<<

стр. 14
(всего 90)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

расстановкой классовых сил внутри страны и на междунар. арене, и поэтому Г. в.
могут сочетать
ся с войнами между гос-вами, с борьбой против иностр. интервенции и нац.-
освободит. борьбой. Для
эпох социальной революции характерны Г. в., в к-рых воюющими сторонами являются
прогрессивные и реакц. классы, угнетённые и угнетатели. В антагонистич. обществ.
формациях
бывают, однако, и такие Г. в., в к-рых друг другу противостоят различные
группировки господств.
классов (напр., Г. в. периода падения Римской республики, война Алой и Белой
розы в Англии).
Историч. типы и формы Г. в. многообразны: восстания рабов, крест. войны, партиз.
войны, вооруж.
борьба народа против пр-ва и т. п. Для эпохи пролет. революции характерно, как
указывал В. И.
Ленин, появление более высоких и сложных форм «...продолжительной, охватывающей
всю страну
гражданской войны, т. е. вооруженной борьбы менаду двумя частями народа» (там
же, т. 14, с. 11). В
таких войнах происходит, как правило, разделение территории гос-ва между
воюющими сторонами,
каждая из к-рых имеет свой аппарат для ведения воен. действий, организации
армии, политич.
управления.
Рабочий класс заинтересован в свержении господства монополистич. капитала и
подавлении
сопротивления контрреволюц. сил, не доводя дела до Г. в. Марксизм-ленинизм
отвергает требование
Г. в. «при любых условиях», выдвигаемое доктринёрами и догматиками, бланкизмом,
«левым»
ревизионизмом. Возникновение Г. в. зависит от силы сопротивления реакц. классов,
к-рые
обыкновенно первыми прибегают к ней (см. В. И. Ленин, там же, т. 11, с. 123). В
таких условиях
завоевать власть, подавить контрреволюц. мятежи можно лить организованной
вооруж. борьбой
рабочего класса и его союзников. С усилением репрессивного военно-полицейского
аппарата, ростом
милитаризма в капиталистич. странах, развитием воен. техники успех в Г. в. в
решающей степени
зависит от организованности нар. масс и перехода войск на сторону революции.
В СССР и нек-рых др. странах власть пролетариата утвердилась в результате Г. в.
Однако в ряде др.
социалистич. стран рабочий класс установил свою власть без Г. в. В совр.
условиях в ряде
капиталистич. стран рабочий класс имеет возможность осуществить революц.
преобразование
общества без Г. в., иными средствами классовой борьбы, подавления сопротивления
монополистич.
буржуазии. Это не исключает того, что с изменением конкретной ситуации в той или
иной стране Г.
в. может стать на определ. этапе гл. формой борьбы за социализм. См. лит. к
статьям Вооружённое
восстание, Буржуазная революция, Национально-освободительная революция,
Социалистическая
революция. «ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА ВО ФРАНЦИИ. В о з-звание Генерального Совета Меж-
дународного Товарищества Pабо-чих», произв. К.Маркса, в к-ром на основе
обобщения историч.
опыта Парижской Коммуны 1871 была развита марксистская теория классовой борьбы,
революции,
гос-ва и диктатуры пролетариата. Написано в апр.— мае, опубликовано в июне 1871
в форме воззва-
ния Ген. совета 1-го Интернационала, в 1871—72 переведено на ряд языков (в т. ч.
на рус. яз.) и
издано в разных странах. В теоретич. отношении наиболее важной является 3-я
глава.
Анализируя события первой пролет. революции, Маркс раскрыл сущность Парижской
Коммуны: «Ее
настоящей тайной было вот что: она была, по сути дела, правительством рабочего
класса,
результатом борьбы производительного класса против класса присваивающего; она
была открытой,
наконец, политической формой, при которой могло совершиться экономическое
освобождение
труда» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 17, с. 346). Переиздавая в 1891 «Г. в.
во Ф.», Энгельс в своём
введении, датированном днём двадцатой годовщины Парижской Коммуны, также
подчёркивал: «Это
была диктатура пролетариата» (там же, т. 22, с. 201).
В «Г. в. во Ф.» Маркс существенно развил дальше положение о необходимости слома
бурж. гос.
машины, впервые сформулированное им в работе «Восемнадцатое брюмера Луи
Бонапарта» (1851—
52): 1) он конкретизирует теперь само понятие слома, дифференцирует этот сложный
процесс:
«Задача состояла в том, чтобы отсечь чисто угнетательские органы старой
правительственной власти,
ее же правомерные функции отнять у такой власти, которая претендует на то, чтобы
стоять над
обществом, и передать ответственным слугам общества» (там же, т. 17, с. 344);
различая
правомерные и чисто угнетательские функции гос-ва, Маркс углубляет понимание его
классовой
сущности; 2) в характерных чертах зарождающегося пролет. гос-ва он увидел теперь
ту политич.
форму, к-рая должна заменить разбитую гос. машину буржуазии; это должно быть
гос-во типа
Парижской Коммуны.
Маркс развивает здесь высказанную ещё в «Немецкой идеологии» мысль о революции
как
двуедином процессе изменения обстоятельств и самих людей (см. там же, с. 347). В
черновых
набросках Маркс обращает внимание на тот факт, что возникшее пролет. гос-во не
устраняет сразу
классовой борьбы, но оно создаёт условия, при к-рых «...эта классовая борьба
может проходить через
свои различные фазы наиболее рациональным и гуманным путем»; высказывает важную
мысль о
необходимости «...гармоничной национальной и интернациональной координации
общественных
форм производства» (там же, с. 553).
• Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 17, с. 317—70; 497—616, т. 22, с. 189—201;
Ленин В. П., Гос-во и революция, ПСС, т.
33, гл. 3 (см. также Справочный том, ч. 2, с. 342); Карл Маркс. Биография, М.,
1973г, гл. 12; Марксистская философия в
19 веке, кн. 2, М., 1979, гл. 11.
ГРАМШИ (Gramsci) Антонио (23.1.1891, Алее, о. Сардиния,— 27.4.1937, Рим),
основатель и
руководитель Коммунистической партии Италии, теоретик-марксист. В 1913 вступил в
Итальянскую
социалистическую партию.
Идеи ленинизма и ???. революции 1917 оказали решающее влияние на теоретич. и
практич.
деятельность Г. На Ливорнском съезде (1921) Социалистич. партии Г. и П. Тольятти
и возглавленное
ими левое крыло пар- · тии порвали с реформистами и максималистами, с оппор-
тунистич.
большинством партии и основали Коммунис-тич. партию Италии (КПИ). В 1922—23 Г.
был делега-
том от КПИ в Исполкоме Коминтерна и жил в Сов. Союзе. 8 нояб. 1926 фашисты
арестовали Г. и
сослали на о. Устика. В 1928 фаш. трибунал приговорил Г. к 20 годам тюремного
заключения (затем
в результате неск. амнистий этот срок был сокращён — он истекал в 1937). Большую
часть
заключения Г. провёл в тюрьме Тури (ок. Бари), написав там 7 томов т. н.
«Тюремных тетрадей».
Тяжёлые условия жизни в тюрьме подорвали его здоровье, и через неск. дней после
формального
освобождения Г. скончался.
Науч. интересы Г. были весьма разносторонними. Он занимался вопросами философии,
истории,
истории лит-ры, эстетики, социологии, политэкономии. В своих филос. работах Г.
стремился дать
изложение марксизма как всеобъемлющего и цельного мировоззрения, расценивая
марксизм как
«философию практики», как новую фазу в развитии мировой мысли, превосходящую все
предыдущие. Особое внимание он уделял проблемам историч. материализма,
подчёркивая значение
диалектич. метода для их разрешения.
Г. считал нар. массы гл. двигателем историч. процесса, а прогресс в их жизни —
критерием историч.
прогресса вообще, критиковал бурж. концепцию «извечной пассивности масс».
История идеологий,
по Г., это картина движения нар. масс от стихийности к сознательности, она
отражает практич.
деятельность народа, его участие в классовой борьбе.
ГРАМШИ 127
Анализируя взаимоотношения базиса и надстройки и роль интеллигенции при
капитализме, Г. в установ-
лении единства между рабочим классом и интеллигенцией видел одно из гл. отличий
марксизма от бурж.
филос. систем, и, в частности, от философии Б. Кроче, к-рый стремился спасти
«высокую культуру»,
отделив её от политики и от масс. В критике гегелевского исто-рич. идеализма и
филос. учения Кроче Г. в
первую очередь исходил из идеи гегемонии пролетариата. Идущий к захвату власти,
к созданию «гос-ва
нового типа», т. е. к своей диктатуре, пролетариат ещё до утверждения своего
господства должен
становиться всё более влиятельным в идеологич., политич. и экономич. жизни
страны. Разрабатывая
учение о гегемонии пролетариата Г. обращал особое внимание на проблему духовного
и нравств.
руководства пролетариатом массами и обществом. Превращение пролетариата в
господствующий класс
создаёт условия для культурной революции. Г. отстаивал идею общественно-активной
роли иск-ва,
ответственности писателя перед народом; вместе с тем он выступал против
вульгаризации этих принципов,
навязывания иск-ву его предмета, метода и задач.
В своих работах Г. уделял также большое внимание изучению филос. мысли эпохи
Возрождения, франц.
материализма 18 в., критике неопозитивизма и неокантианства. Труды Г.
содействовали формированию в
Италии плеяды философов и историков-марксистов; они имеют важное значение для
деятельности итал.
рабочего класса и междунар. коммунистич. движения. fB рус. пер.: Избр.
произв., т. 1—3, М., 1957—
59; О лит-ре иск-ве, М., 1967.
• Аликата М., А. Г.— основатель Итал. коммунистич. партии, [пер. с итал.], М.,
1957; Францев Ю. П., Г. и проблема
идейного воспитания масс, в сб.: 40 лет Итал. коммунистич. партии, М., 1961;
Лопухов Б. Р., А. Г., М., 1963; Г о л ем б а
А. Г., М., 1968; Григорьева И. В., Ист. взгляды А. Г·, М., 1978.
