г., Г., fM.J, 1964; Вопросы истории естествознания и техники, в.
16 (К 400-летию со дня рождения Г.), М., 1964;
Wohlwill E., Galilei und sein Kampf fur die copernicanische Lehre, Bd 1—2,
Hamb.—Lpz., 1909—26; M c. M u l l i n] E. (ed.), Galileo;
man of science, N. ?.— L., 1968; Shapere D., Galileo. A philosophical study,
Chi., 1974.
ГАЛЬТОН, Г о л т о н (Galton) Фрэнсис (16.2.1822, Бирмингем,— 17.1.1911,
Лондон), англ, психолог
и антрополог. Первым разработал на основе экспериментальных и математич. методов
учение об
индивидуаль-но-психологич. различиях между людьми — дифференциальную психологию.
Эти
различия Г. под влиянием одного из принципов эволюц. теории своего двоюродного
брата Дарвина
объяснял преим. наследств. факторами. Постановка вопроса о роли этих факторов в
развитии
личности являлась новаторской, однако преувеличение их привело к односторонним
выводам,
игнорирующим социальную сущность человека. Г. считал, что совершенствование
человеч. природы
может быть решено путём выведения на основе законов наследственности расы особо
одарённых,
умственно и физически сильных людей (евгеника). С целью диагностики психич.
качеств изобрёл ряд
приборов, получивших широкое распространение в практике лабораторного
исследования,
разработал множество конкретно-науч. методик, в т. ч. изучения ассоциаций идей,
образной памяти и
т. н. метод близнецов, позволяющий выяснить соотношение между наследственностью
и внеш.
влияниями. Считая, что между различными (физич. и психич.) свойствами индивидов
имеются
корреляции, создал статистич. методы их определения, ставшие основой факторного
анализа, широко
применяемого в совр. психологии и социологии. К Г. восходит идея использования
тестов для
определения индивидуальных различий.
• Hereditary genius, L., 1869; English men of science, their nature and nurture,
L., 1874; Inquiries into human faculty and its
development, L., 1883.
• ? ? е с с П., Пиаже Ж. (сост.), Экспериментальная психология, пер. с франц.,
М., 1966, гл. 2; К а н а е в И. И., Ф. Г. 1822—1911,
Л., 1972; Я ? о ш е в с к и и М. Г., История психологии, ?., 19762, гл. 2.
ГАЛЬТУНГ (Galtung) Юхан (р. 24.10.1930, Осло), норв. социолог. Директор
Междунар. ин-та
мирных исследований (с 1966), гл. ред. журн. «Journal of Peace Research».
Работает в области
социологии конфликта, развития стран «третьего мира», междунар. отношений и
футурологии.
Сторонник применения методов естеств. наук, системного подхода. Для оценки внеш.
конфликтов,
по Г., необходимо иметь пред-
варит. понятие о солидарности и внутр. порядке конфликтующих единиц. В
«структурной теории
агрессии»
100 ГАЛЬТОН
Г. опирается на функциональную теорию стратификации и сравнят, этологию. Понятие
насилия и
сферу конфликтных социальных процессов Г. распространяет на любые действия или
уклонения от
действия, мешающие другим людям жить «полной жизнью». Так, смерть от недоедания
из-за
неравного распределения ресурсов, по Г., есть насилие. В своих «моделях мира»
(мирного развития)
Г. близок к экологич. движению на Западе, выступающему за оптимизацию отношений
общества и
природы, за гуманизацию ноосферы. Но в целом Г. остаётся в рамках техницистской
идеологии.
Прогнос-тич. многофакторные модели социальных изменений Г. противопоставляет
марксистской
теории обществ, развития.
• Gandhis politiske etikk, Bergen, 1955; Synthetic Sociology, Oslo, 1968;
Members of two worlds, Oslo, 1971.
ГАМАН (Hamann) Иоганн Георг (27.8.1730, Кенигсберг,— 21.6.1788, Мюнстер), нем.
философ-
иррациона-лист. После духовного кризиса во время пребывания в Лондоне (1758) вёл
существование
непрофессионального философа сократич. типа («северный маг»), зарабатывая на
жизнь службой в
акцизном управлении и на таможне. Краткие соч. Г., писавшиеся фрагментарно,
намеренно темно и
зашифрованно, поднимали проблемы философии истории, философии языка и т. д. В
них отразился
кризис нем. просветит. рационализма, с критикой к-рого выступал Г.,
акцентировавший интуитивный
момент в познании (концепция «непосредств. знания») и творчестве (особенно в
соч. «Aesthetica in
nuce» в составе «Крестовых походов филолога» — «Kreuzzuge des Philologen»,
1762). Представления
Г. о сложном единстве человеч. личности, о творчестве гения, об изначальности
поэзии оказали
огромное влияние на нем. филос.-эстетич. мысль (Гердер, течение «Бури и
натиска», Гёте).
Содержащиеся в работах Г. мотивы религиозной критики культуры проявились позднее
у
Кьеркегора. Г. воплотил в себе тип критика культуры, распространившийся позднее,
начиная с эпохи
романтизма. Г. явился также одним из ранних критиков Канта («Метакритика пуризма
разума» —
«Metakritik uber den Purismum der Vernunft», опубл. 1800).
• Samtliche Werke, hrsg. v. J. Nadler, Bd i—6, W., 1949—57; Briefwechsel, hrsg.
v. W. Ziesemer und A. Henkel, Bd 1—7 Wiesbaden —
Fr./M., 1955—79; Hauptschriften erklart, Bd l, 2, 4, 5, 7, Gutersloh, 1956—63; в
рус. пер.— Пять пастырских посланий о школьной
драме, в кн.: Идеи эстетич. воспитания, т. 2, М., 1973, с. 149—59.
• Гегель Г. В. Ф., О соч. Г., в кн.: Г е г е л ь Г. В. Ф., Работы разных лет, т.
1, М., 1970, с. 575—642;
Jorgеnsen S--?., J. G. Hamann, Stuttg., 1976 (лит.).
ГАНДИЗМ, социально-политич. и религ.-филос. доктрина, возникшая в период борьбы
Индии за
независимость и получившая название по имени её основоположника — М. К. Ганди
(1869—1948).
Г.— идеология нац.-освободит. движения Индии, руководимого нац. буржуазией. Осн.
политич.
принципы и характерные черты Г.: достижение независимости Индии мирными
средствами, путём
вовлечения в освободит. борьбу широких нар. масс при соблюдении ими ненасилия;
объединение в
борьбе за независимость индийцев, без различия религии, национальности, касты и
класса под
руководством Инд. нац. Конгресса; в области социальных отношений — утверждение
возможности
достижения классового мира и разрешения конфликтов между классами путём
арбитража, исходя из
концепции об опеке крестьян помещиками, а рабочих — капиталистами; идеализация
патриархальных отношений, призывы к возрождению сел. общины, кустарного ремесла
в Индии и
особенно ручного прядения и ткачества (символом Г. была прялка — чаркха),
апелляция к религ.
чувствам нар. масс.
Стержнем Г. стал принцип ненасилия. Разработанная Ганди и принятая его
последователями тактика
ненасильств. борьбы за независимость получила назв. сатьяграхи (букв.—упорство в
истине). Она
выражалась в двух формах: несотрудничества и гражд. неповиновения.
Несотрудничество
заключалось в отказе от
титулов, пожалованных англичанами, бойкоте правительств, уч. заведений,
организации мирных
демонстраций. Гражд. неповиновение выражалось в нарушении отд. законов колон.
властей, в
проведении политич. забастовок, харталов (прекращение всякой деловой активности)
и, в исключит.
случаях, в отказе от уплаты налогов. Для тактики Г. характерно стремление
разрешить отд.
конфликты с англ. властями, а также социальные противоречия путём переговоров и
соглашений на
основе взаимных уступок.
В философии Г. исходит из идеи божеств. реальности, отождествляемой с истиной;
постижение
истины связано с процессом морального самоусовершенствования. Последнее
понимается в
соответствии с идеей ахинсы, к-рая трактуется расширительно: не только как
воздержание от
нанесения физич. вреда живым существам, но предполагает и воздержание от
нанесения духовного
вреда. Источником самоусовершенствования служат «закон любви» и «закон
страдания», согласно к-
рым последователь ахинсы должен сознательно брать на себя страдания и быть
готовым к
самопожертвованию. Отсюда в Г. проповедь сознательного и добровольного
ограничения
потребностей, отказ от жизненных удобств, возведение в идеал аскетич. образа
жизни. Из религ.-
этич. концепции Г. естественно следует убеждение в том, что условия обществ.