ГРЕХ, в религ. этике моральное зло, состоящее в нарушении действием, словом или
мыслью воли бога.
Понятие Г. выделяется из более древнего и внеморального понятия «скверны» (как
бы физич. заразы или
нечистоты, происходящей от нарушения сакральных запретов-табу); теология
выделяет «первородный» Г.
первых людей, последствия к-рого наследуются их потомками. Формализованное
учение о пределах и
мере Г. в каждой возможной ситуации характерно для иудаизма и католицизма (см.
Казуистика).
ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, Григорий Назиан-зин (????????? о ???????? ??? ???????????)
(ок.330, близ
Назианза, Каппадокия в М. Азии,— ок. 390, там же), греч. мыслитель и церк.
деятель, поэт, один из
виднейших представителей патристики. Вместе со своими друзьями Василием Великим
и Григорием Нис-
ским принадлежал к т. н. каппадокийскому кружку, переносившему в теологию методы
платоновской
идеа-листич. диалектики. Искал адекватного описания христ. концепции ступеней
познания бога в
терминах философии. Активно участвовал в тринитарных спорах, подготавливая
стабилизацию
ортодоксальной догмы. Авто-биографич. поэмы «О моей жизни», «О моей судьбе» и «О
страданиях моей
души» с их глубоким психологизмом и культурой самоанализа стоят в том же ряду,
что и «Исповедь»
Августина.
* в кн.: Migne PG, t. 35—38; Briefe, hrsg. v. P. Gallay, .,
1969; в рус. пер.—Творения, т. 1—6, M., 1844—68; в
кн.: Памятники визант. лит-ры 4—9 вв., М., 1968, с. 70—83.
• Виноградов Н., Догматич. учение св. Г. Б., Казань, 1887; F l e u r у E.,
Hellenisme et Christianisme. S. Gregoire de
Nazianze et son temps, P., 1930; P l a g n i e u ? J., S. Gregoire de Nazianze
theologien, P., 1952.
ГРИГОРИЙ НИССКИЙ (????????? ? ??????) (ок. 335, Кесария,— ок. 394, Ниса), церк.
писатель, один из
виднейших представителей греч. патристики. Брат
Василия Великого, друг Григория Богослова; входил с ними в каппадокийский кружок
церк. деятелей и
128 ГРЕХ
мыслителей. В молодости изучал философию и риторику, затем ушёл в монастырь, с
371 епископ г. Ниса
(М. Азия). Участвовал во 2-м Вселенском соборе (381). Филос. мировоззрение Г. Н.
сложилось под
определяющим влиянием Платона и христ. платонизма (Ориген). Это влияние и
тяготение к филос.
спекуляции нередко подводило Г. Н. к неортодоксальной позиции (так, он вслед за
Оригеном и в
противоречии с церк. доктриной учил о временности адских мук и конечном
просветлении всех
согрешивших душ, включая сатану). Выдвинул тезис о необходимости размежевания
сфер философии и
богословия; как и Ориген, Г. Н. широко пользовался вольным иносказательным
толкованием Библии.
Наибольшей оригинальностью отличается антропология Г. Н.; она исходит не из идеи
индивида, а из идеи
человечества как органического целого, некоей коллективной личности, сущность к-
рой усматривается в
интеллекте (см. Плерома).
* Opera, v. 1—2, В., 1921; то ж e, v. 1—8, Leiden, 1958—64. Несмелое В.
И., Догматич. система Г. Н., Казань,
1887; Daniel он I., Platonisme et theologie mystique, P., 1954; V o l k e
r W., Gregor von Nyssa als Mystiker, Wiesbaden,
1955.
ГРИГОРИЙ ПАЛАМА (????????? ???????) (1296, Константинополь,— 14.11.1359,
Салоники), визант.
богослов и церк. деятель, поборник и систематизатор мистич. учения исихазма,
давший ему филос.
оформление. В полемике с представителями теологич. рационализма (Варлаам
Калабрийский, Акиндин)
отстаивал тезис, согласно к-рому аскет-исихаст в состоянии экстаза
непосредственно воспринимает
несотворённое и невещественное излучение бога (т. н. Фаворский свет, к-рый,
согласно Евангелию, видели
апостолы на горе Фавор). Отмежёвываясь от пантеизма, развил в духе идеалистич.
диалектики Аристотеля
учение о различии сущности бога и его «энергий», или самовыявлений: сущность
пребывает в себе и
недоступна, энергии пронизывают мир и сообщаются человеку, однако таким образом,
что «простота» и
неделимость божества при этом не нарушается и единство сущности остаётся
единством в многообразии
энергий. После долгой борьбы это учение было в 1351 признано офиц. доктриной
визант. церкви.
Антропология Г. П. включает сложные психологич. наблюдения. Идеал Г. П.— такое
«просветление» духа,
к-рое распространилось бы и на тело: согласно его взглядам, человеч. дух
богоподобен именно в силу
своей способности «животворить» плоть, в отличие от бестелесного духа ангелов.
Г. П. оказал сильное
влияние на традицию поздневизант. мистики.
• в кн.: Migne PG, t. 150; в рус. пер.— Три творения, Новгород, 1895; в кн.:
Памятники визант. лит-ры 9—14 вв., М.,
1969, с. 366—74.
• Кривошеий В., Аскетич. и богословское учение св. Гр. П., в сб.: Seminariurn
Kondakovianum VIII, Praha, 1936, s. 99—
154; Meyendorff J., Introduction a Petude de Gregoire Palamas, P., 1959.
ГРИН (Green) Томас Хилл (7.4.1836, Биркин, Йоркшир,— 26.3.1882, Оксфорд), англ.
философ-идеалист,
представитель неогегельянства. Под влиянием нем. классич. идеализма, в
особенности философии Гегеля,
выступил против господствовавшего в Великобритании позитивизма (Дж. Милль,
Спенсер), призывая от
традиций, идущих от Локка и Юма, повернуть к философии абс. идеализма. Г.
утверждал, что действитель-
ность — это система отношений, продуцируемая «всеобщим сознанием», богом, по
отношению к к-рому
индивидуальное сознание является вторичным. В этике, признавая свободу воли, Г.
выступал против
утилитаризма, понимая мораль как самоопределение индивидуальной воли,
соотносящей себя с
требованиями существующего общества. Прогресс общества Г. сводил к прогрессу
самосознания
личностей. Соч. Г. опубликованы посмертно.
• Works, V. 1 — 3, L., 19063.
• Д е б о л ь с к и и Н. Г., Г., как метафизик, в сб.: Новые идеи в философии,
сб. 17, СПБ, 1914; Богомолов А. С., Бурж.
философия США 20 в., М., 1974; L a m o n t W. D., Introduction to Green's moral
philosophy, L., [1934]; Richter M., The
politics of conscience: T. H. Green and his age, Camb., 1964.
ГРОЦИЙ (Grotius), Гуго де Гроот (Hugo de Groot) (10.4.1583, Делфт,— 28.8.1645,
Росток), голл.
юрист, социолог и гос. деятель. Один из основателей учения о естественном праве,
систематизатор
междунар. права.
Мировоззрение Г., складывавшееся под влиянием нп-дерл. бурж. революции 16 в.,
характеризовалось
стремлением к освобождению от опеки богословия (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч.,
т. 1, с. 111),
хотя он и не порывал с ним полностью. Науч. метод Г. определяет как сочетание
двух способов
доказательства истины: умозрительного, покоящегося на соответствии данного
явления разуму, и
опытного, который исходит из того, что данное явление встречается у всех или у
наиболее
цивилизованных народов.
Вопрос о происхождении общества Г. решает в сняли с рассмотрением вопроса о
сущности гос-ва и
права. Гос-во возникает, по Г., из «общежительной природы человека», его
образование есть акт
сознат. деятельности людей, результат договора (см. «Общественный договор»).
Т. делит право на «естественное» и «человеческое», вкладывая в эти понятия иное
содержание, чем
антич. и ср.-век. мыслители. Естеств. право, утверждал Г., основывается не на
воле бога, а на природе
человека, отличие к-рого от животных состоит в его стремлении к мирному общению,
организованному согласно требованиям разума. Это качество человека определяется
наличием у него
дара речи и способности действовать соответственно общим принципам. Война есть
проявление того
враждебного отношения друг к другу, к-рое было при разрозненном существовании
людей. В ходе
исполнения принципов естеств. нрава (воздержание от посягательств на чужую
собственность,
соблюдение договоров, наказание за преступления) складывается право
«человеческое».
Г. признавал существование коммунизма в первобытном состоянии людей. Отсутствие
справедливости и любви, считал он, постепенно привело к ликвидации равенства в
произ-ве и
потреблении. Но следы первонач. коммунизма сохранились до сих пор, что
обнаруживается в
присвоении вещей в случаях крайней необходимости и в праве общего пользования
реками, дорога-
ми, морем.
Теория Г. в конечной счёте служила ниспровержению феодализма и имела явный
антиклерикальный
характер; папская курия внесла осн. книгу Г. («О праве войны и мира», пер. с
лат., кн. 1—3, М., 1956)
в число запрещённых.
• Маркс К., Передовица и JV5 (79 «Kolnische Zeitung», Маркс К. и Энгельс Ф.,
Соч., т. 1; История политич. учений, М., 1965, с.
215 — 18.
ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА, область социальной психологии, исследующая совокупность
психологич. процессов, происходящих в малых группах.
Первоначально термин употреблялся для обозначения школы, созданной нем.
психологом Левиным
(«Центр Г. д.» в Массачусетсском технология, ин-те). Исследования школы
базировались на т. н.
теории поля, согласно к-рой индивид в группе рассматривался как бы в определ.
психологич. «поле»,
где действуют силы притяжения и отталкивания. Идея связи индивида с группой, с
групповыми
процессами является продуктивной, хотя сведение всех связей только к
«психологич. полю» не
позволяет выявить действит. социальное содержание отношений людей в малых
группах.