жизни определяются
уровнем нравств. развития людей. Г. предпринимает попытку поставить политику в
зависимость от
нравственности. Поэтому Г. провозглашает примат «средств» (поскольку они есть
выражение
нравств. воли человека) над «целями» и выдвигает «средство» мерилом и критерием
политич.
действия.
Ещё при жизни Ганди многие его последователи не принимали полностью политич. и
филос. основы
Г. Так, напр., Дж. Неру не придавал решающего значения принципу ненасилия в
борьбе за
независимость, выступал за развитие крупной пром-сти и т. п. Да и сам Ганди не
всегда был
последователен в проведении тактики ненасилия. Так, в период 2-й мировой войны
он допускал
необходимость использования вооруж. сил (в условиях угрозы япон. вторжения в
Индию).
После достижения Индией независимости (1947) среди последователей Г. имеют место
серьёзные
разногласия по вопросу о путях и методах применения Г. к проблемам социального,
экономич. и
политич. развития
страны.
* P о л л а н Р., Махатма Ганди, пер. с франц.. Л., 1924; Намбудирипад E. M.,
Махатма Ганди и Г., пер. с
англ., М., 1960; Комаров Э., Л и т м а в А., Мировоззрением. Ганди, М., 1969;
Мартышин О. В., Политич.
взгляды М.К.Ганди, М., 1970; Ульяновский P.A., Политич. портреты борцов за нац.
независимость, М.,
1980.
ГАНОВСКИЙ, Гановски Сава Цолов (псевд.— Т p у д и н) (р. 1.3.1897, с. Кунино
Врачанского окр.), болг.
философ-марксист, педагог, обществ. деятель, акад. Болг. АН (1952). Чл. БКП с
1918. Иностр. чл. АН
СССР (1971). Участник антифаш. и партиз. движения в Болгарии (1944). После 9
сент. 1944 занимал ряд
гос. и парт. постов, гл. обр. в области науки и культуры. С 1954 чл. ЦК БКП. Г.
известен своими трудами
по истории философии, диалектич. и историч. материализму, теории социалистич.
культуры и
коммунистич. воспитанию. С 20-х гг. Г. популяризирует и разрабатывает ленинское
филос. наследие,
раскрывает роль ленинского этапа в развитии марксистской философии, даёт критику
различных течений
бурж. философии (в т. ч. ремкеанства), каутскианства и др. * Основни направления
във философията,
София, 1934; Ос-новни закони на научната философия, София, 1940; Проблеми на
възпитанието, София,
1940; Кратка история на философията от древноста до най-ново време, София,
19452; в рус. пер.— Об-
щественно-экономич. формации и мирное сосуществование, М., 1964.
ГАРМОНИЯ СФЕР, музыка сфер, антич. учение о муз. звучании планет (в т. ч. Солнца
и Луны и
планетных «сфер») в рамках геоцентрических представлений Евдокса, Птолемея и др.
(астрономия
до Евдок-са не знала сфер, Платон говорит о «кругах», Аристо-
тель просто о звучании «светил») и — шире — о музы-кально-математич. устройстве
космоса,
характерное для пифагорейской и платонич. традиции. В лат., в т. ч. ср.-век.,
текстах употребляется
также термин harmo-nia (musica) caeli (mundi) —«гармония (музыка) неба (или
мира)».
В др.-греч. философию учение о Г. с. было введено Пифагором, но впервые
засвидетельствовано для
«пифагорейцев» (5 в. до н. э.) Аристотелем в 9-й гл. II кн. трактата «О небе»
(290 Ь 12 слл.), где оно
подвергнуто сокрушит. критике, косвенно направленной против Платона (ср. также
Метафизика 982
Ь 32: пифаго-рейцы считали всю Вселенную «гармонией и числом»). В изложении
Аристотеля
«скорости (светил), измеренные по расстояниям, относятся между собой так же. как
тоны
консонирующих интервалов», и поэтому «звучание, издаваемое светилами при
движении по кругу,
образует гармонию» (т. е. звукоряд в одну октаву: в пифагорейском употреблении
сам термин
??????? означал октаву). Согласно Александру Афродисийскому, высота тона
пропорциональна
скорости светила; по Цицерону (De re publica 6, 18), самый высокий тон
астральной гаммы
принадлежит сфере неподвижных звёзд, самый низкий — Луне. Адаптация Г. с. в
эсхатология, мифе
об Эре в 10-й кн. «Государства» Платона (617 b , ср. также 530 d и Кратил 405с)
предопределила
долгую жизнь идеи Г. с. и её необычайный успех на исходе античности и в ср.
века.
Согласно гипотезе Д. Бернета — В. Кранца, в древнейшем варианте (у самого
Пифагора) речь шла
только о трёх сферах — звёзд (включая планеты), Луны и Солнца, соотносившихся с
тремя
интервалами: квартой (3:4), квинтой (2:3) и октавой (1:2), тем самым вся муз.-
математич. сущность
космоса сполна выражалась тетрактидой. В древнем пифагореизме Г. с. служила
«доказательством»
сокровенной числовой природы мира и имела глубокий этич., эстетич. и
эсхатологич. смысл,
поскольку «душа» тоже мыслилась как «гармония», изоморфная гармонии космоса,
земная лира была
точным «отображением» небесной, игра на ней — приобщением к гармонии Вселенной и
приготовлением к возвращению на астральную прародину; музыка производила в душе
катарсис и
являлась медициной духа (согласно пифагорейскому преданию, непосредственно
слышать Г. с. мог
только Пифагор, остальные не различают её «за неимением контрастирующей с пей
тишины»).
Г.с. входила в более широкий круг концепций «кос-мич. музыки», не обязательно
связанной с
астрономией. От Г. с. в собств. смысле следует отличать корреляцию четырёх тонов
тетрахорда
(четырёхструнной лиры) и четырёх элементов (Боэций, О музыке 1, 20) или
«пифагорейскую»
теорию музыки времён года в изложении Аристида Квинтилиана (III 19 р. 119, 15
W.—I.): весна
образует кварту по отношению к осени, квинту по отношению к зиме, октаву по
отношению к лету и
т. д. Сходные концепции засвидетельствованы для др.-вост. традиций, в частности
«халдейской»
(Plut., De an. procr. 31), египетской (Diod. I, 16, 1) и особенно китайской
(ср., напр., соответствие пяти
нот кит. гаммы «пяти элементам» и временам года).
Благодаря оживлению идеи Г. с. в неопифагореизме и неоплатонизме и гл. обр.
через посредство
Августина, Макробия и Боэция пифагорейско-платоновс-кое космологич. понимание
музыки
подчинило себе всю ср.-век. и зап.-европ. муз. эстетику. Параллельно — благодаря
включению Г. с. в
систему Птолемея — идея музыки сфер продолжала жить в астрономии и астрологич.
традиции
вплоть до нового времени («Гармония мира» Кеплера, 1619, и др.). Представления о
Г. с. имели успех
у поэтов всех веков — от Скифина Теосского до Шекспира («Венецианский купец» V,
1),
ГАРМОНИЯ 101
Гёте (Пролог к «Фаусту»), романтиков и «звёздного хора» А. А. Блока.
• G r a n e t M., La pensee chinoise, P., 1934, p. 209 sq.; T a-tarkiewicz Wl.,
History of aesthetics, v. 1—2, The Hague — P.—
Warsz., 1970; G u t h r i e W. K. C., A history of Greek philosophy, v. l,
Camb., 1971; BurkertW., Lore and science in ancient
Pythagoreanism, Camb. (Mass.), 1972, p. 350 sq.
ГАРТЛИ, Хартли (Hartley) Дейвид (30. 8. 1705, Армли,— 28. 8. 1757, Ват), англ.
мыслитель, один из
основоположников ассоциативной психологии (см. Ассоцианизм). Сын священника,
изучал
богословие в Кембридже; в дальнейшем получил мед. образование и работал врачом.
Стремясь установить точные законы психич. процессов для управления поведением
людей, Г.
пытался применить для этого принципы физики Ньютона. Согласно Г., вибрации внеш.
эфира
вызывают соответствующие вибрации в органах чувств, мозге и мышцах, а эти
последние находятся
в отношении параллельности к.порядку и связи психич. явлений, от элементарных
чувствований до
мышления и воли. Следуя учению Локка, Г. впервые превратил механизм ассоциации в
универсальный принцип объяснения психич. деятельности. По Г., психич. мир
человека склады-
вается постепенно в результате усложнения первичных элементов посредством
ассоциации психич.
явлений в силу их смежности во времени и частоты повторений; побудительные силы
развития —
удовольствие и страдание. Сходным образом Г. объяснял формирование общих
понятий: они
возникают из единичных путём постепенного отпадания от ассоциации, остающейся
неизменной,
всего случайного и несущественного; совокупность постоянных признаков
удерживается как целое
благодаря слову, выступающему в качестве фактора обобщения.
Несмотря на механистичность, учение Г. было крупным шагом вперёд на пути
материалистич.
понимания психики; оно оказало влияние и на этику, эстетику, логику, педагогику,
биологию.
Активным приверженцем учения Г. был Дж. Пристли.
• Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях, в кн.: Англ.
материалисты XVIII в., Собр. произв., т. 2,
М., 1967.
* Ярошевский М. Г., История психологии, M., 19762, гл. 6.
ГАРТМАН (Hartmann) Николай (20. 2. 1882, Рига,-9. 10. 1950, Гёттинген), нем.
философ-идеалист,
основоположник т. н. критич. (или новой) онтологии. Вначале был последователем
марбургской
школы неокантианства; не удовлетворённый её субъективизмом («ме-тодологизмом»),
Г. под
влиянием Э. Гуссерля и М. Ше-лера разработал онтологич. концепцию, к-рая
представляет собой
модернизацию аристотелевски-схолас-тич. учения о бытии («К основам онтологии» —
«Zur
Grundlegung der Ontologie», 1935; «Новые пути онтологии» — «Neue Wege der
Ontologie», 1942).
Согласно Г., бытие имеет слоистую структуру и должно быть рассмотрено как
иерархия четырёх
качественно различных пластов: неорганического, органического, душевного и
духовного. Формы
существования и категориальная структура разных слоев неодинаковы: так,
имматериальные слои
(дух, психическое) существуют только во времени. Каждый из высших слоев
коренится в низшем, но
полностью им не определяется. Низшие формы бытия активнее в своём
самоутверждении, высшие
обладают большей свободой проявления. Г. считал коренные филос. проблемы
неразрешимыми. В
этике Г. вслед за Шелером развивал теорию неизменных «этич. ценностей». Осн.
вопросом для Г. яв-
ляется в этой области проблема соотношения ценностей и свободы воли,
рассматриваемая как
отношения двух родов сил («детерминаций»): идеальной (ценностей, являющихся
ориентиром для
воли) и реальной (воли, осуществляющей ценности) («Этика» — «Ethik», 1926).
102 ГАРТЛИ
• Der Aufbau der realen Welt, В., 1940; Philosophie der Natur, B., 1950;
Grundziige einer Metaphysik der Erkenntnis, B., 19494;
в рус. пер.— Эстетика, M., 1958. j
* Зотов А. Ф., Проблема бытия в «Новой онтологии» .Г., в сб.: Совр. объективный
идеализм, М., 1963; Горн-штейн Т. Н.,
Философия Н. Г., Л., 1969 (библ.); H e i ш-soeth H., Heiss R. [Hrsg.], N.
Hartmann. Der Denker und sein Werk, Gott., 1952; F
r e у С. Т., Grundlagen der Ontologie N. Hartmanns, Tub., 1955; F e u e r s t e
i n R., Die Mo-dallehre N. Hartmanns, Koln,
1957.
ГАРТМАН (Hartmann) Эдуард (23. 2.1842, Берлин,— 5. 6. 1906, Грослихтерфельде),
нем. философ-
идеалист. Источниками философии Г. были волюнтаризм Шопенгауэра и «философия
тождества»
Шеллинга. В своём осн. соч. «Философия бессознательного» (1869, рус. пер. 1902)
Г.
противопоставлял естеств.-науч. материализму мистич. идеализм, а идее
социального прогресса —
пессимистич. взгляд на историю. Г. придерживался позиции панпсихизма, допускал
наличие ощу-
щений у растений и даже у атомов. Основой всего сущего он полагал абс.
бессознательное духовное
начало. Вселенная, по Г.,— это продукт иррационального процесса, в к-ром
сознание — лишь орудие
бессознат. мировой воли, рассматриваемой в качестве источника жизни и движущей
силы развития.
На основе признания иррациональности мира Г. разрабатывал этику с т. зр.
пессимизма («Феномено-
логия нравств. сознания» — «Phenomenologie des sittlichen Bewusstseins», 1879).
Он призывал к
избавлению от трёх иллюзий, последовательно владевших умами людей: иллюзии
земного счастья,
иллюзии потустороннего счастья и, наконец, иллюзии достижения счастья в
результате историч.
развития. В результате Г. пришёл к проповеди нигилистич. религии («Ре-лиг.
сознание человечества»
— «Das religiose Bewusst-sein der Menschheit», 1882): эволюция влечёт Вселенную
к уничтожению
путём осознания её неразумия и нецелесообразности.
• System der Philosophie in Grundriss, Bd 1—8, [Lpz.J, 1907—09; Kategorienlehre.
Bd 1—3, Lpz., 19232; в рус. пер.— Совр.
психология, М., 1902; К понятию бессознательного, в сб.: Новые идеи в философии,
сб. 15, СПБ, 1914.
• Ленин В. И., ПСС, т. 18, с. 61, 302—04; Д е 6 о л ь-ский Н. Г.,
Трансцендентальный реализм Г., в сб.: Новые идеи в
философии, сб. 14, СПБ, 1914; H u b e r M., Eduard von Hartmanns Metaphysik und
Religionsphilosophie, Winterthur, 1954.
ГАССЕНДИ (Gassendi) Пьер (22. 1. 1592, Шантерсье, , близ Диня,— 24. 10. 1655,
Париж), франц.
философ-материалист. Проф. философии в коллеже Экс-ан-Прованса, откуда за филос.
убеждения
был удалён в 1623 иезуитами. С 1626 каноник, а затем настоятель собора в Дине.
Г. занимался также
астрономич. и ма-тематич. исследованиями. С 1645 Г. переселился в Париж, где был
проф.
математики Королев. коллежа. В Париже Г. встречался с Ф. Бэконом, Т. Гоббсом, Г.
Гроцием, Т.
Кампанеллой.
Первая филос. работа Г.— «Парадоксальные упражнения против аристотеликов»
(изданная анонимно
в 1624, рус. пер. 1968) — памфлет против схоластич. псевдоаристотелизма. Г.
ставил задачу
разработки философии на науч. основе, усматривая последнюю в ато-мистич.
материализме Эпикура,
приведённом в соответствие с открытиями естествознания. Осн. филос. труды Г.—
«Свод
философии» (рус. пер. 1966) и «Свод философии Эпикура» (рус. пер. 1966) — были
опубликованы
лишь посмертно в 1658. «Свод философии» состоит из трёх частей: «Логика»,
«Физика» и «Этика». В
«Логике» Г. придерживается принципа материалистич. сенсуализма, служащего
фундаментом его
гно-сеологич. учения. В «Физике» отстаивает материальное единство мира,
состоящего из
многообразия самодвижущихся атомов. «Этика» Г., следуя эпикуреизму,
рассматривает счастье как
высшее благо, утверждает нераздельность счастья и гражд. добродетели, основанной
на
«благоразумии» — критерии блага. Философия Г. имела своеобразную форму учения о
двойственной
истине. Согласно Г., истина обнаруживается благодаря двум различным источникам
света —
доказательству и откровению; первый из них основан на опыте и
разуме, освещающих естеств. явления, второй — на божеств. авторитете, освещающем
явления
сверхъестественные. По словам К. Маркса, там, где Г. отступает от материалистич.
учения Эпикура,
«...он делает это для того, чтобы не противоречить своим религиозным
предпосылкам» (Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., т. 40, с. 44). Однако этот компромисс не избавил Г. от суровых
нападок
ортодоксальных теологов и долголетнего пренебрежения историков философии.