В школе Левина была разработана система методов, позволяющих изучать процессы в
условиях
лабораторного эксперимента, получать важные факты об образовании малых групп, их
сплочённости, выдвижении лидеров в группах, принятии групповых решений и т. п.
В сов. социальной психологии термин «Г. д.» употребляется также как наименование
всей
совокупности групповых процессов. При этом малая группа изучает-
9 ФЭС
ся как единица в системе обществ. отношений, обществ. разделения труда, как
субъект социальной
деятельности. Групповая сплочённость, лидерство и др. процессы интерпретируются
в контексте
совместной деятельности людей в группах. Так, групповая сплочённость
рассматривается не просто
как результат действия «сил притяжения», но как единство ценностных ориентации
членов группы
относительно предмета и целей общей деятельности и развитие на этой основе
чувства
удовлетворённости не самим по себе «пребыванием» в данной группе, но активной
деятельностью в
ней. Такой подход позволил существенно дополнить характеристику динамич.
процессов в группе
изучением процесса её развития, превращения в коллектив.
Произошло и существ. обогащение методов исследования Г. д., в частности
переориентация исследований с
лабораторного эксперимента на изучение реальных социальных групп. Такие
исследования имеют важное
прикладное значение (изучение групповых процессов в рабочих бригадах,
коллективах учреждений, школьных
классах, студенч. группах и т. д.). • Андреева Г. М., Б о г о м о л о в a ?. ?.,
? е т p о в-с к а я Л. А., Сонр.
социальная психология на Западе, М., 1978; Социальная психология, М., 1979;
Психологич. теория коллектива,
М., 1979; Донцов А. И., Проблемы групповой сплоченности, М., 1979.
ГРУППЫ СОЦИАЛЬНЫЕ, см. Социальные группы. ГУАНЬ ЧЖУН, Г у а н ь И у (ум. 645 до
н. э.), др.-кит.
политич. деятель. Один из основателей легизма. В 685 до н. э. стал первым
министром в царстве Ци — богатом
гос-ве на В. Китая; осуществил ряд реформ, направленных на ослабление наследств.
аристократии и укрепление
царской власти. Первым в истории Китая выдвинул концепцию об управлении страной
на основании закона
(«Законы — отец и мать народа»). Утверждал всеобщность закона: «Правитель и
чиновники, высшие и низшие,
знатные и подлые — все должны следовать закону. Это и называется великим
искусством управления». Пытался
поставить закон над правителем, однако более поздние теоретики легизма не
поддержали эту идею. На основе
высказываний Г. Ч. через 300 лет после его смерти был составлен трактат «Гуань-
цзы» (до нас дошёл вариант 1
н. до н. э.), в к-ром нашли отражение также взгляды представителей даосизма,
конфуцианства, минцзя, иньянцзя
и др. школ. * Ш т е и н В. М., Гуань-цзы. Исследование и пер., М., 1959; Др.-
кит. философия, т. 2, М., 1973, с,
14—57; Кшл-tzu. A repository of early Chinese thought, transl. and study of 12
chapters hy W. A. Pickett, v. 1, Hong
Kong, 1965.
ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ (Hugo de Saint-Victor) (ок. 1096 —11.2.1141, Париж), ср.-
век. философ
и теолог, представитель схоластики, глава сеи-викторской школы (с 1138).
Отличался широтой
умств. интересов (согласно своему принципу — «учись всему, и ты потом увидишь,
что ничто не
бесполезно»): его стремление упорядочить и классифицировать многообразие
человеч. знаний
предвещает систематизаторский дух 13 в. Внимание к проблеме науч. абстракции,
разделяющей то,
что в опыте выступает неразделимо (напр., линию, плоскость и тело в геометрии),
как и
ортодоксальная теологич. позиция гармонируют с тяготением к умеренному реализму
в вопросе об
универсалиях. Известное влияние Аристотеля соединяется у Г. С.-В. с учением о
человеке в духе
последоват. августинианства (человеч. природа тождественна с мыслящей дутой и
лишь «смешана» с
плотью); с августиновской традицией связано и развитое им доказательство бытия
бога от человеч.
самосознания. В целом мистич. элементы сочетаются в мышлении Г. С.-В. с
рационалистическими,
созерцат. аскетизм — с интеллектуальной любознательностью.
:в кн.: Migne, PL, t. 175—177. Штекль ?., История ср.-вен. философии,
пер. с нем., М., 1912; Ebner J., Die Erkennthislehre
Richard v. St. Viktor, Munster, 1917; Grabmann M., Die Geschichte der
scholastischen Methode, Bd 2, B., 1957.
ГУГО 129
ГУДМЕН (Goodman) Нелсон (р. 7.8.1906, Соммервилл, шт. Массачусетс), амер.
философ и логик.
Представитель аналитической философии. В своих филос. исследованиях Г. стремится
обосновать
логически непротиворечивый базис «единой системы описания процесса приобретения
знания». С
этой целью он разрабатывает такой язык (называемый им языком конструктивной
системы), на к-ром
можно выразить осн. истины логики и математики, факты и законы здравого смысла и
науки в тер-
минах конструктивного (т. е. крайнего) номинализма. Г. предлагает отказаться от
употребления
общих понятий, или универсалий (типа «смысл», «класс», «свойство», «отношение»,
«необходимость» и др.). При выборе нелогич. исходных терминов системы следует
руковод-
ствоваться их полезностью для понимания процесса приобретения знания (что
сводимо, по Г., к
требованию простоты). Используя критерий простоты, Г. пытается доказать, что
оптимальной для
конструктивного номинализма является такая картина мира, при к-рой поток опыта
индивидуума
разлагается на элементарные чувств. качества.
В области логики Г. разработал методы анализа проблем контрфактич. предложений,
дисиозициональных предикатов, подтверждения индукции и др.
• Steps toward a constructive nominalism, «Journal of Symbolic Logic», 1947, v.
12, № 4 (совм. с W. V. Quine); Problems and
projects, Indianapolis — N. ?., 1972; Fad, fiction and forecast, Indianapolis,
19733; Languages of art, Indianapolis, 19762; The
structure of appearance, Dordrecht — Boston, 19772.
• Хилл Т. 11., Coup, теории познания, пер. с англ., М., 1965, с. 441—49;
Богомолов A.C., Буржуазная философия США 20
в., М., 1974, с. 28(1—90; К а и б е ? г Г., Вероятность и индуктивная логика,
пер. с, англ., М., 1978.
ГУЛИАН (Gillian) Константин Йонеску (р. 22.4.1914, Бухарест), рум. философ-
марксист, действит.
чл. Академии СРР. В 1949—70 директор Ин-та философии Академии СРР. Историк рум.
и мировой
философии; историк и теоретик культуры и проблем ценностей; возглавлял коллектив
рум. учёных
по созданию первой марксистской истории рум. философии — «Istoria gindirii
sociale §i filozofice in
Romania» (1964). Г. ставит вопрос о разработке в марксизме филос. антропологии,
философии
культуры и аксиологии в качестве самостоят. дисциплин.
• Problematica omului, Вис., 1966; Originale umanismului si ale culturii. Вис.,
1967; Hegel. Sau filozofia crizei, Вис., 1970;
Istoria, omul si culture, Вис., 1970; Antropologie filozofjca, Вис., 1972;
Introducere in istoria filozofici moderne, Вис., 1974;
Bazele istoriei si teoriei culturii, Вис., 1975; Marxism $i structuralism, Вис.,
1976; в рус. пер.— Метод и система Гегеля, т.
1—2, М., 1962—63.
ГУМАНИЗМ (от лат. humaniis — человеческий, человечный), в широком смысле —
исторически
изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его
право на
свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо
человека критерием
оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности
желаемой
нормой отношений между людьми; в узком смысле — культурное движение эпохи
Возрождения.
Идеи Г. имеют длит, предысторию. Мотивы человечности, человеколюбия, мечты о
счастье и
справедливости можно обнаружить в произведениях устного нар. творчества, в лит-
ре, нрапственно-
филос. и религ. концепциях различных народов начиная с глубокой древности. В
эпоху Возрождения
Г. впервые выступил как целостная система взглядов и широкое течение обществ.
мысли, вызвав
подлинный переворот в культуре и мировоззрении людей того времени. Дальнейшее
развитие Г. свя-
зано с деятельностью идеологов периода бурж. революций (17 — нач. 19 вв.). Они
разрабатывали
идеи «ес-теств. прав» человека, оценивали любое социальное устройство ст. зр.
его соответствия
абстрактной «природе человека», пытались найти пути сочетания интересов личности
и общества.
Гольбах, Гельвеции, Дидро и
130 ГУДМЕН
др. отчётливо связали Г. с материализмом и атеизмом. Кант выдвинул идею вечного
мира,
сформулировал положение, выражающее сущность Г., — человек может быть для
другого человека
только целью, но не средством.
Система гуманистич. воззрений, созданных в условиях поднимающегося капитализма,
явилась
завоеванием обществ. мысли. Вместе с тем она была внутренне противоречива и
исторически
ограничена, ибо опиралась на индивидуалистич. концепцию личности, на абстрактное
понимание
человека. Эта противоречивость абстрактного Г. отчётливо обнаружилась с
утверждением капи-
тализма — строя, где в прямую противоположность идеалам Г. человек превращается
в средство
произ-ва капитала, подчиняется господству чуждых ему стихийных социальных сил и
законов,
капиталистич. разделению труда, к-рое уродует личность, делает её односторонней,
порождает
различные виды отчуждения человека. Критикуя частную собственность, Мор, Кампа-
нелла,
Морелли и Мабли считали, что, лишь заменив её общностью имущества, человечество
сможет
достичь счастья и благополучия. Великие социалисты-утописты Сен-Симон, Фурье,
Оуэн выявили и
критиковали противоречия сложившегося капиталистич. строя и, вдохновляясь
идеалами I'.,
разрабатывали проекты реформирования общества на началах социализма.
Гуманистическую
традицию в общественной мысли России в 19 в. представляли революционные
демократы — Герцен,
Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Шевченко и др.