• Opera omnia, v. 1—?, Lugduni, то же, v. 1—6, 1658; Floren-tlae, 1727; в рус.
пер.—Соч., т. 1—2, М., 1966—68. 0 Конь о
Ж., П. Г.— возобновитель эпикуреизма, «ВФ», 1956, M 3; Б ы ? о в с к и и Б. Э.,
Г., М., 1974; R о с h o t В., Les travaux de
Gassendi..., P., 1944; P. Gassendi, 1592—1655. Sa vie et son oeuvre, P., [1955l;
B 1 о с h O. R., La philosophic de Gassendi, La
Haye, 1971.
ГАУДАПАДА (вероятно, жил на рубеже 7—8 вв.), др.-инд. мыслитель, автор первого
систематич.
истолкования адвайта-веданты. Традиция считает Г. учителем Говинды, у к-рого, в
свою очередь,
учился Шанка-ра. В комм. к «Мандукья-упанишаде» — «Мандукья-карика» Г.
анализирует
важнейшие темы адвайта-веданты: тождество брахмана и атмана, майя, мудрость
(«джняна») как
средство освобождения, непостижимость абсолюта и т. п. В учении Г. много точек
схождения с
буддизмом, оказавшим на него значит, влияние (особенно негативная логика
мадхьямики).
• в кн.: UpaniSads. Sechzig Upaniscbad's des Veda. Aus dem Sanskrit ubers, und
mit Einleitung vers. v. P. Deussen, Lpz.,
1921".
• P а д ? а и p и ш H a H С., Инд. философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957, с.
401 — 14; M a h a d e v a n Т. М. Р., Gaudapada; a
study in early advaita, Madras, 1954'.
ГВИШИАНИ Джермен Михайлович (р. 24. 12. 1928, Ахалцихе, Груз. ССР), сов. философ
и
социолог, акад. АН СССР (1979; чл.-корр. 1970). Чл. КПСС с 1951. В 1951 окончил
Моск. ин-т
междунар. отношений. С 1965 зам. пред. Гос. к-та Сов. Мин. СССР по науке и
технике (ГКНТ), с
1977 директор ВНИИ системных исследований ГКНТ и АН СССР. Ведёт науч. работу по
проблемам
управления и социальной организации.
• Социология бизнеса, М., 1962; Социальная роль науки и науч. политика, М.,
1968; Организация и управление, М.,
19722.
ГЕГЕЛЬ (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (27. 8. 1770, Штутгарт,— 14. 11. 1831,
Берлин), нем.
философ, представитель нем. классич. философии, создатель систематич. теории
диалектики на
основе объективного идеализма. В 1788—93 учился в Тюбингенском тео-логич. ин-те
(вместе с
Шеллингом и Гёльдерлином). В 1801—06 жил в Йене. В 1808—16 директор гимназии в
Нюрнберге.
С 1816 до конца жизни проф. философии в ун-тах Гейдельберга (1816—18) и Берлина
(с 1818).
Г. начал как последователь «критич. философии» Канта и Фихте, но уже вскоре, под
влиянием
Шеллинга, перешёл с позиций «трансцендентального» (субъективного) идеализма на
т. зр.
«абсолютного» (объективного) идеализма. Среди др. представителей нем. классич.
идеализма Г.
выделяется обострённым вниманием к истории духовной культуры. Уже в ранних
сочинениях Г.
толкует иудаизм, античность, христианство как ряд закономерно сменяющих друг
друга ступеней
развития духа. Свою эпоху Г. считал временем перехода к новой, исподволь
вызревшей в лоне христ.
культуры, формации, в образе к-рой явственно проступают черты бурж. общества с
его правовыми и
нравств. принципами. В «Феноменологии духа» (1807) духовная культура
человечества представлена
в её закономерном развитии как постепенное выявление творч. силы «мирового
разума». Воплощаясь
в последовательно сменяющих друг друга образах культуры, безличный (мировой,
объективный) дух
одновременно познаёт себя как их творца. Духовное развитие индивида
воспроизводит стадии
самопознания «мирового духа», начиная с акта наименования чувственно-данных
«вещей» и кончая
«абс. знанием», т. е. знанием тех форм и законов, к-рые управляют изнутри всем
процессом ду-
ховного развития,— науки, нравственности, религии, иск-ва, политически-
правовых систем.
Универсальная схема творч. деятельности «мирового духа» получает у Г. название
абсолютной идеи,
а логика определяется как науч.-теоретич. «самосознание» этой идеи. Критич.
преобразование логики
было осуществлено Г. в «Науке логики» (1812). «Абс. идея» раскрывается в её
всеобщем содержании
в виде системы категорий, начиная от самых общих и бедных определениями — бытия,
небытия,
наличного бытия, качества, количества, меры и т. д.— и кончая конкретными, т. е.
многообразно
определёнными понятиями — действительности, химизма, организма (телеологии),
познания и др.
Объявляя мышление «субъектом», т. е. творцом всего духовного богатства,
развитого историей, и
понимая его как вечную, вневременную схему творч. деятельности вообще, Г.
сближает понятие
идеи с понятием бога. Однако в отличие от теистич. бога идея обретает сознание,
волю и личность
только в человеке, а вне и до человека осуществляется как внутренне закономерная
необходимость.
Согласно схеме Г., «дух» просыпается в человеке к самосознанию сначала в виде
слова, речи, языка.
Орудия труда, материальная культура, цивилизация предстают как позднейшие,
производные формы
воплощения той же творч. силы духа (мышления), «понятия». Исходная точка
развития
усматривается, т. о., в способности человека (как «конечного духа») к познанию
«самого себя» через
освоение всего того «богатства образов», к-рые до этого заключены внутри духа
как неосознанные и
непроизвольно возникающие в нём состояния.
Центр. место в диалектике Г. занимает категория противоречия как единства
взаимоисключающих и
одновременно взаимопредполагающих противоположностей (полярных понятий).
Противоречие
понимается здесь как «мотор», внутр. импульс развития духа вообще. Движение это
восходит от
«абстрактного к конкретному», ко всё более полному, многообразно расчленённому
внутри,
«истинному» результату. Противоречие, по Г., недостаточно понимать лишь в виде
антиномии,
апории, т. е. в виде логически неразрешённого противоречия: его следует понимать
более глубоко и
конкретно, когда исходная антиномия одновременно и осуществляется, и исчезает
(«снимается»).
С помощью созданного им диалектич. метода Г. критически переосмысливает все
сферы совр. ему
культуры. На этом пути он всюду открывает напряжённую диалектику, процесс
постоянного
«отрицания» каждого наличного, достигнутого состояния духа следующим,
вызревающим в его
недрах состоянием в виде конкретного, имманентного ему противоречия. Критич.
анализ совр. ему
состояния науки и её понятий переплетается у Г. с некритич. воспроизведением и
филос. «оправ-
данием» ряда догм и предрассудков совр. ему сознания. Это противоречие
пронизывает не только
логику, но и др. части гегелевской филос. системы — философию природы и
философию духа,
составляющие соответственно 2-ю и 3-ю части его «Энциклопедии философских наук»
(1817).
Философия духа развёртывается далее в «Философии права» (1821) и в изданных
после смерти Г.
лекциях по философии истории, эстетике, философии религии, истории философии.
Так, в филосо-
фии природы Г., критически анализируя механистич. воззрения науки 18 в.,
высказывает ряд идей,
предвосхищающих последующее развитие естеств.-науч. мысли (напр., о взаимосвязи
и
взаимопереходах определений времени и пространства, об «имманентной
целесообразности»,
характерной для живого организма, и т. д.), но одновременно отказывает природе в
диалектич. раз-
витии. Рассматривая прошлое лишь с т. зр. тех диалектич. коллизий, к-рые вели к
созреванию
«настоя-
ГЕГЕЛЬ 103
щего», т. е. современности, некритически понятой как венец и цель процесса, Г.
завершает
философию истории идеализированным изображением прусской конс-титуц. монархии,
философию
права — идеализирован-ным изображением бурж. правосознания, философию религии —
апологией
протестантизма. Консерватизм филос. системы Г. вступает здесь в противоречие с
пронизывающим
её диалектич. методом.