Новый этап в развитии Г. начался с возникновением марксизма, к-рый впитав в себя
лучшие
достижения гуманистич. мысли прошлого, вместе с тем отверг отвлечённую,
внеисторич. трактовку
«природы человека» лишь как биологич. «родовой сущности» и утвердил её науч.
конкретно-
историч. понимание, показав, что «... сущность человека... есть совокупность
всех обществ.
отношений» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 3). Марксизм
отказался от аб-
страктного, надклассового подхода к проблемам Г. и сформулировал новую концепцию
Г. —
пролетарский, или социалистич., Г. Маркс впервые определил реальные пути
осуществления идеалов
Г., связав его с науч. теорией обществ. развития, с революц. движением
пролетариата, с борьбой за
коммунизм. Коммунизм ликвидирует частную собственность и эксплуатацию человека
человеком,
нац. гнёт и расовую дискриминацию, социальные антагонизмы и войны, устраняет все
формы
отчуждения, ставит достижения науки и культуры на службу человеку, создаёт
материальные,
социальные и духовные предпосылки для гармоничного и всестороннего развития
человеч. личности.
При коммунизме труд из средства к жизни превращается в первую жизненную
потребность, а
высшей целью общества становится развитие самого человека. Поэтому Маркс назвал
коммунизм
реальным, практическим Г. (см. К. Маркс, там же, т. 42, с. 169). Идеи
марксистского Г. получили
свою дальнейшую конкретизацию в трудах В. И. Ленина, исследовавшего новую эпоху
развития
капитализма, а также начало эпохи перехода от капитализма к социализму, когда
эти идеи стали
практически претворяться в жизнь.
Социалистич. Г. противостоит абстрактному Г., к-рый проповедует «человечность
вообще» вне связи
с борьбой за освобождение человека от всех видов эксплуатации. Принципы
марксистского,
социалистич., Г. извращают правые и «левые» ревизионисты, отождествляя его с
абстрактным Г. По
если первые видят в аб-страктно-гуманистич. принципах существо марксизма вообще,
то вторые
отвергают всякий Г. как бурж. концепцию. На самом деле жизнь доказывает правоту
принципов
социалистич. Г. С победой социализма сначала в СССР, а затем и в др. странах
социалистич. содру-
жества идеи марксистского Г. получили реальное воплощение в завоеваниях нового
социального
строя, из-

бравшего девизом своего дальнейшего развития гуманистич. принцип: «Всё во имя
человека, для
блага человека».
* Волгин В. П., Г. л социализм, М., 1955; Федосеев II. П., Социализм и Г., М.,
1958; Петросян М. И., Г., М., 1964; От
Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела. Сб. ст., М., 1969; Проблемы Г. в
марксистско-ленинской философии, М.,
1975; ХолличерВ., Личность и Г., пер. с нем., М., 1981.
В. Ж. Келле.
Г. в узком, конкретно-историч. смысле, Г. Возрождения — культурное движение,
прежде всего в
Италии (особенно во Флоренции) сер. 14 — сер. 16 вв., восходящее к Ф. Петрарке;
с кон. 15 в.
перешло в Германию, Францию, отчасти Англию и др. страны, создав европ.
«республику учёных».
Историч. почвой возникновения Г., как и Возрождения в целом, послужили расцвет
городов,
экономия, и социальные сдвиги раннебурж. эпохи, зарождение нового человека и
потребность в его
сознат. самоутверждении и воспитании. Называя себя «мудрецами» или «ораторами»,
итал.
гуманисты обозначали свои занятия как «studia humanitatis» («познание вещей, к-
рые относятся к
жизни и нравам и к-рые совершенствуют и украшают человека», Л. Бруни); в кон. 15
в. появилось
само слово «гуманист». Термин «Г.» был введён нем. педагогом Ф. Нитхаммером
(1808); после труда
Г. Фойхта «Возрождение классической древности и первый век Г.» («Die
Wiederbelebung des
classischen Alterthums ...», 1859) в науке началось обсуждение историч.
содержания и пределов этого
понятия.
Ранний, т. н. этико-фялологич. или гражданский, Г. в Италии (от Салутати до Л.
Баллы и Л. Б.
Альберта, кон. 14 — сер. 15 вв.) возник в связи с изучением и преподаванием
риторики, грамматики,
поэзии, истории и моральной философии на основе классич. греко-лат.
образованности, в противовес
излюбленным темам и методам ср.-век. схоластики. Гуманистич. «словесность»
позволила
выработать новое мировоззрение, проникнутое критицизмом, светскостью и впервые
возникшим
пониманием историч. дистанции по отношению к античности. Прекрасное и чистое
«слово»
понималось как «знание» и «добродетель» (virtus), как воплощение универсальной и
божеств.
человеческой природы, как её гармонич. этос и инструмент практич. деятельности
человека в кругу
друзей, семьи и родной общины (идеал homo civilis). Центр. идея Г. —
актуализация через
гуманистич. занятия возможностей, заложенных в индивиде, всесторонняя
культивация его
«достоинства». Для мышления гуманистов характерно рядоположе-ние самых разных
духовных
позиций в процессе принципиально незавершаемого внутр. диалога. С последней
трети 15 в.
гуманистич. интересы перемещаются в теологию, натурфилософию, естествознание,
что означало
раскрепощение традиц. сфер культуры, но одновременно вело к утрате нек-рых
особенностей и
достижений раннего Г., к более сложному взаимодействию со ср.-век. наследием
(флорентийский
неоплатонизм Фичино, нео-аристотелизм Помпонацци и т. п.). За пределами Италии
Г. переживает
новый взлёт (Эразм Роттердамский, Т. Мор, И. Рейхлин), вступая в теснейшую связь
с со-циально-
религ. конфликтами 16 в. (Реформация) и переплетаясь с проблемой культурного
самоопределения
зап.-европ. наций.
* К о p е л и н М. С., Ранний итал. Г. и его историография, т. 1—4, СПБ, 1914; P
е в я к и н а Н. В., Проблемы человека
в.итал. Г. 2-й пол. 14 — 1-й пол. 15 вв., М., 1977; Горфун-кель А. X., Г. и
натурфилософия итал. Возрождения, М., 1977;
О с и н о в с к и и И. П., Томас Мор: утопич. коммунизм, Г., реформация, М.,
1978; Б а т к и н Л. М., Итал. гуманисты:
стиль жизни и стиль мышления, М., 1978; S a i t t a G., II pen-siero italiano
nell'Umanesimo e nel Rinascimento, v. l—3, Bo-
logna, 1949—51: Kristeller P. O., Renaissance thought: the classic, scholastic
and humanistic strains, N. Y., 1961; Bush D., The
Renaissance and English humanism. Toronto, 1962; Newald R., Probleme und
Gestalten des deutschen Humanismus, В., 1Я63;
G a r i n E., L'umanesimo italiano. Filosofia a vita civile nel Rinascimento,
Roma — Bari, 1970.
Л. М. Боткин.
ГУМБОЛЬДТ (Humboldt) Вильгельм (22.0.1767, Потсдам, — 8.4.1835, Тегель), нем.
эстетик,
языковед,
философ, гос. деятель и дипломат, один из основателей Берлинского ун-та (1810).
Взгляды Г.
отражали идеалы гуманистич. мировоззрения, сложившегося в Германии к кон. 18 в.
(Гёте, Шиллер,
Гердер); в ряде работ Г. разъяснял этич. и эстетич. смысл поэзии нем. классиков
(статьи о поэме Гёте
«Герман и Доротея», о Шиллере). В философии истории Г. перерабатывал опыт
Великой франц.
революции, раннее его соч. «Идеи к опыту установления границ деятельности гос-
ва» («Ideen zu
einem Versuch, die Grenzen der Wirksamkeit des Staates zu bestimmen», 1792,
опубл. 1851) —
рассуждение о по-литич. условиях, призванных обеспечить свободное развитие
индивида и народа.
Для Г. характерен преимуществ, интерес к культуре как целостному органич.
единству, к «духу»
народов, действующему в истории (работы 1790—1800-х гг., посвящённые др.-греч.
истории и
культуре). Вершина науч. деятельности Г. — его работы о языке, в к-рых начала
сравнит. языко-
знания неотделимы от философии языка и культуры («О сравнит. изучении
языков...», «Uber das
vergleichende Sprachstudium...», 1820; «О различии строя человеч. языков...»,
«Uber die Verschiedenheit
des menschlichen Sprachbaues...», — введение к работе «О языке кави на острове
Ява», «Uber die
Kawi-Sprache auf der Insel Java», Bd l—-3, 1836—39, и мн. др.). Подчёркивая
творч. природу языка, Г.
рассматривал его в тесной связи с мыслит, деятельностью индивида и народа; язык
— не только
готовый инструмент и нечто созданное (ergon), но и деятельность (energeia) духа;
язык как
«непроизвольное средство» выражения и обретения истины; в самой структуре языка
воплощено
определ. воззрение на мир. Г. явился по существу основоположником философии
языка как
самостоят. дисциплины и оказал огромное влияние на развитие языкознания в 19—20
вв. (X.
Штейнталь, А. А. Потебня и др.). • Gesammelte Schriften, hrsg. v- A. Leitzmann,
Bd l—17, B., 1903—36,
то же, В., 1968; Werke, hrsg. v. A. Flitner und K. Giel, Bd 1—5, Darmstadt—B.,
1960—65; Der
Briefwechsel zwischen F. Schiller und W. v. Humboldt, hrsg. v. S. Seidel, Bd l—
2, B., 1962.
* Гайм Р., Вильгельм фон Г. .... пер. с нем., М., 1898; Ш ? е т Г. Г., Внутр.
форма слова. (Этюды и вариации на темы Г.),
М., 1927; S p r a n g e r E., W. v. Humboldt und die Humanitatsidee, В., 1928 2;
S curl a H., W. v. Humboldt. Werden und
Wirken, B., 1975 2.
ГУМПЛОВИЧ (Gumplowicz) Людвиг (9.3.1838, Краков, — 19.8.1909, Грац), польско-
австр.