Развитое в «Философии права» учение Г. об объективном духе оказало громадное
влияние на
последующее развитие социологии и социальной философии; с критики именно этого
соч. Г.
началась выработка Марксом материалистич. взгляда на общество и историю (см.
Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., т. 1). «Объективный дух» охватывает у Г. сферу социальной
жизни и понимается
как сверхиндивидуальная целостность, возвышающаяся над отд. людьми и
проявляющаяся через их
различные связи и отношения. «Объективный дух» развёртывается в праве, морали и
нравственности, причём под нравственностью Г. понимает такие ступени
объективации человеч.
свободы, как семья, гражд. общество и гос-во. Г. отмечает противоречия бурж.
общества:
поляризацию нищеты и богатства, одностороннее развитие человека в результате
разделения труда и
т. д.
Историю Г. рассматривает в целом как «прогресс духа в сознании свободы», к-рый
развёртывается
через «дух» отд. народов, сменяющих друг друга в исто-рич. процессе по мере
выполнения своей
миссии. Идея объективной закономерности, прокладывающей себе дорогу независимо
от желаний
отд. лиц, нашла своё превратное отражение в учении Г. о «хитрости мирового
разума»,
пользующегося индивидуальными интересами и страстями для достижения своих целей.
В эстетике Г. дал содержат. трактовку прекрасного как «чувств. явления идеи», к-
рая берётся не в её
«чистой», логич. форме, но в её конкретном единстве с не-к-рым внеш. бытием. Это
определило
гегелевское учение об идеале и ступенях его развития («формах ис-к-ва»).
Последние
дифференцируются в зависимости от соотношения между идеей и её внеш. образом: в
симво-лич.
художеств, форме внеш. образ лишь намекает на идею (к этой стадии Г. относит
вост. иск-во), в клас-
сической — идея и её образ находятся в равновесии и полностью соответствуют друг
другу (антич.
иск-во), в романтической — над внеш. формой преобладают духовный элемент,
глубина души и
бесконечность субъективности (выросшее на основе христианства ср.-век. и новое
европ. иск-во).
В лекциях по истории философии Г. впервые изобразил историко-филос. процесс как
поступат.
движение к абс. истине, а каждую отд. филос. систему — как определ. ступень в
этом процессе.
Бурж. философия послегегелевской поры не смогла усвоить действит. завоевания Г.
в области
диалектич. логики (см. Гегельянство, Неогегельянство). Формальный аппарат
диалектики Г. оказал
значит, влияние на экзистенциализм (Ипполит, Сартр, Хайдеггер).
Маркс, Энгельс и Ленин, охарактеризовав историч. заслугу Г. в разработке
идеалистич. диалектики,
подвергли её критике и переосмыслили с материалистич. позиций. Маркс
подчёркивал, что его
«...диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но
является его прямой
противоположностью» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, с. 21). Ленин отмечал,
что логику Г.
необходимо очистить от мистики (см. ПСС, т. 29, с. 93, 139, 238).
Критически переработанная философия Г. является одним из теоретич. источников
марксизма-ленинизма. • Werke, Bd 1
— 19, В., 1832—87; Samtliche Werke, Kritische Ausgabe, hrsg. v. G. Lasson und J.
Hoffmeister, Bd l—30, Lpz.— Hamb.,
1923—60; Samtliche Werke, hrsg. v. H. Glockner, Bd 1—26, Stuttg., 1927—40;
Theologische Jugendschriften, Tub., 1907;
Briefe von und an Hegel, Bd 1—3, Hamb., [1969]; в рус. пер.=Соч., т. 1 — 14, M.—
Л., 1929—59; Эстетика, т. 1—4,
104 ГЕГЕЛЬЯНСТВО
М., 1968—73; Наука логики, т. 1—3, М., 1970—72; Работы разных лет, т. 1—2, М.,
1970—71; Энциклопедия филос.
наук, т. 1 — 3, М., 1974—77; Философия религии, т. 1—2, М., 1975—1977; Политич.
произв., М., 1978.
* Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3; н г е л ь с Ф., Л. Фейербах
и конец классич. нем. философии, там
же, т. 21; Ленин В. И., Филос. тетради, ПСС, т. 29; Г а и м Р., Г. и его время,
пер. с нем., СПБ, 1861; К э p д Э., Г., пер. с
англ., М., 1898; Фишер К., Г., его жизнь, соч. и учение, пер. с нем., СПБ, 1902—
03; Ильин И. А., Философия Г. как
учение о конкретности бога и человека, т. 1—2, ?., 1918; Б а к p а д з е К. С.,
Система и метод философии Г., Тб., 1958;
Овсянников М. Ф., Философия Г., М., 1959; Г у л ы г а А., Г., М., 1970; Сов.
лит-pa о Г. (1970—1979), М., 1980;
Rosenkranz K., G. W. P. Hegels Leben, В., 1844; Haering T h., Hegel, Bd 1—2,
Lpz., 1929—38; Glockner H., Hegel, Bd 1—2,
Stuttg., 1929—40; е г о ж e, Hegel-Lexikon, Bd 1—4, Stuttg., 1934—39; Kojeve A.,
Introduction a la lecture de Hegel, [P.,
1947]; L u k А с s G., Der Junge Hegel, B., 19542; Hegel bei den Slaven, hrsg.
v. D. Tschizewskij, Bad Homburg, 196l2; Hegel-
Studien, [hrsg. v. F. Nicolin und O. P,og-geler], Bd l —13—Bonn, 1961—78—; R o
se n z w e i g F., Hegel und der Staat, Bd
1—2, Aalen, 19622; В е у e r W. R., Hegel-Bilder, B., 1967; Aktualitat und
Folgen der Philosophie Hegels, hrsg. v. O. Negt,
Fr./M., 1970. Э. В. Ильенков.
ГЕГЕЛЬЯНСТВО, идеалистич. филос. течение, исходившее из учения Гегеля и
развивавшее его
идеи. Возникло в Германии в 30—40-х гг. 19 в. В спорах по ре-лиг. вопросам
внутри гегелевской
школы выделилось неск. направлений. Т. н. правогегельянство трактовало Гегеля в
духе
протестантской ортодоксии (К. Гё-шель, Г. Хинрихс, Г. Габлер), рассматривая его
филос. систему как
рациональную форму богословия. Оппозиционное левое Г., или младогегельянство (А.
Руге, Б. Бауэр
и др.), отрицало религ. мотивы учения Гегеля и подчёркивало решающую роль
личностного, субъ-
ективного фактора в истории (противопоставляя его гегелевскому мировому духу).
Промежуточное
положение занимало «ортодоксальное» Г., стремившееся сохранить учение Г. в его
«чистоте» (К.
Михелет, К. Ро-зенкранц и др.). Критика младогегельянства была дана в работах К.
Маркса и Ф.
Энгельса «Святое семейство» (1844) и «Немецкая идеология» (1845—46). По пути
преодоления
младогегельянства пошли Гейне в Германии, Герцен и Белинский в России.
Дальнейшее развитие Г.
вышло за пределы собственно гегелевской школы. Возрождение интереса к Гегелю в
бурж. фило-
софии 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. вызвало появление в различных странах
многообразных течений т. н.
неогегельянства.
ГЕГЕМОНИЯ ПРОЛЕТАРИАТА (от греч. ???????? -предводительство, руководство),
руководящая
роль пролетариата в союзе классов, социальных слоев и групп, объединённых общими
интересами в
де-мокра-тич. и социалистич. революциях, в нац.-освободит. движении, в созидании
социализма и
коммунизма. Вопрос о Г. п. возникает в период превращения рабочего класса в
самостоят. политич.
силу в сер. 19 в. В. И. Ленин отмечал, что «... идея гегемонии... составляет
одно из коренных
положений марксизма...» (ПСС, т. 20, с. 283), и подчёркивал, что «... именно
сознание идеи
гегемонии, именно воплощение ее в жизнь своею деятельностью...» являются
необходимыми
условиями превращения пролетариата в революц. класс (там же, с. 112, см. также
с. 308). Проблема
Г. п. связана с местом рабочего класса в существующей обществ. системе, его
историч. ролью в
преобразовании капиталис-тич. общества и включает проблему отношений
пролетариата с др.