социолог и юрист. Представитель социального дарвинизма. Предметом социологии
считал
социальные группы, а непрерывную и беспощадную борьбу между ними — гл. фактором
социальной
жизни. Основа социальных процессов в целом, по Г., — в стремлении человека к
удовлетворению
материальных потребностей. На заре истории вражда характеризует отношения между
ордами,
разделёнными расово-этнич. признаками. В результате порабощения одних орд
другими возникает
гос-во, при к-ром борьба между ордами уступает место борьбе между сословиями,
классами,
партиями и т. д., а также между гос-вами.
Г. рассматривал общество как надындивидуальную и сверхиндивидуальную реальность.
Натурализм
в понимании общества тесно связан у него с фаталистич. трактовкой социальных
законов,
фетишизацией историч. необходимости. Г. отрицал существование обществ.
прогресса, интерпретируя обществ. развитие как круговорот, в к-ром каждое
общество проходит
этапы становления, расцвета и гибели. Концепция Г., к-рой присущи общие пороки
социального
дарвинизма,— свидетельство несостоятельности натурализма, вульгарного
материализма и
редукционизма в построении со-циологич. теории.
Н Race und Staat, Wien, 1875; Der Rassenkampf, Innsbruck, 1883; The Letters of
Ludwig Gumplowicz to Lester F. Ward, Lpz.,
1933; в рус. пер.— Основы социологии, СПБ, 1899; Социо-логич. очерки, Одесса,
1899; Социология и политика, М.,
1895. 0 Совр. социологич. теория..., сост. Г. Беккер и А. Босков, пер. с англ.,
М., 1961; Кон И. С., Позитивизм в
социологии, Л.,
ГУМПЛОВИЧ 131
1964; История бурж. социологии XIX ˜ начала XX века, М., 1979, гл. 4.
ГУНЫ (санскр. гуна, букв. — качество, нить), в др.-инд. мысли субстанции-силы,
входящие в состав
прак-рити и направляющие её развитие в определ. направлении. Учение о Г.
получило особое
развитие в санкхье: пракрити состоит из трёх Г. (подобно канату, сплетённому из
трёх отд. верёвок)
— саттвы, лежащей в основе удовольствия и являющейся источником положит, эмоций
(радости,
светлого и т. п.), раджаса, стимулирующего элемента (в т. ч. приводящего в
движение) и
порождающего страдание, тамаса — пассивного, от-рицат. начала, порождающего
апатию,
безразличие, тьму, косность, аморфность и т. п. Г. невосцринимаемы, об их
существовании можно
судить только по их следствиям — объектам тварного мира, отражающим
преобладающий тип Г. и,
следовательно, вызывающим или радость, или отрицат. эмоции, или
индифферентность. Три Г. могут
находиться как в состоянии конфликта, противоборства друг с другом, так и в
состоянии равновесия,
обеспечивающего гармонию. Все нейтральные объекты объясняются преобладанием к.-
л. одной из Г.
Г. пронизывают все объекты и находятся в процессе вечного изменения, к-рый
бывает двух типов.
Первый из них — сварупа-паринама, он предполагает автономные изменения в
пределах каждой из
трёх Г., не затрагивающие две другие Г.; на этой стадии нет взаимодействия Г.,
их сочетаний, они
существуют как однородная масса, внутри к-рой нет перемещений и, следовательно,
нет ни объектов,
ни качеств. Это состояние равновесия характерно для распадающегося мира или мира
до творения.
Второй тип изменения Г. — вирупа-паринама; он предполагает преобладание одной из
Г. над двумя
другими и, т. о., превращение в иное, что открывает эволюцию Вселенной.
В др. филос. школах Г. понимались иначе. Для вай-шешики Г. — качество,
обладающее теми или
иными свойствами. В упанишадах Г. — психич. состояния, вызывающие отрицат.
физич. и духовные
эффекты. В нек-рых системах Г. характеризовали разные типы реальности. Учение о
Г. сыграло
значит. роль в концепциях, уделявших особое внимание становлению мира объектов.
• см. к ст. Санкхъя.
ГУРВИЧ (Gurvitch) Георгий Давидович (Жорж) (2.11,1894,Новороссийск, —
10.12.1965, Париж),
франц. философ и социолог. Называя свои взгляды «диалектич. гиперэмпиризмом», Г.
отвергал
формально-дедуктивные теории и эмпиризм в зап. социологии и стремился строить
социологию на
основе диалектики, интерпретируемой в духе релятивизма и плюрализма. «Диалектич.
гиперэмпиризм» Г. в методологич. плане означал ориентацию на отказ от к.-л.
заранее принятой
филос. позиции в подходе к изучению человека, а в онтологич. плане —
истолкование человеч. опыта
как разнообразного и непрерывно обновляющегося в своих основаниях.
Приписывая универсальное значение типологич. методу, Г. выделяет микросоциальные
типы; типы
частных групп; тины социальных классов и глобальных обществ («горизонтальное»
членение
социальной реальности). Отсюда деление на микро- и макросоциологию.
«Вертикальный» срез
социальной реальности, по Г., состоит в делении на «глубинные уровни» (от
эколого-морфологич.
основы до «коллективных умонастроений и психич. актов»), изучаемые «глубинной
социологией».
Предмет социологии Г. характеризовал как «целостные социальные феномены»
(понятие,
сформулированное Моссом), исследуемые одновременно на всех «глубинных уровнях»,
во всех
аспектах в процессе их структурации, деструктурации и разрушения. С позиций
плюрализма Г.
выступал как против материализма, так и против идеализма. Указывая на
противоречивый характер
обществ.
развития, он считал отношения между классами
132 ГУНЫ
«радикально непримиримыми» и доказывал неизбежность социальных антагонизмов. С
позиций
«плюралист-ского и децентрализованного коллективизма» критиковал капиталистич.
общество,
указывал на необходимость и неизбежность социальной революции. В целом для
концепции Г.
характерны призывы к конкретности, к сближению с историей, диалектикой, и в то
же время
абстрактность и схоластичность теоретич. построений, антиисторизм.
• Dialectique et sociologie, P., 1962; La vocation actuelle de la sociologie, t.
1—2, P., 1963.
• Грецкий M. H., Нек-рые концепции диалектики в бурж. философии и социологии
совр. Франции, «ФН», 1967, № 3;
Критика современной буржуазной теоретической социологии, М., 1977, гл. 7.
ГУССЕРЛЬ (Husserl) Эдмунд (8.4.1859, Просниц, Моравия, — 26.4.1938, Фрайбург),
нем. философ-
идеалист, основатель феноменологии. Ученик Ф. Брентано и К. Штумпфа; испытал
также влияние Б.
Больцано и неокантианства (преим. марбургской школы). Г. выступил как резкий
критик
скептицизма и релятивизма в философии («Логич. исследования», Bd l—2, 1900—
1901, рус. пер., т.
1, 1909). Носителем этих тенденций Г. считал психологизм — убеждение в том, что
всякий познават.
акт определяется по своему содержанию структурой эмпирич. сознания, а потому ни
о какой истине,
не зависящей от субъективности познающего, говорить нельзя. Наиболее чистое
выражение психоло-
гизма Г. видит в той линии, к-рая идёт от Локка и Юма через Дж. Милля к Вундту.
Совр. варианты
психологизма Г. усматривал в натурализме (т. е. установке естествоиспытателя,
превращённой в
мировоззренч. установку) и историцизме (как осн. филос. принципе). По мнению Г.,
сами науки о
природе и истории нуждаются в определ. обосновании, к-рое может дать только
философия, понятая
как строгая наука, наука о феноменах сознания — феноменология. Следуя по пути
рационализма
Декарта, Г. стремился найти последние самоочевидные логич. принципы и т. о.
очистить сознание от
эмпирич. содержания. Это очищение совершается с помощью редукции. Поскольку
философия,
согласно Г., должна прежде всего освободиться от всех догматич. утверждений,
вырастающих на
почве обычной, «естеств. установки» сознания по отношению к миру, Г. требовал
совершить эпохе, т.
е. акт воздержания от к.-л. утверждения. В результате редукции остаётся
последнее неразложимое
единство сознания — интен-ционалъностъ, т. е. направленность на предмет, к-рую
Г. рассматривал
как чистую структуру сознания, свободную от индивидуальных (психологических,
социальных,
расовых и др.) характеристик. С помощью понятия интенциональности Г. стремился
решить главный
тео-ретико-познават. вопрос о связи субъекта и объекта: она призвана служить как
бы мостом между
ними — быть одновременно представителем имманентного мира общечеловеч. сознания
и
трансцендентного мира бытия, предметности. Феноменология есть, по Г., наука о
чистом сознании
как переживании интенциональных актов; Г. называет это переживание «усмотрением
сущности».
Претендуя на нейтральную позицию в решении осн. вопроса философии, Г. предложил
исключить из
феноменологии «положения о бытии». Принятие «сущностей» сближает филос. позицию
раннего Г. с
платоновским идеализмом; в отличие от «идей» Платона, имеющих онтологич.
(бытийственный)
статус, «сущности» Г. выступают лишь в качестве «значений», не обладающих сферой
существования (хотя тенденция к онтологизму у Г. постепенно нарастала).
В поисках твёрдых оснований Г. вынужден был непрерывно видоизменять свою
философию. В
последний период оп обращается к идее «жизненного мира», сближаясь с философией
жизни.
Переход на позиции исто-рич. трактовки абс. опыта осуществляется в одной из
последних работ Г.
«Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» («Die Krisis der
Europaischen
Wissenschaften und die transzendentale Phanome-
nologie», опубл. 1954), причём совр. ему европ. духовную ситуацию Г.
рассматривает как кризисную, свя-
зывая ;??? с господством сциентизма и натуралистически-позитивистского
мировоззрения вообще. Вместе
с понятием «жизненного мира» в центре внимания позднего Г. оказывается проблема
интерсубъективности.
Г. оказал влияние на совр. бурж. философию; среди его учеников — М. Шелер, Н.
Гартман, М. Хайдеггер и др.
Феноменология Г. послужила одним из источников экзистенциализма и филос.