прогрессивными силами. Широта и форма классовых союзов пролетариата определяются
характером
историч. эпохи, задачами, возникающими на определ. этапе борьбы в отд. странах,
связанными со
зрелостью самого рабочего класса, его способностью возглавить освободит. борьбу,
развитостью др.
классов и соотношением классовых сил, нац. особенностями той или иной страны.
Неравномерность
развития отд. стран определяет и различие как непосредственных, так и более
отдалённых революц.
задач, к-рые необходимо разрешить в интересах прогрессивного развития той или
иной страны.
Идея Г. п. была выдвинута К. Марксом и Ф. Энгельсом на основе анализа историч.
миссии рабочего
класса как последовательно революц. класса. Определяя стратегич. и тактич. линию
авангарда
пролетариата — коммунистич. партии, Маркс и Энгельс писали в «Манифесте
Коммунистич.
партии» (1848): «Коммунисты борются во имя ближайших целей и интересов рабочего
класса, но в
то же время в движении сегодняшнего дня они отстаивают и будущность движения...
Коммунисты
повсюду поддерживают всякое революционное движение, направленное против
существующего об-
щественного и политического строя» (Соч., т. 4, с. 458, 459). Маркс подчёркивал
значение Г. п. в его
союзе с крестьянством: «Крестьяне... находят своего естественного союзника и
вождя в городском
пролетариате, призванном ниспровергнуть буржуазный порядок» (там же, т. 8, с.
211).
Идея Г. п. была развита Лениным, показавшим, что в эпоху империализма возможно
осуществление
руководящей роли пролетариата не только в социа-листич. революции, но также и в
бурж.-
демократич. революции, в нац.-освободит. движении. Ленин считал, что Г. п. в
бурж.-демократич.
революции обеспечивает её победу и является также важнейшей предпосылкой её
перерастания в
революцию социалистическую. Ленин показал, что пролетариат во главе с
коммунистич. партией,
даже составляя меньшинство населения, способен сплотить вокруг себя массы
эксплуатируемых и
обеспечить победу над буржуазией. Важнейшим условием Г. п. является союз
рабочего класса с
крестьянством.
Теория Г. п. нашла практич. воплощение в Революции 1905—07, в Февр. бурж.-
демократич. револю-
ции 1917, а особенно в ???. революции 1917 в России и нар.-демократич.
революциях сер. 20 в.
Диктатура пролетариата представляет собой новую форму Г. п., когда рабочий класс
как самая
передовая и организованная сила осуществляет гос. руководство обществом в период
построения
социализма. Рабочий класс сохраняет руководящую роль и в системе общенар, гос-ва
в период
строительства коммунизма, вплоть до полного уничтожения классов. Междунар.
рабочий класс и
мировая система социализма выступают гегемоном всемирной антиимпериалистич.
борьбы. В совр.
условиях рабочий класс ведёт освободит. борьбу в странах, находящихся на
различных ступенях раз-
вития. В развитых странах гос.-монополистич. капитализма рабочий класс во главе
о коммунистич.
партиями стремится к созданию широкого союза в борьбе против всевластия
монополий, за
антимонополистич. демократию и социализм. В тех странах Азии, Лат. Америки,
Африки, где
существует рабочий класс, он ставит целью создание единого антиимпериалистич.
нац. фронта,
объединяющего рабочий класс, крестьянство, гор. мелкую буржуазию, а также в ряде
стран нац.
буржуазию и др. патриотич. силы (армию, интеллигенцию, студенчество).
Историч. опыт свидетельствует, что руководящая роль рабочего класса —
необходимое условие
успеха освободит. борьбы нар. масс.
• Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., т. 4; Ленин В. И.,
Что делать?, ПСС, т. 6; его же,,Две
тактики социал-демократии в демократич. революции, там же, т. И; е г о ж е,
Отношение социал-демократии к крест,
движению, там же; его же, О лозунге Соединенных Штатов Европы, там же, т. 26; е
г о ж е, Империализм, как высшая
стадия капитализма, там же, т. 27; его же, О задачах пролетариата в данной
революции, там же, т. 31; его же, Гос-во и
революция, там же, т. 33; е г о ж е, Один из коренных вопросов революции, там
же, т. 34; е г о ж е, Детская болезнь
«левизны» в коммунизме, там же, т. 41; Программные документы борьбы за мир,
демократию и социализм, М., 1961;
Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Междунар. совещание
коммунистич. и рабочих партий.
Документы и материалы, М., 1969; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981.
А.
М. Ковалёв.
ГЁДЕЛЬ (Godel) Курт [28. 4. 1906, Брюнн (Брно),— 14.1.1978, Принстон], австр.
логик и математик.
С 1940 в США. Осн. труды в области матем-атич. логики а тео-
рии множеств. Важнейший результат, полученный Г.,— доказательство неполноты
достаточно
богатых формальных систем (в т. ч. арифметики натуральных чисел и аксиоматич.
теории множеств).
Г. показал, что в таких системах имеются истинные предложения, к-рые в их рамках
недоказуемы и
неопровержимы. В филос.-методологич. плане теорема Г. о неполноте означала
утверждение
принципиальной невозможности полной формализации науч. знания. Г. принадлежит
ряд
результатов в теории моделей, в области конструктивной логики и др. разделах
математич. логики. В
30-х гг. филос. взгляды Г. были близки к неопозитивизму, впоследствии выступал с
критикой субъек-
тивизма в филос. истолковании логики.
• в рус. пер.: Совместимость аксиомы выбора и обобщенной континуум-гипотезы с
аксиомами теории множеств,
«Успехи математич. наук», 1948, т. 3, в. 1; Об одном ещё не использованном
расширении финитной т. зр., в сб.:
Математич. теория логич. вывода, М., 1967.
• Клини С. К., Введение в метаматематику, пер. с англ., М., 1957 (библ.); Нагель
Э., Ньюмен Д. Р., Теорема Г., пер. с
англ., М., 1970.
ГЕДОНИЗМ (от греч. ????? — наслаждение), этич. позиция, утверждающая наслаждение
как
высшее благо и критерий человеч. поведения и сводящая к нему всё многообразие
моральных
требований. Стремление к наслаждению в Г. рассматривается как осн. движущее
начало человека,
заложенное в нём от природы и предопределяющее все его действия, что делает Г.
разновидностью
антропологич. натурализма. Как нормативный принцип Г. противоположен аскетизму.
В Др. Греции одним из первых представителей Г. в этике был основоположник
киренской школы
Арис-типп (нач. 4 в. до н. э.), видевший высшее благо в достижении чувств.
удовольствия. В ином
плане идеи Г. получили развитие у Эпикура и его последователей (см. Эпикуреизм),
где они
сближались с принципами эвдемонизма, поскольку критерием удовольствия
рассматривалось
отсутствие страданий и безмятежное состояние духа (атараксия). Гедонистич.
мотивы получают
распространение в эпоху Возрождения и затем в этич. теориях просветителей.
Гоббс, Локк, Гассенди,
франц. материалисты 18 в. в борьбе против религ. понимания нравственности часто
прибегали к
гедонистич. истолкованию морали. Наиболее полное выражение принцип Г. получил в
этич. теории
утилитаризма, понимающего пользу как наслаждение или отсутствие страдания (И.
Бентам, Дж. С.
Милль). Идеи Г. разделяют и нек-рые совр. бурж. философы — Дж. Санта-яна, М.
Шлик, Д. Дрейк и
др. Марксизм критикует Г. прежде всего за натуралистич. и внеисторич. понимание
человека, видит в
нём крайне упрощённое истолкование движущих сил и мотивов человеч. поведения,
тяготеющее к
релятивизму и индивидуализму.
• Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 418—20; Гом-перц Г., Жизнепонимание
греч. философов и идеал внутр. свободы,
пер. с нем., СПБ, 1912.
ГЕЙЗЕНБЕРГ, Хайзенберг (Heisenberg) Вер-нер (5. 12. 1901, Вюрцбург,— 1.2.1976,
Мюнхен), нем.
физик-теоретик, один из создателей квантовой механики. С 1941 директор Ин-та
кайзера Вильгельма
(с 1946 — Ин-т Макса Планка). Нобелевская пр. по физике (1932).