герменевтики. • Philosophie der
Arithmetik, Bd l, Lpz., [1891J; Vorlesungen zur Phanomenologie des inneren
Zeitbewu?tseins, Halle, 1928; Husserliana.
Gesammelte Werke, Bd i —10, 12—18, 22, Haag, 1950—79; Erfahrung und Urteil,
Hamb., 1954; в рус. пер.— Философия,
как строгая наука, «Логос», 1911, кн. 1. ? Якове и ко Б. В., Философия Э. Г.,
«Новые идеи в философии», 1913, сб. 3; Ш
? е т Г. Г., Явление и смысл, М., 1914; Какабадзе 3. М., Проблема
«экзистенциального кризиса» и трансцендентальная
феноменология Э. Г., Тб., 1966; Г а й-д е н к о II. П., Проблема
интенциональности у Г. и экзистенциалистская категория
трансценденции, в сб.: Совр. экзистенциализм, М., 1966; Мотрошилова Н. В.,
Принципы и противоречия
феноменелогич. философии, М., 1968; Б е г и а ш-в и л и А. Ф., Проблема начала
познания у Б. Рассела и Э. Г., Тб., 1969;
Совр. бурж. философия, М., 1978, гл. 3; F a r b е r M., The foundation of
phenomenology, Camb., 1943; Diemer ?., Ed.
Husserl, Meisenheim am Glan, 19652; Tugendhat E., Der Wahrheitsbegriff bei
Husserl und Heidegger, В., 19702; Brauner H.,
Die Phanomenologie Ed. Husserls und ihre Bedeutung fur soziologische Theorien,
Meisenheim am Glan, 1978.
П. П. Гайденко.
ГХОШ Ауробиндо (15.8.1872, Калькутта, — 5.12.1950, Пондишери), инд. религ.
философ. Как
Рамакришна и Вивекананда, Г. видел выход из кризиса совр. человечества и
особенно Индии в обращении
к духовно-религ. наследию древней Индии. Истолковывая его, он соединял его, с
одной стороны, с инд.
философией 19 в., с другой— с определ. идеями европ. культуры. Пытаясь создать
некую общечеловеч.
религ.-филос. систему, примиряющую Запад и Восток, Г. старался «избежать их
недос-
татков: материализма Запада и спиритуализма ? отрешенности от реальности
Востока». Филос. основой
этой системы явилась реформированная Г. веданта («интегральная веданта»):
особенностью её является
отрицание иллюзорности мира и понимание майи как реальной силы (шакти) брахмана,
благодаря к-рой
он обладает способностью самопроявления. Промежуточным звеном между абс.
реальностью (брахманом)
и эмпирич. миром является «супраментальное сознание», в к-ром первонач. единство
брахмана
дифференцируется в «духовное многообразие». В результате отчуждения этого
многообразия от своего
источника возникает мир, цель развития к-ро-го — возвращение к своему источнику,
возможное только
посредством совместного освобождения всего человечества. Привести к этой цели
может лишь
интегральная йога, посвящение всей деятельности реализации божеств.
начала путём использования религ., этич., эс-тетич. и др. имиульсов человека в
их совокупности. Суть
этого пути — отказ от эгоистич. устремлений и служение обществу. Т. о., Г.
старался переориентировать
традиц. религ. практику, обратив её интересы с потустороннего на посюстороннее,
найти «духовный
смысл в этой посюсторонности». В последний период жизни Г. большое внимание
уделял оккультной
психологии, явлениям «сверхсознания» и т. п. Последователи его учения имеются в
Индии, а также в
Европе и Америке.
• The ideal of human unity, Pondicherry, 19502; Evolution, Pondicherry, 1950s;
Conversations of the dead, Pondicherry, 1951;
The doctrine of the passive resistance, Pondicherry, 19522; Bases of Joga,
Pondicherry, 195577; The life divine, Pondicherry,
1955; The foundations of Indian culture, Pondicherry, 1959.
• Бродов В.В., Интегральная веданта Ауробиндо Г., в сб.: Обществ.-политич. и
филос. мысль Индии, М., 1962; M i t-ra S.
K., Sri Aurobindo and indian freedom, Madras, 1948; G h a u d h u r i H., Sri
Aurobindo. The prophet of life divine, Gale., 1951;
ого же, Philosophy of integralism, Gale., 1954; S h a r m a R. N., Philosophy of
Sri Aurobindo, Lacknow, I960.

Д
ДАВИД AHАXT Непобедимый (ок. 475, с. Нер-гин в Таронской обл. Зап. Армении, — 1-
я пол. 6 в.,
Ахпатский монастырь в Сев. Армении), арм. философ л логик. Представитель
александрийской школы
неоплатонизма. Учился и преподавал в Александрии; ученик Олимпиодора Младшего. В
30-х гг. 6 в.
вернулся в Армению и возглавил т. н. грекофильскую школу в древнеарм. философии.
В осн. труде
«Определения философии» содержится критика скептицизма школы Пиррона и др.
представителей антич.
релятивизма и агностицизма, выдвигаются шесть определений фило-
•Сбфии, заимствованных у Пифагора, Платона и Аристотеля. «Определения
философии», а также «Анализ
„Введения" Порфирия» и «Толкование „Категорий" Аристотеля» были написаны на
греч. яз. в 1-й трети В
в. в Александрии и переведены на арм. яз. после возвращения Д. А. в Армению.
«Толкование „Аналитики"
Аристотеля» сохранилось только на арм. яз. Труды Д. А. сыграли выдающуюся роль в
формировании арм.
философии и кристаллизации арм. филос. терминологии.
• Соч., пер. и вступ. ст. С. С. Аревшатпна, М., 1975. 0 Чалояв В. К., Философия
Давида Непобедимого, Ер., 1946;
Аревшатян С. С., Формирование филос. науки в древней Армении (V — VI вв.), Ер.,
1973; его ж е, Д. А.— выдающийся
философ древней Армении, М., 1980; К h o s t i-k i a n M., David, der Philosoph,
Bern, 1907.
ДАЙ ЧЖЭНЬ, Дай Дунъюань (19.1.1724, Сю-нин, пров. Аньхой,— 1.7.1777, Пекин),
кит. философ-
материалист периода Цин (1644—1911). Крупный учёный, занимался астрономией,
математикой,
историей, географией, лингвистикой. Автор или редактор ок. 50 соч., 35 из к-рых
опубликованы u дошли
до нас.
Как философ Д. Ч. возглавлял одну из двух группировок в течении, именуемом «Хань
сюе» — букв, «уче-
ние периода Хань» (3 в. до н. э.— 3 в. н. э.), или «Цянь— Цзя сюепай» — «филос.
школа периода
правлений Цяньлуна и Цзя-цина» (1736—1820). Течение это возникло в 17 в. и
приобрело популярность в
18 в. Оно провозгласило возврат к изучению конфуцианских классиков в редакция
периода Хань (отсюда
назв.), однако с учётом не только текстологич., но и историч., аст-рономич.,
математич., географич.
проблем, н было направлено против сунского неоконфуцианства с его отвлечёнными
рассуждениями. Д.
Ч., в частности, отвергал идеалистич. трактовку неоконфуцианцами ли-за-кона как
высшего начала,
ниспосланного небом и предшествующего вещам: ли, по Д. Ч.,— это естественный и
необходимый закон,
порядок всех вещей и явлений, существующий в них самих, в материальных частицах
ци, познаваемый
путём анализа их мельчайших деталей. Ли находится также в чувствах и желаниях,
поэтому их нельзя
отбрасывать, подавлять или считать чем-то негативным, как полагали
неоконфуцианцы; источником зла в
человеке является лишь извращение чувств — эгоизм, пристрастие, обман.
Космологич. построения Д. Ч.
базировались на понятиях ци и дао — движения и изменения ци, приводящих к
беспрерывному
возникновению жизни. Сущностью дао являются космич. силы инь и ян и пять
движущих начал (у-син);
дао это также ци, к-рое не обрело ещё формы
ДАЙ ЧЖЭНЬ 133
и материального содержания. Ци, обладающее данными атрибутами,— это вещь.
Д. Ч. был одним из составителей библиотеки «Сы Ку цюань шу» («Полное собрание
книг по всем
четырем
разделам»).
• Юань шань. Мэн-цзы цзы- и шу-чжэн («Об изначальной доброте человеческой
натуры. Пояснения с доказательствами
значений знаков в тексте «Мон-цзы»), Пекин, 1956.
• Б у p о в В. Г., Мировоззрение кит. мыслителя 17 в. Ван Чуань-шаня, М., 1976;
Fang Chao-ying, Tai Chen, в сб.:
•Eminent Chinese ot the Ch'ing period (1644—1912), ед. A. W. Hummel, v. 2,
Wash., 1944, p. 695—700; Wing-tsit Chan, A
Source Book in Chinese Philosophy, Princeton, 1963, p. 709—22.
ДАМАСКИЙ (?????????) (p. между 458—462 — ум. после 538), греч. философ-
неоплатоник,
последний схоларх платоновской Академии. Учился в Александрии и Афинах. Автор
многочисл.
соч., из к-рых до нас дошли «Затруднения относительно первых начал и разрешения
их»,
комментарии к «Пармениду», «Филе-бу», «Федону» Платона и часть комментариев к
трактату «О
небе» Аристотеля (дополнен и издан его учеником Симпликием). Сохранившиеся
фрагменты
«Жизни Исидора» — ценный источник но истории афинской школы неоплатонизма.
Испытал
влияние Ямвлиха. Полемизировал с Проклом в «Затруднениях и разрешениях»,
стремясь ещё резче
подчеркнуть невыразимость и непознаваемость первоединого; согласно Д., после
сверхбытийного
первоединого идут сверхбытийные единое — многое и многое — единое, и только
после этой
ступени возможен переход к сфере бытия. И Damascii successoris dubitationes et
solutiones de primis
principiis, in Platonis Parmenidem..., ed. C. E. Ruelle, v. l—2, P., 1889;
Lectures on Philcbus..., «1. L. G.
Westerink, Amst., 1959; Vitae Isidori Reliquiae, ed. Cl. Zintzen, Hildesheim,
1967; Greek, The
Commentaries on Plato's Phaedo, v. 2 — Damascius, ed. L. G. Westorink, Amst.,
1977.
ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич [28.11(10.12). 1822, с. Оберце Орловской губ.,—
7(19).11.1885, Тбилиси], рус. публицист, социолог и естествоиспытатель, идеолог
панславизма. В
кон. 40-х гг. участвовал в кружке петрашевцев, но делу к-рых был в 1850 выслан
из Петербурга.
Социологич. взгляды Д., примыкающие к теориям историч. круговорота,
сформировались под
воздействием виталистских идей и позитивистского культа естеств. наук; наиболее
полно они
изложены в кн.: «Россия и Европа» (1869). В основе социологич. доктрины Д.
лежала идея
обособленных, локальных «культурно-историч. типов» (цивилизаций),
взаимоотношения к-рых
описываются Д. при помощи биологизаторских построений: подобно живому организму,
культурно-
историч. типы находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с внеш. средой; так
же как и
биологич. виды, они проходят естественно предопределённые стадии возмужания,
дряхления и
неизбежной гибели. Д. выделяет 4 разряда их историч. самопроявления:
религиозный, культурный,
политический и социально-экономический. Культурно-историч. тип, по Д.,
эволюционирует от
этнографич. состояния к государственному и от него — к цивилизации. Ход истории
выражается в
смене вытесняющих друг друга культурно-историч. типов. Д. выделяет 10 таких
типов, целиком или
частично исчерпавших возможности своего развития. Качественно новым,
перспективным с т. зр.
истории типом Д. считает «славянский тип», наиболее полно выраженный в рус.
народе.
Славянофильскую идею противостояния «мессианской» культуры России культурам
Запада Д. вуль-
гаризирует, облекая её в проповедь борьбы росс, государственности с др.
народами. Тем самым Д.
санкционирует политич. устремления царизма, оправдывает его великодержавный
шовинизм и
политику нац. вражды. Учение Д. о враждебном противостоянии культурно-историч.
типов всему
окружающему миру было воспринято либеральной критикой (Вл. С. Соловьёв, Н. К.
Михайловский,
Н. И. Кареев) как отход от
134 ДАМАСКИЙ
гуманистич. традиций рус. культуры. В последние годы жизни Д. в полемике с
дарвинизмом
привносит в свою мировоззренч. схему телеологически-эволюционистскую идею.
Идеи Д. оказали сильное воздействие на культурологию Леонтьева и в большой мере
предвосхитили
аналогичные построения Шпенглера.
• Дарвинизм, т. 1—2, СПБ, 1885—89; Сб. полнтич. и экономич. статей, СПБ, 1890.
• Ленин В. И., Тетради по империализму, ПСС, т. 28, с. 506; Кареев Н. И., Теория
культурно-историч. типов, Собр. соч.,
т. 2, СПБ, 1912; Соловьёв В. С., Нац. вопрос в России, Собр. соч., т. 5, СПБ,
[19122]; Леонтьев К. П., Владимир Соловьёв
против Д., Собр. соч., т. 7, СПБ, 1913; История философии в СССР, т. 3,М., 1968;
P а ш к о в с к и и Е. Б., В. И. Ленин о
психологии реакц. экстремизма..., «ВФ», 1970, № 1; McMaster R. E., Danilevsky. A
Russian totalitarian philosopher, Camh.
(Mass.), 1967.
ДАНЭМ (Dunham) Берроуз (р. 10.10.1905), амер. философ. За пропаганду
марксистских взглядов
отстранён от преподавательской работы. С материалистич. позиций Д. активно
выступает против
различных идеа-листич. направлений в совр. бурж. философии: экзистенциализма
(см. «ВФ», 1960,
№ 9), «общей семантики», прагматизма. В кн. «Гигант в цепях» (1953, рус. пер.
1958) рассматривает
проблему взаимоотношения философии и практики, высоко оценивает роль гуманистич.
идеалов в
жизни людей. Д. занимается также вопросами истории эстетики, гносеологии и
политич. мысли. И A
study in Kant's aesthetics, Lancaster, 1934; в рус. пер.— Мыслители и казначеи,
М., 1960; Человек
против мифов, М., 1961; Герои и еретики. Политич. история зап. мысли, М., 1967;
Филос.
размышления, в кн.: Совр. прогрессивная филос. и социологич. мысль в США, М.,
1977.
* Черкасов И. И., Из истории марксистской филос. мысли в США, М., 1977.
ДАО (букв.— путь, дорога), одно из важнейших понятий кит. философии, центр.
понятие даосизма.
В философии Лао-цзы Д.— невидимый вездесущий естеств. закон природы, человеч.
общества,
поведения и мышления отд. индивида, неотделимый от материального мира и
управляющий им
(поэтому Д. иногда сравнивают с логосом Гераклита). Д. порождает тьму вещей;
бездействует, тем
самым делая всё; Д. вечно и безымянно, пусто и неисчерпаемо; неследование Д.
ведёт к гибели. У
Чжуан-цзы Д. неактивно и бесформенно; его можно передать, но нельзя взять, можно
постичь, но
нельзя увидеть; оно само для себя начало и основа, не зависит ни от времени, ни
от пространства, у
него нет начала, нет конца, оно существует везде и во всём; познать Д.— значит
постигнуть закон
природы и умение соответствовать ему.
Для легиста Хань Фэйцзы Д.— первопричина возникновения не только тьмы вещей, но
и различий
между ними, оно упорядочивает тьму принципов, определяющих вещи. Овладение Д.
приводит к
разным результатам: одни становятся мудрыми, другие — безумцами, одни
процветают, другие
гибнут. Однако правителю необходимо овладеть Д., чтобы не стать жестоким внутри
и агрессивным
вне страны, ибо это ведёт к её гибели.
Иначе трактуется Д. в конфуцианстве. У Конфуция Д. лишено космологич. окраски и
обретает смысл
морального закона, этич. принципа, пути поведения, долга, поэтому оно зависит от
образованности:
небо наделяет человека натурой, поведение в согласии с нею называется Д. Д.
совершенствуется
через обучение, а также через жэиь — гуманность. Дальнейшее развитие эта идея
получила у Хань
Юя: всеобщая любовь паз. гуманностью; осуществление гуманности наз.
справедливостью;
поведепие, согласующееся с ними, наз. Д. Неоконфуцианцы сопоставляют Д. не
только с жэнь, но
также с космосом, природой: субстанция действий неба (природы) наз. изменением,
их закон
(принцип) — Д. (Чэн Хао); последоват. движение сил инь и ян является Д.— это то,
из-за чего инь и
ян чередуются друг с другом (Чэн И); Д. заполняет Вселенную, в отнесении к небу
оно наз. инь и ян,
в отнесении к земле — силой и слабостью, в отнесении к человеку — гуман-
ностью и справедливостью (Лу Цзююань). Термин «Д.» встречается и у др.
философов.
• Ян X и н - ш у н, Др.-кит. философ Лао-цзы и его учение, М.— Л., 1950;
Атеисты, материалисты, диалектики древнего
Китая, вступ. ст., пер. н коммент. Л. Д. Позднеевой, М., 1967, с. 196—203; The
four books, transl. by .Г. Legge, Shanghai,
1033; Wing-tsit Chan, A source book in Chinese philosophy, Princeton, 1963.
«ДАО ДЭ ЦЗИН» («Каноническая книга о дао и дэ»), иначе «Л а о - ц з ы» («Книга
учителя Лао»),
основополагающий трактат филос. даосизма. Согласно традиции, автором его был
полулегендарный
мыслитель Лао-цзы (отсюда второе назв. книги), будто бы живший в 6 в. до н.э.,
ранее Конфуция,
почитаемый как основатель даосизма. Учёные предполагают, что трактат был
составлен в 4—3 вв. до
н. э. последователями Лао-цзы, сохранившими его гл. положения и прежде всего —
учение о дао и дэ
— проявлении дао. Это учение было развило затем в «Чжуан-цзы» («Трактате учителя
Чжуа-на»,
нек-рые учёные считают «Чжуан-цзы» предшественником «Лао-цзы»). Трактат сыграл
огромную
роль в истории- кит. философии; св. 60 раз переводился на еврол. языки, в т. ч.
на русский.
• Ян X и н - ш у н, Др.-кит. философ Лао-цзы и его учение, М.—Л., 1950; Др.-кит.
философия, т. 1, М., 1972, с. 114—38;
Конрад Н. И., Избр. труды. Синология, М., 1977, с. 433—42. См. также лит. к ст.
Даосизм.
ДАОСИЗМ (кит. дао цзя — школа дао), наряду с конфуцианством одно из двух осн.
течений кит.
философии. Возникло во 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. После проникновения в Китай
буддизма вместе с
ним Д. и конфуцианство составили сань цзяо (букв.— три религии) — филос.-религ.
триаду
сосуществовавших и соперничавших течений, определявших идеологич. жизнь Китая
вплоть до 20 в.
Согласно традиции, основателем Д. считается Лао-цзы. однако важнейшим его
мыслителем был
Чжуан-цзы. Желая поднять престиж своего учения в борьбе с конфуцианством,
сторонники Д.
объявили первооснователем Д. легендарного героя Хуан-ди (2697—2598 до н. э.),
благодаря чему Д.
получил наименование Хуан-Лао чжи сюе — учение Хуан-ди и Лао-цзы.
Классич. Д. (Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы, Ян Чжу) представлял собой филос. учение
наивно-
материалис-тич. характера, с начатками примитивной диалектики, однако
содержащиеся в нём
элементы мистики постепенно привели к разделению Д. во 2—3 вв. на философский
(дао цзя),
высшим выразителем к-рого стал неодао-сизм, и религиозный (дао цзяо),
образовавший своего рода
«церковь», первым патриархом к-рой считается Чжан Даолпн (Чжан Фухань, 34—156).
Религ. Д.