В ст. «О квантовотеоретич. истолковании кинематич. и механич. соотношений»
(«Quantentheoretische
Umdeutung der kinematischen und mechanischen Beziehungen», 1925) Г. построил
исторически первый
вариант квантовой механики — матричную механику. В основополагающей работе «О
наглядном
содержании квантовотеоретич. кинематики и механики» («Uber den anschaulichen
Inhalt der
quantentheoretischen Kinematik und Mechanik», 1927) дал вывод соотношения
неопределённостей,
выражающего ограничения на употребление классич. понятий в квантовой механике.
Г. яв-
ГЕЙЗЕНБЕРГ 105
ляется одним ив авторов протонно-нейтронной модели строения атомного ядра
(1932). В последние
годы жизни Г. работал над проблемами квантовой теории поля. Значит, место в
науч. творчестве Г.
занимают разработка филос.-методологич. проблем физики и её истории. С именем Г.
связывается
формулировка принципа наблюдаемости, введение понятия замкнутой физич. теории,
новая
постановка проблемы причинности. Ряд методологич. работ Г. посвящён исследованию
связи совр.
физики с идеями антич. философии, в к-рых он отдаёт предпочтение объективно-
идеалистич. .натур-
филос. идеям Платона. Г. защищал субстанциальную трактовку энергии в духе
энергетизма, считая,
что все элементарные частицы «сделаны из энергии». В ряде работ Г. анализировал
понятие
простоты науч. теории, различные аспекты концепции дополнительности, со-
циокультурные
проблемы науки.
• в рус. пер.; Физич. принципы квантовой теории, М.— Л., 1932; Филос. проблемы
атомной физики, М., 1953; Физика и
философия, М,, 1963; Введение в единую полевую теорию элементарных частиц, М.,
1968.
• К у з н е ц о в И. В., В чем прав и в чем ошибается В. Г., «ВФ», 1958, №11;
Омельяновский М.Э., Несколько замечаний
по поводу статьи В. Г., там же, 1979, № 12, с. 44—48.
ГЕЙЛИНКС (Geulincx) Арнольд (31.1.1624, Антверпен,— 1669, Лейден), голл.
философ-идеалист.
Подверг критике схоластич. аристотелизм. Философия Г. сложилась под влиянием
Декарта. Как один
из гл. представителей окказионализма доказывал невозможность взаимовлияния души
и тела,
уподобляя их двум часам, ход к-рых изначально согласован богом (позже Лейбниц
использовал этот
пример для теории предустановленной гармонии).
• Gnotti se auton sive Ethica, [s. 1.1, 1675; Physica vera, Is. 1.1, 1688;
Metaphysica vera..., Amst., 1691; Opera philosophica, v.
1—3, Is. l.j, 1891 — 93.
• История философии, т. 1, M., 1957, с. 406—08; V I e e-schauwerH. J. de, Three
centuries of Geulinrx research. A
bibliographical survey, Pretoria, 1957; L a t t r e A. de, L'oc-casionallsme
d'A. Geulincx, P., 1967.
ГЕККЕЛЬ (Haeckel) Эрнст (16.2.1834, Потсдам,— 9.8.1919, Йена), нем. биолог,
учёный-
материалист. Наиболее известны труды Г. по развитию эволюц. учения и
популяризации основ
естеств.-науч. материализма. В кн. «Мировые загадки» (1890, рус. пер. 1937),
положительное
значение к-рой отметил В. И. Ленин (см. ПСС, т. 18, с. 370—71), Г. отстаивал
материалистич,
мировоззрение в противовес идеализму и агностицизму. В своей методологии Г.
противопоставлял
индукцию дедукции (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т.-20, с.
540—43). На основе
теории Дарвина о происхождении видов Г. развил учение о закономерностях
происхождения и
развития живой природы, пытаясь проследить генеалогич. отношения между
различными группами
живых существ (филогенез) и представить эти отношения в виде «родословного
древа». Ключом к
познанию филогенеза, по Г., служит изучение развития особи — онтогенез. В
трактовке движущих
сил эволюции Г. проявлял непоследовательность, пытаясь эклектически соединить
принципы Дар-
вина и Ламарка.
• в рус. пер.: Совр. знания о филогенетич. развитии человека, СПБ, 1899;
Мировоззрение Дарвина и Ламарка, СПБ, 1909;
Борьба за эволюц. идею, СПБ, 1909; Естеств. история миро-творения, т. 1—2,
СПБ.И914; Происхождение человека, П.,
1919; Монизм, Гомель, 1924.
• У ш м а н Г., Определение Э. Г. понятия «экология», в кн.: Очерки по истории
экологии, М., 1970, с. 10—21; S eh m i d
t H., Ernst Haeckel. Leben und Werke, B., 1926; Ernst Haeckel, hrsg. v. V.
Franz, Bd l—Sein Leben, Denken und Wirken, Jena,
1943.
ГЕЛЕН (Gehlen) Арнольд (29.1.1904, Лейпциг,—30. 1.1976, Гамбург), нем. философ
(ФРГ), один из
основателей философской антропологии. В основном соч. «Человек. Его природа и
его положение ?
мире» («Der Mensch. Seine Natur und seine Stellung in der Welt», 1944) выражена
ключевая для нем.
филос. антрополо-
106 ГЕЙЛИНКС
гии филос.-биология, концепция. Исходный тезис о доминирующем значении
бессознат. витальной
сферы и положение Ницше о человеке как «ещё не определившемся животном» служили
у Г. для
биологич. обоснования специфической, исключительной для животного мира природы
человеч.
существа. Согласно Г., человек является «биологически недостаточным» существом,
поскольку он
плохо оснащён инстинктами, «не завершён» и «не закреплён» в животно-биологич.
организации, а
потому лишён возможности вести чисто естеств. существование. Человек
предоставлен самому себе,
вынужден искать способы применения своих возможностей и способностей, природой
предопределена его открытость миру и его деятельная природа. История, общество и
его институты
предстают у Г. лишь в качестве форм, восполняющих биологич. недостаточность
человека и
оптимально реализующих его полуинстинктивные устремления. Биологизаторский
подход Г. к
человеку ведёт к иррационалистически-ис-кажённому представлению его сущности, не
позволяет
адекватно понять сущность человеч. сознания и социальный опыт.
• Gesamtausgabe, Bd 1—7 — , Fr./M., 1977—80—; Studien zur Anthropologie und
Soziologie, Neuwled ain Rhein — B., 1963;
Urmensch und Spatkultur, Fr./M.— Bonn, 19642; Die Seele im technischen
Zeitalter, Hamb., 1964; Moral und Hyper-moral,
Fr./M.— Bonn, 19702.
• Григорьян Б. Т., Филос. антропология сегодня, в кн.: Новейшие течения и
проблемы философии в ФРГ, М., 1978; G l a
s e z. W. R., Soziales und instrumentales Handeln. Probleme der Technologie bei
Arnold Gehlen und Jurgen Habermas, Stuttg.,
1972.
ГЕЛИОЦЕНТРИЗМ, гелиоцентрич. система мира (от греч. ????? — Солнце),
представление о том,
что центр. телом Солнечной системы является Солнце; Вселенная в совр. понимании
центра не
имеет. Идея Г. возникла ещё в античности, но как система мира, способная
противостоять
геоцентризму, развита в кн. Коперника «Об обращении небесных сфер» (1543). В
перво-нач. виде
система Коперника сохраняла нек-рые пережитки геоцентризма, напр. представления
о равномерном
круговом движении планет и о наличии у Вселенной единого центра (Солнце), к-рые
были преодо-
лены Бруно, И. Кеплером, Галилеем и др. Г. окончательно восторжествовал в
результате трудов
Ньютона: закон всемирного тяготения и законы механики объясняли все особенности
планетных
движений. Были открыты также и убедит. наблюдат. доказательства вращения Земли
(маятник Фуко
и др.) и её движения по орбите (параллаксы звёзд и др.). Спор геоцентризма и Г.
был также
мировоззренческим и идеологическим: ка-толич. церковь увидела в Г. отрицание
христ. космоло-гич.
предпосылок; книга Коперника была запрещена церк. цензурой более двух столетий
(1616—1822). Г.
открыл новую эпоху в развитии астрономии, науч. мысли вообще, нанёс удар
господствовавшим
недиалек-тич. представлениям о том, что подлинные свойства предмета доступны
непосредств.
наблюдению и восприятию (наивный реализм, метафизич. материализм), подготовил
почву для
открытия диалектики сущности и явления.
ГЕЛЬВЕЦИЙ (Helvetius) Клод Адриан (31.1.1715, Париж,— 26.12.1771, там же),
франц. философ-
материалист, идеолог революц. франц. буржуазии 18 в. Сблизившись с Монтескье и
Вольтером, с
1751 посвятил себя науч. занятиям. Одно из гл. соч. Г.— «Об уме» (1758; рус.
пер. 1917, 1938) —
было запрещено и сожжено.
Согласно Г., мир материален, бесконечен во временп и пространстве, находится в
постоянном
движении, мышление и ощущение являются свойствами материи, возникшими как её
наиболее
сложные образования. Г. одним из первых среди франц. материалистов 18 в.
преодолел
непоследовательность теории познания Локка, придав его сенсуализму открыто
материалистич. ха-
рактер; Г. был противником агностицизма. Подверг резкой критике идеи
существования бога,
сотворения
мира, бессмертия души. Однако Г. не вышел за пределы метафизич. мышления,
абсолютизировал
значение законов механики.
Критикуя теология, воззрения на обществ. жизнь, Г. объяснял её без помощи
сверхъестеств. сил, не
выходя, однако, за пределы идеалистич. понимания истории. Г. начинал изучение
обществ. явлений с
изолированного индивида, признавая сознание и страсти человека гл. движущей
силой обществ.
развития. Он критиковал учение о врождённом неравенстве интеллектуальных
способностей людей,
а различия их психич. и морального склада объяснял прежде всего особенностями
среды, в к-рой они
воспитывались. Подвергнув критике ре-лиг. и спиритуалистич. этику, основанную на
признании
врождённости моральных чувств и понятий, Г. доказывал опытное происхождение
нравств.
представлений, их обусловленность интересами индивида. Этот индивидуализм Г.
пытался сочетать
с обществ. интересом, к-рый в действительности был идеализированным классовым
интересом
буржуазии.
Г. выдвинул требование полной ликвидации феод. отношений и феод. собственности.
Считая респ.
форму правления непригодной для больших гос-в, он был сторонником просвещённого
абсолютизма,
в понятие к-ро-го вкладывал бурж.-демократич. содержание.
Деятельность Г. сыграла значит. роль в идеологич. подготовке Великой франц.
революции, в
идейной подготовке утопич. социализма нач. 19 в. и развитии филос. мысли.
• Oeuvres completes, v. l—14, P.,1795; в рус. пер.— Счастье. Поэма, М., 1936; О
человеке, его умств. способностях и его
воспитании, М., 1938.
«Плеханов Г. В., Очерки по истории материализма, Избр. филос. соч., т. 2, М.,
1956; Воронины и И. П., К. А. Г., М.,
1934; Момджян X. Н., Философия Г., М., 1955; Keim ?., Helvetius, sa vie et son
oeuvre, P., 1907; Grossman M., The
philosophy of Helvetius..., N. Y., 1926; Horowitz I. L., Claude Helvetius..., N.
Y., 1954.
ГЕНЕЗИС (греч. ???????), происхождение, возникновение; в более широком смысле —
зарождение и
последующий процесс развития, приведший к определ. состоянию, виду, предмету,
явлению. См.
также Генетический метод, Историзм.
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД, метод науч. познания, исследующий возникновение,
происхождение и
становление развивающихся явлений. Г. м. предполагает анализ нек-рого исходного
состояния
объекта и выведение из него последующих состояний. Попытки осмысления
происхождения и
возникновения бытия, мира, отд. процессов и явлений характерны уже для
мифологии. Генезис
природного и социального бытия был в центре внимания антич. мыслителей,
выдвигавших раз-
личные исходные первоначала (атом у Демокрита, стихии у Аристотеля, субстанция и
др.).
В ходе развития науки Г. м. складывается к кон. 18 — нач. 19 вв. и находит своё
выражение в
космогония, гипотезе Канта — Лапласа, атомистике Дальтона и др. В философии
Гегеля Г. м.
кладётся в основу фено-менологич. анализа сознания, к-рый ставит своей целью
показать историч.
метаморфозы форм сознания и раскрыть становление науки вообще. Проникновение
генетич.
анализа в науки, исследующие процессы развития, привело к утверждению Г. м. как
особого метода
познания и к возникновению спец. отраслей знания (теория эволюц. происхождения
видов Дарвина,
генетич. психология, генетич. социология и др.). В зап.-европ. философии 20 в.
Г. м. преим.
используется при анализе форм сознания, предрассудков, ценностных установок и т.
д. (фрейдизм
отстаивает идею выведения различных форм сознания из архетипов, неокантианство
кладёт в
основание теории познания принцип генезиса и идеального конструирования; в
феноменологии
выделяются статич. и генетич. подходы в теории сознания).
В совр. науке осознаётся необходимость соединения структурно-синхронич. и
генетически-
диахронич. изу-
чения объектов. Эта тенденция выражается как в критике чисто эволюционистской
трактовки Г. м.,
при к-рой выпадают из анализа законы функционирования исследуемого объекта, так
и в стремлении
модифицировать структурно-функциональный подход — расширить его так, чтобы
сделать
возможным изучение генезиса функций и структур и их развития.
Принципы синтеза структурно-функционального и генетич. изучения объектов были
выдвинуты
марксизмом, к-рый вместе с тем подчеркнул специфику каждого из этих подходов.
Так, анализ К.
Марксом бурж. экономики включает в себя как исследование структуры развитого
товарно-ден.
общества, так и изучение процессов генезиса капитала и его различных форм. См.
также Историзм,
Историческое и логическое, Методология.
* M a p к с К., Капитал, Маркс К, и Энгельс Ф., Соч , т. 23; е г о ж е, Теория
прибавочной стоимости, там же, т. 26, ч. 1—
3; Асмус В. Ф., Маркс и бурж. историзм, М.—Л , 1933; Г ? у ш и н Б. А., Очерки
логики истории. исследования, М.,
1961; Д о б ? и я н о в В. С., Методологии, проблемы теоре-тич. и историч.
познания, М., 1968; Принцип историзма в
познании социальных явлений, М., 1972, гл. 2—3.
ГЕНИАЛЬНОСТЬ, наивысшая степень проявления творч. сил человека. Термин «Г.»
употребляется
как для обозначения способности человека к творчеству, так и для оценки
результатов его
деятельности. Предполагая врождённую способность к продуктивной деятельности в
той или иной
области, гений, в отличие от таланта, представляет собой не просто высшую
степень одарённости, а
связан с созданием качественно новых творений, открытием ранее неизведанных
путей творчества.
Деятельность гения реализуется в определ. историч. контексте жизни человеч.
общества.
В психологии творчества Г. изучается под углом зрения индивидуальных
особенностей личности (её
психич. склада, способностей и т. д.), а также разнообразных факторов, влияющих
на творчество. С
психологич. т. :)р. гений не может рассматриваться как особый тип личности.
Разнообразные
попытки выделить к.-л. общие психологич. или психоиатологич. черты Г. оказались
неудовлетворительными; сам творч. процесс гения также принципиально не
отличается с психоло-
гич. т. зр. от творч. процесса других одарённых людей.
историч. воззрения на природу Г. и её оценка связаны с общим пониманием творч.
процесса (см.
Творчество). Так, от античности идёт взгляд на Г. как род иррационального
вдохновения (Платон,
неоплатонизм). Начиная с эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Дж. Вазари,
Скалигер) получает
распространение культ гения как творч. индивидуальности, достигающий своего
апогея в период
романтизма (предромантич. течение «Бури и натиска» в Германии, романтизм и
вышедшие из него
учения Карлейля, Ницше с характерным для них противопоставлением гения и массы).
В 18 в.
складывается понятие гения в совр. смысле этого слова, к-рое у Щефтсбери
становится одним из осн.
:>стетич. понятий (гений творит подобно силе природы; его создания оригинальны в
отличие от
подражающего художника). По Канту, гений — это «...прирожденные задатки души...,
через которые
природа дает искусству правило» (Соч., т. 5, М., 1966, с. 323). Шиллер
раскрывает природу Г. через
понятие «наивности» как инстинктивного следования безыскусств. природе и как
способности к

<<

стр. 11
(всего 90)

СОДЕРЖАНИЕ

>>