включал в себя магию, алхимию, врачевание, демонологию и т. п. элементы, не
имеющие ничего
общего ни с философией, ни с доктриной классич. Д., в результате чего границы
понятия «Д.» стали
весьма расплывчаты.
Религ. Д., особенно широко распространившийся в эпоху Тан (618—907), стал
неотъемлемой частью
«нац. культа» — верований и обрядов широких нар. масс; самостоятельно или в
составе упомянутой
выше триады явился идеологич. основой бунтарских тайных сект и об-в («Тайпиндао»
— «Путь
великого равенства», «Удоумидао» — «Путь пяти мерок риса», «Байляньцзяо»—
«Учение белого
лотоса» и др.) и крест. восстаний (напр., «Хуан цзинь» — «Жёлтые повязки»);
оказал значит. влияние
на кит. художников, писателей, поэтов. На протяжении веков Д. то подвергался
гонениям, то
пользовался популярностью у правителей, напр. у Цинь Шихуанди (246—210 до н.
э.), Цзин-ди
(156— 141 до н. э.), Гао-цзуна (650—683), Сюань-цзуна (712— 756) и др. В КНР в
1951—53
проводилась борьба против тайных даосских сект.
Исходной идеей филос. Д. является учение о дао — пути, извечном, естеств. и
всеобщем законе
спонтанного возникновения, развития и исчезновения всей Вселенной. Отсюда
вытекает принцип
следования дао, т. е. поведения, согласующегося в микрокосмосе с дао (природой)
человека, а в
макрокосмосе — с дао Все-
ленной. При соблюдении этого принципа возможно бездействие (у вэй — недеяние,
одна из осн.
идей Д.), приводящее, однако, к полной свободе, счастью, успеху и процветанию.
Всякое же
действие, противоречащее дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и
гибели. Вселенную
нельзя привести в порядок искусств. образом, для воцарения его нужно дать
свободу её
прирождённым качествам. Поэтому мудрый правитель следует дао, не делая ничего,
чтобы управлять
страной, и тогда она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии. Дао
затемняется человеч.
односторонностью, само же не имеет никаких разграничении: стебель и столб, урод
и красавица,
великодушие и вероломство — всё объединяется дао в единое целое. Все вещи равны
между собой, а
мудрец свободен от пристрастия и предвзятости, одинаково смотрит на знатного и
раба, соединяется
с вечностью и с Вселенной и не печалится ни о жизни, ни о смерти, понимая их
естественность и
неизбежность. Идеи Д. оказали большое влияние на развитие кит. культуры и
философии.
• Ян Ю н - г о, История др.-кит. идеологии, пер. с кит М., 1957, с. 226—93; Др.-
кит. философия, т. 1, М., 1972, с. 114—
138, 212—24, 248—94; Ш к у p к и н П. В., Очерки Д., Харбин, 1926; Атеисты,
материалисты, диалектики древнего
Китая, вступ. ст., пер. и коммент. Л. Д. Позднеевой, М., 1967; ?о?шнева Е. Б.,
Учение «Белого Лотоса» — идеология
нар. восстания 1796—1804 гг., М., 1972, с. 8—29; Малявин В. В., Мир как
метафора. Даосский опыт в кит. культуре, в
кн.: Общество н гос-во к Китае, ч. 1, М., 1978, с. 91—99; Welch H., Taoism. The
parting ol the way, Boston, 1966; PolitellaJ.,
Taoism and Confucianism, Iowa City, 1967; Weber M., The religion of China.
Confucianism and Taoism, N. Y.— !_,., 1968';
McNaughton W., The Taoist vision, Ann Arbor, 1971; S a s o M. В., Taoism and the
rite of cosmic renewal, Wash., 1972.
С. Кучера.
«ДАО ЦЗАН» («Сокровищница даосских писаний»), название полн. собр. произведений
даосизма.
Согласно даосской традиции, составление «Д. ц.» началось в 745, однако более
вероятной является
дата 1008—17 — период правления сунского императора Чжэнь-цзуна (998—1022),
сторонника
даосизма. Канон был опубликован впервые в 1019 объёмом в 4565 томов. Его
комплектование
продолжалось вплоть до эпохи Мин (1368— 1644), когда в периоды 1436—49 и 1573—
1619 появи-
лись два его издания. В 1626 был составлен комментированный каталог «Д. ц.». В
«Д. ц.» вошли как
классич. произведения («Дао дэ цзин», «Чжуан-цзы» и т. п.), так и более поздние;
мн. трактаты
анонимны и не датированы.
• Алексеев В. М., Кит. лит-pa. Иабр. труды, М., 1978, с. 34—35; Welch H.,
Taoism. The parting of the way, Boston, j966; S
trie km an n M., Longest Taoist scripture, «History Of Religions», 1978, v. 17,
p. 331—54.
ДАРВИН (Darwin) Чарлз Роберт (12.2.1809, Шрусбери,— 19.4.1882, Даун, близ
Лондона), англ.
естествоиспытатель, основатель эволюц. учения о происхождении видов путем
естеств. отбора (см.
Дарвинизм). Внук англ. натурфилософа, врача и поэта Эразма Дарвина. На
формирование взглядов Д.
большое влияние оказали ботаник Дж. Генсло и геолог А. Седжвик. Исследования,
проведённые во
время кругосветного путешествия на корабле «Бигл» (1831—36), способствовали
выявлению Д.
движущих факторов эволюции. Уже в этот период Д. приблизился к открытию принципа
дивергенции, т. е. расхождения признаков у потомков общего предка. Став к 1837
убеждённым
эволюционистом, Д. занялся поисками движущего фактора эволюции. Одновременно он
вёл
огромную по широте работу в области зоологии, географии, геологии,
палеонтологии. В 1842 Д.
сделал первый набросок своей теории эволюции. В 1851—54 опубликовал 4-томный
труд по
анатомии, систематике и палеонтологии сидячих ракообразных — усоногих раков.
Анализ этой
группы позволил Д. проверить на конкретном материале осн. положения'эволюц.
теории. К этому
времени Д. стоял в ряду крупнейших натуралистов мира, его
ДАРВИН 135
науч. авторитет во многом способствовал последующему признанию созданной им
эволюц.
концепции. В 1854—55 Д. начал подготовку работы о происхождении видов, обобщая
весь
известный материал по изменчивости, наследственности и эволюции диких видов
животных и
растений, а также по методам селекции домашних животных и культурных растений. В
нач. 1856 Д.
приступил к написанию эволюц. труда (рассчитанного на 3—4 тома), однако работа
не была
завершена. В поисках движущих факторов эволюции Д. обратил внимание на идею
«борьбы за
существование» в работах Мальтуса. Д. выделил две формы конкуренции—внутри- и
межвидовую.
По Д., именно внутривидовая конкуренция наиболее близких по своим потребностям
особей ведёт к
вымиранию промежуточных форм и обеспечивает процесс дивергенции. Вымирание
неприспособ-
ленных и выживание приспособленных лежит в основе сформулированного Д. принципа
естеств.
отбора.
В 1858 англ. зоолог и биогеограф А. Уоллес прислал Д. рукопись статьи, в к-рой
он независимо от Д.
сформулировал принцип естеств. отбора. Д. хотел представить статью Уоллеса в
печать, умолчав о
том, что им уже были написаны разделы задуманного трёхтомника. По настоянию
геолога Ч. Лайеля
и ботаника Дж. Гукера доклады Д. и Уоллеса были прочитаны на заседании
Линнеевского зоологич.
об-ва в Лондоне и вместе опубликованы в журнале об-ва в 1858.
Осн. труд Д.— «Происхождение видов путём естеств. отбора, или Сохранение
благоприятствуемых
пород в борьбе за жизнь» вышел в 1859 (первое сообщение в печати Д. сделал в
1858). В 1868 Д.
опубликовал большой труд по теории искусств. отбора «Изменения животных и
растений под
влиянием одомашнивания», развивающий идеи «Происхождения видов», а в 1871 —
работу
«Происхождение человека и половой подбор», в к-ром показано не только
несомненное сходство, но
и родство человека и человекообразных обезьян. Происхождение человека от
животных
доказывалось Д. и в кн. «Выражение эмоций у человека и животных» (1872). Учение
Д. разрушило
креационистскую концепцию о сотворении видов, подорвало основы представления о
божеств.
происхождении человека, об его исключит. положении в системе органич. мира. Д.
стоял несколько в
стороне от той борьбы за становление эволюц. идеи в биологии и за признание
дарвинизма в
качестве стержня эволюционизма, к-рую вели сторонники учения Д. в разных
странах.
• в рус. пер.: Соч., т. 1—9, М.— Л., 1935—59; Воспоминания о развитии моего ума
и характера. (Автобиография).
Дневник работы и жизни, пер. с рукописей Ч. Д., вступ. ст. и коммент. С. Л.
Соболя, М., 1957.
• Памяти Дарвина, М., 1910; Некрасов А. Д., Ч. Дарвин, М., 1957.
ДАРВИНИЗМ, материалистич. теория эволюции органич. мира, обоснованная Ч.
Дарвином и
развитая его учениками и последователями (А. Уоллес, Т. Гексли, Ф. Мюллер, Э.
Геккель, Л. Долло,
В. О. и А. О. Ковалевские, И. И. Мечников, Н. А. Северцов, К. А. Тимирязев и
др.). Д. выделяет
материальные факторы эволюции — наследственность и изменчивость — и движущие
факторы
эволюции — естеств. отбор для организмов, живущих в природе, и искусств. отбор
для разводимых
человеком домашних животных и культурных растений. Принципиальное отличие Д. от
предшествующих эволюционных и трансформистских концепции состоит в том, что он
вскрывает
движущий фактор и причины эволюции.
Гл. фактор эволюции в природе — естеств. отбор. В отличие от проводимого
человеком искусств.
отбора, он обусловливается влиянием на организм окружающей среды. Согласно
Дарвину, естеств.
отбор — это «переживание наиболее приспособленных» организмов, вследствие к-рого

<<

стр. 14
(всего 90)

СОДЕРЖАНИЕ

>>